Тема «Солнце. Его значение для жизни на Земле». Какое значение имеет Солнце для Земли? Солнечные лучи для жизни на земле

Е сли спросить любого человека, какое из небесных светил имеет наибольшее значение для нас на Земле, то, наверно, услышим, что . Не будь Солнца, не было бы на Земле зеленых лугов, тенистых лесов и рек, цветущих садов, хлебных полей, не могли бы существовать ни человек, ни животные, ни растения.

Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Но первобытным людям представлялось каким-то сверхъестественным существом. Оно обожествлялось почти всеми народами древности.

Наши предки славяне поклонялись богу солнечных лучей - Яриле . У древних римлян был бог Солнца - Аполлон . Цари и князья, чтобы возвеличить свою власть, старались внушить людям представление о своем происхождении от бога Солнца.

Различные религиозные верования и обряды, связанные с этими древними представлениями о , сохранились и до наших дней, например в праздновании пасхи, которое всегда связано с наступлением весны и обновлением всей природы от живительных солнечных лучей.

Всякое движение на Земле происходит главным образом за счет энергии, которая поступает к нам в солнечных лучах. - источник жизни на Земле .

Великий русский ученый К. А. Тимирязев в своей замечательной книге "Жизнь растения" писал: "Когда-то где-то на Землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез... В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы... Пища служит источником силы в нашем организме потому только, что она - не что иное, как консерв солнечных лучей..."

Каждый человек иногда задумывался о том, какую же роль играет Солнце в жизни людей на Земле. Солнце - это большая звезда, которая расположена к нам ближе, чем все остальные небесные светила, и благодаря ей началось зарождение жизни на Земле. Если заглянуть в прошлое, то мы вспомним, что Солнце считалось основным божеством. Люди во все времена осознавали, что именно благодаря солнечному свету существует жизнь на Земле.

На сегодняшний день, гордость настолько затмила воображение людей, что не позволяет им задуматься о важности Солнца для человечества, и большая часть представителей современного общества думают, что они «венцы природы». И при этом даже не задумываются о том, что могут глубоко заблуждаться, так как в один прекрасный момент, природа может жестоко отомстить. Придет время и наше Солнце прекратит свое существование и, вместе с этим, погибнет все живое на Земле. Люди навсегда потеряют возможность любоваться восходом Солнца.

Время восхода и захода Солнца на любую дату можно посчитать в онлайн-калькуляторе по ссылке.

Давайте разберемся, какое имеет значение Солнце для жизни на Земле? С научной точки зрения, все действия, которые совершаются на Земле, так или иначе подчиняются Солнцу. А если говорить конкретнее - солнечной энергии. Солнце воздействует на газообразную атмосферу, которая окружает весь земной шар в результате чего мы можем каждый день наблюдать различные природные явления в виде осадков, ветра или тумана. Большое количество осадков сохраняется в водоемах, откуда, при помощи гидроэлектростанций, добывается энергия, которую Солнце использовало, чтобы поднять воду в атмосферу.

Значение Солнца для жизни на Земле является важным не только для животных но и для растений. Благодаря растительности, воздух на Земле постоянно очищается и в какой-то мере напоминает небольшой завод по переработке углекислого газа в кислород. Это объясняется очень просто. В листьях находятся зерна хлорофилла, которые, в процессе впитывания солнечных лучей, вырабатывают кислород.

Следующий пример, который в очередной раз доказывает нам необходимость в солнечной энергии. Это происходящий процесс горения в печах, который заставляет выгоревший углерод растений воссоединяться с кислородом, в результате чего происходит освобождение энергии, затраченной на разложение углекислоты.

Существует ли замена солнечной энергии, ведь в ночное время, до восхода Солнца энергия не вырабатывается, и в случае, если Солнце вдруг погаснет, человечество погибнет?

Стоит отметить, что Солнце является главным источником энергии для развития промышленности. Так как каменный уголь и нефть также являются органическим происхождением. Что касается животного мира, то здесь собственные силы тоже поддерживаются благодаря накапливаемой солнечной энергии в растениях.

Кроме Солнца, есть еще один мощный источник энергии - внутриатомная энергия. На данный момент, она пока еще для нас не доступна и находится в процессе исследования. Придет время, когда человечеству представится возможность опробовать ее, впоследствии чего мы получим второй мощный источник энергии, на ряду с Солнцем.

Каждый человек, выполняя множество занятий в день, не задумывается, что все это возможно только благодаря Солнцу. Значение этой планеты для всего живого огромное. Среди рутинных дел нужно хоть иногда об этом задумываться, чтобы осознать, сколько прекрасного нас окружает.

Современные технологии и разработки позволили человеку определить расстояние от Земли до Солнца. Этот показатель равен 150 миллионов километров. Цифра внушительная, но учитывая размеры нашей Солнечной системы, она кажется уже менее масштабной.

Расстояние между этими планетами периодически меняется. Это возможно из-за эллиптической орбиты: в определенное время расстояние уменьшается на 147 миллионов километров, а потом со временем увеличивается на 152 миллиона километров.

Любопытно узнать, как же удалось вычислить это расстояние? Попытки рассчитать его были предприняты еще в Древней Греции. Но более основательно к работе подошли в 1761 — 1769 годах. Этому толчку способствовало прохождение перед Солнцем другой планеты — Венеры. Ученым, которые были разосланы во всех уголки Земли, удалось рассчитать довольно точный показатель.

В наше же время ученые обладают множеством современной техники, которая хоть каждый час может измерять расстояния между планетами.

Скорость обращения Земли вокруг Солнца

Всем известный принцип «Движение — это жизнь» особенно актуален на примере «жизни» Земли. Наша планета, как и все небесные тела, постоянно двигается. Без этого жить на ней было бы просто невозможно.

Земля одновременно обращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Как же так происходит? Чтобы представить этот сложный на первый взгляд процесс, нужно вспомнить движение волчка. Он оборачивается вокруг себя и одновременно передвигается по поверхности. Аналогично этому движется и Земля.

Без движения и с однобоким поворотом к солнечному светилу на одном участке была бы всегда высокая температура и все сгорело бы, превратилось в пар, а на другом — были бы сплошные ледники.

Солнце и Земля одновременно воздействуют друг на друга. Потому движение совершается по определенному маршруту — орбите. На это влияет сила притяжение Светила и скорость движения голубой планеты. Если бы это притяжение было чуть больше, а скорость Земли меньше, то последняя бы сошла с орбиты. Удивительная гармония и точность удивляет ученые умы.

Так какая же скорость обращения Земли вокруг Солнца? Этот показатель не постоянный из-за эллипсообразной орбиты нашей планеты. Средний показатель — 30 км в секунду или 107 тысяч км в час. Это умопомрачительная цифра, которую даже трудно представить. Тем не менее люди не ощущают этого сумасшедшего движения из-за того, что находятся в одной системе координат.

Оборот Земли вокруг Солнца

Материалы, указывающие, как быстро осуществляется оборот Земли вокруг Солнца, были разработаны еще Коперником. Он правильно указал, что Земля движется вокруг Солнца, а последнее — по круговой траектории вокруг Млечного Пути.

Почему именно по такому пути движется наша планета? Ученые выдвигают 3 предположения:

  1. Инерция. Большинство ученых полагают, что при зарождении Земля поддалась инертному влиянию.
  2. Из-за солнечного излучения.
  3. Под воздействием магнитных полей.

Земля «пробегает» вокруг Солнца за 365.242199 средних солнечных дней. Важно указать именно полное число, а не округлить его до всем известных 365 дней. Все потому, что за 4 года появляются еще одни дополнительные сутки. Тогда и говорится о высокосном периоде.

Земная орбита представляет собой эллипс, потому в определенный период она находится максимально близко к Светилу, а в другой — максимально отдаленно. В сочетании с наклоном собственной оси происходит смена сезонов.

Во сколько раз Солнце больше Земли?

Знакомство с астрономией и Солнечной системой начинается с изображения расстановки в ней планет. Невооруженным взглядом заметно, что Солнце значительно больше Земли. Но во сколько раз Светило превышает габариты голубой планеты?

Радиус Солнце равен 696 тысяч километров, а Земля имеет радиус всего 6 тысяч 371 километр. Отсюда понятно, что даже радиус ядра Солнца больше радиуса нашей планеты.

Другие показатели Светила также значительно превышают показатели Земли:

  • масса Солнца — 2 триллиона квардиллионов (это 2 с 27 нулями), а Земли — 6 секстиллионов (6 с 21 нулем);
  • гравитационное ускорение первого — 274 метра в секунду, а второй — 9,81 метра в секунду.

Потому Солнце по линейным размерам в 109 раз больше Земли, а по объему — в 1,3 миллиона раз.

Как же ученым удалось измерить точные размеры Светила? Для этого анализируется верхний слой — фотосфера.

Вращение Земли вокруг своей оси и Солнца

Как уже написано выше, Землю можно сравнить с волчком. Благодаря именно такому комплексному движению на нашей планете возможна жизнь, вырабатывается кислород и происходит смена времен года.

вращение Земли вокруг своей оси

Условная ось «пронзает» нашу планету под углом. Она проходит через центр Земли и пересекает поверхность в географических полюсах.

Направление вращения — с запада на восток. Благодаря такому вращению вокруг оси происходит смена дня и ночи: в одном полушарии — ночь, в другом — наступил день.

Один оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа — одни сутки. Также такая схема вращения влияет на процессы, происходящие на нашей планете. Например, из-за этого происходит колебания потоков рек и ветров (в северном полушарии — вправо, а в южном — влево).

Нагляднее явление становится на примере берегов рек. Правый берег обычно более крутой, а левый — положе.

Может возникнуть вопрос: «Так почему на планете не царит вечное лето, если каждое полушарие должно получать равное количество солнечных лучей». Дело в том, что ось пересекает полюса под углом в 23,5 градуса. Поэтому Солнце тщательнее прогревает, то одну часть, то другую. Именно поэтому, когда в Южном полушарии лето, то в Северном — зима. Не может быть такое, чтобы сезоны совпадали.

вращение Земли вокруг Солнца

Также наша планета вращается и вокруг Солнца. Полный оборот занимает 1 год. Под воздействием земной оси и этому вращению происходит смена времен года на Земле.

Орбита имеет вид эллипса, скорость равняется 107 тысяч км в час. Астрономы заметили, что постепенно орбита смещается. Такое изменение влияет на климат на Земле.

Времена года на Земле и Солнце

Времена года на Земле и Солнце — тесно взаимосвязаны. Также в этом процессе большое значение имеет земная ось, которая расположена под углом.

Как известно, наша планета движется по замкнутой орбите, которая напоминает эллипс. Солнце находится не в середине, а немного смещено. В одной точке — Земля максимально близко подходит к Светилу, а в другой — отдаляется. Чем ближе «подходит» Земля к Солнцу, тем больше солнечного тепла попадает на Южный полюс. Тогда в странах, расположенных на этой территории, начинается лето. Противоположная ситуация возникает, когда наша планета отклоняется от Светила: тогда лето наступает в Северном полушарии. В то время, как в южных странах наблюдается зима.

Говоря о смене сезонов, важно учесть движение Земли вокруг своей оси. Ее отклонение позволяет временам года сменять друг друга. Если бы такого отклонения не было, то в одной части планеты была бы вечная зима, в другой — осень и т.д.

Почему же тогда, например, на Экваторе всегда жаркая погода? Это возможно из-за того, что лучи Солнца падают отвесно в изобилии, но они не рассеиваются в атмосфере.

Также дважды в год есть такие дни, когда лучи одинаково падают на всю поверхность нашей планеты. Это — дни равноденствия (осеннего и весеннего).

Время движения луча Солнца до Земли

Зарождение и жизнедеятельность всего живого на Земле, в том числе происходит благодаря солнечному лучу. Чтобы определить время движения такого луча до поверхности Земли, сперва нужно разобраться, откуда он берется.

Благодаря термоядерному синтезу, что происходит внутри Светила, высвобождается большое количество энергии — фотонов. Они поглощаются молекулами газа.

Фотон «проходит» длительный путь, чтобы вырваться на поверхность Солнца. Для этого ему нужно 200 тысяч лет.

Сперва свет должен добраться до поверхности Солнца, на что уходит сотни тысяч лет. Потом — луч может «отправляться» в путь к Земле. Занимает это всего 8 минут, что просто ничтожно в сравнении с тем, как луч выходит на поверхность.

Значение Солнца для жизни на Земле

Огромное значение Солнца для жизни на Земле трудно оценить полноценно. Человечество каждый день пользуется этими благами, живет среди природных, биологических условий, которые возможны исключительно благодаря солнечной энергии.

Важность Светила можно условно подразделить на несколько подпунктов:

  1. Благодаря воздействию солнечной энергии на газообразную атмосферу Земли человечество может наблюдать и ощущать разные природные явления: ветер, туман, дождь. В том числе и не очень благоприятные: ураганы, смерчи и т.д.
  2. Без Солнца не будут «жить» растения, а без растений невозможно переработка углекислого газа в кислород.
  3. Без растений и оптимальных климатических условий погибнут животные. Человеку также не выжить без Солнца. Он попросту замерзнет, как и все живое на нашей планете.

Какая будет Земля без Солнца? Холодной, темной, неживой. Именно поэтому ученые пытаются найти альтернативный источник энергии, чтобы в случае затухания Светила можно было заменить его на какой — то другой вариант. Пока эти попытки тщетны.

Влияние Солнца на Землю

Колоссальное влияние Солнца на Землю проявляется в следующем:

  1. Создаются приливы. Не только Луна способна влиять на эти процессы, но и Солнце.
  2. Земля получает ежедневно энергию для полноценной «жизни».
  3. Формируется погода: солнечная энергия создает воздушные массы, в результате нагрева поверхности, создается пар, а после — облака и дожди и т.д.
  4. Благодаря Солнцу человек знает, что такое день и ночь, времена года.

Самое главное — Светило дает всю нужную нашей планете энергию. Это аккумулятор, обогреватель и «друг» всего живого на Земле. Была бы наша планета без Солнца такой, какой мы ее знаем? Нет!

Большая часть солнечной энергии, которая отправляется на Землю, отражается и снова уходит в космос. Но ее часть удерживается в нашей атмосфере, которая работает по принципу одеяла. Этого достаточно, чтобы все живое выжило.

Притяжение Солнцем Земли

Притяжение Солнцем Земли имеет огромное значение для всего человечества. Без этого явления наша планета бы не смогла двигаться по своей орбите, а давно бы упала на солнечное светило. Возможен и другой вариант — Земля, словно камушек, запущенный рогаткой, полетела бы восвояси.

Из-за того, что Солнце во множество раз крупнее Земли, между этими планетами (как и между другими в нашей Солнечной системе) происходит тесный контакт. Солнце держит на расстоянии планеты, сохраняет баланс.

Светило таким образом влияет не только на планеты, но и на спутник, кометы и другие объекты, заставляя их двигаться вокруг себя. Без этого воцарился бы настоящий хаос.

Ученые уверены в том, что гравитация искривляет пространство и придает ему форму. Тому наглядный пример — шарики. Маленькие шары катятся к большому. По такому же принципу притягиваются друг к другу и планеты.

Рисунок «Солнце, Земля»

Астрономическая тематика часто встречается в художественном искусстве. Нередко на рисунке можно встретить Землю и Солнце, как два верных товарища.

Такой вида завораживает, вызывает интерес и восхищение. Несколько примеров таких рисунков:

Сложно описать значение Солнца для человечества. Земля не была бы так прекрасна без его влияния, на ней не зародилась бы жизнь. Каждому человеку следует осознать значимость этой связи, незримой нити, которая соединяет огромное Солнце и такую хрупкую Землю.

Урок окружающего мира по ФГОС в 3 классе

на тему: «Значение Солнца для жизни на Земле»

Учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.

учитель начальных классов: Иванова Ольга Викторовна

МОУ «Основная общеобразовательная школа» р.п. Турки, Саратовская обл.

Цели: дать понятие о Солнце как источнике света и тепла;

определить, что Солнце является центром Солнечной системы;

рассказать о значении Солнца для жизнедеятельности на Земле;

развивать умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы;

воспитывать товарищество, ответственность, сотрудничество в группах;

Тип урока : урок - исследование,

Методы : проблемный, частично-поисковый, наглядный, репродуктивный, игровой, критического мышления через чтение и письмо (Ассоциация, Инсерт. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу )

Оборудование: книга, презентация к уроку

Умения: понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения, формулировать простейшие выводы на основе изученного материала, умения анализировать, делать выводы. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути их преодоления. Познавательные УУД:понимание информации, представленной в изобразительной, модельной схеме, осуществление для решения учебных задач операций сравнения, установления причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета, осуществлять совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умение строить небольшие монологические высказывания. Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, осознавать трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков, интерес и уважение к природе. Предметные УУД: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на модели и иллюстрации, обогащение природоведческого кругозора, усвоение природоведческих понятий на практическом уровне.

Задачи: организовать деятельность детей по ознакомлению с Солнцем, как ближайшей звездой;

Способствовать осознанию того, что Земля не может существовать без солнечного света и тепла.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: текст сказки про луну и Солнце, оценочный лист, карточки для работы в группах, презентация.

I Организационный момент.

Психологический настрой учащихся .

Ребята, мне очень хочется рассказать вам сказку про Солнце и Луну.

Заспорили как-то Солнце и Луна. Даже не поспорили, а просто - поругались.

Уходи, - сказало Солнце Луне, зачем ты нужна? Ты не можешь дать людям ничего, кроме тусклого, матового свечения. Мои же радужные и весёлые, солнечные блики дают миру и ласку, и тепло, и жизнь всему живому на земле. Уходи! Земля сможет прожить без твоего тёмного и унылого света!

Луна обиделась, и, конечно, ушла. Она спряталась за дымчатой горой, решив в белесом тумане провести свою жизнь, чтобы никого боле не тревожить своим ненужным сверканием.

На земле воцарился вечный Эдем света и тепла. Деревья стали плодоносить чаще, радуя небывалыми урожаями. стали неимоверно - пленительно благоухать. Звери, птицы, всё живое вокруг - заиграло фантастической, ни с чем не сравнимой, гаммой цветов и красок.

Сияющая идиллия вечно яркого света на земле, конечно, спустя время, стала приносить и свой вред. Некоторые деревья и кустарники - стали погибать от изнуряющего света. Многие звери и птицы не могли найти долгожданную тень и прохладу, чтобы спастись от палящих солнечных лучей. И тогда, глупое Солнышко разыскало Луну и сказало:

Прости меня, но не за то, что я прогнало тебя.... И не за то, что запретило тебе приходить на землю в свой черёд..... Просто прости, что я тебя не любила раньше, за то, какая ты есть....

Ребята, что вы можете сказать про главного героя этой сказки - Солнце?

(Когда светит солнце, то у нас поднимается настроение, солнце дает жизнь на нашей планете. Однако иногда солнце может очень сильно палить нашу Землю и тогда начинается засуха).

Почему человек часто называет его « солнышко», с чем это связано?

(Человек очень любит солнце)

Какое настроение стало у вас после прослушивания сказки? Выберите изображения, которые отражают ваши эмоции.

- Вы уже догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Верно, сегодня я буду рассказывать вам о Солнце и его значении для жизни на Земле,

II. Повторение изученного ранее.

1.Фронтальный опрос. (Прием «Мозговой штурм»)

1. Какая планета Солнечной системы самая большая?

2.Какая планета Солнечной системы самая маленькая?

    Какая планета имеет плоское светящееся кольцо?

4.Какое небесное тело не является планетой?

5.Зависит ли температура на поверхности планет от удалённости от Солнца?

2.Индивидуальный опрос.

    Мир с точки зрения астронома.

    Естественное небесное тело, сопровождающее планету.

    Раскалённое космическое тело, которое излучает свет и тепло.

    Наука о космических телах.

    Земля.

2

3

1

4

5

III. Мотивация учебной деятельности.

- Как вы думаете, без чего не может быть жизни на Земле?

Представьте себе, что Солнце исчезло с нашего небосклона, что тогда произойдет на Земле? (Проблемная ситуация)

А вот может ли такое произойти, вы узнаете в конце нашего урока.

IV Постановка цели урока.

С глубокой древности загадочное и далёкое, окутанное покровами тайн, наше дневное светило привлекало внимание учёных. Сегодня мы попытаемся пойти по стопам учёных и ответить на некоторые вопросы, связанные с этим загадочным небесным телом.

Какую задачу поставим перед собой?

Могла ли существовать жизнь, если бы не было солнечного тепла и света?

Сформулируем тему урока « Значение Солнца для жизни на Земле».

V . Организация восприятия и осмысления новой информации.

В первую очередь нам необходимо разобраться, что же такое солнце?

Солнце - могучий источник всякой жизни на Земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо - ни человек, ни животное, ни насекомое - не могло бы жить.
Солнечное тепло - источник всякой работы, или, как говорят, энергии, на Земле.

В течение одной минуты составьте в своих тетрадях все ассоциации к слову солнце.

(каникулы, жара, блин, одуванчик, светило, лето, отдых, богатырь)

Итог : все вы подобрали верные слова.

Физминутка: астрономическая считалка (в презентации)

Сегодня на уроке мы будем исследователями. Мы узнаем, почему на Земле происходит смена времен года. Рассмотрим схему тепловых поясов земли. Отчего на нашей планете бывает день и ночь?

Кто же такие: исследователи?

(это открыватели новых знаний, это экспериментаторы, добытчики доказательств)

- работа в группах

Скажите, пожалуйста, как Вы провели эти выходные? Катались на велосипеде, загорали на солнышке или в снежки, лепили снежную бабу? А какую одежду вы надеваете перед выходом на улицу?

Оказывается, столько всего интересного мы делаем каждый день, исходя из времени года. Летом отдыхаем на природе, осенью собираем гербарий из листьев, зимой катаемся на коньках и лыжах, а весной сбрасываем теплую одежку и радуемся ласковому солнцу. Каждое время года приносит что-то другое и новое. Каждый сезон меняет наш образ жизни, вид , влияет на прогулки и развлечения.

Итак, вы исследователи, перед вами стоит задача прочитать статью и найти ответ на вопрос: Как происходит смена времен года. Вспомним правила работы в группах.

Говорим вежливо,
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
если непонятно, переспрашиваем партнера,
четко высказываем свое мнение,
соблюдаем порядок на парте,
уважаем мнение собеседника.

Дети работают со статьей с помощью технологии Инсерта. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу

(+) узнал что-то новое

Уже знал, материал мне знаком

(?) не очень понятно, хочу узнать поподробнее

(!) я не согласен с этим

Задание для второй группы: Схема тепловых поясов земли. Прочитайте в учебнике на стр.17 об экваториальном поясе и расскажите, почему там всегда тепло: и зимой, и летом.

Задание для третьей группы: смена дня и ночи

Провести опыт с лампой и глобусом. Обратить внимание, какая сторона глобуса освещена, а какая находится в тени.

Отчет о ходе исследования занесем в таблицу: Значение Солнца для жизни на Земле

Работа по таблице на доске. Отчет делают руководители групп

смена времен года (1 группа)

Земля находится на орбите Солнца не прямо, а под наклоном, ось Земли и орбита Солнца образуют угол 23 градуса 27 минут. И получается, то одно полушарие всегда к Солнцу ближе, а второе дальше. Поэтому на одном лето, а на втором зима

тепловые пояса земли (2 группа)

Вследствие неравномерного нагрева нашей планеты Солнцем и распределения по земной поверхности, климаты Земли очень разн Экваториальный климатический пояс. Для этого типа климата характерно господство экваториальных в течение всего года. В дни весеннего (21 марта) и осеннего (21 сентября) равноденствия Солнце стоит в зените и сильно нагревает Землю. Температура воздуха в этом климатическом поясе постоянна (+24-28°С).

смена дня и ночи(3 группа)

Вращаясь вокруг своей воображаемой оси, Земля поворачивается к Солнцу одной стороной (здесь- день). В это время на другой стороне Земли ночь

Совсем не понятно- красный цвет,

Надо повторить ещё раз – желтый,

Всё легко и просто - зеленый

Вывод: Солнце - могучий источник жизни на Земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо - ни человек, ни животное, не могли бы жить. Солнечное тепло идет на нагревание земной поверхности. Без этого наша планета замерзла бы, на ней установился бы холод. Нагреваясь, земная поверхность отдает часть тепла окружающему ее воздушному океану - атмосфере.

VI . Закрепление учебного материала.

Вспоминаем пройденное на кружке « Я- исследователь»

Мы выполняли следующий опыт: посадили чеснок в двух горшках и поместили растения в разные места: одно- в темный шкаф, а другое на подоконник. Регулярно их поливали. Через несколько дней мы их сравнили, оказалось, что в темном месте растение даже не проросло, а в светлом месте дало хорошие всходы. Это видно на фото.

1.Дифференцированная самостоятельная работа .

Игра «Поставь по порядку планеты Солнечной системы» в приложении к уроку

2.Работа в парах:

Задание №15 в рабочей тетради. « Условия жизни на Земле»

Взаимопроверка.

Поднимите руки, кому удалось выполнить задание без ошибок? А кто допустил ошибку?

3. Игра «Солнечные предметы». Творческое задание

- Попробуйте ответить на вопросы и обосновать свой ответ.

Ø Какой день недели можно назвать солнечным?

Ø Назовите самый солнечный месяц года.

Ø Самый солнечный цветок?

Ø Самое солнечное событие в жизни человека?

Ø Самый солнечный зверь? Насекомое? Птица?

Ø Самое солнечное качество?

- слово учителя

Уже очень давно люди считают Солнце святым и праведным. Солнце согревает землю, в которую бросают зерно, к Солнцу тянется зелёный стебелёк, под солнцем он превращается в хлебный колосок. Древний человек представлял солнце в виде огненного колеса, что катилось с неба. И от этого солнечного пути на небе зависит жизнь всего живого. Солнце почитали все- и дети, и взрослые. Грехом считалось показывать на солнце пальцем, плевать в сторону солнца, бросать камни.

С Солнцем связано много сказок, чудес, поверий.

Дети называют «солнышком» насекомое (божью коровку). Когда на небе появляются тучи, божью коровку садили на ладошку и проговаривали:

Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,

Там твои детки просят конфетки!!!

Если божья коровка ринется ввысь- скоро выглянет солнце, а если только чуть расправит крылья- то тучи закроют солнце.

Вспомните начало нашего урока. Жизнь на Земле без Солнца невозможна: если перестанет светить Солнце, то зеленые растения погибнут, так как они не могут жить без тепла и света; животным и людям нечем будет питаться. Все живое замерзнет от невыносимой стужи. Тем не менее, этого не произойдет, так как Солнце - звезда, которая излучает в пространство много тепла и света. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли, но на небе мы видим Солнце маленьким, поскольку расстояние к нему от Земли - 150 млн. км. Температура солнечной поверхности - 6000 градусов, а возле центра - 15 млн. градусов. Ученые подсчитали, что Солнце будет светить еще миллиарды http://konkurs.сайт/