Уклад жизни царской семьи. Русская семья в XVII века: обычаи и традиции

Последние 4 тысячи лет женщины переживали не лучшие времена. Судьбу же московской женщины можно назвать незавидной даже по нашим отечественным меркам. В сознании москвичей прочно укоренилась благоглупость византийских богословов о том, что Ева — виновница грехопадения человечества — «существо 12 раз нечистое». И с этим существом особенно не церемонились.

Жизнь москвички XVII века нередко была беспрерывным рядом истязаний — смолоду от суровой власти отца, потом от тяжелой руки мужа. До замужества она своего «нареченного» большей частью и в глаза не видывала, благодаря чему свадебное пожелание любви да совета очень редко находило воплощение в последующей семейной жизни. Жена превращалась, по сути, в домашнюю служанку. Она и шагу не смела ступить без позволения мужа. Глава семейства должен был внушать домочадцам страх, без которого не мыслилось тогдашнее воспитание. Нагонялся этот страх кулаком, плетью, палкой, или первым предметом, что попадался под руку. Об удовольствиях жены и помину не было: она и часу не могла провести без работы и рукоделия. Песни и пляски сурово преследовались как бесовское наваждение.

Порой с женщинами обращались и вовсе как с вещью. Патриарх Филарет обличал московских служилых людей в том, что они, отправляясь в отдаленные места на службу, закладывали своих жен товарищам, предоставляя им право брачной жизни за известную плату. Если муж не выкупал жену в установленный срок, заимодавец продавал ее другому желающему, тот третьему и так далее.

Царицы и царевны были, конечно, избавлены от подобных прелестей супружеской жизни простолюдинок. Однако и им было далеко до полного счастья. Например, царские дочери были фактически обречены на безбрачие: выходить за русских людей, то есть своих подданных, им запрещал обычай, а выдавать их за иностранных принцев мешало различие вероисповеданий. Русские цари твердо стояли на том, чтобы их дочери после замужества сохраняли православие — на этом пункте брачного договора обыкновенно и заканчивалось сватовство иностранного жениха.

Поэтому вся жизнь цариц и царевен проходила в тереме, а заканчивалась в монастыре. Жена и дочери царя жили в строгом уединении, проводя дни частью в молитве и посте, частью в рукоделии и комнатных забавах с сенными девушками. Из мужчин только патриарх и ближние сродники могли видеть их. Врачи в случае надобности осматривали больных женщин в темной комнате, щупая им пульс через платок. В церковь они ходили скрытыми переходами и стояли там в специально отгороженном приделе. Участие в придворных празднествах им было строго заказано. Лишь погребение царя на короткий срок вырывало их из терема: они шли за гробом в непроницаемых покрывалах. Народ знал их единственно по именам, которые провозглашались в церквях при многолетии царскому дому.

Впрочем, неудержимое стремление москвичей XVII века к новшествам сказалось и на жизни московских женщин. К концу столетия времена стали постепенно меняться, и в кремлевских палатах появилась удивительная царевна Софья, чье правление стало прологом к продолжительному «женскому царству» XVIII столетия.
________________________________________
Продолжается сбор средств на издание моей книги «Последняя война Российской империи».
Внести свой вклад можно здесь

Царская семья- образец чистой, патриархальной жизни простой русской религиозной семьи.В этом семействе чередование различных занятий также было регламентировано, и соблюдался режим достаточно строго. Но не настолько строго, чтобы стать для детей невыносимым. Распорядок дня не тяготил царевен и царевича.

Когда императорская семья пребывала в Царском Селе, ее жизнь носила более семейный характер, чем в других местах, приемы были ограничены из-за плохого самочувствия императрицы. Свита во дворце не жила, поэтому за столом семья собиралась без посторонних и совершенно запросто. Дети, подрастая, обедали вместе с родителями. Пьер Жильяр оставил описание зимы 1913/14 года, проводимой семьей в Царском Селе. Уроки с наследником начинались в 9 часов с перерывом между 11 часами и полуднем. В этот перерыв совершалась прогулка в карете, санях или автомобиле, затем занятия возобновлялись до завтрака, до часу дня. После завтрака учитель и ученик всегда проводили два часа на воздухе. Великие княжны и государь, когда бывал свободен, присоединялись к ним, и Алексей Николаевич веселился с сестрами, спускаясь с ледяной горы, которая была устроена на берегу небольшого искусственного озера. В 4 часа дня уроки возобновлялись до обеда, который подавался в 7 часов для Алексея Николаевича и в 8 для остальных членов семьи. День заканчивали чтением вслух какой-нибудь книги.

Праздность была абсолютно чужда семье последнего императора. Даже после ареста, совершившегося в Царском Селе, Николай Александрович с семейством всегда были при деле. По словам М. К Дитерихса, «вставали в 8 часов утра; молитва, утренний чай всех вместе... Гулять разрешалось им два раза в день: от 11 до 12 часов утра и от 2 с половиной до 5 часов дня. В свободное от учебных занятий время государыня и дочери шили что-нибудь, вышивали или вязали, но никогда не оставались без какого-либо дела. Государь в это время читал у себя в кабинете и приводил в порядок свои бумаги. Вечером, после чая, отец приходил в комнату дочерей; ему ставили кресло, столик, и он читал вслух произведения русских классиков, а жена и дочери, слушая, рукодельничали или рисовали. Государь с детства был приучен к физической работе и приучал к ней и своих детей. Час утренней прогулки император обыкновенно употреблял на моцион хождения, причем его сопровождал большей частью Долгоруков; они беседовали на современные переживавшиеся Россией темы. Иногда вместо Долгорукова его сопровождала какая-нибудь из дочерей, когда они поправились от своей болезни. Во время дневных прогулок все члены семьи, за исключением императрицы, занимались физической работой: очищали дорожки парка от снега, или кололи лед для погреба, или обрубали сухие ветви и срубали старые деревья, заготавливая дрова для будущей зимы. С наступлением теплой погоды вся семья занялась устройством обширного огорода, и в этой работе с ней вместе принимали участие некоторые офицеры и солдаты охраны, уже привыкшие к царской семье и стремившиеся выказывать ей свое внимание и доброжелательство».Большой радостью были для царских детей летние поездки в шхеры или в Крым. Во время этих небольших путешествий матросы учили детей плавать. «Но и кроме купания, в этих поездках было много радостного: катание на шлюпках, поездки на берег, на острова, где можно было возиться, собирать грибы. А сколько интересного на яхтах и судах, их сопровождавших! Гребные и парусные гонки шлюпок, фейерверк на островах, спуск флага с церемонией» (П. Савченко).Даже после отречения государя от престола и ареста всей семьи, не зная, что ожидает всех их в будущем, августейшие родители решили, что дети не должны прерывать учебу. «По мере выздоровления их высочества принялись за уроки, но так как учителей к ним не допускали, за исключением тоже арестованного Жильяра, то эти обязанности ее величество разделила между всеми. Она лично преподавала всем детям Закон Божий, его величество - Алексею Николаевичу географию и историю, великая княжна Ольга Николаевна - своим младшим сестрам и брату английский язык, Екатерина Адольфовна - арифметику и русскую грамматику, графиня Генне - историю, доктору Деревенько было поручено преподавание Алексею Николаевичу естествознания, а мой отец занимался с ним русским чтением. Они оба увлекались лирикой Лермонтова, которого Алексей Николаевич учил наизусть; кроме того, он писал переложения и сочинения по картинам, и мой отец наслаждался этими занятиями» (Т. С. Мельник-Боткина).





В ночь с 16 на 17 июля, примерно в начале третьего, Юровский разбудил Царскую семью. Им было сказано, что в городе неспокойно и поэтому необходимо перейти в безопасное место. Минут через сорок, когда все оделись и собрались, Юровский вместе с узниками спустился на первый этаж и привел их в полуподвальную комнату содним зарешеченным окном. Все внешне были спокойны. Государь нес на руках Алексея Николаевича, у остальных в руках были подушки и другие мелкие вещи. По просьбе Государыни в комнату принесли два стула, на них положили подушки, принесенные Великими княжнами и Анной Демидовой. На стульях разместились Государыня и Алексей Николаевич. Государь стоял в центре рядом с Наследником. Остальные члены семьи и слуги разместились в разных частях комнаты и приготовились долго ждать - они уже привыкли к ночным тревогам и разного рода перемещениям. Между тем в соседней комнате уже столпились вооруженные, ожидавшие сигнала убийцы. В этот момент Юровский подошел к Государю совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Эта фраза явилась настолько неожиданной для Царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить, обратился к коменданту, сказав: «Что? Что?» Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстрелил в Государя из револьвера почти в упор несколько раз, и он сразу же упал. Почти одновременно начали стрелять все остальные - каждый заранее знал свою жертву.Уже лежащих на полу добивали выстрелами и ударами штыков. Когда, казалось, все было кончено, Алексей Николаевич вдруг слабо застонал - в него выстрелили еще несколько раз. Картина была ужасна: одиннадцать тел лежало на полу в потоках крови. Убедившись, что их жертвы мертвы, убийцы стали снимать с них драгоценности. Затем убитых вынесли на двор, где уже стоял наготове грузовик - шум его мотора должен был заглушить выстрелы в подвале. Еще до восхода солнца тела вывезли в лес в окрестности деревни Коптяки. В течение трех дней убийцы пытались скрыть свое злодеяние...

Большинство свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома как о людях страдающих, но глубоко верующих, несомненно покорных воле Божией. Несмотря на издевательства и оскорбления, они вели в доме Ипатьева достойную семейную жизнь, стараясь скрасить угнетающую обстановку взаимным общением, молитвой, чтением и посильными занятиями. «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, - пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель Наследника Пьер Жильяр, - они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти».

Вместе с Императорской семьей были расстреляны и их слуги, последовавшие за своими господами в ссылку. К ним, помимо расстрелянных вместе с Императорской семьей доктором Е. С. Боткиным, комнатной девушкой Императрицы А. С. Демидовой, придворным поваром И. М. Харитоновым и лакеем А. Е. Труппом, принадлежали убиенные в различных местах и в разные месяцы 1918 года генерал-адъютант И. Л. Татищев, гофмаршал князь В. А. Долгоруков, «дядька» Наследника К. Г. Нагорный, детский лакей И. Д. Седнев, фрейлина Императрицы А. В. Гендрикова и гофлектрисса Е. А. Шнейдер.

Закрытость жизни цариц в XVII веке

Я. Рейтенфельс говорил, что ни одна государыня в Европе не пользовалась таким уважением подданных, как русская. Русские не смели не только говорить свободно о своей царице, но даже смотреть ей прямо в лицо. Когда она едет по городу или за город, то экипаж всегда бывает закрыт, чтобы никто не видел ее, поэтому она ездит обыкновенно очень рано поутру или вечером. Русские так привыкли к скромному образу жизни своих государынь, что когда царица Наталья Кирилловна Нарышкина проезжала по улице и немного приоткрыла окно кареты, они удивились такому смелому поступку. Дальше иноземный посол свидетельствует, что русские царицы проводили жизнь в своих покоях очень уединенно и никто из мужчин, кроме слуг, не мог их видеть и говорить с ними, и даже боярыни не всегда имели к ним доступ.

По свидетельству Г.К. Котошихина, кареты и зимние повозки (каптаны) во время проезда царицы закрывались тканью от посторонних глаз, а во время пеших выходов их со всех сторон закрывали суконными полами, чтобы никто не мог ее видеть. В церкви были отведены специальные места для цариц, которые завешивались легкой тканью.

Иностранец Майерберг, бывший в Москве, говорит, что уважение к царицам было столь высоко, что они никому не показывались, и из тысячи придворных едва ли кто-то мог похвастаться, что видел царицу или кого-нибудь из сестер и дочерей государя. Даже врач не имел права их видеть. Прежде чем врач входил в комнату больной царицы, окна комнаты плотно завешивали, чтобы ничего не было видно, а когда нужно было пощупать пульс, то на руку царицы накидывали легкое покрывало, чтобы врач не мог коснуться ее тела.

Котошихин объясняет закрытость царицы, к которой не допускались иноземные послы, тем, что женский пол грамоте был не обучен, так как «природным разумом простоваты, и на отговоры несмышлены и стыдливы». И если бы послов допустили к царице, а она, выслушав их, не смогла бы ничего ответить, то «от того пришло б самому царю в стыд». С этим не согласен И.Е. Забелин. «Послы не могли видеть царицу не потому, - пишет историк, - что царь боялся стыда от ее несмышленых и стыдливых отговоров, а потому, что хоромы царицы были совсем недоступны не только для иноземных послов, но и для своего народа, даже для всего боярства и всего двора…».

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

32. Общие тенденции русской культуры XVII в. Литература, образование, наука, живопись XVII в XVII в. в истории русской культуры, как и в целом для истории России, – начало нового периода. В это время происходит обмирщение культуры, перелом в сознании человека и общества. Русский

Из книги Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект автора Панченко Александр Александрович

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Из книги Школа жизни (Фрагменты книги) автора Амонашвили Шалва Александрович

Принцип построения образовательных курсов Школы Жизни. Урок в Школе Жизни Понятия Содержание образования, Образовательный план, Образовательный курс употребляются взамен понятий Содержание обучения, Учебный план, Учебная дисциплина. Этим подчёркивается важность сути

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Глава 17. Россия в XVII веке Общее состояние России. ? Москва конца XVII века. ? Военное дело в XVII веке. ? Суды и наказания. ? Торговля. ? Родовые понятия. ? Закрытость жизни цариц в XVII веке. ? Дипломатия на московский манер. ? Винная монополия. ? Пьянство. ? Русские мужчины и женщины. ?

Из книги Дневник дерзаний и тревог автора Киле Петр

Военное дело в XVII веке Все неудачи русских в войнах XVII в. зависели от плохой организации войска. Один из современников сравнивает полк служилых людей со стадом: «У пехоты ружье было плохо, и владеть им не умели, только боронились ручным боем, копьями и бердышами, и то

Из книги Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект автора Демшина Анна Юрьевна

Одежда в XVIII веке Одежда и обычаи в петровской России конца XVII в. почти не изменились. Мужчины и женщины мылись в одной бане и охлаждались в снегу или в реке. Еда была проста, употребляли много солений.Девицы ходили с открытой прической, но для замужней женщины это считалось

Из книги Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы автора Терещенко Александр Власьевич

Глава 31. Россия в XIX веке Общее состояние России. ? Армия. ? Планы России на устройство Европы. ? Крепостное население. ? Иностранцы о русском народе. ? «Пьяная» статистика. ? Крестьяне и крестьянский быт. ? Знать. ? Торговля. ? Религия и церковь. ? Культурный и духовный подъем

Из книги Повседневная жизнь Москвы. Московский городовой, или Очерки уличной жизни автора Кокорев Андрей Олегович

Из книги Довлатов и окрестности [сборник] автора Генис Александр Александрович

2.3. Самоорганизация как направление художественной жизни: «партизанские» формы развития искусства в XXI веке Если официальные художественные институции вынуждены стоять на защите важности и значимости искусства для социума и часто занимают консервативную позицию даже

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Данте. Демистификация. Долгая дорога домой. Том I автора Казанский Аркадий

В XX веке Вообще же можно сказать только одно: хорошая полиция может быть только в хорошо устроенном государстве. «Наша полиция». 1906 Сокольнический полицейский дом Городовой в зимней форме (1884 г.).«По всему городу происходит деятельная ловля тараканов, ядовитых пауков

Из книги Метафизика Петербурга. Историко-культурологические очерки автора Спивак Дмитрий Леонидович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Петербургские французы в ХХ веке Во время визита Р.Пуанкаре в Петербург в 1914 году, представители петербургских французов возглавили депутацию французских колоний, существовавших в крупнейших российских городах. Представляя их своему президенту, посол М.Палеолог имел

Рассказывает – ученый, акушер-гинеколог из Санкт-Петербурга, автор книги «Как рожали русские царицы» Аркадий Танаков.

Неизвестное в известном

– Аркадий Иванович, как у вас возник интерес к династии Романовых с точки зрения их акушерских историй?

– Историю я любил всегда, начиная со школы. А когда в 1990‑х годах на российского читателя обрушилась лавина книг и статей, посвященных Романовым, я был удивлен, что акушерские истории царских семей практически не исследованы. Поэтому и решил заняться любимым делом – поискать неизвестное в известном. Я недавно посчитал, сколько страниц «первичного материала» у меня накопилось. Не поверите: 80 томов по 3000 страниц каждый! Этот материал я собирал более десяти лет.

– Вы обнаружили разницу между тем, как рожали царствующие дамы и обычные крестьянки?

– Честно говоря, разницы почти не было. Те же осложнения, те же особенности течения родов, те же смерти детей в раннем возрасте от инфекций. От кровотечений во время родов и от сепсиса после них умирали и царицы, и крестьянки . Вплоть до начала XVIII века медицинская помощь была одинаковой для всех слоев населения, вернее – практически отсутствовала. Например, повивальная бабка, в обязанности которой входило, главным образом, «охранение роженицы и новорожденного от злых сил» и услугами которой пользовалась царица, могла обслуживать крестьянок, жительниц посадов.

– Часто ли умирали дети, рожденные в царских теремах?

– Их смертность соответствовала этому же трагическому показателю и в других слоях общества. Царские дети «массово» умирали до начала XVIII века, как и дети крестьянок, дворян и т. д. Из двенадцати детей Петра I и Екатерины Алексеевны до зрелого возраста дожили только Анна и Елизавета. Основными причинами смерти царских и не царских детей были детские инфекции, главным образом оспа. Величайшей заслугой Екатерины II следует признать оспопрививание, которое в 1768 году она ввела в России. Причем первыми, кому была сделана неизвестная до этого прививка, были сама императрица и ее сын.

Почему умирали дети

– Как современная медицина объясняет неблагоприятные роды или смерть матери при родах в прошлых веках?

– С позиций современной медицины можно объяснить все неблагоприятные исходы родов в царских семьях, поскольку очень ярко в исторических документах описана клиническая картина их течения, послеродового периода и их осложнений у царственных дам. Например, в 1681 году после своих первых и последних родов скончалась первая жена Федора Алексеевича Романова Агафья Семеновна. А в 1745 году – свергнутая правительница России Анна Леопольдовна. Как мы сегодня понимаем – от сепсиса. Или совершенно однозначно можно утверждать, что причиной гибели после вторых родов в 1715 году супруги многострадального царевича Алексея Петровича Софии Шарлотты также был послеродовый сепсис, и к смерти в 1776 году первой супруги Павла I Натальи Алексеевны также привел сепсис, развившийся на фоне воспаления матки, возникшего в родах. Два случая мертворождения у жены Николая I Александры Федоровны, в 1819 и 1823 годах, нельзя объяснить ничем иным, как только эклампсией (тяжелым осложнением беременности с развитием судорог).

– Расскажите, кто пользовал женщин из царской семьи? Какие требования предъявляли к медикам?

– Увы, это были несчастные люди . Более удобную мишень для дворцовых интриг сложно было отыскать, если, разумеется, они в них сами не принимали участие. Любимый Екатериной II ее личный врач И. С. Роджерсон прославился не столько своим медицинским искусством, сколько умением «собирать слухи», а также бесцеремонностью даже по отношению к императрице. Однажды, убедив ее принимать какое-то лекарство, он шлепнул свою пациентку по бедру с возгласом: «Браво, мадам!».

А вот немецкого врача-гомеопата Ф. И. Мандта, успешно лечившего сначала великую княгиню Елену Павловну, затем императора Николая I, его постоянно болеющих супругу и детей, после смерти Николая Павловича обвинили в попытке отравить императора и с позором изгнали из России.

В «неосновательности» лечения Александра I, способствовавшей смерти императора, обвиняли знаменитого врача и организатора здравоохранения Я. В. Виллие.

Медицина и политика

– Доктора, приближенные к царствующей персоне, имели какое-то влияние на политику? Мне вспоминается Лесток. Или Григорий Поликала, чьи действия, возможно, завели династию Романовых в тупик…

– Как лица, оказывающие медицинскую помощь, придворные врачи не имели никакой возможности влиять на ход истории. Но иногда у них получалось занять высокое положение при дворе в качестве государственных деятелей, не имеющих отношения к практической медицине.

Например, «петровский» «лейб-дохтур» Л. Л. Блюментрост был одновременно и первым президентом Санкт-Петербургской академии наук. А Иоганн Герман Лесток – директором медицинской канцелярии (министерства здравоохранения России того времени). Они влияли на ход российской истории, но как чиновники, как государственные деятели. Однако печальное завершение карьеры обоих этих врачей было связано именно с их медицинской практикой.

Блюментроста по указу Анны Иоанновны лишили всех наград, званий, имущества, запретили заниматься медицинской практикой за то, что он, как донесли императрице «доброжелатели», своим лечением якобы свел в могилу ее сестру Екатерину в 1733 году. А бедного Лестока не только лишили всего имущества, но и пытали на дыбе, добиваясь признаний, «не искал ли он лекарством или ядовитым ланцетом или чем другим Ее Императорского Величества священную особу жизни лишить».

Публикации раздела Музеи

Портреты русских цариц и царевен

П ервые портреты на Руси появились в XVII веке, но женщин художники писали крайне редко, исключение делали лишь для цариц и царевен из рода Романовых. О том, как изображали обитательниц кремлевских теремов, рассказывает наш автор Софья Багдасарова .

Царская невеста

Школа Оружейной палаты. Портрет царицы Марфы Апраксиной. 1681–1682. Государственный Русский музей

Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. 1681–1682. Государственный Русский музей

Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. XVIII в. Государственный музей-заповедник «Гатчина»

Портреты, которые создавали на Руси в XVII веке, в основном относятся к жанру парсун. Он близок к иконописной манере: люди изображались без эмоций на лице, но в богатых одеждах с тщательно выписанными узорами. Именно так выглядит парсуна царицы Марфы Апраксиной из Русского музея . В 1682 году Марфа стала женой царя Федора III Алексеевича (старшего брата Петра Великого), но провела на троне всего несколько месяцев - супруг болел и скоро умер. Парсуна, судя по девичьему головному убору, была написана еще до венчания, в те несколько месяцев, когда Марфа числилась царской невестой. Картина, созданная неизвестным художником из кремлевских мастерских Оружейной палаты , демонстрирует все черты наивного портретного искусства. У царицы неестественная поза, платье - будто аппликация, а лицо написано так, что зрителю трудно поверить в то, что Марфа считалась первой красавицей своего времени.

Из царицы - в монахини

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Государственный исторический музей

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Государственный Русский музей

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Чухломской краеведческий музей имени А.Ф. Писемского, Костромская обл.

Петр I постриг в монахини не только сестер, но и свою первую жену: другого варианта развода в тот век не существовало. Портрет царицы Евдокии в монашеском облачении и за чтением молитвенника попал в коллекцию Исторического музея из Новодевичьего монастыря . В этой московской обители она доживала последние годы жизни уже в правление своего внука Петра II (сына царевича Алексея), однако на картине изображена молодой.

Еще один портрет Евдокии Лопухиной хранится в Русском музее. На нем бывшая царица одета в скромную светскую одежду, напоминающую наряд сестры-монашки Марфы и вдов Апраксиной и Нарышкиной.

Луи Каравак. Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве. 1716–1717. Государственный Русский музей

Совсем других портретов удостоились другие родственницы Петра I - женщины, которые демонстрировали одобрение новой политики и выполняли приказы, касающиеся формы одежды и вообще образа жизни. Речь идет о царице Прасковье Салтыковой - вдове его брата Ивана V и трех ее дочерях Екатерине, Прасковье и Анне. Сохранились их портреты кисти одного из первых настоящих русских живописцев Ивана Никитина - и на них виден контраст между этими женщинами нового времени и остальными обитательницами царских теремов. С этого момента царицы из рода Романовых одевались только так - по-европейски. А иногда и вовсе представали без одежды: в знак истинного обращения к западной культуре с ее культом античной мифологии император заказал портрет своей малолетней дочери великой княжны цесаревны Елизаветы Петровны в обнаженном виде - в образе богини Венеры.