Юному поэту брюсов тема и идея. Анализ стихотворения В. Брюсова «Юному поэту. Литературное направление и жанр

В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением ему самому. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану. Им можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.

Тема - назначение поэзии, роль ее создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.

Композиция – условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему все новое поколение поэтов.

Жанр - философская лирика.

Стихотворный размер - дактиль (трехсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрестный способ рифмовки.

Метафоры - “со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным” .

Эпитеты “беспредельно” , “безраздумно” , “бесцельно” .

Славянизмы (устаревшие слова) “завет” , “ныне” , “со взором” , “паду” , “грядущее” .

История создания

История создания стихотворения “Юному поэту” связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе.

Тема

Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиске ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…” .

И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим” . Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущенным” .

Эти перемены связаны с появившимися у него сомнениями: сможет ли он оправдать свое назначение, выполнить его?

Требования к нему изначально невыполнимы, нереальны, но автор знает это, и его обещание пасть “бойцом побежденным” , скорее всего, также призрачны. Он не готов уступать, напротив, настроен бороться за свое место на Олимпе поэзии.

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.

В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта” . Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно” . Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно” .

Ничего не должно быть важнее в жизни поэта, считает Брюсов, как поэзия.

Жанр

Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов : “беспредельно” , “безраздумно” , “бесцельно” , и метафор : “со взором горящим” , “паду я бойцом побежденным” .

Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова , уместно включенные в текст: “завет” , “ныне” , “со взором” , “паду” , “грядущее” . Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 22.

Валерий Яковлевич Брюсов

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма — литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе символизм был своеобразным протестом различным нравоучениям, догмам и традициям, Валерий Брюсов все же не отказал себе в удовольствии составить короткий рифмованный трактат, в котором изложил основные принципы этого направления в литературе. Стихотворение «Юному поэту», написанное в 1896 году, — это, своего рода, напутствие будущим литераторам, которых Валерий Брюсов непременно хочет видеть символистами. По его мнению, они должны быть достаточно эгоистичными и безжалостными по отношению к окружающим, а их главной целью в жизни должно стать служение искусству.

Так как символизм полностью отрицает связь с текущим моментом, а его последователи лишены приземленности и духовное ставят гораздо выше материального, Валерий Брюсов советует своим последователям жить не настоящим, а будущим. Он призывает их мечтать и воплощать свои грезы в стихах, считая, что это поможет полностью абстрагироваться от внешнего мира , стать самодостаточными людьми, эдакими полубогами, которым будут поклоняться обыватели.

Не стоит забывать, что конец 19 века ознаменовался массовыми народными волнениями и политизацией общества, в котором начали преобладать революционные идеи. Они не только шли вразрез с творчеством символистов, но и считались в этой среде абсолютно деструктивными. Материализм не может править миром, так как в основе всех поступков и стремлений человека лежит его духовная сила. Тем не менее, Валерий Брюсов никогда не отрицал иной точки зрения, считая, что лишь время вправе рассудить людей и показать, кто из них был прав. В итоге стихи Брюсова стали классикой, а революционные идеи со временем сошли на нет, продемонстрировав миру свою утопичность и несостоятельность.

Вероятно, предвидя это, в стихотворении «Юному поэту» Валерий Брюсов призывает своих последователей любить себя «беспредельно». Это подразумевает не только нарциссизм, но и осознание собственной уникальности . Действительно, каждый человек неповторим и в некотором роде является произведением искусства. Но для того, чтобы научиться видеть в себе самые лучшие качества и культивировать их, нужно отказаться от якоря, который прочно держит человека на земле, заставляет его покупать модную одежду и прислушиваться к мнению окружающих. Между тем, Валерий Брюсов убежден, что никто не в состоянии по достоинству оценить богатый духовный мир истинного поэта, кроме него самого. Поэтому в данном случае самовлюбленность - не деструктивная черта, а средство самозащиты и духовного развития, благодаря которому истинный литератор учится понимать свой внутренний мир и приоткрывать его окружающим в своих произведениях.

Если с любовью к искусству все вполне понятно, и никто не станет спорить, что истинный поэт должен служить своей музе верой и правдой на протяжении всей жизни, то призыв Валерия Брюсова никому не сочувствовать поначалу шокирует. Однако и в этих строках есть свой сокровенный смысл, который заключается в том, что сострадание является серьезным препятствием для созерцания и духовных поисков символистов. Ведь достаточно лишь однажды заинтересоваться духовным миром другого человека и проявить участие в его судьбе, чтобы моментально погрязнуть в чужих проблемах. Это, по мнению Брюсова, является настоящим предательством по отношению к поэзии, которая должна быть тонкой, возвышенной и напрочь лишенной налета пошлости, вызванного соприкосновением с земным бытием.

Валерия Брюсова принято считать одним из основоположников символизма в России. Он ратовал за приобщение людей к искусству, а юных поэтов непосредственно к символизму, считая это течение дарующим максимальные возможности для развития творчества.

В 1896 году он создает стихотворение под названием «Юному поэту», которое имеет форму посвящения и обращено к начинающим творцам пера.

Форма посвящения не была нова для русской литературы. К ней в своем творчестве уже прибегали Жуковский, Пушкин, Некрасов и другие поэты. Брюсов в своем произведении дает три наказа будущему возможному приемнику. Все они представлены в повелительном наклонении. Этот факт указывает на то, что автор не просит, а почти требует, заклинает выполнять указанное. Ведь он прожил на Земле уже не так мало лет, имеет опыт за плечами и волнуется за начатое им дело, жаждет, чтобы оно нашло почитателей и продолжало существовать и развиваться. Но это не просто три завета поэта, это, ко всему прочему, кратко оформленная программа символистов. Такие деятели искусства должны смотреть в будущее, любить себя и поклоняться лишь искусству.

Лирический герой, коим в стихотворении является сам Брюсов, призывает молодого поэта думать о будущем. Ведь от его мыслей и деяний может зависеть картина завтрашнего дня. Отсюда и вытекает призыв думать о себе. От качества внутреннего мира художника зависит, будут ли читаться его творения.

Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Лишь ради него стоит быть на этом свете. Даже сочувствовать поэт запрещает. И этот призыв сперва настораживает. Но стоит обратиться к теории символизма, как понимаешь, что все произведения данного направления строятся на созерцании, на умении видеть прекрасное. А когда человек погружен в чужие проблемы, он не сможет лицезреть красоту вокруг.

Данное стихотворение не может похвастать обилием изобразительно-выразительных средств. Среди употреблённых можно назвать лишь эпитеты «юноша бледный», «взором горящим», инверсию «бойцом побежденным» и сравнение смерти с падением побежденного в бою бойца. В целом же оно строго, лаконично, четко выстроено и всей своей композицией и стилем напоминает программу. Оно похоже на публицистическое произведение.

В произведении можно заметить образы двух героев: сам лирический герой и адресат его обращения. На первый взгляд лирический герой кажется даже авторитарным. Ведь он наставляет, говорит, что стоит делать, а чего стоит избегать. Но достаточно прочитать последние строки стихотворения, как понимаешь, что это не так.

Лирический герой понимает, что дело его жизни еще не совершенно и боится, что без четкого контроля после его смерти, оно может кануть в Лету. Герой, напротив, мечтателен. Он верит и надеется, что следующие поколения будут лучше: более талантливы, более трудолюбивы.

А каким видит Брюсов поэта будущего? В начале стихотворения это молодой юноша полный энергии и сил. В последних строках сочетание «со взором горящим» заменено на «со взором смущенным». Та ответственность, которую Брюсов хочет возложить на его плечи превращает юношу в смущенного и тихого. Но в душе он все равно готов на свершения, так как до боли любит дело, которым занят.

Таким образом, в данном стихотворении Брюсову удалось отобразить программу символистов и в то же время оставить таким незатейливым способом завещание потомкам.

Валерий Брюсов является ярким представителем символистов и считается основоположником этого литературного течения в России. Многие поэты, творившие в конце XIX - начале ХХ века, прибегали к символизму, который выражал протест против догм, нравоучений и традиций. Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» показывает, что автор хотел дать напутствие будущим литераторам, оставить после себя последователей, которые продолжат начатое им дело.

В 1896 году написал Брюсов «Юному поэту». говорит о том, что автор мечтал о новом поколении символистов, которые, невзирая ни на что, будут служить искусству. Валерий Яковлевич призывал молодых людей быть безжалостными к обществу, эгоистичными и иметь лишь одну цель в жизни - проявлять свой писательский талант. Символисты на первое место ставят духовное и презирают материальное, поэтому последователи этого течения должны быть лишены приземленности и отрицать свою связь с текущим временем.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» показывает, что автор призывает литераторов абстрагироваться от внешнего мира, грезить о прекрасном и свои мечты передавать в стихах. Каждый поэт-символист должен стать полубогом, которого будут уважать обыватели. Валерий Яковлевич требовал любить себя, понимать собственную неповторимость и четко идти к намеченной цели, не сбиваясь с пути. Настоящий поэт, несмотря ни на что, должен всю свою жизнь посвятить музе.

Скрытый смысл стихотворения

В конце XIX века все чаще стали происходить народные волнения, в обществе начали витать революционные идеи, противником которых был Брюсов. «Юному поэту» - стихотворение, призывающее к духовному развитию и отречению от всего материального. По мнению символистов, материализм не может править миром, сам же Валерий Яковлевич всегда считал, что только время может рассудить, кто был прав, а кто нет. В результате стало классикой русской литературы, а революционные идеи показали свою несостоятельность и утопичность.

Когда поэт требует от последователей любить себя, он имеет в виду не нарциссизм, а постижение личной неповторимости, которое поможет развить в себе хорошие качества, не быть зависимым от мнения окружающих. Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» говорит о том, что автор считает, будто духовный мир человека, кроме него самого, никто не в состоянии оценить. Самовлюбленность помогает поэту лучше познать свой внутренний мир и раскрыться в поэзии.

Читателя может шокировать призыв автора никому не сочувствовать, но анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» показывает, что он имеет в виду попытку оградить себя от всего материального и заниматься лишь духовными поисками. Если литератор начнет интересоваться чужими проблемами, то он попросту погрязнет в них, времени на творчество не останется вовсе. К тому же стихи должны быть легкими, возвышенными и не иметь ничего общего с земной жизнью, а для этого поэту нужно оградить себя от общества.

Стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму – посвящения.
Вообще, посвящение традиционно для русской классической поэзии. Вспомним хотя бы такие произведения, как «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину» В. А. Жуковского, «К другу стихотворцу», «Поэту» А. С. Пушкина, «Русскому писателю» Н. А. Некрасова. В.А. Брюсов продолжает в своем творчестве эту традицию.
Композиционнфо-сюжетную основу стихотворения составляют три завета, данные лирическим героем своему предполагаемому преемнику – будущему поэту. Эти советы переданы в форме повелительного наклонения (не живи настоящим, сам себя полюби, поклоняйся искусству). Лирический герой не просит, а требует, почти приказывает. Видно, как важно для него то, о чем он говорит. Герой искренне ратует за «свое дело» и за то, чтобы оно жило, продолжалось, развивалось.
Важно, что в трех заветах содержится, в лаконичной форме, программа символистов, символистского искусства:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Лирический герой призывает юного поэта сделать объектом своих мыслей, чувств, творений будущее. Формировать грядущее – вот главная обязанность поэта-символиста. Областью искусства должно сделать свой внутренний мир, свои ощущения, эмоции, чувства, мысли. Потому как прежде всего ценен личный мир художника, его индивидуальность.
Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Только оно – сфера жизненных интересов, смысл и цель. Только ради искусства надо жить, творить, чувствовать и мыслить.
Интересно, что стихотворение «бедно» средствами художественной выразительности. Оно довольно сухо, лаконично. Данное произведение имеет форму поэтической программы, четко и ясно излагающей основные постулаты символизма. Стиль «Юному поэту» схож с публицистическим стилем поэтических программ.
В стихотворении можно выделить два «действующих лица». Это, прежде всего, лирический герой, поэт, дающий наставления новому поколению. Этот герой «проявляется» в речи, прежде всего, в заветах, которые он дает «юному поэту». Знаменательно также последние две строки стихотворения:
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
Сравнение «бойцом побежденным» показывает, что лирический герой видит назначение поэта в борьбе за будущее, грядущее искусство. Он понимает, что труд его несовершенен. Может быть, герой и сам не всегда до конца выполняет заветы. Но он надеется, что следующее поколение будет более совершенным, более талантливым, более «дееспособным».
Каков же в представлении героя этот «поэт будущего»? Брюсов рисует романтический портрет: «юноша бледный со взором горящим». Важно, что в финале стихотворения, после произнесения поэтических заветов, описание юноши меняется - взор его смущен: «Юноша бледный со взором смущенным!» Ответственность, которую лирический герой возлагает на него, делает юношу неуверенным и растерянным. Он сомневается в своих силах. И, в то же время, полон решимости все изменить, совершить великое, создать гениальное.
Таким образом, данное стихотворение – это поэтическая программа символистов, отражение их взгляда на искусство. И, в то же время, это завещание потомкам. И синтаксический строй произведения, его ритмический рисунок отражает эту особенность. Стихотворение наполнено повелительными предложениями. В их составе имеются обращения и бессоюзные предложения. Последние придают стихотворению логичность, лаконичность, ясность. Лишь одно восклицательное предложение (в финале) показывает, насколько важно для лирического героя, чтобы его заветы были услышаны и усвоены.