Импровизированных танков ни 1 на испуг. Танки аналогичной конструкции

Танк «На испуг»

Бронетрактор (возможно, НИ-1) на заднем дворе бронетанкового музея в Кубинке
НИ-1 ("на испуг")
Классификация бронетрактор
Боевая масса, т ~ 7 т.
Компоновочная схема с передним расположением двигателя
Экипаж , чел. 3-4
История
Год(ы) производства
Год(ы) эксплуатации
Количество выпущенных, шт порядка 60
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса , мм ~ 4200
Ширина корпуса, мм ~ 1900
Высота, мм ~ 2400
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 10-20 мм
Борт корпуса, мм/град. 10-20 мм
Корма корпуса, мм/град. 10 мм
Днище, мм 10 мм
Крыша корпуса, мм 10 мм
Лоб башни, мм/град. 20 мм
Борт башни, мм/град. 20 мм
Корма башни, мм/град. 20 мм
Крыша башни, мм 10 мм
Вооружение
Калибр и марка пушки легкое орудие калибра 37-45 мм (на ряде машин).
Пулемёт (ы) 1-2 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя четырехцилиндровый карбюраторный 1МА, многотопливный
Мощность двигателя, л.с. 52-56
Скорость по шоссе, км/ч ~ 20
Запас хода по шоссе , км 140
Ширина гусеницы , мм 310
Удельное давление на грунт , кг/см 2 0,64
Преодолеваемый подъём, град. 40 (по твердому грунту)
Преодолеваемая стенка, м ?
Ширина преодолеваемого рва, м ?
Преодолеваемый брод , м ?

Танк «На испуг» (НИ-1 ) - эрзац -танк (бронетрактор), выпускавшийся во времена обороны Одессы в году и представляющий из себя обычный сельскохозяйственный трактор , обшитый листами брони , с установленным лёгким стрелковым или пушечным вооружением. Подобные машины также выпускались рядом других тракторных заводов в попытке хоть как-то смягчить сильнейшую нехватку танков.

История появления

Во время обороны Одессы в 1941 году защитники города испытывали огромную потребность в танках. Чтобы хоть как-то удовлетворить эту нужду, на Одесском машиностроительном заводе имени Январского восстания на базе тракторов СТЗ-НАТИ было собрано порядка 60 «танков». Проект танка разработали главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, А. И. Обедников и капитан У. Г. Коган. Тракторы защищались сварными броневыми (а в ряде случаев и просто стальными) листами, взятыми с Одесского судоремонтного завода. Вооружались машины легкими пушками или пулеметами во вращающихся башнях, причем использовались как башни от подбитых танков, так и самодельные конструкции. Как правило, вооружение танка составляли 2 7,62-мм пулемета ДТ .

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. На танках были включены фары и сирены и они без артиллерийской поддержки двинулись на румынские траншеи. Противник был обращен в бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг».

Подобное название объясняется еще и тем, что за неимением орудий большого калибра дула легких пушек наращивались для придания танкам более «серьезного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий. Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.

Схожие машины

По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским паровозостроительным заводом . После кратковременных сравнительных испытаний в качестве базы для танка был избран трактор СТЗ-3. При бронировании шасси трактора было усилено, а для более плавного хода на него установили обрезиненные катки и мелкозвенчатую гусеницу с транспортного трактора СТЗ-5. Толщина брони составляла 10-25 мм. В броневой рубке, смонтированной на месте кабины водителя, устанавливалась 45 мм танковая пушка с ограниченными углами обстрела. Для обороны в ближнем бою внутри перевозился пулемёт Дегтярёва (ДТ или ДП). При постановке на серийное производство на ХПЗ эта машина получила индекс ХТ3-16 . Точных данных о боевом использовании этих машин нет, но есть все основания полагать, что они использовались при обороне Харькова осенью 1941 года.

Сохранившиеся экземпляры

Ряд бронетракторов, изготовленных различными советскими предприятиями в годы Великой Отечественной Войны, сохранились до наших дней, однако точно идентифицировать их и определить их конкретную принадлежность весьма затруднительно.

В частности, три бронетрактора имеются в Одессе. Один из них установлен на Мемориале героической обороны Одессы , а второй - на углу улиц Разумовской и Мясоедовской. Вместе с тем, есть основания полагать, что эти бронетрактора представляют собой лишь позднейшие макеты, изготовленные специально для экспозиции и не имеющие отношения к танку НИ-1.

По ряду данных, один НИ-1 был установлен на территориии Завода им. Январского Восстания ("Краян").

Кроме того, известно о сохранности по меньшей мере двух бронетракторов за пределами Одессы. Один из них находится в бронетанковом музее в Кубинке, хотя по каким-то причинам в экспозицию он не включен и стоит позади ангаров. Хотя на официальном сайте музея эрзац-танк позиционируется, как НИ-1, в реальности выявить предназначение и принадлежность этой машины довольно трудно. Вероятнее всего, машина представляла собой учебный танк с макетированной башней и вооружением, и также не имеет отношения к танкам НИ.

Также бронетрактор можно увидеть в военном музее города Киева , однако этот экземпляр, вероятнее всего, представляет собой один из эрзац-танков, изготовленных на ХПЗ во время обороны Харькова.

Ссылки

  • Фотографии танка НИ («На испуг»), установленного на мемориале героической обороны Одессы 411-й береговой батареи
Бронетанковое вооружение и техника (БТВТ) СССР времён Второй мировой войны

Опытная и импровизированная бронетанковая техника

Опытные образцы
SU-14 | A-40 flying tank | T-43 | SU-100Y | PPG | ЛБ-62 | ЛБ-23 | БА-21 | ПБ-4 | ПБ-7 | БА-2 | БА-30
Импровизированная бронетехника
KhTZ-16 | IZ | На испуг
Советская бронетехника времён Второй мировой войны
Производство бронетехники в СССР во время Второй мировой войны

Wikimedia Foundation . 2010 .

Это один из знаменитых танков НИ-1 ("На Испуг"), выпускавшийся во времена обороны Одессы в 1941 году и представляющий собой обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор СТЗ-НАТИ, обшитый листами брони. У данного экземпляра "пушка" представляет из себя чистую бутафорию. Проект танка разработали главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, А. И. Обедников и капитан У. Г. Коган. Тракторы защищались сварными броневыми (а в ряде случаев и просто стальными) листами, взятыми с Одесского судоремонтного завода. Вооружались машины легкими пушками или пулеметами во вращающихся башнях, причем использовались как башни от подбитых танков, так и самодельные конструкции. Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемета ДТ.

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. На танках были включены фары и сирены и они без артиллерийской поддержки двинулись на румынские траншеи. Противник был обращен в бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг». Подобное название объясняется еще и тем, что за неимением орудий большого калибра дула легких пушек наращивались для придания танкам более «серьезного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий (как у машины на фотографии). Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.

По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом. их создания такова: После ряда поражений, понесенных Красной Армией летом 1941 года, и больших потерь в танках, советским руководством был принят ряд срочных мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов». В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. Причем бронетрактора должны были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к производству танков - средних Т-34 на Сталинградском, и легких Т-60 на Харьковском. Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать трактора 45-мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий. В начале августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных образца бронетракторов с 45-мм пушками, построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5. Для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5. Кабина водителя демонтировалась, на ее место устанавливалась броневая рубка с толщиной брони 10-25 мм. Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для ближнего боя экипаж имел пулемет ДП, перевозимый внутри. Устанавлемая пушка имела ограниченные углы обстрела - чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. При постановке на серийное производство машина получила индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16). Принимая во внимание, что СТЗ уже освоил производство танков Т-34, а на ХТЗ только начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове. Планом предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод. Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича. Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими, так и не вышло на крупносерийный уровень. Точных данных о боевом использовании этих машин нет, но есть все основания полагать, что они использовались при обороне Харькова осенью 1941 года.

Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами. Об «эзельских танках» уже после войны очень подробно вспоминал бывший в 1941 году переводчиком одного из двух эстонских батальонов БОБР островитянин А.Клаас. Дадим ему слово: «... трактор-танк был построен в Курессаарском ремесленном училище под руководством мастеров Хельги и Оясауна. Основой танка послужил трактор типа НАТИ, взамен кабины и капота была изготовлена непроницаемая для пуль надстройка. Опытным путём было установлено, что шестимиллиметровый стальной лист, даже взятый вдвое или втрое, не защищает от винтовочной пули. Тогда мастера избрали такой способ: между двумя стальными листами оставляли промежуток в 3 - 4 сантиметра и заливали его цементом. Эти плиты защищали даже от бронебойных пуль. Вся надстройка танка была сварена из плоских кусков плиты, так как в условиях училища гнуть плиты было невозможно. Не удалось сделать и вращающуюся башню - пришлось с каждой стороны башни проделать отверстие для стрельбы, из которого можно было высунуть дуло винтовки или лёгкого пулемёта. В танке могло поместиться трое. Всего в Курессаарском ремесленном училище было построено четыре таких танка».

Танк «На испуг» (НИ-1 )

Танк «На испуг» (НИ-1) - эрзац-танк (бронетрактор), выпускавшийся во времена обороны Одессы в 1941 году и представляющий собой обычный артиллерийский тягач, обшитый листами брони, с установленным лёгким стрелковым или пушечным вооружением. Подобные машины также выпускались рядом других тракторных заводов в попытке хоть как-то смягчить нехватку танков на этом направлении.

Бронетракторы НИ-1 выезжают из ворот Одесского завода им. Январского Восстания

История появления

НИ-1 (схема): 1 - корпус, 2 - боковые части корпуса, 3 - моторный отсек, 4 - башня, 5 - грязевые щитки, 6 - бронещиток ходовой части, 7 - маска пулемёта, 8 - пулемёт ДШК, 9 - монтажный рым, 10 - инструментальный ящик, 11 - выхлопная труба, 12 - боковые консоли рамы, 13 - передний лист рамы, 14 - буксировочный крюк, 15 - натяжное колесо, 16 - поддерживающий ролик, 17 - ведущее колесо, 18 - каток каретки, 19 - пулемёт ДТ

Во время обороны Одессы в 1941 году защитники города испытывали огромную потребность в бронетехнике. Главный инженер Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания П. К. Романов предложил обшить имеющиеся трактора СТЗ-5 бронёй. Первые две машины были готовы 20 августа; их бронекорпуса были изготовлены на заводе имени Октябрьской революции. В условиях дефицита броневой стали была использована комбинированная броня из двух разнесённых стальных листов, между которыми были проложены доски. По воспоминаниям секретаря Ленинского райкома партии Н. Г. Луценко, с 20 августа по 15 октября таким образом было переоборудовано 55 тракторов. Вооружались машины лёгкими пушками или пулемётами во вращающихся башнях, причем использовались как башни от подбитых танков, так и самодельные конструкции. Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемёта ДТ.

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. Танки с включёнными фарами и сиренами двинулись на румынские траншеи без артиллерийской поддержки. Противник был обращен в бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг».

Подобное название объясняется ещё и тем, что за неимением орудий большого калибра стволы легких пушек наращивались для придания танкам более «серьёзного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий. Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.

Схожие машины

По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом. После кратковременных сравнительных испытаний в качестве базы для танка был избран трактор СТЗ-3. При бронировании шасси трактора было усилено, а для более плавного хода на него установили обрезиненные катки и мелкозвенчатую гусеницу с транспортного трактора СТЗ-5. Толщина брони составляла 10-25 мм. В броневой рубке, смонтированной на месте кабины водителя, устанавливалась 45 мм танковая пушка с ограниченными углами обстрела. Для обороны в ближнем бою внутри перевозился пулемёт Дегтярёва (ДТ или ДП). При постановке на серийное производство на ХПЗ эта машина получила индекс ХТЗ-16. Точных данных о боевом использовании этих машин нет, но есть все основания полагать, что они использовались при обороне Харькова осенью 1941 года.

Кроме того, имеются обрывочные сведения о состоявшем на вооружении Украинской повстанческой армии импровизированном танке. Танк был собран в 1943 году в районе Ковеля - в подконтрольной УПА военной мастерской трактор был обшит сталью и оснащен двумя пулеметами. Танк использовался в боях с польской Армией крайовой. По другой версии, бронемашина была сконструирована из корпуса танка Т-26, установленного на шасси трактора СТЗ-5; нельзя исключить вероятности существования двух разных повстанческих эрзац-танков.

Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами.

Сохранившиеся экземпляры

Одесса, Серединский сквер, памятник «от январцев»

Бронетрактор в Одессе

Ряд бронетракторов, изготовленных различными советскими предприятиями в годы Великой Отечественной войны, сохранились до наших дней, однако точно идентифицировать их и определить их конкретную принадлежность весьма затруднительно.

В частности, три бронетрактора имеются в Одессе. Один из них установлен на Мемориале героической обороны Одессы, а второй - на углу улиц Разумовской и Мясоедовской. Вместе с тем, есть основания полагать, что эти бронетрактора представляют собой лишь позднейшие макеты, изготовленные специально для экспозиции и не имеющие отношения к танку НИ-1.

Кроме того, известно о сохранности по меньшей мере двух бронетракторов за пределами Одессы. Один из них находится в бронетанковом музее в Кубинке, хотя по каким-то причинам в экспозицию он не включен и стоит позади ангаров. Хотя данный экспонат позиционируется музеем, как НИ-1 (о чем говорит информационная табличка перед ним), в реальности выявить предназначение и принадлежность этой машины довольно трудно. Вероятнее всего, машина представляла собой учебный танк с макетированной башней и вооружением либо дезинформационный макет, и также не имеет отношения к танкам НИ.

Единственный на ходу бронетрактор НИ-1 используется в Днепропетровске для масштабных пейнтбол-игр.

Также бронетрактор можно увидеть в военном музее города Киева, однако этот экземпляр, вероятнее всего, представляет собой один из эрзац-танков, изготовленных на ХТЗ во время обороны Харькова.

Ссылки

  • Коломиец М. Бронетракторы. Часть 3 // М-Хобби . - 1997. - В. 2.
  • Тим Скоренко

Во время обороны Одессы в 1941 году защитники города испытывали огромную потребность в танках. Чтобы хоть как-то удовлетворить эту нужду, на Одесском машиностроительном заводе им. Январского восстания на базе тракторов СХТЗ-НАТИ было собрано 62 танка . Проект танка разработали главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, А. И. Обедников и капитан У. Г. Коган. Сельскохозяйственные машины были обшиты легкой броней толщиной 10–20 мм (или просто стальными листами с судоремонтного завода), на некоторые из них (не на все) установили башни от поврежденных и подбитых танков Т-26 1930-х годов выпуска. Тяжелых пушек в наличии не было, да и не выдержали бы тракторы подобной нагрузки, и на самодельные «танки» были установлены мелкокалиберные орудия и пулеметы. На те тракторы, для которых пушек не хватило, установили муляжи орудий! Самым лучшим вариантом было вооружение двумя 7,62-мм пулеметами ДТ-29, но такая роскошь досталась менее чем половине «танков». В атаку эрзац-танки шли задним ходом, потому что самым уязвимым их местом были передние скаты гусениц.

Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемета, хотя на некоторых экземплярах устанавливались либо наши сорокопятки, либо трофейные немецкие и румынские 37-47-миллиметровые орудия, а вместо ДТ ставился ДШК или Максим.. По крайней мере на один тану была установлена серийная башня от Т-26.

Танки покрывались броней из судостроительном стали толщиной 14-20 мм, на броневиках броня доходила до 25 мм. Между броней и внутренней обшивкой прокладывались деревянные брусья. К 14 сентября была изготовлена 31 машина, что позволило сформировать танковый батальон. 14 сентября началось бронирование еще 15 тракторов.

15 сентября обороне города пришел приказ «продержаться еще несколько дней» – до прибытия подкрепления. 20 сентября 1941 года отряд из 60 бронированных тракторов в составе 210-го бронетанкового батальона принял участие в боевых действиях под селом Великий Дальник на Южном секторе обороны. Ставка была сделана скорее на психологический эффект, нежели на боевую мощь: тракторы издавали чудовищный шум, к тому же румынское командование было уверено в том, что силы города на исходе и ни о каких боевых машинах речи идти уже не может.

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. На танках были включены фары и сирены и они без артиллерийской поддержки двинулись на румынские траншеи.

Внезапная ночная атака бронетракторов имела оглушительный успех. Включенные сирены и прожектора, дикий грохот и стрекотание пулеметов вкупе с неожиданностью вынудили румын не просто отступить с насиженных позиций, а откровенно бежать.

После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг». Подобное название объясняется еще и тем, что за неимением орудий большого калибра стволы легких пушек наращивались для придания танкам более «серьезного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий. Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.

При эвакуации в Крым войск Одесского оборонительного района в октябре 1941 года, бронетрактора были брошены в Одессе, и некоторые из них использовались румынами для учебных целей.

Смотрите также: