Возлюби ближнего своего как самого себя - заповедь: христианская формулировка золотого правила нравственности. Что значит Возлюби ближнего своего как самого себя

Взращивание в сердце любви является одним из наиболее существенных процессов духовного делания для православного христианина. В Новом Завете говорится: возлюби ближнего своего как самого себя. Эта христова заповедь была и остается одной из главных для православного христианина.

Обратимся к тексту Евангелия от Матфея, где Иисус на вопрос фарисея отвечает следующим образом.

Таким образом, мы видим, как Христос концентрируется только на двух заповедях, которые относятся сугубо к морально-духовному аспекту.

Тут никаких запретов и предписаний, подобно Ветхому Завету, только путь духовного развития и путь к Господу, с которым Мессия предлагает установить личные отношения, причем не простые, а основанные на законе любви.

Люди, которые знают писание, могут немного возмутиться некоторым предыдущим фразам, ведь в чем-то опрометчиво говорить только о двух предписаниях, так как Библия содержит и заповеди блаженства, которые были даны во время Нагорной проповеди.

Обратите внимание! Если говорить о центральном элементе учения, то таковым является именно потребность возлюбить Господа и ближнего.

Подобное излагается также в Евангелиях от Луки и от Марка. Этот факт имеет весьма существенное значение, так как разные апостолы отметили и выделили эти слова Христа.

Эти слова имеют огромное концептуальное значение и определяют смысловой эволюционный переход от Ветхого Завета к Новому. Если вы помните скрижали Моисея, то 9 из 10 предписаний являются запрещающими, причем запрет дается на различные действия. В чем-то они подобны тому, как взрослый говорит ребенку: «не ходи туда», «не делай того».

Такие предписание имеют самое прямое и простое толкование, они просто требуют выполнения и являются как бы инструкцией для повседневного поведения человека. Тем не менее, нужно отметить своеобразный переход, преддверие Нового Завета. Этим переходом становится 10 заповедь, которая гласит.

Интересно! Что такое отчитка от и как на нее попасть

Казалось бы, тоже запрет, но ведь тут говориться о запрете нравственном и таком, который простирается не на внешние действия, но на уровень сознания. Указывается на источник всяких неприглядных поступков – дурные помыслы. Поэтому Господь через своего пророка указывает верующим обратить внимание на сферу своих желаний и искоренить там всяческие пороки.

Многие не напрасно считают десятое указание переходом к Новому Завету, где Христос говорит: «возлюби ближнего своего как самого себя», то есть переводит акцент полностью в нравственную область. Никакие запреты и ограничения не потребуются, если будет миром будет править любовь.

Соблюдение заповедей

Нужно сразу сказать о трудности разъяснения рассматриваемого нами постулата веры. Легко сказать: люби
ближнего твоего, но намного труднее понять, как выполнить такое предписание.

Как ни печально, но некоторые люди вообще на протяжении всего своего земного пути не испытывают любви, другие живут в пороке и подвластны страстям.

Более того, даже верующим христианам, порой, бывает трудно взрастить в себе истинное чувство. Путь веры труден, православному препятствуют сатана и бесы, а современный мир полон пороков.

Нужно сказать и про современную массовую культуру, которая активно развращает людей, предлагая суррогат любви, как заменитель подлинному чувству.

Поэтому православному нужно знать, откуда брать высокие духовные стандарты. Великолепным примером тут являются слова Христа из Евангелия от Матфея.

Спаситель на простых примерах разъясняет, в чем проявляется истина, которая порождается личным усилием и развитием веры. Ведь, действительно, даже животные любят (в доступном варианте) своих хозяев, потомство, в них действуют инстинкты, и для этого не требуется никакого разумения и личного усилия.

При этом православный развивает и проявляет чувство уважения и любви по отношению ко всем, для него возлюби ближнего своего как самого себя – не пустые слова, а прямое руководство к действию.

Итак, если рассмотреть тезисно, то нужно указать на следующие детали:

  • ровное, справедливое отношение ко всем окружающим людям;
  • доблесть христианина в его всеобъемлющей любви;
  • даже на зло следует отвечать благословением;
  • если сконцентрироваться на главной цели, то оттуда пойдут и остальные добродетели.

Не зря в православии любовь относится одновременно к Плодам и Дарам Святого Духа и считается одним из высших достижений верующего. Такое чувство, или вернее состояние, достигается в процессе духовной работы.

Конечно, не следует путать положительное отношение к приятной пище или наблюдению красивого пейзажа, с истинной добродетелью, которую развивает в себе православный. Истинная христианская добродетель представляет собой духовное достижение.

Правила любви

В обывательском смысле нередко подменяются понятия между настоящими чувствами и поддельными. Не следует путать какие-то симпатии, которые могут быть вызваны элементарными действиями, и настоящие чувства. Порой, симпатия проявляется как последствие простого механизма приязни.

Конечно, подобные знаки взаимного расположения приятны и могут быть нужны в отношениях, но часто подобное перетекает в потакание порокам. Когда мы дозволяем себе и другим лень, чревоугодие, то такое может выглядеть как хорошее отношение, но, в действительности, оно является пагубным. Под словами «люби ближнего твоего» подразумевается совсем не потакание порокам или нечто подобное.

Тема предстает довольно трудной, здесь тоже пригодятся тезисы:

  • главной целью для православного остается спасение души, поэтому оно представляет собой и основную ценность, чтобы идти к этой цели следует возлюбить господа и ближнего;
  • следование религиозным предписаниям и взращивание веры также являются признаками любви к себе;
  • в православии эта добродетель подобно вере представляет собой динамический параметр, то есть может взращиваться и меняться;
  • по отношению к другим следует проявлять деликатность, не судить людей, не навязывать им свое мнение.

Конечно, для всего этого требуются глубокие размышления и собственный духовный опыт. Нужно самостоятельно стараться осмыслять каждый тезис и, возможно, развивать собственные.

Не всегда возможно описать, как проявляется истинное чувство в религиозном смысле, так как подобно вере оно ощущается на уровне, не всегда улавливаемом полностью разумом, то есть вы можете различать истинное от неистинного, но описать это словами будет трудно или вообще невозможно.

В процессе постижения того, как возлюбить ближнего твоего, как самого себя, нужно ориентироваться и на рассуждения, и на взращивание чувства, которое находится вне рассуждений и концепций. В этом могут помочь проповеди и книги, которые оставили святые православные подвижники, ведь в таких трудах заключается квинтэссенция духовного опыта.

Кто является ближним

Понятие «ближний» может иметь различную трактовку, так как подразумевает, с одной стороны, любого человека, который оказывается поблизости, то есть фактически всех. С другой стороны, речь идет о близких людях, которые всегда присутствуют в вашей жизни, а также о других.

Первый вариант вполне понятен, об этом сказано ранее, в месте, где даны слова Христа о любви к врагам и ненавидящим. Рассмотрим второй вариант слов Христа из Евангелия от Иоанна.

Каноническое сочинение апостола указывает на христианское сообщество. В частности, вполне разумно рассматривать его далее как сообщество православных верующих. Изначально нужно развивать отношения именно с теми, кто близок по вере, с разделяющими ваши взгляды.

Ближними могут называться самые разные люди:

  • не всегда члены семьи являются близкими по духу, нередко родственники ощущают себя невероятно «далекими» друг от друга;
  • также ближними (в духовном смысле) не следует непременно считать людей, с которыми вы работаете или которые являются частью повседневности по независящим обстоятельствам;
  • отношения могут быть не особенно развитыми, но некоторые люди имеют сходные с вашими взгляды, следует в делах идентичным принципам, тогда такой человек, в действительности, является более близким, чем многие;
  • тот, кто способствует спасению вашей души, становится для вас ближним, а тот, кто развращает и учит порокам, в действительности, оказывается «дальним».

Начинать всегда следует с себя, то есть развивать сначала собственные христианские добродетели, а потом искать отзывы в душах других людей, которые разделяют ваши взгляды. В сообществе, где процветает взаимная приязнь, добродетели взращиваются эффективнее и также быстро устраняются пороки.

Обратите внимание! Полезным может быть рассмотрение умом страданий и печалей, которые испытывают другие люди.

Если рассмотреть различные тяготы, то проще развивается сострадание, которое в дальнейшем перерастает в самое высокое отношение к каждому существу.

Полезное видео:»Возлюби ближнего своего как самого себя..»

Вывод

Следующей ступенью становится распространение своего отношения вообще на всех людей, когда ближним вообще становится каждый. Тут полезно ориентироваться на пример самого Христа, который общался и с мытарями, и с другими, скажем так, не самыми приятными людьми.

Тем не менее, он к каждому относился с лучшим чувством, и поэтому мог сделать, к примеру, из мытаря апостола новой веры и святого подвижника. В одном простом слове заключается квинтэссенция всей веры, ведь этим словом обозначается и сам Господь Бог.

Сказано нам чтобы мы возлюбили ближнего своего как самого себя. Казалось бы что может быть проще, но все простое содержит в себе и свою противоположность — сложное. Это очень глубокая мудрость, ведь для начала нужно действительно правильно, не эгоистически, возлюбить себя.

А потом еще и ближнего так же. У человека нет сил для такого, чтобы действительно жить так, нужно быть в связи с Источником всего. По крайней мере давайте по мере нашей стараться не осуждать никого и искать в людях хорошее!

Возлюби ближнего своего как самого себя заповедь

Что говорят по поводу заповеди, что нужно возлюбить ближнего своего как самого себя святые отцы Церкви:

Преподобный Симеон Новый Богослов:

Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит.

Преподобный Никодим Святогорец:

Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог — предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя.

Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов.

Святитель Тихон Задонский:

«Не любящий брата пребывает в смерти»,- пишет апостол (1 Ин. 3, 14). Такой хотя телом и живет, но душою мертв. Ибо как тело душою, так душа Духом Христовым оживляется. А где нет христианской братской любви, там нет Духа Христова. «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3, 10).

Но там, вместо того, дух неприязни: ибо душа или находится в благодати Божией и благодатью оживляется, или не имеет благодати и лишается жизни духовной. Одно из этих двух непременно следует: где нет жизни духовной, там смерть духовная, так же как где нет жизни телесной, там телесная смерть. За смертью духовной следует смерть вечная, если душа не воскреснет истинным покаянием.

Возлюби ближнего своего как самого себя толкование

Как толкуют подвижники слова Господа о том, что нужно возлюбитьб ближнего как самого себя:

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу, потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого нашего ближнего, а во Христе — Бог.

Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей.

Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию,- что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви.

Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя бы к одному человеку, то ты — в горестном самообольщении.

Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одной благовидностью твоего поведения.

Всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним.

Любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделал в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжает в сердце своем неоценимое духовное сокровище — любовь к Богу.

Причина… любви (к ближним) одна — Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем.

Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собой отворились врата любви к Богу.

Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям.

Возлюби ближнего своего как самого себя библия

Что проповедую по поводу библейской заповеди о том. что нужно возлюбить ближнего как самого себя

Св. прав. Иоанн Кронштадский:

«Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна — образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают злобны, горды, завистливы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть, в тебе его даже больше, чем в других.

По крайней мере в отношении грехов все люди равны: «все», сказано, «согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23); все повинны перед Богом, и все нуждаемся в Его милосердии. Поэтому надо терпеть друг друга и взаимно прощать, чтобы и Отец наш Небесный простил нам согрешения наши (см. Мф. 6, 14).

Смотри, как много любит нас Бог, как много Он сделал для нас и продолжает делать, как Он наказывает слегка, а милует щедро и благостно! Если хочешь исправить кого-нибудь от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами. Сами мы больше портим, чем помогаем, например, своей гордостью и раздражительностью.

Но возложи «на Господа заботы твои» (Пс. 54, 23) и от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что твоя молитва проникнута любовью, то непременно исполнит твою просьбу, и ты вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься: «вот — изменение десницы Всевышнего» (Пс. 76, 11).

Помни, что человек — великое и дорогое существо у Бога. Но это великое создание после грехопадения стало немощным, подверженным множеству слабостей. Любя и почитая его, как носителя образа Творца, переноси также и его слабости — различные страсти и неблаговидные поступки — как слабости больного.

Сказано: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать… Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Рим. 15, 1; Гал. 6, 2).

Ох! как мне противно это диавольское злорадство о грехе ближнего, это адское усилие доказать его истинную или мнимую слабость. И люди так поступающие еще смеют говорить, что они уважают и всеми силами стараются исполнять закон о любви к Богу и ближнему!

Какая же тут любовь к ближнему, когда даже в великих и святых людях намеренно хотят видеть и отыскивать темные пятна, за один грех чернят всю его жизнь и не хотят покрыть греха ближнего, если он действительно есть? забыли они, что любовь вся покрывает (1 Кор. 13, 7)».

Преподобный Никон Оптинский:

Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей.

Евангельские заповеди это: Заповеди Христовы - изложенные в рамках Нового Завета заповеди, данные ученикам Иисусом Христом. Эти заповеди являются основой христианской морали и самого христианского вероучения. Важнейшей частью этих заповедей считаются Заповеди о блаженствах, данные в Нагорной проповеди.

Заповеди любви.

Заповеди любви - две заповеди Ветхого Завета, объявленные в Евангелии как основа для всего Божественного Закона и как предопределяющие все остальные заповеди. Обе заповеди объявлены Иисусом Христом наиважнейшими в ответ на вопрос о высшем законе для человека. Духом этих двух канонов проникнуто все Евангелие.
Новый Завет рассказывает, как законник-фарисей спросил Христа: «Какая первая из всех заповедей?», на что получил ответ от него:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф.22:37-40)»

В ответе на вопрос книжника о наибольшей, самой важной, из всех заповедей, Иисус Христос называет наибольшими две заповеди, о любви к Богу и о любви к ближнему как к самому себе. Духом этих двух заповедей пронизано всё мессианское учение Христа.

37 Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим.
38 Сия есть первая и наибольшая заповедь.
39 Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
От Матфея 22:37-40

Заповеди Блаженства.

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное..
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
(Евангелие от Матфея. Глава 5, стихи 3-12.)

Другие заповеди Нагорной проповеди.

Нагорную проповедь иногда считают аналогом провозглашения Моисеем Десяти заповедей на горе Синай. Христиане верят, что Иисус Христос принёс людям Новый Завет (Евр.8:6).
Нагорная проповедь - собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное учение Христа.
Самая известная часть Нагорной проповеди - Заповеди Блаженства, помещённые в начале Нагорной проповеди. Также в Нагорную проповедь входят молитва Отче наш, заповедь «не противиться злому» (Мф.5:39), «подставить другую щёку», а также Золотое правило. Также часто цитируются слова о «соли земли», «свет мира», и «не судите, да не судимы будете».
Многие христиане считают Нагорную проповедь комментарием к Десяти заповедям. Христос предстаёт истинным толкователем закона Моисеева. Также считается, что в Нагорной проповеди сосредоточено основное содержание христианского учения.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет * брату своему: `рака", подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь * против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
(Мф 5, 21-48)

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
(Мф 6, 1, 3, 6, 14-21, 24-25)
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
21 Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
(Мф 7, 1-5, 21)

Новый Завет

Главная заповедь Иисуса Христа - любовь к Богу и ближнему

Не один раз люди спрашивали Иисуса Христа, что самое главное в Его учении, чтобы получить вечную жизнь, в Царстве Божием. Одни спрашивали для того, чтобы узнать, а другие, чтобы найти против Него обвинение.

Так вот, однажды иудейский законник (т. е. человек, занимавшийся изучением Закона Божия), желая испытать Иисуса Христа, спросил Его: "Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?"

Иисус Христос ответил ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ".

Это значит: все, чему учит Закон Божий, о чем говорили пророки, все это целиком содержат в себе эти две главные заповеди, то есть: все заповеди закона и учение его говорят нам о любви. Если бы мы имели в себе такую любовь, то не могли бы и нарушить все остальные заповеди, так как все они есть отдельные части заповеди о любви. Так, например, если мы любим ближнего, то мы его и не можем обидеть, обмануть, тем более убить, или ему позавидовать, и, вообще, не можем пожелать чего-либо худого ему, а, наоборот, жалеем его, заботимся о нем и готовы жертвовать для него всем. Потому Иисус Христос и сказал: "Другой большей заповеди, чем эти две, нет " (Марк. 12 , 31).

Законник сказал Ему: "хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что любить Бога от всей души и любить ближнего, как самого себя, есть больше и выше всех всесожжений и жертв Богу".

Иисус же Христос, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: "недалеко ты от Царствия Божия".

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 23 , 35-40; от Марка, гл. 12 , 28-34; от Луки, гл. 10 , 25-28.

Главная заповедь человека: Люби ближнего как самого себя

Возлюби ближнего своего, как самого себя — выражение из Библии. Современная западная цивилизация не случайно зовётся иудо-христанской, потому что все нравственные законы, значение которых не страхом, а высоким сознанием регулировать отношения между людьми, подняты из недр иудаизма: «не делай ближнему того, чего не желаешь себе», «не судите, не судимы будете», «почитай отца твоего и мать твою». — из того же источника

Книга «Левит», глава 19

………………………………….
11. Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.
12. Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.
13. Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.
14. Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь.
15. Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.
16. Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь.
17. Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.
18. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.
…………………………………..

Книга «Левит» — третья книга Пятикнижья (Торы). В Иудаизме ещё зовется Священным уставом. Определяет религиозно-культовую сторону жизни народа Израиля. Состоит из 27 глав. Глава 19 представляет собой свод этических предписаний, которым следует руководствоваться в повседневности: «Святы будьте, потому что свят Я Господь, Бог ваш» (19:2). Точной даты создания книги «Левит» не существует. Но считается, что написана она была не позднее 900 лет до н. э.

    Духовная и моральная заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» прозвучала впервые в мире именно в книге «Левит» и оттуда перешла в христианство

22:35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
22:36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
22:37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
22:38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
22:39 вторая же подобная ей:
22:40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки
(Евангелие от Матфея, 22:35-40 )

    12:28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
    12:29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
    12:30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!
    12:31 Вторая подобная ей: . Иной большей сих заповеди нет
    (Евангелие от Марка 12:28-31 )

13:8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
13:9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: .
13:10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона
(Послание апостола Павла к Римлянам 13:8-10 )

Употребление фразеологизма «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

«Как замечательно говорил Иисус Христос ― возлюби ближнего своего!» (С. Довлатов «Записные книжки»)
«И кажется, что одна идея витает над человеческим родом многие века, и название этой идеи ― «возлюби ближнего своего больше, нежели самого себя» (Т. Доронина «Дневник актрисы»)
«Лицемерие его проявилось, когда он стал призывать нас следовать Евангелию и исполнять заповедь: «Возлюби ближнего своего…»
(В. Шульгин «Последний очевидец»)
«Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя», ― сказал Христу законник» (Л. Толстой «Путь жизни»)