Анализ оды вечернее размышление о божием. Анализ оды М.В. Ломоносова "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния" план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему. Ломоносов как поэт

Михаил Ломоносов - это Леонардо да Винчи русской истории. Человек, за свою жизнь успевший внести вклад в развитие многих наук, поспособствовавший появлению высшего образования в России, писавший научные труды по химии и физике, литературе и лингвистике, истории и географии. Оставивший после себя чертежи вертолета и теории о строении русского языка. В этой статье даются: краткое содержание оды, которую написал в 1743 году Ломоносов, "Вечернее размышление о Божием величестве", анализ данной оды и история написания.

Ломоносов как поэт

Как блестящий ученый и государственный деятель Михаил Ломоносов известен многим. Но ведь он был ещё и поэт, и по признанию многих едва ли не лучший поэт своей эпохи. Очень много сделавший для развития русского языка и литературы, он писал замечательно. Многие стихи Ломоносова сейчас входят в программу по изучению литературы того периода.

Заниматься поэзией, как сообщают источники, Ломоносов начал в раннем возрасте. После него осталось очень много произведений в совершенно различных жанрах: это и оды, и лирические стихотворения, и басни, и трагедии, и стихотворения, наполненные патриотическим пафосом. Но всё же, как и многие поэты той эпохи, предпочтения свои Ломоносов отдавал такому жанру, как ода. Давайте поподробнее разберём данный жанр стихосложения.

Что такое ода

Данный вид лирических стихотворений зародился ещё в античной Греции. Суть оды - это высказать восторг, вызванный каким-либо предметом или явлением, и передать этот восторг исключительно возвышенным слогом, с должным пафосом. Оды могут быть на вступление какого-либо императора на трон, обращенные к Богу, навеянные грандиозными событиями, повлиявшими на историю. В переводе с греческого "ода" - это "песнь". В Древней Греции самым известным поэтом, написавшим самые знаменитые оды той эпохи, был Пиндар. Одна из главных тем, вдохновлявших его на новые песни, - это победители Олимпийских игр. Собственно, тогда и родилось выражение "воспевать героев". В Древнем Риме самым значимым поэтом, писавшим оды, был Гораций Флакк. Проведя в этой статье для оды "Вечернее размышление о Божием величестве" (Ломоносов) анализ, мы с вами выясним, далеко ли Ломоносов "ушёл от канонов".

Оды в Российской Империи

Расцвет данного жанра в России пришёлся на восемнадцатый век. Первым творить в таком жанре стал один из известнейших русских поэтов "допушкинской эпохи" В. К. Тредиаковский. Главная идея оды в России, как и Античности, - это прославление, часто очень напыщенное, а потому излишне пафосное. Следом за Тредиаковским в данном жанре стал писать Михаил Ломоносов, а в конце восемнадцатого века - Г. Державин. Влияние данных поэтов и жанра сказывается на раннем творчестве Александра Пушкина, но в течение девятнадцатого века жанр оды как одного из главнейших в творчестве русских поэтов угас. Хотя в начале двадцатого века поэт Владимир Маяковский написал произведение "Ода революции". Но это всё же исключение, ибо поэзия нашла себя в иных формах.

"Вечернее размышление о Божием величестве": история создания

В 1743 году, в мае-месяце, Ломоносова из-за конфликта с иностранными профессорами, работающими в Санкт-Петербургской академии наук и художеств, взяли под стражу. Пробыл в камере Михаил Ломоносов ровно восемь месяцев. Исследователи его биографии отмечают, что этот период отмечен его активной деятельностью как в науках, так и в творчестве. Именно находясь в заключении, Михаил Ломоносов пишет стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве» в жанре оды.

Вообще внесение в заглавие Бога - это попытка угодить царской цензуре. Не станем обвинять в этом прославленного русского ученого и поэта, ибо в сложных ситуациях к такому методу прибегали многие - и Александр Пушкин, и Державин, и Достоевский, писавшие какие-либо восхваления и посвящения императорской семье или событиям из русской истории. Так поступил и Ломоносов с целью достигнуть скорейшего освобождения.

А вот в самом произведении Михаил Ломоносов провёл несколько мыслей, которые вызвали сильное негодование церковных властей. Но содержание оды "Вечернее размышление о Божием величестве" (Ломоносов), анализ данного произведения, основная мысль - в последующих разделах. Давайте начнем.

"Вечернее размышление о Божием величестве": краткое содержание

За что же так церковные власти невзлюбили оду? Давайте разберемся. В данном произведении Ломоносов, называя человека "песчинкой перед величественным и бездонным мирозданием", совершенно не преуменьшает значимость человека и его возможности.

На землю опускается ночь, покрывает тенью все вокруг, и человек видит бездну, что звезд полна. И, видя эту бездну, человек осознает себя песчинкой в бесконечной Вселенной. И перед открывшейся бездонной бездной человек начинает чувствовать себя песчинкой в этой Вселенной. "Утопая" в этой бездне, человек в поисках ответов обращается к тому, кто знает решительно все. И пусть ответы на вопросы не даются, человек продолжает поиск. И в оде "Вечернее размышление о Божием величестве", главная мысль - это показать человека именно таким: никогда не отступающим перед нехваткой знаний или ответов, постоянно ищущим, постоянно сомневающимся.

Пожалуй, именно это не понравилось церковным властям. Человек, по их разумению, должен быть робок, смиренен и податлив, а тут - совершенно иной образ.

Анализ произведения

Данное стихотворение - это не просто ода. Это стихотворные размышления Ломоносова о науке. Действительно, в стихотворении говорится о "множестве светов", а ведь Ломоносов утверждал о множестве населенных миров, пусть и за многие тысячи и миллионы километров от Земли. Часть произведения посвящена северному сиянию как природному явлению, которое также изучал Михаил Ломоносов.

Ода при каждой публикации подвергалась изменениям: видно, что Ломоносов искал идеальную форму для изложения своих мыслей. Впервые произведение было опубликовано в "Риторике" в 1748 году. Позже переиздано дважды - в 1751 и 1758 годах. Как отмечают исследователи творчества Ломоносова, в окончательном варианте поэту удалось достигнуть максимально качественной "смеси" Ломоносова-поэта и Ломоносова-ученого.

Критика и оценка

В 1765 году впервые стихотворение было опубликовано во Франции. В 1766 и 1778 годах вышли два других перевода, которые были очень благосклонно приняты французскими читателями. В 1802 году в городе Ревель (сейчас Таллинн) оду выпустили на немецком языке.

Русский писатель девятнадцатого века Николай Гоголь писал, что "в подобных произведениях Ломоносова виден скорее натуралист, чем поэт". Ему вторит Плеханов: "По-настоящему чувствующим поэтом Ломоносов становится не тогда, когда пишет о чем-то с точки зрения мифа, а когда смотрит на вещи как естествоиспытатель".

Значение произведения

Оды духовного направления выделяются специалистами из всего стихотворного наследия Ломоносова как наиболее зрелые и совершенные не только по содержанию, но и по форме произведения. Стиль их и манера написания весьма отточены Ломоносовым посредством очень частых переделок. А образы, рисуемые метафорами, остаются очень яркими и живыми и по сей день.

Тема "Вечернего размышления о Божием величестве" Михаила Ломоносова не однажды найдёт отклик и в будущем - в произведениях поэтов конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков, таких как Державин, Пушкин, Тютчев. Проблемы взаимоотношений человека и Бога будут волновать наших классиков, ведь где как не в русской литературе такие понятия, как "земное" и "небесное", встречаются повсеместно. Безусловно, когда классицизм с очень жесткими канонами и формами ушёл в прошлое, уступив свое место поэзии более реалистичной и менее возвышенной, оды как стиль по большей части также изжили себя. Но остался эмоциональный накал, духовные искания, смятения человека "посредине мира", как напишет Арсений Тарковский уже в двадцатом веке. Никуда не исчезнут попытки "наладить контакт" между человеком и Богом посредством не молитв, но поэзии. И никуда не исчезнет череда пророков, несущих вечное, искреннее, божественное. И, начиная с "Пророка" Александра Пушкина, затем Михаила Лермонтова, русские поэты и писатели будут пророчествовать, стараться говорить от лица Бога или пытаться договориться с ним. Но главное, что они будут творить.

Заключение

Михаил Ломоносов оставил огромный след в русской культуре и науке. Часть его исследований, несмотря на развитие науки, актуальна, его исторические труды поражают глубиной познания, а стихи Ломоносова читают и изучают. Пожалуй, мало можно назвать таких людей, которые успели за свою жизнь столько сделать для Отечества. Историк и географ, лингвист и химик, поэт и физик - перечислять можно долго, но главное - это то, что он был настоящим патриотом своей страны. В данной статье был дан на оду "Вечернее размышление о Божием величестве" (Ломоносов) анализ (довольно подробный), краткое содержание произведения, а также показаны основные темы творчества, рассказано о фактах биографии по-настоящему "большого человека для русской истории".

Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния.

Лице свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
«Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Пароды там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества».

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет;
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верьхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в ефир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик Творец?

Анализ стихотворения «Вечернее размышление о Божием Величестве» Ломоносова

Произведение «Вечернее размышление» Михаила Васильевича Ломоносова было создано в период, когда автор находился под стражей из-за щекотливой конфликтной ситуации с иностранным профессором.

Стихотворение написано в 1743 году. Его автору исполнилось 32 года, жажду к получению знаний он удовлетворяет в двух гимназиях и стольких же университетах (один из которых заграничный). Углубленно занимается физикой, химией, спустя пару лет станет профессором химии. Женат, отец маленькой дочери. По жанру – ода, по размеру – ямб с перекрестной и смежной рифмовкой, 8 строф. Поэт размышляет о Божием величии, наблюдая северное сияние. Само явление видел он много раз, еще на малой родине. В ткань стихотворения вплетены самые передовые на тот момент теории о возникновении северного сияния (в предпоследней строфе – его собственная гипотеза об электрической природе явления: волны бьют в эфир). Лексика возвышенная. Лирический герой – сам автор, призывающий в свидетели читателя.

Олицетворения: день скрывает лице, тучных гор, пар рождал пожар. Эпитеты: мрачна ночь, тонкий пламень, полночных стран (это еще и метонимия), жирна мгла, быстрый зрак. Афористическими строками этой оды стали слова о бездне, полной звезд. Вся вторая строфа – череда сравнений. «Уста премудрых»: имеются в виду ученые. Далее перечисляются основные гипотезы: о множестве населенных планет (это его собственная), версии Х. Вольфа и натуралистов из города Бреславля. Начиная с 4 строфы, строки пестрят вопросительными знаками. Пытливый ум поэта ищет объяснения. В финальной строфе он заключает: сомнений полон ваш ответ. Своеобразная полемика с учеными разных стран. Он даже почти задиристо задает им вопросы, на которые, пожалуй, и до сих пор наука не ответила: коль пространен свет? Несведом (неведом) тварей вам конец? И завершает выводом: кто ж знает! Он вопрошает, кажется, и представителей иных миров, и саму природу. Величие Бога беспредельно и не поддается оценке. Перед человеком стоит неизмеримость бездны познания. Инверсия: зыблет луч, взошла тень, открылась бездна. Зефир – ветер, эфир – распространенная в XVIII веке теория о разлитом в пространстве эфире, являющемся обменной средой для всего существующего.

Свое «Вечернее размышление» М. Ломоносов многократно переделывал, чтобы оно соответствовало самым актуальным открытиям науки в области физических явлений.

ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА

ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ

Преподаватель

русского языка и литературы

Куртвейсова Э.Н.

Преподаватель физики

Глущенко В.С.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И ФИЗИКИ

Тема: « Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». (Слайд № 1)

Цели: (Слайд № 2)

обучающие: дать представление о личности М.В. Ломоносова; формирование системы знаний об окружающем мире через интеграцию учебных дисциплин;

развивающие : развитие логического мышления, навыка связного высказывания, анализ произведения;

воспитательные: воспитание познавательного интереса к изучению литературы, физики, природных явлений.

Оборудование: портрет М.В. Ломоносова; раздаточный материал (текст оды М.В.Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»); видео-слайд, ода в исполнении Дмитрия Писаренко; компьютерная презентация.

Оформление на доске : портрет М.В.Ломоносова; эпиграф; устаревшие слова.

Ход урока

      1. Организационный момент.

        Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности.

        Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

        Изучение нового материала.

        Ответ на проблемный вопрос урока. Закрепление.

Учитель литературы: Сегодня мы проводим интегрированный урок вместе с учителем физики. Тема сегодняшнего урока «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». Эпиграфом нашего урока являются слова:

Везде исследуют(ся) всечастно

Что есть велико и прекрасно.

М.В.Ломоносов

Среди славных имен прошлого русской науки есть одно особенно нам близкое и дорогое – имя Михаила Васильевича Ломоносова. М.В.Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой.

Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем, и в каждой области этот выдающийся человек добивался больших успехов, часто опережая свое время. Сегодня на уроке познакомимся с его произведением «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния».

А сейчас вспомним основные даты жизни М.В.Ломоносова.

Ученица: (Биография М.В.Ломоносова) (Слайд № 3).

Краткая хронология – Михаил Васильевич Ломоносов

1711 – родился в семье помора в Архангельской губернии. 1730 – в 19 лет отправился пешком в Москву учиться. 1731 – 1735 – учеба в Московской славяно-греко-латинской академии. 1736 – 4 октября для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию. 1736 – 1739 – обучался в Марбургском университете. 1741 – 8 июня вернулся в Санкт-Петербург. 1745 – 25 июля назначен профессором химии Академии наук и художеств. 1746 – 20 июня впервые читает на русском языке публичные лекции по физике. 1755 – по проекту М.В.Ломоносова учреждён Московский университет. 1764 – 17 апреля избран почётным членом Академии наук Болонского института. 1765 – 4 апреля скончался от воспаления легких в собственном доме на реке Мойке. 1765 – 8 апреля похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Учитель литературы: А теперь, ребята, откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока. Сейчас мы поразмышляем над содержанием оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». Кроме того, что мы сегодня познакомимся с поэтическими особенностями оды, мы ответим на вопросы: «Подтверждает ли современная наука теорию М.В.Ломоносова о северном сиянии?» О чем эта ода?

Итак, «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (раздать текст оды).

Но прежде повторим: (ответы учеников)

Что такое ода?

Ода – торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь историческому событию или герою.

Основателем каких трех штилей является М.В.Ломоносов?

Ломоносов разработал теорию трех штилей применительно к русскому языку. Высоким стилем нужно было писать – оды, героические поэмы; средним – дружеские письма, сатиры; низким – комедии, песни, эпиграммы.

А теперь прослушаем оду в исполнении Дмитрия Писаренко.

Обратимся к тексту с одой (Слайд № 4). Анализ оды.

Внимание обратите на устаревшие слова:

помор – житель поморья (Архангельские поморы); сполох народное название северного сияния; бездна – небо; вихрь – ветер; в сей – это; мещут – метать, опутать, подчинить себе; хладный – холодный; зрак – образ, облик; мятет – метёт; зыблет – колышет; мерзлый – промёрзший; верьхи – вершина; эфир – воздух; зефир – ветер; окрест – вокруг, около.

Ребята, посмотрите внимательно из скольких частей состоит это произведение? (8 строф). И в каждой части поэт выразил свою мысль. Давайте над этим подумаем, поразмышляем.

При чтении следует обратить внимание на ударение ломоносовского стиха.

Читая Ломоносова, следует быть предельно точным в орфоэпии: лице – а не лицо; звезд – а не звёзд; углублен – а не углублён; мятет – рифмуется со словом планет.

Обратите внимание на фонетическое своеобразие поэзии. Ребята, если мы не будем соблюдать фонетическое своеобразие поэзии 18 века, то исказим звуковую стилистику М.В.Ломоносова.

Запишем особенности поэзии 18 века : высокий, одический стиль; метафорический язык; архаизмы.

О чем говорит Ломоносов в 1-й строфе оды? О Вселенной. Вселенная представляется бесконечной, вечно живой, никуда не исчезающей. Мы увидели, что в устройстве Вселенной нет хаоса и беспорядка, после дня наступает ночь, после ночи встаёт солнце и наступает утро (т.е. каждому явлению, предмету отведено свое место). Перед человеком открылось само мироздание в виде бездны, полной звезд.

2-я строфа: и перед открывшейся бездной человек начинает чувствовать себя песчинкой в этой Вселенной. Называет он себя и малой искрой в вечном льде, тонким прахом в сильном вихре, пером в свирепом огне. Углубляясь в бездну, поэт теряется сам, утомлённый своими мыслями.

3-я строфа: автор обращается к премудрым, которые знают, что есть в этой бездне, которая «поглотила» его. Премудрые говорят, что там множество других светов, где горят солнца и живут разные народы. Поэтическая мысль Ломоносова обращалась не только к насущным делам науки, но и к тайнам множества миров, наполняющих Вселенную. Все планеты освещаются солнцем. Мир можно познать! И, чтобы раскрыть его тайны, человек должен прибегнуть к наукам.

К кому обращается Ломоносов в 4-й строфе оды? (натура – природа). Человеческому разуму нужно получить ответ на вопрос: «Но где ж, натура, твой закон?».

К кому обращен вопрос в 5-й строфе? К человеку, которому дан разум постигать эти законы мира, хочется разгадать загадку северного сияния . Сам человек не может найти решения, поэтому обращается к тем, кому известны все тайны естества, и открывает им свои сомнения: «Скажите, что нас так мятет? (угнетает)».

И не получив ответа, человек просто осыпает их градом вопросов (6-я строфа). Поэт пытается понять происхождение различных явлений природы. Автор восхищается и преклоняется перед величественной красотой северного сияния.

Снова следует череда вопросов об устройстве мироздания (8-я строфа). А что за звездами? Вселенная великая, а не маленькая, и жизнь нескончаема.

Какие художественные средства использует автор? (ответы учеников)

Сравнения – песчинка, мала искра, перо.

Эпитеты (художественное определение) – ясный луч, грозных туч, жирна мгла.

Метафоры (слово или выражение в переносном значении) – лице свое скрывает день, поля покрыла ночь, взошла тень, луч зыблет, тонкий пламень в твердь разит, мерзлый пар, верьхи горят.

Лексические повторы – как, как; там, там; се, се; что, что; как, как; иль, иль, иль; скажите ж, скажите ж.

Текстовые синонимы (к слову «сияние») = луч, пламень, молния, пожар.

Однокоренные слова – великое – величество.

Синтаксические конструкции (вопросительные обращения) – Но где ж, натура, твой закон? Скажите, что нас так мятет? Скажите ж, коль пространен свет? Скажите ж, коль велик Творец?

Жанр оды – размышление.

Тема оды – о Божием Величестве.

Выразительно прочитайте поэтическое описание северного сияния:

Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар?

Исходя из названия произведения, назовите признаки северного сияния:

Вечернее – бывает в вечернее и ночное время; Размышление – побуждает к размышлению о причине сияния; О Божием Величестве – это предположение о неземной природе сияния, Божием провидении; При случае – явление не предсказуемо, бывает не часто; Великого – это уникальное, необычное явление; Северного сияния – бывает на Севере.

Учитель литературы : Ода М.В.Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» - есть раздумье над возможностями познания Вселенной. Происхождение северного сияния – загадка природы. Чтобы приносить пользу своей стране нужно по мысли Ломоносова быть не только трудолюбивым, но и просвещенным человеком.

М.В.Ломоносов написал не только оду о северном сиянии, но и научный труд - «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753).

Ломоносов описал северное сияние не только языком поэтическим, но и научным.

Учитель физики: Современная трактовка теории происхождения северного сияния. Наш земной шар - это большой магнит. Как и вокруг обычного магнита, вокруг Земли существует магнитное поле.

Когда на Солнце происходят взрывы", в верхнюю часть атмосферы Земли -ионосферу - от Солнца устремляются потоки летящих с огромной скоростью заряженных частиц - протонов к электронов - так называемый солнечный ветер.

Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем Земли.

Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируют их, в результате чего возникает свечение, которое и есть полярное сияние.

Свечение разреженных газов происходит в верхней части атмосферы -ионосфере.

Таким образом, северное сияние - свечение верхних слоев земной атмосферы вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. (Слайд № 5).

Задание на развитие логического мышления

- Какие предположения М.В.Ломоносова нашли подтверждение в современной науке?
Положения Ломоносова, которые выдержали проверку временем (слайд 6): причиной полярных сияний служат электрические разряды, происходящие в разреженных слоях воздуха; полярные сияния происходят на очень больших высотах.

Объясняя природу северных сияний, Ломоносов не смог ответить на вопрос, какие же электрические частицы вызывают грандиозное свечение воздуха в его верхних, разреженных слоях? Это стало возможным благодаря развитию физики и успехам в области космических исследований.

Вывод : Хотя М.В.Ломоносову не удалось установить природу полярного сияния, он все же довольно близко подошел к ее пониманию.

    Подтверждает ли современная наука научную гипотезу М.В.Ломоносова о северном сиянии?

    Что такое северное сияние?

    В каких произведениях М.В. Ломоносов раскрыл природу северного сияния?

    Как иначе называют северные сияния?

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание . Используя материал урока, написать сочинение о северном сиянии.

О личности Михаила Ломоносова можно говорить бесконечно. Он обладал редким талантом мыслить рационально, и в то же время ему не была чуждой лирика. Ломоносов считал, что не только научные труды, но и поэзия должна служить отечеству, приносить пользу.

Однако в 1743 году приключился досадный случай, вследствие которого великого ученого заключили под стражу. Ломоносов был известен своим крутым нравом и принципиальностью. Из-за спора с иностранными учеными ему пришлось провести 8 месяцев за решеткой. Но даже этот сложный период он проводит с пользой: пишет научные труды и стихотворения. Именно тогда было написано произведение «Вечернее размышление о Божием величестве». Несмотря на упоминание Господа в названии, церковь высказывала негодование по поводу этого произведения. Так как многие размышления Ломоносова об устройстве Вселенной носили материалистический характер.

Поэт не отрицает существование Бога, но также верит и в науку. Можно предположить, что Ломоносову была близка философия деизма. Он не признавал религиозный догматизм, но восторгался природой, которая не могла возникнуть ниоткуда.

Ода начинается с образного описания наступления ночи: «лице свое скрывает день». Вечернее небо поразительно: открывается бездна, полная звезд. Поэт говорит, что звездам нет числа, а бездне – дна. Лирический герой не просто так размышляет о Вселенной именно вечером. Ведь в это время человек не так обременен делами, и может задуматься о чем-то по-настоящему Великом.

Повествователь сравнивает себя с песчинкой в море, малой искрой. Он всего лишь частичка мироздания, но хочет узнать ее тайны, поэтому углублен в бездну. В попытке найти ответы, он теряется и утомляется от мыслей.

Авторские размышления о существовании разных миров видны в строке: «Там разных множество светов». Михаил Ломоносов ссылается на мнение «премудрых» людей, которые полагают, что во Вселенной не одно Солнце горит, а несчетное количество.

Много внимания в оде уделяется размышлениям о природе северных сияний. Это необычное, даже парадоксальное, явление не давало покоя Михаилу Ломоносову. Он изучал труды разных ученых по этому поводу. В произведении мы видим отсылку к теории Христиану фон Вульфа, который полагал, что явление происходит из-за «тонких испарений»: «солнечны лучи блестят, склонясь сквозь воздух к нам густой».

А строка «Иль тучных гор верхи горят» касается теории ученых Бреславля. Они связывали северные сияния с огнями вулкана, которые отражаются в морских льдах.

Ода была включена в сборник «Риторика» в 1748 году. Поэт не раз вносил правки в стихотворение, пытаясь достичь стройности научной мысли. В итоге он создал замечательную оду, в которой гармонично соединяются размышления ученого и лирика.

«Вечернее размышление о Божием величестве…» Михаил Ломоносов

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет,-
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?

Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?

Анализ стихотворения Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве…»

В мае 1743 года Ломоносов был заключен под стражу. Причиной тому послужил конфликт с иностранными профессорами, работавшими в Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. Михаил Васильевич пробыл в тюрьме восемь месяцев. Этот период отмечен его активной научной и творческой деятельностью. В частности, он написал «Вечернее размышление о Божием величестве». Упоминание о Господе в официальном названии продиктовано желанием угодить цензуре. При этом в самой оде Ломоносов высказывал мысли, которые вызвали негодование со стороны церковников того времени. Речь идет в первую очередь о вполне материалистических представлениях, касающихся устройства вселенной. С большой долей уверенности можно сказать, что Михаилу Васильевичу были близки некоторые идеи деизма. Последователи этого религиозно-философского течения не отрицают существования Бога и факта сотворения Им мира, но отказываются принимать религиозный догматизм, значительную часть явлений, носящих сверхъестественный и мистический характер. Когда Ломоносов в стихотворениях упоминает Господа, то в качестве синонимов стоит рассматривать слова «природа», «естество».

Стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве» тесно связано с научными изысканиями Михаила Васильевича, что легко подтверждается на примере буквально нескольких строк. Примерно в середине оды написано следующее: «Там разных множество светов». Ломоносов утверждал наличие большого количества населенных миров. Мысль эту он пытался доказать в труде «Явление Венеры на Солнце», написанном в 1761 году. Значительная часть стихотворения посвящена рассуждениям о природе северных сияний, изучению которых Михаил Васильевич посвятил немало времени. В оде задается вопрос:
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Адресован он немецкому ученому Христиану фон Вольфу. По его мнению, северные сияния образуются вследствие возгорания в небе «тонких испарений», рождающихся в земных недрах. Далее следует обращение к группе бреславльских ученых-натуралистов: «…Иль тучных гор верхи горят…». В 1716 году они высказали идею о том, что северные сияния тесно связаны с исландским вулканом Гекла. Якобы его огни отражаются в морских льдах при их передвижении. Ближе к финалу Ломоносов транслирует собственную теорию: «…И гладки волны бьют в эфир». Согласно гипотезе Михаила Васильевича, северные сияния имеют электрическую природу. Надо отметить, что необычным явлением он интересовался в течение всей жизни. В 1743 году (время создания рассматриваемой оды) приступил к регулярным наблюдениям за северными сияниями. В научной работе «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753) имеется их описание в прозе, удивительное по силе и красоте.

«Вечернее размышление о Божием Величестве» Ломоносов включил в «Риторику» (1748) – книгу по мировой литературе, в которую также вошли произведения русских писателей. Затем ода была напечатана в двух собраниях сочинений Михаила Васильевича, изданных в 1751 и 1758. Каждый раз текст стихотворения подвергался изменениям. Главная задача переделок – воспроизведение хода научной мысли с максимальной точностью и простотой. В итоге цели автор достиг. Четырехстопный ямб в сочетании с мужскими рифмами позволил идеально воплотить в стихотворной форме пафос естествоиспытателя и поэта.

Современники по достоинству оценили «Вечернее измышление о Божием Величестве». Ода приобрела необыкновенную популярность не только в образованных кругах. Она часто встречалась в рукописных песенниках, широко распространенных в восемнадцатом столетии.