Кто придумал танк фердинанд. Как строил танк Фердинанд Порше и почему у него получилась самоходка? Организация боевых частей

САУ Фердинанд занимает место между слабо бронированными «скороспелками» вроде «Насхорна» и самой удачной истребительно-противотанковой САУ «Ягдпантера», созданной на базе танка «Пантера». Разработанная на базе «Тигра» конструкции «Порше» (изначально называвшаяся «Фердинанд», по имени создателя - Фердинанда Порше), САУ «Элефант» (слон) стала одной из первых боевых бронированных машин с длинноствольной 88-мм зениткой. Полный индекс этого орудия таков: РаК 43/2 L/71, он позволяет сделать вывод, что длина ствола пушки составляет 71 калибр (то есть длина его 88-мм х 71).

Конструктивно корпус «Фердинанда» остался таким же, как корпус «Тигра» Порше, только впереди на болтах навешивались 100-мм броневые листы, что увеличивало общую толщину лобовой броневой защиты до 200 мм. «Фердинанд» оснащался двумя двигателями «Майбах» и имел множество электрических узлов, включая электрическую трансмиссию и механизм поворота, обслуживавшийся двумя электромоторами. Все это делало самоходку очень сложной и ненадежной в эксплуатации. В феврале 1943 г. Гитлер приказал наискорейшим образом поставить в действующие части 90 этих САУ, которым присвоили индекс SdKfz 184. Распоряжение фюрера удалось выполнить за счет сокращения времени испытаний к маю 1943 г., как раз тогда, когда немцы готовились к новому наступлению на Восточном фронте.

Многие из «Фердинандов» сражались на Курской дуге, где продемонстрировали способность уничтожать любые советские танки. Однако самоходкам недоставало проходимости на сильно пересеченной местности, а отсутствие защитного вооружения делало их уязвимыми перед истребительно-противотанковыми отрядами пехоты, вооруженной магнитными минами, РПГ и тому подобными средствами ПТО. Если бой велся на малых дистанциях, поддержка пехоты «Фердинанд» была просто необходима. В конце 1943 г. 48 уцелевших САУ были доработаны в заводских условиях, в частности, снабжены курсовыми пулеметами MG 34, командирскими люками и антимагнитным покрытием. Затем «Элефанты» были переброшены на Итальянский фронт, где в условиях бездорожья и нехватки запасных частей доставляли немцам массу хлопот. По большей части экипажи в конце концов либо просто бросали их, либо взрывали перед тем, как бросить.

Советские солдаты осматривают подбитую в ходе Курской битвы немецкую тяжёлую самоходно-артиллерийскую установку класса истребителей танков «Фердинанд» (Ferdinand). Фото также интересно раритетным для 1943 года стальным шлемом СШ-36 на солдате слева.

Модификации

В конце 1943 - начале 1944 года все оставшиеся к тому времени в строю «Фердинанды» (47 шт.) прошли ремонт и модернизацию на заводе «Нибелунгенверке». Проведённые работы включали установку в лобовом листе САУ пулемёта в шаровой установке, замену стволов орудий, разворот щитка на стволе орудия «задом наперёд» для лучшего крепления на стволе, монтаж на крыше рубки наблюдательной башенки с семью неподвижными перископами, смену полюсов на осветительном генераторе и улучшение герметизации выхлопных патрубков, усиление днища в передней части корпуса 30-мм бронеплитой для защиты от мин, монтаж более широких гусениц, увеличение боекомплекта на 5 выстрелов, установку на корпусе креплений для инструмента и гусеничных траков. Корпус и рубку САУ покрыли циммеритом.

Часто САУ, прошедшие модернизацию, называют «Элефант». На самом деле, приказ о переименовании САУ вышел 27 февраля 1944 года, уже после окончания модернизации. Впрочем, новое название прижилось плохо и до конца войны самоходки и в войсках, и в официальных документах чаще назывались «Фердинандами», чем «Элефантами». В то же время, в англоязычной литературе чаще используется название «Элефант», что связано с тем фактом, что в боях с англо-американскими войсками в Италии принимали участие машины под этим названием.

Оценка проекта

В целом САУ «Фердинанд» является весьма неоднозначным в плане оценки объектом, что в значительной мере является следствием её конструкции, которая определила последующую судьбу машины. Самоходка являлась созданной в большой спешке импровизацией, фактически экспериментальной машиной на шасси не принятого на вооружение тяжёлого танка. Поэтому для оценки САУ необходимо подробнее ознакомиться с конструкцией танка Tiger (P), от которого «Фердинанд» унаследовал многие свои преимущества и недостатки.

На этом танке было применено большое количество новых технических решений, не апробированных ранее в немецком и мировом танкостроении. К наиболее значительным из них относятся электротрансмиссия и подвеска с использованием продольных торсионов. Оба этих решения показали хорошую эффективность, но оказались чрезмерно сложными и дорогостоящими в производстве и недостаточно отработанными для продолжительной эксплуатации. Хотя существовали и субъективные факторы выбора прототипа фирмы «Хеншель», имелись и объективные причины неприятия конструкций Ф. Порше. До войны этот конструктор активно участвовал в разработке сложных конструкций гоночных автомобилей, которые были единичными образцами-прототипами, не предназначенными для крупносерийного производства. Ему удавалось добиться и надёжности, и эффективности своих конструкций, но за счёт использования очень высококвалифицированной рабочей силы, качественных материалов и индивидуальной работы с каждым выпущенным образцом техники. Этот же подход конструктор попытался перенести и в танкостроение, где он был неприменим при массовом производстве боевой техники.

Хотя управляемость и живучесть всей моторно-трансмиссионной установки получили очень хорошую оценку со стороны эксплуатировавших её немецких военных, ценой за это стали высокие технологические издержки по её производству и увеличение массогабаритных характеристик всего танка Tiger (P) в целом. В частности, в некоторых источниках упоминается большая потребность Третьего рейха в меди, а обильное её использование в электротехнике Tiger (P) расценивалось как излишество. Кроме того, танк с такой схемой имел слишком большой расход топлива. Поэтому ряд перспективных проектов танков Ф. Порше был отвергнут именно из-за применения в них электротрансмиссии.

Подвеска с продольными торсионами была намного легче в обслуживании и ремонте по сравнению с «шахматной» торсионной подвеской танка «Тигр I». С другой стороны, она была очень сложна в производстве и менее надёжна в эксплуатации. Все варианты последующего её развития неуклонно отвергались руководством немецкого танкостроения в пользу более традиционной и технологичной «шахматной» схемы, пусть и гораздо менее удобной в ремонте и обслуживании.

Истребитель танков «Фердинанд» Sd.Kfz.184 (8,8 cm PaK 43/2 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P) 653-го батальона тяжёлых истребителей танков (Schwere Panzerjäger-Abteilung 653) вермахта движется через населенный пункт перед началом наступательной операции «Цитадель»

Поэтому с производственной точки зрения немецкое армейское руководство и Министерство вооружений и амуниции фактически вынесли вердикт о ненужности Tiger (P) вермахту. Однако значительный запас практически готовых шасси этой машины сделал возможным эксперимент по созданию первого в мире тяжелобронированного истребителя танков. Количество изготовленных самоходок жёстко лимитировалось количеством имевшихся шасси, что предопределило мелкосерийность «Фердинандов», независимо от преимуществ и недостатков его конструкции.

Боевое применение «Фердинандов» оставило двойственное впечатление. Мощнейшая 88-мм пушка идеально подходила для уничтожения бронетехники противника на любой дистанции боя, и экипажи немецких САУ действительно набирали весьма крупные счета уничтоженных и подбитых советских танков. Мощное бронирование делало «Фердинанд» практически неуязвимым для снарядов практически всех советских орудий при стрельбе в лоб, борт и корма не пробивалась 45-мм бронебойными снарядами, а 76-мм снаряды (причём лишь модификаций Б, БСП) пробивали её только с предельно малых дистанций (менее 200 м), строго по нормали. Поэтому наставления для советских танкистов и артиллеристов предписывали бить по ходовой части «Фердинандов», в ствол орудия, в стыки бронеплит и смотровые приборы. Более эффективные подкалиберные снаряды имелись в очень небольшом количестве.

Несколько лучшей была эффективность 57-мм противотанковых пушек ЗИС-2 по бортовой броне (по нормали бортовая броня САУ пробивалась снарядами этих пушек примерно с 1000 м). Достаточно эффективно поражать «Фердинанды» могла артиллерия корпусного и армейского уровня - тяжёлые, маломобильные, дорогие и малоскорострельные 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, а также дорогостоящие и уязвимые вследствие большого габарита по высоте 85-мм зенитные пушки. В 1943 году единственным советским бронеобъектом, способным эффективно бороться с «Фердинандом», была САУ СУ-152, которая сильно уступала немецкой самоходке по бронированию, точности и эффективной дальности стрельбы бронебойным снарядом (хотя неплохие результаты достигались и при стрельбе по «Фердинанду» осколочно-фугасными - броня не пробивалась, но повреждались ходовая часть, орудие, внутренние узлы и агрегаты, травмировался экипаж). Также вполне эффективным против бортовой брони «Фердинанда» был 122-мм кумулятивный снаряд БП-460А САУ СУ-122, но дальность и точность стрельбы этим снарядом была очень невысока.

Истребители танков «Фердинанд» Sd.Kfz.184 (8,8 cm PaK 43/2 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P) штабной роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков (Schwere Panzerjäger-Abteilung 654) вермахта, подбитые 15-16 июля 1943 года в районе станции Поныри. Слева штабная машина № II-03. Была сожжена бутылками с керосиновой смесью после попадания снаряда, повредившего ходовую часть. В кадре офицер РККА.

Борьба с «Фердинандами» стала менее сложной в 1944 году, с поступлением на вооружение РККА танков ИС-2, Т-34-85, САУ ИСУ-122 и СУ-85, весьма эффективных при стрельбе по «Фердинанду» в борт и корму на наиболее распространённых дистанциях боя. Задача же поражения «Фердинанда» в лоб так и не была решена окончательно. Вопрос о пробитии 200-мм лобовой бронеплиты до сих пор является спорным: имеются сведения, что с этим справлялись 100-мм орудия БС-3 и САУ СУ-100, но советские отчёты 1944-1945 годов свидетельствуют об их меньшей бронебойной способности по сравнению со 122-мм пушками А-19 или Д-25. Для последних в таблицах стрельбы указана толщина пробиваемой брони около 150 мм на дистанции 500 м, но график бронепробиваемости тех лет утверждает о пробитии лба «Фердинанда» на дистанции 450 м. Даже если принять последнее за истину, то при столкновении в лоб соотношение сил между «Фердинандом» и ИС-2 или ИСУ-122 является во много раз более благоприятным для немецкой САУ. Зная это, советские танкисты и самоходчики практически всегда обстреливали тяжелобронированные цели на дальних дистанциях фугасными 122-мм гранатами. Кинетическая энергия 25-кг снаряда и его взрывное действие могли с хорошей вероятностью вывести «Фердинанд» из строя без пробития лобовой брони.

Фронтовой корреспондент Константин Михайлович Симонов (1915-1979) сидит на стволе орудия захваченной немецкой САУ «Фердинанд», подбитой на северном фасе Курской дуге. Предположительно, машина с бортовым номером «232», фото этой же самоходки сзади. В дульный тормоз орудия вставлен немецкий противогазный бачок.

Противотанковая и танковая артиллерия Великобритании и США также была неэффективна против лобовой брони «Фердинанда», лишь появившиеся в середине 1944 года подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном к 17-фунтовой (76,2-мм) противотанковой пушке (которая устанавливалась также на танках Sherman Firefly, САУ Achilles и Archer) могли решить эту задачу. В борт же немецкая САУ уверенно поражалась бронебойными снарядами английских и американских 57-мм и 75-мм пушек с дистанции порядка 500 м, 76-мм и 90-мм пушек - с дистанции порядка 2000 м. Оборонительные бои «Фердинандов» на Украине и в Италии в 1943-1944 годах подтвердили их очень высокую эффективность при использовании по целевому назначению - как истребителя танков.

С другой стороны, высокая защищённость «Фердинанда» в известной мере сыграла отрицательную роль в его судьбе. Вместо дальнобойного истребителя танков из-за массированного и точного огня советской артиллерии немецкое командование под Курском использовало «Фердинанды» в качестве острия тарана советской глубокоэшелонированной обороны, что было явной ошибкой. Для этой роли немецкая САУ годилась плохо - сказывались отсутствие пулемёта, низкая энерговооружённость для большой массы машины и высокое давление на грунт. Известно, что значительное число «Фердинандов» было обездвижено подрывами на советских минных полях и артиллерийским огнём по ходовой части, большая часть таких машин была уничтожена своими же собственными экипажами из-за невозможности быстрой эвакуации вследствие чрезмерной массы САУ. Советская пехота и противотанковая артиллерия, зная непробиваемость «Фердинанда» и его слабость в ближнем бою, подпускали немецкие САУ поближе, стараясь лишить их поддержки немецкой пехоты и танков, после чего попытаться подбить их стрельбой в борт, по ходовой части, орудию, как и рекомендовали наставления по борьбе с вражескими тяжёлыми танками и САУ.

Горящая немецкая САУ «Фердинанд» из состава 656-го полка на Орловском фасе Курской дуги. Фото сделано через люк механика-водителя танка-управления Pz.Kpfw. III танками-роботами Б-4.

Обездвиженные САУ становились лёгкой добычей пехоты, вооружённой средствами ближнего противотанкового боя, например, бутылками с зажигательной смесью. Такая тактика была чревата большими потерями, но иногда это приводило к успеху, особенно если немецкая САУ теряла возможность поворота. В частности, один попавший в песчаную яму «Фердинанд» не смог самостоятельно оттуда выбраться и был захвачен советской пехотой, а его экипаж пленён. Слабость «Фердинанда» в ближнем бою была отмечена немецкой стороной и послужила одной из причин модернизации в «Элефант».

Большая масса «Фердинанда» затрудняла его проход по многим мостам, хотя и не являлась запредельно большой, в особенности по сравнению с тяжёлым танком «Тигр II» и САУ «Ягдтигр». Большие габариты и малая подвижность «Фердинанда» не лучшим образом сказывались на живучести машины в условиях воздушного господства авиации союзников.

Подорвавшийся на мине «Фердинанд» №501, из состава 654-го дивизиона. Машина в списке осмотренных комиссией ГАБТУ числится под номером «9». Именно эта машина была отремонтирована и отправлена на НИБТ полигон. В настоящее время находится в экспозиции музея бронетанковой техники в Кубинке. Курская дуга, район поселка Горелое.

Тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд», бортовой номер «731», номер шасси 150090 из состава 654-го дивизиона, подорванная на мине в полосе обороны 70-й армии. Позднее эта машина был отправлена на выставку трофейной техники в Москву. Курская дуга.

В целом, несмотря на отдельные недостатки, «Фердинанды» зарекомендовали себя очень хорошо, и при правильном использовании эти САУ являлись чрезвычайно опасным противником любого танка или САУ тех времён. Наследниками «Фердинанда» стали вооружённая столь же мощным орудием, но более лёгкая и слабее бронированная «Ягдпантера» и «Ягдтигр», самый мощный и тяжёлый истребитель танков Второй мировой войны.

Прямых аналогов «Фердинанда» в других странах не было. По концепции и вооружению ближе всего к ней подходят советские истребители танков СУ-85 и СУ-100, но они в два раза легче и намного слабее бронированы. Другой аналог - советская тяжёлая САУ ИСУ-122, при мощном вооружении сильно уступала немецкой самоходке по лобовому бронированию. Английские и американские противотанковые САУ имели открытую рубку или башню, а также были очень легко бронированы.

Тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд», бортовой номер «723» из состава 654-го дивизиона (батальона), подбитое в районе совхоза «1-е мая». Снарядными попаданиями разрушена гусеница и заклинено орудие. Машина входила в «ударную группу майора Каль» в составе 505-го тяжелого танкового батальона 654-го дивизиона.

Тактико-технические характеристики САУ Элефант

Компоновочная схема: отделение управления и трансмиссионное спереди, моторное посередине, боевое сзади
- Разработчик: Фердинанд Порше
- Производитель: Porsche
- Годы разработки: 1942-1943
- Годы производства: 1943
- Годы эксплуатации: 1943-1945
- Количество выпущенных, шт.: 91

Вес САУ Элефант

Боевая масса, т: 65,0

Экипаж: 6 человек

Габаритные размеры САУ Элефант

Длина корпуса, мм: 8140
- Ширина, мм: 3380
- Высота, мм: 2970
- Клиренс, мм: 485

Бронирование САУ Элефант

Тип брони: катаная и кованая поверхностно закалённая
- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 200(100+100) / 12°
- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 200 / 35°
- Борт корпуса (верх), мм/град.: 80 / 0°
- Борт корпуса (низ), мм/град.: 60 / 0°
- Корма корпуса (верх), мм/град.: 80 / 40°
- Корма корпуса (низ), мм/град.: 80 / 0°
- Днище, мм: 20-50
- Крыша корпуса, мм: 30
- Лоб рубки, мм/град.: 200 / 25°
- Маска орудия, мм/град.: 125
- Борт рубки, мм/град.: 80 / 30°
- Корма рубки, мм/град.: 80 / 30°
- Крыша рубки, мм/град.: 30 / 85°

Вооружение САУ Элефант

Калибр и марка пушки: 88-мм Pak 43
- Тип пушки: Нарезная
- Длина ствола, калибров: 71
- Боекомплект пушки: 50-55
- Углы ВН, град.: −8…+14°
- Углы ГН, град.: 28°
- Прицелы: перископический Sfl ZF 1a

Пулемёты: 1 × 7,92 MG-34

Двигатель САУ Элефант

Тип двигателя: два V-образных 12-цилиндровых карбюраторных
- Мощность двигателя, л. с.: 2×265

Скорость САУ Элефант

Скорость по шоссе, км/ч: 35 (на испытаниях в СССР)
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10-15 по мягкой пахоте 5-10

Запас хода по шоссе, км: 150
- Запас хода по пересечённой местности, км: 90

Удельная мощность, л. с./т: 8,2
- Тип подвески: торсионная
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,2

Преодолеваемый подъём, град.: 22°
- Преодолеваемая стенка, м: 0,78
- Преодолеваемый ров, м: 2,64
- Преодолеваемый брод, м: 1,0

Фото САУ Фердинанд (Элефант)

Тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд», уничтоженное прямым попаданием авиабомбы с советского пикирующего бомбардировщика Пе-2. Тактический номер неизвестен. Район станции Поныри и совхоза «1 мая».

Немецкое тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд» 653-го батальона (дивизиона), захваченное в исправном состоянии вместе с экипажем солдатами советской 129-й Орловской стрелковой дивизии. В левый передний угол САУ пришлось попадание ОФ снаряда («хризантему» прекрасно видно на фото). Потому нет и надгусеничной полки и крыла. Но сама САУ была полностью исправна, орудие и приборы в полном порядке, радиостанция работала. Даже «кинижечка» волшебная по Феде была в наличии.

You have no rights to post comments

Фердинанд - тяжелая САУ, разработанная нацистской Германией в 1942 году.

Тигр от Порше

В 1941 году Порше предоставил Гитлеру чертеж своего нового танка Тигр, и машина сразу же была принята в разработку. Предполагалось, что это будет тяжелый танк весом 45 тонн с башней и двумя двигателями. Танк был построен австрийским заводом Nibelungenwerk, и уже в апреле 1942 года прошел свои первые испытания на полигоне Куммерсдорф. Испытания возглавлял лично Гитлер.

На этих испытаниях Тигр соревновался с танком Henschel VK 45.01 (H), и последний показал себя лучше Тигра, несмотря на то, что на машину Порше изначально возлагались большие надежды.

Поломки Тигра в ходе тестовых заездов привели к тому, что проект был отменен в пользу более перспективного конкурента. Однако немцы были настолько уверены, что Тигр пойдет в серийное производство, что пока шли тестовые испытания, завод уже успел выпустить сотню гусеничных шасси для него. Поскольку проект отменили, это стало проблемой. Гусеничные шасси Тигра не подходили ни к одному из проектируемых немецких танков. Тогда Порше поручили разработку нового танка для этих траков, чтобы пустить их в ход.

Преобразование Тигра в САУ

Порше предоставил проект новой САУ 22 сентября 1942 года. Это была тяжелая ПТ (противотанковая пушка), оснащенная 88-миллиметровым орудием L/71, которая на тот момент тоже находилась на стадии разработки. Новую САУ планировалось выпустить на замену устаревших Marder II и III, которые активно применялись на Восточном фронте. Дальность стрельбы у новой ПТ по оценкам должна была составлять 4500-5000 метров. Для того времени это были очень внушительные цифры.

Новый танк проектировался на основе Тигра, только он должен был быть еще больше размером. Это была длинная и широкая ПТ, имеющая бронирование тяжелого танка. 100 гусеничных шасси, предоставленных Порше для разработки, могло хватить только на 91 ПТ, потому что танк прибавил в весе. Когда проект был закончен, Гитлер одобрил его, и 30 ноября 1942 года началась разработка прототипа. Первые испытания новой ПТ начались 19 марта 1943 года.

Был впечатлен результатом и приказал ускорить производство. Уже в мае первая серия танков была выпущена, и танк получил свое новое прозвище Фердинанд в честь своего разработчика Фердинанда Порше.

Дизайн Фердинанда

Фердинанд был длиннее и тяжелее Тигра. Если Тигр должен был весить 45 тонн, то Фердинанд вырос уже до 65. Такая прибавка обусловлена усиленным бронированием корпуса ПТ. Двигатели были полностью переделаны, усилены вентиляция и охлаждение, но их по-прежнему было два. Корпус был изготовлен из металлических пластин, сваренных под небольшим углом. Оригинальная броня Тигра (100 мм спереди и по 60 мм сзади и с боков) была увеличена до 200 мм спереди за счет наваривания дополнительных листов металла.

Благодаря такому решению Фердинанд получил самую толстую броню среди всех существовавших танков того времени. Двигатель был вынесен в переднюю часть танка, что обеспечивало для экипажа дополнительную безопасность. Круговое бронирование Фердинанда было таким: 200 мм спереди, 80 мм сзади и с боков, 30 мм крыша и днище.

Водитель располагался в передней части корпуса с левой стороны, прямо под люком. Справа от водителя сидел радист, за ним командир и заряжающий. В крышу танка были установлены 4 перископа - для водителя, заряжающего, наводчика и командира. В задней части корпуса располагались отверстия, предназначенные для стрельбы из пулеметов MG 34 либо MP 40.

Фердинанд был оснащен двумя двигателями Maybach HL 120 TRM (245 л.с. при 2600 об / мин), которые приводили в действие два генератора Siemens Schuckert K58-8 (230 кВт/1300 об/мин). У танка был задний привод. Максимальная скорость Фердинанда составляла 30 км/ч, но по пересеченной местности не превышала 10 км/ч. Объем бензобака танка составлял 950 литров, а коэффициент расхода топлива был около 8 л/с.

Основным орудием Фердинанда была пушка 88 мм PaK4/2Л/71, версии АА, с более длинным бочонком, уменьшенной отдачей и отрегулированным механизмом затвора. Бортового пулемета не было, вместо этого в корпусе располагались отверстия для ручной стрельбы на тот случай, если экипаж окажется в условиях ближнего боя.

Фердинанд в бою

Вся партия из 89 машин была отправлена на Восточный фронт в период с мая по июнь 1943 года. Там они проходили боевую подготовку перед операцией на Курской дуге. В боях Фердинанд доказал свое превосходство и мощь. Перед взводом стояла задача уничтожить советские танки Т-34 с расстояния 5 км. С этой задачей они справились превосходно, однако продвигаясь вглубь линии фронта Фердинанды вскоре обнаружили свои главные недостатки: плохой угол обзора и отсутствие пулемета.

Советские пехотинцы быстро распознали недостатки Фердинанда и с легкостью уничтожали эти танки, просто спрятавшись и дождавшись, пока САУ проедет немного вперед. Затем танк закидывали гранатами и коктейлями Молотова. Фердинанд был грозным оружием в бою против танков, но оказался невероятно уязвим перед пехотой, в результате чего танковый взвод на Курской дуге потерпел поражение.

Olifant африкаанс  -  «слон ») - южноафриканский основной боевой танк , модификация британского танка «Центурион ».

История

В 1976 году в ЮАР была начата программа по модернизации британских танков «Центурион », находившихся на вооружении Южно-Африканских сил обороны с конца 1950-х годов. Всего было закуплено около 200 машин.

На Olifant Mk.1A вместо 83-мм использована 105-мм пушка L7A1, установлен лазерный дальномер , баллистический вычислитель , 81-мм дымовые гранатомёты , подсветочный ночной прицел командира, перископические приборы наблюдения с электронно-оптическим усилением изображения у водителя и наводчика. Английские двигатели «Метеор» заменены на американский дизельный двигатель AVDS-1750, использована американская автоматическая гидромеханическая трансмиссия. Ёмкость топливных баков доведена до 1280 л . В конце 1970-х годов модернизацию прошла 221 машина.

Следующая модернизированная версия Mk.1B была принята на вооружение в 1991 году . Переоборудовано всего 50 единиц.

Главное вооружение осталось прежним - южноафриканский вариант английской 105-мм танковой пушки L7A1. В отличие от всех других модификаций «Центуриона», на пушке «Олифанта-1B» имелся теплоизоляционный кожух из стеклопластика; приводы наведения пушки и разворота башни - электрические. У наводчика устанавливался перископический прицел со стабилизированной линией визирования и встроенным лазерным дальномером. В СУО был введён новый баллистический вычислитель. Двустворчатый люк заряжающего заменили одностворчатым, открывающимся вперёд. Кормовую корзину для хранения снаряжения и имущества экипажа заменили специальным отсеком значительного объёма, включённым в общие обводы башни. Южноафриканские танкисты нашли новому отсеку неожиданное применение, используя его в качестве ванны. В значительной степени была усилена бронезащита путём монтажа плоских навесных модулей на борта и крышу башни. Установка дополнительной брони проводилась с учётом балансировки башни, в результате чего последняя сбалансирована лучше, чем на «центурионах» всех других моделей, и для её разворота требуются меньшие усилия. Ходовую часть танка прикрывали заново спроектированные стальные экраны, секции которых для удобства технического обслуживания подвески выполнялись меньшими по размерам, чем оригинальные экраны танка «Центурион». Секции экранов могут откидываться вверх на шарнирах.

Полностью была перепроектирована ходовая часть, в которой использовалась индивидуальная торсионная подвеска опорных катков, имевших динамический ход 290 мм и полный - 435 мм. Это позволило резко улучшить проходимость танка, особенно на больших скоростях. На всех узлах подвески устанавливались гидроупоры, а на 1, 2, 5 и 6-м узлах - гидравлические амортизаторы. Улучшили и эргономику отделения управления, двустворчатый люк механика-водителя заменили сдвижным монолитным люком. Вместо двух перископических приборов, размещавшихся в створках прежнего люка, на корпусе смонтировали три широкоугольных перископа. В моторно-трансмиссионном отделении разместили более мощный вариант дизеля V-12 (мощность форсированного дизеля - 940 л.с.; нефорсированного - 750 л.с.). Этот двигатель, несмотря на рост массы танка с 56 до 58 т, позволил повысить удельную мощность (16,2 л.с./т , по сравнению с 13,4 л.с./т , у «Олифанта-1A»). Трансмиссию американской конструкции заменили на южноафриканскую автоматическую AMTRA III (четыре скорости вперёд и две назад). Максимальная скорость движения танка по шоссе возросла до 58 км/ч . Установка нового силового блока привела к увеличению длины танка, по сравнению с «Олифантом-1A», на 20 см. Для улучшения противоминной защиты было применено разнесённое бронирование днища корпуса; между листами брони расположены элементы торсионной подвески.

Переоборудование танков «Олифант-1A» в вариант «Олифант-1B» началось в 1990 году.

По данным на начало 2000 года, в подразделениях первой линии вооружённых сил ЮАР числилось 172 танка «Олифант 1A/1B», ещё 120 танков находилось на хранении.

Olifant Mk.2 (2003) - применён новый турбонагнетатель и промежуточный охладитель для дизеля AVDS-1790 мощностью 1040 л.с. разработки фирмы Delkon, улучшена точность системы управления огнём и усовершенствованы приводы башни производства фирмы Reunert. Система управления огнём содержит баллистический вычислитель и стабилизированную платформу наблюдения командира с тепловизором . Работы по модернизации продолжались в 2006-2007 годах. Переоборудовано небольшое количество машин. По некоторым данным, модернизацию прошло от 13 до 26 танков.

Танк принимал участие в боевых операциях против соседних стран, включая иностранную интервенцию в ходе войны в Анголе . В - годах 26 танков были модернизированы до уровня Mk.2 и поступили на вооружение

Наименования:
8,8 cm PaK 43/2 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P);
Sturmgeschütz mit 8,8 cm PaK 43/2
(Sd.Kfz.184).

Танк-истребитель "Элефант", известный также под названием "Фердинанд", сконструирован на базе опытного образца VK 4501(Р) танка T-VI Н "Тигр". Этот вариант танка "Тигр" разрабатывала фирма "Порше", однако предпочтение было отдано конструкции фирмы "Хеншель", а изготовленные 90 экземпляров шасси VК 4501(Р) было решено переделать в истребители танков. Над отделением управления и боевым отделением была смонтирована бронированная рубка, в которой устанавливалось мощное 88-мм полуавтоматическое орудие с длиной ствола 71 калибр. Орудие было направлено в сторону кормовой части шасси, ставшей теперь передней частью самоходной установки.

В ходовой части ее была применена электрическая трансмиссия, работавшая по следующей схеме: два карбюраторных двигателя приводили в действие два электрогенератора, электрический ток которых использовался для работы электродвигателей, приводивших во вращение ведущие колеса самоходной установки. Другими отличительными особенностями этой установки являются очень сильное бронирование (толщина лобовых листов корпуса и рубки составляла 200-мм) и большой вес - 65 тонн. Силовая установка мощностью всего 640 л.с. могла обеспечить максимальную скорость движения этой махины только 30 км/час. На пересеченной местности она двигалась не намного быстрее пешехода. Истребители танков "Фердинанд" были впервые использованы в июле 1943 года в сражении на Курской дуге. Они были очень опасны при ведении боя на больших дистанциях (подкалиберный снаряд на расстоянии 1000 метров гарантировано пробивал броню толщиной 200-мм) были случаи, когда танк Т-34 уничтожался с расстояния 3000 метров, однако в ближнем бою более подвижные танки Т-34 уничтожали их выстрелами в борт и корму. Использовались в тяжелых истребительно-противотанковых частях.

B 1942 году на вооружение вермахта был принят танк "Тигр" , изготовленный по проекту фирмы "Хеншель". Задание на разработку такого же танка получил ранее и профессор Фердинанд Порше, который не дожидаясь испытаний обоих образцов запустил свой танк в производство. Машина Порше была оснащена электрической трансмиссией, в которой использовалось большое количество дефицитной меди, что явилось одним из веских доводов против принятия ее на вооружение. Кроме того ходовая часть танка Порше отличалась низкой надежностью и потребовала бы к себе повышенного внимания подразделений технического обслуживания танковых дивизий. Поэтому после того, как было отдано предпочтение танку фирмы "Хеншель", встал вопрос об использовании уже готовых шасси танков Порше, которых успели изготовить в количестве 90 штук. Пять из них были модифицированы в ремонтно-эвакуационные машины, а на базе остальных решено было построить истребители танков с мощным 88-мм орудием РАК43/1 длиной ствола в 71 калибр, установив его в броневой рубке в кормовой части танка. Работы по конверсии танков Порше были начаты в сентябре 1942 года на заводе фирмы "Алькетт" в Санкт-Валентине и закончены к 8 мая 1943 года.

Новые штурмовые орудия получили название Panzerjager 8,8 cm Рак43/2 (Sd Kfz. 184)

Профессор Фердинанд Порше инспектирует один из прототипов танка VK4501 (Р) "Тигр", июнь 1942 г.

Из истории

В ходе боев лета-осени 1943 года во внешнем виде "Фердинандов" произошли некоторые изменения. Так, на лобовом листе рубки появились желобки для стока дождевой воды, на некоторых машинах ящик ЗИП и домкрат с деревянным брусом для него перенесли на корму машины, а на верхнем лобовом листе корпуса стали крепить запасные траки.

В период с января по апрель 1944 года оставшиеся в строю "Фердинанды" прошли модернизацию. В первую очередь, их оснастили курсовым пулеметом MG-34, смонтированным в лобовом листе корпуса. Несмотря на то, что "Фердинанды" предполагалось использовать для борьбы с танками противника на дальних дистанциях, боевой опыт показал необходимость в пулемете для обороны самоходки в ближнем бою, особенно если машина была подбита или подорвалась на фугасе. Например, во время боев на Курской дуге, некоторые экипажи практиковали стрельбу из ручного пулемета MG-34 даже через ствол орудия.

Кроме того, для улучшения обзорности на месте люка командира самоходки установили башенку с семью смотровыми перископическими приборами (башенка была полностью заимствована у штурмового орудия StuG42). Кроме этого, на самоходках усилили крепление крыльев, заварили бортовые смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста (реальная эффективность этих приборов оказалась близкой к нулю), упразднили передние фары, перенесли установку ящика ЗИП, домкрата и запасных траков на корму корпуса, увеличили боекомплект на пять выстрелов, установили новые съемные решетки на моторно-трансмиссиониое отделение (новые решетки обеспечивали защиту от бутылок КС, активно использовавшихся пехотой Красной Армии для борьбы с танками и САУ противника). Кроме того, самоходки получили циммеритное покрытие, защищавшее броню машин от магнитных мин и гранат противника.

29 ноября 1943 года А. Гитлер предложил ОКН изменить названия образцов бронетанковой техники. Его предложения о наименовании были приняты, и узаконены приказом от 1 февраля 1944 года, и продублированы приказом от 27 февраля 1944 года. В соответствии с этими документами "Фердинанд" получил новое обозначение - "Элефант" 8,8-см штурмовое орудие Порше" (Elefant fur 8,8 cm Sturmgeschutz Porsche).
Из дат проведения модернизация видно, что изменение названия самоходки произошло случайно, но ко времени, так как отремонтированные "Фердинанды" вернулись в строй. Это облегчило различие между машинами:
первоначальный вариант машины назывался "Фердинанд", а модернизированный - "Элефант".

В Красной Армии "Фердинандами" часто называли любую немецкую самоходную артиллерийскую установку

Гитлер постоянно торопил производство, желая чтобы новые машины были готовы к началу операции "Цитадель", сроки которой неоднократно откладывались из-за недостаточного количества выпущенных новых танков "Тигр" и "Пантера". На штурмовые орудия "Фердинанд" устанавливали по два карбюраторных двигателя "Майбах" HL120TRM мощностью 221 кВт (300 л.с.) каждый. Двигатели располагались в центральной части корпуса, перед боевым отделением, за местом механика-водителя. Толщина лобовой брони составляла 200-мм, бортовая броня - 80-мм, днища - 60-мм, крыша боевого отделения - 40-мм и 42-мм.Механик-водитель и радист размещались в передней части корпуса, а командир, наводчик и двое заряжающих в кормовой части.

По своему устройству и компоновке штурмовое орудие "Фердинанд" отличалось от всех немецких танков и САУ времен Второй Мировой войны. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором размещались рычаги и педали управления, агрегаты пневмогидравлической системы торможения, механизмы натяжения гусениц, коммутационная коробка с переключателями и реостатами, щиток приборов, топливные фильтры, стартерные аккумуляторы, радиостанция, сиденья механика-водителя и радиста. Отделение силовой установки занимало среднюю часть самоходки. От отделения управления оно отделялось металлической перегородкой. Здесь располагались установленные параллельно двигатели "Майбах", спаренные с генераторами, вентиляционно-радиаторный блок, топливные баки, компрессор, два вентилятора, предназначенные для вентиляции отделения силовой установки, тяговые электромоторы.

Истребитель танков "Элефант" Sd.Kfz.184

В кормовой части находилось боевое отделение с установленным в нем 88-мм орудием StuK43 L/71 (вариант 88-мм противотанковой пушки Рак43, приспособленный для установки в штурмовое орудие) и боекомплектом, здесь же размещалось четыре члена экипажа - командир, наводчик и два заряжающих. Кроме того, в нижней задней части боевого отделения располагались тяговые электродвигатели. Боевое отделение отделялось от отделения силовой установки термостойкой перегородкой, а также полом с войлочными уплотнениями. Это делалось с целью предотвращения попадания в боевое отделение загрязненного воздуха из отделения силовой установки и локализации возможного пожара в том или другом отделении. Перегородки между отделениями и вообще расположение оборудования в корпусе самоходки делали невозможным личное общение механика-водителя и радиста с экипажем боевого отделения. Связь между ними осуществлялась через танкофон - гибкий металлический шланг - и танковое переговорное устройство.

Для производства "Фердинандов" использовали корпуса не принятых на вооружение "Тигров" конструкции Ф. Порше, изготовленных из 80-мм-100-мм брони. При этом бортовые листы с лобовыми и кормовыми соединялись в шип, а в кромках бортовых листов имелись 20-мм пазы, в которые упирались лобовые и кормовые листы корпуса. Снаружи и изнутри все стыки сваривались аустенитными электродами. При переделке корпусов танков в "Фердинанды" задние скошенные бортовые листы вырезались изнутри - таким образом их облегчали превращая в дополнительные ребра жесткости. На их место приваривались небольшие 80-мм бронелисты, являющиеся продолжением основного борта, к которым в шип крепился верхний кормовой лист. Все эти мероприятия делались для того, чтобы вывести верхнюю часть корпуса на один уровень, что в последующем было необходимо для установки рубки.В нижней кромке бортовых листов также имелись 20-мм пазы, в которые входили листы днища с последующей двухсторонней обваркой. Передняя часть днища (на длине 1350-мм) усиливалась дополнительным 30-мм листом, приклепанным к основному 25 заклепками, расположенными в 5 рядов. Кроме этого по краям проводилась сварка без разделки кромок.

Вид 3/4 сверху спереди корпуса и рубки
"Фердинанд" "Элефант"
Нажмите на картинку для увеличения (откроется в новом окне)

На "Элефанте" имелась курсовая пулеметная установка, прикрытая дополнительной накладной броней. Домкрат и деревянная подставка для него перенесены в корму. Передние подкрылки усилены стальными профилями. С передних подкрылков сняты крепления для запасных траков. Демонтированы передние фары. Над смотровыми приборами механика-водителя установлен солнцезащитный козырек. На крыше рубки смонтирована командирская башенка по типу командирской башенки штурмового орудия StuG III. На лобовой стенке рубки приварены желоба для стока дождевой воды.

Передний и лобовой листы корпуса толщиной 100-мм дополнительно усиливались 100-мм экранами, которые соединялись с основным листом 12 (передний) и 11 (лобовой) болтами диаметром 38-мм с пулестойкими головками. Кроме того, сверху и с боков производилась обварка. Для предотвращения ослабления гаек при обстреле они также приваривались к внутренней части основных листов. Отверстия для смотрового прибора и пулеметной установки в лобовом листе корпуса, доставшиеся в "наследство" от "Тигра" конструкции Ф. Порше, изнутри заваривались специальными броневыми вставками. Листы крыши отделения управления и силовой установки укладывались в 20-мм пазы в верхней кромке бортовых и лобового листов с последующей двухсторонней обваркой.В крыше отделения управления размещалось два люка для посадки механика-водителя и радиста. В люке водителя имелись три отверстия для смотровых приборов, защищенных сверху броневым козырьком. Справа от люка радиста приваривался броневой цилиндр для защиты антенного ввода, а между люками крепился стопор для крепления ствола орудия в походном положении. В передних скошенных бортовых листах корпуса имелись смотровые щели для наблюдения механика-водителя и радиста.

Вид 3/4 сверху сзади корпуса и рубки
"Фердинанд" "Элефант"
Нажмите на картинку для увеличения (откроется в новом окне)

Отличия между "Фердинандом" и "Элефантом" . На "Элефанте" в корме установлен инструментальный ящик. Задние подкрылки усилены стальными профилями. Кувалда перенесена на кормовой лист рубки. Вместо поручней в левой части кормового листа рубки сделаны крепления для запасных траков.



Самоходная артиллерия по своему устройству во многом напоминает танк. Обладая меньшей маневренностью и броней, она имеет высокую огневую мощь. Такие установки наиболее эффективны при поддержке наступлений танковых и пехотных соединений.

Самоходные артиллерийские установки (САУ) начали использоваться уже в Первую Мировую . Постепенно они заняли свою нишу в вопросе боевого применения и активно применялись во Второй Мировой войне. С учетом их боевых качеств вне масштабных конфликтов самоходки практически не применяются.

САУ «Фердинанд» (Ferdinand) - тяжелая противотанковая (ПТ) артиллерийская установка Третьего Рейха времен Второй Мировой войны . Была создана с ориентиром на уничтожение танков противника, применялась преимущественно на Восточном фронте.

История разработки

Историю создания САУ Фердинанд связывают с проектированием танка «Тигр I» . Разработку вели конкурирующие фирмы Порше и Хеншель, представив в 1942 опытные образцы VK 4501 (P) и (H) соответственно. Гитлер предложил собирать обе машины параллельно, однако на совещании с Управлением Вооружениями было решено оставить вариант Хеншеля.

Модель танка Фердинанда Порше имела проблемы с трансмиссией и небольшой запас хода. Вместе с тем производство двигателей требовало большого количества цветных металлов, которые в Германии были в дефиците. Однако Порше не стал дожидаться результатов совещаний и начал сборку первых танков.

Машины Порше так и не были приняты на вооружение. Осенью 1942 Гитлер распорядился использовать их шасси под тяжелую штурмовую САУ с 88-миллиметровой пушкой Pak 43 и 200-миллиметровой броней. Данные условия потребовали значительных изменений в компоновке машины.

Также на новую немецкую самоходку были установлены уже имевшие серийное производство двигатели Майбах. Это потребовало перепроектирования системы охлаждения и топливных баков. Все работы делались в большей спешке, что впоследствии стало причиной ряда недоработок.

Уже к концу декабря 1942 новые САУ представлены для испытаний. В качестве награды Гитлер присвоил им имя конструктора «Фердинанд». Весной 1943 артиллерийские установки стали поступать на фронт.

В конце 1943 оставшиеся после первых сражений установки возвращены в Германию для модернизации. В лобовой части появился курсовой пулемет, заменены орудия, появилась командирская башенка с семью перископными устройствами. Эти аспекты позволяют легко отличать версии САУ по фото.

Была учтена и уязвимость установок перед минами - передняя часть днища получила дополнительную броню, гусеницы стали шире. Новая модель получила название «Элефант» (Elephant, с нем. «слон», иногда пишут Elefant), однако данное название закрепилось лишь в англоязычной литературе, поскольку именно с модернизированной версией столкнулись союзники после открытия второго фронта.

Инструкция по эксплуатации

Руководство по применению изначально ставило САУ «Фердинанд» в невыгодное положение. Ограниченный запас хода и низкая маневренность ограничивали их применение в массовом наступлении, хотя и допускало использование в позиционных боях. Также тяжелый вес установки не позволял ей переправляться через большинство мостов.

Самоходная артиллерия «Фердинанд» (упрощенное наименование «Фердь» некорректно) была рассчитана на уничтожение советских танков. Значительная броня обеспечивала надежную защиту против их снарядов. Предполагалось за счет брони использовать САУ в качестве первого эшелона наступления на советские позиции.

Конструкция боевой машины

Конструкция САУ «Фердинанд» была в значительной степени переделана после того, как из танка решили сделать артиллерию. Ввиду значительной длины пушки башню перенесли в кормовую часть, там же располагалась рубка основного экипажа.

Силовая установка с двигателями, генераторами, охлаждением и топливными баками перенесена в среднюю часть, от отделения управления она отделена термостойкими перегородками. С учетом расположения отделений прямое сообщение между управлением и рубкой отсутствовало.

Несмотря на отсутствие пулемета имелись бойницы в рубке для стрельбы из личного оружия. Они представлены небольшими люками с заглушками, три в корме и по одному с каждого борта. В корме также имелась дверь, через которую экипаж мог покинуть установку. На крыше рубки дополнительно имелось два люка для экипажа, небольшие люки для установки перископа и вентилятора.

Средства наблюдения и связи

Наблюдение за местностью велось с помощью перископических устройств, предусмотренных в отделении управления и в рубке. Смотровые щели для механика-водителя и радиста имелись также в передних скошенных бортовых листах.

САУ оснащалась радиостанцией FuG 5, монтированной в отделении управления. Ее телефон работал в радиусе 6,5 км, телеграф - 9,5 км. На машинах командиров устанавливались более мощные FuG 8 с дополнительной антенной.

Броневой корпус

САУ «Фердинанд» обшивались катанной закаленной броней. Лобовая защита имела толщину в 200 мм, верхняя часть корпуса, борта и корма - 80 мм, нижняя часть борта - 60 мм. Днище имело броню в 20 мм, однако передняя часть (1,35 м) дополнительно усиливалась листом в 30 мм. Все крепления обеспечивались болтами с пулестойкими головками.

Экипаж

Экипаж артиллерийской установки состоял из 6 человек. Механик-водитель и радист размещались в отделении управления. Основной расчет, включая командира - в рубке. С появлением курсового пулемета радист выполнял и роль стрелка.

Вооружение

Вооружение САУ «Фердинанд» изначально рассчитывалось на противодействие танкам и другой бронетехнике. Орудие поражало практически любые машины. Лишь ИС-2 и М26 «Першинг» на определенном расстоянии с нужного курсового угла могли выдержать попадание снаряда.

88-мм пушка StuK 43

Ключевое вооружение самоходной артиллерийской установки - 88-миллиметровая нарезная пушка Pak 43/2 с длиной ствола в 71 калибр. Ее устаревшее обозначение - StuK 43. Версия 43/2 - танковый вариант Pak 43.

Масса орудия - 2,2 т, в походном положении оно крепилось на специальной установке. Имело два противооткатных устройства и вертикальный клиновый затвор, работавший на полуавтоматике. Механизмы наведения размещались слева на позиции наводчика. Для этого применялось перископическое устройство SFlZF1a/Rblf 36 с пятикратным увеличением.

Баллистика орудия позволяла на расстоянии в 2 км пробивать броню в 132 мм при угле встречи в 60 градусов. Со 100 метров в тех же условиях пробивалось 202 мм брони. Боекомплект состоял из 50 снарядов - бронебойно-трассирующие Pzgr.39-1, подкалиберные Pzgr.40/43 и осколочно-фугасные Sprgr 43. У модифицированного «Элефанта» боезапас увеличен до 55 снарядов.

1×7,92-мм пулемет

Первоначальный вариант САУ «Фердинанд» не имел пулемета. В модифицированной версии января-марта 1944 появилась шаровая установка MG-34 калибра 7,92 мм. Располагалась она справа в лобовой части. Боезапас - 600 патронов.

Техническая характеристика

Технические характеристики артиллерийской установки «Фердинанд» делали ее востребованной для противотанкового боя. В процессе модернизации ряд параметров был изменен, однако, основные ТТХ сохранились до последнего боя данных САУ в Берлине.

Габариты и вес

По данным википедии, габариты немецкой самоходки «Фердинанд» имеют следующие показатели:

  • длина корпуса - 8,14 м;
  • ширина - 3,38 м;
  • высота - 2,97 м;
  • клиренс - 0,485 м.

Боевая масса танка - 65 т. Подобный показатель в значительной степени ограничивал передвижение установок через мосты и на мягкой почве.

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка самоходной артиллерии «Фердинанд» выполнена с передачей вращающего момента от двигателя к ведущим колесам посредством электричества. Это позволило избавиться от коробки перемены передач и главного фрикциона.

САУ имела два V-образных двенадцатицилиндровых карбюраторных двигателя Майбах HL 120 TRM, работавших на водяном охлаждении. Мощность каждого составляла 265 л. с. при 2600 оборотах в минуту.

Два тяговых двигателя Siemens-Schuckert D149aAC с мощностью по 230 кВт располагались в кормовой части корпуса и приводили в движение колеса через понижающий редуктор. Такая трансмиссия увеличивала вес машины, но обеспечивала легкость управления.

Ходовая часть

Ходовая часть самоходки многие элементы позаимствовала у танков «Леопард». Подвеска блокированная, комбинированного типа, в котором торсионы сочетаются с резиновой подушкой. Сами торсионы расположены вне корпуса продольно на тележках.

С каждого борта имелось по три тележки с двумя опорными катками в каждой. Конструкция была достаточно сложная, однако показала свою надежность и ремонтнопригодность. Сами катки также имели хороший ресурс прочности. Задние ведущие колеса имели съемные зубчатые венцы по 19 зубьев. Передние оборудованы активным зацеплением и пневмогидравлическими тормозами.

По шоссе САУ развивала скорость в 35 км/ч, на пересеченной местности - 5-15 км/ч в зависимости от поверхности и мягкости почвы. Запас хода по шоссе и пересеченной местности составлял 150 и 90 км соответственно. Преодоление препятствий - наклон в 22 градуса, стенка в 0,78 м, ров шириной в 2,64 м, брод в метр глубиной.

Расход топлива

Для каждого из двух двигателей предусматривалась отдельная подача топлива. Соответственно установка имела два топливных бака по 540 литров. В отделении управления имелись запорные краны, открывавшие подачу топлива в случаях, когда в баках оставалось минимальное количество горючего.

Точных сведений о расходе топлива не имеется. Однако с учетом низкого запаса хода и массы машина потребляла большое количество горючего - порядка 720-1155 л на 100 км. Показатель зависит от типа поверхности - на шоссе расход снижался, на пересеченной местности увеличивался.

Органы управления

Отделение управления находилось в передней части машины и занималось механиком-водителем и радистом. Здесь же размещались рычаги и педали для управления машиной, устройства пневмогидравлического торможения и натяжения гусениц, коммутационная коробка с переключателями и реостатами, приборный щиток, топливные фильтры, аккумуляторы для стартера, радиостанция.

Достоинства и недостатки

Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» получила неоднозначную оценку современников и историков. Машина во многом оказалась импровизацией, создаваемой на ходу и в спешке. Однако даже несмотря на это в ней имелось немало новаторских решений.

Из преимуществ проекта выделяют электрическую трансмиссию и подвеску с продольными торсионами. Технологии показали хорошую эффективность, но оказались слишком сложными и дорогостоящими для массового применения, особенно в условиях войны. Также обращают внимание и на значительный расход топлива.

В боевых условиях самоходка наглядно продемонстрировала свои преимущества. Мощное орудие пробивало почти любой танк на большинстве дистанций. Лобовая броня не пробивалась ничем, определенный урон машина получала лишь с бортов и от мин.

Такое бронирование позволяло ставить самоходки в первый эшелон атаки для преодоления обороны советских войск. Однако подобный метод быстро показал свою неэффективность - пехотное и танковое прикрытие артиллерии отстреливалось, после чего установки подрывали в ближнем бою, используя ткань для закрытия обзора и бутылки с зажигательной смесью. Такие способы не всегда заканчивались успехом, однако в любом случае показывали уязвимость артиллерии в ближнем бою.

В итоге САУ «Фердинанд» зарекомендовал себя достаточно хорошо, однако так и не получил массового производства и применения. Бытует мнение - если бы не начатое изготовление танков Порше, такие установки никогда бы не появились ввиду своей технической сложности.

Применение во Второй Мировой Войне

Первое использование САУ «Фердинанд» связывают с Курской битвой . Артиллерийские установки были включены в состав противотанковых батальонов 653 и 654. Им отводилась роль тарана для преодоления обороны. Первое боевое применение - 8-9 июля 1943 в районе станции Поныри.

В ходе боев и последующего отступления к Орлу потеряно свыше трех десятков самоходок. Оставшиеся в середине августа переброшены к Житомиру и Днепропетровску, где стали на ремонт. Позднее они принимали участие в боях под Никополем и Днепропетровском.

Зимой «Фердинанды» возвращены на модернизацию. Полученные модификации САУ «Элефант» переброшены в Италию и участвовали в боях под Неттуно, Анцио и Римом. Остатки были вновь переброшены сначала в Австрию, затем в Польшу.

В июле 1944 САУ базировались в районе Тернополя, где ввиду масштабного советского наступления оказались втянуты в тяжелые бои. Многие машины подрывались собственными экипажами ввиду невозможности эвакуации с поля боя.

Оставшиеся двенадцать установок 3 августа переброшены под Краков. Позже они были эвакуированы в Германию и находились в резерве. Последние бои «Фердинанды» провели в Вюнсдорфе, Цоссене и Берлине.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них