Лес зеленые легкие планеты. Почему леса называют зелеными легкими. Вам понравился материал? подписывайтесь на нашу email-рассылку

Думаю каждый из нас слышал выражение: - "Леса - это легкие нашей планеты". Действительно это так, но к сожалению эти самые "жизненно важные органы Земли" вырубаются с нереальной скоростью последние 30 лет. Статистика такова - каждые 2 секунды, на планете Земля, вырубается часть леса размером с футбольное поле. За счет этого исчезают некоторые виды животных и растений.
Знаменитая на весь мир организация "Greenpeace" утверждает, что к 2050 году, исчезновение животных и растений будет в 1000 раз быстрее чем сейчас.
Жаль будет расстаться с такой красотой...

Думаю каждый из нас слышал выражение: - "Леса - это легкие нашей планеты". Действительно это так, но к сожалению эти самые "жизненно важные органы Земли" вырубаются с нереальной скоростью последние 30 лет.

"Легкие нашей планеты" находятся в Амазонии. Именно тропические леса Амазонки являются самым мощным производителем кислорода на Земле. Амазония охватывает приблизительно 7000000 квадратных километров на территории 9 государств - Бразилия (60%), Перу, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Боливия, Гайана, Суринама и французская Гвиана.
Амазонка представляет более половины оставшихся тропических лесов во всем мире, при этом произрастают они вокруг самой крупной реки в мире с одноименным названием, что делает весь регион Амазонии уникальным центром планеты. Одновременно со всем этим, поражает и биоразнообразие этой местности, хотя большая часть Амазонии еще даже не изучена.

И флора и фауна удивляют своим богатством. Представьте себе, что здесь обитает более МИЛЛИОНА самых разных видов растений и животных.

По словам ученых, на 10-ь квадратных метрах тропического леса приходится полторы тысячи видов цветов, 750 видов деревьев, 125 видов млекопитающих, 400 видов птиц и бесчисленное число насекомых.

На фото: Красно-зеленый ара





Водопад Сан Рафаэль – самый большой водопад в Эквадоре. Река Саладо низвергается в ущелье двумя ступенями с высоты 150 метров и 100 метров, создавая потрясающей красоты вид.




Звезда воды в Амазонии. Виктория амазонская, названная так в честь английской королевы Виктории, является типичным растением Амазонии. Они могут достигать 2х метров в диаметре и выдерживать на себе вес маленького ребенка, при этом кувшинка не потонет. Цветки Виктории амазонской находятся под водой и появляются на поверхность только один раз в году во время цветения, которое длиться всего пару дней. Существует легенда, в которой говорится, что когда-то жила девушка, которая любила смотреть на ночное небо. Она думала, что Луна может прийти и забрать ее на небо, чтобы полюбоваться звездами. Однажды ночью, она наклонилась к реке и увидела в воде отражение луны. Зачарованная ей, она упала в реку и скрылась под водой, а образ луны в воде превратился в цветок. Поэтому цветок Виктории Амазонской называют "Звездой воды".





На реке Тамболпата, в Амазонии на территории Перу, группа детей играла в футбол на крошечном островке из песка посреди реки.





Трехпалый ленивец. Местные жители верят, что беременная женщина не должна смотреть на него, иначе ее ребенок будет на него похож.





Yacumana и Chullachaqui - два демона из местных легенд. Якумана - демон воды, а Чуллачуки может трансформировать себе мимику любого человека. Посмотрите на его ноги, так его можно опознать - у него всегда одна нога большая.




Тропические леса Амазонки, также известные как Амазония, являются одними из самых ценных природных ресурсов. Потому что его растительность непрерывно перерабатывает углекислый газ в кислород, он был назван "Легкие нашей планеты". Около 20 процентов кислорода Земли производится тропическими лесами Амазонки.



Около 15 миллионов лет назад, Амазонка текла на запад и впадала в Тихий океан. Когда южноамериканская тектоническая плита пересеклась с другой, медленно поднявшиеся Анды заблокировали поток реки. В результате были образованы озера, и бассейн Амазонки сильно изменился, затем, около 10 миллионов лет назад, река нашла свой путь на восток в направлении Атлантики.

Существует журналистский штамп о том, что лес — легкие планеты Земля. А как же быть тогда с данными науки, которая говорит о том, что кислородная атмосфера возникла на нашей планете задолго до фотосинтеза?

На самом деле растения как суши, так и океанов в процессе фотосинтеза вырабатывают кислорода примерно столько, сколько затем потребляют сами в процессе дыхания.

Первоначально атмосфера Земли имела в целом восстановительный характер: метан + аммиак + вода + углекислый газ.

Земная кора тоже должна бы ла иметь восстановительный характер — ведь она находилась в равновесии с атмосферой.

А на сегодняшний момент мы имеем, что в атмосфере содержится 20% свободного кислорода, а большинство горных пород полностью окислены и система находится в состоянии равновесия (состав атмосферы существенно не меняется уже несколько сотен миллионов лет).

Для того, что бы окислить всю первичную атмосферу и литосферу нужно огромное количество свободного кислорода.

Балансы не сходятся

По общепринятой гипотезе считается, что за выделение кислорода ответственны живые организмы.

Но они на эту роль не подходят, так как несмотря на то, что растения выделяют значительное количество кислорода в единицу времени, но в целом биосфера достаточно стабильна — в ней происходит круговорот веществ. Выделение свободного кислорода может достигаться только за счет накопления неразложившихся остатков (в основном в виде угля). Иначе говоря:
H2O + CO2 = биомасса(С + O + H) + O2 + С + CH4.

Учитывая, что текущая биомасса мала по сравнению с массой даже свободного кислорода в атмосфере (ее приблизительно в сто раз меньше), получаем что для того чтобы образовался весь атмосферный и литосферный (для окисления первичной литосферы) кислород, нужно чтобы где-то в Земле хранились бы аналогичные по массе запасы угля и углеводородов — а это слой в несколько метров только для атмосферного кислорода, а для литосферного на порядки больше. Таких запасов не наблюдается (предполагаемые запасы угля и других углеводородов приблизительно соответствуют общей биомассе).
Итак — у нас явно не сходятся балансы.

На ярком Солнце

Заметим, что еще один источник кислорода — диссоциация молекул воды под действием солнечного излучения.

Как известно, скорость молекул в газе подчиняется распределению Максвелла. Согласно этому распределению всегда присутствует определенная доля молекул, скорость которых превышает вторую космическую. И такие молекулы могут беспрепятственно покидать Землю. Причем из атмосферы в первую очередь ускользают лёгкие газы — водород и гелий. Расчеты показывают, что время полного улетучивания водорода из земной атмосферы составляет всего несколько лет. Но все же водород присутствует в атмосфере. Почему? Для кислорода и прочих газов это время превышает время жизни Земли. млн. лет. В земной атмосфере водород и гелий постоянно обновляются за счёт поступления из земных недр и ряда атмосферных процессов. Водород, образующий «корону» вокруг Земли, является продуктом диссоциации молекул воды под действием ультрафиолетового и рентгеновского излучения Солнца.

Расчеты показывают, что за время порядка десяти миллионов лет в атмосфере за счет фотодиссоциации возникает количество кислорода равное нынешнему значению.

Итак мы получаем:
1) Первоначально атмосфера, литосфера и вся мантия Земли носят восстановительный характер.
2) За счет фотодиссоциации вода (которая, кстати, поступила в результате вулканической активности из мантии) разлагается на кислород и водород. Последний покидает Землю.
3) Оставшийся кислород окисляет первичную литосферу и атмосферу до текущего состояния.
4) Почему кислород не накапливается, ведь он поступает в результате фотодиссоциации постоянно (текущее количество набегает за 10 миллионов лет, а возраст Земли — 4.5 миллиарда)? Он идет на окисление мантии. В результате движения континентов в зонах субдукции образуется из мантии новая кора. Породы этой коры окисляются под действием атмосферы и гидросферы. Затем эти окисленные породы из океанических плит в зонах субдукции попадают обратно в мантию.

Статисты мироздания

Ну а что же живые организмы, спросите вы? Они фактически выполняют роль статистов — не было свободного кислорода, жили без него — на примитивном одноклеточном уровне. Появился — приспособились и стали жить вместе с ним — но уже в виде продвинутых многоклеточных организмов.

Так что будут ли на Земле леса или нет – на содержание кислорода в атмосфере планеты это не повлияет. Другое дело, что лес очищает воздух от пыли, насыщает его фитонцидами, дает кров и пищу множеству зверей и птиц, доставляет людям эстетическое наслаждение… Но называть лес «зелеными легкими» — как минимум, безграмотно.

Встреча 58. УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ «ПОЧЕМУ ЛЕСА НАЗЫВАЮТ "ЛЕГКИМИ ПЛАНЕТЫ"?»

Цель : учить учащихся находить и систематизировать информацию о значении лесов для Земли; учить анализировать, делать выводы на основе собственных наблюдений за окружающей средой, понять значение леса; развивать наблюдательность, любознательность; воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Ответы на вопросы рубрики «Вопросы и задания для тех, кто хочет понимать природу» (с. 170)

2. Работа в группах

Пройдите лабиринт. Прочитайте шифрограмму.

Итак, с какой планеты эта шифрограмма, кто нуждается в помощи? (Жители планеты Риа)

А вы знаете об этой планете?

Я предлагаю послушать аудиозапись о планету Риа.

Планета Риа - молодая планета Галактики. На ее территории преобладают песчаные почвы. Климат теплый, влажный. Достаточное количество солнечного света и тепла. Много пресноводных озер и рек. Население многочисленное. Планета страдает от недостатка кислорода, нуждается в помощи.

3. Упражнение «Микрофон»

Вы услышали справку о климатических условиях планеты Риа. Как можно помочь инопланетянам? (Отправить баллоны с кислородом; посадить много деревьев, цветов и других растений.)

Чье предложение кажется вам полезной? Почему? (Учитель подводит учеников к мысли, что леса - это «легкие» планеты. Поэтому озеленение планеты - самая рациональная идея.)

III . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Сегодня на уроке вы узнаете... (Учащиеся читают рубрику «Ключевой вопрос».)

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа в группах

Игра «Дополни предложение»

Если из космоса посмотреть на нашу планету, можно увидеть два основных цвета, которые как бы поделили земной шар на два огромных пространства - океан воды и океан растительности.

Удивительный мир природы... Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься.

Вспомните, что вы знаете о лесе, дополните и продолжите предложения.

Леса бывают трех видов: ..., ... и... Леса, в которых растут исключительно деревья Дуб, бук, капитан, ясень, береза, ольха, тополь, клен, липа, называют... Северную часть Украины, где преимущественно и расположена зона лесов, еще называют... ... В хвойных лесах распространены такие породы деревьев, как..., ..., ... (сосна, ель, пихта, лиственница, можжевельник, тис).

2. Работа в парах

Составьте схему с условиями, необходимыми для развития и жизни растения. (Условиями жизни растений является наличие почвы, влаги, света и тепла.)

Вспомните, все эти компоненты есть на планете Риа? (Да, они все существуют.)

Тогда мы сможем с вами выращивать различные растения на ней? (Так)

С какой целью мы предлагаем сажать леса на планете Риа? (Чтобы в них был чистый воздух, обогащенный кислородом.)

Кто из вас может объяснить инопланетянам, как происходит процесс образования кислорода? Кто из вас расскажет, как, когда и чем дышат растения? (Органами дыхания растения есть листья, через которые они поглощают углекислый газ и кислород, а выделяют в воздух кислород, необходимый живым существам. Чем больше растений, тем воздух будет чище.)

3. Рассказ учителя

Лес. Как много вобрали в себя эти три буквенные Лес - это «кислородный цех», «легкие планеты», «зеленое золото».

Одно дерево средней величины за 25 часов дает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.

Без кислорода нет жизни. Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха погибает через несколько минут. Весь запас кислорода на Земле давно бы иссяк, если бы его запасы не пополнялись благодаря зеленым листьям.

Растения дают кислород, а значит, и жизни. Леса - настоящая фабрика кислорода. Поэтому так легко и глубоко дышится в лесу, где миллиарды крошечных зеленых «фабрик» насыщают воздух кислородом.

Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа. Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек!

Листья многих деревьев выделяет в воздух особые вещества - фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии.

Леса в значительной степени способствуют очищению воздуха от пыли и копоти и препятствуют дальнейшему их распространению. Дерева способны притягивать из воздуха мельчайшие твердые частицы. Гектар елового леса притягивает 30 тонн пыли в год, сосновый бор - 37 тонн. Леса выполняют санитарно-гигиеническую роль, выделяя фитонциды, обладающие антимикробным стерилізуючу воздействие на окружающую среду.

4. Работа по учебнику (с. 171)

Ученики работают по заданиям учебника.

5. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

1. Знаете ли вы?

Гектар леса выделяет 3-4 тонны кислорода и поглощает 4-5 тонн углекислого газа, способен отфильтровать 50-70 тонн пыли.

Лес - легкие планеты, а также ценный ресурс, который приносит деньги. Именно поэтому каждый день в мире исчезает до 20 гектаров леса.

2. Работа в парах

Дополните и продолжите предложения.

Леса называют... планеты. Потому что именно они очищают воздух от... газа и выделяют...

3. Работа над загадками

Зимой черный, весной и летом зеленый, а осенью - желтый. (Лес)

Кто на зиму раздевается, а на лето одевается? (Лиственные деревья)

Зимой спит, а летом шумит. (Дерево)

Никто ее не пугает, а она всегда дрожит. (Осина)

Зимой - как летом, летом - как зимой. (Ель и сосна)

На дереве качается,

Жупан колючая имеет,

На лето одевается,

А осенью сбрасывает. (Каштан)

Стремительно выбежали на гору

Две подружки белокорые.

Дождик им полощет косички.

Зовут этих подружек... (березки).

Среди лета - метелица:

Пух летит и стелется. (Тополь)

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается;

Лечит от гриппа,

Кашлю и хрипу. (Липа)

Летом и зимой наряды друг,

И зовут детки всегда меня,

Чтобы я на праздник к ним пришла,

Игрушек много им принесла. (Елка)

И летом, и зимой

Один наряд у нас,

А можно нас увидит,

Как год почавсь у вас. (Ель и сосна)

4. Литературная минутка

1) Чтение стихотворения В. Бровченко «Два мальчика».

Два мальчика в зеленую пору года

До леса вышли - вековых дубрав.

Один из них прискалив мигом глаз

И деловито прикинул: «Сколько дров!».

А вокруг и щебетало, и цвело,

Как сто веков назад, так и теперь...

Не стримавсь второй мальчик: «Сколько света!»,

Проговорил и, взволнованный, замер.

Два мальчика... И лес так пристально в глаза

Смотрел соседям димокурних труб.

Он еще не знал, кто будет здесь лесничим:

Или садовник жизни, дровосек...

2) Чтение рассказа В. Сухомлинского «Сергей и Матвей».

СЕРГЕЙ И МАТВЕЙ

К цветущему лугу пришли два юноши-Сергей и Матвей.

Какая красота! - шептал Сергей.- Смотри, на зеленом ковре словно кто выткал розовые, красные, белые, голубые цветы.

Действительно - образцовая трава,- сказал Матвей,- сюда корову пустить - к вечеру будет двое ведер молока.

А пчелы звенят, будто арфа,- шептал Сергей, захваченный волшебной музыкой.

А ульи бы сюда вывезти... Меда, меда сколько бы пчелы наносили,- взволнованно говорил Матвей.

И есть же такие люди, что не видят этой красоты,- шептал Сергей.

А такие люди есть. И с годами такое непонимание красоты может обернуться большой бедой для природы. Надеюсь, что уроки естествознания будут способствовать тому, чтобы среди вас было как можно меньше таких вот «Матвеев».

5. Экологическая беседа

Это - легкие планеты. Под натиском человека леса отступают на всех континентах, практически во всех странах. Они вырубаются быстрее, чем вырастают. Но именно лес активно очищает атмосферу Земли от загрязнения. Зеленые растения впитывают углекислый газ, используя его в качестве строительного материала для своих клеток. Каждый кубометр древесины - это почти полтонны изъятой из воздуха углекислоты. Сейчас безвідказні «легкие» городов во многих регионах планеты требуют не просто заботы, но взывают о помощи и спасении. Следует отметить, что в последнее время лес за перегрузки отдыхающими, их варварском отношении к природе, истребление редких лекарственных растений, ягод, грибов, вырубка деревьев, вызванные людьми пожара теряет свои оздоровительные свойства. Он не выдерживает наплывов людей в густонаселенных регионах, страдает и погибает от промышленных загрязнений, а также в результате деятельности нефтяников, строителей, горняков. Подсчитано, что при современных темпах лесозаготовок, даже в богатых лесом странах его хватит на 50-60 лет (на восстановление потребуется 100-200 лет).

Дети, мы и пришли к заключительному вопросу нашего урока - «Охрана и сохранение лесов». По моему мнению, это - самый главный вопрос. Потому что природа - самое большое богатство любой страны. А как вы считаете, почему? (Потому что она дает нам сессии дары, без которых мы жить не можем.)

А какой же платы просит матушка-природа от нас за это? (Никакой, только, чтобы были к ней добры, берегли и охраняли ее.)

А всегда ли мы как существа разумные, как патриоты, граждане своей страны, жители самой красивой планеты бережем и чтим природу, выполняем свои обязанности? (Нет, не всегда.)

Поэтому я предлагаю предостеречь наших друзей с планеты Риа, чтобы они не повторили наших ошибок. Ведь мы, земляне, не смогли сохранить все, что подарила нам природа. С каждым годом на Земле остается все меньше нетронутых уголков природы.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Сможете ли вы кому доказать, что леса - настоящие легкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому?

А вот будет ли счастливым и экологически чистым будущее нашей планеты, зависит в большей степени от вас. Подумайте над этим, чтобы не пришлось и нам отправлять шифрограммы с просьбой о помощи.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Есть такое заблуждение, которое вошло даже в учебники, леса – лёгкие планеты. Леса на самом деле производят кислород, а лёгкие потребляют. Так что это скорей «кислородная подушка». Так почему же данное утверждение является заблуждением? На самом деле кислород производят не только те растения, которые растут в лесу. Все растительные организмы, в том числе и обитатели водоёмов, и жители степей, пустынь постоянно производят кислород. Растения в отличие от животных, грибов и прочих живых организмов могут сами синтезировать органические вещества, используя для этого энергию света. Этот процесс называется фотосинтезом. В результате фотосинтеза выделяется кислород. Это побочный продукт фотосинтеза. Кислорода выделяется очень и очень много, собственно говоря, 99 % кислорода, который присутствует в атмосфере Земли растительного происхождения. И только 1 % поступает из мантии, нижележащего слоя Земли.

Конечно, деревья производят кислород, однако никто не задумывается о том, что они его ещё и тратят. И не только они, все остальные обитатели леса не могут быть без кислорода. Прежде всего, растения дышат сами, это происходит в темноте, когда фотосинтез не происходит. И нужно как-то утилизировать запасы органических веществ, которые они днём создали. То есть самим питаться. А для того, что бы питаться нужно, тратить кислород. Другое дело, что растения тратят кислород куда меньше, чем его производят. А это в десятки раз меньше. Однако не стоит забывать, что в лесу ещё существуют и животные, а также грибы, а также разнообразные бактерии, которые сами кислород не производят, но тем не менее им дышат. Значительное количество кислорода, которое лес произвёл в течении светлого времени суток будет использовано живыми организмами леса, для поддержки жизнедеятельности. Однако что-то останется. И это что-то около 60 % от того, что вырабатывает лес. Этот кислород поступает в атмосферу, но остаётся там не очень долго. Дальше лес сам изымает кислород опять-таки для своих нужд. А именно на разложение останков умерших организмов. В конечном итоге на утилизацию своих собственных отходов лес зачастую тратит в 1,5 раза больше кислорода, чем вырабатывает. Назвать его кислородной фабрикой планеты после этого нельзя. Правда, существуют лесные сообщества, которые работают по нулевому кислородному балансу. Это знаменитые тропические леса.

Тропический лес вообще уникальная экосистема, она весьма устойчивая, потому, что расход вещества равен производству. Но опять-таки излишка никакого не осталось. Так что даже тропические леса сложно назвать кислородными фабриками.

Так почему же тогда после города нам кажется, что в лесу чистый, свежий воздух, что там очень много кислорода? Всё дело в том, что выработка кислорода очень быстрый процесс, а вот расход – процесс очень медленный.

Торфяное болото

Так что же тогда является кислородными фабриками планеты? На самом деле это две экосистемы. Среди «сухопутных», являются торфяные болота. Как мы знаем в болоте процесс разложения отмершего вещества идёт очень и очень медленно, в результате чего мёртвые части растений проваливаются вниз, накапливаются, и образуются залежи торфа. Торф не разлагается, он спрессовывается и остаётся в виде огромного органического кирпича. То есть при торфообразовании много кислорода не тратиться. Таким образом болотная растительность кислород производит, а вот сама кислород употребляет очень мало. В результате именно болота дают именно ту прибавку, которая и остаётся в атмосфере. Однако настоящих, торфяных болот на суше не так-то много, и конечно им одним поддерживать кислородный баланс в атмосфере практически невозможно. И вот здесь помогает другая экосистема, которая называется мировой океан.

В мировом океане нет деревьев, травы в виде водорослей наблюдаются только возле побережья. Однако растительность в океане всё-таки существует. И основную её часть составляют микроскопические фотосинтезирующие водоросли, которые учёные называют фитопланктон. Эти водоросли настолько малы, что зачастую каждую из них невозможно увидеть простым глазом. Зато скопление их видны всех. Когда на море видны ярко-красные или ярко-зелёные пятна. Вот это и есть фитопланктон.

Каждая из этих маленький водорослей производит огромное количество кислорода. Потребляет сама очень мало. Из-за того, что они интенсивно делятся, количество производимого ими кислорода растёт. Одно фитопланктонное сообщество производит за день в 100 раз больше чем лес, занимающий такой объём. Но при этом тратят они очень мало кислорода. Потому, что когда водоросли умирают, они сразу проваливаются на дно, где их сразу же едят. После чего тех, кто их съел, едят другие, третьи организмы. И до дна доходят настолько мало останков, что они быстро разлагаются. Вот такого долгого, как в лесу, разложения, в океане просто нет. Там утилизация идёт очень быстро, в результате чего кислород фактически не тратится. И поэтому происходит «большая прибыль», и вот она и остаётся в атмосфере. Так что «лёгкими планеты» стоит считать вовсе не леса, а мировой океан. Именно он заботится о том, что бы нам было чем дышать.

Есть такое заблуждение, которое вошло даже в учебники, леса – лёгкие планеты. Леса на самом деле производят кислород, а лёгкие потребляют. Так что это скорей «кислородная подушка». Так почему же данное утверждение является заблуждением? На самом деле кислород производят не только те растения, которые растут в лесу. Все растительные организмы, в том числе и обитатели водоёмов, и жители степей, пустынь постоянно производят кислород. Растения в отличие от животных, грибов и прочих живых организмов могут сами синтезировать органические вещества, используя для этого энергию света. Этот процесс называется фотосинтезом. В результате фотосинтеза выделяется кислород. Это побочный продукт фотосинтеза. Кислорода выделяется очень и очень много, собственно говоря, 99 % кислорода, который присутствует в атмосфере Земли растительного происхождения. И только 1 % поступает из мантии, нижележащего слоя Земли.

Конечно, деревья производят кислород, однако никто не задумывается о том, что они его ещё и тратят. И не только они, все остальные обитатели леса не могут быть без кислорода. Прежде всего, растения дышат сами, это происходит в темноте, когда фотосинтез не происходит. И нужно как-то утилизировать запасы органических веществ, которые они днём создали. То есть самим питаться. А для того, что бы питаться нужно, тратить кислород. Другое дело, что растения тратят кислород куда меньше, чем его производят. А это в десятки раз меньше. Однако не стоит забывать, что в лесу ещё существуют и животные, а также грибы, а также разнообразные бактерии, которые сами кислород не производят, но тем не менее им дышат. Значительное количество кислорода, которое лес произвёл в течении светлого времени суток будет использовано живыми организмами леса, для поддержки жизнедеятельности. Однако что-то останется. И это что-то около 60 % от того, что вырабатывает лес. Этот кислород поступает в атмосферу, но остаётся там не очень долго. Дальше лес сам изымает кислород опять-таки для своих нужд. А именно на разложение останков умерших организмов. В конечном итоге на утилизацию своих собственных отходов лес зачастую тратит в 1,5 раза больше кислорода, чем вырабатывает. Назвать его кислородной фабрикой планеты после этого нельзя. Правда, существуют лесные сообщества, которые работают по нулевому кислородному балансу. Это знаменитые тропические леса.

Тропический лес вообще уникальная экосистема, она весьма устойчивая, потому, что расход вещества равен производству. Но опять-таки излишка никакого не осталось. Так что даже тропические леса сложно назвать кислородными фабриками.

Так почему же тогда после города нам кажется, что в лесу чистый, свежий воздух, что там очень много кислорода? Всё дело в том, что выработка кислорода очень быстрый процесс, а вот расход – процесс очень медленный.

Так что же тогда является кислородными фабриками планеты? На самом деле это две экосистемы. Среди «сухопутных», являются торфяные болота. Как мы знаем в болоте процесс разложения отмершего вещества идёт очень и очень медленно, в результате чего мёртвые части растений проваливаются вниз, накапливаются, и образуются залежи торфа. Торф не разлагается, он спрессовывается и остаётся в виде огромного органического кирпича. То есть при торфообразовании много кислорода не тратиться. Таким образом болотная растительность кислород производит, а вот сама кислород употребляет очень мало. В результате именно болота дают именно ту прибавку, которая и остаётся в атмосфере. Однако настоящих, торфяных болот на суше не так-то много, и конечно им одним поддерживать кислородный баланс в атмосфере практически невозможно. И вот здесь помогает другая экосистема, которая называется мировой океан.

В мировом океане нет деревьев, травы в виде водорослей наблюдаются только возле побережья. Однако растительность в океане всё-таки существует. И основную её часть составляют микроскопические фотосинтезирующие водоросли, которые учёные называют фитопланктон. Эти водоросли настолько малы, что зачастую каждую из них невозможно увидеть простым глазом. Зато скопление их видны всех. Когда на море видны ярко-красные или ярко-зелёные пятна. Вот это и есть фитопланктон.

Каждая из этих маленький водорослей производит огромное количество кислорода. Потребляет сама очень мало. Из-за того, что они интенсивно делятся, количество производимого ими кислорода растёт. Одно фитопланктонное сообщество производит за день в 100 раз больше чем лес, занимающий такой объём. Но при этом тратят они очень мало кислорода. Потому, что когда водоросли умирают, они сразу проваливаются на дно, где их сразу же едят. После чего тех, кто их съел, едят другие, третьи организмы. И до дна доходят настолько мало останков, что они быстро разлагаются. Вот такого долгого, как в лесу, разложения, в океане просто нет. Там утилизация идёт очень быстро, в результате чего кислород фактически не тратится. И поэтому происходит «большая прибыль», и вот она и остаётся в атмосфере. Так что «лёгкими планеты» стоит считать вовсе не леса, а мировой океан. Именно он заботится о том, что бы нам было чем дышать.