Преподобный Марк Гробокопатель (Пещерник). Святыни Киево-Печерской Лавры: шапка Марка Гробокопателя Киево печерская лавра шапочка марка гробокопателя

Страница 1 из 3

Житие преподобного отца нашего Марка пещерника, гробокопателя
Память 29 декабря с.с.

В древнем и в более близком видениях сперва Иезекиилю Пророку, а потом наперснику Христову явилось в ликах ангельских между другими одно животное, имеющее подобие Льва (Иез. 1, 10; Откр. 4, 7). Это таинственное знамение свойственно святому евангелисту Марку и нашему Печерскому Марку. Ибо как лев будит своим голосом мертвые свои порождения, так и голосу этого преподобного Бог дал такую власть, что и мертвые братья пробуждались и слушались его. Поэтому и достойно упомянуть о нем среди ангельского лика. Ибо, нося в чине ангельском иноческий образ, он пожил равноангельской жизнью, как свидетельствует его святолепное житие. Итак, начнем повествовать о нем.

Время подвигов этого блаженного Марка лучше всех указаний определим тем достохвальным событием, что при нем были перенесены честные мощи преподобного отца нашего Феодосия из пещеры в святую великую церковь. Блаженный Марк, приняв иноческий образ, жил в пещере, искапывая в ней своими руками много мест не только для того, чтобы скрываться там на молитву, но и для погребения умершей братии, и выносил землю на своих плечах. И так трудился он постоянно в этом богоугодном деле, ожидая на небе богатой награды, на земле же не желая брать ее. Если кто насильно, по любви, давал ему какую-нибудь вещь за копание могилы, - он отдавал убогим.

Кроме того, блаженный возложил на пояс себе железо, которое носил всю свою жизнь; бодрствовал он день и ночь на молитве, от постоянной же молитвы не отделял строгого поста, как сочетал их Бог (Мф. 19, 6). И воду пил он мерой из своей мерки, этой меркой служил ему медный крест. И так внутреннего врага, воздвигающего похоти в душе, победил он до конца не только темницей, но и трудом, и оковами, лишением сна и голодом. Умертвил плоть свою не только безмолвием в темной пещере, но и копанием, и опоясанием железным, бдением и постом. Явившись в ангельском образе как бесплотный, он не боялся смерти, но смерть скорее боялась голоса его, как трубы архангела. Преподобный отец наш Марк получил от Господа силу на такие чудеса, что и мертвые повиновались повелениям его. Это было подтверждено многими знамениями.

Однажды, когда, по обычаю, копал он могилу, утрудясь, он изнемог и оставил место тесным и нерасширенным. Случилось, что один из болевших братий умер; и для погребения не было, кроме того, другого места. Мертвый был принесен в пещеру и едва могли, по тесноте, положить его в пещеру. Тогда братия стала роптать на Марка, что они не могут ни оправить мертвеца, ни возлить на него елея ради тесноты места. Пещерник же, со смирением поклонясь всем, сказал:

«Простите мне, отцы, по немощи моей не окончил».

Они же досаждали ему, укоряя его еще сильнее. Тогда блаженный сказал мертвецу:

«Так как место тесно, брат, подвинься сам и, взяв елей, возлей на себя».

Мертвый же, немного разогнувшись, протянул руку и, взявши елей, возлил на себя крестообразно на лицо и на грудь и отдал сосуд; оправя себя сам, он возлег и уснул. После этого чуда всех объял ужас и трепет.

И еще один брат умер после долгой болезни; и один из друзей его, по обычаю отерев его губой, пошел в пещеру, чтоб видеть место, где должны были положить тело его друга, и спросил о том блаженного пещерника Марка. Блаженный же отвечал ему:

«Иди сказать брату, чтоб подождал он до утра, пока я выкопаю место, и тогда отойдет он на покой той жизни». Брат же сказал пещернику: «Отче, я уже вытер губой его мертвое тело, кому велишь сказать это?»

Марк же снова сказал:

«Это место, видишь, еще не приготовлено. Говорю тебе: иди и скажи умершему так: говорит тебе грешный Марк: брат, пробудь здесь еще этот день, пока я приготовлю место и извещу тебя, утром же отойдешь ты к желанному Христу».

Послушав его, брат пошел в монастырь и нашел всю братию совершающей обычное пение над умершим. Тогда он сказал умершему:

«Брат, Марк говорит, что место для тебя еще не готово, подожди еще здесь до утра».

Когда он это при общем изумлении сказал, вдруг мертвец открыл глаза, и душа его возвратилась в него, и он был тот день и ночь жив, никому ничего не говоря и только смотря открытыми глазами. На утро брат, приходивший прежде, опять пошел в пещеру узнать о месте, приготовлено ли оно. И святой сказал ему:

«Иди, скажи ожившему: говорит тебе Марк: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; отдай дух твой Богу, тело же твое пусть будет положено в пещере со святыми отцами. Ибо место готово».

Брат, придя, сказал все это ожившему. Тот же, закрыв очи свои, предал дух в руки Божии. Итак, с честью был положен в пещере на приготовленном месте. И все удивлялись этому преславному чуду, как по слову блаженного ожил мертвец и опять умер по его слову, и прославляли Бога.

И еще. Были в том же Печерском монастыре два брата, соединенные сердечной любовью с самой юности, одинаково обо всем мыслившие и имевшие одинаковую ревность к Богу - Иоанн и Феофил . Они умолили блаженного Марка устроить им одно общее место для погребения тел их обоих, когда повелит Господь. Пожив долго вместе, старший из них Феофил уехал куда-то по монастырскому делу, а младший, Иоанн, угодив Богу, разболелся, умер и положен был в пещере на приготовленном месте.

Преподобный Марк Гробокопатель подвизался во второй половине XI века в обители. При нем были обретены нетленные мощи преподобного Феодосия Печерского (1074; память 3 мая, 14 и 28 августа) и перенесены из пещеры в церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1091). Преподобный Марк поселился в пещере, непрестанно молился и соблюдал строгий пост, даже воду преподобный пил умеренно (мерою
в питии служил для него медный крест, внутри полый). Блаженный опоясался железным поясом, который носил в течение всей своей жизни. Преподобный Марк отличался большим трудолюбием: он копал пещеры для совершения молитвы и для погребения усопших братии, на своих плечах выносил вырытую землю. За свою работу подвижник ничего не брал, но если его принуждали взять что-либо в награду, то он сразу же отдавал полученное бедным. Пребывая в ангельском образе, святой и на деле явил себя как бы бесплотным. Он не боялся смерти, но имел такую силу чудотворения, что мог воскрешать мертвых. Так, по слову прп. Марка, умерший инок сам возлил на себя елей. Другой инок умер, когда преподобный Марк еще не успел выкопать для него могилу. Тогда святой повелел мертвецу встать и дождаться следующего дня, чтобы ему закончить начатую работу. По слову преподобного умерший воскрес, а на следующий день вновь почил. Однажды преподобный Марк по просьбе двух братьев, преподобныхИоанна и Феофила (память 28 сентября и 29 декабря), выкопал для них общую могилу. Младший брат преподобный Иоанн умер первым, и его похоронили в отсутствии старшего, бывшего в отъезде. Когда преподобный Феофил возвратился и увидел, что брат лежит в могиле на принадлежавшем ему по праву старшинства месте, то стал укорять прп. Марка. Пещерник, со смирением кланяясь преподобному Феофилу, просил прощения и желая устранить недовольство, обратился к усопшему: «Брат, встань и уступи это место своему старшему брату…» И мертвый подвинулся во гробе. Увидев это, преподобный Феофил пал к ногам преподобного Марка и просил прощения. Пещерник заметил ему, чтобы он больше заботился о своем спасении, так как через некоторое время его также принесут сюда. Святой Феофил решил, что скоро умрет, и раздал все, что имел, оставив только мантию. Он каждый день ожидал смертного часа, и никто не мог удержать его от слез или заставить вкусить сладкой пищи. От слез преподобный Феофил потерял зрение. Перед кончиной прп. Марк на просьбу святого Феофила умереть вместе с ним сказал: «Не желай смерти, она придет, хотя бы ты и не желал. Вот что послужит знамением близкой твоей кончины: за три дня до смерти ты прозреешь». Предсказание святого исполнилось. Тело преподобного Феофила положено в Антониевой пещере вместе с его братом преподобным Иоанном, вблизи мощей преподобного Марка. Много других чудес и предсказаний совершил преподобный Марк Гробокопатель. Зная час своей смерти, он сам выкопал для себя могилу. Преподобный Марк мирно скончался около 1102 года. Мощи святого прославились чудотворным исцелением всех, с верою к ним приходящих. Целительную силу имеет и крест, из которого он пил воду. Память преподобного Марка празднуется 11 января, 11 октября и во 2-ю Неделю Великого поста.

Тропарь, глас 1:

Умертвив плотские похоти многим воздержанием / и копанием гробов святым / присно аки мертв в пещер< живя / мертвыя своим повелением воздвизал еси / Марко прехвальне / мертви и наша мудрования плотская / и настави нас на течение добродетелей / моля о нас единого Человеколюбца.
Кондак, глас 8:
Врача изрядна и чудотворца / любовию вернии ублажим просяще его / да молитвами своими уврачует наша страсти душевныя и телесныя /имать бо на сие благодать от Бога и прогонит духи лукавыя от всех верно ко гробу его притекающих и зовущих / Радуйся, Марко, целителю немощей наших. Величание Ублажаем Тя, преподобие отче наш Марко, и чтим святую память Твою — наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва Преподобному Марку Печерскому

О угодниче Христов, преподобие Отче наш Марко, светильничепресветлый, святостию иноческого жития Твоего просиявший на земли Российстей! К Тебе, молитвеннику теплому и предстателю непостыдному, усердно притекаем, в нуждах и скорбех наших утешения и помощи просяще. Помози нам, рабом Божиим (имена), заступниче наш! Утверди нас в вере святей, сохрани Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научи нас всегда творити заповеди Божий иАминь. Рака с мощами преподобного Марка Киево-Печерского в Ближних пещерах вся предания церковная, от Отец нам заповеданная, буди нам благосердный Отец и теплый молитвенник, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына, и Святого Духа, во веки. Киево-Печерской Лавры

Краткие жития преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах

О пре-по-доб-ных Мар-ке Гро-бо-ко-па-те-ле, Фе-о-фи-ле Плач-ли-вом и Иоанне (XI-XII) рас-ска-зы-ва-ет Ки-е-во-Пе-чер-ский Па-те-рик. Два бра-та-ино-ка, пре-по-доб-ные Фе-о-фил и Иоанн, так лю-би-ли друг дру-га, что упро-си-ли пре-по-доб-но-го Мар-ка при-го-то-вить им од-ну мо-ги-лу.

Спу-стя мно-го лет стар-ший брат был по-слан по мо-на-стыр-ским де-лам. В то вре-мя брат Иоанн за-бо-лел и умер. Через несколь-ко дней воз-вра-тил-ся пре-по-доб-ный Фе-о-фил и по-шел вме-сте с бра-ти-ей по-смот-реть, где по-ло-жен умер-ший. Уви-дев, что он ле-жит в об-щем их гро-бе на пер-вом ме-сте, воз-не-го-до-вал на бла-жен-но-го Мар-ка и ска-зал: «За-чем по-ло-жил его здесь на мо-ем ме-сте? Я стар-ше его». Пе-щер-ник, со сми-ре-ни-ем кла-ня-ясь пре-по-доб-но-му Фе-о-фи-лу, про-сил про-стить его. За-тем, об-ра-тись к усоп-ше-му, ска-зал: «Брат, встань и дай это ме-сто стар-ше-му, а ты ляг на дру-гом ме-сте». И мерт-вый по-дви-нул-ся во гро-бе. Уви-дев это, пре-по-доб-ный Фе-о-фил пал к но-гам пре-по-доб-но-го Мар-ка и про-сил про-ще-ния. Пе-щер-ник за-ме-тил ему, чтобы он за-бо-тил-ся о сво-ем спа-се-нии, так как через неко-то-рое вре-мя его так-же при-не-сут сю-да. Услы-шав это, пре-по-доб-ный Фе-о-фил при-шел в ужас и ре-шил, что ско-ро умрет. Раз-дав всё, что имел, и оста-вив толь-ко ман-тию, он каж-дый день ожи-дал смерт-но-го ча-са. Ни-кто не мог удер-жать его от слез или за-ста-вить вку-сить слад-кой пи-щи. От слез пре-по-доб-ный Фе-о-фил по-те-рял зре-ние. Пре-по-доб-ный Марк пе-ред кон-чи-ной на его моль-бу уме-реть вме-сте с ним ска-зал: «Не же-лай смер-ти, она при-дет, хо-тя бы ты и не же-лал. Вот что по-слу-жит зна-ме-ни-ем близ-кой тво-ей кон-чи-ны: за три дня до смер-ти ты про-зре-ешь». Сло-ва свя-то-го ис-пол-ни-лись. Те-ло пре-по-доб-но-го Фе-о-фи-ла по-ло-же-но в Ан-то-ни-е-вой пе-ще-ре, в гро-бе вме-сте с его бра-том пре-по-доб-ным Иоан-ном, вбли-зи мо-щей пре-по-доб-но-го Мар-ка.

Полные жития преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах

Пре-по-доб-ные Марк, Иоанн и Фе-о-фил под-ви-за-лись в Ки-е-во-Пе-чер-ской оби-те-ли в кон-це XI и са-мом на-ча-ле XII вв.

За-ня-ти-ем пре-по-доб-но-го Мар-ка бы-ло ко-пать пе-ще-ры и го-то-вить ка-мо-ры - ме-ста для по-гре-бе-ния бра-тии (от-то-го он на-зы-вал-ся Пе-чер-ник, то есть жи-ву-щий в пе-ще-ре). Но и при та-ком про-стом тру-де по-движ-ник до-стиг необы-чай-но ду-хов-но-го со-вер-шен-ства. Жи-вя в пе-ще-ре, пре-по-доб-ный сво-и-ми ру-ка-ми ко-пал та-кие мо-ги-лы и на сво-их пле-чах вы-но-сил вон зем-лю. День и ночь тру-дясь для Гос-по-да, пре-по-доб-ный при-го-то-вил мно-го мест для по-гре-бе-ния бра-тии. По-движ-ник не брал за свой труд ни-че-го; ес-ли же кто доб-ро-воль-но да-вал ему что-ни-будь, он при-ни-мал и все раз-да-вал ни-щим. В без-мол-вии тру-дясь и бодр-ствуя день и ночь, прп. Марк од-на-ко не удо-вле-тво-рял-ся эти-ми тру-да-ми и по-дви-га-ми. Сми-ряя плоть свою по-стом, бде-ни-ем и мо-лит-вой, для пол-но-го умерщ-вле-ния ее он воз-ло-жил на чрес-ла свои тя-же-лые вери-ги и воз-дер-жи-вал-ся да-же в упо-треб-ле-нии во-ды: ко-гда му-чи-ла жаж-да, он пил во-ды лишь столь-ко, сколь-ко вме-ща-лось в его мед-ном кре-сте, ко-то-рый он все-гда но-сил с со-бою.

Бо-гу угод-ны бы-ли непре-стан-ные тру-ды и по-дви-ги прп. Мар-ка, и Он спо-до-бил Пе-чер-ни-ка та-кой чу-дес-ной си-лы, что да-же мерт-ве-цы слу-ша-лись его го-ло-са.

Од-на-жды Марк, по обы-чаю ко-пая мо-ги-лу, уто-мил-ся до из-не-мо-же-ния и оста-вил ме-сто тес-ным и нерас-ши-рен-ным. Слу-чи-лось, что в этот же день умер один болев-ший инок и для него не на-шлось дру-гой мо-ги-лы, кро-ме этой уз-кой и неудоб-ной. То-гда же бы-ло в обы-чае хо-ро-нить те-ло умер-ше-го в день его смер-ти. По-это-му ско-ро при-нес-ли мерт-во-го в пе-ще-ру к недо-кон-чен-ной ка-мо-ре и вслед-ствие тес-но-ты с тру-дом уло-жи-ли его. Ни убрать мерт-во-го, ни по-пра-вить на нем одежд, ни да-же воз-лить на него елей ока-за-лось со-вер-шен-но невоз--мож-ным, на-столь-ко уз-ким и неудоб-ным бы-ло ме-сто. То-гда бра-тия воз-роп-та-ли на Мар-ка. Пе-чер-ник же со сми-ре-ни-ем низ-ко кла-нял-ся всем и го-во-рил: «Про-сти-те ме-ня, от-цы свя-тые, за немо-щью не до-кон-чил я». Но бра-тия еще боль-ше бра-ни-ли и уко-ря-ли его. То-гда Марк, об-ра-тив-шись к мерт-во-му, ска-зал ему: «Брат, ме-сто тес-но; так по-тру-дись ты сам, возь-ми мас-ло и воз-лей на се-бя». И мерт-вый, при-под-няв-шись немно-го, про-стер ру-ку, взял мас-ло, воз-лил его кре-сто-об-раз-но на грудь и ли-цо свое и, от-дав-ши со-суд, сам пе-ред все-ми при-брал се-бя, лег и уснул. Страх и тре-пет объ-яли всех, ви-дев-ших та-кое чу-до.

Дру-гой брат по-сле дол-гой бо-лез-ни по-мер. Один из дру-зей его отер губ-кой те-ло по-кой-но-го и по-шел в пе-ще-ру по-смот-реть ме-сто, где бу-дет ле-жать те-ло усоп-ше-го. Он спро-сил об этом Мар-ка Пе-чер-ни-ка, но бла-жен-ный от-ве-чал ему: «Пой-ди и ска-жи бра-ту: по-до-жди до зав-тра, по-ка ис-ко-па-ют те-бе ме-сто, то-гда и отой-дешь от жиз-ни на по-кой». «От-че, - воз-ра-зил Мар-ку при-шед-ший инок, - ко-му го-во-рить ты ве-лишь? Я уже гу-бкою отер его мерт-вое те-ло». Но пре-по-доб-ный сно-ва по-вто-рил ему: «Ты ви-дишь: ме-сто еще не го-то-во. Я ве-лю те-бе - иди и ска-жи умер-ше-му: греш-ный Марк го-во-рит те-бе: про-жи-ви еще этот день, а зав-тра отой-дешь к же-ла-е-мо-му то-бою Хри-сту, Гос-по-ду на-ше-му. Ко-гда при-го-тов-лю ме-сто, ку-да по-ло-жить те-бя, то при-шлю за то-бою».

По-ви-ну-ясь прп. Мар-ку, инок воз-вра-тил-ся в мо-на-стырь. Здесь все бра-тия со-вер-ша-ли по-гре-баль-ное пе-ние над усоп-шим. То-гда инок встал пе-ред ни-ми и об-ра-тил-ся к по-кой-но-му с та-ки-ми сло-ва-ми: «Марк го-во-рит те-бе, что ме-сто те-бе еще не при-го-тов-ле-но, по-до-жди до утра». Все удив-ля-лись этим сло-вам. Но еще бо-лее изу-ми-тель-но бы-ло то, что по это-му сло-ву ду-ша усоп-ше-го воз-вра-ти-лась в те-ло его; он от-крыл гла-за и всю ночь оста-вал-ся жи-вым, с от-кры-ты-ми гла-за-ми, толь-ко не го-во-рил ни-че-го. На дру-гой день друг его опять по-шел в пе-ще-ру узнать, го-то-во ли ме-сто. Бла-жен-ный Марк встре-тил его и ска-зал: «Пой-ди и ска-жи ожив-ше-му: Марк го-во-рит те-бе: оставь эту вре-мен-ную жизнь и пе-рей-ди в веч-ную; го-то-во ме-сто для те-ла тво-е-го. Дух свой пре-дай Бо-гу, а те-ло твое бу-дет по-ло-же-но здесь, в пе-ще-ре со свя-ты-ми от-ца-ми».

Брат по-шел и пе-ре-дал ожив-ше-му дру-гу сло-ва прп. Мар-ка. Тот на гла-зах у всех, при-шед-ших по-се-тить его, тот-час сме-жил очи и пре-дал дух свой Бо-гу. Он был по-гре-бен в пе-ще-ре, на при-го-тов-лен-ном для него ме-сте. И все ди-ви-лись это-му чу-ду.

В Пе-чер-ском мо-на-сты-ре жи-ли два ду-хов-ных бра-та - Иоанн и Фе-о-фил. От юно-сти они бы-ли со-еди-не-ны уза-ми ду-хов-ной люб-ви: име-ли од-ну во-лю, од-ни мыс-ли и же-ла-ния, оди-на-ко-вую рев-ность по Бо-ге. Они упро-си-ли прп. Мар-ка при-го-то-вить им об-щее ме-сто для по-гре-бе-ния, где бы они мог-ли лечь вме-сте, ко-гда Гос-подь им по-ве-лит. Мно-го вре-ме-ни спу-стя стар-ший из них, Фе-о-фил, от-лу-чил-ся из оби-те-ли по ка-кой-то нуж-де. В это вре-мя млад-ший брат, Иоанн, уго-див Гос-по-ду, раз-бо-лел-ся и скон-чал-ся. Его по-хо-ро-ни-ли на при-го-тов-лен-ном ме-сте. Через несколь-ко дней по смер-ти Иоан-на воз-вра-тил-ся Фе-о-фил и, узнав о кон-чине лю-би-мо-го бра-та, силь-но скор-бел. По-том, взяв-ши с со-бою несколь-ко ино-ков, он по-шел в пе-ще-ру по-смот-реть, где и на ка-ком ме-сте по-ло-жен умер-ший. Уви-дев, что тот по-ло-жен на пер-вом ме-сте в их об-щей ка-мо-ре, силь-но раз-гне-вал-ся на Мар-ка, мно-го роп-тал на него и с него-до-ва-ни-ем го-во-рил: «За-чем ты по-ло-жил его здесь? Я стар-ше, а ты по-ло-жил его на мо-ем ме-сте». Пе-чер-ник, сми-рен-но кла-ня-ясь ему, от-ве-чал: «Про-сти ме-ня, брат, со-гре-шил я пред то-бою». За-тем, об-ра-тясь к умер-ше-му, ска-зал ему: «Брат, встань и усту-пи ме-сто не умер-ше-му, а сам ляг на дру-гом, низ-шем ме-сте». И вдруг по сло-ву бла-жен-но-го умер-ший встал и лег на дру-гом ме-сте. Силь-ный ужас объ-ял всех при-сут-ству-ю-щих. То-гда роп-тав-ший на пре-по-доб-но-го Фе-о-фил с тре-пе-том при-пал к но-гам его и про-сил: «От-че, со-гре-шил я, по-тре-во-жил с ме-ста бра-та мо-е-го. Мо-лю те-бя, при-ка-жи ему опять лечь на ста-ром ме-сте». Но бла-жен-ный сми-рен-но от-ве-чал ему: «Гос-подь Сам пре-кра-тил враж-ду меж-ду на-ми. Ра-ди тво-е-го ро-по-та, чтобы ты, веч-но враж-дуя, не дер-жал зло-бы на ме-ня, Он со-тво-рил та-кое чуд-ное де-ло, что да-же без-душ-ное те-ло по-ка-за-ло ис-тин-ную лю-бовь к те-бе, усту-пая те-бе ста-рей-шин-ство и по смер-ти. И я хо-тел бы-ло, чтобы, не вы-хо-дя от-сю-да, ты вос-поль-зо-вал-ся сво-им стар-шин-ством и тот-час был бы по-ло-жен здесь. Но так как ты еще не го-тов к смер-ти, то пой-ди и по-за-боть-ся о сво-ей ду-ше: через несколь-ко дней те-бя при-не-сут сю-да. Вос-кре-шать умер-ших - де-ло Бо-жие, а я че-ло-век греш-ный. Вот мерт-вый, не стер-пев тво-е-го гне-ва, оскорб-ле-ний и уко-ров мне, усту-пил те-бе по-ло-ви-ну ме-ста, при-го-тов-лен-но-го для вас обо-их. И так как толь-ко Все-мо-гу-щий Бог мо-жет под-нять его, то я сам со-бою не мо-гу ска-зать умер-ше-му: встань и опять ляг на выс-шем ме-сте. При-ка-жи ему те-перь ты, не по-слу-ша-ет ли он те-бя, как те-перь?» Услы-шав это, Фе-о-фил при-шел в ужас и ду-мал, что тут же па-дет мерт-вым и не дой-дет до мо-на-сты-ря. До-брав-шись до сво-ей кел-лии, он пре-дал-ся по-дви-гу непре-стан-но-го пла-ча. Раз-дав все до по-след-ней со-роч-ки и оста-вив у се-бя толь-ко сви-ту и ман-тию, Фе-о-фил каж-дый день ожи-дал смерт-но-го ча-са. И ни-кто не мог удер-жать его от слез; ни-кто не мог при-ну-дить его вку-сить слад-кой пи-щи. Каж-дое утро он го-во-рил сам се-бе: «Не знаю, до-жи-ву ли я до ве-че-ра». При-хо-ди-ла ночь, и он с пла-чем го-во-рил: «Что мне де-лать? До-жи-ву ли я до утра? Ибо мно-гие, встав-ши утром, не до-сти-га-ли ве-че-ра и, воз-лег-ши на сво-их ло-жах, уже не вста-ва-ли с них. Тем бо-лее я, уже по-лу-чив-ший из-ве-ще-ние от пре-по-доб-но-го, что ско-ро кон-чит-ся жизнь моя». И со сле-за-ми мо-лил он Гос-по-да дать ему вре-мя по-ка-я-ния. Каж-дый день и час ожи-дал Фе-о-фил кон-чи-ны сво-ей, из-ну-ряя се-бя по-стом, пла-ча и мо-лясь непре-стан-но. Та-ким по-дви-гом в те-че-ние несколь-ких лет Фе-о-фил до то-го ис-су-шил свое те-ло, что мож-но бы-ло счесть все его су-ста-вы и ко-сти. Мно-гие при-хо-ди-ли уте-шать его, но сво-и-ми ре-ча-ми толь-ко до-во-ди-ли до боль-ше-го ры-да-ния. На-ко-нец от непре-стан-ного пла-ча и слез он ослеп.

Пре-по-доб-ный же Марк, про-ви-дев час от-ше-ствия сво-е-го ко Гос-по-ду, при-звал Фе-о-фи-ла и ска-зал ему: «Брат Фе-о-фил! Про-сти ме-ня, что я огор-чил те-бя на мно-го лет, и мо-лись обо мне, ибо я уже от-хо-жу из это-го све-та. Ес-ли я по-лу-чу дерз-но-ве-ние пред Все-выш-ним, то не за-бу-ду мо-лить-ся за те-бя, да спо-до-бит нас Гос-подь сви-деть-ся там и быть вме-сте с от-ца-ми на-ши-ми Ан-то-ни-ем и Фе-о-до-си-ем». Фе-о-фил с пла-чем от-ве-чал ему: «Отец Марк! За-чем ты ме-ня остав-ля-ешь? Или возь-ми ме-ня с со-бою, или дай мне про-зреть». «Не скор-би, брат, - от-ве-чал ему пре-по-доб-ный Марк, - те-лес-ны-ми оча-ми ты ослеп ра-ди Бо-га, а ду-хов-ны-ми про-зрел на ра-зу-ме-ние Его. Объ-явив те-бе близ-кую кон-чи-ну, я стал ви-ною тво-ей сле-по-ты. Но я хо-тел при-не-сти поль-зу ду-ше тво-ей, пре-вра-тив твое вы-со-ко-умие в сми-ре-ние, ибо серд-це со-кру-шен-но и сми-рен-но Бог не уни-чи-жит ()». Фе-о-фил от-ве-чал пре-по-доб-но-му: «Знаю, отец мой, что за гре-хи мои я дол-жен был пасть мерт-вым пред то-бою в пе-ще-ре то-гда же, как ты вос-кре-сил умер-ше-го бра-та мо-е-го, но Гос-подь по-ща-дил ме-ня ра-ди тво-их свя-тых мо-литв, дал мне жизнь, ожи-дая мо-е-го по-ка-я-ния. Те-перь же я про-шу те-бя о сем: или возь-ми ме-ня с со-бою к Гос-по-ду, или воз-вра-ти свет очам мо-им». То-гда прп. Марк сно-ва воз-ра-зил ему: «Нет те-бе нуж-ды ви-деть этот ма-ловре-мен-ный свет, а луч-ше про-си Гос-по-да, чтобы Он спо-до-бил те-бя уви-деть сла-ву Его. И смер-ти не же-лай: она при-дет, хо-тя бы ты и не хо-тел. И вот те-бе зна-ме-ние тво-е-го от-ше-ствия: за три дня до кон-чи-ны тво-ей ты про-зришь, так отой-дешь ко Гос-по-ду и узришь там свет нескон-ча-е-мый и сла-ву неиз-ре-чен-ную». Ска-зав это, прп. Марк по-чил, и чест-ные мо-щи его бы-ли по-ло-же-ны в пе-ще-ре, на ме-сте, ко-то-рое он сам се-бе вы-ко-пал.

Глу-бо-ко опе-ча-ли-ла пре-по-доб-но-го Фе-о-фи-ла раз-лу-ка с от-цом и на-став-ни-ком его пре-по-доб-ным Мар-ком. Кон-чи-на Пе-чер-ни-ка уяз-ви-ла серд-це Фе-о-фи-ла и удво-и-ла его плач и ры-да-ния. Це-лые ис-точ-ни-ки слез про-ли-вал он, а сле-зы все бо-лее и бо-лее умно-жа-лись. Он имел со-суд и, ста-но-вясь на мо-лит-ву, ста-вил его пред со-бою и неутеш-но пла-кал над ним, вспо-ми-ная кон-чи-ну на-став-ни-ка, со сле-за-ми по-мыш-ляя и о сво-ем ско-ром от-ше-ствии из это-го брен-но-го ми-ра. И через несколь-ко лет со-суд этот был по-лон слез. На-ко-нец, узнав при-бли-же-ние сво-ей кон-чи-ны, Фе-о-фил при-леж-но мо-лил Гос-по-да, чтобы угод-ны бы-ли пред Ним сле-зы его. Под-няв ру-ки к небу, он мо-лил-ся: «Вла-ды-ко Че-ло-ве-ко-люб-че, Гос-по-ди Иису-се Хри-сте, Ца-рю мой Пре-свя-тый! Ты - не хо-тя-щий смер-ти греш-ни-ков, но ожи-да-ю-щий их об-ра-ще-ния, зна-ю-щий глу-бо-кую немощь на-шу, Уте-ши-те-лю Бла-гий! Ты - здра-вие боль-ным, греш-ни-ком спа-се-ние, из-не-мо-га-ю-щим укре-пи-тель, па-да-ю-щим вос-ста-ние! Мо-лю Те-бя, Гос-по-ди, в час сей: по-ка-жи и на мне, недос-той-ном, ми-лость Свою и из-лей на ме-ня неис-чер-па-е-мую пу-чи-ну Тво-е-го бла-го-утро-бия, из-бавь ме-ня от ис-ку-ше-ний на мы-тар-ствах воз-душ-ны-ми кня-зья-ми и не дай им овла-деть мною, мо-лит-ва-ми угод-ни-ков Тво-их ве-ли-ких от-цов на-ших Ан-то-ния и Фе-о-до-сия и всех свя-тых, от ве-ка Те-бе уго-див-ших».

И вдруг пред ним пред-стал Ан-гел Гос-по-день, пре-крас-ный ви-дом, и ска-зал ему: «Ты хо-ро-шо мо-лишь-ся, но за-чем же хва-лишь-ся су-е-тою слез тво-их, со-бран-ных то-бою в со-суд?» И взяв дру-гой со-суд, го-раз-до боль-ший Фе-о-фи-ло-ва, ис-пол-нен-ный бла-го-уха-ния, как ми-ра бла-го-вон-но-го, по-ка-зал его по-движ-ни-ку и ска-зал: «Это твои же сле-зы, из-ли-тые то-бою от серд-ца на мо-лит-ве, ко-то-рые ты оти-рал ру-кою, плат-ком или одеж-дою и ко-то-рые ка-па-ли на зем-лю из глаз тво-их. По по-ве-ле-нию Твор-ца на-ше-го я со-брал их все и со-хра-нил в этом со-су-де. Те-перь же я по-слан воз-ве-стить те-бе ра-дость: с ве-се-ли-ем отой-дешь ты к Нему, ибо Он ска-зал: бла-же-ни пла-чу-щии, яко тии уте-шат-ся ()».

Ска-зав это, Ан-гел по-ста-вил со-суд пе-ред Фе-о-фи-лом и стал неви-дим. Бла-жен-ный Фе-о-фил тот-час при-звал игу-ме-на и по-ве-дал ему яв-ле-ние Ан-ге-ла и ре-чи его. По-ка-зав игу-ме-ну оба со-су-да: один пол-ный слез, а дру-гой - бла-го-во-ния, несрав-ни-мо-го ни с ка-ки-ми аро-ма-та-ми, пре-по-доб-ный про-сил вы-лить их при по-гре-бе-нии на его те-ло.

Через три дня прп. Фе-о-фил мир-но ото-шел ко Гос-по-ду. Чест-ное те-ло его бы-ло по-ло-же-но в пе-ще-ре, вме-сте с те-лом лю-би-мо-го бра-та его пре-по-доб-но-го Иоан-на, вбли-зи от прп. Мар-ка Пе-чер-ни-ка. Все три по-движ-ни-ка по-ко-ят-ся в Ан-то-ни-е-вой, или Ближ-ней, пе-ще-ре. И ко-гда те-ло Фе-о-фи-ла по-ма-за-ли из со-су-да Ан-ге-ло-ва, вся пе-ще-ра ис-пол-ни-лась бла-го-уха-ния. По-том вы-ли-ли на него и со-суд слез, чтобы се-яв-ший сле-за-ми в ра-до-сти по-жал плод де-ла рук сво-их. «Ибо ска-за-но, - за-кан-чи-ва-ет инок По-ли-карп свою по-весть о пре-по-доб-ных Мар-ке, Иоанне и Фе-о-фи-ле, - пла-ка-ху-ся ме-та-ю-ще се-ме-на своя (), но они уте-ше-ны бу-дут о Хри-сте, Ко-то-ро-му сла-ва со От-цем и Свя-тым Ду-хом ныне и прис-но и во ве-ки ве-ков. Аминь».

В на-сто-я-щее вре-мя над мо-ща-ми прп. Мар-ка ви-сят тя-же-лые вери-ги, сви-де-тель-ству-ю-щие о по-дви-гах и тру-дах пре-по-доб-но-го, и па-мят-ник воз-дер-жа-ния его - мед-ный крест, из ко-то-ро-го он пил во-ду. И мно-гие, с ве-рою при-хо-дя-щие ко свя-тым мо-щам прп. Мар-ка и с бла-го-го-ве-ни-ем пью-щие во-ду из его мед-но-го кре-ста, освя-щен-но-го его уста-ми, по мо-лит-ве свя-то-го по-лу-ча-ют ис-це-ле-ние от всех неду-гов и бо-лез-ней.

Па-мять свя-тых угод-ни-ков Бо-жи-их пре-по-доб-ных Мар-ка Пе-чер-ни-ка-гро-бо-ко-па-те-ля, Иоан-на и Фе-о-фи-ла Плач-ли-во-го из-дав-на празд-ну-ет-ся всей Рус-ской Цер-ко-вью.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Марку гробокопателю, Печерскому в Ближних пещерах

Умертви́в плотски́я по́хоти мно́гим воздержа́нием/ и копа́нием гробо́в святы́м,/ при́сно, а́ки мертв, в пеще́ре живя́,/ ме́ртвыя повеле́нием свои́м воздвиза́л еси́,/ Ма́рко прехва́льне,/ мертви́ и на́ша мудрова́ния плотска́я/ и наста́ви нас на тече́ние доброде́телей,// моля́ о нас Еди́наго Человеколю́бца.

Перевод: Умертвив плотские похоти многим и копанием могил для святых, всегда проживая в пещере, как мертвый, повелением своим мертвых поднимал ты, Марк прославляемый, умертви и наши мудрования плотские и направь нас на путь добродетелей, моля о нас Единого Человеколюбца.

Кондак преподобному Марку гробокопателю, Печерскому в Ближних пещерах

Врача́ изря́дна и чудотво́рца любо́вию, ве́рнии, ублажи́м, прося́ще его́:/ да моли́твами свои́ми уврачу́ет на́ша стра́сти, душе́вныя и теле́сныя,/ и́мать бо на сие́ благода́ть от Бо́га,/ и прого́нит ду́хи лука́выя от всех, ве́рно ко гро́бу его́ притека́ющих и зову́щих:// ра́дуйся, Ма́рко, цели́телю не́мощей на́ших.

Перевод: Врача превосходного и чудотворца с любовью, верующие, прославим, прося его, да молитвами своими уврачует наши , душевные и телесные, поскольку имеет на то благодать от Бога, и прогонит духов лукавых от всех, с верой ко гробу его приходящих и взывающих: «Радуйся, Марк, целитель болезней наших».

Святой Марк подвизался в XI-ХII вв. в Киево-Печерской обители. Жил он в пещере и занимался копанием могил.

Пещерные могилы тогда представляли собой небольшие отверстия в стене пещеры. Тела усопших монахов клали в такие углубления по обеим сторонам пещерного коридора. Для того чтобы выкопать могилу, необходимо было изрядно потрудиться - сделать лакуну необходимого размера, вынести из пещеры землю. Долгие годы Марк нес это послушание ради братии.

За особо строгую подвижническую жизнь преподобный Марк получил от Бога удивительный дар - власть над смертью. В Киево-Печерском патерике приведены несколько историй, свидетельствующих об этом.

Так, однажды преподобный рыл очередную могилу и по усталости не успел расширить ее до необходимого размера. Как раз в тот день почил один из братьев. Монахи пришли хоронить его и не нашли другой могилы, кроме неоконченной. Едва вместив мертвеца в узкое отверстие, иноки стали роптать на Марка, потому что на мертвом нельзя было ни одежд поправить, ни елея на него возлить. Тогда преподобный повелел покойнику: «Брат, могила тесна - окропись ты сам. Возьми елея и возлей на себя». Мертвый послушно приподнялся, взял елей, возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, поправил на себе одежды, лег - и вновь упокоился. Все окружающие были поражены.

В другой раз также умер один брат, а готовой могилы не было. К Марку пришел монах и спросил, где похоронить преставившегося. Марк ответил: «Пойди, скажи умершему брату, что грешный Марк просит подождать до завтра, пока я приготовлю ему место». Монах послушался преподобного и пошел в храм, где как раз совершали заупокойное богослужение по усопшем. Встав напротив мертвеца, он произнес: «Брат Марк просит подождать до завтра, пока он приготовит тебе место». Какой же ужас оковал всех, когда мертвец открыл глаза! Он лежал с открытыми глазами и дышал, не вставая и ничего не говоря.

На следующий день инок снова пошел к Марку спросить о могиле. «Да, место готово. Передай брату, что он теперь может умереть», - ответил Марк. Монах пошел к ожившему и передал слова подвижника. Как только он закончил говорить, оживший вновь испустил дух.

Еще одна история. Были в монастыре два брата-монаха, с детства очень любящие друг друга. Им удалось уговорить Марка выкопать им общую могилу, чтобы лежать там после смерти вместе.

Тогда Феофил пал перед Марком и воскликнул: «Согрешил я, потревожив брата. Прошу: вели ему опять лечь на своем месте».

Однажды Феофил, старший брат, отлучился из обители. Младший в это время заболел и скоропостижно скончался. Феофил, возвратившись, много скорбел. Поплакав, он пришел в пещеру посмотреть, где положили усопшего. Обнаружив, что брат лежит на верхнем месте, Феофил с возмущением упрекнул Марка: «Я старше его, а ты положил его на моем месте!» Пещерник попросил прощения у Феофила и сказал умершему: «Брат! Поднимись и ляг на нижнем месте». На глазах у всех мертвец встал и лег там, где ему было указано.

Тогда Феофил пал перед Марком и воскликнул: «Согрешил я, потревожив брата. Прошу: вели ему опять лечь на своем месте». Преподобный ответил: «Ты и должен был воспользоваться своим старшинством, и теперь же и положен был бы здесь. Но ты еще не готов предстать пред Господом. Иди, позаботься о своей душе, и скоро будешь лежать в этой пещере. Воскрешать же мертвых есть дело Божие, а я человек грешный».

Феофил с рыданиями возвратился в свою келью. Он раздал все до последней рубашки и стал ожидать смерти. Никто не мог остановить его плача, и никто не мог убедить его поесть чего-то вкусного и сладкого. Монах морил себя голодом, молился и плакал, ожидая кончины. Он так изнурил свое тело, что можно было перечесть его кости. От постоянного плача он ослеп.

Однажды преподобный призвал Феофила и сказал ему: «Молись обо мне, я умираю». Тот был потрясен. «Или возьми меня с собой, или даруй мне зрение», - просил он. Но Марк открыл ему, что слепота была попущена Богом ради его духовного преуспеяния, и прозревать ему не полезно. Впрочем, Гробокопатель также предрек слепцу: «За три дня до преставления своего ты прозришь». В тот же день Марк умер.

Разлука со старцем стала для Феофила источником еще больших скорби и слез. Когда он плакал, то ставил перед собой сосуд, в который капали слезы. За годы плача он наполнил сосуд до самого края. Однажды во время молитвы ему явился ангел, который сказал: «Ты хорошо молишься, но зачем хвалишься слезами?» После этих слов ангел показал Феофилу сосуд еще больший, полный влаги. Оказалось, то были слезы, пролитые Феофилом, но не попавшие в сосуд. Они либо упали на землю, либо были отерты рукой, но ангел хранитель собирал каждую покаянную слезинку, не потеряв ни одной.

После ангельского видения Феофил прозрел и через три дня отошел к Господу. И Феофила, и его брата положили рядом с преподобным Марком.

Власть над смертью, какую имел преподобный Марк, безусловно, поражает нас. Но как бы удивителен ни был этот дар, он представляет собой реализацию той возможности, которую Христос дал всем нам. А именно.

Действительно, часто наши грехи рождаются в интуитивном стремлении преодолеть смерть.

Апостол Павел писал, что Христос пришел «...избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству » (Евр. 2, 15). Здесь апостол замечает важную вещь: смерть является не только следствием греха первого человека, но и причиной греха - если говорить уже о нашей с вами жизни.

Действительно, часто наши грехи рождаются в интуитивном стремлении преодолеть смерть. В блуде и чревоугодии, любостяжании и сребролюбии, гордости и тщеславии мы подсознательно бунтуем против смерти и как бы пытаемся упрочить свое существование ложными способами.

Мы пытаемся преодолеть смерть, найдя жизнь, но ошибаемся, потому что ищем жизнь не в Боге, а в грехе. Мутная сладость греха дает нам мнимое переживание яркости бытия. А после греха мы неизбежно понимаем, что сделались теперь еще мертвее.

«Поскольку люди, ожидая своей смерти, безмерно порабощались грехами - страх смерти, представляясь для них грозным и порождая мысль, что по смерти они не будут существовать, приводил их в совершенное рабство грех у», - говорил об этом свт. Иоанн Златоуст.

«Смертность - это своего рода болезнь, порождающая страх, который в свою очередь служит причиной борьбы за существование. В этой борьбе каждый стремится выйти победителем за счет своего ближнего: в этом и состоит суть греха, который есть обратное любви, то есть отдачи всего ближнему », - писал прот. Иоанн Мейендорф.

Преподобный Марк - это радикальный случай такого «выхода из системы».

Получается интересная картина. Результат первородного греха есть наследственная смертность, но она, в свою очередь, также родит грех. Грех и смерть взаимно порождают друг друга! Получается порочный круг, в котором безысходно пребывал человек до прихода Христа. Но смерть и воскресение Спасителя разорвали этот круг и подарили человеку возможность выйти из «системы» - жить вне рабства греху и смертности.

Преподобный Марк - это радикальный случай такого «выхода из системы». Вообще святость всегда есть отчаянный прорыв в небеса, буквальное исполнение слов апостола: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым » (1 Кор. 3, 18). И каждому, кто вышел из «системы», Бог дает качества, которые являют новизну этого человека, принадлежность его к иному миру, к Царству Небесному.

Преподобному Марку Господь дал видимую и явную власть над злейшим врагом человечества - смертью. Христос может делать такие подарки, потому что Он победил смерть и способен подарить Свою победу. Подобно тому, как в древности цари подводили своих малолетних детей к связанным и поверженным врагам, и дети наступали ногой на обезвреженного папой неприятеля. Победа отца принадлежала и им - папа подарил им ее.

Также и Христос дарит нам Свою победу над смертью. Без Него мы - беспомощные дети. С Ним - победители диавола, греха и смерти. И насколько мы раскроемся перед Христом, насколько дадим Ему место в нашем сердце, насколько позволим Ему действовать в нашей жизни - настолько мы будем способны воспринять Его победу, Его силу и Его благодатные дары.

Преподобный Марк - один из тех, кто дерзнул выйти из «системы» греха. Все отцы, лежащие мощами в лаврских пещерах - новые люди, в которых Христос вложил какое-то новое качество Своего Небесного Царства. И они способны научить нас, жителей 21-го века, этой новизне.

Потому мы и ходим туда, в полумрак киевских пещер, к мощам преподобных - подышать воздухом новой жизни, приобщиться к Царствию Божьему, приобрести силы для того, чтобы выйти из «системы» и нам. Мы ходим туда, чтобы научиться побеждать смерть не лжебытием греха, а подлинной жизнью во Христе Иисусе, Господе нашем.

Святой Марк да помолится Христу в день своего преставления, чтобы мы нашли подлинную жизнь там, где она действительно есть - в Боге.

Помолись о нас, отче Марко! Чтобы у нас получилось все то, чего Бог хочет от нас.

Определить язык Азербайджанский Албанский Английский Арабский Армянский Африкаанс Баскский Белорусский Бенгальский Бирманский Болгарский Боснийский Валлийский Венгерский Вьетнамский Галисийский Греческий Грузинский Гуджарати Датский Зулу Иврит Игбо Идиш Индонезийский Ирландский Исландский Испанский Итальянский Йоруба Казахский Каннада Каталанский Китайский (Упр) Китайский (Трад) Корейский Креольский (Гаити) Кхмерский Лаосский Латинский Латышский Литовский Македонский Малагасийский Малайский Малайялам Мальтийский Маори Маратхи Монгольский Немецкий Непали Нидерландский Норвежский Панджаби Персидский Польский Португальский Румынский Русский Себуанский Сербский Сесото Сингальский Словацкий Словенский Сомали Суахили Суданский Тагальский Таджикский Тайский Тамильский Телугу Турецкий Узбекский Украинский Урду Финский Французский Хауса Хинди Хмонг Хорватский Чева Чешский Шведский Эсперанто Эстонский Яванский Японский Азербайджанский Албанский Английский Арабский Армянский Африкаанс Баскский Белорусский Бенгальский Бирманский Болгарский Боснийский Валлийский Венгерский Вьетнамский Галисийский Греческий Грузинский Гуджарати Датский Зулу Иврит Игбо Идиш Индонезийский Ирландский Исландский Испанский Итальянский Йоруба Казахский Каннада Каталанский Китайский (Упр) Китайский (Трад) Корейский Креольский (Гаити) Кхмерский Лаосский Латинский Латышский Литовский Македонский Малагасийский Малайский Малайялам Мальтийский Маори Маратхи Монгольский Немецкий Непали Нидерландский Норвежский Панджаби Персидский Польский Португальский Румынский Русский Себуанский Сербский Сесото Сингальский Словацкий Словенский Сомали Суахили Суданский Тагальский Таджикский Тайский Тамильский Телугу Турецкий Узбекский Украинский Урду Финский Французский Хауса Хинди Хмонг Хорватский Чева Чешский Шведский Эсперанто Эстонский Яванский Японский

Звуковая функция ограничена 200 символами

О преподобном Марке Гробокопателе, святом, который повелевал мертвыми, следующее рассказывает Киево-Печерский Патерик.

Преподобный Марк подвизались в Киево-Печерской обители в конце XI и самом начале XII вв.

Занятием преподобного Марка было копать пещеры и готовить каморы – места для погребения братии (оттого он назывался Печерник, то есть живущий в пещере). Но и при таком простом труде подвижник достиг необычайно духовного совершенства. Живя в пещере, преподобный своими руками копал такие могилы и на своих плечах выносил вон землю. День и ночь трудясь для Господа, преподобный приготовил много мест для погребения братии. Подвижник не брал за свой труд ничего; если же кто добровольно давал ему что-нибудь, он принимал и все раздавал нищим. В безмолвии трудясь и бодрствуя день и ночь, прп. Марк однако не удовлетворялся этими трудами и подвигами. Смиряя плоть свою постом, бдением и молитвой, для полного умерщвления ее он возложил на чресла свои тяжелые вериги и воздерживался даже в употреблении воды: когда мучила жажда, он пил воды лишь столько, сколько вмещалось в его медном кресте, который он всегда носил с собою.

Богу угодны были непрестанные труды и подвиги прп. Марка, и Он сподобил Печерника такой чудесной силы, что даже мертвецы слушались его голоса.

Однажды Марк, по обычаю копая могилу, утомился до изнеможения и оставил место тесным и нерасширенным. Случилось, что в этот же день умер один болевший инок и для него не нашлось другой могилы, кроме этой узкой и неудобной. Тогда же было в обычае хоронить тело умершего в день его смерти. Поэтому скоро принесли мертвого в пещеру к недоконченной каморе и вследствие тесноты с трудом уложили его. Ни убрать мертвого, ни поправить на нем одежд, ни даже возлить на него елей оказалось совершенно невозможным, настолько узким и неудобным было место. Тогда братия возроптали на Марка. Печерник же со смирением низко кланялся всем и говорил: «Простите меня, отцы святые, за немощью не докончил я». Но братия еще больше бранили и укоряли его. Тогда Марк, обратившись к мертвому, сказал ему: «Брат, место тесно; так потрудись ты сам, возьми масло и возлей на себя». И мертвый, приподнявшись немного, простер руку, взял масло, возлил его крестообразно на грудь и лицо свое и, отдавши сосуд, сам перед всеми прибрал себя, лег и уснул. Страх и трепет объяли всех, видевших такое чудо.

Другой брат после долгой болезни помер. Один из друзей его отер губкой тело покойного и пошел в пещеру посмотреть место, где будет лежать тело усопшего. Он спросил об этом Марка Печерника, но блаженный отвечал ему: «Пойди и скажи брату: подожди до завтра, пока ископают тебе место, тогда и отойдешь от жизни на покой». «Отче, – возразил Марку пришедший инок, – кому говорить ты велишь? Я уже губкою отер его мертвое тело». Но преподобный снова повторил ему: «Ты видишь: место еще не готово. Я велю тебе – иди и скажи умершему: грешный Марк говорит тебе: проживи еще этот день, а завтра отойдешь к желаемому тобою Христу, Господу нашему. Когда приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобою».

Повинуясь прп. Марку, инок возвратился в монастырь. Здесь все братия совершали погребальное пение над усопшим. Тогда инок встал перед ними и обратился к покойному с такими словами: «Марк говорит тебе, что место тебе еще не приготовлено, подожди до утра». Все удивлялись этим словам. Но еще более изумительно было то, что по этому слову душа усопшего возвратилась в тело его; он открыл глаза и всю ночь оставался живым, с открытыми глазами, только не говорил ничего. На другой день друг его опять пошел в пещеру узнать, готово ли место. Блаженный Марк встретил его и сказал: «Пойди и скажи ожившему: Марк говорит тебе: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; готово место для тела твоего. Дух свой предай Богу, а тело твое будет положено здесь, в пещере со святыми отцами».

Брат пошел и передал ожившему другу слова прп. Марка. Тот на глазах у всех, пришедших посетить его, тотчас смежил очи и предал дух свой Богу. Он был погребен в пещере, на приготовленном для него месте. И все дивились этому чуду.

Мощи прп. Марка Гробокопателя

В настоящее время над мощами прп. Марка, которые размещены для поклонения в Ближних пещерах, висят тяжелые вериги, свидетельствующие о подвигах и трудах преподобного, и памятник воздержания его – медный крест, из которого он пил воду. И многие, с верою приходящие ко святым мощам прп. Марка и с благоговением пьющие воду из его медного креста, освященного его устами, по молитве святого получают исцеление от всех недугов и болезней.

В храме «Живоносный Источник» служатся молебны с одеванием шапки преподобного Марка Гробокопателя

Шапка (металлический головной убор весом в четыре килограмма) преподобного постоянно находится в храме «Живоносный Источник». Ежедневно, с понедельника по пятницу, в 8.30, в субботу - в 10.30 (кроме воскресенья) совершаются молебны о здравии с надеванием в конце моления на головы молящихся шапки преподобного Марка (расписание молебнов может меняться, уточняйте на сайте Киево-Печерской Лавры).
Верующие, надевая головной убор, который носил Печерский подвижник, просят у него молитвенной помощи в несении своего креста, просят исцеления от недугов, крепости в вере.