Военный институт сухопутных войск

Наиболее важным и многочисленным профилем подготовки запаса является командный профиль. Как показывает работа военных кафедр, осуществляющих подготовку командиров взводов запаса, а также опыт службы -воспитанников вузов в войсках, подготовка из студентов командных кадров, способных уверенно управлять подразделениями, является наиболее сложной задачей. Если современная война предъявляет чрезвычайно высокие требования к воину вообще, то по отношению к офицеру эти требования неизмеримо выше.

Ведь офицер и, прежде всего, командир должен, как и каждый солдат, стойко преодолевать трудности и опасности боя. Но, сверх того, он обязан непрерывно и твердо руководить войсками в любой, самой сложной обстановке, .поддерживать у подчиненных высокий боевой дух, подавать им пример мужества и бесстрашия, вести их за собой, вдохновлять на успешное выполнение поставленных задач». Поэтому очень важно, чтобы учебно-воспитательный процесс по подготовке командного профиля был направлен на формирование у студентов всей совокупности качеств, необходимых командиру-единоначальнику. При этом учебная программа и методика преподавания должны исходить из содержания деятельности и задач, решаемых командирами подразделений как в военное, так и в мирное время. В основе подготовки командиров взводов должен лежать основной принцип подготовки войск: учить тому, что необходимо на войне, а гражданская одежда должна при этом попасть в шкафы для раздевалок .

Это предполагает формирование и развитие у студентов всего комплекса морально-политических, профессионально-боевых, психологических и физических качеств, рассмотренных ранее, а также достижение высокой полевой выучки, необходимых навыков в управлении подразделением (взводом, ротой) в различных видах боя.

Например, особенности подготовки студентов по профилю командира мотострелкового (танкового) взвода вытекают из требований, предъявляемых к офицерам запаса данной специальности. Так, они должны уметь проводить партийно-политическую работу в боевой обетитовке; организовывать боевые действия и управлять взводом во всех видах боя, правильно использовать боевую технику и вооружение мотострелкового (танкового) взвода и роты; управлять огнем взвода в бою, метко поражать цели из стрелкового оружия, вооружения БМП (БТР), танка, приводить к нормальному бою оружие и производить выверку прицелов; организовывать и обеспечивать правильную эксплуатацию и хранение машин взвода в различных условиях, осуществлять контроль за их техническим состоянием и содержанием, водить боевые машины по дорогам и вне дорог, выполнять нормативы по технической подготовке, работать на радиостанциях; применять требования общевоинских уставов Вооруженных Сил СССР при выполнении общих обязанностей командира взвода, несении внутренней, гарнизонной и караульной служб, организации жизни и быта подразделения; обеспечивать поддержание твердого уставного порядка и высокой воинской дисциплины, а также методически грамотно организовывать и проводить занятия со взводом по всем предметам боевой и политической подготовки.

Анализ этих требований показывает, что наиболее сложным является формирование и развитие той части профессионально-боевых качеств, которые включены в понятие «военная компетентность», т. е. наличие у офицера необходимых знаний, умений, практических навыков по предназначаемой должности в войсках. Особенно остро это сказывается при подготовке командиров мотострелковых (танковых) взводов из числа студентов гуманитарных вузов и факультетов. В данном случае военная кафедра не может в полной мере использовать знания и практические навыки, приобретаемые студентами по гражданской специальности, как это могут делать, положим, военные кафедры, готовящие родов войск на базе родственных вузов.

Учитывая это, преподаватели военной кафедры должны четко представлять оптимальный объем теоретических знаний и практических навыков, которые должны получить студенты по окончании военной подготовки (т. е. иметь профессиональную модель подготавливаемого командира), знать временной график выполнения программы по всем предметам, разработать структурно-логическую схему обучения и поэтапный план привития командных и методических навыков. На кафедре должны быть разработаны частные методики по каждой учебной дисциплине. Другими словами, кафедра должна иметь систему учебно-методичеокого обеопечания выполнения учебной программы. Это, в свою очередь, позволит четко определить функциональное предназначение циклов, входящих в состав военной кафедры, и необходимую специализацию преподавательского состава. Большой объем теоретического материала, количество и сложность образцов вооружения и техники, которые необходимо изучить студентам в ограниченное время, требуют четкой организации и совершенной методики проведения каждого занятия. Поэтому офицеры-преподаватели кафедры должны обладать высоким педагогическим мастерством. «Сегодня одним из критериев методического мастерства обучающегося является способность доводить до обучаемого максимальный объем знаний и вырабатывать у них прочные навыки в самые сжатые сроки». Это возможно только тогда, когда офицер хорошо энает излагаемый материал, изучаемые технику и вооружение. Вот почему военные кафедры, готовящие командиров мотострелковых (танковых) взводов, должны укомплектовываться преподавателями из войск, имеющих опыт командования подразделениями не ниже, чем рота.

Особую значимость на кафедрах командного профиля преобретает тактическая подготовка студентов. Она проводится по единому плану, и основу ее должна составлять комплексная тактическая задача, проводимая в течение всего периода обучения. Большое значение имеют личная строевая выучка и подтянутость будущего командира, его умение владеть оружием и боевой техникой, грамотно использовать местность в тактическом отношении. Образцовый показ преподавателем приема или действия, краткость и четкость в изложении материала, уставной командный язык, насыщенные и усложняющиеся раз от раза тренировки, напряженные полевые занятия - вот отличительные черты учебно-воспитательного процесса по подготовке командиров. Привитие командных навыков студентам - будущим офицерам запаса особенно затрудняется тем, что обучение проходит в условиях гражданского вуза, вне воинского уклада армейской жизни. Поэтому при подготовке командного профиля особое значение имеет создание на военной кафедре воинского микроклимата, поддержание твердого уставного порядка и четкой организации внутренней службы.

«Овладение наукой побеждать никогда не было простым и легким делом» . Огромное значение в деле подготовки командных кадров.имеет организация учебного процесса. Занятия до военной подготовке должны проводиться только методом «военного дня». Привитие студентам основных морально-боевых качеств, командных и методических навыков, их полевая выучка должны осуществляться преподавательским составом на всех занятиях и тренировках на протяжении всего срока военной подготовки.

В основу привития командных и методических навыков должны быть положены практика в командовании отделением и взводом, самостоятельное проведение занятий и практическое выполнение обязанностей должностных лиц. Практические навыки в действиях при вооружении, в работе на боевой технике прививаются и совершенствуются в ходе плановых занятий, в часы самостоятельной.подготовки и на тренировках, а методические навыки, кроме того, - на занятиях по методической подготовке. Особое внимание необходимо уделять практической отработке нормативов. На всех занятиях, учениях, стрельбах и в повседневной жизни следует уделять постоянное внимание психологической и физической подготовке будущих командиров.

Большое значение в подготовке командиров взводов имеет учебная материально-техническая база. «Совершенно очевидно, что нельзя добиться высокой эффективности и качества учебно-воспитательного процесса без полного использования учебной материально-технической базы и ее постоянного развития» . Опыт показывает, что, например, для качественной подготовки командиров мотострелковых взводов на военных кафедрах помимо классно-аудиторной базы, оборудованной макетами местности, стендами, планшетами и техническими средствами обучения, необходимо иметь учебно-тренировочный центр, в который входят: во-первых, тактико-огневой тренажерный комплекс, имеющий БМП (БТР) с электронно-лазерными приспособлениями для стрельбы, тренажер наводчика-оператора, стрелковый тир, электрифицированные макеты местности с меняющейся мишенной обстановкой, класс управления боем, позволяющий решать комплексные задачи огневой и тактической подготовки; во-вторых, тренажерный комплекс для обработки технических нормативов и правил вождения БМП (БТР); разрезной макет БМП (БТР), кинотренажер, электро-механические тренажеры, узлы и агрегаты, отдельные детали и системы БМП (БТР) позволяют отрабатывать практические нормативы по технической подготовке и дают возможность привития первичных навыков студентам в вождении БМП; в-третьих, тренажерный комплекс специальной подготовки, позволяющий студентам отрабатывать практические нормативы по защите от ОМП с использованием специальной техники; в-четвертых, тактическое поле для подготовки мелких подразделений, оборудованное двумя-тремя взводными опорными пунктами и имеющее комплекс ПСО для проведения полевых занятий по тактической подготовке и управлению огнем.взвода.

Центральное место в подготовке командиров взводов отводится проведению завершающего этапа военной подготовки - учебным сборам в войсках. Методика преподавания на этих сборах должна быть направлена на практическое закрепление и совершенствование всего курса военной подготовки, выработки у будущих командиров творческого подхода « решению.практических вопросов, которые могут встать перед командиром подразделения в современном бою. Здесь завершается решение одной из главных задач учебно-воспитательной работы - всесторонней подготовки студентов к управлению подразделениями. Особое внимание при этом должно уделяться приобретению навыков и умений в организации боевых действий на местности, в уяснении боевой задачи, принятии решения, проведении рекогносцировки, отдаче боевого приказа, организации.взаимодействия, боевого обеспечения и управления, подготовке личного состава, вооружения и боевой техники к бою. Именно в период прохождения учебных сборов каждый студент должен научиться: хорошо ориентироваться на местности днем и ночью, свободно работать на штатных средствах радио- и проводной связи, освоить использование боевой техники и вооружения, овладеть приемами и правилами стрельбы из штатного оружия. Учитывая особенности ведения боевых действий в условиях применения противником ОМП, возможность внезапного и резкого изменения обстановки, скоротечность современного боя, следует развивать у студентов инициативу, способность к самостоятельным действиям, творческий подход к решению боевых задач.

Практика войск требует также более обстоятельно изучать с будущими командирами взводов вопросы управления подразделениями в адирное время и в период отмобилизования.

Свою историю институт ведет от Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища, созданного в 1970 году на основании Постановления Президиума Верховного Совета СССР. Указом Президента Республики Казахстан 11 февраля 1997 года № 3353 АВОКУ им. И.С.Конева преобразовано в Военную академию Вооруженных Сил Республики Казахстан. Указом Президента Республики Казахстан от 27 февраля 2002 г. № 815 из состава Военной академии выделено Алматинское высшее военное училище Вооруженных Сил Республики Казахстан.

31 октября 2003 года постановлением Правительства Республики Казахстан № 1080 Алматинское высшее военное училище ВС РК переименовано в Военный институт Сухопутных войск. Главная задача института состоит в подготовке высококвалифицированных офицеров сухопутных войск.Военный институт Сухопутных войск проводит подготовку офицерских кадров по программе высшего военно- профессионального образования по 12 специальностям: Командная тактическая мотострелковых войск;

  1. Командная тактическая воздушно-десантных войск и войсковой разведки;
  2. Командная тактическая танковых войск;
  3. Командная тактическая артиллерии;
  4. Командная тактическая автомобильных войск;
  5. Командная тактическая продовольственного обеспечения;
  6. Командная тактическая вещевого обеспечения;
  7. Командная тактическая обеспечения жидким топливом;
  8. Бронетанковое вооружение и техника;
  9. Командная тактическая инженерных войск;
  10. Офицеры воспитательных структур;
  11. Командная тактическая ракетно-артиллерийского обеспечения войск;
  12. Военное переводческое дело.

В соответствии с решением Совета Министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности от 30 ноября 2005 года Военный институт Сухопутных войск включен в Перечень учебных заведений совместной подготовки военных кадров для вооруженных сил государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности включены военные учебные заведения Республики Казахстан.Институт располагает современной учебно-материальной базой, разнообразными средствами технического обучения. Лекционные аудитории, учебные лаборатории, кабинеты и классы училища оборудованы всем необходимым для подготовки военных специалистов на современном уровне развития науки и техники. В учебном процессе широко применяются современные технические средства обучения, с использованием компьютерной и вычислительной аппаратуры.

В институте большое значение придаётся физическому воспитанию. Физическая подготовка – важная и неотъемлемая часть воинского обучения и воспитания. Она обеспечивает физическую готовность военнослужащих к овладению оружием и боевой техникой, к эффективному их использованию в бою, к стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов боевой деятельности. Для этого имеется богатая материальная база: прекрасный спортивный комплекс со специализированными залами (гимнастики, тяжелой атлетики, рукопашного боя, спортивных игр, плавательным бассейном и др.), стадион, полоса препятствий и другие спортивные сооружения. По различным видам спорта постоянно функционируют спортивные секции.Наряду с совершенствованием профессиональных навыков в институте проявляется забота об организации досуга курсантов – работает художественная самодеятельность, кружки (хореографический бальных танцев, народные инструменты, вокально-инструментальный ансамбль).

Организуются встречи курсантов с ветеранами войны и труда, руководителями государства, высшим командным составом Вооруженных Сил, известными деятелями культуры и искусства, культпоходы и экскурсии, тематические вечера и вечера отдыха, КВН. Эти мероприятия способствуют воспитанию интеллектуально и эстетически развитых офицеров, направлены на формирование чувства казахстанского патриотизма, дружбы и товарищества. Наиболее сильными их качествами является высокая теоретическая подготовка, прочные знания боевой техники и оружия, твердые навыки в организации боевой подготовки, умение работать с людьми, глубокое понимание воинского долга и готовность выполнять его до конца.За время существования военного учебного заведения путевку в жизнь получили около 10 тысяч специалистов, из которых более 400 выпускников выполняли свой воинский долг в Афганистане и других горячих точках, участвовали в миротворческих операциях в Таджикистане и Ираке, за что были удостоены высоких правительственных наград. За проявленные мужество и героизм трое офицеров: Шахворостов А.Е. (посмертно), Акрамов Н.М. и Гущин С.Н. удостоены звания Героя Советского Союза, а именем лейтенанта Олега Чивилева названа открытая учеными звезда в созвездии Голубя. В 2008 году Указом Президента Республики Казахстан высокое звание «Халық Қаһарманы» присвоено генерал-лейтенанту Ертаеву Б.Е. - выпускнику этого вуза. Нынешнее поколение курсантов, командиров и преподавателей института по праву гордится традициями и ратными делами своих предшественников.Курсанты института принимали участие в международных миротворческих учениях как на территории Казахстана, так и за его пределами. Они продемонстрировали свою заинтересованность в обеспечении глобальной и региональной безопасности, готовность к выполнению высокой и благородной миссии во имя мира. Побывавшие в институте военные делегации из России, Китая, США высоко оценили уровень профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава, курсантов.

Новосибирское высшее военное командное училище в настоящее время является единственным в Сухопутных войсках Вооруженных сил РФ учебным заведением, готовящим офицеров подразделений специальной разведки. До 1994 года факультет специальной разведки находился в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище.

История факультета специальной разведки

В 1968 году на основании директивы Генерального штаба было принято решение об образовании роты курсантов специального назначения.
В 1969 году такое подразделение было создано в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище. Это была легендарная 9-я рота, отцом-основателем которой стал полковник Иван Щелоков.
Именно с этого времени воинские части и подразделения специального назначения стали комплектоваться квалифицированными офицерами - выпускниками РВВДКУ. В самом начале рота состояла только из двух взводов. Первый взвод был набран в основном из выпускников суворовских училищ и военнослужащих. Второй взвод составляли курсанты второго курса 7-й и 8-й рот РВВДКУ. При комплектовании взводов необходимо было отобрать наиболее достойных кандидатов, которые соответствовали бы высоким требованиям, предъявляемым к курсантам специального назначения. Однако, как это обычно бывает в таких случаях, из курсантских подразделений командиры сплавили самых неудобных. Правда, кандидаты в офицеры спецназа отличались очень хорошей успеваемостью.
В 1970 году было принято решение набрать третий взвод, а в 1971 году - четвертый. В 9-й роте одновременно учились представители всех четырех курсов, что, несомненно, влияло на отношения внутри коллектива. Он отличался особенной сплоченностью, в нем не было даже намека на неуставные отношения. Старшие всегда помогали младшим без всякой заносчивости и зазнайства. А младшие с уважением, но сохраняя собственное достоинство, относились к старшим. В те годы рота уверенно держала первое место в училище и по учебе, и по спорту.
Необходимо отметить, что среди предметов, изучаемых курсантами, особое место отводилось иностранным языкам. В роте изучали четыре иностранных языка: английский, немецкий, французский, китайский. С 1980 года в связи с применением подразделений специального назначения в республике Афганистан был введен для изучения персидский язык. До настоящего времени курсанты батальона изучают именно эти пять наиболее распространенных в мире языков.
Также особое внимание уделялось тактико-специальной подготовке как основному профильному предмету. По ней, как правило, никаких проблем не возникало. Зато с языком не у всех все шло гладко. И если имелись случаи отчисления за неуспеваемость, то связаны они были в большинстве своем с проблемами в овладении иностранным языком.
Кроме этого в программу обучения курсантов входили еще около двадцати предметов от тактико-специальной и воздушно-десантной подготовки до основ военной педагогики и психологии и политэкономии.
Основной задачей обучения курсантов являлось формирование у них прочных навыков выполнения учебных и боевых задач в роли командиров групп специального назначения.
Со временем потребность в офицерских кадрах росла. Летом 1980 года в связи с началом боевых действий в Афганистане в 9-ю роту впервые было набрано два взвода вместо одного. При этом во взводах появились отделения, изучавшие фарси. В 1981 году на базе 9-й роты был сформирован батальон двухротного состава, получивший в училище пятый порядковый номер. В батальон входили 13-я и 14-я роты, в которых было по четыре взвода. В 1982 году в состав 13-й роты входили два взвода второго курса и два взвода четвертого курса. В состав же 14-й роты - два взвода первого курса и два взвода третьего курса.
Афганская война набирала обороты и в то время многие выпускники пятого батальона сразу из училища попадали «за речку» в зону боевых действий.
Вывод войск из ДРА в 1989 году несильно облегчил ситуацию. Могущественный Союз Советских Социалистических Республик распался, вследствие чего кардинальным образом изменилось соотношение сил и средств между Россией и ее потенциальными противниками.
Начались множественные межнациональные конфликты. Произошло сужение границ. Киевское высшее общевойсковое командное училище, готовившее офицеров войсковой разведки, естественным образом стало принадлежать Украине. Но Сухопутным войскам Российской Федерации требовалось где-то готовить собственные офицерские кадры для разведподразделений. Идея создать единое разведывательное училище в системе Вооруженных сил зрела еще во времена СССР. Тогда и возникла мысль создать такое училище, где бы на единой матбазе осуществлялась подготовка офицеров войсковой и специальной разведки. Поэтому было принято решение о переводе из Рязани батальона курсантов специального назначения в Новосибирское ВОКУ.

История училища

В марте 1967 года по согласованию с Министерством обороны СССР было принято решение разместить высшее военно-политическое общевойсковое училище на территории Академгородка - Сибирского отделения Академии наук СССР.
В течение 35 лет училище готовило офицеров-политработников, многие из которых направлялись для прохождения дальнейшей службы в ВДВ, а также в воинские части и соединения специального назначения. Качество выпускников Новосибирского политического всегда было выше по сравнению с выпускниками других училищ, имевших аналогичный профиль. Особенно это касалось знаний и навыков в военных вопросах. Но с развалом СССР в 1990-е годы и последовавшим за ним упразднением политорганов начался новый этап жизни училища.
В мае 1992 года вуз был преобразован в Новосибирское высшее общевойсковое командное училище (НВОКУ). Изменились программа и профиль подготовки офицеров. Уже к июлю 1992 года в училище была сформирована кафедра разведки, ставшая единственной в системе военно-учебных заведений Сухопутных войск. Именно на ней начали готовить офицеров для войсковой разведки.


С 1 августа 1992 года в связи с переходом училища на командный профиль были введены новые учебные планы и программы подготовки офицеров по специальностям «командная тактическая мотострелковых войск» и «командная тактическая войсковой разведки» с присвоением квалификации «инженер по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники» со сроком обучения 4 года.
Приказом министра обороны РФ в 1993 году в штат Новосибирского ВОКУ был официально введен батальон спецразведки. В соответствии с требованиями реформы военного образования училище с 1994 года начало работу по учебным программам по специальностям «командная тактическая мотострелковых войск, военные и гусеничные машины», «командная тактическая войсковой разведки, военные и гусеничные машины» с присвоением квалификации «инженер-механик», рассчитанными на 5-летний срок обучения курсантов.
С 15 января 1994 года, в связи с переводом из Рязанского ВВДКУ батальона специальной разведки, в училище приступили к подготовке офицеров по специальностям «командная оперативно-тактическая специальной разведки» с присвоением квалификации «переводчик-референт» со сроком обучения 5 лет.
26 июля 1994 года первой в училище прибыла 14-я рота курсантов. В кратчайший срок к 1 сентября 1994 года произошли изменения в штате училища. Вновь были созданы кафедры специальной разведки, воздушно-десантной подготовки, управления войсками. Организовано углубленное изучение пяти иностранных языков.
Начальником кафедры специальной разведки стал полковник Михаил Тихомиров.
Однако для качественной организации учебного процесса необходимо было в спешном порядке создавать новую учебно-материальную базу, реконструировать старую. Специализация курсантов батальона предполагала глубокое изучение иностранных языков и специальных предметов, таких как инженерная подготовка, тактико-специальная подготовка, специальная радиосвязь и других. Особо остро стоял вопрос с преподаванием иностранных языков, так как по ряду из них не хватало преподавателей, не говоря уже о специально оборудованных классах, где проводились бы подготовка и обучение курсантов.
Титаническими усилиями офицерского и преподавательского состава при участии курсантов батальона была проведена работа по созданию новых классов и аудиторий, что, несомненно, повлияло на качество обучения.

В небе и под водой

6 сентября 1994 года 125 человек из батальона курсантов специального назначения совершили свой первый прыжок с парашютом.
Несмотря на объективные трудности организационного и материально-технического характера за прошедшее десятилетие здесь подготовлено более 3 тысяч парашютистов, 526 инструкторов парашютно-десантной подготовки, организовано и выполнено более 32 тысяч прыжков с парашютом. Ежегодно личным составом института проводятся прыжки с парашютом, на тактико-специальных учениях десантируется до 20 грузов, организуются прыжки в ночных условиях.
При активной работе профессорско-преподавательского состава из стен новосибирского института выпущено около 1200 офицеров-спецназовцев, которые достойно защищают интересы России как на ее территории, так и за ее пределами.
Одним из основных способов вывода разведчиков специального назначения в тыл противника является морской. Учитывая что выпускники училища направляются на службу в воинские части специального назначения Военно-морского флота в Новосибирске училище в 1996 году пришла директива Генштаба о создании в составе кафедры специальной разведки отделения обеспечения водолазной подготовки. Однако от выхода директивы до создания отделения прошел не один год. Надо понимать, что водолазную службу создавали в сухопутном училище, где руководство имело слабое понимание целей этой новой структуры. Водолазные спуски под воду - это повышенный риск, в несколько раз превышающий риск прыжка с парашютом, это специальное оборудование, выделение необходимых помещений, штатные изменения «и прочая, прочая, прочая…»
Объем журнальной статьи не позволяет описать все трудности, с которыми столкнулись и которые преодолели офицеры, мичманы и прапорщики отделения. На первых порах не было ни водолазного снаряжения, ни необходимого оборудования. Оно появилось позже.
Тем не менее в июне 1998 года капитан 3 ранга Перцев, старший мичман Копосов и капитан-лейтенант Матыцин провели первые учебные водолазные спуски с курсантами 13-й роты в акватории закрытой стоянки яхт-клуба «Чкаловец».
В начале декабря 1998 года институт получил передвижную рекомпрессионную станцию водолазов. Был спущен на воду катер для обеспечения спусков. Не было помещения для установки компрессора - отремонтировали аварийный полузатопленный подвал своими силами.
5 июля 1999 года впервые за историю существования батальона специального назначения была организована высадка курсантов 14-й роты морским способом. Опыт учений доказал несовершенство программы обучения. В ноябре 1999 года для восьми отобранных курсантов 16-й роты был организован факультатив по водолазной подготовке, который помимо ряда других задач доказал необходимость изменения программы обучения. Тактико-специальное учение, прошедшее в июле 2000 года, показало огромную разницу в подготовке между курсантами, занимавшимися на факультативе, и ребятами, осваивавшими водолазное дело по обычной программе обучения.
В августе 2000 года была организована первая стажировка в частях спецразведки ВМФ. Со стажировки в институт был привезен первый буксировщик «Протей - М». Чуть позже появилось и другое необходимое для качественного обучения специальное оборудование.
В отделении появилась врач-спецфизиолог, которая прошла специальное обучение и получила допуск к обеспечению водолазных спусков.
Всего водолазную подготовку прошло более 1200 курсантов и офицеров, 414 из них получили квалификацию «нештатный водолаз».
Благодаря целеустремленности и преданности любимому делу персонала отделения водолазной подготовки и сейчас в училище этот вопрос организован на должном уровне.

Батальон курсантов

С переводом батальона на новое место изменилась и его штатная структура. Теперь основу его составляли пять рот. В НВОКУ батальон стал шестым по счету батальоном курсантов. В батальоне было две роты первого курса и по одной следующих курсов. Основное различие состояло в том, что изменилась программа обучения, согласно которой сроки обучения увеличились с четырех до пяти лет. Первым командиром батальона курсантов специального назначения в НВОКУ стал капитан Анатолий Лебединский.
Несомненно, офицеры батальона и преподаватели кафедр прикладывали большие усилия для более качественного обучения курсантов. В последние годы батальон занимает лидирующее место в училище по всем показателям.


С началом боевых действий в Чечне изменилась и подготовка в Новосибирском ВОКУ. Программа обучения курсантов батальона специального назначения стала постепенно меняться с уклоном на применение подразделений в условиях локальных войн и вооруженных конфликтов. Специальная разведка стала выполнять задачи, не свойственные ей. Поэтому в кратчайшие сроки разрабатывались новые учебно-методические материалы. Большинство выпускников батальона по прибытии в войска сразу же направлялись в зону боевых действий.
В 2002 году в институте прекращен набор курсантов по специальности «применение мотострелковых подразделений» и открыта подготовка офицеров по специальности «организация морально-психологического обеспечения». Подготовка кадров по специализации «применение подразделений войсковой разведки» сохранена в прежнем объеме. В течение последних пяти лет ежегодный набор для обучения по специальности «применение подразделений специальной разведки» увеличен с 70 до 130 курсантов.
В 2005 году в связи с проводимой реформой военного образования Новосибирский военный институт был переименован в Новосибирское высшее военное командное училище (военный институт) МО РФ.

Память

Необходимо отметить, что на долю офицеров-выпускников 1990-х годов выпало немало трудных испытаний. Им пришлось участвовать в боевых действиях в Таджикистане и Молдове, Югославии и Чечне, Дагестане и Южной Осетии, в других горячих точках. В училище гордятся своими выпускниками - Героями России Алексеем Галкиным, Дмитрием Елистратовым, Дмитрием Лариным, Игорем Станкевичем, Сергеем Уженцевым, Игорем Уразаевым, Константином Тимерманом.
В 1997 году в их честь и в честь их предшественников - Героев Советского Союза, окончивших училище, на территории вуза создан мемориальный комплекс «Героям Отечества - выпускникам училища».
Память потомков - это не только великая благодарность людям, исполнившим свой долг, но и могучий призыв к активным действиям в современных условиях. В ней проявляется живая связь времен и поколений защитников Родины. В училище открыты памятники великим русским полководцам Александру Васильевичу Суворову и Георгию Константиновичу Жукову.

Училище сегодня

2008 год стал во многом знаковым для училища. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации путем реорганизации Новосибирское высшее военное командное училище (военный институт) стало филиалом Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации».
Особенностью Новосибирского ВВКУ в настоящее время является то, что в училище организована подготовка курсантов по трем разнопрофильным направлениям.
Профиль заместителей командиров по воспитательной работе. Специальности: военная - «морально-психологическое обеспечение войск», гражданская - «педагогика и психология» с присвоением квалификации «педагог-психолог». Срок обучения 5 лет.
Профиль командиров войсковой разведки. Специальности: военная - «применение подразделений войсковой разведки», гражданская - «многоцелевые гусеничные и колесные машины», специализация «эксплуатация и ремонт многоцелевых гусеничных и колесных машин» с присвоением квалификации «инженер» со сроком обучения 5 лет.
Профиль командиров специальной разведки. Специальности: военная - «применение подразделений специальной разведки», гражданская - «перевод и переводоведение» с присвоением квалификации «переводчик» со сроком обучения 5 лет.
Ныне НВВКУ - одно из ведущих военно-учебных заведений Министерства обороны РФ.

Как поступить в училище

В училище принимаются граждане мужского пола, не проходившие военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет на момент поступления, а проходившие или проходящие военную службу по призыву или по контракту, в возрасте до 24 лет.
Кандидаты, поступающие на специальность «применение подразделений специальной разведки», должны до 1 мая через органы ФСБ оформить допуск к сведениям, составляющим гостайну.
Вступительные экзамены проводятся с 1 по 30 июля. Кроме экзаменов по общеобразовательным предметам кандидаты проходят следующие испытания: собеседование и тестирование на профессиональную пригодность, медицинская комиссия, проверка физической подготовленности (бег на 100 метров и 3 километра, подтягивание).
Курсанты размещаются в благоустроенных казармах и весь период обучения находятся на полном государственном обеспечении.
Конкурс в Новосибирское училище в последние годы сохранялся довольно высокий и составлял примерно 7-8 заявлений на одно место, благодаря желающим поступить на факультет спецразведки. Конечно, в училище для сдачи экзаменов вызывали намного меньше абитуриентов, примерно три-четыре человека на два места.

Где учатся науке побеждать

Усиленная военная подготовка происходит на войсковом полигоне, стрельбище и автодроме. Курсанты, обучающиеся по специальностям офицеров войсковой и специальной разведки, совершают прыжки с парашютом, многокилометровые марш-броски, проходят курс выживания в экстремальных условиях. Для качественного обучения курсантов училище располагает учебной материальной базой, которая включает многие объекты. Среди них учебно-лабораторная база, состоящая из четырех учебных корпусов, компьютерных классов на 255 учебных мест, абонентского пункта по выходу в сеть Интернет на 10 рабочих мест, одиннадцати лекционных аудиторий и ста четырех учебных классов и лабораторий.
Для совершенствования полевой выучки курсантов в училище создана полевая учебная материальная база. Она включает в себя учебно-тренировочный комплекс тактики и тактико-специальной подготовки (ТСП), который включает тактическое учебное поле. Также здесь есть городок военной топографии, городок инженерной подготовки и городок РХБЗ. Для занятий специально создан учебно-тренировочный комплекс разведки, который состоит из тропы разведчика, разведывательного поля и участка для выполнения упражнений стрельб подразделениями специального назначения.
Для совершенствования навыков стрельбы из различных видов вооружения и техники в училище имеется учебно-тренировочный комплекс огневой подготовки, который включает в себя два огневых городка на 10 машино-мест, директрису БМП-l на три направления, два участка выполнения упражнений стрельб из стрелкового оружия, участок для выполнения стрельб из РПГ, двухсотметровый автоматный тир, пистолетный тир, участок для метания боевых гранат, два направления для выполнения упражнений стрельб в составе подразделения специальной разведки.
В училище курсанты учатся водить различные виды автомобильной и бронетанковой техники, для чего построен учебно-тренировочный комплекс вождения. Здесь есть также несколько учебных мест, которые позволяют совершенствовать навыки курсантов в управлении техникой. Для отработки упражнений вождения колесной техники создан автодром, а для преодоления водных преград в училище оборудован специальный вододром. На каждом из перечисленных объектов одновременно может заниматься взвод курсантов.
Кроме того, выполнение прыжков с парашютом, проведение полевых выходов с подразделениями специального назначения, водолазная подготовка отрабатываются в составе роты на территории Бердского гарнизона.
Есть в училище и своя тренажерная база. Она состоит из тренажерного комплекса по вождению боевых машин, воздушно- десантного комплекса, класса учебных башен и четырех классов электронных тренажеров. Имеющиеся тренажерные средства соответствуют эксплуатируемым в войсках и принятым на вооружение образцам вооружения и военной техники.
В училище имеется две библиотеки - секретная и общая - с читальным залом на 200 посадочных мест с фондом основной литературы свыше 135 тысяч экземпляров.
Однако справедливости ради стоит отметить, что в училище сейчас сложилась довольно сложная ситуация именно с учебной материальной базой. Хотя имеющееся оборудование содержится в рабочем состоянии, в большинстве своем оно выслужило установленные сроки эксплуатации.
Приведение учебной материальной базы Новосибирского училища в соответствие с лучшими мировыми стандартами - первостепенная задача.

Преподаватели

Основу достижений училища составляют его командный, профессорско-преподавательский состав, батальоны, отделы и службы. Обучение курсантов осуществляется на 15 кафедрах, имеющих высококвалифицированных педагогов, а именно: тактики, разведки, воздушно-десантной подготовки, управления войсками (подразделениями в мирное время), вооружения и стрельбы, педагогики, психологии, гуманитарных и социально-экономических дисциплин, боевых машин и автомобильной подготовки, эксплуатации бронетанкового вооружения и техники, естественно-научных дисциплин, общетехнических дисциплин, иностранных языков, физической подготовки и спорта, специальной разведки.
В училище есть все возможности для гармоничного развития личности будущего офицера. На постоянной основе работают спортивные секции по рукопашному бою, боксу, гирям, лыжам, легкой атлетике. Курсанты занимаются в кружках художественной самодеятельности, проводят конкурсы КВН, принимают активное участие в предметных олимпиадах и научных конференциях.
Однако существует ряд проблем, возникших в результате проводимой в Вооруженных силах реформы, которые требуют их скорейшего разрешения. С июля 2010 года в училище введен новый штат, которым не предусмотрены должности, необходимые для организации учебно-воспитательного процесса. Так, из состава кафедры иностранных языков полностью исключены должности офицерского состава, что крайне затрудняет проведение занятий по дисциплине «Практический курс перевода (военный перевод)» на всех пяти языках, так как гражданские преподаватели не обладают необходимыми знаниями в области именно военного перевода. Возникли проблемы и с обучением курсантов китайскому и персидскому языкам в связи с тем, что подобрать необходимых гражданских специалистов по этим языкам крайне сложно.


Подобные проблемы возникли из-за нового штатного расписания и на других кафедрах и службах. Особенно остро это ощущается в службе воздушно-десантной техники, на кафедре специальной разведки. А скажем, из-за того, что в штате училища отсутствует должность врача-спецфизиолога, изучение дисциплины «Водолазная подготовка» становится практически невозможным. Думается, что эти проблемы руководство вуза отчетливо понимает и предпримет необходимые усилия по исправлению ситуации в целях поддержания качества обучения курсантов.
НВВКУ является единственным военным вузом, где готовят офицеров спецназа. Но выпускники факультета спецразведки направляются не только в спецназ Вооруженных сил, но и в центр специального назначения ФСБ России, а также в спецназ внутренних войск МВД России.

А что завтра?

В связи с проводимой в Вооруженных силах реформой - так называемым «переходом к новому облику» - в бригадах специального назначения было сокращено количество офицерских должностей, а также снижены их категории. Так, например, в настоящее время должность командира группы спецназа соответствует категории «старший лейтенант», а не «капитан», как это было ранее.
Из-за с сокращения офицерских должностей в войсках набор курсантов в 2010 году в Новосибирском высшем военном командном училище не осуществлялся. Скорее всего набирать курсантов не будут и в 2011 году. По сути, училище будет доучивать тех, кто поступил в него в прошлые годы. Рассматривается вопрос о подготовке сержантов спецназа. В принципе это неплохая идея, которая в случае ее реализации, бесспорно, повысит уровень младших командиров спецназа. Однако никакие сержанты не в состоянии заменить офицеров на должности командиров групп. Не сбрасывая со счетов мужество и самоотверженность русского солдата срочной службы, скажем, что успех действий советского и российского спецназа в локальных конфликтах последних трех десятилетий в большинстве своем обусловлен именно высоким уровнем подготовки офицеров.
Возникает опасение, что принятое руководством Министерства обороны решение о приостановлении набора курсантов до 2012 года создаст пробел в ежегодном пополнении офицерами соединений специального назначения и может негативно повлиять на боеспособность спецназа.