Образовательный портал. Роль сказки в психическом развитии ребенка Роль сказки психическом развитии ребенка

Роль сказки в развитии ребенка

Сказка... У кого из нас, взрослых, при этом волшебном слове не возникают приятные воспоминания о том, как читала нам в детстве мама сказку. Конечно, тогда нам было просто интересно слушать о приключениях различных героев, мы сопереживали хорошим персонажам и не любили плохих. Сейчас, когда у многих из нас есть свои дети, мы понимаем, что именно с помощью сказки можно воспитать ребенка, помочь ему освоиться в этом сложном мире, помочь разобраться с добром и злом.

Трудно переоценить роль детских сказок в развитии детей. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребенка, развивая фантазию, знакомя малыша с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу где добро, а где зло. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации.

Помните о том, что рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир - научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения.

Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. А потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.

При этом очень важно правильно выбирать время для чтения сказки. Необходимо, чтобы малыш находился в хорошем настроении, и при этом не был возбужден, в таком состоянии он наиболее настроен на обучение, на игру, его фантазия, воображение смогут работать без помех.

Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время можно еще и обсудить прочитанное. Взрослые должны помнить о том, что сказка должна читаться с удовольствием - в таком случае ваши эмоции, ваше настроение, ваше удовольствие передадутся и малышу.

Читая сказку, помните о том, что важно и ваше к ней отношение. Если вы чувствуете сказочный мир, если хотите поверить в чудеса, которые описываются в сказке, то, читаемая вами, она станет еще интересней для вашего ребенка.

Одна и та же сказка может быть (и должна быть) прочитана ребенку несколько раз. Так ребенок сможет наиболее полно, точно понять ее смысл. Наступит момент, когда сказка малышу станет неинтересна - это значит, что он разгадал для себя ее смысл. Впрочем, можно эту же сказку прочитать опять через некоторое время, вполне возможно, что чуть повзрослевший ребенок воспримет ее совершенно по-другому, откроет для себя что-то новое.

Сказка представляет собой одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать ребенка. Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.

В любом случае сказка позволяет говорить об эмоциональном, психическом, интеллектуальном развитии ребенка. И именно родитель ответственен на этом этапе за это развитие. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит вашему ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро), а значит, станет более счастливым...

Популярные статьи раздела «Сказки»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Кравченко Марина Вячеславовна,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ д/с №12 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга

Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость - остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников.

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Сказка - это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка - это, прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Читать детишкам сказки надо в правильное» время, когда они спокойны и пребывают в хорошем настроении. Но лучше всего это делать перед сном, ведь вечером, лежа в теплой и уютной постели, вы сможете, еще и обсудить сказку с ребенком. Читать сказку надо не спеша, не отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесет малышу больше пользы и положительных эмоций.

Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:

  • Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка?
  • Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о животных?
  • Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?
  • Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его психическому развитию?
  • В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе хотя бы простейшую схему развития мышления ребенка.

До двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития, названную сенсо-моторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно ощущает, видит, слышит.

Первый год жизни ребенка - это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.

Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.

Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.

Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.

Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.

Слушая сказку, ребенок дошкольного возраста подходит к ее оценке со своеобразной реалистической позиции.

Даже там, где взрослый иногда затрудняется определить границы вымысла, ребенок-дошкольник часто высказывает очень определенные оценки, обнаруживая при этом реалистический подход к произведению.

В любом случае, сказка позволяет говорить об эмоциональном, психическом, интеллектуальном развитии ребенка. И именно родитель ответственен на этом этапе за это развитие. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит вашему ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать - творить добро, а значит, станет более счастливым...

Ну и, конечно же, придумывайте сказки сами или вместе с малышом - подобное творчество станет отличным маркером и зрелости мышления и готовности к системному обучению в школе, а кроме того, доставит огромное удовольствие и сочиняющему и слушающим!

Используемая литература:

1. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002

2. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.

3. Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г.А.- Волгоград: Учитель, 2004.

4. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л.Н. - М.: АРКТИ, 2003.

Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:

1. Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка?

2. Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о животных?

3. Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?

4. Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его психическому развитию?

5. В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе хотя бы простейшую схему развития мышления ребенка.

До двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития, названную сенсо-моторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно ощущает, видит, слышит.

Для годовалого младенца самое важное - доползти, долезть, дойти до намеченной цели, схватить, попробовать на вкус, ощупать, постучать об пол, разобрать, сломать и так далее. Таким образом, в этом возрасте ребенок может "помыслить" только о том, что находится или недавно находилось в зоне его непосредственного восприятия.

Первый год жизни ребенка - это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.

Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребенок может "помыслить" о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил.

Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен для детского понимания. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, с помощью которых он усваивает жизненно важную информацию в условиях безопасности и отсутствия давления со стороны взрослых. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами, что помогает ребенку изобретать новые способы взаимоотношений с окружающим предметным и живым миром.

Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к двум-трем годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Ребенок может "помыслить" об отделенном от его действий образе. Однако именно это достижение интеллектуального развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок.

Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.

Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.

Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. То есть, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может "помыслить" о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.

Дорогие мамы и папы! Понимать смысл сказочных образов так, как это делают дети, и научиться сочинять сказки не так уж сложно: надо только бесстрашно заглянуть в волшебное зеркало старой бабушки-сказки и увидеть там свое отражение

В ходе проведенной психолого-педагогической работы нами были выделены некоторые основные пути работы с ребенком дошкольного возраста по восприятию и переживанию сказки:

а) главное -- следует обращать внимание на подбор художественных произведений, т.к. нравственное и моральное воздействие на ребенка оказывает художественная и ценность произведения;

б) основной упор должен делаться на беседу с детьми после прочтения сказки. Целью беседы является формирование у детей гуманных и этических представлений. В ходе беседы воспитатель должен развивать способность дошкольников мысленно ставить себя на место героя сказки и вместе с ним переживать все радости и горести, тем самым развивая социальное чувство, свойственное детям дошкольного возраста -- сочувствие;

в) после беседы необходимо организовать игру-драматизацию, которая позволит ребенку сыграть роль персонажа сказки и тем самым активно действовать, вмешиваясь в ход событий.

Обзор методов психического развития ребенка в процессе восприятия и переживания сказки показал, что эти методы в большей степени направлены на развитие познавательных способностей ребенка (творческого воображения, наглядно-познавательного мышления, продуктивного восприятия, описательной речи, произвольной памятней внимания) и в меньшей степени -- на развитие нравственных качеств ребенка (нетерпимости ко злу, чуткой восприимчивости к добру и справедливости, умения понимать других, сочувствовать и сопереживать им, способность глубоко и искренне любить), формирование навыков культуры поведения.

Как было показано в предыдущем параграфе, в работе с детьми мы уделяли много внимания развитию умения усвоить нравственный смысл поступков людей, понимать логику человеческих отношений, толковать нравственные символы, заключенные в сказке. Сказки пишутся для взрослых, но рассказываются детям, поэтому воображение, мышление, чувства ребенка надо специально готовить для восприятия и понимания сказки. Развитие познавательного воображения, логического мышления, символической функции помогает ребенку отчасти понять заключенный в сказке символ, без этого восприятие сказки ребенком ограничивается кругом житейских смыслов. Развитие аффективного воображения помогает извлечь из сказки нравственный урок, но не на уровне скучных нотаций, а в той эмоциональной образной форме, которая надолго запечатлеется в душе ребенка и дорастет в тех сложных обстоятельствах нравственного выбора, когда маленькому человеку понадобится вся мудрость его чуткой души.

Значительную роль в работе над сказкой мы уделяли приему превращения детей в разные предметы, животных, других людей: просили ребенка представить себя превратившимся в другое существо, рассказать, как изменились его чувства, мысли, представления при этом. С этой целью предлагали детям пересказать известную сказку от лица ее разных героев, представляя себя на месте этих героев ("обратившись в них"). Этот прием полезно распространить за пределы сказки и попросить ребенка вообразить себя на месте мамы, папы, рассказать, как они прожили этот день.

Мы полагали, что пересказ сказки с акцентом на чувства разных ее героев способствует не только развитию симпатии, но и пониманию логики человеческих отношений. Опыт показал, что после этих занятий дети становятся более точными и объективными в оценке поступков других людей, а, значит, более терпимыми и менее эгоистичными. Реже случайная неловкость со стороны сверстника толкуется как преднамеренное желание причинить зло, что ведет к снижению агрессии.

В работе над сказкой мы развивали присущую ребенку потребность извлекать из любого художественного произведения некий нравственный смысл. На наш взгляд, толкование сказки не должно быть банальным. Оно должно будить чувство и мысль ребенка, ставить перед ним задачу на смысл. Приведем пример такой работы. Он не относится к работе над сказкой народной, но хорошо демонстрирует чуткость ребенка к нравственному смыслу произведения. Здесь этот пример не случаен. К восприятию, переживанию и пониманию нравственных символов, заключенных в народной сказке, мы должны подготовить детей. Такую подготовку сознания и чувств ребенка лучше начинать не на самой народной, а на современной авторской сказке, поскольку современная авторская сказка создается изначально для детей, а народная -- для взрослых. Приведенный ниже пример по толкованию нравственного образа любимых героев современной нравственной сказки демонстрирует ход и особенности детского мышления в этом плане. В старшей группе обсуждались герои любимых сказок. На вопрос о том, каким представляется ему главный герой любой сказки, ребенок ответил однозначно: «Он хороший».

Постепенно, ненавязчивыми вопросами, мы давали детям понять, что «хороший» можно понимать как «смелый», «добрый», «щедрый», «способный к самопожертвованию». При этом «добрый» не всегда проявляет себя как «смелый» и наоборот. Как показал Ж. Пиаже, ребенок самостоятельно не может увидеть противоречия. Противоречие должно быть презентированно ребенку взрослым. Постепенно у детей выстраивается сложный, подчас противоречивый характер героев любимых сказок: Буратино, Винни-Пуха, Карлсона. С образом Карлсона связаны наибольшие трудности. Мы спрашивали детей: «Карлсон -- хороший друг?» Ответ: «Карлсон -- хороший друг». Спрашивали еще раз: «Хороший друг?» -- и напоминали о том, что о характере героя мы судим по его поступкам, затем получаю ответ: «Карлсон -- плохой друг». «А Малыш его любил?» -- «Малыш его любил». «Как же так: Карлсон -- плохой друг, а Малыш его любил?» Этот вопрос сначала ставил детей в тупик, но они скоро находли ответ: «С ним Малышу было интересно». Мы часто проводили эту беседу с разными детьми, но лишь один раз получили иной ответ: «Малыш был одинок, он и на щенка был согласен». Этот пример заставляет детей задуматься о том, за что мы любим друзей и близких, в чем эта любовь проявляется, и это они потом обсуждают между собой.

Работа над извлечением нравственного смысла сказки представляется нам очень важной для духовного и психического развития ребенка. Незаметная, на первый взгляд, она прорастает нравственным чутьем ребенка в минуты морального выбора. В жизни маленького человека не часто встречается повод для обнаружения подлинного уважения к мудрости, но, вместе с тем, неприязни к хитрости, корысти (подчас завуалированных предприимчивостью) -- всех тех качеств, которые так ценит русская народная сказка.

При этом следует помнить, что используя сказку как готовый культурный материал, воспитатель не остается безучастным «техническим» исполнителем, а как партнер вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, предвосхищает возможные коллизии - сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях. Иначе говоря, чтение сказок выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности воспитателя с детьми. А это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора сказок и организации работы над сказкой с тем, чтобы сказка, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.

Некоторые тезисы из работы по теме Роль волшебной сказки в психическом развитии ребенка
ВВЕДЕНИЕ

На данный момент, проблема развития и укрепления психического здоровья ребенка весьма актуальна. Это очевидно в связи с ростом нервно-психических заболеваний среди детей, поэтому требуются профилактические и психокоррекционные работы для детского возраста.
Появляется множество новых методов, психокоррекционных программ, которые направлены на работу с проблематикой. В наше время психологи разрабатывают технологии, имеющие большие возможности для эффективности психологического воздействия.
Обогащая практическую психологию новыми средствами для работы с детьми, часто используют сказки и, так называемую, сказкотерапию.
Привлекательность такого метода работы психолога заключается в универсальности способа правильной психологической работы с детьми. В процессе этой работы, открываются те знания, которые и являются на данный момент психотерапевтическими. Это своеобразный процесс смыслового поиска, способ самовыражения через сказку.
Внимательно изучив данную тему, у психолога появится возможность помочь ребенку, справится с приобретенной тревожностью, агрессией, неумением сосредоточиться и обрести смысл жизни.
В данной работе рассмотрены основные виды сказок и подробное рассмотрение волшебных сказок.
Анализируя данную тематику и изучая различные источники психологической литературы, следует отметить, что литературы на данную тематику существует много, однако одной, точной трактовки по поводу идельного влияния сказки на ребенка не существует. Именно поэтому, анализ такой тематики данной курсовой работы является актуальным и представляет собой научный и практический интерес.
Цель: Проанализировать отношение разных авторов к теме влияния сказок на психическое развитие ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. Издание 2-е. Издательство Михайлова В.А. Санкт-Петербург, 1998.
2. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя…» Психотерапевтические истории для детей. М., 1996.
3. «Введение в психологию сказки» Игорь Вачков/
4. Веккер Л.М. Психические процессы. – Т.1. – Ленинград, 1974.
5. Выготский Л. С. Психология. – М.; Из-во: Интор,2000
6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М.: Педагогика, 2008.
8. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – 2-е издание, перераб. и доп. – М., 2008.
9. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
10. Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Просвещение, 2000. – 231 с.
11. Психология игры и сказки. Хрестоматия. М.,2008 (она есть в нашей библиотеке).
12. Психология сказки и сказкотерапия. Специальный выпуск Журнал практического психолога № 10-11, 1999
13. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова - Харьков, 1996 год. - 126с.
14. Филиппов, Ю.В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе / Ю.В. Филиппов, И.Н. Кольцова // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С. 160 – 173.
15. Франц фон М.-Л. Психология сказки. СПб.; 1998
16. Э.Берн «Люди, которые играют в игры» часть вторая «Родительское программирование» - Судьба человека.