Сан франциско в 1906 году. Землетрясение в сан-франциско. Буйство огня. Пять самых страшных пожаров XX века

Находился в 3 км к западу от Сан-Франциско , магнитуда поверхностных волн составила 7,7; сейсмический момент - 7,9 .

Землетрясение в Сан-Франциско
Расположение
эпицентра
37°45′ с. ш. 122°33′ з. д. H G Я O L

Сан-Франциско после землетрясения

Землетрясение

В 5:12 утра по местному времени произошёл форшок землетрясения, через 20-25 секунд за ним последовал главный сейсмический удар, в следующие 45-60 сек имела место серия афтершоков .

Однако основной ущерб (до 80 % ) был произведён не землетрясением, а начавшимися из-за него пожарами, продолжавшимися четверо суток. Многие дома были подожжены своими же хозяевами, поскольку были застрахованы от пожара , но не от разрушения в результате землетрясения. Об этом сообщается, например, в докладной записке капитана войск связи США Леонарда Вайлдмана (Leonard D. Wildman ). Тушение пожаров было затруднено тем, что система водоснабжения города была разрушена землетрясением.

Жертвы и разрушения

Сразу после катастрофы было официально объявлено о 498 погибших в Сан-Франциско, 102 в Сан-Хосе и 64 в Санта-Розе . Сейчас эта цифра признана сильно заниженной, известно, например, что при подсчётах совершенно не были учтены жертвы из Чайнатауна. В настоящее время общее число погибших оценивается в 3000 человек . Из 410-тысячного населения Сан-Франциско 225 000-300 000 осталось без крова.

Общий ущерб от землетрясения и пожаров оценивался в 1906 году в $400 млн (с учётом инфляции эквивалентно $6,5 млрд 2006 года) .

Ликвидация последствий

Хотя часто сообщается, что мэр Сан-Франциско Ю. Шмитц (Eugene Schmitz ) и генерал Ф. Фанстон (Frederick Funston ), командующий военной базы Президио , объявили в городе военное положение , оно не было введено. 4000 солдат, участвовавших в тушении пожаров и ликвидации их последствий, подчинялись гражданским службам

В прошлом столетии природа уже дважды демонстрировала свою мощь на востоке США, доказывая, что она гораздо сильнее самого крепкого бетона и стали. Так было в 1906 и 1989 годах.

Но эти два землетрясения, повергшие Сан-Франциско в хаос, являются всего лишь предвестниками будущей катастрофы, которая может буквально в ближайшее время сравнять с землёй этот город. Это не предсказание Нострадамуса. Дело в том, что само расположение Сан-Франциско говорит о том, что в один прекрасный день он будет разрушен и исчезнет в огромных трещинах земной коры, сохранившись только в людской памяти, на фотографиях и открытках.

Городу угрожает гибелью гигантский древний тектонический разлом. Названный в честь святого Андреаса, он представляет собой 650-мильную трещину в земной коре, там, где тихоокеанская плита постепенно заходит под сушу в районе штата Калифорния.

18 апреля 1906 года произошло первое сильное землетрясение, опустошившее Сан-Франциско. Почувствовав первые удары стихии, жители города «золотой лихорадки», который к тому времени превратился в один из самых процветающих городов Западного побережья, встревожились. Толчки следовали один за другим, и было очень странно ощущать, как дрожит под ногами земля, и видеть, как подпрыгивает мебель.

В этот трагический день, когда слуги разбудили газетного магната Уильяма Рэндольфа Херста, отдыхавшего в своих роскошных нью-йоркских апартаментах, и сказали, что его родной Сан-Франциско разрушен подземными толчками и пожарами, он, открыв глаза, ответил: «Не переигрывайте - в Калифорнии часто происходят землетрясения».

Но землетрясение в Сан-Франциско намного превосходило все допустимые предположения. Это был один из самых больших катаклизмов века. Сила подземных толчков составила 8,3 балла по шкале Рихтера. По своей мощности землетрясение превосходило силу одновременно взорванных тридцати ядерных бомб. Под разрушенными зданиями и в пожарах в первые же минуты после подземных толчков погибли восемьсот человек.

Мери Монти, которой в 1906 году было 4 года, так вспоминала о том трагическом дне: «Меня выбросило из кровати. Стены дома, в котором мы жили, начали дрожать и покрываться трещинами. Мы выбежали на улицу - дорога покрылась буграми, они двигались, вспучиваясь, словно в кипящем котле. Моя мама собрала всех детей, и мы поехали на повозке в горы. Повсюду полыхали пожары. Внезапно возник новый пожар - это лопнул бензопровод, и бензин начал выливаться на улицу».

Землетрясение разрушило водопровод, и пожарные не смогли как следует взяться за дело. Поэтому в районе Телеграф Хилл, где проживали самые богатые в городе семьи итальянских иммигрантов, пожар пытались тушить при помощи десятков тысяч литров вина.

Паникой, охватившей город, воспользовались мародёры. Банды грабителей носились по улицам, опустошая разрушенные магазины и очищая карманы мертвецов, лежавших вдоль водосточных канав. Захваченных на месте преступления бандитов разъярённые жители вешали без суда и следствия на уцелевших фонарных столбах.

Писатель Джек Лондон, делавший репортажи для еженедельного журнала, сообщал: «Сан-Франциско умер! В среду в 5:15 утра произошло землетрясение. Через минуту в небо взметнулись языки пламени. Никто не гасил огонь, люди были не организованы, отсутствовала связь... Словом, все хитроумные системы защиты человека были уничтожены тридцатисекундным движением земной коры».

Трагедия вынудила правительство США вложить деньги в изучение разлома земной коры и в разработку мер, которые позволят предсказать следующее стихийное бедствие.

Хотя учёные и понимают, что бедствие напрямую связано с разломом Святого Андреаса и что земля с западной стороны линии разлома сдвинулась к северу, они пока ещё очень мало знают о процессах, которые двигают и сотрясают сушу.

Гарри Филдинг Рейд, геолог из Пенсильвании, наблюдая колебания заборных столбов и дорожные разрушения, обнаружил, что огромные блоки суши по обе стороны разлома находились в состоянии громадного напряжения задолго до катастрофы. Накопив колоссальную энергию, титанические силы подвинули сушу.

В 1970 году учёным удалось определить, что секции грунта вдоль разлома двигались с различной скоростью, вызывая в некоторых районах большее напряжение, чем в других.

Когда колоссальная энергия накопится снова, произойдёт следующее землетрясение. Эксперт Дэвид Лэнгстон заявил: «Всё, что мы можем сделать, - это продолжить наши усилия по изучению процессов, чтобы дать достоверную информацию населению, когда двинется в путь огромная масса земли».

Опираясь на фундаментальные исследования, федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям в 1980 году разработало сценарий, согласно которому землетрясению в первую очередь могут подвергнуться Сан-Франциско и Лос-Анджелес. По этим мрачным прогнозам предполагается гибель до 50 000 человек.

17 октября 1989 года в вечерний «час пик» стихия нанесла по городу новый удар, превратив за 15 секунд в развалины многие здания, ввергла в пожарище исторический район Марина, уничтожила секцию моста Бей Бридж, разворотила целую милю шоссе-эстакады, под обломками которой погибло более ста человек. Десятки людей были погребены в своих автомашинах под многотонной тяжестью обрушившегося бетона.

«Бетон расплющил их, - сказал руководитель чрезвычайной службы Окленда. - Это было похоже на поле боя. Жертвы, оказавшиеся в ловушке под тоннами камней, отчаянно сигналили, и мы бросили туда огромное количество подъёмного оборудования и кранов, надеясь спасти их. Слабеющие звуки автомобильных сирен постепенно умирали, так как разряжались аккумуляторы, но мы знали, что там находятся люди. Это была страшная картина».

Ночью развалины освещались огнями пожаров, из раскачивающихся небоскрёбов, построенных без учёта эффекта землетрясения, сыпались стекла и раздавались жуткие звуки сирен.

Через некоторое время разрушения, которые коснулись главным образом старых построек, были локализованы. Например, обрушившейся секции шоссе, повлёкшей самые многочисленные жертвы, было более тридцати лет.

Эксперты сошлись во мнении, что разрушения в Сан-Франциско были бы ещё большими, если бы не калифорнийский строительный кодекс, введённый после 1906 года с целью свести к минимуму ущерб от будущих катастроф и дополненный уроками землетрясений 1971 года в Сан-Фернандо и 1985 года в Мехико, вынудивший строителей обратить особое внимание на антисейсмическую устойчивость домов и сооружений.

Несмотря на то, что после последнего землетрясения прошло уже достаточно много времени, в Сан-Франциско всё ещё ликвидируются его последствия. А жители города даже щеголяют своим фаталистическим отношением к будущей возможной агрессии природы. Репортёр «Сан-Франциско кроникл» Херб Коэн так суммировал мнение горожан после землетрясения: «Мы живём под дамокловым мечом».

18 апреля исполняется 110 лет со дня крупнейшего землетрясения в Сан-Франциско 1906 года. Никогда раньше или позднее эпицентр мощного землетрясения не находился непосредственно под центром большого города. Природа выбрала именно Сан-Франциско, который к тому времени превратился в самый процветающий город на западном побережье Америки. Об этих трагических событиях рассказывает наш автор Алан Слепой .

Землетрясение – это чаще всего серия подземных толчков разной силы и частоты, иногда тряска, как в гигантском решете, или один толчок большой силы.

«Большая американская перетряска», как часто называют землетрясение 1906 года, соединила в себе все это, плюс огненную стихию. Люди, пережившие самую большую природную катастрофу прошлого столетия, рассказывали, что улица Валенсия перекатывалась волнами, как в океанский шторм. Немногие сброшенные с постелей и выбежавшие наружу люди могли устоять на ногах.

Всё произошло в 5 часов 12 минут по местному времени. Живые горожане, многие в ночном белье, заполняли улицы города. Люди просили найти в развалинах близких, рыдали и дрожали от страха. Гранитное здание городского муниципалитета, строительство которого закончилось только в 1899 году и стоило городу огромных денег, дымилось в руинах. Сохранился купол, как великан, осматривающий то, что ещё осталось от города. Это тот купол, который, пережив много реставраций, венчает здание City Hall и сегодня.

До урагана «Катрина» сан-францисское землетрясение 1906 года считали самым большим природным несчастьем на американской земле. Роковую роль сыграло не только количество выделенной энергии и характер мгновенного сдвига пластов, но и конструкция зданий, качество работ и материала и много других факторов, зависящих от людей.


Наибольшим разрушениям были подвержены здания, построенные на насыпном грунте. В случае движения земли эти почвы ведут себя как жидкость. Не случайно жители города с низким доходом жили скучено в дешёвых постройках южнее улицы Маркет, сооружённых на насыпном грунте, и потому подверглись наиболее жестокому удару рассерженной природы.

Немедленно вспыхнули пожары, и опять же южнее Маркет, где газовые трубы в основном гончарные, находящиеся в плачевном состоянии. Покидая места, охваченные пожаром, население горящих районов двинулось в сторону Юнион Сквер. Площадь заполнилась до предела.

Надо помнить, что мы говорим о событиях 110-летней давности, когда в распоряжении властей ещё не было вертолётов и других быстро передвигающихся транспортных средств. И всё-таки, к чести федеральных, штатных и городских руководителей, в течение нескольких часов пришла помощь. Расквартированные в городе гарнизоны немедленно приступили к патрулированию улиц. Чрезвычайное положение не было объявлено. Губернатор Калифорнии Джордж Парди немедленно перенёс свой офис из Сакраменто в Окленд, чтобы постоянно находиться на переднем крае войны с последствиями землетрясения и пожаров.

Мэр города Юджин Шмиц находился в постоянной связи по телеграфу с президентом Теодором Рузвельтом. Он издал приказ о праве жестоко наказать любого, замешанного в мародёрстве и ограблении. Все улицы патрулировались войсками и полицией. Воинские части доставляли в места скопления оказавшимся бездомными питание, одеяла, воду, медикаменты…. Уже на второй день прибыли первые поезда с продовольствием и палатками.

В течение нескольких дней, несмотря на самоотверженные усилия пожарных, добровольцев и полиции, над городом висела дымовая туча. Пламя захватывало новые и новые участки города. Люди, забравшись на вершину Ноб Хилл, наблюдали, как пламя пожирало их жилища. Фотограф Арнольд Дженти снимал одну фотографию за другой. Сегодня эти снимки выставлены в музейном зале Сити Холл.

Продолжали лопаться гончарные газовые трубы, прекратилась подача воды, что парализовало усилия пожарных. Тогда вместе с военными они приступили к взрыву домов, рассчитывая остановить пламя, которое перекидывалось со строения на строение. Интенсивность пожара была такой, что возгорались дома на другой стороне улицы.

Люди устремились к океанскому берегу. По улицам, ведущим к Голден Гейт Парк, несколько часов двигался непрерывный поток людей. В детских колясках перевозили продукты питания и самое необходимое, а детей, стариков и больных несли на себе. Журналист Джеймс Хоппер позднее писал: «Никакой паники или жалоб. Люди, включая маленьких детей, стоически переносили несчастье. Они просто тяжело ступали, иногда предлагали другому помощь, бывало, несли чужих людей. Их лица казались каменными, глаза были почти закрыты. Никто не оглядывался назад, откуда наступало пламя».

Беженцы находили места на пляже, добровольцы соорудили временные туалеты, всю ночь жгли костры, чтобы согреть больных и детей… Пожар продолжался в среду, четверг и пятницу. В субботу утром выпал дождь. Беженцы заулыбались…

Фотографии Сан-Франциско, находящиеся сейчас в разных музеях, поражают воображение. На них видно, что город выглядел, как германский Дрезден в 1945 году. Более половины населения – около 400 тысяч человек – потеряли жильё.

Всего подверглись разрушению 28188 зданий на территории около 3000 акров.

Почти полностью сгорели 508 городских кварталов.

Продукты питания, одежда, медицинское оборудование, медикаменты были доставлены в город немедленно. Правительственные организации кормили

268 тысяч человек ежедневно. Уже на второй день, в четверг, повсюду дымились походные армейские кухни, на четвёртый день после трагедии все нуждающиеся во временном жилье были размещены в палатках. 25 апреля дети были приглашены на занятия в уцелевшей школе. Как символ мужества горожан над уцелевшим куполом городского муниципалитета продолжал развеваться американский флаг.

Ещё не остыли горячие камни, как Сан-Франциско начал восстанавливаться. Интересно, что всего за несколько дней до землетрясения был утверждён генеральный план реконструкции города по типу Парижа и столицы страны – города Вашингтона с широкими бульварами и площадями. Однако пришлось начинать с времянок, чтобы с наступлением сезона дождей всё население было обеспечено жильём и столовыми. Восстанавливались разрушенные больницы. Город перестраивался, повторяя старый шаблон с довольно узкими улицами и высокими зданиями в его центральной части, карабкаясь на соседние холмы.

«Восстанавливать и восстанавливать!» – эта фраза стала девизом города и предметом гордости горожан. Факт, что город только на 30 процентов пострадал от землетрясения и на 70 процентов – от пожара, заставил страховые компании раскошелиться.

Согласно первоначальному докладу городских властей, в землетрясении и пожаре погибли 478 человек, однако эта цифра впоследствии выросла до 3000. Для сравнения напомним, что армянское землетрясение 1988 года гораздо более низкой мощности и без пожара унесло около 25000 жизней, а примерно такой же мощности в Пакистане в октябре 2005 года – 87000 человек.

Спустя неделю после бедствия комиссия, назначенная губернатором во главе с профессором Эндрю Лосоном, приступила к расследованию, целью которого было установить, каким образом защититься от будущих стихийных бедствий. Комиссия работала несколько лет. Её рекомендации стали основой разработанного впоследствии плана укрепления зданий, мостов, дорог, по которому и сегодня перестраивается Калифорния и другие штаты.

Лосон и его коллеги многократно прошли пешком 290 миль разлома Сан-Андреас от Мендосино до Сан-Хуан-Батиста, в 90 милях южнее Сан-Франциско, чтобы убедиться, что разлом опасен и может стать причиной серьёзных разрушений.

Когда это произойдёт и какой мощности, никто не знает. Пока наука не располагает надёжными способами прогнозирования землетрясений, но Калифорния и славный Сан-Франциско хорошо подготовлены и совершенствуют знания и способы защиты населения от разгула стихии.

Готов ли Сан-Франциско и район залива, где проживают семь миллионов человек, к мощному землетрясению – это предмет многих споров. А пока в разломе Сан-Андреас накапливается внутреннее напряжение. Учёные предсказывают, что пласты непременно сдвинутся. Но когда?

После очередного мощного разрушительного землетрясения в октябре 1989 года репортер «Сан-Франциско кроникл» Херб Коэн, суммировав мнение горожан, написал: «Мы живем на разломе, мы живем под дамокловым мечом. И это захватывает».

В прошлом столетии природа уже дважды демонстрировала свою мощь на востоке США, доказывая, что она гораздо сильнее самого крепкого бетона и стали. Так было в 1906 и 1989 гг.

Но эти два землетрясения, повергшие Сан-Франциско в хаос, являются всего лишь предвестниками будущей катастрофы, которая может буквально в ближайшее время сравнять с землей этот город. Это не предсказание Нострадамуса. Дело в том, что само расположение Сан-Франциско говорит о том, что в один прекрасный день он будет разрушен и исчезнет в огромных трещинах земной коры, сохранившись только в людской памяти, на фотографиях и открытках.

Городу угрожает гибелью гигантский древний тектонический разлом. Названный в честь святого Андреаса, он представляет собой 650‑мильную трещину в земной коре, там, где тихоокеанская плита постепенно заходит под сушу в районе штата Калифорния.

18 апреля 1906 года произошло первое сильное землетрясение, опустошившее Сан-Франциско. Почувствовав первые удары стихии, жители города «золотой лихорадки», который к тому времени превратился в один из самых процветающих городов Западного побережья, встревожились. Толчки следовали один за другим, и было очень странно ощущать, как дрожит под ногами земля, и видеть, как подпрыгивает мебель.

В этот трагический день, когда слуги разбудили газетного магната Уильяма Рэндольфа Херста, отдыхавшего в своих роскошных нью-йоркских апартаментах, и сказали, что его родной Сан-Франциско разрушен подземными толчками и пожарами, он, открыв глаза, ответил: «Не переигрывайте - в Калифорнии часто происходят землетрясения».

Но землетрясение в Сан-Франциско намного превосходило все допустимые предположения. Это был один из самых больших катаклизмов века. Сила подземных толчков составила 8,3 балла по шкале Рихтера. По своей мощности землетрясение превосходило силу одновременно взорванных тридцати ядерных бомб. Под разрушенными зданиями и в пожарах в первые же минуты после подземных толчков погибли восемьсот человек.

Мери Монти, которой в 1906 г. было 4 года, так вспоминала о том трагическом дне: «Меня выбросило из кровати. Стены дома, в котором мы жили, начали дрожать и покрываться трещинами. Мы выбежали на улицу - дорога покрылась буграми, они двигались, вспучиваясь, словно в кипящем котле. Моя мама собрала всех детей, и мы поехали на повозке в горы. Повсюду полыхали пожары. Внезапно возник новый пожар - это лопнул бензопровод, и бензин начал выливаться на улицу».

Землетрясение разрушило водопровод, и пожарные не смогли как следует взяться за дело. Поэтому в районе Телеграф Хилл, где проживали самые богатые в городе семьи итальянских иммигрантов, пожар пытались тушить при помощи десятков тысяч литров вина.

Паникой, охватившей город, воспользовались мародеры. Банды грабителей носились по улицам, опустошая разрушенные магазины и очищая карманы мертвецов, лежавших вдоль водосточных канав. Захваченных на месте преступления бандитов разъяренные жители вешали без суда и следствия на уцелевших фонарных столбах.

Писатель Джек Лондон, делавший репортажи для еженедельного журнала, сообщал: «Сан-Франциско умер! В среду в 5.15 утра произошло землетрясение. Через минуту в небо взметнулись языки пламени. Никто не гасил огонь, люди были не организованы, отсутствовала связь… Словом, все хитроумные системы защиты человека были уничтожены тридцатисекундным движением земной коры».

Трагедия вынудила правительство США вложить деньги в изучение разлома земной коры и в разработку мер, которые позволят предсказать следующее стихийное бедствие.

Хотя ученые и понимают, что бедствие напрямую связано с разломом Святого Андреаса и что земля с западной стороны линии разлома сдвинулась к северу, они пока еще очень мало знают о процессах, которые двигают и сотрясают сушу.

Гарри Филдинг Рейд, геолог из Пенсильвании, наблюдая колебания заборных столбов и дорожные разрушения, обнаружил, что огромные блоки суши по обе стороны разлома находились в состоянии громадного напряжения задолго до катастрофы. Накопив колоссальную энергию, титанические силы подвинули сушу.

В 1970 г. ученым удалось определить, что секции грунта вдоль разлома двигались с различной скоростью, вызывая в некоторых районах большее напряжение, чем в других.

Когда колоссальная энергия накопится снова, произойдет следующее землетрясение. Эксперт Дэвид Лэнгстон заявил: «Все, что мы можем сделать, - это продолжить наши усилия по изучению процессов, чтобы дать достоверную информацию населению, когда двинется в путь огромная масса земли».

Опираясь на фундаментальные исследования, федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям в 1980 г. разработало сценарий, согласно которому землетрясению в первую очередь могут подвергнуться Сан-Франциско и Лос-Анджелес. По этим мрачным прогнозам предполагается гибель до 50 000 человек.

17 октября 1989 г. в вечерний «час пик» стихия нанесла по городу новый удар, превратив за 15 секунд в развалины многие здания, ввергла в пожарище исторический район Марина, уничтожила секцию моста Бей Бридж, разворотила целую милю шоссе-эстакады, под обломками которой погибло более ста человек. Десятки людей были погребены в своих автомашинах под многотонной тяжестью обрушившегося бетона.

«Бетон расплющил их, - сказал руководитель чрезвычайной службы Окленда. - Это было похоже на поле боя. Жертвы, оказавшиеся в ловушке под тоннами камней, отчаянно сигналили, и мы бросили туда огромное количество подъемного оборудования и кранов, надеясь спасти их. Слабеющие звуки автомобильных сирен постепенно умирали, так как разряжались аккумуляторы, но мы знали, что там находятся люди. Это была страшная картина».

Ночью развалины освещались огнями пожаров, из раскачивающихся небоскребов, построенных без учета эффекта землетрясения, сыпались стекла и раздавались жуткие звуки сирен.

Через некоторое время разрушения, которые коснулись главным образом старых построек, были локализованы. Например, обрушившейся секции шоссе, повлекшей самые многочисленные жертвы, было более тридцати лет.

Эксперты сошлись во мнении, что разрушения в Сан-Франциско были бы еще большими, если бы не калифорнийский строительный кодекс, введенный после 1906 г. с целью свести к минимуму ущерб от будущих катастроф и дополненный уроками землетрясений 1971 г. в Сан-Фернандо и 1985 г. в Мехико, вынудивший строителей обратить особое внимание на антисейсмическую устойчивость домов и сооружений.

Несмотря на то, что после последнего землетрясения прошло уже достаточно много времени, в Сан-Франциско все еще ликвидируются его последствия. А жители города даже щеголяют своим фаталистическим отношением к будущей возможной агрессии природы. Репортер «Сан-Франциско кроникл» Херб Коэн так суммировал мнение горожан после землетрясения: «Мы живем под дамокловым мечом».
http://sokrytoe.ru/9492-1906-zemletryas enie-v-san-francisko.html

Землетрясение в Сан-Франциско 1906 года — землетрясение, произошедшее в 5:12 утра (по местному времени) 18 апреля 1906 года. Эпицентр находился в 3 км к западу от Сан-Франциско, магнитуда поверхностных волн составила 7,7; сейсмический момент — 7,9.

Толчки ощущались от Орегона до Лос-Анджелеса, а внутрь континента — до центра Невады. В результате землетрясения и последующих пожаров погибло до 3000 человек, 225 000—300 000 осталось без крова, 80 % зданий в Сан-Франциско было разрушено.

Землетрясение сопровождалось смещениями грунта вдоль разлома Сан-Андреас на расстояние до 6,0—8,5 м. Смещения наблюдались в северной его трети на участке длиной в 477 км.

В 5:12 утра по местному времени произошёл форшок землетрясения, через 20—25 секунд за ним последовал главный сейсмический удар, в следующие 45—60 сек имела место серия афтершоков.

Однако основной ущерб (до 80 %) был произведён не землетрясением, а начавшимися из-за него пожарами, продолжавшимися четверо суток. Многие дома были подожжены своими же хозяевами, поскольку были застрахованы от пожара, но не от разрушения в результате землетрясения. Об этом сообщается, например, в докладной записке капитана войск связи США Леонарда Вайлдмана (Leonard D. Wildman). Тушение пожаров было затруднено тем, что система водоснабжения города была разрушена землетрясением.
Сразу после катастрофы было официально объявлено о 498 погибших в Сан-Франциско, 102 в Сан-Хосе и 64 в Санта-Роза. Сейчас эта цифра признана сильно заниженной, известно, например, что при подсчётах совершенно не были учтены жертвы из Чайнатауна. В настоящее время общее число погибших оценивается в 3000 человек. Из 410-тысячного населения Сан-Франциско 225 000—300 000 осталось без крова.

Общий ущерб от землетрясения и пожаров оценивался в 1906 году в $400 млн (с учётом инфляции эквивалентно $6,5 млрд 2006 года).
Хотя часто сообщается, что мэр Сан-Франциско Е. Шмиц (Eugene Schmitz) и генерал Ф. Фанстон (Frederick Funston), командующий военной базы Президио, объявили в городе военное положение, оно не было введено. 4000 солдат, участвовавших в тушении пожаров и ликвидации их последствий, подчинялись гражданским службам. Шмитц, однако, уже 18 апреля издал приказ, позволяющий полиции и солдатам расстреливать на месте пойманных мародёров: было убито около 500 человек.

Военные предоставили динамит для подрыва зданий с целью предотвращения распространения огня. Они также обеспечивали пострадавших пищей и кровом: ими было построено 5610 временных домов. Эти дома сдавались за $2 в месяц, максимальное число живших в них людей составило 16 448, в 1907 почти все они были покинуты. 1 июля 1906 власти города нашли возможным отказаться от дальнейшей помощи армии.

Временный палаточный городок для оставшихся без жилья был организован на местном пляже Оушен-Бич.

Материальный ущерб от землетрясения, составил более 500 000 000 долларов (сегодня эта цифра на порядок увеличилась).

Большинство банков Сан-Франциско сгорели. В огне были уничтожены и все деньги. Только в итальянском Банке Италии, главой которого был Амадео Джаннини, сохранилось около 80 000 американских долларов.

По приказу совета директоров и его председателя эти деньги служащие банка стали выдавать тому, кто хотел заново отстроить свое жилище. Именно это время считают датой рождения «Бэнк оф Америка».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9 7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%80%D1%8 F%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D 0%A1%D0%B0%D0%BD-%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B D%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE_(1906)

Нашел еще такой факт "Мери Монти, которой в 1906 г. было 4 года, так вспоминала о том трагическом дне: «Меня выбросило из кровати. Стены дома, в котором мы жили, начали дрожать и покрываться трещинами. Мы выбежали на улицу - дорога покрылась буграми, они двигались, вспучиваясь, словно в кипящем котле. Моя мама собрала всех детей, и мы поехали на повозке в горы. Повсюду полыхали пожары. Внезапно возник новый пожар - это лопнул бензопровод, и бензин начал выливаться на улицу»."

мысли: 1906 год, бензин, нефтезавод, источник нефти….
К примеру, есть письменные свидетельства автомобилистов,
путешествовавших по Германии в 1905 году. Автотуристы в одном из городов страны
никак не могли найти место для заправки. За советом обратились к местным
жителям, те предложили поискать бензин в городской аптеке. Однако там
выяснилось, что запас этого "снадобья" иссяк, и провизор посоветовал обратиться
к врачу. О, счастье! Дома у врача нашлось несколько бочек нужного "лекарства".

Несколько позже топливо для первых автомобилей можно было приобрести более-менее
централизованно, но в ведрах или бутылях. Время шло, появлялись
специализированные склады и специальные емкости. Правда, пользоваться ими было
неудобно. Процесс был крайне трудоемким и длительным. На такую немудреную
операцию, как заправка, запросто уходило часа полтора.



Проблема решилась с появлением бензоколонок. История АЗС как специализированных
магазинов началась с 1907 года, когда в Сиэтле компанией Standard Oil of
California (сейчас ChevronTexaco) была открыта первая АЗС. http://www.automotivehistory.ru/index.p hp?option=com_ ..

Могучая смесь: этапы развития автомобильного топлива

В 1876-м немецкий инженер Николаус Август Отто построил первый в мире двигатель внутреннего сгорания. Ключевым устройством мотора был карбюратор, в котором горючее распылялось и смешивалось с воздухом. Дальше смесь подавалась в цилиндр, сжималась и поджигалась от электрической искры. Горячие газы толкали поршень, а тот поворачивал коленчатый вал, который в свою очередь через цепь или вал вращал колеса. Такой принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Для него используют различные типы топлива. Наиболее традиционны бензин, дизельное топливо и керосин. Все они возникли задолго до появления автомобилей.

В 1825 году английский физик-испытатель Майкл Фарадей первым официально получил бензин

Первые технологические манипуляции с нефтью проводили на Ухтинском (Россия) нефтяном промысле в 1745 г. Именно там был построен первый завод по очистке нефти. Он был очень прост: в печь ставили котел с трубкой, которая через бочку с водой вела в пустую бочку. Бочка с водой играла роль холодильника. Очищенную нефть использовали преимущественно в бытовых целях. В то время многие помещения освещались лампадами, в которые наливалась смесь очищенной нефти с растительным маслом.
А вот бензин официально первым получил английский физик Майкл Фарадей. Из всех соединений углерода и водорода в 1825 году он выделил одно, способное быстро загораться. А так как он синтезировал его из нефти, добытой где-то в Малой Азии, то и назвал его арабским словом. Бензин - благовонное вещество. Так переводится слово с арабского.

В 1891 году русский инженер Шухов изобрел крекинг (от англ. cracking - расщепление). Это процесс разложения углеводородов нефти на более летучие вещества. Благодаря крекингу значительно увеличивается выход бензина из нефти.
Бензин в качестве горючего был использован только в конце XIX века, когда господин Даймлер усовершенствовал двигатель внутреннего сгорания и сделал его движущей силой на автомобилях. Вот когда были проблемы с бензином, так это в конце XIX века! К примеру, есть письменные свидетельства автомобилистов, путешествовавших по Германии в 1905 году. Автотуристы в одном из городов страны никак не могли найти место для заправки. За советом обратились к местным жителям, те предложили поискать бензин в городской аптеке. Однако там выяснилось, что запас этого "снадобья" иссяк, и провизор посоветовал обратиться к врачу. О, счастье! Дома у врача нашлось несколько бочек нужного "лекарства".

Несколько позже топливо для первых автомобилей можно было приобрести более-менее централизованно, но в ведрах или бутылях. Время шло, появлялись специализированные склады и специальные емкости. Правда, пользоваться ими было неудобно. Процесс был крайне трудоемким и длительным. На такую немудреную операцию, как заправка, запросто уходило часа полтора.

Проблема решилась с появлением бензоколонок. История АЗС как специализированных магазинов началась с 1907 года, когда в Сиэтле компанией Standard Oil of California (сейчас ChevronTexaco) была открыта первая АЗС. В двадцатых годах появись первые механические дозирующие колонки, а в тридцатых - колонки с электрическими дозаторами. Интересна история сервисов на АЗС, в первую очередь, магазинов при АЗС. Например, в нашей стране магазины при АЗС рассматриваются как приложение к заправочному бизнесу. На Западе ситуация развивалась с точностью наоборот - АЗС начинались при магазине.

Рудольф Дизель еще со студенческих лет мечтал создать двигатель, КПД которого превышал бы паровой аналог

Но не бензином единым жило человечество в начале века. Альтернативой и конкурентом бензину было дизельное топливо - в современном обиходе "дизель". Понятие "дизель" в наше время стало нарицательным, и у большинства людей вызывает ассоциации с топливом, а ведь понятие "дизельное топливо" произошло от названия двигателя, а двигатель этот назван по имени немецкого инженера Рудольфа Дизеля. Причем дизель по сути своей не имел никакого отношения к дизельному топливу. По замыслу изобретателя, конструкция должна была работать на дешевой угольной пыли. Однако эксперименты показали невозможность использования её в качестве горючего по причине проблемной подачи в цилиндры. Тогда было решено попробовать вместо неё тяжёлые фракции нефти типа керосина и мазута.

Принцип же работы дизельного двигателя был следующим: в цилиндры засасывалось топливо, и под давлением сжималось до такой степени, что происходило самовозгорание. Идея была поистине революционной, и была оформлена как патент в 1893 году, но ещё пять лет ушло на конструирование работоспособного мотора. Он был очень далек от современного дизельного мотора. Агрегат высотой в три метра с одним цилиндром развивал 172 об/мин и "выдавал" от 17 до 19 л. с. При этом КПД составлял 26% - вдвое выше, чем у паровой машины! Работал первый такой двигатель на керосине.
Как стало уже понятно, "дизель" в свое время не был топливом, а мотором, причем работал он на керосине. Дизельное топливо же он стал потреблять с подачи российского "нефтяного короля" Эммануила Нобеля. Нобель заплатил бешеные деньги за покупку лицензии у Дизеля и решил организовать производство моторов на своем машиностроительном заводе в Петербурге. Правда его не устраивало, что конструкция работала на керосине. Он заставил конструкторов своего завода переработать двигатель, и тот стал работать на сырой нефти, а позже на солярке.

Первый работоспособный двигатель Дизеля работал на керосине

То есть не Рудольфу принадлежит идея заливать дизельное топливо в "дизель". Более того, при жизни все попытки Дизеля оснастить автомобиль двигателем своего производства были тщетны. Это удалось только его последователям через десяток лет.
Сам же Дизель скоропостижно умер (точнее исчез) при загадочных обстоятельствах в ночь с 29 на 30 сентября 1913 года.

Работу, которую вёл Рудольф Дизель по созданию автомобильных моторов, продолжил инженер Проспер Леранж из небезызвестной фирмы Benz & Cie. Леранж изобрел и запатентовал дизельный мотор с предкамерой. Но главным препятствием оставался компрессор - он отличался большим размером и не мог работать на больших оборотах. В 1922 году эту проблему решил немецкий инженер Роберт Бош, сконструировавший топливный насос высокого давления (ТНВД), который сделал возможным появление высокооборотистого дизельного двигателя. В 1923 году был выпущен первый в мире дизельный грузовик Benz 5К3. Это была 5-тонная машина, на которую установили 4-цилиндровый 8,8-литровый двигатель с предкамерой, развивающий мощность от 45 до 50 л. с. при 1000 об/мин.

Первый легковой автомобиль с дизельным двигателем "Mercedes-Benz 260D" появился в 1936 году

Эксперименты с дизелями для легковых автомобилей концерн начал в 1933-м году. Только после длительных исследований и испытаний удалось создать мотор меньшего литража и с приемлемым уровнем вибрации при работе.

Mercedes-Benz с дизельным двигателем получил индекс 260D. На нем стоял четырехцилиндровый мотор объемом 2545 куб. см (отсюда и обозначение 260) развивавший 45 л. с. при 3000 об/мин. Главным его достоинством стала экономичность. Средний расход горючего составил чуть больше 9 л/100 км, в то время как его бензиновый аналог потреблял 13 л/100 км.

Такая вот запутанная история с появлением дизельного топлива. Неизвестно, кто и когда первым употребил слово "дизель" в качестве обозначения топлива, зато одно можно сказать точно: дизель - это двигатель внутреннего сгорания с самовоспламенением топлива от сжатия. В настоящий момент под словосочетанием дизельное топливо (соляровое масло, солярка) понимают жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе.


До 1973 года в мире мало кто задумывался о стоимости бензина

Казалось бы, бензин и дизельное топливо - неизменные попутчики автомобильных двигателей. Но это далеко не так. В начале 20 века бензин долгое время соревновался со спиртом и растительным маслом в борьбе за любовь автолюбителей. Нефтяное топливо победило лишь в конце 1930-х годов.

Главный аргумент в пользу биотоплива последовал от Генри Форда, который в 1908 году выпустил в продажу свою знаменитую Model T, которая могла работать на бензине, этаноле или их смеси.

Да что там Форд, если во время Первой мировой войны автомобили большинства стран мира использовали этанол в качестве топлива. После войны позиции этанола были сильны как никогда. Казалось, что вот-вот бензин исчезнет навсегда из обихода автолюбителей.
Но Вторая мировая война спутала все карты. Произошло резкое снижение цен на нефть и бензин, которые вытеснили спирт из баков.

Все вернулось на круги своя после масштабного топливного кризиса, возникшего в 1973 году. Как известно, тогда арабские государства-экспортеры ввели эмбарго на поставку нефти в США, Японию и Западную Европу, из-за чего цены на бензин выросли в пять раз.
Возник новый всплеск интереса к этанолу. В последние годы эта идея стала актуальной как никогда. Виной тому неуклонно повышающиеся цены на нефть.
В мире четко прослеживается тенденция перехода на горючее биологического типа. Наиболее перспективные его виды - этанол и биодизель. Как правило, этанол получают из сахарного тростника, кукурузы. Вообще, этиловый спирт можно получать из любых растений, лишь бы там в достаточном количестве содержались сахар и крахмал. Картофель, свёкла, ячмень, пшеница - всё подходит. Но лучший вариант - сахарный тростник.

Бразилия является передовой страной в производстве топлива растительного происхождения, которое принято называть биотопливом. Там с 1975-го года функционирует целая отрасль по выращиванию сахарного тростника. Но не только огромными плантациями тростника славна Бразилия. Начиная с 70-х годов машины там проектировались под определенный вид горючего - часть под бензин, а часть под спирт. В течение последних 10 лет почти 90% выпускаемых бразильских автомобилей могут работать на спирте или бензине, можно также смешивать эти виды в любой пропорции. Электроника, управляющая двигателем, самостоятельно распознает состав горючего, адаптируя под него двигатель.

Ни для кого не секрет, что сжигание бензина и дизельного топлива приводит к выбросу в атмосферу двуокиси углерода - главного врага человечества, так как он вызывает парниковый эффект.

Разумеется, что при использовании этилового спирта выхлоп автомобилей становится чище. Проблема тут в другом - при производстве этанола в атмосферу попадает немало углекислого газа. Хотя сторонники этанола уверяют, что в процессе производства в атмосферу попадает ровно столько же CO2, сколько до этого было поглощено (в результате фотосинтеза) теми же растениями, что поддаются переработке. Получается, этанол сам себя нейтрализует и абсолютно безвреден для окружающей среды.
Из каждых 100 производимых сегодня в мире машин 17 могут работать только на этаноле, а 70 - на смеси E85 (85% этанола и 15% бензина). Зато абсолютно все могут эффективно работать на бензине с добавлением 10-15% этанола (такая пропорция безопасна для традиционных двигателей).

Уже сейчас автоконструкторы начинают выводить на рынки модели с гибридными двигателями. Гибридный двигатель - это фактически система из двух двигателей - электрического и бензинового, которые работают попеременно или вместе. Пока работает бензиновый двигатель, заряжается аккумулятор.
Отдельно стоит упомянуть о разработках, работающих на водороде, а также об электромоторах.

Автомобили, функционирующие на водородных топливных элементах, приводятся в действие энергией двигателя, в котором происходит химическая реакция между водородом и кислородом. Результатом этой реакции является электричество, которое и запускает двигатель.

Электромоторы. Силовая установка такого типа подразумевает использование мощных аккумуляторов, энергия которых идет на работу двигателя. Зарядка этих батарей в большинстве случаев возможна с помощью обычной розетки. Есть тут и другая сторона медали. При частой подзарядке через розетку батареи довольно быстро приходят в негодность. А утилизация большого количества аккумуляторов связана с огромным ущербом окружающей среды.

Есть и другие менее популярные, но от этого не менее эффективные альтернативы. Например, процесс превращения угля в жидкое топливо для автотранспорта. Эту технологию изобрели немцы еще перед Второй мировой войной. Технология не отличается особой сложностью. Сначала уголь приводят в газообразное состояние, потом горючую смесь газов преобразовывают в жидкие продукты, эквивалентные бензину, дизельному или авиационному топливу. В США заводы по преобразованию угля в жидкое транспортное топливо применяют технологии связывания углерода. Главное ее преимущество в том, что из газа удаляются вредные примеси, такие как сера и ртуть.
Раз речь уже зашла о газах, то сделаем небольшое отступление и в сторону газа, как топлива для автомобилей. Еще в 30-е годы ХIX века был создан двигатель, работающий на газо-воздушной смеси. Однако с изобретением автомобиля предпочтение было отдано бензину. О газе вспомнили лишь в 30-е годы прошлого века. Сначала были газогенераторные двигатели, топливом для которых выступали древесные чурки.

Их сжигали в специальных емкостях, именуемых газогенераторами, при недостатке кислорода - в результате образовывалось большое количество недоокисленных продуктов, которые с успехом могли гореть в цилиндрах двигателя. Газогенераторные установки были довольно громоздкими и тяжелыми. Их масса колебалась от 400 до 600 кг. Розжиг газогенератора занимал 10-14 минут, расход древесных чурок равнялся около 53 кг/100 км пути, а запас хода - 60-70 км. Поэтому немедленно развернулись работы над газобаллонными автомобилями. Первым в этом деле выступил Советский Союз.

В конце 30-х годов с конвейеров советских автозаводов начали сходить газобаллонные грузовики ЗИС-30 и ГАЗ-44, в двигателях которых применялся газ, вырабатываемый не газогенераторами, а подаваемый из баллонов. А в западных странах об использовании газа всерьез задумались после нефтяного кризиса середины 70-ых годов.
Из экстраординарных способов получения топлива можно отметить старания японцев.



Японцы изобрели автомобиль, который можно заправлять водой

Как Вам заправлять двигатель автомобиля водой? Разработчики из японской Genepax заявили, что в двигателе такой модели вода расщепляется на водород и кислород. Вследствие чего автомобиль работает на водороде, по принципу описанному чуть выше. Подробных деталей этого процесса никто, однако, так и не представил.
Сегодня уже существуют сотни разновидностей топлива. Правда стоит заметить, что большинство из них используются единично и относятся больше к эксклюзивам, и вряд ли когда-либо станут массовыми

Двигалось в датах все, даже какие-то мелочи, изобретения, видимо и до сих пор не исправлено раз появляются такие разногласия в датах.