План конспект письмо буквы ь. Строчные буквы ь и ъ. I. Организационный момент

Класс: 1

Цели урока:

  1. Познакомить с буквой «ъ», её ролью в словах.
  2. Развивать фонематический слух, речь.
  3. Воспитывать любовь к родному языку, к произведениям устного народного творчества.

Ход урока

I. Организационный момент.

Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительная беседа.

Какие дети учатся в нашем классе?

(На доске буквы а, б, в, д, з, к, л, с, т, у, ч. Учитель показывает на букву, дети называют слова на эту букву.)

А – аккуратные.
Б – бодрые.
В – весёлые.
Д – добрые.
З – здоровые.
К – красивые.
Л – любознательные.
С – сильные.
Т – трудолюбивые.
У – умные.
Ч – честные.

Давайте покажем гостям, что мы действительно такие: и аккуратные, и трудолюбивые, и умные.

В народе говорят: «Ум точить – пословицы и поговорки учить», а ещё говорят «Пословица – всем углам помощница». Сегодня пословицы и поговорки помогут вам понять, чем же мы будем заниматься на уроке. А урок наш состоит из трёх частей. Но все по порядку. Потому, что «Терпенье и труд всё перетрут».

2. Повторение.

- «Повторенье – мать ученья» так называется первая часть урока.

Объясните смысл этой пословицы. (Повторяем пройденный материал, чтобы не растерять свои знания, а закрепить их.)

1) Индивидуально.

Давайте вернёмся к буквам, с помощью которых вы называли слова, характеризующие детей нашего класса. Вспомните эти слова, как они называются? (Признаки.) (Ответивший получает карточку.)

На какие вопросы отвечают слова – признаки? (Ответившему – карточку.)

На какой вопрос отвечают слова – признаки ж. р.? м. р.? с. р.? мн. ч.? (Ответившему – карточку.)

На какой вопрос отвечают слова – предметы? (Ответившему – карточку.)

В чем разница между предметами, отвечающими на вопрос кто? и что? (Ответившему – карточку.)

С «познавательной минуткой» работает...

2) Фронтально.

Всем остальным предлагаю показать свои знания по пройденному материалу, ответив на вопросы теста. (Слайды 1-18)

3) Проверка индивидуальной работы (частично: какую тему повторяли, правила по этой теме).

Мы повторили все, что необходимо для дальнейшей работы и можем отдохнуть, недаром говорят «Сделал дело – гуляй смело».

Физкультурная минутка «Лечебные звуки».

В нашем языке есть буквы, звуки которых помогают нам сохранить здоровье. О некоторых я вам расскажу. Покажите букву В. (Дети показывают). Оказывается, если долго произносить звук [в], можно избавиться от насморка. Покажите Ж, если долго произносить звук – от кашля. Р – снимает усталость. С – помогает расслабиться.

III. Новый материал.

1. Вступительная беседа.

Переходим ко второй части нашего урока. Прочитайте её название. («Без ученья нет уменья».)

Объясните смысл поговорки. (Мы всегда должны чему-то учиться, чтобы что-то уметь.)

Сейчас мы учимся грамоте. Урок так и называется «Обучение грамоте». Все ли буквы мы изучили? (Нет.)

С какой буквой познакомимся сегодня узнаете, если правильно расшифруете запись (читаем слова по первым буквам). (Слайд 19)

Назовите тему урока. (ъ) (Слайд 20)

Сегодня мы познакомимся с буквой «ъ». Узнаем в каких случаях пишется эта буква в словах.

2. Знакомство с буквой.

Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам.
Его учить придётся вам:
Хотите – не хотите
Стоит он в алфавите!

Это буква «ъ» (показать на плакате).

На что похож ъ? (Ответы детей.)

  • Въезд.
  • Подъезд.
  • Отъезд.
  • Объезд.

Прочитайте слова.

Как называются эти слова? (Однокоренные.)

Докажите. (Общее значение и одинаковый корень.)

Какой корень?

Как называется часть слова перед корнем? (Приставка.)

Назовите приставку в 1-ом слове; во 2-ом; в 3-ем; в 4-ом.

Сделайте вывод почему «ъ» называется разделительным? (Разделяет приставку и корень.)

Но! На слайде появляется 2-ой столбик слов:

  • Выезд.
  • Переезд.
  • Проезд.
  • Приезд.

Прочитайте слова. Можно ли назвать их родственными с первым столбиком слов?

Назовите корень.

Есть ли приставки? Какие?

Что же получается: есть приставка, есть корень, а «ъ» нет? Проблема?

Чтобы её решить, сравните приставки первого и второго столбика. Что заметили?

Сделайте вывод.

Послушайте, что рассказал о себе «ъ». (Слайд 24)

Это же правило есть в учебнике. Найдите. Оно не закончено. Закончите. (Дети раскрашивают «звуковичка» в синий цвет.)

Найдите в учебнике и прочитайте слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Ё.

Слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Я.

Слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Е.

Есть ли слова с корнем, начинающимся на букву Ю?

Это будет вашим домашним заданием: подумать вместе с родителями встречаются ли в русском языке такие слова.

Давайте вернёмся к названию этой части урока (учитель показывает на название второй части урока, которое написано на доске). Попробуйте объяснить поговорку, применив её к теме нашего урока. (Не узнали бы букву «ъ», не умели бы писать с ней слова.)

Верно говорят «Грамоте учиться всегда пригодиться».

Физкультурная минутка для глаз.

IV. Закрепление.

Переходим к третьей части урока. Прочитайте её название. («Уменье – везде найдёт примененье».)

Объясните смысл пословицы.

1. Работа со скороговоркой.

На доске:

У пригорка Егорка
Об.егорил волка. (Написана на доске).

Прочитайте. Какая буква пропущена? Почему?

Почему слово Егорка с заглавной буквы написано?

Какое незнакомое слово увидели?

Предположите, что оно означает?

Давайте проверим предположения. («Познавательные минутки» – ученик рассказывает.)

Что такое «объегорить»?

Во время крепостного права (крепостное право – это период истории, когда помещик, владевший землей, также имел в собственности крестьян, проживавших на этой земле – так называемых «крепостных», которыми мог распоряжаться по собственному усмотрению: наказывать, продавать, покупать, менять на что-либо, крепостной крестьянин под страхом наказания не мог никуда уехать или уйти от своего помещика) был один день в году, когда крепостной мог перейти от одного помещика к другому. Это был день Юрия (Егория). Переманивая к себе крепостных, помещики обещали им всякие блага, а потом нарушали свои обещания. Обмануть лживыми обещаниями и значит «объегорить».

Читаем медленно и четко. Затем быстрее, увеличиваем темп. (Спросить отдельных учеников.)

2. Самостоятельная работа.

Давайте посмотрим, как вы поняли для чего в словах нужен «ъ». Положите перед собой карточки со стихотворением (у каждого ребёнка).

Все кругом объято страхом.
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.

В сверхъестественной тревоге
Все зверье уносит ноги
Даже несъедобный ежик
Съежился от страха тоже.

Разъяренный людоед
Мигом съел мешок конфет.
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей.

Но совсем не ест людей.
И не трогает животных.

(С. Бондаренко)

Прочитайте стихотворение. Найдите слова с разделительным «ъ». Письменно объясните, почему написан ъ. Как будете действовать? (Выделяем приставку, подчеркиваем согласную, на которую заканчивается приставка и подчеркиваем первую букву корня.)

Проверка с разбором значений слов.

Выразительное чтение стихотворения.

Какое вызывает настроение?

Можно ли назвать стихотворение шуточным?

3. Лингвистическая разминка.

На доске таблички со словами. Найти и прочитать слово, о котором я говорю:

  1. Взлохмаченный. (Взъерошенный.)
  2. Величина для измерения вместимости чего-либо. (Объём.)
  3. Удалился на каком-либо транспорте. (Отъехал.)
  4. Путь снизу вверх. (Подъём.)
  5. Продукты, которые можно есть. (Съедобные.)
  6. Процесс изготовления фильма, передачи. (Съёмка.)
  7. Передвигаясь на чем-либо, спуститься вниз. (Съехать.)
  8. Извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-нибудь. (Объявление.)
  9. Кран, который поднимает различные грузы. (Подъёмный.)
  10. Переднее стекло оптического прибора, например фотоаппарата. (Объектив.)

Что общего у этих слов?

V. Домашнее задание.

Дома вы вернётесь к стихотворению Г. Сапгира. Научитесь его выразительно читать и объясните, почему оно называется «Шутка».

VI. Итог.

С какой буквой познакомились?

В чем ее особенность?

Когда пишется «ъ»?

Какая ещё буква служит для того, чтобы отделить согласную от гласной? («ъ»)

Завтра на уроке мы будем учиться отличать слова с разделительным «ъ» от слов с разделительным «ь».

Кому показалась сегодняшняя тема трудной?

Нам сегодня помогали пословицы и поговорки. Это не случайно. Скоро мы заканчиваем изучать Азбуку и на одном из первых уроков по чтению мы будем говорить об устном народном творчестве. Я надеюсь, что некоторые пословицы вы запомнили и будете употреблять в речи, так как они делают речь яркой, красивой, точной.

А сейчас «Делу время, а потехе час». Урок окончен.

Предмет: Обучение грамоте (письмо)

Класс: 1 класс

Учебная тема: Письмо буквы ь

Дидактическая цель

Сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно – двигательный образ письменной буквы ь

Планируемые результаты

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

Ресурсы:

- основные Н.Г. Агаркова, Ю. Агарков «Азбука» тетрадь по письму №2.

Н.М.Лврова «Азбука» Пишу и проверяю себя. тетрадь №1.

- дополнительные

Презентация к уроку «Письмо строчной буквы ь»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Средняя общеобразовательная школа№8

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

Тема урока: Письмо буквы ь.

Учитель: Симонова Елена Викторовна

Конаково

2011г.

Предмет: Обучение грамоте (письмо)

Класс: 1 класс

Учебная тема: Письмо буквы ь

Дидактическая цель

Сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно – двигательный образ письменной буквы ь

Планируемые результаты

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

Уметь (Познавательные УУД).

Ресурсы:

Основные Н.Г. Агаркова, Ю. Агарков «Азбука» тетрадь по письму №2.

Н.М.Лврова «Азбука» Пишу и проверяю себя. тетрадь №1.

Дополнительные

Презентация к уроку «Письмо строчной буквы ь»

Электронные физкультминутки: «Морская зарядка», «Дискотека для зверят» Лыхиной Е.А. МОУ СОШ с. Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области (источник: http://mail.povary.ru/ )

Технологическая карта изучения темы «Письмо буквы ь»

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Установить тематические рамки;

Уточнить тип урока;

Наметить шаги учебной деятельности.

Организует проговаривание правил поведения на уроке

Организует проговаривание девиза урока.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока.

.

1. Проговаривание стихотворения:

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Для чего нам нужно выполнять эти правила?

2. Слайд. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

3. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД )

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД )

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Рисование узора-бордюра.

Цели:

Организовать актуализации умений различать звуки, буквы.

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

Определить средства;

Уточнить следующий шаг учебной деятельности

Вспомним, чему мы учились на прошлом уроке.

Отройте пропись на следующей странице и назовите тему урока.

Какие цели поставим к нашему уроку?

Какие знаки помогли нам поставить цели урока?

Тема урока: письмо буквы ь

Цели урока:

Научиться писать букву ь

Научиться соединять букву ь с другими буквами

Работать с заданиями Раскраскина

Учащиеся выполняют узор.

1. Страница 21 «Азбука» тетрадь по письму№2. Рассматривание страницы.

.

Учащиеся выполняют узор.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоска в форме полуовала; полоска в форме прямой линии с четвертным овалом.)

– Отгадайте загадку:

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.

(Мышь.)

– Раскрасьте мышонка в узоре.

Коммуникативные УУД )

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные

УУД).

III. Формирование зрительного образа буквы « ь » в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу двух форм букв « ь »: малой печатной и строчной письменной.

Индивидуальные конверты помимо шаблона № 48, необходимого для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 42, № 40 (или № 41) и № 35 для дифференцирования размера и формы элементов.

Чем похожи и чем отличаются буквы?

Дети конструируют из конструктора букву ь

(работа в парах)

Рассматривание элементов буквы на интерактивной доске

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы « ь ».

– Задайте вопросы к буквам.

Перед вами конверты с элементами букв. найдите нужные вам элементы и сконструируйте ее на парте. Проверьте правильность выполнения задания у своего соседа.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

Покажите мне вашу готовность работать дальше

Назовите элементы, из которых состоит буква « ь ». (Полоска в форме прямой с четвертным овалом.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и зажгите огоньки рядом с теми элементами, которые нам пригодятся

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД )

IV. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ письменной буквы « ь »;

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 21).

Имитация учащимися начертания буквы « ь » по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)

Слайд

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой.

Вот так:

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

А. Шибаев

Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания буквы « ь » на доске мелом.

Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1). Не дойдя немного до нижней линейки, пишем полуовальную линию вправо, коснувшись ее (2). Поднимаем полуовальную линию вверх (3), закругляем влево, коснувшись середины строки (4), опускаем вниз и «закрываем» овал на прямой (5).

Сверху вниз (1), вправо (2), вверх (3), влево (4), вниз (5).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания буквы « ь » под счет.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД )

VI. Письмо учащимися в тетради.

Под руководством учителя рассматривается правильная посадка при письме

Дети принимают правильную позу при письме и в течении урока стараются придерживаться правильной посадки

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и буквы « ь » по алгоритму.

2. Упражнение в письме верхнего соединения: нь, рь, ль.

Письмо букв самостоятельно, оценивание своей работы (подчеркнуть самую красивую букву) .

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД ).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов по образцу.

У ».)

Выполняют задание, проговаривая новые предложения, составляют индивидуальные схемы.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?

– Где живет олень?

– Проанализируйте схему текста. Сколько в нем предложений?

– Составьте рассказ по данной схеме, используя иллюстрацию.

– Прочитайте первую пару слов: «ель» и «моль» .

– Проанализируйте каждое слово и составьте звукобуквенные схемы.

– Проанализируйте виды соединений и запишите слова по образцу.

Аналогично учащиеся составляют звукобуквенные схемы с другой парой слов.

– Прочитайте предложение. Сколько в нем слов?

– Составьте схему этого предложения.

– Назовите слово-помощник. (« У ».)

– Проанализируйте все слова предложения и выполните письмо по образцу.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД ).

Уметь с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД

Моделирование

(составление моделей слов -

Познавательные УУД)

Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы записал Почемучка?

– Сравните буквы И – Й

И » в заглавную букву « Й ».

– Сравните буквы ь – ы . Чем они похожи? Чем отличаются?

– Переконструируйте букву « ь » в букву « ы.

– Сравните буквы е – ё . Чем они похожи? Чем отличаются?

– Переконструируйте строчную букву « е » в строчную букву « ё ».

– Сравните буквы Е – Ё . Чем они похожи? Чем отличаются?

– Переконструируйте заглавную букву « Ё » в заглавную букву « Е ».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

выбор оснований и критериев для сравнения;

построение логической цепи рассуждений (Познавательные УУД)

Самостоятельная работа

Проверочные работы стр.17

Прочитай задание №1. Отметь трудности письма.

Нельма, омуль, налим –

В нужные клетки модели вписать букву Р.

Ельня, Елань –

Взаимопроверка.

Списать одно предложение в тетрадь. Разделить слова на слоги, поставить знак ударения.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Советская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

Тема урока: Письмо буквы ь.

Учитель: Пушило Евгения Николаевна

п. Комсомольский, 2014г.

Предмет: Обучение грамоте (письмо)

Класс: 1 класс

Учебная тема: Письмо буквы ь

Дидактическая цель

Планируемые результаты

Метапредметные:

Уметь ( Регулятивные УУД).

Уметь Коммуникативные УУД).

Уметь . (Познавательные УУД).

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

Сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно – двигательный образ письменной буквы ь

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом прописи; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ( Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя пропись, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке . (Познавательные УУД).

Основные понятия

«Строчная буква», « соединения букв»

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Н.Г. Агаркова, Ю. Агарков «Азбука» тетрадь по письму №2.

Презентация к уроку «Письмо строчной буквы ь»

Электронные физкультминутки:

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа


Технологическая карта изучения темы «Письмо буквы ь»

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I . Мотивация к учебной деятельности

Задачи:

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Установить тип урока и тематические рамки;

Наметить шаги учебной деятельности.

Организует проговаривание правил поведения на уроке

1 .Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать будем старательно,

Слушать будем внимательно.

На уроке мы сидим,

Не шумим, не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД )

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД )

II . Актуализация опорных знаний

Задачи:

организовать актуализации умений различать звуки, буквы.

Задачи:

- организовать прогнозирование ожидаемого результата;

- организовать составление совместного плана действий;

Определить средства;

Уточнить следующий шаг учебной деятельности

Вспомним, чему мы учились на уроке чтения. Отгадайте загадку:

У него на голове
Ветки. Даже сразу две.
Говорят: Всего два рога,
Да зато отростков много.
Как он носит этот груз,
Я сказать Вам не берусь.
Их носить ему не лень,
Потому, что он…

Посмотрите на это слово, написанное печатными буквами. Прочитайте его. Сможете ли вы написать его, но письменными буквами? Какая буква вызывает у вас затруднение? Как вы думаете, какова тема урока письма?

Отройте пропись на странице 21 и проверим наше предположение.

Что мы должны научиться делать на уроке, чтобы справится с этим заданием?

Для чего нам надо уметь писать эту букву?

Изучали букву ь, читали слова с этой буквой.

Слайд 1

(Олень)

Нет, т.к. мы не умеем писать мягкий знак.

Слайд 2

Тема нашего урока: письмо буквы ь.

Открывают пропись. Слайд 3

Прогнозируемый результат урока (план):

Научиться писать букву ь.

Научиться соединять букву ь с другими буквами (писать слоги и слова).

Продолжать учиться писать предложения.

Работать с заданиями Почемучки.

Составлять текст к данной схеме.

Находить букву и ее элементы в орнаменте.

Чтобы писать слова правильно и красиво.

Коммуникативные УУД )

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные

УУД).

III . Формирование зрительного образа буквы « ь » в памяти учащихся.

Групповая работа

Учитель демонстрирует таблицу двух форм букв « ь »: малой печатной и строчной письменной.

Чем похожи и чем отличаются буквы?

Почему буква ь одна печатная и одна строчная?

Почему квадратная скобка, которая обозначает звуки перечеркнута?

Мягкий знак – хитрый знак,

Не сказать его никак:

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Из каких элементов состоит ь?

Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и заштрихуйте кружочки рядом с теми элементами, которые соответствуют нашей букве.

Перед вами конверты с элементами букв, найдите нужные вам элементы и сконструируйте ее на парте. Проверьте правильность выполнения задания у своего соседа.

Шаблон № 48, необходим для конструирования этой буквы. Проверьте правильность выполнения задания с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

Слайд 4

Похожи, но письменная буква пишется под наклоном, элементы плавные.

Т. к. нет слов, начинающихся на ь.

Этого звука нет, но эта буква смягчает предшествующий согласный звук.

Слайд 5

Из одного (Полоска в форме прямой с четвертным овалом.)

Заштриховывают один элемент

Дети конструируют из конструктора букву ь

(работа в парах)

Проверяют правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД )

IV . Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

Задачи:

сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ письменной буквы « ь »;

Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания буквы « ь » на доске мелом.

Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1). Не дойдя немного до нижней линейки, пишем полуовальную линию вправо, коснувшись ее (2). Поднимаем полуовальную линию вверх (3), закругляем влево, коснувшись середины строки (4), опускаем вниз и «закрываем» овал на прямой (5).

Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания буквы « ь » под счет.

Посмотрим, как писать эту букву под счет

( Интерактивная презентация написания буквы ь).

Повторите последовательность написания буквы.

Имитация учащимися начертания буквы « ь » по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой.

Вот так:

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

А. Шибаев

Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 21).

Слайд 6

Обводят в воздухе букву.

Сверху вниз (1), вправо (2), вверх (3), влево (4), вниз (5).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД )

VI. Письмо букв, слогов, слов и предложения учащимися в тетради.

Физминутка для пальчиков

Чтоб красиво нам писать

Надо пальчики размять

1,2,3, 4,5

Мы начнем сейчас писать.

Какими критериями будем пользоваться при письме?

Наклон

Аккуратность

Правильность

Под руководством учителя осуществляется правильная посадка при письме

Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

Пишем первую строчку, мягкий знак и мягкий знак с соединением

Прочитаем вторую строчку. Что здесь написано? Какое соединение используется?

Подчеркнем самую красивую букву, слог по всем трем критериям.

Прочитаем третью и четвертую строчку нашей прописи. В каком месте слова находится буква ь? Виды соединений, используемые в словах.

Сколько слогов в словах лень и олень и почему?

Прописываем слова по образцу.

Давайте немножко отдохнем Музыкальная физминутка

Продолжаем нашу работу. Прочитайте пятую строчку, что здесь записано? Как вы догадались?

Как пишутся слова в предложении?

Запишите предложение по образцу.

Отметьте на каждой строчке самое красивое слово, которое у вас получилось

Выполняют физминутку за учителем.

Слайд 7

НАП

Дети повторяют слова и принимают правильную позу при письме и в течении урока стараются придерживаться правильной посадки

1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и буквы « ь » по алгоритму.

Слоги нь, рь, ль. Верхнее соединение.

2. Упражнение в письме верхнего соединения: нь, рь, ль.

Письмо букв самостоятельно, оценивание своей работы (подчеркнуть самую красивую букву, слог по всем трем критериям) .

Читают слова ель, моль, лень, олень.

В конце слова. «Е» - «л» - нижнее, «л» - «ь» верхнее.

«М» - «о», «о»- «л» - нижнее,«л» - «ь».

В слове лень – все верхние; в слове олень лишь «о» с «л» нижнее, остальные верхние.

В слове лень – один слог, т.к. 1 гласная буква, в слове олень 2, 2 гласных букв

3. Письмо слов с «ь» знаком в конце.

Выполнение движений физминутки.

У ели олень. Это предложение. Первое слово написано с большой буквы, в конце стоит точка.

Слова в предложении пишутся раздельно

4. Письмо предложения по образцу.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД ).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

VII. Выполнение речеязыкового задания.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Составьте схему предложения, которое мы записали.

Прочитайте предложение. Сколько в нем слов?

Назовите слово-помощник. Где оно находится? Как обозначаем? Второе слово ели. Ель – какой вопрос задаем? Это слово название…?

Олень, вопрос?

Составьте схему этого предложения самостоятельно в технологической карте.

Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?

Где живет олень?

Проанализируйте схему текста. Сколько в нем предложений?

Составьте рассказ по данной схеме в технологической карте. Слово олень у вас записано печатными буквами, спишите заголовок текста письменными буквами в технологической карте.

Выполняют задание, проговаривая новые предложения, составляют индивидуальные схемы.

Три.

У ».) В начале предложения. Серый треугольник

Что? Слово-название предмета. Розовый прямоугольник

Кто? Слово-название предмета. Розовый прямоугольник

Олень

Три и загаловок.

Слайд 8

Списывают с печатного.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД ).

Уметь с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД

Моделирование

(составление моделей слов -

Познавательные УУД)

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.

Какие буквы записал Почемучка?

Сравните буквы И – Й

И » в заглавную букву « Й ».

Сравните буквы ь – ы . Чем они похожи? Чем отличаются?

Переконструируйте букву « ь » в букву « ы.

Сравните буквы е – ё . Чем они похожи? Чем отличаются?

Переконструируйте строчную букву « е » в строчную букву « ё ».

Сравните буквы Е – Ё . Чем они похожи? Чем отличаются?

Переконструируйте заглавную букву « Ё » в заглавную букву « Е ».

Выполняют задание по переконструированию.

Одинаковы, только сверху у Й плавная линия

Отличаются одним элементом, у ы – наклонная прямая палочка с закруглением снизу

Одинаковы, у е нет точек.

Одинаковы, у Е нет точек.

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

выбор оснований и критериев для сравнения;

построение логической цепи рассуждений (Познавательные УУД)

IX .Выполнение узора - бордюра

Отгадайте загадку:

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.

(Мышь.)

Раскрасьте мышонка в узоре.

Почему к нам сегодня прибежала мышь, ребята?

Учащиеся выполняют узор.

Раскрашивают мышонка

В ее начертании спряталась буква «ь» и при письме этой буквы тоже используется ь.

Подведем итоги. Какова тема нашего урока? Посмотрите на критерии, которыми мы пользовались при письме

Наклон

Аккуратность

Правильность

Найдите три кружочка в ваших технологических картах, (НАП) по каждому критерию мы будем оценивать следующие пункты:

- Письмо буквы ь.

- Написание слогов и слов с ь.

Поднимите руки те, у кого не получается писать ь и слова с ь под наклоном, кому еще надо поработать над этим? Нарисуйте смайлику опущенные губы.

А теперь те, у кого, получилось писать под наклоном ь и слова с ним? Рисуйте в первом кружочке улыбку своему смайлику.

Поднимите руки те, кому сегодня трудно было писать аккуратно ь и слова с ь? Нарисуйте смайлику опущенные губы.

А теперь поднимите руки те, кто писал слова с ь и букву аккуратно. Смело ставьте улыбку второму смайлику.

Последний критерий – правильность написания. Кому еще не совсем удается правильно писать ь знак и слова с ним? Рисуем третьему смайлику грустную улыбку.

Ну, а кто написал правильно и слова с ь и сам ь, поднимите руку и нарисуйте улыбочку.

Ребята, скажите, получилось ли у нас списать слово олень с печатного текста? Сдаем технологические карты и прописи

Слайд 9.

Письмо ь.

Рисуем губы у смайлика

Н А П

Да.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

X .Самоанализ и рефлексия

Тема урока: Письмо буквы « ь »

Цели: закреплять в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ письменной буквы «ь »; учить изменять слова, анализировать слова, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавкого, нижнего); развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Чтение стихотворения

Буква р перевернулась Ь знаком обернулась (показ слайда)

Письмо Буквы « Ь» знак

Учитель читает стихотворение:

 Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится,

Почему у дома «угол»

Превратился сразу в «уголь»

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

– Какую букву нужно добавить, чтобы «угол» превратился в «уголь»? (Мягкий знак.) слайд 1

– Сегодня на уроке будем учиться писать слова с мягким знаком.

Что вы знаете о ь знаке.(слайд 2)

Мягкий знак- хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, но в слово часто просится. Мягкий знак мы видим, но не слышим, т.к.звука не имеет.

Так что же у мягкого знака нет никаких ценностей?

(«Ь» знак указатель мягкости согласного звука) (слайд 3)

И сегодня мы еще раз будем писать ь знак, но прежде подготовим пальчики к письму

4.Работа в прописях

Подготовка пальчиков к письму

Физминутка

ПРОГУЛКА

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, на первую строчку большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу. На вторую строчку по столу двигаются указательные. На третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопок обоими кулачками по поверхности стола.

1.Посмотрите элементы каких букв здесь затерялись?

В а.и.м л я ы о а д в б (обводят каждый элемент)

2.Запись ь знака с показом на доске.(слайд 4.)

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой.

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.(письмо в прописях)

Ребята про какую рыбу мы читали на уроке чтения?

Что вы знаете про карася?

Это рыба обитает в реках она пресноводная. Показ иллюстрации рыбы

Эта рыба обитает и в реках Краснодарского края (Карточка на доске)

Разбор слова (сколько слогов, сколько букв, составляем схему, определяем сколько звуков.

Вывод Почему букв 6 , звуков 5 ? Письмо слова карась с показом на доске.

На какой вопрос отвечает слово карась. К какой группе мы отнесем это слово (одушевленный предмет)

Скажите а какая это рыба? Окунь расскажите об этой рыбе

А кто такие рыбы? Это животные, тело у которых покрыто чешуйками

Разбор предложения и запись в тетрадь самостоятельно

5.Работа с дифференцированным текстом –

Ветер дул, дул все словечки он раздул

Работа с предложением

Коньки, у, Коли. Разбор и составление предложения. Запись в тетрадь с комментированием каким видом спорта занимается Коля.

Это зимний вид спорта Какое событие будет в феврале в нашем крае?

Физминутка

6.Работа с одушевленными и неодушевленными предметами. _

Игра кто? и что? (показ слайдов

Работа в тетрадях. Запись слов с предварительным объяснением

5. Закрепление материала

Запись под диктовку

Спит или купается,

Все не разувается:

День и ночь на ножках,

Красные сапожки.

Красные сапожки.

(Гусь – .)

 Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось – .)

IV. Фронтальная работа.

Самостоятельная работа по карточкам (дифференцированная по уровням)

V. Итог урока. Слайд 6