Федор конюхов умер. Переход с российским экипажем на яхте «Алые Паруса», по маршруту Англия – Канарские о-ва – о. Барбадос – о. Антигуа – Англия

«Сын за отца отвечает!»

Старший сын Федора КОНЮХОВА рассказал «МВ» о том, почему, преклоняясь перед отцом, все же не пошел по его стопам.

Оскар Конюхов с первого взгляда производит впечатление человека, который просыпается с морскими брызгами на душе. В нем нетрудно угадать опытного яхтсмена, даже если не знать, что он сын легендарного Федора Конюхова – знаменитого путешественника, художника и потомственного священника, совершившего четыре кругосветки и дважды покорившего Эверест, не говоря уже о сложнейшних переходах по снежным пустяным и дрейфующим льдам. Дети великих часто переживают, что живут в тени своих родителей. Оскар даже не задумывается об этом. И не пытается подражать отцу. Только помогает ему по мере возможностей и сил, которых порой требуется немерено. Причем и физических и моральных. К примеру, когда нужно доставить два десятка собак куда-нибудь в Гренландию…

Оскар предложил встретиться в творческой мастерской отца на Павелецкой. Никогда бы не подумала, что у Федора есть такое уютное убежище в самом центре Москвы. Второй этаж напоминает просторную каюту. Заходишь, и кажется, что с минуты на минуту отправишься в морское путешествие. Сразу представляется харизматичный кок, предвкушаешь аппетитные запахи с кухни…

А на первом этаже находится мастерская Федора и исторический музей. Федор собрал любопытные артефакты с достоверной информацией о том, где, когда и кем был найдет каждый из них, и какому кораблю мог принадлежать. Оказалось, что часть одной из мемориальных стен выложена кирпичами Храма Святителя Николая Чудотворца (Мокрого) XVI века, разрушенного еще в 1930-е… А рядышком с мастерской Федор построил маленькую часовню, опоясанную морской якорной цепью – в память о погибших путешественниках. Причем построил на собственные средства, полученные от продажи своих картин – всего за четыре месяца!

Часовня освящена во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и приписана к Высоко-Петровскому монастырю. Стены из красного кирпича, купол из дерева, покрытого жестью. В качестве окошек восемь настоящих корабельных иллюминаторов, а на фасаде таблички с именами Георгия Седова, Наоми Уемура, Юрия Подрядчикова, Питера Блейка…

– Оскар, вас ведь, наверное, тоже можно назвать настоящим путешественником, учитывая как часто вы бороздите моря-океаны, пусть и не в одиночку как ваш отец?

– Как раз напротив – я себя путешественником точно не считаю. Знаете, сейчас все кругом стали путешественниками. Все рассказывают о своих поездках, делают фотоотчеты, ведут блоги, и это здорово. Но все же то, чем занимается Федор, это совсем другое. Он ищет себя, изучает себя в разных стихиях, остается наедине с Вселенной, с Богом. Я всегда понимал, что мне нет смысла ему подражать, потому что я точно не смогу выдержать все то, что выдерживает он. Я бы просто не смог вот так странствовать всю жизнь. Я человек земной, достаточно прагматичный, и образование у меня соответствующее – экономическое. К тому же я вижу свое предназначение в том, чтобы помогать отцу, страховать его. Быть в любую минуту наготове, если понадобиться помощь. А ситуации бывают настолько тупиковые и сложные, что никто кроме сына не сможет ему помочь.

– Вы называете своего отца Федором – почему?

– Очень люблю его и восхищаюсь им. Всю жизнь пытаюсь его понять, разгадать, хотя знаю, что это невозможно. Но от этого становится еще интересней!

– Дети известных людей часто переживают, что никогда не достигнут высот своих родителей. А вы?

– Я – нет! – смеется Оскар. – Моя задача обеспечивать отца прогнозами погоды и следить, чтобы у него все было в порядке. А то ведь после первого старта перехода через Тихий океан от Чили до Австралии на весельной лодке у Федора возникли проблемы которые он сам в океане решить не мог – испортились аккумуляторы солнечных батарей. И мы своими силами возвращали лодку в порт: пришлось полностью менять всю систему энергообеспечения на борту.

– Вы уже, наверное, привыкли к опасным проектам Федора, чувство страха за него притупилось?

– К этому невозможно привыкнуть. Каждый раз когда отец отправляется в очередное путешествие мы – я имею в иду всю нашу семью – не находим себе места. Страх за него у нас есть всегда, потому что опасностей на самом деле много – это и большие корабли, и акулы. Мы конечно не думаем, что эти акулы выпрыгнут из воды и откусит поллодки, но в любом случае, даже одно нахождение этих хищников рядом, да еще в таком огромном количестве, пугает – особенно во Французской Полинезии и при подходах к Австралии. Один путешественник писал, что акула сопровождала его в течении двух месяцев, хотя однажды он все-таки решился искупаться, когда она ненадолго оставила его в покое. А Федор говорит, что не рискует опускаться в воду и все время пристегнут. Потому что несмотря на то, что дрейфующая весельная лодка движется относительно не быстро, все равно есть ветер и течение, и, находясь за бортом, не так-то просто ее догнать. Я иногда даже просыпаюсь по ночам: все думаю, как он там? Совсем один, на маленькой лодочке, посреди океана!

– А правда, как? В голове не укладывается, как можно плыть по таким огромным волнам на весельной лодке, пусть даже оборудованной по последнему слову техники! Кстати, правда, что лодка Федора не может перевернуться?

– Еще как может, потому что у нее нет киля. Просто лодка «Тургояк» спроектирована таким образом, что она в любом случае должна вернуться в исходное положение. Однако переворот лодки в океане это в любом случае ЧП, потому что могут быть повреждены приборы, могут выпасть из своих гнезд аккумуляторы солнечных батарей – каждый весом 30 кг, а всего их три. И представьте, если эти девяносто килограммов веса начнут свободно летать в пространстве – они могут сломать переборки и повредить лодку. Поэтому Федору надо всеми силами стараться не допускать переворотов. Любая волна больше двух метров – это уже серьезное испытание для такой маленькой лодки и гребца.

Федор рассказывал, что было, когда поднялись волны 4-5 метров, с таким мощными гребнями, что они накрывали лодку полностью, хотя по идее она настолько легкая, что должна была все время выплывать на поверхность. Она сделана из углеволокна и будучи пустой весит всего 250 кг! Так что даже если там запас продуктов на 200 дней – а продукты все сухие, сублимированные – то это все равно небольшой добавочный вес. Максимум еще 200 кг. Однако в реальных условиях шторма англичане, которые делали эту лодку, испытать ее, естественно, не могли, потому что в такую погоду никто в море не выходит. Но как сказал Федор, после того, как пересек экватор своего пути, все что могло поломаться уже поломалось, а то что выдержало будет работать и дальше.

Я с огромным интересом читала выдержку из телефонного разговора Федора, когда он рассказывал, что у него происходит. В тот момент он был ровно на середине пути: «Когда появится следующий тропический шторм, в каком направлении он будет двигаться, где в тот момент будет находиться лодка «Тургояк» – вот какие вопросы меня постоянно беспокоят. Фактически до 180 градуса западной долготы я буду находиться в зоне штормов и циклонов. Надеюсь, что с Божьей помощью я смогу пройти и вторую часть Тихого океана». К счастью, когда Федор все это рассказывал, его лодка мирно скользила по абсолютно гладкой поверхности океана: «Температура воздуха стремится к 30 градусам тепла, днем каюта разогревается до состояния сауны, зато ночью приятно находится на палубе, я даже сплю на улице, убрав сиденье. Волны нет, брызг нет, палуба сухая. Над головой миллиарды звезд…»


С чашечкой кофе на гребне волны

– А чем и как Федор питается в таких путешествиях? Ведь это же сколько силищи нужно, чтобы каждый день грести по 16 часов?! Просто на яхте все понятно: там тебе и кухня, и плита, и приготовить можно что угодно. А вот как все это устроено на лодке?

– Мы это тоже предусмотрели, учитывая предыдущий опыт Федора, когда он первый раз шел на весельной лодке через Атлантику 10 лет назад. Тогда место для готовки было устроено на палубе. Там был маленький кокпит, где размещалась газовая горелка, и в хорошую погоду Федор мог что-то себе приготовить. Но в океане всегда есть ветер, волна, сырость. Поэтому горелку вечно заливало, она работала плохо, и в новом проекте мы решили этого избежать. Поэтому оборудовли все в самой каюте, где Федор спит. Сделали там сделали небольшую нишу, где находится та же самая газовая горелка и те же самые примусы, которые берут альпинисты в горы, только слегка модицифированые – снизу прикручивается газовый балончик. Так что Федор может готовить, независимо от дождя и ветра. Главное, чтобы не было волн, иначе довольно опасно что-то варить или даже разогревать. Кроме того лодка может лечь на борт и есть риск вылить на себя все горячее содержимое кострюли или чайника. Поэтому в основном Федор питается как космонавт – энергетическими батончиками. А перед штормом заправляет несколько термосов горячей водой, кофе, горячим шоколадом и, как правило, ему этого хватает на несколько суток.

Представляю как приятно попить кофейку посреди волн!

– Иногда штормит так, что даже из специальных кружек ничего не выпьешь. Да и не до того, если честно. Там думаешь, как бы выжить, как бы лодку не перевернуло. Так что не до кофейка! Хотя у нас есть такие фотографии (правда, не на весельной лодке), когда Федор во время кругосветки на макси-яхте «Алые паруса», длиной 25 метров и шириной семь, попивает кофеек и любуется бушующим океаном. Отец говорил, что очень радовался тогда, что идет в одиночку на такой большой надежной яхте и нет ни малейшей опасности перевернуться.

– А другие-то согревающие средства у Федора с собой имеются?

– Ну наверное, как же без этого, – смеется Оскар. – Но запас их в любом случае ограничен

Молиться в океане

– Расскажите, как все-таки ваш отец пережил тот жуткий первый шторм в нынешнем путешествии из Чили в Австралию, когда его маленькую лодочку едва не перевернуло? Об этом так много говорили в новостях…

– Да как… Молюсь, говорит, все время, чтобы лодка не развалилась, чтобы океан успокоился, отпустил… Каждый борется со стессом по своему. Федор с помощью молитвы. Когда журналисты спрашивали, комфортно ли он чувствует себя в городских условиях, Федор говорил: «В общем-то, комфортно. Но все равно стараюсь побыстрее уйти в путешествие. В городах все заняты делом, а я как бы лишний. Приезжаю, что-то рассказываю, а все работают. А когда я в море, я знаю, что я на своем месте!»

И другим Федор не станет никогда. Хотя был момент, когда он пытался перестать путешествовать – после того как принял священный сан в 2010 году. Он тогда в течении четырех лет практически никуда не ходил. Правда, поднялся второй раз на Эверест в мае 2012-го. Совершил восхождение по Северному хребту (со стороны Тибета) в составе российской команды «7 Вершин» и стал первым священником Русской Православной Церкви, покорившим самую высокую вершину мира. Правда сейчас Федор стал по-другому относится к своим проектам. Он говорил, что раньше воспринимал все что делал как спортсмен, что им двигал какой-то азарт, амбиции, желание кому-то что-то доказать, установить рекорд. Теперь все иначе. Перед путешествием через Тихий океан на весельной лодке он сказал: «Я иду, чтобы двести дней молиться в океане…»


Федор не любит рисковать

– Одно утешает: Федор не любит рисковать, – неожиданно заметил Оскар.

Шутите?!

– Я имею в виду то, что Федор не из тех, кто рискует ради экстрима. Он получает самую детальную информацию о погоде, об особенностях тех мест, в которые отправляется. И каждое свое путешествие, и по морю, и по суше, рассчитывает до мельчайших деталей. А мы постоянно контролируем ситуацию из штаба.

– В голове не укладывается, как при таком образе жизни ваш отец сумел создать такую огромную семью?! У него ведь трое детей и семеро внуков!

— Сами удивляемся, – смеется Оскар.

Арктика-2013

Мы с Оскаром познакомились как раз в тот момент, когда он проводил отца в путешествие от Северного полюса до Гренландии. Федор Конюхов и его напарник – каюр из Карелии Виктор Симонов – задумали совершить первый в мировой практике переход от Полюса до Гренландии на собаках по дрейфующим льдам. Но уже после первого этапа стало ясно, что завершить полный переход через ледовый субконтинент не получится из-за небывалого таяния ледников. В любой момент путешественников вместе с упряжкой могло унести в открытое море…

– В канадской службе спасения нам тогда сразу сказали, что в буран и шторм они не смогут вылететь к Федору, – рассказывал Оскар. – . Считается, что после 8 мая лед становится слишком тонок, и спасательный самолет просто не сможет на него сесть. Смысл их слов был таков: «Мы, конечно, будем вас подстраховывать, но рассчитывайте на себя.» В итоге, несмотря на огромное желание и полную боевую готовность путешественников, было решено перенести второй этап экспедиции на 2014 год. — Опасность была слишком велика, мы просто не имели права рисковать жизнями не только Федора и Виктора, но и тех людей, которые бы отправились им помогать.

Тем не менее Федор и его напарник совершили то, что до сих пор не удавалось никому – прошли 900 км по дрейфующему льду от Полюса до земли! Правда, из-за полученных через спутник прогнозов они высадились на берег раньше, чем предполагалось. И решение оказалось более, чем своевременным: буря, которая обрушилась на северное побережье Канадского архипелага и Гренландии, улеглась только на четвертые сутки. Все это время шел снег и дул свирепый ветер.

Палатку Фёдора и Виктора замело и чуть не снесло. Пришлось перебраться в барак с дырявой крышей. Спутниковая связь работала плохо, но выходить наружу, на высокое открытое место, не было никакого желания. Свернувшихся калачиками собак накрыло огромными сугробами. Но для них это дело привычное – под снегом им тепло и спокойно… Потом в телефонном разговоре Фёдор сказал, что если бы циклон настиг их на дрейфующем льду у внешнего края полыньи, совершенно неизвестно, чем бы все закончилось. Ведь полярную станцию «СП-40» накрыл этот же ураган, и льдину, на которой она стояла, разорвало… Фёдор считает, что им с Виктором помог святой Николай Чудотворец, которому они помолились накануне и который направил их действия в правильное русло.

«Будучи зрелым человеком, я понял, что в мире нет одиночества, – размышляет Федор. – Ведь в океане рядом с тобой плавают киты или дельфины, в небе парят птицы, а на пути к полюсу встречаются медведи и тюлени. А ещё я точно знаю, что рядом всегда присутствует Бог и святые, которым ты молишься. В огромном океане, кроме них, тебе никто не в силах помочь.»

Happy team – веселая упряжка!

– Скажите Оскар, что же в итоге – проект с Гренландией будет продолжен в этом году?

– Да, мы планируем еще более глобальный проект – Полярную кругосветку. И уже сейчас я занимаюсь подготовкой упряжек, потому что в Гренландии лучше использовать гренладских собак.

– Которые понимают местное наречие?

– Которые живут в тех условиях. Идея была какая – на собаках Виктора Симонова Федор и Виктор проходят от Полюса до Канады. Потом, после 46 суток по дрейфующему льду – можете себе представить, какая это колоссальная нагрузка! – те собаки дальше идти уже не смогут, и мы хотим вывезти их обратно в Россию, а Федор и Виктор отправятся дальше на гренландских собаках. Но дело в том, что для местных жителей собаки – это их хлеб, и нельзя просто так прийти в деревню и сказать: «Мы покупаем у вас упряжку.» Потому что, если иннуит продаст свою упряжку, он останется без средств к существованию.

Дело в том, что все заработанные деньги он очень быстро потратит – собаки там стоят не дорого, где-то тысячу долларов. Значит, 10 собак – 10 тысяч долларов, а цены там очень выские У них же все привозное. Поэтому собак должны подтовить заранеее - воспитать из щенков. Соответственно, нужно оплачивать работу человека, который будет заниматься с этими собаками и их питание. Это же все на самом деле миф, что собаки в Гренландии все время едят мясо тюленей и китов. Во-первых эскимос не каждый день добывает тюленя и кита, во-вторых у него еще есть большая семья которую надо кормить. Поэтому собаки питаются сухим кормом, который привозят из Дании, и стоимость у него, соответственно, тройная по сравнению с ценами на континенте. Поэтому это все нужно продумать сейчас, чтобы в нужный момент у нас были две готовых упряжки, в которых должны быть и молодые, и опытные крепкие собаки, причем разных полов, чтобы это были хеппи тим – веселые упряжки!

– Ничего себе, я думала бывает только dream team, а у собак, оказывается, своя ситуация!

Ну да, – улыбается Оскар. – Однако собак мало вырастить и подготовить. Их надо еще доставить отцу в определенное время и в определенное место. А бывает, что сделать это можно только на специальном на самолете, до которого тоже нужно как-то добраться. Иногда для этого самому приходиться пробираться на лодке среди дрейфующих льдов.

Все под контролем

– Могу себе представить, сколько раз вашему отцу требовалась помощь…

– Разные ситуации случались. Например, во время парусной кругосветки в 1998г. Федор попал под удар трех ураганов. Особенно трудно ему было в борьбе с ураганом «Даниел» в районе Бермудских островов. Три дня яхта лежала на борту, и капитану пришлось приложить невероятные усилия, чтобы выпрямить ее. Участники той гонки испытали на себе все – от тропической жары до ветра Антарктики. Лодам пришлось уклоняться от гигантских кораблей и айсбергов, причем отнюдь не всегда удачно. На некоторых судах было до 15 серьезных поломок. Яхта Федора как-то ночью налетела на спящего кита. В результате, изрядно погнулся руль. Потом, на подходе к мысу Горн на борт запрыгнул дельфин, и шкиперу с трудом удалось вытолкнуть симпатягу обратно в море. А у берегов Бразилии Федор еле отбился от современных флибустьеров… Та кругосветка продолжалась 8 месяцев – с сентября 1998 г. по май 1999 г.. Путешественники преодолели 27 тысяч морских миль (50 тысяч км). А маршрут был такой: американский порт Чарлстон – Кейптаун (ЮАР) – Окленд (Новая Зеландия) – Пунта-дель-Эсте (Уругвай) – Чарлстон. И во все эти пункты Оскар прилетал вместе с матерью для моральной поддержки Федора и для того, чтобы помочь ему устранить технические неполадки яхты.

– Оскар, а как ваш отец восстанавливается после таких долгих и сложных путешествий?

– Он говорит, что только молитвой. Даже в интервью признавался: «Я не тренируюсь, и в спортзалах вы меня не увидите. Я не знаю, как тренироваться. Если бы кто научил… Но меня научили молитве.»

И ведь, что самое интересное, сил у Федора хватает с избытком. Он даже философствовал на эту тему: «В 1492 году Колумб прошел от Канарских островов до Карибского моря за 35 дней на трех каравеллах. А я в 2002 году преодолел этот путь на весельной лодке за 46 дней. Но Колумб шел под парусами, а я греб сам! Вероятно, в наше время изменились и возможности и задачи путешественников. Разве раньше человек в 60 лет поднимался на Эверест? Куда там, он уже считался стариком! А я поднялся…»

У Оскара своя роль

Оскар Конюхов изначально чувствовал призвание в организации путешествий своего отца. Он, например, активно участвовал в разработке беспрецедентного по своей масштабности проекта «Трансатлантических переходов на 85-футовой макси-яхте «Алые паруса»», при непосредственной поддержке одноименной торговой сети.

Именно в рамках этого проекта Федор Конюхов в 2007 году совершил новую кругосветку и первую в мире одиночную гонку нон-стоп вокруг Антарктиды. Тогда Федор пересекал Южный Индийский океан по маршруту ЮАР - Австралия. И еще в порту Кейптауна яхту «Торговая сеть Алые паруса» должны были подготовить к опасному путешествию вокруг ледового континента. Стартовать предстояло из Австралии. Маршрут проходил через страшный океанский коридор между «ревущими сороковыми» и «неистовыми шестидесятыми». В поисках приключений

В течении нескольких лет – как раз в тот период, когда Федор почти не путешествовал приняв сан – Оскар успешно справлялся с должностью исполнительного директора Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС). Однако превращаться в кабинетного чиновника не собирался. Напротив, старался как можно чаще выбираться в разные российские акватории, дабы не отрываться от реалий отечественного парусного спорта.

– Оскар, наверное, трудно проводить международные регаты в России?

– В России еще с 1930 года действует запрет на проход во внутренние воды для иностранных судов. Даже для спортивных и прогулочных яхт. Когда в Санкт-Петербург проходил финал регаты Volvo Ocean Race, для каждой из восьми иностранных яхт-участниц разрешение подписывал лично председатель правительства! Хотя в наших интересах максимально упростить эту систему, чтобы стимулировать развитие российской водной инфраструктуры – яхт-клубов, заправок, кемпингов, ремонтных мастерских.

Какой вы видите выход из этой ситуации?

– Я считаю, необходимо, чтобы иностранным яхтам разрешалось свободное каботажное плавание в территориальных водах нашей страны в течение 1 месяца. Тогда мы сможем принимать у себя флот из 100 зарубежных яхт, а то и более.

– Оскар, а почему вы решили уйти из федерации? – Мне кажется, за четыре года я сделал, все что мог. Многие идеи были реализованы. Но сейчас мне хочется больше времени уделять экспедициям отца и собственным проектам. Кроме того, я организую участие российских яхтсменов в крупных международных регатах. – Можете рассказать о самых интересных гонках?

– Четыре раза я участвовал в престижной гонке Rolex Middle Sea Race (RMSR), протяженностью 600 миль. Но особенно она мне понравилась в 2012-м году, когда на старт вышло 83 яхты из 19 стран, и Россия была на третьем месте по количеству участников! Такого не было еще ни разу за всю 33-летнюю историю этой гонки. Двенадцать лодок под российским флагом, с российскими владельцами или российскими шкиперами. Причем был и стопроцентно российский вариант – лодка Артема Брума Visconte, спроектированная известным яхт-дизайнером из Нижнего Новгорода Михаилом Тихоновым (Ракета 970). Так вот, эта яхта построена в России, зарегистрирована в России, ей управлял российский шкипер и на ней собрался полностью российский экипаж!

И как в итоге выступила эта команда?

– Для самой маленькой лодки во флоте просто здорово. 18-й результат. Visconte финишировала сразу после другой российской яхты – Sailing Team Belka.

– Расскажите, как вообще развивались события…

– Несмотря на небольшие размеры бухты Гранд Харбор, все старты прошли без эксцессов. Большинство яхт, включая наш Med Spirit, одним галсом преодолела 60 миль и подошли к мысу Passero (Сицилия). Дальше перед флотом возникала необходимость решить, каким образом продвигаться к Мессинскому проливу ночью. И мы двинулись вдоль восточного побережья Сицилии, в 5-10 милях от берега, используя ночные бризы. Поначалу эта тактика себя оправдывала, но лодки, которые решили остаться в море и уйти дальше на восток существенно выиграли на этом маневре. В итоге, на рассвете мы обнаружили десятки лодок к востоку от нас, с хорошим креном двигающихся в сторону Мессины. Ближайшая к нам была 46 футовая лодка Hi Fidelity из ЮАР, которая в итоге выиграла гонку по гандикапу, при этом по факту она затратила на прохождение всей дистанции 5 дней и 18 часов, а мы 3 дня и 23 часа. Но в тот момент мы встречали наш первый рассвет рядом с южноафриканскими коллегами, и нас сильно тревожило такое диссонирующее, в плане размеров яхт, соседство – 46 футов и 92 фута!

– Следующий отрезок гонки проходил от пролива Мессина до вулкана Стромболи. Наши основные конкуренты Ran, Stig и Ericson1 придерживались генерального курса, а мы рискнули уйти на север, бросив конкурентов, но рассчитывая на более стабильный ветер. Этот маневр оправдался.

Обогнув Стромболи, мы продолжили движение на северо-запад, в то время как лодки нашего дивизиона взяли курс на запад, ближе к побережью Сицилии. В итоге, нам опять повезло. Ветер пришел с запада, и мы практически одним галсом вышли на траверс города Палермо. Тут у нас состоялась дуэль с лодкой Ran, которую мы успешно выиграли. Ran замешкался при повороте и замер с повисшим геннакером, а мы попали в полоску ветра, под чутким руководством Сергея Бородинова, и ушли в отрыв.

От северного мыса Сицилии до острова Пантелерии мы шли плотной тройкой: Ran, Med Spirit и Stig. Однако при равных ветровых условиях другие лодки оказались быстрее нашей. Нам оставалось рассчитывать только на очередной каприз природы, но на отрезке Пантелерия – Лампедуза – Мальта ветер был весьма устойчивый (8-10 узлов), и мы пришли четвертыми после Gazprom-Esimit, Ran и Stig – с результатом 3 дня 23 часа 41 минута.

При этом пятая лодка Volvo 70 E1 (Ericson1) финишировала только на следующее утро, спустя 20 часов после нас.

В целом можно сказать, что нам удалось выполнить установку шкипера Сергея Бородинова и допустить минимальное количество ошибок в сложных штилевых условиях. За исключением первой ночи, мы оказывались в нужном месте в нужное время, зачастую наблюдая, как у нас за кормой, буквально на глазах, выключался ветер…

22.05.2010

Российский путешественник-экстремал, художник, журналист, яхтенный капитан Федор Филиппович Конюхов родился 12 декабря 1951 года в рыбацом поселке Чкалово на берегу Азовского моря в семье потомственного рыбака-помора из Архангельской губернии.

Окончил мореходное училище, Белорусское художественное училище и Современный гуманитарный университет. Работал матросом на судах спасательного флота на Балтике, на траулерах добывал рыбу в Тихом океане.

Федор с детства проявлял стремление путешествовать и в 15 лет осуществил свою первую экспедицию - пересек Азовское море на рыбацкой весельной лодке. А уже к 50 годам совершил более 40 уникальных экспедиций и восхождений.

Более 20 лет как испытатель предельных возможностей человека Конюхов участвовал в экспедициях на Северный и Южный полюса, поднимался на самые высокие горы планеты. Он совершил четыре кругосветных плавания, пятнадцать раз пересек Атлантику, один раз на весельной лодке. Конюхов - первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест) и первый путешественник в мире, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов).

В ходе своего путешествия на весельной лодке-одиночке (с 16 октября по 1 декабря 2002 года) он установил новый мировой рекорд скорости пересечения Атлантического океана с Востока на Запад в классе "соло", который теперь составляет 46 суток и 4 минуты.

В марте 2003 года Федор Конюхов установил рекорд пресечения Атлантического океана для катамаранов-гигантов - 9 суток 23 часа 33 минуты. Он финишировал на двухкорпусном паруснике "Алые паруса" в порту Сент-Чарльз на острове Барбадос.

Свои впечатления от путешествий он описывал в книгах и картинах. Конюхов - автор более чем трех тысяч картин, участник российских и международных художественных выставок. Многие его работы приобретены музеями мира и частными коллекционерами.

В 1983 году Федор Конюхов был принят в Союз художников СССР, с 1996 года он - член Московского Союза Художников (МСХ) секция "Графика", с 2001 года состоит в секции МСХ "Скульптура".

Конюхов - лауреат Золотой медали Российской Академии художеств, Почетный академик Российской Академии художеств.

Член Союза писателей РФ. Автор книг: "И увидел я новое небо и новую землю", "Дневники Федора Конюхова о гонке парусников "Around Alone", "Под алыми парусами" «Мой дух на палубе "Карааны", "Гребец в океане", "Все птицы, все крылаты", "Дорога без дна".

C 1998 года он возглавляет лабораторию дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Современной Гуманитарной академии.

Заслуженный мастер спорта. Награжден орденом Дружбы народов СССР. Занесен в энциклопедию "Хроника человечества", о нем написаны тысячи статей в газетах и журналах всего мира.

В 1998 году награжден экологической премией ООН "Глобал-500" - за вклад в защиту окружающей среды. Обладатель приза ЮНЕСКО "За честную игру" (1999).

18 декабря 2002 года Конюхову была вручена грамота Совета Федерации - за мужество и поддержание престижа России. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов подарил Конюхову агат, который он сам нашел в пустыне Гоби.

Конюхов - действительный член Российского географического общества; Почетный житель города Находка (Приморский край, Россия), города Терни (Италия) и поселка Бергин (Калмыкия, Россия).

Женат. Жена Ирина. Сын Оскар, дочь Татьяна, сын Николай. Внук Филипп, внучка Полина, внук Итэн, внук Аркадий, внук Блэйк.


Хроника путешествий Федора Конюхова


Путешествия по суше

  • 1981 г. - пересечение Чукотки на собаках;
  • 1984 г. - сплав на плоту по реке Лена; Участие в международной регате на Кубок Балтики-84 в составе экипажа ДВИМУ (Владивосток);
  • 1985 г. - экспедиция через Уссурийскую тайгу по следам В.К. Арсеньева и Дерсу Узала;
  • 1989 г. (лето-осень) - совместный Советско-американский трансконтинентальный велопробег Находка-Москва-Ленинград; руководитель пробега с российской стороны;
  • 1991 г. (лето-осень) - организатор российско-австралийского автопробега на внедорожниках по маршруту Находка-Москва; съемки документального фильма "Через красную неизвестность" телеканалом SBS (Австралия);
  • 2002 г. (весна) - организация первой в истории России караванной экспедиции на верблюдах "По следам Великого Шелкового Пути-2002". Экспедиция проходила по территории Калмыкии, Астрахани, Дагестана, Ставропольского края и Волгоградской области. Было пройдено 1050 км.

    Морские путешествия

  • 1977 г. - научно-исследовательская экспедиция на яхте ДВИМУ «Чукотка» (Цетус) по маршруту Витуса Беринга. Конюхов - автор мемориальных досок Витусу Берингу и его команде, установленных на Командорских островах;
  • 1979 г. - второй этап научно-исследовательской экспедиции на яхте ДВИМУ «Чукотка» по маршруту Владивосток-Сахалин-Камчатка-Командорские острова; восхождение на вулкан Ключевский;
  • 1980 г. - участие в международной регате «Кубок Балтики-80» в составе экипажа ДВИМУ (Владивосток);
  • 1990 г. (осень) - 1991г. (весна) - первое в истории России одиночное кругосветное плавание нон-стоп на яхте "Караана" (36 футов/Swanson) по маршруту Сидней-Мыс Горн-Экватор-Сидней (Австралия) за 224 дня;
  • 1992-1994 гг. - кругосветная экспедиция на двухмачтовом кече "Формоза" (56 футов) по маршруту Тайвань-Тайвань;
  • 1997 г. - участие в европейских регатах Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты Grand Mistral (80 футов);
  • 1998-1999гг. - участие в американской одиночной кругосветной гонке "Around Alone 1998/99" на яхте Open 60 "Современный Гуманитарный университет", третье одиночное кругосветное плавание;
  • 2000-2001 гг. - первое в истории России участие во французской одиночной безостановочной кругосветной парусной гонке "Vendee Globe" на яхте "Современный Гуманитарный университет";
  • 2002 г. - пересечение в одиночку Атлантического океана на гребной лодке "УРАЛАЗ" с мировым рекордом в 46 суток 4 часа (в категории "автономно"). Маршрут: Канарские острова (о. Ла Гомера)-о. Барбадос (три тысячи миль);
  • 2003 г. (март) - совместный Российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем на 100 футовом макси-катамаране "Торговая сеть "Алые Паруса" по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера)-о. Барбадос. Установлен мировой рекорд для многокорпусных судов на этом маршруте - девять суток;
  • 2003 г. (апрель) - совместный Российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем 100 футовом макси-катамаране "Торговая сеть "Алые Паруса" по маршруту Ямайка (Montega Bay)-Англия (Lands End). Протяженность маршрута 5100 миль. Установлен мировой рекорд для многокорпусных судов на этом маршруте - 16 суток;
  • 2004 г. (февраль) - одиночный трансатлантический рекордный переход с востока на запад на 85 футовой макси-яхте "Торговая сеть "Алые Паруса" по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера)-Барбадос (Порт Сент Чарльз). Установлен мировой рекорд по пересечению Атлантического океана на макси-яхте под управлением одного человека - 14 дней и 7 часов;
  • 2004-2005 гг. - одиночное кругосветное плавание на 85 футовой макси-яхте «Торговая сеть «Алые Паруса» по маршруту Фалмут (Англия)-Хобарт (о. Тасмания)-Фалмут (Англия). Первое в истории мирового парусного спорта одиночное кругосветное плавания на яхте класса «макси» через Мыс Горн. Четвертое успешное одиночное кругосветное плавание;
  • 2005 г. (декабрь) - 2006г. (январь). Проект «Вокруг Атлантического океана». Фёдор Конюхов с российским экипаж осуществил переход на яхте Торговая сеть «Алые Паруса», по маршруту Англия-Канарские о-ва-о. Барбадос-о. Антигуа-Англия. Всего пройдено свыше 10.000 морских миль.

    Восхождения


    В рамках программы "Семь вершин мира" Федор Конюхов совершил восхождения:

  • 1992 г. (февраль) - Эльбрус (Европа) - одиночное;
  • 1992 г. (май) - Эверест (Азия), совместно с Евгением Виноградским (Екатеринбург);
  • 1996 г. (январь) - массив Винсон (Антарктида) - одиночное;
  • 1996 г. (март) - Аконкагуа (Южная Америка) - одиночное;
  • 1997 г. (февраль) - Килиманджаро (Африка) - одиночное;
  • 1997 г. (апрель) - пик Косцюшко (Австралия) - одиночное;
  • 1997 г. (май) - пик Мак-Кинли (Северная Америка), совместно с Владимиром Яночкиным (Москва).

    Полярные экспедиции

  • 1983 г. - лыжная научно-спортивная экспедиция в море Лаптевых. Первая полярная экспедиция в составе группы Дмитрия Шпаро;
  • 1986 г. - лыжный переход в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане в составе экспедиции газеты "Комсомольская Правда";
  • 1987 г. - лыжная экспедиция по Баффиновой Земле (Канада) в составе советско-канадской экспедиции (подготовка к походу на Северный Полюс);
  • 1988 г. - трансарктический лыжный переход СССР-Северный полюс-Канада в составе международной группы при поддержке газеты «Комсомольская Правда». Конюхов продал свои картины вице-президенту сети ресторанов McDonalds, чтобы оплатить свое участие в трансарктическом переходе;
  • 1989 г. (весна) - участник первой российской, автономной экспедиции "Арктика" к Северному полюсу;
  • 1990 г. (весна) - первый в истории России одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. Стартовал с мыса Локоть острова Средний. Достиг полюса за 72 дня;
  • 1995-1996 гг. - первый в истории России одиночный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды - массив Винсон (5140 м). Стартовал с залива Герклес. Достиг полюса за 64 дня, автономно;
  • 2000 г. (март) - участие в самой протяженной в мире гонке на собачьих упряжках IDITAROD по маршруту Анкоридж - Ном (1800 км). В это гонке Конюхов завоевал приз Национального банка Аляски - Red Lantern.
  • 2007 г. (май) Федор Конюхов на собачьей упряжке установил абсолютный рекорд пересечения Гренландии, преодолев около 800 километров за 15 суток 22 часа. Прежний рекорд составлял 19 суток.
  • 26 января 2008 года из Австралийского порта Олбани был дан старт проекту Antarctica Cup Race Track - Конюхов на макси-яхте «Торговая сеть Алые Паруса» решил осуществить одиночное плавание нон-стоп вокруг Антарктиды в Южном Океане. Путешественник обогнул Антарктиду (ему пришлось одолеть в Южном океане 15 с половиной тысяч миль) за 96 суток 19 часов. Это время на этой трассе стало первым мировым рекордом для парусных судов.
  • Федор в своих дневниках дважды вспоминает о нашем знакомстве. Мы познакомились в Москве, в очень красивом месте. Я тогда писала книгу «Человек и власть» и брала интервью у интеллигенции. Есть такой очень интересный человек Анатолий Заболоцкий - это оператор-постановщик фильмов Шукшина. Когда мы встречались, он снимал уже не кино, а храмы, затопленные в Сибири. Мне очень хотелось поговорить с ним о власти и о ее близости к человеку. И вот я пришла, взяла очень хорошее интервью, и нужно было уже уходить, как вдруг ему позвонили. После звонка он забежал в комнату и с восторгом воскликнул: «Ирина, останьтесь, сейчас придет Федор Конюхов!» Я ответила: «Ну, Анатолий Дмитриевич, я не буду вас смущать», - и подумала, что сейчас придет человек неразговорчивый, мрачный и замкнутый, раз путешественник. А Заболоцкий говорит: «Нет, Ира, вы останьтесь, вам сам Бог его посылает». Так и оказалось.

    В тот вечер он меня провожал на метро. Он оказался очень словоохотливым, очень много рассказывал о своих путешествиях, о своем походе в Госдуму и на Южный полюс. Я всё записала на аудио и даже написала статью про него, которую, правда, редактор не взял. Я там возмущалась тем, что власть плохо поддерживает путешественников.

    Когда мы встретились и представились друг другу, Федор сказал, что ему триста лет. Потом уточнил: «Я имею в виду, сколько лет я готовлю свои экспедиции. Вот, посчитай: Южный полюс - 20 лет, Эверест - 10…» Мы так посчитали в совокупности, получилось триста.

    На следующий день после знакомства у нас было первое свидание, на котором он предложил мне руку и сердце. Мы тогда проговорили 24 часа - целые сутки и не заметили, как время пробежало. Он рассказал все о себе: откуда, что, где и, главное, чем он хочет заниматься. Он сказал, что на первое место в своей жизни ставит свои проекты и экспедиции, и предупредил, что всю жизнь будет путешествовать. Причем в экстремальные экспедиции тоже. Он предложил мне принять его таким, какой он есть, и я приняла. Не сразу, но приняла.

    Одиночество - это условное понятие. Мы с Федором даже во время разлуки всё равно вместе. Чем больше мы живем, тем острее это чувствуем. Нужно какое-то время прожить с человеком, чтобы понять этот закон. Да, физического присутствия вроде нет, но ты всё же чувствуешь человека рядом. Года проходят - и ты начинаешь чувствовать любимого человека на расстоянии. Чувствуешь всё, даже видишь ту картинку, где он в этот момент находится. Это дается, если ты, конечно, сердечно близок с этим человеком, связан с ним молитвой. Поэтому с годами проблемы одиночества не стало. Для того чтобы познать Федора, я путешествовала с ним. Но это не мое призвание.

    Зачем мне ломать свою жизнь и жизнь своих детей? Если я мать, то я должна быть с детьми. У них должен быть семейный очаг, и кто-то вынужден стать его хранителем. Если оба родителя путешествуют, как быть с семьей, с образованием детей, с их воспитанием? Есть, конечно, путешествующие семьи, мы с Федором их встречали. Однажды встретили девочку, которая с рождения находится с родителями на яхте. Она, как обезьянка, ползала по мачте. Но это исключительный случай. Таким детям тяжело находиться в социуме. Бывает, что родители своим образом жизни ломают им судьбы. Мы пошли классическим путем: должна быть классическая семья с православными традициями. Поэтому я «на берегу», как хранительница семейного очага. Я путешествую только тогда, когда с нами могут поехать дети.

    Проблема была в другом: важно было, чтобы все экспедиции он готовил осознанно, не рисковал зря. Чтобы каждая экспедиция была проработана так, чтобы он был уверен, и мы верили в него, чтобы не было сомнений. Для жены путешественника важно проводить его с верой, ждать с верой, не сомневаться в нем - это ему очень помогает. Проблема не в разлуках, а в том, верим ли мы в этого человека и понимаем ли мы, что это его призвание. Мы же хотим счастья своим близким, а счастье складывается не только из того, что мы рядом. Можно быть рядом, в одной комнате, но не быть вместе и даже мешать друг другу, порождать напряжение. Вот этого мы пытались избежать.

    У меня была подруга - жена капитана дальнего плавания. Семья праздновала каждое возвращение из рейса, ради него моя подруга брала отпуск. Но когда он вышел на пенсию - они разошлись, потому что не научились быть вместе. У них начались проблемы, каждый ценил свое пространство.

    Мы с Федором сейчас хоть и расстаемся, но мы знаем, что есть наше собственное пространство для двоих. Как бы ни было, как бы ни жил каждый своими задачами в период экспедиций и разлук, мы понимаем, что есть место, где мы всегда будем вместе. Сейчас он меньше путешествует. Сейчас везет мне и нашему младшему сыну в том, что он видит своего отца дольше.

    У Федора большие, крупные проекты, но он готовит их около года (вот, например, как полет на воздушном шаре). Конечно, для нас это ново - жизнь, когда мы больше вместе, чем в разлуке. Недостаток совместного быта сейчас компенсируется, мы этого дождались. Но как раз из-за примера своей подруги я думаю, что когда-то он перестанет путешествовать, ведь он не молодеет, а стареет. Надо постараться, чтобы этот период стал счастьем, а не чем-то неожиданным, непонятным и чужим.

    Мы выстраиваем свою жизнь так, что стараемся не отвыкать друг от друга. Встречаясь после разлуки, мы ищем общее поле деятельности, общее пространство, в котором мы едины. А не так, что один занят своим делом, другой - своим. Вот что важно выстраивать.

    В данный момент он в Москве, ждет меня дома. Меня уговаривали остаться в Екатеринбурге, но я на день сократила поездку, чтобы увидеться с ним. Сейчас он занят подготовкой к новому достижению - хочет поставить рекорд: продержаться в воздухе на планере 120 часов. Поэтому чаще бывает в Кисловодске, на экспериментальных полетах.

    Некоторые жены обижаются на мужей за то, что те их не понимают - не знают их любимый цвет, любимую еду, любимый цветок… Рассказывайте! Не ждите, когда ваш муж будет об этом узнавать сам. Расскажите ему о себе, о том, кто вы такая, и он с удовольствием подарит вам ваши любимые цветы, если вы объясните ему, какие именно вам нравятся. Я стараюсь не ждать, а идти навстречу.

    Мы стараемся быть вместе. Это значит, что он неравнодушен к происходящему со мной, а я - к тому, что случилось у него. В начале нашей семейной жизни мы договорились, что быт не будет причиной наших размолвок. Конечно, быт возникает: и материальные проблемы, и неравномерная нагрузка при его экспедициях, но это не главная тема нашего общения. Мы бережем наши отношения. Когда он приезжает, я не говорю, что в квартире протекла труба или что у меня нет денег на ремонт комнат. Я стараюсь говорить ему то, что он от меня ждет. Тому же я научила его. У меня получилось не сразу, потому что он самостоятельный человек, постоянно занят проектами. Но постепенно я ему рассказала, кто я, какие у меня потребности, что я люблю.

    Федор говорит, что мы вместе тридцать лет, и я с ним согласна, хотя реальные даты этому не соответствуют. Мы с детьми посчитали, что две третьих этого срока заняли его экспедиции. Одна треть - время вместе. Сейчас ситуация меняется, он больше находится с нами. Может быть, потом это соотношение станет пятьдесят на пятьдесят, а к концу нашей жизни и вовсе будет противоположным тому, что было в начале. Время не принципиально - за тридцать лет мы смогли сохранить семью и хотим быть рядом.

    Российский путешественник - экстремал, художник, журналист, яхтенный капитан, священник Федор Филиппович Конюхов родился 12 декабря 1951 года в рыбацком поселке Чкалово на берегу Азовского моря в семье потомственного рыбака-помора из Архангельской губернии.

    Федор Конюхов окончил Одесское мореходное училище и Ленинградское полярное училище, получив специальности штурмана‑навигатора и судового механика, а также художественное училище в городе Бобруйске (Белоруссия) по специальности резчик по дереву.

    В 1970‑х гг. учился в семинарии в Ленинграде (ныне Санкт‑Петербург).

    Федор Конюхов с детства проявлял стремление путешествовать. Первую экспедицию осуществил в 15 лет - пересек Азовское море на рыбацкой весельной лодке. А к 50 годам совершил более 40 уникальных экспедиций и восхождений.
    Более 20 лет, как испытатель предельных возможностей человека Конюхов участвовал в экспедициях на Северный и Южный полюса, поднимался на самые высокие горы планеты. Он совершил четыре кругосветных плавания, пятнадцать раз пересек Атлантику, один раз ‑ на весельной лодке.

    Конюхов - первый россиянин, которому удалось выполнить программу "Большой Шлем" (Северный полюс, Южный полюс, Эверест) и первый путешественник в мире, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты) и Мыс Горн (полюс яхтсменов).

    Свои впечатления от путешествий он описывал в книгах и картинах. Конюхов ‑ автор более чем трех тысяч картин, участник российских и международных художественных выставок. Многие его работы приобретены музеями мира и частными коллекционерами.

    В 1983 году Федор Конюхов был принят в Союз художников СССР, с 1996 года он - член Московского Союза Художников (МСХ) секция "Графика", с 2001 года состоит в секции МСХ "Скульптура".
    Конюхов - лауреат Золотой медали Российской Академии художеств, Почетный академик Российской Академии художеств.

    Член Союза писателей РФ. Автор девяти книг , в том числе "И увидел я новое небо и новую землю", "Дневники Федора Конюхова о гонке парусников "Around Alone", "Под алыми парусами", "Мой дух на палубе "Карааны", "Гребец в океане", "Все птицы, все крылаты", "Дорога без дна", "Океан ‑ моя обитель".

    Конюхов ‑ действительный член Российского географического общества.
    C 1998 года он возглавляет лабораторию дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Современной Гуманитарной академии.

    В 1989 году был удостоен звания заслуженного мастера спорта за одиночное покорение Северного полюса.
    Федор Конюхов награжден орденом Дружбы народов СССР, экологической премией ООН "Глобал-500" (UNEP "GLOBAL 500") ‑ за вклад в защиту окружающей среды (1998). Обладатель приза ЮНЕСКО "За честную игру" (1999).
    Занесен в энциклопедию "Хроника человечества", о нем написаны тысячи статей в газетах и журналах всего мира.

    Конюхов ‑ Почетный житель города Находка (Приморский край, Россия), города Терни (Италия) и поселка Бергин (Калмыкия, Россия).

    22 мая 2010 года Федор Конюхов принял сан иподиакона. Рукоположение совершил во время визита в Запорожье митрополит Киевский и всея Украины Владимир. 23 мая 2010 года в Запорожье Конюхов был возведен в сан диакона епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом.

    19 декабря 2010 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в Свято‑Никольском храме Запорожья епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом был в священники.

    Отец Федор продолжает путешествовать , но, если раньше он путешествовал как ученый, как спортсмен, устанавливал мировые рекорды, то сейчас уже как миссионер.

    Федор Конюхов женат вторым браком, у него трое детей. Первая жена - Любовь, живет в США, вторая жена ‑ Ирина ‑ доктор юридических наук, профессор.

    Старший сын Оскар (1975 года рождения) является исполнительным директором Всероссийской федерации парусного спорта.

    Дочь Татьяна (1978 года рождения) живет в США.
    Младший сын - Николай (2005 года рождения).

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

    На его счету целых четыре кругосветных плавания, совершенных в гордом одиночестве.

    Как пересечь океан

    Первый раз всегда самый трудный, особенно если ты подросток. Будущий известный путешественник решил покорить море в пятнадцать лет. Местом для эксперимента стало Азовское море, а инструментом – обычная рыбацкая лодка, укомплектованная только веслами.

    Правда, по первоначальному плану, Федор собирался пересечь море на лодке собственного изготовления. Но тут вмешался разгневанный родитель, и отобрал самоделку. Но юный путешественник не растерялся и «одолжил» рыбацкое суденышко в сельсовете. Конюхов утверждает, что Азовское море он тогда переплыл.

    Позже он понял, что для серьезных путешествий нужна хорошая . И после окончания службы пошел работать матросом на балтийский спасательный флот, позже ходил на рыболовецких траулерах.

    Скорее всего, Конюхов не забыл юношеское приключение с лодкой в Азовском море и решил таким же образом покорить океан. Путешественник успешно реализовал свою задумку, да еще и повторил ее в двух океанах. Начал он в 2002 году с покорения на лодке «Уралаз».

    Разработку семиметрового судна доверили Филиппу Моррисону. Корпус был сделан из углеволокна и древесины канадского кедра, на носу закрепили фигурку автомобиля Урал, выпускаемого спонсором .

    Пункт навигации оснастили стационарным и ручным устройством GPS, системой автоматического определения местонахождения, электронным компасом и радаром, предупреждающим о приближении судов. Система жизнеобеспечения питалась от двух аккумуляторов, питающихся от солнечных батарей. Также предусмотрели возможность пополнять запасы за счет дождевой воды.

    В октябре 2002 года Конюхов стартовал от и отправился в одиночное по Атлантике путем Колумба. До острова он добрался в рекордное время, затратив на пересечение океана чуть больше 46 суток.

    Без паруса и без мотора, имея на вооружении только две пары весел, Федор Конюхов сумел пересечь Тихий океан. Готовясь к путешествию, он самостоятельно создал эскизы уникальной лодки и доверил ее создание английским специалистам. Изначально судно назвали «К9», но позже оно было переименовано в «Тургояк».

    Девятиметровая лодка из карбона делилась на две части: отсек с миниатюрным камбузом и навигационным узлом (снабженным самым новейшим оборудованием) и жилой отсек, в котором часть площади отведена под навигационную технику. Электричество для хозяйственных нужд генерировали солнечные батареи, от них же работал опреснитель воды.

    Согласно плану лодка Конюхова должна была пройти путь от Чили до за шесть месяцев, без заходов в порты и остановок. «Тургояк» вышел из Конкона 14 декабря 2013 года и устремился в акваторию Перу. По дороге он несколько раз выходил на связь с группой поддержки. В середине января Конюхов пережил шторм, но смог продолжать путешествие.



    От Перу путешественник отправился к австралийскому городу Мулулаба, конечной точке одиночной экспедиции. Все путешествие уложилось в 160 дней, лодка выдержала все испытания непогодой, а ее хозяин считает, что ему повезло так удачно добраться к месту назначения.

    В пути он ловил кальмаров, видел кокосовый орех и пытался отделаться от назойливой . А еще он поставил мировой рекорд по скоростному пересечению Тихого океана и стал первым гражданином , совершившим такое путешествие.

    Кругосветки и регаты

    В этой кругосветке Конюхов открыл для себя удивительный мир океанов, обогнул мыс Горн и мыс Доброй Надежды. Замкнув планетарный круг, путешественник привел яхту обратно в Австралию в июне 1991 года.

    Вторая кругосветка Конюхова началась в марте 1993 года. Для этого путешествия он построил в Тайване яхту «Формоза» и сразу отправился в путь. Плавание заняло семь месяцев, и в 1994 году путешественник бросил в месте старта.

    В 2004 году неутомимый Федор Конюхов стартовал из английского Фалмута, проложил путь к острову Тасмания и вернулся в Фалмут в 2005 году. Его большая яхта «Торговая сеть «Алые Паруса» (длиною в 85 футов), первой из судов такого класса обогнула мыс Горн. С декабря по январь следующего года он осуществлял плавание на том же судне, но уже с российским экипажем на борту.

    Кроме одиночных кругосветных плаваний путешественник принимал участие в одиночных регатах. Его имя можно найти в списке участников кругосветной регаты «Around Alone», проходившей в 1998-1999 годах.

    Конюхов вышел на старт на яхте класса Open 60 «Современный Гуманитарный Университет». Этот рейс считается третьим кругосветным плаванием известного российского путешественника.

    За штурвалом той же яхты Конюхов состязался и во французской регате . Судам предстояло совершить кругосветный переход без остановок и заходов в порты.

    Сто и еще два дня понадобились Конюхову, чтобы обогнуть Антарктиду, участвуя в австралийских соревнованиях «Antarctica Cup» в 2007-2008 годах. В этих гонках он принимал участие на своей большой яхте «Торговая сеть «Алые Паруса».

    Федор Конюхов постоянно строит новые планы и разрабатывает пути новых морских путешествий. На 2017 год он запланировал не просто регату или кругосветное путешествие. Путешественник замахнулся на Марианскую впадину, он планирует опуститься в батискафе на дно и провести там несколько дней в полном одиночестве.