Значение часто повторяемых мусульманами слов субханаллах, машаллах, иншаллах, аллаху акбар. Прекрасные имена Аллаха: «Аль-Алим Аллаху алим что значит

; ; ; ; , ; ; ; ; СИНОНИМЫ:
Алим СМ. ТАКЖЕ:
,

аль-‘Али́м (ар. ُاَلْعَلِيم [аль-‘Алӣм] - «Знающий»‎) - одно из Имён Аллаха. В переводе на русский язык означает «Всеведающий », «Всезнающий ».

Этимология

Этимология имени аль-‘Алим происходит от корневого слова ‘ильм , что означает: «знание»; «ведение»; «понимание (зрение сути)» и т. д. В отношении Всевышнего Аллаха это слово имеет гораздо широкое значение и применение, а знание Аллаха отличается от знаний Его творений. Человеческое знание ограничено и недостаточно, а Божественное знание безупречно и объемлет деяния Самого Аллаха и Его творений, а также всё сущее в целом и в частности. Это Имя Все­вышнего раскрывает Его всезнание, и фактически взаимосвязано со всеми другими Его именами и атрибутами, потому что показывает Самодостаточность Творца и Владыки небес и земли. В Священном это имя встречается 157 раз, а в некоторых аятах упоминается в сочетании с другими именами .

Основные значения

Прекрасное имя Аллаха аль-‘Алим в широком смысле означает:

Толкование Имени

Коран сообщает нам о беспредельности знаний Аллаха во многих аятах: У Него ключи к сокро­венному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании. ; Воистину, они сворачивают свои сердца (отворачиваются от Аллаха или скры­вают в своих серд­цах неверие), чтобы спрятаться от Него. Воистину, даже когда они закутываются в одежду, Он знает то, что они утаивают и обна­ро­дуют. Он ведает о том, что в груди. . Человек начинает познавать мир с того момента, как обретает разум и спо­соб­ность мыслить. После определённого возраста ребёнок начинает получать образование и, таким образом, накапливать бесчислен­ное мно­жество знаний. Некоторые из людей становятся высококлассными специалистами в какой-либо сфере человеческого знания или даже нескольких сферах. Например, инженер-физик может выучить все известные законы физики; или человек, изуча­ющий фило­софию, может изучить все философские направления и термины; или же историк нового времени, досконально изучивший историю совре­менности, может сделать весьма точные прогнозы тенденций развития мира, потому что он изучил все, что связано с этой темой. Однако смысл глагола «знать» относится лишь к людям, но не относится к Знанию Аллаха, которое человек не может себе даже отда­лённо вообразить.

Аллах знает все законы и все события, явления, которые происходят в небесах и на земле, все законы, по которым существует Все­ленная и все живые организмы. Потому что Он - Творец этих законов и всего, что сказано выше. Кроме того, «знание» Аллаха без­гранично; Аллах знает о каждом из Своих творений, количество рождающихся и умирающих на земле, даже число листьев, опада­ющих с того или иного дерева на планете, законы существования миллиардов звёзд, расположенных внутри миллиардов галактик во Вселенной. Мы не сможем описать масштабы знания Аллаха, даже если будем перечислять все особенности Его знания на многих страницах. Он знает также коды ДНК каждого из миллиардов людей, живших или живущих сейчас на планете, и животных, и рас­те­ний, Аллах знает и каждое явление, происходящее в любой из миллиардов галактик .

Аллаху известно обо всем, что люди говорят шёпотом или вслух. Он знает самые сокровенные мысли и самые тайные помыслы . Важно помнить и никогда не забывать эту тайну мирского : наряду со всем, перечисленным выше, Аллах знает и суть каждого человека, и всё, что мелькает в его сознании и подсознании, все его тайные и явные дела. Человек может полагать, что чувства, мысли, которые он переживает, его тревоги и страхи знает только он сам, но это большое заблуждение. Аллах владеет и повелевает каждым мигом, каждой точкой мироздания, Аллах владеет и внутренней сутью и внешним обликом человека . В Коране сказано: Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он - Милостивый, Милосердный. .

Существует ещё одно имя Аллаха, очень близкое по смыслу к аль-‘Алим - это (الخبير ‎ - «Ведающий»). Всевышний Аллах в Коране сказал: Он - Одолевающий и находится над Своими рабами. Он - Мудрый, Ведающий [аль-Хабир]. ; Разве ты не видишь, что Аллах удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня, и подчинил солнце и луну, которые движутся к назна­чен­ному сроку, и что Аллаху ведомо [хабир] о том, что вы совершаете? . Поэтому аль-‘Алим - Тот, Чьё знание объемлет всё су­щее: необходимое, невозможное и возможное. Ему известно о Себе Самом, Его пресвятых качествах и великих атрибутах. Все они есть необходимость, отсутствие которой невозможно и невероятно. Наряду с этим, Ему известно о том, что невозможно, и том, как бы это выглядело, если бы стало возможно. В Коране сказано: Если бы на (небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то (не­бе­са и земля) разрушились бы. ; Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унёс бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. . Эти и похожие аяты указывают на то, что Ал­лах ведает о том, что невозможно, и даже сообщает нам о том, что могло бы произойти, если бы это невозможное стало реаль­нос­тью.

Помимо всего прочего, Аллах ведает о возможном, то есть том, что существует во Вселенной, и том, чего пока нет, поскольку этого требовала божественная мудрость, но что в принципе может возникнуть. Его знания объемлют высший и низший миры, объемлют пространство и время. Ему известно всё сокрытое и явное, очевидное и сокровенное . Текстов о всеобъемлющем знании Аллаха очень много; всех их нельзя сосчитать и перечислить. Ничто не скроется от Него ни на земле, ни на небе, будь то крошечная крупица, или нечто большее, или нечто меньшее. Он ничего не оставляет без внимания и ничего не забывает. Все необъятные и разносторонние познания, которыми обладают творения, ничто в сравнении со знанием Аллаха. Точно так же всё могущество творений не идёт ни в какое сравнение с могуществом Господа. Он - Тот, Кто наделил их знаниями о том, чего они не ведали, и наделил их всевозможными способностями. Ему известно обо всём, что происходит на небесах и на земле, а также обо всех творениях, проживающих в этих ми­рах, - о них самих, их качествах, поступках и состояниях.

Он ведает то, что произошло в прошлом, и то, чему предстоит произойти в далёком будущем. Он знает то, чего никогда не произойдёт, и то, как это выглядело бы, если бы всё-таки произошло. Ему известно обо всём, что происходит с людьми с того момента, как они появляются на свет, что постигает их после

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), когда в его присутствии упомянули двух людей, один из которых был абид (усердно поклоняющийся Богу), а другой алим (исламский ученый), сказал: «Превосходство алима (ученого) над абидом (поклоняющимся) подобно разнице между тем, как почитают меня и самого простого из моих сподвижников» .

Так как не принимается поклонение невежды, совершившего его без знаний. В другом хадисе «Превосходство алима над абидом подобно разнице между луной в ночь полнолуния и звездами» .

«Самый почтенный среди людей - благочестивый алим, приносящий пользу, когда будут необходимы его услуги, и достаточный для себя, когда не будет необходимости в нем».

«Если бы не алимы не поклонялись бы Всевышнему Аллаху на земле - не получали бы свой удел (ризк) рабы Божии, не росло бы на земле никакое растение, не дали бы деревья плоды, не появлялись бы воды из ручьев и дожди с небес».

Ар-раби` ибн Сулайман ибн Абд аль-Жаббар аль-Мариди – известный алим, который очень долго находился рядом с имамом аш-Шафии и являлся одним из его близких учеников сказал: «Алимы – светочи времен. Любой алим - светильник своего времени, освещающий современников». А другие говорят: «Квартал, в котором проживает алим - живой, а где отсутствует алим - мертвый» (то есть их сердца).

Яхья ибн Мааз сказал: «Алимы более жалостливы к умме Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), чем их собственные родители. Ведь алимы сохраняют людей от огня ада и его страха, а родители - только лишь от мирских бед».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земель, даже муравей в муравейнике, рыба в воде - благословляют человека, который людей учит добру».

Превосходство алима над джахилем (невеждой)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Шайтану гораздо труднее искусить одного факиха (правовед в Исламе), нежели тысячи джахилей (невежд)». «Алим – любимец Аллаха, если даже он нечестивый, а джахиль (кто не знает свои обязанности перед творцом) – враг Всевышнего, даже если он абид».

Есть рассказ о споривших по вопросу о превосходстве нечестивого алима над поклоняющимся невеждой (джахилем): одни утверждали превосходство нечестивого алима, а другие - обратное. Они решили проверить обоих. Пошли они в мечеть, где поклонялся джахиль, и сделали так, будто к нему обращается его Господь, и воскликнули: «О, Мой раб! Я принял твои мольбы, простил тебе грехи, прекрати поклонение и отдохни». «О, мой Создатель! Я надеялся на Тебя, благодарен Тебе, восхваляю и поклоняюсь Тебе!», - сказал абид. И ему объяснили эти люди, что он ошибся и попал в неверие из-за своего невежества.

Потом они отправились к нечестивому алиму, который в это время выпивал спиртное. И один из них обратился к нему, будучи незаметным: «О, Мой раб! Бойся Меня, Я твой Творец. Я скрываю твои грехи, а ты даже не стесняешься Меня, Я хочу наставить тебя». Вдруг вскочил со своего места этот алим с мечом в руках и сказал: «О, проклятый, ты не знаешь своего Господа, я покажу тебе - кто твой Творец». Вернулась эта группа проверяющих и рассказали им о случившемся, и они узнали о превосходстве ильма и его носителей.

Для каждой вещи существует опора, а опора религии – факих (алим). Алим приносит пользу для себя и окружающих, а джахиль полезен только для себя, и то - если сможет.

Ибрахим ибн Адхам сказал: «Не существует для сатаны человека, которого сложнее искусить, нежели алима, который говорит там, где требует ильм, и говорит или воздерживается там, где наука требует молчать. Проклятый Аллахом сатана говорит, что его (алима) молчание – самое наитрудное для меня, труднее, чем его речь».

Превосходство алима над абидом

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Между алимом и абидом - сто степеней, а расстояние между каждой степенью как путь семидесятилетней пешей ходьбы».

Познавайте этику поведения с алимами, устраивайте собрания и встречи с ними, выдвигайте их вперед, уважайте их больше, чем самих себя - ведь они являются настоящими уважаемыми людьми. Их выдвигает вперед сам Всевышний (возвысил их степень), они не похожи на вас, так как говорит Создатель всего сущего в священном Коране:

قُلْ هَلْ يَسْتَوِى الذين يَعْلَمُونَ والذين لاَ يَعْلَمُونَ

(смысл): «Приравниваются ли знающие и не знающие?» (сура «ар-Рамз», аят 9).

Как могут приравниваться деяния, когда человек совершает один благой поступок, будучи незнающим, что он благой, и он получает за это десятикратное вознаграждение - а если он совершит его, зная, что это благой поступок, то вознаграждение увеличивается от пятидесяти до пятисот тысяч степеней?

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний воскрешает алимов и говорит им: «О, собрание алимов! Я не наделил вас ильмом, чтобы наказать вас. Я прощаю вам грехи ваши».

Любовь к алимам

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «В день суда Всевышний учиняет допрос одному рабу, и получается так, что перевешивают его плохие деяния над благими поступками - и за это велит его вводить в Ад. Когда ангелы пошли с ним бросить его в Ад, Творец говорит ангелу Джибрилу: «Иди, догони их и спроси этого раба, сидел ли он вместе с алимом в одном помещении на этом свете? А если сидел, то Я прощу ему грехи». Спрашивает его об этом ангел Джибрил, а раб отвечает, что не сидел. Опять говорит ему Создатель, чтоб он спросил его, есть ли у него друг, который любит алимов? И если да, то Я прощу ему грехи. Спрашивает его ангел Джибрил, на что отвечает этот раб, что да, есть у меня один друг, который связан с алимами, он сидел вместе с ними и любил их. Тогда Всевышний Аллах говорит: «Я прощаю тебе грехи за то, что ты дружишь с человеком, который любит алимов».

В восточных стихах сказано:

«Невежды мертвы до своей собственной смерти,

Алимы живы, даже если они скончались». (Так как остается их работа и люди помнят их).

Имам Али сказал:

«В невежестве есть смерть для людей до их смерти,

Тела их являются могилами до настоящих могил.

Мертв человек, не вдохновленный ильмом,

Нет для него воскрешения в его время!».

Аль-Маригани воспел:

«Обладающего ильмом долго помнят,

Невежда находится под слоями земли после его смерти».

Сон алима – поклонение

Рассказывают что Пророк (мир ему и благословение) пришел в мечеть и обнаружил сатану у ее дверей. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) спросил: «Что ты здесь делаешь, о проклятый?» А он отвечает, что хочет зайти в мечеть и испортить, запутать намаз молящегося человека, но, однако, боится вот того спящего человека. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) спросил: «О, проклятый! Почему ты не боишься молящегося человека, ведь он находиться в поклонении и в общении с Всевышним, а боишься спящего?» Тогда сатана отвечал, что тот, кто молится – невежда, искусить и запутать его легче, а спящий человек – алим. Если я запутаю намаз невежды, я боюсь, что спящий проснется и исправит его, а я тогда останусь побежденным. Тогда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Сон алима лучше, чем поклонение джахиля».

Смерть алима

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто не опечалился смертью алима - тот мунафик (лицемер). Нет более тяжелой беды, чем кончина алима. Если муъмин опечален, что этот бренный мир покинул алим, Всевышний воздаст ему вознаграждение тысячи алимов и стольких же шахидов».

В другом хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Смерть целого племени легче, чем кончина алима». Халиф Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Смерть тысячи абидов, бодрствующих целую ночь и постящихся днем, легче гибели одного алима, который знал, как отличать дозволенное от запретного, даже если его деяния не превышали того, что требуется Шариатом обязательно» (даже если не совершал другие желательные поступки, кроме обязательных).

Сравнение простых людей с алимами – как сравнение белильщика одежды в прачечной с солнцем. Если он будет злиться на солнце, то вред будет самому, но не солнцу. Так же, если простые, обычные люди будут испытывать ненависть к алимам - то вред от этого обернется на них самих, а не на алимов, так как их тела ядовитые, и кто понюхает – заболеет, а кто вкусит - погибнет. То есть, если вдруг навредит им. Пример нюхания - это нанесение легкого вреда, а вкушения - пример тяжелого вреда.

Из книги «Минхадж аль-мутаалим».

Язык может явиться причиной наказания или награды. Не зря говорят: «Тебя за язык никто не тянул». Поэтому мусульманин старается контролировать этот орган речи, который отнимает и силы, время и даже может отнять саваб, или, что еще хуже, может быть причиной вхождения в Огонь.

Тот, кто общается с мусульманами, может часто слышать такие выражения, как, «МашаАллах», «Аллаху Акбар», «ИншаАллах», «Астагфируллах», «Субханаллах», «Субханаху уа Тааля» и т.д.

Что эти выражения означают и как их правильно использовать. Но нужно отметить, что выражения эти не имеют цели произношения, так скажем, для связки слов. Произнесение этих выражений в некоторых случаях помогают в защите от дурного, или, например, от сглаза.

«МашаАллах » — дословный перевод этого выражения звучит, как «Что пожелал Аллах!». Эта фраза выражение удивления в случае, когда увидел, что-то и это понравилось, при этом нежелание сглаза этой вещи.

«Аллаху Акбар » — дословно «Аллах Превелик». Часто используется в ситуациях удивления, радости, в трудных ситуациях, или как восхваление, зикр.

«ИншаАллах » — «как пожелает Аллах», хотя дословно фраза переводится, как «как пожелал Аллах», поскольку все уже предопределено Аллахом. Говорится в случаях намерения на совершение какого-либо действия, которое мусульманин хочет и стремится совершить. Употребление «ИншаАллах» сродни обещанию. Если мусульманин говорит «ИншаАллах», значить он предпримет все необходимые меры для претворения чего-либо в жизнь, уповая при этом на помощь Всевышнего.

«Астагфируллах » — дословно «ниспрашиваю прощения у Аллаха», обычно используется в трагические моменты, например, при виде аварии.
«Астагфируллах » может трактоваться как «Боже упаси!». То есть ищу защиты от такого же (горя, бедствия и т.п.) у Аллаха. Это выражение используется и как зикр.

«Субханаллах » — дословно «Преславен (или Пречист) Аллах». Произносится в момент удивления.

«Субханаху уа Тааля » — это выражение употребляется после произнесения имени Всевышнего. Например, «Аллах Субханаху уа Тааля» — Аллах Преславен (или Пречист) Он и Возвышен.

«БаракаЛлаху фикум» — обычно используется людьми, знающими арабский язык, имеется в виду правильное произношение. Может произноситься для связки слов, при этом, опираясь на хадис, повествующий о произнесении добрых слов людям. Переводится, как «Пусть Аллах даст тебе Баракат». При произнесении слов «фикум» нужно учитывать, то кому произносится и сколько объектов при этом находится рядом.

«БаракаЛлаху фикум » — пусть Аллах даст вам (мн.ч.) баракат.

«БаракаЛлаху фика » — пусть Аллах даст тебе (муж.род) баракат.

«БаракаЛлаху фики » — пусть Аллах даст тебе (жен.род) баракат.

Эти формы наиболее используемые, но кроме этого, есть также и двойственное число.

«Аллах яхдик » — дословно «Пусть Аллах ведет тебя прямым путем». Произносится, когда кто-то заблуждается. Может использоваться во фразе не согласия, либо при произнесении чего-то запретного, и подвергающего опасности веру. При произнесении этой фразы также нужно учитывать грамматику арабского языка.

АузубиЛлях – «прибегаю к защите Аллаха» произносится в случае нежелания чего-то плохого.

Это лишь некоторые из самых ходовых фраз, которыми пользуются мусульмане. В действительности их больше, и, как правило, все они взяты либо из изречений, либо из их смысла и целей.
Абдуссабур Хайрутдинов

Он стал хафизом Священного Корана в свои шесть лет, в десять преподавал тем, кто был на много старшего его самого. Его знания были подобны бескрайним морям, а выдающиеся ученые задавали ему самые сложные вопросы, на которые он отвечал без особого труда, и всегда находил простое решение.

Желающих получить знаний от него становилось с каждым днем все больше и больше. Так, что ему уже выходя с утра из дома, приходилось по дороге давать кому-то уроки, а затем, придя в мечеть, вести уроки для тех, кто собрался там в ожидании своего учителя.

Благодаря своим знаниям он всегда был желаемым и почетным гостем на приемах правителей, крупных вельмож и выдающихся ученых.

Тот, кто хоть раз видел его, восхищаясь, восклицал:

МашаАллах! Он обладает такими глубокими знаниями, что, наверное, нет ни одного вопроса, на который он не знал бы ответ.

Годы следуют один за другим, количество тех, кто желал получить знания от него самого, встретиться, увидеться или удостоиться чести пригласить его к себе в гости, росло с каждым разом все больше. Так он стал уважаемым и признанным ученым.

В один прекрасный день, когда по завершению уроков он собрался выйти из мечети и пойти домой, его внимание привлек дервиш, сидящий в углу. Одет он был крайне бедно, если не сказать нищенски.

Проявив жалость он предложил дервишу еду, на что тот, поблагодарив ответил:

Хвала Аллаху, даровавшему пропитание мне и на сегодня тоже, в знак благодарности я хочу совершить два ракаата намаза.

После чего всецело погрузившись в свою молитву, дервиш совершил намаз. Завершив его дервиш поблагодарил еще раз и собирался уйти, как повернувшись к ученому, сказал:

Смысл четырех книг скрыт секретом в алифе... Пусть это четверостишье будет подарком для тебя.

Эти слова растрогали его до глубины души, ведь он годы потратил на то, чтобы познать секрет, о котором поведал дервиш.

Ухватив дервиша за полы одежды он спросил:

Скажи у кого ты учился, какие книги читал, и какими учеными был приглашен?

А затем, выдержав небольшую паузу, продолжил:

Ты же знаешь, о, великий ученый, Аллах дает тому, кто трудится. Но трудиться, вовсе не значит, что дни напролет нужно проводить все свое время за книгами. Трудятся и пчелы и пасечник. Пчела собирает нектар с полей, а пасечник собирает готовый мед.

На этом попрощавшись, дервиш удалился из мечети.

В некоторых людях, таким образом, находит отражение имени «Алим», принадлежащее Творцу. Нет сомнений в том, что Всевышний обладает бескрайними знаниями и ведает обо всем.

Поэтому среди прекрасных имен Всевышнего Аллаха мы можем увидеть имя «Аль-Алим». Он Ведающий, и Знающий все и обо всем, от начала до конца, да самых мельчайших подробностей, не ведомых другим.

По материалам TRT Diyanet

Все в этом мире имеет свою ценность: некоторые вещи имеют большую ценность, а некоторые - меньшую. Чем ценнее вещь, тем бережнее и заботливее относится к ней человек.

Если у человека есть роскошный автомобиль, он будет ценить его и постоянно следить, чтобы никто не нанес вред его машине. Он сделает все, чтобы автомобиль оставался в первоначальном неиспорченном состоянии, храня его в безопасном и надежном месте. Для такого поведения есть только одна причина - понимание ценности вещи.

И наоборот: у другого человека может быть самая драгоценная вещь, но, не сознавая ее ценности и обращаясь с ней как попало, он будет лишен получения максимальной выгоды от нее. Причина в том, что он считает эту вещь само собой разумеющейся и пренебрегает ее ценностью.

На почтенных алимов следует смотреть схожим образом. Аллах создал алимов в качестве опор религии, которые поддерживают учение и принципы Ислама. Обременив алимов столь большой ответственностью, Аллах также даровал им высочайшее положение - сразу после пророков, сподвижников и их последователей.

Чтобы прожить жизнь в качестве правдивых и искренних мусульман, нам следует уважать и почитать алимов. Нам следует часто посещать их собрания и получать максимальную духовную пользу от них. Это будет также средством достижения благ уже в этой жизни, равно как и блаженства на том свете.

Всевышний указывает на высокий статус алимов в следующем аяте Корана:

﴿ يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آَمَنُوا مِنْكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ ﴾


Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете. (58:11)

В этом аяте Всевышний говорит, что рассматривает верующих и особенно тех, кому дарованы знания (то есть алимов), в качестве обладателей высокого статуса.

Сообщается, что пророк Мухаммад ﷺ сказал:

من سلك طريقا يطلب فيه علما ، سلك الله به طريقا من طرق الجنة ، والملائكة تضع أجنحتها رضا لطالب العلم ، وإن العالم يستغفر له من في السماوات ، ومن في الأرض ، والحيتان في الماء ، وفضل العالم على العابد ، كفضل القمر ليلة البدر على سائر الكواكب ، إن العلماء ورثة الأنبياء ، إن الأنبياء لم يورثوا دينارا ولا درهما ، وأورثوا العلم ، فمن أخذه أخذ بحظ وافر


Кто последует по пути знаний, того Аллах сделает следующим по одной из дорог рая. Ангелы раскроют крылья от радости за искателя знаний. Все на небесах и на земле, даже рыба в море, будут просить прощение для алима. Преимущество алима над верующим как сияние полной луны по сравнению с остальными звездами. Воистину алимы - наследники пророков, и пророки не оставляют своим наследством динары и дирхамы; они оставляют знания. Таким образом, кто получает знания, тот получил огромную долю. (Абу Дауд)

Неотъемлемой частью наших убеждений является вера в то, что нет более благородного, благословенного и почитаемого человека перед Аллахом, чем пророк Мухаммад ﷺ. Всевышний благословил и оказал честь алимам в том, что Он сделал их наследниками такой великой личности, а также других пророков.

Неуважение к алимам

Из приведенного аята, а также указанного высказывания пророка ﷺ становится очевидно, что Аллах и Его благородный посланник - высочайшего мнения об алимах. Таким образом, те, кто испытывает недостаточное уважение к истинным алимам, в сущности, испытывают недостаточное уважение к Всевышнему и пророку Мухаммаду ﷺ.

Специалисты по исламскому праву говорят, что, если человек унижает и не уважает алима религии ради собственных знаний, тогда такой человек будет виновен в вероотступничестве и утратит свою веру (Фатава Махмудия. - Том 2, стр. 519). Соответственно, его брак станет недействительным. Если он продолжит брачные отношения, не совершив никах заново, он тем самым будет прелюбодействовать. Если его так называемая «жена» забеременеет при этом, их ребенок будет незаконорожденным.

Более того, пророк Мухаммад ﷺ настолько трепетно относился к вопросу уважения алимов, что исключил из своей уммы тех, кто оскорбляет и не уважает алимов.

Убада бин Самит (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова пророка ﷺ:

Кто не уважает наших стариков, не проявляет милосердие к нашей молодежи и не почитает наших алимов, тот - не из нас.

Поэтому каждый мсульманин обязан проявлять максимальное уважение к алимам. Каждый мусульманин должен спросить себя:

Ценю ли я алима так же, как ценю юриста, врача, профессора физики, эксперта? Разве может человек, не имеющий религиозных знаний, сравниться с алимом?

Следует также помнить, что алимы - тоже люди, несмотря на полученный им высокий статус от Аллаха и Его пророка ﷺ . Они не ангелы. Иногда они могут заблуждаться и делать ошибки. Но это не является оправданием для их неуважения.

Один профессор известного университета сказал:

Алимы - как копии Корана. Некоторые из них могут быть более выдающимися, чем другие, но все заслуживают уважения, даже если они ошибаются. Так же, как плохая копия Корана, которая может содержать опечатки или в которой могут отсутствовать некоторые страницы, будет с уважением храниться на самой высокой полке и не будет тронута без омовения из-за того, что является Кораном, - так же и алимы: если у них есть недостатки, это не должно быть причиной неуважительного отношения к ним. Высочайшее уважение должно оказываться им, ведь Аллах приказал уважение ко всем истинным алимам.

Здесь, в ЮАР, количество алимов велико. Это - огромное Божье благо и результат стараний наших предков, с уважением относившихся к своим алимам. Если мы будем принимать присутствие наших алимов как нечто само собой разумеющееся, следующее поколение будет лишено этого величайшего дара Аллаха.

Над следующими словами пророка Мухаммада ﷺ следует хорошо задуматься:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم إن الله قال من عادى لي وليا فقد آذنته بالحرب


Воистину, Аллах сказал: «Кто бы ни проявил враждебность к Моему другу, тому я непременно объявлю войну». (Бухари)

Известный хадисовед Али Кари (да пребудет над ним милость Аллаха) сказал, что под «другом» здесь подразумевается алим. История человечества сплошь заполнена случаями уничтожения людей, оскорблявших и унижавших алимов. Быть враждебным по отношению к алимам значит подставить себя под войну с Аллахом. Нам следует быть чрезвычайно внимательными к нашему подходу и отношениям с друзьями Аллаха и наследниками Его пророка ﷺ, то есть алимами, чтобы не попасть под указанное предупреждение Аллаха.

Молим Всевышнего, чтобы Он вел всех нас верной дорогой, дал нам осознание ценности алимов и внушил высочайшее уважение по отношению к ним нашему сердцу! Аминь.

Статья передана сайт муфтием Сухайлом Тармахомедом
Совет алимов провинции Квазулу-Натал, ЮАР