Эргономические требования при проектировании детских учреждений. Проблема детских садов в россии. Какие проблемы дошкольного образования существуют

Проблемы современных детских садов знакомы всем. Не только людям, у которых есть дети, посещающие подобные заведения, но и другим гражданам, которые видят внешний облик современных детских садов.
Во всех регионах России, он, как правило, легко узнаваем - это стандартное двухэтажное здание, с еще советской детской площадкой, включающей в себя железные горочки, лесенки, ржавые качели. Все это строилось на века, и служит верную службу многим поколениям.



Помимо этого, наши детские садики славятся переполненными группами, некачественным питанием, несвоевременно оказанной медицинской помощью, грубыми и ленивыми воспитателями...
и неприменно - постоянными поборами на ремонт. Некоторые детские сады только за то, чтобы поставить ребенка на очередь, чтобы записаться в садик требуют с родителей кругленькую сумму в размере 10 тыс. рублей... Деньги эти, как говорят, должны идти на оснащение детского сада, хотя известно, что данные нужды должно оплачивать государство.

И еще одна проблема - это частые болезни детей в детских садах. Причем, виновниками эпидемий в ДС всегда являются родители, которые могут отправить своего ребенка в коллектив с простуженным горлом и высокой температурой.

По всем вышеперечисленным причинам многие родители против того, чтобы ребенок ходил в детский сад и по возможности сидят с ребенком дома, воспитывая его самостоятельно.

И все же большинство отдают детей в ДС - ведь нужно зарабатывать деньги на жизнь. И потому, как уже было сказано ранее, сады переполнены, и не всегда представляется возможным получить место в том учреждении, где бы хотелось. Государство же имеет право предоставить любой ДС на территории данного населенного округа, независимо оттого - близко он будет или далеко от дома ребенка.

Прокуратура Москвы направила мэру Сергею Собянину результаты проверки дошкольных образовательных учреждений, в ходе которой были выявлены факты использования детсадов не по назначению, а также полуразрушенные и заброшенные детсады, сообщает в четверг Генпрокуратура РФ.

По данным департамента образования, с 1 сентября 2010 года в столичной системе дошкольного образования находилось более 2 тысяч детских садов, которые приняли более 343 тысяч детей, что примерно на 23 тысячи больше, чем в 2009-2010 учебном году. При этом в очереди стоят 25,5 тысячи дошколят.

Проверка показала, что "при очевидной проблеме нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях столицы ряд ведомственных детских садов используются собственниками имущества не по назначению", сообщает ведомство. Подобные факты выявлены, в том числе, в отношении зданий, находящихся в собственности города.

"В некоторых зданиях в настоящее время размещены различные органы власти", - указано в сообщении.

Естественно, что не во всех детских садах России ситуация столь плачевна. Есть очень приличные учреждения, с хорошим ремонтом, профессиональными воспитателями и качественнм питанием.
Например, вот очень красивый ДС в городе Новосибирске. Он признан лучшим в России.

А вот и современные детские площадки

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

(С. Л. Новоселова) .

Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде:

  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок) , материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
  • * реализацию различных образовательных программ;
  • * в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • * учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими) , соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы)

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) ;
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.
  • Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) , а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. ∙ 3.3. 5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные) , игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.

При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. ∙ Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании. ∙ На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими. ∙ В среднем- старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни

Не менее важным условием является многофункциональность предметно-развивающей среды. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные зоны для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. (В. В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др) .

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций:

  • организующей
  • воспитательной
  • развивающей

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

  • избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
  • создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука") , роста и предметного мира взрослых (Г. Н. Любимова, С.Л. Новоселова) ;
  • исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка

Вера Калинина
Эссе «ФГОС дошкольного образования: решение проблем или проблема решения?»

Может и не получится…

но попробовать стоит всегда .

Прочитав тему эссе , вдруг мне вспомнилась такая фраза. Скорее всего, это потому, что наше дошкольное образование в последние несколько десятилетий переживает очень много реформ.

Федеральный государственный образовательный стандарт…Всего лишь четыре слова, которые предполагают изменить мир дошкольной жизни и всех ее обитателей : дошкольников , и главным образом , воспитателей. Нас воспитателей погружают в мир постоянных экспериментов с апробацией всё новых и новых документов, программ, стандартов, а ведь в детских садах работает очень много специалистов с большим стажем работы и перестроиться работать по-новому становится с каждым годом все сложнее. И забывать не стоит о молодых специалистах, которые хоть и не в большом количестве, но всё же приходят работать в детские сады. Они, выпускаясь из образовательных учреждений , тоже оказываются не готовыми работать по ФГОС ДО и приобретают опыт работы в данном направлении непосредственно на рабочем месте. Таким образом , перед нами встает и проблема в программе подготовки выпускников педагогических ВУЗов, но пока этот вопрос решается нам все же ничего не остается, как работать. И тут возникает вопрос : «Новый стандарт решит ли проблему нашего образования или всё же мы вернемся к тому доброму и хорошо забытому старому способу воспитания и обучения детей?» Возможно, со мной может кто-то не согласиться и сказать, что проблем в образовании нет , но думаю, что найдутся и те, кто поддержит меня.

С одной стороны новый образовательный стандарт даёт воспитателям и детям больше свободы. У воспитателей эта свобода проявляется в выборе программы, способов и методов обучения, применении инновационных методик. Стандарт не ориентирован на четкие выделения знаний, умений и навыков, а дают целевые ориентиры для работы воспитателя. И с этим я согласна. При такой формулировке в стандарте лично мне как воспитателю работать становится легче. Ведь мне не надо во время процесса воспитания и обучения детей гнаться за знаниями, умениями и навыками, чтобы выпустить из детского сада в школу совершенного ребенка. Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном ритме, и было бы не совсем профессионально решать свои задачи по выпуску коммуникабельного, открытого, готового разрешить любую трудность ребенка, за счет его сил, переживаний.

Свобода для детей проявляется в самостоятельном выборе действий. Образовательный стандарт позволяет детям в соответствии со своими желаниями не участвовать в непосредственно образовательной деятельности или деятельности осуществляемой в режимных моментах. И тут снова возникает вопрос «Поможет ли ФГОС ДО решить проблему современного воспитания?» Я считаю, что в наше время дети получают много свобод. И под словом «свобода» они понимают совершенно иное, чем мы взрослые. Им кажется, что они могут делать что угодно, как угодно и самое главное в сознании детей есть понимание того, что они защищены законом и все их действия правильны. Но, к сожалению, наши дети не знают, что такое ответственность за свои действия. Поэтому воспитателям, чтобы действовать в рамках образовательного стандарта , необходимо с яслей прививать детям чувство ответственности и результатом такой работы, по моему мнению, будут дети, умеющие осознанно совершать действия не только в рамках детского сада, но и дома.

С другой стороны нам спускают такой посыл для реализации ФГОС ДО «Сделай то - не знаю что и сделай так - не знаю как» . Что я имею в виду, постараюсь объяснить. Согласно образовательному стандарту нам необходимо обеспечить предметно-развивающую среду, которая будет полифункциональная, вариативная, содержательно-насыщенна, трансформируема, доступна и безопасна. Все мы это знаем. Но тут появляется другая проблема , если два последних пункта : обеспечение доступной и безопасной среды, где-то полностью зависит от воспитателя, то остальные пункты должны реализовываться совместно с действиями заведующего детским садом, муниципальными органами, краевыми властями и наконец-то, государственными органами. В наше время всё сводится к тому, что воспитатели должны обеспечить и выполнить условия реализации ФГОС ДО , но как это сделать, если нас оставляют один на один с проблемами насыщаемости предметно-развивающей среды. Здесь я говорю о том, что финансирование со стороны государственных органов сведены к максимальному минимуму. Ни для кого не секрет, что, то обеспечение, которое имеется в наших детских садах сейчас, оставляет желать лучшего. И мы этого лучшего желаем и очень хотим работать в современных условиях с современной предметно-развивающей средой. К сожалению, так и остается производить попытки решения данной проблемы своими силами . Думаю, что все понимают, реализовывать федеральный государственный стандарт, было бы эффективнее и проще, если бы все структуры действовали сообща. В противном случае, у меня возникает вопрос «Зачем нам ФГОС ДО , если сплоченности в его реализации не видно?»

Что касается, родителей, то в концепции ФГОС ДО особое внимание уделяется взаимодействию педагогов с семьей, родителями как главными союзниками и заказчиками на образовательные услуги . Современные же родители приводят ребенка в детский сад с твердым убеждением того, что воспитатель и специалисты обязаны воспитать и обучить ребенка. При этом большинство родителей считает, что дошкольная организация должна предоставить весь спектр востребованных дополнительных образовательных услуг , чтобы не водить ребенка по вечерам в кружки, секции и т. п. Моё же мнение, что родители воздействуют на ребенка каждый день, поэтому у них больше возможностей для формирования личностных качеств ребенка. Педагоги могут только помочь родителям в этом, направить их в нужное направление, предложив родителям свою помощь. Ведь образовательный стандарт говорит нам о том, что семья и детский сад должны действовать вместе. Исходя из этого перед детским садом и воспитателем в частности, встает проблема взаимодействия с родителями. Я думаю, что в данном направлении придется еще долго работать, прежде чем мы получим себе родителей как союзников, а не просто заказчиков.

В завершении хочется сказать, надеюсь, что ФГОС позволит дошкольному образованию занять достойную первую ступень в системе образования России .

Публикации по теме:

ФГОС. Требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное.

Механизм решения проблемы преемственности ДОУ и начальной школы в условиях ФГОС Необходимость преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Преемственность это двусторонний процесс,.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках решения задач ФГОС до "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в рамках решения задач ФГОС ДО"Студия «Народные игры нашего детства» с применением.

ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании - Кризис в системе образования в России на всех уровнях. - Несоответствие.

1.Проектирование оборудования для дошкольных учреждений.

1.1.Предисловие

1.2.Детские учреждения. Детские сады

1.3Оборудование детских дошкольных учреждений

1.4Ясли

1.5Детские сады-интернаты

1.6Детские здравницы

2. Школьные учреждения

2.1 Общие положения и область применения

Требования к условиям и организации обучения школьников в

различных видах общеобразовательных учреждений

2.2 Требования к размещению общеобразовательных учреждений

2.3 Требования к участку общеобразовательных учреждений

2.4 Требования к школьному зданию

2.5 Требования к оборудованию помещений

2.6 Требования к воздушно-тепловому режиму

2.7 Требования к естественному и искусственному освещению

2.8 Требования к водоснабжению и канализации

2.8 Требования к помещениям и оборудованию школ,

размещенных в приспособленном здании

2.9 Требования к организации учебно-воспитательного процесса

2.10 Требования к санитарному состоянию и содержанию

общеобразовательных учреждений

3. Рестораны

3.1 Предисловие

3.2 Эргономические требования к залу ресторана

3.3 Кухня ресторана

3.4 Помещения для посетителей

3.5 Интерьеры помещений

3.6 Производственные помещения

3.7 Помещения для приема и хранения продуктов

3.8 Служебные и бытовые помещения

3.9 Инженерное оборудование

3.10 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

3.11 Водоснабжение и канализация

3.12 Устройство внутренних электрических сетей

4. Лобби-бары

5. Кафе с большой наполняемостью

5.1 Область применения

5.2 Определения

5.3 Классификация предприятий общественного питания

5.4 Общие требования

5.5 Освещение

5.6 Отопление

5.7 Вентиляция

5.8 Водоснабжение

6. Коттедж

6.1 Минимальные требования к устройству жилого дома

6.2 Отопление и вентиляция в соответствии со СНиП 2.04.05-91.

6.3 Гостиная

6. 4 Кухня

6.5 Детская

6.6 Комната-гардеробная

6.7 Спальня

6.8 ванная комната

6.9 Малогабаритные комнаты

7. Квартира

7.1 Понятие эргономики жилого интерьера

7.2 Пространственное соотношение

7.3 Планировка квартиры

7.4 Варианты планировки

7.5 Освещение

7.6 Системы вентиляции квартиры

7.7 Правила расположения санузла в квартире

8. Салон красоты

8.1 Цветовое решение интерьера.

8.2 Вентиляция и кондиционирование в салоне.

8.3 Освещение в салоне.

8.5 Водопровод и канализация.

8.6 Коммуникации.

8.8 Уголок парикмахера: эргономичная красота.

8.9 Оборудование рабочего места для стилиста-визажиста.

9. Организация рабочего пространства на предприятии

Организация рабочего пространства

9.1 Рабочее место и рабочая зона. Элементы рабочего места

9.2 Этапы и принципы эргономической организации рабочих мест на

предприятии

9.3 Пути совершенствования организации рабочих мест

Современное предприятие: оборудование и работа в нем

9.4 Основные требования к организации рабочего места

9.5 Оснащение и обслуживание рабочего места

10. Эргономика офисного пространства. Офис кабинетного типа

10.1 Виды планировки офисов

10.2 Офисное пространство

10.3 Зонирование офисного пространства

10.4 Обустройство офиса

10.5 Рабочая зона

10.6 Два вида офисов кабинетного типа

10.7 Кабинет руководителя

10.8 Комнаты особого назначения

10.9 Рабочее место

10.10 Офисная мебель. Эргономические требования к рабочим сиденьям

10.11 Благоустройство офиса

10.12 Освещение

10.13 Звукоизоляция

10.14 Цветовая гамма

1.Проектирование оборудования для дошкольных учреждений.

1.1. Предисловие

Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания основывается, с одной стороны, на интуиции и спонтанности (сфера искусства) и информации и методологии (область науки и техники) с другой. Проектировщик (архитектор, дизайнер) балансирует между искусством и фактами. К основополагающим составляющим, определяющим характеристики среды, ее оборудования и предметного наполнения, относятся, в первую очередь, показатели, связанные с «человеческими факторами».

«Основы эргономики» являются одним из специальных курсов в цикле профессиональной подготовки специалистов квалификации «архитектор-дизайнер», т.к. раскрывают основные принципы и приемы проектного формирования элементов и комплексов оборудования и предметного наполнения среды, составляющих важнейшую и неотъемлемую часть современных интерьеров и городских пространств.

Наше время требует новых подходов к использованию эргономических знаний при проектировании среды. Достижения и знания эргономики в производственной и военной сферах, таких далеких, казалось бы, от области архитектурно-дизайнерского проектирования, сегодня трансформируются и используются при организации досуга, жилища, формировании рабочих мест в офисах, банках и домашних кабинетах. Знания основ проектирования систем «взаимодействия человека и машины», основ формообразования предметов становятся важными и для сферы повседневного жизнеобеспечения. Они также используются при создании архитектурных объектов с использованием концепции «интеллектуального дома», когда сложное электронно-технологическое оборудование программируется сообразно сценарному моделированию и конкретному образу жизни, при проектировании мебели для отдыха, спортивного снаряжения, медицинского оборудования, автомобилей и мотоциклов, велосипедов и роликовых коньков и др. изделий, предназначенных для рядового пользователя-непрофессионала, старика, ребенка и т.д.

Эргономика помогает архитектору и дизайнеру развивать имеющиеся у них простейшие навыки функционально-пространственного анализа, превращающего эти навыки в комплексный системный подход, детально учитывающий потребности и возможности человека в различных аспектах его жизнедеятельности.

Вопросы удобства, комфорта и безопасности являются центральными в эрго-дизайнерском проектировании средовых объектов. Эргономика участвует и в создании нормативной базы проектирования, способствуя разработке ее новых разделов.

В данном реферате особенное внимание уделено проблемам формирования среды для детей дошкольного возраста, рассмотрены специфические требования для реализации полноценной жизнедеятельности в интерьерных пространствах.

В реферате использованы таблицы, иллюстративный материал, имеющие научно-практическое и методическое значение, как из достаточно распространенных отечественных и зарубежных источников, так и уникальных на сегодняшний день изданий. Основные из них приведены в перечне использованной литературы.

1.2ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Детские ясли - для детей в возрасте от 6 недель до 3 лет.

2. Детские сады - для детей в возрасте от 3 до 6 лет.

3. Интернаты - для детей в возрасте от 6 до 14 лет.

Дошкольное образование – важная составляющая социальной жизни страны. От качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому дошкольное образование сейчас рассматривается как важнейший социоформирующий фактор.

Соответственно, проблемы дошкольного образования активно обсуждаются и решаются, о чём свидетельствует проведённое 23 апреля 2013 года заседание в формате Открытого Правительства, на котором представители власти вместе с экспертами обсуждали самые актуальные проблемы дошкольного образования в РФ.

Какие проблемы дошкольного образования существуют?

Как и любая сложная система, дошкольное образование, к сожалению, является вместилищем для множества проблем. Для их устранения необходимо глубокое реформирование этой системы, которое должно проводиться своевременно и поэтапно. Эксперты выделяют следующие наиболее актуальные проблемы дошкольного образования:

1. Проблемы в области финансирования

Сюда относятся:

  • недостаточное оснащение детских садов,
  • устаревание материально-технической базы,
  • невозможность обеспечить в некоторых дошкольных учреждениях достойный уровень учебно-методической базы,
  • отсутствие компьютеров и подключения к Интернету в некоторых ДОУ.

В некоторых детских садах основное финансирование осуществляется за счёт родителей – это тоже проблемы дошкольного образования, которые требуют разрешения.

2. Проблемы с педагогическими кадрами

Профессиональные стандарты для педагога в системе дошкольного образования нуждаются в изменении. Система подготовки кадров, чьей областью деятельности является дошкольное образование, напрямую влияет на качество дошкольного образования. После разработки нового федерального стандарта эти проблемы дошкольного образования будут разрешены.

Финансовый вопрос, касающийся оклада педагога в ДОУ, также будет рассмотрен, зарплаты будут повышены.

3. Перегруженность детских садов

Проблемы дошкольного образования, связанные с недостатком мест, рассматриваются многими экспертами как наиболее актуальные. Детские сады перегружены, во многие из них стоят очереди, у некоторых детей просто нет возможности попасть в детский сад.

Тем временем, посещение детского сада является важнейшим социализирующим фактором для ребёнка, и дошкольное образование должно охватывать возможный максимум детей. Из-за того, что группы в детских садах перегружены, ДОУ не могут полностью отвечать необходимым педагогическим, материально-техническим и санитарным нормам.

4. Проблемы с организацией питания

Нормативно-правовые акты, регулирующие питание в детском саду, его организацию, нуждаются в корректировке. Кроме того, ощущается нехватка специалистов, которые могут компетентно заниматься организацией питания в ДОУ.

5. Проблемы с взяточничеством

Из-за нехватки мест в детских садах образуются большие очереди, что, в свою очередь, создаёт благоприятную почву для развития взяточничества. Получая взятку, заведующие могут на этом основании самостоятельно распределять приоритеты при приёме детей в детский сад.

В первую очередь, развитию этой ситуации благоприятствуют сами родители, которые пойдут на всё ради того, чтобы записаться в самый удобный для них садик.

Кроме того, эта проблема исходит из того, что приоритеты приёма в дошкольные образовательные учреждения остаются размытыми: если в садах нет мест, родители порой не могут добиться приёма ребёнка даже в то ДОУ, к которому они привязаны по месту жительства.

Проблемы дошкольного образования: глазами родителей

Дошкольное образование имеет некоторые специфические черты. К примеру, в этой области сказывается несамостоятельность конечного потребителя услуг (ребёнка) в выборе учреждения, которое будет обеспечивать выполнение этих услуг. Так как в получении ребёнком дошкольного образования заинтересованы, в первую очередь, родители, именно они чаще всего сталкиваются с проблемами в дошкольном образовании лицом к лицу.

Со стороны родителей самой актуальной проблемой является недостаток мест в ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность. Родители стараются записать ребёнка в детский сад заранее, с момента получения свидетельства о рождении, многие записываются в 5-10 детских садов, стоят в огромных очередях, предлагают заведующим взятки, устраивают различные конфликтные ситуации.

Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить, на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.

Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.

Проблемы дошкольного образования: поиск решений

В данный момент работа по повышению качества такого сегмента образовательной сферы, как дошкольное образование, ведётся, главным образов, в следующих направлениях:

  • Разрабатывается новый профессиональный и образовательный стандарт для работников системы дошкольного образования;
  • Строятся новые здания под детские сады, предлагаются проекты по привлечению частных инвесторов с целью постройки и приобретения новых помещений и зданий, в которых будут располагаться ДОУ. Эта деятельность поможет решить проблемы дошкольного образования, связанные с нехваткой мест в детских садах;
  • Рассматриваются новые проекты по финансированию детских садов. Объём планируемых средств, которые будут выделены на развитие дошкольного образования в 2013-15 гг. превышает 1 трлн. рублей;
  • Создаются благоприятные условия для побуждения частных предпринимателей к открытию дошкольных образовательных учреждений на частной основе;
  • К 2016 году планируется обеспечить как минимум 1 600 000 новых мест в детских садах.