Диплом оценка состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию налогового планирования в ООО «ЭксИм Стандарт». Предложения по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации Мероприятий и рекомендаций по совершенствованию налогового регул

Отказ налоговых органов в принятии расходов по налогу на приб...

Необходимость учета требований законодательных и нормативных актов обусловлена, в частности, наличием в законодательной базе нормативных актов, посвященных уклонению от уплаты налогов, незаконному обороту денежных средств и имущества, недобросовестному предпринимательству и банкротству и т.д., а также таких понятий, как "притворная сделка", "мнимая сделка", "недействительная сделка" и т.п., установленной действующим налоговым законодательством ответственностью плательщиков налогов и сборов за нарушение налоговых законов. "Налоговое планирование, не нарушающее закон, - обычная практика бизнеса по всему миру. Кредо налогового планирования - ориентация на логику, а не на временные дыры в законодательстве".

Экономический субъект, использующий налоговое планирование, может улучшить свое положение без ухудшения положения других. Поэтому принцип Парето-оптимальности может быть одновременно и требованием, предъявляемым к налоговому планированию.

Организационная структура налогового планирования, как и в целом всего процесса планирования на предприятии, должна обеспечивать интеграционную взаимосвязь иерархических уровней управления - оперативного, тактического и стратегического - и согласованность задач, решаемых в ходе принятия управленческих решений на каждом из уровней.

Поскольку построение системы налогового планирования на предприятии начинается с определения его стратегических целей в области налоговой политики, то оно должно обеспечить соблюдение требования, при котором текущие действия предпринимаются с учетом долгосрочных планов.

Непрерывность процесса планирования налоговых платежей позволяет сделать возможным постоянный контроль, анализ и коррекцию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды.

Процесс налогового планирования на предприятии охватывает длительный период его будущей деятельности. Причем в связи с непостоянностью окружающей среды мероприятия налогового планирования должны постоянно корректироваться. Поэтому нельзя ожидать, что они будут реализованы в своем первоначальном виде. Развитие налоговой стратегии предприятия должно происходить на основе принципа гибкости, т.е. с учетом той степени, в которой эта стратегия может быть применена к непредвиденным обстоятельствам. Каждый ожидаемый результат влияния налогового планирования на объемы и направления денежных потоков базируется на определенном предположении (прогнозе) о состоянии объекта в будущем. И чем более неопределенным будет это предположение, тем больше вероятность риска того, что эта стратегия может оказаться неприменимой на практике и будет иметь отрицательный эффект (оказывать негативное воздействие на денежные потоки). Если же предприятие в состоянии быстро модифицировать или хотя бы отменить ошибочную стратегию с минимальными потерями, то этот риск может быть сведен к минимуму. Поэтому принцип гибкости налогового планирования предполагает возможность своевременно корректировать планы, адаптируя их к изменяющимся условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Подбор и разработка схем оптимизации налоговых платежей предприятия должны быть основаны на возможности выбора между альтернативными вариантами оформления хозяйственной операции. В области налогового планирования это обусловлено возможностью использования тех или иных схем налогообложения посредством формирования множества альтернатив и выбора в области компромиссов варианта с оптимальными показателями.

Налоговое планирование: принцип разработки и основные этапы работы

Построение грамотной и эффективной налоговой политики имеет следующие 3 этапа:

  • 1. Анализ деятельности
  • 2. Разработка проекта
  • 3. Внедрение схемы

Анализ деятельности компании предусматривает проведение следующих операций:

  • 1) Проверка контрагентов
  • 2) Оценка методологических рисков
  • 3) Анализ (аудит) и оценка налоговой нагрузки, определение суммы возможной оптимизации

Результат. Видна текущая ситуация по результатам деятельности - оптимизация налогообложения или уклонения от уплаты налогов. Аудит расчетов по налогам позволит разработать приемлемые для Заказчика способы и пути сокращения налоговых платежей.

Оптимизация налогообложения предполагает минимизацию сумм платежей, подлежащих уплате в бюджет и недопущение штрафных санкций. Целью оптимизации является не снижение налогов, а увеличение доходов субъекта предпринимательской деятельности после уплаты налоговых платежей. Ведь минимизация одних налогов может привести к увеличению других, а впоследствии -- к штрафным санкциям со стороны налоговых органов. Иначе говоря, штрафные санкции могут превысить планируемый эффект от минимизации налогов, что свидетельствует о неэффективном методе налоговой оптимизации.

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей.

Одна и та же цель субъектов экономических отношений может быть достигнута различными путями.

В ходе исследования определена степень налоговой нагрузки на доходы ООО "Спектр", которая определяется отношением суммы налоговых издержек к сумме выручки предприятия за анализируемый период.

Таким образом, налоговая нагрузка на доходы в целом по налоговым издержкам в 2012 году составляла 13,55 %, в 2013 году увеличивается до уровня 14,39 %, что свидетельствует о росте выручки большими темпами, чем суммы налоговых издержек за исследуемый период. В 2014 году налоговая нагрузка на доходы по налоговым издержкам составила 16,65 %.

Если рассматривать налоговую нагрузку по отдельным видам налогов, то можно отметить, что наибольший удельный вес в этом составе занимает именно налог на прибыль и составляет по итогам анализа 7,11 % в 2012 году, в 2013 году 7,73 %, а в 2014 году - 8,74 %.

Проведенное исследование показало, что если бы ООО "Спектр" применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, то заплатило бы 3,3 млн. руб. налогов.

Если бы ООО "Спектр" выбрало объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то заплатило бы в бюджет налогов на сумму 2,9 млн. руб.

Таким образом, ООО "Спектр", применяя традиционную систему налогообложения, заплатило бы в бюджеты различных уровней налогов на сумму 59,2 млн. руб. Если бы ООО "Спектр" подало заявление с начала 2014 года о переходе на УСН с объектом налогообложения доходы, то заплатило бы в бюджет налогов на сумму 17,7 млн. руб., что гораздо меньше, чем при традиционной системе налогообложения.

Если бы ООО "Спектр" приняло решение о переходе на УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, то заплатило бы в бюджет налогов на сумму 42,6 млн. руб. Таким образом, для ООО "Спектр" целесообразно применение УСН 6%.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, ООО "Спектр" необходимо перейти на УСН (6 %), что существенно снизит налоговую нагрузку (более чем в 2 раза). Несмотря на то, что с 2015 года при применении специальных налоговых режимов необходимо будет уплачивать страховые взносы в полном объеме, применение УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы также целесообразно, так как нагрузка будет многократно меньше налоговой нагрузки при ОСН за счет того, что предприятию не надо будет уплачивать НДС, налог на прибыль и налог на имущество.

Подводя итог, можно утверждать, что выдвинутая в начале исследовательской работы гипотеза подтверждена проведенным анализом. В связи с этим, рекомендуем ООО "Спектр" перейти на упрощенную систему налогообложения доходы 6%, так как данный налоговый режим действительно предоставляет значительные выгоды.

Список использованной литературы

  • 1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): по состоянию на 1 января 2013 года. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2013. - 572 с.
  • 2. Александров И. М. Налоги и налогообложение:учебник для студ. вузов по экон. спец./ И. М. Александров. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М. :Дашков и К*,2013. - 314 с.
  • 3. Анищенко А.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения: учеб. пособие - М. : Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", 2012. - 167с.
  • 4. . Белостоцкая В.А. Системный подход к измерению налоговой нагрузки. //Финансы 2015.- №3.-С.12-18
  • 5. Бирючев О.И. О некоторых вопросах оптимизации налогообложения // Финансы. - 2015. - № 6. - С.48-52.
  • 6. Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации: конкретные примеры // Консультант. - 2012 - №22.-С.44-48
  • 7. Брызгалин А.В., Гринемаер Е.А. Договор и налоговый контроль: методы и приемы налоговых органов по проверке условий договора, проверке договора для целей налогообложения // Налоги и финансовое право. 2014.-№5.- С. 27-66.
  • 8. Брызгалина А.В. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика: Учебное пособие - М, 2014. - 184с.
  • 9. Вылкова Е.С., Кацюба И.А., Петухова Р.А., Фирсова Е.А.; под редакцией Петуховой Р.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие - Издательство СПбГУЭФ, 2014. - 80 с.
  • 10. Горина Г.А. Упрощенная система налогообложения: методологический аспект //Новое в бухгалтерском учете и отчетности. - 2012. - № 5.-С.25-29
  • 11. Джаарбеков С.М Налоговое планирование = оптимизация налогообложения // Финансовый директор. - 2015 - №1.-С.32-38
  • 12. Дуканич Л. В. Налоги и налоговый менеджмент в России: учеб. пособие / Л. В. Дуканич. - Ростов-н/Д: Феникс,2012. - 606 с.
  • 13. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М. - 2013 - 487с.
  • 14. Задорогин СИ. Понятие оптимизации налогообложения и отличие от смежных правовых понятий // Право и жизнь. 2013. -№ 72.-С.15-16
  • 15. Задорогин СИ. Правовые проблемы применения механизма реализации товаров (работ, услуг) как инструмент оптимизации налогообложения // Право и жизнь. 2013.- № 73.-С.8-13
  • 16. Задорогин СИ. Правовые критерии правомерности осуществления оптимизации налогообложения как условия защиты прав налогоплательщика //Право и жизнь. 2013. - № 74.-С.15-27
  • 17. Зарипов В.А. Оптимизация или уклонение? // ЭЖ-ЮРИСТ, - 2015 - № 16.-С.12-13
  • 18. Иванова Е.П. Профессиональное налоговое планирование: оптимизация налоговых выплат // Финансовый директор. - 2014. - № 12.-С.2-9
  • 19. Карпов А. Самые популярные законные способы снижения налога на прибыль [Электронный ресурс]: URL: www.glavbuh.net
  • 20. Кисилевич, Т. И. Практикум по налоговым расчетам:учеб. Пособие для студ. вузов/ Т. И. Кисилевич,. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Финансы и статистика,2013. - 368 с.
  • 21. Налоги и налогообложение:учеб. для студ. Вузов / И. А. Майбуров, А. Д. Выварец, О. В. Бабушкина и др.; под. ред. И. А. Майбурова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 655 с.
  • 22. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ. вузов экон. спец./ Д. Г. Черник, Е. А. Кирова, А. В. Захарова и др.; под. ред. Д. Г. Черника. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2013. - 311 с..
  • 23. Налоги и налогообложение в АПК: учеб. пособие / Н. Ф. Зарук, В. В. Ухоботов, М. Ю. Федотова, О. А. Тагирова. - М. : КолосС,2013. - 224 с.
  • 24. Пасько О.Ф. Определение налоговой нагрузки на организацию.// Налоговый вестник. 2012. №6.-С.16-21
  • 25. Петрова Т.Т. Упрощенная система налогообложения //Консультант бухгалтера. - 2013. - № 3.-С.8-14
  • 26. Рогозин, Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях,оптимизация и минимизация налогообложения: / Под. ред. Б.А. Рогозина, 7-е изд., в 3-х тт. - М.: 2013 - 364с.
  • 27. Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения: Практическое пособие. - М.: Издательства "Экзамен", 2012 - 65с.
  • 28. Слесаренко В. Методика оптимизации налогообложения [Электронный ресурс] URL: www.public-optimiz.ru (дата обращения: 20.10.2015).
  • 29. Тарасова В. Ф, Владыка М. В, Сапрыкина Т.В, Семыкина Л. Н. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 224с.
  • 30. Черник Д.Г. налоги и налогообложение Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012 - 300с.

Приложение А

Организационная структура ООО "Спектр"

ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

──────────────────────────┬─────────────┬──────────────┬─────────────────── │ Вид │Срок внесения │ Ответственные │ документа │ в │ исполнители │ │Правительство │ │ │ Российской │ │ │ Федерации │ ──────────────────────────┴─────────────┴──────────────┴─────────────────── 1. Урегулирование порядка проект I квартал Минфин России осуществления налоговыми федерального 2013 г. Минэкономразвития органами контроля за закона России исполнением кредитными ФНС России организациями с участием Банка обязанностей, России установленных Налоговым кодексом Российской Федерации 2. Развитие проект декабрь Росфинмониторинг информационного обмена федерального 2012 г. Минфин России между налоговыми органами закона Минэкономразвития и банками в отношении России сведений о счетах, ФНС России вкладах (депозитах) с участием Банка организаций и физических России лиц 3. Предоставление проект декабрь Росфинмониторинг налоговым органам права федерального 2012 г. Минфин России истребовать документы закона Минэкономразвития (информацию), касающиеся России деятельности лиц, с ФНС России участием (при посредничестве) которых проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) совершается сделка (совокупность сделок) по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг) 4. Размещение в проект I квартал Минфин России информационно- федерального 2013 г. Минэкономразвития телекоммуникационной сети закона России "Интернет" на официальном ФНС России сайте ФНС России и в средствах массовой информации перечня налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов, банков), которые не исполнили в течение 2 месяцев со дня истечения сроков исполнения направленных им требований об уплате (перечислении) налогов (сборов, пеней, штрафов и процентов) в полном объеме обязанность по уплате (перечислению) сумм налогов (сборов, пеней, штрафов и процентов) 5. Определение налоговых проект декабрь Росфинмониторинг последствий сделок, федерального 2012 г. Минфин России совершенных с участием закона Минэкономразвития организаций, имеющих России признаки "фирм- ФНС России однодневок" 6. Введение проект декабрь Росфинмониторинг обеспечительной меры в федерального 2012 г. Минфин России виде приостановления закона Минэкономразвития операций по счетам России налогоплательщика- ФНС России организации в банке в случае отсутствия организации по месту нахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц 7. Совершенствование проект декабрь Росфинмониторинг процедуры камеральной федерального 2012 г. Минфин России налоговой проверки закона Минэкономразвития налоговой декларации по России налогу на добавленную ФНС России стоимость, налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, а также налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, в которой указан убыток 8. Совершенствование проект декабрь Росфинмониторинг ответственности лиц, федерального 2012 г. Минфин России решения которых привели к закона Минэкономразвития возникновению России задолженности организации ФНС России по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации и неисполнению денежных обязательств перед Российской Федерацией 9. Уточнение перечня проект декабрь Росфинмониторинг оснований для отказа в федерального 2012 г. Минфин России государственной закона Минэкономразвития регистрации юридических России лиц ФНС России 10. Усиление уголовной проект декабрь Росфинмониторинг ответственности за федерального 2012 г. МВД России легализацию (отмывание) закона Минфин России доходов, полученных Минэкономразвития преступным путем, а также России за нарушение ФНС России законодательства в части трансграничного перемещения валютных средств 11. Подготовка проект IV квартал Минфин России предложений, направленных федерального 2013 г. Минэкономразвития на противодействие закона России избежанию налогообложения ФНС России с использованием "оффшорных" юрисдикций, включая определение в законодательстве понятий "налоговый резидент- организация", "фактический получатель дохода". Определение порядка налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний 12. Совершенствование проект II квартал Минфин России порядка применения федерального 2013 г. Минэкономразвития контрольно-кассовой закона России техники при осуществлении ФНС России наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт ───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Большинство российских организаций имеет специализированные регистры налогового учета либо в полном объеме, либо по отдельным участкам учета. Для большинства налогоплательщиков налоговый учет не является системой, имеющей свои индивидуальные цели и задачи.

Налоговый учет не существует как стабильная самостоятельная система учета и принимает различные формы соединения с системой бухгалтерского учета (вплоть до полного совпадения) в зависимости от индивидуальных предпочтений участников экономической деятельности.

При этом трудозатраты налогоплательщика возрастают в связи Бухгалтерский и налоговый учет: проблемы взаимодействия - «Бухгалтерский учет», №13, 2002г:

  • 1. с необходимостью разработки налоговых регистров;
  • 2. выполнением дополнительных процедур по вводу и обработке информации о фактах хозяйственной деятельности;
  • 3. дополнительной проверкой информации о доходах и расходах по данным налогового учета, поскольку налоговый учет не предполагает наличия системы двойной записи, и учетные работники лишены возможности проверки внутри учетной системы;
  • 4. затратами дополнительного времени во время налоговой проверки для ознакомления проверяющих с организацией системы налогового учета.

В качестве основных направлений сближения бухгалтерского и налогового учета можно предложить следующее Расчет и обоснование критерия выручки сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) для проекта федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». - М.: ТПП России, 2007:

  • 1. совершенствование налогового законодательства. Разработка процедуры расчета налогооблагаемой прибыли путем корректировки бухгалтерской прибыли;
  • 2. совершенствование системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. В частности, изменение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» в направлении его большей информативности и возможности использования для расчетов налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
  • 3. совершенствование методологии бухгалтерского учета по направлению классификации расходов (прямых и косвенных, основных и накладных, переменных и постоянных) по отраслям экономики;
  • 4. изменение техники ведения налогового учета, отказ от системы налоговых регистров;
  • 5. координация деятельности органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского и налогового законодательства, по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, бухгалтерской и налоговой отчетности.

Следует также внести изменения в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, которые позволят отказаться от отдельной системы налогового учета хозяйственных операций для исчисления налога на прибыль и сделают возможным использование для этого только данных бухгалтерского учета.

Благодаря предлагаемым изменениям можно достигнуть следующих результатов:

  • 1. увеличить эффективность налоговых проверок по налогу на прибыль со стороны налоговых органов и сократить их сроки;
  • 2. упростить расчет налоговой базы по налогу на прибыль для всех налогоплательщиков и тем самым сократить затраты, не связанные с повышением рентабельности бизнеса (трудозатраты бухгалтерий, аудиторские услуги);
  • 3. в конечном итоге повысить собираемость налога на прибыль.

Предлагаемая система учета хозяйственных операций для целей налогообложения прибыли по правилам нормативных документов по бухгалтерскому учету не приведет к тому, что налогооблагаемая и бухгалтерская прибыль будут идентичными величинами. В большинстве случаев разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью будет обусловливаться наличием постоянных разниц (по терминологии ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»), т.е. таких доходов и расходов, которые влияют на бухгалтерскую прибыль, но никогда не будут учитываться при налогообложении прибыли.

Бухгалтерская и налогооблагаемая прибыль также могут отличаться друг от друга на величину временных разниц (по терминологии ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»), т.е. доходов и расходов, которые влияют как на бухгалтерскую, так и на налогооблагаемую прибыль, но в разные отчетные (налоговые) периоды.

Для реализации предложений по сближению бухгалтерского и налогового учета необходима систематическая работа представителей ФНС, Минфина России, ТПП России, научных и общественных профессиональных организаций, прежде всего в области методологии учета.

Вывод: Обособление методов налогового и бухгалтерского учета, отсутствие единой системы регистрации и обработки информации, неиспользование в налоговом учете принципа двойной записи приводит к повышению трудозатрат по ведению учета. В целях решения данной проблемы сближения бухгалтерского и налогового учета необходимо создать рабочую группу, которая будет осуществлять координацию работ по сближению налогового и бухгалтерского учета.

К основным направлениям совершенствование налогового регулирования можно отнести:

Снижение общей налоговой нагрузки;

Упорядочение и упрощение налогового законодательства;

Увеличение доходов бюджета за счет выведения бизнеса «из тени».

Для успешного функционирования налоговой системы государства необходимо постоянно совершенствовать законодательную технику в соответствующей области. Нормы, предписывающие вменение того или иного налога, должны соответствовать выбранной налоговой модели. От того, насколько правильно построена система налогообложения, от корректности юридической техники налоговых норм зависит надлежащая реализация налоговых функций, что является предпосылкой для эффективного развития всего хозяйственного механизма страны. Анализ налоговых правоотношений может иметь положительные результаты только в том случае, если в основе их будут лежать экономические отношения, а также правотворческие документы государства в области налогообложения.

Все устанавливаемые в стране налоги имеют единую цель -- формирование бюджетов, обеспечивающих каждому гражданину РФ, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации или муниципального образования он проживает, гарантированный Конституцией РФ минимум социальных благ, и единую базу -- доходы физических и юридических лиц, изъятие которых не может превышать налогового предела.

Единство цели и единство базы определяют взаимосвязь и взаимозависимость всех взимаемых налогов, и необходимость централизованного регулирования основных принципов их взимания.

Особого внимания заслуживает принцип надлежащего выбора объектов обложения в соответствии с учетом объективных экономических реалий. В современных условиях развития российской экономики из под налогового обложения должны быть максимально выведены: изготовление средств производства и предметов потребления первой необходимости, продукции сельского хозяйства; наука; культура; здравоохранение; образование.

Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция уже прослеживается в Налоговом кодексе РФ). Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико; часто льготы получаются в результате лоббирования интересов отдельных хозяйственных группировок; нередко отмечается фиктивное применение льгот.

Почти каждое изменение действующего порядка налогообложения сопровождалось принятием дополнительных мер, призванных полностью компенсировать возможные потери бюджета от реформы. Введение плоской шкалы подоходного налога фактически вылилось в рост минимальной ставки с 12 до 13 %, и реально эффективная база этого налога по-прежнему составляет менее половины фактических доходов. Снижение налога на прибыль до 20 % сопровождалось отменой инвестиционных льгот, которые позволяли заметно сокращать эффективную ставку налога. Результатом налоговых преобразований, ориентированных прежде всего на краткосрочный результат, вопреки многочисленным заявлениям официальных лиц, стало не снижение налоговой нагрузки, а, напротив, ее рост (в особенности для предприятий производственной сферы).

Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местном уровне это увеличение было не столь заметно

Предложения по совершенствованию налогового регулирования:

Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, практически во всех странах, добившихся успехов в экономике, действует прогрессивная шкала подоходного налога в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%. Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов губительно для экономического роста. А долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения. Российский опыт это подтверждает.

Отменить предельную величину годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются. С 2011-го повышены социальные взносы с 26% до 34% от фонда оплаты труда. Велика опасность, что эта мера нанесет удар по планам развития несырьевой экономики и ничего не даст бюджету. Если отменить данную льготу, то только в виде социальных взносов бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей.

Повысить налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний. Например, сумма дивидендов (около 80 млрд. руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда 160 тыс. работников этих компаний. Поскольку эти компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиденды ушли туда же и налогами в нашей стране почти не облагались.

Упростить методику расчета для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС: при расчете НДС за налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, как это предписано сегодня Налоговым кодексом, а входящую в нее добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги и легко может быть определена по данным бухгалтерского учета.

Следует отменить или существенно снизить ставку возмещения НДС при экспорте сырья. Так поступил Китай. Эта мера позволит сохранить в бюджете сотни миллиардов рублей.

Необходимо снизить налоги на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны и не могут выдержать конкуренцию с контрабандной и контрафактной продукцией. Тогда несырьевое развитие нашей страны станет реальностью, а на российском рынке будет больше российских товаров (одежды, обуви, мебели, глянцевых журналов, бытовой техники и т.п.). Сегодня налоговые поступления от вышеуказанных предприятий ничтожны. Еще более ничтожными будут потери бюджета, если снизить на них налоговую нагрузку.

Необходимо упростить налоговую отчетность. Сегодня общий объем деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных. Между тем объем налогового отчета можно сократить до 1-2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. О целесообразности сокращения объема налоговых деклараций писали и говорили многие эксперты. В сегодняшнем отчете ничего не видно. Зато много никому не нужной информации .

Участники Ассамблеи подтвердили необходимость продолжить работу по созданию эффективной и стабильной налоговой системы, которая в условиях рыночных отношений является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Реформа налогообложения, проводимая в России в течение нескольких лет, - явление, по мнению участников Ассамблеи, безусловно, положительное. Она в значительной степени расширила круг реальных налогоплательщиков, напрямую связала их имущественные интересы с размером и способами изъятия в бюджет частидоходов физических и юридических лиц. Вместе с тем сложившаяся к настоящему времени налоговая система не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.

  • К основным направлениям реформирования налогового регулирования можно отнести:
    • снижение общей налоговой нагрузки;
    • упорядочение и упрощение налогового законодательства;
    • увеличение доходов бюджета за счет выведения бизнеса «из тени».

Для успешного функционирования налоговой системы государства необходимо постоянно совершенствовать законодательную технику в соответствующей области. Нормы, предписывающие вменение того или ино- го налога, должны соответствовать выбранной налоговой модели. От того, насколько правильно построена система налогообложения, от корректности юридической техники налоговых норм зависит надлежащая реализа- ция налоговых функций, что является предпосылкой для эффективного развития всего хозяйственного механизма страны. Анализ налоговых правоотношений может иметь положительные результаты только в том случае, если в основе их будут лежать экономические отношения, а также правотворческие документы государства в области налогообложения.

Все устанавливаемые в стране налоги имеют единую цель - формирование бюджетов, обеспечивающих каждому гражданину РФ, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации или муниципального образования он проживает, гарантированный Конституцией РФ минимум социальных благ, и единую базу - доходы физических и юридических лиц, изъятие которых не может превышать налогового предела. Единство цели и единство базы определяют взаимосвязь и взаимозависимость всех взимаемых налогов и необходимость централизованного регулирования основных принципов их взимания.

      Участниками Ассамблеи был предложен

следующий вариант основных принципов взимания налогов

  1. стабильность и предсказуемость, предполагающие неизменность основных налоговых платежей и правил взимания налогов в течение продолжительного времени, а также логичность с экономической и правовой стороны изменений налогового законодательства;
  2. адекватность, определяющая относительный паритет налоговых функций: фискальной и регулирующей и соответствие налоговой системы задачам экономического роста;
  3. равновесие, обеспечивающее ориентацию государства на поддержание с помощью налогов структурно-воспроизводственного равновесия;
  4. подвижность, отражающая чувствительность налоговых платежей к изменениям в области формирования налогооблагаемой базы; удобство как для плательщика при внесении налоговых платежей, так и для контролирующего субъекта по изъятию налога;
  5. стимулирование, т.е. формирование экономических и правовых интересов в осуществлении определенной деятельности и получении более высоких доходов;
  6. экономичность, обеспечивающая разумное соотношение расходов по сбору налога (содержание аппарата, разработка документации и т.д.) и доходов от сбора налоговых поступлений.

Особого внимания заслуживает принцип надлежащего выбора объектов обложения в соответствии с учетом объективных экономических реалий. В современных условиях развития российской экономики из-под налогового обложения должны быть максимально выведены: изготовление средств производства и предметов потребления первой необходимости, продукции сельского хозяйства; наука; культура; здравоохранение; образование.

Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция уже прослеживается в Налоговом кодексе РФ). Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико; часто льготы получаются в результате лоббирования интересов отдельных хозяйственных группировок; нередко отмечается фиктивное применение льгот.

Оценка результатов преобразований в сфере налогообложения.
Жесткая нацеленность на сохранение профицита в краткосрочной перспективе заставляет государственные органы проводить долгосрочные по своей природе налоговые преобразования с оглядкой на краткосрочные последствия. В результате практически все последние изменения в налоговой сфере выполняли в первую очередь фискальную, а не стимулирующую роль.

Почти каждое изменение действующего порядка налогообложения сопровождалось принятием допол- нительных мер, призванных полностью компенсировать возможные потери бюджета от реформы. Введение плоской шкалы подоходного налога фактически вылилось в рост минимальной ставки с 12 до 13 %, и реально эффективная база этого налога по-прежнему составляет менее половины фактических доходов. Снижение налога на прибыль до 24 % сопровождалось отменой инвестиционных льгот, которые позволяли заметно сокращать эффективную ставку налога. Результатом налоговых преобразований, ориентированных прежде всего на краткосрочный результат, вопреки многочисленным заявлениям официальных лиц, стало не снижение налоговой нагрузки, а, напротив, ее рост (в особенности для предприятий производственной сферы).

От налоговой реформы менее всего выиграли муниципальные бюджеты. Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местах же это увеличение было не столь заметно. К тому же борьба с оборотными налогами ударила наиболее чувствительно именно по нижнему бюджетному «этажу».

Плюсом налоговой реформы могли бы стать упрощение системы налогообложения и устранение неэффективных налогов, например налогов с оборота. Однако на практике из-за обилия уточнений и оговорок, призванных не допустить ни малейшего снижения текущих налоговых сборов, система не стала прозрачнее, а польза от упразднения некоторых оборотных налогов вряд ли перевесит совокупные издержки увеличившегося бремени.

Между тем российский «экономический пирог» еще слишком мал, чтобы можно было заниматься его дележом, невзирая на темпы его увеличения. Эмпирические оценки показывают, что сокращение эффективной на- логовой нагрузки на 1 % ВВП дает долгосрочный прирост выпуска на 0,2-0,3 % в год.

Признавая необходимость продолжения налоговой реформы, участники IV Ассамблеи российских деловых кругов считают целесообразным принять следующие меры по совершенствованию системы налогообложения:

Предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ по основным видам налогов

  1. По налогу на прибыль организаций:
    • восстановить льготы по налогу на прибыль или предоставить рассрочки уплаты налога при инвестировании предприятием собственных средств в развитие производства. В частности, внести в главу 25 Налогового кодекса РФ поправки, предусматривающие уменьшение (в особенности для предприятий отраслей материального производства) налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на суммы, направляемые на финансирование капитальных вложений с целью расширения, реконструкции и технического перевооружения собственного действующего производства. Внести изменения в статью 264 НК РФ, дополнив ее пунктом следующего содержания: «Расходы организаций сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения»;
    • принять решение об уменьшении реструктуризированной задолженности предприятий перед бюджетом с учетом инвестиций в модернизацию производства, затрат на НИОКР, проведения мероприятий по сохранению и подготовке квалифицированных кадров;
    • разработать и утвердить порядок применения налоговых льгот по налогу на прибыль организаций по части расходов на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, культуры и искусства, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам. При исчислении налога на прибыль величина доходов должна уменьшаться на сумму денежных средств, фактически направленных на благотворительные цели, восстановление и содержание объектов социального и культурного назначения, пожертвования на реализацию гуманитарных и миротворческих программ. Дополнить статью 251 Налогового кодекса РФ: «Не учитывать в качестве облагаемых налогом на прибыль доходы от уставной профильной деятельности, полученные предприятиями и учреждениями образования, культуры, медицины и спорта при условии их полного реинвестирования на уставные цели»
  2. По налогу на добавленную стоимость:
    • целесообразно внести изменения в законодательство о налогах и сборах, предоставив возможностьпредприятиям, постоянно в большом объеме отгружающим свою продукцию на экспорт, применять вычет сумм налога на добавленную стоимость, а также налоговую ставку 0 % по факту отгрузки товаров на экспорт с последующей документальной проверкой налоговыми органами поступления подтверждающих документов. Ныне действующий порядок применения налоговых вычетов ставит организации, расположенные в центре Российской Федерации и имеющие большие объемы отгружаемойна экспорт продукции, в менее выгодные условия по отношению к другим экспортерам, так как соответствующие документы, подтверждающие фактическое пересечение товарами таможенных границ Российской Федерации, удается представить в налоговые органы только через несколько месяцев после отгрузки товаров. Все это время предприятие лишено права на применение налоговых вычетов и налоговой ставки 0%;
    • освободить крестьянские хозяйства от НДС в силу особо уязвимого положения этого сектора экономики
  3. По акцизам:
    • в главу 22 Налогового кодекса РФ необходимо внести прямые нормы, регламентирующие порядок исчисления акциза на нефтепродукты в переходный период, когда налогоплательщики приходуют остатки нефтепродуктов по ценам, включающим сумму акциза. Недостаточная урегулированность этого вопроса в настоящее время влечет за собой двойное налогообложение, в результате чего налогоплательщики отказываются от полученных свидетельств на реализацию нефтепродуктов;
    • в указанную главу Кодекса необходимо также ввести нормы, обязывающие налогоплательщика вместе с представлением декларации для получения отметки на налоговый вычет предъявить платежное поручение на уплату акциза. В действующем законодательстве нет логической увязки в получении разрешения на вычет для поставщика с уплатой акциза покупателем, что может привести к неуплате акциза налогоплательщиком, заявляющим налоговый вычет согласно статье 201 указанной главы Налогового кодекса РФ.
  4. По единому социальному налогу:
    • перевести ответственность по уплате единого социального налога с юридических лиц на физические. Каждый гражданин должен сам платить социальные налоги из своего кармана в свой фонд;
    • снизить размер единого социального налога в трудоемких отраслях экономики.
  5. По налогу на доходы физических лиц:
    • пересмотреть Федеральный закон от 10 января 1997 г. № 11, дополняющий облагаемый доход физических лиц материальной выгодой. Это пример неудачного налогового регулирования. Не ясно, почему, получив заработную плату и уплатив подоходный налог, вкладчик банка должен еще раз заплатить налог с доли полученных процентов за размещенные им средства в части, превысившей определенный уровень. Такой налог несправедлив и искусственно сдерживает денежные потоки;
    • внести в Налоговый кодекс РФ поправки, предусматривающие предоставление льготы по налогу на доходы физических лиц с суммы экономии на процентах при получении заемных средств для приобретения или строительства жилого дома или квартиры. Дополнить статью 217 Налогового кодекса РФ пунктом 33 следующего содержания: «Материальная выгода в виде экономии на процентах при получении целевых заемных средств от организаций или индивидуальных предпринимателей для строительства (приобретения) жилого дома или квартиры, определяемая по правилам п. 2 статьи 212»;
    • внести в Налоговый кодекс РФ поправки, предусматривающие возможность получения социального налогового вычета в сумме расходов на обучение не только для налогоплательщика и его детей, но и для членов его семьи. Подпункт 2 п.1 статьи 219 Налогового кодекса РФ после слов «за свое обучение» дополнить словами «и обучение членов своей семьи», слова «а также» заменить словами «в том числе»;
    • необходимо пересмотреть ставки по налогу с доходов физических лиц и установить прогрессивную шкалу (чем выше доход, тем выше ставка налога)

Предложения по корректировке правовой базы специальных налоговых режимов


  1. Необходимо законодательно упорядочить возможность применения упрощенной системы налогообложе- ния следующим категориям налогоплательщиков:
    • средним и крупным организациям, реорганизовавшимся в ряд малых предприятий с целью примене- ния упрощенной системы налогообложения. Если ранее действующим Федеральным законом № 222 было предусмотрено, что предприятия, созданные на базе ликвидированных и реорганизованных, не имеют права применять упрощенную систему налогообложения, то ныне действующим законодательством таких ограничений не предусмотрено. Это дает возможность ранее добросовестным плательщикам налога на прибыль, НДС и других налогов уходить от их уплаты;
    • организациям, до 1 января 2003 г. осуществлявшим свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, после 1 января 2003 г. - на территории другого субъекта Российской Федерации. Такие организации не подавали заявление о применении упрощенной системы налогообложения до 30 ноября 2003 г. по прежнему месту нахождения, так как знали, что в 2003 г. осуществлять свою деятельность будут в другом субъекте. В то же время налоговые органы не могут принимать у таких организаций заявления о применении упрощенной системы налогообложения вместе с заявлениями о постановке на налоговый учет, поскольку такие организации не являются вновь созданными.

      Имеет смысл исключить из главы 26.2 Налогового кодекса РФ в статье 346.12 п. 3 следующий подпункт: «Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса» для того, чтобы предприятие имело возможность выбора между специальными налоговыми режимами. Иначе предприятия будут стремиться сокращать свою численность, что может способствовать увеличению безработицы в стране.

      Следует расширить список статей расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Дополнить статью 346.16 главы 26.2 Налогового кодекса РФ следующим перечнем расходов: суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные работы сторонними организациями или физическими лицами; расходы по набору работников, включая расходына услуги специализированных организаций по подбору персонала; расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию; расходы на юридические, консультационные и информационные услуги; расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика; расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг); расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления; расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (правами, возникающими из патентов на изобретение, на промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности); расходы на регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, расходы на оплату услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости; расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенные физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации; судебные расходы и арбитражные сборы, расходы на сертификацию продукции и услуг.

      В целях увеличения поступлений в бюджет единого налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения, необходимо внести поправки в статью 346.16 главы 26.2 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми расходы на приобретение основных средств относить на уменьшение полученных доходов равномерно по мере начисления амортизации. Нецелесообразно осуществлять уменьшение полученных доходов на расходы на приобретение основных средств производства в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию, поскольку упрощенная система налогообложения и без этого положения является льготным режимом по сравнению с общепринятой системой налогообложения и в ныне действующей редакции главы 26.2 НК РФ позволяет уменьшить исчисленную сумму налога до минимума.

  2. По упрощенной системе налогообложения:
    • определить в законодательном порядке более четкие критерии раздельного учета имущества, обя- зательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежа- щей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения;
    • перевести стационарную торговлю на уплату единого налога на вмененный доход, уплачиваемый по месту осуществления предпринимательской деятельности;
    • в главе 26.3 статьи 346.26 п. 2 «оказание бытовых услуг» следует расшифровать как «оказание бытовых услуг организациям и населению». Необходимость внесения этого уточнения связана с тем, что согласно методическим рекомендациям по применению главы 26.3 НК РФ (утвержденным приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-22/707) к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и классифицируемые в соответствии с Общероссийским постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163, в группе 01 («Бытовые услуги»). Иными словами, бытовые услуги, оказываемые предприятиями другим организациям, не подпадают под действие главы 26.3 Налогового кодекса РФ. Следовательно, должен вестись раздельный учет и должны исчисляться и уплачиваться налоги в соответствии с общим режимом. Это приводит к еще большему усложнению бухгалтерского и налогового учета и ставит организации перед выбором, работать ли с юридическими лицами или воздержаться от работы с ними, что влечет за собой ограничение предпринимательской деятельности.

Предложения по процедуре взимания налогов

В статью 78 Налогового кодекса РФ внести изменения, предусмотрев обязанность, а не право нало- говых органов самостоятельно (без заявления налогоплательщика) производить зачет излишне уплаченного налога в счет погашения обязанностей налогоплательщика по уплате других налогов, сборов, погашения недоимки.

В Налоговый кодекс РФ внести норму прямого действия, устанавливающую налоговым органам предельные сроки для обращения в суд с исками к налогоплательщикам о взыскании недоимок и пени.

Внести в Налоговый кодекс норму, определяющую начисление пени на сумму просроченного авансового платежа налога, так как отсутствие четкой нормы закона приводит к различным толкованиям. При этом следует учитывать, что Кодексом предусмотрено начисление пени за просрочку уплаты налога за налоговый период. Уплата же аванса по налогу определяется отчетным периодом.

Установить обязанность по начислению внереализационных доходов в виде штрафов, пени или иных санкций не в соответствии с условиями договора, решением суда, вступившим в законную силу (как это предусмотрено статьей 317 Налогового кодекса РФ), а с даты фактического поступления их на счет налогоплательщика.

Представляется целесообразным дать право органам местного самоуправления самим устанавливать местные налоги и сборы; также имеет смысл передать органам местного самоуправления права по лицензированию отдельных видов деятельности с поступлением лицензионного сбора в бюджет (лицензирование торговли, сбора грибов, ягод, туризма).

Необходимо законодательством РФ установить нормы, предусматривающие механизм защиты интересов государства при реализации предприятиями продукции через офшорные зоны, провести на федеральном уровне и закрепить в законодательном порядке, в частности, наделение налоговых органов правом пересчета в целях налогообложения цены реализации продукции.

Возможно, пересмотреть сроки уплаты отдельных налогов с целью равномерного ежемесячного поступления средств в бюджет.

  • В целях обеспечения полного и своевременного охвата налогоплательщиков для постановки на налоговый учет необходимо внести изменения и дополнения :
    • в статью 83 Налогового кодекса РФ в части постановки на налоговый учет лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность, определив при этом конкретные сроки и меру ответственности за их нарушения;
    • в статью 132 Налогового кодекса РФ в части установления ответственности кредитных организаций за несвоевременное сообщение налоговому органу сведений об открытии и закрытии счетов юриди- ческими и физическими лицами.

Сложным остается вопрос о налоговых льготах, предоставляемых различным категориям налогоплательщиков. Широко распространенным является мнение о необходимости предоставления таких льгот налого- плательщикам, оказывающим помощь образовательным учреждениям, институтам культуры, здравоохранения, а также правозащитным общественным организациям, для которых благотворительные взносы являются единственным средством существования.

Заслуживают внимания внесенные на обсуждение предложения об увеличении платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды.

Многие участники Ассамблеи считают также необходимым подвергнуть корректировке ту часть действующего налогового законодательства, которая затрагивает интересы малого предпринимательства. (Эти вопросы более подробно представлены в разделе «Предложения по развитию малого и среднего предприни- мательства».)