Эмоциональная разрядка. Методы разрядки накопившихся эмоций. Способы снятия напряжения

Бывает нужна. Тот, кто боится собственной агрессивности, рано или поздно все равно взрывается: когда ему уже сели на шею и достали «по полной». Агрессивность - вовсе не всегда плохо, в руках разумного человека управляемая агрессия - полезная вещь. Умение взорваться агрессивностью в любую секунду и в следующую секунду уже безмятежно улыбнуться - показатель высокого уровня владения собой и собственными эмоциями. Если вы научитесь свободно вызывать агрессию, вам вскоре станет легче и ее выключать, да и окружающие начнут относиться к вам с большим уважением.

Тем не менее, в жизни бывает всякое. Мы все живые, иногда мы сердимся и обижаемся, после чего хочется внутреннее напряжение как-то разрядить. Как?

Не только от друзей и соседей, но и в популярной психологической литературе вы нередко можете встретить рекомендацию: «Если вы разозлились и вас переполняет агрессия, не подавляйте ее в себе, найдите способ ее разрядить. Выбросите её в словах, выплесните её в действиях, и вам станет легче. Если же вы будете подавлять свои эмоции, это плохо отразится на вашем здоровье ».

Отнеситесь к подобной рекомендации осторожно: это очень популярный, но вредный миф, где полуправда смешана с невежеством. Метафора с кастрюлей красива, но неверна. Гнев в большей степени представляет собой лесной пожар, который захватит большие площади с катастрофическими разрушениями, если вовремя не совладеть с первым маленьким огоньком или костром.

Этот вопрос много раз привлекал к себе внимание научной психологии, результаты однозначны. Эксперименты Р. Уолтерса и М. Брауна (1959), Ш. Маллика и Б. Мак-Кэндлисса (1966), Ч. Тернера и Д. Голдсмит (1976), Р. Грина (1981), М. Зузула (1989), Д.Гласса, Д.и Э. Джонса , а также Б. Бушмена (2002) убедительно показали – ни воображаемая агрессия, ни выплески гнева не только не снижают вероятность раскрутки реальной агрессии, но, напротив – ее повышают.

Давайте посмотрим, почему же выплеск агрессии считается эффективным методом?

Во-первых, люди не всегда понимают, от чего им становится легче. Нужно учитывать, что выплеск эмоций вводит человека в , и на этом фоне любые действуют гораздо сильнее. Если психотерапевт авторитетно заявит, что для освобождения от агрессии клиенту нужно выплеснуть свои эмоции, введет клиента в измененное состояние сознания и даст внушения "Вас оставили обиды и гнев", с высокой вероятностью клиент почувствует улучшение. При этом нужно понимать, что результат дали внушения специалиста, а не процедура разрядки агрессии и выплескивания чувств.

Во-вторых, разрядка агрессии и выплеск негативных эмоций популяризируется, по видимо, вследствие путаницы: путают с возможностью свои эмоции . Или - физической прокачкой. А это все разные вещи.

Разберемся? Например, дочка рассердилась и на родителей, и на себя, внутри нее все бурлит, злость внутри нее закипела. Что теперь ей делать? Первый, вполне разумный вариант - проговорить свои чувства: "Я очень злюсь и на себя и на вас, кажется сейчас взорвусь". Второй, также вполне приемлемый вариант: уйти в свою комнату, протопать ногами свое внутреннее напряжение, или утанцеваться под музыку так, чтобы после этого хотелось только лечь и расслабиться. Третий вариант: проорать свои чувства, выплеснуть в самых энергичных выражениях свою злость на себя дуру и на таких-то (еще энергичнее) родителей. Вот это – недопустимо, даже если это звучит не в лицо родителям.

Кроме того, нужно очень хорошо понимать ограничения и "подводные камни", связанные с намерением выплескивать свою агрессию.

Первое: желание сбросить напряжение через выплескивание агрессии очень похоже на попытки расслабиться с помощью алкоголя. Известно, что от стакана водки мужчинам тоже становится легче. Нужно ли делать прием двухсот граммов ежедневной привычкой, учитывая еще и то, что скоро двести грамм будет уже не хватать?

Второе, что необходимо учесть - этот . Более того, им он приносит чаще неприятности. Если в женских криках выплескивается лишь внутреннее напряжение без конкретного содержания, то слова мужчин означают именно то, что в них говорится, крик мужчины содержателен и конкретен, в него вкладывается внятное желание выполнить те или иные угрозы. Выплескивая свой гнев, мужчина себя не разряжает, а и заряжает, и дело может закончиться не облегчением, а дракой .

А третье и самое главное, что должен знать каждый: этот метод быстро перестает работать. Даже специалисты не все знают, что выплеск эмоций и разрядка агрессии всерьез облегчает внутреннее состояние только на первых порах, пока такая разрядка для человека нечто новое, пока это событие отвлекает его внимание . Чем более разрядка агрессии входит в привычку, тем в меньшей степени крики и даже удары помогают разрядиться. Метод разрядки перестает работать, а привычка орать остается.

Разрядка агрессии, повторяясь, перестает работать как эмоциональное отреагирование,
превращаясь только в психопатическое поведение.

"Когда мой младший брат был чем-нибудь рассержен, он начинал пинать ногами мебель. Наша мать говорила, что таким образом он «выпускает пар». Теперь ему исполнилось 32 года, и, если его что-то раздражает, он по-прежнему вымещает свою злобу на мебели. Но кроме того, он стал бить свою жену, своих детей, свою кошку и крушить все, что попадается на его пути" - так ответила одна читательница на рекомендацию психолога дать ребенку специальный "мешок для битья", чтобы помочь ему справиться со вспышками раздражения.

Итого: как метод снижения агрессивности, разрядка агрессии и выплеск негативных эмоций не эффективны. Более того, воображаемая агрессия скорее повышает вероятность раскрутки реальной агрессии . Полезно и нормально свою обиду (злость, недовольство) проговорить, полезно разрядить напряжение физической активностью (спорт, помыть посуду, отдраить полы), а выплескивать свои негативные эмоции, проживая воображаемую агрессию - не стоит. Разрядка агрессии, повторяясь, перестает работать как эмоциональное отреагирование, превращаясь только в психопатическое поведение. А нам это – не нужно!

Что делать с собственной агрессивностью

Развитые, душевно здоровые и душевно взрослые люди решают этот вопрос без особых проблем, см. . У реалистически мыслящего человека, привыкшего в первую очередь думать, а не переживать, бурные негативные эмоции появляются не часто. У воспитанного человека возникшие негативные эмоции не превращаются в бурю, с ними несложно совладать, они вполне . Не нужно ничего выплескивать тому, кто себя не разжигает: происшедшее можно понять, а то, что вас тревожит или бесит, можно . Сдержанность в поведении, способность сдерживать свои негативные чувства - показатель внутренней культуры и воспитанности, обязательный атрибут делового и просто успешного человека. Если эмоции внутри себя не накручивать, то сдержанность в поведении и выражении своих чувств вовсе не вредна .

Как относиться к выплеску эмоций детьми

К выплеску эмоций детьми нужно относиться так же, как и в выплеску эмоций взрослыми людьми. Дети еще плохо умеют управлять собой, а управлять своими эмоциями дети умеют лучше взрослых, и поощрять будущее истерическое поведение не следует. См.

Бывает нужна. Тот, кто боится собственной агрессивности, рано или поздно все равно взрывается: когда ему уже сели на шею и достали «по полной». Агрессивность - вовсе не всегда плохо, в руках разумного человека управляемая агрессия - полезная вещь. Умение взорваться агрессивностью в любую секунду и в следующую секунду уже безмятежно улыбнуться - показатель высокого уровня владения собой и собственными эмоциями. Если вы научитесь свободно вызывать агрессию, вам вскоре станет легче и ее выключать, да и окружающие начнут относиться к вам с большим уважением.

Тем не менее, в жизни бывает всякое. Мы все живые, иногда мы сердимся и обижаемся, после чего хочется внутреннее напряжение как-то разрядить. Как?

Не только от друзей и соседей, но и в популярной психологической литературе вы нередко можете встретить рекомендацию: «Если вы разозлились и вас переполняет агрессия, не подавляйте ее в себе, найдите способ ее разрядить. Выбросите её в словах, выплесните её в действиях, и вам станет легче. Если же вы будете подавлять свои эмоции, это плохо отразится на вашем здоровье ».

Отнеситесь к подобной рекомендации осторожно: это очень популярный, но вредный миф, где полуправда смешана с невежеством. Метафора с кастрюлей красива, но неверна. Гнев в большей степени представляет собой лесной пожар, который захватит большие площади с катастрофическими разрушениями, если вовремя не совладеть с первым маленьким огоньком или костром.

Этот вопрос много раз привлекал к себе внимание научной психологии, результаты однозначны. Эксперименты Р. Уолтерса и М. Брауна (1959), Ш. Маллика и Б. Мак-Кэндлисса (1966), Ч. Тернера и Д. Голдсмит (1976), Р. Грина (1981), М. Зузула (1989), Д.Гласса, Д.и Э. Джонса , а также Б. Бушмена (2002) убедительно показали – ни воображаемая агрессия, ни выплески гнева не только не снижают вероятность раскрутки реальной агрессии, но, напротив – ее повышают.

Давайте посмотрим, почему же выплеск агрессии считается эффективным методом?

Во-первых, люди не всегда понимают, от чего им становится легче. Нужно учитывать, что выплеск эмоций вводит человека в измененное состояние , и на этом фоне любые внушения действуют гораздо сильнее. Если психотерапевт авторитетно заявит, что для освобождения от агрессии клиенту нужно выплеснуть свои эмоции, введет клиента в измененное состояние сознания и даст внушения "Вас оставили обиды и гнев", с высокой вероятностью клиент почувствует улучшение. При этом нужно понимать, что результат дали внушения специалиста, а не процедура разрядки агрессии и выплескивания чувств.

Во-вторых, разрядка агрессии и выплеск негативных эмоций популяризируется, по видимо, вследствие путаницы: выплеск эмоций путают с возможностью свои эмоции проговорить . Или - разрядить внутреннее напряжение физической прокачкой. А это все разные вещи.

Разберемся? Например, дочка рассердилась и на родителей, и на себя, внутри нее все бурлит, злость внутри нее закипела. Что теперь ей делать? Первый, вполне разумный вариант - проговорить свои чувства: "Я очень злюсь и на себя и на вас, кажется сейчас взорвусь". Второй, также вполне приемлемый вариант: уйти в свою комнату, протопать ногами свое внутреннее напряжение, или утанцеваться под музыку так, чтобы после этого хотелось только лечь и расслабиться. Третий вариант: проорать свои чувства, выплеснуть в самых энергичных выражениях свою злость на себя дуру и на таких-то (еще энергичнее) родителей. Вот это – недопустимо, даже если это звучит не в лицо родителям.

Кроме того, нужно очень хорошо понимать ограничения и "подводные камни", связанные с намерением выплескивать свою агрессию.

Первое: желание сбросить напряжение через выплескивание агрессии очень похоже на попытки расслабиться с помощью алкоголя. Известно, что от стакана водки мужчинам тоже становится легче. Нужно ли делать прием двухсот граммов ежедневной привычкой, учитывая еще и то, что скоро двести грамм будет уже не хватать?

Второе, что необходимо учесть - этот метод чаще помогает женщинам и плохо помогает мужчинам . Более того, им он приносит чаще неприятности. Если в женских криках выплескивается лишь внутреннее напряжение без конкретного содержания, то слова мужчин означают именно то, что в них говорится, крик мужчины содержателен и конкретен, в него вкладывается внятное желание выполнить те или иные угрозы. Выплескивая свой гнев, мужчина себя не разряжает, а накручивает и заряжает, и дело может закончиться не облегчением, а дракой .

А третье и самое главное, что должен знать каждый: этот метод быстро перестает работать. Даже специалисты не все знают, что выплеск эмоций и разрядка агрессии всерьез облегчает внутреннее состояние только на первых порах, пока такая разрядка для человека нечто новое, пока это событие отвлекает его внимание . Чем более разрядка агрессии входит в привычку, тем в меньшей степени крики и даже удары помогают разрядиться. Метод разрядки перестает работать, а привычка орать остается.

Разрядка агрессии, повторяясь, перестает работать как эмоциональное отреагирование,
превращаясь только в психопатическое поведение.

"Когда мой младший брат был чем-нибудь рассержен, он начинал пинать ногами мебель. Наша мать говорила, что таким образом он «выпускает пар». Теперь ему исполнилось 32 года, и, если его что-то раздражает, он по-прежнему вымещает свою злобу на мебели. Но кроме того, он стал бить свою жену, своих детей, свою кошку и крушить все, что попадается на его пути" - так ответила одна читательница на рекомендацию психолога дать ребенку специальный "мешок для битья", чтобы помочь ему справиться со вспышками раздражения.

Итого: как метод снижения агрессивности, разрядка агрессии и выплеск негативных эмоций не эффективны. Более того, воображаемая агрессия скорее повышает вероятность раскрутки реальной агрессии . Полезно и нормально свою обиду (злость, недовольство) проговорить, полезно разрядить напряжение физической активностью (спорт, помыть посуду, отдраить полы), а выплескивать свои негативные эмоции, проживая воображаемую агрессию - не стоит. Разрядка агрессии, повторяясь, перестает работать как эмоциональное отреагирование, превращаясь только в психопатическое поведение. А нам это – не нужно!

Что делать с собственной агрессивностью

Развитые, душевно здоровые и душевно взрослые люди решают этот вопрос без особых проблем, см.→ . У реалистически мыслящего человека, привыкшего в первую очередь думать, а не переживать, бурные негативные эмоции появляются не часто. У воспитанного человека возникшие негативные эмоции не превращаются в бурю, с ними несложно совладать, они вполне управляемы . Не нужно ничего выплескивать тому, кто себя не разжигает: происшедшее можно понять, а то, что вас тревожит или бесит, можно проговорить . Сдержанность в поведении, способность сдерживать свои негативные чувства - показатель внутренней культуры и воспитанности, обязательный атрибут делового и просто успешного человека. Если эмоции внутри себя не накручивать, то сдержанность в поведении и выражении своих чувств вовсе не вредна .

Как относиться к выплеску эмоций детьми

К выплеску эмоций детьми нужно относиться так же, как и в выплеску эмоций взрослыми людьми. Дети еще плохо умеют управлять собой, а управлять своими эмоциями дети умеют лучше взрослых, и поощрять будущее истерическое поведение не следует. См.

Психотерапевтическая сказка

I. Чувство.

1. Вначале было Животное, и в Животном было Чувство.
2. И Чувство управляло Животным. Ибо когда Животное было злым — оно нападало, а когда боялось — оно убегало.
3. И это была Гармония, ибо ни что ни с чем не конфликтовало.

II. Разум.

1. Но однажды родился в Животном Разум. И стало разумное Животное именоваться Человеком.
2. И стал Разум управлять Человеком, ибо был Разум сильнее Чувства. Теперь когда Человек был злым — он думал, можно ли нападать, а когда боялся — думал, стыдно ли убегать.
3. И Гармония умерла, ибо пришел Конфликт между Разумом и Чувством.

III. Невроз.

1. Затем родились Сдержанные Эмоции. И были они плодом победы Разума над Чувством.
2. И стал Человек накапливать Сдержанные Эмоции. Ибо когда он не позволял себе напасть — копилась злость, а когда он не позволял себе убежать — копился страх.
3. А когда Сдержанных Эмоций становилось слишком много, они превращались в Невроз.

IV. Мысль.

1. И тогда пришел Он и принес Мысль о том, как не накапливать сдержанные эмоции. И сказал Он, что это хорошо.

Человеку свойственно накапливать эмоции . Когда эмоций накапливается слишком много они могут выплескиваться на окружающих против воли самого человека, появляется раздражительность. В результате портятся отношения с окружающими , чаще с близкими (почему-то многие считают, что на работе нужно быть «хорошим», а дома можно и сорваться). Если же и этом случае эмоции продолжают копиться, они превращаются в разнообразные болезни : головные боли, бессонница, «комок в горле», гипертоническая болезнь и т. д.

В Японии есть древняя традиция — в каждом доме держали специальный объект для избиения . Японцы люди сдержанные, по любому поводу кланяются друг другу и улыбаются. А затем приходят домой и выплескивают накопившиеся эмоции на специальный объект. В результате и отношений ни с кем не портят и живут долго . В современном варианте на предприятиях в специальных комнатах вывешивают чучело начальника. Выслушает японец неприятные слова от начальника, поклонится с уважительной улыбкой, выйдет из кабинета. Потом зайдет в специальную комнату с чучелом начальника , закроется, возьмет в руки палку и … от всей души, чтобы ни одной лишней эмоции не осталось . А затем приходит домой к своей японской жене и японским детям добрый, ласковый и без капли раздражения . А у нас? На работе наехали – дома сорвался.

Конечно на каждого потенциального источника негативных эмоций чучелом не запасешься. Приходится прибегать к универсальным «чучелам» . Один из наиболее распространенных вариантов – обычная подушка , желательно покрепче. Возможно, Вы видели «Ералаш » на эту тему. Приведу реальный пример.

Пример № 1:
Была у меня пациентка 25 лет. Пыталась она быть «правильной», то есть сдерживать все эмоции, которые не соответствуют ее представлению о «правильном поведении для девушки». Особенно она «должна» была любить свою мать. А мать, надо сказать, была весьма деспотичной. Так что обид за 25 лет накопилось очень-очень много. До начала лечения эта девушка была вся напряженная, скованная, сгорбленная, взгляд почти всегда в пол. Рассказал я ей про разрядку сдержанных эмоций, порекомендовал подушку дома побить. На следующий день встречаемся, вижу, у нее некоторые пальцы на руках забинтованы.

Спрашиваю:
— Что случилась?

А она:
— Пришла вчера домой. Мама ушла в гости. Я взяла мамину подушку, вспомнила все обиды, которые у меня накопились, разревелась и стала со всей злостью эту подушку бить. Бью, реву, кричу … И вдруг заметила, что подушка красной стала. Посмотрела себе на руки, а на пальцах кожа содрана. Видимо эмоции были такими сильными, что боли не чувствовала. А на душе очень полегчало!

Лечение было закончено месяца через 1,5 – 2. К тому времени ее движения были свободными и легкими, осанка изящной, взгляд вперед, носик приподнят.

Но больше всего запомнилась фраза:
— Я вдруг заметила, что небо, оказывается, голубое, а деревья зеленые. И люди вокруг красивые. А раньше за своими обидами я видела мир только серым и неинтересным.

Конечно, я ее лечил не только избиением подушки, но разрядка накопленных эмоций имела огромное значение.
Метод «избиения подушки» эффективен, но не всегда применим. Не у каждого есть возможность регулярно оставаться наедине с подушкой и быть уверенным, что ни кто в этот момент в комнату не зайдет. И не каждый сможет себе позволить столь абстрактный метод разрядки эмоций. Некоторые серьезные дяди и тети даже в одиночестве стремятся вести себя солидно и «правильно» (то есть соответствовать придуманным правилам). На этот случай есть другое «чучело» – коврик. Заведите себе коврик , который Вы сможете без труда выносить на улицу. Купите хлопушку для выбивания ковров, желательно металлическую. И действуйте. Соседи и домашние будут восхищаться Вашей чистоплотностью (еще бы, если по три раза в день выбивать ковер). И ни кто не догадается, что в образе коврика Вы представляете именно его.

Но есть одно обязательное правило. Удары не должны быть механическими. Не забывайте, что Ваша цель не удалить пыль, а разрядить накопившиеся эмоции. Соответственно сначала необходимо растормошить в себе все обидки , злобки и т. п. Надо возненавидеть образ атаки. В этом случае Ваши удары станут проявлением эмоций и их разрядкой . Помните, душа расслабится только тогда, когда устанет тело . Не жалейте ни себя, ни коврик, ни, тем более, образ атаки.

Классическим «чучелом» является боксерская груша.

Пример № 2:
Приходилось мне общаться с омоновцами. Они рассказывали, что после выполнения задания часто остается много неотреагированных агрессивных эмоций. Кто-то с этими эмоциями идет домой, кто-то в сауну с пивком (или еще чем покрепче), а некоторые сразу в спортзал грушу бить. Со временем у первых начинаются проблемы в семье, часть вторых спивается. Третьи оказываются самыми успешными, и семью и здоровье сохраняют.

Существуют и другие способы разрядки накопившихся эмоций: можно посуду бить, если много лишних денег, можно дрова рубить, если проживаете в сельской местности. Кто-то газеты рвет в клочья, а кто-то полотенце выжимает, как бы душит своего врага. Некоторые юные девушки рассказывали как после конфликтов с родителями шторы в своей комнате срывали (учитывая, что прием применялся регулярно, шторы висели так, чтобы не рвались при срывании).

Пример № 3 (про себя):
Я, когда жил в общежитии, повесил на дверь щит ДСП. Если чувствовал в себе лишние агрессивные эмоции, крепил на щите рисунок абстрактной фигуры или чей-либо портрет. Затем брал кухонные ножи и со всей злостью метал в этот рисунок . Помогало очень хорошо.

Конечно, если Вы не умеете метать ножи, то каждый невоткнувшийся нож будет только усиливать раздражение. В этом случае рекомендую игру Дарс, стрелы брошенные с трех метров втыкаются в 99 % случаев. Только мишень выбирайте покрупнее.

По аналогии можете придумать свой оригинальный способ разрядки эмоций исходя из личного опыта.

Пример № 4:
Один мой знакомый женился по большой взаимной любви. Но через 2 месяца он сообщил, что дело идет к разводу.

Я очень удивился:
— Как так, вы же любите друг друга! Что случилось?

— Во всем виновата работа. Сверху начальство план требует, снизу рабочие возмущаются несвоевременной выплатой зарплаты. Я целый день конфликты сглаживаю, проблемы разруливаю, всех успокаиваю. У самого на душе ураган, но вынужден всем улыбаться. Домой прихожу и по малейшему поводу на жену срываюсь. Потом целый вечер извиняюсь, а она надуется и не разговаривает. Она же не видит, какой я на работе хороший. Она видит только то, что дома я на нее ору.

Рассказал я товарищу про методы разрядки эмоций, он обещал подумать.

Встречаемся через месяц. Он:
— Ты представляешь, у нас с женой второй медовый месяц!

— Поздравляю. Как удалось решить проблему?

— В детстве я был вратарем в дворовой команде. Что бы выработать реакцию часто кидал маленький мячик в стену дома и ловил его. После такой тренировки на душе легче становилось. Я рассказал обо всем жене и мы договорились, что когда я прихожу с работы, она сразу уходит в дальнюю комнату, а в прихожей оставляет спортивный костюм и мячик для большого тенниса. Я прямо в прихожей переодеваюсь, беру мячик и со всеми эмоциями кидаю его в торец соседнего дома минут тридцать. А затем уставший и спокойный возвращаюсь домой. Вот тут-то жена меня и встречает с распростертыми объятиями.

Замечу, что бросание предмета – это очень агрессивное действие. Наши предки многие сотни лет кидали камни в мамонта и копья друг в друга.

Один из самых агрессивных видов спорта – это футбол. Мало того, что мяч ногами избивают, так еще и весь смысл игры в том, чтобы сделать плохо команде противника. Да и другие командные игры с мячом немногим уступают по эффективности разрядки накопившихся эмоций. Занимайтесь спортом, дамы и господа, и будете здоровы душой и телом.

Но и это еще не все. Вместо спорта с тем же успехом можно от души попрыгать на дискотеке. Можно «проораться» в качестве болельщика на стадионе или на митинге. А еще многим помогает хороший секс.

Кровавые компьютерные игры дают весьма умеренный эффект. Наверное потому, что не сопровождаются физической активностью, а с точки зрения природы это неестественно.

Я рассказал про методы разрядки накопившихся эмоций. Есть еще методы сдерживания эмоций (музыка, успокаивающие травы или препараты, водные процедуры, прогулки, домашние животные и т. п.). Все это хорошо, но сдержать эмоцию, значит отложить ее на время или превратить в болезнь. Не злоупотребляйте последним.


Использование динамических пауз и релаксаций на уроках............ 4

Динамические паузы............................................................................. 6

«Покажи мне»......................................................................................... 7

Релаксация.............................................................................................. 9

Упражнения для эмоциональной разрядки....................................... 10

Советы психолога................................................................................ 13

Комплекс упражнений для глаз.......................................................... 14

Дыхательная гимнастика.................................................................... 17

Комплекс упражнений на разные группы мышц, на разминку разных частей тела 18

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук.......... 20

Упражнения для шейного отдела позвоночника.............................. 20

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения............... 21

Упражнения для нормализации осанки............................................. 21

Упражнения стоя.................................................................................. 22


Использование динамических пауз и релаксаций на уроках

Здоровье – это не всё,

Но всё без здоровья – ничто.

Сократ

Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%, с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.

В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников.



Школа является важным фактором, влияющим на становление личности. Ее основная цель – вооружение детей знаниями и опытом, приобретенными человечеством, их социальная адаптация и воспитание. Но, кроме того, ребенок проходит и биологическое развитие. Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребованной обществом личности.

Небольшая двигательная нагрузка, включение двигательных пауз в школьные занятия предупреждает развитие переутомления. Динамические паузы на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Можно физкультминутки разнообразить эмоциональным чтением стихотворных текстов. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается. Ребята с радостью откликаются на такие физкультминутки. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты, красоты, юмора. Главное, чтобы физкультминутки выполняли свою оздоровительную функции. В динамическую паузу стоит включать игры и задачи, которые дают возможность детям сменить род деятельности, но не нагружают их физической активностью, не провоцирую сложности с дисциплиной и порядком. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается.

Можно динамические паузы разнообразить чтением стихов, считалок, скороговорок, загадок, пением песен. Иногда такие паузы выливаются в небольшой импровизированный концерт, что доставляет детям большое удовольствие и стимулирует творческий процесс.

Динамические паузы

Учитель выбирает двух учеников, ставит их лицом к классу, а перед ними кладёт карандаш. Он объясняет, что карандаш достанется тому, кто окажется самым внимательным.

1) Расскажу я вам рассказ,

В полтора десятка фраз,

Лишь скажу я слово «три»,

Карандаш скорей бери.

Понятно, когда надо брать карандаш?

На слове «три».

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два…марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори.

Разок, другой, но лучше…пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж вы карандаш не брали,

Когда была возможность взять!

Молекулы

В начале игры преподаватель, он же ведущий, объясняет детям, что все предметы состоят из очень маленьких частиц, которые называются молекулами и могут находиться в разных состояниях. Если предмет холодный, то молекулы почти не двигаются, стоят. Если предмет теплый, то молекулы «ходят медленным шагом», если предмету горячо, то молекулы «бегают».

Ведущий становится в центр, а все дети представляют себя молекулами. Ведущий в произвольном порядке командует: горячо, тепло, холодно. Соответственно команде дети – молекулы должны двигаться быстро, медленно или стоять.

Море волнуется раз

Выбирается ведущий из числа учеников. Ведущий вместе с преподавателем произносит слова – «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Морская фигура на месте замри!»

Все замирают, ведущий ищет того, кто шевелится. Можно менять положение пока ведущий не видит

«Покажи мне»

Ведущий задает вопросы, и дети показывают жестами и движениями ответы. При этом разговаривать нельзя.

Как живете?

Как идёте?

Как стоите?

Как молчите?

Как бежите?

Ночью спите?

Как даёте?

Как берёте?

Как шалите?

Как грозите?

Как сидите?

Игра длится 5 минут.

«Пять шагов»

Игра развивает память, помогает снять физическое напряжение, позволяет проверить свои знания.

Учащиеся встают в линию на одном конце кабинета.

Ведущий (преподаватель) дает установку «Я знаю пять имен девочек».

Каждый участник делает пять шагов, на каждый шаг, называя одно имя девочки. Если шагающий сильно замешкался или назвал имя 2 раза, то он останавливается.

После того, как первый участник остановился, подключается второй участник, третий и т.д. после того, как все участники выполнили первое задание, ведущий называет второе задание.

Вариантами для заданий могут быть: имена мальчиков, названия городов, названия цветов, названия цвета (краски), фрукты, овощи, члены семьи, название улиц, города России и мн.др.

Дети с удовольствием демонстрируют свои знания. И от игры к игре этих знаний становится больше.

С каждым этапом можно увеличивать количество шагов.

«Если это есть у вас…»

Ведущий выбирается из учащихся методом считалки.

Ведущий называет что-либо, что может присутствовать у детей (цвет, предмет, одежда, игрушка). И если у кого-то есть названое, то эти участники выполняют совместное задание.

Например.

Ведущий: у кого есть что-то желтое, тот прыгает на левой ноге.

Все, у кого есть что-то желтое (желтый цвет в одежде) прыгают на левой ноге.

Релаксация

1) Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

2) Дети свободно сидят за партами, закрыв глаза. Играет музыка. "Представьте, что вы - композитор, который сочинил эту превосходную музыку. И теперь вам нужно нарисовать к ней иллюстрации. Итак, слушаем музыку и рисуем картину"

В течение 5 минут дети слушают музыку. После чего, учитель предлагает рассказать им, что нарисовало их воображение при прослушивании данной композиции. По желанию, дети могут рисовать сразу на листе бумаги.

4) Дети встают из-за парт. Закрывают глаза. Играет музыка. Учащиеся действиями выполняют то, что говорит учитель.

"Вы - художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо, а на нём лёгкие перья облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились и радуетесь этому чуду. Вдруг, вы открыли глаза.

Дети рассказывают свои впечатления. Тихо садятся за парту.

Упражнения для эмоциональной разрядки

1). Нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

2) Улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

3) Устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

4) Отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин

“Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

“Облака”

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

“Лентяи”

Представьте себе, что вы – очень ленивы сегодня и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

“Водопад”

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у. Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

“Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

“Шишки”

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

“Холодно – жарко”

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились.…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

“Драгоценность”

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать.… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

“Игра с песком”

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

“ Муравей”

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

«Улыбка»

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться е. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек.… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2 раза)

Советы психолога

Устал - рисуй цветы

Злой - рисуй линии

Болит – лепи из пластилина

Скучно - заполни листок разными цветами

Грустно - рисуй радугу

Страшно - плети макраме, вежи узлы или делай аппликации из тканей

Ощущаешь тревогу-сдалай куклу-мотанку

Чувствуешь возмущение - рви бумагу на мелкие кусочки

Чувствуешь беспокойство - складывай оригами

Хочешь расслабиться - создавай узоры

Нужно что-то вспомнить - рисуй лабиринты

Разочарован – сделай копию известной картины

Отчаялся-рисуй дороги

Нужно что-то понять-рисуй мандалы

Нужно быстро восстановить силы-рисуй пейзаж

Хочешь понять свои чувства-рисуй автопортрет

Важно запомнить состояние-рисуй цветовые пятна

Нужно систематизировать мысли-рисуй соты или квадраты

Хочешь разобраться в себе-сделай коллаж

Важно сконцентрироваться на мыслях-рисуй точками

Нужно найти выход из ситуации-рисуй волны и круги

Хочешь сконцентрироваться на цели-рисуй сетки и мишени

Чувствуешь,что застрял и нужно двигаться дальше-рисуй спирали

В процессе трудового дня неизбежны моменты, когда необходимо регулировать уровень нервно-психической активности. В одном случае активность снижается, появляется чувство безразличия. В другом, наоборот, нарастает нервное напряжение. Следует учесть, что по мере снижения работоспособности изменяется и эмоциональная устойчивость, появляется ненужная раздражительность. Факторы, которые до этого казались совершенно нейтральными, начинают восприниматься иначе, вызывают гнев, обиду, способны вызвать ссору.

Очень важно все время контролировать себя, не допускать снижения работоспособности ниже определенной критической нормы.

Если вы не можете отойти от своего рабочего места, то очень помогают дыхательные упражнения. Надо сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10-15 секунд, а затем резко выдохнуть. Дыхательные упражнения лучше сочетать с мышечным напряжением и расслаблением. Например, сделать вдох, задержать дыхание, сжать руки в кулаки, напрячь мышцы рук, спины, живота.

Резко выдохнуть, расслабить все мышцы тела, сделать несколько встряхивающих движений. Повторить это упражнение несколько раз.

Нельзя забывать о выражении лица. Сразу же "включайте" внутреннее зеркало, избавьте лицо от ненужных мышечных зажимов. При задержке дыхания можно слегка надувать щеки, делать глотательные движения. После вдоха проведите по лицу рукой, как бы снимая остатки тревоги, раздражения.

Поднимите углы губ вверх, не забывайте про улыбку. Постарайтесь почувствовать, как приятное ощущение от углов губ идет в стороны к ушам.

Проведите рукой по мышцам шеи. Если они напряжены, наклоните голову вперед, назад, сделайте несколько вращательных движений. Можно слегка помассировать шею. Легкими движениями погладьте мышцы от плеча к уху. Слегка потрите подушечками пальцев заушные бугры. Это улучшает приток крови к голове и облегчает нервную разрядку.

Опустите руки вниз, выпрямите пальцы и максимально разведите их в стороны. Почувствуйте, как напрягаются мышцы. Теперь расслабьте руки и сравните ощущения. Выполните эти движения несколько раз.

Попробуйте до предела разогнуть кисти рук, сравните возникающие ощущения с предыдущими, а затем сожмите пальцы в кулаки. Делать это надо не спеша, обращая внимание на состояние мышц предплечий. Нелишне использовать самоприказы типа: "Я успокаиваюсь", "Я успокаиваюсь все больше и больше", "Я спокоен, уверен в своих силах и возможностях". Впрочем, самоприказы могут быть самыми разными, это дело вкуса. Главное, чтобы они были именно самоприказами.

Эмоциональную разрядку принесет любимая музыка, ходьба.

Р.Бардина

"Приемы эмоциональной разрядки" и другие статьи из раздела