Чудотворная икона божией матери валаамская. Валаамская икона Божьей Матери: история и фото Божья матерь валаамская в чем помогает

История обретения Валаамского образа Пресвятой Богородицы во многом напоминаетсказание о Державной иконе. Летом 1896 года в Валаамский монастырь приехала одна благочестивая женщина, Наталья Андреевна Андреева, происходившая из крестьянок Тверской губернии, которая страдала сильной болезнью ног. В Успенском храме она обратилась к монахам с вопросом о том, где находится висевшая прежде в этом храме наколонне с левой стороны икона Божией Матери, на которой Царица Небесная изображенаво весь рост с Младенцем на руках. На этот вопрос ей не смог ответить даже ризничий о.Пафнутий, который решил, что икону, скорее всего, отправили в Петербург в Валаамскую часовню. Две недели пребывания на острове болящая продолжала искать образ Божией Матери, обошла все храмы монастыря, но так и не найдя, вернулась в Петербург.

Иконы не было и в Валаамской часовне. Еще в 1878 году Наталья Андреевна сильно простудилась, и развившаяся болезнь причиняла ей страшные страдания, продолжавшиеся около десяти лет. В 1887 году какой-то внутренний голос сказал Наталье: «Поезжай на Валаам, выздоровеешь!». Ночью, накануне поездки больной было видение женщины в одеянии из малинового бархата с ребеночком на руках, окруженной чудным сиянием, Которая ободрилаее словами: «Не плачь, Спаситель и Я на пути к тебе!». Наталья Андреевна спросила:«Матушка, какая Вы красивая, да хорошая! Разве Вы на Валааме живете?». «Да, там и живу,- был ответ, - ты Меня увидишь на Валааме». Укрепленная чудесным видением Божией Матери, болящая Наталья с радостной душой на другой день отправилась в святое паломничество. Первый приезд Натальи Андреевны совпал с праздником обретения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских . Перед самым отъездом она зашла в Успенскую церковь и в иконе на левой колонне храма узнала ту самую женщину, которая явилась ей во сне накануне отъезда из Кексгольма (Приозерска). В тот самый момент, когда Наталья Андреевна увидела икону Божией Матери, раздался свисток на отходившем пароходе, и ей не удалось даже приложиться к высоко висевшему образу, тем более отслужить молебен. Вернувшись в Петербург, больная почувствовала значительное облегчение в ногах, так что смогла ходить без палки.
В свой третий приезд на святой остров в 1897 году Наталья Андреевна со слезами горячо молилась перед мощами Валаамских чудотворцев об обретении иконы Божией Матери, и в первую ночь ей был благодатный сон, который она рассказала после молебна у раки преподобных служившему о. Пафнутию. Наталье Андреевне приснилось, что она ходит внутри монастыря около упраздненной церкви святого Николая Чудотворца с молитвой Царице Небесной о том, чтобы увидеть Ее, и вдруг слышит голос: «Я здесь, здесь, скоро разыщешь!». В это же время к ней подходит старичок в голубой камилавке с седой бородой (преподобный Сергий Валаамский) и отворяет дверь церкви со словами: «Вот она!». Тогда женщина увидела внутренность церкви и в углу, между церковной утварью и старыми образами, до половины завернутый в рогожку холст, образ Божией Матери, в котором она сразу узнала разыскиваемую ею икону. В течение трех дней после этого Наталья Андреевна готовилась к святому причастию и накануне этого дня увидела еще один благодатный сон о том, что икона найдена о. Пафнутием. Причастившись на ранней литургии, Наталья Андреевна увидела после службы, что народ из гостиницы бежит в церковь. Оказалось, что отыскали давно забытую икону Божией Матери и принесли в нижний собор. «Эта ли икона?» - спросил болящую отец Пафнутий. «Эта самая!» - в волнении ответила Наталья Андреевна. Образ о. Пафнутий, как было указано в сновидении, действительно нашел в кладовой, располагавшейся в упраздненной церкви святого Николая Чудотворца. Наталья Андреевна тут же попросила о. Пафнутия отслужить водосвятный молебен перед чудесно обретенною иконою Божией Матери, пред которой была зажжена неугасимая лампада. После молебна перед явившимся образом больная женщина получила полное телесное исцеление. Все случившееся с Натальей Андреевной было подробно записано валаамскими монахами, составившими рассказ под названием «Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемый «Местная Валаамская». После обретения также было выяснено, что эту икону написал валаамский инок-живописец о. Алипий в 1878 г., то есть в том самом году, когда Наталья Андреевна получила сильную простуду, послужившую к прославлению образа.
Судьба Валаамской иконы после революции схожа с историей Коневского образа. До 1940 года она оставалась на Валааме , отошедшем после 1917 года к Финляндии, но после присоединения Ладоги к Советскому Союзу икона валаамскими иноками была увезена в Финляндию, где валаамцы во главе с игуменом Харитоном основали монастырь, названный ими «Новый Валаам». Главной святыней этого монастыря по сей день остается Валаамский образ Божией Матери, который пребывает в Преображенском соборе обители.
В конце XX века Святейшим Патриархом Алексием II было установлено празднование иконы Божией Матери «Валаамская» в первое воскресенье после дня памяти святых преподобных Сергия и Германа , Валаамских чудотворцев, и после дня памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Акафист

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, благодарственное приносим пение о даровании чудныя Ея иконы Валаамския. Ты же, Всемилостивая Царице, яко имущая державу непобедимую и милосердие неизреченное, от всяких зол и бед свободи страну нашу православную, да зовем Ти:

Икос 1

Ангелов Царица и всея твари Владычица преславным прославлением иконы Твоея святыя всю страну Российскую благодатию озарила еси. Темже вернии людие с любовию припадающе к дивному образу Твоему Валаамскому, приносят похвалы сия:
Радуйся, спасения нашего Главизно.
Pадуйся, Мати Господа Вышняго.
Радуйся, Церкве непоколебимый Столпе.
Pадуйся, Царствия Нерушимая Стена.
Радуйся, страну Российскую в жребий и достояние Себе избравшая.
Pадуйся, иконы Твоя чудотворныя, яко звезды в ней умножившая.
Радуйся, земли Русския Царице и Владычице.
Pадуйся, яко Тобою Русь православная хранится.
Радуйся, всю вселенную лучами Твоея благодати озаряющая.
Pадуйся, светом радости души наша просвещающая.
Радуйся, непобедимая Воеводо царей и воинов православных.
Pадуйся, врагов наших видимых и невидимых побеждающая.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Кондак 2

Ведый благодать и славу места сего, благослови Господь Матерь Свою даровати Покров Ея над островом Валаамом, яко над северным Афоном, да вси спасающиися на нем от лет древних и до ныне взывают непрестанно Спасителю и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум имеюще божественный, преподобнии отцы наши Сергий и Герман приидоша в земли севера воеже Господу невозбранно послужите и достигше острова Валаама, обитель иноческую тамо устроиша. Ты же, Пресвятая Дево, яко Игумения святых обителей православных, сохрани всех подвизающихся зде, единем сердцем и едиными усты воспевающих Ти:
Радуйся, от младенчества Богу посвященная.
Pадуйся, в храме Иерусалимстем воспитанная.
Радуйся, яко житие Твое при храме прообразом жития монашескаго явися.
Pадуйся, иноков чадолюбивая Мати.
Радуйся, остров Валаам, яко место явления благодати Твоея освятившая.
Pадуйся, землю Карельскую благоуханием святости исполнившая.
Радуйся, обитель Валаамскую, яко северный Афон, прославившая.
Pадуйся, храмы и скиты ея славою чудес Твоих осиявшая.
Радуйся, преподобных Сергиа и Германа в молитву с Собою приемшая.
Pадуйся, милостию Своею на острове Валааме дивный сад духовный насадившая.
Радуйся, святыя обители Валаамския Всечестная Игумения.
Pадуйся, Наставнице иноков на путь небесныя жизни.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Церковные предания гласят, что Валаамская икона Божией Матери обладает чудодейственной силой и может посещать православных людей во сне. Валаам издавна укреплял веру наших соотечественников, этот остров называли Русским Афоном. Валаамские старцы наставляли российских императоров, а об островных иконах слагались легенды.

О чем можно молиться перед иконой Богородицы, чего просить у небесной заступницы? С Божьего дозволения мы поведаем об этом.

Кому и в чем помогает икона «Валаамская» Пресвятой Богородицы

Бумажная копия Валаамской иконы Божией Матери, чудом уцелевшая при пожаре на Валааме.

Вы уже поняли, что перед чудодейственной иконою молятся не просто так — на вас может снизойти Божия благодать. Радуйся, говорят умные люди, если в твоей семье никто не болеет. А если хворь приключилась, получится ли ее молитвами исправить?

Вот о чем можно просить Валаамскую икону Божьей Матери:

  1. Исцеление болезней (изначально к иконе Валаамской приходили ради этого, актуальность сохраняется по сей день).
  2. Дни памяти (преподобные Сергий и Герман почитаются в среде молящихся, дни старцев отмечаются 24 сентября и 11 июля).
  3. Восстановление семейных отношений (молитва Валаамской иконе поможет сохранить брак, обрести мир и родить здорового ребенка).
  4. Празднование дня, посвященного Валаамской Божией Матери (первое воскресенье после 12 июля — дня празднования памяти апостолов Петра и Павла).

Как правильно молиться перед иконой «Валаамская» Пресвятая Богородица

Правила молитвы чудодейственной Богородице мало чем отличаются от общих православных установлений.

Икона Божьей Матери (с Валаамским или иным происхождением) помогает тем людям, которые действительно нуждаются в помощи. Старинные иконы — серьезное средство исцеления недугов. Чем больше времени вы проводите перед такими иконами, тем лучше (не являются исключением и образы Валаамских мастеров).

Чтобы достичь желаемого молитвой, придерживайтесь следующих правил:

  • У Валаамской иконы стойте с открытым сердцем, не лукавьте.
  • Молитва должна быть чистой, думайте о Богородице, а не о суетных вещах.
  • Перед иконами церковь рекомендует ставить свечи, это понравится владычице.
  • Учтите, что небесное заступничество вам никто не гарантирует, проявляйте терпение.
  • Не забывайте просить Богородицу о помощи в преодолении пагубных страстей.
  • Если вы просите Божью Матерь об исцелении близкого человека, вероятность выздоровления повышается.
  • Перед тем, как посетить Валаамские земли, исповедуйтесь.
  • Не забывайте просить Бога нашего об исцелении всё оставшееся время.
  • Богородица Валаамская помогает лишь истинно верующим — тем, кто уже принял Иисуса в своё сердце.
  • Перед любыми иконами нужно креститься, обеспечивая должный уровень почтения.

Молитва святому образу Валаамской Божией Матери

Естественно, что у иконы нужно просить помощи, используя для этого правильные слова. Для иконы Божьей Матери, попавшей некогда на Валаамскую землю, разработана специальная молитва. Если мы ничего не путаем, икона защитит нас «от всякия напасти».

Вот слова, которыми надлежит славить Валаамскую Богородицу:

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»

О, Чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о, Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти, разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим в будущем веце всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»

О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице! Припадаем и поклоняемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси мйлостивно к болящей рабе Твоей и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, Тебе приносимое. Спаси и сохрани, Всемилостивая, Отечество наше и вся люди православный, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающий, от нашествия иноплемённых, от глада и мора, и от всякаго зла, управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру истинную. Воззри мйлостивным оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех, в вере и надежде подвизающихся в ней. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки да избавит, и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской», чтомая в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, страны нашея Заступнице, обители Валаамския красото и славо! Взирающе на Пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный, молим Тя, сохрани от всякаго зла обитель сию, юже преподобнии Сергий и Герман основаша, во братии мир огради и соблюди, осени Покровом Твоим строителей, благотворителей и благоукрасителей ея.
О, Всечестная наша Мати, Игумения всех православных обителей и иноческаго жития Покровительнице, пребуди неотступна от обители сия, сущаго достояния Твоего, и всесильными Твоими молитвами покрый и заступи нас, зде подвизающихся, от всяких бед и нужд, помози уставы преподобных отец непоколебимы сохранити, избави от падений греховных, даруй нам дух сокрушения и смирения, настави на исполнение обетов иноческих и всех заповедей Божиих.
Приими смиренное моление наше, согрей нас дыханием любве Твоея и никогда не отступай от нас, да не оскудеет вера в нас грешных, и да сподобимся внити в Царствие Небесное, в немже возвеличим Тя, Матерь нашу Всепетую, и прославим Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мало кто знает о том, что Валаамский образ вдохновлял поэтов на творчество. Тропарь в честь Богородицы некогда написал архиепископ Павел:

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»
глас 4

Богородице Дево, на Твою икону пресветлую взирающе, радуемся, пред нею бо на острове Валааме мольбы усердно молящихся исполняются; услыши, Пречистая, и нас молящих Ти ся, утверди нас в вере и любви, и испроси мирови мир и душам нашим велию милость.

Чуть позже Валаамскому чуду был посвящен кондак — авторство этого произведения принадлежит православной поэтессе Валентине. Легенда гласит, что поэтесса была незрячей, но сумела воспринять всё величие иконы и духовно возвыситься.

Отсюда вывод — икона может способствовать и внутреннему развитию человека. Так что активно молитесь в храме, прославляйте икону и ждите Валаамского чуда.

По традиции — Вашему вниманию видео службы Валаамской иконы Божией Матери на церковнославянском языке (всенощное бдение) во главе с игуменом Спасо-Преображенского монастыря, епископом Троицким Панкратием:

Валаамской иконы Божией Матери (Всенощное бдение). Валаамский монастырь.

Икона «Валаамская» Пресвятой Богородицы

Если заглянуть в область иконографии, мы увидим, что икона Божией Матери с Валаама относится к «Панагиям» — Богородичным образам. Также есть тип иконы «Никопея», с которым прослеживается композиционное родство.


Икона Богоматери Валаамской

Рассматривая икону, обратите внимание на босые ноги Заступницы и державу в руках Иисуса. Это и отличает икону Божьей Матери в Валаамском исполнении от аналогов, созданных в других православных монастырях.

История иконы Валаамской Богородицы

Иконописец иеромонах Алипий (Константинов).

По неведомым причинам Богородице не было уготовано место на иконостасе — святыня 20 лет пылилась в кладовой монастыря. Подобные истории случались и с другими иконами, но здесь случай особый. Дальнейшие события разворачивались в такой последовательности:

  1. Наталья Андреева, паломница с больными ногами, отправилась в странствие в поисках целебных икон.
  2. Ночью паломнице привиделся сон с Валаамской Богоматерью — это случилось в 1897 году.
  3. Спустя некоторое время икона была обнаружена в кладовой заброшенного храма (на паломничество у Андреевой ушло около года).
  4. В 1940 году остров Валаам стал принадлежать СССР, и монахи перевезли чудотворный образ в Финляндию — туда, где был основан Новый Валаам.
  5. Сейчас святыня считается важнейшей реликвией Ново-Валаамского монастыря.

Если вы соберетесь на Валаам, стоит учесть, что там хранится список знаменитой иконы (оригинал по-прежнему пребывает в Финляндии). Праздновать день досточтимого образа наши соотечественники начали в 1997 году — после разрешения Алексия Второго. В Финляндии дата отличается от российской (празднуется 7 августа) — это нужно знать об иконах перед началом молитвы.

Новой вехой в истории образа стал 2000 год — именно тогда Алек­сий II благословил строительство церкви, воздвигнутой в честь реликвии. В качестве площадки было выбрано предполагаемое место обнаружения образа. В 2005 году храм торжественно освятили, после чего двери распахнулись для верующих.

Описание и значение образа Валаамской Богоматери


Икона Божией Матери «Валаамская». Храме Спасо-Преображенского собора в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Икона обладает глубоким символическим значением. Прихожане познакомились с Валаамскою Богородицей в год, когда Николай Александрович, император российский, прошел через обряд венчания. Отсюда — величественность образа, красные одеяния и великодержавный смысл, заложенный в икону.

Кроткое безмолвие и покровительство смертным — вот что олицетворяет собой Валаамская икона.

Стоит отметить, что многочисленные исцеления служат доказательством чудодейственности иконы. Даже освященный список привлекает паломников, стекающихся на Валаам со всей России. Последнее зафиксированное чудо — выздоровление сына греческого священнослужителя. Свидетельство этого есть у архимандрита Сергия, настоятеля Нового Валаама. Так что не отчаивайтесь и смело планируйте паломничество, если возникли сложности со здоровьем.

История Валаамской иконы Божьей Матери относительно молода. Она напрямую связана с Валаамским монастырем, где в 1878 году была написана местным иноком-иконописцем Алипием. После написания икона по какой-то причине была забыта и около двадцати лет пролежала в монастырской кладовой. Вспомнили о ней благодаря женщине по имени Наталья Андреева, которой во сне явилась Божья Матерь и повелела ехать на Валаам, где пообещала встречу с собой. Андреева выполнила указание Богородицы и отправилась в паломничество на остров, где благодаря ее подсказкам и была обретена русская православная Валаамская икона Божьей Матери, а сама Андреева после обретения исцелилась от мучившего ее много лет ревматизма.

Образ отличается тем, что на ней Богородица изображена в полный рост (иногда можно встретить и поясное изображение), а Младенец Христос держит в левой руке державу, увенчанную крестом. В настоящее время икона Валаамской Божьей Матери находится в Финляндии в Преображенском соборе Ново-Валаамского монастыря и является его главной святыней.

Почитание Валаамской иконы Божьей Матери

Остались воспоминания, свидетельствующие о том, что перед православной Валаамской иконой любил молиться великий князь Николай Николаевич. Образ Божьей Матери настолько пришелся ему по душе, что он пожертвовал монастырю 1000 руб., которые он приказал положить в банк. Проценты с этих денег должны были идти на поддержание неугасимой лампады, которая постоянно горела перед иконой Божьей Матери Валаамская. Для Николая Александровича была заказана точная копия иконы, отправленная впоследствии в Санкт-Петербург. Образ Богородицы явил миру множество чудес. Одно из последних произошло в 1996 году, когда после молитвы перед Валаамской иконой Божьей Матери был исцелен мальчик, сын греческого священника Илии, который просил братию Валаамского монастыря молиться о здравии больного ребенка. Празднование в честь иконы происходит 14 июля.

Святая икона Божьей Матери Валаамская – скорая помощница от болезней

К образу приходят просить утешения в скорбях и исцеления от болезней. Традиционно Богородице возносят молитвы и матери о счастье своих дочерей. Если Вы хотите купить Валаамскую икону Божьей Матери, то сделать это проще всего в интернет-магазине, специализирующемся на продаже православных товаров. Икона может быть как в бюджетном исполнении, так и в дорогом – написанная на дереве ценных пород, с золотой отделкой и орнаментом. Вышитые бисером или крестиком также очень красивы. Такую ее можно купить как готовой, так и вышить самостоятельно.

В православии существует огромное количество образов Богоматери - одной или с Младенцем Христом. Некоторые из них более популярны и «стары»: например, Владимирская, известная с V века. Другие менее известны, но от этого не менее почитаемы. К последним относится Валаамская икона Божией Матери. Сегодня поклониться ей можно в одноименном монастыре в Финляндии.

Описание иконы

Валаамская икона Божией Матери была написана в Валаамском монастыре в октябре 1878 года. Она является почитаемой православной иконой, которой молятся и в Финляндской архиепископии. Ее написал иеромонах Алипий в миру Константинов, который обучался на художника. За основу им был взяты несколько образов:

Валаамская икона изображает Божию Матерь в полный рост, в красно-синей одежде и с босыми ногами. Она держит на руках младенца, полностью повернутого к зрителю. Христос правой рукой благословляет верующих, в левой держит державу голубого цвета. Фон у иконы золотой, стоит Богоматерь на небольшом белом облаке. Позднее в нижнюю часть образа вложили частицу ризы Богоматери. Стоит отметить, что это единственный в иконописи образ, в котором Богородица изображена босой.

Первое чудо

История обретения иконы и первое чудо описаны в книге «Сказание об обретении Валаамского образа Божией Матери». Это произошло благодаря благочестивой крестьянке Наталье Андреевой , которая много лет, с 1878 года, когда была написана икона, страдала от боли в ногах. Однажды таинственный голос повелел ей отправиться в монастырь в Валааме и помолиться о выздоровлении. Будучи набожной, Наталья начала собираться, и летом 1896 года была готова ехать.

В ночь накануне отъезда ей приснилась женщина в красной одежде. Она была окружена сиянием и держала на руках младенца. Женщина пожелала крестьянке счастливого пути и пообещала, что та найдет ее на Валааме.

Однако, приехав на остров, Наталья так и не нашла женщину, хоть и обошла все монастыри. Уже перед самым отъездом она зашла помолиться в Успенскую церковь и увидела таинственную незнакомку: икона висела на колонне. Но помолиться и даже дотронуться до нее крестьянка не успела: уже раздался гудок парохода, на котором ей предстояло уплыть. Но, приехав домой, Наталья поняла, что боли ослабли, и решила вернуться.

Вернуться ей удалось только через несколько лет. Войдя в Успенскую церковь, Наталья увидела, что икону сняли. Она опросила всех людей, но никто не знал, куда ее перенесли. Кто-то высказал предположение, что образ перевезли в петербургскую часовню на Васильевском острове, но и там ее не оказалось.

На следующий год Наталья вернулась вновь. Она долго молилась перед мощами святых Сергия и Германа об обретении Валаамской Богоматери, и той же ночью ей приснился сон. Во сне Наталья бродила вокруг упраздненной, закрытой церкви Николая Чудотворца и просила Богоматерь открыть ей. Таинственный голос вновь ответил ей, что Богородица тут и скоро отыщется. Наталья даже увидела, где ей искать: в кладовке, среди устаревшей церковной утвари.

Наутро Наталья заказала молебен перед вновь обретенной иконой, после совершения которого ее боли полностью прошли.

Дальнейшая судьба

После чудесного обретения образа к нему начали стекаться паломники, в том числе серьезно больные люди. Многие исцелялись, другим являлись чудесные знамения. В 1917 году при основании Смоленского скита планировалось освятить его в честь Валаамской Богоматери, но икона на тот момент еще не имела официального церковного прославления.

Сегодня икона Богородицы Валаамская является одной из самых почитаемых, однако остается в числе местночтимых. Она расположена в Ново-Валаамском монастыре.

Днями почитания являются:

  1. 14 июля - день обретения;
  2. 20 августа - день почитания в Финляндской православной церкви.

Многие обращаются к Валаамской Божией Матери. В чем помогает эта икона:

Валаамская Богородица считается главной заступницей людей перед Господом, а потому просить ее можно обо всем. Единственное правило: просьба не должна нести зла кому-то.

Никаких особых правил нет, но стоит придерживаться некоторых советов:

В Ново-Валаамском монастыре помимо простой молитвы стоит заказать молебен, а также прикоснуться к вложенному в икону кусочку ризы Богородицы.

В России списки иконы находятся в подворьях Валаамского монастыря:

  1. В Московском подворье в церкви преподобных Сергия и Германа в Москве. Адрес: 2-я Тверская - Ямская улица, д. 52;
  2. В Санкт-Петербургском подворье в Казанской церкви. Адрес: Невский проспект, д. 1/29.

Валаамский и Ново-Валаамский монастыри

История Валаамского монастыря началась очень давно . По преданию, апостол Андрей Первозванный шел на север, проповедуя христианство, дошел до Невского озера и установил на Валаамских горах каменный крест. После в X веке двое иноков основали на одном из островов монастырь и братство. Долгое время Валаам носил неофициальное название Северный Афон.

При Петре I территория, на которой была построена обитель, оказалась присоединена к Российской империи, Валаамский монастырь был восстановлен. В начале следующего столетия он вошел в состав Финляндского княжества, а после Октябрьской революции - в состав Финляндии.

Во время Второй мировой войны монастырь оказался в зоне боевых действий и закрылся. Монахи покинули его, забрав с собой подлинник иконы. Они переселились в монастырь в Хейнявеси, где основали Новый Валаам в усадьбе Папинниеми.

Валаамский монастырь вскоре открылся вновь, но икона осталась в Ново-Валаамском мужском монастыре, который был включен в Финляндскую православную церковь. Сегодня последний является объектом паломничества и местом посещения туристов . В нем открыты:

  1. Культурный центр и конференц-зал;
  2. Монастырские библиотека и архив;
  3. Народное училище;
  4. Центр реставрации произведений живописи и икон;
  5. Гостиницы для посетителей;
  6. Производство столового вина.

К сожалению, официальный сайт монастыря полностью на финском языке, а потому паломникам из России придется обратиться к «посредникам». У обители заключен договор с паломнической службой «Радонеж», которая регулярно организует поездки туда.

Валаамская икона Божией Матери, расположенная в Ново-Валаамской обители в Финляндии, является одной из самых почитаемых месточитимых православных икон. Валаамская Богоматерь считается покровительницей солдат и пострадавших за веру, но также она защищает и исцеляет всех верующих.

Обретение Валаамской иконы Божьей матери – одно из самых чудесных поздних обретений православных христианских святынь, случившихся совсем недавно, если отсчитывать времена по историческим меркам. Остров Валаам – часть суши, прекрасная своей строгой суровой красотой, как и весь Соловецкий архипелаг, которому он принадлежит. Архипелаг известен в истории XX века и своей святой, и горькой земной историей – здесь располагались трагически знаменитые Соловки. Валаам же именуют ныне еще и Северным Афоном. Святая Афонская гора в земле обетованной – земное прибежище Божьей Матери. Своим вторым названием - Северный Афон Валаам обязан не только тому, что, как и Святая Гора, почти полностью окружен водой – есть небольшой перешеек, но он практически не проходим, и потому Валаам все-таки считают островом, не только тем, что он также полностью заселен отшельниками, живущими в монастырях, келиях и скитах. Это удивительное чудотворное место явления миру Валаамской иконы Божьей Матери, ставшей одним из наиболее почитаемых образов, которые также находятся среди Валаамских святынь, но уже прославленных ранее в других пределах христианского мира – Благовещение , Умиление, Неопалимая Купина , Державная, Знамение , Казанская , Смоленская , Тихвинская иконы Божьей Матери.

Обретение Валаамской иконы Божьей Матери случилось в конце XIX века, и история его удивительна.

Наталья Андреевна Андреева, крестьянского сословия, родом из Тверской губернии в 1878 году сильно простудилась и получила ревматическую болезнь суставов рук и ног. Болезнь быстро прогрессировала, больная с трудом ходила даже с палкой, не говоря о том, что не могла руками выполнять обычных действий. Поскольку она в то время уже жила в богадельне, и в средствах была весьма ограничена, то рекомендациям врачей «ехать на море», по понятным причинам, следовать не могла.

Наталья Андреевна очень страдала и молила Бога и Пречистую помочь ей. Какое-то внутреннее чувство подсказывало ей, что за исцелением ей надо ехать на Валаам. Она купила билет, но дальний путь, да еще с ее болезнью, казался ей трудноодолимым, накануне отъезда вечером колебания одолевали ее особенно сильно.

Той же ночью ей был то ли сон, то ли видение – Андреева так и не поняла, – в котором явилась прекрасная высокая женщина в малиновом мафории и с ребенком в хитоне на руках. От обоих исходил чудный свет и дивное тепло, и больная подумала, что, может, это и есть Сама Пресвятая Богородица? А вслух спросила – не живет ли Она на Валааме? И Пришедшая ответила, что, да, там Она живет, что Господь – по пути отъезжающей, и Она тоже, и что там, на Валааме больная Её встретит.

Утром паломница уже не сомневалась, что к ней являлась Сама Царица Небесная. Эта мысль укрепила больную, и Андреева уже без всяких сомнений отправилась на Валаам…

Историю Валаамской иконы Божьей Матери неразрывно связывают с именами преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев , рака с мощами которых находилась на святом острове. В июльский день 1887 года в праздник обретения мощей святых Сергия и Германа, Наталья Андреевна приехала на Валаам и возносила перед ракой горячие молитвы об исцелении. Её приезд совпал и с другим знаменательным событием – закладкой Преображенского храма, на которой присутствовали члены царской фамилии.

Перед самым отплытием Наталья Андреевна зашла в Успенскую церковь. Каково же было ее изумление, граничащее с потрясением всей души, когда она, глянув на левый придел церкви, увидела в золоченой раме образ, с которого на нее глядела Божья Матерь, такая, какой Она явилась Андреевой накануне ее отъезда на Валаам, чтобы вдохновить едва не поддавшуюся малодушию паломницу. И Младенца она держала именно так, как было в том сне. Но тут раздался свисток парохода, на котором Наталья Андреевна должна была возвращаться, и, не успев ни отслужить молебен, ни даже просто приложиться к образу, как полагается, она смогла только наспех поставить свечу и поспешила на пристань.

Однако перемены к лучшему в ее здоровье случились – вернувшись в Санкт-Петербург в свою богадельню, паломница иногда уже даже могла ходить без палки, что не могло не удивить знавших ее, хотя облегчение не было полным, болезнь не до конца оставила её. Она уже верила, что это не последний ее визит на Валаам к той удивительной иконе, которую она хотела возблагодарить, как и преподобных Сергия и Германа, за начало ее чудесного исцеления.

Второй раз она приехала на Валаам только в 1896 году, но той дивной иконы в Успенской церкви уже не было. И в третий раз, в 1897 году приехала Андреева на Северный Афон – в тоже время, что и всегда – на праздник преподобных Сергия и Германа и, снова не найдя иконы, со слезами стала молиться святым чудотворцам об ее обретении.

Той же ночью ей вновь приснился удивительный сон, о котором она рассказала ризничему отцу Пафнутию возле раки с мощами чудотворцев. Ей привиделось, что ночью она ходит по приделу упраздненной после возведения храма святителю Николаю Чудотворцу Никольской церкви, оставленной под ризницу, и просит Матушку вновь явиться ей, и тихий Голос отвечает, что скоро молящаяся Её разыщет. Наталья Андреевна испугалась, но молитвы не прекратила. Тут внезапно перед ней предстал седовласый старичок, который спросил, о чем она плачет и скорбит. Та ответила, что ищет Царицу Небесную, на что старичок ей ответил, что пусть не плачет, потому что скоро отыщет ту икону. А на слова, что, мол, и ризничий говорил, что искал да не нашел, старичок сказал, что неправда, здесь она, просто ризничий забыл, где икона, и искал плохо. Тут они подошли к какой-то запертой двери, незнакомец толкнул её, дверь отворилась, и старец сказал – вот она! И Наталья увидела Её икону, которая была завернута в рогожку и холст и лежала в дальнем пыльном углу среди прочей церковной утвари.

Через три дня, в течение которых Наталья Андреевна готовилась к причастию, ей приснился другой сон. Снилось ей, что она стоит в соборе, из мирян – одна, только с нею у раки с мощами святых Сергия и Германа два монаха – отцы Серафим и Николай. Тут двери отворяются, и ризничий отец Пафнутий и еще один молодой монах в короткой серой одежде несут ту самую икону. Андреева в изумлении и радости закричала, что это – Она и упала перед иконой на пол, надеясь, что образ пронесут на ней, и она уже полностью исцелится. Но отец Пафнутий произнес, что для исцеления больной надо приготовиться к молебну с водосвятием…

В тот момент она проснулась, утром пошла к причастию, после увидела, как народ бежит в церковь, рассказывая о дивном обретении утраченной было иконы Богоматери.

Так и была обретена Валаамская икона Божьей Матери по снам молитвенницы Наталии. Образ так и нашли – завернутым в холсте и рогожке среди старых образов и утвари в ризнице, что заставляет и нас подумать – а не был ли старец, указавший в том сновидении место нахождения Валаамской иконы Божьей Матери, самим святителем Николаем . И что еще удивительно – как во сне так и наяву вынес образ из церкви отец Пафнутий, а помогал ему – молодой монах в серой короткой рабочей одежде.

Радость Натальи Андреевны была велика – до вдохновенных слез. Недаром же говорят, что избыток скорби смеется, избыток радости – плачет. После молебна с водосвятием она выпила святой воды, и почувствовала себя крепче, а, вернувшись в свою келейку, помазала все больные суставы маслом, взятым из лампадки перед иконой, и впервые за много лет уснула спокойно, не чувствуя ставших привычными болей и ломоты.

По возвращении в Петербург, она совсем избавилась от палки, а к следующей Пасхе была уже совершено здорова. Эту историю валаамские монахи записали с её слов и назвали «Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемый “Местная Валаамская”».

История создания иконы

Говорят, что для того, кто верит в Бога – нет случайностей. В 1878 году, когда жестоко простудилась и занемогла Наталья Андреевна Андреева, что потом послужило поводом к обретению и прославлению Валаамской иконы Божьей Матери, иеромонах-иконописец Алипий, в миру его звали Алексей Константинов написал эту прекрасную икону. Когда он принимал постриг, а о его таланте живописца было уже известно, потому иноческое имя Алипий дали ему в память об иконописце Алипии Киево-Печерском, определив, таким образом, его служение в монастыре. Вместе с другими иконописцами он создал многие иконы и фрески в храмах и церквях Северного Афона. В результате их трудов в иконописи сформировался новый – «валаамский» – стиль, существование которого, впрочем, оспаривают некоторые искусствоведы, но это их право.

Так или иначе, Валаамская икона Божьей Матери не походит ни на одну из ранее прославленных икон Богоматери. По типологии ее чаще относят к византийскому образу «Никопеи» – «Победотворной». В алом мафории 1 – цвет царственности, покрывающем синий гиматий 2 , на одной руке, что под мафорием, Она держит Младенца, другой, открытой, в поручи, – поддерживает Его спереди. Сам Господь – в белом гиматии, правая рука Его поднята в жесте благословения, в левой держава с крестом. Царица Небесная не обута, под Её босыми стопами – облако и вся Она – будто выступает из золотистого теплого марева, солнечного и успокоительного.

Так и на иконе «кузнецовского письма» Юрия Кузнецова уникальная цветовая палитра Валаамской иконы Божьей Матери являет нам радость неизбежной победы духовности, веры, любви, победы над всеми врагами – внутри нас и вне, как для нас, так и для всей Державы Российской…

Какое чудо произошло

Конечно, обретение иконы Валаамской Божьей Матери через историю болящей Натальи Андреевой от начала до нынешнего времени – одно непрерывающееся чудо. С самого начала изумляет цепь совпадений, вплоть до того, что икона была написана иконописцем Алипием в тот год, когда Андрееву постиг ее недуг.

То что, болящая паломница молилась Ей, которая навестила паломницу в ночь ее отъезда на Валам именно в том обличье, в каком Её увидела затем Наталья Андреевна в Успенской церкви, хотя иконы этой до того не видела ни разу – это тоже чудо. Она молилась Ей об исцелении и молила о возвращении Её образа у раки со святыми мощами преподобных Сергия и Германа. Глубинная связь этого Её Первообраза со святыми безусловна и подтверждена очередным дивным событием. О том рассказывает чудесное видение, явившееся отцу Борису – в схиме Николаю.

Одно время валаамским насельникам было искушение – пошли слухи, что в раке преподобных Сергия и Германа нет их мощей. Остров, мол, большой, могут они быть и в другом месте. Так сидел он на хорах, и том размышлял, пока в храме на Всенощной читали кафизмы. Тут он глянул на Валаамскую икону Божьей Матери, которая висела прямо перед ним, и увидел по обе стороны Её Пречистого образа святых преподобных Сергия и Германа! В мантиях и схимах, на которых было написано Трисвятое – «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!», оба чудотворца с Божественным сиянием в очах смотрели на молящуюся братию. Они были тонки ликами, голубоглазы, в руках у них были свитки. Отец Борис от изумления на миг отвел глаза, а когда вновь глянул на икону, преподобные чудотворцы уже ушли.

Так стало ясно, что все слухи – лишь искусительное испытание вере, что чудотворцы находятся при Ней и что недаром по молитве Валаамской иконе Божьей Матери и преподобным Сергию и Герману, Андреева получила исцеление. А после слезной молитвы у раки с их мощами о том, чтобы снова увидеть тот Её Пречистый образ, Наталье Андреевне было видение об обретении Валаамской иконы Божьей Матери, и само обретение случилось в день причастия молитвенницы – через три дня после праздника обретения мощей святых Сергия и Германа.

О том, что Валаамская икона Божьей Матери была и остается заступницей русского воинства, рассказывают три видения, которые во время службы в храме посетили старца Валаамского монастыря иеросхимонаха Михаила, практически нашего современника – он ушел из жизни в 1962 году. Видения были ему перед началом Великой Отечественной войны.

В первом видении старец увидел Божью Матерь в Валаамском образе, Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца и других святых, которые слезно молились перед Ним за то, чтобы Он не оставил Русь в надвигающемся бедствии. Господь отвечал, что в России такова мерзость духовного запустения, душевного падения, такое множество других пороков, что беззакония эти переходят меру даже Великого Божьего терпения. Но и Божья Матерь и все святые продолжали со слезами Ему молиться, и Господь сказал, что Он не оставит России.

Прошло время, и вскоре старцу было второе видение , подобное прежнему: Матушка-Заступница в Валаамском образе и святой Иоанн-Креститель вновь стоят перед престолом Его и молят со слезами о спасении России и вновь ответил Он, что не оставит нашей Отчизны.

И в третьем видении уже одна Божья матерь в том же образе Валаамской молит Сына Своего у Его Престола о спасении России и со слезами умоляет Его, чтобы Он вспомнил, как она стояла на коленях перед Его земным Распятием. И вот уже снова была готова Матушка-Заступница стать на колени перед Сыном, но Спаситель остановил Её, и сказал, что знает, как Она любит Россию, и потому ради Её Материнских слез Он не оставит нашу страну.

Эти откровения – чудо из чудес, которые еще раз подтверждают и особое заступничество Пречистой, Её покровительство нашей стране, и вновь свидетельствуют, что Валаам – еще одна Её обитель, еще один Афон, на территории России, который, впрочем, на некоторое время покинул пределы нашей страны. Этот исход Её Первоообраза в лике Валаамской иконы Божьей Матери из пределов тогдашней России тоже – чудо высокого духовного значения.

После русско-финской войны в 1940 году Валаам отошел к Финляндии, и монахам пришлось принять финское подданство. История Нового Валаама – длинна и заслуживает отдельного рассказа, поэтому только вкратце заметим: уход с территории послереволюционной России Северного Афона можно рассматривать как знак, что в том государстве, где творились жестокие гонения на истинную веру и на ее служителей и редчайшее святотатство по отношению к храмам и церквам не только как культовым сооружениям, но и памятникам культуры и искусства, не было места Её Обители.

Сейчас Первообраз Валаамской иконы Божьей Матери расположен в храме во имя Преображения Господня, что на Новом Валааме. Она висит под левым клиросом и образ по-прежнему славен своими чудотворными событиями. Настоятель Нового Валаама архимандрит Сергий рассказал, как через Валаамскую икону Божьей Матери получил исцеление мальчик, сын греческого священника о. Илии по его просьбе к братии о молитве перед Валаамским Её образом об исцелении сына. Исцеление произошло, и благодарный священник теперь присылает ладан для чудотворной изумительной иконы, моление перед которой от чистого сердца и с чистыми помыслами свершит по вере нашей ещё немало чудес.

Значение иконы

То, что обретение иконы Божьей Матери такой чудотворной силы случилось именно здесь на Валааме – знак особого расположения Царицы Небесной к этому месту. Сказанные Ею в видении Наталье Андреевой слова, что Она там живет, и увидит Андреева Её на Валааме – откровение Богородицы о присутствии Её. И как Святая Гора Афон – место присутствия Божьей Матери в земле Иерусалимской, так гористый, трудно проходимый местами Валаам стал пристанищем Её в земле русской и получил название Северного Афона, а саму Валаамскую икону Божьей Матери зовут «местночтимой».

Так же для Валаама и для всей России обретение Валаамской иконы Божьей Матери имеет ещё одно уникальное значение – это явление нам Её предстательства перед Господом за Русь. Еще в первую Мировую войну валаамским старцам были видения, задокуметированные ими. В одном из них Пречистая, такая, как на Валаамской иконе Божьей Матери, явилась плачущей перед Богом и молящаяся Ему о спасении земли русской от врага и даровании нашему народу победы.

Валаамская икона Божьей Матери в те годы находилась в Смоленском скиту, освященном в честь Смоленской Божьей Матери, поскольку икона еще не была официально прославлена Церковью. В скиту жили монахи, которым было заповедано молиться об убиенных русских воинах, в Первой мировой, во время смут начала прошлого века. Затем – за погибших в гражданской войне, а затем – за всех убиенных за веру.

И если мы молимся перед Валаамской иконой Божьей Матери об обретении любви и веры и об исцелении душ и телес, то, любя свою Отчизну, какой бы она ни стала в эти странные, тяжелые для нашей духовности дни, мы можем и должны молиться о России сегодняшней. Из неё будет вырастать та, в которой будут жить дети наших детей.

_____________________________________
1 Мафорий – длинное покрывало, окутывающее фигуру с головы до ног.
2 Гиматий – четырехугольный отрез, который носили древние гречанки поверх хитона.