Дидактические игры для дошкольников на развитие фонематического восприятия и автоматизацию звуков в словах. Дидактические игры на автоматизацию "трудных" звуков Логопедические дидактические игры на автоматизацию

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. В ней происходит развитие речи, внимания, памяти, мышления ребенка, формируется личность. В игре ребенок воспринимает речевую задачу как игровую, что способствует повышению интереса. Использование дидактических игр в работе логопеда позволяет эффективно, качественно, а, главное, быстро автоматизировать поставленный звук.

Автоматизировать звук можно только тогда, когда ребенок правильно и четко произносит его изолировано. Автоматизация звуков в слогах - важный, но малоинтересный вид работы, который заключается в многократном повторении слогов за логопедом. В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности: автоматизация в открытых слогах (ла, лэ, лы), далее в закрытых слогах (ал, эл, ыл), затем в интервокальной позиции (ала, оло, улу), и в заключение - в слогах со стечением согласных (сла, пла, лга).



Чтобы процесс автоматизации прошёл интересно и динамично, необходимо использовать красочный и разнообразный дидактический материал. Вашему вниманию предлагается подборка игр для отработки звуков в слогах, которые я использую в своей работе. Также эти игры можно использовать при обучении чтению.

Цель игр: сделать процесс автоматизации звуков в слогах уникальным и интересным.

Варианты заданий:

  1. "Шагать пальчиками" по слоговой дорожке, четко проговаривая изучаемый звук;
  2. Читать слоги, попутно закрывая их фишками, затем вспомнить местоположение слогов. Например, вспомнить имена цыплят;
  3. Посчитать, сколько раз повторяется слог;
  4. Запомнить и повторить ряд слогов;
  5. Придумать слова с данными слогами;
  6. Слоги можно произносить с разной интонацией, менять темп прочтения;
  7. Придумать историю о герое картинки.

Данные игры помогут превратить автоматизацию звука в увлекательную и эмоциональную игру


Что же такое автоматизация звука?

Автоматизация звука - этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. (Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Ростов н/Д:Феникс,2008.-445 с.) Другими словами поставленный звук еще очень хрупкий и без подкрепления ребенок может быстро его «потерять».

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его четко изолированно при многократном повторении. Не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

Слог -слово -предложение -связная речь

Часто дети теряют интерес к индивидуальным занятиям, на которых автоматизируется поставленный им звук. Одной из причин потери интереса является достаточно продолжительный этап автоматизации звука. На своих занятиях я предлагаю детям различные игры, которые способствуют не только закреплению поставленного звука, а также развивают внимание и память.

Вашему вниманию предлагаю несколько игр для автоматизации звуков Ш, Ч, Щ, Л, Р.

Игра «Зёрнышки для петушка»

Ход игры: Петушку достанется зернышко в том случае, если ребенок правильно назовет картинку, в названии которой есть звук Ш.

Игра «Угости мышонка сыром»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ш в словах.

Ход игры: Ребёнку предлагается угостить проголодавшегося мышонка сыром. Если ребёнок называет картинки и четко произносит звук Ш-мышонок получит угощение, если нет, то останется

голодным.

Игра «Колобок»

Цель: закрепить правильное произношение звука Л в словах.

Ход игры: Если ребёнок называет картинку и нечетко произносит звук Л-колобка съест лиса. Если правильно называет картинку и чётко произносит звук Л-колобок «убежит» от лисы.

Игра «Угости медведя мёдом»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ч в словах.

Ход игры: Ребёнку предлагается медведя бочонком мёда. Если ребёнок называет картинки и чётко произносит звук Ч — медведь получит угощение, если нет, то останется голодным.

Игра «Угощения для белочки»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ш в словах.

Ход игры: Ребёнку необходимо четко назвать картинки со звуком Ш, тем самым угостить белочку шишками и грибами.

Игра «Грузовик с подарками»

Цель: закрепить правильное произношение звука Р в словах.

Ход игры: Ребёнку объясняется, что он сейчас будет грузчиком. А грузить он будет подарки. Чтобы погрузить все подарки, надо чётко назвать все картинки со звуком Р.

В моей копилке есть аналогичные игры и для автоматизации свистящих звуков. Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации звуков увлекательным. Ребенок с интересом будет выполнять задания а, следовательно, повысится эффективность работы.

прислала

Наталья Ившина

учитель-логопед

Картотека дидактических игр по автоматизации звуков.

Подготовила: воспитатель Боричева Н.М.


Картотека дидактических игр по автоматизации звуков

Автоматизация звуков изолированно:

    «Кто дольше?»

Ход игры: ребенок и педагог соревнуются в правильном и длительном произношении звука (возможно использование длинного шнурка – кто быстрее намотает). Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

    «Кто больше?»

Ход игры: используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога педагог и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.

    «Научи Петрушку»

Ход игры: педагог берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка - ученика.

    «Поедем на машине»

Ход игры: игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и педагог рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т.д.

    «Пальчики здороваются»

Ход игры: ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук. педагог следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

    «Маленькие ножки бежали по дорожке…»

Ход игры: ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук.

    «Прокати мяч»

Ход игры: педагог предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

Автоматизация звуков в слогах:

    «Заборчик» (на примере звука [с])

Ход игры: ребенок повторяет вслед за педагогом цепочки слогов, обозначающие действия с заборчиком (строим, отбираем плохие доски, возводим стену, забиваем гвозди в забор).

«Строим заборчик»:

са – са – са

су – су – со и т. д.

«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог):

са – су – ба

сы – ка –сы

«Возводим стену»:

ас – эс – ос – ус – ыс

«Забиваем гвозди в забор»:

ас – са – ос

ус – сы – ыс

    «Строим дом» (на примере звука [с])

Ход игры: уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т.д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика.

    «Я рисую» (на примере звука [с])

Ход игры: Сегодня мы с тобой нарисуем чудесную картину, но только не листе бумаги, и рисовать будем не красками, а волшебными звуковыми чернилами. Ребенок произносит несколько раз различные слоги со звуком [с] и после этого появляется часть картинки. Чтобы нарисовать всю картину, необходимо правильно назвать сказать все слоги.

    «Пальчики здороваются»

Ход игры: ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный слог. Педагог следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

    «Говорящие руки» (на примере звука [ш])

Ход игры: педагог дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую - [а]. Давай попробуем! Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш - а, ш - а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

    «Эхо»

Ход игры: просим ребенка повторить за педагогом слоги и серии слогов, ребенок - эхо. Затем пусть ребенок сам придумает и назовет слоги, логопед - эхо.

    «Ступеньки»

Ход игры: в тетради ребенка педагог рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

    «Ромашка»

Ход игры: в тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

    «Раз - шажок, два - другой…»

Ход игры: ребенок стоит, руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

    «Телеграмма»

Ход игры: дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребенку, называет слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша - са, ко - го, зу - жу - зу и др.

    «Доскажи словечко» (на примере звука [р])

Ход игры: педагог дает инструкцию: я буду придумывать начало предложения, а ты догадайся, какой должен быть конец:

Во дворе идет интересная иг...(ра).

Мама купила Юрику воздушные ша...(ры).

Мы залезли на высокую го...(ру).

Петух потерял в драке пе...(ро). И т.п.

Автоматизация звуков в словах:

    «Подбери слово» (на примере звука [с])

Ход игры: инструкция педагога: в предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].

Мама купила … (самовар, санки, сосну и т.д.)

Грузовик привез … (посуду, постели, косынки и т.д.)

    «Свистляндия» (на примере звука [с])

Ход игры: инструкция педагога: сегодня мы с тобой отправляемся в необычную страну – «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, мы должны выучить её язык. Он очень похож на наш, только в нем в начале (или конце) слова добавляется «свист». Смотри: слово стекло у них звучит как «свистстекло ». Давай поучимся их языку.После можно закрыть глаза, произнести волшебное слово «Сусапус », и произойдет чудо: мы окажемся в «Свистляндии». Можно назвать то, что мы увидим в их стране.

    «Лабиринт»

Ход игры: для этой игры используется обычный лабиринт. Путешествуя по нему, ребёнок находит слова на тот звук, который автоматизируется. После прохождения лабиринта, дается задание вспомнить как можно больше слов, встретившихся на пути.

    «Вагоновожатый» (на примере звука [с])

Ход игры: слова педагога: «Ты знаешь, как называется человек, проверяющий билеты пассажиров в вагоне поезда? Он называется вагоновожатый. Сегодня и ты им будешь». На столе разложены картинки, в названии которых есть, либо нет звука [с]. «Сейчас ты будешь рассаживать пассажиров в зависимости от их билетов. В первый вагон сядут те, в названии которых есть звук [с]. Остальные должны быть во втором вагоне» (В этой игре к автоматизации звука добавляется и развитие фонематического слуха). В дальнейшем число вагонов может увеличиваться за счёт добавления новых звуков, либо усложнения задания: в 1-ом вагоне звук [с] в начале, во 2-ом – в середине, в 3-ем – в конце.

    «Построй домик» (на примере звука [л])

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

    «Собери цветочек».

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

    «Солнышко»

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

    «Украсим комнату флажками»

Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

    «Собери бусы»

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.

Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

    «Отгадай загадку – назови отгадку»

Ход игры: педагог загадывает ребенку такие загадки, отгадки которых имеют в наличии заданный звук. Можно облегчить задание, предложив ребенку выбрать из предложенных картинок, картинку-отгадку и назвать ее.

Автоматизация звуков в словосочетаниях:

    «Что с чем» (на примере звука [с])

Ход игры: просим ребенка назвать по картинке, что с чем, при этом второе слово в словосочетании тоже должно содержать звук [с]. Пример: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом и т.д.

    «Назови, кто это или что это?» (на примере звука [ с ])

Ход игры: инструкция педагога: сейчас мы с тобой будем знакомить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое и свое слово – проверим, подружились ли слова. Пример: Высокая – скала, быстроногий – страус, стильная – сумка и т.д. Другой вариант игры, когда ребенок придумывает существительное, а педагог – прилагательное.

Автоматизация звуков в предложениях/фразах:

    «Чего не бывает» (на примере звука [с])

Ход игры: перед ребенком лежат картинки. Каждый выбирает любую картинку, называет её. А после придумывает с ней предложение, в котором объясняется, без чего не бывает слово на этой картинке, но в слове должен быть звук [с].Пример: Не бывает самолета без хвоста. Не бывает сосны без ствола и т.д.

    «Что рисуют дети» (на примере звука [с])

Ход игры: инструкция педагога: смотри, вот две юные художницы – Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света. Пример: Света нарисовала сварщика, а Соня нарисовала садовника.

    «Из чего сделан предмет?» (на примере звука [с])

Ход игры: детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение. Пример: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т.д.

    «Скороговорки»

Ход игры: перед ребенком несколько картинок, изображающие различные скороговорки на заданный звук. Необходимо, постепенно увеличивая темп произнесения, проговорить все скороговорки, не ошибившись в звуках.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия и автоматизацию звуков в словах


Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание материала: Дидактические игры на развитие фонематического восприятия и автоматизацию звуков в словах разработаны для детей с нарушением звукопроизношения. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям в работе с дошкольниками.
Цель: развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков в словах.
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, логическое мышление.
Автоматизировать поставленные звуки в словах.

Основной целью логопедической работы является коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков). Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи.
Для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе большое значение имеет работа по развитию фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Развитие фонематического восприятия и автоматизация звуков проводятся в игровой форме, используя наглядный материал.
Предлагаемые дидактические игры изготавливаются из цветного картона, предметных картинок и ламинируются скотчем. На контурные изображения предметов наклеиваются предметные картинки, в названии которых есть автоматизируемый звук. Для развития фонематического восприятия ребенку предлагаются несколько картинок с другими звуками.
Каждая дидактическая игра помещается в файл А4, контурные изображения предметов – в файл А5. Файлы надеваются на стальные стержни папки-регистратора (папка-сегрегатор). Папка с играми занимает мало места на полке, компактна и удобна в использовании.

«Красивые рыбки в море»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звука [р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением моря, контурное изображение рыб с картинками, в названии которых есть звук [р]: рак, ракета, роза, помидор, самовар, кефир, смородина, барабан, пирамидка, морковь.
Ход игры:

Это, что за чудеса,
Лёгких нет у малыша,
Вместо ручек плавники,
В серебристой чешуе.
Он в воде живёт всю жизнь,
Дышит жабрами, молчит. (Леонов В.А).
(Рыба)
- Выбери рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [р].
- Назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками.
- Я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

«Заполни аквариум рыбками»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, автоматизация звуков [р], [р‘] в словах.
Оборудование: картинка с изображением аквариума, контурные изображения рыб с картинками, в названии которых есть звуки [р]: радуга, рама, шар, комар, самовар, парта, корова, помидоры, [р‘]: репа, редиска, рябина, букварь, фонарик, огурец, грибы, сухари.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Рыбки в аквариуме
В аквариуме – рыбки,
У них есть свой мирок:
Там камни и улитки,
И пузырьков поток.
(Аквариум)
- Выбери рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [р] ([р‘]).
- Правильно назови картинку и опусти рыбку в аквариум.
- Назови те картинки, про которые можно сказать мой, моя, мои.

«Помоги зайцу собрать морковку»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, памяти, автоматизация звуков [з], [р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением зайца и грядок, контурные изображения морковок с картинками, в названии которых есть звуки [з]: звезда, забор, кукуруза, грузовик, гнездо, коза, [р]: рак, мухомор, барабан, груша, забор, кукуруза, грузовик, ворона.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Корешок в земле сидит,
Хохолок над ним торчит,
Коль подцепишь ловко,
Вытащишь … (Леонов В.А.)
(Морковку)
- Помоги зайцу собрать морковку с картинками, в названии которых есть звук [з] ([р]).
- Правильно назови картинку и отдай зайцу.
- Запомни картинки на морковках у зайца. Назови эти картинки по памяти.

«Подари воздушные шары»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков [ш], [р] в словах.
Оборудование: контурные изображения шаров с картинками, в названии которых есть звуки [ш]: шарф, шкаф, шуба, малыш, ландыш, картошка, пушка, чашка, ромашка, лягушка, лошадка, [р]: радуга, ручка, топор, сыр, корова, ворота, сорока, баран, арбуз, куртка, вертолет.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
(Воздушный шар)
- Выбери шары с картинками, в названии которых есть звук [ш] ([р]).
- Назови картинки, выделяя звук, и подари шары другу.
- Назови слова, обозначающие живые предметы, а затем - неживые предметы.

«Собери пирамидку»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автоматизация звука [р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением игрушек, контурные изображения колец пирамидки с картинками, в названии которых есть звук [р]: рыба, карандаш, морковь, ведро, мухомор, помидор.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Деревянный Человечек
Носит платье из колечек.
Любят взрослые и дети
Надевать колечки эти.
(Пирамидка)
- Собери пирамидку из колец с изображением предметов, в названии которых есть звук [р].
- Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец: ведро – ведерко.

«Собери клубнику»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, автоматизация звука [л] в словах.
Оборудование: картинка с изображением кустиков клубники, контурные изображения клубники с картинками, в названии которых есть звук [л]: лошадь, лопата, дятел, стул, акула, молоко, белка.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Сидят цветочки на кусточке,
А ягоды под листочками,
Усы зелёные растут,
У ягод красных сладкий вкус! (Леонов В.А.)
(Клубника)
- Сорви клубнику с изображением предметов, в названии которых есть звук [л].
- Правильно назови картинки и собери в корзинку.
- Котенок приготовит варенье из клубники какое? (Клубничное)
Сок из клубники какой? (Клубничный)
Пирог из клубники какой? (Клубничный)
Повидло из клубники какое? (Клубничное)
Конфеты из клубники какие? (Клубничные)

«Посади елочки»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, автоматизация звука [л] в словах,.
Оборудование: зеленый картон, контурные изображения елок с картинками, в названии которых есть звук [л]: лампа, ложка, ласточка, дятел, пенал, белка, булавка, клубок, метла.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Угадать её не сложно.
Только будьте осторожны! -
Вся она в иголках!
Но не ёжик - ... !
(Ёлка)
- Выбери елки с изображением предметов, в названии которых есть звук [л].
- Правильно назови картинки и посади елочки.
- Посчитай по образцу: одна лампа, две лампы,…
- Посчитай в обратном порядке: пять пеналов, четыре пенала,…

«Помоги спрятать рыбок»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звука [л] в словах.
Оборудование: голубой картон, контурное изображение акулы, рыб с картинками, в названии которых есть звук [л]: лук, лось, луна, стол, стул, пила, мыло, кукла, пила, волк.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
В море, не касаясь дна,
Рыба плавает одна.
Остальным всем страх внушая,
Злая, сильная, большая!
(Акула)
- Спрячь от акулы рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [л].
- По выложенной звуковой схеме цветными фишками, подбери слово, которое подходит.

«Помоги дельфину найти друзей»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звука [л‘] в словах.
Оборудование: голубой картон, контурное изображение дельфина, рыб с картинками, в названии которых есть звук [л‘]: лист, лебедь, лев, лиса, соль, медаль, сосулька, пальма, коляска.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
С плавниками, но не рыбка.
Считать его рыбкой –
Большая ошибка.
(Дельфин)
- Найди для дельфина друзей-рыбок с изображением предметов, в названии которых есть звук [л‘].
- Назови картинки, выделяя звук [л‘].
- Найди слова, в которых звук [л‘] находится в начале (в середине, в конце).

«Веселый лягушонок»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, автоматизация звука [л‘] в словах.
Оборудование: картинка с изображением пруда, контурные изображения листьев водяной лилии с картинками, в названии которых есть звук [л‘]: лист, лиса, лебедь, павлин, тюлень, клевер, цыпленок, тюльпан; плоскостное изображение или игрушка лягушки.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Ноги - ласты зелены.
Пруд - её "избушка".
Пища - злые комары...
Это же... !
(Лягушка)
- Выбери листья с изображением предметов, в названии которых есть звук [л‘].
- Лягушонок прыгает по листьям. Назови картинки, выделяя звук [л‘].
- Назови предметы, которым можно подобрать слова-действия:
плавает…(лебедь, тюлень)
зеленеет…(лист)
бежит…(лиса)
цветет…(тюльпан, клевер)
пищит…(цыпленок)

«Корабли в море»


Вариант 1.
Цель игры: развитие фонематического восприятия, памяти, автоматизация звуков [л], [л‘], [р], [р‘] в словах.
Оборудование: голубой картон с наклеенными волнообразными полосками для вкладывания кораблей, контурные изображения кораблей с картинками, в названии которых есть звуки [л]: луна, лампа, стол, пенал, пила, акула, игла, яблоко, [л‘]: лиса, лист, лягушка, лев, ель, соль, цыплята, коляска, [р]: рак, ракета, карандаш, корова, ворона, морковь, огурцы, шар, забор, мухомор, [р‘]: репа, ремень, рябина, букварь, курица, перец.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
По морям и океанам,
По делам плывут они,
Побывали в многих странах,
Это чудо …
(Корабли)
- Выбери корабли с картинками, в названии которых есть звук [л] ([л‘], [р], [р‘]).
- Корабли плывут в море. Назови картинку, выделяя звук.
- Я уберу корабль, а ты посмотри и скажи, чего не стало.

Вариант 2.
Цель игры: дифференциация звуков [л] - [р], [л‘] - [р‘] в словах, развитие фонематического восприятия.
Оборудование: картинка с изображением моря, контурные изображения кораблей с картинками, в названии которых есть дифференцируемые звуки.
Ход игры: педагог предлагает ребенку правильно назвать картинки, изображенные на кораблях. На верхнюю и нижнюю полоску поместить корабли с дифференцируемыми звуками.

«Разноцветные бабочки на поляне»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, памяти, автоматизация звука [ч] в словах.
Оборудование: картинка с изображением полянки, контурные изображения бабочек с картинками, в названии которых есть звук [ч]: чашка, чайка, чайник, мяч, сачок, тумбочка, кисточка, ручка, ласточка.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Целый день она порхает,
И цветочки опыляет,
В модном платье пёстром,
Как она зовётся? (Леонов В.А.)
(Бабочка)
- Выбери бабочек с изображением предметов, в названии которых есть звук [ч].
- Прослушай 3 слова и повтори их без ошибки: чайник, мяч, сачок; чайка, ручка, ласточка и т.д.

«Помоги солнцу выйти из-за туч»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, автоматизация звука [ч] в словах, образование слов во множественном числе.
Оборудование: картинка с изображением солнца, контурные изображения туч с картинками, в названии которых есть звук [ч]: черепаха, чашка, мяч, удочка, тачка, бабочка.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Летит, хоть и бескрыла,
Солнышко закрыла,
Как его не видно стало,
Она слезами зарыдала.
(Туча) .
- Помоги солнцу выйти из-за туч. Выбери тучки с изображением предметов, в названии которых есть звук [ч].
- Отчетливо произноси звук [ч] в словах и убирай тучку.
- Измени названия картинок по образцу: чашка – чашки.

«Посади цветы для Дюймовочки»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звуков [ц], [ч] в словах.
Оборудование: зеленый картон, контурные изображения цветов с картинками, в названии которых есть звуки [ц]: цепь, цыпленок, цапля, перец, огурец, синица, солнце, яйцо, [ч]: чеснок, часы, туча, булочка, сверчок, ласточка, черепаха, мяч; плоскостное изображение Дюймовочки.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Они пахучи и милы,
Из них плетут венки,
На праздники дарят,
Как их называют? (Леонов В.А.)
(Цветы)
- Помоги Дюймовочке посадить цветы. Выбери цветы с изображением предметов, в названии которых есть звук [ц] ([ч]).
- Правильно назови картинку и посади цветок.
- Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове.

«Тучка с дождиком»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звуков [л‘], [ч] в словах.
Оборудование: картинка с изображением тучи, контурные изображения дождевых капель с картинками, в названии которых есть звуки [л‘]: лимон, лиса, лев, малина, альбом, пальто, клевер, клетка, плита, ель, шаль, [ч]: чашка, черепаха, качели, удочка, почка, бабочка, мяч, печь.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Жила она в туче,
А туча - плакуча.
Когда заревёт,
Она вниз упадёт.
(Капля воды)
- Небо закрыли тучи, и стал капать дождь. Выбери капли с изображением предметов, в названии которых есть звук [л‘] ([ч]) и четко произноси слова.
- Где находится звук [л‘] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце?

«Соня и Шура на прогулке»

Что же такое автоматизация звука?

Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. (Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д:Феникс,2008.-445 с.) Другими словами поставленный звук еще очень хрупкий и без подкрепления ребенок может быстро его «потерять».

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его четко изолированно при многократном повторении. Не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

Слог -слово -предложение -связная речь

Часто дети теряют интерес к индивидуальным занятиям, на которых автоматизируется поставленный им звук. Одной из причин потери интереса является достаточно продолжительный этап автоматизации звука. На своих занятиях я предлагаю детям различные игры, которые способствуют не только закреплению поставленного звука, а также развивают внимание и память.

Вашему вниманию предлагаю несколько игр для автоматизации звуков Ш, Ч, Щ, Л, Р.

Игра «Зёрнышки для петушка»

Ход игры: Петушку достанется зернышко в том случае, если ребенок правильно назовет картинку, в названии которой есть звук Ш.

Игра «Угости мышонка сыром»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ш в словах.

Ход игры: Ребёнку предлагается угостить проголодавшегося мышонка сыром. Если ребёнок называет картинки и четко произносит звук Ш-мышонок получит угощение, если нет, то останется

голодным.

Игра «Колобок»

Цель: закрепить правильное произношение звука Л в словах.

Ход игры: Если ребёнок называет картинку и нечетко произносит звук Л-колобка съест лиса. Если правильно называет картинку и чётко произносит звук Л-колобок «убежит» от лисы.

Игра «Угости медведя мёдом»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ч в словах.

Ход игры: Ребёнку предлагается медведя бочонком мёда. Если ребёнок называет картинки и чётко произносит звук Ч – медведь получит угощение, если нет, то останется голодным.

Игра «Угощения для белочки»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ш в словах.

Ход игры: Ребёнку необходимо четко назвать картинки со звуком Ш, тем самым угостить белочку шишками и грибами.

Игра «Грузовик с подарками»

Цель: закрепить правильное произношение звука Р в словах.

Ход игры: Ребёнку объясняется, что он сейчас будет грузчиком. А грузить он будет подарки. Чтобы погрузить все подарки, надо чётко назвать все картинки со звуком Р.

В моей копилке есть аналогичные игры и для автоматизации свистящих звуков. Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации звуков увлекательным. Ребенок с интересом будет выполнять задания а, следовательно, повысится эффективность работы.

прислала

Наталья Ившина

учитель-логопед

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"