Мгту им баумана фундаментальные науки. Факультет фундаментальные науки мгту им. н.э. баумана. Уважаемые коллеги, студенты и аспиранты

История Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана - это история развития научной и технической мысли нашей Родины, летопись технического прогресса, подготовки кадров высшей квалификации. Бауманцы внесли весомый вклад в развитие отечественной и мировой науки и техники. Среди его воспитанников - всемирно известные ученые, инженеры, конструкторы, государственные деятели.

Основа такого успеха закладывалась на протяжении почти двухвековой истории вуза, в сочетании фундаментальной подготовки и практического обучения специальности на базе современных достижений науки и техники, и высокой компетентности научно-преподавательского состава.

Истоки факультета ФН берут начало в 1830-х годах, когда начали преподавать физику, математику и другие естественнонаучные дисциплины. Однако только в 1933 г. назрела потребность в тогда еще Московском механико-машиностроительном институте им. Н.Э. Баумана (МММИ) сформировать общетехнический факультет, обеспечивающий высокий уровень естественнонаучнойподготовки на всех факультетах. Факультет просуществовал до 1938 г., и только в 1964 г. с приказом ректора профессора Леонида Павловича Лазарева в структуре МВТУ им. Н.Э. Баумана был вновь образован общетехнический факультет (ОТ).

Отличительной особенностью выпускников кафедры является их способность самостоятельно или в составе коллектива разрабатывать прикладное программное обеспечение для математического моделирования сложных систем.

Кафедра ведет прием и обучение на двух факультетах: «Фундаментальные науки» (ФН) и «Аэрокосмический» (АК). Студенты кафедры на факультете АК в течение всего обучения проходят непрерывную научно-производственную практику на базовом предприятии - одном из ведущих российских аэрокосмических предприятий - ОАО «ВПК «НПО машиностроения», созданном академиком В.Н.Челомеем. Некоторые из первых выпускников кафедры работают на руководящих должностях этого предприятия.

Основными научными направлениями кафедры являются:

  • моделирование новых материалов, композиционных материалов и наноструктур;
  • разработка программного обеспечения для 3-D геометрического моделирования, компьютерной графики, визуализации научных исследований, генерации сложных сеток, автоматизации сложных вычислений;
  • суперкомпьютерное моделирование аэро-газодинамических и теплофизических, термомеханических процессов;
  • разработка программного обеспечения для решения задач по распознаванию образов в различных приложениях (обработка радиолокационных изображений, тепловизионных изображений, обработка результатов электросейсмо-диагностики полезных ископаемых и другие);
  • моделирование надежности и безопасности технических систем (элементов космических станций, ядерных реакторов и др.);
  • интеллектуальная обработка данных и моделирование в экономике и социальных системах;
  • моделирование в механике сплошных сред.

На базе кафедры создан Научно-образовательный центр «Суперкомпьютерное инженерное моделирование и разработка программных комплексов» (НОЦ «СИМПЛЕКС» МГТУ им.Н.Э.Баумана). Суперкомпьютерная индустрия в настоящее время переживает бурное развитие, внедрение суперкомпьютеров приводит к революционному изменению процесса инженерного проектирования, процессов обработки больших объемов данных. Основными сотрудниками НОЦ «СИМПЛЕКС» являются выпускники кафедры ФН-11, некоторые из которых имеют степень кандидата физико-математических наук. В деятельности НОЦ очень активно участвуют студенты кафедры.

На кафедре имеется аспирантура по специальностям 05.13.18 "Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ", 05.13.01 «Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)» и 01.02.0 5 " Механика жидкости, газа и плазмы" .

Кафедра ведет активную международную деятельность совместно с рядом европейских университетов: Brunel University, Keele University (Великобритания), Люблянским университетом (Словения), университетом г.Сент-Этьен (Франция), Брюссельским свободным университетом (Бельгия), университетом Гумбольдта (Германия). Существуют программы студенческих и преподавательских обменов и стажировок с этими университетами.

Выпускники кафедры отличаются от выпускников других вузов хорошими знаниями в области математики и механики, опытом разработки прикладного программного обеспечения, а также умением решать прикладные инженерные задачи, что высоко ценится работодателями и обеспечивает выпускникам кафедры хорошее трудоустройство в различных областях экономики: от предприятий военно-промышленного сектора, до страховых компаний, банков, консалтинговых фирм, государственных структур.

ПОСТУПАЮЩИМ:

МОДУЛЬ 1 «Физические основы механики»

Неделя 1-2

Лекция 1. Введение.

Вводная. Предмет физики. Физический объект, физическое явление, физический закон. Физика и современное естествознание. Системы отсчёта. Кинематика материальной точки. Угловые скорость и ускорение твёрдого тела. Классический закон сложения скоростей и ускорений при поступательном движении подвижной системы отсчета.

ОЛ-1: Введение. §1.1 - 1.5, ОЛ-5: Введение. § 1.1 - 1.3, ДЛ-12: § 1 - 4, 7 - 9, ДЛ-14: § 1 - 4

Лекция 2 . Закон сохранения импульса.

Силы. Инерциальная система отсчета. Динамика материальной точки. Механическая система и ее центр масс. Уравнение изменения импульса механической системы. Закон сохранения импульса.

ОЛ-2: § 2.1 - 2.6, 2.8 - 2.11, 3.1, 3.10, ОЛ-5: § 2.1 - 2.5, 3.1 - 3.4, ДЛ-12: § 18, 19, 21, 23, ДЛ-14: § 9 — 13, 18, 19

Семинар 1. Кинематика.

Ауд.: ОЛ-8: 1.15, 1.25, 1.41, 1.45, 1.52 или ОЛ-9: 1.15, 1.26, 1.41, 1.45, 1.52

Дома: ОЛ-8: 1.20, 1.47 или ОЛ-9: 1.20, 1.46; ОЛ-10: 1.26, 1.54

Занятие 1 . Входное тестирование, вводная беседа и начало выполнения

Выдача

Неделя 3-4

Лекция 3. Закон сохранения момента импульса.

Момент силы. Моменты импульса материальной точки и механической системы. Уравнение моментов механической системы. Закон сохранения момента импульса механической системы.

ОЛ-2: § 3.12, 5.1 - 5.4, ОЛ-5: § 5.1 - 5.4, ДЛ-12: § 21, 24, 31, 32, ДЛ-14: § 30, 32, 33 - 36

Лекция 4 . Закон сохранения энергии в механике.

Работа и кинетическая энергия. Консервативные силы. Работа в потенциальном поле. Потенциальные энергии тяготения и упругих деформаций. Связь между потенциальной энергией и силой. Закон сохранения энергии.

ОЛ-2: § 3.2 - 3.8, 5.6 - 5.8, ОЛ-5: § 4.1 - 4.6, ДЛ-12: § 25, 33, ДЛ-14: § 22 - 29

Семинар 2. Закон сохранения импульса.

Ауд.: ОЛ-8: 1.88, 1.108, 1.125, 1.144 или ОЛ-9: 1.85, 1.103, 1.120, 1.138

Дома: ОЛ-8: 1.87, 1.117 или ОЛ-9: 1.84, 1.112; ОЛ-10: 2.34, 2.39

Занятие 2 . Продолжение выполнения

Неделя 5-6

Лекция 5 - 6. Колебания.

Гармонические колебания. Векторная диаграмма. Сложение гармонических колебаний одного направления равных и близких частот. Сложение взаимно перпендикулярных гармонических колебаний равных и кратных частот. Свободные незатухающие колебания. Энергия и импульс гармонического осциллятора. Фазовая траектория. Физический маятник. Квазиупругая сила. Свободные затухающие колебания. Декремент и логарифмический декремент колебаний. Вынужденные колебания. Установившиеся вынужденные колебания. Механический резонанс

ОЛ-2: § 8.1, 8.4 - 8.9, 8.11, ОЛ-5: § 6.1 - 6.4, ДЛ-12: § 50 - 54, ДЛ-14: § 39 - 41, 81, 82, 85

Семинар 3 . Закон сохранения момента импульса.

Ауд.: ОЛ-8: 1.228, 1.292, 1.310(а), 1.324 (а) или ОЛ-9: 1.207, 1.266, 1.282(а), 1.292(а)

Дома: ОЛ-8: 1.229, 1.287 (а) или ОЛ-9:1.208, 1.263 (а); ОЛ-10: 3.25, 3.29.

Занятие 3 .

Неделя 7-8

Лекция 7. Механические волны.

Виды механических волн. Упругие волны в стержнях. Волновое уравнение. Плоская гармоническая волна, длина волны, фазовая скорость. Сферические волны. Объёмная плотность энергии волны. Вектор Умова-вектор плотности потока энергии. Когерентные волны. Интерференция волн. Стоячая волна.

ОЛ-4: § 1.1 - 1.7, ОЛ-6: § 1.1 - 1.5, ДЛ-14: § 81, 82, 85, МП-7, МП-8

Лекция 8 . Элементы релятивистской механики.

Семинар 4 . Закон сохранения энергии в механике.

Ауд.: ОЛ-8: 1.158, 1.180, 1.194, 1.211, 1.310(б) или ОЛ-9: 1.148, 1.164, 1.176, 1.191, 1.282(б), 1.292(б)

Дома: ОЛ-8: 1.149, 1.169 или ОЛ-9: 1.142, 1.157; ОЛ-10: 2.76, 2.87

Занятие 4 .

Прием

Выдача

Неделя 9-10

Лекция 9. Элементы релятивистской механики.

Преобразования Галилея. Инвариантность уравнений механики относительно преобразований Галилея. Специальная теория относительности. Постулаты Эйнштейна. Преобразования Лоренца. Кинематические следствия из преобразований Лоренца. Релятивистский закон сложения скоростей. Интервал событий. Элементы релятивистской динамики. Взаимосвязь массы и энергии. Связь между импульсом и энергией релятивистской частицы. Основное уравнение релятивистской динамики.

ОЛ-2: § 6.1 - 6.8, ОЛ-5: § 7.1 - 7.5, 8.1 - 8.4, ДЛ-12: § 10 - 17, 20

Лекция 10.

Статистический и термодинамический методы описания макроскопических тел. Термодинамическая система. Термодинамические состояния, обратимые и необратимые термодинамические процессы. Внутренняя энергия и температура термодинамической системы. Теплота и работа. Адиабатически изолированная система. Первое начало термодинамики.

ОЛ-1: Введение. § 1.1 - 1.5, ОЛ-3: § 1.1 - 1.7, ДЛ-13: § 1, 14, 16, ДЛ-15: § 13, 41, 29

Семинар 5 . Колебания и волны.

Ауд.: ОЛ-8: 3.27, 3.64, 3.85, 3.186 или ОЛ-9: 4.25, 4.57, 4.79, 4.177

Дома: ОЛ-8: 3.12, 3.180 или ОЛ-9: 4.12, 4.176; ОЛ-10: 6.45, 7.4

Занятие 5 .

МОДУЛЬ 2 «Молекулярная физика и термодинамика»

Неделя 11-12

Лекция 11.

Уравнения состояния термодинамических систем. Уравнение Клапейрона-Менделеева. Идеально-газовый термометр. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Равномерное распределение энергии по степеням свободы молекул. Внутренняя энергия идеального газа. Эффективный диаметр и средняя длина свободного пробега молекул газа. Экспериментальные подтверждения молекулярно-кинетической теории.

ОЛ-1: § 2.1 - 2.3, ОЛ-3: § 1.8, 2.2 - 2.5, 7.2, ОЛ-3: § 1.8, 2.2 - 2.5, 7.2, ДЛ-13: § 8, 10, 11,ДЛ-15: § 7, 8, 14, 86, 87

Лекция 12.

Теплоемкость идеального газа при изопроцессах. Адиабатический процесс, уравнение Пуассона. Политропический процесс. Теплоемкость и работа в политропических процессах. Газ Ван-дер-Ваальса. Внутренняя энергия газа Ван-дер-Ваальса.

ОЛ-1: §2.4 - 2.7, ОЛ-3: § 1.9 - 1.13, ОЛ-7: § 1.3, 1.4, 1.7,ДЛ-13: § 10, 17, 18, 32

ДЛ-15: § 18, 21, 98, 103

Семинар 6 . Теория относительности.

Ауд.: ОЛ-8: 1.398, 1.415, 1.428, 1.443 или ОЛ-9: 1.365, 1.382, 1.395, 1.409

Дома: ОЛ-8: 1.396, 1.417 или ОЛ-9: 1.363, 1.384; ОЛ-10 № 5.9, 5.30

Занятие 6 .

Неделя 13-14

Лекция 13.

Тепловые и холодильные машины. Второе начало термодинамики. Цикл Карно. Теорема Карно. Термодинамическая шкала температур. Неравенство Клаузиуса. Термодинамическая энтропия. Закон возрастания энтропии. Третье начало термодинамики.

ОЛ-1: § 3.1, 3.2, 3.4 - 3.10, ОЛ-3: § 2.11, 3.1 - 3.5, ОЛ-7: § 3.1 - 3.5, ДЛ-13: § 19 - 22, ДЛ-15: § 27 - 31, 37,40,41

Лекция 14.

Основное неравенство и основное уравнение термодинамики. Понятие о термодинамических потенциалах. Эффект Джоуля-Томпсона. Принцип Ле-Шателье-Брауна. Введение в термодинамику необратимых процессов.

ОЛ-1: § 4.1 - 4.5, ОЛ-3: § 3.6, ОЛ-7: § 3.5, 3.6, ДЛ-13: § 23, 33, 57, ДЛ-15: § 29, 45, 46

Семинар 7 . Термодинамика.

Ауд.: 0Л-8: 6.3, 6.30, 6.47, 6.154 или ОЛ-9: 2.3, 2.30, 2.47, 2.138

Дома: ОЛ-8: 6.32, 6.137 или ОЛ-9: 2.32, 2.122; ОЛ-10: 11.6, 11.61.

Занятие 7 .

Прием

Неделя 15-16

Лекция 15.

Статистическое описание равновесных состояний. Функция распределения. Барометрическая формула. Распределения Больцмана. Принцип детального равновесия. Распределение Максвелла. Экспериментальная проверка распределения Максвелла. Фазовое пространство. Распределение Максвелла-Больцмана. Равновесные флуктуации. Статистическое обоснование второго начала термодинамики. Формула Больцмана для статистической энтропии.

ОЛ-1: § 5.1 - 5.9, ОЛ-3: § 1.14, 2.1, 2.6 - 2.8, 2.10, ОЛ-7: § 2.1 - 2.4, ДЛ-13: § 8 - 10, ДЛ-15: § 72, 76, 77

Лекция 16.

Термодинамические потоки. Явления переноса в газах: диффузия, теплопроводность и вязкость. Эффузия в разреженном газе. Физический вакуум. Броуновское движение. Производство энтропии в необратимых процессах.

Л-1: § 91, 120-127, Л-11: §97, 98, 100, 102, 104

Семинар 8 . Равновесные статистические распределения.

Ауд.: 0Л-8: 6.84, 6.96, 6.124, 6.208 или ОЛ-9: 2.81, 2.95, 2.119, 2.252

Дома: ОЛ-8: 6.68, 6.192 или ОЛ-9: 2.68, 2.236; ОЛ-10: 10.16, 10.60

Занятие 8 .

Неделя 17-18

Лекция 17.

Основные представления о строении жидкостей. Поверхностное натяжение. Формула Лапласа. Смачивание жидкостями поверхностей твердых тел. Капиллярные явления.

ОЛ-1: § 6.1 - 6.5, ОЛ-3: § 7.1, 7.3 - 7.7, ОЛ-7: § 5.1 - 5.4, ДЛ-13: § 34, 35, 41, ДЛ-15: § 111, 112, 116, 120

Лекция 18. Обзорная лекция.

Примечание: часть указанного в плане теоретического материала лектор по согласованию с методической комиссией кафедры дает студентам для самостоятельного изучения.

Семестр заканчивается экзаменом на всех факультетах

Выпускник этого вуза: Выпускник вуза 2013 года. Факультет МТ кафедра МТ3 - Технология машиностроения, специалист - обучение 6 лет

Учился до введения ЕГЭ и бакалавров, поэтому про текущую ситуацию точно сказать не могу, однако:

Плюсы ВУЗА
1. Имя. Бауманка, епт. Когда говорил всем где я учусь/ что закончил - рты у всех открывались. Только один мой знакомый парень оказался круче - он учился на пилота))

2. База на технических факультетах (за редкими исключениями, о чем ниже). Многие преподаватели дают хорошие знания. По крайней мере качественное мышление могут сформировать.

3. ИУ7 довольно прибыльная специальность. Но я был не на ИУ7)((

Минусов для меня оказалось куда больше:
1. Слишком большая нагрузка. Жил в области - ездил на учебу по 2,5 часа от двери до двери. Итого 5 часов уходило на дорогу. Учиться я хотел, поэтому разбирался и делал все сам. Задавали столько, что спал по 3 часа в день. И так первые 3 курса. На 4 нервы не выдержали и я послал все нахер - оказывается это физиологически обусловлено. Итог - трояки по курсовым в дипломе. Блин там даже по учебному плану посчитать часы - получается что у вас в день вообще не будет свободного времени. И это в ваши лучшие молодые годы. Бред собачий. Мож москвичам и проще, но я не москвич, и сказать по этому поводу ничего не могу.

2. Дибильное расписание. Главных здания всего 2, факультетов дофига, преподов, видимо, мало, поэтому расписание занятий дичайшее. Обеденного перерыва нет - здравствуй гастрит (повезет, если препод отпустит с пары). Занятия могут быть поставлены в любое время без оглядки на удобство. У нас на втором курсе было просто отлично - Понедельник - до 19.00, Вторник - к 8.30, среда - до 21.30, четверг - к 8.30, Пятница - до 19.00, Суббота - к 8.30. И прикиньте, что мне 2 часа ехать в одну сторону. Приехал - спать 5 часов и ехать обратно. А еще заниматься надо! Бред. Эти люди, видимо, считают что студенты железные и за их здоровьем следить не надо. Такого тупого ритма жизни не было никогда.

3. Устаревшая материальная база и отстутствие нормальной практики. На МТ - точно. Вы закончите этот факультет и ничего уметь не будите. Потому что станков новых нет, ЧПУ нет, практики нигде нет, потому что заводов новых нет. Итог - вас научат технологиям 70-го года. Придете на работу, а вас пошлют, или устроят стажером на 10 тыщ зарплату, пока не научитесь чему-то нормальному. Стоят ваши 6 лет мозготраха потом такого же мозготраха с работой и не шибко-то и большой зарплаты? Я думаю нет.

Итог учебы:
На последнем курсе увлекся вокалом - у меня оказался оперный голос. И блин, я до сих пор не могу доучиться на академического певца. Потому что когда вышел из бауманки у меня был хронический гастрит и тонзиллит (постоянная непрекращающаяся ангина) - за это спасибо болванам, составляющим расписание и прописывающим учебный план. Пока я это лечил/разбирался в чем дело ушло много времени и денег на лечение (100 тысяч на санаторий в Эстонии, потом еще 100 тысяч в год на ЛоРа). Первые два года вообще еле пел, еле добирался до работы, еле ходил - так было плохо. Спасибо Бауманка. Физическая форма стала намного хуже - занимался волейболом до университета - как начал там учиться - сразу заметил как падает прыжок. Ну и закончилось все хроническими болезнями, как написал выше. А я виноват лишь в том, что сильно хотел учиться! Ну огонь. Дальше - нормальную работу, которую можно совместить с дальнейшей учебой, я найти так и не смог. После выпуска вам дорога на завод за 20 тысяч зарплаты 5 дней в неделю с 8 до 17.00. Учиться трудно, денег нету. Любая серьезная фирма потребует от вас английский, который там преподают посредственно, знание 3D программ, ЧПУ и т.д. Чего вы не знаете, так как не учат. Придется как-то учиться на заводе (если будет где), а время не резиновое. Работы со свободным графиком нету вообще (разве что чертежи студентам рисовать, что несерьезно). Короче - о том, чтобы обеспечить себе другое второе образование (платно, конса сейчас 400 к стоит) можете забыть - вам придется серьезно дополучать свою специальность после окончания ВУЗА не один год. Мож к 27-30 годам и станете специалистом. А это что? Правильно - фуфло это. Не спроста лучший студент нашей группы (чуть ли не легенда потока)) работает не по специальности и из группы по специальности работает всего один человек - у него папа главный конструктор на заводе.

Итог - жалею что учился в этом ВУЗЕ. Получил кучу проблем со здоровьем, достойной специальности не получил. Разве что военная кафедра от армии откосила.

ФАКУЛЬТЕТ

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (МТ)

Также один из старейших в Университете. Он готовит высо­коквалифицированных технологов и конструкторов - специа­листов практически по всем методам, процессам и техниче­ским средствам технологии конструкционных материалов, от заготовительных процессов до финишной обработки и сборки.

Кафедры:

Металлорежущие станки

Обучение по специальности «Метал­лорежущие станки и инструменты». Научные основы: теория резания, теория расчета и проектирования станков, динамические процессы в станках.

Направленность подготовки: проектирование металлорежущих станков с уклоном в сторону точных и специальных станков, станков с числовым программным управлением.

Инструментальная техника и технологии

Обучение по той же специальности «Металлорежущие станки и инструменты».

Научные основы: теория резания и физико-технической обработки, тео­рия профилирования инструмента.

Направленность подготовки: конструирование металлорежущего инструмента и комплексных инструментальных систем.

Технологии машиностроения

Научные основы: теория проектирова­ния технологических процессов, тео­рия точности и управления качеством обработки.

Направленность подготовки: разработка технологических про­цессов механической обработки и сборки, технологическая под­готовка производства.

Метрология и взаимозаменяимость

Обучение по специальности «Стан­дартизация и сертификация».

Научные основы: квалиметрия (наука об измерении качества), статистические методы контроля и управления; методы и средства испытаний, изме­рения и контроля.

Направленность подготовки: метрологическое обеспечение ка­чества и сертификация продукции на предприятиях, в научно-исследовательских и проектных организациях.

Литейные технологии

Обучение по специальности «Маши­ны и технологии литейного производ­ства».

Научные основы: теплофизика, теория плавки и заливки металла в форму, охлаждения и затвердевания отливок.

Направленность подготовки: разработка и реализация литейных технологий, в том числе для художественных изделий; проекти­рование автоматизированного литейного оборудования.

Технологии обработки давлением

Обучение по специальности «Маши­ны и технологии обработки металлов давлением».

Научные основы: механика сплошных сред, теория пластических деформаций, холодной и горячей штамповки, маг­нитно-импульсного деформирования.

Направленность подготовки: разработка технологических про­цессов, расчет и конструирование автоматизированного оборудо­вания для обработки металлов давлением.

Технологии сварки и диагностики

Обучение по специальности «Обору­дование и технология сварочного производства». Научные основы: прочность металлов, тепловые про­цессы; теория сварочных соединений и конструкций; теория дефектности и неразрушающего контроля при свар­ке.

Направленность подготовки: разработка технологий сварки, ди­агностический контроль сварных соединений.

Материаловедение

Обучение по специальности «Мате­риаловедение в машиностроении».
Научные основы: теория строения твердых тел; теория и технология формирования свойств конструкцион­ных материалов; теория прочности и механики разрушения материалов.

Направленность подготовки: исследование структуры и свойств материалов, разработка процессов объемного и поверхностного упрочнения, проектирование термических агрегатов.

Оборудование и технологии прокатки

Обучение по специальности «Металлургические машины и оборудование».

Научные основы: теория прочности и пластичности, прокатки и волочения

материалов.

Направленность подготовки: проектирование машин непрерыв­ного литья стали, прокатных и волочильных станов для произ­водства листа, профилей, труб, проволоки, изделий из порошков и композиционных материалов.

Электронные технологии в машиностроении

Обучение по специальности «Элек­тронное машиностроение». Научные основы: физика взаимодейст­вия потоков заряженных частиц (элек­тронов, ионов, молекул) с твердым телом, физика высокого вакуума, тео­рия проектирования машин-автоматов.

Направленность подготовки: разработка электронноионноплазменных вакуумных технологий микрообработки, проектирование автоматизированного электронно-технологического оборудования.

Лазерные технологии в машиностроении

Обучение по специальности «Маши­ны и технология высокоэффективных процессов обработки материалов». Научные основы: квантовая физика, физика взаимодействия лазерного излучения с веществом.

Направленность подготовки: разработка технологических про­цессов лазерной обработки материалов, конструирование и изго­товление лазерного оборудования.

Технологии обработки материалов

Обучение по специальности «Реновация средств материального производства». Научные основы: теория износа и ста­рения машин, принципы реновацион­ных (восстановительных) технологий.

Направленность подготовки: разработка технологий ремонта, восстановления ресурса, утилизации, конверсии технических систем, конструирование необходимых технических средств.

Таким образом, факультет МТ является достаточно одно­родным с позиций направленности подготовки и научно-методических школ. Большинство кафедр готовят специалистов по технологическим направлениям: «Машиностроительные тех­нологии и оборудование», «Технологические машины и оборудо­вание», «Материаловедение и технологии материалов и покры­тий» (кафедры МТ-1, МТ-2, МТ-3, МТ-5, МТ-6, МТ-7, МТ-8, МТ-10, МТ-12, МТ-13). По направлению «Электроника и микро­электроника» готовит кафедра МТ-11.

Потребность в технологах-машиностроителях является по­стоянной и менее всего подвержена конъюнктурным процессам. Конкурс на факультете повышается из года в год. На факультет приходит наибольшее число абитуриентов по программе «.Шаг в будущее». В прошлом году наибольшее число заявлений было подано на кафедру МТ-11.

ФАКУЛЬТЕТ

РОБОТОТЕХНИКА И КОМПЛЕКСНАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ (РК)

Один из самых молодых в Бауманском (существует с 1987 г). При его организации в состав вошли как традиционные кафедры, в том числе общеуниверситетские, не выпускающие (кафедры РК-1, РК-2, РК-3, РК-5), так и вновь организованные.

Кафедры:

Подъемнотранспортные машины

Обучение по специальности «Подъ­емно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование». Научные основы: механика, электро­ника; имитационное моделирование, логистика.

Направленность подготовки: проектирование современных средств механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ.

Прикладная механика

Обучение по специальности «Дина­мика и прочность машин». Научные основы: механика, теория упругости, теория пластичности, тео­рия колебаний и устойчивости, тео­рия оболочек.

Направленность подготовки: анализ динамических процессов в конструкциях, расчет и выбор параметров конструкций по дина­мическим критериям, методы и техника эксперимента.

Системы автоматизированного проектирования

Обучение по специальности того же наименования.

Научные основы: построение ЭВМ и вычислительных сетей, функционирование операционных систем ЭВМ, основы математического моделирова­ния.

Направленность подготовки: проектирование сложных автома­тизированных информационных систем.

Компьютерные системы автоматизации производства

Обучение по специальностям «Авто­матизация технологических процессов и производств» и «Роботы и робототехнические системы».

Научные основы: методы системного анализа, контроль и диагностика, моделирование систем, системы автоматизированного проектирования и ин­струментальные программные среды.

Направленность подготовки: автоматизация производственной деятельности на основе комплексной компьютеризации.

Робототехнические системы

Обучение по специальности «Роботы и робототехнические системы».

На учные основы: информатика, адаптация, искусственный интеллект, теория

автоматического управления и регу­лирования.

Направленность подготовки: разработка систем управления ро­ботами и робототехническими комплексами.

Как видно, в рамках факультета действуют и развиваются две научно-педагогические школы. Школа инженеров-механиков как воплощение традиционной конструкторской школы инженеров-машиностроителей, обогащенной всеми новейшими достижения­ми, представлена кафедрами РК-4 и РК-5 с направлениями «Тех­ническая механика» и «Транспортные машины и комплексы», и школа инженеров-системотехников представлена кафедрами РК- 6, РК-9, РК-10 с направлениями подготовки «Механика и робото­техника», «Автоматизация и управление», «Информатика и вычис­лительная техника».

В последние годы число заявлений, подаваемых на кафедры факультета РК, прежде всего компьютерного направления, не­прерывно и существенно возрастает.

Наибольшее число заявлений в прошлом году было подано на кафедру РК-6.

ФАКУЛЬТЕТ

ИНФОРМАТИКА И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (ИУ)

сложился на базе традиционных приборостроительных специаль­ностей с добавлением новых, порожденных прогрессом вычисли­тельной техники и информационных технологий.

Кафедры:

Системы автоматического управления

Обучение по специальности «Систе­мы автоматического управления лета­тельных аппаратов». Научные основы: теория автоматиче­ского регулирования, теория систем с переменными параметрами и анали­тических самонастраивающихся сис­тем, статистические методы и методы идентификации.

Направленность подготовки: исследование и создание интеллек­туальных систем и алгоритмов управления.

Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации

Обучение по специальности «Гироскопические приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации».

Научные основы: теория гироскопов, навигационных комплексов, авиационных гравиметрических систем.

Направленность подготовки: проектирование современных при­боров, в том числе поплавковых гироскопических приборов с магнитными подвесками, навигационных акселерометров, преци­зионной испытательной аппаратуры.

Информационные измерительные системы

Обучение по специальности «Инфор­мационно-измерительная техника и технология».

Научные основы: информатика, мик­ропроцессорные устройства и систе­мы, теория измерений и обработки измерительной информации.

Направленность подготовки: проектирование систем измерения и принятия решений, телеметрических систем авиационного и космического назначения.

Конструирование и производство электронной аппаратуры

Обучение по специальности «Проек­тирование и технология электронных вычислительных средств». Научные основы: физические прин­ципы построения электронных средств, теория принятия системно - и схемотехнических решений.

Направленность подготовки: конструирование бытовой и борто­вой электронной аппаратуры, её производство, наладка, испыта­ние и эксплуатация.

Системы обработки информации и управления

Обучение по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления».

Научные основы: информатика, моделирование процессов функционирования, теория информационных систем, общесистемное проектирование.

Направленность подготовки: конструкторская и технологическая разработка автоматизированных систем организационного управления для административных и коммерческих структур.

Компьютерные системы и сети

Обучение по специальности «Вычис­лительные машины, комплексы, сис­темы и сети».

Научные основы: компьютерные сис­темы и сети, информационные техно­логии, интеллектуальные и семанти­ческие системы.

Направленность подготовки: проектирование и эксплуатация компьютерных сетей, управляющих вычислительных машин, программно-аппаратных средств.

Программное обеспечение ЭВМ и информационные технологии

Обучение по специальности «Про­граммное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных сис­тем».

Научные основы: информационные технологии, теория программных и информационных комплексов.

Направленность подготовки: разработка программ и информа­ционных комплексов, в том числе документально-коммуникаци­онных (в частности, библиотечных) систем, автоматизация про­цесса обучения.

Информационная безопасность

Обучение по специальности «Органи­зация и технология защиты информа­ции».

Научные основы: новые информаци­онные технологии, теория обеспече­ния информационной безопасности.

Направленность подготовки: методы и средства обеспечения безопасности автоматизированных систем, разработка новых ин­формационных технологий и средств с учетом уровней и крите­риев безопасности.

Таким образом, традиции приборостроения по направлени­ям «Системы управления летательными аппаратами», «Инфор­мационно-измерительная техника и технологии», «Проектирова­ние и технология электронных средств», «Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации» представляют кафедры ИУ-1, ИУ-2, ИУ-3, ИУ-4.

Направление «Информатика и вычислительная техника» представляют кафедры ИУ-5, ИУ-6, ИУ-7, ИУ-8. Именно на эти кафедры подается наибольшее число заявлений, не только по фа­культету ИУ, но и по Университету в целом.ФАКУЛЬТЕТ

РАДИОЭЛЕКТРОНИКА И ЛАЗЕРНАЯ ТЕХНИКА (РЛ)

как и факультет ИУ, ведет свое начало от школы инженеров-приборостроителей, которая сложилась еще в предвоенные годы.

Кафедры:

Радиоэлектронные системы и устройства

Обучение по специальности «Радио­электронные системы».

Научные основы: физика электромаг­нитных полей и волн, теория сигна­лов и кодирования, промышленная электроника, в том числе сверхвысо­кочастотная (СВЧ).

Направленность подготовки: проектирование радиотехнических устройств (передатчиков, приемников, антенн), в том числе для дальней космической связи, диагностических и лечебных радио­электронных устройств, СВЧ-систем.

Лазерные и оптико-электронные системы

Обучение по специальностям «Опти­ко-электронные приборы и системы» и «Лазерная техника и лазерные тех­нологии (в приборостроении)».

Научные основы: физическая оптика, физика лазеров, теория оптико-элек­тронных систем, распространения и приема оптического излучения.

Направленность подготовки: проектирование, настройка, юсти­ровка и эксплуатация оптико-электронных приборов и систем, лазерных устройств и их систем.

Оптико-электронные приборы для научных исследований

Обучение по специальности «Оптико-электронные приборы и системы».

Научные основы: физическая оптика, физика лазеров, прикладная матема­тика, численные методы.

Направленность подготовки: проектирование сложных оптиче­ских систем различного назначения (линзовых и зеркально-линзовых, телевизионных), кино - и фотообъективов с постоян­ными и переменными характеристиками; разработка технологии изготовления асферических и градиентных элементов.

Технология машиностроения

Обучение по специальности «Проек­тирование и технология радиоэлектронных средств».

Научные основы: прикладная математика, теория функциональной точности, вероятностные методы синтеза конструкторскотехнологических парамет­ров.

Направленность подготовки: разработка технологии, оборудова­ния, инструмента для абразивной обработки деталей электронной техники; методов и средств автоматизации производства радио­элементов с обмотками.

Как видно, наименование факультета достаточно полно от­ражает, с учетом небольших масштабов, направления подготовки «Радиотехника» (кафедра РЛ-1) и «Оптотехника» (кафедры РЛ-2 и РЛ-3). Факультет пользуется большой популярностью у абиту­риентов. Бесспорный лидер по числу заявлений от абитуриентов - кафедра РЛ-1.

ФАКУЛЬТЕТ

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА (БМТ)

является единственным в стране по данному профилю, интегри­руя техническую и медицинскую подготовку.

Выделившись из состава факультета РЛ в 1998 г., он вклю­чает три кафедры, из них две выпускающие:

Кафедры:

БМТ-1

Биомедицинские технические системы

Обучение по специальности: «Био­технические и медицинские аппараты и системы».

Научные основы: медико-биологичес­кий цикл (основы биологии, биохимии, физиология, основы клинической ме­дицины); принципы энергетических воздействий (электромагнитное, ульт­развуковое, лазерное) на организм че­ловека; автоматизированная функцио­нальная диагностика.

Направленность подготовки: разработка и исследование применения новейшей медицинской техники для диагностики, терапии, хирургии, космической и спортивной медицины.

БМТ-2

Медико-технические информационные технологии

Обучение по специальности «Инженерное дело в медикобиологическойпрактике».

Научные основы: функциональная морфология, биофизика, биохимия; медицинская акустика, моделирование биотехнических процессов и систем.

Направленность подготовки: создание, применение и исследова­ние ультразвуковой и другой аппаратуры для разделения, соеди­нения, обработки биологических тканей; медико-технические информационные технологии.

Обе кафедры осуществляют подготовку по единому направ­лению «Биомедицинская техника» и в равной степени популярны среди абитуриентов.

ФАКУЛЬТЕТ

ИНЖЕНЕРНЫЙ БИЗНЕС И МЕНЕДЖМЕНТ (ИБМ)

готовит специалистов, сочетающих квалификацию инженера и экономиста. Поэтому научные основы подготовки по всем ка­федрам составляют как естественнонаучные (математика, физика, теоретическая механика) и общеинженерные (графика, сопротив­ление материалов) дисциплины, так и дисциплины экономиче­ского цикла (экономическая теория, менеджмент и маркетинг, денежное обращение и кредит).

Кафедры:

ИБМ-1

Экономическая теория

Обучение по специальности «Менеджмент» с приоритетом вопросов

государственного регулирования экономических ресурсов.

Направленность подготовки: составление и ведение комплекс­ных целевых программ, анализ инвестиционных проектов, про­гнозирование экономических параметров на перспективу.

ИБМ-2

Экономика и организация производства

Обучение по специальности «Meнеджмент» с приоритетом вопросов инновационных процессов.

Направленность подготовки: управление процессами разработ­ки, проектирования и производства новых изделий и технологий; совершенствование системы управления предприятием в новых условиях хозяйствования.

ИБМ-3

Промышленная логистика

Обучение по специальности «Ме­неджмент» с приоритетом вопросов планирования опережающих воздей­ствий на процессы производства.

Направленность подготовки: интеграция планирования и кон­троля операций производства с маркетингом, снабжением, сбы­том продукции, финансовым обеспечением в рамках единой ло­гистической системы.

ИБМ-4

Менеджмент

Обучение по специальности того же наименования, с ориентацией на спе­циалистов широкого профиля.

Направленность подготовки: стратегический менеджмент; управление персоналом, в том числе в конфликтных ситуациях, системный анализ и программно-целевое управление.

ИБМ-5

Финансы

Обучение по специальности «Экономика и управление на предприятии» с приоритетом вопросов автоматизации банковских технологий.

Направленность подготовки: управление финансами в банках и на предприятиях с различными формами собственности, кредитные и депозитные банковские операции, работа на рынке ценных бумаг.

ИБМ-6

Предпринимательство и внешнеэкономическая политика

Обучение по специальности «Экономи­ка и управление на предприятии (ма­шиностроения и металлообработки)» с приоритетом вопросов организации предпринимательской деятельности.

Направленность подготовки: предпринимательская деятельность в условиях непродолжительных жизненных циклов изделий и высокой их номенклатуры, конкурентной борьбы, растущих тре­бований потребительского рынка.

Все последние годы проходной балл на кафедрах факультета и факультет ИБМ в целом - самые высокие в Университете, что объективно отражает общие тенденции. Наибольшее число заяв­лений было подано на кафедру ИБМ-5.

ФАКУЛЬТЕТ

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ (ФН)

объединяет общеуниверситетские кафедры физико-математичес­кой направленности и совместно с кафедрой ФН-2 осуществляет выпуск специалистов по прикладной математике и физике.

Кафедры:

Прикладная математика

Обучение по специальности того же наименования с приоритетом вопросов математического моделирования.

Научные основы: физика, механика, химия, различные разделы высшей

математики, информатика, принципы математического моделирования.

Направленность подготовки: разработка математических моде­лей для проведения вычислительных экспериментов при созда­нии новых машин и приборов, материалов и технологий во взаи­модействии инженеров, математиков и программистов.

Последнее время в Университете наблюдается рост интереса абитуриентов к данной специальности и, как следствие, - серьез­ный конкурс при поступлении. Это обусловлено привлекательно­стью прикладной математики как одной из самых совершенных, «красивых» областей науки, и сложившейся научно-педагоги­ческой школы подготовки.

Физика

Обучение по направлению «Техниче­ская физика». Выпускники получают
наряду с фундаментальной физикоматематической подготовкой знания в области машиностроения и приборо­строения.

Специализация производится в следующих областях: физика твердого тела; оптические, акустические и аэродинамические методы исследования материалов и сред; высокочувствительные измерения; физика экстремальных ситуаций.

Кафедра «Юриспуденция»

Пока функционирует без привязки к конкретному факультету. Обучение по специальности «Юриспруденция».

Научные основы: общая теория права, математика, информатика.

Направленность подготовки: судебная инженерно-техническая экспертиза.

Подготовка пока ведется только на платной основе.

Выбирайте разумно

Выбор абитуриентами специальности и выпускающей ка­федры вольно или невольно происходит в две стадии. Сначала Вы определяете, какое поле деятельности больше по душе, что кажется наиболее интересным и перспективным: робототехника, электроника, биомедицинская техника, информатика, энергетика, прикладная математика, технологии, менеджмент и т. д. и т. п. - выбор в МГТУ им. Н. Э. Баумана огромен. У нас нет «плохих» и неперспективных специальностей. Напомним, что основные ква­лификационные достоинства инженеров-бауманцев проистекают от фундаментальной физико-математической и общеинженерной подготовки, а также системы воспитания работоспособности и добросовестности, раскрытия личности, что и составляет в итоге школу инженеров широкого профиля. Не случайно множество наших выпускников весьма успешно работает в смежных, и даже в весьма далеких от полученной конкретной специальности от­раслях. Поэтому если Вы в итоге поступили не совсем на ту ка­федру, куда намеревались, - не огорчайтесь.

Самая большая ошибка абитуриентов - это выбор специаль­ности по ажиотажной моде сегодняшнего дня. В каждый кон­кретный период есть специальности более привлекательные для абитуриентов и менее привлекательные, более востребованные в народном хозяйстве и менее востребованные. Поверьте, что с учетом временного интервала в шесть лет (от поступления до окончания) одно с другим совпадает не всегда.

Всякий ажиотаж недолговечен. Достаточно вспомнить не­давнюю «роботоманию», захлестнувшую почти все развитые страны мира, когда всерьез почудилось, что уже в ближайшее время можно будет весь физический труд переложить на могучие плечи промышленных роботов, а за человеком останутся лишь удовольствия. И вот почти все абитуриенты тех лет устремились в «роботизаторы». Конкурс достигал астрономических размеров, хотя множество вузов торопливо учреждали у себя инженерные специальности по робототехнике.

Но надежды на скорую глобальную роботизацию не оправ­дались, ажиотаж лопнул, роботостроение сформировалось как одно из перспективных научно-технических направлений, но без всякой исключительности. И теперь «Робототехника» - нормаль­ная и интересная специальность - с конкурсом абитуриентов, сопоставимым со средним по Университету.

Ажиотаж всегда порождается временным сочетанием благо­приятствующих фактов. В последние годы можно отметить две зоны ажиотажа абитуриентов, поступающих в Бауманский: это все кафедры факультета ИБМ и некоторые кафедры факультета ИУ, где подается 3-4 заявления на одно место и проходной балл составляет порядка 9,0 из 10 возможных.

Ажиотаж вокруг специальности менеджера - закономерное следствие перехода страны к рыночной экономике, когда резко возросла потребность в квалифицированных юристах, бухгалте­рах, коммерсантах и т. п. Дополнительный толчок дала спекуля­тивная направленность отечественного капитала. Выгодным бы­ло работать не в материальном производстве, а в сфере денежно­го обращения, не творить науку и технику, а «прокручивать» де­нежные средства.

Сохранится ли подобная ситуация через шесть лет, когда се­годняшние абитуриенты получат дипломы? Наверняка нет.

Снизится востребованность - слишком много вузов броси­лись готовить менеджеров, коммерсантов и т. д., чьи высокие за­работки подорвал августовский кризис 1998 г.

Неизбежно наступит подъем промышленности, и на первый план снова выйдут те, кто непосредственно создает новую техни­ку и технологию. Специальность менеджера скорее всего станет в ряду обычных, с нормальным конкурсом абитуриентов, ибо ме­неджеры для производства, а тем более по продажам (бытовой техники, продовольственных товаров и т. д.), нужны всегда.

Еще одно обстоятельство. Уже сейчас все студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана в рамках фундаментальной подготовки изучают экономику, организацию и управление производством, менедж­мент. И не бесспорно, какая квалификация будет более востребо­ванной: «чистый» менеджер, смутно знающий технику, или ин­женер широкого профиля, знающий менеджмент.

Ажиотаж вокруг компьютерных специальностей также за­кономерен, ибо ничто в настоящее время не развивается столь стремительно и плодотворно, как вычислительная техника и ин­формационные технологии (ВТ и ИТ). А где ново, там всегда интересно. Но чем более развивается и находит новые приложе­ния вычислительная техника, тем слабее будет ореол «чистых»

компьютерщиков.

Звучит парадоксально, но это истина. В начале своего стре­мительного прогресса ВТ и ИТ могли выполнять лишь «класси­ческие» функции передачи и преобразования информации и ее защиты; вычислительной техники было мало, и она в Бауманском

была в основном на факультете ИУ. Каждый умеющий работать на компьютере казался магом и кудесником. И можно понять мечту множества абитуриентов приобщиться к этому таинству на всю оставшуюся жизнь. Однако буквально в последние годы си­туация радикально изменилась. Подавляющее большинство аби­туриентов имеют дома компьютеры и умеют на них работать, в основном с уклоном к компьютерным играм и «гулянью» по Ин­тернету. В МГТУ им. Н. Э. Баумана на всех специальностях в рамках фундаментальной подготовки введена серьезная компью­терная подготовка.

Но и это не главное. Успехи ВТ и ИТ резко расширили их функциональные возможности, революционизировали традици­онные инженерные специальности. Сегодня в любой отрасли машиностроения и приборостроения вычислительная техника незаменима для:

1) выбора параметров процессов и конструкций по специ­альным программам взамен ручных расчетов по формулам;

2)создания и использования электронных баз данных взамен традиционных справочников, которые громоздились на столах конструкторов и технологов;

3)автоматизированного проектирования конструкций, при­менения машинной графики взамен ручного вычерчивания - вовсех передовых конструкторских бюро исчезли традиционные «кульманы», копирование на кальке и т. п.:

4)подготовки технической документации, текстовой и гра­фической; в производственных подразделениях исчезли машино­писные бюро и целый ряд других структур;

5)компьютерного моделирования процессов функционирования взамен или в дополнение традиционным натурным экспе­риментам;

6) создания микропроцессорных систем автоматического
управления на основе средств вычислительной техники.

Работать в этой сфере, включая разработку необходимого программного обеспечения, может лишь тот, кто владеет пред­метной инженерной областью, будь то автомобили, станки или гироскопы, и при этом глубоко сведущ в ВТ и ИТ. «Чистый» компьютерщик, едва отличающий станок от табуретки, ничего не сотворит ни в станкостроении, ни в табуреткостроении, даже ес­ли он владеет всеми языками программирования в мире.

Сегодня при обучении по всем машиностроительным и при­боростроительным специальностям Бауманского компьютер стал таким же обыденным атрибутом учебы и профессиональной дея­тельности, как, скажем, стол или авторучка. Многие машино­строительные и приборостроительные кафедры МГТУ им. Н. Э. Баумана по своему компьютерному оснащению и увлека­тельности решаемых задач уже не уступают кафедрам чисто ин­формационным. А следовательно, можно надеяться на скорый слом абитуриентского стереотипа, когда продолжают считать, что вычислительная техника есть только на факультете ИУ, а на других - лишь «вонючие движки и вонючая стружка»

(Подлинные выражения из бесед с абитуриентами).

Какое поле деятельности более интересно и увлекательно - «классическая» информатика или бурно развивающиеся «при­кладные» ее приложения - и сегодня не бесспорно, - кому что больше нравится. Бесспорен дальнейший опережающий прогресс «прикладной» информатики и повышение рейтинга специали­стов, знающих фундаментально и конкретную научно-техническую отрасль, и все возможности вычислительной техни­ки. Это - модель специалиста будущего.

Таким образом, главный Вам совет: при выборе специально­стей, которым Вы хотели бы учиться, руководствуйтесь не сию­минутной ажиотажностью, а перспективной востребованностью инженеров конкретной квалификации.

Постарайтесь внимательно «проштудировать» весь перечень специальностей, обратите особое внимание на то, что конкретно умеют делать выпускники разных кафедр, где и кем они могут работать. Учтите, что одним и тем же специальностям готовят на разных кафедрах. Так, специалистов по робототехнике готовят на кафедрах РК-9 и РК-10, СМ-7 и СМ-11; по менеджменту - на четырех кафедрах факультета ИБМ; по лазерной технике - на кафедрах РЛ-2 и МТ-12. Ряд специальностей весьма близки, на­пример, на кафедрах МТ-1, МТ-2 и МТ-3. А конкурсы и проход­ные баллы на этих родственных кафедрах порой весьма различ­ны.

ПОДАЧА ЗАЯВЛЕНИЙ, ЭКЗАМЕНЫ, ЗАЧИСЛЕНИЕ

Подача заявлений

Поступающие на первый курс с 1 июня по 15 июля подают на имя ректора Университета заявление установленной формы.

В заявлении о приеме должны быть сразу указаны: конкрет­ный факультет, направление подготовки и специальность.

К заявлению о приеме в МГТУ им. Н. Э. Баумана поступаю­щие прилагают документ о среднем образовании, шесть фото­графий размером 3x4 см и предъявляют паспорт или документ, его заменяющий, удостоверяющий личность и гражданство.

С положительными оценками по физике, математике, рус­скому языку и литературе, полученными на тестировании в МГТУ в 2003 г. абитуриент может участвовать в конкурсе при поступлении в МГТУ. Воспользоваться этим можно, указав в заявлении оценки, полученные на этих вступительных испытани­ях. По сложившейся традиции эти абитуриенты подают докумен­ты в МГТУ не позднее 5 июля с. г. В соответствии с правилами приема в МГТУ участники тестирования могут по желанию сда­вать один, два или все предметы на вступительных экзаменах в июле 2003 г.

Если абитуриент, получивший на тестировании положи­тельную оценку, решил ее улучшить и сдать вступительный эк­замен по соответствующему предмету в июле 2003 г., то в даль­нейшем учитывается оценка, полученная на вступительном экза­мене.

При зачислении на места, финансируемые из средств феде­рального бюджета, в соответствии с п.21 Порядка приема в вузы РФ, представляется подлинник документа о среднем образовании (аттестат, диплом). Не предоставившие подлинники аттестатов, дипломов на бюджетную форму обучения в МГТУ не зачисляются.

Вступительные испытания

Вступительные испытания при приеме в МГТУ проводятся с целью определения способности поступающих освоить профес­сиональные образовательные программы Университета.

Вступительные испытания проводятся по программам, со­ставленным в соответствии с примерными программами вступи­тельных испытаний в вузы РФ, утвержденными Министерством образования РФ.

Формы вступительных испытаний в МГТУ им. Н. Э. Баумана утверждаются ежегодно в соответствии с «По­ рядком приема в высшие учебные заведения России». Вступи­тельные испытания в МГТУ им. Н. Э. Баумана в 2003 г. проводятся в следующих формах:

1)вступительные экзамены;

2)собеседование (для медалистов и выпускников средних специальных заведений, имеющих дипломы с отличием);

3)бесплатное тестирование, проведенное, согласно приказу Министерства образования России, в рамках централизованного
тестирования;

4)вступительные испытания участников российских молодежных программ «.Шаг в будущее», «Шаг в будущее, Москва» и «Космонавтика»;

5)олимпиада по математике и физике, проведенная в МГТУ.

Приоритетом во времени при поступлении пользуются лау­реаты программ «Шаг в будущее», «Шаг в будущее, Москва» и «Космонавтика», которые прошли все еобходимые испытания еще в апреле.

Обладатели золотых и серебряных медалей средних обще­образовательных школ, дипломов с отличием средних специаль­ных учебных заведений проходят собеседование через несколько дней после подачи заявления. При отрицательном результате со­беседования абитуриент имеет право поступать по общему кон­курсу.

Поступающие по конкурсу начинают сдавать экзамены по мере подачи заявлений до окончания общего срока подачи заяв­лений (15 июля), что дает возможность при неудаче подать заяв­ление в другой вуз.

Поступающие в МГТУ им. Н. Э. Баумана по конкурсу сдают три вступительных экзамена: 1) физика, 2) математика и 3) рус­ский язык и литература (все в письменной форме). Поступающие на специальность «Юриспруденция» вместо физики сдают экза­мен по истории России (устно).

На вступительных экзаменах можно получить следующие оценки: по математике, физике и истории России - 5 (пять); 4,5 (четыре с половиной); 4 (четыре); 3,5 (три с половиной); 3 (три); 2(два); по русскому языку и литературе лишь две оценки - «зачет» или «незачет».