Нож узбекский ручной работы: фото. Узбекский нож Узбекские ножи какая сталь

В зависимости от национальных традиций, географического расположения и кулинарных пристрастий у каждой нации и народности есть собственный, отличный от других, нож. Узбекский, финский, таджикский, индийский - каждый из них отличается. Русский нож подразумевает его использование: на охоте, в туристическом походе, в ближнем бою, для самообороны. Японский нож ассоциируется с самурайским мечом, по остроте которому нет равных клинков в мире. Французские тесаки напоминают собой саблю с рукояткой. Особой популярностью пользуются ножи у среднеазиатских народов.

Узбекский нож - пчак

По разным данным, у народов средней Азии нож пчак появился в 14-15 веке. По сегодняшний день его форма не изменилась. Название клинка произошло от похожего в узбекском языке слова «печак». Дословно переводится как «нож». Такие формы ножа используются по всей среднеазиатской территории с малозначительными изменениями относительно пропорций и специальных украшений.

Ширина клинка находится в пределах 5 сантиметров, при этом его длина - не более 22 сантиметров. Клинообразное сечение постепенно уменьшается от обуха к лезвию. Толщина ножа, которая возле рукоятки составляет до пяти миллиметров, уменьшается ближе к острию клинка. Прекрасные режущие качества ножа достигаются за счет спусков разной формы: от прямых до изогнутых. Узбекский нож пчак, фото прекрасно подчеркивает его красоту, имеет отменный баланс.

Узбекские ножи в 20-21 столетиях

В 20 веке нож узбекский ручной работы на европейской территории увидеть можно было только в частных коллекциях ценителей среднеазиатского искусства. Очень часто привозились домой или близким друзьям после туристической поездки в качестве красивого сувенира. Узбекские ножи (фото иллюстрирует красоту и большой выбор) промышленным способом изготавливались только в городе Чуст, который находится в Узбекистане.

Сегодня узбекские ножи делают практически вручную. Город Шахрихан, который находится в Андижанской области, славится мастерами, изготавливающими узбекский нож пчак. В этом городе есть район, в котором живут и работают несколько поколений кузнецов и мастеров-ножовщиков. В других районах страны также встречаются мастера по производству ножей, но их работы не так известны. Авторские ножи подписываются фирменными эмблемами с обязательным добавлением звезд и полумесяца, чтобы подчеркнуть исламское вероисповедание.

Разновидности ножей пчак

Нож узбекский используется в хозяйственной жизни, а также на кухне. Учитывая разные варианты оформления острого окончания, существует несколько форм ножей пчак:

  • клинок «кайке» - острие приподнято на высоту до восьми миллиметров - традиционные узбекские ножи ручной работы;
  • клинок «тугри» - окончание лезвия острое, спинка ножа прямая;
  • клинок «толбарги» - другое название ивовый лист, обух ножа немного опущен, что практично при разделывании туш животных;

  • клинок «казахча» - на лезвии, недалеко от острой его части, есть впадина, а острый конец ножа находится выше линии обуха; нож используют для работы с рыбой;
  • клинок «кушмалак» - отличительной чертой является наличие по обуху удвоенного дола.

По размерам нож узбекский бывает:

  • малый (чирчик) - меньше четырнадцати сантиметров;
  • обычный (шархон) - до семнадцати сантиметров;
  • большой (короворез) - до двадцати пяти сантиметров.

Отделка и оформление узбекских ножей

Узбекские ножи ручной работы являются шедевром работы мастера. Каждый нож выполняется в единственном экземпляре. Он проходит все этапы: обработку стали, закаливание, отделку и заточку. На рукоятке и клинке мастер наносит орнамент. Дорогие ножи украшают не только национальными рисунками. Здесь добавляют родовой фамильный знак, добавляют свои надписи, растительный орнамент «ислими» и т. п. Чем тщательнее выполнена каждая часть нанесенного орнамента, тем ценнее получается нож узбекский.

Рукоятку изготавливают из абрикоса, платана, оргстекла, добавляют части костей и рогов. Часто рукоять создают из паяного листового металла. Хвостовик клинка совпадает с формами рукояти и, расширяясь внизу, заканчивается изгибом в идее крюка. Если рукоять выполнена из дерева или кости, то ее не украшают. Если использовали оргстекло, то его дополняют цветными вкраплениями и проволоку. Изготовленная из рога рукоять украшается стразами и перламутром. Металлическую рукоятку декорируют гравировкой, стразами на фоне растительных орнаментов.

Изгиб внизу ножа, или навершие, завершает его оформление. Его изготавливают в форме крюка, чтобы удерживать рукоять узбекского ножа было удобно. На рукоятке снизу всегда есть в наличии выемка для удобного расположения мизинца. Навершие выполняют из полого рога или специальных металлических вставок.

Ножны для узбекского ножа

Для узбекского ножа обязательным элементом считаются ножны. Мастера использовали кожу или плотную ткань. Нож располагается в ножнах глубоко, что не требует дополнительного фиксатора. Внутри ножен располагают деревянные вставки, которые защищают их от разреза изнутри. Национальные узбекские ножи носятся с левой стороны на поясе. Для этого к ножнам добавляют широкую петлю.

Если футляр из ткани, то его украшают национальной вышивкой. Кожаные ножны украшались вставками из латуни, меди. На коже черного цвета мастера располагают разноцветный узор в традиционном стиле. Нередко можно увидеть деревянные футляры.

Правила хранения и ухода

Клинок узбекского ножа ковался из углеродистой стали. Ранее, до двадцатого столетия, для этого использовались пришедшее в негодность оружие или привезенные куски железа из других страх. Твердость клинка должна находиться от 50 до 56 единиц по Роквеллу. Учитывая низкую твердость материала, хозяин ножа всегда подтачивает лезвие. Для этого не обязательно использовать специальные точильные бруски. Мягкий материал легко затачивается с помощью камня или обратной стороны пиалы.

Существуют общие правила ухода за ножом:

  1. Заточку стали необходимо проводить от обуха в ноль. Применение этого вида затачивания клинка позволяет нарезать очень тонкие пластинки продуктов.
  2. Необходимо помнить, что мягкая сталь хорошо точится, если используется керамическое изделие, и может изогнуться или затупиться при нарезке твердых продуктов или костей.
  3. Углеродистая сталь достаточно пористая. После использования нож необходимо сразу же промыть и вытереть насухо.
  4. Если на лезвии узбекского ножа появилась ржавчина, избавиться от нее можно с помощью мягких чистящих средств или песка.

Хранить узбекские ножи следует, предварительно вытерев, на деревянной подставке для ножей. Также приветствуется их расположение в подвешенном состоянии.

Узбекские кухонные ножи

Для работы на кухне нужно иметь несколько видов узбекских ножей. Небольшими удобно снимать кожуру с фруктов и овощей. Средним по размерам легко можно будет нарезать и тонко нашинковать овощи. Для работы с мясом используют большие узбекские кухонные ножи. Тоненьким выгнутым лезвием прекрасно разрабатывается рыба.

Узбекский нож пчак может служить не только на кухне, но и быть прекрасным подарком. Считают, что такой подарок от лучшего друга способен уберечь от недоброжелателей. Нож, размещенный под детской подушкой, оберегает здоровье младенца и матери, привлекает богатство и благополучие. Изображение узбекского ножа в вышитых изделиях, на кованых предметах, на керамических изделиях оберегает хозяев от всевозможных несчастий и неприятностей.

ПЧАК и КОРД

узбекский, уйгурский, таджикский

При всем обилии информации, точного ответа на вопрос, что считать «правильным» пчаком или кордом, видимо, не существует. Не ясно даже, чем отличается пчак от корда и отличается ли вообще...(ведь и то и другое в переводе с национального языка означает просто «НОЖ») . А ведь есть еще иранский кард...

Начнем с простого. На этих фотографиях изображен нож, который любой человек, хоть как-то интересующийся ножами или бывавший в Средней Азии, назовет «ПЧАК», или, по-узбекски, «ПИЧОК». Облик пчака своеобразен и легко узнаваем.


Это - самый распространенный пчак с клинком «кайке». Такой клинок подразумевает поднятие острия над линией обуха на 3-8 мм. Более продвинутые и любознательные скажут, что это «Андижанский пчак». Кто-то еще добавит: «Шархон».

Сам клинок пчака традиционно выковывается из углеродистой стали (в отдаленные времена использовалось сломанное оружие или слитки железа из Индии, с 19-20 века в ход пошли автомобильные рессоры, обоймы подшипников и другие подручные материалы, в настоящее время чаще всего используются прутки заводской стали типа ШХ-15, У12 , 65Г или дешевая арматура из Ст3). В Узбекистане до сих пор говорят: «Пичок из углеродки - для работы, из нержавейки - для украшения!»

Если клинок изготовлен из высокоуглеродистых инструментальных (У12) или подшипниковых (ШХ15) сталей (что позволяет получить более качественное изделие), то к нему обычно приваривают хвостовики из Ст3, что заметно в виде треугольника возле рукояти пчака.

Кстати, так же поступают многие японские и российские мастера, например, Г.К. Прокопенков. Это связано с тем, что У12 и ШХ15 имеют невысокую ударную вязкость и прочность и, если клинок с хвостовиком выкованы из единого куска стали, велика вероятность слома клинка в районе шейки, например, при падении.

Длина клинка обычно составляет 16-22 см, толщина всегда клиновидно уменьшается от рукояти к острию, причем у рукояти она может быть 4-5 мм. В сечении клинок пчака тоже клиновидно сужается от обуха к лезвию. Спуски, как правило, прямые, редко встречаются выпукло- или вогнуто-линзовидные. Ширина клинка может быть до 50 мм. Все это вместе дает неплохую геометрию ножа и обеспечивает эффективный рез любых пищевых продуктов.

Как уже было сказано, сталь на пчаках используется углеродистая, из того, что есть под рукой, закалка (как правило, зонная - только у режущей кромки) обычно проводится до 50-52 ед по Роквеллу, реже до 54-56 и то только в последнее время. С одной стороны, твердость в 50-54 ед не дает долгого удержания остроты режущей кромки, но зато позволяет править такой нож на чем угодно (обычно используется дно керамической пиалы, но существуют и специальные камни традиционной формы для правки пчаков и ножниц), что, конечно, является большим плюсом. Но в этом случае нож быстро стачивается и превращается чуть ли не в шило, поэтому приходится покупать новый. Хотя стоимость пчаков (не сувенирных) всегда была небольшой.

В последнее время все чаще встречаются пчаки из стали ШХ-15, которая может быть закалена до 60 ед Роквелла, что мы и видим на некоторых клинках. Такие твёрдые клинки делают специально для российского и украинского рынка, чтобы конкурировать с японскими кухонными ножами. С моей точки зрения, такая твердость не очень оправдана, ибо пчаки имеют очень тонкое сведение и работа такими ножами требует определенных навыков и специальной техники, иначе клинок будет выкрашиваться и ломаться (аналогично японским кухонникам) С другой стороны, калить ШХ-15 до 50-52 единиц (норма для пчака) особого смысла нет - просто перевод добротного материала.

Поверхность клинков из углеродистых сталей обычно оксидируют (воронят), погружая в раствор наукатской глины (традиционно), железного купороса или хлорного железа, из-за чего клинок приобретает темно-серый с голубым или желтым отливом цвет, украшают долом («комалак», причем если дол один, то он обязательно будет со стороны тамги), выбитым клеймом («тамгой») или гравировкой. Выбитые углубления заливают латунью.На углеродистых клинках часто заметна зона закалки.

Названия частей пчака представлены ниже:



«ГЮЛЬБАНД», или больстер отливают из легкоплавкого олова или сплавов олова со свинцом, паяют из листовой латуни или мельхиора и заливают оловом или его сплавом. Замечу, что использование свинца при приготовлении пищи не есть хорошо, и желательно ножи со свинцом не использовать (или, по крайне мере, покрыть лаком). Отличить свинец можно, попробовав паяльником (свинец плавится хуже), он сильно окисляется, приобретая темно-серый оттенок, пачкается (как газетная бумага). Мне лично кажется, что использование свинца и сплавов - это издержки легкодоступности старых автомобильных аккумуляторов и баббитов из подшипников.

Украшают гюльбанд гравировкой (традиционно - узбекским растительным орнаментом «ислими»), часто с заливкой углублений эмалевой краской (черной, красной, зеленой), а также вставками из перламутра («садаф»), бирюзы или стразами.

«БРИНЧ» - полоска листовой латуни или мельхиора, толщиной до одного миллиметра, припаиваемая по периметру хвостовика при накладном монтаже рукояти(«ерма доста»). На бринч приклепывают накладки рукояти, украшают гравировкой и декоративным оксидированием. Замечу, что обычно бринч выступает за пределы хвостовика на 1-2 мм, и между накладками и хвостовиком остается воздушный зазор.

Смысл этого действия не очень понятен, разве что для экономии материала накладок, когда используется дорогой материал (например, слоновая кость). Возможно, такая конструкция позволяет демпфировать напряжения в рукояти, т.к. такой же монтаж традиционно применяют в рукоятях среднеазиатских сабель (заполняя воздушные полости мастикой).






«ЧАКМОК» или навершие.

Специально изготовленное и украшенное навершие применяют на дорогих пчаках при накладном монтаже («ёрма доста»), в виде металлических притинов, или всадном монтаже рукоятей («сукма доста») из полого рога, в этом случае его выполняют методом пайки из мельхиора, латуни.

Украшают гравировкой, садафом, стразами.

На недорогих пчаках чакмок обозначают путём изменения сечения рукояти (из округлого в прямоугольное) и/или наличия клювообразного выступа.

«ДОСТА» - черен, рукоять.

Для изготовления используют местное дерево (абрикос, чинара), текстолит, оргстекло, кости, рога, паяют из листового металла (мельхиор, латунь)

Дерево, текстолит и кость обычно не украшают, в оргстекло вставляются цветные «глазки» и проволока, рог украшают декоративными гвоздиками, вставками из садафа или стразами, на металлические рукояти наносится гравировка, обычно в виде растительного, цветочного («чилмих гули») орнамента с добавлением стразов.

Черен рукояти с накладным монтажом («ерма доста») обычно имеет одинаковую толщину и у гюльбанда и у чакмока, реже утолщается к чакмоку. Нередко толщина такой рукояти превышает ее ширину - это удобно при традиционной нарезке овощей при приготовлении узбекских блюд: плова, салатов «чучук», или «шакароб»

«ТАМГА» - клеймо

Как правило, каждый мастер («усто»), производящий какое-либо изделие (особенно ножи), применяет цеховое клеймо (тамгу).

Для узбекских мастеров в центре тамги обычен полумесяц (как символ веры), часто используются звезды (говорят, что их число раньше обозначало число детей-наследников или учеников, ставших мастерами) и символ хлопка.

На современных клеймах может встретиться все, что угодно - даже изображение автомобиля.

Надо отметить, что в настоящее время для идентификации мастера полностью полагаться на тамгу нельзя. Я видел тамгу, которую используют как минимум четыре разных мастера (хотя, может, делает и один, но продают от своего имени разные люди).

Как и к любому хозяйственно-бытовому ножу, к пчаку полагаются ножны. Как правило, они не отличаются добротными материалами и качеством изготовления. На сегодняшний день обычно это кожезаменитель с картонными вставками, иногда украшенный аппликацией и имитацией бисера.

Более дорогие пчаки могут иметь ножны из кожи, украшенные тиснением или плетением из кожаного шнурка.

Редко встречаются ножны металлические (мельхиор, латунь) с гравировкой или комбинированные (кожа, дерево, металл).


В завершение обзора андижанского пчака приведу цитату из статьи О. Зубова «Знак мастера» (журнал «Вокруг света» № 11 за 1979 год):

« …Широкий, звенящий с черно-фиолетовым отливом, инкрустированный красными, зелеными, голубыми и белыми камешками - крапинками, на лезвии сияют три звезды и луна - древнее клеймо Абдуллаевых.

Этот нож - незаменимый помощник за трапезой в кругу друзей, неотъемлемая часть узбекской кухни. «Можешь резать хлеб, можешь чистить картошку, а можешь повесить на ковер и смотреть - все можешь!» - сказал мастер. И, помолчав немного, улыбнулся: «Но лучше всего - резать дыню!»

Рассматривая узбекские пчаки, волей-неволей задаешься вопросом о том, что же привело к появлению именно такой формы лезвия. Дело в том, что такая форма подходит исключительно для приготовления пищи, в то время как у соседних народов типичным был нож, которым хоть как-то можно было защищаться и использовать для других (не поварских) нужд, то есть во всем мире были в употреблении более универсальные ножи. У узбеков такие ножи тоже были, но... только до 14 века. Точная причина возникновения такой формы не известна, но если вспомнить, что 14 век - это век империи Тимура (Тамерлана), империи с централизованной властью и жесткими законами, то можно предположить, что чиновники Тимура, или он сам, были несколько обеспокоены подчинением завоеванных народов, и, дабы не допустить появления у народа холодного оружия, свозили всех мастеров-оружейников в шахские кузницы, в столицу империи г. Самарканд, а для мирного населения заставили мастеров делать ножи с поднятым вверх острием. Таким ножом нанести колотые раны практически невозможно и, значит, опасность восстания и прочих «терактов» уменьшается. Вспомним, что во времена другой, уже близкой к нам по времени империи, пчаки тоже не относились к холодному оружию именно из-за формы лезвия и за их изготовление не отправляли в места не столь отдаленные. Хотя могут быть и другие версии. В любом случае получился очень удобный для приготовления пищи нож, который быстро завоевал себе популярность в Средней Азии. Был бы не удобный - не получил бы такого распространения!

Кроме пчаков с клинком «кайке» встречаются пчаки с клинком «тугри», то есть с прямым обухом.


Сравним два вида клинков: на фотографии ниже хорошо видна разница между клинком «тугри» (вверху) и «кайке» (внизу)


Клинок «тугри» имеет постоянную или уменьшающуюся к острию ширину. Удобен для нарезки мяса, обычно входит в набор мясника («кассоб-пичок»).

Кроме уже упомянутого «андижанского» пчака, можно встретить названия «старобухарский» и «старококандский».

В «старобухарском» клинок равномерно сужается к острию, подъем выражен меньше, но все лезвие часто бывает дугообразно выгнутым, клинок больше специализирован на работу по мясу - снятие шкуры, обвалку.



Интересно, что до сегодняшнего дня узкие Бухарские пчаки часто называют «афганкой», хотя различие между пчаками из Бухары и Афганистана имеется - на «бухарских» заклепки идут в один ряд, а на «афганских» - полуконвертом.

Также традиционно бухарские пчаки имеют ножны с шариком или листиком на конце.

«Старококандский» - клинок этого пчака отличается малой шириной, используется, скорее всего, как вспомогательный при обвалке или чистке овощей.


Можно также встретить названия «толбарги» (ивовый лист) и «казахча». Это функциональные узкоспециализированные ножи, предназначенные для выполнения определенной работы.

«Толбарги» - мясницкий нож для разделывания туш животных,

«казахча» - для разделки рыбы.


Пчаки «казахча» были распространены большей частью среди жителей (рыбаков) побережья Аральского моря, в основном, казахов.

Линия обуха «казахча» примерно на одну треть до острия образует плавную выемку, вновь поднимаясь к острию, находящемуся на линии обух-рукоять. Выемка затачивается с одной или с обеих сторон. Клинком такой формы, перевернув нож, легко чистить и потрошить рыбу.

Рукояти «толбарги» и «казахча» обычно изготавливаются из дерева и, как правило, не украшаются (допускается лишь наличие цветного орнамента на гюльбанде).

Приведем фото ножей мастера Мамуржона Махмудова из г. Коканда:


«Толбарги»


Ну и еще фото ножей из Ташкента


Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Ташкент 1985»

Отдельного упоминания заслуживают «Уйгурские пчаки». Это ножи из СУАР (Синдзянь -Уйгурского автономного района Китая). Иногда встречается название Янгисарские ножи - название закрепилось по центру производства - городу Янгисар. У них также есть и «старобухарский тип-афганка» и «старококандский», но если посмотреть на фотографии, то можно увидеть и отличия. Бросается в глаза более качественное (и красивое) изготовление рукоятей и отсутствие литого гюльбанда (больстера) из олова, хвостовики клинков практически всегда открыты, бринч не используется. А вот клинки часто бывают обработаны грубо, или вообще не заточены, т.к. производство уйгурских ножей с заточенными клинками длиной более 200 мм запрещено китайскими законами!



Старобухарский. Уйгурские мастера


Афганка. Уйгурские мастера.



Старококандский. Уйгурские мастера.







Если узбекские пчаки больше специализированы под приготовление пищи, то таджикские КОРДЫ являются ножами более универсальными.


Корды имеют три типичных размера. Самый распространенный (наиболее рабочий) имеет длину 14-17 см, большой нож «Гов куши» («короворез») используется для забоя скота и имеет длину 18-25 см и самые маленькие ножи (меньше 14 см) - для женщин.

Клинки у традиционных кордов мощные, толщиной у гарды до 4 мм (замечу, что если толщина клинка ножа более 2,4 мм, то он уже может рассматриваться как холодное оружие и запрещен к свободному обороту), спуски линзовидные от обушка или середины ширины клинка, реже прямые (у узбекских пчаков, как правило, наоборот). Режущая кромка выводится на каждом ноже в зависимости от предназначения. Обух у клинка корда, как правило, выточенного из готовой полосы металла, бывает прямой и параллельный, а не клиновидный, как у пчака. На клинке обычно протачивают долы по одному или по два на каждой стороне или два на правой и один на левой.

Монтаж зависит от местности изготовления. В юго-восточных горных районах предпочтение отдают всадному монтажу, а в западном и северном районах, которые ближе к Узбекистану, -накладному. Причем накладной монтаж корда несколько отличается от такового у пчака: не применяется паяный бринч, а весь хвостовик заливается по периметру оловянным сплавом, поэтому рукоять на пчаке легче, а на корде - прочнее! Вообще, прибор у кордов бывает только литой, из олова и его сплавов (или серебра), орнамент - только гравированный и более геометрический, радиально-симметричный в отличие от сложно-растительного узбекского «ислими». Орнамент индивидуален для каждого мастера и может заменять клеймо (корды традиционно не клеймятся, по крайне мере на клинке, на гарде - определенный орнамент или клеймо)

Накладные рукояти кордов всегда шире, чем у пчаков, расширяются к навершию и имеют характерную выемку под мизинец.

На рукоять корда идет рог, кость, дерево, пластмасса. При всадном или накладном монтаже хвостовик клинка корда всегда полный на всю длину рукояти (за исключением маленьких ножей для женщин на кухню).







Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Хорезм, Хива.1958»

Хотелось бы еще раз остановиться на терминологии- пчак, пичок, бычак, корд, кард.

Дело в том, что некоторое время назад мне в руки попал нож где-то 17-18 века




Длина 310мм, длина лезвия 185 мм, ширина у обуха 30мм, толщина обуха (3,5-2,5-1,5)мм. Назначение канавки на обухе мне непонятно, разве что для увеличения толщины обуха, которая незначительно увеличивается при прочеканивании канавки. Желтый металл в орнаменте - золото. Твердость около 52 ед. Поразил меня строй клинка (как выразился известный мастер - ножовщик Геннадий Прокопенков, «просто - высший пилотаж!»): - клин от обуха с вогнутой линзой, и переходящий в каплевидный вид в нескольких миллиметрах (от 3 до 5) от режущей кромки. Конечно, это все - десятые доли миллиметра, но все видно и прощупывается. После недолгих уговоров, Г.К. Прокопенков согласился сделать мне современную копию, максимально сохранив весь строй клинка.

Получился вот такой нож:




Оказалось, что при работе на кухне он превосходит практически все имеющиеся у меня ножи - и по качеству реза и по удобству работы. Ну и правится легко чем угодно (хоть мусат, хоть керамика) Хотя если долго шинковать овощи, то есть на потоке, хороший шеф, видимо, будет удобней. Но для дома...

Кроме того, его конструкция позволяет и палочку отрезать/построгать и от злыдня какого-либо защититься.

То есть получили отличный универсал.

Естественно, встал вопрос о типе ножа. Вариантов было два - кард или пчак. Корд не рассматривался по очевидым признакам. По материалам интернета и, в частности, конференции «RusKnife» ближе всего оказался бухарский нож.


Нож из Бухары. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Выставка «Оружие Востока 16-19 веков»

Замечу, что «музейный» экспонат назван просто - «Нож из Бухары»

Дальнейшие поиски привели к следующим фотографиям:


Пчак старый. Бухара

Пчак. Бухара.


Бухарский кард


Бухарский кард


Пчак бухарский с бирюзой


Пчак Афганистан


Персидский кард

Заметим, что на последней фотографии нож (персидский кард) имеет бронебойное утолщение на острие.

Таким образом, определить точно вид моего ножа видимо не представляется возможным.

С точки зрения коллекционеров и знатоков холодного оружия кард - это нож, создаваемый в первую очередь для военных целей: он и по виду больше к стилету тяготеет и острие у него, как правило, упрочняется.

Так что я считаю, что у меня - пчак. Тугри-пчак, скорее всего, бухарского производства.

Однако мне больше всего импонирует позиция Марата Сулейманова, который утверждает, что кард, корд и пчак - это никак не бренды, а просто названия одного изделия - ножа - на разных языках («печак» - по-татарски, «пичок» - по- узбекски, «пшах» - по-азербайджански, «корд» - по таджикски, «кард»- по персидски. Кард и корд близки по звучанию, так как таджики и персы (иранцы) относятся к одной языковой группе, узбеки, татары, азербайджанцы - к другой, тюркской)

Есть еще «бычак» - карачаевский нож (см. статью «Бычак - нож каждого карачаевца» на этом сайте), но карачаевцы и их ближайшие родственники - балкарцы, как известно, тоже тюркоязычные народы.

Есть еще ножи туркмен-сарыков (фото из Rusknife)



Таким образом, не касаясь военной тематики, видимо, наиболее правильно говорить:

Национальный узбекский нож (пичок, или пчак)

Национальный таджикский нож (корд)

Национальный уйгурский нож (пчак)

Национальный карачаевский нож (бычак)

Приведем еще фото из “Туркестанского альбома” 1871-1872 год

Самарканд, Пичак-базар (Кстати, в оригинале написано “Писяк-базар”)

В прежние годы узбекские пчаки попадали в Европейскую часть СССР в виде единичных экземпляров, чаще всего их привозили из экспедиций по Средней Азии. Как правило, их качество было не на высоком уровне.

С конца 90-х годов прошлого века, компания «Союзспецоснащение» начала регулярные поставки узбекских пчаков в Россию, и их стало возможно приобрести в офисе компании или в розничной торговле. В настоящее время их можно приобрести во многих ножевых магазинах и магазинах восточной кулинарии, в том числе и в Интернет-магазинах (в частности, в «Дукан Востока», «Пчак-ножи ручной работы», и т.п.).

На первых порах поставщики закупали пчаки оптом на базарах в Узбекистане, поэтому ни имя мастера, ни место изготовления у продавцов узнать было невозможно. По мере насыщения рынка, торговля стала «цивилизовываться», и сейчас можно приобрести пчак, изготовленный конкретным мастером (особенно у тех продавцов, которые закупают изделия непосредственно у мастеров), и выбрать тип, стиль и материалы клинка и рукояти.

Во времена Советского Союза наиболее популярными были пчаки из города Чуст, где была единственная в Узбекистане ножевая фабрика.

Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Чуст 1987 г.»

В нынешнее время основную массу узбекских пчаков производят в г. Шахрихон Андижанской области Узбекистана, где существует целый городской район («махалля») мастеров-ножовщиков («пичокчи»), в котором трудятся целые семейные династии кузнецов и слесарей-сборщиков пчаков.


Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Шахрихон 1999»

Так, известный мастер Комилжон Юсупов, посвятивший своему ремеслу более 50 лет жизни, и избранный аксакалом махалли пичокчи Шахрихона, передал свое искусство своим сыновьям и сейчас братья могут делать, при желании, очень неплохие изделия.


Усто Бахром Юсупов

Усто Бахром Юсупов

В других регионах Узбекистана также живут и работают отдельные мастера («усто») и семьи пичакчи, но их изделия встречаются гораздо реже. Например, семья Абдуллаевых, живущая и работающая в Бухаре, изготавливает и пчаки, но их подлинным «коньком» являются ножницы ручной ковки и разнообразного назначения, славящиеся по всему Узбекистану.

Родственные узбекским пчакам таджикские ножи («корды»), в основном, производят в г. Истаравшан (бывший Ура-Тюбе).

Также стенды с пчаками и и кордами всегда присутствуют на различных ножевых выставках: “Клинок”, “Арсенал”, “Охота и рыболовство” и других…



Усто Абдувахоб и его ножи:






Директор магазина “Дукан Востока” Бахриддин Насыров с узбекскими мастерами-«усто»: усто Улугбеком, усто Абдурашидом, усто Абдувахобом.



Усто Улугбек


Усто Абдурашид


Усто Абдурашид

И пчаки, и корды производят вручную, и можно с уверенностью сказать, что каждый такой нож несёт в себе частицу души мастера.

Уже при внешнем осмотре можно судить об уровне качества ножа:

Хороший строй и обработка клинка, выраженная линия закалки и тонкая режущая кромка позволяет рассчитывать на хороший и продолжительный рез;

Хорошо пропаянный или отлитый из чистого олова (светлый и блестящий) гюльбанд позволяет использовать пчак или корд на кухне без риска отравления свинцом;

Чистый и продолжительный звон после щелчка по клинку, отсутствие шата у всадной рукояти свидетельствует о качественной сборке;

Отсутствие щелей между прибором и череном, или трещин в черене рукояти предотвращает размножение в них микроорганизмов;

По возможности, пчак и корд, как и любой другой инструмент для работы, нужно подбирать «на ощупь», чтобы он стал «естественным продолжением руки».

Единственными (на сегодняшний день) пчаками, к которым нельзя придраться, это пчаки Мамиржона Саидахунова


Клинок 140х4мм у обуха, равномерно сходит к носику. Сведен в ноль, двухсторонняя линза легонькая, заточен отлично. Порошковая сталь ДИ-90, термичка в печке, калка на 61 где-то. Ручка 110мм, моржовая кость. Гюльбанд-твердый сплав на основе олова. Снедь режет зверски, дерево строгает сухое, курицу бодро разделывает. Ножны: кожа 3мм, пропитка против воды

Правда, есть небольшой нюанс - мастер живет и работает на Украине и цена за этот нож достаточно высокая (по сравнению с остальными пчаками)

На сегодняшний день в России представлены ножи более 30 мастеров из Шахрихона, Самарканда, Ташкента и так далее...

Кроме того, такие ножи не могли не заинтересовать и российских производителей.

Так, по просьбе своих заказчиков, делают пчаки:

Геннадий Прокопенков



Этот нож мы можем видеть практически каждый выходной на канале НТВ в руках Сталика Ханкишиева. Волокнистый композит на основе 40Х13, закалка до 52-54

Дмитрий Погорелов


Сталь CPM 3V , HRC - около 60. Длина 280 мм, длина лезвия 150 мм, ширина 33 мм, толщина (3,5-2,5-1,5) мм, вес 135г. Рукоять -кокоболо Сведение в ноль, рез отличный

Мастерская Межова

Нож С.Кутергина и М. Нестерова



Сталь Х12МФ, серебро, палисандр, розовое дерево, кость. Длина ножа 280мм, лезвие 160мм, ширина 40мм,толщина 4мм, HRC 57-59

Но даже из фотографии видно, что сведение отнюдь не «пчаковское»

Златоустовские оружейники



Сталь 95Х18, HRC 58 , длина 292 мм, лезвие 160 мм, ширина 35 мм, толщина (2,2-2,0-1,8)мм, вес 120г.Сведение где-то 0,3мм. Рукоять - орех. Несмотря на небольшую толщину и неплохое сведение, рез этого ножа оставдяет желать лучшего

ОружейникЪ




Дамасск, позолота. Длина 260 мм, лезвие 160 мм, ширина 35 мм, толщина (4,0-3,5-2,0) мм, вес 140г. HRC примерно 56. Сведение примерно 0,2-0,3 мм.

Несмотря на различные украшения, рез значительно лучше предыдущего АиРа.

Небольшое тестирование показало предсказуемые результаты - сначала Прокопенков с Погореловым, затем ОружейникЪ и затем с большим отрывом АиР.

Интересно, что обычный пчак (см.фото) показал себя чуть хуже, чем пчаки наших именитых мастеров (по качеству реза) , но лучше Оружейника, но не намного.


В середине прошлого века похожие на пчак ножи делала немецкая фирма Herder, но его специализацию мне выяснить не удалось


Конечно, пчак, даже хороший, трудно сравнить по технологичности и гигиеничности с европейским шефом, и на современном пищевом производстве он будет менее удобен, но на домашней кухне и особенно где-нибудь на природе, этот нож может доставить вам массу удовольствия!

Для более полного представления о работе пчака рекомендую ознакомиться с обзором Романа Дмитриева «Пчаки в реальной жизни» на этом сайте.

Большую помощь в написании статьи оказали Марат Сулейманов, Роман Дмитриев и форум "RusKnife"

Отдельная благодарность за предоставление фотографий Бахриддину Насырову ("Дукан Востока") и Александру Мордвину ("Пчак- ножи ручной работы")

P.S. обзор Романа Дмитриева "Пчаки в реальной жизни" появится в ближайшее время

Большой интерес для коллекционеров представляет узбекский нож, который отличается универсальностью в использовании, имеет богато украшенную ручку и хорошее качество изготовления. Такой шикарный клинок станет отличным подарком для каждого, кто по достоинству ценит холодное оружие. На сегодняшний день известно множество разновидностей пчака - от ножей для использования на кухне, до богато украшенных моделей для коллекционеров.

Описание ножа

Узбекский нож или как его еще называют пчак - это традиционное оружие среднеазиатских народов, с широким клинком необычной формы и односторонней заточкой. Изготавливаются такие клинки из высокопрочной углеродистой стали, ручка может быть сделана из древесины, металла, рога или костей экзотических животных. Носится пчак в прямых широких кожаных ножнах и пользуется популярностью в странах Средней Азии, где встречаются многочисленные вариации этого оружия, отличающиеся пропорцией лезвия и орнаментом.

К особенностям клинка относят следующее:

  • Необычная форма лезвия.
  • Односторонняя заточка.
  • Деревянная и костяная ручка.
  • Богато украшенная рукоятка.

Длина узбекского пчака обычно составляет 12−27 см. Толщина рукоятки 6−7 мм. Сечение клинка обычно сужается от обуха к лезвию. Оригинальная геометрия лезвия позволяет с легкостью резать продукты, при этом клинок отлично сбалансирован. Он имеет оптимальные весовые характеристики, удобно лежит в руке, а благодаря расширенной рукоятке подойдет людям с большой и средней по размеру ладонью.

История создания

Узбекский пчак - это модифицированный азиатский нож , который был известен еще в IV веке до нашей эры. В дальнейшем распространение получили несколько разновидностей такого оружия, наибольшей популярностью из которых пользовался именно пчак. Такой клинок чрезвычайно эффективен, универсален в использовании и при этом имеет привлекательный внешний вид. С одинаковым успехом это оружие может использоваться как в быту на кухне, так и рассматриваться в качестве боевого.

По одной из версий такое оружие с оригинальной формой клинка появилось во времена покорения Российской империей Узбекистана и всей Средней Азией. Новые власти, опасаясь волнений и мятежей среди местного населения, запрещали им различные виды холодного оружия. Необычная форма лезвия позволяла использовать нож исключительно для приготовления пищи или в быту, а вот для использования в боевых целях такой клинок не подходил, он был разрешен только в Азии и на Кавказе.

Сегодня наибольшей популярностью пользуются декоративные модели, которые имеют богатую резьбу по лезвию и оригинальные рукоятки, выполненные из кости или рогов экзотических животных. Ранее самыми качественными и дорогими считались узбекские ножи, которые изготовлены мастерами вручную. Такое оружие изготавливается крупнейшими оружейными мастерскими, на которых следуют многовековой традиции, соблюдая все пропорции и особенности классического пчака.

Преимущества и недостатки

Коллекционеры ценят узбекские ножи за их невероятную красоту и энергетику. Лучшие экземпляры могут иметь стоимость в несколько тысяч долларов, они изготовлены известными мастерами и представляют собой настоящие произведения искусства.

К преимуществам этих ножей можно отнести следующее:

  • Универсальность использования.
  • Стильный внешний вид.
  • Долговечность и прочность.

Недостаток таких клинков - сложность заточки, а также необходимость правильного ухода за оружием. Так, пчак плохо переносит воду, поэтому поверхность лезвия следует насухо вытирать, что исключает образование ржавчины. Нужно также учитывать высокую стоимость таких ножей, которая может достигать 50 000 рублей и более.

Особенности конструкции

Особенностью этого ножа является рукоятка и способ крепления декоративных накладок к лезвию. Именно на выполнение рукоятки мастерами тратится больше всего сил и времени. Настоящий узбекский нож выполняется исключительно с ручкой из древесины или кости. Также ценятся модели, выполненные из рогов редких животных. В качестве украшения могут использоваться различные инкрустации дорогих материалов, драгоценные металлы и ювелирные камни. Стоимость такого ножа будет напрямую зависеть от сложности выполнения рукоятки и используемых для украшения материалов.

Классический чертеж ножа пчак включает следующие элементы:

Сегодня известно несколько разновидностей узбекских ножей, которые имеют широкие и средние по своему размеру лезвия. Универсальные рабочие разновидности выполняются с длиной клинка 8−9 см, отличаются качеством заточки, а благодаря своей оригинальной форме они характеризуются великолепной режущей способностью. Массивные разновидности станут отличным вариантом для шинковки овощей. Они сбалансированы, хорошо ложатся в руку, а их использование не представляет особой сложности.

Коллекционные и рабочие варианты

Принято разделять узбекский нож пчак в зависимости от его назначения. Красиво украшенные модели, которые изготовлены из нержавеющей стали, предназначаются в большей степени для украшения и особо ценятся у коллекционеров. Если же выбирают нож для работы и использования в хозяйстве, то предпочтение отдают оружию из сверхпрочной углеродной стали. В последнем случае закалка может выполняться зонной, исключительно у режущей кромки лезвия.

У стандартных рабочих моделей показатель прочности обычно составляет 50−54 единиц, поэтому, даже несмотря на использование высокоуглеродистых сталей и наличие закалки у лезвия, удерживать длительное время остроту режущей кромки зачастую не представляется возможным. Для заточки пчаков используются специальные камни и ножницы для правки формы, что позволяет упростить использование такого оружия. Для повышения прочности углеродистой стали ее могут оксидировать, для чего погружают в раствор железного купороса или наукатской глины.

Коллекционные модели имеют ручку, богато украшенную гравировкой, которая сверху покрывается прозрачной эмалевой краской. Также ценятся варианты, в которой рукоятки украшены вставками из берёзы и перламутра. Лучшие мастера, которые работают над таким оружием вручную, оставляют на лезвии так называемое тамго. Это подпись-гравировка мастера, который изготавливал конкретную модель. Опытные коллекционеры, которые хорошо разбираются в таком оружии, по одной гравировке-подписи смогут определить местность, где был изготовлен конкретный нож, и мастера, работавшего над таким оружием.

Выбирать клинок необходимо с учетом того, для чего предназначен нож пчак, как он будет использоваться. Если требуется оружие для работы на кухне, то предпочтительно использовать классические узбекские пчаки, форма лезвия которых идеальна для нарезания мяса, фруктов и овощей. А вот коллекционеры выбирают староаккадские разновидности и уйгурские ножи пчаки ручной работы, которые обладают оригинальным внешним видом, имеют богатую инкрустацию на лезвии и рукоятке. Они высоко ценятся любителями оружия.

Приобретая такой нож, лучше всего воздержаться от заказа в различных интернет-магазинах. Иначе можно купить некачественное оружие, которое не только не соответствует всем классическим требованиям к узбекскому пчаку, но быстро выйдет из строя и потребует заточки буквально через несколько месяцев использования.

Покупать ножи лучше всего в специализированных магазинах, в которых можно быть полностью уверенным в качестве предложения. Коллекционеры приобретают их на специальных аукционах и тематических форумах. Такие клинки имеют все необходимые документы и сертификаты, позволяющие подтвердить их оригинальность и происхождение.

Стоимость лучших моделей

Стоимость узбекского ножа будет зависеть от конкретной модели, материала из которого он изготовлен, а также бренда производителя. Самые простые клиники могут иметь цену в 500−1000 рублей. Ножи из Узбекистана, сделанные по всем канонам, будут иметь уже стоимость 2−3 тысячи рублей.

Модели, которые выполнены известными мастерами оружейниками, работавшими над такими клинками на протяжении многих дней, оцениваются в 20−30 тысяч рублей и более. У коллекционеров также ценится оружие, которому исполнилось 100 лет и более. Ножи изготовлены исключительно вручную, имеют привлекательный внешний вид, что позволяет им стать бриллиантом в коллекции каждого любителя холодного оружия.

Приобретая ножи, следует помнить, что у отдельных моделей длина лезвия превышает 90 мм. Такие клинки относятся уже к категории холодного оружия со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Их использование будет представлять определенную сложность, поэтому они востребованы лишь у коллекционеров или же у покупателей, которые имеют соответствующие разрешения на ношение холодного оружия.

Узбекские национальные пчаки - это универсальное в использовании оружие , которое ценится коллекционерами и используются в быту при приготовлении пищи. Важно правильно подобрать такой нож, который изготовлен с соблюдением всех требований к классическим моделям, выполнен из прочной углеродистой стали, что существенно упрощает его последующее использование. Необходимо учитывать все рекомендации по выбору, в том числе воздержаться от покупки узбекских пчаков в магазинах, где не гарантируют высокого качества оружия.

Статья для еженедельника Даракчи.

Новость о том, что знаменитый мастер из Шахрихана, Хайрулло Абдурахимов, выставляет в Ташкенте свои работы, быстро облетела всех поклонников искусства создания узбекских национальных ножей. Даже те, кто не собирался покупать новый нож, отправились просто полюбоваться на стальные клинки большого мастера. Мы тоже встретились с мастером для того, чтобы рассказать вам о выборе узбекского пичака.

Пичак - наше все

Пичаки, узбекские ножи ручной работы давно уже стали национальным брендом, известным по всему миру. Для жителей Узбекистана, пичак издревле был более чем просто рабочий инструмент или оружие. Пичак - это сакральный дар, великая ценность и мощный оберег. Самые крупные центры ручного производства до сих пор работают в Шахрихане, Чусте, Бухаре, Ташкенте и Самарканде.


Можно ли купить хороший пичак в Ташкенте?

Безусловно можно. К примеру на базарах Чорсу или Алайском. Однако стоит учесть, что за прилавком на базаре стоит не мастер, а в лучшем случае тот, кто просто разбирается в мастерстве создания узбекского ножа. Мастеру некогда заниматься продажами, он не покладая рук работает в мастерской, а, уже готовые изделия сдает для реализации перекупщикам. С учетом интереса последних, цены на национальные ножи на 20-30 процентов выше, чем непосредственно у мастера-пичокчи или в традиционных центрах ручного производства ножей.

Наилучший вариант покупки пичака - это приобрести его из рук самого мастера, на выставках-ярмарках, которые еженедельно проводятся в различных залах Ташкента.


Из рук в руки

Когда вы отправляетесь выбирать нож у хорошего мастера, то вам предстоит не просто покупка. Впереди у вас творческая встреча с вопросами и ответами, историями, легендами и уникальным мастер-классом по выбору ножа. Эта встреча доставляет большую радость и мастеру, и вам. Мастеру приятно видеть восхищение в ваших глазах, ему хочется рассказывать вам о своих работах. Вы же становитесь богаче на целый мир. Вы открываете для себя этот удивительный мир узбекских ножей, один из которых обязательно обретет почетное место в вашем доме.

При выборе пичака нужно помнить, что никто вам так не расскажет о свойствах ножа, как человек, который его создал. Поэтому при встрече с мастером, перебирая ножи на его прилавке, обязательно задавайте вопросы подробно о каждом пичаке. Мастер с удовольствием вам все расскажет.


Спрашивайте, спрашивайте!

Мы отправляемся с вами к мастеру Хайрулло, чтобы научиться правильно выбирать узбекский пичак. На прилавке десятки роскошных ножей. Разные размеры, разные формы, разный металл блестящих лезвий, разные рукояти. Как сориентироваться?

Для начала просто рассматривайте. Берите поочередно в руки каждый нож, на котором останавливается взгляд. Задавайте мастеру вопросы:

Как называется такой пичак?

Как называется форма лезвия?

Из какого металла лезвия? Чем лезвия из разных металлов отличаются друг от друга?

Из чего сделана рукоять?

Из чего сделан гульбанд? (место соединения клинка и рукояти)

Что означают узоры на рукоятке?

Как ухаживать за ножом? Как его точить?

Вы будете поражены рассказом мастера. Вы узнаете, что у ножей есть характеры и имена. И имен этих множество: ош пичак, кассоб пичак, чуст пичак, арабча пичак, шерхан пичак, бола-пичак, казах-пичак…


После того, как вы впервые погрузитесь в этот многоликий мир узбекских ножей, приступайте к выбору своего пичака. Для этого подробно расскажите мастеру, для чего вам нужен нож. Для работы на кухне: как основной рабочий нож, или нож для мяса, нож для фруктов, нож для шинковки. А может быть, нож вам нужен для того, чтобы брать его в походы, или сделать подарок другу? А может подарок предназначен иностранному гостю? Тогда уточните, ваш гость - знаток ножей, коллекционер, или просто любитель восточной экзотики.

Вот с этого момента нужно довериться мастеру. Он сам выложит перед вами несколько ножей в соответствии с вашими требованиями. Вновь берите каждый в руки, и вновь задавайте вопросы о каждом. Вы думаете, на этом ваш процесс выбора ножа закончится? Нет-нет! Самое главное следует далее…


Найди «свой» пичак из десяти одинаковых!

Перед прилавком мастера Хайрулло стоит юноша и выбирает рабочий нож для кухни - ош пичак. Мастер уже выложил перед ним 10 одинаковых на вид пичаков с белыми рукоятями из кости. С одобрения мастера, мы предлагаем юноше свою помощь в выборе. Молодой человек радостно соглашается.

Брать любой? Они одинаковые? - спрашивает он

Они разные

Но на вид-то одинаковые?

На вид одинаковые. Но вы поймите, это не заводская штамповка, эти ножи делали вручную. Они только кажутся одинаковыми, на самом деле они разные.

Как тогда выбирать? Куда смотреть? - растерянно перебирает ножи юноша

Смотреть не надо. Нужно чувствовать. Знатоки говорят, что узбекский пичак - вещь одушевленная, и он сам выбирает своего хозяина. Поэтому вам сейчас предстоит особая задача - «услышать» свой нож.

Юноша смотрит на нас с недоверием. Но мы продолжаем инструктаж.

Берите ножи в руки, каждый по очереди. Сожмите рукоять. Качните рукой, ощутите движение клинка, ощутите, как ложится в руку рукоять. "Свой" нож вы почувствуете сразу. Он вам отзовется. Не знаем, как он это сделает. Отзовется определенно и сильно. Может быть это будет как толчок или мгновенно нагреется в руке рукоять.

Юноша берет в руки нож за ножом. Мастер Хайрулла улыбается, наблюдая за нами. Он следит за выражением лица молодого человека. Он оценил наш способ выбора.

Вот юноша замер с очередным ножом в руке. Движения его руки стали увереннее, он словно прислушивается к чему-то.

"Ага! Он его нашел!" - радуемся мы

Но юноша откладывает нож и берется за следующий. Правильно, нужно убедиться! Тем более, что рукотворный нож он выбирает впервые в жизни.

Мы вслед за ним перебираем ножи, совершенно путая их. Но запоминаем, куда лег ТОТ САМЫЙ нож.

Юноша, перебрав все ножи, начинает поиск сначала.

Не он...Не он... - бормочет он, откладывая нож за ножом.

Вот этот! Точно вот этот! - восклицает парень, доходя до того самого, помеченного нами ножа. Значит отозвался, значит почувствовал и понял.

Вот видите, мы же говорили, что непременно отзовется! - радуемся за юношу мы. - Теперь обязательно спросите у мастера Хайрулло о том какой это металл, кость, как ухаживать за ножом и как его точить.


К вопросу о заточке узбекских ножей.

Понаблюдайте за любым узбекским ошпозом. Перед тем как приступить к работе он автоматически делает несколько движений ножа по донышку пиалы или касы, заправляя лезвие. Этот процесс сродни медитации или настройке музыкального инструмента. Словно вы настраиваетесь с вашим пичаком на одну частоту и резонируете. Дело в том, что недорогие ножи необходимо заправлять постоянно. Их сталь их такова, что единожды правильно заточенная, она требует периодической заправки.

Для хороших пичаков достаточно относить их точильщику раз в один-два года. Однако точильщик здесь нужен знающий, потому что заточка ножей ручной работы отличается от заточки фабричных кухонных ножей. И неумелые действия могут погубить отличный клинок.

Рассказывая про Узбекистан я не могу не рассказать про узбекский национальный нож - пчак. Пчак или печак (узб. Pichoq - «нож») - национальный нож среднеазиатских народов - узбеков и уйгур. Традиционно имеет прямой широкий клинок из углеродистой стали клиновидного сечения с односторонней заточкой, иногда с узким долом вдоль обуха. Тонкая круглая в сечении рукоять крепится на уровне обуха, слегка расширяется к головке, иногда оканчивается клювовидным навершием. Она может быть сделана из рога, кости или дерева, также наборной из цветного камня. Пчак носится в широких прямых кожаных ножнах. Распространён по всей Средней Азии с небольшими отличиями в орнаменте и пропорциях.

В Узбекистане из делают в основном в восточной и центральной части страны - в Хиве таких ножей уже не было, только привозные. В Бухаре, в самом центре города, находится несколько мастерских, в которых делают пчаки, но цены здесь какие-то запредельные, видимо, расчитанные за приезжающих на день туристов.

Инструменты в мастерской

Основная заготовка для ножа - автомобильный клапан, но также делают и из какой-то дешевской нержавейки, но именно ножи из углеродистой стали ценятся больше всего. Есть и сталь получше, есть дамаск, но цены на такие ножи соответствующие.


После ковки ножи получают рукоять из стекловолокна, оргстекла, металла, рога, кости, а потом грубо затачиваются на точильном круге

После полировки на них часто наносится рисунок или надписи

Я так и не понял, зачем нож покрывается тонким слоем горячего парафина (?)

Ему дают остыть


Видимо для того, чтоб потом специальной кисточкой рисуют эскиз, который в будущем будет рисунком или надписью

Финальную заточку делают на таком точильном камне

Иногда, по желанию клиента, наносят дарственную надпись

Мастерская

Ну и сами ножи


Я в Ташкенте на рынке вот такой себе прикупил - отличный нож в хозяйстве! Точится об вилку