Дистанционное обучение в пстгу. Высшее богословское образование в россии Дистанционное обучение в свято тихоновском университете

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет является одним из самых старых негосударственных высших учебных заведений. Он начал свою деятельность еще в 1992 году. С тех пор ВУЗ активно развивался. Абитуриенты оценили все преимущества обучения, основными из которых являются престижность образования, доступная стоимость. Это сыграло важную роль в том, что количество студентов увеличивалось. Сегодня это престижное учебное заведение, в котором созданы все условия и осуществляется дистанционное обучение.

Поступить в ПСТГУ может тот, кто успешно сдаст вступительные экзамены на избранный факультет и форму обучения. Дистанционная форма предоставляет некоторые важные преимущества. Основными из которых являются необязательность посещения учебного заведения. Для обучения вам достаточно иметь компьютер, подключенный к Интернету. Все учебные материалы вы будете получать через всемирную сеть. Таким образом вы экономите свое время и средства, но получаете высокий уровень образования.

Примеры решенных тестов в личном кабинете

Многочисленные отзывы выпускников только подтверждают большие преимущества дистанционного обучения в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

Стоимость и сроки обучения в данном учебном заведении полностью зависят от того, какой факультет вы выберите.


Сдача теста дистанционно - от 999,99 руб.*

Сдача экзамена дистанционно - от 1000 руб.*

Защита дипломной работы по скайпу - от 2500 руб.*

Все окончательные расчеты по данной услуге производятся только после того, как услуга предоставлена (тест или экзамен сданы, дипломная защита прошла успешно). Итоговая стоимость зависит от сложности задания, дисциплины и срочности. Отправить заявку на расчет .

Факультеты и филиалы в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете ПСТГУ (Москва)

В колледже существуют такие факультеты:

  • Богословский факультет
  • Миссионерский факультет
  • Факультет церковных художеств
  • Факультет церковного пения
  • Филологический факультет
  • Педагогический факультет
  • Исторический факультет
  • Факультет социальных наук
  • Факультет информатики и прикладной математики
  • Факультет дополнительного образования

Если вас интересует обучение по таким направлениям как: Экономика, управление и информационные технологии, Товароведение, торговля и маркетинг, Пищевые технологии, отдельно-ресторанного и туристического бизнеса, то ознакомьтесь с университетом .

Официальный сайт и личный кабинет

http://pstgu.ru/

Вход в личный кабинет (СДО):

http://pstgu.elearn.ru/


ПРЕДЛАГАЕМ ПОЛНЫЙ СПЕКТР УСЛУГ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПСТГУ:

  • Решение тестов в личном кабинете (ответы на тесты);
  • Удаленные экзамены по любым дисциплинам (в том числе с использованием TeamViewer; с веб-камерой; с идентификацией личности);
  • Контрольные, курсовые работы, решение задач;
  • Эссе, рефераты;
  • Сдача сессии "под ключ";
  • Решаем вопросы с долгами в учебе в связи с переводом из другого ВУЗа;
  • Дипломные, магистерские, диссертационные работы;
  • Вступительные экзамены (помощь).

Отправить заявку на расчет: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Позвонить: 8-800-100-6787 (По РФ бесплатно!)

Тесты и экзамены Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ПСТГУ (Москва)

Если вы желаете поступить на дистанционную форму обучения в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - мы сделаем все возможное, чтобы вы стали студентом, сдадим экзамены за вас.

Начало XXI века ознаменовано бурным ростом дистанционного образования. Сегодня миллионы учащихся по всему миру получают образование или повышают свою квалификацию с помощью Интернета. Не осталось в стороне от этого процесса и православное образование. С каждым годом появляется всё больше возможностей изучить богословские дисциплины и даже получить диплом богослова дистанционно. Что же на данный момент может предложить русскоязычный сегмент Интернета любознательному православному верующему?

В общем смысле слово «дистанционное» означает только то, что учащий и учащийся разделены между собой определенным расстоянием (или временем), не позволяющим им общаться лицом к лицу. Вопросы, которые некогда христиане передавали своему наставнику, получая на них письменный ответ, также могут рассматриваться как дистанционное образование. Поэтому можно сказать, что дистанционное обучение существует в Церкви с апостольских времен.

Однако на сегодняшний день термин «дистанционное образование» подразумевает, как правило, учебный процесс, осуществляемый с помощью телекоммуникационных сетей, -прежде всего сети Интернет.
Образование в области православного богословия имеет две целевые аудитории - учащихся духовных школ (то есть будущих священнослужителей) и мирян, желающих повысить свой богословский уровень. Проекты для той и другой аудитории появились в России практически одновременно. В конце 2003 года был запущен проект дистанционного обучения для духовных школ на базе Сретенской семинарии, а в начале 2004-го набор на первые дистанционные курсы организовал Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне ПСТГУ). Поэтому можно сказать, что история православного дистанционного образования насчитывает уже десять лет. Как изменилась ситуация за эти годы?

Знакомство с представленными на сегодняшний день в сети Интернет проектами позволяет утверждать, что стабильно развиваются три основных направления. Это, во-первых, система дистанционного обучения для духовных школ. Во-вторых, систематическое долгосрочное и краткосрочное дистанционное обучение в области православного богословия для мирян. И, наконец, в-третьих, отдельные православные просветительские проекты, нацеленные преимущественно на самообразование.

Просвещение, но не образование

Последняя группа включает в себя несколько известных порталов, где выкладывается православная литература самого различного назначения - от богослужебных книг до художественной литературы, кален-дарей с житиями и чтениями из Священного Писания, программ, предлагающих цитаты «на каждый день», и т.п., а также мультимедийных материалов. В строгом смысле слова отнести подобные проекты к образовательным нельзя в связи с тем, что образование - и особенно духовное образование - предполагает взаимодействие между обучающим и обучающимся. Это взаимодействие должно быть обязательным (следовательно, организованным обучающей стороной), сис-темным и строиться по методически оправданным схемам. Когда же образовательный процесс сводится к форме «задать вопрос», то никакого образовательного взаимодействия не получается: ученик сам инициирует общение и, следовательно, не выходит за рамки уже имеющегося у него знания или незнания. Только преподаватель может поставить перед обучаемым еще неизвестную для него задачу или проблему и тем самым создать условия для его развития. Поэтому упомянутые выше порталы правильнее будет отнести к информационным ресурсам просветительской направленности.
В качестве хорошего примера можно привести известный портал «Азбука веры» (http://azbyka.ru), который помимо материалов для самообразования предлагает также и тестирования для самоконтроля. При Синодальном миссионерском отделе работает «Школа православного миссионера» (http://orthomission.ru). Также в прошлом году начал работу сайт электронных учебников Учебного комитета Русской Православной Церкви (http://mpda-dl.ru), который предлагает всем желающим электронные учебники по дисциплинам подготовительного отделения МДА с тестами по каждой теме.

Флагманы для семинаристов

Наибольший интерес представляют собой две другие категории дистанционных образовательных проектов, которые позволяют непос-редственно и целенаправленно влиять на развитие уровня духовного образования, расширять и углублять его. Наиболее масштабное образовательное начинание, нацеленное на повышение качества преподавания и обучения во всей сети семинарских учебных заведений Русской Православной Церкви, - это проект Учебного комитета. Он реализуется при участии ОАО «Ростелеком» (http://www.uchkomportal.ru). Его прообразом стали предпринятые еще в 2005 году попытки Сретенской семинарии транслировать лекции ведущих преподавателей и авторитетных специалистов в удаленные семинарии. Но это были отдельные лекции, не связанные единой образовательной программой. Теперь под эгидой Учебного комитета эта идея получила не только свое продолжение, но и развитие. Помимо трансляции лекций в прямом эфире по различным дисциплинам, изучаемым в семинариях, организаторами обеспечивается возможность для обучающихся «задать вопрос», на который лектор ответит или в ходе занятия, или после лекции; лекции записываются с возможностью доступа тех, кто по разным причинам не сумел «присутствовать» на занятии, организуется «обратная связь» и другого рода, позволяющая инспекторам из Москвы и Санкт-Петербурга наблюдать за проведением экзаменов и защит дипломных работ в любой семинарии Русской Православной Церкви.

В планах организаторов - развивать систему дальше и расширять используемые возможности применяемой платформы WebTutor (разработчик - компания WebSoft). Помимо трансляции и записи лекций она позволяет размещать электронные учебные материалы и тесты. Также можно подключить не только семинарии, но и отдельных пользователей, что в будущем может оказаться полезным для поддержки заочного обучения.

Другой проект применения дистанционного обучения для семинарий, на который необходимо обра-тить внимание, - это система поддержки учащихся, разработанная в Санкт-Петербургских академии и семинарии (http://learn.spbda.ru) и реализованная на популярной в российских вузах открытой платформе Moodle (эта платформа бесплатная, но требует наличия в учебном заведении собственных программистов для ее настройки).
Оба проекта, кроме того, что они непосредственно направлены на повышение качества подготовки будущих священнослужителей, объединяет их корпоративный характер. Обучаться с их помощью могут только учащиеся семинарий: одной (как в проекте СПДАиС) или сети семинарий (как в проекте Учебного комитета). Подобная закрытость, безусловно, и необходима, и оправданна. Оба проекта - своего рода флагманы в православном дистанционном обучении, на содержание и методику которых равняются все остальные.

Для мирян

Последняя составляющая православного дистанционного обучения - систематическое долгосрочное и краткосрочное дистанционное обучение для мирян. Пионером в этой области является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, который практически одновременно со Сретенской семинарией открыл первые дистанционные образовательные программы для мирян (http://pstgu.elearn.ru). ПСТГУ разработал краткосрочную односеместровую катехизаторскую программу «Основы православия» и долгосрочную образовательную программу богословской подготовки «Теология», рассчитанную на несколько лет обучения, которая уже десять лет успешно реализуется полностью дистанционно (учащиеся приезжают в университет лично только для прохождения итоговой аттестации). Со временем образовательная программа была переведена с устаревшей платформы VirtualUniversity на более современную eLearningServer (разработчик «Гиперметод»). Теперь стали доступны такие инструменты, как вебинары, wiki-документы, блоги, взаимная оценка учащихся и другие. Помимо собственно богословских программ реализовывались курсы и общекультурной тематики.

Одновременно с обучением слушателей в ПСТГУ проводилась систематизация полученного опыта и целенаправленные исследования в области обучения взрослых в целом, духовного образования для взрослых мирян и самой возможности духовного образования с применением средств дистанционного обучения. Итогами стали статьи, методические наработки, пригодные для применения в духовных учебных заведениях, а также при реализации дистанционного обучения в области гуманитарных и прежде всего мировоззренческих дисциплин. Авторами этой статьи был также разработан курс подготовки «дистанционных» преподавателей (повышение квалификации), который уже неоднократно проводился, в том числе и для преподавателей духовных школ, причем полностью в дистанционном режиме.

Среди образовательных проектов богословского образования для мирян, следует назвать дистанционное отделение Высших богословских курсов Московской духовной академии (http://dist.kursmda.ru) и Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы (Киев) . Цель создания дистанционного отделения Высших богословских курсов МДА, заявленная на сайте, - «знакомство всех желающих с основами православной веры, с сутью православного христианства дистанционно посредством сети Интернет». Целевая аудитория проекта не вполне определена; предлагаемые образовательные программы - несколько краткосрочных курсов из разных областей и разного уровня.

Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы предлагают образовательную программу, состоящую, как заявлено, из «более чем 20 академических дисциплин, которые преподаются специалистами богословских и светских учебных заведений». В качестве аудитории обозначены «лица православного исповедания (с 15 лет) (независимо от их социального статуса, места житель-ства и гражданства)».

Миссия

Отдельного внимания заслуживают курсы при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи (http://pravkurs.ru) (Православные интернет-курсы, ПИК). На сайте проекта подробно изложены миссия, цели и задачи проекта, очерчена целевая аудитория. В отличие от предыдущих, этот проект основой всей деятельности видит общение тех, кто уже приобрел определенный опыт церковной жизни с теми, кто только подошел к порогу Церкви. Содержательная сторона обучения является вторичной по отношению к этой главной задаче. ПИК представляет собой курсы базового уровня, ориентированные не на систематическое богословское образование, а на миссионерско-катехизаторскую деятельность. Отличительная черта ПИКа - ориентация на вполне определенную аудиторию и подобающая проработка образовательной концепции.

В соответствии с миссией проекта в качестве платформы дистанционного обучения используется доступная бесплатная платформа Moodle. Можно с уверенностью утверждать, что ПИК - оригинальная разработка, которая полностью соответствует декларируемой миссии и охватывает определенную целевую аудиторию.
За последнее время еще несколько православных учебных заведений анонсировали старт проектов дистанционного обучения. РПУ Иоанна Богослова разработал курсы дистанционного обучения «по направлениям церковного служения» совместно с Якутской и Улан-Удэнской епархиями, а также дистанционный образовательный курс «Основы православного мировоззрения». С 2014/2015 учебного года дистанционное обучение для студентов-заочников планирует начать Полтавская духовная семинария (http://orth-mission.org.ua/today/distancyonnoe).

Таким образом, спустя десять лет после первых опытов православного дистанционного обучения накопился большой опыт использования образовательных и просветительских проектов разного уровня, предназначенных как для студентов духовных образовательных учреждений, так и для всех желающих приобщиться к опыту Церкви посредством образования. Можно сказать, что он достаточно широк - у каждого православного христианина теперь есть доступ к тому типу церковного образования, который ему необходим в данный момент, на конкретном этапе его духовной и церковной жизни.
Учитывая размеры и географию русскоговорящей аудитории, постоянное внимание к теме со стороны священноначалия, а также продолжающееся развитие информационных и коммуникационных технологий, вполне можно ожидать серьезного развития имеющихся и появления в недалеком будущем новых интересных проектов в области православного дистанционного обучения.

Справка. Протоиерей Геннадий Егоров - кандидат психологических наук, доцент. Окончил физический факультет МГУ, богословский факультет ПСТБИ. Основатель и первый декан факультета дополнительного образования, где была разработана и запущена система дистанционного обучения. В настоящее время - проректор по учебной работе ПСТГУ и заведующий кафедрой новых технологий в гуманитарном образовании того же вуза.

Меланина Татьяна Владимировна - кандидат технических наук, начальник Учебно-методического управления ПСТГУ. Выпускница одного из первых наборов дистанционной программы профессиональной переподготовки «Теология» на факультете дополнительного образования ПСТГУ. Будучи заместителем декана ФДО, стояла у истоков и принимала активное участие в организации, разработке и внедрении дистанционного обучения.

Татьяна Меланина
протоиерей Геннадий Егоров
Проректор Свято-Тихоновского университета по учебной работе священник Геннадий Егоров рассказал о том, как новое программное обеспечение помогает развитию православного интернет-образования, которое в последнее время становится все более популярным.

Корреспондент: Отец Геннадий, позвольте Вас поздравить с запуском новой платформы системы дистанционного обучения!

Священник Геннадий Егоров: Поздравления надо направлять, прежде всего, не мне, но всем преподавателям и сотрудникам факультета Дополнительного образования, преподавателям других факультетов нашего университета, которые специально под новую систему переработали свои образовательные программы, а также компанию-разработчика новой платформы, ГиперМетод IBS.

- В чем преимущества новой системы дистанционного обучения?

Нельзя сказать, что система стала принципиально новой, ведь образовательные программы на базе СДО мы ведем с 2004 года. Полученный за прошедшие годы опыт однозначно свидетельствует, что главным фактором обеспечения качества дистанционного образования является высокая квалификация преподавательского состава и грамотная методическая работа. Однако хорошо продуманная и грамотно сделанная платформа существенно облегчает преподавателям реализацию своих методических навыков, а также позволяет учащимся более эффективно использовать современные технологии для достижения отличных результатов. Поэтому внедрение в текущем учебном году платформы eLearning Server 4G для нас - знаковое событие.

- Какие образовательные программы доступны желающим учиться посредством сети Интернет?

- Самые разные! Это и рассчитанная на несколько лет программа профессиональной переподготовки «Теология», предназначенная для людей, уже имеющих высшее образование, и полугодовая программа повышения квалификации «Основы православия», которая пользуется повышенной популярностью среди учителей, собирающихся вести в школах предмет Основы православной культуры. Также у нас доступен целый ряд курсов по отдельным богословским и смежным гуманитарным дисциплинам.

- Есть ли в настоящее время возможность получить полное высшее образование через интернет?

Пока такой возможности нет, но, поскольку, с подобным вопросом к нам обращаются все чаще и чаще, мы поставили перед собой откликнуться на просьбы людей. Введенное в этом году программное обеспечение как раз поможет решить эту задачу. Под руководством заместителя декана факультета Дополнительного образования Оксаны Николаевны Шевченко по специальной программе, направленной на овладение новой системой начала проходить обучение первая группа преподавателей Миссионерского факультета. Впоследствии такую же подготовку пройдут и представители других факультетов ПСТГУ, в первую очередь Богословского. Также в наших планах наладить тесное сотрудничество с факультетом Прикладной математики и информатики. Как только преподаватели, ранее не имевшие опыта работы на факультете Дополнительного образования освоят современные технологии интернет-обучения наравне с теми, кто ведет занятия с их применением в течение уже восьми лет, все желающие смогут поступить к нам на программы полного высшего образования.

- Какие курсы помимо богословских уже можно изучать через интернет?

- У нас налажено сотрудничество с кафедрой социальной работы Миссионерского факультета. Сейчас на приходах, в благочиниях, епархиях активно развивается церковное социальное служение. В храмы стали обращаться за помощью, сами прихожане организуют различные благотворительные акции, программы, многие из них стали осознавать, что необходимо повышать свой профессиональный уровень. У кафедры социальной работы уже был за плечами собственный опыт подготовки приходских социальных работников через интернет, т.к. уже несколько лет проводятся совместные курсы, вебинары ПСТГУ и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению под руководством епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона.

- Есть какие-либо причины, которые способствуют развитию интернет-обучения именно в этой области?

- Заведующая кафедрой Татьяна Валерьевна Зальцаман неоднократно говорила мне о тех особых преимуществах, которые дает социальным работникам именно дистанционное образование. Так, в частности, есть возможность более гибко и дифференцированно подходить формированию учебных групп, что нельзя сделать в рамках традиционного образовательного процесса: например, сформировать группу из прихожан одного прихода или социальных работников, занимающихся решением одной и той же проблемы, но в разных регионах, или собрать на семинары только руководителей социальных отделов, чтобы обсудить с ними проблемы управления и администрирования социальных проектов. Также одна из сложностей традиционного образования в области социальной работы - это необходимость рассказывать студентам о региональной специфике проявления социальных проблем и путях их преодолениях, удачных практиках в тех или иных городах или селах. Однако не всегда московские преподаватели знают эту специфику, разница между московской и региональной практикой бывает очень значительной. Это противоречие практически не разрешимо в традиционной системе образования, так как не всегда можно пригласить преподавателя из другого региона для преподавания целого курса, но легко разрешается в рамках дистанционного обучения

Как Вы относитесь к системе дистанционного обучения, которая разрабатывается Учебным комитетом Русской Православной Церкви?

В разработке этой системы наш университет также принимает посильное участие. Стратегия развития системы дистанционного обучения Учебного комитета отличается от той, которую используем мы на факультете Дополнительного образования. Ничего страшного в этом нет, потому что разрабатываемая система опирается на компилятивный опыт отечественных православных учебных заведений. Прежде всего, это - опыт очного и заочного образования Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академий, в разработке принимает участие Российский Православный Университет, который в прошлом году также решил реализовывать собственный проект дистанционного образования, и сейчас ведет технические работы по подготовке к его запуску. Но на протяжении восьми лет вплоть до нынешнего дня единственным действующим проектом православного интернет-образования остаются программы ПСТГУ, поэтому в Учебном комитете решили опираться и на наш педагогический опыт, применив его к другой технической платформе.

- Какие перспективы у православного интернет-образования в будущем?

- Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неслучайно призывает активно использовать возможности интернета для проповеди христианства. Влияние сети на современную общественную, политическую и научную жизнь невозможно переоценить. Нам же и нашим студентам интернет дает возможность преодолеть традиционные преграды, так система дистанционного обучения позволяет доносить богословские знания в любую точку земного шара. Поэтому, я считаю, что православное интернет-образование будет развиваться из года в год, и все больше людей, особенно из отдаленных городов, будут предпочитать его традиционным формам обучения, в частности учебе на заочном отделении. В заключение приглашаю всех посетить сайт нашего факультета Дополнительного образования: http://do.pstgu.ru/

Подготовил С. Колотвин

С нового учебного года факультет дополнительного образования перевел систему дистанционного обучения на новую платформу. О православном интернет-образовании, которое в последнее время становится все более популярным, рассказывает проректор ПСТГУ по учебной работе священник Геннадий Егоров.

— Отец Геннадий, позвольте Вас поздравить с запуском новой платформы системы дистанционного обучения.

— Поздравления надо направлять, прежде всего, не мне, но всем, кто трудился над проектом — сотрудникам учебно-методического управления, преподавателям и сотрудникам факультета дополнительного образования и других факультетов нашего университета, которые за лето проделали огромную работу, позволившую начать занятия в новом учебном году на новой платформе eLearning Server 4G, разработанной компанией ГиперМетод IBS.

— Какие преимущества дает университету внедрение новой системы дистанционного обучения?

— Образовательные программы на базе системы дистанционного обучения мы реализуем с 2004 года. Полученный за прошедшие годы опыт однозначно свидетельствует, что главным фактором обеспечения качества дистанционного образования является высокая квалификация преподавательского состава и грамотная методическая работа. Однако хорошо продуманная и профессионально сделанная платформа существенно облегчает преподавателям реализацию своих методических навыков, а также позволяет учащимся более продуктивно использовать современные технологии для достижения отличных результатов. Поэтому внедрение в текущем учебном году новой платформы открывает для нас перспективу стать лучше и эффективнее.

— Какие образовательные программы доступны желающим учиться посредством сети Интернет?

— Самые разные! Это и рассчитанная на несколько лет программа профессиональной переподготовки «Теология», разработанная для людей, уже имеющих высшее образование, и полугодовая программа повышения квалификации «Основы Православия», которая, помимо прочих учащихся, ориентирована на учителей, собирающихся вести в школах предмет Основы православной культуры. Также у нас доступен целый ряд курсов по отдельным богословским и смежным гуманитарным дисциплинам. Надеюсь, этот список будет постоянно расширяться.

— Есть ли в настоящее время возможность получить полное высшее образование через Интернет?

— Пока такой возможности нет по целому ряду причин как объективного, так и субъективного характера. Но, поскольку вопрос становится все более и более актуальным, мы уже предприняли ряд действий, направленных на его решение. Разработана специальная программа подготовки преподавателей, направленная на овладение новой системой. Первая группа преподавателей миссионерского факультета уже приступила к обучению. Впоследствии такую же подготовку пройдут и представители других факультетов ПСТГУ, в первую очередь богословского. Также в наших планах дистанционная реализация программ факультета прикладной математики и информатики. Так что есть все предпосылки к тому, что дистанционные программы высшего образования в ПСТГУ — дело ближайшего будущего.

— Какие курсы помимо богословских уже сейчас можно изучать через Интернет?

— Через систему дистанционного обучения у нас реализуются некоторые языковые и психолого-педагогические дисциплины. На очереди — дисциплины кафедры социальной работы миссионерского факультета. Сейчас на приходах, в благочиниях, епархиях активно развивается церковное социальное служение. Люди стали чаще обращаться в храмы за помощью, прихожане сами организуют различные благотворительные акции и программы, и многие стали осознавать, что необходимо повышать свой профессиональный уровень. У кафедры социальной работы уже имеется опыт подготовки приходских социальных работников через Интернет, т.к. уже несколько лет проводятся совместные курсы, вебинары ПСТГУ и под руководством .

— Есть какие-либо причины, которые способствуют развитию интернет-обучения именно в этой области?

— Несомненно. В первую очередь это возможность более гибко и дифференцированно подходить к формированию учебных групп, чего нельзя сделать в рамках традиционного образовательного процесса: например, сформировать группу из прихожан одного прихода или социальных работников, занимающихся решением одной и той же проблемы, но в разных регионах, или собрать на семинары только руководителей социальных отделов, чтобы обсудить с ними проблемы управления и администрирования социальных проектов. Также одна из сложностей традиционного образования в области социальной работы — это необходимость рассказывать студентам о региональной специфике проявления социальных проблем и путях их преодоления, удачных практиках в тех или иных городах или селах. Однако не всегда московские преподаватели знают эту специфику, разница между московской и региональной практикой бывает очень значительной. Это противоречие практически неразрешимо в традиционной системе образования, т.к. не всегда можно пригласить преподавателя из другого региона для преподавания целого курса, но легко разрешается в рамках дистанционного обучения.

— Как Вы относитесь к системе дистанционного обучения, которая разрабатывается Русской Православной Церкви?

— Поскольку официальной презентации этой системы еще не было, обсуждать ее преждевременно. Насколько я себе представляю, это очень масштабный и серьезный проект. Скажу только, что наши преподаватели также приглашены работать в этой системе. С учетом количества и территориального распределения наших духовных школ, задача внедрения дистанционных технологий очень непростая, и, видимо, будет решаться поэтапно: от внедрения отдельных элементов ДО для поддержки традиционного учебного процесса в семинариях к разворачиванию полноценной многофункциональной системы дистанционного обучения. Думаю, что тогда пригодится и наш опыт. Впрочем, не будем опережать события.

— Какие перспективы у православного интернет-образования в будущем?

— Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неслучайно призывает активно использовать возможности интернета для христианской проповеди. Влияние сети на современную общественную, политическую и научную жизнь невозможно переоценить. Нам же и нашим студентам интернет дает возможность преодолеть традиционные преграды, так как система дистанционного обучения позволяет доносить богословские знания в любую точку земного шара. Поэтому я считаю, что православное интернет-образование будет развиваться из года в год и привлекать все больше людей, особенно из отдаленных городов, которые традиционно были вынуждены довольствоваться только заочным обучением.