Льготы на уплату страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Преференции по страховым взносам Льготы пфр усн

Е.А. Шаронова,
ведущий эксперт

О том, что для упрощенцев, применяющих пониженные тарифы страховых взносов, названия видов деятельности в гл. 34 НК привели в соответствие с ОКВЭД2, мы уже рассказывали. Но с 01.01.2017 (задним числом) еще изменен порядок определения доли льготных доходов в общем объеме доходов. С новшествами помог разобраться специалист Минфина.

Поправки-2018 по страховым взносам для льготников на УСН

Изменен порядок определения доли льготных доходов

Одно из условий, которое необходимо соблюдать упрощенцу для уплаты страховых взносов по пониженным тарифам (на ОПС - 20%, на ОМС и ВНиМ - 0%подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ ), - доля доходов от льготного вида деятельности должна составлять 70% и более. Для наглядности старую и новую формулировки НК, касающиеся определения доли доходов от льготируемой деятельности в общем объеме доходов, приведем в таблице.

Формулировка п. 6 ст. 427 НК РФ
до внесения поправок после внесения поправок
доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса» Льготный вид деятельности признается основным «при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 настоящего Кодекса»

Как определять общие доходы

Получается, при подсчете общего объема доходов (знаменатель) нужно принимать не только доходы, с которых фактически уплачивается налог при УСН (выручку и внереализационные доходы), а также и другие поступления - доходы из ст. 251 НК РФ?

Определение общих доходов в целях применения пониженных тарифов взносов

Прежде всего, хочу обратить внимание, что порядок определения критерия доходов для применения пониженных тарифов в целях уплаты страховых взносов не увязывается с порядком определения доходов, с которых уплачивается налог при УСН. В гл. 34 НК такая зависимость не установлена. И Минфин в 2017 г. неоднократно разъяснял это в ПисьмахПисьма Минфина от 13.05.2017 № 03-15-07/28994 , от 10.10.2017 № 03-15-06/66041 .

Поэтому в п. 6 ст. 427 НК теперь четко указано, что общий объем доходов для целей применения пониженных тарифов определяется путем суммирования и доходов от реализации, и внереализационных доходов, и доходов, указанных в ст. 251 НК РФ.

Но ведь в ст. 251 НК перечислены и такие доходы, как займы, кредиты, взносы в уставный капитал, залог, задатокподп. 2, 3 , 10 п. 1 ст. 251 НК РФ . Нужно ли эти доходы учитывать при определении общей суммы доходов?

Кроме того, становится актуальным и вопрос о том, какие доходы нужно суммировать для определения предельной суммы (79 млн руб.), позволяющей применять пониженные тарифы страховых взносовподп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ .

Включать ли в 79 млн руб. абсолютно все доходы, в том числе и поименованные в ст. 251 НК РФ? Или же ограничиться только выручкой и внереализационными доходами? С этими вопросами мы обратились к специалисту Минфина.

Определение предельного размера доходов для применения пониженных тарифов взносов

В порядке определения предельной суммы доходов за налоговый период (79 млн руб.), позволяющей применять пониженные тарифы взносов, по сути ничего не изменилосьподп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ . Это все доходы, полученные упрощенцем, - как доходы от реализации и внереализационные доходы, так и доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Что же касается займов, кредитов и других возвратных средств, взносов в уставный капитал, а также целого ряда внереализационных доходов (дивидендов, процентов и т. п.), то их не нужно включать ни в состав общих доходов, ни в состав доходов от основного вида деятельности, поскольку они с какой-либо деятельностью их получателя не связаны в принципе. Поэтому все эти суммы не нужно учитывать для определения предельной суммы доходов за налоговый период (79 млн руб.), позволяющей применять пониженные тарифы.

Что включать в «основные» доходы

Кроме того, вместо доходов от реализации в НК появилось понятие «доходы в связи с осуществлением этого вида деятельности». Какие же доходы теперь нужно учитывать при их подсчете:

только выручку от реализации;

выручку от реализации плюс внереализационные доходы;

выручку от реализации плюс внереализационные доходы плюс доходы, указанные в ст. 251 НК РФ?

И почему понадобилась такая поправка? Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили специалиста Минфина.

Определение доли доходов от основного вида деятельности

В новой редакции НК закреплена позиция, которую Минфин ранее высказывал в своих письмах. Дело в том, что указанное в НК до внесения поправок понятие «доходы от реализации» нельзя было применить к тем плательщикам, которые работали в сфере здравоохранения, образования, культуры, вели деятельность по управлению эксплуатацией нежилого фонда, а также осуществляли управление недвижимым имуществом.

Например, медицинские организации получали не только доходы от оказания платных услуг, но и средства от страховых компаний в рамках оказания услуг по системе ОМС. А ТСЖ, ЖСК, СНТ существуют в основном за счет взносов участников этих товариществ (вступительных, членских, целевых).

Средства целевого финансирования и членские взносы перечислены в ст. 251 НК РФ, и они не облагаются налогом при УСНподп. 14 п. 1 , подп. 1 п. 2 ст. 251 , подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ . Однако эти средства и у медицинских организаций, и у ТСЖ, ЖСК, СНТ связаны с ведением ими деятельности. Поэтому Минфин разъяснял, что в целях применения пониженных тарифов взносов и средства, полученные в рамках ОМС, и членские взносы относятся к доходам в связи с осуществлением основного вида деятельности. То есть включаются и в доходы для определения доли 70%, и в общую сумму полученных доходовПисьма Минфина от 26.05.2017 № 03-15-05/32406 , от 02.03.2017 № 03-15-05/11813 , от 19.05.2017 № 03-15-06/30979 , от 13.05.2017 № 03-15-07/28994 .

Хочу заметить, что аналогичные разъяснения в период действия законодательства РФ о страховых взносах (Закон № 212-ФЗ) давал и Минтруд, поскольку нормы этого Закона и гл. 34 НК схожиеч. 1.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (утратил силу с 01.01.2017) ; Письма Минтруда от 26.01.2016 № 17-3/ООГ-71 , от 29.12.2015 № 17-3/В-643 , от 18.12.2015 № 17-4/В-619 , от 10.07.2015 № 17-4/ООГ-1027 . Так что внесенными в НК поправками все разночтения в этих вопросах теперь устранены.

То есть в доходы для определения 70%-й доли нужно включать все поступления, прямо связанные с ведением основного вида деятельности. Хорошо, с некоммерческими организациями все понятно.

А что теперь считать «основными» доходами у коммерческих организаций? Например, как быть турагентам? У них доходом является комиссионное вознаграждение. Но они еще получают и средства от покупателей, которые затем перечисляют туроператору. И эти суммы поименованы как неучитываемые доходы в ст. 251 НКподп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ . Поскольку все эти деньги связаны с получением дохода от основного вида деятельности, то можно ли и вознаграждение, и средства от покупателей учесть и в числителе, и в знаменателе при расчете доли?

Определение турагентом доходов в целях применения пониженных тарифов

Для коммерческих организаций в порядке определения доходов, которые следует учитывать как в составе доходов от основного вида деятельности, так и в составе общих доходов, мало что изменилось. Для них по-прежнему это прежде всего выручка от реализации товаров, работ, услуг, к которым применительно к турагентам относится как комиссионное вознаграждение, так и средства, полученные от клиентов и перечисленные туроператору. То есть эти суммы при расчете доли доходов нужно учесть и в числителе, и в знаменателе.

При таком подсчете 70%-й доли доходов право на пониженные тарифы у упрощенцев, которые ведут виды деятельности, поименованные в гл. 34 НК, сохраняетсяподп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ . Именно эту цель и преследовал законодатель, когда распространял действие поправок, вступивших в силу с 27.11.2017, на правоотношения, возникшие с 01.01.2017пп. 1 , . То есть так же, как и поправок, касающихся приведения названий видов деятельности в гл. 34 НК в соответствие с новым ОКВЭД2пп. 1 , 9 ст. 9 Закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ .

Поскольку поправки действуют с 01.01.2017, то упрощенцы, которые вели льготные виды деятельности и в течение 2017 г. рассчитывали взносы по основным тарифам, теперь могут подать в ИФНС уточненные расчеты и пересчитать страховые взносы по пониженным тарифам. И соответственно, излишне уплаченные взносыпп. 1.1 , 6.1 , 14 ст. 78 НК РФ :

на ОПС по тарифу 22% - зачесть в счет будущих платежей по тарифу 20%. А суммы взносов, еще не разнесенные ПФР на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц (например, за IV квартал 2017 г.), можно и вернуть;

на ОМС и ВНиМ - вернуть, поскольку по ним тариф 0%.

№ 1155134-6 с поправками в НК РФ, которые продлевают до 2023 года срок применения пониженных тарифов страховых взносов для IT-компаний, одобрен Госдумой и должен вступить в силу с 1 января 2017 года. Но, несмотря на наличие этой льготы, IT-компаниям бывает нелегко реализовать свое право на нее. Эксперт по налогообложению Игорь Кармазин проанализировал для БУХ.1С практику применения пониженных тарифов IT-компаниями и выяснил, у кого не бывает проблем с получением льготы и как относятся судьи к тем, кто свое право решает отстаивать в суде.

На практике проблем с доначислением взносов не возникает только у тех компаний, которые занимаются разработкой и реализацией своих собственных программных продуктов. Сложнее организациям, реализующим продукты сторонних разработчиков - администраторы страховых взносов нередко отказывают им в применении пониженных тарифов. Причем, как показывает судебная практика, по надуманным причинам.

Гарантированные законом льготы

Льготы по страховым взносам для IT-компаний установлены п. 6 ч.1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Напомним, данный закон перестает действовать с 1 января 2017 года. Это обусловлено принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, который внес поправки в НК РФ и передал функции по администрированию страховых взносов налоговикам.

Закон дополнил вторую часть НК РФ главой 34 "Страховые взносы в РФ". Между тем, льготы по взносам и условия их предоставления остаются прежними. С той лишь разницей, что с нового года пониженные тарифы страховых взносов для айтишников будут регламентироваться п. 3 ч. 1 ст. 427 НК РФ.

В число "льготников" включаются организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий. Таковыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных, или оказывающие услуги по разработке, адаптации, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ.

Для того, чтобы иметь возможность применять пониженные тарифы , организация должна отвечать следующим критериям (ч. 2.1 и 2.2 ст. 57 Закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ, с 2017 года – ч.5 ст. 427 НК РФ):

  • наличие документа о государственной аккредитации;
  • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ и оказания услуг по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, а также услуг по установке, тестированию и сопровождению указанных программ составляет не менее 90% всех доходов за период;
  • средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 7 человек.

Законопроект № 1155134-6 предполагает дополнить пункт 2 статьи 427 НК РФ новым подпунктом 1, который предусматривает, что для IT-организаций в течение 2017 - 2023 годов ставки страховых взносов составят :

  • на обязательное пенсионное страхование ‑ 8,0%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ‑ 2,0 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), - 1,8%;
  • на обязательное медицинское страхование ‑ 4,0%.

Напомним, в 2016 году IT-компании уплачивают взносы по следующим тарифам: в ПФР – 8%, в ФСС – 2%, в ФФОМС – 4% (п. 3 ст. 58 Федерального закона №212-ФЗ). Таким образом, льготный тариф по страховым взносам будет продлен до 2023 года включительно.

Утрата права на льготы

Лишение аккредитации, недостаточная численность работников и малый объем выручки от операций с программными продуктами в общей доле доходов (менее 90 %) повлекут невозможность применения льгот. Причем права на пониженные тарифы организация лишится, если по итогам отчетного периода будет зафиксирован хотя бы один из вышеуказанных фактов (ст. 57 Закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ, с 2017 года – ч.5 ст. 427 НК РФ).

Например, если компания по итогам квартала, полугодия или 9 месяцев не подтвердит соответствие условию о доле доходов, то она должна будет применить к выплатам работникам общеустановленный тариф страховых взносов. Причем общий тариф нужно применить с начала расчетного периода (календарного года) и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей.

Если организация по итогам деятельности за какой-либо последующий отчетный период подтверждает соответствие данному условию, то она вправе применить пониженные тарифы с начала года. При этом компания может произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам, рассчитанным исходя из максимального тарифа, путем их возврата или зачета (Письмо Минтруда от 20.07.2016 № 17-3/В-281).

Если компания, необоснованно применяющая пониженные тарифы, не произведет перерасчет взносов в добровольном порядке, его произведут проверяющие. При этом организации будет предложено уплатить недоимку и соответствующие пени. Кроме того, компания будет привлечена к ответственности по п.1 ст.47 Закона №212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления.

Другая причина, наряду с отзывом аккредитации, по которой компания однозначно лишится права на применение пониженных тарифов – отсутствие необходимой среднесписочной численности работников. Несмотря на то, что эта численность определена в законе (не менее 7 человек), на практике с ее расчетом могут возникнуть спорные моменты.

Один из таких споров разрешил Арбитражный суд Пермского края в Решении от 24.09.2015 года № А50-13679/2015. Спор касался определения числа работников общества, которое осуществляло деятельность всего 10 месяцев (компания была создана в марте). Страхователь определял среднесписочную численность как суммирование численности работников за 10 месяцев и деления полученной суммы на 10 (по числу месяцев работы). При этом ФСС, отказывая в применении пониженных тарифов, делил полученную сумму на 12 месяцев.

Суд пояснил, что если организация работала неполный год (сезонный характер работы или создана после января), то среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации и деления полученной суммы на 12. Это прямо вытекает из п. 84.10 Указаний, утвержденных приказом Росстата России от 12.11.2008 № 278. Произведенный таким образом расчет показал, что общество не выполняет условия о минимальной среднесписочной численности работников в целях применения пониженных взносов. Решение о доначислении взносов было признано законным.

Претензии страховщиков

Главная причина, по которой компании могут отказать в применении пониженных тарифов, а заодно и доначислить страховые взносы – это несоблюдение необходимой доли доходов (не менее 90 %) от реализации программ для ЭВМ и оказания услуг по их обслуживанию. Это является прямым нарушением страхователем условий для применения пониженного тарифа страховых взносов, установленных п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

При этом расчет доли доходов для применения пониженных тарифов производится страховщиками весьма странным образом. В указанной доле обычно учитывают только доходы от реализации программного обеспечения и баз данных, разработанных самой IT- компанией, а также доходы от установки, тестирования и сопровождения тех программ для ЭВМ, разработку, адаптацию и модификацию которых она осуществляет.

Отметим, что такого правила в законодательстве не содержится. Оно является надуманным и искусственно сужает перечень возможных к получению доходов, которые учитываются в целях применения пониженных тарифов.

В результате, если доля доходов компании от реализации собственных продуктов составляет, скажем, 80 процентов, а все прочие доходы образуются от обслуживания сторонних программ, компании могут отказать в применении льгот. Между тем, согласно ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ, оказание услуг по адаптации программ для ЭВМ и баз данных являются самостоятельным основанием для реализации права на уплату взносов в пониженном размере.

Но суды, к счастью, признают подобную позицию не соответствующей закону (см., например, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда 22.08.2016 года № 18АП-9579/2016).

В некоторых случаях проверяющие идут еще дальше и доначисляют взносы по причине того, что IT-компания якобы вообще не является организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. К такому выводу страховщики могут прийти в связи с неосуществлением компанией деятельности по разработке программ для ЭВМ и баз данных (собственных программных средств и информационных продуктов вычислительной техники).

С точки зрения того же ФСС деятельность по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению баз данных не дает права для применения пониженного тарифа. То есть, условие о собственной разработке программ и баз данных ЭВМ является ключевым в целях применения пониженных тарифов. Таким образом, компании, занятые реализацией, внедрением и сопровождением сторонних продуктов для ЭВМ, могут попасть в зону риска.

На наш взгляд, данные доводы контролеров являются ошибочными и не соответствуют нормам действующего законодательства. На ошибочность подобной позиции обратил внимание и Минтруд России в Письме от 25.11.2015 года № 17-3/В-572. В данном письме речь шла об организации, которая оказывала клиентам услуги по адаптации, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ несобственной разработки. Модификация и разработка программ организацией не осуществлялась. Минтруд указал, что с целью применения пониженных тарифов страховых взносов организация вправе учесть доходы от оказания услуг по адаптации и модификации программ для ЭВМ, в том числе тех, исключительные права на которые принадлежат третьим лицам.

Положительная судебная практика

Полагаем, что с передачей функций по администрированию страховых взносов в ФНС России (c 1 января 2017 года), мало что изменится и судебная практика по вопросам применения пониженных тарифов страховых взносов IT-компаниями останется прежней. Сейчас арбитражные суды придерживаются мнения, что право на применение этой льготы не связано с оказанием услуг лишь в отношении разработанных самим страхователем программ для ЭВМ и баз данных.

АС Уральского округа в Постановлении от 15.11.2016 года по делу № А76-28947/2015 прямо признал, что организации, не являющиеся разработчиками и не осуществляющие деятельность по разработке программ для ЭВМ, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

Суд установил, что основным видом деятельности компании является «Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» (ОКВЭД 72.60). В проверяемом периоде обществом осуществлялась деятельность по оказанию услуг по адаптации, установке, тестированию и сопровождению правовой справочной системы. К созданию и разработке данной системы общество отношения не имело.

При этом компания имела государственную аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Средняя численность работников общества в проверяемых периодах составляла не менее 30 человек. Все доходы (100%) были получены от деятельности по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению баз данных.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что обществом в данном конкретном случае были соблюдены все условия, необходимые для применения пониженного тарифа страховых взносов. Соответственно, решение о доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, а также соответствующих пени и штрафа было признано незаконным.

К схожему выводу пришел АС Уральского округа в Постановлении от 05.10.2016 года № А76-1133/2016 и Арбитражный Суд Челябинской области в Решении от 02.06.2016 года № А76-6543/2016.

В ряде случаев суд не препятствуют применению пониженных тарифов даже тогда, когда выручка от оказания услуг реализации, внедрения, адаптации и сопровождения программных продуктов, составляет менее 90% от величины общего дохода.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.04.2016 года № 18АП-2983/2016 разрешил компании учесть в указанной доле доходов выручку от консалтинговых и образовательных услуг. Суд установил, что показатели выручки от разработки и реализации разработанных компанией программ для ЭВМ не позволяли применять пониженный тариф.

Наряду с указанной деятельностью организация осуществляла деятельность по оказанию консультационных услуг по работе с комплексом автоматизированных систем управления, услуг по расширенной технической поддержке комплекса информационных систем. Также ей осуществлялась образовательная деятельность. Суд признал, что эти услуги прямо связаны с основной деятельностью и обслуживают ее. Соответственно, доходы от этих услуг были учтены при расчете доли доходов для применения пониженного тарифа.

Отметим, сейчас суды признают право на применение пониженных тарифов даже за организациями, которые к разработке программ имеют весьма отдаленное отношение, или же вовсе не имеют никакого отношения. Например, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 02.09.2016 года № 18АП-10388/2016 признал такое право за компанией, чьи доходы были получены преимущественно за оказанные информационные услуги с использованием экземпляров сторонней базы данных.

Общество имело соответствующие полномочия от обладателя исключительных прав на базу данных. В рассматриваемом периоде оно оказывало услуги по сопровождению базы данных путем предоставления своим контрагентам экземпляров текущих ежедневных выпусков еженедельных версий, проведения рекламных кампаний и демонстрации возможностей этой базы. Кроме того, оно осуществляло обучение своих клиентов работе с электронной базой данных.

В ходе проверки было установлено, что штатная структура общества укомплектована такими специалистами, как специалист по обучению работе со справочными системами, по обслуживанию баз данных. В их обязанности входило, в том числе, обучение клиента работе с продуктом, установка продукта на его персональный компьютер, обновление продукта и т.п.

На основании этого судьи пришли к выводу, что общество занимается адаптацией и техническим сопровождением программного обеспечения для ЭВМ. Суд указал, что в п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона №212-ФЗ не закреплено право применять пониженный тариф при оказании услуг по установке, адаптации, модификации, тестированию технологий только при условии собственной разработки программ.

Даже если учесть, что общество деятельностью по разработке программ для ЭВМ и баз данных не занимается, оно занимается их установкой, тестированием и сопровождением. Эта деятельность также подпадает под пониженные тарифы страховых взносов, заключил суд.

Таким образом, как показывает судебная практика, реализация услуг по программным продуктам, к разработке которых страхователь не имеет отношения, не препятствует применению пониженных тарифов по страховым взносам.

В льготах откажут только при очевидном нарушении условий применения таких тарифов.

в Отделение Пенсионного фонда по с заявлениями о возврате излишне уплаченных страховых взносов. Письмом Центра ПФР предпринимателю было отказано в возврате страховых взносов в размере 85 484 рубля, поскольку излишняя уплата согласно выписке из лицевого счета составляет 73 752,99 рублей.

Итог: суды обоснованно пришли к выводу о том, что решение П

Основанием для

доначисления соответствующих сумм страховых взносов, пеней и штрафа послужило неприменение обществом дополнительных тарифов страховых взносов.

Итог: суды первой и апелляционной инстанций, оценив доводы сторон, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований

Фонд установил,

что общество не исчислило по дополнительным тарифам и не уплатило страховые взносы с сумм выплат работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (автомалярам в кузовном цехе), и решением начислил ему страховые взносы, пени и штраф. Общество считает решение недействительным.

Итог: в удовлетворении требования отказано, так как наличие у работодателя обязанности исчисли

Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов

Из своих средств. Размер взносов — процент от зарплаты сотрудника. Всего нужно заплатить 30%:

  • 22% — на пенсионное страхование;
  • 5,1% — на медицинское страхование;
  • 2,9% — на страхование от болезней и в связи с беременностью.

Ещё есть взносы на травматизм — от 0,2% до 8%. Их размер зависит от основного вида деятельности. Взносы на травматизм нужно платить полностью, даже если у вас есть льготы по остальным взносам. Поэтому мы не будем говорить о них в этой статье.

Иногда можно платить взносы по пониженным ставкам — для этого нужно попасть под условия какой-нибудь льготы. В 2019 перестали действовать самые приятные льготы для бизнеса на УСН, ЕНВД и патенте. В п.1 ст.426 эти льготы по-прежнему названы, но в п.2 той же статьи ставки установлены только до 2018 года.

Из интересных осталась льгота для аккредитованных айти-компаний.

Сдавайте отчётность без бухгалтерских знаний

Эльба подходит для ИП и ООО с сотрудниками. Сервис подготовит всю необходимую отчётность, посчитает зарплату, налоги и взносы и сформирует платёжки.

Льгота для аккредитованных айтишников — только для ООО

Размер страховых взносов составит всего 14%: 8% на пенсионное, 4% на медицинское, 2% на социальное страхование. Льготу устанавливает пп.3 п.1 ст.427 Налогового кодекса .

Условия для получения льготы:

  1. Вы самостоятельно разрабатываете и продаете компьютерные программы, базы данных или оказываете услуги по разработке, адаптации, модификации программ и баз данных, а также устанавливаете, тестируете и сопровождаете их.
  2. Получили свидетельство о государственной аккредитации в области информационных технологий. Его выдаёт Минкомсвязи по заявлению в течение 30 дней.
  3. Среднесписочная численность сотрудников не меньше семи человек. Для действующих компаний она определяется по итогам девяти месяцев предыдущего года. А для новых фирм — по итогам квартала, полугодия или девяти месяцев с того момента, когда начали применять льготу.
  4. Доход от IT-деятельности не менее 90% от суммы общего дохода. Доля дохода определяется по тем же правилам, что и численность сотрудников: для уже существующих организаций — по итогам девяти месяцев предыдущего года, а в первый год новой компании — по итогам квартала, полугодия или девяти месяцев.

Если все условия выполнили, применяйте льготу с начала месяца, когда получили аккредитацию.

Прежде чем воспользоваться льготой, убедитесь, что по итогам квартала, полугодия и девяти месяцев и в целом по итогам года вы точно пройдёте соответствие по доле доходов и числу сотрудников. Иначе применение льготы лучше отложить.

Как предпринимателям на УСН и IT-компаниям начать применение льготы

Вам не нужно подавать в налоговую заявление или получать разрешение. Когда у вас появляется право на льготу, вы можете считать взносы по сниженным ставкам и перечислять в налоговую меньшую сумму.

В отчёте по взносам вы заполните специальный раздел, по которому налоговая узнает о вашей льготе. Прилагать к отчёту подтверждающие документы не нужно. Если они понадобятся, налоговая попросит их при проверке расчётов. Например, могут попросить книгу учета доходов и расходов для подтверждения соответствия доли доходов по льготному виду деятельности. Или документы по сделкам, чтобы проверить соответствие вашего бизнеса заявленному виду деятельности.

Другие льготы

Есть и другие льготы, но они встречаются реже. Поэтому не будем останавливаться на них подробно и просто перечислим:

  1. 20% для некоммерческих организации на УСН, которые занимаются социальным обслуживанием граждан, научными исследованиями и разработками, образованием, деятельностью в сфере здравоохранения, культуры и искусства и массового непрофессионального спорта. Льготу можно использовать только со второго года деятельности, если за предыдущий год 70% доходов получены от указанной деятельности, целевых поступлений и грантов.
  2. 20% для благотворительных организаций на УСН.
  3. 14% для участников проекта «Сколково».
  4. 14% для организаций и ИП, заключивших соглашение о технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности.
  5. 7,60% для участников свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе, резидентов свободного порта Владивосток и территорий опережающего социально-экономического развития, организаций резидентов особой экономической зоны в Калининграде.
  6. 14% для хозяйственных обществ и партнерств на УСН, которые внедряют результаты интеллектуальной деятельности и созданы бюджетными учреждениями.
  7. 0% при выдаче зарплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Страховые взносы, отчисляемые в бюджет на доходы работников, рассчитывают в соответствии с указанными в гл. 34 НК РФ ставками. Законодательством предоставлены льготы для организаций и ИП, применяющих УСН для ряда видов деятельности. Для работников предприятий предусмотрены пониженные ставки при исчислении взносов. Основным нормативным положением, описывающим льготу в 2019 году, является ст. 427 НК РФ.

Описание видов деятельности, дающих право на льготу

Пониженные тарифы при исчислении взносов на страхование работников при УСН применяются не ко всем группам ОКВЭД. Перечень видов, дающих право на льготу, приведен в пп.5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Список содержит преимущественно виды, направленные на создание материальных благ, включая производство:

  • Пищевых продуктов, безалкогольных напитков, изделий из текстиля, кожи, древесины, целлюлозы, бумаги.
  • Машин, оборудования, транспортных средств, металлопроката, стального профиля,
  • Бытовых изделий, игрушек, спортивного инвентаря, мебели и других видов продукции, не указанных в перечне.

Льгота также предусмотрена для предприятий, работающих в области строительства, здравоохранения, культурной деятельности, оказания бытовых услуг, обработки вторсырья, розничной торговле фармакологическим товарами, ведения спортивной деятельности.

Дополнительные условия для получения льготы

Льгота предоставляется предприятиям, ведущим деятельность социальной и производственной направленности (ст. 427 НК РФ) в размере более 70% общего объема. Для получения возможности применить пониженные ставки указанный ОКВЭД должен быть заявлен предприятием в учредительных документах и реестре как основной. Если льготируемый вид деятельности не будет признан в документах предприятия основным, организация или ИП на УСН лишится права на пониженные ставки.

Назовем основные требования для получения льготы: (нажмите для раскрытия)

Для определения показателя преимущественного поступления по основному виду деятельности допускается сложение выручки по одному классу ОКВЭД. При отсутствии выручки, иного дохода отсутствует возможность определить право на пониженный тариф. Компании на УСН определяют доход без учета расходов предприятия.

Для применения льготы предприятия не должны обращаться с заявлением и оправдательными документами. Налогоплательщики на УСН заполняют приложение 6 раздела 1 расчета по взносам. При заполнении данных необходимо соблюсти соответствие сведений об ОКВЭД титула и указанных в приложении поступлений по основному виду. В расчете требуется верно указать код плательщика в зависимости от применяемой льготы. При утрате права на пониженный тариф и представлении корректировочных расчетов с доплатой приложение 6 не представляется.

Льгота некоммерческих предприятий на УСН

Кроме компаний коммерческого назначения, право на пониженные тарифы имеют некоммерческие предприятия, за исключением государственных и муниципальных учреждений. Возможность использования льготы возникает при соблюдении условий:

  • НКО должно иметь регистрацию в Минюсте. При проведении реорганизации и преобразовании компании в коммерческую организацию право на льготу для НКО на УСН по данному основанию утрачивается.
  • Вести деятельность в областях здравоохранения, образования, культуры, научных разработок, социального обслуживания и прочих, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ.
  • Иметь доход от ведения поименованных видов деятельности в размере не менее 70% общей величины поступлений. Предприятия НКО имеют возможность вести коммерческую деятельность, если только в уставных документах не установлено иное. Исполнение условия соблюдения порога дохода должно соблюдаться по результатам поступлений года, предшествующего переходу.
  • В составе сумм доходов учитываются поступления целевого характера – гранты, субсидии и прочие средства, используемые для ведения НКО.

Предприятия НКО для получения льготы должны соблюдать требования по ведению УСН, касающиеся общих показателей. Система обязывает учитывать показатели численности, остаточной стоимости имущества, критерии категорий учредителей. При соблюдении условий применяется тариф для отчисления на ОПС в размере 20%, на ОМС и ОСС – 0%.

Льгота для благотворительных организаций

Наряду с НКО других направлений право на льготу имеют благотворительные организации, в уставных документах которым имеется указание на данный вид деятельности. При соответствии условий взносы на доходы работников организации исчисляются по пониженным ставкам, равным тарифам других видов НКО.

Пример применения пониженных ставок

НКО «Солидарность» благотворительного направления деятельности имеет в штате 2 сотрудника, получающих вознаграждение в размере 10 000 рублей в месяц. В январе 2019 года организация начислила:

  1. Взносы на пенсионное страхование: С1 = 20 000 х 20% = 4 000 рублей;
  2. Взносы на ОМС и ОСС отсутствуют.

Определение соответствия видов деятельности установленным для льготы ОКВЭД

Имеется особенность в определении видов деятельности, утвержденных в учредительных документах предприятия указанным в перечне ст. 427 НК РФ. При разработке видов применялся квалификационный справочник ОКВЭД1, действующий до 2017 года. После ввода в действие справочника ОКВЭД2 возникло противоречие в точной формулировке видов деятельности.

О подтверждении возникшего противоречия и путях разрешения спорных ситуаций указано в письме Минфина № 03-15-06/2197 от 19.01.2017. Предприятиям предложено воспользоваться переходными ключами для получения данных о соответствии кодов, указанных в классификаторах. Прямые и обратные ключи размещены на официальном портале Минэкономразвития РФ. Данный способ идентификации льготных видов деятельности применяется на переходный период с последующим устранением несоответствий в данных.

С 27 ноября 2017 года вступил в силу ФЗ № 335-ФЗ, уточняющих нестыковки, имеющиеся между справочниками по ОКВЭД. Предприятия с невыясненным вопросом о применении пониженного тарифа, получившие право в связи с нововведением, могут представить корректировочные расчеты с начала налогового периода 2017 года.

Льготные ставки для плательщиков УСН

Предприятия, применяющие УСН, имеют право в 2019 году применить пониженные размеры ставки для отчислений на обязательно страхование работников. Установлены ставки в меньшем размере для всех видов взносов.

Вид взноса Обычная ставка Пониженная ставка
ОПС 22% 20%
ОМС 5,1% 0%
ОСС 2,9% 0%

Льготные тарифы предусмотрены только для работодателей в части отчислений на страхование работников. ИП, уплачивающие страховые взносы на личное пенсионное и медицинское обеспечение, не имеют возможности снизить суммы отчислений. Фиксированные взносы устанавливаются на правительственном уровне и уплачиваются вне зависимости от режима, применяемого предпринимателями.

Превышение показателей, обязательных для получения льготы

Порядок определения возможности применения льготы и действия при утрате права на нее имеет ряд особенностей.

Условие для использования льготы Особенности применения
Превышение показателей обязательных критериев применения пониженных ставок В случае утраты права на применение льготы производится пересчет сумм по обычным ставкам с начала налогового периода. Сумма недоимки, образовавшаяся в связи с пересчетом, уплачивается в бюджет
Отсутствие дохода в отчетном периоде Критерий не реализуется с связи с отсутствием фактического ведения льготного вида деятельности
Соответствие критериям в последующем отчетном периоде При подтверждении права на льготу в последующем отчетном периоде внутри налогового года право восстанавливается, суммы, переплаченные в бюджет, будут возвращены или зачтены по запросу

Данное условие имеет значение при совмещении режимов налогообложения, например, УСН и ЕНВД. Предприятие должно вести основную деятельность на УСН согласно перечня видов, обозначенных в ст. 427 НК РФ и иметь доход более 70% от общей величины. Показатель выручки для ЕНВД определяется по вмененному доходу, установленного для конкретного вида деятельности. Если часть основной деятельности попадает под другой режим, льгота не применяется.

На практике возникают случаи, когда предприятия утрачивают возможность применения УСН в середине налогового периода. Требуется пересчитать уплаченные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Данное условие касается и страховых взносов, рассчитанных и уплаченных по льготному тарифу. Пересчет сумм и уплата их в бюджет производится одновременно со сдачей уточненных расчетов по взносам. Скорректировать суммы доплаты в более поздних отчетных не представляется возможным в связи с отсутствием в расчете соответствующих строк.

Вопрос № 1. Требуется ли учитывать внереализационные поступления при определении дохода, к общей сумме которого рассчитывается 70% предел по основному виду деятельности?

В общей сумме дохода предприятий на УСН для определения права на льготу учитываются все суммы, включая те, что получены от ведения неосновных видов деятельности и прочие поступления.

Вопрос № 2. Имеет ли право предприятие на УСН применять пониженные льготы при ведении 2 видов деятельности с равным доходом, каждый из которых принадлежит к льготному виду? (нажмите для раскрытия)

Предприятие на УСН не может применить льготу по взносам, если поступления по основному виду ОКВЭД менее 70% общего объема.