Есенин душа грустит о небесах анализ. Есенин Сергей - Душа грустит о небесах. «Душа грустит о небесах…» Сергей Есенин

Сергей Александрович Есенин

Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.

То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.

Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету.

Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну…
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.

Написанное в 1919 году стихотворение «Душа грустит о небесах…» изначально было адресовано Александру Борисовичу Кусикову (1896-1977) - одному из лидеров имажинистского движения.

Александр Кусиков

С ним Есенин познакомился после Великой Октябрьской революции. Друзья-поэты много времени проводили вместе. Кусиков посвятил Сергею Александровичу стихотворение «Кудри день. - Это ты в гранях города гость…». Вместе они в 1921 году издали сборник «Звездный бык».

Сергей Есенин и поэт Александр Борисович Кусиков (Кусикян). 1919 год

Зимой 1922 года Александр Борисович отправился в Ревель, оттуда отбыл в Берлин. В немецкой столице поэты встречались во время заграничного путешествия Есенина. В первой публикации цикл «Москва кабацкая» был снабжен посвящением Кусикову. В ранней редакции произведения «Пой, Сандро! Навевай мне снова…» встречается его имя. Общение друзей прекратилось после возвращения Сергея Александровича в Советский Союз.

Уже в ранних текстах Есенина появляются в большом количестве религиозные образы и мотивы. Связано это и с воспитанием поэта (бабушка была верующей, ходила в паломничества), и с образованием (обучался в церковно-приходской школе). Отношение к религии у него периодически менялось. То он читал Евангелие, находя много для себя нового. То говорил, что ко всем Миколам, Иисусам и Божьим Матерям, встречающимся в его произведениях, стоит относиться как к «сказочному в поэзии». «Душа грустит о небесах…» — удивительное по красоте стихотворение, проникнутое искренними религиозными чувствами. Лирический герой стремится к духовному прозрению, обретению Господа. Важнейшую роль в этом процессе играет единение с природой. В произведении встречается описание деталей окружающего пейзажа. Для этого подбираются красивейшие средства художественной выразительности - точные, яркие, оригинальные. Например, листва, колышущаяся от ветра, сравнивается с огнем зеленым, шевелящимся на деревьях. Герой стихотворения не замыкается в рамках земной природы, он не мыслит себя и вне вечных вселенских процессов, поэтому в произведении упоминаются звезды и кометы. Получается, в тексте нашли отражение все четыре стихии - земля (деревья, нивы, «земли глагол»), вода («отразивший в водах дол»), воздух (небесные тела) и огонь (сучья золотых стволов теплятся словно свечи). Как это часто бывает в лирике Есенина, мир представляет собой единое целое, неотъемлемая часть которого - человек.

Эта аудиокнига посвящена творчеству великого русского поэта Сергея Александровича Есенина (1895-1925). В основу издания положено наиболее известное первое научное собрание сочинений С.Есенина в пяти томах (Государственное издательство художественной литературы. Москва, 1961), построенное по хронологически-жанровому принципу.

В аудиокнигу включены 168 стихотворений и 3 поэмы («Пугачёв», «Анна Снегина», «Чёрный человек»), в которых наиболее полно отразился духовный путь поэта — человека глубоко верующего, давшего высокие образцы не только традиционной, но и духовной лирики («Микола», «Шёл Господь пытать людей в любови…», «Чую радуницу Божью…»), которому была уготована в конце жизни честная по-христански мученическая смерть.

Говоря о значении Есенина для России известный критик и литературовед А.В.Гулин отмечает, что: «Есенин — не просто классик отечественной литературы. Весь XX век, минуя клевету, годами длившиеся умолчание,.. он продолжал оставаться для россиян самым необходимым, дорогим собеседником. Так же как люди одной с ним эпохи, мы по-прежнему переживаем им сказанное как сокровенное, своё. Поэзия Есенина с полным правом принадлежит каждому из нас и одновременно тому целому, что составляем мы вместе как народ…».

В настоящее время Сергей Есенин — поэт всенародной славы. Многие его стихи стали народными песнями, в том числе — духовными, как, например, стихотворение «О Матерь Божья…».

Произведения С.Есенина прочитаны выдающимся мастером художественного слова Рафаэлем Александровичем Клейнером — одним из ярких представителей искусства живого, «звучащего слова». Образцовая русская речь, многообразный исполнительский талант артиста, природный темперамент, бережное отношение к слову — всё это позволило создать Р.Клейнеру ещё одну великолепную сольную программу уже в жанре «аудиокниги», и голосом, обладающим богатейшей палитрой речевых красок, точно и проникновенно донести до слушателей лирические откровения гениального русского поэта.

Автобиография

Стихотворения (1910 — октябрь 1917)

1. «Вот уж вечер. Роса…»
2. «Там, где капустные грядки…»
3. «Поет зима — аукает…»
4. Подражание песне
5. «Выткался на озере алый свет зари…»
6. «Дымом половодье…»
7. «Сыплет черёмуха снегом…»
8. Калики
9. «Хороша была Танюша, краше не было в селе…»
10. «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…»
11. «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…»
12. Берёза
13. Микола
14. Пороша
15. Пасхальный благовест
16. С добрым утром!
17. «Троицыно утро, утренний канон…»
18. «Край любимый! Сердцу снятся…»
19. «Пойду в суфье смиренным иноком…»
20. «Шёл Господь пытать людей в любови…»
21. «Не ветры осыпают пущи…»
22. В хате
23. «Гой ты, Русь, моя родная…»
24. «Я — пастух; мои палаты…»
25. «Сохнет стаявшая глина…»
26. «Чую радуницу Божью…»
27. «По дороге идут богомолки…»
28. «Край ты мой заброшенный…»
29. «Чёрная потом пропахшая выть!..»
30. «Топи да болота…»
31. Русь
32. «Я странник убогий…»
33. «Сторона ль моя, сторонка…»
34. «Занеслися залётною пташкой…»
35. «Наша вера не погасла…»
36. «В том краю, где жёлтая крапива…»
37. Корова
38. Песнь о собаке
39. «Без шапки, с лыковой котомкой…»
40. Осень
41. «Устал я жить в родном краю…»
42. «За тёмной прядью перелесиц…»
43. «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
44. «Я снова здесь, в семье родной…»
45. «В лунном кружеве украдкой…»
46. «За горами, за жёлтыми долами…»
47. «Запели тёсаные дроги…»
48. Исус-младенец
49. «О красном вечере задумалась дорога…»
50. «Прощай, родная пуща…»
51. «Покраснела рябина…»
52. «Там, где вечно дремлет тайна…»
53. Лисица
54. «Не в моего ты Бога верила…»
55. «В багряном зареве закат шипуч и пенен…»
56. «Проплясал, проплакал дождь осенний…»
57. Октоих
58. «Гляну в поле, гляну в небо…»
59. «Не напрасно дули ветры…»
60. «Разбуди меня завтра рано…»

Стихотворения (Октябрь 1917 — 1924)

1. Пришествие
2. «Свищет ветер под крутым забором…»
3. «Где ты, где ты, отчий дом…»
4. «О Матерь Божья…»
5. «О пашни, пашни, пашни…»
6. «Нивы сжаты, рощи голы…»
7. «Я по первому снегу бреду…»
8. «О верю, верю, счастье есть!..»
9. Королева
10. «Снег, словно мед ноздреватый…»
1. «Зелёная прическа…»
12. «Серебристая дорога…»
13. «Отвори мне, страж заоблачный…»
14. «Вот оно, глупое счастье…»
15. «Я покинул родимый дом…»
16. «Закружилась листва золотая…»
17. «Душа грустит о небесах…»
18. «По-осеннему кычет сова…»
19. «Я последний поэт деревни…»
20. Хулиган
21. Исповедь хулигана
22. «Сторона ль ты моя, сторона!..»
23. «Всё живое особой метой…»
24. «Мир таинственный, мир мой древний…»
25. «Не жалею, не зову, не плачу…»
26. «Не ругайтесь. Такое дело!..»
27. «Я обманывать себя не стану…»
28. «Да! Теперь решено. Без возврата…»
29. «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…»
30. «Сыпь, гармоника. Скука… Скука…»
31. «Пой же, пой. На проклятой гитаре…»
32. «Эта улица мне знакома…»
33. «Мне осталась одна забава…»
34. «Заметался пожар голубой…»
35. «Ты такая ж простая, как все…»
36. «Пускай ты выпита другим…»
37. «Дорогая, сядем рядом…»
38. «Мне грустно на тебя смотреть…»
39. «Ты прохладой меня не мучай…»
40. «Вечер чёрные брови насопил…»
41. «Грубым дается радость…»
42. «Я усталым таким еще не был…»
43. «Годы молодые с забубённой славой…»
44. Письмо матери
45. «Мы теперь уходим понемногу…»
46. Возвращение на родину
47. Пушкину
48. «Этой грусти теперь не рассыпать…»
49. Русь советская
50. «Отговорила роща золотая…»
51. Сукин сын
52. «Низкий дом с голубыми ставнями…»
53. Стансы
54. Русь уходящая
55. Письмо женщине
56. Метель
57. Весна

Стихотворения (1924 — 1925)

Персидские мотивы
1. «Улеглась моя былая рана…»
2. «Я спросил сегодня у менялы…»
3. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»
4. «Ты сказала, что Саади…»
5. «Никогда я не был на Босфоре…»
6. «Свет вечерний шафранного края…»
7. «Воздух прозрачный и синий…»
8. «Золото холодное луны…»
9. «В Хороссане есть такие двери…»
10. «Голубая родина Фердуси…»
11. «Быть поэтом — это значит то же…»
12. «Руки милой — пара лебедей…»
13. «Отчего луна так светит тускло…»
14. «Глупое сердце, не бейся!..»
15. «Море голосов воробьиных…»
16. «Голубая да весёлая страна…»

Стихотворения 1925 года

17. Собаке Качалова
18. «Несказанное синее нежное…»
19. Песня
20. «Заря окликает другую…»
21. «Синий май. Заревая теплынь…»
22. «Неуютная жидкая лунность…»
23. «Прощай Баку! Тебя я не увижу…»
24. «Каждый труд благослави, удача!..»
25. «Видно так заведено навеки…»
26. «Я иду долиной. На затылке кепи…»
27. «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
28. «Я помню, любимая, помню…»
29. «Жизнь — обман с чарующей тоскою…»
30. «Над окошком месяц. Под окошком ветер…»
31. «Сыпь тальянка, звонко, сыпь, тальянка смело!..»
32. «Я красивых таких не видел…»
33. «Ах, как много на свете кошек…»
34. «Ты запой мне ту песню, что прежде…»
35. «В этом мире я только прохожий…»
36. «Эх вы, сани! А кони, кони!..»
37. «Снежная замять дробится и колется…»
38. «Синий туман. Снеговое раздолье…»
39. «Слышишь. мчатся сани, слышишь — сани мчатся…»
40. «Голубая кофта. Синие глаза…»
41. «Вечером синим, вечером лунным…»
42. «Снежная равнина, белая луна…»
43. «Сочинитель бедный, это ты ли…»
44. «Мелколесье. Степь и дали…»
45. «Цветы мне говорят — прощай…»
46. «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…»
47. «Какая ночь! Я не могу…»
48. «Не гляди на меня с укором…»
49. «Ты меня не любишь, не жалеешь…»
50. «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…»
51. «До свиданья, друг мой, до свиданья…»

Есенин С. А. - «Душа грустит о небесах»

Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.

То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.

Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету.

Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну...
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари...”, “Дымом половодье...”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима - аукает...”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится...” и др.)
Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

«Душа грустит о небесах…» Сергей Есенин

Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.

То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.

Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету.

Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну…
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.

Анализ стихотворения Есенина «Душа грустит о небесах…»

Написанное в 1919 году стихотворение «Душа грустит о небесах…» изначально было адресовано Александру Борисовичу Кусикову (1896-1977) – одному из лидеров имажинистского движения. С ним Есенин познакомился после Великой Октябрьской революции. Друзья-поэты много времени проводили вместе. Кусиков посвятил Сергею Александровичу стихотворение «Кудри день. – Это ты в гранях города гость…». Вместе они в 1921 году издали сборник «Звездный бык». Зимой 1922 года Александр Борисович отправился в Ревель, оттуда отбыл в Берлин. В немецкой столице поэты встречались во время заграничного путешествия Есенина. В первой публикации цикл «Москва кабацкая» был снабжен посвящением Кусикову. В ранней редакции произведения «Пой, Сандро! Навевай мне снова…» встречается его имя. Общение друзей прекратилось после возвращения Сергея Александровича в Советский Союз.

Уже в ранних текстах Есенина появляются в большом количестве религиозные образы и мотивы. Связано это и с воспитанием поэта (бабушка была верующей, ходила в паломничества), и с образованием (обучался в церковно-приходской школе). Отношение к религии у него периодически менялось. То он читал Евангелие, находя много для себя нового. То говорил, что ко всем Миколам, Иисусам и Божьим Матерям, встречающимся в его произведениях, стоит относиться как к «сказочному в поэзии». «Душа грустит о небесах…» — удивительное по красоте стихотворение, проникнутое искренними религиозными чувствами. Лирический герой стремится к духовному прозрению, обретению Господа. Важнейшую роль в этом процессе играет единение с природой. В произведении встречается описание деталей окружающего пейзажа. Для этого подбираются красивейшие средства художественной выразительности – точные, яркие, оригинальные. Например, листва, колышущаяся от ветра, сравнивается с огнем зеленым, шевелящимся на деревьях. Герой стихотворения не замыкается в рамках земной природы, он не мыслит себя и вне вечных вселенских процессов, поэтому в произведении упоминаются звезды и кометы. Получается, в тексте нашли отражение все четыре стихии – земля (деревья, нивы, «земли глагол»), вода («отразивший в водах дол»), воздух (небесные тела) и огонь (сучья золотых стволов теплятся словно свечи). Как это часто бывает в лирике Есенина, мир представляет собой единое целое, неотъемлемая часть которого – человек.

Душа грустит о небесах,

Она нездешних нив жилица.

Люблю, когда на деревах

Огонь зеленый шевелится.

То сучья золотых стволов,

Как свечи, теплятся пред тайной,

И расцветают звезды слов

На их листве первоначальной.

Понятен мне земли глагол,

Но не стряхну я муку эту,

Как отразивший в водах дол

Вдруг в небе ставшую комету.

Так кони не стряхнут хвостами

В хребты их пьющую луну…

О, если б прорасти глазами,

Как эти листья, в глубину

Данное произведение является не только рифмованным текстом, состоящим из связанных по смыслу предложений, но прежде всего, стихотворением, произведением лирического рода. Все мысли, все чувства, выраженные автором, носят черты индивидуальности, они выхвачены из потока личных его мироощущений. Картина природы, запечатленная поэтом, является единым живым существом, в котором каждый компонент существует в совокупности с остальными, поддерживая цельность восприятия образов, во многом символичных – чисто есенинские стихи, его космологическая философия. Это же наблюдается и в традиционном ямбическом метре:

Ударные слоги

Душа грустит о небесах,

Она нездешних нив жилища.

Люблю, когда на деревах

Огонь зеленый шевелится.

То сучья золотых стволов,

Как свечи теплятся пред тайной,

И расцветают звезды слов

На их листве первоначальной.

Понятен мне земли глагол,

Но не стряхну я муку эту,

Как отразивший в водах дол

Вдруг в небе ставшую комету.

Так кони не стряхнут хвостами

В хребты их пьющую луну…

О, если б прорасти глазами,

Как эти листья, в глубину

ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / ᴗ ᴗ / ᴗ ﬩ / 248

ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / ᴗ ᴗ / ᴗ ﬩ / ᴗ 248

ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / ᴗ ᴗ / ᴗ ﬩ / 248

ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / ᴗ ᴗ / ᴗ ﬩ / ᴗ 248

ᴗ ﬩ / ᴗ ᴗ / ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / 268

ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / ᴗ ᴗ / ᴗ ﬩ / ᴗ 248

ᴗ ᴗ / ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / 468

ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / ᴗ ᴗ / ᴗ ﬩ / 248

ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / 2468

ᴗ ᴗ / ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / 468

ᴗ ᴗ / ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / 468

ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / ᴗ ᴗ / ᴗ ﬩ / ᴗ 248

ᴗ ﬩ / ᴗ ᴗ / ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / ᴗ 268

ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / ᴗ ᴗ / ᴗ ﬩ / 248

ᴗ ﬩ / ᴗ ᴗ / ᴗ ﬩ / ᴗ ﬩ / ᴗ 268

При этом нельзя не заметить попарное (перекрестное) чередование чистого 4хстопного стиха с 4хстопным наращенным. Это одна из наиболее банальных систем рифмовки и одновременно с тем имеющая определенный шарм: возникает не перебой ритма, но какая-то пульсирующая интонация, усиливающая повествовательную составляющую и предающая стихотворному произведению форму непринужденного живого рассказа. Возникает некое противопоставление глубины смысла простоте и поверхности формы. И в самом деле, ведь чередование мужской и женской клаузул – это самый распространенный прием.

I строфа: 1) не – бе – са / х

2) жи – ли / – ца

3) де – ре – ва / х

4) ше – ве – ли / – [ц]а

Рифма перекрестная совершено четкая, точная, певучая, вливающаяся звуковым потоком в общую мелодичность стихотворения. Клаузулы 1) и 3) бедные; 2) // 4) – богатые, если не сказать, глубокие, т.к. 2) [ж, и] // 4) [ш, в] сходны по звучанию и различаются лишь по высоте тона.

Во II строфе наблюдается следующее:

1) ство-ло́в

2) та́ й-ной

4) нача́ль-ной

1) // 3) – точные, безупречно чистые, даже сходны звуки [с] вначале слов, бедные.

2) // 4) – картина иная: …… // …… , звуки [j] и [л, ] – сонорные, мягкие, не вносящие своим присутствием какого-либо перебоя в звучание стихов, но рифма таки неточная.

В III строфе никакого сбоя нет вообще:

1) гла-го́л

4) ко-[м, э́]-ту

Опять же перекрестная, четкая, песенная есенинская рифма, бедная, но ясная, и опять, как в I и во II строфах, - попарное чередование мужских и женских клаузул.

IV строфа:

1) хвос-та́-ми

2) лу-ну́ то же, что и в III строфе

3) гла-за́-ми

4) глу-би-ну́

Таким образом схема стихотворения выглядит вполне статически. Т.е. без заметных изменений в структуре:

I 1) а II 1) а III 1) а IV 1) а

2) б 2) б 2) б 2) б

3) а 3) а 3) а 3) а

4) б 4) б 4) б 4) б

Стихотворение не имеет названия, как впрочем и большинство есенинских произведений. Названием в данном случае служит 1-ая строка – «Душа грустит о небесах …». В принципе, лучшего названия не смог бы придумать никто – ибо это не что иное, как выражение главной мысли, идеи всего 16-стишия. Первые две строки, если сопоставить их с концом стихотворения – это «зачин», а 2 последние строки – «концовка», как в заговоре, и в этих 4-х строках раскрывается общий смысл произведения:

«Душа грустит о небесах,

Она нездешних нив жилица.» //

«О если б прорасти глазами,

В глубину.»

То есть в начале стихотворения идет речь о чем-то высшем, связанным со светом – «душа» сама по себе – уже свет, это дыхание, это воздух, что часть «небес», которая «естественно» «нездешних нив жилица». А в самом конце стихотворения «грусть» души по небу сменяется, преломляясь на протяжении всего произведения через множество образов, желанием «прорасти глазами в глубину». В какую глубину? Этот вопрос остается открытым: неясно что означает «глубина» - движение вниз или вверх, выше неба?

Космологическая философия Есенина – это осознание собственного внутреннего мира в соответствии с движением природных сил, с расстановкой космических светил, тел, в соответствии со своими представлениями о древних магических обрядах. Волшебство природной магии возникает с третьей строки стихотворения и вытекающей из нее 4-ой:

«Люблю, когда на деревах

Огонь зеленый шевелится.»

Великолепная метафоричность фразы – листва, колыхаемая ветром, - это «огонь зеленый»; очень красиво, но он еще шевелится», т.е. живет, как человек. Используется прием олицетворения (или одушевления, что в данном случае неважно).

Деревья присутствуют и в следующих строках, деревья – символ вечности, символ знания, мудрости:

«Сучья золотых стволов» - «золотых» также впечатляет, золото – это лунный свет, лунная соната, потому что это не просто золото, а золото на деревьях, точнее на их стволах, уходящих в корни, - солидные, степенные стволы.

«Как свечи теплятся пред тайной» - итак, степенные стволы. Символизирующие мудрость, оказываются перед тайной, «теплятся» «как свечи» - одновременность образов – второй образ, сразу возникающий в сознании – это образ со свечкой, нечто религиозное.

«И расцветают звезды слов»

«Звезды» - символ опять же бесконечности, символ красоты, недосягаемости, а то, что они «расцветают», наоборот, указывает на их прямую связь с Землей, с чем-то из мира флоры или фауны, с чем-то, что близко человеку. «Слова» - это уже философское начало.

«На их листве первоначальной»

«листва» - синоним «стволов», однако нечто более молодое, юное; а слово «первоначальной» имеет связь и с философией бытия, и с религиозной верой в нечто «начальное», девственное, чистое.

«Понятен мне земли глагол» - здесь все уже ясно, это вполне законно вытекает из вышеизложенного материала.

И вот, наконец, открытый субъективизм: «Но не стряхну я муку эту» - какие-то личные переживания, суть которых читателю знать нет необходимости. Далее сравнительная характеристика: … «не стряхнуть …» //

«Как отразивший в водах дол

Вдруг в небе ставшую комету» -

опять Есенин обращается к небесам, к космосу и загадкам природы. «В небе ставшая комета» - ощущение грандиозности происходящего, зарево, огонь, жар и одновременно такая отдаленность, ведь все это лишь отражается в водах дола. При чем сопоставляются стихии, друг для друга неприемлемые – вода и огонь. Таким образом, в стихотворении участвуют все четыре космические стихии: воздух – «небеса», «душа»; земля – «нивы», «дерева», «земли глагол»; огонь – «комета», «свечи» и др.; вода – «воды дола» (и дальше встретится «пьющая луна»).

Сравнение развернутое. В IVстрофе оно продолжается:

«Так кони не стряхнут хвостами

В хребты их пьющую луну…» -

это совершенно выбивается, на первый взгляд. Из ряда тех образов, которые присутствовали до того. Но «луна» - атрибут космический, лунный свет, вообще, всегда связан с мистикой. Здесь интересен образ коней. Обычно в стихотворениях «кони пьют», а не их пьет кто-или что-либо. С одной стороны, получается какой-то абсурд. Но с другой стороны, луна «пьющая» - образ луны не спускающей свой свет сверху, а напротив, луны вбирающей в себя, в свои вершины, нечто с Земли, снизу, из «глубины», так что эта «глубина» оказывается гораздо выше всяких светил. Остается вопрос: почему луна пьет «хребты»? То есть как – «хребты»? Во-первых, нужно сказать, что конь в русской, славянской мифологии занимает далеко не последнее место, это, прежде всего, верный друг, товарищ в бедах и несчастьях. Конь – благородное животное, это символ чистоты помыслов, это красота и прямолинейность, символ благородства. Во-вторых, слово «хребты» не случайное слово, его можно было заменить по крайней мере десятком других слов. Но «хребет» обычно употребляется географами при описании рельефа горных вершин – нечто непоколебимое, а «хребты» коней – это символ непоколебимой веры в чистоту, благородство, добро – эту-то веру и пьет луна.

Наряду с флорой (деревья, листья) на сцену выступает и фауна (кони). То есть, как мы видим, автор использовал максимальное количество символов, которые вообще связно можно уместить в 16 строках, придав произведению оттенок субъективизма, еще и сумел передать чисто индивидуальные, ему одному в данный момент свойственные ощущения, чувствования, эмоции. Кроме воды, земли, огня, воздуха присутствует человек в содружестве с животным, растительным и космическим мирами.