Какую роль играет крот в сообществе луг. Животный мир лугов. Изучение нового материала

Дата публикации: 06.10.2013

Краткое описание: Урок окружающего мира по теме «Луг- природное сообщество» 3 класс по системе Л.В.Занкова. Работа на уроке направлена на знакомство учащихся с природным сообществом – луг, на формирование у учащихся учебно-организационных умений: определять цель, планировать, работать по

предварительный просмотр материала

Урок окружающего мира в 3 классе по системе Л.В.Занкова

Тема: Луг - природное сообщество.

Цели: способствовать формированию представлений учащихся о луге, как о природном сооб-

ществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга; с ролью человека.

Задачи:

предметные: - выяснить, почему луг называют природным сообществом;

Какие живые организмы встречаются на лугу;

Какие растения растут в этом сообществе?

Выяснить какую роль играет человек в этом природном сообществе.

метапредметные:

Помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;

Создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать

пути её решения;

Способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравни-

вать, обобщать и делать выводы;

Способствовать развитию коммуникативных навыков: уметь грамотно и доходчиво объяснять

свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению, получать графическую

информацию;

Создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.

Планируемые результаты:

1. Знать, как связаны между собой организмы в сообществе.

2.Иметь представление о влиянии человека на сообщество и значение сообщества для человека.

3.Знать, как нужно охранять луга.

Оборудование:

    Проектор.

  1. Таблица «Луг».

    Материал для работы в группах.

    Маршрутные листы для детей.

    «Модель урока».

Ход урока.

    Настрой на урок.

На доске слова:

Я умею думать,

Я умею рассуждать.

Что полезно для работы,

То и буду выполнять.

Как вы думаете, почему эти строчки являются началом нашего урока?

А для работы, как вы думаете, какой лучше настрой выбрать?

Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнения для восстановления дыхания. (Приложение 1.)

Давайте создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руку, пожелайте удачи.

    Моделирование урока.

Сегодня урок-исследование. Что значит исследовать? Вот модель нашего урока Актуали

зация знаний

Цель урока

Исследован-ие\

Самостоятельная

- Перед вами маршрутные листы. Отметьте в них какое у вас настроение в начале урока.

Маршрутный лист

Мой настрой

Как я помню предыдущий материал

Как я понял цель урока

Как я понял основное правило урока

Как я умею сам применять правило

Как я работал на уроке

    Актуализация знаний.

Зачем нам нужен этот этап?

Во-первых расскажите, какая сегодня погода.

(Дежурный рассказывает о состоянии погоды).

    беседа по пройденному материалу.

Что такое луг?

Где располагаются луга?

Почему на лугах не растут деревья?

Можно ли проследить ярусность среди растений луга? (Слайды 1,2,3,4,5) .

    проверка домашнего задания.

- Найдите лишнее:

Тимофеевка, чина луговая, мятлик, папоротник.

Горошек мышиный, клевер, орешник, ромашка.

Почему эти растения лишние? Почему эти растения там могут расти?

Учитель. А теперь немножко отдохнём. Давайте выполним упражнения «Перекрёстные шаги», «Крюки».

4. Постановка цели.

Посмотрите, каким пышным разноцветным ковром из цветов смотрится луг. Пестрят лиловые корзины васильков, голубые колокольчики, шалфей. Через несколько недель этот луг погиб. Почему?

Наш луг прекрасен. И наша задача - сделать его живым. Что для этого необходимо?

Растения находят своё питание, проводя всю жизнь на одном месте. Зелёные растения сами производят себе питание. Но только ли питание необходимо растениям?

Вспомните, что произошло с лесом, в котором было много насекомых?

Может ли такое случиться с лугом?

Цель нашего урока: узнать, какие существуют связи на лугу.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о её разнообразии, о жизни животных и растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.

    Изучение нового материала.

    Насекомые луга.

Есть растения, значит есть и насекомые. Какие же насекомые живут на лугу?

(Слайд 6,7,8).

    Работа в группах.

Дети работают с текстами.

Группа 1:

    Прочитайте текст и постарайтесь рассказать ребятам самое интересное.

    К какому типу животных вы отнесёте пчелу?

    К какому типу по способу питания отнесёте пчелу?

Пчела.

Пчела может видеть зелёный, голубой и ультрафиолетовый цвета (последний, кстати, человек не может видеть). Однако для пчелы не существует чистого красного цвета, который она видит как чёрный.

У пчелы есть корзиночки, куда она складывает цветочную пыльцу. Если пчела ужалит, то и сама умрёт. Пчёл не надо трогать. Пчела живёт мало - чуть больше месяца.

А знаете ли вы, что…

…. В пчелином улье каждая пчела имеет свою «профессию»? В улье только одна пчела-матка. Это самая крупная пчела, она занята откладыванием яиц, из которых потом выведутся молодые пчёлы.

….Пчела-матка живёт в самой глубине улья и никогда не выходит из него? Как же она питается? (Подумайте сами).

…..правильно. эти пчёлы поменьше матки, но их в улье может быть несколько сотен и даже тысяч. Эти пчёлы работают с восхода солнца и до самого заката, собирая с цветков нектар, который потом перерабатывают в мёд. Также рабочие пчёлы собирают в кармашки на задних лапках пыльцу с цветов.

….пчела -строитель строит соты, в которых хранится мёд и в которых растут маленькие пчёлки-личинки.

……за яйцами и личинками пчёл ухаживают пчёлы-няньки.

……есть в пчелиной семье пчёлы-уборщицы, которые следят за чистотой в улье и выбрасывают из него мусор.

…..но есть и трутни - это пчёлы, которые ничего не делают, только едят мёд. Когда в улье становится мало мёда, пчёлы выгоняют трутней-бездельников.

Несмотря на разделение обязанностей, есть дела, которыми пчёлы занимаются сообща. Так, в жару пчёлы проветривают соты с личинками: для этого они все вместе начинают быстро махать крылышками, как маленькие вентиляторы. Жало у пчёл - только для защиты, а не нападения (в отличие от ос). Ужалив, пчела обычно погибает. Вот так и живёт пчелиная семья. (Слайд 7)

Группа 2:

    К какому типу животных вы отнесёте божью коровку?

    К какому типу по способу питания отнесёте божью коровку?

Божья коровка.

Божья коровка - очень старое народное название. В России его издавна так называют. Название «божья» идёт скорее всего оттого, что этот жучок производит впечатление незлобивого и трогательного создания. По аналогии «божий человек» - так называют доверчивых и безобидных людей. Яркая окраска этого жука предупреждает о его несъедобности. Если же ящерица или птица, не считаясь с этим предупреждением, схватит жука. То он выпустит из брюшка яркую жёлтую каплю-молочко с неприятным запахом. И личинки, и взрослые божьи коровки питаются мелкими насекомыми. Так взрослые жуки уничтожают вредителей растений - тлей, за день один жук может съесть до 200 тлей. А личинки божьей коровки вдвое прожорливее. (Слайд 10)

Группа 3:

1. Прочитайте текст и расскажите самое интересное ребятам.

    К какому типу животных вы отнесёте стрекозу?

    К какому типу по способу питания отнесёте стрекозу?

Стрекоза.

Самое прожорливое животное - стрекоза. С виду это изящное существо, которое порхает себе беззаботно над растениями, и даже не видно, что она когда-нибудь ест. Стрекоза-коромысло в поисках своего любимого лакомства - мух - способна пролететь за один час 100км и делает при этом 1600 взмахов своими изящными прозрачными крылышками. Причём за этот час эта обжора может проглотить…целых 20 мух.

Стрекоза - коромысло может и в самом деле кому-то показаться попрыгуньей, потому что никогда не летает прямо. Она то резко взмывает вверх, то падает вниз, тут же резко поворачивает вбок, так что никакой мухе от неё не увернуться. Стрекоза и видит прекрасно (Почему?)

Проверка выполнения задания. Работа со слайдом.

Упражнения перед самостоятельной работой: «Восьмёрки для глаз со скрещиванием рук», «Кулак-ребро-ладонь» (Приложение 3).

    Бабочки.

Отгадайте загадку:

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

У большинства бабочек плохая память, поэтому они собирают нектар только с одного вида цветов - того, который им встретился первым. Они питаются нектаром цветов, который добывают с помощью хоботка.

Почему говорят, что «если бабочек прогнать, урожая не видать»?

(Слайды 9,10).

Но, к сожалению, в наше время бабочек стало мало. Прекрасная бабочка махаон, самая большая бабочка России (до 16 см) встречается крайне редко - занесена в Красную книгу. Но не все бабочки полезны.

Насекомых на лугу больше, чем в лесу. Почему? Чем питаются насекомые? Сделайте вывод.

(Растительноядные, хищники, всеядные).

    Птицы луга. (Слайд 12).

Каких представителей животного мира вы ещё встретите на лугу?

(Жаворонки - питаются преимущественно насекомыми и полузрелыми семенами травянистых растений, замечательные певцы, это перелётные птицы, прилетают к нам в конце марта.

Сова(болотная) устраивает гнездо в высокой траве, питается мелкими грызунами.

Кулик - звуки издаёт при помощи перьев хвоста и звуки эти похожи на блеяние барашка.

Трясогузка - гнездится на земле.

Чибисы, перепёлки 0 птицы выводкового типа (птенцы уже зрячие, опушённые и достают корм сами).

Коростель или дергач (издаёт звуки «дёрг-дёрг»)- все перемещения совершает по земле.)

Многие птицы прилетают покормится на луг.

Вывод: видов птиц немного.

    Звери луга. (Слайд 13)

Почему много грызунов и мелких животных?

Среди животных - это кроты. Питаются дождевыми червями, личинками насекомых. Зимой спят.

Землеройка - самый крошечный зверёк на земле больше двух часов без корма не может обходиться - умрёт.

Кто охотится на мелких грызунов?

6) Сообщения учащихся о животных луга.

6.Физминутка. (релаксация).

«Путешествие на облаке» . Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное…. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растёт в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

7.Составление цепей питания. (работа в группах). Оценка работы.

Составьте цепь питания, которая складывается на лугу.

Как связаны между собой клевер, крот, червь?

(Клевер -> червь-> крот)

Как связаны между собой ящерица, кузнечик, одуванчик?

(одуванчик -> кузнечик -> ящерица)

Как связаны колокольчик гусеница бабочки, трясогузка?

(колокольчик -> гусеница бабочки -> трясогузка)

Вывод : - На лугу совместно обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой, зависят друг от друга. Поэтому луг называют природным сообществом.

8.Обобщение.

Что дают луга человеку?

Какие меры предосторожности надо соблюдать при выпасе скота? При заготовке сена?

Луг - стол и дом для насекомых, птиц, грызунов;

Корм для животных;

Лекарства;

Место отдыха.

Почему луг называют природным сообществом? Можно ли луг назвать степью?

Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом - прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Класс: 4

Цель урока: сформировать представление учащихся о луге, как о природном сообществе.

Задачи:

– сформировать представление учащихся о луге, как о природном сообществе;
– познакомить с разнообразием живых организмов луга, взаимосвязь между ними;
– развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
– рассматривать возможное негативное воздействие на природное сообщество луга человеком;

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, учебник А.А.Плешакова “Окружающий мир”, иллюстрации растений, насекомых, птиц и животных луга.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

– На столе текст № 1.
– Прочитайте текст и определите тему сегодняшнего урока.

Текст № 1.

Луга – обширные территории с травянистой растительностью, которые располагаются по низменным берегам рек и озер. Луг и лес живут рядом. Обоим сообществам хватает тепла и света. Почвы по составу похожи. Но лес не может расти прямо на берегу реки. Так как весной территория заливается водой при разливе реки. Деревья в такой влаге не могут расти. Травы же после схода воды быстро растут, так как талая вода приносит много ила, который является хорошим удобрением. Такие луга называют заливными. Люди никогда не селятся на лугах. Так как в половодье жилье будет затапливаться.

В природе встречаются еще один тип лугов – в горах. Это – альпийские луга, которые расположены высоко по склонам гор. Чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее становится. Леса сменяют кустарники, а затем травы. За короткое лето на горных лугах травы успевают вырасти, отцвести и дать семена.

– Сегодня на уроке мы отправляемся в природное сообщество – луг. Ставим перед собой цели: познакомиться с разнообразием живых организмов луга, рассмотрим взаимосвязь между ними, их пищевые цепочки.

– Найдите в тексте, какая характерная растительность луга.
– Как луг и лес расположены?
– Какие луга называют заливными?
– Какие луга называют альпийскими?

3. Изучение нового материала.

Сообщение учителя. (О растениях.)

– У луговых растений тоже есть свои ярусы – этажи, но они выражены не так ярко, как в лесу. Выше всех на лугу растут светолюбивые травы, ниже – тенелюбивые.
– Посмотрите на иллюстрации.

– Прочитайте сообщение о мышином горошке, об одуванчике, о мятлике, о репейнике.

Текст № 2.

1) Мышиный горошек растет, цепляясь за другие растения усиками. Созревает в стручках и с силой разбрасывается вокруг, когда стручок лопается.

2) У одуванчика легкие семена и их разносит ветер.

3) Мятлик. Его семена плохо намокают. Они легкие и как кораблики плывут по воде после дождя.

4) Репейник. Его семена имеют зацепы, которые прикрепляются к шерсти животных и “переезжают” на новые места.

Сообщение учителя:

– Травянистые растения растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений – цветы. Среди них есть кормовые и медоносные, лекарственные растения, растения, занесенные в Красную книгу. Их надо беречь, не рвать. А есть и ядовитые растения.

Сообщение ученика о ядовитом растении – вех ядовитый.

Сообщение учителя (о насекомых).

– Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живет. Но если прислушаться…(включаю звуки луга).
– Какие знакомые звуки вы услышали?
– Каких животных больше на лугу? (Насекомых)

– Назовите знакомых насекомых.
– Среди луговых насекомых можно встретить хищников – стрекоз, которые едят комаров и мошек; всеядных муравьев, которые питаются другими насекомыми, а также соком и нектаром растений.

Отгадайте загадки:

1) Над цветком порхает, пляшет
Веером узорным машет. (Бабочка.)

2) На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

3) Черен, а не ворон,
Рогат, да не бык,
Летит, воет,
Сядет, землю роет. (Жук.)

– На лугу живут жуки – санитары луга. Это жук – могильщик и жук – навозник.
– Прочитайте текст о жуке – могильщике.

Текст № 3.

Жук – могильщик ловко обманывает своих врагов. Оранжевые полоски на крыльях делают его похожим на шмеля, и если на него кто-то нападет, жук начинает гудеть как шмель. Если на земле лежит мертвая мышь, то гораздо раньше, чем ее учует лисица, рядом окажется маленький жучок, сантиметра в два в длину.

– Почему жука – могильщика называют санитаром луга?

Физкультминутка.

Бабочка вспорхнула,
Крыльями взмахнула.
Тут кузнечик скок-скок.
Пчелка летит с цветка на цветок.
Трясогузка хвостиком трясет.
Перепел из земли червячка достает.
Дружно все взмахнули,
Мы немного отдохнули.

– А какие птицы живут на территории лугов?

– Сравните их по размеру и окраске.
– Птицы, как правило, небольшого размера, пестрой окраски, которая сливается с прошлогодней травой. Форма тела птиц – обтекаемая, чтобы легче пробираться в траве.

Сообщение учащихся о перепеле, коростеле, трясогузке.

– Чем питаются луговые птицы?
– Где вьют гнезда?
– А каких животных можно увидеть на лугу?

– Очень много мелких зверьков, особенно грызунов мышей и кротов.
– Почему?
– Мыши питаются травами, семенами растений. На лугах этого в изобилии.

Крот питается насекомыми, живущими в почве, червями.

А их в лугах тоже достаточно.

Игра “Найди верную цепь питания”. (Работа в командах.)

семена растений – мышь – еж
растения – гусеницы – трясогузка
землеройка – перепел – крот

4. Работа с учебником с. 48.

Прочитайте текст. Нарисуйте плакаты – экологические знаки о поведении на лугу. (Работа в командах.)

5. Подведение итогов урока.

– Почему луг можно назвать природным сообществом?
– Как надо относиться к сообществу “луг”?

6. Д.з.

с. 43–49, пересказ, подготовить сообщение об одном лекарственном растении.

Как приятно пройтись летом по цветущему лугу, повалятся в зеленой траве! Но, совершая такие прогулки, мы как правило, не задумываемся о многообразии живых существ, окружающих нас. А ведь луг является домом для целого ряда насекомых, птиц, грызунов, земноводных.

Луг… Это слово у нас ассоциируется с роскошным зеленым разнотравным ковром и россыпями цветов. Но мало кто задумывается о той роли, которую играют животные в этом разнообразии растительной жизни.
Животный мир лугов очень богат. Трудно переоценить значение огромного количества видов простейших и беспозвоночных в формировании богатого грунта, на котором произрастают травы. Луг является домом многочисленных насекомых: стоит лишь прилечь в густой траве и можно услышать низкое жужжание шмеля, стрекотание кузнечиков, увидеть бабочек, перелетающих с цветка на цветок.

также отличаются разнообразием и играют важную роль в жизни лугов: они распространяют семена растений и уничтожают опасных вредителей. Земноводные и рептилии также не являются редкими гостями на лугах, достаточно лишь присмотреться и прислушаться, как заметишь шмыгнувшую в заросли ящерицу или услышишь кваканье лягушек. На лугах можно встретить многих представителей млекопитающих, начиная от грызунов (кротов, мышей-полевок) и заканчивая грациозными парнокопытными.
Ни один из обитателей лугового сообщества не похож на остальных, каждый из них вносит свою лепту в организацию и существование такой сложной биологической системы, как луг.

Прислушайтесь повнимательнее, и вы услышите стрекотания кузнечика, жужжание шмеля, пения жаворонка. Присмотритесь хорошенько, и заметите в траве лягушку, ящерицу или мышь. Каждый обитатель этого большого дома не похож на остальных, имеет свои особенности, свои привычки. Хотите узнать о них поподробнее? Тогда читайте дальше.

Серый кузнечик

Крупное насекомое, длина тела 28 – 39 мм, окрашен в светлый или темно – зеленый цвет с большим количеством бурых пятен. Нередко он бывает сплошь бурый с более темными пятнами. Распространен серый кузнечик в Европе, на Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Серый кузнечик – обитатель хорошо прогреваемых солнцем участков лугов, полей, опушек леса. Свое присутствие в ясные летние дни выдает стрекотанием. Эти звуки издают самцы, так как только они имеют на надкрыльях своеобразный звуковой аппарат.

Серый кузнечик питается разнообразной пищей: насекомыми, которых ловит на растениях, а также листьями, семенами и ягодами. В конце лета наступает период размножения. Самки с помощь длинного яйцеклада откладывают яйца в почву на небольшую глубину. Яйца зимуют, а весною появляются личинки, которые очень похожи на кузнечика, но гораздо меньше и бескрылые. Развитие личинок продолжается примерно 50 – 70 дней. Личинки вначале держатся выводком, но по мере роста расселяются.

Щелкун полоса тый

Небольшой жук длиной 7,5-11мм, тело продолговато – плоское, буроватой окраски, надкрылья более светлые, полосатые, ноги короткие. Распространен щелкун полосатый по всей Европе, Азии. Щелкун полосатый встречается летом на лугу, опушке леса, лесной поляне, в поле. Везде он спокойно держится на растениях, медленно переползает с одного побега на другой. Для него, как и всех щелкунов, характерно приспособления к совершению прыжков.

Если он почему либо окажется на спине, то не в состоянии повернутся, пользуясь своими короткими ногами. Для этого у него есть особый способ: он внезапно подскакивает вверх, сопровождая прыжок громким щелчком. Отсюда и названия. Летом щелкуны обитают в траве или на листьях кустарников. Питаются растительной пищей, в основном листьями злаков и бобовых.

Самка яйца откладывает в поверхностный слой почвы в виде кучек, по 3-5 яиц в каждом. Всего за сезон она откладывает около сотни яиц из которых со временем появляются на свет личинки, которые живут в почве. Эти личинки называют проволочниками, так как тело их плотное, цилиндрической формы, красно – бурого цвета, похожее на отрезок ржавой проволоки. Щелкуны живут в поле, на огороде, наносят большой вред культурным растениям.

Навозник обыкновенный

Крупный жук, длинной 16 -27 мм. Его тело овальное, сверху выпуклое. Окраска тела темная, почти черная, с металлическим оттенком. На надкрыльях семь глубоких бороздок. Передние ноги копательные. Навозник обыкновенный широко распространен в Евразии. Обыкновенный навозник живет на лугах, выгонах, у дорог. Жуки этого вида обычны под кучкой навоза, оставленной лошадью или коровой. Наиболее активны во второй половине дня. В это время они летают, сопровождая свой полет громким гудением.

С помощью обоняния они разыскивают кучки навоза и под ними приступают к рытью норки. В норку ими заносится навоз, который затем утрамбовывается в длинные колбаски. В нижнюю часть колбасок самка откладывает яйцо. Из яйца появляется крючковидная личинка. Она пытается заготовленным навозом, растет и зимует. Весной личинка превращается в куколку, из которой выводится жук. Жук, как и личинка питается навозом.

Потребляя навоз, обыкновенный навозник выполняет важную санитарную роль, а закапывая его в почву, способствует повышении ее плодородия. Наблюдениями установлено, что навозники могут служить барометром. В тихие, теплые вечера они с громким гудениям летают, разыскивая кучки навоза, а в холодную погоду или перед дождем остаются в норках.

Могильщик погребальный

Жук среднего размера, длиной 11 – 24 мм, окраска тела черная с красно – желтыми поперечными полосами на надкрыльях. Могильщик погребальный широко распространен в Европе, Азии. Могильщики летают обычно вечером и чаще встречаются на падали, это может быть, например, мертвая полевая мышь, крот, птица, лягушка и др. трупы этих животных могут находится где угодно, на утоптанной почве, рыхлой земле, на траве. Их могильщики чуют за несколько сот метров.

Найдя труп и обнаружив, что он пригоден для развития личинок, эти жуки начинают его погребение. Для этого самцы заползают под труп и выгребают из под него землю. По мере выкапывания ямки труп опускается в нее все глубже и глубже. Самки очищают его от шерсти, перьев, а затем откладывает в него яйца, из которых со временем выводятся личинки. Личинки белые, голые и слепые. У них сильные и крепкие челюсти и короткие ножки. Личинки, как и жуки, питаются падалью.

Быстро уничтожив труп, подросшие личинки расползаются, закапываются в почве с помощью своих ножек и спины, и делают пещерки, в которых окукливаются. Осенью из куколок появляются жуки – могильщики, которые зимуют в почве. Взрослые могильщики только следующей весной выходят из земли и начинают активный образ жизни. Таким образом, могильщик погребальный играет в природе важную роль санитара.

Блошка земляная светлоногая

Мелкий жук, длиной 2,0 -3,5 мм. Верхняя сторона тела черная с желтыми полосами на надкрыльях. Усики, голени и лапки желтые. Распространена в Европе, Средней Азии и Западной Сибири. Живет на растениях луга, поля. Свое названия получила из-за того, что может прыгать с помощью задних ног.

Капустная белянка (капустница)

Дневная бабочка с размахом крыльев 50-60 мм. Верхняя сторона крыльев черные, а у самки посредине еще два черных пятна. Нижняя сторона задних крыльев желтовато – зеленая с легким темным налетом. Ноги слабые. Капустная белянка распространена по всей Европе, в Азии и в Северной Америке.

Махаон

Одна из крупных и красивых дневных бабочек. Размах крыльев около 70 мм. Особую красоту этой бабочке придают крупные и необычной формы крылья. Они темно – желтые с четким рисунком, состоящим из наружной темной каймы и крупных пятен. На задних крыльях широкая черная кайма, с синеватыми пятнами, а у их внутреннего нижнего угла есть красное пятно. Снаружи задних крыльев имеются шпоры. Махаон широко распространен в Европе, Азии, известен даже жителям аляски.

Голубянка – икар

Некрупная бабочка: размах крыльев 25 – 35 мм. У самца крылья сверху голубые, с узким черным краем, а у самки темнобурые с голубым налетом у корня крыла и рыжими краевыми лунками. Снизу крылья у обоих полов серые с множеством черных глазчатых пятен. Передние ноги несколько укорочены. Голубянка – икар распространена на территории нашей страны как в европейской части, так и в Азии.

Совка – гамма

Одна из ночных бабочек. Передние крылья узкие, их цвет от коричнево –серого до темно – бурого и даже фиолетово – бурого. Задние крылья серые с широкой буроватой каймой. На передних крыльях, кроме обычных для совок круглых и почковидных пятен, имеется белое блестящее пятно в виде греческой буквы гамма. Размах крыльев 40 -48 мм. Совка гамма широко распространена в Европе, Азии.

Луговой мотылек

Небольшая бабочка размах крыльев 20 -25м. передние крылья серовато – коричневого цвета с желтоватыми пятнами. Вдоль наружного края крыла есть желтая полоса с темной бахромой. Задние крылья – желтовато серые с двумя беловатыми полосами по переднему краю. Сидящие бабочки складывают крылья в виде равнобедренного треугольника. Самка крупнее самцов. Луговой мотылек распространен в Центральной и Южной Европе, на Кавказе, в Средней Азии, Сибири.

Пчела мохнатоногая

Некрупная пчела, длиной 12 -15мм. Тело ее темное, грудь в буровато – желтых волосках. Сверху брюшко имеет три –пять беловатых перевязей. Голени задних ног и первый членик лапки в очень длинных и густых волосках. Отсюда эта пчела и получила названия –мохнатоногая. Пчела мохнатоногая широко распространена: в Европе, Азии, кроме тропической областей. Активна весной и летом, встречается на лугах, лесных полянах, опушках, пустырях. Часто ее можно наблюдать на цветах сложноцветных растений одуванчике, козлобороднике, нивянике.

Пчеловидка обыкновенная

Цветочная муха- журчалка средней величины, длина тела 15-16мм. На глазах имеются две полосы густых волосков. Брюшко с большими желтыми пятнами. Внешне походит на пчелу. Обыкновенная пчеловидка повсеместно распространена на земном шаре, кроме Крайнего – Севера.

Обыкновенная журчалка

Цветная муха среднего размера, длиной 10-12мм. Грудь темная с металлическим оттенком, брюшко тоже темное с желтыми полулунными пятнами на каждом его членике. Глаза без волосков. Хоботок умеренной длины, ноги короткие. Внешним видом напоминаем мелких ос. Широко распространена в Евразии и Северной Америке, кроме Крайнего Севера.

Травяная лягушка

Размером от 70 до 100мм, морда тупая, небольшой пяточный бугор. В окраске верхней части тела преобладают светло – бурый и темно – коричневые тона. Брюшко грязно – белое или желтоватого оттенка. На висках от глаза и почти до плеча имеется темное пятно. По всему телу разбросаны мелкие бурые и черноватые пятна, красноватые и белые точки, образуя причудливый рисунок. Травяная лягушка распространена в Европе, кроме Пиренейского полуострова, в Азии до Урала.

Зеленая жаба

Размером 70 – 75 мм, максимальная длина -140мм. Кожа бугорчатая, по бокам головы расположены ядовитые железы. Тело сверху окрашено в светло – зеленые тона с крупными темно – зелеными пятнами, окруженными черной каймой и часто с красными точками посредине. Распространена зеленая жаба в Европе, кроме Пиренейского полуострова, в Средней Азии, в Северной Африке.

Прыткая ящерица

Имеет средние размеры, длина ее тела 9 – 11см, хвост примерно в 1,5 раза длиннее тела. Тело покрыто мелкой чешуей, щитками, зернышками. Самцы обычно зеленые или зеленовато –бурые, а самки буровато – серые. В зависимости от характера мест обитания окраска их тела может несколько различаться, но всегда сохраняется типичный рисунок из полос и пятнышек. Прыткая ящерица широко распространена в лесной и лесостепной зонах нашей страны, кроме Крайнего Севера.

Обыкновенный перепел

Размером несколько крупнее скворца. Общая окраска верхней части тела охристо – бурая с темными и светлыми полосками. У самца весной горло черное, а осенью белое. Грудь и зоб у него охристо – рыжие. У самок и молодых птиц зоб и грудь сероватые с бурыми пятнышками. Распространен обыкновенный перепел очень широко – встречается на территории Европы, Азии, в Северной и южной Африке. Птица перелетная, зимует в северных частях тропической Африке, в Аравии, Индии, Южном Китае.

Обыкновенная пустельга

Небольшой сокол, размером с голубя. У самца верх головы и шеи – серый, спина рыжая с темными пестринами, грудь и брюхо – рыжевато – серые с редкими продольными пестринами. Нижняя часть горла беловато – желтая. Хвост серый, на конце его есть узкая белая полоса, о в впереди- черная. Самка сверху рыжая с узкими темными продольными полосами на голове и широкими поперечными пестринами на спине, низ оперения более светлый. Распространена пустельга по всей Европе, Средней Азии, Западной Сибири и в Северной Америке.

Коростель

Размером немного крупнее скворца. Клюв короткий, голова небольшая, крылья короткие и тупые. Окраска оперения верха рыжевато — бурая, а низа – желтовато – серая с темными полосами на боках, крылья ржавчато-бурые. Распространен коростель в Европе, Азии. Птица перелетная зимует в Африке.

Чибис

Один из многочисленных куликов, размером с голубя. От других куликов отличается преобладания в оперении самцов черно – белой окраски. На затылке есть хохолок из нескольких узких перьев. Клюв довольно короткий и прямой, а крыло широкое и тупое. У самки на подбородке и горле имеются белые перья, а крылья – более широкие и тупые по сравнению с крыльями самца. Распространен чибис на территории Европы, кроме Северо — Восточной Греции, и в Азии. Зимуют в Англии, на востоке Франции, в Северо – Западной Африке и Юго-Восточной Азии.

Полевой жаворонок

Размером несколько крупнее воробья, весит примерно 40 г. Верхняя сторона тела буровато – серая с черными продольными пестринами, а нижняя сторона – белая с темными пестринами на груди. По бокам хвоста есть светлые полоски. Полевой жаворонок распространен в Европе, Азии, Северной Африке. Птица перелетная, зимует на юге Азии и на севере Африки.

Значение крота

  • Читать дополнительно: Обыкновенный крот

Польза кротов

За год каждый крот выносит на поверхность центнеры земли, обогащенной кальцием, магнием и другими элементами питания растений. На рыхлых кротовинах иные условия, чем в плотном травостое, поэтому кроты влияют и на разнообразие видов растений.

Глинистая почва, изрытая кротами, лучше увлажняется и дышит, в ней не задерживается вода: избыток влаги уходит по кротовинам в более низкие почвенные горизонты.

Кроты принадлежат к истребителям вредных насекомых и могут регулировать массовое размножение некоторых видов: известен случай, когда, после отлова кротов в одном из чешских парков, там появился майский жук в таком количестве, что были вынуждены снова поселить там кротов.

Поэтому появление кротов в лесных посадках - благо, а вот перекапывание почвы водяными крысами надо считать сигналом опасности.

Вред кротов

Но все-таки в саду (на огороде) крот более вреден, чем полезен. Прорывая свои ходы и устраивая хранилища, он повреждает корни плодовых деревьев и ягодных кустарников, тем самым нарушая нормальное питание растений и часто вызывая даже их гибель. Почва в этих местах пронизана длинными ходами. Вредят кроты многим культурам, но особенно они досаждают на посадках земляники, облепихи, огурцов. Попав на грядку рыхлой земли, крот просто переворачивает все "вверх дном" выворачивая и смешивая посадки с землей. Крот уничтожает полезных для почвы дождевых червей и лягушек, поедающих массу вредных насекомых. Деятельность крота наносит большой урон газонам и лугам.

Даже когда крот уходит, его норами начинают пользоваться полевки - съедают нередко целые гряды моркови, кортофеля, луковиц - остается только ботва. Полевки и сами способны наделать нор под грядами и полакомиться корнеплодами.

Весьма примечателен факт совместного проживания водяных полевок (водяных крыс) в садах и огородах совместно с кротам. Они обоюдно пользуются подземными ходами, не конкурируя по характеру добываемого корма, при этом заметно расширяя область своей активности.

Промысловое значение

Ценное промысловое животное. Длина волос летнего меха до 7 мм, зимнего - до 12 мм. Линяет три-четыре раза в году: весной, летом и осенью: почти все теплое время года у кротов идет полная или частичная смена волосяного покрова. Лучший мех - высокий, ровный, густой, бархатисто-блестящий, угольно-черный с серебристым налетом бывает у кротов с конца октября - в ноябре, после завершения полной осенней линьки. Шкурки кротов небольшие, но прочные. Ценностью шкурок определяется главное значение крота.

Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 3 класс по системе Л.В.Занкова. Работа на уроке направлена на знакомство учащихся с природным сообществом – луг, на формирование у учащихся учебно-организационных умений: определять цель, планировать, работать по плану, контролировать свою деятельность; на формирование учебно-интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, наблюдать, выделять главное; на развитие умения работать с разными источниками информации: учебником, энциклопедиями. Большое внимание уделяется самостоятельному добыванию знаний. Учащиеся на уроке не просто пассивные слушатели, а наблюдатели, исследователи.

Задания, используемые на занятии, создают условия для развития активной жизненной позиции, моторики, фантазии, познавательных процессов и расширяют у детей младшего школьного возраста представления об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе по системе Л.В.Занкова

Тема: Луг - природное сообщество.

Цели: способствовать формированию представлений учащихся о луге, как о природном сооб-

Ществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга; с ролью человека .

Задачи:

предметные: - выяснить, почему луг называют природным сообществом;

Какие живые организмы встречаются на лугу;

Какие растения растут в этом сообществе?

Выяснить какую роль играет человек в этом природном сообществе.

метапредметные:

Помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;

Создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать

Пути её решения;

Способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравни-

Вать, обобщать и делать выводы;

Способствовать развитию коммуникативных навыков: уметь грамотно и доходчиво объяснять

Свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению, получать графическую

Информацию;

Создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.

Планируемые результаты:

1. Знать, как связаны между собой организмы в сообществе.

2.Иметь представление о влиянии человека на сообщество и значение сообщества для человека.

3.Знать, как нужно охранять луга .

Оборудование:

  1. Проектор.
  2. Ноутбук
  3. Таблица «Луг».
  4. Материал для работы в группах.
  5. Маршрутные листы для детей.
  6. «Модель урока».

Ход урока.

  1. Настрой на урок.

На доске слова:

Я умею думать,

Я умею рассуждать.

Что полезно для работы,

То и буду выполнять.

Как вы думаете, почему эти строчки являются началом нашего урока?

А для работы, как вы думаете, какой лучше настрой выбрать?

Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнения для восстановления дыхания. (Приложение 1.)

Давайте создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руку, пожелайте удачи.

  1. Моделирование урока.

Сегодня урок-исследование. Что значит исследовать? Вот модель нашего урока

- Перед вами маршрутные листы. Отметьте в них какое у вас настроение в начале урока.

Маршрутный лист

  1. Актуализация знаний.

Зачем нам нужен этот этап?

Во-первых расскажите, какая сегодня погода.

(Дежурный рассказывает о состоянии погоды).

  1. беседа по пройденному материалу.

Что такое луг?

Где располагаются луга?

Почему на лугах не растут деревья?

Можно ли проследить ярусность среди растений луга? (Слайды 1,2,3,4,5) .

  1. проверка домашнего задания.

Найдите лишнее:

Тимофеевка, чина луговая, мятлик, папоротник.

Горошек мышиный, клевер, орешник, ромашка.

Почему эти растения лишние? Почему эти растения там могут расти?

Учитель. А теперь немножко отдохнём. Давайте выполним упражнения «Перекрёстные шаги», «Крюки».

4. Постановка цели.

Посмотрите, каким пышным разноцветным ковром из цветов смотрится луг. Пестрят лиловые корзины васильков, голубые колокольчики, шалфей. Через несколько недель этот луг погиб. Почему?

Наш луг прекрасен. И наша задача - сделать его живым. Что для этого необходимо?

Растения находят своё питание, проводя всю жизнь на одном месте. Зелёные растения сами производят себе питание. Но только ли питание необходимо растениям?

Вспомните, что произошло с лесом, в котором было много насекомых?

Может ли такое случиться с лугом?

Цель нашего урока: узнать, какие существуют связи на лугу.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о её разнообразии, о жизни животных и растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.

  1. Изучение нового материала.
  1. Насекомые луга.

Есть растения, значит есть и насекомые. Какие же насекомые живут на лугу?

(Слайд 6,7,8).

  1. Работа в группах.

Дети работают с текстами.

Группа 1:

  1. Прочитайте текст и постарайтесь рассказать ребятам самое интересное.
  2. К какому типу животных вы отнесёте пчелу?
  3. К какому типу по способу питания отнесёте пчелу?

Пчела.

Пчела может видеть зелёный, голубой и ультрафиолетовый цвета (последний, кстати, человек не может видеть). Однако для пчелы не существует чистого красного цвета, который она видит как чёрный.

У пчелы есть корзиночки, куда она складывает цветочную пыльцу. Если пчела ужалит, то и сама умрёт. Пчёл не надо трогать. Пчела живёт мало - чуть больше месяца.

А знаете ли вы, что…

…. В пчелином улье каждая пчела имеет свою «профессию»? В улье только одна пчела-матка. Это самая крупная пчела, она занята откладыванием яиц, из которых потом выведутся молодые пчёлы.

….Пчела-матка живёт в самой глубине улья и никогда не выходит из него? Как же она питается? (Подумайте сами).

…..правильно. эти пчёлы поменьше матки, но их в улье может быть несколько сотен и даже тысяч. Эти пчёлы работают с восхода солнца и до самого заката, собирая с цветков нектар, который потом перерабатывают в мёд. Также рабочие пчёлы собирают в кармашки на задних лапках пыльцу с цветов.

….пчела -строитель строит соты, в которых хранится мёд и в которых растут маленькие пчёлки-личинки.

……за яйцами и личинками пчёл ухаживают пчёлы-няньки.

……есть в пчелиной семье пчёлы-уборщицы, которые следят за чистотой в улье и выбрасывают из него мусор.

…..но есть и трутни - это пчёлы, которые ничего не делают, только едят мёд. Когда в улье становится мало мёда, пчёлы выгоняют трутней-бездельников.

Несмотря на разделение обязанностей, есть дела, которыми пчёлы занимаются сообща. Так, в жару пчёлы проветривают соты с личинками: для этого они все вместе начинают быстро махать крылышками, как маленькие вентиляторы. Жало у пчёл - только для защиты, а не нападения (в отличие от ос). Ужалив, пчела обычно погибает. Вот так и живёт пчелиная семья. (Слайд 7)

Группа 2:

  1. К какому типу животных вы отнесёте божью коровку?
  2. К какому типу по способу питания отнесёте божью коровку?

Божья коровка.

Божья коровка - очень старое народное название. В России его издавна так называют. Название «божья» идёт скорее всего оттого, что этот жучок производит впечатление незлобивого и трогательного создания. По аналогии «божий человек» - так называют доверчивых и безобидных людей. Яркая окраска этого жука предупреждает о его несъедобности. Если же ящерица или птица, не считаясь с этим предупреждением, схватит жука. То он выпустит из брюшка яркую жёлтую каплю-молочко с неприятным запахом. И личинки, и взрослые божьи коровки питаются мелкими насекомыми. Так взрослые жуки уничтожают вредителей растений - тлей, за день один жук может съесть до 200 тлей. А личинки божьей коровки вдвое прожорливее. (Слайд 10)

Группа 3:

1. Прочитайте текст и расскажите самое интересное ребятам.

  1. К какому типу животных вы отнесёте стрекозу?
  2. К какому типу по способу питания отнесёте стрекозу?

Стрекоза.

Самое прожорливое животное - стрекоза. С виду это изящное существо, которое порхает себе беззаботно над растениями, и даже не видно, что она когда-нибудь ест. Стрекоза-коромысло в поисках своего любимого лакомства - мух - способна пролететь за один час 100км и делает при этом 1600 взмахов своими изящными прозрачными крылышками. Причём за этот час эта обжора может проглотить…целых 20 мух.

Стрекоза - коромысло может и в самом деле кому-то показаться попрыгуньей, потому что никогда не летает прямо. Она то резко взмывает вверх, то падает вниз, тут же резко поворачивает вбок, так что никакой мухе от неё не увернуться. Стрекоза и видит прекрасно (Почему?)

Проверка выполнения задания. Работа со слайдом.

Упражнения перед самостоятельной работой: «Восьмёрки для глаз со скрещиванием рук», «Кулак-ребро-ладонь» (Приложение 3).

  1. Бабочки.

Отгадайте загадку:

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

У большинства бабочек плохая память, поэтому они собирают нектар только с одного вида цветов - того, который им встретился первым. Они питаются нектаром цветов, который добывают с помощью хоботка.

Почему говорят, что «если бабочек прогнать, урожая не видать»?

(Слайды 9,10).

Но, к сожалению, в наше время бабочек стало мало. Прекрасная бабочка махаон, самая большая бабочка России (до 16 см) встречается крайне редко - занесена в Красную книгу. Но не все бабочки полезны.

Насекомых на лугу больше, чем в лесу. Почему? Чем питаются насекомые? Сделайте вывод.

(Растительноядные, хищники, всеядные).

  1. Птицы луга. (Слайд 12).

Каких представителей животного мира вы ещё встретите на лугу?

(Жаворонки - питаются преимущественно насекомыми и полузрелыми семенами травянистых растений, замечательные певцы, это перелётные птицы, прилетают к нам в конце марта.

Сова(болотная) устраивает гнездо в высокой траве, питается мелкими грызунами.

Кулик - звуки издаёт при помощи перьев хвоста и звуки эти похожи на блеяние барашка.

Трясогузка - гнездится на земле.

Чибисы, перепёлки 0 птицы выводкового типа (птенцы уже зрячие, опушённые и достают корм сами).

Коростель или дергач (издаёт звуки «дёрг-дёрг»)- все перемещения совершает по земле.)

Многие птицы прилетают покормится на луг.

Вывод: видов птиц немного.

  1. Звери луга. (Слайд 13)

Почему много грызунов и мелких животных?

Среди животных - это кроты. Питаются дождевыми червями, личинками насекомых. Зимой спят.

Землеройка - самый крошечный зверёк на земле больше двух часов без корма не может обходиться - умрёт.

Кто охотится на мелких грызунов?

6) Сообщения учащихся о животных луга.

6.Физминутка. (релаксация).

«Путешествие на облаке» . Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное…. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растёт в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

7.Составление цепей питания. (работа в группах). Оценка работы.

Составьте цепь питания, которая складывается на лугу.

Как связаны между собой клевер, крот, червь?

(Клевер —> червь—> крот)

Как связаны между собой ящерица, кузнечик, одуванчик?

(одуванчик —> кузнечик —> ящерица)

Как связаны колокольчик гусеница бабочки, трясогузка?

(колокольчик —> гусеница бабочки —> трясогузка)

Вывод : - На лугу совместно обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой, зависят друг от друга. Поэтому луг называют природным сообществом.

8.Обобщение.

Что дают луга человеку?

Какие меры предосторожности надо соблюдать при выпасе скота? При заготовке сена?

Луг - стол и дом для насекомых, птиц, грызунов;

Корм для животных;

Лекарства;

Место отдыха.

Почему луг называют природным сообществом? Можно ли луг назвать степью?

Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом - прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе.