Духовные советы о семейной жизни. Из писем о.Иоанна (Крестьянкина) Иоанн крестьянкин о семье и браке

Из писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина) своим чадам.

Письмо Е.Е.

Вы хотя бы сначала познакомились с Православным катехизисом, да себя бы лучше рассмотрели и познали, и уверен: пришли бы к единственному правильному выводу – надо самому учиться жить по-христиански.

Смотрите, какие абсурдные мысли посещают Вашу голову. Имея жену, благословенную Богом, да еще с больным ребенком на руках, Вы говорите о монашестве. Еще ничего не зная по сути о христианстве, тешите себя мыслью о священстве.

Ну, а почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите – надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук – духовной жизни – по-Вашему учиться не надо. Вот и подумайте о себе поглубже.

Дорогой о Господе А.!

Вопрос о водворении Вашем в монастырь отпадает сразу. Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу. Этого в Вас пока нет, так как мысль о создании семьи повторно еще не исключена.

Вот и живите в своем доме, молитесь о бывшей супруге и ваших чадах, поставьте их обоих на ноги вполне.

У Бога опозданий не бывает, а когда долг родительский будет выполнен до конца, определится и путь дальнейший.

Но он однозначен: или восстановление семьи, или путь покаяния и скорби, что не смог привести к Богу свою семью.

«Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)»

«Если мы бодрственны, то ни брак, ни воспитание детей, ни другое что не может воспрепятствовать нам в угождении Богу» (Святитель Иоанн Златоуст)

О тец Иоанн (Крестьянкин) в письмах семейным людям постоянно напоминает о необходимости соблюдения обетов друг перед другом. Он призывает к трезвому восприятию жизни и чувству ответственности за семью. Вера - это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью. Муж и жена - плоть едина и нельзя отсечь свою половину из-за того, что один из супругов пришел к вере, а другой нет. «Когда вера становится причиной разорения, то тут уж явно что-то не то и скорее своеволие, когда помощь Божия отступает». В одном из писем отец Иоанн прямо указывает супруге на излишнее рвение, которым она отвратила своего мужа от Церкви и от веры, и запрещает ей думать о скитском жительстве, так как оно окончательно разрушит семью. Батюшка советует ей подчиниться прежде всего выполнению обетов семейного человека, ведь спасение наше зависит от выполнения воли Божией, а не от своеволия.

В другом письме верующей женщине он с укором пишет: «А теперь, когда через Вас в Вашу семью входит Господь, Вы, которая призвана сохранять семью, устремляетесь на её разорение. Венчание ведь - это Божие благословение и на Ваших детях, уже рожденных. Вас смущает враг. И за мужа, если он по Вашей вине уйдет в блуд, отвечать пред Богом будете Вы, и не замолить Вам будет этой вины. Потрудитесь в семье своей, вымаливая своих близких. Надо много терпения в этом деле благом».

Жизнь - это искусство. И нет общего рецепта на все случаи.

Степень воцерковления у многих супругов бывает разной и на этой почве возникают разногласия и конфликты. Батюшка Иоанн (Крестьянкин) в таких случаях советует терпеливо ждать, «чтобы и у супруга появились начатки религиозных понятий. А пока их нет, надо уступать ему». Любовь, сочувствие и понимание вернут расположение мужа и позволят сохранить семью.

Отец Иоанн (Крестьянкин) напоминает духовной дочери о времени начала создания семьи, об их с мужем единодушном неведении Бога: «не беги далеко вперед от супруга - он не в состоянии пока понять, ради кого и чего такие изменения в его жене». Главнейшая задача - сохранить семью. Батюшка просит и внешнее не спешить менять, а вот во внутреннем должен быть упор на молитву. Сердцу тяжело будет делать уступки супругу, но он же в свое время по любви к супруге пошел в церковь венчаться, что тоже было нелегко.

«Когда вы создавали семью, вы оба были неверующими и о Боге мысли не было, но теперь-то ты познал Бога, а Бог - это любовь в первую очередь», - пишет архимандрит Иоанн человеку, через смерть брата познавшему Бога и тщетность житейских устремлений. «Через тебя в твой дом должен войти Господь, уже коснувшийся твоей души. Ты (по Евангелию) обрел драгоценную жемчужину, сокрыл ее и хочешь один разбогатеть, не думая о любви по Богу к своим близким».

«Жена не хочет жить с тобой - другим, странным, ей неведомым. Она мирской человек, но ведь и ты не духовный еще, а только паришь духом, в мечтах забираясь на небо вместо того, чтобы научиться на земле жить по-христиански». И отец Иоанн просит супруга помолиться и приложить все силы, чтобы развода не было. Необходимо «начать жить не монахом в семье, а семейным человеком, до поры разделяя ее немощные желания».

1813 06.02.2006

Вчера, 05.02.06 отошел ко Господу почитаемый всей Россией насельник Псково-Печерской лавры архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Несколько десятков лет тысячи людей обращались к о.Иоанну за духовным советом и молитвенной поддержкой и неизменно получали просимое. Разумеется, личное общение со всеми желающими было невозможно, поэтому после почившего старца осталось огромное и бесценное эпистолярное наследие. Публикуем некоторые письма, сохраненные и изданные чадами отца Иоанна

Болезнь и лечение

***
Раба Божия Л.!
Причину болезни младенца Вы понимаете правильно. На пропаганду советскую нам ссылаться не приходится.
Дело беса — нас искушать на беззаконие, а наше дело — стоять в Истине. Родителям Н. надо осознать свои грехи и в них покаяться, после чего пособороваться и, конечно же, причащаться.
А когда Господь милостиво призрит на болящую малютку — это уж только в Его власти. Вот чудо исцеления от иконы состоялось, но мы этого не поняли и продолжаем жить, как жили, вместо того, чтобы благодарить Бога и начать исправление своего сердца.
И вновь девочка страдает, а с ней и её родители. Мы же о Н. будем молиться.

***
Дорогая о Господе К.!
Судя по Вашему письму, от Бога и Церкви вы отстоите очень и очень далеко.
И для Вас в желании помочь сыну все средства хороши.
А я вот должен Вам сказать, что обращение к биоэнергетику — есть обращение к врагу Божьему, а значит ничего хорошего от этого ждать не приходится.
Будет временное улучшение, а потом станет еще хуже, а самое худшее — это душевная болезнь. Вы спрашиваете, что же Вам делать,- надо Вам идти к Богу, идти в Церковь, Таинствами врачевать свои болезни, ведь сын-то — младенец, а значит в его беде повинны родители. Крещены ли Вы, венчан ли ваш брак? Причащаетесь ли Вы Христовых Таин, есть ли понятие о грехе и исповеди?
Все эти вопросы относятся к вам, к взрослым. Источник жизни — только Бог. Источник всякого блага — только Бог.
Вы, взрослые, просмотрите свою жизнь, и тогда, найдя причину скорби, будет возможность ее устранить.

***
Дорогая о Господе В.!
Без врачебной помощи, детка, тебе не обойтись. Легко сказать: «будь мученицей». А не будем ли мы этим отказом от медицинской помощи искушать Господа? Без Божией помощи нам жить невозможно никому, помощь придет, когда смиренно признаем свою немощь. Так помни, что «врачи и лекарства от Бога — врача почитай». Обет твой необдуманный и греховный, а Господь таких обетов не принимает. О монашестве пока не помышляй, надо воспитывать сына, надо лечиться. А когда сын станет взрослым и самостоятельным и выберет свой жизненный путь, тогда будет видно, куда и как направить свою жизнь. В теперешних строящихся монастырях с нашими болезнями считаться не будут. А потому и надо лечиться.

***
Дорогая о Господе А.!
Я Вам приведу в пример Святого епископа Игнатия Брянчанинова, который всю жизнь лечился гомеопатическими лекарствами, и это не помешало ему стать святым.
Купите лекарство, осените его крестным знамением, как и пищу осеняете, и лечитесь. Врачи и лекарства благословлены Богом на пользу людям.
Умудри Вас Господь и помоги.

***
Дорогая С. Т.!
Когда слово Господь пишется и в душе, и в сердце, и в жизни с маленькой буквы, то все методы лечения и все поступки в жизни будут хороши для достижения цели. Верующий же человек не преступит Божиих определений и не примет за лекарство то, что Господь определил на извержение.
Нельзя одновременно принимать в себя Кровь и Тело Господне и мочу. Благословения Церкви на лечение мочой нет. У нас один врач и целитель душ — Господь, и от Него нам благословение обращаться к врачам, а не к колдунам и неверам, для которых все хорошо, что враг нашепчет, попирая Божий Закон. Надо собороваться, исповедоваться и причащаться — единственное очищение души и тела.

Любовь к Богу и ближним

***
Дорогая И.!
Я стар и руководить Вами в жизни не могу, да и никто другой за Вас жить не будет. Вам хорошо бы не опираться на букву закона, но жить в духе его. Тогда, поверьте, Вы бы и дочь не оттолкнули от себя и сумели бы понять её, тем более это Вам не трудно, потому что сами Вы до недавнего времени жили теми же интересами, к которым теперь тянется и она.
А любовь и понимание дали бы и разумение той золотой середины, что нужна сейчас в отношении с дочерью. Ещё никто насилием не достиг ничего доброго. И если бы христианство насаждалось кулаком, то его давно бы не было на земле. А Господь-то есть любовь. И любовь всё живее понимает и чувствует. А теми методами, которые приняли Вы по отношению к дочери, Вы только надолго, если не навсегда, оттолкнете ее от Бога и Церкви. Умудряйтесь.

***
Дорогой о Господе Е.!
Письмо ваше получено, и молюсь я, чтобы Вы укоренились на пути самопознания.
Но добавлю к этому еще и то, чтобы не искали помощи ни в чём и ни в ком, кроме Спасителя. У него Сила реальная. И Сила эта приходит к нам только при осознании нами своей реальной и действительной немощи. И тогда Сила Божия в немощи совершается и действует.
А любовь к Богу и страх Божий уже теперь оградят Вас от смертных грехов. Дело же спасения длится всю жизнь.
Умудри Вас Бог!

***
Т., а вспомни-ка, как ты начинала учиться в школе грамоте, и примени этот метод обучения к себе в духовной жизни. Не спеши, не корежь и не сокрушай ни себя, ни семью свою, а поступай всегда вдумчиво в каждой житейской ситуации. Да еще не забудь сказать: «Господи, помоги! Господи, вразуми!» Вот и будешь учиться. Главное в этой науке — научиться владеть и управлять не другими, а собой. Бог есть любовь, и пребываяй в любви в Боге пребывает. Вот и вся наука. Учись любить других, учись жалеть других, и радость поселится в уме и сердце.

***
Дорогая матушка М.!
Божие благословение тебе. Вот и для нас с тобою пришло такое время, когда жить надо не как хочется, но как Бог велит. И это воля Божия о нас. И думай, дорогая матушка, о том, что земного пути нам осталось на полстопы, и терпеть нам совсем мало. И милость Божия покроет наши немощи. И Тот, Кому ты служила всю жизнь, и Кого любила, примет тебя в вечную радость и покой. А досаждающей тебе всё прости и пожалей ее, ведь она не ведает, что творит.
А Господь-то — любовь бесконечная, и только любящие могут соединиться с Ним.

***
Дорогая о Господе Л.!
А жить Вам надо с мамой до тех пор, пока не вымолите ее для Бога, пока и она вместе с Вами не переступит порог Церкви. Умудряйтесь в тайниках своего сердца жить напряженной жизнью христианки, но только в тайниках, пока Ваша любовь к Господу и к маме не приведет и ее на путь спасения. До того времени речи о монастыре и дум о нем быть не может. Потрудитесь. Если Вы устремитесь опередить Богом определенный Вам путь развития духовного, и отметете то, что Господь дает Вам пережить, то Вы погубите маму! А ей надо помочь найти путь к Богу. И это делается только любовью.

***
Дорогая о Господе Е!
Духовная жизнь — это труд упорный, нескончаемый на всю жизнь. И в этой борьбе бывают победы и поражения. Но все превозможем о имени Иисусовом. И горе человеку, когда он вдруг по вражию наущению увидит себя вполне благополучным и довольным. Так и Вы хорошо, что вполне осознаете свою немощь,- отсутствие любви. Вот об этом и попекитесь и не называйте Ваши труды и усилия лицемерием. Нет, не лицемерие это, а искреннее желание иметь то, чего нет, но что крайне необходимо. Почитайте 1-ое Послание к Коринфянам, гл. 13 — о любви. Выпишите себе эту главу, чтобы иметь её пред глазами. А еще первая ступень к любви — жалость. Пожалейте детей, которых Вы учите, ведь они искалечены от младенчества взрослыми, которые ничему не научили их и не научат, не имея к этому ни желания, ни понятия. Несчастные дички, готовые на погибель, если Господь не призрит Своею милостью и не войдет в их жизнь когда-нибудь.
Вы испытываете нужду во внимании. Не гораздо ли острее её испытывают дети? Вот и замените страх пред детьми вниманием к каждому, не ко всем вообще, но к каждому. Любовь к человечеству — словесный блуд, любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному,- дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью. Так что, Л., не смущайтесь, трудитесь. Вам и Т. Божие благословение.

Семейная жизнь

***
Дорогая о Господе В.!
При Вашем заболевании кто же может Вам гарантировать благополучие. Семья сама по себе предполагает рождение детей, и при венчании об этом молятся и получают благословение Божие на деторождение, но родители-то предполагаются здравые.
А Вам что я могу сказать? Если бы Вы написали мне до замужества, то я бы не посоветовал Вам выходить замуж, но теперь я просто умолчу. Крест Ваш тяжел, и только. Всё входит в противоречие.
Брак — это полная семья с детьми, а в семьях христианских и не с одним ребенком, но сколько Бог даст. А детоубийство — смерти детей — обещает адские муки еще и на земле, а не только в будущем.
Молитесь Матери Божией Феодоровской и родителям Ее — святым праведным Иоакиму и Анне, и родителям Иоанна Предтечи — святым праведным Захарии и Елисавете. Молитесь Богу и предайте себя Его святой воле.

***
Дорогая о Господе А!
Вашу просьбу о молитве за семью Вашу я выполняю. Молитесь за супруга, он одержим тяжкой болезнью, и где бы он не обитал, он — Ваш супруг.
А если один член нашего тела болен, то болен и весь человек. Так и Вы. Будем молиться, чтобы Господь дал Вам крепость духа и веру несомненную, чтобы быть духовной опорой и мужу, и чадам. А уныние — вражье давление на Вас, и это надо знать, и молиться, и причащаться почаще.

***
Дорогие А. и Е!
Время Великого поста не очень подходящее для решения вашей проблемы. Но коль она возникла, будем молиться, чтобы на Красную Горку в вас обоих созрела решимость встать на избираемый в жизни путь.
Розы будут лишь в начале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее. Но количество их и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное — любви. Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будете недалеко.
А благословение будете брать у родителей.

***
Дорогой о Господе о. В.!
Вот и пришло для Вас время дать качественный анализ Вашей веры и Вашего служения. В жизни кому не пришлось ошибаться. И сейчас и для Вашей матушки, и для Вас начался духовный экзамен, который, кстати, не без Ваших же усилий и возник. И Вы его не выдерживаете, на первом же этапе появилась утешительница. А ведь как по-Божьи-то надо — случился конфликт в семье, помолись, приложи все силы, чтобы сохранить семью. Ну а о монастыре речь уж только, когда супруга создаст свою другую семью. И ни о какой помощнице-утешительнице и помышлять нельзя. Грешно. Гибельно.
Дорогой батюшка, это ведь для Вас та самая печать, которой все боятся, и без устрашающих трех шестерок. А дети! Никому нет о них думы. Думы-то нет, а отвечать за них придется.

***
Дорогой о Господе М.!
Так жить нельзя. Любовь втроем — грех великий. А Вам надо приложить все усилия, чтобы сохранить семью. И самое важное в этих усилиях — молитва о супруге и частое причащение. Но пусть она делает выбор, всё хорошо обдумав. Вы с ней поговорите — ведь надежды, что она создаст семью новую, у нее нет совсем. Так что ей надо хорошо подумать, прежде чем зачеркивать всю свою земную жизнь и бросаться в омут погибели. Да и наказания за ее заблуждения от Бога последуют вскоре — это современные тяжкие болезни. Ведь когда это случится, ей некому будет воды подать. Покажите ей это письмо мое. А я буду о вас обоих молиться. Такое страшное помрачение в таком возрасте, ну, а смерть приступит. Куда пойдем? Ведь те муки, что сейчас нашли вас, есть уже преддверие ада. А что потом? Подумайте.

***
Дорогая о Господе Н.!
На Ваши вопросы Вам отвечает духовный отец. И другого пути выбраться из тупиков у Вас пока нет. Молитесь, просите милости Божией. Вот только об одном я бы Вам посоветовал подумать серьезно — это Ваши отношения с супругом бывшим.
Нет, дорогая моя, между мужем и женой отношений сестринских и быть не может. И Ваша близость — это ему совсем не помощь, а, наоборот, раздражитель, который толкает его на всякие беззаконные деяния.
А потому и надо Вам решить эту проблему в первую очередь: или Вы узакониваете с ним свои отношения и живете как положено супругам, или уходите и даете ему свободу устроить свою жизнь. Дорогая моя, это ведь проблема серьезная, и только о себе и своих хотениях здесь думать нельзя. А о маме, о детях молитесь. И благодарите Бога, что Он извел Вас из тьмы погибельной. А житейские невзгоды и бедность — ничего, по сравнению с духовным бедствием, в котором Вы пребывали.
Умудри Вас Бог и укрепи.

***
Дорогой И.!
По велению Божию первое и самое важное благословение на создание семьи вы должны оба получить от своих родителей. Им о чадах дается сакраментальное знание, граничащее с провидением.
Поэтому вопрос Ваш должен быть адресован не ко мне. А второе и тоже важное — благословение ваших духовников.
А я только посоветовал бы приступить Вам к Таинству перед самым Вашим выпускным актом по окончании семинарии. И учеба К. будет под большим вопросом. Семейный долг в корне меняет у человека образ жизни. И эти семейные обязанности — первостепенные.

***
Дорогие С. В. и Г. В.!
Моя память сохранила памятную дату Вашей жизни — день рождения С., и этот же день обещал стать благословенным днем Вашей семьи, когда Божие благословение почило на Ваших супружеских отношениях, и стал день этот и днем рождения христианской семьи, славой и честью венчая вас.
Очень хочу поздравить вас в этот день, так как нет для священника большей радости зреть, что свет Христовой любви и истины озаряет жизнь.
Многая, многая Вам лета в радости, любви и единодушии.
Р.S. Посылаю Вам к этому единственному в Вашей жизни знаменательному дню иконку-складенек. Она всегда с момента ее появления у меня была со мной, даже и в отъезды я брал ее с собой. Ну, а теперь да будет она при Вас — охраняя, освящая, вразумляя на всех путях жизни. Храните Господа, и Он сохранит Вас.
Дорогая о Господе В.!
Жизнь — это искусство. И нет общего рецепта на все случаи жизни. Одно только несомненно — взятые обеты надо выполнять. А Вы, приведя супруга к алтарю Господню и обещав ему пред Богом любовь, верность и послушание, нарушаете взятые на себя обязанности. Ведь надо терпеливо подождать, чтобы и у супруга появились начатки религиозных понятий.
А пока их нет, надо уступать ему. Когда Вы поженились, вы с ним одинаково воспринимали жизнь, не забегайте и теперь далеко вперед от него.
Карточки пока брать можно, ибо там не стоит вопрос о Вашем вероисповедании.
Учитесь сохранять семью. Любовью, сочувствием и пониманием верните себе расположение мужа.
Умудри Вас Господь!

***
Дорогая о Господе А.!
Решать вопрос о замужестве тебе придется со своей мамой и с духовником. Познакомь с С. и маму, и отца В., и обоим им Господь дарует ведение, надо ли вам с С. создавать семью. И еще скажу тебе: в любом случае, с кем бы человек не начинал строить семейную жизнь, он пройдет периоды искуса, ведь готового счастья не бывает, и зависит оно не только от мужа, но и от жены в той же мере.
А потому учитесь и присматривайтесь друг к другу. Дружите, не переходя границ дозволенного. Ведь, если в основание семьи положить грех, то ожидать благоденствия уже не приходится.
На последнем курсе института будет самое время явить решимость в выборе дальнейшего жизненного пути.

***
Дорогая о Господе О.!
А ведь и правда, глаза-то Ваши разбежались, и ум — в смятении. Если бы Вы были одна и не были ответственны за супруга и сына, то такое можно было бы как-то понять и объяснить. Ну а сейчас хочется призвать Вас к трезвому восприятию жизни и чувству ответственности. Ведь спасение наше зависит от выполнения воли Божией, а не от своеволия.
Вы человек семейный, и все должно в Вас быть подчинено выполнению обетов семейного человека. А потому никакого скитского жительства, которое окончательно разрушит семью, Вам допускать нельзя. И супруга своим рвением Вы от Церкви и веры отвратили, значит, и здесь надо менять свое устроение.
Умудри Вас Бог!

***
Дорогая О.!
Берегите ваши добрые отношения и не нарушайте их ни разрывом, ни недозволенными поступками. Берегите друг друга. Если в основу будущей семьи положен грех, то уже ничего хорошего ждать не приходится. А торопиться со свадьбой не надо.
Два года — это как раз тот испытательный срок, который сделает ваши чувства глубокими и проверенными.
Умудряйтесь.
Выбор жизненного пути и создание семьи очень серьезный шаг.

***
Дорогая С.!
А ты не беги далеко вперед от супруга-то. Когда вы создавали семью, вы с А. были единодушны в своем неведении, а теперь ты уходишь от супруга, и он не в состоянии пока понять, ради кого и чего такие изменения в его жене.
И вид С, не должен пока резко отличаться от того, к которому привык супруг. Внешнее не спешите менять. А вот во внутреннем упор должен быть на молитву. Ведь любит же тебя А., ведь пошел же он в церковь венчаться. А теперь твоя, С., главнейшая задача — сохранить семью. Сердцу твоему будет тяжело делать уступки супругу, но это надо.
Господь-то видит твои страдания, и Он прощает нас легче и проще, чем даже близкие люди.
Умудри тебя Бог!

***
Дорогой о Господе Ю.!
Желание создать семью благословлено Вам, а вот благословение конкретно на брак с А. первое и самое важное — родительское, второе взять надо у ваших духовников, которые вас исповедуют.
Помните только оба, чтобы в фундамент создания семьи не заложить грех сближения преждевременного, иначе трудно будет строить то, на что Вы простираетесь в своем желании. И еще помните, что счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон.
Только тогда, когда у обоих вас будет глубокое чувство ответственности пред Богом — будет созидаться семья.

***
Раба Божия Л.!
Всякое лечение должно предварять обращением к Врачу душ и телес, к Господу, в Таинствах соборования, исповеди и причастия. И с помощью Божией болезнь поддастся лечению. А семью Вам надо сохранять мудрым и терпеливым отношением к супругу. Это только сказать легко: «Разведусь!»
Сказать можно, когда думаешь и знаешь только себя, а если еще и о супруге подумать, да и о детях, тогда приложишь все силы, чтобы дети знали отца, а муж — свою семью.
Умудри Вас Бог!

***
Дорогая о Господе Н.!
Что я могу сказать Вам? Вера — это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью. А когда вера становится причиной разорения, то тут уж явно что-то не то и скорее своеволие, когда помощь Божия отступает. Вот Вы пришли к вере, а супруг нет.
И Вы с легкостью необыкновенной по слову чужого человека отсекаете свою половину, муж и жена — плоть едина. Не подумали ни о нем, ни о детях.
А ведь когда Вы создавали семью, Вы с супругом были единомышленны. И надо было потрудиться, понести его немощь, вымаливая близкого человека.
Но этого не случилось. И вот Вам одной нести свой самодельный крест. А сыновьям необходим отец, и они Вам еще не раз об этом напомнят.
Помолиться о Вас обещаю. Ну, а от советов устранюсь, без меня начато дело и не мне его завершать.
Умудри Вас Господь.

***
Дорогой М.!
Не знаю, что хотите Вы услышать от меня в ответ? Могу только засвидетельствовать, что ни Вы, ни Ваша жена не думаете о своём будущем, о том, что жизнь коротка и что впереди — вечность.
Вы и она имели связи с другими, и говорите об этом так спокойно, без тени смущения и раскаяния. А я бы Вам сказал, что пора очнуться от греховного сна, пора задуматься о себе. Если жена не помышляет о восстановлении семьи, то не препятствуйте ей в разводе и расторгните и церковный брак у архиерея. Только тогда, когда Вы станете свободным, можно будет думать о создании новой семьи, но пока вы не разведены, не губите свою-то жизнь смертными грехами. По канонам Святых Отцов тот, кто является инициатором распада семьи, должен оставаться один, а тот, кто обижен, может вновь создать семью.
О дочери молитесь, её отдали учиться в такую школу, которой не пожелаю никому. После неё встать на путь спасения будет трудно, да и возможно ли?

***
Дорогая о Господе Н.!
Просьбу о молитве я выполню, и дай Вам Бог мудрости и терпения, чтобы сохранить свою семью и любовь в ней.
Не надо Вам становиться кем-то другим, а не той, которую любил муж. Надо и одеться со вкусом, и причесаться к лицу, и всё прочее, ведь Вы не монашествующая.
И интересы с супругом у Вас должны быть общие, и не смущайте его своей показной религиозностью, но соблюдайте во всём меру и учитывайте постигшую его духовную болезнь. Молитесь о нём тайно.
Одним словом — сохраняйте в семье мир и любовь, терпеливо снисходя к его душевной немощи. Вера придёт к нему в ответ на Ваши труды и мудрое поведение с ним во всём. А А. узнает о своей родной маме, когда повзрослеет, иначе Вам трудно будет удержать в рамках своего сына. Он, как и Ваш В., вашей «религиозности», пока внешней, пережить должным образом не сможет.
Храни и помоги Вам Господь!

***
Дорогая Л.!
А я думаю, что вы всей семьей и в частности Вы мало или совсем забываете благодарить Господа. Надо учится и просить, и принимать, и благодарить.
Супруг пусть просит помощи святого мученика Трифона.
М. да не отчаивается и не спешит повторить ошибку. Она может создавать семью вторично по канонам Церкви, но делать надо всё с молитвой, чтобы найти не эфемерное счастье на год, но на всю здешнюю жизнь.
А Вам, Л., унывать нельзя. Во-первых, это грех и немалый, а во-вторых, от Вашего состояния во многом зависит климат в семье вашей. А потому почаще вспоминайте великопостную молитву Ефрема Сирина и не забывайте видеть те блага, что дарует Вам Господь.
Мне это очевидно. А Вам?

***
Дорогая о Господе В.!
Человек Вы семейный, а, следовательно, одна решать проблему свою не можете, но только с супругом вместе. И если на семейном совете голоса разделятся, то следует принять глас супруга во главу.
Ведь семья и ее сохранение — дело главное, ибо это исполнение обета, взятого на себя.
Вот этим и руководствуйтесь. А живут сейчас и все трудно, за исключением элиты, которой мы не позавидуем.
Ведь главное и основное в жизни — хождение пред Богом и жизнь в Боге, а этому скудость не только не мешает, но способствует развитию в нас упования только на Бога, и верующие не бывают посрамлены.

***
Дорогая О.!
А сколько же жён у твоего друга? И почему ты вдруг думаешь, что будешь лучше их. Недаром священник приостановил на время ваши намерения, ведь это было сделано, чтобы прояснилась ситуация в ваших отношениях.
И вот туман рассеялся вокруг, но только не в твоём сознании и чувствах. Подумай, О.! Какие уж тут сказки о любви? Одну любил, другую осчастливил ребёночком, третью убаюкал перспективой любви.
А в итоге: современное понятие о любви, никак не соответствующее любви-подвигу.

***
Дорогой о Господе Е.!
Подвиг жизни супруги окончен. И житейское море ею благополучно переплыто. Молимся о ней и благодарим Бога за милость к ней и к семейству Вашему, ибо ни она, ни Вы не измучились тяготами ее страданий. А причастие и соборование пред исходом ведь свидетельствуют о любви Божией к ней.
Молимся и о Вас, и о детях Ваших, чтобы дал Господь мужество пережить горечь утраты дорогого и такого нужного человека, и умножил силы на предстоящий жизненный подвиг.
Ведь Вам предстоит вместить в свое сердце и материнское тепло ушедшей супруги.
Благодарите Бога за все и почувствуете Его близость в этот скорбный момент своей жизни.

***
Дорогая о Господе Г.!
Просьбу Вашу о молитве за Вас и Ваших близких выполняю. А Вы молитесь Матери Божией «Всецарица».
И себя, и сына своего, действительно, предайте воле Божией. Две жизни мы жить не будем, а Господь знает, как и чем нас привести ко спасению. Вот и о сыне только молитесь. Работа у него нервная, и не всякий выдерживает.
А ещё старайтесь за всё благодарить Бога, и за скорби тоже, ведь только скорби ещё и ходатайствуют за нас о нашем спасении.
Жизнь коротка, всё перетерпим, и спасёт нас Спаситель наш Христос-Бог.

***
Раба Божия А.!
Для священника Вы в супруги не годитесь. Вы еще не осмыслили, чего хотите в жизни и от жизни. Вы еще играете и подыгрываете своим прихотям.
А крест быть матушкой — особый и по смыслу, и по тяжести. Для батюшки же он единственный на всю жизнь. И каково же будет ему, если он вместо матушки получит актрису. Умудри Вас Бог.
Прочитайте 1-е послание к Коринфянам, гл. 13. И в свете прочитанного рассмотрите себя.
Только это понятие любви обещает будущую семейную жизнь во спасение.

***
Дорогая о Господе Л.!
Ты, хорошо зная свое болезненное состояние, сама отвечаешь на вопрос, который задала мне. Семейная жизнь — это подвиг во всех отношениях. Надо много сил: и физических, и нравственных, и духовных, чтобы быть и женой, и матерью, и хозяйкой.
А если этих сил нет, то и думать о замужестве не стоит. Иначе и сама станешь страдать, и близкие будут мучаться.
Умудри тебя Бог. Молись Господу, чтобы дал Он тебе сил жить в Боге.

О. Иоанн (Крестьянкин)

за советом к которому ездили в Псково-Печерский монастырь православные со всего мира, о воспитании детей говорит так: "Вспоминая благочестивую семью Иоакима и Анны и рожденную ими благословенную Дщерь, не оглянемся ли мы на себя, на наше время с его духом разорения, а не созидания. И не зададим ли себе вопрос: в чем причина, где корень жестокой и мрачной непогоды, обступившей мир и ставящей его на край гибели?

Не мы ли - разорители домашней церкви, не мы ли - нарушители старинных правил семейного порядка, не мы ли - отдавшие чад своих на воспитание в страну далече, где питают их волчцами и тернием и уводят от Отца Небесного, уводят от родителей земных.

Жизнь - трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог. Ведь когда изгоняется Бог из дома, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертоносные плевелы. Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира - воспитание потомства.

И надо нам с вами это понимать, ибо это - наше настоящее и наше будущее.
И в этом наша ответственность пред Богом. Ответственность страшная!..

А сколько слез и сердечной боли стоило материнскому сердцу видеть, как то немногое, что удавалось сделать дома, в семье, вытаптывалось в душе ребенка в школе.

И лились слезы, лились молитвы. Не думайте, что они не замечены и не услышаны. Могут не услышать и не понять люди, но не Бог. А для Бога это не просто слезы, это - крестный путь матери-христианки, воюющей за чадо свое против целого мира, против самого дьявола.

Это даже не просто крест. Это мученичество. Мученичество за Христа. А благодать Божия всегда укрепляла мучеников, укрепляла она и вас в вашей неравной борьбе за детей, укрепит она вас и теперь. Только бы не ослабела христианская убежденность и устремленность - вера наша...

Но страшно и разрушительно, если у нас-то, взрослых, вера в Бога остается только на словах, а не преображает нашу повседневную жизнь и сопровождается в нас духовным бесплодием, не имеющим живой жизненной силы Духа Божия. Но и этого чуда просите, и дастся вам.

Всем нам необходимо понять сейчас, что надо срочно спасать от тлетворного духа времени и возвращать Богу нашу малую церковь, нашу семью. Надо именно в ней возжечь лампаду христианской жизни в Боге. И только в этом - спасение мира, наше спасение.

Мы не преуспеем сразу, нам будет крайне трудно, но делать надо, ради жизни в вечности.

Ведь отцы и матери, Богом благословенные творцы и покровители детей своих, ответственны за них и за себя. И не наше ли дело теперь, в пустыне мира, где царят одиночество, суета и равнодушие, тревожная неуверенность в себе и злоба, создать очаг молитвы. Надо помнить, что где двое или трое собраны во имя Божие, там и Господь посреди них - тогда оживет дом! И один, и другой, и третий. Устроятся расстроенные безбожием порядки внутренней жизни семьи и каждого человека. И Царство Божие, вернувшееся в душу, снова начнет преображать мир. И вернутся дети к Богу, и вернутся к родителям своим из непогоды окружающего мира...

Отцы и матери! Одни, без детей своих, вы спастись не можете - и это надо помнить!..

А закончу я словами святого учителя Церкви Иоанна Златоуста: "Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуется Бог и люди".

Так, чтобы не плакать нам ныне от чад своих, чтобы не оплакивать их и себя, когда они вырастут, и чтобы нынешние слезы не стали началом будущих, не будем делать дело Божие - воспитание детей - с небрежением.

Други наши, если мы и теперь не восчувствуем грозящей нам опасности духовного одичания человечества, теряющего постепенно образ и подобие Божие, если не приостановим процесс богоотступничества и утери веры в семьях своих, в себе, то близок срок, когда осуществятся слова Христа Спасителя: "Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, _8) Аминь".

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Проблемы современного человека в письмах духовников XX века. Часть 7

ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Монашество есть установление Божественное, при посредстве которого христианство достигает своего высшего развития. В числе правил этого Божественного установления имеется и то, чтоб вступали в монашество люди с истинным произволением и подвергали это произволение прежде принятия обетов строгому рассматриванию и испытанию.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) постоянно напоминает: "выбор жизненного пути каждый человек должен делать непременно сам. И это для того, чтобы никто не мог спрятаться за чужую спину" .

Два пути благословлены Богом - семейный и одинокий - монашеский. И оба эти пути крестные. Тот, кто выбирает свой путь, не должен "двоиться и раскачиваться между миром и монастырем". В своих письмах отец Иоанн постоянно указывает, что мы разучились обдумывать свои поступки и их последствия. Человеку, выбирающему между миром и монастырем, он советовал ознакомиться с творениями св. Иоанна Златоуста о семье и браке и с подвигами монашеской жизни из писаний Отцов.

Одну свою духовную дочь он просит повременить с попытками исполнения желания уйти в монастырь, объясняя, что в ней нет решительного и ответственного выбора, и советует получить пока специальность, которая пригодится и в миру, и в обители.

Каждый человек ответственен перед Богом и людьми за тот выбор, который он делает. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в одном из своих писем пишет, что рассуждение и ответственность необходимо иметь и в делах житейских, и в духовной жизни. Своей духовной дочери он говорит, нельзя забывать о том, что мы получили в жизни от Бога, в том числе и об образовании, и заниматься, имея другие возможности, безответственным простым делом (мытьем полов), из-за чего рождается материальная и духовная неопределенность. Он напоминает об обязанностях матери перед дочерью, которые состоят в том, чтобы дать ребенку реальное представление о предстоящем подвиге жизни и снабдить специальностью, мастерством, которым можно будет жить . В письмах он постоянно напоминает, что, имея многие обязанности перед семьей и окружающими, мы часто безответственно ищем иного, мечтательного пути и подвига.

Отец Иоанн пишет, что только после того, как состоится выбор самого человека, должно последовать благословение родительское и духовника.

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ …

Семейные отношения должны быть подчиняемы духовным потребностям.

Святитель Феофан Затворник

В письмах духовников ХХ века мы встречаем множество проблем, с которыми сталкивается современная семья. Прежде всего, отсутствие понятия о семье и ее назначении. Семья - малая Церковь, живущая по Евангельским заповедям, и, по словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), "спасение всей семьи - жизнь в Боге всей семьи" .

Христианский брак скрепляется таинством венчания, к которому надо идти ответственно и сознательно, потому что оно ко многому обязывает. Даются обеты любви, верности и послушания, необходимые для выполнения в течение всей жизни. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), указывая на ответственность этого таинства, пишет, что вино, смешанное с водой, во время венчания пьют из общей чаши до конца. "Вино - это радости совместной жизни, вода - общие горести, беды, боли. Но мы чашу-то выпили, а жизнью не хотим подтвердить данный Богу обет" .

В семейной жизни схиархимандрит Виталий (Сидоренко) советует своей духовной дочери нести крест с благодарением: "Надо любить, терпеть, молчать, благодарить" .

Протоиерей Алексей Мечев напоминает, что в семейной жизни каждый должен забывать себя совершенно, думать только о других и такое отношение членов семьи между собою спаяет семью так, что они все почувствуют: "каждому из них без других жить невозможно" .

Пастыри постоянно напоминают, счастье человеческое состоит в единении с Богом, исполнении Его спасительных заповедей, решать свои жизненно важные семейные проблемы можно только с этой позиции.

ПРОБЛЕМЫ ПРИ СОЗДАНИИ СЕМЬИ

Те (жены), которые блистают красотою душевною, чем больше проходит времени и чем больше они обнаруживают свое благородство, тем сильнее делают привязанность в своих мужьях и более воспламеняют их любовь.

Святитель Иоанн Златоуст

Отец Иоанн (Крестьянкин) в одном из писем людям, желающим создать семью, говорит, что не следует спешить с супружеством, когда еще масса дурных привычек мешает познать самого себя, как христианина. И в период духовной брани и становления лучше не связывать себя узами брака, на который обязательно берется благословение, во-первых - родителей, во-вторых, духовника. Надо попробовать "испытать себя в чистой дружбе - она должна лечь в фундамент чистой семьи" .

Он предупреждает и о том, что в основу зарождающейся семьи нельзя закладывать грех преждевременного сближения: "Берегите друг друга. Если в основу будущей семьи положен грех, то уже ничего хорошего ждать не приходится. А торопиться со свадьбой не надо" . Счастливая семья выращивается терпеливо и многими трудами обеих сторон. Чтобы проверить чувства будущих супругов, их ответственность перед Богом за создание семьи, отец Иоанн предлагает двухлетний "испытательный срок". Только воспитав в себе христианское терпение, смирение и любовь, можно соединить свою жизнь с жизнью другого человека.

Московский старец протоиерей Алексей Мечев писал: "Брачующиеся должны главным образом преследовать не красоту внешнюю, как мало ценную, но красоту душевную, которая дороже всего". Нужно научиться покрывать взаимные недостатки любовью и тогда через такое "отношение друг к другу два существа, может быть, поначалу бывшие и совершенно противоположны друг к другу, сближаются и делаются близкими и доживают до того, что образуется одно сердце и един дух" .

Очень внимательно относится отец Иоанн (Крестьянкин) к благословению на брак с неверующими людьми и иноверцами. Как человек, проживший долгую жизнь и много повидавший в ней, как священник и как духовник, он прекрасно знает, что выходить замуж за неверующего - крест весьма тяжелый, а для многих и непосильный. Такой брак не будет христианским, так как не будет созидаться домашняя церковь. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в ответе на письменную просьбу о благословении на такой брак пишет: "Вы как супруг не сможете мириться с инакомыслием подруги, по праву требуя понимания и сочувствия от нее во всем. Каким бы хорошим человеком по своим человеческим душевным качествам Вы ни были, отсутствие христианского стержня в мировоззрении не позволит мне поднять руку на благословение, да оно Вам и не нужно" .

В этом же письме отец Иоанн замечает, что никого не связывает своим словом и каждый человек свободен в решении дальнейшей жизни. Не судит он и о состоянии домашней церкви будущей супруги, и о том, кто и какой крест в ней несет. Но есть крест во спасение, который несут с помощью Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под которым человек часто падает, потому что нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека надеждой на спасение. "Смею думать, что именно таким самодельным крестом было бы это замужество", - пишет отец Иоанн .

Предостерегает отец Иоанн (Крестьянкин) и от браков, в которых один из супругов уже имел несколько семей и не сохранил никакой ответственности перед ними.

"Сколько жен у твоего друга? - спрашивает отец Иоанн духовную дочь. - И почему ты думаешь, что будешь лучше их... одну любил, другую осчастливил ребеночком, третью убаюкал перспективой любви" .

В другом письме отец Иоанн сердечно укоряет обращающуюся к нему женщину: "А планы, планы-то каковы? Тайное венчание с чужим мужем. Да верующий ли Вы человек-то? Если так можете думать и такое говорить" .

Очень осторожно батюшка относится к бракам, в которых супруги сильно различаются по возрасту: "А ведь Ваша влюблённость - искушение для Вас. Такие неравные браки и раньше, при более здоровой нравственности, никому счастья не приносили, а уж ныне это и совсем идти на верную гибель и невыносимые страдания. Да и каноны церковные надо бы знать - ведь возможная разница в возрасте ± 5 лет, больше недопустимо. Так что оставьте свою влюблённость как ненужное Вам искушение" .

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви.

Святитель Иоанн Златоуст

Среди причин возникающих семейных проблем есть такие, как супружеская неверность, неправильное понимание духовного подвига одним из супругов, отсутствие материального обеспечения семьи, браки с иноверцами, пьянство...

СУПРУЖЕСКАЯ НЕВЕРНОСТЬ

Как рассекать плоть есть дело преступное, так и разлучаться с женою - дело беззаконное.

Святитель Иоанн Златоуст

Во многих письмах мы видим старание духовников сохранить семью от распада при возникающих, порой очень сложных, проблемах. За семью надо бороться терпением и уступчивостью, а разводы разбивают жизнь не только супругов, но и детей. Поэтому надо сделать все, чтобы сохранить семью.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) успокаивает христианку, переживающую супружескую измену: "Не отчаивайся, не унывай, успокойся. Грех и беда с кем не была, говорит русская пословица. Боже упаси тебя уходить от мужа, терпи и молись; Господь по Своему милосердию поможет вам пережить эту неприятность" . Напоминает ей о праведном Лоте, которого дочери опоили, чтобы зачать от него детей. Духовник просит страдающую женщину не укорять мужа и не напоминать ему об этом искушении, потому что так она исполнит Евангельскую заповедь. "Если так поступишь, - пишет схиигумен Иоанн (Алексеев), - тогда молитва у тебя чище пойдет. Покрой грехи ближнего и Господь покроет твои грехи" .

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), отвечая на письмо о супружеской неверности жены, пишет, что "так жить нельзя. Любовь втроем - грех великий" . Он советует приложить все усилия, чтобы сохранить семью, молиться о супруге и часто причащаться. Батюшка советует поговорить с ней и объяснить, что надежды на создание новой семьи в таком возрасте у нее нет, и прежде, чем зачеркивать всю свою земную жизнь и бросаться в омут погибели, надо хорошо подумать. "Да и наказания за ее заблуждения от Бога последуют вскоре - это современные тяжкие болезни. Ведь когда это случится, ей некому будет воды подать". Письмо он просит показать супруге, обещает свои молитвы, оценивает происшедшее как "страшное помрачение, а муки, которые нашли, есть уже преддверие ада".

В другом своем письме супругам, с легкостью относящимся к нарушению супружеской верности, отец Иоанн (Крестьянкин) указывает, что они не думают о своем будущем, что жизнь коротка и впереди - вечность, пора очнуться от греховного сна и задуматься о себе. "Если жена не помышляет о восстановлении семьи, то не препятствуйте ей в разводе и расторгните и церковный брак у Архиерея... когда станете свободным, будете думать о создании новой семьи, но пока вы не разведены, не губите свою-то жизнь смертными грехами. По канонам святых отцов тот, кто является инициатором распада семьи, должен оставаться один, а тот, кто обижен, может вновь создать семью" .

В одном из своих писем отцу Иоанну (Крестьянкину) приходится вразумлять священнослужителя. Батюшка пишет, что начался духовный экзамен для супругов, и пришло время провести качественный анализ их веры и служения Господу. Случился конфликт в семье, следует помолиться и приложить все силы для сохранения семьи, "и ни о какой помощнице - утешительнице и помышлять нельзя. Грешно. Гибельно" . Решить вопрос об уходе в монастырь возможно только тогда, когда супруга создаст свою другую семью. Заканчивая письмо, архимандрит Иоанн пишет: "Дорогой батюшка, это ведь для Вас та самая печать, которой все боятся, и без устрашающих трех шестерок".

Библиография

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. - М.: Российское Библейское Общество, 1995. - 1376 с. ил. + Прил. (988 - 1008, 1347 - 1376 с.);

2. Антоний Сурожский, митр. Труды. М.: Практика, 2002. - 1080 с., 51 илл.;

3. Афанасий (Сахаров), свт. Собрание писем. - М.: Правило веры, 2001. - 752 с.;

4. Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. - Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. - 304, фотогр.;

5. Душе милующей. Как спастись в современном мире. Духовные наставления подвижников благочестия нашего времени. - М.: панагия; Ковчег, 2002. - 400 с.;

6. Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма. - М.: Сретенский монастырь, 2002. - 192 с.;

7. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. - Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000 - 312 с.;

8. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. - Выпуск 2. - Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002, - 288, фоторг.;

9. Иоанн Лествичник, преп. Лествица или скрижали духовные в русском переводе с алфавитным указателем. - М.: Сретенский монастырь; Троицкое слово, 1999. - 416 с.;

10. Иоанн (Маслов), схиархим. Избранные письма и проповеди. - М.: Самшит-издат, 2003.-190 с.;

11. Иоанн (Маслов), схиархим. Слово перед исповедью. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. - 112 с.;

12. Иоанн (Снычев), митр. Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. - СПб.: Царское дело, 1997. - 350 с.;

13. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). О тайне человеческой жизни. - М.: Лодья, 1999. - 192 с.;

14. Иосиф, митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Свет радости в мире печали. М.: Паломник, 2004. - 688 с.

15. Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Б. и, 2002. - 478 с.;

16. Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. - М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. - 488 с.;

17. О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. - М.: Новоспасский монастырь, 2002. - 208 с.;

18. Отец Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. / сост. и коммент. Ивана Всеволодовича Шпиллера. - Красноярск: Енисейский благовест, 2002. - 592 с., ил;

19. Поведский Валерий, протоиерей. Таллинский пастырь. Письма Проповеди. Воспоминания - Б. м.: Православное издательское общество священномученика Исидора Юрьевского; Таллинская Никольская Церковь, 2001. - 288;

20. Савва, схиигумен. Бисер духовный. Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления Молитвы на всякую потребу. - М.: Трифонов Печерский монастырь; Ковчег, 2004. - 928 с.;

21. Серафим (Роуз), иером. Приношение православного американца. - 4-е изд. - М.: Калифорния: Российское Отделение Валаамского Общеаства Америки; Братство преподобного Германа Аляскинского Платина, 2003. - 700 с., фотогр.;

22. Смирнова М. Великовражский старец протоиерей Григорий Долбунов: Житие. Чудеса. Поучения. - М.: Лепта-Пресс, 2003. - 368 с., 8 ил. (Лики святости);

23. Фомин С. Пастырь добрый Жизнь и труды Московского старца Протоиерея Алексея Мечева. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Серда-Пресс, 2000. - 768 с.;

24. У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия XX века / Составители Ю. Г. Малков и П. Ю. Малков. - М.: Правило веры, 2003. - 560 с., фотогр..



08 / 02 / 2006