Совокупность людей объединенных исторически сложившимися формами взаимосвязи. Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей. социальные связи и де

1. Общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Оно выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп. 2. Общество - это исторически конкретный тип социальной системы (капиталистическое О.), определённый социальный организм, принадлежащий к такому типу ("японский феодализм"), или определённая форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству у Гегеля).


Понятие «социум» можно определить как способ организации социальной эволюции человека, которая приходит на смену биологичес­кой эволюции, не вытесняя ее окончательно. В контексте социальной эволюции можно условно выделить три взаимосвязанных сферы раз­вития и становления человека: Антропогенез, Этногенез, Социогенез.










Расовая структура общества Расы это подразделения вида Homo sapiens, представленного современным человечеством. Расы характеризуются общими наследственными физическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной областью распространения. Выделяют три большие расы негроидную, европеоидную и монголоид­ ную.


Этногенез Этногенез - происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого- либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. Этногенез занимает как бы промежуточное, по своей биосоциаль­ной сущности, положение между антропо- и социогенезом как направлениями социальной эволюции. В этно­генезе осуществляется тот самый переход от человека, как стадного животного, к человеку культурному, который трудно уловить в других сферах жизнедеятельности.









Соотношение этнической, технологической и социально-политической форм общества этносфера нация народность племя технологический уровень индустриальное/ постиндустриальное общество общество ручного труда/индустриальное общество общество ручного труда тип государства государство с представитеьн ой формой власти государство с наследственной формой власти нет


Этническая эволюция осно­вана на дифференциации, социальная на интеграции. До стадии автоматизированного производства эти две тенденции как-то совме­щались, но сейчас они приходят в противоречие. Этносы, которые теряют свои отличительные черты, сопротивляются тенденции ин­теграции всеми средствами. Но технологические и экономические потребности, выступая в политической форме, подавляют этничес­ кую уникальность. Если этническое деление исчезнет, по­степенно исчезнет и генетическое разнообразие. Сохранить его – одна из задач медицины.




СОЦИОГЕНЕЗ 1 Социогенез в социологии и социальной антропологии процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества. 2 Социогенез в социальной психологии происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловлен ное особенностями социализац ии в разных культурах. 3 Социогенез в философии – учение о происхождении и развитии общества


СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Социальный институт это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности, организующих их в систему социальных ролей и статусов, образующих собственно соци ­ ум (социальную систему).













Социальная структура общества Социальные роли Социальные статусы Социальная группа - это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления.


СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Социальный слой большие группы, члены которых не могут быть связаны ни межличностными, ни формальны, ми групповыми отношениями, не могут идентифицировать свое групповое членство и связаны с другими членами таких сообществ только на основе символического взаимодействия (на основе близости интересов, специфически); культурных образцов, мотивов и установок, образа жизни и стандарта потребления) Социальный класс крупная таксономическая единица анализа в теории стратификации, рассчитанная на изучение наиболее существенных, предельно общих изменений в обществе; это (в широком смысле) большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получение дохода



СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 1) Экономическое расслоение. Основные критерии данной формы стратификации: доход, накопленное богатство, уровень жизни. 2) Политическая стратификация. Эта форма дифференциации в качестве критериев использует авторитет индивида, его доступ к власти. 3) И, наконец, профессиональная стратификация. Она, в свою очередь, основывается на престиже ремесла, которым занята личность и его власти внутри профессиональной группы.





В социальной философии издавна идет поиск элементарной «клеточки» социальной системы, т.е. такого «простейшего образования», с анализа которого было бы правомерно начинать исследование системы в целом. Иначе говоря, философы и социологи давно ищут нечто аналогичное физическому атому или биологической клетке. В середине ХIХ века К.Маркс, а затем в ХХ веке П.Сорокин сумели прорваться к истине. К.Маркс во главу угла поставил общественные связи и складывающиеся на их основе отношения между людьми.

Аналогичный подход мы находим и у П.Сорокина, разница лишь в том, что социальные связи и отношения у него обозначены как «значимое человеческое взаимодействие».

Итак, в обеих концепциях «клеточка» общества усматривается в общественных связях, взаимодействиях, отношениях .

Исходя из этого, можно дать следующее определение:

Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия.

Общество имеет качественно определенные этапы развития и особые социальные закономерности. Общество обособилось от природы и не может быть сведено к ней. В отличие от природы, где господствуют слепые, бессознательные силы, в обществе действуют наделенные сознанием и волей люди, которые ставят перед собой определенные цели и добиваются их реализации. Общество выступает как многообразие форм жизнедеятельности людей. Все это говорит о качественном своеобразии общества по сравнению с природными системами.

Вместе с тем постоянная связь общества с природой и их взаимодействие является предпосылкой и необходимым условием существования и развития общества.

Главное принципиальное отличие человеческого общества от стада животных состоит в осуществлении в нем производства средств жизни.

Животные лишь приспосабливаются к условиям окружающей среды, а люди преобразуют ее, производят предметы и продукты, необходимые для жизнедеятельности. Совместная жизнедеятельность объединяет людей в общество. Стало быть, общественная жизнь – процесс совместной деятельности.

Лежащие в основе общества связи, взаимодействия, отношения позволяют рассматривать общество как систему. Впервые системно-структурный анализ общества осуществил К.Маркс.

В своем труде «Капитал» он детально исследовал экономическую основу капиталистического общества и ее влияние на все стороны общественной жизни. На этой основе он создал достаточно обоснованную концепцию развития общества как результата сложного взаимовлияния человеческих действий и структурных условий. По мысли К.Маркса, общество – это продукт взаимодействия людей , сумма тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Или, иными словами, оно – продукт воспроизводства людьми своей жизни .

Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений.

Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений: моральных, правовых, политических и т.д. Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т.д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Формирование человека как общественного существа есть одновременно становление его как личности.

Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом . И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику , в социальность.

Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них.

3. противоречие между физическим и умственным трудом

4. неполную адаптацию развивающейся системы к внешним и внутренним условиям ее существования

5. цепь случайных событий

70. Принцип поведения личности, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах, готовности к действию, называется:

1.самосознание
2. жизненная позиция
3. самоанализ
4. саморегуляция
5. самоконтроль

С каким из приведенных высказываний нельзя согласиться?

1.суицидальная активность имеет определенные временные циклы

Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду-четверг

3.самоубийства совершаются чаще женщинами, чем мужчинами

4.самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет

5.суицидальное поведение чаще проявляется среди одиноких людей

72. Генеральная совокупность совпадает с выборочной при проведении:

Мониторинга общественного мнения

2. эксперимента

3. наблюдения

4. переписи населения

5. любого социологического опроса

73. Какой из видов наблюдения проводится в специально созданных искусственных условиях:

1. включенное

2. невключенное

3. полевое

Лабораторное

5. формализованное

74. Углубленное изучение явления, при котором не описывается только структура, но и основные количественные и качественные параметры явления называется:

1. описательное исследование

2. разведывательное исследование

Аналитическим исследованием

4. функциональное исследование

5. структурное исследование

75. В какой теории нашло свое обоснование положение о том, что в обществе над конфликтом доминирует согласие :

В теории функционализма Т.Парсонса

2. в теории социального конфликта Р.Дарендорфа

3. в трудах Р.Мертона о теориях среднего уровня

4. в интегративной социологии Д.Александера

5. в понимающей социологии М.Вебера

76. Что из перечисленного не может быть включено в механизм социального взаимодействия:

1. индивиды, совершающие те или иные действия



2. изменения во внешнем мире, вызванные действиями

3. влияние вызванных действием изменений на окружающих индивидов

4. обратная реакция индивидов, на которых было оказано воздействие

Внешняя окружающая физическая среда

77. Обществом называется:

Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях

удовлетворения своих потребностей

2. большая группа людей, объединенных территорией и общностью языка

3. совокупность людей, проживающих в одной стране

4. совокупность людей, объединенных общими интересами

5. любое объединение двух и более людей

78. Исключите ошибку из признаков общества:

1. собственная территория

2. собственное название и история

3. пополняется главным образом за счет деторождения

Отсутствие социальной дифференциации

5. существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума

79. В чем видел Ы.Алтынсарин причины отставания казахского общества от передовой цивилизации:

1. в рутинности скотоводческого хозяйства

2. в отставании дела просвещения среди казахов

3. в отсутствии развитой промышленности

В сохранении патриархально-феодального общества

5. в отсутствии иностранных инвестиций

80. При каких условиях совместное проживание людей можно назвать обществом в социологическом смысле:

1. наличие собственной территории, названия, своей истории и системы управления

2. существование общества обязательно связано с существованием государства

Объединение людей, находящихся в постоянном взаимодействии и взаимосвязи, это и есть общество

4. любое объединение людей с определенными целями

5. общество – просто совместное проживание людей

81. Исключить лишнее из этапов развития общества согласно марксистской теории:

1. первобытнообщинный

2. рабовладельческий

Информационный

4. феодальный

5. буржуазный

82. Какой факт отражает тезис о том, что «общество – часть природы»:

Общество находится в органической связи и теснейшем взаимодействии с природной средой и не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от нее

2. общество подчиняется в своем развитии совершенно другим законам, нежели природа

3. природа не может функционировать вне человека

4. человек является сугубо социальным существом

5. понятие «природа» необходимо употреблять в предельно узком смысле слова

83. Источником возникающих антиобщественных отклонений является:

1. отсутствие эффективного правового законодательства

2. отсутствие правового государства

Несовпадение интересов развития социальных групп

4. несовпадение реального процесса развития общества и осуществления людьми права на поиск и риск

5. несовпадение желаемого и действительного

84. Что из нижеуказанного нельзя отнести к подсистемам общества:

1. социальные группы

2. социальные институты и организации

3. социальные общности

4. социальные нормы и ценности

Социальные флору и фауну

85. Исключите лишнее из признаков общества:

1. социальное пространство (территория)

2. развитая культура

3. коммуникация между членами общества

Вопрос 2. Методологические основы изучения общества

В социальной философии издавна идет поиск элементарной «клеточки» социальной системы, т.е. такого «простейшего образования», с анализа которого было бы правомерно начинать исследование системы в целом. Иначе говоря, философы и социологи давно ищут нечто аналогичное физическому атому или биологической клетке. В середине ХIХ века К.Маркс, а затем в ХХ веке П.Сорокин сумели прорваться к истине. К.Маркс во главу угла поставил общественные связи и складывающиеся на их основе отношения между людьми.

Аналогичный подход мы находим и у П.Сорокина, разница лишь в том, что социальные связи и отношения у него обозначены как «значимое человеческое взаимодействие».

Итак, в обеих концепциях «клеточка» общества усматривается в общественных связях, взаимодействиях, отношениях .

Исходя из этого, можно дать следующее определение:

Общество имеет качественно определенные этапы развития и особые социальные закономерности. Общество обособилось от природы и не может быть сведено к ней. В отличие от природы, где господствуют слепые, бессознательные силы, в обществе действуют наделенные сознанием и волей люди, которые ставят перед собой определенные цели и добиваются их реализации. Общество выступает как многообразие форм жизнедеятельности людей. Все это говорит о качественном своеобразии общества по сравнению с природными системами.

Вместе с тем постоянная связь общества с природой и их взаимодействие является предпосылкой и необходимым условием существования и развития общества.

Главное принципиальное отличие человеческого общества от стада животных состоит в осуществлении в нем производства средств жизни.

Животные лишь приспосабливаются к условиям окружающей среды, а люди преобразуют ее, производят предметы и продукты, необходимые для жизнедеятельности. Совместная жизнедеятельность объединяет людей в общество. Стало быть, общественная жизнь – процесс совместной деятельности.

Лежащие в основе общества связи, взаимодействия, отношения позволяют рассматривать общество как систему. Впервые системно-структурный анализ общества осуществил К.Маркс.

В своем труде «Капитал» он детально исследовал экономическую основу капиталистического общества и ее влияние на все стороны общественной жизни. На этой основе он создал достаточно обоснованную концепцию развития общества как результата сложного взаимовлияния человеческих действий и структурных условий. По мысли К.Маркса, общество – этопродукт взаимодействия людей , сумма тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Или, иными словами, оно – продукт воспроизводства людьми своей жизни .



Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений.

Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений: моральных, правовых, политических и т.д. Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т.д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Формирование человека как общественного существа есть одновременно становление его как личности.

Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом . И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику , в социальность.

Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

Общество включает в себя ряд общностей, между которыми существуют экономические, политические, социальные и другие отношения. Существование общества предполагает наличие совместных интересов различных общностей, ᴇᴦο составляющих. Общности отстаивают свои интересы, и эти интересы могут быть взаимоисключающими. Объединенные в общество, они осознают свои интересы в соответствии с другими, и, таким образом, осуществляется компромисс, выявляются общие интересы многих общностей. Общество возникает и существует, в случае если общности способны осознать не только свои, но и общие интересы. Если этого не происходит – общество распадается, остается только ряд социальных групп, проживающих на единои̌ территории. Исходя из этого, можно сделать вывод, что общество предполагает единство дифференцированной массы людей. Известный английский философ и социолог Г.Спенсер отмечал, что в обществе присутствует постоянная тенденция к росту внутренней дифференциации, которая сопровождается постоянным же усовершенствованием процесса интеграции. Единство общества обеспечивается различными факторами – экономическими, политическими, социальными, духовными, которые и составляют общественные отношения.

Рис.3.6.

Итак, общество есть система взаимодействия людей. Но основы этого взаимодействия в социальной философии осмысливались неоднозначно.

Некоторые исследователи настаивали на том, что основой человеческой деятельности являются духовные начала – сознание, духовные потребности, духовные ценности. Другие связывали эти основы с материальными потребностями и материальными условиями общественной жизни.

Например, немецкий философ В.Виндельбанд в базе развития общества видел ценностные ориентиры человека. Ценности, по ᴇᴦο мнению, имеют абсолютное значение, образуют идеальный, вечный и независимый от людей мир.
Размещено на реф.рф
По мере осознания ценностей люди вырабатывают ценностные установки и требования, которыми и руководствуются в своей деятельности.

В марксистской философии внимание акцентируется на материальных побудительных силах деятельности людей. Способ производства материальных благ рассматривается в качестве основы существования и развития общества. Он обеспечивает единство общества и обуславливает развитие социальной, политической и духовной жизни.

Можно отметить и ещё одну точку зрения, согласно которой основу взаимодействия людей составляет заключенный между ними договор.
Размещено на реф.рф
Английский философ Томас Гоббс полагал, что изначальные отношения между людьми основаны на вражде. Договор, заключенный между ними, регулирует нормы и правила человеческой жизни и деятельности жизни и, тем самым, приводит к возникновению общества и государства.

Социальная структура общества .

В обществе функционируют взаимосвязанные друг с другом социальные группы, слои, общности. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества, которая выделяется в результате социальной дифференциации и выражает объективное деление общества на группы.

Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей." 2015, 2017-2018.