7 человек в системе социальных связей. Самосознание и самореализация

Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Формы организации обучения: работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий)

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

Чтобы определить тему урока, послушайте исторический анекдот:

Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: "Вот, Платон, твой человек".

А вы можете сказать, что такое человек?

Что станет темой нашего урока? Человек:

Обособлен ли человек в своем существовании или же он находится во взаимодействии с другими людьми?

Итак, тема урока "Человек в системе социальных связей".

II. Цель и задачи урока.

Исходя из темы, давайте определим задачи урока. С какой стороны можно рассматривать человека? (с биологической и социальной).

А вот вторая задача урока у меня обозначена, но вы сформулируете её несколько позднее.

2. ? (Личность).

На уроке вы будете работать в группах.

Критерии оценивания работы группы:

  • умение аргументировать свой ответ;
  • умение сотрудничать с группой;
  • умение выражать своё мнение.

III. Изучение нового материала.

Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем. Начнем с того, что попытаемся выяснить соотношение биологического и социального в человеке. По этому вопросу есть разные точки зрения: 1- биологическое и социальное в человеке - противоположности, противостоящие друг другу, 2- биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено

Задание 1

  • 1 группа должна отстоять точку зрения, что биологическое и социальное в человеке -противоположности, противостоящие друг другу.
  • 2 группа - биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено.

По ходу работы заполнить таблицу:

Проверим Таблицу.

Сделайте вывод. Человек - особое звено в развитии живых организмов на Земле.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером.

1) Тип современного человека homo sapiens - человек разумный. Благодаря разуму, мы имеем сегодня то, без чего не мыслим свою жизнь: электричество, телевизор, автомобиль и т.д. Поэтому разум является сущностью человека.

2) Если разум действительно есть сущность человека, то его голос должен звучать во всех жизненных проявлениях. Между тем этот голос не слышен в любви или в творчестве.

Вывод: суждения противоречивые т.к. человек существо разумное, но иногда он поступает неразумно (отношение к природе, войны - убивает себе подобных, чего нет в животном мире и т.д.).

Задание 3

При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями.

1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. (Индивид )

2. Человек как отдельная особь среди других людей. (Индивид )

3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества - разума, воли, потребностей, интересов и т.д. (Индивид)

2 группа

1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. (Индивидуальность)

2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д. (Индивидуальность)

3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. (Индивидуальность)

Одно из определений записать.

Задание 4

Разделите на 2 группы признаки, которые характеризуют индивида и индивидуальность. Высокий интеллект, глаза, интересуется танцами, потребности, карие глаза, характер, остроумная, рост, интерес, активная

  • 1 группа - индивидуальность, 2 группа - индивида
  • 1 группа - индивидуальность - высокий интеллект, интересуется танцами, карие глаза, остроумная, активная (отличия внешние и психологические)
  • 2 группа - индивида - глаза, потребности, характер, рост, интерес (внешние и психологические признаки, которые есть у всех)

Задание 5

Определите еще один важный признак человека. Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: "Что ты ищещь, Диоген?". "Ищу человека", отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми?

Личность. Итак, что будет второй задачей нашего урока?

1. Биологическое и социальное в человеке.

2.Личность.

Слово "личность" первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений.

Задание 6

Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ? Составьте образный портрет личности (коллаж).

  • способность делать выбор (сила воли, характер)
  • несет ответственность за свои дела, поступки
  • трудолюбие
  • целеустремленность
  • творческий подход к жизни
  • неудовлетворенность существующем положением
  • стремление к совершенствованию, к развитию
  • самообразование, самовоспитание
  • проявление активности
  • независимость
  • инициатива
  • предприимчивость
  • своё мнение

Задание 7

Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему?

Личность - человек с социально значимыми качествами.

Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность - человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.).

Личность - социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности.

Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему?

Одно из определений записать.

Задание 8

Наука выделяет два подхода к личности. Пользуясь схемой, 1группа объяснит первый подход, а второй - 2 группа.

Первое значение понятия "личность" выражает сущность человека - самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Имеется в виду, конечно, не цвет волос, объем бицепсов или длина ног. Речь идет о свойственных данному конкретному человеку свойствах разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли держать слово. Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и, конечно, до конца отвечать за свои действия.

Второе значение понятия личность, человек рассматривается через набор функций или ролей (на работе, учебе, дома, при этом личность совершенствуется, меняется).

Какое из определений личности отражает оба подхода?

Задание 9

Рассмотрите структуру личности и объясните каждый элемент.

Структура личности

  • Социальный статус (место человека в системе общественных отношений)
  • Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу)
  • Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения)

Легко ли быть личностью?

Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личность - это непрекращающееся усилие.

Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование.

Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других.

Задание 10

Пользуясь художественным рядом, определите, кого вы можете отнести к личности, а кого нет и почему?

Гитлер, заливший кровью весь мир, безусловно был личностью. Наполеон, который пытался захватить Россию, был выдающейся личностью. Тем не менее, в России этих людей не уважают и если кто-то назовет любового из них "Личностью" (с большой буквы), это вызовет глубочайшее изумление.

Как Вы понимаете разницу между понятиями "человеческая личность" и "Личность" (с большой буквы)?

Приведите примеры великих людей, которых действительно можно считать личностями с Большой буквы, которым вы бы хотели подражать и на кого вы бы хотели быть похожими.

А себя вы можете назвать личностью и почему?

Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека.

Задание 11

Проанализируйте высказываниями и определите факторы формирования личности и пути, через которые это происходит.

1. Наша личность - это сад, а наша воля - его садовник. В.Шекспир

2. Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею. Т.Фуллер

3. Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан Сент-Экзюпери

4. Без личного труда человек не может идти вперед; не может остаться на одном месте, но должен идти назад. К.Д.Ушинский

5. П.И.Чайковский писал: ":в другой раз является совершенно новая самостоятельная, музыкальная мысль. Откуда это является - непроницаемая тайна".

6. Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г.Белинский

1. Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родиться без пороков. Но порочным становиться тот, кто их терпит. Из древнеиндийского эпоса.

2. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя. Сократ

3. Занимаясь делом, говорят только тогда, когда есть что сказать; но в безделье есть потребность говорить беспрерывно. Ж.-Ж.Руссо

4. Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. Леббок

5. Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лищь в сообществе с другими он может сделать многое. А.Шопенгауэр

6. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Л. Фейербах

Факторы формирования личности.

1. Эпоха в которую живет человек. (Зачастую оказывается доминирующим влиянием, которое определяет развитие личности. Эпоха определяет необходимость некоторого набора личностных качеств для осуществления нормального взаимодействия между обществом и его членом. Например, человек каменного века, видимо ставил выше всего взаимовыручку, физическую выносливость, терпеливость, поскольку без этих качеств малочисленные роды не могли бы выжить. Или, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требует от младших одних действий, в современном обществе - других).

2. Отдельные личности (общество) (как современники, так и живущие в предшествующие исторические эпохи: родители, учителя, литературные герои, популярные личности).

3. Сам человек.

Деятельность

Общение

Творчество

Итак, общественные свойства человека обычно определяются понятием "личность".

IV. Закрепление изученного.

Задание 12

Какие сущностные свойства человека отражены в суждении о человеке? Свой ответ аргументируйте.

"Человек - это животное, отличающееся от обезьян терпением, от попугая - инициативой, от бегемота - беспокойством, а от муравья - размерами".

(Человек - двуединое существо, принадлежащее миру природы и миру социальных связей и отношений).

А.Пьерон говорил: "Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека".

(Только связь с обществом, активное проявление сущностных свойств человека как социального существа способствуют формированию личности).

Задание 13

Согласны ли вы со следующим определением индивидуальности? Свой ответ аргументируйте.

"Индивидуальность - это неповторимый набор красок для шедевра под названием "Личность", но еще вовсе не сам шедевр".

Обдумайте высказывание и дайте ему оценку.

И.Кант говорил о личности "Личность это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам".

(Умение быть человеком независимым, самостоятельным, решительным, инициативным. Кант считал, что этого мало, чтобы быть личностью. Личность должна иметь твердые принципы. А к твердым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека - честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости. Причем личностью себя каждый делает сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует).

Задание 14

Выполните тест.

1. Человек от животного отличается тем, что он:

А) имеет природные инстинкты

Б) обладает потребностями

В) не зависит от природных условий

Г) обладает членораздельной речью

2. Для характеристики человека как личности в первую очередь учитывают его:

А) биологические особенности

Б) тип нервной системы

В) жизненный опыт

Г) состояние здоровья

3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А) Человек есть природный, биологический факт.

Б) Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения:

А) Главным в характеристике личности является общественная сущность.

Б) Новорожденный человек еще не является личностью.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи понятия "индивид", "индивидуальность" и "личность"?

А) Понятие личности включает в себя понятие индивидуальности.

Б) Личность может не включать в себя понятие индивида.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о личности?

А) Новорожденный младенец может стать личностью только в человеческом обществе.

Б) Новорожденный младенец может стать личностью и вне человеческого общества.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

Ответы на тест: 1-г; 2-в; 3-г; 4-в; 5-а; 6-а (проверка с помощью карточек А, Б, В, Г)

V. Итог урока

Блезу Паскалю принадлежат следующие слова. Согласны ли вы с писателем? Чем можете аргументировать свое мнение?

"Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не осознаёт.

:Всё наше достоинство в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы - ничто. Постараемся же мыслить достойно:" Вывод: - Существует множество теорий, концепций познания человека. Но ни одна из них не дает ответа на вопрос: "Что такое человек?". Возможно, эта задача будет решена в XXI веке т.к. многие ученые утверждают, что XXI век будет "веком человека". Формирование личности происходит в процессе социализации, а что такое социализация и как это происходит, пойдет речь на следующем уроке.

Домашнее задание: Параграф 7, с. 67-70, эссе "Личность - та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая" И.Ефремов.

Урок обществознания в 10 классе. Уровень – базовый.

Тема: «Человек в системе социальных связей».

Цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о понятии личности и ее качествах.

Задачи: научить учащихся выделять главное и второстепенное в тексте, делать умозаключение и выводы, давать определение понятиям, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Технология урока: технология организации самостоятельной деятельности школьников.

Приемы: фокусированные диалектические заметки, составление опорной схемы- коллажа, составление самодиагностирующих заметок

Этапы технологии организации и сопровождения самостоятельной работы учащихся

1.Этап целеполагания

2.Деятельностный этап

3.Контрольно – оценочный этап

4.Рефлексивный.

Для определения темы урока, послушайте исторический анекдот:

Платон вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ вмешался в беседу, бросив общипанного цыпленка перед Платоном. «Вот, Платон, твой человек».

Что такое ЧЕЛОВЕК? Обособлен ли человек в своем существовании или он находится во взаимодействии с другими людьми?

Ответы учащихся

Тема урока: «Человек в системе социальных связей»

Какие цели, исходя из темы, можно поставить к данному уроку. Опираемся на материалы, изученные вами ранее по биологии, обществознанию.

Ответы учащихся

Обобщая цели, выходим на план

1.Биологическое и социальное в человеке

2.Характерные признаки человека

3.Личность

а) понятие

б) структура личности

в) факторы формирования личности

г) путь формирования личности – деятельность

4.Отличия в понятиях «человеческая личность» и «личность» в человеческом понимании

5.Написание эссе.

2 этап – деятельностный

Педагог выполняет роль консультанта по образовательному запросу ученика

Оценивание выполненной работы учителем

Самостоятельное оценивание выполненной работы учеником

Работа с текстом учебника (Обществознание. Под редакцией Л.Н.Боголюбова 10 класс, параграф 7) ;

По ходу работы заполнить таблицу:

-Проверяем таблицу

Сформулируйте вывод:

Человек – существо биосоциальное, только в таком единстве он может существовать. Биологическая природа человека – это естественная предпосылка, условие существования, а социальность – сущность человека.

На слайде сформулированы определения понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» и перечислены данные понятия

Задание: необходимо соотнести понятия и определения характеристики человека

Проверяем задание

Индивид – человек как отдельная особь среди других людей.

Индивидуальность – своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека.

Личность – человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.) и умеющий отвечать за свои действия.

-Определение понятий запишем в тетрадь

Задание: составьте характерный портрет личности (коллаж)

Проверка задания (слайд №2)

Право выбора

Ответственность за поступки

Целеустремленность

Творческая активность

Предприимчивость

Самообразование

Самовоспитание

Возможны и другие варианты

Продолжим работу с текстом учебника по рассмотрению вопроса: структура личности (объяснить каждый элемент – устно) и факторы формирования личности. Путем составления схем отразить полученные знания в тетрадь.

Проверка выполнения заданий:

Схема Структура личности

Социальный Социальная Направленность

статус роль (потребности, идеалы, интересы, мотивы поведения)

Схема Факторы формирования личности.

Эпоха в которой живет Отдельные личности собственное «эго»

человек как современники так и

жившие в прошлом, литера-

турные герои

Задание: на слайде №3 портретный художественный ряд. Кого можно назвать личностью в человеческом понимании?


Проверка задания. Отличия в понятиях «человеческая личность» и «Личность» в человеческом понимании.

3 этап – контрольно-оценочный

Оценивание деятельности учащихся происходит в формате эссе.

Даны высказывания:

«Наша личность-это сад, а наша воля – его садовник» У.Шекспир

«Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» Сократ

«Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека»

А. Пьерон

«Личность это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам»

У учащихся право выбора любого высказывания. Алгоритм написания эссе со школьниками проработан ранее по учебному пособию «Как написать эссе: новые критерии, новые подходы» К.О. Битюкова, В.Г.Мордасова. Обращаем внимание учащихся на раскрытие смысла высказывания. Например, смысл высказывания И.Канта заключается в следующем: личность независима и самостоятельна лишь тогда, когда имеет твердые моральные и гражданские качества – честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости, несет ответственность за свои поступки.

4 этап - рефлексивный

Рефлексию можно проводить на основе следующих вопросов:

1.Главные мысли урока, необходимые мне

2.Что получилось: мои достижения- личностные и учебные

3.Что осталось неясным для меня? Можно ли это исправить?

4.Что еще необходимо сделать в рамках самообразования?

Домашнее задание: доработать эссе, предварительно прочитав записи в тетради и параграф учебника.

Слайд 1

Человек в системе социальных связей

Слайд 2

План урока

Человек – био-социальное существо. Личность. Социализация личности. Самосознание и самореализация. Свобода и ответственность личности.

Слайд 3

1. Человек – био-социальное существо

«Вечный» философский вопрос о сочетании биологического и социального в человеке. Одни считают природное и социальное противостоящими друг другу.

Другие считают их существующими в неразрывном единстве (при рождении – природное, в процессе развития происходит приобретение социальных черт и признаков).

Психическое регулирует соотношение биологического и социального.

Слайд 4

Любая природная предрасположенность человека реализуется в социальных обстоятельствах. Даже абсолютно идентичные (с точки зрения генетики) однояйцевые близнецы в различных социальных условиях становятся совершенно разными людьми.

геном человека

Расшифровка генома человека показала, что многое заложено в человеке от рождения.

Джеймс Уотсон

Слайд 5

2. Личность

Личность – это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. (Личность рассматривается как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира). Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. (Личность рассматривается через набор функций или ролей. Личность – различные социальные роли. Предполагается связь человека с общественными отношениями и зависимость от них).

Слайд 6

3. Социализация личности

Социальное действие проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей. НРАВЫ – установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек. ОБЫЧАЙ – неуклонное следование предписаниям, воспринятым из прошлого. Он выступает как средство социализации человека, передача опыта от поколения к поколению. НРАВЫ и ОБЫЧАИ определяют социальное поведение.

Слайд 7

Социализация – процесс социального научения, одобряемого группой. Человек приобретает качества, необходимые для жизни в обществе. ДВЕ ОСНОВНЫЕ СТАДИИ: 1. Раннее детство (внешнее регулирование социального поведения); 2. Взросление (замена внешних регуляторов внутренним контролем); ТРИ СФЕРЫ: 1. Деятельность (расширение видов, осмысление), 2. Общение (обогащение круга общения, развитие навыков). 3. Самосознание (формирование образа собственного «Я» как активного субъекта действия.

Слайд 8

4. Самосознание и самореализация

САМОСОЗНАНИЕ – осознание человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в отношения с другими людьми и природой, нести ответственность за свои решения и совершаемые действия. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ - выявление и осуществление личностью своих возможностей, достижение намеченных целей.

Слайд 9

5. Свобода и ответственность личности

Понятие свободы человека менялось на протяжении всей истории. Современное понятие свободы: Свобода – это осознание необходимости, действующей в природе и обществе, осознание реальных ограничений. Свобода – это осознание альтернатив из которых человек самостоятельно выбирает и несет ответственность за свой выбор. Ответственность – обратная сторона свободы, присуща зрелой личности и выражается в осознании себя как причины совершаемых поступков, во внутреннем контроле за своими помыслами и поступками.

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу. Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма («Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» - сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина).

Понятие «общественное отношение» некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как «социальный субъект» и «социальная деятельность». Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.

Понятие «общественные отношения» употребляются в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе, и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.). Далее речь будет идти об общественных отношениях в узком смысле слова. Их можно определить следующим образом: общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов.

Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.

Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, поэтому важной проблемой социальной философии оказывается классификация всей совокупности общественных отношений, выделения среди них главных, определяющих, первичных. Можно разделить все общественные отношения на два больших класса - класс материальных отношений и класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений. Важнейшим признаком, свойством (атрибутом) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания. В то же время и духовным общественным отношениям в определенной степени присуща объективность (правда, уже в ином плане, чем материальным отношениям - в плане соотнесения общественного сознания с индивидуальным сознанием). Поэтому следует обратить внимание на принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической (материальной) деятельности человека, непосредственно определяются ею. Духовные же отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей (индивидуальное и групповое) и сознанием непосредственно определяясь.

С позиций материализма материальные общественные отношения рассматриваются как первичные, а духовные отношения - как вторичные. Тезис о первичности материальных отношений и вторичности, производности духовных не следует понимать упрощенно, выводить духовные отношения прямо и непосредственно из материальных. Связь между ними носит опосредованный характер: как отражение материальных отношений в общественном сознании возникают определенные идеи и духовные ценности, а уже они выступают непосредственной, конкретной причиной (вторым детерминантом) духовных отношений.

Деление общественных отношений на материальные и духовные является предельно широким, каждый из этих классов включает в себя множество видов. Классификация материальных отношений осуществляется обычно исходя из основных сфер общественного бытия (производственные отношения, экологические отношения и т.д.), в основу классификации духовных отношений кладется структура общественного сознания его формы (тогда выделяют отношения моральные, правовые, религиозные и т.д.).

При изучении общественных отношений следует обратить внимание на то, что сама их характеристика является одновременно и характеристикой человека как общественного субъекта. Таким образом, рассмотрение общественных отношений в рамках отдельных крупных сфер общественной жизни позволяет понять роль человека в этих сферах жизни общества.

, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 г. Калининграда

Тема урока: Человек в системе социальных связей. (2 часа)

Цели: 1. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования.

2. Развитие навыков поиска информации, извлечения знаний из неадаптированных текстов, систематизации и анализа информации, умений выявлять сущностные черты понятий и явлений, сравнивать социальные объекты, формулировать собственные суждения, применять знания для решения познавательных задач, развитие коммуникативных навыков.

3. Ориентировать на положительную, зрелую личность, понимание необходимости самопознания и самообразования.

Основные понятия урока : человек, индивид, личность, социализация, самопознание, самореализация, самовоспитание, самообразование, свобода, ответственность

Тип: урок изучения нового материала

Ход урока:

1. Мотивация: учащиеся работают в парах с высказываниями.

Генрих Гейне назвал человека «аристократом среди животных». Как вы понимаете это выражение? Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этого суждения?

Раскройте смысл высказывания Гельвеция: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». (таким образом идет отработка навыков написания эссе)

2. Биологическое и социальное в человеке.

Заполните таблицу: «Человек как биосоциальное существо». (отрабатываются задания В4 – на умение применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка).

1) Наличие кровеносной системы

2) Инстинкт самосохранения

3) Способность создавать орудия труда

4) Обмен веществ между организмом и природой

5) Способность к абстрактному мышлению

6) Умение говорить

7) Субъект познания и изменения мира

8) Пищевой инстинкт

9) Строение клеточной и мышечной системы

10) Творческая деятельность

Познакомьтесь с текстом учебника и охарактеризуйте основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке.

3. Индивид, индивидуальность, личность.

В качестве мотивации учащимся дается следующее задание:

Какое суждение верно?

А) Понятия «индивид» и «индивидуальность» означают одно и то же.

Б) Без общества индивид не может стать индивидуальностью.

Для того, чтобы учащиеся смогли выполнить данное задание, они должны знать определение понятий «индивид» и «индивидуальность», поэтому целесообразно нацелить ребят на работу со школьным словарем (стр. 20-21).

Перейти к отработке понятия «личность» поможет работа с высказыванием В. Гаврилова:

«Индивидуальность – это неповторимый набор красок для шедевра по названию «Личность», но еще вовсе не сам шедевр», а также работа с текстом «Индивид и личность» (Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» 10-11 кл.: Пособие для учителя / , и др.; Под ред. , . – М.: Просвещение, 2001, с.10-11)

Для закрепления материала обращаемся к заданиям из части «А» ЕГЭ:

Какое высказывание верно?

А) Главным в характеристике личности является общественная сущность.

Б) Новорожденного человека можно назвать индивидом, но не личностью.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Социальное поведение и социализация личности.

Учащиеся работают с текстом учебника, затем – беседа по вопросам:

    Какое поведение человека называют социальным? Что такое нравы и обычаи? Что еще влияет на поведение человека? Что такое социализация? Назовите стадии социализации. Назовите сферы социализации индивида. Какие социальные институты способствуют социализации индивида?

Затем – работа в группах, учащиеся выполняют задание 3 после параграфа. (привести аргументы к точкам зрения)

5. Самосознание и самореализация.

Работа с высказыванием (отработка навыков написания эссе). Как вы относитесь к следующему суждению? Ответ аргументируйте. «Личность – единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри».

Работа со школьным словарем над понятиями самовоспитание, самообразование, самопознание, самореализация.

6. Единство свободы и ответственности.

Работа с высказываниями, работа в парах. Раскройте смысл высказываний:

«Человек – раб, потому что свобода трудна, быть рабом легче».

«Личности присуща неукротимая страсть, которая полыхает в ней, как божественный

огонь. Она восстает и идет наперекор всякий раз, как почует угрозу порабощения, вступая в борьбу не столько за собственную жизнь, сколько за свое достоинство». Эммануель Мунье

Работа с текстом документа на с. 75 учебника.

Что такое свобода?

Что такое ответственность?

Как сочетаются свобода и ответственность?

7. Закрепление.

Работа в группах. Выполните следующее задание.

Ниже приводится ряд суждений о человеке. Если бы вам пришлось составить последовательный рассказ о человеке, как бы вы расположили приведенные суждения в виде пунктов плана такого рассказа? Почему именно в таком порядке?

А) «мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют»

Б) «единственное животное, для которого собственное существование является проблемой; ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти»

В) «некая целостность способностей»

Г) «это то, что все мы знаем»

Д) «это то, что он хочет, умноженное на то, что он может»

Е) «это животное, которое сеет хлеб, откладывает деньги и знает, что впереди у него старость и смерть»

8. Домашнее задание: параграф 7, ответить на поросы вопросы 1-8, написать эссе.

Список использованной литературы:

Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень / [, и др.]; под ред. . – М.: Просвещение, 2008 Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» 10-11 кл.: Пособие для учителя / , и др.; Под ред. , . – М.: Просвещение, 2001 Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: методические рекомендации : пособие для учителя / [, и др.]; под ред. . – М.: Просвещение, 2006 Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией: в 2 ч. – Ч.1/авт.-сост. – Волгоград: Учитель, 2008 Задания и тесты по обществознанию: 10 класс / и др. – М.: Школа-Пресс, 1999 ЕГЭ 2008. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов / Составители, . – М.: Эксмо, 2008 Школьный словарь по обществознанию: пособие для учащихся 10-11: / Под ред. , . - М.: Просвещение, 2005