Корпусная гаубица д 1 152 мм

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1) — советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1943 по 1949 год, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.


Принятие на вооружение в 1943 году мобильной и мощной гаубицы Д-1 повысило возможности танковых и моторизованных частей Рабоче-Крестьянской Красной армии по прорыву заранее и хорошо укреплённых оборонительных полос и районов противника.


Началом работ по созданию 152-мм гаубицы Д-1 можно считать, расчёты конструкторского бюро под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова под конец 1942 года.

Тогда были проведены предварительные расчёты установки 152-мм орудийного ствола на лафетную часть гаубицы М-30 калибра 122-мм. Все работы проводились на энтузиазме конструкторов, заказов на разработку подобного орудия не поступало.

Только в середине апреле 1943 года, госкомитет Обороны принимает решение об изготовлении образцов гаубицы калибром 152-мм и проведения госиспытаний. Начало испытаний требовалось начать в начале мая 1943 года.


И хотя полностью готовых чертежей готово к тому моменту не было, конструкторы приложили невероятные усилия и 1.04.1943 года на полигон отправили пять готовых гаубиц калибра 152-мм.


В этом же месяце успешно пройдя государственные испытания, гаубицу Д-1 принимают на вооружение как гаубицу калибра 152-мм образца 1943 года. Как отмечал в своих записях Фёдор Фёдорович Петров, 152-мм гаубичный ствол наложили на лафет гаубицы калибра 122-мм, благодаря использованию в конструкции дульного тормоза.

Лафет гаубицы составляли – станины, подрессоривание и колесный ход, ствольная группа состояла из казенника, противооткатных устройств, ствола с дульным тормозом. Для быстрого проектирования и производства в гаубицы использовали механизмы и решения от других орудий: орудийный ствол от гаубицы калибра 152-мм образца 1938 года, улучшенный лафет и прицельное приспособление от гаубицы калибра 122-мм М-30, затвор от гаубицы калибра 152-мм образца 1937 года МЛ-20.


Благодаря этому, производство орудий смогли наладить всего за 1.5 месяца. В середине 1943 года гаубица начинает поступать в части резерва Советской Армии. В комплект гаубицы вошли боеприпасы – осколочные, осколочно-фугасные, бетонобойные снаряды. В ходе войны бетонобойные боеприпасы применялись даже против бронетанковой техники противника. Осколочно-фугасные боеприпасы имели дальность применения 12,4 километра, осколочное действие по фронту от места падения 70 метров, в глубину 30 метров. Фугасное действие – воронка диаметром 3,5 и глубиной 1,2 метра.


Чтобы повысить возможности мобильности и транспортировки гаубицы, отказываются от традиционно выполненного передка. Это позволило уменьшить вес гаубицы и время перевода из одного положения в другое до 120 секунд. Улучшения лафета, а коснулось это и люльки и подрессоривания и колёсного хода, привели к повышению скоростных характеристик до 40 км/ч.


Боевое применение поступивших гаубиц происходило в основном в конце войны – в 1944-1945 годах. Активно использовали гаубицы для ведения огня с закрытых позиций по различным целям – живой силе, фортификационным сооружениям, заграждениям, танкам, важным объектам.


Основное предназначение 152-мм гаубицы — повысить возможности преодоления различных препятствий пехотными подразделениями.


Гаубица Д-1 предназначались для вооружения в подразделения корпусной артиллерии и РВГК (части резерва).


При поступлении в Советские войска в 1943-1944 годах, гаубичного орудия 152-мм, в один артиллерийский полк входило пять артиллерийский батарей. Всего в артполку по штату числилось двадцать орудий. Гаубица Д-1 присоединилась к стоящим на вооружении орудиям «А-19» и «МЛ-20». В частях РВГК штаты артиллерийских подразделений были другие: гаубичный полк составляли 48 гаубичных орудий, тяжёлая гаубичная бригада состояла из 32 гаубиц, соответственно бригады и полки могли составлять при необходимости артиллерийские дивизии прорыва.


Гаубица Д-1 зарекомендовала себя точным и надёжным помощником. Во время войны были попытки улучшить орудие. Конструктор Фёдор Фёдорович Петров сделал танковую модификацию гаубицы, заменив на самоходке СУ-85 орудие калибра 85-мм на 152-мм. Изготовили даже опытный образец новой самоходки, получивший название Д-15 или СУ-Д-15. Однако дальнейшей разработки самоходка не получила.


Оценивая новую гаубицу, можно с уверенностью сказать о том, что она в своё время не уступала аналогичным мировым образцам, и это при том, что создана была в кратчайшее время и из деталей орудий уже имеющихся на вооружении в РККА. Для Советской Армии это была необходимая по мощности, обладающая хорошей эффективной дальностью и мобильностью гаубичное орудие.


После войны гаубица получила широкое распространение в странах Варшавского договора и дружественных государствах. Некоторые из них сделали собственные модернизации советской гаубицы.


Во время Великой Отечественной войны гаубица выпускалась не большой серией, в год производилось меньше 500 экземпляров.


Присутствие новой гаубицы в подразделениях Советской Армии положительном образом сказалось на скором приближение великого дня Победы.

Д-1

152-мм гаубица образца 1943 года

В 1941 году по ряду причин было прекращено серийное производство 152-мм гаубиц образца 1938 года (М-10) - оборонявшейся стране противотанковая артиллерия требовалась больше, чем средство разрушения долговременной фортификации. Однако предвидя, что скоро гаубицы такого калибра в больших количествах понадобятся, известный конструктор артиллерийских систем Герой Социалистического Труда генерал-лейтенант инженерно-технической службы Фёдор Фёдорович Петров в конце 1942 года, когда полным ходом шла Сталинградская битва сделал конструктивные прикидки и приближенные расчеты, которые подтверждали возможность наложения 152-мм ствола на лафет 122-мм гаубицы М-30
образца 1938 года.
Для этого чертеж лафета М-30 был скопирован на пергамент, а потом на него нанесли общие габариты нового ствола с затвором, цапфенной и передней обоймами люльки и т.д. Для смягчения отдачи на менее массивный по сравнению с гаубицей М-10 лафет орудие пришлось оснастить двухкамерным дульным тормозом. Такой подход позволил создать лёгкую, но мощную гаубицу с использованием уже освоенных в производстве комплектующих, что было немаловажно в условиях военного времени. О том, что таким путем можно создать новую гаубицу, Петров в конце 1942 года сообщил наркому вооружения Дмитрию Фёдоровичу Устинову, который, одобрил предложение конструктора, но ничего конкретного не пообещал. Поэтому дальнейшие разработки Петров прекратил.
В ночь на 13 апреля 1943 года Устинов сообщил Петрову о решении Государственного комитета обороны (ГКО) о поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний. Каково же было удивление и недовольство наркома, когда Петров ему сообщил, что никаких рабочих чертежей у нас нет, и просил его дать два дня на их разработку. Получив такое согласие и кое-как одевшись впотьмах - из-за экономии энергии в тёмное время суток света не было - Петров пошел по квартирам собирать на работу конструкторов. 5 мая две гаубицы поступили на испытания, которые были закончены уже через два дня. 7 мая по результатам испытаний был подписан отчёт, в котором орудие, после устранения ряда несущественных недостатков, рекомендовалось к принятию на вооружение. Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1943 г.».
Гаубица Д-1 являлась весьма совершенным для своего времени орудием. Ствол орудия, практически идентичный стволу гаубицы М-10, оснащался двухкамерным дульным тормозом ДТ-3. К основным конструктивным особенностям ствольной группы гаубицы Д-1 относятся переменная длина отката, затвор поршневого типа, гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Заряжание раздельное гильзовое, всего для орудия предусматривалось 8 различных метательных зарядов. Лафет орудия почти идентичен с лафетом гаубицы М-30. Станины на орудиях первых серий были клёпаными, затем их стали делать сварными. Орудия поздних серий дополнительно оснащались катками для перекатывания вручную. Все гаубицы Д-1 комплектовались стальными колёсами с резиновыми пневматическими шинами, колёсный ход снабжался подрессориванием. Передка орудие не имело, транспортировка осуществлялась исключительно механической тягой. Допустимая скорость перевозки орудия по асфальту или ровной грунтовой дороге составляла до 40 км/ч, по булыжной мостовой - до 30 км/ч, а по бездорожью - до 10 км/ч. Для защиты расчёта от пуль и мелких осколков гаубица Д-1 имела щитовое прикрытие.


Серийный выпуск гаубиц Д-1 начался в конце 1943 года, до конца которого удалось выпустить 84 экземпляра. В следующем же году, по причине крайней загруженности завода № 9 выпуском 122-мм гаубицы М-30 было изготовлено всего 256 гаубиц этого типа. Лишь в 1945 году производство развернулось в полную силу и продолжалось до 1949 года. Всего же было выпущено 2887 экземпляров Д-1.
Гаубицы Д-1 предназначались для вооружения корпусной артиллерии и частей резерва Верховного Главного Командования (РВГК). Организационно-штатная структура стрелковых корпусов в 1944 году включала артиллерийские полки пятибатарейного состава (20 орудий), в состав которых и входили гаубицы Д-1 наряду с МЛ-20
, А-19
и другими мощными орудиями.

Смотрите также:


Русская трёхдюймовка

37-мм танковая пушка Б-3 (5К) образца 1930 года

Сорокопятка
152-миллиметровая гаубица-пушка МЛ-20

Полковушка
122-мм корпусная пушка А-19 образца 1931/1937 годов

ЗИС-2

ЗИС-3

БС-3


Первый в мире мобильник был советский

Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

В какой стране пьют больше всех?

152-мм гаубица Д-1

Годы выпуска: 1943-1949

Выпущено: 2 827 единиц

Советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Ее разработка была поручена конструкторскому бюро под руководством Ф.Ф. Петрова. Инженеры использовали уже отработанный метод. Они взяли ствол от 152-мм гаубицы образца 1938 г. (М-10), серийный выпуск которой был прекращен в начале войны, и наложили его на лафет 122-мм дивизионной гаубицы М-30. Таким образом, всего через 18 суток после начала работ новое орудие под обозначением Д-1 успешно прошло полигонные, а затем и войсковые испытания.


Первые гаубицы Д-1 начали поступать на вооружение артиллерийских подразделений РГК в июле 1943 года. Артсистема оказалась достаточно надежной и имела высокие боевые качества. Боекомплект 152-мм орудия включал выстрелы раздельно-гильзового заряжания с осколочным, осколочно-фугасным и бетонобойным снарядами. Последние, в случае необходимости, могли применяться для борьбы с танками противника.

Гаубица Д-1 являлась весьма совершенным для своего времени орудием. Лафет орудия почти идентичен с лафетом гаубицы М-30. Станины на орудиях первых серий были клёпаными, затем их стали делать сварными. Орудия поздних серий дополнительно оснащались катками для перекатывания вручную. Все гаубицы Д-1 комплектовались стальными колёсами с резиновыми пневматическими шинами, колёсный ход снабжался подрессориванием. Передка орудие не имело, транспортировка осуществлялась исключительно механической тягой. Допустимая скорость перевозки орудия по асфальту или ровной грунтовой дороге составляла до 40 км/ч, по булыжной мостовой до 30 км/ч, а по бездорожью - до 10 км/ч. Для защиты расчёта от пуль и мелких осколков, гаубица Д-1 имела щитовое прикрытие.

Гаубица Д-1 продавалась или передавалась в большое количество стран мира. Она до сих пор стоит на вооружении армий некоторых стран СНГ, а также вооружённых сил Китая, Афганистана, Ирака, Венгрии, Мозамбика, Сирии, Вьетнама, Кубы, Албании и ряда других государств. Ещё более широким было распространение этой гаубицы в недавнем прошлом, когда она состояла на вооружении государств-участников организации Варшавского договора, например, Польши. Орудие использовалось в боевых действиях в арабо-израильских войнах, а также в конфликтах на территории бывшего СССР.




Тактико-технические характеристики

Боевая масса 3.6 т
Боевой расчет 8 чел.
Габариты 7558х1994 мм
Длина ствола 4207 мм
Калибр 152.4 мм
Масса снаряда 40 кг
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда 560-620 м/с
Эффективная дальность стрельбы 12.4 км
Максимальная дальность стрельбы 13.7 км
Время перевода гаубицы из походного положения в боевое 2-3 мин

Максимальная скорость транспортировки:

- по шоссе

- в полевых условиях

40 км/ч

10 км/ч

К началу Великой Отечественной войны в составе корпусов Красной Армии имелась мощная 152 мм гаубица М-10. Но из-за нехватки тягачей соответствующей мощности, технологической сложности и металлоемкости, а также переориентацией предприятий на выпуск других типов оружия производство орудия свернули.

В 1943 году ситуация на фронтах изменилась, и РККА потребовалось мощное, но вместе с тем и мобильное, тяжелое орудие. Для ускорения процесса разработки новой гаубицы, получившей индекс Д-1, использовались серийные компоненты от других артиллерийских систем.

История создания

Перед началом Великой Отечественной войны в РККА поставлялась гаубица М-10, разработанная в 1938 году. Реорганизация структуры армии на первом этапе войны привело к упразднению корпусной артиллерии – основного владельца 152 мм гаубиц. Из-за этого к осени 1941 года выпуск орудий свернули. Негативное влияние оказали и другие факты – потеря части производственных площадей, отсутствие мощных тягачей и нараставший дефицит металла.

В 1942 году выпуск крупнокалиберных гаубиц в СССР был равен нулю, что постепенно привело к потере почти всех орудий такого калибра. Но в конце года происходит очередная реорганизация, которая предусматривала создание стрелковых корпусов с соответствующей артиллерией. Попытки использовать для или 122 мм орудия М-30 оказались неудачными, поэтому конструкторами завода №9 в инициативном порядке начались работы над новой версией гаубицы.

Работы над Д-1 начались в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова.

Новая конструкция представляла собой комбинацию ствольной группы, позаимствованной у 152 мм гаубицы М-10, и лафета от М-30. Поскольку отдача ствола заметно превосходила аналогичный параметр 122 мм орудия, то на лафет передавались чрезмерные нагрузки. Для исправления ситуации конструкторы применили 2-камерный дульный тормоз.

Уже в начале 1943 года нарком вооружений Д.Ф. Устинов получает докладную записку от руководителей ОКБ-9, в которой шла речь о созданной новой системе. Государственный Комитет Обороны рассмотрел доклад и постановил выпустить к маю опытную партию из 5 гаубиц для проведения всесторонних испытаний. Завод оперативно изготовил орудия, поскольку конструкция состояла из уже освоенных компонентов. Испытания на Гороховецком полигоне также заняли всего несколько дней, а на устранение выявленных недостатков ушло менее 2 месяцев.

Официальное принятие на вооружение состоялось в августе 1943 года. Серийное производство 152 мм гаубицы Д-1 образца 1943 года стартовало на заводе №9 в середине осени, а до конца года в войска были отгружены 84 экземпляра. Выпуск орудий велся до 1949 года включительно, всего было собрано 2827 гаубиц. Пик производства был достигнут в 1946 году, когда предприятие отгрузило 1050 стволов. Все Д-1 были собраны заводом №9, другие предприятия к выпуску не привлекались.

Особенности конструкции

Гаубица Д-1 оснащена ствольной группой, идентичной орудию М-10, на дульной части установлен дульный тормоз ДТ-3, оснащенный 2 рабочими камерами. Канал ствола имеет 48 нарезов, имеющих переменную крутизну. Применение тормоза не только снизило энергию отдачи, но и привело к формированию облака пыли при выстреле. Но из-за стратегии использования гаубичных соединений, расположенных позади передовых позиций, этот недостаток не имел особого значения.

В конструкции орудия предусмотрен регулятор длины отката с гидравлическим тормозом.

Для обратного возврата ствола используется газомаслянный накатник. Использование поршневого затвора позволило повысить скорострельность, которая составляла до 4 выст./мин. Из-за значительного веса унитарного патрона применено раздельное заряжание. Но из-за большого веса снаряда, достигавшего 40 кг, длительный беглый огонь на максимальной скорострельности все же был затруднителен.

Для защиты расчета от пуль и осколков установлен стальной щит толщиной 3,5 мм. Регулировка положения ствола по вертикали и горизонтали выполняется секторными механическими редукторами. Для наводки применяется панорамный прицел, лимбы имеют цену деления 0,002⁰. Из-за большого шага регулировки наблюдается значительный уход снаряда от цели. После войны стал использоваться корректор, обеспечивающий более точное наведение.

Боевой заряд располагается в отдельной гильзе, расчет может корректировать мощность выстрела изменением веса пороха. Полный заряд пороха обозначался 54-Ж-536, путем удаления пучков пороха одинакового веса можно было получить 7 вариантов метательного заряда. При использовании кумулятивного снаряда гильза снаряжалась отдельным зарядом.
Лафет Д-1 представляет собой модернизированную конструкцию от М-30. Первые партии орудий отгружались в армию со станинами, элементы которых соединялись заклепками.

Позднее конструкция стала сварной, на части лафетов использовались дополнительные катки, облегчавшие перекатывание гаубицы вручную. Ходовая часть оснащена пневматическими шинами, имеется подвеска, состоящая из поперечной листовой рессоры. При ведении огня подвеска отключается при помощи штыря с механическим приводом, срабатывавшим при разведении станин. Допускается ручное отключение подвески при сведенных станинах. На концах станин смонтированы откидные сошники, позволяющие вести огонь из гаубицы Д-1 с мягкого грунта.

При перевозке гаубица цеплялась непосредственно к тягачу, дополнительный передок не использовался.

Конструкция орудия допускает максимальную скорость движения 40 км/ч. Из-за отсутствия передка перевозка Д-1 конными упряжками была невозможна. Колеса оборудованы барабанными тормозными механизмами, тросовые приводы выведены в кузов тягача. Механизмы применяются при движении по затяжным и крутым спускам. Дорожный просвет лафета составляет 370 мм, что позволяет перемещать гаубицу по пересеченной местности.

Гаубица Д-1 может вести огонь практически любыми снарядами отечественного производства калибром 152 мм. Исключение составляет лишь граната 53-Ф-521 фугасного действия, которая используется только в мортирах. Да это и не нужно было, фугасное воздействие осколочных 152 мм гранат ОФ-530, применяемых в Д-1, образует воронки диаметром до 3,5 м и глубиной более 1,2 м. При настройке взрывателя на осколочное воздействие разлет фрагментов покрывает площадь до 2100 м².


После войны в боекомплект Д-1 ввели кумулятивный снаряд 53-БП-540, который обеспечивал пробитие вертикальной броневой плиты толщиной 250 мм. Боеприпас оснащался зарядом весом 5,6 кг. Специальный снаряд 53-Г-530 для разрушения бетонных конструкций обеспечивал пробитие перекрытий и стен из железобетона толщиной до 1140 мм с дистанции 1 км. Снаряд пробивал часть бетонной стены, дальнейшее разрушение осуществлялось за счет фугасного действия, заряд взрывчатого вещества имел вес 5,1 кг.

В конце 50-х годов произошло сокращение номенклатуры используемых снарядов. Для Д-1 сохранился выпуск только осколочных и осколочно-фугасных гранат (53-О-530 и 53-ОФ-530 соответственно), кумулятивного боеприпаса и бетонобойных снарядов. В официальной документации не имеется данных об использовании снарядов с отравляющими веществами.

Обслуживание гаубицы осуществляется расчетом, состоящим из 10 человек. Из них двое осуществляют наводку, а пять подносят снаряды и заряды, а также выполняют непосредственное заряжание. Кроме них в состав расчета включен оператор замка, установщик и командир орудия.

Боевое применение

Гаубицы Д-1 входили в штат подразделений корпусной артиллерии, а также имелись в артиллерийских частях РВГК (резерв Верховного Главного Командования). В состав типичного строевого гаубичного полка входили 5 батарей, каждая из которых состояла из 4 орудий Д-1. При этом часто встречались комбинированные подразделения, имевшие в штатном составе 122 и 152 мм гаубицы разных моделей. Резервные полки и бригады состояли по штату из 48 или 32 стволов соответственно.


Боевое применение Д-1 началось в 1944 году и продолжалось до последнего дня войны. Орудия предназначались для стрельбы с закрытых позиций. Целями тяжелой артиллерии были полевые укрепленные сооружения, вражеские батареи. Также гаубица использовалась для обстрела и разрушения складов и иных стратегически важных объектов, размещенных в ближнем тылу противника. Отмечены случаи использования гаубиц и против бронированной техники немцев.

После войны СССР ограниченно поставлял Д-1 в африканские, восточноазиатские и латиноамериканские государства, которые пытались построить социалистическое общество. Не остались в стороне и страны Восточной Европы, в армиях которых было значительное количество советского вооружения, в том числе и Д-1. Гаубицу охотно применяли арабские государства в ходе постоянных войн с Израилем. В Советской Армии для перевозки гаубицы использовались гусеничные тягачи АТ-Л или МТ-Л, а также полноприводные колесные вездеходы Урал-375.

После распада СССР пушки Д-1 использовались в ходе междоусобных и этнических конфликтов между бывшими республиками.

На начало 2017 года гаубицы оставались в строю армий Киргизии, Армении, Кубы, Мозамбика и еще ряда государств. В Китае имеется значительное число орудий, выпущенных местными заводами (под обозначением Тип-54). В России не менее 700 экземпляров гаубицы находится на долговременном хранении.

Технические параметры и аналоги

Ближайшим аналогом и конкурентом советской Д-1 во время Великой Отечественной войны стала германская 150 мм гаубица s.FH.18, которая разошлась тиражом более 5,4 тыс. экземпляров. Немецкая пушка отличается стволом увеличенной длинны, который позволил несколько повысить начальную скорость снаряда и дальнобойность. Вместе с тем s.FH.18 имеет больший вес, что отрицательно сказывалось на мобильности.


Германские конструкторы осознавали недостатки своего детища, поэтому велась активная разработка перспективной гаубицы s.FH.36 с уменьшенным на 2000 кг весом, но до серии орудие не дошло. Некоторое количество захваченных орудий s.FH.18 использовалось по прямому назначению в СССР, но именно с появлением гаубицы Д-1 их списали.

Американское орудие М1 имеет ствол сопоставимой длины, но применение усиленного порохового заряда позволило нарастить скорость на 10%, что положительно сказалось на дальнобойности. При этом американская гаубица весит более 5,4 т, заметно проигрывая в этом показателе советскому аналогу.


Аналогичные гаубицы производились мелкими партиями в Италии и Японии. Причем азиатский вариант имел массу и дальнобойность, приближенные к параметрам весу Д-1, но малый вес снаряда обусловил сниженное пробивное и фугасное воздействие.

Опытные варианты

Советские конструкторы пытались создать танковое орудие, используя ствольную группу от Д-1. Первые работы начались уже весной 1943 года, новая пушка предполагалась к установке на , в конструкции ходовой части которого планировалось использовать элементы от КВ-1с. Но пока шла разработка орудия, прошло Курское сражение, по итогам которого появились новые идеи. Основной из них стала установка 122 мм ствола от полевой пушки А-19 на танковый лафет орудия Д-5.

Впоследствии ствол полевого орудия заменили аналогом от перспективной противотанковой пушки Д-2 того же калибра. Получившаяся в итоге комбинация пошла в крупную серию под индексом Д-25.

Расчеты показали, что энергия отдачи при выстреле из Д-2 заметно выше, чем аналогичный параметр у Д-1.

В итоге конструкторы создали новую пушку Д-15, которая была воплощена в металле и прошла пробный отстрел. Достоверных данных об установке конструкции в башню танка КВ-1с не имеется.

Во второй половине осени 1943 года выходит постановление, предусматривавшее прекращение дальнейших работ по всем штурмовым орудиям. Основной причиной стало появление тяжелых самоходных установок ИСУ-152 и развертывание производства танков серии ИС.

Еще одним аргументом в пользу отказа стал пробный обстрел немецкого трофейного танка, произведенный с дистанции до 600 м из . Использование панорамного прицела не позволяло наводить орудие в такой ситуации, в результате из полутора десятков снарядов в цель попаданий не было.


Но проект Д-15 просуществовал еще некоторое время, поскольку орудием заинтересовались создатели самоходных установок среднего типа. В конце осени 1943 года началась проработка проекта размещения орудия на шасси танка Т-34. Но из-за нарастающей перегрузки передних опорных катков и снижения боекомплекта идею забраковали. Но часть расчетов позднее использовали при установке 100 мм длинноствольного орудия на самоходную .

На сегодняшний день некоторое количество Д-1 установлено на постаментах в качестве памятников. Орудия находятся на территории России, Украины, Белоруссии, Германии (на Зееловских высотах) и Польши. В других зарубежных музеях гаубицы нет, что является следствием малого числа выпущенных экземпляров и относительно слабых поставок на экспорт.

Создатели компьютерных игр также не уделяют внимания Д-1, как, впрочем, и артиллерии в целом.

Орудие можно увидеть только в стратегии Panzer GeneralIII (в некоторых релизах), а также играх «В тылу врага 2» и «Orderof War». Производители масштабных моделей практически игнорируют гаубицу. Единственной миниатюрой в масштабе 1:72 является изделие белорусской компании PST.

Модель поставляется в комплекте с оригинальным полугусеничным тягачом ЗиС-42. В масштабе 1:35 модели не существует, хотя отдельные моделисты собирают макеты гаубицы Д-1 с использованием компонентов от других орудий и самодельных деталей.

Последние Д-1 были собраны почти 70 лет назад, но высокая надежность и прочность позволяют орудию оставаться в строю и сегодня. Немаловажным стимулом стало сохранение габаритов боеприпасов в более современных орудиях, поступивших на вооружение Советской Армии в послевоенные годы.

Видео

В нескольких предыдущих статьях мы рассказывали о 152-мм гаубицах РККА, которые в той или иной степени были достаточно удачными для своего времени. По каким-то характеристикам даже превосходили зарубежные аналоги. По каким-то уступали. Но в целом соответствовали требованиям времени создания. Назвать их прорывными, шедевральными, лучшими все-таки было нельзя.

Сегодня речь пойдет о действительно шедевре. Орудии, восхищаться которым не перестают до настоящего времени. Причем восхищение это имеется и у тех, кто конструирует вооружение сегодня, и у тех, кто пользуется орудием в силу служебных обязанностей. Орудии, которое несмотря на то, что выпускалось всего 6 лет, с 1943 года по 1949 год, стало самой массовой 152-мм гаубицей Красной, а затем и Советской армии!


Скажите, кому неизвестен этот снимок?

Послужной список этой гаубицы начинается боями Великой Отечественной и заканчивается почти всеми более или менее значимыми военными конфликтами 20 века. А военная служба системы продолжается и сегодня в нескольких армиях мира.

Именно опыт и гениальность Ф. Ф. Петрова и его конструкторского коллектива "помогли" новой системе в кратчайшие сроки стать в боевой строй.

Но необходимо вспомнить и ещё одного человека. Человека, который хоть не являлся конструктором артиллерийских систем, но без поистине "гаубичного" по пробиваемости решений на всех уровнях характера, без его организаторских способностей, судьба шедевра могла сложиться не так триумфально.

Это народный комиссар вооружений Дмитрий Федорович Устинов. Более известный для большинства читателей-ветеранов ВС СССР и России как один из последних Министров обороны СССР (1976-1984 гг.).

Но вернемся к самой гаубице. В статье о гаубице М-10 мы писали о прекращении производства таких орудий в 1941 году. Существует множество материалов о причинах этого решения. Называют и дефицит тягачей, что соответствует действительности. И сложность производства, особенно лафета, что тоже верно. И сложность самого орудия.

Но, по нашему мнению, главной причиной стало отсутствие мощностей для производства. Стране нужны были пушки. И заводы выпускали пушки. Из гаубиц производились только М-30 и МЛ-20 (гаубица-пушка). Производство которых было налажено в кратчайшие сроки с одной стороны, и которые обеспечивали потребность РККА в орудиях данного вида.

Переломным этапом в отношении к гаубицам для конструкторов стало наступление под Москвой и дальнейшие действия РККА в 1942 году. Стало понятно, что армия переходит в наступление. А значит, армия скоро потребует мощных, мобильных артсистем.

КБ начали в инициативном порядке, в свободное время, проектировать такие системы. Однако, в условиях военного времени главным требованием для конструкторов стали не революционные идеи и разработки, а возможность в кратчайшие сроки организовать производство на уже имеющихся мощностях.

Вот тут-то и пригодился талант Петрова и его команды. Решение было найдено поистине гениальное. Наложить ствольную группу гаубицы М-10, мощности и технологии производства которой сохранились, на прекрасно зарекомендовавший себя лафет 122-мм гаубицы М-30. И таким образом объединить мощь 152-мм гаубицы М-10 и мобильность 122-мм дивизионной гаубицы М-30.

Наверное, можно рассматривать новую гаубицу как дуплекс сразу двух систем-М-10 и М-30. По крайней мере, для своей предшественницы М-10 гаубица Д-1 является дуплексом безо всяких оговорок.

13 апреля из Москвы раздается телефонный звонок. Устинов извещает Петрова о решении ГКО по поставке 5 изделий к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний на Гороховецкий полигон.

5 мая на полигоне начинаются испытания двух опытных образцов. Отличие образцов заключалось в небольших различиях в противооткатных устройствах. Правда один образец уже был испытан на заводе. Второй был "с нуля".

5 и 6 мая орудия подверглись серьезным испытаниям. Было сделано, в общей сложности, 1217 выстрелов. Скорострельность орудия как с исправлениями, так и без исправления наводки оказалась 3-4 выстрела в минуту! Уже 7 мая полигон выдал отчет, что по устранению неполадок гаубица Д-1 может быть рекомендована к принятию на вооружение.

Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года Д-1 была принята на вооружение под названием "152-мм гаубица обр. 1943 г." Валовое производство ее было начато через 1,5 месяца на заводе № 9. Этот завод был единственным изготовителем Д-1.

Устройство гаубицы:

Станины раздвижного типа;
- казенная часть (казенник);
- щитовой бронелист;
- накатник и откатник, составляющие противооткатные устройства;
- гаубичный ствол;
- дульный тормоз ДТ-3;
- колесный ход (колеса гаубицы КПМ-Ч16 с шинами ГК 1250 200);
- подрессоривание хода.

Лафет гаубицы составляли станины, подрессоривание и колесный ход. Ствольная группа состояла из казенника, противооткатных устройств, ствола с дульным тормозом.

Какие же решения использовал Ф.Ф. Петров в конструкции Д-1? при внимательном рассмотрении оказалось, что в этой конструкции есть элемент ещё одного орудия.

Орудийный ствол сомнений не вызывает. Гаубица 152-мм образца 1938 года. С лафетом та же . Улучшенный лафет гаубицы калибра 122-мм М-30. Прицельное приспособление тоже от гаубицы М-30. А вот с затвором вопрос. Петров использовал затвор от гаубицы 152-мм образца 1937 года МЛ-20.

Как видите, с технической точки зрения конструкция достаточно совершенна. Хотя, в целях упрощения производства, совершенствования технологии, изменения все-таки проводились.

Так, станины орудий первых выпусков были полностью клепанные, а у орудий более поздних выпусков корпуса были сварные.

Гаубицы более поздних выпусков имели также катки для перекатывания вручную. Штырь катка вставлялся в отверстие шворневой балки.

Тактико-технические характеристики:

Масса
в походном положении, кг: 3 640
в боевом положении, кг: 3 600

Вертикальные углы, град: -3...+63,5
Горизонтальные углы, град: 35

Скорострельность орудия, выстр/мин: 4
Дальность стрельбы, м: 12 400

Масса ОФС, кг: 40

Максимальная скорость транспортировки, км/ч: 40

Расчет, чел: 8.

Если смотреть статистические данные по выпуску гаубицы Д-1 в период Великой Отечественной войны, создается совершенно неверное впечатление о численности этих мощных орудий в нашей армии. Во многих источниках информация дается достаточно "обтекаемо". За время войны выпущено примерно 1000 гаубиц.

Картина совершенно меняется если посмотреть выпуск систем по годам.

1943 год - 84 штуки.
1944 год - 258 штук.
1945 год - 715 штук.
1946 год - 1050 штук.
1947-49 годы - по 240 штук.

Как видно из этих данных, растущие потребности именно в этом орудии свидетельствуют как раз о том, что гаубица «зашла».

При стрельбе на мягком грунте необходимо под колесами делать настил. При стрельбе под углами возвышения свыше 37 градусов вырывается ровик между станинами. В исключительных случаях возможна стрельба при не раздвинутых станинах. При этом угол обстрела по горизонтали составляет 1,5 градуса. Во всех случаях при стрельбе под сошниками закрепляются деревянные брусья.

Появление в 1943 году этих гаубиц значительно повысило мобильность советских танковых и моторизованных частей. Гаубица, благодаря своей «скороходности», успевала за стремительно наступавшими частями РККА. Значит, вклад этой системы в войну неоспорим. И место в российских и прочих музеях эта гаубица занимает по праву.

Заканчивая статью, хочется ещё раз восхититься гением наших конструкторов, которые в сложнейших условиях войны смогли создать великое орудие. Орудие, которое стало учителем многим советским и даже российским артиллеристам.