Государственный комитет обо­роны (ГКО). Образование государственного комитета обороны ссср и городские комитеты обороны 30 июня создание государственного комитета обороны

Создание ГКО

Действия Сталина в первые дни войны можно назвать лихорадочными, беспорядочными и реактивными. Не владея ситуацией, не умея руководить войсками, Сталин пытался просто что-то предпринять, потому что ничего не делать было невозможно. В основном это были отчаянные и неадекватные попытки нанести контрудар, которые часто, если не в большинстве случаев, ухудшали положение и вызывали новые жертвы.

Сталин, судя по всему, вполне осознавал, как велика была угроза, нависшая над страной. Существуют убедительные доказательства того, что уже в первые дни войны Сталин пытался договориться с Гитлером, уступив ему ряд советских территорий на западе СССР в обмен на прекращение боевых действий. По поручению Сталина Берия организовал встречу своего представителя с посланником союзной Германии Болгарии. Перед дипломатом с надеждой на передачу Гитлеру были поставлен вопрос об условиях мира: на какие территории претендует Германия? Судьба этой инициативы неизвестна. Скорее всего, болгарский посланник просто не стал ввязываться в посредничество. Однако такое прощупывание почвы говорит о многом. Даже если это был маневр, направленный на то, чтобы ослабить наступательный порыв немцев, очевидно, что Сталин осознавал угрозу поражения.

Об этом же свидетельствовали и другие факты. Наряду с широкой мобилизацией в Красную армию и подготовкой новых рубежей обороны уже в первые дни войны началась массовая эвакуация. Причем вывозу подлежали не только население и материальные ресурсы из фронтовых районов. Осуществлялась секретная, но очень показательная эвакуация столицы, все еще находившейся на значительном отдалении от боевых действий. 27 июня 1941 года Политбюро утвердило постановление о срочном (в трехдневный срок) вывозе из Москвы государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней, Алмазного фонда СССР и ценностей Оружейной палаты Кремля. 28 июня столь же срочно было решено эвакуировать денежные знаки из московских хранилищ Госбанка и Госзнака. 29 июня принимается решение о переводе в тыл аппаратов народных комиссариатов и других руководящих учреждений. 2 июля Политбюро постановило вывезти в Сибирь саркофаг с телом Ленина, 5 июля – архивы, прежде всего архивы правительства и ЦК партии.

Один из функционеров, вызванный днем 26 июня к Сталину, вспоминал: «Сталин выглядел необычно. Вид не просто усталый. Вид человека, перенесшего сильное внутреннее потрясение. До встречи с ним я по всяким косвенным фактам чувствовал, что там, в приграничных сражениях, нам очень тяжко. Возможно, назревает разгром. Увидев Сталина, я понял, что худшее уже случилось». Последующие несколько дней не принесли облегчения. Сталин все в большей мере осознавал тщетность своих приказов и степень неуправляемости армии.

Всего через неделю после начала войны в Москву стали поступать тревожные известия о тяжелейшем положении Западного фронта и сдаче столицы Белоруссии Минска. Связь с войсками в значительной мере была утрачена. В Кремле наступила тяжелая пауза. 29 июня впервые с начала войны в кремлевском кабинете Сталина не было зафиксировано заседаний. По свидетельству Микояна, вечером у Сталина собрались Молотов, Маленков, Микоян и Берия. Скорее всего, встреча состоялась или в кремлевской квартире Сталина, или на его даче. Сталин позвонил Тимошенко. Вновь безрезультатно. Военные не владели ситуацией. Встревоженный Сталин нарушил привычный распорядок и предложил членам Политбюро поехать в Наркомат обороны. Здесь он лишний раз убедился в том, что катастрофа приобрела огромные размеры. Сталин обрушился на генералов с упреками и обвинениями. Не выдержав напряжения, начальник Генерального штаба Жуков разрыдался и выбежал в соседнюю комнату. Успокаивать его отправился Молотов. Эта сцена, видимо, отрезвила Сталина. Он понял, что давить на военных бесполезно. Выходя из здания Наркомата обороны, Сталин, по свидетельству Микояна и Молотова, сказал: «Ленин оставил нам великое наследие, мы – его наследники – все это просрали».

Крепкие выражения и грубость для Сталина не были редкостью. Однако в данном случае они отражали действительно высокую степень смятения. Из Наркомата обороны Сталин, судя по всему, уехал на дачу.

На следующий день, 30 июня, Сталин не появился не только в своем кремлевском кабинете, но вообще в Москве. В ситуации нараставшей катастрофы такая самоизоляция могла иметь критические последствия. Огромная управленческая машина, выстроенная под Сталина, в его отсутствие неизбежно давала сбой. Нужно было что-то делать. Инициативу взял на себя Молотов, старший в неформальной иерархии членов Политбюро. По словам Микояна, Молотов заявил: «У Сталина такая прострация, что он ничем не интересуется, потерял инициативу, находится в плохом состоянии». Косвенно это подтвердил много лет спустя сам Молотов в беседах с Чуевым: «Дня два-три он не показывался, на даче находился. Он переживал, безусловно, был немножко подавлен». Очевидно, что память изменила Молотову в деталях: Сталин оставался на даче более короткий срок, чем два-три дня. Однако в условиях катастрофического начала войны даже короткое отсутствие вождя, естественно, воспринималось как критическое.

Встревоженный Молотов решил действовать. Он вызвал на совещание Берию, Маленкова и Ворошилова. Речь, конечно, не шла о формальном или фактическом оттеснении Сталина от власти. Соратники ломали голову над тем, как «выманить» Сталина с дачи, заставить его вернуться к делам. Задача была непростой. Заведенный порядок не предполагал визитов на сталинскую дачу без приглашения. В чрезвычайной ситуации такой несанкционированный визит мог восприниматься Сталиным особенно болезненно. Не менее сложно было сформулировать причину такой поездки. Открыто сказать Сталину, что его депрессия угрожает безопасности государства, никто бы не решился. Однако поднаторевшие в политических интригах члены Политбюро придумали блестящий ход. Они решили все вместе (обязательно вместе!) поехать к Сталину и предложить ему проект создания высшего органа власти на военный период – Государственного комитета обороны во главе с самим Сталиным. Помимо Сталина, в ГКО предлагалось включить четверку разработчиков проекта. Молотов назначался первым заместителем председателя ГКО.

Теперь все получалось гладко и убедительно. Для визита к Сталину существовала веская причина, никак не связанная с тем, что он не появлялся на рабочем месте. Предложение о создании ГКО во главе со Сталиным демонстрировало не только решимость продолжать борьбу, но и преданность соратников вождю. Коллективная поездка позволяла сгладить возможное негодование Сталина.

Когда план был согласован Молотовым, Маленковым, Ворошиловым и Берией, в кабинет Молотова позвали Микояна и Вознесенского. Они были двумя членами руководящей группы, которых «четверка» решила не включать в ГКО. Однако на дачу к Сталину Микоян и Вознесенский, демонстрируя единство рядов, должны были поехать.

Рассказ о том, что произошло на сталинской даче, оставил Микоян. Сталина, по его словам, делегация застала в малой столовой, сидящим в кресле. Он вопросительно посмотрел на соратников и спросил, зачем они пришли. «Вид у него был спокойный, но какой-то странный», – вспоминал Микоян. Выслушав предложение о создании ГКО, Сталин согласился. Небольшое препирательство вызвал проект «четверки» о персональном составе ГКО, озвученный Берией. Сталин предложил включить в ГКО также Микояна и Вознесенского. Однако Берия, уполномоченный «четверкой», изложил аргументы «против» – кто-то должен остаться на руководстве в СНК. Сталин не стал возражать.

Публикация мемуаров Микояна в 1999 г., подготовленная его сыном С. А. Микояном, в данном фрагменте содержит многочисленные изменения и вписывания в первоначальный текст, сохранившийся в архиве. С. А. Микоян явно старался создать впечатление об испуге Сталина. С этой целью в оригинальные диктовки А. И. Микояна были вписаны такие фразы: «Увидев нас, он (Сталин. – О. Х. ) как бы вжался в кресло»; «у меня (Микояна. – О. Х. ) не было сомнений: он решил, что мы приехали его арестовывать». Однако важно помнить, что эти акценты добавлены позднее и не принадлежат Микояну.

Мог ли Сталин быть испуган? Как трактовать совещание на даче 30 июня? Несомненно, это был кризисный момент в развитии сталинского единовластия. Как бы аккуратно ни вели себя сталинские соратники, они нарушили важные правила политического протокола диктатуры. Члены Политбюро приехали к Сталину, предварительно сговорившись между собой и по собственной инициативе. Они предложили принять важнейшее решение и настаивали на его принятии в том виде, в котором согласовали между собой. Принципиальное значение имело формальное подтверждение роли Молотова как второго лица в государстве и невключение в состав ГКО Вознесенского, которого Сталин в мае 1941 г. назначил вместо Молотова своим первым заместителем в СНК. Фактически соратники Сталина давали понять ему, что перед лицом смертельной угрозы необходима консолидация руководства, сложившегося после Большого террора, что новые перетряски в верхах, которые Сталин затеял накануне войны, должны прекратиться. Это был уникальный эпизод. Он знаменовал собой временное изменение характера диктатуры, появление военного политического компромисса, который был чем-то средним между предвоенной тиранией и сталинской лояльностью начала 1930-х годов. Вынужденный для Сталина принцип компромиссных отношений в Политбюро действовал на протяжении почти всей войны.

Решение о создании ГКО, согласованное на даче у Сталина, на следующий день было опубликовано в газетах. Включение в состав ГКО только Сталина, Молотова, Берии, Ворошилова и Маленкова вовсе не означало, что остальные высшие руководители Политбюро утратили свое административное влияние. Микоян и Вознесенский выполняли важнейшие функции хозяйственного характера. Жданов полностью сосредоточился на обороне Ленинграда. Каганович в качестве наркома путей сообщения занимался железными дорогами, значение которых в условиях войны и эвакуации было трудно переоценить. В феврале 1942 г. Микоян, Вознесенский и Каганович были введены в состав ГКО.

Образование ГКО дало толчок дальнейшему сосредоточению в руках Сталина формальных атрибутов высшей власти. 10 июля 1941 г. Ставка Главного командования, которую возглавлял нарком обороны Тимошенко, была преобразована в Ставку Верховного командования под руководством Сталина. 19 июля решением Политбюро Сталин был назначен наркомом обороны, 8 августа – Верховным главнокомандующим. Все становилось на свои места. Сталин возвращался к народу и армии в его привычном образе единовластного лидера, решительного и уверенного в победе. Важнейшую роль в этом «возвращении Сталина» сыграла его известная речь по радио 3 июля.

В отличие от Молотова, который 22 июня выступал в здании Центрального телеграфа, расположенного рядом с Кремлем, Сталин потребовал, чтобы трансляция его речи была организована прямо из Кремля. Перегруженные делами связисты были вынуждены исполнять эту бессмысленную прихоть. В здание Совета народных комиссаров срочно протянули кабели. Сталин, сидевший за столиком с микрофонами и бутылкой боржоми, зачитал выступление. Это обращение Сталина к народу было во многих отношениях уникальным. «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!» – уже это начало речи было непривычно и совсем не в сталинском стиле. Его специально отметили и запомнили многие современники событий. Прильнув к приемникам или вчитываясь в строки газетного репортажа, люди искали в словах Сталина ответ на главный вопрос: что будет дальше, как скоро закончится война? Однако ничего обнадеживающего Сталин не сообщил. Существенно преувеличив потери германской армии («лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты»), Сталин был вынужден признать, что «дело идет […] о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР». Тревожно звучали сталинские призывы к народу осознать «всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране», организовать партизанскую борьбу в тылу немцев, создавать отряды народного ополчения, вывозить или уничтожать все материальные ресурсы с территорий, которым угрожает захват противником. Сталин объявил начавшуюся войну всенародной и отечественной. Из всего этого следовал очевидный вывод – война будет тяжелой и долгой.

Пока же народу и особенно армии нужно было хоть как-то объяснить причины катастрофы, указать на очередных «козлов отпущения». Долго искать не пришлось. Вскоре было объявлено о полном развале Западного фронта и ошибках его руководства во главе с генералом Д. Г. Павловым, что однозначно говорило о направлении показательных репрессий. Павлов и ряд его подчиненных были преданы суду и расстреляны. Приказами, подписанными Сталиным, об этом широко оповестили армию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Создание ученого У меня есть друг, художник, и порой он принимает такую точку зрения, с которой я не согласен. Он берет цветок и говорит: «Посмотри, как он прекрасен». И тут же добавляет: «Я, будучи художником, способен видеть красоту цветка. Но ты, будучи ученым, разбираешь

Создание АДД Наш полет к Варшаве Сталин хорошо знал и нередко о нем вспоминал. В заключение своего краткого обзора я высказал твердое убеждение, что ликвидация АОНов была ошибочной, ибо, находясь в руках Главного Командования, АОНы, безусловно, были бы теперь в большой

Создание КГБ СССР Постановлением Совета министров СССР № 1134 от 24.01.1956 года заместителем председателя КГБ при СМ СССР был утвержден П. И. Ивашутин. Он пришел в центральный аппарат Комитета госбезопасности в то время, когда еще живо обсуждались функции нового ведомства.8

Создание ГКО Действия Сталина в первые дни войны можно назвать лихорадочными, беспорядочными и реактивными. Не владея ситуацией, не умея руководить войсками, Сталин пытался просто что-то предпринять, потому что ничего не делать было невозможно. В основном это были

Создание УПА И этот выход был найден. Немцы, руководя проводом ОУН, перевели оуновские организации на «нелегальное» положение, создали УПА и этим возродили надежду у националистически настроенного населения, что в борьбе они достигнут «самостоятельной» Украины, и это

Создание Шехтеля - Пойдемте в дом Горького, - сказала Ф. Г., когда мы вышли на Герцена, - это рядом. Вы там были? Можно сходить еще раз, а то я одна никогда туда не пойду.Неплохо устроили великого пролетарского писателя, поселили его в особняке самого богатого в Москве

Создание ЦАКБ Воспоминания В.Г. Грабина хронологически заканчиваются началом 1942 г., и о последующих событиях мы никогда не узнаем от самого конструктора.Но можно восстановить картину жизни Василия Гавриловича. В начале 1940 г. Грабину было присвоено звание военинженера 1

СОЗДАНИЕ ЛЕГЕНДЫ Волков: Анна Андреевна вообще случайно ничего не делала.Бродский: Это правда. <…>Соломон ВОЛКОВ. Диплом с Бродским. Стр. 109Господь продлил ее дни. Как ни посмотри, она была отмечена Богом хотя бы благословенным долголетием. Потому и стоит на самой

СОЗДАНИЕ ШЕХТЕЛЯ - Пойдемте в дом Горького, - сказала Ф. Г., когда мы вышли на Герцена, - это рядом. Вы там были? Можно сходить еще раз, а то я одна никогда туда не пойду.Неплохо устроили великого пролетарского писателя, поселили его в особняке самого богатого в Москве

Создание атмосферы Скрупулезность создания атмосферы и есть основа режиссуры.Говорю от своего имени, но опираясь на обожаемого мною актера и теоретика сцены – Михаила Чехова, гениально сформулировавшего несколько непреложных постановочных законов.Мудрость,

Создание войск СС Август принес решение, усложнившее положение вермахта: распоряжением Гитлера от 17 августа 1938 г. уже существующие длительное время военные формирования СС были сведены в эсэсовское войско «особого назначения» и тем самым созданы войска СС. Речь об этом

3. Создание школы Моя мама пошла в школу, когда ей было шесть лет, но проучилась всего несколько месяцев. В деревне, где она жила, было большой редкостью, чтобы отец отправил дочь в школу. Мама оказалась единственной девочкой в классе. Ей нравилось идти по улице с сумкой,

Создание автомата Международная обстановка с каждым днем становилась напряженнее. В Европе уже вспыхнуло пламя новой мировой войны.Советские оружейники понимали, что огонь войны, раздуваемый фашистами, может быть в любое время перенесен с Запада на Восток.Они

СОЗДАНИЕ „ППД“ Международная обстановка с каждым днем становилась напряженней. В Европе уже вспыхнуло пламя новой мировой войны.Советские оружейники, понимая, что огонь войны, раздуваемый фашистами, может быть в любое время перенесен с Запада на Восток, старательно

СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВА В последних числах мая 1924 года на улицах Москвы были расклеены афиши, которые привлекли внимание почти каждого прохожего. И неудивительно: первое, что бросалось в глаза на этой афише, были слова: «Межпланетные путешествия». Это было объявление о докладе

Министерство внутренних дел РФ

Московский университет

Кафедра истории государства и права

на тему: «Образование Государственного комитета обороны СССР и городские комитеты обороны»

Введение

Государственный Комитет Обороны, Ставка ВГК и Генеральный штаб

Государственный Комитет Обороны

Ставка Верховного Главнокомандования Вооруженных Сил СССР

Городские комитеты обороны

Заключение

Список литературы

Введение

Великая Отечественная война явилась колоссальным испытанием для нашего государства и общества. Сегодня важно обратиться к истории государственного управления в годы минувшей войны, чтобы осмыслить исторический опыт. Актуальность темы исследования заключается в следующем.

Во-первых, углубленное и комплексное изучение темы деятельности чрезвычайных центральных органов государственной власти в военное время позволяет полнее представить и оценить сущность, цели, задачи, приоритеты и особенности системы чрезвычайного государственного управления СССР в исследуемый период, увидеть основные направления, формы и методы работы чрезвычайных структур по руководству страной и армией.

Во-вторых, объективный анализ этой большой и социально значимой проблемы важен не только в плане глубокого осмысления и оценки прошлого, но и для определения перспектив государственного строительства Российской Федерации на современном этапе. Богатый исторический опыт, который был приобретен в области государственного управления в период войны, сегодня очень важен для нас. В интересах стабильного развития государства и общества необходимо знать опыт управления страной в чрезвычайной ситуации. Знание исторического опыта исследуемой проблемы позволяет сформулировать адекватные вызовам времени положения концепции национальной безопасности Российской Федерации.

В-третьих, обращение к данной теме связано с происходящим в настоящее время переосмыслением событий Второй мировой войны, неоднозначностью оценок деятельности чрезвычайных органов государственной власти на страницах различных изданий. В-четвертых, актуальность проблемы заключается в том, что при всем многообразии литературы, написанной по Великой Отечественной войне, система центральных чрезвычайных органов власти, рассмотрена не полно, поскольку архивные документы долгое время были закрыты от научной общественности и потому не стала объектом специального изучения.

Цель работы - изучение процесса создания и деятельности Государственного Комитета Обороны и городских комитетов обороны в системе чрезвычайных органов власти СССР в исследуемый период.

Исследовать теоретические основы - причины, цели, задачи и принципы создания и деятельности системы чрезвычайных органов власти СССР в изучаемый период;

Определить роль и место ГКО в системе чрезвычайных органов власти;

Рассмотреть историю городских комитетов обороны, созданных в годы ВОВ.

1. Государственный Комитет Обороны, Ставка ВГК и Генеральный штаб

Рисунок 1

По Конституции СССР 1936 г. высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет (ВС) СССР, который избирался на 4 года. ВС СССР избирал Президиум ВС СССР - высший орган власти Советского Союза в период между сессиями ВС. Также Верховный Совет СССР избирал правительство СССР - Совет Народных Комиссаров СССР (СНК). Верховный Суд избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. ВС СССР назначал и Прокурора (Генерального Прокурора) СССР.

Конституция 1936 г., или сталинская Конституция, никак не предусматривала порядка осуществления государственного и военного управления страной в условиях военного времени.

На представленной схеме руководители структур власти СССР указываются на 1941 г. Президиум ВС СССР был наделен правом объявления состояния войны, общей или частичной мобилизации, военного положения в интересах обороны страны и государственной безопасности. СНК СССР - высший исполнительный орган государственной власти - принимал меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав населения, руководил общим строительством Вооруженных сил СССР, определял ежегодный контингент граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу.

Комитет Обороны (КО) при СНК СССР осуществлял руководство и координацию вопросов военного строительства и непосредственной подготовки страны к обороне. Хотя перед войной и предусматривалось, что с началом военных действий военное управление должен был осуществлять Главный Военный Совет во главе с народным комиссаром обороны, этого не произошло. Общее руководство вооруженной борьбой советского народа против немецко-фашистских войск приняло на себя ВКП(б), а точнее ее Центральный Комитет (ЦК) во главе со Сталиным И.В. Обстановка на фронтах была очень сложной, советские войска повсюду отступали. Необходима была реорганизация высших органов государственного и военного управления.

На второй день войны, 23 июня 1941 г., постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования Вооруженных Сил СССР. Её возглавил народный комиссар обороны Маршал Советского Союза Тимошенко С.К. , т.е. реорганизованы органы военного управления. Реорганизация системы государственной власти произошла 30 июня 1941 г., когда решением Президиума ВС СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) - чрезвычайный высший государственный орган СССР, сосредоточивший всю полноту власти в стране. ГКО руководил всеми военными и хозяйственными вопросами в период войны, а руководство боевыми действиями осуществлялось через Ставку ВГК.

"И в Ставке, и в ГКО никакого бюрократизма не было. Это были исключительно оперативные органы. Руководство концентрировалось в руках Сталина… Жизнь во всем государственном и военном аппарате была напряженная, режим работы был круглосуточный, все находились на своих служебных местах. Никто не приказывал, что должно быть именно так, но так сложилось", - вспоминал начальник Тыла, генерал армии Хрулёв А.В. В первые месяцы Великой Отечественной войны произошла полная централизация власти в стране. Сталин И.В. сосредоточил в своих руках необъятную власть, - оставаясь Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), он возглавил СНК СССР, ГКО, Ставку Верховного Главного Командования и Народный комиссариат обороны.

2. Государственный Комитет Обороны

Государственный Комитет Обороны, созданный на время Великой Отечественной войны, был чрезвычайным органом управления, обладавшим всей полнотой власти в СССР. Председателем ГКО стал Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин И.В. , его заместителем - Председатель СНК СССР, нарком иностранных дел Молотов В.М. В состав ГКО вошли Берия Л.П. (нарком Внутренних дел СССР), Ворошилов К.Е. (председатель КО при СНК СССР), Маленков Г.М. (секретарь, начальник Управления кадров ЦК ВКП(б)). В феврале 1942 г. в состав ГКО были введены: Вознесенский Н.А. (1-й заместитель Председателя СНК) и Микоян А.И. (председатель Комитета продовольственно-вещевого снабжения РККА), Каганович Л.М. (заместитель Председателя СНК). В ноябре 1944 г. новым членом ГКО стал Булганин Н.А. (заместитель наркома обороны СССР), а Ворошилов К.Е. был выведен из состава ГКО.

ГКО наделялся широкими законодательными, исполнительными и распорядительными функциями, он объединял военное, политическое и хозяйственное руководство страны. Постановления и распоряжения ГКО имели силу законов военного времени и подлежали беспрекословному исполнению всеми партийными, государственными, военными, хозяйственными и профсоюзными органами. Однако ВС СССР, Президиум ВС СССР, СНК СССР, наркоматы также продолжали действовать, выполняя постановления и решения ГКО. Во время Великой Отечественной войны ГКО принял 9971 постановление, из которых примерно две трети касались проблем военной экономики и организации военного производства: эвакуации населения и промышленности; мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов; обращения с трофейным оружием и боеприпасами; организации боевых действий, распределения вооружений; назначения уполномоченных ГКО; структурных изменений в самом ГКО и т. д. Остальные постановления ГКО касались политических, кадровых, и других вопросов.

Функции ГКО: 1) руководство деятельностью государственных ведомств и учреждений, направление их усилий на всемерное использование материальных, духовных и военных возможностей страны для достижения победы над врагом; 2) мобилизация людских ресурсов страны для нужд фронта и народного хозяйства; 3) организация бесперебойной работы оборонной промышленности СССР; 4) решение вопросов перестройки экономики на военный лад; 5) эвакуация промышленных объектов из угрожаемых районов и перевод предприятий в освобожденные районы; 6) подготовка резервов и кадров для Вооруженных Сил и промышленности; 7) восстановление разрушенного войной хозяйства; 8) определение объема и сроков поставок промышленностью военной продукции.

Перед военным руководством ГКО ставил военно-политические задачи, совершенствовал структуру Вооруженных сил, определял общий характер их использования в войне, расставлял руководящие кадры. Рабочими органами ГКО по военным вопросам, а также непосредственными организаторами и исполнителями его решений в этой области являлись наркоматы Обороны (НКО СССР) и Военно-морского флота (НК ВМФ СССР).

Из ведения СНК СССР в ведение ГКО были переданы наркоматы оборонной промышленности: Наркомавиапром, Наркомтанкопром, Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомминвооружения, Наркомсудпром и др. Важная роль в реализации ряда функций ГКО отводилась корпусу его уполномоченных, главной задачей которых был контроль на местах над претворением в жизнь постановлений ГКО по выпуску военной продукции. Уполномоченные имели мандаты, за подписью председателя ГКО - Сталина, в которых чётко определялись практические задачи, которые ГКО ставил перед своими уполномоченными. В итоге предпринятых усилий выпуск военной продукции в марте 1942 г. только в восточных районах страны достиг довоенного уровня ее выпуска на всей территории Советского Союза.

За время войны для достижения максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям структура ГКО неоднократно менялась. Одним из важных подразделений ГКО было Оперативное бюро, созданное 8 декабря 1942 г. В состав Оперативного бюро входили Берия Л.П., Маленков Г.М., Микоян А.И. и Молотов В.М. В задачи этого подразделения первоначально входила координация и объединение действий всех остальных подразделений ГКО. Но в 1944 г. функции бюро были значительно расширены.

Оно стало контролировать текущую работу всех наркоматов оборонной промышленности, а также составление и исполнение планов производства и снабжения отраслей промышленности и транспорта. Оперативное бюро стало отвечать за снабжение армии, кроме этого, на него были возложены обязанности упразднённого ранее Транспортного комитета. "Все члены ГКО имели в своём ведении определённые участки работы. Так, Молотов ведал танками, Микоян - делами интендантского снабжения, снабжения горючим, вопросами ленд-лиза, иногда выполнял отдельные поручения Сталина по доставке снарядов на фронт. Маленков занимался авиацией, Берия - боеприпасами и вооружением. Каждый приходил к Сталину со своими вопросами и говорил: я прошу принять такое-то решение по такому-то вопросу…", - вспоминал начальник Тыла, генерал армии Хрулёв А.В.

Для проведения эвакуации промышленных предприятий и населения из прифронтовых районов на восток при ГКО был создан Совет по делам эвакуации. Кроме того, в октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Однако в октябре 1941 г. эти органы были реорганизованы в Управление по делам эвакуации при СНК СССР. Другими важными подразделениями ГКО были: Трофейная комиссия, созданная в декабре 1941 г., а в апреле 1943 г. преобразованная в Трофейный комитет; Специальный комитет, который занимался вопросами разработки ядерного оружия; Особый комитет - занимался вопросами репараций и др.

Государственный Комитет Обороны стал главным звеном в механизме централизованного руководства мобилизацией людских и материальных ресурсов страны для обороны и вооруженной борьбы с противником. Выполнив свои функции, Государственный Комитет Обороны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 г. был расформирован.

3. Ставка Верховного Главнокомандования Вооруженных Сил СССР

Первоначально высший орган стратегического руководства военными действиями Советских Вооружённых Сил назывался Ставка Главного Командования. В состав ее вошли члены Политбюро ЦК ВКП(б) Сталин И.В., Молотов В.М., Маршал Советского Союза Ворошилов К.Е., заместитель народного комиссара обороны Маршал Советского Союза Буденный С.М., народный комиссар ВМФ адмирал Флота Кузнецов Н.Г. и начальник Генерального штаба генерал армии Жуков Г.К. , во главе с народным комиссаром обороны маршалом Тимошенко С.К. При Ставке был образован институт постоянных советников в составе: Маршалы Советского Союза Шапошников Б.М. и Кулик Г.И.; генералы Мерецков К.А. , Жигарев П.Ф., Ватутин Н.Ф., Воронов Н.Н.; а также Микоян А.И., Каганович Л.М., Берия Л.П., Вознесенский Н.А., Жданов А.А., Маленков Г.М., Мехлис Л.З.

Ставка Главного Командования была преобразована в Ставку Верховного Командования. Ее возглавил председатель ГКО Сталин. Этим же постановлением в состав Ставки был введен заместитель народного комиссара обороны маршал Шапошников Б.М. 8 августа 1941 г. Сталин И.В. был назначен Верховным Главнокомандующим. С этого времени Ставка Верховного Командования была переименована в Ставку Верховного Главнокомандования (ВГК). В состав её вошли: Сталин И., Молотов В., Тимошенко С., Будённый С., Ворошилов К., Кузнецов Н., Шапошников Б. и Жуков Г.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны был последний раз изменён состав Ставки ВГК. Постановлением ГКО СССР от 17 февраля 1945 г. был определен следующий состав Ставки ВГК: Маршалы Советского Союза Сталин И.В. (председатель - Верховный Главнокомандующий), Жуков Г.К. (зам. наркома обороны) и Василевский А.М (зам. наркома обороны), генералы армии Булганин Н.А. (член ГКО и зам. наркома обороны) и Антонов А.И. (начальник Генерального штаба), адмирал Кузнецов Н.Г. (нарком ВМФ СССР).

Ставка ВГК осуществляла стратегическое руководство РККА, ВМФ СССР, пограничными и внутренними войсками, партизанскими соединениями . Деятельность Ставки заключалась в оценке военно-политической и военно-стратегической обстановки, принятии стратегических и оперативно-стратегических решений, организации стратегических перегруппировок и создании группировок войск, организации взаимодействия и координации действий в ходе операций между группами фронтов, фронтами, отдельными армиями, а также между действующей армией и партизанскими отрядами. Кроме этого, Ставка руководила формированием и подготовкой стратегических резервов, материально-техническим обеспечением Вооруженных сил, руководила изучением и обобщением опыта войны, осуществляла контроль над выполнением поставленных задач, решала вопросы, касающиеся военных действий.

Ставка ВГК руководила фронтами, флотами и авиацией дальнего действия, ставила им задачи, утверждала планы операций, обеспечивала их необходимыми силами и средствами, через Центральный штаб партизанского движения руководила партизанами. Важную роль в руководстве боевой деятельностью фронтов и флотов играли директивы Ставки, в которых обычно указывались цели и задачи войск в операциях, основные направления, где требовалось сосредоточить главные усилия, необходимые плотности артиллерии и танков на участках прорыва и т.д.

В первые дни войны в условиях быстро менявшейся обстановки, при отсутствии устойчивой связи с фронтами и достоверной информации о положении войск, военное руководство систематически опаздывало с принятием решений, поэтому возникла необходимость создания между Ставкой ВГК и фронтами промежуточной командной инстанции. В этих целях было принято решение о направлении на фронт руководящих сотрудников Народного комиссариата обороны, однако эти меры на начальном этапе войны не дали результатов.

Поэтому 10 июля 1941 г. постановлением ГКО были созданы три Главных командования войск по стратегическим направлениям: Северо-Западное направление во главе с маршалом Ворошиловым К.Е. - координация действий Северного и Северо-Западного фронтов, а также Северного и Балтийского флотов; Западное направление во главе с маршалом Тимошенко С.К. - координация действий Западного фронта и Пинской военной флотилии, а позже - Западного фронта, Фронта резервных армий и Центрального фронта; Юго-Западное направление во главе с маршалом Буденным С.М. - координация действий Юго-Западного, Южного, а позже и Брянского фронтов, с оперативным подчинением Черноморского флота .

В задачу Главных командований входили изучение и анализ оперативно-стратегической обстановки в полосе направления, координация действий войск на стратегическом направлении, информирование Ставки о положении на фронтах, руководство подготовкой операций в соответствии с планами Ставки, руководство партизанской борьбой в тылу врага. В начальный период войны Главные командования имели возможность оперативно реагировать на действия противника, обеспечивая более надежное и четкое управление войсками, а также организацию взаимодействия между фронтами. К сожалению, Главнокомандующие стратегических направлений не только не имели достаточно широких полномочий, но и не располагали необходимыми военными резервами и материальными ресурсами для активного влияния на ход боевых действий. Ставка чётко не определила и круг их функций и задач.

Нередко их деятельность сводилась к передаче информации от фронтов в Ставку и, наоборот, приказов Ставки во фронты.

Главнокомандующие войсками стратегических направлений так и не сумели улучшить руководство фронтами. Главные командования войск стратегических направлений начали поочередно упраздняться. Но окончательно Ставка ВГК от них не отказалась. В феврале 1942 г. Ставка возложила на командующего Западным фронтом генерала армии Жукова Г.К. обязанности Главнокомандующего войсками Западного направления, для координации боевых действий Западного и Калининского фронтов в ходе Ржевско-Вяземской операции . Вскоре было восстановлено и Главное командование войск Юго-Западного направления. Главнокомандующим был назначен командующий Юго-Западным фронтом маршал Тимошенко С.К., для координации действий Юго-Западного и соседнего Брянского фронтов. А в апреле 1942 г. на южном крыле советско-германского фронта было образовано Главное командование войск Северо-Кавказского направления во главе с маршалом Буденным С.М., которому подчинялись Крымский фронт, Севастопольский оборонительный район, Северо-Кавказский военный округ, Черноморский флот и Азовская военная флотилия. Вскоре от подобной системы управления как мало эффективной пришлось отказаться. В мае 1942 г. были упразднены Главные командования войск Западного и Северо-Кавказского, а в июне - Юго-Западного направлений.

На смену появился институт представителей Ставки ВГК, который получил более широкое распространение в годы Великой Отечественной войны. Представителями Ставки назначались наиболее подготовленные военачальники, которые наделялись широкими полномочиями и направлялись обычно туда, где по плану Ставки ВГК решались главные на данный момент задачи. Представителями Ставки ВГК на фронтах в разное время были: Буденный С.М., Жуков Г.К., Василевский А.М., Ворошилов К.Е., Антонов А.И., Тимошенко С.К., Кузнецов Н.Г., Штеменко С.М., Новиков А.А. и другие. Верховный Главнокомандующий - Сталин И.В. требовал от представителей Ставки постоянных докладов о ходе выполнения поставленных задач, нередко вызывая их в Ставку в ходе операций, особенно когда что-то не ладилось.

Конкретные задачи своим представителям Сталин ставил лично, сурово спрашивая за упущения и просчёты. Институт представителей Ставки ВГК значительно повысил эффективность стратегического руководства, способствовал более рациональному использованию сил в проводимых на фронтах операциях, легче было согласовывать усилия и поддерживать тесное взаимодействие между фронтами, видами Вооруженных сил, родами войск и партизанскими формированиями. Представители Ставки, имея большие полномочия, могли влиять на ход сражений, вовремя исправлять ошибки фронтового и армейского командования. Институт представителей Ставки просуществовал почти до конца войны.

Планы кампаний принимались на совместных заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б), ГКО и Ставки ВГК, правда в первые месяцы войны принцип коллегиальности практически не соблюдался. В дальнейшей работе по подготовке операций самое активное участие принимали командующие фронтами, видами Вооруженных сил и родов войск. По мере стабилизации фронта, реорганизации системы стратегического руководства, совершенствовалось и управление войсками. Планирование операций стало характеризоваться более согласованными усилиями Ставки ВГК, Генерального штаба и штабов фронтов.

Наиболее целесообразные методы стратегического руководства Ставка ВГК вырабатывала постепенно, по мере накопления боевого опыта и роста военного искусства у высших звеньев командования и штабов. В ходе войны методы стратегического руководства Ставки ВГК непрерывно развивались и совершенствовались. Наиболее важные вопросы стратегических замыслов и планов операций обсуждались на её заседаниях, на которых в ряде случаев присутствовали командующие и члены военных советов фронтов, командующие видами вооруженных сил и родов войск. Окончательное решение по обсуждаемым вопросам Верховный главнокомандующий формулировал лично.

На протяжении всей войны Ставка ВГК находилась в Москве, что имело большое моральное значение. Члены Ставки ВГК собирались в кремлевском кабинете Сталина И.В., но с началом бомбежек она была переведена из Кремля в небольшой особняк на улице Кирова с надежным рабочим помещением и связью. Ставка из Москвы не эвакуировалась, а во время бомбёжек работа перемещалась на станцию метро «Кировская», где был подготовлен подземный центр стратегического управления ВС. Там были оборудованы кабинеты Сталина И.В. и Шапошникова Б.М., размещалась оперативная группа Генштаба и управлений наркомата обороны.

В кабинете Сталина И.В. одновременно собирались члены Политбюро, ГКО и Ставки ВГК, но объединяющим органом в условиях войны, все же была Ставка ВГК, заседания которой могли проводиться в любое время суток. Доклады Верховному Главнокомандующему делались, как правило, три раза в сутки. В 10-11 часов утра обычно докладывал начальник Оперативного управления, в 16-17 часов - начальник Генштаба, а ночью военачальники ехали к Сталину с итоговым докладом за сутки.

Приоритет в решении военных вопросов принадлежал, безусловно, Генеральному штабу. Поэтому его начальники во время войны практически ежедневно бывали у Сталина И.В., став для него основными экспертами, консультантами и советчиками. Частыми посетителями Ставки ВГК были народный комиссар ВМФ Кузнецов Н.Г. и начальник Тыла РККА Хрулев А.В. Неоднократно Верховный Главнокомандующий встречался с начальниками Главных управлений НКО, командующими и начальниками родов войск. По вопросам, касающимся приема на вооружение боевой техники или поставок ее в войска, вместе с ними приходили наркомы авиационной, танковой промышленности, вооружения, боеприпасов и другие. Нередко по этим вопросам приглашались ведущие конструкторы оружия и боевой техники. Выполнив свои функции, Ставка ВГК в октябре 1945 г. была упразднена.

4. Городские комитеты обороны

Городской комитет обороны - чрезвычайный орган власти в крупнейших городах СССР в годы Великой Отечественной войны .

октября 1941 года принято постановление Государственного комитета обороны СССР о создании в ряде регионов городских комитетов обороны: «Местные комитеты обороны создаются в интересах сосредоточения всей гражданской и военной власти и установления строжайшего порядка в городах и прилегающих районах, представляющих ближайший тыловой район фронта». Их решения были обязательны к выполнению для всех организаций. Председателями комитетов стали первые секретари обкомов (горкомов ) ВКП(б) , в состав обязательно входили председатель областного (городского) Совета народных депутатов и начальник местного управления НКВД .

В соответствии с постановлением 23-24 октября городские комитеты обороны были сформированы. Не имея постоянного штата сотрудников, они использовали аппарат обкомов и горкомов партии, советских органов, управлений НКВД, а также городских штабов местной противовоздушной обороны . Горкомитеты следили за обстановкой в городах, социальными проблемами, чрезвычайными происшествиями, работой промышленности и другим. Нередко им приходилось заниматься и чисто военными вопросами, в том числе противовоздушной обороной.

После начала войны в 1941 году в 60 городах прифронтовой зоны были созданы особые органы власти - городские комитеты обороны. В Сталинграде ГКО был создан 23 октября 1941 года и действовал по 7 сентября 1945 года. В состав Сталинградского городского комитета обороны входили: первый секретарь обкома и горкома ВКП(б) А.С. Чуянов, председатель исполкома областного Совета депутатов трудящихся И.Ф. Зименков, начальник областного управления НКВД А.И. Воронин и военный комендант города Г.М. Кобызев, а с декабря 1941 года - В.X. Демченко.

Среди задач Городского Комитета Обороны: проведение мероприятий по местной противовоздушной (МПВО) и противохимической обороне (ПВХО); подготовка к обороне города в случае приближения линии фронта; обеспечение бесперебойных поставок продукции костромских предприятий в действующие части РККА; поддержание в городах порядка, установленного правилами военного времени; проведение всеобщего обязательного военного обучения жителей города и многое другое.

За долгие годы войны членам Городских Комитетов Обороны не раз приходилось сталкиваться с халатным или просто недостаточно тщательным исполнением своих должностных обязанностей со стороны руководителей и обычных рядовых сотрудников предприятий и учреждений городов. В этих ситуациях на помощь им приходили законы военного времени.

О делах же руководителей Комитетов Обороны судит само время и оно показало, что их самоотверженные действия принесли самый продолжительный результат: города выстояли и помоги пережить эти ужасные времена всей стране.

военный оборона главнокомандование вооруженный

Заключение

В заключение сделаем основные выводы по тем аспектам, которые были затронуты в реферате:

Советское государство и его инструмент - государственный аппарата выступили организатором борьбы народа с нацистской Германией и победы над ней.

С началом Великой Отечественной войны в системе государственной власти и управления Советского Союза произошел коренной поворот - все конституционные органы центральной власти (Верховный Совет СССР, СНК СССР, высшие партийные органы во главе с Политбюро ЦК ВКП(б)) претерпели важные изменения. Политически и административно они были подчинены Государственному Комитету Обороны, вся их работа перестроилась в соответствии с требованиями военного времени.

Главная особенность системы государственного управления в военное время заключалась в создании и функционировании чрезвычайных органов власти - ГКО в центре и городских комитетов обороны на местах.

Чрезвычайность государственного управления означала создание системы органов, действовавших не на конституционной, а на чрезвычайной основе. Центральным таким органом был созданный 29 июня

г. Государственный Комитет Обороны, который, имея высшие полномочия, координировал работу всех ветвей государственной власти, руководил экономикой, армией, обществом.

Критерием эффективности государственного управления в военный период, как известно, выступает победа в войне. При этом очень важна цена победы. У нас она была огромной, поскольку непомерно большими оказались потери. И, тем не менее, советской власти и ВКП(б) удалось сплотить армию и народ, оправиться от тяжелых поражений первых полутора лет войны и в конечном счете привести страну к победе. Итоги деятельности ГКО подвела война.

Деятельность чрезвычайной центральной власти в войну, особенно в первый ее период, не была свободной от серьезных недостатков и крупных просчетов. Война обнажила слабости советского государства и господствовавшей монопольно-партийной системы. Осенью 1941 и 1942 годов СССР стоял на грани военной катастрофы.

Великая Отечественная война явилась серьезным испытанием для советского государства. Первостепенное значение в деле мобилизации советского народа на Победу сыграла организующая роль государственной власти, всей системы государственного управления, носившей в годы минувшей войны чрезвычайный характер.

Список литературы

1. Десятая сессия Верховного Совета СССР: Стеногр. отчет. М.,1944. Калинин М.И. Статьи и речи (1941-1946 гг.). - М.1975. Одиннадцатая сессия Верховного Совета СССР: Стеногр. отчет. - М., 1945. .

2. Работа Советов в условиях войны: К вопросу о повышении авторитета сельского Совета; Могущество Советского государства: Статьи и речи (1941-1946 гг.). - М., 2005.

Абаев А.И. Рабочий класс Северной Осетии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Орджоникидзе, 2008.

Абдуллаев Ш.М. Государственные органы власти и общественные организации Дагестана в экономическом и социально-культурном строительстве в 30-е годы XX века. - Махачкала, 2003.

Азовкин И.А. Местные Советы в системе органов власти. - М., 2001.

Азовкин H.A. Управление и контроль в деятельности высших органов власти в СССР. - М., 2006.

Азовкин H.A., Гайдуков Д.А., Кирин В.Н. Высшие представительные органы власти в СССР. - М., 2005.

Артаманов Д.Н. Институт военного положения по советскому праву. - М., 1993.

Биленко C.B. Из истории советской милиции в годы Великой Отечественной войны. - М., 2007;

Биленко C.B. Советская милиция на защите Отечества (1941-1945 гг.). - М., 2006.

Биленко C.B. Советская милиция: история и современность.1917-1987.-М., 2007.

Боффа Д. История Советского Союза. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев, 1941-1964 гг. -T. 2.-М., 2000.

Варюхин Г.А. Об изучении истории местных Советов периода Великой Отечественной войны. - Чебоксары, 2006.

Васильев В.И. Взаимоотношения высших и местных органов государственной власти и государственного управления в советском социалистическом государстве. - М., 2004.

Васильев Н.М. О совершенствовании работы советского государственного аппарата. - Кишинев, 2004.

Косицын А.П. История советского государства и права. Советское государство и право накануне и в годы Великой Отечественной войны (1936-1945 гг.). Кн. 3. - М., 2005.

Манохин В.М. Органы советского государственного управления. - Саратов, 2002.

Государственный Комитет Обороны-- созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Необходимость создания была очевидна, так как в военное время требовалось сосредоточить всю исполнительную и законодательную власть в стране в одном органе управления. Сталин и Политбюро фактически возглавляли государство и принимали все решения. Однако принятые решения формально исходили от Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б), СНК СССР и т. п. Чтобы устранить подобный метод руководства, допустимый в мирное время, но не отвечающий требованиям военного положения страны, и было принято решение о создании ГКО, куда вошли некоторые члены Политбюро, секретари ЦК ВКП(б) и сам Сталин, как председатель Совета Народных Комиссаров СССР.

ГКО был образован 30 июня 1941 года совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б). Необходимость создания ГКО, как высшего органа руководства, мотивировалась тяжелым положением на фронте, требовавшим, чтобы руководство страной было централизовано в максимальной степени. В упомянутом постановлении говорится, что все распоряжения ГКО должны беспрекословно выполняться гражданами и любыми органами власти.

Идея создания ГКО была выдвинута на совещании в кабинете Молотова в Кремле, на котором присутствовали также Берия, Маленков, Ворошилов, Микоян и Вознесенский. Во второй половине дня (после 4 часов) все они направились на Ближнюю дачу, где были распределены полномочия между членами ГКО.

Совместным Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941 года был образован Государственный комитет обороны в составе:

Председатель ГКО -- И. В. Сталин

Заместитель председателя ГКО -- В. М. Молотов.

Члены ГКО -- К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков, Л. П. Берия.

В последующем состав Государственного комитета обороны неоднократно менялся.

  • 3 февраля 1942 года членами ГКО назначены Н. А. Вознесенский (в то время Председатель Госплана СССР) и А. И. Микоян;
  • 20 февраля 1942 года в состав ГКО был введён Л. М. Каганович;
  • 16 мая 1944 года Л. П. Берия был назначен заместителем председателя ГКО.
  • 22 ноября 1944 года членом ГКО вместо К. Е. Ворошилова назначен Н. А. Булганин.

Первое постановление ГКО («Об организации производства средних танков Т-34 на заводе „Красное Сормово“) было выпущено 1 июля 1941 года, последнее (№ 9971 «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ») -- 4 сентября 1945 года. Нумерация постановлений сохранялась сквозная.

Из принятых ГКО за время своей работы 9971 постановления и распоряжение в настоящее время остаются засекреченными 98 документов полностью и ещё три частично (они касаются в основном производства химического оружия и атомной проблемы).

Большая часть постановлений ГКО была подписана его председателем, Сталиным, некоторая часть также заместителем Молотовым и членами ГКО Микояном и Берией.

Собственного аппарата у ГКО не было, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, а делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).

Подавляющая часть постановлений ГКО имела гриф «Секретно», «Совершенно секретно» или «Совершенно секретно/особой важности» (обозначение «с», «сс» и «сс/ов» после номера), но некоторые постановления были открытыми и публиковались в печати (примером такого постановления является Постановление ГКО № 813 от 19.10.41 о введении в Москве осадного положения).

Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось тем, связанных с войной:

эвакуации населения и промышленности (в первый период Великой Отечественной);

мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов;

обращения с трофейным оружием и боеприпасами;

изучения и вывоза в СССР захваченных образцов техники, промышленного оборудования, репарациями (на заключительном этапе войны);

организации боевых действий, распределения вооружений и прочее;

назначения уполномоченных ГКО;

о начале «работ по урану» (создании ядерного оружия);

структурных изменений в самом ГКО.

В состав ГКО входило несколько структурных подразделений. За период существования структура Комитета неоднократно менялась, с целью максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям.

Наиболее важным подразделением было Оперативное бюро, созданное 8 декабря 1942 года постановлением ГКО № 2615с. В состав бюро входили В. М. Молотов, Л. П. Берия, Г. М. Маленков и А. И. Микоян. В задачи этого подразделения первоначально входили контроль и наблюдение за текущей работой всех наркоматов оборонной промышленности, наркоматов путей сообщения, чёрной и цветной металлургии, электростанций, нефтяной, угольной и химической промышленности, а также за делом составления и исполнения планов производства и снабжения указанных отраслей промышленности и транспорта всем необходимым. 19 мая 1944 года было принято Постановление № 5931, которым функции бюро были значительно расширены -- теперь в его задачи входили наблюдение и контроль за работой народных комиссариатов оборонной промышленности, транспорта, металлургии, наркоматов важнейших областей промышленности и электростанций; также Оперативное бюро с этого момента отвечало за снабжение армии, наконец, на него были возложены обязанности упразднённого решением Транспортного комитета.

20 августа 1945 года был создан Специальный комитет, который занимался вопросами разработки ядерного оружия. В рамках Специального комитета в тот же день, 20 августа 1945 года было создано первое управление при СНК СССР, которое занималось созданием новой отрасли промышленности в сжатые сроки.

Система из трёх главных управлений при ГКО создавалась с расчётом на послевоенное развитие принципиально новых отраслей промышленности и просуществовала намного дольше самого комитета. Эта система направляла значимую часть ресурсов советской экономики на развитие атомной сферы, радиолокационной отрасли и космического направления. При этом главные управления решали не только цели улучшения обороноспособности страны, но и были признаком значимости их руководителей. Так, из соображений секретности, несколько лет после создания, ПГУ не давал никаких сведений о составе и результатах работы ни в какие органы, кроме Президиума ЦК КПСС.

Главной функцией ГКО было руководство всеми военными и хозяйственными вопросами в период войны. Руководство боевыми действиями осуществлялось через Ставку.

Экстремальная обстановка диктовала необычные подходы к организации управления. Поиск спасительных действенных мер по избавлению страны от реально угрожавшей катастрофы привел к созданию 30 июня 1941 г. Государственного Комитета Обороны (ГКО) СССР.

Совместным постановлением Президиума Верховного Совета и СНК СССР, ЦК ВКП(б) создан ГКО СССР, определены его государственный статус, характер, функции, состав. Особенности его в том, что он наделен неограниченными полномочиями, объединил государственные, партийные, общественные начала управления, стал чрезвычайным и авторитетным органом власти и управления, возглавил вертикали советского, партийного, всего гражданского управления сражавшегося государства. Возглавил ГКО Председатель СНК СССР, секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин, что означало высшую степень централизации управления, сосредоточения, совмещения его различных форм в руках одного должностного лица. Члены ГКО представляли, высшее партийное и государственное руководство, составляли узкий состав ПБ ЦК ВКП(б), которое рассматривало предварительно, предлагало проекты решений по всем важнейшим вопросам государственной жизни, власти и управления. Образование ГКО придало фактически легитимность решениям Политбюро, куда входили приближенные к И.В. Сталину лица.

Члены ГКО в дополнение к своим прежним большим полномочиям получили неограниченные полномочия с целью повышения эффективности конкретных отраслей управления.

Совместное Постановление Президиума Верховного Совета и Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) обязало всех граждан, все государственные, военные, хозяйственные, партийные, профсоюзные, комсомольские органы беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО СССР, которым придана сила законов военного времени.

Чрезвычайный орган работал по-чрезвычайному. ГКО не имел регламента работы, собирался нерегулярно и не всегда в полном составе. Решения принимали председатель либо его заместители -- В.М. Молотов (с 30 июня 1941 г.) и Л.П. Берия (с 16 мая 1944 г.) после консультаций с теми членами ГКО, которые курировали соответствующие ведомства. Наркомы и военачальники в своих воспоминаниях отмечают, что процедура принятия решений была упрощена до предела, поощрялась инициатива ответственных лиц, обеспечивался деловой характер работы ГКО. Поскольку высшие руководители страны одновременно входили в состав ГКО, Политбюро, Ставки, Совнаркома, то их решения оформлялись зачастую как директивы и постановления того или иного органа управления в зависимости от характера рассматриваемого вопроса. Маршал Г.К. Жуков вспоминал, что не всегда можно было определить, на заседании какого органа он присутствовал. Работу же ГКО он характеризовал так: “На заседаниях ГКО, которые проходили в любое время суток, как правило, в Кремле или на даче И.В. Сталина, обсуждались и принимались важнейшие вопросы” Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Изд. 10-е. М., 2000. С. 130-140..

Особенностью деятельности ГКО было и отсутствие собственного разветвленного аппарата. Руководство осуществлялось через аппарат органов государственного управления, партийных комитетов. В важнейших отраслях народного хозяйства действовал институт уполномоченных ГКО, которые сплошь и рядом являлись одновременно представителями ЦК ВКП(б), что обеспечивало им неограниченные права. Уполномоченные были также во всех союзных и автономных республиках.

На местах в наиболее стратегически важных регионах формировались и действовали областные и городские комитеты обороны.

Эти местные чрезвычайные органы обеспечивали единство управления в условиях чрезвычайного положения, создавались решением ГКО, руководствовались его постановлениями, решениями местных, партийных и советских органов, военных советов фронтов и армий. ГКО учредил такие органы почти в 60 городах Подмосковья, Центра, Поволжья, Северного Кавказа и с 1942 г. в крупных городах Закавказья. Они объединяли гражданскую и военную власть в городах, которые находились в зоне боевых действий и вблизи линии фронта или входили в радиус действия вражеской авиации, а также там, где базировались корабли военно-морского и торгового флота. В состав их входили первые должностные лица партийных, государственных органов управления, военные комиссары, коменданты гарнизонов, начальники управлений НКВД. Они были тесно связаны с военным командованием, а их представители одновременно являлись членами соответствующих военных советов. Не имея своего штатного аппарата, как и ГКО в центре, городские комитеты обороны опирались на местные партийные, советские, хозяйственные, общественные органы. При них существовал институт уполномоченных, создавались оперативные группы для срочного решения вопросов, широко привлекался общественный актив Данилов В.Н. Война и власть: Чрезвычайные органы власти регионов России в годы Великой Отечественной войны./Данилов В.Н. -Саратов, 1996. С. 47-52..

Были созданы и вспомогательные чрезвычайные органы. 24 июня 1941 г. появился Совет по эвакуации в составе Н.М. Шверника и его заместителя А.Н. Косыгина. “Создать Совет. Обязать его приступить к работе”, -- гласило соответствующее постановление. Такая лаконичность в сочетании с отсутствием регламента работы открывала широкий простор инициативе. 16 июля 1941 г. в совет введены М.Г. Первухин (заместитель председателя), А.И. Микоян, Л.М. Каганович, М.З. Сабуров, B.C. Абакумов. Совет действовал как орган при ГКО, имел в своем составе уполномоченных ГКО. Дополнительно в октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В конце декабря 1941 г. вместо обоих названных органов создано Управление по делам эвакуации при СНК СССР, соответствующие управления в республиках, краях и областях, эвакопункты на железных дорогах.

Подобными чрезвычайными органами стали также Комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии, Комитет по разгрузке транзитных грузов, Транспортный комитет. Последний образован при ГКО 14 февраля 1942 г. В его обязанности входили планирование и регулирование перевозок на всех видах транспорта, координация их работы, выработка мероприятий по улучшению материальной базы. Об эффективности руководства транспортной системой свидетельствовал начальник управления военных сообщений, а с декабря 1944 г. нарком путей сообщения И.В. Ковалев: в годы войны не было ни одного крушения поездов по вине железнодорожников и ни один воинский эшелон не уничтожен вражеской авиацией в пути следования.

Своеобразными функциями обладало созданное 8 декабря 1942 г. при ГКО СССР оперативное бюро, которое контролировало все наркоматы оборонного комплекса, составляло квартальные и месячные планы производства, готовило для председателя ГКО проекты соответствующих решений.

ГКО и другие органы высшего управления уделяли максимум внимания военно-организационной системе, изменяли во время войны структуру, состав военного руководства, восполняли убыль командного состава, помогали Ставке Верховного главнокомандования, Генеральному штабу РККА, управлениям НКО, ВМФ, командованию стратегических направлений и фронтов. Налажено управление всеми структурами вооруженных сил, упорядочено командование фронтами, армиями, соединениями и оперативными объединениями в составе фронтов, корпусами, дивизиями, бригадами, полками и т.д.

С 15 июля 1941 г. по 9 октября 1942 г. во всех частях РККА и на кораблях ВМФ функционировал институт военных комиссаров и политруки в ротах. В отличие от комиссаров периода иностранной военной интервенции и гражданской войны военные комиссары 1941--1942 гг. не обладали правом контроля командного состава, но нередко многие их них вмешивались в действия военачальников, что подрывало единоначалие, создавало в военном организме состояние двоевластия. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 г. отмена института военных комиссаров мотивирована тем, что он выполнил возложенные на него задачи. Тогда же введен институт заместителей командиров по политической работе (замполитов), всю войну и после нее выполнявших при военачальниках функции идеологического и политического воспитания постоянно обновлявшегося личного состава.

В связи с ростом партизанского движения 30 мая 1942 г. при Ставке ВГК образован Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД). Его возглавил Первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии П.К. Пономаренко. ЦШПД координировал действия многочисленных партизанских отрядов между собой и с регулярными армейскими частями, организовывал снабжение народных мстителей оружием, боеприпасами, средствами связи, обеспечивал медицинскую помощь, наладил взаимную информацию, провел в Москве совещания партизанских командиров, помог подготовить и провести глубокие рейды партизанских соединений по тылам немецко-фашистской армии; и др. ЦШПД работал совместно с руководителями подпольных советских, партийных, комсомольских органов на временно оккупированной территории. Управление массовым партизанским движением из единого центра оказалось особенно эффективным при освобождении советской территории в 1943--1944 гг Верт Н. История советского государства. /Верт. Н. 1900--1991 / Пер. с фр. -М., 1992. С. 38-49..

Государственное управление военной сферой приобрело не только приоритетное значение, но и всеобъемлющий характер, новые функции, осуществлялось на основе законов военного времени, чрезвычайными методами, обеспечивало интенсивное военное строительство, качественно новый уровень военно-организаторской работы, победное в конечном итоге, хотя и с отдельными ошибками и сбоями, выполнение Вооруженными Силами основных задач по защите страны и разгрому врага.

Государственный Комитет Обороны, созданный на время Великой Отечественной войны, был чрезвычайным органом управления, обладавшим всей полнотой власти в СССР. Председателем ГКО стал Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин И.В., его заместителем - Председатель СНК СССР, нарком иностранных дел Молотов В.М. В состав ГКО вошли Берия Л.П. (нарком Внутренних дел СССР), Ворошилов К.Е. (председатель КО при СНК СССР), Маленков Г.М. (секретарь, начальник Управления кадров ЦК ВКП(б)). В феврале 1942 г. в состав ГКО были введены: Вознесенский Н.А. (1-й заместитель Председателя СНК) и Микоян А.И. (председатель Комитета продовольственно-вещевого снабжения РККА), Каганович Л.М. (заместитель Председателя СНК). В ноябре 1944 г. новым членом ГКО стал Булганин Н.А. (заместитель наркома обороны СССР), а Ворошилов К.Е. был выведен из состава ГКО.

ГКО наделялся широкими законодательными, исполнительными и распорядительными функциями, он объединял военное, политическое и хозяйственное руководство страны. Постановления и распоряжения ГКО имели силу законов военного времени и подлежали беспрекословному исполнению всеми партийными, государственными, военными, хозяйственными и профсоюзными органами. Однако ВС СССР, Президиум ВС СССР, СНК СССР, наркоматы также продолжали действовать, выполняя постановления и решения ГКО. Во время Великой Отечественной войны ГКО принял 9971 постановление, из которых примерно две трети касались проблем военной экономики и организации военного производства: эвакуации населения и промышленности; мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов; обращения с трофейным оружием и боеприпасами; организации боевых действий, распределения вооружений; назначения уполномоченных ГКО; структурных изменений в самом ГКО и т. д. Остальные постановления ГКО касались политических, кадровых, и других вопросов.

Функции ГКО: 1) руководство деятельностью государственных ведомств и учреждений, направление их усилий на всемерное использование материальных, духовных и военных возможностей страны для достижения победы над врагом; 2) мобилизация людских ресурсов страны для нужд фронта и народного хозяйства; 3) организация бесперебойной работы оборонной промышленности СССР; 4) решение вопросов перестройки экономики на военный лад; 5) эвакуация промышленных объектов из угрожаемых районов и перевод предприятий в освобожденные районы; 6) подготовка резервов и кадров для Вооруженных Сил и промышленности; 7) восстановление разрушенного войной хозяйства; 8) определение объема и сроков поставок промышленностью военной продукции.

Перед военным руководством ГКО ставил военно-политические задачи, совершенствовал структуру Вооруженных сил, определял общий характер их использования в войне, расставлял руководящие кадры. Рабочими органами ГКО по военным вопросам, а также непосредственными организаторами и исполнителями его решений в этой области являлись наркоматы Обороны (НКО СССР) и Военно-морского флота (НК ВМФ СССР).

Из ведения СНК СССР в ведение ГКО были переданы наркоматы оборонной промышленности: Наркомавиапром, Наркомтанкопром, Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомминвооружения, Наркомсудпром и др. Важная роль в реализации ряда функций ГКО отводилась корпусу его уполномоченных, главной задачей которых был контроль на местах над претворением в жизнь постановлений ГКО по выпуску военной продукции. Уполномоченные имели мандаты, за подписью председателя ГКО - Сталина, в которых чётко определялись практические задачи, которые ГКО ставил перед своими уполномоченными. В итоге предпринятых усилий выпуск военной продукции в марте 1942 г. только в восточных районах страны достиг довоенного уровня ее выпуска на всей территории Советского Союза.

За время войны для достижения максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям структура ГКО неоднократно менялась. Одним из важных подразделений ГКО было Оперативное бюро, созданное 8 декабря 1942 г. В состав Оперативного бюро входили Берия Л.П., Маленков Г.М., Микоян А.И. и Молотов В.М. В задачи этого подразделения первоначально входила координация и объединение действий всех остальных подразделений ГКО. Но в 1944 г. функции бюро были значительно расширены.

Оно стало контролировать текущую работу всех наркоматов оборонной промышленности, а также составление и исполнение планов производства и снабжения отраслей промышленности и транспорта. Оперативное бюро стало отвечать за снабжение армии, кроме этого, на него были возложены обязанности упразднённого ранее Транспортного комитета. "Все члены ГКО имели в своём ведении определённые участки работы. Так, Молотов ведал танками, Микоян - делами интендантского снабжения, снабжения горючим, вопросами ленд-лиза, иногда выполнял отдельные поручения Сталина по доставке снарядов на фронт. Маленков занимался авиацией, Берия - боеприпасами и вооружением. Каждый приходил к Сталину со своими вопросами и говорил: я прошу принять такое-то решение по такому-то вопросу…", - вспоминал начальник Тыла, генерал армии Хрулёв А.В.

Для проведения эвакуации промышленных предприятий и населения из прифронтовых районов на восток при ГКО был создан Совет по делам эвакуации. Кроме того, в октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Однако в октябре 1941 г. эти органы были реорганизованы в Управление по делам эвакуации при СНК СССР. Другими важными подразделениями ГКО были: Трофейная комиссия, созданная в декабре 1941 г., а в апреле 1943 г. преобразованная в Трофейный комитет; Специальный комитет, который занимался вопросами разработки ядерного оружия; Особый комитет - занимался вопросами репараций и др.

Государственный Комитет Обороны стал главным звеном в механизме централизованного руководства мобилизацией людских и материальных ресурсов страны для обороны и вооруженной борьбы с противником. Выполнив свои функции, Государственный Комитет Обороны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 г. был расформирован.