Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников физика 8. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике (8 класс)

Олимпиадные задания по физике. 8 класс.

1. При остывании на 15°С тело потеряло количество теплоты, равное 2500 Дж.
Сколько теплоты оно потеряет, остывая на 45°С?

  • А) 75 Дж
  • Б) 750 Дж
  • В) 7500 Дж

2. Магнитная линия магнитного поля - это...

  • А) линия, по которой движутся железные опилки
  • Б) линия, которая показывает действие магнитного поля на магнитные стрелочки
  • В) линия, вдоль которой устанавливаются в магнитном поле оси магнитных стрелок

3. В начале XX века российский ученый Александр Чижевский впервые высказал идею о влиянии солнечной активности на живых существ и социальные процессы.
Как было названо значительное возрастание солнечной активности?

4. Какое количество теплоты необходимо для нагревания куска льда массой 4,5 кг
от температуры 0 о С до температуры 100 о С?
Удельная теплота плавления льда 3,4 10 5 Дж/кг,
удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг о С).

  • А) 17,1 10 5 Дж
  • Б) 34,2 10 5 Дж
  • В) 3,2 10 5 Дж
  • Г) 51 10 5 Дж

5. Каким источником света является Солнце?

  • А) Тепловым
  • Б) Люминесцирующим
  • В) Отражающим
  • Г) Искусственным

6. Сколько времени потребуется электрическому току,
чтобы при напряжении 100 В и силе тока 0,2 А совершить в цепи работу 400 Дж?

  • А) 2 с
  • Б) 20 с
  • В) 2 мин
  • Г) 20 мин

7. Какое вещество называют проводником электричества?

  • А) Такое вещество, которому сообщён электрический заряд
  • Б) Такое вещество, которое легко электризуется
  • В) Такое вещество, через которое от заряженного тела к другим могут проходить только положительные заряды
  • Г) Такое вещество, через которое от заряженного тела к другим могут проходить любые электрические заряды

8. Какой заряд мы получим на стеклянной палочке, если натрем её шелком?

  • А) Отрицательный
  • Б) Положительный
  • В) Нейтральный
  • Г) Любой из перечисленных

9. Какую работу совершает электродвигатель за 1 мин,
если сила тока в обмотке электродвигателя 5 А, напряжение на его клеммах равно 220 В?
КПД двигателя 80%.

  • А) 2112 Дж
  • Б) 1375 Дж
  • В) 880 Дж
  • Г) Нет правильного ответа

10. Явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением температуры, называются…

  • А) электрическими
  • Б) конденсирующими
  • В) тепловыми
  • Г) явлениями плавления

11. Когда напряжение на концах проводника равно 8 В, сила тока в нем 0,4 А.
Чему будет равна сила тока в проводнике, когда напряжение на его концах уменьшится до 2 В?

  • А) 1,6 А
  • Б) 0,1 А
  • В) 0,8 А
  • Г) 0,2 А

12. Один и тот же проводник включают сначала в одну, потом в другую электрическую цепь,
где в нем устанавливаются силы тока соответственно 2 А и 4 А.
В какой цепи он выделит большее количество теплоты и во сколько раз?

  • А) В той цепи, где I = 4А, в 2 раза
  • Б) В той цепи, где I = 4А, в 4 раза
  • В) В той цепи, где I = 2А, в 2 раза
  • Г) В той цепи, где I = 2А, в 4 раза

13. Тело излучает энергию тем интенсивнее, чем...

  • А) оно больше
  • Б) больше его плотность
  • В) быстрее оно движется
  • Г) выше его температура

14. Немецкий физик, в честь которого названа единица измерения магнитного потока.

  • А) Генрих Герц
  • Б) Альберт Эйнштейн
  • В) Эрвин Шрёдингер
  • Г) Вильгельм Вебер

15. В каком случае речь идёт об изменении внутренней эгергии тела путём теплообмена?

  • А) Нагревание лыж вследствие трения о снег
  • Б) Нагревание коньков при трении о лёд
  • В) Возгорание спички при трении о спичечный коробок
  • Г) Нагревание воды в пробирке

16. Закончите фразу: Вследствие электризации тело...

  • А) нагревается
  • Б) охлаждается
  • В) приходит в движение
  • Г) приобретает способность притягивать к себе другие тела

17. Какие приборы нужны для определения работы электрического тока?

  • А) Реостат, гальванометр, вольтметр
  • Б) Вольтметр, аккумулятор, часы
  • В) Амперметр, аккумулятор, вольтметр
  • Г) Вольтметр, амперметр, часы

18. Зависимость силы тока от каких физических величин устанавливает закон Ома?

  • А) Количества электричества и времени
  • Б) Напряжения и сопротивления
  • В) Сопротивления и количества электричества
  • Г) Напряжения и количества электричества

19. За счёт какой энергии происходит разделение заряженных частиц в гальваническом элементе?

  • А) За счёт механической энергии
  • Б) За счёт внутренней энергии
  • В) За счёт энергии химических реакций
  • Г) За счёт энергии света

20. Верно ли утверждение:
чем больше вода при кипении получает тепла, тем выше ее температура?

  • А) Да, потому что внутренняя энергия при получении тепла увеличивается
  • Б) Да, потому что при получении тепла увеличивается температура воды
  • В) Нет, потому что все полученное тепло идет на преодоление взаимодействия частиц воды и выход их на поверхность
  • Г) Нет, потому что сколько вода принимает тепла, столько и отдает окружающему воздуху

Ответы по физике 8 класс

Номер задания Правильный ответ
1 В
2 В
3 Б
4 Б
5 А
6 Б
7 Г
8 Б
9 Г
10 В
11 Б
12 Б
13 Г
14 Г
15 Г
16 Г
17 Г
18 Б
19 В
20 В

Олимпиада по физике
8 класс

Олимпиада по физике для 8 класса

Олимпиадная задача по физике 8 класс (пример 1) :

Кубик 3 плавает в жидкостях 1 и 2 как показано на рисунке 1.
В жидкости 1 находится 2/3 объема кубика.
Плотности жидкостей r1 и r2. Найти плотность кубика r3.


Олимпиадная задача по физике 8 класс (пример 2) :

Найти общее сопротивление цепи,
если сопротивление каждого резистора R = 4/3 Ом.

Решение задач:


F = F1 + F2
r3qV = r1qV2/3 + r2qV1/3
r3 = r1 2/3 + r2 1/3
r3 = (2r1 + r2)/3.

Эквивалентная схема имеет следующий вид:

откуда находим:
R + R + R = 3R
1/R + 1/3R = 4r/3
R общее = 3/4 x 4/3 = 1 (Om)

Олимпиадные задачи по физике для учащихся 8 классов

Примеры олимпиадных заданий 8 класс

Задание 1.

Тело подвешено на пружине динамометра. При взвешивании тела в пустоте показания динамометра P. При взвешивании этого же тела в жидкости с плотностью r 1 динамометр показывает P 1 . При взвешивании тела в жидкости с неизвестной плотностью r 2 динамометр показывает P 2 . Какая плотность жидкости r 2 ? При взвешивании тело целиком погружается в обоих жидкостях и не растворяется в них.

Задание 2.

В 1859 г. канатоходец прошел над Ниагарским во­допадом по стальной проволоке диаметром 76 мм и массой 11 848 кг.
Какова ширина водопада?

Задание 3.

Самая длинная веревка достигает 18,29 км при ди­аметре 16,5 см.
Какая масса ниток потребовалась для ее изготовления при средней плотности пряжи 900 кг/м 3 ?

Задание 4.

Во время аварии мексиканского танкера в 1979 г. в заливе образовалось нефтяное пятно диаметром 640 м при средней толщине 208 см.
Сколько нефти оказалось в море, если ее плотность 800 кг/м 3 ?

Задание 5.

Период колебания частиц воды равен 2 с, а расстояние между соседними гребнями волн равно 6 м.
Определить скорость распространения этих волн.

Задание 6.

От каких физических величин зависит частота колебаний волны?

Задание 7.

3 Динамик подключен к выходу звукового генератора электрических колебаний. Частота колебаний 170 Гц.
Определите длину звуковой волны, зная, что скорость звуковой волны в воздухе 340 м/с?



Машина проехала расстояние L = 160 км от города до деревни за время T = 2 часа. Её скорость на первом, хорошем, участке пути была на ∆V = 10 км/час больше средней скорости на всём пути, а на втором, плохом, участке – на ∆V = 10 км/час меньше средней скорости на всём пути. Чему равна длина s плохого участка пути?

Возможное решение

Средняя скорость машины на всём пути V ср = L / T = 80 км/ч. Тогда на первом участке пути машина имела скорость V 1 = 90 км/ч, а на втором – V 2 = 70 км/ч.

Среднюю скорость на всём пути можно выразить через длины участков пути и скорости на них:

Ответ : S = 70 км

Критерии оценивания

Задача 2

На середину плоской льдины толщиной H = 60 см, плавающей в воде, ставят маленький медный кубик, в результате чего глубина погружения льдины увеличивается на Δh = 0,5 см. Чему станет равна глубина H п погружения этой льдины, если на её середину вместо медного кубика поставить железный кубик с вдвое большей стороной? Плотность льда ρ л = 900 кг/м 3 , плотность воды ρ в = 1000 кг/м 3 , плотность меди ρ м = 8900 кг/м 3 , плотность железа ρ ж = 7800 кг/м 3 .

Возможное решение

В отсутствие кубиков сила тяжести, действующая на льдину, уравновешивается силой Архимеда. Над водой выступает часть льдины высотой h = H/10 = 6 см.

Это следует из условия плавания:

S∙H∙ρ л = S∙ρ в ∙g∙(H-h),

где S – площадь льдины.

Сила тяжести, действующая на кубик, уравновешивается добавочной силой Архимеда. Запишем условия равновесия только для добавочных сил. Для медного кубика: S∙Δh∙ρ в = ρ м ∙a 3 ∙g. Для железного кубика: S∙ΔH∙ρ в ∙g = ρ ж ∙8a 3 ∙g, где ΔH – добавочная глубина погружения льдины с железным кубиком. Разделив одно уравнение на другое, получим:

Отсюда H п = (H – h) + ΔH = 57,5 см.

Это значение меньше толщины льдины, следовательно, она не утонет.

Критерии оценивания

Задача 3

Сосуды, частично заполненные ртутью, над которой находится воздух, сообщаются трубками. Левый верхний сосуд и верхняя трубка открыты в атмосферу. Ртуть по трубкам не перетекает. Найдите давление воздуха в точке А, ответ выразите в мм рт. ст.

Определите высоту L столба ртути в верхней трубке. Высота h = 5 см. Атмосферное давление p 0 = 760 мм рт. ст.

Возможное решение

Так как жидкость в системе находится в равновесии, можно связать друг с другом гидростатические давления на разных глубинах.

Давление воздуха в нижнем сосуде равно давлению на поверхности граничащей с ним ртути: p 1 = p 0 + 8 ρ∙g∙h = 1160 мм рт. ст. (здесь ρ – плотность ртути). Такое же давление воздуха и в правом верхнем сосуде (то есть в точке А).

На поверхности жидкости в среднем сосуде давление равно p 2 = p 0 + 11 ρ∙g∙h, но иначе его можно выразить через высоту L следующим образом: p 2 = p 0 + ρ∙g∙(L + 4h)

Отсюда L = 7h = 35 см.

Ответ : L = 35 см

Задача 4

В калориметре смешали десять порций воды. Первая порция имела массу m = 1 г и температуру t = 1 °С, вторая – массу 2m и температуру 2t, третья – 3m и 3t, и так далее, а десятая – массу 10m и температуру 10t. Определите установившуюся температуру смеси. Потерями теплоты пренебречь.

Возможное решение

Так как по условию система теплоизолирована, воспользуемся законом сохранения энергии. Определим количество теплоты, которое выделится при остывании всех порций воды до 0 °С.

Q = cmt + 2m∙c∙2t + … + 10m∙c∙10t = 385 cmt

Это количество теплоты пустим на нагревание всей воды, имеющей массу m + 2m + … + 10m = 55m от 0 °С до искомой температуры t x: Q = 55cmt x = 385 cmt, откуда t x = 7 °С.

Ответ : t x = 7 °С

  • За каждое верно выполненное действие баллы складываются .
  • При арифметической ошибке (в том числе ошибке при переводе единиц измерения) оценка снижается на 1 балл .
  • Максимум за 1 задание – 10 баллов.
  • Всего за работу – 40 баллов.

Всероссийская олимпиада школьников по физике (2016-2017 уч.г.) Школьный этап, 7 класс

Решения

Задача 1.

Оптический микроскоп позволяет различить объекты размером около 0,0000003 м. Можно ли в такой микроскоп увидеть капельку воды, по диаметру которой укладывается сто, тысяча, миллион молекул? Поясните ответ. Диаметр молекулы воды равен примерно 0,0000003 мм. Можно ли в такой микроскоп увидеть молекулу воды?

(10 баллов)

Задача 2.

Пассажир, сидящий у окна в поезде А, идущего со скоростью v 1 = 72 км/ч, видит встречный поезд Б в течение некоторого времени. Если бы оба поезда двигались в одном направлении при неизменных скоростях, то время наблюдения пассажиром поезд Б увеличилось бы втрое. Определите скорость v 2 поезда Б.

(15 баллов)

Возможное решение
Пусть длина поезда L. При встречном движении поездов пассажир видит поезд Б в течение времени , а при движении поездов в одном направлении – за Так как t 2 = 3t 1 , то 3|v 2 - v 1 | = v 2 + v 1 . При v 2 > v 1 имеем 3(v 2 - v 1) = v 2 + v 1 или v 2 = 2v 1 = 144 км/ч. При v 2 < v 1 имеем 3(v 1 - v 2) = v 2 + v 1 или v 2 = 20 v 1 /2 = 36 км/ч.
Баллы
(длина поезда, время наблюдения поезда Б при встречном движении, время наблюдения поезда Б при движении поездов в одном направлении); : 3| v 2 - v 1 | = v 2 + v 1 ; (для случая v 2 > v 1 и v 2 < v 1); в общем виде приведена конечная формула (v 2 = 2v 1 , v 2 = 20 v 1 /2) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины (v 2 = 144 км/ч, v 2 = 36 км/ч).

Задача 3.

Вам даны кастрюля, ведро с водой и чайник, в который необходимо как можно точнее налить воду объемом 2,5 л. Как это можно сделать? (Вместимость ведра - 8 л, кастрюли 5 л, чайника – 3 л) Сделайте пояснительный рисунок.

(5 баллов)

Задача 4.

Два друга, Петр и Павел, поехали на поезде. У Петра был билет в первый вагон, а у Павла - в последний (вагоны нумеруются от локомотива). На одной из промежуточных остановок локомотив перецепили к хвосту поезда, так, что Петр приехал в конечный пункт в последнем вагоне, а Павел - в первом. Сравните пути вагонов, в которых ехали Петр и Павел. Ответ поясните.

(5 баллов)

Возможное решение
В процессе перецепления локомотива расстояние между любыми двумя вагонами, очевидно, не менялось, так как вагоны не расцеплялись. Таким образом, независимо от способа перецепления локомотива, в процессе перецепления вагоны прошли одинаковое расстояние. Также можно заметить, что и до промежуточной остановки, и после нее вагоны также проходили одинаковый путь. Итого, пути вагонов, в которых ехали Петр и Павел, одинаковы.
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное верное объяснение, включающее следующие элементы: Указано, что: вагоны не расцеплялись; в процессе перецепления локомотива расстояние между любыми двумя вагонами не менялось; в процессе перецепления вагоны прошли одинаковое расстояние; до промежуточной остановки, и после нее вагоны также проходили одинаковый путь; представлен правильный ответ: пути вагонов, в которых ехали Петр и Павел, одинаковы .

Всероссийская олимпиада школьников по физике (2016-2017 уч.г.) Школьный этап, 8 класс

Решения

Задача 1.

Сколько нужно смешать горячей воды, имеющей температуру 80 0 С, и холодной, имеющей температуру 20 0 С, чтобы получить 60 л воды с температурой 40 0 С? Плотность воды 1000 кг/м 3 .

(10 баллов)

Возможное решение
Пусть m г – масса горячей воды, тогда масса холодной воды m х = m – m г = rV - m г. В результате теплообмена горячая вода отдает количество теплоты Q г = сm г (t г – t), а холодная вода получает количество теплоты Q х = сm х (t – t х), где t – температура смеси и t г (t х) – температура горячей (холодной) воды. Согласно уравнению теплового баланса Q г = Q х. Из уравнения сm г (t г – t) = с(rV - m г)(t – t х) находим m г = ; m г = 20 кг, m х = 40 кг.
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (масса горячей (холодной) воды, температура воды) правильно записаны формулы, выражающие закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом : m х = m – m г = rV - m г Q г = сm г (t г – t) - количество теплоты отдает горячая вода Q х = сm х (t – t х) - количество теплоты получает холодная вода сm г (t г – t) = с(rV - m г)(t – t х) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу ; m г = представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины m г = 20 кг m г = 40 кг

Задача 2.

Два поезда одновременно выехали из пунктов А и В навстречу друг другу. Первый поезд прибыл в пункт В через t 1 = 4 часа после встречи поездов, а второй в пункт А через t 2 = 9 часов после встречи. Определите, сколько часов был в пути первый поезд.

(10 баллов)

Возможное решение
Пусть v 1 (v 2) -скорость первого (второго) поезда, t – время встречи поездов. Из условия задачи v 1 t = v 2 t 2 , v 2 t = v 1 t 1 получим или . Таким образом, первый поезд был в пути T = t + t 1 = = 10 часов.
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (скорость первого (второго) поезда, время встречи поездов; общее время в пути первого поезда) правильно записаны формулы, выражающие закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом : v 1 t = v 2 t 2 v 2 t = v 1 t 1 проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу ; T = представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины (T = 10 часов).

Задача 3.

На легком жестком двухъярусном рычаге, сложной конструкции, уравновешены 4 груза. Длины частей рычага заданы на рисунке. Найдите массу неизвестного груза (m x ), если массы трех остальных грузов известны (m = 6 кг)?

(10 баллов)

Возможное решение
Несмотря на сложную конструкцию нижней «полки» рычага, для системы (рычаг + грузы) можно воспользоваться правилом моментов сил. Вычислим моменты сил относительно точки подвеса. 𝑚𝑔3𝐿+3𝑚𝑔𝐿=𝑚4𝐿+𝑚 𝑥 𝑔3𝐿. Откуда 𝑚 𝑥 =2m/3=4 кг.
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: выполнен рисунок с указанием всех действующих сил ; указано плечо каждой силы ; правильно записаны формулы, выражающие закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом: правило моментов сил : 𝑚𝑔3𝐿+3𝑚𝑔𝐿=𝑚𝑔4𝐿+𝑚 𝑥 𝑔3𝐿 Проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу: 𝑚 𝑥 =2m/3 представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины: 𝑚 𝑥 =4 кг.

Задача 4.

Кусок пористого льда (содержащего воздушные пузырьки) плавает в воде, погрузившись на 1/2 своего объема. Какую часть объема всего куска льда занимают воздушные пузырьки, если отношение плотностей льда и воды равно 0,9?

(10 баллов)


Похожая информация.


ОЛИМПИАДНЫЕ

Задачи для 8 класса

  1. Девочки сделали снеговика, а мальчики соорудили точную его копию, но в два раза большей высоты. Какова масса копии, если масса оригинала равна 50 кг? (Плотность снега в обоих снеговиках одинаковая.) (9 баллов)
  2. Группа туристов, двигаясь цепочкой по обочине дороги со скоростью 3,6 км/ч, растянулась на 200 м. Замыкающий посылает велосипедиста к вожатому, который находится впереди группы. Велосипедист едет со скоростью 7 м/с; выполнив поручение, он тут же возвращается к замыкающему группы с той же скоростью. Через сколько времени после получения поручения велосипедист вернулся обратно? (11 баллов)
  3. В каком случае подъемная сила у самодельного бумажного воздушного шара, заполненного горячим воздухом, больше: когда ребята запускали его в помещении школы или на дворе школы, где было довольно прохладно? (8 баллов)
  4. В доску толщиной 5 см забили гвоздь длиной а=10 см так, что половина гвоздя прошла навылет. Чтобы вытащить его из доски, необходимо приложить силу 1,8 кН. Гвоздь вытащили из доски. Какую при этом совершили механическую работу? (11 баллов)
  5. Некоторая установка, развивающая мощность 30 кВт, охлаждается проточной водой, текущей по спиральной трубке сечением 1 см². При установившемся режиме проточная вода нагревается на ∆t=15°C. Определите скорость течения воды, предполагая, что вся энергия, выделяющаяся при работе установки, идет на нагревание воды. (12 баллов)
  6. Закрытый бидон из железа частично заполнен керосином. Предложите один из способов, позволяющих, не пользуясь никакими измерительными приборами (и не открывая бидон), определить примерный уровень керосина в бидоне. (9 баллов)

Ответы на задания для 8 класса

  1. 400 кг.

Решение. При изготовлении точной копии все размеры (длина, ширина и высота) должны быть увеличены в 2 раза. Следовательно, объем снеговика, сделанного мальчиками, будет в 8 раз больше объема оригинала, а масса копии m =50 кг · 8=400 кг.

  1. ≈58,3 с.

Решение . Скорость велосипедиста в системе отсчета, связанной с группой, при движении к вожатому равна υ₂-υ₁ при возвращении обратно равна υ₂+υ₁. Поэтому время движения велосипедиста к вожатому t₁= L/ υ₂-υ₁ , а время возвращения велосипедиста к замыкающему t₂= L / υ₂+υ₁ , где L - длина цепочки. Общее время движения велосипедиста t= t₁+ t₂. Таким образом можно записать:

t= L / υ₂-υ₁+ L / υ₂+υ₁= 2 L · υ₂/ υ₂²-υ₁²

Подставив числовые значения величин, получим: t ≈58,3 с.

  1. Подъемная сила воздушного шара равна разности между весом воздуха в объеме шара и весом газа, заполняющего шар. Чем больше разница в плотностях воздуха и газа, заполняющего шар, тем больше подъемная сила. Поэтому подъемная сила шара больше на улице, где воздух менее прогрет.
  2. 135 Дж.

Решение . Чтобы переместить гвоздь на пути а, надо совершить работу А₁=F·а. При дальнейшем перемещении гвоздя сила будет убывать от F до 0. Поэтому работу надо находить для средней силы: А₂=1/2·F·а. Следовательно, полная работа

А= А₁+А₂=F·а +1/2·F·а= 3/2· F·а=1,5 · F·а.

  1. ≈0,48 м/с

Решение . В соответствии с законом сохранения и превращения энергии

Е=Q (1)

Где Е - энергия, выделившаяся при работе установки; Q- энергия, израсходованная на нагревание воды. Но Е=Рτ (2)

τ- время работы установки, а Q= сm∆ t (3)

m- масса воды. Подставив выражения (2) и (3) в (1), получим

Рτ = сm∆ t (4)

При движении воды со скоростью υ по трубкам с сечением S за время τ проходит вода массой M=ρSυτ (5)

Подставив выражение (5) в формулу (4), получим: Р= с ρSυ∆ t

Отсюда υ= Р/сρS∆ t

  1. Можно, например, вначале хорошо охладить бидон с керосином. Затем поместить его в теплое помещение. В помещении в результате конденсации пара бидон покроется капельками воды. По мере нагревания бидона в теплом помещении вода на нем будет испаряться. Так как масса воздуха и паров бензина в верхней части его значительно меньше массы керосина, находящегося в нижней части бидона, то при нагревании бидона в тёплом помещении испарение будет происходить быстрее с верхней части его. В результате в какой-то момент времени можно будет наблюдать резкую границу между сухой поверхностью бидона и частью его, еще покрытой капельками воды. Эта граница и укажет на уровень керосина в бидоне.