Описание весны в художественном стиле. Весенние рассказы для детей Рассказ на тему приход весны

Сочинение о весне № 1: «Начало весны. Народные традиции»

Всегда наш народ с радостью и новыми надеждами встречал весну. Это прекрасная пора пробуждения природы. Представляли её в образе красивой девушки в зелёном венке на голове. Встречу весны сочетали с проводами зимы. Делали соломенное чучело и сжигали его во время символического обряда.

Весной прилетают с юга перелётные птицы. Каждую весну возвращаются на родину журавли, дикие гуси, грачи, скворцы, жаворонки. Они направляются в родные леса, рощи, сады. Птицы летят на озёра, болота - туда, где родились и выросли. Там они построят гнёзда и выведут птенцов. Исстари считалось, что перелётные птиц приносят на своих крыльях весну. «Жаворонок весну благословил», - говорили старожилы.

Следуя народной традиции, хозяйки выпекали из теста жаворонков. Дети бегали с ними на полях и лугах и пели обрядовые песни. Затем испечённых птиц крошили и разбрасывали крошки для прилетевших птиц. Это один из радостных и весёлых народных обрядов.


Сочинение № 2: «Приход весны»

Долго тянулась морозная зима. Но вот пришёл ей конец. Наступила долгожданная весна. Деньки стоят погожие. Солнце льёт на землю свет и тепло. Бегут, журчат ручьи. На деревьях зеленеют листья. По земле ползают муравьи.

Каждую весну возвращаются из тёплых краёв на родину грачи, скворцы, журавли, дикие гуси, жаворонки. Они направляются в родные леса, рощи, сады. Птицы летят на озёра, болота - туда, где родились и выросли. Там они построят гнёзда, выведут птенцов и будут жить до осени.

Приятно гулять во дворе в тёплые весенние дни. Всюду много луж. Можно пускать по ним кораблики. А как здо рово в нашем школьном саду! На вишнях и яблонях распустились белые и розовые цветы. На берёзке появились зелёненькие душистые листочки.

Много работы в саду весной. Мальчики очистили все дорожки, сгребли сухие листья и сучья. Они лежали под кустами смородины и малины. Девочки побелили деревья. Учительница помогла школьникам посадить на клумбах цветы. Красиво будет, когда они вырастут!

Дети любят свою школу, поэтому всегда с удовольствием работают в школьном саду. Они очень обрадовались, когда увидели, что в скворечниках поселились пернатые гости. Эти птичьи домики ученики сделали на уроках труда и развесили в саду. И вот теперь над их головами весело щебечут птицы, как бы благодаря за проявленную заботу.

С каждым днём солнышко всё ласковее пригревает землю. Хорошо весной!

Сочинение № 3: «Описание весны»

Весна - моя любимая пора года. Это время, когда природа пробуждается от зимней спячки. Пробивается из-под земли первая сочная травка, распускаются почки на деревьях, вырастают первые цветы. На берёзках уже показались душистые листочки. А на ветках ольхи висят золотые серёжки. Зацвели ландыши. Всё вокруг зеленеет, раскрывается навстречу тёплым солнечным лучам, благоухает нежными ароматами. Прилетают с юга птицы, появляются разнообразные насекомые. Жизнь вокруг бурлит!

А как прекрасно в лесу! Деревья облачаются в зелёный наряд и стоят, красуясь и торжествуя. Радуется весне лесная живность. Со всех сторон раздаётся звонкий многоголосый щебет птиц. Поглощены приятными хлопотами звери. Там заяц прыгает по кочкам. А вот ежиха вылезла из норки. Весело играет на лугу лисица с лисятами. Красота и раздолье!

Ветер свободно гуляет в весеннем лесу. Ничто не мешает ему весело качать серёжки у ольхи, ласково поглаживать молодую листву. Он подхватывает пыльцу, распространяя её по всему лесу. Солнце освещает яркие и пушистые цветы. Лес пахнет мёдом, цветами и весенней свежестью. Дышится легко и привольно. Собирая нектар, гудят пчёлы и шмели. Пролетают первые разноцветные бабочки. Какое всё пёстрое и нарядное!

От созерцания весенней природы на душе становится тепло. А благодаря приветливому солнышку, пригревающему землю ласковыми лучами, тепло и жизненная энергия наполняют и тело. Дни становятся длиннее и светлее. Весна символизирует преодоление царства тьмы, холода и зла, возрождение всего доброго и надежду на обновление. Она вселяет оптимизм, жизнелюбие и веру в изменения к лучшему. Созидательное начало побеждает, что не может не радовать, вызывая чувство благоговейного трепета перед мудростью Создателя.

Весна - это молодость, торжество жизни, продолжение рода, буйство нежной красоты природы. Всё это не перестаёт поражать своей живой цветущей прелестью. Нет времени года трогательнее и милее! Да здравствует весна!

Мини-сочинение № 4: «Весна в лесу»

Ожила весной речка, привольно раскинулась широкими водами. Земля вбирает и пьёт целительную влагу.

Погожее голубое небо раскинулось яркой лазурью и лёгкими белыми облачками. Ожила и прошлогодняя трава, позеленела, омолодилась. Появились первые весенние цветы: голубые, тёмно-лиловые, жёлтые и белые. Вся природа пробудилась и усмехнулась приветливой зелёной усмешкой весны.

Как хорошо в лесу в мае! В начале месяца ещё мало зелени, но многие кусты и деревья уже цветут. Некоторые растения зацветают ещё в апреле. А какие чудесные серёжки свисают с ветки осины, орешника! Вокруг них порхают бабочки, гудят шмели и пчёлы. Тепло, даже парит. В небе сгущаются тучи. Загремел первый гром. Хлынул из тучи весенний дождь. На земле быстрее стала расти трава. В поле сеют овёс. Природа благоухает свежими ароматами. Всё цветёт, всё зеленеет.

Весна - самое прекрасное время года.


Рассказ «Весна посреди зимы»

Стояла зима. Ветки, покрытые ледяной коркой, ломались и падали на снег. Гуляя по двору, я подобрала обломившуюся вишнёвую веточку. Со стороны казалось, будто она была стеклянной. Мне стало жаль хрупкой веточки, пострадавшей от вероломства зимней вьюги. Я отнесла её домой и поставила в банку с водой. К вечеру веточка оттаяла, но больше ничего не происходило. Последующие дни прошли в томительном ожидании. И вскоре произошло чудо: посреди зимы весна проснулась. Сначала на вишнёвой ветке показались робкие набухшие жёлтые почки. Спустя время они лопнули, и появились молодые зелёные листочки. От них исходил приятный весенний аромат пробуждающейся природы. И так мне стало радостно на душе! С трепетом и нежностью я воочию наблюдала, как зима встречает весну. И происходит это чудесное событие у меня дома!

«Зима недаром злится, прошла её пора», – вертятся в голове строчки из стихотворения Ф. И. Тютчева. Что ж, недолго осталось править зиме. Природа берёт своё, и скоро на смену стуже придёт оттепель, а с нею и пробуждение от зимней спячки всего живого.

Это рассказ для детей о весне. О том как пробуждаемся постепенно природа, сначала появляются первые проталины, затем просыпаются реки, а затем одевается в красивые одежды лес.

Три весны. Автор: Виталий Бианки

Зима лютая, она всё бы хотела заморозить насмерть — людей, зверей, птиц, деревья. И всех с голоду уморить. Но солнце — отец жизни — уже объявило ей войну и 21 марта перешло в решительное весеннее наступление.

В этот день оно ровно полсуток побыло на небе, разя врага своими лучами-стрелами. Другие полсуток — ночью — зима морозила землю, чинила свои разрушенные укрепления. Потом солнце всё дольше и дольше стало задерживаться на небе, день стал быстро расти, ночь уменьшаться, тепло прибывать. С каждым днём теперь солнце выше поднимается в небо, лучи его прямей падают на землю и сильней разят снег.

Первая победа — весна полевая.

Она началась, когда в полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, мигом примчались к нам. Потом — скворцы и полевые жаворонки.

Грачи рады, что могут ковырять носами поле, вытаскивать из потеплевшей земли проснувшихся червей, жучьих личинок. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зёрнышки.

Вслед за жаворонками прибыли с зимовок самцы-зяблики — и тоже пока кормятся на земле. А из куликов первыми прилетели красивые хохлатые чибисы — заняли ещё мокрые пашни, с которых поднимается уже тёплый пар.

Вторая победа — весна речная.

Ещё не кончилась весна полевая, не все ещё поля освободились от снега, а солнце повело уже новое наступление — на самые крепкие, ледяные укрепления зимы.

В полях отступает, бежит с них ручьями снег, спасается от солнца в овраги, под крепкий лёд реки. Не дремлют реки, копят силы в неволе. Вот понатужились и поднялись.

Будто пушка ухнула над рекой — треснул толстый лёд. Река вырвалась на волю, с громом и звоном понесла к морю льдины, кроша и разламывая их. Но не доплыть им до далёкого моря: по дороге солнце расстреляет их золотыми горячими своими стрелами.

Ждут не дождутся освобождения рек, озёр, прудов водяные птицы — утки, гуси, лебеди, чайки, гагары, речные и болотные кулики. Ведь в освобождённой воде будет им чем поживиться: проснулись в ней рыбы, разные насекомые, рачки, улитки, личинки и другая водная мелюзга.

А реки, освободившись от льда, поднимаются выше и выше. И будет скоро: выйдут из берегов своих, хлынут в луга, затопят долины, кустарники. Люди скажут: «Вот и паводок — весенний разлив. Напоит вода землю».

Это вторая великая победа солнца, вторая весна — весна речная.

В полях уже ни следа не останется от снега, реки начнут возвращаться в свои берега, а зима ещё всё не захочет сдаваться, всё ещё будет бросаться в контратаки — насылать свои морозы-утренники. Последние разбитые отряды её снега ещё долго будут прятаться от солнца в лесу, по тенистым склонам оврагов.

Закукует кукушка, лес закутается зеленоватым туманцем, прилетят ласточки, с последним крепким морозцем белыми звёздочками зацветёт черёмуха. Все певчие птицы вернутся на родину, и бегом прибежит, прячась в зелёной, уже подросшей осоке, болотная курочка-погоныш.

Лес оденется. И соловей запоёт в цветущей, благоуханной сирени.

Это будет третьей решительной победой солнца над зимой. Это третья весна — весна лесная. Последняя: за ней наступит лето.

Вот и пришла весна... С Весною вас, друзья!!! Я очень люблю весну... Да, все времена года хороши, и каждое прекрасно по-своему. Но вот удивительное волшебство, красивое пробуждение ото сна всего и вся вокруг, это чудо есть только весной... В рубрике « » поговорим сегодня о ней, о весне, дарящей надежду, пробуждающую в нас самые прекрасные чувства и заставляющую верить в самое невероятное!

Детям про весну

Весна – это очень интересное и удивительное время в году. Именно весной так свежо и легко дышится, появляется солнышко, по которому мы все так истосковались за зиму. Весной можно найти столько всего необычного вокруг, главное, как следует оглядеться, и весна покажется вам и вашему малышу сказкой ничуть не хуже, чем снежной зимой. Весна – очень красивая и яркая. Недаром о ее приходе есть интересная легенда.

Легенда о возникновении Весны

Однажды Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Солнцу хотелось повеселиться, порадоваться вместе с людьми. Злой Змей выкрал и закрыл Солнце в своем дворце. Птицы перестали петь, все люди, особенно дети, забыли, что такое веселый смех, приветливые улыбки, добрые взгляды. Мир погрузился в печаль и уныние. Один смелый юноша вызвался спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея. Все таки нашел и вызвал его на бой.

Боролись он целыми днями и ночами. На Земле задул резкий и холодный ветер. Пошел снег крупными хлопьями. Казалось, что плохой погоде не будет и конца.

Но смелый юноша, конечно, победил злого Змея. Сразу же прекратилась и непогода: ветер успокоился, снег начал таять... А солнце поднялось на небо, осветив весь мир. Стала оживать природа, люди обрадовались, но только отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля. Умер отважный юноша. Там, где снег таял, вырастали белые цветы — подснежники, вестники весны. ()

Наблюдения за природой весной

С приходом весны начинается всеобщее ликование и пробуждение. Все вокруг постепенно преображается. Природа меняется неторопливо, но с каждым новым днем можно заметить что-то совершенно новое и замечательное.

С приходом весны солнышко светит все сильнее и поднимается все выше, день получается дольше. Начинается таяние снежка, вовсю бегут весенние ручейки, весело и задорно капает весенняя капель. Не выдерживает и лед, сковывавший озера и реки, покрывается трещинами и постепенно ломается, начиная ледоход. В этот момент идет половодье полным ходом, низинки затапливает талой водой. Погода весьма переменчива, то светит яркое солнышко, то вдруг начинает дуть сильный ветер.

Как живут животные, птицы и насекомые

Чуя солнышко и приближающееся тепло, вылезают наружу после затяжной зимней спячки насекомые. Перелетные птицы возвращаются с юга в родные края. Одними из первых можно встретить грачей, потом прилетают скворцы, жаворонки и трясогуски. Просыпаются после зимы и животные, вылезает из берлоги мишка с медвежатами, барсук вылезает из своей норы. Звери меняют свою шерсть, линяют к весне, зайцы и белки меняют цвет шубки также на летний вариант.


Как растут растения

Растения чувствуют также, как пригревает весеннее солнышко, и начинают оживать. От корней поднимается сок к вот-вот набухающим почкам, скоро начнут появляться и листочки.

Первой распускается верба – первая предвестница весны. Скоро ольха и орешник нарядятся в пушистые почки.

Повсеместно из-под земли пробиваются наружу к солнышку первые цветы весны – , мать-и-мачеха и медуница. Заливаются яркими красками и сады, где в конце весны зацветают плодовые деревья.

Особенности деятельности человека весной

С приходом весны просыпаются не только звери и растения. Человек также чувствует прилив сил. В это время работы достаточно много, особенно за городом. Ведь необходимо обработать землю, а потом засеять просо, ячмень и рожь. Также в это время сеют зелень, лук, морковь.

А что же со спортом весной?

Заниматься спортом можно в любое время года. Однако весной это делать вдвойне приятно. На улице оптимальная температура, свежий воздух, а на душе прекрасное настроение. Весной, когда день длинный и светлый, когда вокруг все начинает подсыхать, можно начинать бегать в парке. Для более активных можно предложить катание на роликовых коньках или велосипеде. Также сейчас во многих парках проводят зарядку и танцевальные мастер-классы.

Весна в литературе

Сказки про весну

Пожалуй, самой знаменитой сказкой о весне является русская народная сказка « », в которой рассказывается о противостоянии Зимы и Весны, в которой теплая и нежная весна все-таки побеждает, законно вступая в свои права.

Примечательно, что в японской культуре также есть интересная сказка про весну. Она называется «Соловьиный дом». В ней рассказывается о лесорубе, который не послушался жены и посмотрел в заветное окно.

Интересна и познавательна сказка С.Прокофьевой « ». Маленькая Веснушка ищет и защищает веснушчатый детей.

И наших любимых героев Э.Успенского не забудьте, прочитав сказку « ».

Рассказы о весне

Многие авторы посвящали в свое время свои творения красавице-весне и ее звонким мелодичным капелям. Ведь про весну писать одно удовольствие!! Писал о весне выдающийся писатель А. Н. Толстой в рассказе «Пришла весна».

Если вы хотите узнать, как начинается весенний день в степи, тогда можно прочесть «Степь весною» талантливого писателя А.И. Куприна. Чтобы получить представление о весне в целом, можно почитать еще короткий рассказ «Весенние миниатюры» .

Все эти небольшие произведения обязательно добавят настроения и помогут вам и вашему малышу лучше понять весну и все перемены, связанные с ее наступлением. Крайне познавательное и увлекательное путешествие в весну.

Пословицы про весну

  • Апрель с водой, май с травой.
  • Май, май, да шубу не снимай.
  • Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.
  • Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
  • Весна днём красна.
  • Весна всё покажет.
  • Марток – надевай двое порток.
  • Март морозом на нос садится.
  • Как не злись метелица, всё весной повевает.
  • Вода с гор потекла – весну принесла.
  • Готовь сани с весны, а колёса с осени.
  • Весною день упустишь, годом не вернешь.
  • Днём раньше посеешь, неделей раньше уберешь.
  • Посеешь в погоду — больше приплоду.
  • Кто рано сеет, семян не теряет.
  • Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
  • Весной часом отстанешь, днём не догонишь.
  • Весна днём красна.

Загадки про весну

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает...
Когда это бывает? (Весной )

Кленам, липам и дубочкам
Новые дарю листочки,
Милых пташек приглашаю
Возвратиться с юга
И на север провожаю
Зимушку-подругу. (Весна )

Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня...(весна )

Огромная коллекция загадок о весне есть в статье « ».

Весна в живописи

Удивительно, насколько по-разному видят весну разные люди. Мы можем в этом убедиться, посмотрев на некоторые весенние картины известных художников. Например, картина Архипа Ивановича Куинджи «Ранняя весна». Она потрясающе светлая и позитивная, судя по всему весна уже вовсю идет на ней полным ходом.

Посмотрим на другую картину известного русского художника А. Саврасова «Грачи прилетели», здесь пейзаж более серый, как будто зима еще не совсем уступила место весне, и если бы не грачи, то легко можно было бы перепутать.

Картины на весеннюю тематику писал и Исаак Ильич Левитан. К примеру, это «Март»

и «Весна. Большая вода».

Пейзажисты с удовольствием рисуют то, что видят вокруг весной, ведь именно в это время их буквально захлестывает волна вдохновения. Посмотрите удивительные картины К. Ф. Юона «Мартовское солнце»

и «Весенний солнечный день».

Они потрясающе яркие, живые и отлично поднимают настроение. Сразу становится понятно, почему художники так любят изображать жизнь весной.

И если многие рисуют первые дни, еще совсем раннюю весну, то у И. С. Остроухова в «Первой зелени» уже весна чувствуется полноправной хозяйкой, вовсю распускаются листочки и первая травка.

Ко всему вышесказанному и увиденному добавим любимую детьми анимацию и посмотрим мультфильм «Что такое весна»:

Еще много чудесных мультфильмов о весне можно посмотреть .

Весна — волшебный островок радости в природе. Все в ней чудесно — и удивительные метаморфозы, и пробуждение природы и не только, и настроение, и растущий солнечный день, дарящий нам такой нужный витамин Д...

Вот такой рассказ о весне у нас получился. И вот еще темы весны в моих статьях прошлых лет. Кликайте по ссылкам ниже:

С любовью,

Людмила Поцепун.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Сказки про весну: 11 познавательных сказок в картинках и заданиях для детей. Знакомим детей с окружающим миром.

Сказки про весну

В статье Вы найдете подборку занимательных познавательных сказок про весну в картинках и заданиях для детей. Используйте их на прогулке, при рассматривании весенних картин и фотографий, в беседах о весне.

  • обсудить ее,
  • на прогулке понаблюдать за явлениями, о которых говорится в сказке.
  • разыграть диалоги из сказки с игрушками или с картинками.
  • придумать продолжение сказки, в котором будут участвовать новые герои.

В статье Вы найдете 11 сказок про весну для детей разного возраста – от дошкольного до младшего школьного, а также два мультфильма — сказки про весну («Весенняя сказка» и «Снегурочка»).

Сказки про весну: Как услышать весну в лесу?

Весну можно увидеть на улице, на фотографии, на картине. А можно ли услышать весну? Как? Попробуйте с ребенком на прогулке или по дороге в детский сад, детский клуб, в магазин, в гости послушать весну. Как по звукам понять, что пришла весна? (капают капли сосулек, звенят ручейки, поют птицы и т.д.)

Послушайте сказку Весны о ее секретах и о том, как можно ее услышать.

Э. Шим. Весна.

«Слышите?
Светлые капли вызванивают, струйки плещутся, волны струнами рокочут…Всё громче, всё радостней музыка!
Это я, Весна, еду нынче по лесу. У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!

Летите, мои серебряные кони, – эгей, эгей! Впереди лежит земля пустынная, заснувшая мёртвым сном. Кто её разбудит, кто к жизни вызовет?
Я, Весна, это сделаю.

У меня полные пригоршни живой воды. Я спрысну землю этой водою, и тотчас всё кругом станет оживать…

Глядите – я махнула рукой, и – просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды надо собой!

Глядите, я взмахнула еще и – пробуждаются деревья и кусты… распрямляются ветки… почки клейкие разворачивают!

Глядите – в третий раз я махнула рукой, и – всякая мелкая живность засновала… птицы с далекого юга летят… звери из темных нор выбираются!

Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется.

Я ждать не могу, мне большой путь предстоит. С южного края земли до северного, до самых студеных морей должна я промчаться на резвых своих конях.

А тут еще Мороз упрямится, по ночам исподтишка на моих коней ледяную узду накидывает. Охота ему задержать меня, остановить, живую воду превратить в мертвую.

Но я не уступлю ему.

Поутру разгорячит моих коней солнышко, рванутся они снова и в путь – и порушат все ледяные преграды.

И опять светлые капли вызванивают, опять струйки плещутся, опять рокочут… Поет живая вода, и земля просыпается к новой жизни!»

Путешествие в весенний лес. После чтения сказки предложите ребенку представить, что вы оказались в лесу весной. Какие звуки вы услышите? А какие звуки Весны Вы с детьми услышали в сказке (перечитайте слова из рассказа:

  • «просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды над собой!» — и спросите – «Если реки подымаются, ломают льды, значит, что можно услышать?,
  • «всякая мелкая живность засновала» — что это за звуки? Значит, что еще можно услышать в весеннем лесу?
  • «птицы с далекого юга летят» — что можно услышать?
  • «У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!» — что за звуки мы слышим весной?

Обсудите с детьми: «Почему в сказке говорится, что «коней разгорячит солнышко»? Что за кони у весны? Как солнышко их разгорячит? Что за ледяную узду накидывает Мороз на коней весны? (льдом их ночью покрывает, а утром и днем лед тает, и бегут ручьи)». Очень важно, чтобы дети сами попробовали разгадать, что это за кони, сами открыли для себя это образное сравнение – ручьи как кони в упряжке Весны, на которых она едет по земле.

Нарисуйте Весну в ее упряжке.

Спросите ребенка: «Как весна не дает лесному народу спать? Как она их будит?». Перечитайте отрывок: «Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется». Расскажите о весеннем половодье.

Рассказать про половодье Вам помогут следующие сказки про весну.

Сказки про весну: Весеннее половодье

Г. Ладонщиков. Медведь

«Без нyжды и без тpевоги
Спал медведь в своей беpлоге.
Спал всю зимy до весны,
И, навеpно, видел сны.

Вдpyг пpоснyлся косолапый,
Слышит: каплет! —
Вот беда!
В темноте пошаpил лапой
И вскочил —
Кpyгом вода!
Заспешил медведь наpyжy:
Заливает — не до сна!
Вылез он и видит:
Лyжи,
Тает снег…
Пpишла весна».

И вот как это было – послушайте сказку.

Н. Сладков Медведь и Солнце

«Просочилась в берлогу Вода - Медведю штаны промочила.
- Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! - заругался Медведь. - Вот я тебя сейчас!

Не я, Медведушка, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное - теку под уклон.
- Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! - взревел Медведь.
Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

Не я, Медведь, виноват. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло - растаешь тут!

Ах, так это Солнце мне штаны промочило? - рявкнул Медведь. - Вот я его сейчас!

А что «сейчас»?

Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего - убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать».

Эта сказка очень хороша для инсценирования. Вот фигурки, которые Вы можете использовать для разыгрывания диалогов из сказки. Можно сделать простой пальчиковый театр или фигурки на магнитах или для коврографа.

О том, как просто и быстро сделать вместе с детьми пальчиковый театр, Вы найдете информацию в разделе «Диалоги- драматизации»

Э. Шим. Лось и мышь

«- Ты чего, лось, отдуваешься?

— Река разлилась. Я через нее плыл, чуть не утонул… Фу-у!

— Подумаешь, горюшко! Я больше тебя намучилась.

— Отчего же ты намучилась?

— А у моей норки лужа разлилась. Всё моё жилье затопила, все пути – дорожки отрезала… Я третий день на сучке плаваю!»

Э. Шим. Лиса и сорока

«- Апчххи!..

— Будь здорова, Лисонька!

— Будешь тут здорова… Снег везде мокрый, ручьи разлились, с деревьев капает. Не только лапы – хвост насквозь сырой. Хоть выжми да на куст повесь!»


Прочитайте сказку «Дятел, зайцы и медведь» и разыграйте ее с помощью игрушек, картинок или пальчикового театра. Разыграйте пластические этюды – мишка спит, мишка проснулся, медведь испугался и рассердился, что вода его промочила, медведь обрадовался, найдя сладкие корешки в земле, медведь поет весеннюю песню.

Э. Шим. Дятел, зайцы и медведь

«В лесу начал снег таять, полая вода поднялась и затопила медвежью берлогу.

Проснулся Медведь – ахти, горе какое! — под брюхом лужа, лапам холодно, даже на загривке шерсть намокла… Выскочил наружу, трясется, зубами стучит.

А снаружи – то не слаще. Со всех деревьев капает, ручьи бегут с пригорков, на полянах озёрца разлились. Ступить посуху некуда!

Шлёпает Медведь по воде – злой – презлой, рычит:

— Тьфу, ты пропасть, что за житье пошло!.. Зиму спать было скверно, а просыпаться – на тебе! – еще хуже… За что же такое наказанье?!

И вдруг слышит – песенка. Кто-то задорно так выводит:

Тук-тук, трясется сук,
Ту-тук, несется стук!
Фыр- фыр? Шестнадцать дыр,
Др-р-р-р-р-р-р-р-ррр!

Задрал Медведь голову и увидел на березе дятла в красной шапочке. Опёрся Дятел на свой хвостик- подпорку, носом по березовой коре бьёт, хихикает, — уж так-то доволен!

— Ты чего, долгоносый, распелся? – спрашивает Медведь.

— А как же не петь-то, дедка? Весна пришла!..

— Ну и чего хорошего?

— Да ты, видно, не проснулся еще! Весна красна, понимаешь?!

— Тьфу, пропасть! Да чем она тебе так приглянулась?!

— Как чем? Нынче каждый день – праздник, на каждом сучке – угощенье. Вот я на березу прилетел, дырочек в коре наколотил – стук! Стук! – и гляди-ка… сладкий сок из них капает. Пей вволю да Весну-красну похваливай!

— Кому сладкий сок, а кому водичка холодная, — Медведь говорит. – Замолчи, не дразни, без тебя тошно.

Через кустик прыг-нем,
Через кочку скок-нем,
Вперед – назад,
Вперед — назад.

Подошел Медведь поближе – видит: на поляне зайцы играют, друг за дружкой гоняются. До того развеселились, что ничего вокруг себя не замечают.

— «Цыц, косые! –рявкнул Медведь. – что за кутерьма?!

— Весна ведь, дедушка! Весна красна!

— А вам-то какой от нее прок?!

— Да как же, дедушка! У нас что ни день, то праздник, на каждом – шагу угощенье. Вот на эту полянку прибежали, а тут уже зеленая травка проклюнулась, позубрить ее можно… Как же Весну красну не хвалить да не славить?

— Кому травка, кому грязь да слякоть, — Медведь говорит. Брысь отсюда, не бередите мне душу, окаянные…

Дальше побрел, шлепает по лужам лапами. А чем дальше в лес, тем больше песен и плясок. Все жители – от малых пичужек и до больших зверей – радуются великой радостью, вешний праздник празднуют. Звенит лес, гуляет!

Сел Медведь на сухом пригорочке, лапой подперся, загоревал:

— Как же так… Всем в лесу хорошо, мне одному нету радости. Нешто я хуже всех?

И тут из-за облачка солнышко выглянуло. Пригрело Медведю спину, над мокрой шкурой парок завился… Закряхтел Медведь от удовольствия, бока подставляет. Так приятно после холодов-то погреться!

От теплой земли тоже парок пошел. Потянул Медведь носом – пахнет!.. Знакомым, сладким!

Начал землю рыть, дерновину отворотил – а там корешки завиднелись. Как же он про них-то забыл?! Ведь приходилось лакомиться, весною-то корешки сочны, сахаристы – не найдешь лучше угощения!

Потом слышит: песенка. Выводит кто-то:

Ох, ох, обед неплох,
Левый бок – на припёк,
А за ним – правый бок,
Под собой не чую ног,
Спасибо, весна, разутешила!

Оглянулся – нет никого. А песня совсем рядышком была!

Не сообразил сразу-то, что это сам распевать начал.

Вот как Весна угодила»

А вот еще одна сказка про весну и весеннее половодье. Придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта сказочная весенняя история.

Н. Сладков. Трое на одном бревне

«Вышла речка из берегов, разлилась вода морем. Застряли на островке Лисица и Заяц. Мечется Заяц по островку, приговаривает:

Впереди вода, позади Лиса - вот положение!

А Лиса Зайцу кричит:

Сигай, Заяц, ко мне на бревно - не тонуть же тебе!

Островок под воду уходит. Прыгнул Заяц к Лисе на бревно — поплыли вдвоем по реке.

Увидела их Сорока и стрекотнула:

Интересненько, интересненько… Лиса и Заяц на одном бревне - что-то из этого выйдет!

Плывут Лиса и Заяц. Сорока с дерева на дерево по берегу перелетает.

Вот Заяц и говорит:

Помню, до наводнения, когда я в лесужил, страсть я любил ивовые ветки огладывать! До того вкусные, до того сочные…

А по мне, — вздыхает Лиса, — нет ничего слаще мышек — полевок. Не поверишь, Заяц, целиком их глотала, даже косточки не выплевывала!

Ага! - насторожилась Сорока. - Начинается!..

Подлетела к бревну, на сучок села и говорит:

Нет на бревне вкусных мышек. Придётся тебе, Лиса, Зайца съесть!

Кинулась голодная Лисица на Зайца, но бревно окунулось краем - Лиса скорей на своё место. Закричала на Сороку сердито:

Ох, и вредная же ты птица! Ни в лесу, ни на воде от тебя нет покоя. Так и цепляешься, как репей на хвост!

А Сорока как ни в чём не бывало:

Теперь, Заяц, твоя очередь нападать. Где это видано, чтобы Лиса с Зайцем ужились? Толкай её в воду, я помогу!

Зажмурил Заяц глаза, бросился на Лису, но качнулось бревно - Заяц назад скорей. И кричит на Сороку:

Что за вредная птица! Погубить нас хочет. Нарочно друг на друга науськивает!

Плывёт бревно по реке, Заяц с Лисой на бревне думают»

Сказки про весну: весенние разговоры в лесу

В марте у зайчих рождаются зайчатки. Их так и называют – «настовичок» (от слова – «наст» — корка на снегу). Появляются волчата у волчихи. Они рождаются очень маленькими и слепыми. Рождаются детеныши и у других животных.

Вот весенняя сказка про одного такого такого зайчонка – малыша. В ней встречается очень необычное слово «зубрить», то есть делать зазубрины.

Э. Шим. Всему свой срок

«Зайчонок- настовичок в марте родился, когда еще земля в белых снегах лежала.

Шубка у Зайчонка теплая. Молочко у Зайчихи сытное. Сидит Зайчонок под кустиком, круглыми глазами во все стороны поглядывает. Ничего, жить можно…

Дни проходят. Растет Зайчонок. И скучно ему стало.

— Что же, говорит он Зайчихе, — так всё время и будет? Под кустом сиди, на белый снег гляди, дожидайся, когда тебя молочком покормят?

— Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок. Скоро весна разыграется, будешь по зеленому лесу бегать, сладкую травку зубрить.

— А скоро это?

Дни проходят. Солнышко пригревает, снег в лесу оседает, вокруг деревьев лужицы.

Зайчонку не терпится:

— Ну, где же лес зеленый, где травка сладкая? Не хочу больше ждать!

— Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок.

Дни проходят. Снег в тает в лесу, капли щелкают, ручейки позванивают.

Зайчонку невтерпеж:

— Ну, где же лес-то зеленый? Где травка сладкая?! Не буду, не буду ждать больше!

— Погоди, — опять Зайчиха говорит. – Всему свой срок.

Дни проходят. В лесу половодье, над сырой землей туманы стелются, в небе клики журавлиные слышны.

— Ну, — грустит Зайчонок, — видать это сказки – про зеленый лес да травку… Ничего этого не бывает на свете. И напрасно я ждал!

— А посмотри-ка! – Зайчиха говорит. – Оглянись!

Оглянулся Зайчонок – и увидел на березе первые зеленые листики. Махонькие- махонькие! Посмотрел на землю — и увидел, как первый травинки проклюнулись. Тоненькие – тоненькие!

И так-то обрадовался Зайчонок. Так-то развеселился! Прыгает на нескладных лапках своих, кричит:

— Ага! Ага! Разгорелась весна! На деревьях листики зеленые! На земле травка сладенька! Вот хорошо! Вот славно!

— Пришел срок твоей радости, — усмехается Зайчиха.

— Да-а, — говорит Зайчонок, — а долго-то как! Я весь изождался! Ждал-ждал, ждал- ждал…

— А если бы не ждал, — говорит Зайчиха, — разве ты бы махонькому листочку, тоненькой травинке обрадовался?»

Весной рождаются не только зайчата, но и другие малыши – зверюшки. Послушайте сказку о том, как мамы зверюшек друг с другом разговаривали. Перед чтением покажите ребенку картинки зверей и их детенышей и попросите догадаться, сколько у кого деток. Запишите цифрой или зарисуйте кружочками названное число. А потом прочитайте рассказ и посмотрите, догадались ли дети. Это не математическая задача, и в ней самое важное – не угадать и зарисовать число, а как раз наоборот, открыть для себя чудо! – и удивиться миру природы! Поэтому не подсказывайте малышам правильный ответ, дайте им возможность пережить радость открытия удивительного мира природы!

Э. Шим. Заячье семейство

«На березовой опушке лесные мамы хвалились друг перед другом своими детками.

— Ах, какой у меня сын! – сказала мама Олениха. – Наглядеться на него нельзя. Копытца точеные, ножки пряменькие, шейка высоконькая… легонький, как ветерочек!

— М-м-м, сын, конечно, неплох, — сказала мама Барсучиха. – Но куда ему до моих деточек! Уж такие они нарядненькие, такие разумненькие! Родились в марте, в апреле уже глазки открыли, а нынче – поверите ли? – даже из норы выбегают…- А сколько их у вас? – спросила Олениха.

— Уж, конечно, не один и не два. Целых три!

— Можно вас поздравить, — скаала мама Ежиха . – Но все-таки моих деток с вашими не сравнить. У меня их – пять душ! И вы знаете, у них уже шерстка появилась… и даже иголочки тверденькими становятся… Ну, не чудо ли?

— Хрю! – сказал мама Кабаниха. – Пять – это хор-рошо. Ну, а что вы скажете, если их – десять?

— А у кого их десять?! – поразилась мама Ежиха.

— Хрю-хрю… У меня ровно десяточек, и все как один.. хрю!.. мохнатенькие… хрю!.. полосатенькие… хрю! Повизгивают этак тоненько, как птички… Где еще такое семейство найдешь?

Не успели мамы согласиться, как вдруг с поля раздался голос:

— А у меня семейство получше!

— И на опушке появилась мама Хомячиха.

— Ну-ка,– сказала она, — попробуйте догадаться, сколько у меня деток!

— Тоже десять! – хрюкнула мама Кабаниха.

— Двенадцать?- спросила мама Барсучиха.

— Пятнадцать? – шепнула мама Ежиха и сама испугалась, назвав такое большое число.

— — Как бы не так! – сказала мама Хомячиха – Подымайте выше! У меня деток – восемнадцать душ, во сколько! И чего там болтать про шёрстку, про глазки, — это всё пустяки. Мои детки уже работать начали. Даром что малы, а уже каждый себе норку копает, жилье готовит. Представляете?

— Да, ваше семейство – самое замечательное! – признали все мамы. – Вы подумайте: восемнадцать деток – работничков!

Долго бы еще удивлялись мамы, если бы на опушке не появилась Зайчиха.

Хвалиться она не стала, шла тишком – молчком.

Никто не узнал бы, сколько у нее деток, если бы мама Олениха не спросила:

— Ну, а сколько душ в вашем семействе?

— Не знаю, — сказала Зайчиха. – Кто же их считал… Может, — сто, может, — тыща, а может, — и еще больше.

— Как так?! – подскочили мамы. – Не может быть!!.

— У нас именно так и бывает, — сказала Зайчиха. – Мы со своими детками не привыкли нянчиться. Рождаются зайчата, мы их разок покормим, а потом где-нибудь под кустом оставим – и до свиданьица!

— Зачем же? Как безжалостно! – закричали мамы.

— А затем, что так – лучше. Затаятся зайчата под кустом, притихнут –ни волк, ни лиса их не найдут. А будь мы рядом, так навлекли бы на них беду.

— Но ведь они же маленькие!

— Маленькие, да удаленькие… И прятаться умеют, видят зорко, и слышат чутко. Да шубки у них тепленькие.

— А кто же их кормит–то?

— Да любая Зайчиха, которая встретится. У нас ведь нету чужих деток, все — родные. Нынче я одного покормлю, завтра – другого. Вот и выходит, что все зайчата в лесу – из моего семейства. А сколько их, — никто не ведает. Может, — сто, может, — тыща, а может, и – и того больше. Посчитайте, попробуйте!

И тут уж все мамы поняли, что все — таки самое удивительное семейство в лесу – заячье».

Сказки про весну: перелетные птицы

Весной возвращаются домой перелетные птицы. Первыми прилетают грачи. Они не боятся холода. Позже – скворцы, а за ними жаворонки.

На земле появляются проталины, на проталинах птицы находят семена, жучков, личинок.

Прочитайте детям очень интересную весеннюю познавательную сказку для детей о том, что однажды случилось на весенней проталине.

Н. Сладков. Чья проталина?

«Увидела Сорока первую проталину - тёмное пятнышко на белом снегу.
- Моя! - крикнула. - Моя проталина, раз я первая её увидела!
На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку - отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись - Грач.

Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво!
- Это почему же она твоя? - застрекотала Сорока. - Я первая увидала!
- Ты увидала, - гаркнул Грач, - а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые страны покинул. Без неё и меня бы тут не было. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина!
- Что он тут каркает! - затарахтела Сорока. - Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся - проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула!

Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал:
- Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где - на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен!
Сорока и Грач только крыльями всплеснули.
- Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела.
А я, может, так торопился с юга к ней, что чуть крылья в пути не вывихнул.
- А я родился на ней! - пискнул Жаворонок. - Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное - и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва - даже язык дрожит.

Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало - и полилась песня как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули - заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать и каркать.

Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась.
И выглянул Крот - зашмыгал носом.

Никак прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет… Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху?

Весна, весна, землерой! - сварливо закричала Сорока.
- Знал, куда угодить! - подозрительно буркнул Грач. - Хоть и слепой…
- Тебе-то зачем наша проталина? - проскрипел Жаворонок.
Крот принюхался к Грачу, к Сороке, к Жаворонку - глазами-то он худо видит! - чихнул и говорит:

Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и назад. Потому что чую: погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то…

Как ты можешь так говорить? - ужаснулся Жаворонок. - Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна!
- Не знаю и знать не хочу! - фыркнул Крот. - Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково.
- Весной проталины появляются, - мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач.

А на проталинах скандалы начинаются, - снова фыркнул Крот. - А ради чего? Проталина как проталина.

Не скажи! - подскочила Сорока. - А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов.

Посидеть, походить, размяться! - гаркнул Грач. - Носом в тёплой земле порыться!

А петь-то как над проталинами хорошо! - взвился Жаворонок. - Сколько в поле проталин - столько и жаворонков. И все поют! Нет весной ничего лучше проталины.

А чего тогда спорите? - не понял Крот. - Жаворонок хочет петь - пусть поёт. Грач хочет маршировать - пусть марширует.
- Правильно! - сказала Сорока. - А я пока семенами и жуками займусь…
Тут снова начались крики и перебранка.
А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в тёплой земле порыться, червячка заморить.

Пора и мне! - Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда темно и тихо».

Разыграйте сказку с помощью пальчикового театра. Вам помогут картинки. Вырежете изображения и сделайте вместе с детьми фигурки для разыгрывания диалогов из сказки.

Интересные сказки — мультфильмы для детей про весну

Сказка про возвращение перелетных птиц на родину весной «Весенняя сказка»

Весенняя сказка — мультфильм Снегурочка

Все картинки этой статьи в хорошем разрешении и качестве Вы найдете в презентации «Сказки про весну» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями). В этом же разделе Вы найдете и сможете бесплатно скачать презентации и ко всем другим статьям сайта «Родная тропинка».

Еще о весне — игры, картинки, материалы для занятий с детьми, речевые упражнения Вы найдете в статьях сайта:

Игры, стихи, познавательные задания о весне для детей, наблюдения на прогулке, логические задачки и эксперименты, речевые упражнения, физкультминутки, картинки, загадки.

Познавательные сказки, рассказы, логические задачки для детей.

37 весенних стихотворений для детей разного возраста, словесное рисование, видео для детей.

Речевые игры и задания в картинках для детей старше 3 лет.

(игры, приметы, выпечка, загадки)

Желаю всем интересной весны!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

И. С. Соколов-Микитов «Весна в лесу»

По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник от края до края через глухой лес.

Много птиц и зверей видел он в пробудившемся лесу. Видел, как на краю болота токует глухарь, как в молодом осиннике, на припёке, пасутся лоси, а по лесному оврагу пробирается в своё логово, бежит с добычей старый волк.

Много видел и слышал в лесу внимательный охотник.

Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

Тёплый ветер пробегает в высоких вершинах.

Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветёт на опушках черёмуха, защёлкают над ручьями голосистые соловьи. Пролетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!»

Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель.

Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки.

Хороша, радостна, весела весна в лесу!

И. С. Соколов-Микитов «Раннее утро»

Ранним утром в глухом лесу, на самом краю болота, токует глухарь.

«Тэкэ, тэкэ, эк, эк, эк!» — раздаётся его весенняя тихая песня.

Спокойно утром в лесу.

Далеко слышен каждый звук.

Вот проковылял по чащобе, тихо похрустывая, заяц-беляк. Пробежала по краю осторожная лисица. Спрятался в норе под корягой быстрый хорёк.

Громко затрубили на болоте, встречая солнце, длинноногие журавли.

Сорвался с болота, стрелою поднялся в небо длинноносый баранчик-бекас.

«Качи-качи-качи-качи!» — сидя на кочке, радостно отозвался другой бекас на болоте.

«Тэкэ, тэкэ, эк, эк, эк!» — чаще и чаще защёлкал, ещё жарче запел свою песню глухарь. Издали кажется: далеко-далеко точит кто-то топор на точиле.

Во время песни не слышит и плохо видит глухарь. Не слышит он, как пробирается по токовищу лисица, как у края болота пасутся в молодом осиннике лоси.

Кончит свою короткую песню глухарь, слушает долго: не идёт ли, не крадётся ли к току охотник?

И. С. Соколов-Микитов "На краю леса"

Выше и выше над лесом солнце.

Вышла на край леса старая лосиха с Длинноногим новорождённым лосёнком, задремала на тёплом весеннем солнышке лосиха.

Учится бегать маленький лосёнок. Спотыкается о высокие кочки его длинные ноги.

Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из надломанной лосями берёзовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.

Отражая высокое небо, синими кажутся в лесу весенние лужи. А над синими лужами, над обогретой, пробудившейся землёй, в золотых лучах солнца «толкут мак» комары-толкунцы.

Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.

Хорошо пахнет в весеннем лесу!

Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук.

Беззаботно резвится у её ног маленький лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

М. Пришвин «Ребята и утята»

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из лесу, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру. В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать Утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли пипками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл.

— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

— Пустим.

— Вот то-то, «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

— А вон сидит! — хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового

поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.

Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:

— Счастливый путь, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

— Что вы смеётесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Вот погодите, дождётесь экзамена в вуз. Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!

И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:

— До свиданья, утята!

М. Пришвин «Журка»

Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.

— Умница! — сказала моя жена и спросила меня: — А сколько он может съесть их? Десять может?

— Десять, — говорю, — может.

А ежели двадцать?

Двадцать, — говорю, — едва ли...

Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребёнку, и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится — нет его, крикнет только одно: «Фру-фру!», и он к ней бежит. Такой умница! Так живёт у нас журавль, а подрезанные крылья его всё растут и растут.

Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото, Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула — и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может.

И в слёзы, и к нам: «Ах, ах, горе какое! Ах, ах!» Мы все прибежали к колодцу.

Видим — Журка далеко, на середине нашего болота сидит.

— Фру-фру! — кричу я.

И все ребята за мной тоже кричат:

— Фру-фру!

И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять — проглотил, дали десять — проглотил, двадцать и тридцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.

Н. Сладков «Трое на одном бревне»

Вышла речка из берегов, разлилась вода морем. Застряли на островке Лисица и Заяц. Мечется Заяц по островку, приговаривает:

— Впереди вода, позади Лиса — вот положение!

А Лиса Зайцу кричит:

— Сигай, Заяц, ко мне на бревно — не тонуть же тебе!

Островок под воду уходит. Прыгнул Заяц к Лисе на бревно — поплыли вдвоём по реке.

Увидела их Сорока и стрекотнула:

— Интересненько, интересненько... Лиса и Заяц на одном бревне — что-то из этого выйдет!

Плывут Лиса и Заяц. Сорока с дерева на дерево по берегу перелетает.

Вот Заяц и говорит:

— Помню, до наводнения, когда я в лесу жил, страсть я любил ивовые ветки огладывать! До того вкусные, до того сочные...

— А по мне, — вздыхает Лиса, — нет ничего слаще мышек-полёвок. Не поверишь, Заяц, целиком их глотала, даже косточки не выплёвывала!

— Ага! — насторожилась Сорока. — Начинается!..

Подлетела к бревну, на сучок села и говорит:

— Нет на бревне вкусных мышек. Придётся тебе, Лиса, Зайца съесть!

Кинулась голодная Лисица на Зайца, но бревно окунулось краем — Лиса скорей на своё место. Закричала на Сороку сердито:

— Ох и вредная же ты птица! Ни в лесу, ни на воде от тебя нет покоя. Так и цепляешься, как репей на хвост!

А Сорока как ни в чём не бывало:

— Теперь, Заяц, твоя очередь нападать. Где это видано, чтобы Лиса с Зайцем ужились? Толкай её в воду, я помогу!

Зажмурил Заяц глаза, бросился на Лису, но качнулось бревно — Заяц назад скорей. И кричит на Сороку:

— Что за вредная птица! Погубить нас хочет. Нарочно друг на друга науськивает!

Плывёт бревно по реке, Заяц с Лисой на бревне думают.

Песенку овсянки мы сначала и слушать не хотели: уж больно проста. Да и певица невидная: сидит неподвижно на ветке, прижмурив глаза, и поёт одним голосом: «Синь-синь-синь- си-инь!»

— Вы только вслушайтесь, — сказали. — Слышите?

«Синь-синь-синь-си-инь!»

И верно, вокруг синь! Как мы раньше этого не заметили! И небо синее, дымка над лесом синяя, тени на снегу — как синие молнии. А если ещё и глаза прижмурить — всё станет синим.

Синий месяц март!

— Это ещё не всё, — сказали. — Послушайте-ка её в апреле.

В апреле овсянка песенкой своей давала советы. Увидит возчика в розвальнях на раскисшей дороге и запоёт: «Смени сани, возьми воз-з!»

В мае у овсянки песня та же, но совет другой. Увидит, что скотник сено коровам несёт, и сразу: «Неси, неси, неси, не тру-си-и!»

— Ишь ты! — усмехается скотник. — И откуда она знает, что сено у нас к концу?

Любит овсянка возле человеческого жилья петь. Одна у неё песенка, только каждый переводит её на свой лад.

Е. Носов «Скворешня»

Шумела весна ручьями,

Чернела землёй и грачами,

А в ветках набухшей черешни

Дрались воробьи за скворешню

По правде сказать, та скворешня уже доброго слова не стоила: за зиму покоробило дощечки, кровелька треснула и засквозила разверстой щелью. А скворцы-хозяева уже где-то на подлёте. Поди, минули Обоянь и с часу на час будут дома. По-хорошему, надо бы заменить скворешню, порадовать птах новой светёлкой. Но где её взять? Как хорошо, если бы птичьи домики весной в магазинах продавали! Пусть ребята из какого-нибудь столярного ПТУ наделают. Или школьники занялись бы этим на Уроках труда, а заодно научились бы столярному делу. В День птиц народ повалил бы в магазин, и каждый купил бы по скворечнику. Но нет, пока не продаётся такой товар. А самому сделать не из чего: в современной квартире со всеми удобствами — ни лишней доски, ни фанерки. Валяется на балконе посылочный ящик, Да и тот из деревоплиты. Ну а деревоплита, ясное дело, под дождём враз размокнет.

И пошёл я на стройку посмотреть чего-нибудь брошенного, ненужного.

А на строительной площадке своя весна: поплыла раскисшая глина, колёсные колеи и рытвины налились кисельной жижей, и только островами среди хляби высятся кучки песка да кирпичные штабели. Хорошо, что я пошёл в резиновых сапогах.

День был воскресный, никакого народу на стройке не было, лазил я, лазил по пустому двору — ничего не нашёл подходящего. Правда, возле бригадного вагончика желтел ворох свежих досок, но ведь они предназначены для дела, а не для моей безделицы.

Наконец в дорожной колее нашёл надломанную посредине двухметровую плаху. Должно быть, кто-то подкладывал её под автомобильные колёса. Вытащил я доску из грязи и только было принялся отмывать её в натаявшей снежнице под забором, как, слышу, окликает меня кто-то:

— Эй, чего надо?

Я обернулся. Из вагончика высунулась рыжая клокастая шапка, под которой трудно было разобрать лицо.

— Не положено посторонним.

Сидя на корточках, я продолжал мыть доску, и тогда сторож, опираясь на рубчатый арматурный прут, зачавкал сапогами в мою сторону.

— Шляются тут... — распалял он сам себя. — Вот как огрею костылём...

— Да вот... — привставая, показал я на доску. — В колее подобрал. Сломанная...

— Подобрал... — грозно воззрился сторож из-под лохматой шапки, делавшей его похожим на бездомного эрдельтерьера. — Сказано, не положено.

— Скворечник хотел сделать, — оправдывался я смущённо и, желая тронуть душу, умягчить «терьера», добавил для убедительности: — Внук просил. Пристал: сделай да сделай скворешню...

— Ничего не знаю! — непреклонно оборвал «терьер». — Одному на скворешню надо, другому на гараж потребуется.

— Так ведь доска брошена. И сломана, видишь, пополам. На одной жилке держится. В грязи валялась.

— Мало ли чего... в грязи, — сторож наступил сапогом на конец доски. — А хоть и в грязи — всё одно, не трогай.

Ситуация была унизительная. Всё дело в том, что он прав, а я нет. Я сконфуженно обтер мокрые руки о штаны и от безвыходности поискал в кармане сигареты. Курева, как назло, не оказалось, в пальцы попался какой-то комок, и я машинально извлёк его на свет. Это был смятый бумажный рубль.

— Может, пригодится? — неуверенно протянул я находку.

«Терьер» помедлил, как бы издали принюхиваясь к рублю, и вдруг, как-то мигом сглотнув предложенное, «замахал хвостом»:

— Дак постой. Зачем тебе эта... Погоди, мы щас получше найдём. На скворешню надо сухую. — Он проворно сбегал к вагончику и вытащил из вороха кусок свежей доски. — На вот, строгай. Её и трогать не надо, она и так чистая.

— Да нет, спасибо, — отказался я, поднимая с земли прежнюю доску. — Я уж как-то эту облюбовал.

— Чудак! — «Терьер» тряхнул нависшей над глазами шерстью. — Я ж тебе новую даю. А мокрую рубанок не возьмёт, заластится.

— Ничего, сначала высушу. — Мне и в самом деле почему-то больше была по душе вот эта вызволенная из грязи доска-калека, и я отшвырнул доску к вагончику, но та, не долетев до штабеля, хлёстко шмякнулась в самое месиво.

— Слушай, — снова оживился, «завилял хвостом» сторож и, приблизясь, приглушил голос: — Может, тебе цемент нужен? Тогда приходи, как стемнеет. Трояк за ведро.

— Да нет, не надо.

Я пошёл к выходу, а он, семеняще чавкая сзади, предлагал вдогонку:

— Если деньги вперёд, дак по рублю ведро отдам, а? Ты где живёшь? Я вечером сам принесу.

Я вышёл за ворота и помыл сапоги в шумном весеннем ручье.

Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

Наконец-то наступил март! С юга потянуло влажным теплом. Хмурые неподвижные тучи раскололись и тронулись. Выглянуло солнце, и пошёл по земле весёлый бубенчатый перезвон капели, будто весна катила на невидимой тройке.

За окном, в кустах бузины, отогревшиеся воробьи подняли шумиху. Каждый старался изо всех сил, радуясь, что остался жив: «Жив! Жив! Жив!»

Вдруг с крыши сорвалась подтаявшая сосулька и угодила в самую воробьиную кучу. Стая с шумом, похожим на внезапный дождь, перелетела на крышу соседнего дома. Там воробьи расселись рядком на гребне и только было успокоились, как по скату крыши скользнула тень большой птицы. Воробьи враз свалились за гребень.

Но тревога была напрасной. На печную трубу опустилась обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. Зима заставила её позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала хлеб свой насущный.

Кстати, сегодня ей повезло. В клюве она держала большой ломоть хлеба.

Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости ребятишек? И что за привычка у этих сорванцов бросать камнями? Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны. Они тоже не дадут спокойно перекусить. Сейчас же слетятся и полезут в драку.

Но неприятностей, кажется, не предвиделось. Воробьи снова набились в бузину и оттуда завистливо посматривали на её кусок хлеба. Но эту скандальную мелюзгу она в расчёт не принимала.

Итак, можно закусить!

Ворона положила ломоть на край трубы, наступила на него обеими лапами и принялась долбить. Когда отламывался особенно большой кусок, он застревал в горле, ворона вытягивала шею и беспомощно дёргала головой. Проглотив, она на некоторое время снова принималась озираться по сторонам.

И вот после очередного удара клювом из-под лап выскочил большой ком мякиша и, свалившись с трубы, покатился по скату крыши. Ворона досадливо каркнула: хлеб может упасть на землю и даром достанется каким-нибудь бездельникам вроде воробьёв, что пристроились в кустах под окном. Она даже слышала, как один из них сказал:

— Чур, я первый увидал!

— Чик, не ври, я раньше заметил! — крикнул другой и клюнул Чика в глаз.

Оказывается, хлебный мякиш, катившийся по крыше, видели и другие воробьи, а потому в кустах поднялся отчаянный спор.

Но спорили они преждевременно: хлеб не упал на землю. Он даже не докатился до жёлоба. Ещё на полпути он зацепился за ребристый шов, какие соединяют кровельные листы.

Ворона приняла решение, которое можно выразить человеческими словами так: «Пусть тот кусок полежит, а я пока управлюсь с этим».

Доклевав остатки, ворона решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелёгкой задачей. Крыша была довольно крута, и когда большая тяжёлая птица попробовала сойти вниз, ей это не удалось. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом.

Путешествие таким способом ей не понравилось, она взлетела и села на жёлоб. Отсюда ворона попробовала снова достать хлеб, карабкаясь снизу вверх. Так оказалось удобнее. Помогая себе крыльями, она наконец добралась до середины ската. Но что такое? Хлеб исчез! Оглянулась назад, посмотрела вверх — крыша пуста!

Вдруг на трубу опустилась голенастая в сером платочке галка и вызывающе щёлкнула языком: так! мол, что тут делается? У вороны от такой наглости даже на загривке ощетинились перья, а глаза сверкнули недобрым блеском. Она подпрыгнула и ринулась на непрошеную гостью.

«Вот старая дура!» — сказал про себя следивший за всей этой историей Чик и первым перемахнул на крышу. Он-то видел, как ворона, перелетев на жёлоб, начала подниматься вверх не по той полосе, где лежал кусок хлеба, а по соседней. Она была уже совсем близко. У Чика даже сердечко ёкнуло оттого, что ворона может догадаться перейти

на другую полосу и обнаружить добычу. Но уж очень несообразительна эта грязная, лохматая птица. И на её глупость Чик втайне рассчитывал.

— Чик! — закричали воробьи, пускаясь вслед за ним. — Чик! Это нечестно!

Оказывается, они все видели, как старая ворона заблудилась на крыше.

Эдуард Шим «Весна»

Светлые капли вызванивают, струйки плещутся, волны струнами рокочут... Всё громче, всё радостнее музыка!

Это я, Весна, еду нынче по лесу.

У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!

Летите, мои серебряные кони, — эгей, эгей! Впереди лежит земля пустынная, заснувшая мёртвым сном. Кто её разбудит, кто к жизни вызовет?

Я, Весна, это сделаю.

У меня полные пригоршни живой воды. Я спрысну землю этой водою, и тотчас всё кругом станет оживать.

Глядите — я махнула рукой, и — просыпаются реки... Вот они подымаются, взбухают... ломают зелёные льды над собой! Глядите — я взмахнула ещё, и — всякая мелкая живность засновала... птицы с далёкого юга летят... звери из тёмных нор выбираются! Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу-тороплюся и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придётся.

Я ждать не могу, мне большой путь предстоит. С южного края земли до северного, до самых студёных морей должна я промчаться на резвых своих конях.

А тут ещё Мороз упрямится, по ночам исподтишка на моих коней ледяную узду накидывает. Охота ему задержать меня, остановить, живую воду превратить в мёртвую.

Но я не уступлю ему.

Поутру разгорячит моих коней солнышко, рванутся они снова в путь — и порушат они все ледяные преграды.

И опять светлые капли вызванивают, опять струйки плещут, опять рокочут... Поёт живая вода, и земля просыпается к новой жизни!

С. Козлов «Весенняя сказка»

Никогда раньше с Ёжиком не случалось такого. Никогда раньше ему не хотелось петь и веселиться без причины. А вот теперь, когда наступил месяц май, он целыми днями пел и веселился, и если кто-нибудь у него спрашивал, отчего он поёт и веселится, Ёжик только улыбался и начинал петь ещё громче.

— Это потому, что весна пришла, — говорил Медвежонок. — Поэтому Ёжик и веселится!

А Ёжик достал из чулана скрипку, позвал двух зайцев и сказал им:

— Пойдите возьмите свои прошлогодние барабаны и возвращайтесь ко мне!

И когда зайцы пришли с барабанами через плечо, Ёжик велел им идти позади, а сам пошёл первым, наигрывая на скрипке.

— Куда это он идёт? — спросил Первый Заяц.

— Не знаю, — ответил Второй.

— Нам бить в барабаны? — спросил он у Ёжика.

— Нет, пока не надо, — сказал Ёжик. — Разве вы не видите: я играю на скрипке!..

И так они прошли весь лес.

У опушки, перед высокой сосной Ёжик остановился, задрал мордочку и, не сводя глаз с Белкиного дупла, стал играть самую нежную мелодию, какую только знал. Она называлась: «Грустный Комарик».

«Пи-пи-пи-пи-и!..» — пела скрипка. И Ёжик даже прикрыл глаза — так ему было хорошо и печально.

— Зачем мы здесь остановились? — спросил Первый Заяц.

— Разве вы не понимаете? — удивился Ёжик. — Здесь живёт Рыжее Солнышко!

— А в барабаны нам бить?

— Подождите, — проворчал Ёжик. — Я скажу когда...

И снова прикрыл глаза и заиграл «Грустного Комарика».

Белка сидела в дупле и знала, что это Ёжик стоит под сосной, играет «Грустного Комарика» и называет её Рыжим Солнышком... Но ей хотелось подольше послушать скрипку, и поэтому она не выглядывала из Дупла.

А Ёжик играл целый день до вечера и, когда уставал, кивал головой зайцам — и они потихонечку барабанили, чтобы Белка знала, что Ёжик всё ещё стоит внизу и ждёт, когда она выглянет.