Тактико технические характеристики с 500

В российском ОПК наметилось ускорение. Главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев заявил , что войска ВКС в ближайшее время примут на вооружение перспективную зенитную ракетную систему С-500.

Концерн «Алмаз-Антей», создающий зенитно-ракетное вооружение дальнего и сверхдальнего действия, работает ритмично, не выходя из графика. «Мы каждый год получаем по пять комплектов зенитных ракетных систем С-400, новые РЛС — эти темпы нас устраивают, идет дальнейшее развитие, мы с промышленностью не стоим на месте, ускоренными темпами разрабатывается новейший комплекс С-500 и в ближайшее время он поступит на вооружение войск противовоздушной обороны», — сказал главнокомандующий на торжественных мероприятиях, посвященных Дню противовоздушной обороны.

Серийное производство комплексов С-400 и С-500 развернуто на Нижегородском машиностроительном заводе имени 70-летия Победы, специально построенном для выпуска как этих двух комплексов, так и перспективных разработок «Алмаза-Антея». Строительство завода обошлось в 45 млрд. рублей.

О том, что ЗРС С-500 совсем уже на подходе, свидетельствует и начало подготовки специалистов для работы на этих комплексах. Обучение проходит на базе Военной академии воздушно-космической обороны имени маршала Г. К.Жукова.

Мобильная ЗРС С-500 «Прометей» начала создаваться в концерне «Алмаз-Антей» в 2004 году. После проведения НИР в 2007 году была открыта ОКР. Ее промежуточный результат был получен в 2009 году, когда начались испытания сверхдальней ракеты

С-500 — это, по сути, два комплекса, каждый из которых решает свои задачи. И каждый из них имеет свое ракетное вооружение и аппаратную часть. Один сегмент осуществляет противоракетную оборону, второй — противовоздушную, то есть уничтожает аэродинамические цели.

И в этом смысле С-500 существенно отличается от американской системы THAAD (Terminal High Altitude Area Defense), имеющей только одну ракету, которая должна бороться как с аэродинамическими, так и с баллистическими целями. Такой универсализм приводит к тому, что вероятность поражения баллистической ракеты средней дальности составляет лишь 10−15%. И нижний порог по дальности поражения аэродинамических целей слишком большой, то есть ракета плохо работает по низколетящим целям. Тут у США значительный пробел, поскольку архаичный ЗРК «Патриот» прикрыть ближнюю зону не в состоянии.

У С-500 для решения задач ПВО и ПРО используются не только различные ракеты, но и две разных РЛС с активной фазированной антенной решеткой.

Часть использующихся в системе ракет позаимствована у ЗРС С-400. Три ракеты разработаны специально для «Прометея». Самой мощной, которая предназначена для борьбы с аэробаллистическими целями, является 40Н6М, имеющая дальность, равную 600 км. Дальность ракеты THAAD в 3 раза меньше — 200 км.

Еще две новые ракеты разработаны в КБ «Факел» для баллистических целей. Это 77Н6-Н и 77Н6-Н1. Их характеристики не разглашаются. Известно лишь, что они справляются не только с баллистическими ракетами средней дальности, но и с МБР на конечном участке их траектории. И не только с самими ракетами, но и с отделившимися боевыми блоками малой заметности, эффективная площадь рассеяния которых не превышает 0,1 кв.м. При этом скорость поражаемых целей может достигать 7 км/с.

Известно и то, что 77Н6-Н и 77Н6-Н1 унифицированы с противоракетой системы ПРО Москвы А-135 «Амур» 53Т6М, которая не имеет в мире аналогов. У нее непревзойденная энергонасыщенность. Уникальные динамические характеристики. Ее максимальные продольные перегрузки — 210g, поперечные — 90g. Дальность пуска — до 100 км, высота перехвата — до 30 км. Однако генеральный конструктор разработки А.Г.Басистов утверждает, что возможности ракеты существенно выше. После окончания государственных испытаний он сказал: «Система показала значительные запасы по всем параметрам. Скоростные противоракеты Люльева 53Т6 могут осуществлять поражение баллистических целей на дальностях в 2,5 раза больших и на высотах в 3 раза больших, чем мы сейчас аттестовали. Система готова выполнить задачи и по поражению низкоорбитальных спутников, и другие задачи».

При этом следует учитывать, что ракеты 77Н6-Н и 77Н6-Н1 — это не копирование, а развитие базовой ракеты.

При сравнении скоростных характеристик ракет С-500 и THAAD видно, что российские быстрее в 3,5 раза. Их максимальная скорость равна 3600 м/с, у американских — 995 м/с.

Характеристики «Прометея» раскрыты лишь частично. Известно, что дальность обнаружения баллистической ракеты составляет 2000 км, боевого блока с ЭПР 0,1 кв.м. — 1300 км. При этом максимальная ошибка при определении конечной точки траектории, то есть места падения баллистической ракеты, не превышает 15 км. Дальность обнаружения аэродинамических целей — 800 км.

В то же время нет данных по количеству сопровождаемых и одновременно обстреливаемых целей. Но известно, что эти параметры выше, чем у ЗРС С-400 «Триумф». То есть больше 20 при сопровождении и 10 при одновременном обстреле. И эти цифры необходимо умножить на 8 — столько боевых машин комплекса объединены в единую систему, управляемую из командного пункта.

Еще одно достоинство «Прометея» — использование новейших средств связи, относящихся к шестому поколению. Они гарантированно исключают возможность радиоперехвата, а также нечувствительны к внешним помехам. В то же время новейшая аппаратура радиоэлектронной борьбы, использованная в мобильных комплексах, расположенных на пятиосных колесных платформах, позволяет с высокой эффективностью нейтрализовать противорадиолокационные ракеты противника. Также ракеты С-500 оснащены аппаратурой подавления РЭБ уничтожаемых целей.

В заключение необходимо остановиться на причинах, благодаря которым российские ЗРС С-500, превосходят по возможностям современные американские мобильные комплексы THAAD. Основная причина заключается в прагматичности американцев. Более четверти века назад они решили, что после выигрыша в холодной войне, у них во веки веков не будет достойных противников. А для усмирения «недостойных» вполне достаточно и созданного на тот момент вооружения. Поэтому было резко сокращено финансирование новых разработок в военной сфере, и большинство тем было свернуто. В результате США на три десятилетия остались с устаревшим ЗРК «Патриот». А вместо комплексов ближней зоны использовали и по-прежнему используют ПЗРК «Стингер», который начал эксплуатироваться в начале 80-х годов. «Стингеры» установлены на джипы и громко названы ЗРК «Авенджер».

Правда, работы по созданию ПРО в США все же продолжились, хоть и в невысоком темпе. На создание мобильного комплекса THAAD ушло почти 20 лет. Но при этом следует учесть, что в США практически не существовало опыта создания крупных мобильных ракетных систем. Все сухопутные МБР у них шахтного базирования. Противоракетная техника тоже была изначально «зарыта в землю». Самая последняя из таких систем — Ground-Based Midcourse Defense (GBMD) — прикрывает ограниченное пространство. И включает в себя всего лишь 30 ракет, правда, очень мощных — трехступенчатых. Ограниченное количество ракет связано, прежде всего, с чрезвычайной их дороговизной.

А в Советском Союзе это направление развивалось бурно. Тут следует упомянуть не только МБР «Тополь», но в первую очередь мобильный ЗРК-75, который был принят на вооружение в 1957 году. Так что у концерна «Алмаз-Антей» накоплен громадный опыт, благодаря которому с российскими современными средствами ПВО и ПРО крайне непросто конкурировать кому бы то ни было в мире.

Существенно лучше у американцев обстоят дела по средствам ПРО, устанавливаемым на эсминцы. Самые совершенные ракеты морской системы Aegis — SM-3 — имеют дальность полета, равную 700 км, и «космическую» высоту перехвата — 250 км. При этом скорость несколько не дотягивает до характеристик российских ракет — 2700 м/с против 3600 м/с.

Но, разумеется, Aegis, в отличие от С-500, не предназначена для борьбы с аэродинамическими целями — самолетами и крылатыми ракетами. В России задачи ПРО в чистом виде решает система А-135 «Амур», базирующаяся в московском регионе. О ее ракете ближнего действия уже было сказано выше. Что же касается дальней ракеты, то она в настоящий момент проходит испытания. И будет включена в новую систему ПРО Москвы А-235 «Нудоль». Ориентировочно ракета имеет дальность в 1500 км, а максимальная высота поражения целей — 750 км. Кстати, «ближняя» ракета для обновленной системы ПРО будет мобильной. И это позволяет сделать предположение, что она будет общей и для ЗРС-500.

Специализирующееся на вопросах обороны, опубликовало материал под заголовком «Российская «правда» о С-500. «Пэтриот» лучше «Прометея»?» В нем капитан первого ранга в отставке, а в настоящее время публицист портала Максимилиан Дура подверг критике российский ЗРК:

Как о системе С-400, так и о системе С-500, мы знаем только то, что хотят русские. В том, сообщали ли они достоверную информацию, можно было убедиться на Ближнем Востоке, когда американцы, французы и британцы нанесли удары по сирийским базам, защищенным российскими системами С-400. В то же время результаты анализа показывает, что указанная польская система «Пэтриот» может быть во многих отношениях лучше, чем новейшая российская система С-500.

Как полагает автор, бомбардировка Сирии косвенно ударила и в русских: ведь они разместили там свои новейшие системы противовоздушного вооружения, которые, как оказалось, не обеспечили безопасности атакованных объектов. И это несмотря на то, что россияне перебросили на Ближний Восток также свою новейшую систему С-400 «Триумф», которая, по их словам, должна покрывать всю территорию Сирии и большую часть Средиземного Моря.

Публицист раскрывает причины, по которым Россия не использовала свои ЗРК:

Конечно, российские военные утверждают, что не использовали , потому что не хотели использовать его, защищая только не атакованные объекты на базах Хмеймим и Тартус. На самом деле, если бы русские могли применить системы С-400 и С-300, то бы их, конечно, использовали. Однако в отношении низколетящих маневрирующих ракет - в большинстве выполненных в технике стелс - их оборудование оказалось практически бесполезным.

О неудаче русских, по мнению Максимилиана Дуры, также свидетельствует тот факт, они могли, ничем не рискуя, воспользоваться ракетными ударами США и союзников для тренировки своих противовоздушных комплексов, но, тем не менее, не стали этого делать.

"Пропагандистские" возможности системы С-500

Эксперт описывает возможности системы С-500, которые распространяет «российская пропаганда»:

Большинство польских и западных описаний «Прометея» являются именно такими, какими хотели бы их видеть россияне. И они создали легенду о системе, которая в радиусе 600 км от пусковой установки может сбивать практически все, что находится в воздухе: от баллистических и гиперзвуковых ракет до самолетов, маневрирующих ракет и небольших беспилотников. Поэтому часто рисуются карты с зоной покрытия, на которых окружность с центром в Калининградской области включает в себя всю Польшу и часть Германии.

Согласно российским данным, предполагается, что противовоздушные ракеты и противоракетные системы С-500 могут поражать воздушные цели на расстоянии до 600 км и на высоте 40-50 км (в случае аэродинамических целей) и до 200 км (в случае баллистических целей). Еще одним параметром, часто приводимым в российских СМИ, является возможность отслеживания одной батареей десяти объектов одновременно и уничтожения баллистических целей, летящих со скоростью до 5 км/с (некоторые источники указывают даже на 7 км/сек). В то время как вся система командования батареи, имеет возможность одновременного ведения до пятисот маршрутов.

Вероятные "невозможности" системы С-500

Журналист считает, что самым большим успехом российской пропаганды является внушение полякам мысли о том, что система С-500 размещенная в Калининградской области или в Беларуси «может в полном объеме контролировать польское небо». Это ложное утверждение на руку россиянам, но в то же время противоречит основным законам физики, касающихся, прежде всего прямолинейного пути распространения волн радара и световых волн:

Сферичность Земли приводит к тому, что при поражении целей необходимо учитывать так называемый «радиолокационный горизонт». А то, что находится за этим горизонтом, является невидимым, а значит, теоретически недосягаемо. Кроме того, в случае Калининградской области ситуация достаточно благоприятная для Польши, потому что это плоская и покрытая деревьями территория. Это не дает возможности скрытной установки радара на большой высоте, а кроме того, позволяет наносить контрбатарейные удары артиллерийскими системами из Польши и Литвы (расстояние с севера на юг составляет около 100 км).

Как утверждает польский эксперт, при хорошо организованной системе контрбатарейной борьбы это может дать возможность уничтожить стреляющую батарею С-400 еще до того, как противовоздушные ракеты долетят до цели, находящейся в максимальной зоне покрытия, являющейся на самом деле только теоретической:

Впрочем, эта зона покрытия по отношению к системе С-400 является чисто теоретической, что доказали предыдущие действия (а точнее их отсутствие) на территории Сирии. Даже применяя свои самые высокие мачты высотой 36 метров, русские могут атаковать из района Калининграда воздушные цели над аэродромом 31-ой базы тактической авиации в Кжесинах (и, следовательно, на расстоянии 400 км) только с высоты 8200 м. Все, что находится ниже, является «невидимым» для российских радаров, а значит, полностью недосягаемо.

При этом, с точки зрения автора, размещение возле Калининграда системы С-500 «Прометей» практически ничего в этом плане не изменит. Конечно, новые комплексы, теоретически, будет иметь большую высоту (до 200 км) и радиус действия (до 600 км), на которых могут быть уничтожены цели. Однако, высота в этом случае не имеет значения, потому что Польша не использует воздушных судов, летающих выше 20 километров.

Таким образом, заключает Максимилиан Дура, для россиян системы С-400 бы было вполне достаточно:

Не имеет также никакого значения, больший радиус действия, потому что русские, даже получая возможность уничтожать воздушные цели, находящихся дальше, например, над Краковом (на 600 км), могли бы это делать, но только от высоты 19300 метров. Следовательно, на таком расстоянии система С-500 в отношении воздушных судов, является бесполезной, потому что они в подавляющем большинстве так высоко не летают.
Конечно, по мере приближения к Калининградской области эта высота досягаемости целей будет снижаться, и, например, она составит 12000 м на расстоянии 477 км от пусковой установки под Калининградом, 4000 м, например, над Варшавой и 250 м над Мальборком - но это вовсе не означает, что польская авиация останется на земле. Достаточно просто соответствующим образом летать.

Каким на самом деле является радиус действия системы "Прометей"?

Как полагает публицист, для русских единственной возможностью обойти ограничения, вытекающие из существования «радиолокационного горизонта» было бы использование для выявления целей других радаров, чем те, которые интегрально входят в состав батареи С-500. Теоретически это потребует размещения радиолокационных станций ближе к атакуемому объекту, либо необходимо разместить их выше, например, на самолетах. Первое решение чаще всего является невозможным для реализации (трудно скрытно выдвинуть вперед радары ПВО дальнего радиуса действия), в то время как на осуществление второго россияне пока не имеют средств. Их самолеты АВАКС относятся, мягко говоря, к другой, более ранней эпохе.

Кроме того, по мнению автора, сложности могут возникнуть из-за того, в комплексе С-500, в основном, планируется использовать ракеты с полуактивной системой самонаведения (например, 48Н6) – а, значит, поражающие только те цели, которые выделяются с помощью специального радара управления огнем. Такие радиолокационные станции (типа 76T6/77T6), с точки зрения россиян, являются неотъемлемым элементом батареи С-500, и, следовательно, использование другого радара на самом деле невозможно.

Польский эксперт также критически высказался по поводу возможности использования ракет с активной системой самонаведения в новом российском ЗРК:

Конечно, в информационных материалах Кремля и концерна Алмаз-Антей указывается также на наличие в системе «Прометей» (и С-400) ракет с активной системой самонаведения, и, следовательно, действующих по принципу «выстрели и забудь». При расстоянии 400-600 км, это, однако, только теория, потому что является невозможным, чтобы головка самонаведения перехватила цель на таком расстоянии сразу после выстрела, и она может сделать это только в последней фазе атаки. Время полета на максимальную дальность является, однако, достаточно большим (несколько минут), таким образом противовоздушная ракета может не найти цели, в зоне заданной до выстрела, и поэтому она должна быть откорректирована по радиосвязи по пути следования к цели. Такая коррекция требует знаний, как о цели, так и положении самой ракеты. Следовательно, и в этом случае «радиолокационный горизонт» является неизбежной проблемой, которую нужно принимать во внимание.

Что лучше: "Пэтриот" или "Прометей"?

С точки зрения Максимилиана Дуры, большим успехом россиян, является внедрение в общественное сознание мнения, что С-500 «будет значительно опережать нынешнее поколение ракет «Пэтриот». При этом аргументами, которые говорят в пользу такой оценки, являются, прежде всего, дальность и высота действия ракет, используемых в «Прометее».

Журналист отмечает, что еще до недавнего времени такое сравнение было вообще ошибочным, потому что оценивалась системы двух совершенно разных классов - средней дальности (для американцев) и большой дальности (для россиян).

Но ситуация кардинально изменилась после начала в США работ над новой системой противовоздушной обороны и после начала производства батареи «Пэтриот» для Польши:

Потому что оказывается, что данная версия польских батарей ПВО, полученных в рамках программ «Висла» и «Нарев» (с различного рода всенаправленными радарами и несколькими типами ракет) может быть лучше с точки зрения многих боевых возможностей, чем система С-500. А в случае будущих американских комплексов Пэтриот» так будет уже наверняка.

Эксперт констатирует, что путь развития до этой «польской» версии системы - это непрерывный процесс, продолжавшийся в США в течение многих лет, который заключался в систематической замене отдельных элементов батареи таким образом, что конечный результат будет иметь уже мало общего с тем, что ранее определяли как систему «Пэтриот» (а на самом деле ничего - кроме названия).

Между тем, поскольку используется сетецентричная система управления противовоздушной обороной IBCS (Integrated Air and Missile Defense Battle Command System - интегрированная система управления средствами ПВО/ПРО – прим), введены и испытаны, новые боевые ракеты PAC-3MSE (и, возможно, SkyCeptor), действующие, как правило, по принципу «выстрели и забудь», также планируется заменить секторные радары AN/MPQ-65 новыми всенаправленными РЛС. Американцы использовали при этом опыт боевого использования «Пэтриот» в многочисленных конфликтах на Ближнем Востоке – в том числе, прежде всего, против такой сложной цели, как тактические баллистические ракеты.

Публицист также сообщает об очередном революционном изменении у американцев, которым является попытка создания так называемой интегрированной морской системы контроля и противовоздушной обороны NIFC-CA (Naval Integrated Fire Control-Counter Air). Предполагается, что в ней произойдет соединение в единое целое различных систем обнаружения (сенсоров) и ракет (эффекторов), благодаря чему, в частности, появится возможность уничтожения воздушных целей за горизонтом (over-the-horizon air defense capability). Ракеты могут атаковать объекты невидимые для сенсоров батареи, с помощью данных, передаваемых, например, с другого корабля, находящегося ближе к цели, с самолетов раннего предупреждения Northrop Grumman E-2D Advanced Hawkeye или даже многоцелевых самолетов F-35.

Отличия модернизации российских систем ПВО от американских

По мнению Максимилиана Дуры, только введение в России аналога NIFC-CA позволит в полной мере использовать возможности ракет системы С-500 и способствовать тому, что бы она на самом деле имела дальность 600 километров. Однако российская армия пока не имеет своего «NIFC-CA» и, скорее всего, даже над ним не работает. Эта «концептуальная» задержка объясняется, в частности тем, что русские никогда не использовали в боевых условиях: ни системы С-300, ни С-400, и даже не тестировали системы С-500. А ведь все эти системы в действительности являются последовательными версиями комплексов, серийное производство которых было начато еще в Советском Союзе (в 1975 г.).

Публицист констатирует, что сама концепция российских ЗРК не претерпела никаких изменений:

В то же время все составляющие части батареи С-300 были модернизированы, либо в большинстве случаев заменены на новые, однако, в основном, по принципу «единица на единицу». Сама концепция осталась практически такой же. При этих изменениях, возникали иногда совершенно разные версии, как, например, С-300 и С-300П с совершенно разными ракетами и радарами. Такие модернизации, осуществляемые в течение всего времени производства, возникали, однако, больше из-за необходимости замены технологически стареющих элементов, чем из-за существования какой-то специальной ракетной программы.

Автор отмечает, что в системе были заменены радары наблюдения и подсветки целей, которых было, на данный момент, по крайней мере, пятнадцать модификаций. В этом случае, следовательно, нельзя говорить об унификации, усугубляется путаница в номенклатуре, и все это, безусловно, затрудняет действия российским службам логистики. Однако, с другой стороны, это облегчает россиянам проведение дезинформации, которая заключается, например, в презентации на фотографиях и видео последних версий системы С-300, как С-400, и наоборот. Впрочем, многие специалисты по-прежнему считают, что С-400 это просто система С-300 в версии С-300ПМУ3.

Журналист обращает внимание на большое разнообразие боеприпасов у российских ЗРК:

Россияне также имеют возможность скрытия содержимого контейнеров с боеприпасами. Таким образом, в действительности никогда не известно, какие ракеты используются в данной батарее, и остается только верить в этом вопросе русским на слово. Предполагается, что в системах С-300 и С-400, используемых в настоящее время в России, может быть более десяти типов различных ракет. Официально не известно, однако, какое предложение концерна «Алмаз-Антей» является актуальным в этой области.
Например, то, что русские хвалятся отправкой в Сирию новейших ракет типа 40Н6 (с радиусом действия более 400 км), вовсе не означает, что эти ракеты там были, и даже что они уже ставятся на вооружение. Это многообразие усугубляется тем, что ракеты российских противовоздушных систем разрабатываются двумя различными проектными бюро: Факел и Новатор.

Эксперт также приходит к выводу, что отличительной особенностью батареи С-500 от С-400 и С-300 является размер боеприпасов. Дальний радиус действия (600 км) должен сказываться на длине ракет, контейнеров с боеприпасами, а также на размерах транспортных средств - пусковых установок. Такое транспортное средство трудно будет замаскировать, особенно при его развертывании. В случае ракет большой дальности - это, например, удлиненные шасси МЗКТ-792911 с колесной системой 12x12 минского автомобильного завода.

Как нейтрализовать систему С-500 "Прометей"?

С точки зрения Максимилиана Дуры, система С-500 имеет те же слабые места, как С-400 и частично, как С-300. Речь идет, прежде всего, об использование ракет с полуактивными головками самонаведения, что означает необходимость применения специальных радаров наведения (например, типа 76Т6). Устраняя этот радар, устраняется, таким образом, вся батарея.

Между тем, как полагает публицист, в случае систем большого радиуса действия само строительство радара подсветки целей является большой проблемой, так как обнаружение и отслеживание небольших воздушных объектов на расстоянии до 600 км, требует применения передатчиков очень высокой мощности, а также сложных антенных систем, которые должны иметь, кроме того, исключительно эффективную систему охлаждения.

При этом он отмечает:

Россияне хвалятся, конечно, наличием активных дипольных антенн, но ничего не указывает на то, что они были созданы с использованием технологии нитрида галлия. Поэтому они должны быть очень большие и тяжелые, и, следовательно, тяжелы для перемещения в случае угрозы контрбатарейного огня. Кроме того, их нельзя поднять на передвижных вышках, которые имеют россияне (например, типа 40В6MД высотой 36-39-м или 40В6М высотой 13-25 м). Именно из-за этих технологических ограничений радар наведения 9С32 (из системы С-300) может обнаруживать истребители только на расстоянии около 140 км, а типа 30Н6 (например, из системы С-300ПМУ1) только на расстоянии до 300 километров.

Автор добавляет, что недостатком радаров дальнего действия является не только сам размер антенны, но и большая мощность генерируемого сигнала. Поскольку активные устройства сильно излучают, их легко отследить, создать им помехи, а также физически уничтожить (например, огнем артиллерии). И это будет особенно чувствительно в случае наземных радаров, входящих в состав системы С-500. Уязвимым моментом «Прометея» может быть также система связи с ракетой, на которую передаются данные, корректирующие ее полет. Нарушить связь с такой ракетой тем легче, чем дальше она находится от передатчика системы управления.

Выводы эксперта

Эксперт резюмирует, что русские не вносят принципиальных изменений в способ действия своих ЗРК:

Облегчением для противоположной стороны является тот факт, что россияне с семидесятых годов практически не изменили способа действия своих систем ПВО С-300/400/500. Это большая ошибка, так как системы противодействия развиваются очень быстро, о чем свидетельствует, например, способ ведения американцами воздушных операций во Вьетнаме. Это там показано, что после применения соответствующей тактики действий и систем вооружения можно практически свести к минимуму эффективность систем ПВО. Доказали это также израильтяне, проводя действия против экс-российских и экс-советских систем ПВО на Ближнем Востоке.

В итоге Максимилиан Дура заключает, что система С-500 «Прометей» действительно может произвести революцию в российских системах ПВО, однако этого, как он полагает, не подтверждает представленная им выше информация. В целом, с точки зрения публициста, определенные ограничения для российского ЗРК являются непреодолимыми, примером чего являются дальность противовоздушных ракет и фактический радиус действия, использующих их систем.

Следует отметить, что материал издания Defence24.pl имеет заказной и манипулятивный характер. В отношении российских систем ПВО автор отметает все официальные данные из российских источников как «пропагандистские» и использует информацию, взятую, по всей видимости, из западных изданий, достоверность которой почему-то не вызывает у него никаких сомнений.

Заявление эксперта о том, что российские системы ПВО являются «бесполезными» в отношении американских низколетящих маневрирующих ракет из-за того, что Россия не задействовала свои комплексы С-400 при ударе по Сирии, вообще не выдерживает никакой критики. На днях российское министерство обороны продемонстрировало фото с обломками «умных» американских ракет, сбитых, что примечательно, сирийскими средствами ПВО еще советского производства. Естественно, что если бы комплексы С-400 использовались для отражения ракетного удара, то результат этого для США и их союзников оказался бы гораздо более печальным.

В то же время понятны причины, по которым автор изо всех сил пытается доказать превосходство системы «Пэтриот» над российским «Прометеем». Недавно Польша приобрела этих американских комплексов на сумму почти 5 млрд. долларов, и теперь польским СМИ необходимо убедить своего читателя в том, что эти деньги были потрачены не зря.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Благодаря сверхдальней управляемой маневрирующей ракете 40Н6 система С-500 может поражать цели на высоте до 250 км и на дистанции до 500 км. Развивая скорость до 9М, ракета с осколочно-фугасной боевой частью способна уничтожать объекты, летящие со скоростью до 15,6 М. Для поражения четырех типов воздушно-космических целей предусмотрен принцип специализации радаров и ракет в зависимости от решаемых задач.

Комплекс противовоздушной и противоракетной обороны нового поколения С-500 «Прометей» станет основой национальной системы защиты от воздушно-космического нападения. В отличие от многих других военных новинок, работы над ним не афишируются — известно лишь, что разработка С-500 включена в госпрограмму вооружений РФ до 2027 года. Засекречены и характеристики системы. Но в День войск ПВО можно приоткрыть некоторые из них.

С-500 станет во всех смыслах вершиной системы ПВО-ПРО — он предназначен для работы на высотах, недоступных другим комплексам, 100 километров и выше, то есть в ближнем космосе. Там действует большинство военных спутников разных стран, отвечающих за разведку, связь, навигацию и целеуказание. Там же находятся вершины траекторий баллистических ракет — на высоте сотни километров от ракет отделяются боевые блоки и, окруженные роем ложных целей, на запредельных скоростях устремляются обратно к земле. До сих пор ближний космос оставался тихим уголком, недоступным для средств поражения. Первым охотником в этом «заповеднике» станет «Прометей».

По данным из открытых источников, комплекс получит сверхдальнюю управляемую ракету 40Н6 с высотой поражения 200-250 километров. Наземные радары в космосе помочь ракете не могут, поэтому 40Н6 имеет иную, чем у других ЗУР, систему управления. Ее принципиально новая головка самонаведения может работать как полуактивном, так и в полностью активном режиме — по команде с земли ракета переключается на самостоятельный поиск цели и, обнаружив ее, наводится автономно.

Двухступенчатая твердотопливная ракета длиной около девяти метров развивает скорость до 9 Махов и может перехватывать цели, летящие со скоростью 15,6 М. Для этого ракета маневрирует с перегрузками 25 единиц. Это далеко не предел для систем ПРО — стоящие на вооружении российские противоракеты 53Т6 выдерживают перегрузки в 200 единиц.

Боевая часть 40Н6 осколочно-фугасная, радиус действия 500 километров, вероятность поражения цели 95 процентов. В 2017 году сообщалось о государственных испытаниях зенитной управляемой ракеты большой дальности". С большой долей вероятности можно предположить, что речь идет о 40Н6.

Другой особенностью «Прометея» станет архитектура системы. Если в комплексах предыдущих поколений за обнаружение, захват и сопровождение всех типов целей отвечал один универсальный радар, то в С-500 применены несколько специализированных РЛС, чьи характеристики адаптированы под конкретный вид летательных аппаратов.

Условно говоря, один радар занимается самолетами и вертолетами, другой — крылатыми ракетами, третий — ракетами баллистическими, четвертый — спутниками. Аналогично радарам, каждый комплекс будет вооруженспециализированными ракетами для каждого типа целей — подобный арсенал, хотя и не такой широкий, уже имеется у комплекса С-400 «Триумф».

Недавно в выпуске новостей «засветился» один из компонентов С-500 — РЛС «Енисей» помогала отслеживать цели во время показательных учений ВКС на астраханском полигоне Ашулук.

По вполне понятным причинам данных о разрабатываемом зенитном ракетном комплексе С-500 пока крайне мало. Это вполне понятно, ведь еще идет разработка и основная масса подробностей секретна, да и часть конструкторских работ еще не завершена. Тем не менее, некоторые моменты проекта уже известны, что позволяет делать свои предположения и выводы. Попробуем собрать всю появлявшуюся в открытых источниках информацию о С-500.


Первые упоминания о создании зенитного ракетного комплекса нового 5-го поколения относятся к 2002 и 2003 годам. Тогда стало известно, что НПО «Алмаз» провело предварительную оценку необходимых параметров перспективного ЗРК. Естественно, в то время подробностей в общий доступ не попало, что, однако, не помешало экспертам начать построения своих предположений на тему. Активные работы по проекту будущего комплекса С-500 начались в 2003-м. Тогда на «Алмазе» начали прорабатывать облик перспективного ЗРК «набело». Примерно через год инженеры того же научно-производственного объединения приступили к эскизному проектированию нового комплекса.

Где-то в то же время были начаты два комплекса научно-исследовательских работ с шифрами «Властелин» и «Самодержец». Первый этап этих работ был завершен в 2005-м году. Следующий 2006 год ушел на другие проработки, испытания и т.д., подробности которых по понятным причинам до сих пор секретны. Зато некоторые административные решения этого года стали достоянием общественности. Так, именно в 2006-м появилось предложение Военно-промышленной комиссии при Правительстве России о придании НПО «Алмаз» статуса головного разработчика перспективного ЗРК. В конце февраля 2007 года это предложение было закреплено соответствующим постановлением ВПК.

Уже в новом статусе оба последующих года НПО «Алмаз», переименованное в 2008 году в ГСКБ концерна «Алмаз-Антей», продолжило все необходимые изыскания по теме «Властелин-ТП». К концу 2008-го в прессе стали появляться первые сообщения теперь уже о разработке комплекса С-500, а в начале 2009-го об этом было объявлено официально. Тогда же официальное подтверждение получил и индекс С-500. Примечательно, что 2009 год стал очень богатым на о перспективном зенитном ракетном комплексе. Так, в середине этого года появилась информация о том, что зенитная ракета 40Н6, созданная для С-500, уже готова к испытаниям. Кроме того, по непроверенной информации, в том же году начались и испытания, однако официального подтверждения или опровержения этому не последовало.

Пусковая установка 77П6 на шасси БАЗ-69096 из состава ЗРС С-500 (обработанный рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118, http://militaryrussia.ru)

С тех пор до настоящего времени большинство новостей касалось не технических подробностей комплекса С-500, но планов на производство и тому подобных вещей. В частности, в 2011 году неоднократно говорилось о том, что в самое ближайшее время начнется строительство сразу двух заводов, на которых концерн «Алмаз-Антей» будет строить новые ЗРК. Окончание строительства заводов запланировано на 2015 год, из чего можно сделать соответствующие выводы о сроках разворачивания крупномасштабного производства комплексов С-500. Тем не менее, производственные мощности концерна «Алмаз-Антей» позволяют начать изготовление новых ЗРК и раньше. В то же время, на данный момент имеющиеся предприятия настолько загружены изготовлением комплексов С-400, что до запуска новых заводов они вряд ли успеют произвести что-то помимо опытных образцов С-500. Поэтому наиболее вероятным выглядит следующее развитие событий: до окончания строительства новых заводов «Алмаз-Антей» производит опытную партию зенитных ракетных комплексов С-500 и проводит их испытания. Испытания и доводка продолжаются до 2015 года, когда заводы будут сданы в эксплуатацию, после чего на них будет налажено производство новых комплексов.

В свете строительства новых заводов и сегодняшних планов по началу серийного производства довольно интересными выглядят планы, выдвигавшиеся ранее. Так, в самом начале работ по С-500 начало испытаний часто относили к 2010 году. Как показала практика, эти оценки были немного неправильными. В реальности в 2010 году были подготовлены макеты всех систем и закончена основная масса проектных работ. Тем не менее, уже в январе 2011-го главком Космических войск генерал О. Остапенко заявил о начале испытаний некоторых элементов перспективной системы и старте производства опытных образцов. Таким образом, если все испытательные работы пройдут без особых проблем, то комплекс С-500 будет готов примерно к 2014-15 годам. По готовности его примут на вооружение.

Что касается планов на серийное производство, то из открытых источников известно о плане на 10 дивизионов, которые будут произведены до 2020 года. Вероятно, после указанного срока производство продолжится и новые С-500 некоторое время будут служить бок о бок с С-400. Небольшое замечание на тему С-400: в ряде источников упоминается, что первые партии комплексов С-500 могут изготовляться с широким применением материальной части и наработок комплекса С-400. Насколько это правда – неизвестно, но есть определенные основания полагать, что при текущих производственных возможностях концерн «Алмаз-Антей» вряд ли сможет делать полноценные С-500 одновременно с уже заказанными С-400. Тем не менее, поживем – увидим.

Некоторые средства Зенитной Ракетной Системы С-500 - сверху-вниз: пусковая установка 77П6, РЛС 96Л6-1, РЛС 77Т6, РЛС 76Т6, пункт боевого управления 55К6МА или 85Ж6-2 (обработанный MilitaryRussia.Ru рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118, http://militaryrussia.ru)

Осталось рассказать о имеющейся информации по составу и возможностям перспективного комплекса. Из заявлений военного руководства страны следует, что С-500, продолжая начатую комплексом С-400 тенденцию, будет призван бороться и с аэродинамическими, и с баллистическими целями. Для этого комплексу, среди прочего, нужно будет иметь достойную радиолокационную станцию обнаружения и сопровождения целей. Так, аналитики портала Military Russia прочат на этот «пост» РЛС «МАРС» (Многофункциональная Адаптивная Радиолокационная Станция). Эта станция способна обнаружить как аэродинамические, так и баллистические цели и пригодна для использования в составе зенитных ракетных комплексов. При максимально возможной дальности действия в 3000 км РЛС «МАРС» с вероятностью порядка 0.9-0.95 способна обнаружить баллистическую ракету на дальностях не менее 2000 километров, а ее боевой блок (эффективная поверхность рассеяния около 0,1 кв.м.) – на дистанции в 1300-1400 км. Для аэродинамических целей, в зависимости от их ЭПР, дальности обнаружения примерно такие же, хотя в ряде случаев они могут быть значительно больше, вплоть до указанных выше трех тысяч километров.

Ожидается, что состав комплекса С-500 будет примерно соответствовать составу его предшественников: машины с пусковыми установками, три или четыре машины с РЛС различных типов и различного назначения, машина управления, транспортно-заряжающая и т.д. Ожидается, что все машины комплекса будут делаться на основе специальных многоколесных шасси производства Брянского автомобильного завода. Наиболее вероятными для использования в С-500 выглядят шасси моделей БАЗ-69096 (10х10), БАЗ-6909-022 (8х8) и БАЗ-69092-012 (6х6). Все эти шасси имеют похожий внешний вид и отчасти схожую компоновку. Кроме того, их всех объединяет тот факт, что две передние оси выполнены управляемыми. Грузоподъемность перечисленных шасси находится в пределах от 14 тонн (БАЗ-69092-012) до 33 тонн (БАЗ-69096). Брянские шасси уже зарекомендовали себя в качестве хорошей основы для техники различного назначения. К примеру, комплексы С-400 монтируются именно на основе машин с индексом «БАЗ».

Опытный образец шасси БАЗ-69096 на показе техники в Бронницах, 10.06.2011 г. (фото - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118, http://militaryrussia.ru)

Состав ракетного вооружения, а именно их конкретные типы и характеристики, пока неизвестны. Поэтому в некоторых источниках и аналитических статьях встречается мнение о возможном отсутствии в составе комплекса С-500 ракет малой и средней дальности. Тем не менее, отсутствие какой-либо информации по таким боеприпасам может говорить и о том, что заказчик и разработчик решили не создавать их специально для С-500, а позаимствовать у уже поставленного в серию ЗРК С-400. По остальным же ракетам для С-500 открытой информации пока нет. Есть только предположения разной степени достоверности. Будем надеяться, проектные и испытательные работы скоро дойдут до той стадии, на которой можно делиться информацией о ракетах с общественностью.

На данный момент самой свежей новостью о ходе разработки зенитного ракетного комплекса С-500 является сообщение о его предположительном названии. Так, некоторое время назад появились сообщения, что С-500 будет называться «Прометеем». Примечательно, что ранее в качестве словесного имени для С-500 предлагались «Триумфатор-М», «Самодержец» и «Властелин». Несложно заметить, что последние два варианта восходят к названию научно-исследовательских работ, предварявших собственно разработку самого комплекса. Также недавно стало известно о сроках завершения проектных работ по С-500. Ожидается, что они закончатся в этом году, а полноценные испытания опытного образца ЗРК С-500 начнутся уже в первой половине 2013 года или немного позже.

По материалам сайтов:
http://www.janes.com/
http://lenta.ru/
http://www.arms-expo.ru/
http://militaryrussia.ru/

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
Система С-500 "Прометей" / 55Р6М "Триумфатор-М" / "Триумфатор-МР", комплекс 98Ж6М1 - SA-X-26
Система С-1000
НИР "Самодержец", НИР "Властелин-ТП"

Зенитная ракетная система ПВО и ПРО / зенитный ракетный комплекс большой дальности. Разработка системы С-500 ведется ГСКБ концерна ПВО "Алмаз-Антей". В 2002 г. в НПО "Алмаз" подготовлена инженерная записка о создании зенитной ракетной системы 5-го поколения, обозначены основные ТТХ системы. Проработки облика ЗРС начаты в 2003 г. В 2004 г. начато эскизное проектирование ЗРС С-500. В 2005 г. НПО "Алмаз" в рамках Гособоронзаказа на 2005 г. выполнены работы по составной части НИР "Властелин" и работы по НИР "Самодержец-А-А". В 2006 г. решением НТС ВПК при Совмине России и советом директоров концерна ПВО "Алмаз-Антей" предложено определить ГСКБ концерна ПВО "Алмаз-Антей" головным КБ по разработке зенитной ракетной системы ПВО-ПРО 5-го поколения С-500. 27 февраля 2007 г. НТС ВПК при Правительстве России утвердил ГСКБ головным разработчиком Единой Системы Зенитного Ракетного Оружия, включающей в качестве одного из компонентов ЗРС С-500.

2008 г. ГСКБ "Алмаз-Антей" выполняется 4-й этап НИР "Властелин-ТП" ("Триумфатор-Прометей"), ведутся работы по аванпроекту изделия 97Л6 НИР "Властелин-ТП".

2009 г. объявлено о разработке ЗРС С-500 в СМИ, а так же ведется разработка рабочей конструкторской документации по ЗРС С-500. По заказу ОАО «МКБ «Факел» в 2009 г. ОАО "Радиофизика" проводились работы по составной части ОКР «Триумфатор-МР-РФ». Выполнялись этапы 1 «Разработка технического проекта изделия 77Н6.1.Р» и этап 2 «Макетирование изделия 77Н6.1.Р». Работы завершаются в 2010 году. В 2009 г. поступило авансирование работ в размере 13,698 млн.руб., в том числе по этапу 1 - 4,883 млн.руб. и по этапу 2 - 8,815 млн.руб (). По заказу ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» а ОАО "Радиофизика" проводится разработка активной антенной решетки многофункциональной РЛС 77Т6 по СЧ ОКР «Триумфатор-ААР-1». По этапу 1 разработан технический проект на антенную решетку изделия 77Т6. Объем работ в 2009 году в договорных ценах составил 52,790 млн.руб. Одновременно ОАО "Радиофизика" велись работы по СЧ ОКР «Разработка, изготовление, настройка и испытания макета фрагмента АФАР Х-диапазона с оптической запиткой» шифр СЧ ОКР «Триумфатор-М» «ТА-256». В 2009 году выполнялись этапы 1 «Разработка и изготовление макета фрагмента АФАР Х-диапазона с оптической запиткой» и 2 «Настройка и испытания макета фрагмента АФАР Х-диапазона с оптической запиткой». Работы завершаются в 2010 году (в 2009 году поступил аванс по этапу 1 в размере 28,536 млн.руб. По заказу ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» проводится разработка и изготовление макета подрешетки 1ТА120, а так же изготовление стенда для испытаний и проведение испытаний макета подрешетки (шифр СЧ ОКР «Триумфатор-МКТ-Ф»). По этапу 1 проведено макетирование антенного устройства на базе АФАР с фидерным возбуждением для изделия 77Т6 и испытания узлов макетов. Начаты работы по этапу 2 «Настройка и испытания макета антенного устройства на базе АФАР с фидерным возбуждением для изделия 77Т6» ().

2010 г. ГСКБ "Алмаз-Антей" разработан технический проект системы ПВО 55Р6М и технический проект ракетного комплекса 98Ж6М1, подтверждена возможность разработки системы с требуемыми ТТХ, разработаны средства связи для системы ПВО, проведены испытания средств управления натурным экспериментом. Так же в 2010 г. проведено макетирование ракет ЗРС - изделий 77Т6, 77Н6-Н и 77Н6-Н1, создан МИМС (макет) основного компонента системы - зенитного ракетного комплекса 98Ж6М1, проведена автономная отработка программного обеспечения (ист. - Годовой отчет ГСКБ "Алмаз-Антей" за 2009-2010 г.г. ).

Название SA-X-26 официально не подтверждено.



Предположительно пусковая установка ЗРС С-500 типа 77П6-1 на шасси МЗКТ-792911 (Новогодний календарь концерна ПВО "Алмаз-Антей" на 2015 г. via Саид Аминов, http://saidpvo.livejournal.com , обработка ).


В 2010 г. обнародовано наименование системы - 55Р6М (ОКР). Так же в 2010 г. разработаны математические модели контура управления перспективных ЗУР и проведено моделирование с вариантами ГСН. Проведена оценка зон поражения и эффективности. Наименование системы ПРО С-500 "Прометей" впервые упомянуто в СМИ в апреле 2012 г. Так же в апреле 2012 г. появилась информация о планируемом на 2012 г. начале строительства в Нижнем Новгороде завода концерна ПВО "Алмаз-Антей" для производства компонентов системы ПРО С-500. Завершение строительства завода ожидается в 2015 г., а производство систем С-500 планируется начать в 2014-2015 г.г. (ист. - Михалев А.)

В марте 2012 г. продолжается разработка рабочей конструкторской документации комплекса. Разработку ЗРС С-500 планируется полностью завершить в 2012 г., а опытные образцы планируется изготовить в 2013 г. (планы марта 2012 г., ист. - Новости ОПК ). Тем не менее, по итогам 2012 г. концерн ПВО "Алмаз-Антей" отчитался о проведении работы по изготовлению опытных образцов средств системы 55Р6М - изделия 60К6, пусковой установки 55П6, ракеты 77Н6-Н и составных частей опытных образцов изделий 85Ж6-1 и 77Т6 (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовой отчет 2012 г.). В 2013 г. изготовлены составные части ЗРС С-500 и проведены их автономные испытания (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовой отчет 2013 г.).

В январе 2015 г. заявляется, что ОКР по созданию системы С-500 будут завершены в 2017 г.: "Сроки завершения этого ОКРа - 2017 год. Это многофункциональный комплекс, он призван решать многие задачи, наряду с задачами ПВО он будет решать задачи противоракетной обороны, вводится он будет поэтапно. Целиком его возможности будут предъявлены промышленностью на подтверждение всех тех требований, которые мы заложили в этот комплекс, в 2017 году" ().

Возможно, что в 2011-2013 г.г. по причине смены приоритетов по разработчикам шасси для ракетных комплексов проведено перепроектирование средств ЗРС С-500 с шасси БАЗ на шасси МЗКТ. Базовое шасси пусковых установок ЗРС - МЗКТ-792911, вспомогательные средства системы предположительно будут размещаться так же на шасси МЗКТ. К 2014 г. головным предприятием по пусковым установкам, вероятно, является Обуховский завод (г.Санкт-Петербург). Шасси МЗКТ-792911, предназначенное для монтажа и транспортировки специального оборудования создано МЗКТ по заказу ОАО "ГОЗ "Обуховский завод" (). Но 30 марта 2016 г. СМИ сообщают со ссылкой на источник в дирекции концерна ПВО "Алмаз-Антей" о планах выпуска пусковых установок систем ПВО типа С-400 и С-500 на шасси БАЗ - завода, который были приобретен концерном ПВО в 2015 г. ().

Испытания системы ПВО/ПРО С-500 : в самом начале разработки - в 2002 г. - планировалось приступить к испытаниям ЗРС до 2010 г. (по состоянию на 2010 г. информации об испытаниях ЗРС нет). В июле 2009 г. СМИ сообщили о готовности к испытаниям ЗУР 40Н6, которая предположительно будет включена в сверхдальний эшелон ЗРС С-500. Также в 2009 г. были первые неподтвержденные сообщения о начале войсковых испытаний ЗУР 40Н6. Испытания ЗРК планируется (планы 2010 г.) завершить к 2015 г. 27 января 2011 г. главком космический войск России О.Остапенко заявил, что начато производство опытных образцов средств новой системы ПРО, а на полигоне Сары-Шаган уже начаты испытания некоторых компонентов.


Вышка 40В6МТ и РЛС 91Н6А(М) Зенитной Ракетной Системы С-500 (рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).

ТТХ системы:

Огневые средства системы ПВО / ПРО С-500 :
Зенитный ракетный комплекс 98Ж6М1 включает в свой состав многофункциональные РЛК подсвета и наведения 76Т6 и 77Т6, транспортно-пусковые установки с ЗУР разных типов. Для размещения антенных постов РЛК опционально может использоваться вышка 40В6МТ.

Многофункциональная РЛС с ФАР 76Т6 на шасси БАЗ-6909-022 впервые внешний вид РЛС представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г.

Многофункциональная РЛС с АФАР 77Т6 на шасси БАЗ-69096 впервые внешний вид РЛС представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г. В 2010 г. для РЛС 77Т6 разработан комплект приемно-передающих модулей АФАР, изготовлен и испытан макет базового блока (подрешетки АФАР) в составе 256 приемо-передающих каналов с системами управления, питания и охлаждения (ист. - Годовой отчет ГСКБ "Алмаз-Антей" за 2009 г. ). В 2013 г. ГСКБ "Алмаз-Антей" разработана рабочая конструкторская документация системы горизонтирования и стабилизации антенного поста 77Т6 ().

Пусковые установки ЗРК ЗРС С-500:
Вариант 1 (шасси БАЗ):
СПУ ракет ПРО большой дальности 77П6 на шасси БАЗ-69096. Внешний вид машины впервые представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г.
Количество ракет в ТПК - 2


Пусковая установка 77П6 на шасси БАЗ-69096 из состава ЗРС С-500 (обработанный рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).


СПУ ракет ПВО 55П6 - в рамках работ по теме "Триумфатор" в 2012 г. КБСМ выполнена разработка конструкторской документации (ист. - Годовой отчет КБСМ за 2012 г. ). В 2013 г. КБСМ по теме "Триумфатор-М" завершило разработку рабочей конструкторской документации на СПУ 55П6 и приступило к изготовлению опытного образца СПУ (ист. - Годовой отчет КБСМ за 2013 г. ).

СПУ ракет ПВО 51П6М (ист. - Михалев А. ).

Вариант 2 (шасси МЗКТ):
СПУ ракет ПРО большой дальности 77П6-1 (предположительно) на шасси МЗКТ-792911. Внешний вид машины впервые представлен в новогоднем календаре концерна ПВО "Алмаз-Антей" на 2015 г.
Количество ракет в ТПК - 2

Типы транспортно-пусковых установок системы ПВО С-500:

77П6
77П6 вариант 55П6 51П6М
Шасси БАЗ-69096 МЗКТ-792911 МЗКТ-7930
Год выпуска
Информация одна из ПУ по информации 2011 г.
одна из ПУ по информации 2015 г. разработка 2012-2013 г.г.
Ракеты 2 ед. возм. 77Н6 (?)
2 ед. возм. 77Н6 (?) 48Н6ДМ?
48Н6ДМ?, 40Н6, 9М96Д ()
Экипаж
Длина
Ширина
Высота
Масса без ТПК
Масса с ТПК
Скорость по шоссе
Запас хода
Производитель

Шасси наземных средств ЗРС ЗРС С-500.
Вариант 1 - БАЗ (шасси первого этапа проектирования, до 2013 г.):
БАЗ-69096:
Колесная формула - 10 х 10 (первые 2 оси управляемые)
Двигатель - дизель мощностью 550 л.с.
Масса шасси снаряженная - 21000 кг
Масса груза максимальная - 33000 кг


Брод - 1.7 м



Шасси БАЗ-69096 средств ЗРС С-500 (обработанный рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).


Опытный образец шасси БАЗ-69096 на показе техники в Бронницах, 10.06.2011 г. (фото - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).


БАЗ-6909-022:


Масса шасси снаряженная - 19100 кг
Масса груза максимальная - 22000 кг
Масса полная максимальная - 41100 кг
Максимальный преодолеваемый подъем - 30 град.
Брод - 1.7 м

БАЗ-6403.01 (тягач):
Колесная формула - 8 х 8 (первые 2 оси управляемые)
Двигатель - дизель мощностью 500 л.с.
Масса шасси снаряженная - 19750 кг
Нагрузка на ССУ - 21000 кг
Масса буксируемого полуприцепа - 80000 кг
Масса полная максимальная - 54000 кг
Максимальный преодолеваемый подъем - 30 град. / 20 град (автопоезд)
Брод - 1.7 м

БАЗ-69092-012:
Колесная формула - 6 х 6 (первая ось управляемая)
Двигатель - дизель мощностью 470 л.с.
Масса шасси снаряженная - 15800 кг
Масса груза максимальная - 14200 кг
Масса полная максимальная - 30000 кг
Максимальный преодолеваемый подъем - 30 град.
Брод - 1.7 м

Вариант 2 - МЗКТ (2013 г.). К 2014 г. МЗКТ разработано шасси МЗКТ-792911, предназначенное для монтажа и транспортировки специального оборудования. Шасси создано МЗКТ по заказу ОАО "ГОЗ "Обуховский завод" () и вероятно предназначено для размещения пусковых установок системы С-500.

МЗКТ-792911 - разработка шасси - МЗКТ, руководитель группы по проекту шасси Бурьян В.А., начальники КБ - Лебедев О.Н., Чайковский В.А., инженер-конструктор - Бурундуков А.О. ().
Колесная формула - 12 х 12 (управляемые 1, 2, 5 и 6 оси, )
Кабина трехместная с фильтровентиляционной установкой


Вероятно, первый прототип шасси МЗКТ-792911 на заводе МЗКТ. У более поздних образцов другие межосевые расстояния. Фото не позже 2013 г. ().

Для вспомогательных средств системы С-500 вероятно будут использоваться шасси типа МЗКТ-6922.

Ракеты ЗРС С-500:
В система ПВО / ПРО С-500 предполагается использование ракет разработки МКБ "Факел" следующих типов:
- 48Н6ДМ
- 9М96 / 9М96Д
- 40Н6 / 40Н6М
- 77Н6
- возможно ракеты других перспективных типов

Ракеты дальнего перехвата системы ПРО могут носить наименования 77Н6-Н и 77Н6-Н1 (ист. - Михалев А.).


Система управления и средства наведения:
На ракетах второго эшелона предположительно будут использоваться АРЛС или тепловизионную ГСН.

Эшелон Ближний рубеж ПВО Средний рубеж ПВО Дальний рубеж ПВО ПРО и сверхдальний перехват
(вариант 1)
ПРО и сверхдальний перехват
(вариант 2)
ПРО и сверхдальний перехват
(вариант 2)
В составе ЗРС С-500 возможно отсутствует возможно отсутствует предположительно предположительно
(прогноз 2012 г.)
предположительно
(прогноз 2012 г.)
предположительно (прогноз 2018 г.)
Наименование ракеты ЗРС (предположительно)
9М96 9М96Д 48Н6ДМ
40Н6 45Т6 (см. систему ПРО А-235) 77Н6
Количество ступеней 1 1
1
2 ? 1 или 2 1 или 2
Длина 4.75 м 5.65 м 7.5 м ок.11-12 м
Диаметр корпуса 240 мм 240 мм 519 мм
Размах крыла 480 мм 480 мм 1835 мм
(1133 мм)
Масса 333 кг
420 кг
1835 кг
(1600-1900 кг)
до 4000 кг
Масса БЧ 26 кг 26 кг 143 кг
Дальность действия 1-40 км 1- 120 км 3 - 250 км 400 км
до 600 км
Высота поражения 5 - 20000 м
5 - 30000 м
10 - 27000 м
185 км до 200 км
Скорость макс. 900 м/с 1000 м/с 2500 м/с не менее 3600 м/с
Скорость цели макс. 2780 м/с 7000 м/с (ист. - Михалев А. ) до 7000 м/с

Модификации / этапы проектирования:
НИР "Самодержец" / "Самодержец-А-А" - научно-исследовательная разработка создания межвидовых унифицированных средств ПВО 2-го ЦНИИ МО России. В работах принимал участие концерн ПВО "Алмаз-Антей". В рамках НИР предложено создание мобильной системы ПВО и ПРО НИЭМИ Минрадиопрома России (НПО «Антей») и ОКБ «Новатор» на базе системы ПВО С-300ПМУ с пусковыми установками на шасси КрАЗ-260 (1990-е годы).

НИР "Властелин" / "Властелин-ТП" - научно-исследовательная разработка создания новой системы ПРО и ПВО (2008-2010 г.г.). В работах принимал участие концерн ПВО "Алмаз-Антей".

С-500 / 55Р6М "Триумфатор-М" / "Триумфатор-МР" - базовый вариант зенитной ракетной системы.

С-1000 - модификация ЗРС С-500. Возможно, с увеличенной дальностью либо с более развитым противоракетным или противоспутниковым потенциалом.


Статус
: Россия
- 2008 г. - выполняется 4-й этап НИР "Властелин-ТП", ведутся работы по аванпроекту изделия 97Л6 (вероятно, РЛС обнаружения целей) НИР "Властелин-ТП". Изготовлены комплекты ракет 40Н6 для проведения государственных испытаний в составе ЗРС С-400 / 40Р6.

2009 г. - ведется разработка конструкторской документации комплекса С-500 и ракеты 77Н6. Вероятно, испытания компонентов.

2010 г. - утвержден технический проект ЗРС С-500 / 55Р6М.

2011 г. конец января - начата подготовка к приему системы С-500 на вооружение войск ВКО. В будущем планируется развертывание системы вокруг Москвы и, возможно, в европейской части страны.

2011 г. 24 февраля - заместитель министра обороны России В.Поповкин заявил, что в период 2011-2020 г.г. планируется закупка 10 комплексов С-500. Испытания комплекса планируется начать с 2015 г.

2011 г. 5 октября - в СМИ ("Известия") появилась информация об отставании разработки системы С-500 от графика на 2 года. Текущими темпами создание комплекса завершится к 2015 г., серийное производство начнется в 2017 г. Создание нескольких прототипов систем комплекса завершится в 2013 г., после чего начнутся испытания. В итоге поступление системы на вооружение может начаться лишь после 2017 г.

2012 г. - планируемое завершение НИОКР С-500 (планы 2008 или 2009 г.г.).

2013 г. - завершение создания прототипов системы и выход на испытания по планам октября 2011 г.

2014 г. конец июня - успешное испытание дальней ракеты ЗРС С-500.

2014 г. - начало серийного производства ракетного комплекса С-500, согласно планам озвученным 17.02.2011 г. командующим ОСК ВКО России генерал-лейтенантом Валерием Ивановым.

2015 г. - планируемое завершение разработки и испытаний ЗРК С-500 и принятие на вооружение (планы 2010 г. или ранее). По версии планов от октября 2011 г. предполагается, что в 2015 г. завершится создание комплекса.
, 2010-2011 г.г.