Грифон-мифическое существо? Грифоны Мифы о грифонах

(англ.) русск. в своей книге «Первые охотники за окаменелостями» (1993) предположила, что образ грифона навеян древнегреческим историкам рассказами скифов -золотоискателей Алтая , которые могли наблюдать в песках пустыни Гоби окаменелые кости динозавров протоцератопсов , освобождённые из дюн ветрами. Описание грифона вполне применимо к этим ископаемым скелетам: размеры животного, наличие клюва, соседство с золотыми россыпями, роговой затылочный воротник протоцератопса способен раскалываться от времени, и его остов на плечах мог создавать иллюзию ушей и крыльев .

Образ в Древнем мире

Впервые изображения грифонов засвидетельствованы на дворцовых фресках Крита позднеминойского периода . Также изображения грифонов встречались в древнем Египте и древней Персии, но наибольшее распространение они получили в искусстве античного греческого мира.

Образ в Античности

Одними из первых упоминают о гриффонах поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса , Эсхил (Прометей 803) и Геродот (История IV 13).

Аристей

Аристей совершил путешествие вглубь Центральной Азии в поисках гиперборейцев и их святилища Аполлона, который почитался в этих краях как повелитель света и тьмы. В своих странствиях Аристей повстречал племя иммедонийцев, поведавших ему о том, что к северу от их земель находится горная цепь - обитель холодных ветров. Греческий путешественник решил, что это были Кавказские горы, хотя современные ученые больше склоняются к мнению, что это был скорее Урал или даже Алтай [ ] .

Геродот

Геродот пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают».

Грифоны и скифы

Грифонов связывают также с некоторыми образами скифского «звериного стиля» . Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копей скифов.

Ктесий в "Индике" писал об индийских грифонах, охранявших золото.

« В Индии также есть золото. Но его добывают не в реках, промывая песок, как, например, в реке Пактолос. Золото находится в многочисленных и высоких горах, на которых обитают грифы - четырёхфутовые птицы размером с волков, с лапами и когтями подобными львиным. Всё их тело и крылья покрыты чёрными перьями, лишь грудь красная. Из-за них золото трудно добывать, несмотря на то, что его чрезвычайно много ." Ктесий "Индика".
В жизнеописании легендарного пифагорейца Аполлония Тианского, написанного Флавием Филостратом в начале III в. н.э. говорится, что грифоны клювом высекают золото из скал и строят из него гнезда. Грифоны также «почитаются посвящёнными Солнцу (Helios)- потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряжённою четвёркой грифонов» .

Грифоны в декоративно-прикладном искусстве


Первые изображения грифонов встречаются в III тысячелетии до нашей эры. В искусстве Шумера и Вавилона (III-I тысячелетия до н.э.) известны изображения львиного грифона в виде крылатого льва с длинными заострёнными ушами, орлиными лапами и хвостом; Ассирия (XVII-VII вв. до н.э.) иногда заменяла у грифонов львиную голову головой орла с гребнем. Для ассирийских орлиноголовых грифонов характерна короткая грива (часто перьевая) и изображение птичьей головы на кончике хвоста. Персидские львиные грифоны (с задними орлиными лапами) изображались со спиралевидными рогами. Такие же грифоподобные существа с рогами были найдены в комплексе луританских бронз (II-I тысячелетие до н.э.) в Западном Иране.
Грифоны были непременными персонажами скифского «звериного стиля».

Читайте об изображениях грифонов в захоронениях скифов в работе О.Ткаченко «Хранители священной земли»

В Древней Греции грифонов, по-видимому, впервые упомянули поэт VI в. до н.э. Аристей из Проконесса в поэме «Аримаспея», Эсхил (525 до н. э. - 456 до н. э.) в «Прометее» и Геродот в «Истории». Изображения грифонов часто встречаются в гербах. В частности, грифон изображён в гербе рода Романовых.
Наиболее часто встречаются изображения одиночных грифонов. В древнегреческом и скифском искусстве также довольно широко распространён сюжет борьбы грифонов с аримаспами, появившийся около VI в. до н.э. Грифоны периодически изображались запряжёнными в колесницы, управляемые различными божествами, чаще всего Аполлоном.

© А.В. Колтыпин, 2012

При перепечатке данной работы гиперссылка на сайт или http://earthbeforeflood.com обязательна

Читайте работы

Грифон — мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа — грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.

В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание.

Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. По мнению Флавия Филострата (ІІІ в.), «грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу — потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов».

В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается «могущественным животным» и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немесиды, они вращали колесо судьбы.

В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI в.в. до н.э.), а затем в Спарте (VIII-VII в.в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Фантастическая сцена битвы тигрицы и грифона изображена на предметах скифского искусства VII в. до н. э. На одном из конских головных уборов из первого Пазырыкского кургана изображен львиный грифон, сражающийся с тигром. На золотых украшениях «сарматского звериного стиля» представлена сцена терзания: орлиный грифон и другое фантастическое существо нападают на хищника кошачьей породы — «пантеру».

Образ грифона встречается и в христианской традиции .

В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой — тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа — божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.

В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва — бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».

Крылатый грифон - сказочное животное, символизирующее господство Солнца над двумя стихиями - землей и небом. Грифона изображают с туловищем царственного льва, головой и крыльями орла - царя птиц, и со змеиным хвостом, а змеи, как известно, повелители подземного царства. Символически крылатый грифон – это воплощение земной силы и божественного, небесного разума.

Терзание коня грифонами. Фрагмент царской пекторали - 4 век до н.э. Тольстая могила

О скифских грифонах стерегущих золото, древние греки узнали из рассказов Геродота (греч. Ἡρόδοτος, лат. Herodotus) Галикарнасского (484 — 425 до н.э.), совершившего путешествие по северным землям Понта Эвксинского (Чёрного моря). В своём монументальном труде «Истории» Геродот рассказывает о скифах и гиперборея «выше исседонов живут одноглазые мужи - аримаспы. Над ними живут стерегущие золото грифы , а выше этих - » (IV, 13.)

В сказании о грифонах стерегущих золото скифов Геродот добавляет: «Так вот и о них сведения есть, а о том, что находится выше них, исседоны говорят - там есть одноглазые люди и грифы, стерегущие золото. Переняв от исседонов, это рассказывают скифы, а у скифов позаимствовали мы, прочие, и называем их по-скифски аримаспами ; ведь словом «арима» скифы обозначают «одно», а словом «спу» - «глаз» . (IV, 27.)

В народных преданиях сохранились рассказы о грифонах, живших в древней Скифии, к северу от Чёрного моря , в местности, богатой золотом и драгоценными камнями. Грифоны выкапывали сокровища когтями и выстилали ими свои гнёзда. Одноглазые аримаспы мечтали отнять эти богатства и вели постоянные войны с грифонами.

Одноглазыми аримаспов называли потому, что они никогда не спали или спали в «пол глаза» и всегда были начеку, целились, закрыв один глаз, и всегда были готовы выстрелить из лука. Аримаспы передвигались на быстрых лошадях, но грифоны нападали на них, и терзали коней своими крепкими и острыми, как кинжалы, когтями.

Геродот рассказывает, что у скифского царя Скила «…в городе борисфенитов дом обширных размеров и богато устроенный, о котором я незадолго перед этим упоминал. Вокруг него стояли сфинксы и грифы из белого камня » . (IV, 78; 2)

Изображение крылатых грифонов очень часто встречается именно в произведениях скифского искусства. У крылатого грифона длинные уши и зоркие глаза, символ не дремлющей бдительности, и когтистые орлиные лапы, способные уничтожить всех врагов.

Символами царской власти во всех известных древних культурах были лев и орёл, а также объединивший эти образы – крылатый грифон, само воплощение Солнца.

Геродот пишет, что грифоны с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, обитатели , они стерегут золото и сокровища Рипейских гор, (Уральских гор) от одноглазых аримаспов. (Herodot, IV. 13) На Ведическом санскрите - родном языке «Риг-Веды» слово «рипа» означает «горы» - Рипейские горы. Именно отсюда, с вершины Рипа орёл принёс Индре напиток бессмертия - Сому, об этом свидетельствуют древнеиндийские мифы.

Возможно, гораздо раньше, чем в мифах древней Греции, крылатый грифон появился в древних сказаниях народов Гипербореи , так как известно, что греческие боги, по преданию, и сами были гиперборейцами . Один из первых греческих богов Аполлон Гиперборейский , по эллинским преданиям, улетал на крылатом льве-грифоне на свою далёкую северную родину – Гиперборею, туда, где живёт счастье, где и идёт снег.

Известно, что наряду с другими сказочными животными, Грифон, по приданию, охранял золото Индии , страны связанной в древней истории с гиперборейцами. Флавий Филострат говорил о том, что грифоны, на самом деле, живут в Индии, их запрягают в колесницу Солнца.


Крылатый грифон, как символ царской власти , был охранителем сокровищ царя Митридата, покровителем столицы Боспорского царства, города Пантикапея (ныне Керчь). И сегодня в крепких орлиных когтях крылатого грифона хранится ключ от богатства, благополучия и процветания города Керчь. Крылатый грифон изображён и на современном гербе Крыма.

Изображения крылатого грифона – надёжного стража, охраняющего в трон можно увидеть на фресках в парадном зале . Известно, что возникшая на острове Крит, Минойская цивилизация (XVII-XVI века до нашей эры) — первая письменная цивилизация Европы, стала родоначальницей древнегреческой культуры.

Сказочный крылатый грифон, покровитель царской власти и хранитель сокровищ царского дворца Миноса, стал известен и в Спарте (VIII-VII века до нашей эры).

Крылатый грифон олицетворял проницательное и бдительное могущество недремлющего стража, охраняющего сокровища царского двора или некое тайное божественное знание царской власти.

Древнегреческие авторы полагали, что туловище грифона по размеру превосходило восемь львов, вместе взятых, и что он сильнее сотни орлов. Эсхил в трагедии «Прометей прикованный» (803 след.) называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают ».


Символически крылатый грифон связан с образом Солнца , поскольку и лев и орёл в мифах всегда неразрывно связаны с этим небесным светилом.
В древней Греции мы находим грифонов в скульптурных изображениях, на украшениях, на амфорах и фресках.

Грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, быстрое возмездие, не даром грифоны впряжены в колесницу крылатой богини возмездия Немезиды (др.-греч. Νέμεσις), карающей человека за грехи, за нарушение общественных и моральных норм.


Грифон присутствует и в египетской мифологии на всём протяжении существования египетской цивилизации. Лев в египетской символике воплощает образ царя, и сокол - символ высшего бога Гора.


В мифологии древних шумеров грифонов представляли в виде огромной птицы – Анзуд, с головой льва, которая охотилась на оленей в мифе о Лугальбанде. Птица Анзуд в мифологии шумеров была, как и минойский грифон, посредником между земным и небесным миром, между людьми и богами.

Исидор Севильский связывает Грифона с образом Христа и говорит о том, что Христос есть лев – Солнце , управляющее и властвующее над всем миром, и орёл - поскольку после смерти своей Христос вознёсся на небеса.

Данте изображает грифона впряженным в церковную триумфальную колесницу. Соединение золотого орла и белого льва в образе Грифона, выражает единство божественного и человеческого начала.

По свидетельству Геродота до-скифским населением степной части Северного Причерноморья были .

О киммерийцах упоминает и Гомер в своей «Одиссее»: «Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман». В ассирийских архивах в 714 году до н.э. киммерийцев называют «гимирри » , а в Библии киммерийцев называют «гомер ».

В западной Европе киммерийцы появились в I столетии до нашей эры стали называть себя кимры — Cymru, что означает «соотечественники». Самоназвание древних жителей Уэльса (Wales) кельтов-валлийцев — кимры . Самоназвание скифов — сколоты — skolot или skolt, легко трансформируется в .

Известно, что король , то есть кимром , а значит потомком киммерийского племени. Рыцаря Артура , как и его отца, называли Пендрагон – «первый» или современного Уэльса изображён скифский крылатый грифон.

Скифы обладали уникальной материальной культурой, следы влияния которой обнаруживаются в русской культуре, а также в культуре большинства современных народов Европы.

ГРИФОН - мифический зверь, соединяющий качества короля зверей и короля птиц.

ИМЯ. Одно из древнерусское название грифона — НОГ, так что у Грифона есть названная сестра — птица Ног или

СПОСОБНОСТИ: От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают

ОСОБЕННОСТИ. Грифон терпеть не может , и при любой возможности готов разорвать их в клочья.

ПОРОВИТЕЛЬСТВО: Грифон способен отыскивать и тайно хранить золото, поэтому он стал символизировать науку и ростовщичество.

В СКАЗАНИЯХ: В славянской мифологии все подходы к Ирийскому саду, и яблоне с золотыми яблоками стерегут грифоны, . Кто эти золотые яблочки попробует — тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет дракон Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода.

Грифоны в геральдике могут быть самого разного цвета: золотые, серебряные, черные, красные… Разноцветные грифоны на гербах города Мантурово в Костромской области, Багеровского СП (Крым) и провинции Сёдермандланд в Швеции.

Грифон на гербе Псебайского ГП Краснодарского края, на эмблеме Красной Поляны (город Сочи) и на гербе провинции Скания в Швеции.

Грифоны на гербах Республика Крым, Республика Алтай, а также Кан-Кереде -мифическая птица, очень уж напоминающая дракона на гербе Онгудайского района Алтая.

Грифон в геральдике — .

фото Наты

АМУЛЕТЫ с грифоном встречаются довольно часто.

Грифон может одновременно быть верным охранником и агрессивным вероломным нападающим. Грифон появился на свете очень давно. Даже не всем Богам известно, откуда и когда он возник. Грифон известен по всей Мидгард-Земле. Его изображения можно найти по обе стороны океана. Все, что известно про Грифона, это то, что впервые его заметили на севере Руси. Поэтому можно говорить, что Грифон – славянский, северный птице-зверь. Его изображения можно встретить на камне и на золоте, на коже и на папирусе; на кости и на пергаменте. И везде он предстает перед нам в спокойном и величавом виде победителя, хорошо сознающего свою силу, красоту и превосходство над всем окружающим миром. Правда, на некоторых изображениях он может быть представлен с разным хвостом: змеи или птицы, дракона или льва. Но львиное тело, орлиные крылья и голова с клювом присутствуют на всех изображениях птицы-зверя Грифона.

Грифоном является существо с головой, шеей, передними лапами, крыльями орла и телом льва. Грифон символизировал силу льва, а также бдительность и мудрость орла. В то же время мифический зверь обозначал двойственность. По преданиям грифон может отыскать и хранить золото. Из-за этого эти существа стали символом науки и ростовщичества.

Другие толкования сущности грифона.

Грифон являлся символом духовного (поэтического вдохновения).

Грифон также являлся символом мести.

Наибольшее распространение грифон в геральдике получил в Англии.

В России грифон используется в гербе Республики Алтай, так как считается, что белый грифон (Кан-Кереде) является стражем покоя родной земли. Одновременно грифон является покровителем зверей и птиц. Также грифон используется как центральный элемент на гербе города Саянска.

This entry was posted in , .