Икона божьей матери утоли мои печали значение. Какие проблемы помогает решать икона «Утоли мои печали

Но особенно прославилась икона во время эпидемии чумы в России, начавшейся во время русско-турецкой войны (1768–1774). Эпидемия «черной смерти» захлестнула страну, а весной 1771 года достигла Москвы. Как только чума весной – летом 1771 года получила большое распространение, через московские заставы потянулись экипажи с богатыми, которые уезжали в другие города или свои сельские усадьбы. Город замер, мусор не вывозили, появился дефицит продуктов и лекарств. Горожане жгли костры и били в колокола, считая, что их звон помогает против чумы.


В разгар эпидемии, ежедневно в городе умирало до тысячи человек. Мёртвые лежали на улицах и в домах, их некому было убирать. Затем к очистке города привлекли заключенных. Они разъезжали по улицам на телегах, собирая трупы, затем чумные обозы выезжали из города, тела сжигали. Это наводило ужас на оставшихся в живых горожан. От этой чумы в Москве погибло 130000 человек. По указанию императрицы Екатерина II 26 сентября 1771 г. в Москву прибыл граф Григорий Орлов с большим штатом лекарей и в сопровождении четырех полков лейб-гвардии. Москву разбили на санитарные участки, за каждым из которых был закреплен врач. Открывались дополнительные больницы и карантины. «Все это позволило остановить чуму в невиданные для того времени сроки. Вскоре эпидемия прекратилась»,– как пишут современные историки*.


Но они не вспоминают главную причину прекращения ужасной эпидемии: благодатной помощи Божией Матери от Ее иконы «Утоли моя печали». В эти страшные дни множество больных получили чудесное исцеление у иконы. К великому сожалению письменные свидетельства об исцелениях были уничтожены огнем во время пожара, но сам образ Богоматери остался невредим, и находился в храме до его закрытия в 20-е годы XX века. После прекращения эпидемии святыню поместили на почетном месте в храме и устроили в честь нее придел. Был сделан список с иконы.
* Императрица Екатерина II учредила в честь графа Орлова особую медаль: «Россия таковых сынов в себе имеет. За избавление Москвы от язвы в 1771 г.» .

Образ «Утоли моя печали» особенно почитал св. патриарх Тихон; неоднократно совершал он службы перед иконой. 25 января 1925 года, незадолго до своей кончины, он совершил всенощное бдение перед образом «Утоли моя печали».

После закрытия храма свт. Николая в Садовниках чудотворный образ перенесли в храм свт. Николая в Кузнецах (Кузнечной слободе). Храм свт. Николая в Кузнецах был построен по благословению патриарха Иоакима в 1681–1683 годах с приделами в честь преподобного Сергия Радонежского и священномученика Василия Амасийского. В 1805 году храм был разобран и на месте его построен новый. В 1847 году к нему была пристроена трапезная с новыми алтарями. Правый нижний придел был освящен в честь преподобного Сергия, а северный придел митрополит Московский свт. Филарет (Дроздов) освятил лично не во имя священномученика Василия Амасийского, а в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (указав, что память св. Василия следует праздновать как престольный праздник, так как он является покровителем храма). Промыслительность этого деяния святителя Филарета раскрылась, когда образ «Утоли моя печали» был перенесен в храм и поставлен во Введенском приделе.


В 1944 году в день празднования иконы 25 января в храме служил Божественную литургию вновь избраннный Патриарх Сергий в сослужении митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

В 1945 году после Поместного Собора Русской Православной Церкви в день прославления иконы торжественное богослужение было совершено Патриархом Алексием I. После Литургии Патриарх сказал: «Мы переживаем много скорбей я печалей и верим, что только милость Божия и помощь Небесной Молитвенницы Пресвятой Богородицы может не только утолить наши печали, но и печаль превратить в радость. Сознание, что рядом стоит Небесная Утешительница наших скорбей и печалей, утешает нас, потому что ничто не совеошается без воли Божией, и что может быть лучше этого сознания?».

Патриарх Алексий I ежегодно совершал в этот день службу в храме. В 1948 году в храме молился митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) из Антиохийского Патриархата – великий молитвенник и друг России, много потрудившийся для дарования победы нашему народу над фашизмом.

Глубоко знаменательная связь образа «Утоли моя печали» с храмом в честь святителя Николая, которого верующие русские люди называют «Николаем милостивым». До сего дня находится великая святыня Русской Церкви в Николо-Кузнецком храме. Еженедельно по четвергам совершается здесь молбен с акафистом в честь иконы и малым водоосвящением, и верующие люди находят утоление печали и радостъ соборной молитвы предстательством Божией Матери и святителя Николая.


Божия Матерь изображена на иконе со склоненной на левую руку главой, правая рука Еe приоткрывает край мафория: Она слушает молитвы предстоящих. Каждый молящийся чувствует себя предстоящим перед своей любящей Матерью. Эта личная обращенность к каждому человеку, отличающая образ «Утоли моя печали», особенно важна в наше время печалей, болезней, неустройств не только внутренней жизни человека, но и многих бед, обрушившихся на нашу отчизну. Чувство материнской любви и усыновленности Ею зажигает в сердце ответную любовь и надежду. Сострадательная материнская любовь помогает нести тяготы жизни, обращая печаль, скорбь и слезы в светлую, благодатную радость. Об этом говорят церковные песнопения и молитвы.


«Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли…»,– поем мы в тропаре иконе. Душа наша названа в этой дивной молитве «многовоздыхающей», ибо от рождения до последнего вздоха жизнь человека – непрерывная цепь скорбей и слез. Иногда кажется, что не вместить сердцу тех страданий и испытаний, которые выпадают на его долю. Различны «воздыхания» души человеческой: потеря близких, обиды, невзгоды, греховные соблазны, семейные раздоры. Сколько слез прольет человек, пока не придет в страну, где нет ни слез, ни печалей, ни воздыханий и где, как говорит Священное Писание, Сам Бог «отрет всякую слезу» (Откр. 21, 4) с очей человеческих.


Сам повод, послуживший прославлению иконы – исцеление простой русской женщины, является одним из многих знаков чуда Божия, совершаемого не только в России, но и во всем православном мире. И это чудо, и сам чудотворный образ Божией Матери «Утоли моя печали» свидетельствует в наши дни о том, что человечество не потеряно и не оставлено, ибо есть у каждого христианина Всемилостивая Заступница и Предстательница пред Богом.


Она стала Источником утоления скорбей и печалей. Ее молитвенным предстательством и материнской любовью исцеляются больные, изгоняются бесы, прозревают слепые, воскрешаются мертвые. Благодатной силой Ее бывшие блудники и разбойники возрождаются душой и достигают вершин святости. Она пребывает с нами Своей материнской любовью через дивную Свою икону «Утоли моя печали», прославленную многими чудесами. Она утоляет болезни душ человеческих и какое счастье иметь такой родник благодати, утоляющий наши скорби и воздыхания. К Ней, утоляющей наши печали, подходим мы со смирением и сокрушением сердечным, с верой, надеждой, благоговением и любовью.

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» – это духовное сокровище нашей Церкви, нашей родной земли, нашего народа, пронесенное через столетия и постоянно дарующее молящимся пред ней силу веры, благодатную помощь, утешение и утоление печалей нашей многоскорбной и многомятежной жизни.


В Москве были еще четыре чтимые иконы Богоматери «Утоли моя печали». Они – точные списки с чудотворной иконы из церкви Святителя Николая, что на Пупышах. Одна из них находилась в церкви святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня на Покровке; другая – в церкви святых апостолов Петра и Павла в Ново-Басманной; третья – в церкви святого Тихона Амафунтского у Арбатских ворот и, наконец, в церкви преподобного Сергия, что в Рогожской.

В Петербурге, в храме Вознесения Господня, что на Вознесенском проспекте, близ Екатерининского канала, также была древняя чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». Эту святую икону была привез из Москвы в 1765 году 25 сентября купец Роговиков, одним из участников построения Вознесенского храма, ко дню освящения придела в честь этой иконы, где она и была помещена в особо устроенном серебряном киоте. Верующие во множестве прибегали к этой иконе Небесной Царицы, и многие больные по вере своей получали от нее исцеление и утешение.

Чудотворная икона Богоматери «Утоли моя печали» имелась еще в Николаевском Одрином монастыре Орловской губернии. До 1781 года этот образ был заветною домашнею святыней сенатора графа Н. Б. Самойлова. Сначала он стоял в Москве, в доме графа, и здесь прославился многими чудесными исцелениями. Затем Н. Б. Самойлов перевез его в свое имение, которое находилось по соседству с упомянутым монастырем.

Построив на свои средства при монастырском Николаевском соборе теплый придел в честь иконы «Утоли моя печали», граф затем пожертвовал туда и святую икону Богоматери. Ее поместили по правую сторону от царских дверей. Празднование этому чудотворному образу Пресвятой Богородицы на месте совершалось два раза в году: 25 января и 9 октября.

Кроме Москвы, Петербурга и Орловской губернии, чудотворные и особо чтимые иконы Божией Матери «Утоли моя печали» были известны в следующих местах:
– в Покровском монастыре, в Шклове, Могилевской губернии;
– в Бершадском мужском монастыре, Ольгопольского уезда, Подольской губернии, и в скиту святого Иоанна Предтечи Молченской Софрониевой пустыни. Курской губернии;
– в скиту св. Иоанна Предтечи Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии.

ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»

Тропáрь, глас 5:

Утоли́ болéзни/ многовоздыхáющия души́ моея́,/утоли́вшая вся́кую слезу́ от лицá земли́:/ Ты бо человéком болéзни отгóниши/ и гpéшных скópби pазpушáеши,/ Тебé бо вси стяжáхом надéжду и утвеpждéние,// Пpесвятáя Мáти Дéво.

Кондак, глас 6:

Предстáтельство христиáн непосты́дное,/ ходáтайство ко Творцу́ непрелóжное,/ не прéзри грéшных молéний глáсы,/но предвари́, я́ко Благáя, на пóмощь нас,/ вéрно зову́щих Ти:/ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умолéние,//предстáтельствующи при́сно, Богорóдице, чту́щих Тя.

Величание:

Величáем Тя,/ Пресвятáя Дéво,/ Богоизбрáнная Отрокови́це,/ и чтим óбраз Твой святы́й,/ и́мже тóчиши исцелéния// всем с вéрою притекáющим.

МОЛИТВА

Надéждо всех концéв земли́, Пречи́стая Дéво, Госпожé Богорóдице, утешéние нáше! Не гнушáйся нac, грéшных, на Твою́ бо ми́лость уповáем. Угаси́ в нас плáмень грехóвный и покая́нием ороси́ изсóхшая сердцá нáша, очи́сти ум наш от грехóвных пóмыслов; приими́ воздыхáние от души́ и сéрдца мольбу́ Ти принося́щих. Бу́ди о нас Ходáтаица к Сы́ну Твоему́ и Бóгу, и укроти́ я́рость Егó прáведную Мáтерними Твои́ми моли́твами. Душéвныя и телéсныя я́звы исцели́, Госпожé Богорóдице, утоли́ болéзни душ и телéс, ути́ши бу́рю злых нападéний врáжеских; отъими́ брéмя грехóв нáших и не остáви нас до концá поги́бнути. Ты бо еси́ возведéние человéческому рóду, в печáли скóрая Помóщница. Мáти и́стинная Христá Бóга нáшего, помогáй нам, грéшным рабáм Твои́м всегдá, и ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.

День празднования иконы: 7 февраля (25 января по старому стилю)

О ПЕЧАЛИ

«Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла, и утоли наша печали».
«Как моль одежде и червь древу, так и печаль вредит сердцу человека» (Притч. 2, 20).
«Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Псал. 53, 9).
«Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Мф. 9, 15).
«Всю печаль вашу возвергните на Господа, яко Той печется о вас» (1 Петр 5, 7)
«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее совратилось, а лучше исправилось» (Евр. 12, 11-13).
«Не давай печали сердцу своему, ибо «мира сего печаль смерть соделовает».
(Прп. Ефрем Сирин).
Душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать»
(Свт. Иоанн Златоуст).
«Предлежит нам подвиг – притупить жало едкой печали»
(Преп. Иоанн Кассиан Римлянин).
«Бодрствуй против духа печали, ибо он распространяет многие сети»
(Авва Исаия).

«Погрешают те, кто почитает добродетелью чрезмерную печаль, бывшую у них после совершения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения… Они слишком много надеются на самих себя и на силы свои. Ибо думая о себе, что они представляют собой нечто значительное, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться с тем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан – себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не ожидая от себя самого. Поэтому если впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость»
(Прп. Никодим Святогорец).

«Надлежит же нам иметь полезную скорбь (печаль) о своих грехах, когда мы с доброй надеждой на Бога приносим покаяние, зная наверное, что нет греха, побеждающего человеколюбие Божие, но все прощает Господь кающемуся и молящемуся человеку»
(Прп. Нил Сорский)

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор, к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.

Икона Божией Матери
«УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали», прославилась в Москве многими чудесами со второй половины XVIII века, а особенно во время чумы в 1771 году.

Откуда повелось это название? Названия икон, прославленных в последние три столетия, очень часто происходят из молитвенных текстов. Данной иконе ближе всего соответствует следующая богородичной стихире: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая слезы от лица земли. Ты бо чело веком болезни отгоняеши, грешником скорби разоряеши. Тебе вси стяжахом надежду и утвержение, Пресвятая Мати Дево». Когда в конце XIX века была составлена специальная служба Богородице «Утоли моя печали», эта стихира вошла в неё в качестве тропаря. И действительно, очень многие списки иконы имеют на себе подпись «Образ Пресвятыя Богородицы Утоли болезни» , или же «Утоли болезни и печали» . Однако на самых старых списках надпись иная - «Утолимыя Пресвятыя Богородицы». Именно так называли икону в XVIII веке. А на одной гравюре того времени, изображающей данную икону, её название поясняется так: «Образ Пресвятыя Богородицы Утолимыя, утоляет жестокия раны и правит сердца человеческия». Известен и другой вариант этого названия: «Утоли печали» или «Утолимыя печали». Именно от него произошло позднейшее - «Утоли моя печали».

"Утолимая " означает утоляющая, укрощающая, т. е. утоляющая не только печали и болезни, но и людское жестокосердие. Этому значению как нельзя лучше соответствует надпись на иконе из церкви святителя Николая в Пупышах. На свитке, который держит в руках Младенец-Христос мы читаем:«Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кождо ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте» . Это фрагмент Священного Писания - начало третьей главы книги пророка Захарии, причём извлечённое из текста Острожской Библии.

Образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» встречается, как говорят иконописцы, в нескольких «изводах». Божия Матерь представлена обращенной то в правую, то в левую сторону с несколько отличающимися положениями руки. Младенец-Спаситель то как бы сидит, то почти лежит у Неё на коленях или в колыбели, но самой колыбели не видно, и Он кажется парящим в воздухе. Свиток в руках Богомладенца - непременная деталь иконы, но, как было сказано выше, на разных иконах на свитке читаем разные надписи. Пожалуй, ещё только одна богородичная икона в России так многообразно пишется - «Всех скорбящих Радость».

Первая известная с XVII века икона «Утоли моя печали» находилась в белорусском городе Шклове (ныне Могилевская обл.) в церкви Воскресения Христова. В старину здесь был женский монастырь, Слава иконы простиралась далеко за пределы Могилёвщины. В XVIII - начале XIX века издавались даже печатные листы с её изображением. Со временем монастырь пришел в упадок, а икона осталась известной лишь ближайшей округе. После революции 1917 года о судьбе этого образа ничего не известно.

Но списки со шкловского образа Богоматери «Утоли моя печали», появившиеся в Москве в 1650-е годы, имели иную историю. В 1655 году, когда Шклов был захвачен войсками государя Алексея Михайловича, казаки, по древней традиции, взяли ценности занятого города, и привели в Москву редкие для Великороссии иконы.

Самая древняя из дошедших до нас московских икон Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» принадлежит кисти кого-то из царских иконописцев второй половины XVII века. Она находилась в церкви св. Тихона Амафунтского на Арбате - близ слободы, где жили эти мастера. Сейчас её можно видеть в единственной уцелевшей арбатской церкви Воскресения Словущего в Филипповском переулке . Её считали «самым точным и древнейшим списком с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Воскресенском монастыре города Шклова».

Однако особенное, всероссийское прославление получил другой список иконы. Уже с XVII века подобный образ находился в церкви святителя Николы на Пупышах . О ней на время забыли, спрятав ее на колокольне, пока некоторый чудесный случай не послужил её новому открытию.

Предание гласит, что вдалеке от Москвы жила одна знатная женщина. В течение многих лет её тело было парализовано. Никаких надежд на врачебную помощь больная уже не питала; у неё оставалась только молитва к Богу и Заступнице всех скорбящих - Пресвятой Богородице Марии. Однажды во сне боярыня увидела Пресвятую Богородицу с Младенцем-Христом в виде неизвестного ей иконного изображения. Богородица указала расслабленной путь к исцелению: домашние должны были отвезти болящую в Москву, в такую-то местность, в храм святителя Николая. Там она увидит именно такой образ, и должна помолиться перед ним. Пробудившись, боярыня смогла вспомнить и назвать родным ту церковь, куда ей следовало ехать. Но когда её привезли в храм св. Николы на Пупышах, иконы, виденной во сне, в нём не оказалось. Насилу вспомнили, что кое-какие ветхие образа уже давным-давно убраны на колокольню. Священник велел принести их. И вот, с лика Богоматери ещё не успели отереть пыль, как больная громко воскликнула: «Она!» - и стала креститься рукою, которой лишь минуту назад не могла пошевелить. А после совершенного перед иконой молебна женщина впервые за долгие годы встала на ноги.

Этот рассказ изустно передавался в Москве до 1869 года, когда был впервые напечатан в «Московских епархиальных ведомостях». В 1760 г. в церкви был устроен специальный придел во имя этой чудотворной иконы и учреждено ежегодное празднование в 25-й день января (7 февраля по н. ст.).

В 1930-е годы храм Святителя Николая на Пупышах, где произошло явление иконы, был разрушен, а икона перенесена в Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (г.Москва, м."Новокузнецкая", Вишняковский пер., 15) . С того времени она находится в северном приделе, освящённом митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в честь Введения Богородицы.

Святитель Филарет Московский сам лично совершал молебные пения перед этой чудотворной иконой. Перед ней молились царицы - супруги императоров Павла I, Николая I и Александра II.

Тропарь, глас 5
Утоли болезни / многовоздыхающия души моея, / утолившая всяку слезу от лица земли: / Ты бо человеком болезни отгониши / и грешных скорби разрушаеши, / Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, / Пресвятая Мати Дево.

Кондак, глас 6
Не ввери мя человеческому предстательству, / Пресвятая Владычице, / но приими моление раба Твоего: / скорбь бо обдержит мя, / терпети не могу демонского стреляния, / покрова не имам, / ниже где прибегну, окаянный, всегда побеждаем, / и утешения не имам разве Тебе, Владычице мира, / упование и предстательство верных, / не презри моление мое, полезно сотвори.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Утоли моя печали»
Надеждо всех концев земли, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение мое! Не гнушайся мене, грешнаго, на Твою бо милость уповаю: угаси ми пламнь греховный и покаянием ороси изсохшее мое сердце, очисти ум мой от греховных помыслов, приими мольбу, от души и сердца со воздыханием приносимую Тебе. Буди о мне Ходатаица к Сыну Твоему и Богу и укроти гнев Его матерними Твоими молитвами, душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Владычице, утоли болезни души и тела, утиши бурю злых нападений вражеских, отъими бремя грехов моих, и не остави мене до конца погибнути, и печалию сокрушенное сердце мое утеши, да славлю Тя до последняго издыхания моего. А минь.

В центре Саратова располагается православная церковь "Утоли мои печали". Свое название святилище получило в честь образа Божьей Матери. Кстати, икона "Утоли моя печали" считается объектом культурного наследия в России. В данной статье будет подробно раскрыта история создания его архитектурные особенности, а также произошедшие с ним в последние годы изменения.

"Утоли мои печали" (икона): значение

Образ Богоматери впервые увидели в Москве в далеком 1640 году. Долгие годы это святое изображение хранилось в церкви Святителя Николая. Здесь в течение длительного времени велись записи о чудесах, которые совершились благодаря силе, которой обладает икона "Утоли мои печали" (фото образа представлено в статье). К сожалению, произошедший в 1771 году пожар не оставил потомкам столь интересного наследия. Однако до наших дней дошло несколько преданий. Среди них выделяется одно наиболее известное. В данном сказании повествуется о тяжелобольной женщине знатного происхождения. Для нее в храме крайне долго искали чудодейственную икону. Но найти нужную не удавалось. Тогда было принято решение принести из храма все образы с Божьей Матерью, причем были даже собраны изображения, хранившиеся в церковной колокольне. Среди всех православных образов привлекла внимание только одна икона - "Утоли моя печали". Как гласит предание, больная женщина, не способная даже пошевелить пальцами, увидев ее, смогла перекреститься. Молитва иконе "Утоли мои печали" подняла ее на ноги. Женщина встала абсолютно здоровой. Стоит отметить, что после этого случая и стали почитать этот образ.

На иконе изображена Божья Матерь. Своей правой рукой она держит Христа. У Младенца в руках свиток в развернутом виде. Левая рука Матери изображена прислоненной к голове, склоненной немного набок.

Храм. Начало истории

П. М. Зыбин в 1903 году разработал проект церкви при Архиерейском дворе. Данное строительство было одобрено и получило благословение епископа Царицынского и Саратовского, священномученика Гермогена. Кстати, в 1906 году возведение храма уже было закончено. В этом святом месте был создан один престол - в честь иконы Божьей матери - под названием "В скорбех и печалех Утешение". Как гласит предание, это изображение епископ Гермоген заказал на Святой горе Афон. Что характерно, по преданию икона "Утоли моя печали" была полностью скопирована с чудотворного афонского первообраза.

Судьба храма при коммунистическом строе

В период существования СССР в здании храма располагался Стоит отметить, что в эти годы само сооружение практически не претерпело каких-либо изменений. В результате в наши дни посетители храма могут любоваться его первозданным великолепием. Однако в 1960 году был проведен демонтаж крестов, и какое-то время храм стоял без них. Но в 1965 году к городским властям обратился Владыка Пимен с предложением отреставрировать храм за счет средств епархии. Данная просьба крайне озадачила государственных деятелей, поскольку в тот период было "не принято" проводить ремонтные работы в бывших культурных учреждениях. В результате предложение священнослужителя было отвергнуто. Однако на фоне начинающихся в стране перемен исполком сам изыскал необходимые средства и провел внешние реставрационные работы, облагородив фасад Планетария. После первый секретарь обкома партии, взяв на себя ответственность, распорядился поднять и снова установить когда-то демонтированные кресты. Позднее, после всех проведенных работ, церковное здание вошло в список достопримечательностей города. Его стали посещать туристы.

Внутренние изменения

В конце XX века храм был передан епархии. В результате, после возвращения священного здания Православной церкви, было принято решение в боковой пристройке организовать придел. Кроме того, сразу же после завершения необходимых работ алтарь был освещен. Во имя преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского на престол был возложен антиминс. Как гласит история, в свое время он был спасен из семинарского храма, уничтоженного богоборцами. Благодаря стараниям первого настоятеля, протоиерея Лазаря Новокрещеных, была построена колокольня, отреставрированы все внутренние комнаты и куплены иконы. В 1993 году архиепископ Саратовский и Вольский (в последующем Владыка Пимен) осветил престол церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы.

Храм в XXI веке

В 2004 году в соборе "Утоли моя печали" было организованно Архиерейское подворье. В то время к нему была отнесена расположенная на города часовня. Кроме того, этот год был ознаменован началом масштабных в храме. В первую очередь занялись отделкой алтаря и установили новый иконостас. Поскольку в храме появились образы, в том числе и икона "Утоли моя печали", выполненные в древнем стиле, было принято решение заменить и внутреннее убранство храма. В 2005 году изменения такого рода коснулись алтаря Сергиевского храма. К сведению, здесь даже были проведены реконструкционные работы. А именно за счет сноса подсобных помещений удалось увеличить площадь придела. Кроме того, в нем был создан сводчатый потолок и приобретена Купель для крещения. Стоит отметить, что был выбран "сосуд", отвечающий Уставу Церкви. Кровля церковного здания была полностью заменена и приобрела медный "окрас". Храм "Утоли моя печали" имеет в своем распоряжении лучшую в епархии приходскую библиотеку. Каталог этого "книжного мира" насчитывает больше 8 тысяч наименований православных трудов. Кроме того, на территории организована воскресная школа. Здесь также есть общество "Православный мир" и даже молодежное товарищество. Настоятель храма каждую неделю после воскресного вечернего богослужения проводит беседы с прихожанами.

Архитектурные особенности

Каменная постройка церкви, выполненная в виде трех кокошников и обладающая двумя притворами, крайне удачно гармонирует с общими строениями Архиерейской усадьбы. Кроме того, Саратовский храм полностью вписывается в архитектурный ансамбль города. При строительстве создатели церкви придали ему особую изюминку в виде крупного шатра. Этот элемент окружен большим количеством пестро раскрашенных мелких главок.

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Утоли моя печали»

Молитва первая перед иконой Богоматери Утоли моя печали

Надеждо всех концев земли и рабам Твоим (имена), Ты, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение наше! Не гнушайся нac, грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси в нас пламень греховный и покаяни ем ороси изсохшая сердца наша, очисти ум наш от греховных помыслов; приими возды хание от души и сердца мольбу Ти принося щих. Буди о нас Ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и укроти ярость Его праведную Матерними Твоими молитвами. Душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Богородице, утоли болезни душ и телес, утиши бурю злых нападений вражеских; отъими бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Ты бо еси возведение человеческому роду, в печали скорая Помощница. Мати истинная Христа Бога нашего, помогай нам, грешным рабам Твоим всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Надежде всех концов земли Ты еси, Пречистая Дево Госпоже Богородице, утешение мое! Не гнушайся мене, сквернаго, в дерзновенном молении недостойных уст моих, и молю: угаси ми пламень греховный и ороси покаянием, изсохшее сердце мое от мрака греховного очисти, ум от лукавых помыслов, душевная и телесная язва исцели, облегчи, Владычице, болезнь, утиши бурю злых нападений, Пречистая, отъими бремя грехов моих, Преблагая, и утоли печали моя, сокрушающия сердце. Ты бо еси возведение роду человеческому и в печалях скорая Утешительница. За толикия же Твоя милости до последнего моего издыхания славословити Тя имам, о Всеблагословенная! Аминь.

Молитва третья

Надежде всех концов земли, Пречистая Дева, Госпоже Богородице, утешение мое! Не гнушайся мене грешного, на Твою бо милость уповаю, упаси ми пламень греховный и покаяний ем ороси изсохшее мое сердце, очисти ум мой от греховных помыслов, приими мольбу, от души и сердца со воздыханием приносимую Тебе. Буди о мне ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и отврати гнев Его матерними Твоими молитвами, душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Владычице, утоли болезнь души и тела, утиши бурю злых нападений вражеских, отъими бремя грехов моих, и не остави мене до конца погибнути, и печалию сокрушенно сердце мое утеши, да славлю Тя до последнего издыхания моего. Аминь.

Молитва четвертая святого Ефрема Сирина

Дева, Владычица, Богородица, паче естества и слова родившая Единородное Божие Слово, Творца и Владыку всей видимой и невидимой твари, Единаго от Троицы Бога, Бога и Человека, соделавшаяся обителию Божества, вместилищем всякой святыни и благодати, в котором, по благоволению Бога и Отца, при содействии Святаго Духа, телесно обитала Полнота Божества, несравненно превознесенная боголепным достоинством и преимуществующая пред всякою тварию, Слава и Утешение, и неизреченное веселие Ангелов, царственный венец апостолов и пророков, преестественное и чудное мужество мучеников, Поборница в подвигах и Подательница победы, уготовляющая подвижникам венцы и воздаяния вечныя и боголепныя, превысшая всякой чести, честь и слава преподобных, непогре-шительная Путеуказательница и Наставница безмолвия, дверь откровений и духовных таин, Источник Света, врата вечной жизни, неистощимая река милосердия, неисчерпаемое море всех боголепных дарований и чудес. Тебя просим и Тебя умоляем, сострадательнейшую Матерь человеколюбивого Владыки, будь милостива к нам, смиренным и недостойным рабам Твоим, воззри благосердно на пленение и смирение наше, уврачуй сокрушения душ и тел наших, рассей видимых и невидимых врагов, будь для нас, недостойных, пред лицем врагов наших крепким столпом, бранным оружием, сильным ополчением, Воеводою и непреоборимою Поборницею, покажи ныне на нас древния и чудныя милости Твоя, да познают беззаконные враги наши, что Сын Твой и Бог един есть Царь и Владыка, что Ты воистину Богородица, родившая по плоти истинного Бога, что все Тебе возможно, и чего ни восхощешь, Владычице, имеешь силу все сие совершить на Небе и на земле, и на всякое прошение даровать что кому полезно: больным здравие, сущим на мори тишину и доброе кораблеплавание. Путешествующим спутешествуй и охраняй их, пленных спасай от горького рабства, утешай печальных, облегчай нищету и всякое другое телесное злострадание: всех свобождай от душевных недугов и страстей, невидимыми Твоими предстательствами и внушениями, дабы, хорошо и непреткновенно совершив путь сей временной жизни, улучили мы чрез Тебя и оные вечные блага в Царстве Небесном. Верных, почтенных страшным именем Единородного Сына Твоего, уповающих на Твое предстательство и на милость Твою и во всем имеющих Тебя своею Ходатаицею и Поборницею, укрепляй невидимо против окружающих врагов, разсей облако уныния, облегающее души их, избави их от душевного утруждения и подай им светлое благодушие и радость, возстановив мир и безмятежие в сердцах их. Спаси молитвами Твоими, Владычице, сию Тебе преимущественно посвященную паству, весь город и страну, от голода, землетрясения, потопления, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобной брани, и всякий праведно подвигшийся на нас гнев обрати, по благоволению и благодати Единородного Сына и Бога Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, с совечным и животворящим Его Духом, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Утоли моя печали»

Эта икона отличается от других Богородичных икон. Божия Мать на ней, держа в правой руке Предвечного Младенца, левую приложила к Своей главе. Жест очень распространенный среди русских женщин. Именно так, пригорюнившись, наши бабушки, матери садились передохнуть от многочисленных хозяйских дел. Посидят минуточку, погрустят, попечалятся и дальше за работу, некогда рассиживаться, время-то бежит, бежит времечко. Может быть, именно поэтому, глядя на икону, я всегда чувствую в душе что-то родное, доверительное, забытое. «Утоли моя печали» – так называется эта икона своим чудесным исцелением, явлением благословившая нас не копить в сердце обиды, неудовольствия, раздражение, все то, что в конечном итоге становится причиной нашей изнуряющей печали.

В приходском храме у иконы стоят бабушка и внучка. Внучка совсем маленькая, но головка по церковному уставу покрыта платочком. Из-под платка – любопытные глаза, нос курносый. Бабушка молодая в кожаном пальто с капюшоном в больших очках. Стоят. Тихо беседуют. Подхожу поставить свечку к иконе «Утоли моя печали». Слышу:

– Бабушка, почему тетя держится за головку? Болит у нее головка? Да? Болит?

– Нельзя так говорить – тетя – надо Богородица.

– Богородица, – дисциплинированно повторяет девочка. – У Богородицы болит головка.

Сначала эта фраза как-то не пришлась к душе, надо бы бабушке и тут поправить, головка может болеть как раз у тети. Про Богородицу так не стоит. Но разве вежливо встревать в разговор, который и слышать-то мне не полагалось? Но зацепилась фраза, услышалась. Стала вспоминать, что знаю про эту необычную икону.


…Все было у женщины: положение в обществе, корни знатного рода. Одного не было – здоровья. Какие только врачи не приходили к ней! Какие только средства не тратили родные, чтобы облегчить ее страдания! Ничего не помогало. Лежала она в полном расслаблении, теряя силы, теряя надежду. Жила эта женщина недалеко от Москвы, и сочтены были ее земные дни. И вдруг, забывшись, услышала она голос, тихий, но очень настойчивый:

– Вели, пусть тебя в Москву отвезут. Там в Замоскворечье, в Пупышеве есть храм, а в нем икона. Икона та называется «Утоли моя печали». Молись перед ней, молись с надеждой!

Женщина очнулась, но ощущение чего-то значительного в ее жизни не проходило: «Молись перед ней, молись с надеждой!»

Повезли больную в Москву. Кто-то отговаривал: «Путь не близкий», – но она твердо настояла на своем: «В Москву, в Пупышево, к иконе!»

Добрались. Внесли женщину в храм Николая Угодника, а там столько икон, глаза разбегаются. Только той самой и нет. Несколько раз обошли родные храм, искали, всматривались, нет той иконы. Священник благословил спустить с колокольни все ветхие иконы: «Ищите!»

И нашли. Покрытый пылью, потемневший образ. Осторожно сняли пыль, поднесли икону к свету и прочитали с ликующим сердцем «Утоли моя печали». Надо ли говорить, как встрепенулось исстрадавшееся сердце женщины, какие полноводные потоки силы устремились к ее уверовавшей душе. Рука, много лет не поднимавшаяся в расслаблении, поднялась для крестного знамения. Потом, когда икону поднесли к больной и она смогла приложиться к ней, сил хватило, чтобы подняться. Да, неходячая больная встала на ноги и сама, без посторонней поддержки, вышла из церкви.

Было это в конце XVII века зимой, 25 января. С тех пор день тот стал днем памяти чудотворной иконы.

Это снова отрывок из книги Натальи Сухининой «Не продавайте жемчужное ожерелье». Спасибо этому автору за столь проникновенные строки об иконах, на которые читатель обязательно обращает внимание после прочтения.


Самый древний и известный из списков иконы "Утоли моя печали" был принесен казаками в Москву в 1640 году, в царствование Михаила Федоровича (1613-1645 гг.).

Счет чудесным исцелениям от иконы бесконечен. Предание сохранило нам память о первом прославлении этой иконы, бывшем во второй половине семнадцатого столетия. Чудодейственная сила иконы Богородицы "Утоли моя печали" открылась при обстоятельствах, которые вы только что прочитали в отрывке.

Изображение иконы "Утоли моя печали" представляет Богородицу, приложившую левую руку к Своей главе, несколько склоненной набок. Общий Ее вид как бы говорит о том, что Царица Небесная прислушивается к слезам и искренним молитвам всех верующих, прибегающих к ней в своих нуждах, скорбях и печалях. Правою рукою Своею Богоматерь придерживает Предвечного Младенца, который пред Собою держит в руках, подняв кверху, развернутый свиток.

Тем, кто знает и любит иконы, известно, что образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» встречается, как говорят иконописцы, в нескольких «изводах». Божия Матерь представлена обращенной то в правую, то в левую сторону с несколько отличающимися положениями руки. Младенец-Спаситель то, как бы сидит, то почти лежит у Нее на коленях или в колыбели, но самой колыбели не видно, и Он кажется парящим в воздухе. Свиток в руках младенца – непременная деталь иконы, но на разных иконах на нем читаем разные надписи.


Очень многие списки иконы имеют на себе подпись «Образ Пресвятыя Богородицы Утоли болезни», или же «Утоли болезни и печали». Но все-таки в такой форме название далеко от первоначального. На самых старых списках надпись иная – «Утолимыя Пресвятыя Богородицы». Именно так называли икону в XVIII веке. А на одной гравюре того времени, изображающей эту икону, ее название поясняется так: «Образ Пресвятыя Богородицы Утолимыя, утоляет жестокия раны и правит сердца человеческия».

«Утолимая» означает «утоляющая», укрощающая. И, стало быть, Богородицу просили утолить не только печали и болезни, но и людское жестокосердие. Этому значению как нельзя лучше соответствует надпись на иконе из церкви св. Николы в Пупышах. Мы читаем ее на свитке, который держит в руках Младенец-Христос.

«Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кождо ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте».

Известен и другой вариант этого названия: «Утоли печали» или «Утолимыя печали». Нетрудно догадаться, что именно из последней формы этого названия произошло позднейшее – «Утоли моя печали».


Тот смысл, какой соединяется с названием иконы Божией Матери «Утоли моя печали», прекрасно объясняется нам самою церковью в тех песнопениях и молитвословиях, которые составлены в честь этой святой иконы. В тропаре праздника мы обращаемся к Пресвятой Деве Марии со следующими словами: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли, Ты бо человеком болезни отгониши и грешным скорби разрушаеши; Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево». «Избранное нам, – читаем в кондаке праздника, и дивное даровася избавление образ Твой честный, преблагословенная Владычице Дево Богородице, яко избавльшеся от злых явлением его, к нему же взирающе восписуем Ти благодарственная раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, радосте наша! Избави нас от всякаго зла и утоли наша печали». Последние слова кондака: «Радуйся, радосте наша! Избави нас от всякаго зла и утоли наша печали», служат в то же время и припевом акафиста.

Из приведенных слов тропаря, кондака и молитвы можно заключить, что название «Утоли моя печали» есть ни что иное, как молитва к Божией Матери об избавлении от многочисленных болезней и скорбей телесных и в особенности душевных, т. е. греховных страстей, обуревающих сердце. В жизни, полной невзгод, кто не испытывал скорби? Кто может сказать о себе, что он на своем жизненном пути не переживал тяжелых минут несчастья и не искал себе поддержки или утешения? Нет такого человека... И истинный христианин, при всех тяжелых и печальных обстоятельствах своей временной земной жизни, невольно мысленно обращается туда, откуда он ждет помощи: духовный взор его устремляется к небу, к Пресвятой Деве Марии, и уста его шепчут мольбу: «Утоли моя печали, сокрушающие сердце мое, ибо Ты – скорая Утешительница!» И, действительно, не от людей, таких же немощных по своей природе, как и сам страдающий, этот последний получает истинное лекарство, исцеляющее от душевных и даже телесных болезней, но от самого Господа по ходатайству пред Ним Пресвятой Богоматери.

Нет необходимости здесь говорить о всех благодеяниях Пресвятой Девы Марии, оказанных Ею роду человеческому. Они неисчислимы. Укажем лишь некоторые из них, которые так или иначе соединены с образом Богоматери, именуемым «Утоли моя печали». В Николаевской церкви на Пупышах хранились записи о многих чудесах от этой иконы. Но пожар, бывший 1771-м году, уничтожил все эти записи. Несмотря на этот несчастный случай, бывшие, притом так давно, сказания о чудесах, совершившихся при этой иконе, известны и поныне.

В Москве были еще четыре святочтимых иконы Богоматери, также известных под именем «Утоли моя печали». Они - точные снимки с вышеупомянутой чудотворной иконы. Одна из них находилась в церкви святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня на Покровке; другая - в церкви святых апостолов Петра и Павла в Ново-Басманной; третья - в церкви святого Тихона Амафунтского у Арбатских ворот и, наконец, в церкви преподобного Сергия, что в Рогожской, четвертая благодатная икона «Утоли моя печали», в серебряной позлащенной ризе, богато украшенной драгоценными камнями.

В Петербурге, в храме Вознесения Господня, что на Вознесенском проспекте, близ Екатериненского канала, была также древняя и глубокочтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». Эта святая икона была привезена из Москвы в 1765 году 25 сентября купцом Роговиковым, одним из участников построения Вознесенского храма, ко дню освящения придела в честь этой иконы, где она и была помещена в особо устроенном серебряном киоте. Этому чудотворному образу «Утоли моя печали» оказывалось особенное чествование. Верующие во множестве прибегали к этой иконе Небесной Царицы, и многие больные по вере своей получали от нее исцеление и утешение.

Чудотворная икона Богоматери «Утоли моя печали», или, как ее еще иначе называют, «Утоление печали», имелась еще в Орловской губернии, Карачаевском уезде. Она находилась там в Николаевском Одрином монастыре. До 1781 года этот образ был заветною домашнею святыней сенатора графа Н. Б. Самойлова. Сначала он стоял в Москве, в доме графа, и здесь прославился многими чудесными исцелениями. Затем Н. Б. Самойлов перевез его в свое имение, которое находилось по соседству с упомянутым монастырем. Построив на свои средства при монастырском Николаевском соборе теплый придел в честь иконы «Утоли моя печали», граф затем пожертвовал туда и святую икону Богоматери. Ее поместили там по правую сторону от царских дверей. Празднование этому чудотворному образу Пресвятой Богородицы на месте совершалось два раза в году: 25 января и 9 октября.

Кроме Москвы, Петербурга и Орловской губернии, чудотворные и особо чтимые иконы Божией Матери «Утоли моя печали» были известны в следующих местах:

в Покровском монастыре, в Шклове, Могилевской губернии;

в Бершадском мужском монастыре, Ольгопольского уезда, Подольской губернии, и в скиту святого Иоанна Предтечи Молченской Софрониевой пустыни. Курской губернии.


Акафист

Кондак 1

Взбранное нам и дивное избавление даровася, Твой образ честный, Преблагословенная Дево Владычице Богородице, яко избавльшеся от злых явлением его и к нему взирающе, восписуем Ти благодарственная раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:

Икос 1

Ангел множество, и вся Небесная Воинства славят Тебе, Царицу всех Богородицу, Ты же исполнила еси радости души наша милостивым явлением: нам образа Твоего святаго, Богоизбранная Дево Владычице. К нему же кланяющеся, Тебе умиленная моления возсылаем, милосердому Твоему к нам заступлению со страхом зовущи таковая:

Радуйся, Ты Отца Безначальнаго благословение;

Радуйся, Ты Сына Превечнаго жилище.

Радуйся, Ты Духа Святаго пребывание;

Радуйся, яко Тебе славят многоочитии Херувими.

Радуйся, яко Тебе похвальная приносят шестокрилатии Серафими;

Радуйся, яко Тебе вся Небесная Воинства величают.

Радуйся, яко Тебе вся колена земная Матерь Божию исповедуют;

Радуйся, яко Тобою вся вселенная веселия исполняется.

Радуйся, яко Тобою вся болезни наша исцеляются;

Радуйся, Твоими бо молитвами печали наша утоляются.

Радуйся, Твоими бо ходатайствы вся прошения наша исполняются;

Радуйся, яко Тебе и Сыну Твоему в Твоей честней иконе благодарно поклоняемся.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 2

Видят Тя, Богоизбранная Отроковице, вся Небесныя Силы предстоящу всегда Престолу Славы Небеснаго Царя и за христианы к Сыну и Богу молящуюся, Небесная Царице; мы же, грешнии, на земли зряще Твою святую икону и к ней припадающе, Тебе радостно поклоняемся, зовуще: Аллилуиа.

Икос 2

Разум подаждь нам, Всеусердная Предстательнице наша, Небесная Царице, из уст бо нас скверных, како мощно пети Твоему имени? Яко благих еси нам Ходатаица, сильна еси вспомоществовати во всякой нами требуемой помощи, да Тебе со умилением зовем сице:

Радуйся, молитвы о нас к Сыну и Богу во утешение приносящая;

Радуйся, Твоими молитвами очи наша от вечнаго рыдания избавляющая.

Радуйся, Твоими Матерними молитвами Сына и Бога на милость к нам приклоняющая;

Радуйся, Твоими молитвами праведный на нас гнев Божий утоляющая.

Радуйся, Твоими ходатайствы грехи наша прощающая;

Радуйся, Твоею помощию страсти наша истребляющая.

Радуйся, Твоим предстательством временная наша скорби разрушающая;

Радуйся, Ты во всяких бедах и нуждах нам помогающая.

Радуйся, Тя славящих всегда прославляющая;

Радуйся, Твоею радостию печали наша утоляющая.

Радуйся, непрестанное нам веселие подавающая;

Радуйся, Ты нам райския двери отверзающая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 3

Сила Вышняго осени Тя к скорому и теплому заступлению верно притекающих к Тебе и честному Твоему образу поклоняющихся, единен бо токмо Тебе, Нетленней и Пречистей Богоматери, дадеся дар всякое благое наше прошение исполняти, и едина Ты можеши нам помощи, елико хощеши. Тем всяк возраст славословит Сына Твоего и Бога нашего, зовый: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи богатство милосердия неоскудное, всем концем земным простираеши руку помощи и подаеши болящим исцеление, страждущим ослабу, слепым прозрение и всем вся по своей их потребе исполняеши. Мы же Тебе благодарно сице поем:

Радуйся, едина Мати, милосердие нам являющая;

Радуйся, милости сокровище многоценное нам открывающая.

Радуйся, безчисленныя щедроты всем подавающая;

Радуйся, слово премудрости просящим дарующая.

Радуйся, преспеяние разума юным подавающая;

Радуйся, раны наша греховныя истребляющая.

Радуйся, праведных в райских селениих насаждающая;

Радуйся, отчаянным будущих благ Надеждо и Укрепление.

Радуйся, всех падших скоро к благодати возставляющая;

Радуйся, всем во всякой требуемой от Тебе помощи помогающая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 4

Бурею многих бед одержимым нам всегда помогаеши, Небесная Царице, с верою прибегающим к Тебе и поклоняющимся цельбоносней Твоей иконе, ейже первописанней иногда рекла еси: «С сим образом благодать Моя и сила». И мы истинно веруем, яко послушаеши прошения призывающих имя святое Твое и Сыну Твоему зовущих: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша Господь Твоя на Небеси о нас ходатайства, Избранная Палато Духа Святаго, исполняет Твоя прошения, мы же грешнии на земли, видевше святую Твою икону, яко светозарное солнце нам светящуюся, Тебе яко Божией Матери дерзаем глаголати:

Радуйся, Солнце Мысленное нам являющая;

Радуйся, светом немерцающим нас просвещающая.

Радуйся, умерщвленных нас грехами оживляющая;

Радуйся, неплодным матерем ложесна разрешающая.

Радуйся, нечаянно находящих на нас злых врагов скоро прогоняющая;

Радуйся, желаемых благ всегда нас наслаждающая.

Радуйся, скоро в бедах и в печалех нас утешающая;

Радуйся, верою Имя Твое призывающих от нечаянныя смерти спасающая.

Радуйся, на Тя уповающим безконечный живот дарующая;

Радуйся, веру и любовь к Тебе имущих к Небеси возводящая.

Радуйся, Предстательство наше крепкое;

Радуйся, во всяких обстоятельствах нас защищающая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 5

Боготечную звезду, честную Твою икону Ты нам показала еси, Владычице мира, к нейже мы зряще и верою сердечною молящеся, Тебе, Богородице, глаголем: «Ты еси нам щит непобедимый и стена необоримая, вопиющим Ти: Аллилуиа».

Икос 5

Видеша Силы Небесныя на руку Твоею Создавшаго Своима рукама человеки и Владыку разумевающе Его: мы же грешнии на земли зряще изображенную Тебе Пречистую Матерь Его, любезно Свои руце к нам простирающую, к Тебе умильно зовем:

Радуйся, на руку Твоею Огнь Божественный неопально держащая, Имже грехи наша попаляются;

Радуйся, на руку Твоею Света Неприкосновеннаго носившая, Имже души наша просвещаются.

Радуйся, врагов наших видимых и невидимых побеждающая;

Радуйся, любовь и милосердие к нам являющая.

Радуйся, руце Твои в поручение о нас к Богу приносящая;

Радуйся, вход в Царствие Небесное нам отверзающая.

Радуйся, Твоею помощию нас защищающая;

Радуйся, Твоим ходатайством грехи наша прощающая.

Радуйся, Твоим молением печали наша утоляющая;

Радуйся, яко Твоим предстательством всяких благ наслаждаемся.

Радуйся, яко Тобою вся во благих желания наша исполняются.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 6

Проповедницы Богоноснии Апостоли, по Вознесении Господни, при освящении храма Твоего невидимою рукою изображенный шаровными подобии на стене обретше образ Твой, Владычице, рожденному от Тебе Богу воспеша: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси премудростию от Истиннаго Солнца Правды, Богоизбранная Отроковице, и, лучи истиннаго Богоразумия испущающи, теми освещаеши всех верою исповедающих Тя истинную Матерь Божию быти, вопиющих сице:

Радуйся, всех на Небеси славою Твоею просвещающая;

Радуйся, начало человеческого спасения устрояющая.

Радуйся, ковчеже жизни нашея, от потопа смертнаго нас сохраняющий;

Радуйся, в райских селениих жити нам дарующая.

Радуйся, Предстательница наша к Богу, мир спасающая;

Радуйся, в бедах сущих скоро заступающая.

Радуйся, всякия болезни человеческия, телесныя и душевныя, исцеляющая;

Радуйся, немым и косноязычным словеса отверзающая.

Радуйся, всякаго блага просящим у Тебе Подательнице;

Радуйся, учение благодати всем источающая.

Радуйся, тем всякий чин и возраст довольно услаждающая;

Радуйся, всех благия желания исполняющая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 7

Хотя долготерпеливый Всевидец Господь явити Своего человеколюбия и щедрот бездну, избра Тебе Себе в Матерь, милости неисчерпаемый Источниче, да аще кто праведным судом Божиим осуждения достоин. Твоим всемощным ходатайством сохранен будет и Сыну Твоему и Богу нашему велегласно зовет: Аллилуиа.

Икос 7

Дивна показал еси дела Твоя в Пречистей Матери Твоей, Господи, и дивну даровал еси нам Ея икону, паче лучей солнечных просвещающую людей, яко самую зрящих Богородицу, и верою сердечною от души любовию вопиющих таковая:

Радуйся, икону Твою на земли яко облак всем распростирающая;

Радуйся, тою паче надеяния милосердое к нам заступление являющая.

Радуйся, Твоею иконою источники чудес всюду источающая;

Радуйся, явлением Твоея иконы вся люди просвещающая.

Радуйся, тою новое знамение благодати в Церкви являющая;

Радуйся, яко, на икону Твою взирающе, Самой Тебе, истинней Богородице, поклоняемся.

Радуйся, иконою Твоею, яко столпом огненным, мрак греха отгоняющая;

Радуйся, тою печали наша утоляющая.

Радуйся, Церковь освятившая тоя явлением;

Радуйся, яко мы грешнии сохраняемся Твоим заступлением.

Радуйся, вретище скорби нашея растерзающая;

Радуйся, вечною радостию нас одевающая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 8

Странну и преславну в Церкви явльшуюся, святую Твою икону Ангели воспеша, апостоли прославиша, лик святителей поклонишася, мы же грешнии, припадающе, ожидаем Твоея великия и богатыя милости, с веселием вопиюще: Аллилуиа.

Икос 8

Всеми вышними и нижними владычествуяй Господь, видев Тя Матерь Свою всегда предстоящу Ему и со умилением Ему приносящу моление о нас грешных, обеща исполнити вся прошения Твоя. Мы же грешнии, надеяся на Твоя Матерния о нас молитвы, благодарственная Тебе приносим сице:

Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая;

Радуйся, Ему же всегда о нас моления приносящая.

Радуйся, всех к Тебе прибегающих, Твоею милостию покрывающая;

Радуйся, всех

Радосте, печали наша утоляющая.

Радуйся, примирение наше с Богом соделавшая;

Радуйся, Бога и человека соединившая.

Радуйся, спасение человеческое устроившая;

Радуйся, прародительнаго греха клятву разрушившая.

Радуйся, смертное наше естество безсмертием просветившая;

Радуйся, жестокость сердца нашего умилившая.

Радуйся, отчаянных к Богу возводящая;

Радуйся, сосуды смертная, на нас уготованная, сокрушившая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 9

Все естество ангельское похвальныя песни приносит Тебе, Божией Матери и Заступнице всех припадающих Тебе и просящих Твоея помощи, яко твердым и крепким Твоим предстательством праведных веселиши, грешных заступаеши и от бед избавляеши, и печали утоляеши, и молишися о всех верою зовущих: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, недоумеют хвалити славный, Владычице, иконы Твоея праздник, ниже от скверных устен наших приносимыя Ти похвалы достойны, обаче, неисчетныя благодеяния, иконою Твоею нам являемыя, видевше, душею и сердцем радующеся, Тебе глаголем:

Радуйся, от глада нас Хлебом Жизни питающая;

Радуйся, от губительства смертнаго безсмертием нас соблюдающая.

Радуйся, от труса греховнаго нас сохраняющая;

Радуйся, от потопа смертнаго рукою Твоею крепкою нас избавляющая.

Радуйся, от огня росою молитв Твоих нас восхищающая;

Р адуйся, от бед сильным Твоим предстательством нас защищающая.

Радуйся, от нашествия иноплеменник нас спасающая.

Радуйся, от междоусобныя брани истинным миром нас ограждающая;

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 10

Спасти хотя род человеческий от прелести вражия, Человеколюбец Господь Тебе Матерь Свою дарова земным на помощь, глаголя: «Сынове человечестии, се Мати Моя Покров и Прибежище вам да будет, печальным Утешение, скорбящим Радование, обидимым Заступница, да всех из глубины греховныя воздвигнет, вопиющих: Аллилуиа.

Икос 10

«Царю Небесный, - тако молит за ны всегда Небесная Царица, - приими всякаго человека, славящаго Тя и призывающаго Имя Твое, идеже бывает память Святому Имени Твоему, и прославляющих Мя Имене Твоего ради, и не отрини их от лица Твоего, но благоволи в них и приими от них всякое моление, и всех от бед избави». Мы же грешнии, надеющеся на Твоя Матерния сильным Твоим предстательством нас защищающая.

Радуйся, от меча силою Твоею нас охраняющая;

Радуйся, от нашествия иноплеменник нас спасающая. Радуйся, от междоусобныя брани истинным миром нас ограждающая;

Радуйся, от смертоносныя раны прибегающих к Тебе исцеляющая.

Радуйся, от належащаго праведнаго прещения Божия Твоим молением нас свобождающая;

Радуйся, от всякия нас язвы Твоим честным ходатайством изъимающая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 11

Пение всеумиленное приими от нас, Небесная Царице, и молитву, приносимую Тебе, Дево Богородице, услыши: к Тебе бо в напастех, скорбех и печалех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, и молим: «Утоли наша печали, и приими сию жертву Твоих рабов, зовущих: Аллилуиа».

Икос 11

Светоприемная свеща истиннаго Света сущих на земли явльшися, души просвещаеши чтущих Твоея иконы явление и к разуму Божественному наставляеши поющих Ти сицевая:

Радуйся, свеще неугасимая Огня невещественнаго, нас просвещающая;

Радуйся, заре незаходимаго Света Божественнаго, нас озаряющая.

Радуйся, Солнце правды, нас облистающее;

Радуйся, Источник жизни райския нам источающая.

Радуйся, Мати Света Истиннаго, благочестивых души просвещающая;

Радуйся, Мати всех Бога, озлобленных всех души утешающая.

Радуйся, Тя на помощь призывающих и имя Твое славящих спасающая;

Радуйся, уповающим на Тя живота непостыдный конец дарующая.

Радуйся, всем родом, Тя Матерь Божию почитающим и Богородицу именующим, непрестанно помогающая;

Радуйся, осенением святыя Твоея иконы злых духов мечтания от нас прогоняющая.

Радуйся, во внезапных на нас находящих скорбех и печалех скоро нас утешающая;

Радуйся, всему миру радость дарующая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Небеснаго Владыки Сына Твоего и Бога и простри нам руку помощи, и молитвами Твоими утоли наша печали, покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, да не погибнем люте, но приими нас в вечныя кровы, Покровительнице наша, да радующеся Тебе зовем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Тя, державную Помощницу, хвалим Тя и, молящеся Тебе со умилением, веруем и исповедуем, яко испросиши благая временная и вечная воспевающим Ти:

Радуйся, молитвами Твоими весь мир спасающая;

Радуйся, всю вселенную ходатайством Твоим заступающая.

Радуйся, православным на варвары победы подавающая;

Радуйся, нашествия на христианы иноплеменных побеждающая.

Радуйся, в вере благочестивыя сохраняющая;

Радуйся, непочитающих иконы Твоя Святыя яко прах от лица земли развевающая.

Радуйся, поклоняющимся иконе Твоей и Тя на помощь призывающим, и в печалех бедствующим скоро помогающая;

Радуйся, нас грешных ко спасению и восприятию благ вечных наставляющая.

Радуйся, безконечнаго царствия у Сына Твоего и Бога нашего всем нам испрошающая;

Радуйся, верным безконечную жизнь дарующая.

Радуйся, всем во всякой потребе вся полезная и благая подавающая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Небесная Царице и Владычице, Дево Богородице, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, утоли наша печали и избави нас от всяких напастей, бед, скорбей и вечнаго осуждения и грядущаго изми мучения, и сподоби нас рабов Твоих в вечных райских селениях водворитися, зовущих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1 )

Молитва первая святого Ефрема Сирина

Дева, Владычица, Богородица, паче естества и слова родившая Единородное Божие Слово, Творца и Владыку всей видимой и невидимой твари, Единаго от Троицы Бога, Бога и Человека, соделавшаяся обителию Божества, вместилищем всякой святыни и благодати, в котором, по благоволению Бога и Отца, при содействии Святаго Духа, телесно обитала Полнота Божества, несравненно превознесенная боголепным достоинством и преимуществующая пред всякою тварию, Слава и Утешение, и неизреченное веселие Ангелов, царственный венец апостолов и пророков, преестественное и чудное мужество мучеников, Поборница в подвигах и Подательница победы, уготовляющая подвижникам венцы и воздаяния вечныя и боголепныя, превысшая всякой чести, честь и слава преподобных, непогрешительная Путеуказательница и Наставница безмолвия, дверь откровений и духовных таин, Источник Света, врата вечной жизни, неистощимая река милосердия, неисчерпаемое море всех боголепных дарований и чудес. Тебя просим и Тебя умоляем, сострадательнейшую Матерь человеколюбивого Владыки, будь милостива к нам, смиренным и недостойным рабам Твоим, воззри благосердно на пленение и смирение наше, уврачуй сокрушения душ и тел наших, рассей видимых и невидимых врагов, будь для нас, недостойных, пред лицем врагов наших крепким столпом, бранным оружием, сильным ополчением, Воеводою и непреоборимою Поборницею, покажи ныне на нас древния и чудныя милости Твоя, да познают беззаконные враги наши, что Сын Твой и Бог един есть Царь и Владыка, что Ты воистину Богородица, родившая по плоти истинного Бога, что все Тебе возможно, и чего ни восхощешь, Владычице, имеешь силу все сие совершить на Небе и на земле, и на всякое прошение даровать что кому полезно: больным здравие, сущим на мори тишину и доброе кораблеплавание. Путешествующим спутешествуй и охраняй их, пленных спасай от горького рабства, утешай печальных, облегчай нищету и всякое другое телесное злострадание: всех свобождай от душевных недугов и страстей, невидимыми Твоими предстательствами и внушениями, дабы, хорошо и непреткновенно совершив путь сей временной жизни, улучили мы чрез Тебя и оные вечные блага в Царстве Небесном. Верных, почтенных страшным именем Единородного Сына Твоего, уповающих на Твое предстательство и на милость Твою и во всем имеющих Тебя своею Ходатаицею и Поборницею, укрепляй невидимо против окружающих врагов, разсей облако уныния, облегающее души их, избави их от душевного утруждения и подай им светлое благодушие и радость, возстановив мир и безмятежие в сердцах их. Спаси молитвами Твоими, Владычице, сию Тебе преимущественно посвященную паству, весь город и страну, от голода, землетрясения, потопления,огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобной брани, и всякий праведно подвигшийся на нас гнев обрати, по благоволению и благодати Единородного Сына и Бога Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, с совечным и животворящим Его Духом, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

Молитва вторая перед иконой Богоматери Утоли моя печали

Надеждо всех концев земли и рабам Твоим (имена), Ты, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение наше! Не гнушайся нac, грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси в нас пламень греховный и покаянием ороси изсохшая сердца наша, очисти ум наш от греховных помыслов; приими воздыхание от души и сердца мольбу Ти приносящих. Буди о нас Ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и укроти ярость Его праведную Матерними Твоими молитвами. Душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Богородице, утоли болезни душ и телес, утиши бурю злых нападений вражеских; отъими бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Ты бо еси возведение человеческому роду, в печали скорая Помощница. Мати истинная Христа Бога нашего, помогай нам, грешным рабам Твоим всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой,

именуемой «Утоли моя печали»

Тропарь, глас 5

Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгоняеши и грешных скорби разрушаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение. Пресвятая Мати Дево.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.