Боинг был сбит российским буком. Чей "Бук" сбил "Боинг". Российская версия развалилась со скоростью света. Отчет следственной группы

Прежде всего, я, наверное, должен принести извинения МО РФ за то, что давеча сказал, будто под видом доказательства украинской принадлежности той фатальной буковской ракеты — они сляпали какую-то херню. Ибо они вроде как предъявили журнал учёта принятия и отгрузки с Долгопрудненского завода ракет, но как раз графы с изделием 8720 (заводской номер собранной ракеты с движком и с соплом, обнаруженными на месте инцидента) — нихрена не видно. И пёс его знает, чего там на самом деле, но никаких намёков на то, что там украинский адрес доставки (в/ч 20152), а не «дитто» (прочие ракеты в той серии отправлялись в Рыбинский Арсенал).

Честно признаюсь, я был не прав. Нет, тут претензии могут быть не к МО, а только и конкретно к Вести24, которые в своих выпусках держат внизу эти дурацкие инфоплашки, и в те моменты записи брифинга, где появлялась фотка журнала учёта ракет — эти плашки перекрывали как раз ту самую интересную строчку (фотка появляется впервые на 7:39, и потом ещё разок через пару минут).

И, поскольку я на тот момент отсмотрел только репортаж Вестей, на который ссылалась и «ватосфера» как на «решительное разоблачение хохлов» — ну, я немножко прифигел. Подумал: «Чего за фигня? Вы хотите впарить инфу, что именно эта ракета пошла в УССР — и закрываете соответствующую строку. Чего, блин, за шулерство такое?»

Ну это всё равно как вам в турагентстве впаривают номер с шикарным видом на море, показывают фотки — а там окна зашторены.

Но оказалось, это косяк только Вестей. В других репортажах с того брифинга (в частности, во «Времени» на ОРТ) — фотка журнала показана так, что видна строка с той конкретной ракетой. И да, действительно, там указано, что изделие с номером 8720 предназначается в/ч 20152 (в ту пору — 223 зенитноракетная бригада СА, впоследствии — 223 полк ВСУ). Во всяком случае, так значится на картинке. А уж подлинность её, и журнала, и отсутствие позднейших правок — это может только экспертиза установить. Но картинка в оригинале показана полностью, и только Вести24, по причине какой-то исключительной криворукости и косоглазости (не в расовом смысле) своих сотрудников — умудрились исказить её, скрыть самое важное.

Поэтому я приношу извинения МО РФ. И вынужден признать, что это они только воюют хуёво, а картинки — порой весьма даже качественно снимают.

И одновременно — приношу им соболезнования. Ей-богу, это какой-то злой глумливый рок. Вот вчера они из кожи вон лезли, доказывая, что они (или их прокси) не могут сбить из ЗРК ошибочную цель — а сегодня российская (или сирийская) ПВО завалила российский же разведчик Ил-20.

Шутки шутками (украинцы-то, понятно, злорадствуют по полной, и их можно понять), но на самом деле — это печально. Пятнадцать человек, большинство из которых, скорее всего, были хорошие люди. Война — это вообще такое дело, где, преимущественно, одни хорошие люди убивают других хороших людей. Поэтому, конечно, только уроды и упыри развязывают войны без какой-то совсем уж крайней необходимости. Но, к сожалению, «уроды и упыри» - это именно та характеристика, которая подходит к военно-политическому руководству Московии на протяжении абсолютно большей части её пятисотлетней истории, за редкими моментами просветления.

Вернёмся, впрочем, к Буку и Боингу (и брифингу).

Я буду очень откровенен. Вновь всплывающие подробности, связанные с этой ракетой и с инцидентом в целом — ценны для следствия, но в действительности малосущественны. Ибо, по хорошему счёту, с самого первого сообщения о том, что над Донбассом был сбит гражданский авиалайнер, было предельно ясно, кто это сделал. Разумеется, те, кто и прежде сбивал там украинские боевые и военно-транспортные самолёты.

Только раньше они сбивали сравнительно маловысотные (в пределах пяти километров) цели, доступные для ПЗРК, однако — шла эскалация средств ПВО мятежников (и российских «отпускников», конечно). Так, в конце июня над Славянском был подбит разведчик Ан-30 на шести с лишним километрах. Из ПЗРК на такой высоте его могла достать только российская «Верба», которая никогда не поставлялась в Украину. То есть, уже в то время — откровенно забили болт на изображение видимости, будто бы Россия не снабжает сепаров оружием, будто бы они всё сами надыбали на украинских складах.

Когда появятся и начнут стрелять более мощные ЗРК, вроде того же Бука — было вопросом времени. И появились. И сепары очень хвастались, что теперь у них есть Бук. Ну и применили. Кто конкретно управлял установкой, то ли кадровые российские зенитчики, то ли местные, имеющие подобный армейский опыт — это уж детали. Но что ракету пустили «витязи русского мира», именно их, сепаратистская сторона — это было и остаётся совершенно однозначным фактом всю дорогу. Отрицать его — могут либо слабоумные, либо психопаты, погрязшие в конспирологических бреднях. Ну или клоуны, косящие то ли под дуриков, то ли под психов.

Ну и как бы ни относиться к этим «витязям русского мира» (я лично, будучи русским, отношусь к ним очень плохо именно потому, что эти охуевшие придурки подставляют всех нас, заставляют видеть в каждом русском такого же козла, как они), но в данном случае, скорее всего, они считали, что работают по «легальной» цели. То есть, по боевому или по военно-транспортному украинскому самолёту. Что делали много раз прежде — и для них это были «кровавые стервятники Киевской Хунты». А в этот раз — они просто ошиблись с идентификацией цели, угодили в мирный малайзийский лайнер, от чего сами прифигели.

Могли ли они намеренно жахнуть ракетой по пассажирскому лайнеру, осознавая невоенный характер цели? Ну, хочу надеяться — что нет.

То есть, понятно, что среди этих «витязей русского мира» - имеются и просто маньяки, ёбнутые на всю голову, которым вообще похер, кого мочить ради каких-то своих тёмных целей или просто из любви к мочилову. К счастью, впрочем, таких всё меньше планету топчет, с каждым месяцем: их гасят и на Донбассе, гасят и в России.

Но вот чтобы экипаж Бука представлял собой сборище маньяков, которые намеренно завалят гражданский самолёт с тремя сотнями пассажиров? Я бы хотел лучше думать и про действующих российских зенитчиков-ракетчиков, и про ранее служивших донбасских.

Всё-таки — это технари, от которых требуется некоторый уровень интеллекта и психической нормальности. Хотя бы такой — чтобы чел не стал вдруг пулять ракетами в небо почём зря, поругавшись с девушкой или что-то подобное. А при некотором уровне интеллекта — человек должен понимать, что если ему говорят: «Нажми на кнопку, сбей гражданский лайнер» - то, скорее всего, потом ликвидируют.

Поэтому наиболее правдоподобная версия — что это в любом случае была ошибка, а не намеренное уничтожение гражданского лайнера с кучей ни в чём не виновных пассажиров, включая детишек.

Но с чьей стороны вероятна такая ошибка?

Со стороны «сепаров» (и российских помощников) — более чем вероятна. Да, они сбивали украинские военные самолёты прежде, они и сейчас думали, что бьют по «легальной», по военной цели. И в этом случае — достаточно просто дать ракетчикам информацию, что летит очередной транспортник или разведчик, они на него наведутся и выстрелят.

А со стороны украинцев — что нужно сказать расчёту Бука? Как им объяснить, почему они вообще должны пускать ракету в небо? По кому?

В связи с малазийским Боингом — вата часто поминает инцидент при Кучме в начале нулевых, когда на совместных российско-украинских учениях в Крыму украинская (вероятно) ракета случайно сбила российскую «тушку» с пассажирами из Израиля.

Но там-то — были учения. Стрельба велась по мишеням. Ничто иное — не предполагалось теми, кто нажимал на кнопки. Просто — трагическое стечение обстоятельств, что вместо мишени ракета пошла на гражданский самолёт (и, надо думать, всё-таки идиотизм тех, кто вот так планировал учения, что авиалайнер в принципе попал под раздачу).

А в ходе АТО и в пределах досягаемости Бука (это километров 25 по цели на десяти километрах высоты) — каким образом можно было бы объяснить украинским зенитчикам, на кой хрен и по кому они стреляют?

Учений — в такой близости от зоны АТО не проводится. У противника — нет самолётов. Так по кому стрелять-то?

Ладно, хорошо, допустим, в некую украинскую зенитно-ракетную часть пришло срочное сообщение, что за каким-то хреном в эти края припёрся самолёт с Путиным на борту, Россия-1. Завалить его — и войне конец.

Да, искушение было бы велико. И пофиг collateral damage: и пилоты, и стюардессы, и все, кто рядом с Путиным на его борту — знают, на что идут, приближаясь к его персоне.

Но потом выясняется, что это всё была наёбка, что реально завалили невинный пассажирский лайнер. И что — непосредственные участники будут хранить молчание? Или их грохнет Правый Сектор, а правосеков — бойцы Нацгвардии, а тех — СБУ, а тех — перестреляет лично Порошенко?

Ну бред же.

Как ещё можно заставить украинских ракетчиков, находящихся близко к линии фронта, долбануть по самолёту в небе? Сказать, что это российский бомбардировщик, который несёт термоядерную бомбу на Киев? Так он удаляется ведь, летит с Запада на Восток.

В общем, если включить здравый смысл и хоть немножко учитывать человеческий фактор, то версия о том, что Боинг сбила украинская сторона — выглядит абсолютным бредом. Годным только для любителей всякой конспирологической ахинеи про false flag operations везде и всюду (а уж в данном случае — совершенно непонятно, какие выгоды от этого инцидента получила Украина или хоть какие-то влиятельные группы в ней).

Поверить в причастность украинцев к пуску ракеты — можно будет лишь тогда, когда предъявят справки о невменяемости всей командной цепочки от Порошенко до расчёта Бука. Ибо оплошность поражения Боинга — для украинской стороны исключена, а намеренность — подразумевает невменяемость.

Между тем, пророссийская сторона, с самого начала и всю дорогу имела, что называется, the benefit of the doubt. То есть, обоснованное сомнение в том, что они осознавали истинный характер цели, не понимали, что она гражданская, а поразили, считая военной.

И это признанный факт, что сбили Боинг именно с пророссийской стороны. Пусть пока ещё не полностью доказанный — но абсолютно признанный, ибо просто в здравом уме невозможно представить, чтобы это мог сделать кто-то ещё, кроме ошибившихся с целью сепаров (или «снятых» ими российских вояк при Буке).

Ну и подтверждено давно было, что пуск произведён с подконтрольной сепарам территории, есть видео со шлейфом оттуда (и, кстати, как бы вы себе представляли действия предположительных маньяков из ВСУ, сбивающих Боинг со своей территории, но при этом кишащей гражданами, сочувствующими «ДНР», которые обязательно заснимут тот пуск?)

Отпираясь же от данного общепризнанного факта — Россия, МО, лишаются вот того «преимущества сомнения», что трагедия была результатом ошибки.

Выяснение пути той ракеты и её элементов от завода до воинской части в УССР — ничего не даёт.

Ибо Союз распался, везде был тот ещё бардак (да и продолжается, что в РА, что в ВСУ, что в любой другой постсоветской армии... да в любой вообще регулярной армии).

Сейчас украинские (и грузинские) СМИ заявили, что значительная часть установок Бук и ракет для них было продано Украиной Грузии, особенно — из того 223-го полка в Прикарпатье.

Это факт, что украинцы при Ющенко поставляли Грузии разные виды вооружения, в том числе и Буки (и ракеты к ним, естественно).

Как это оформлялось — да хрен его знает. Может, и так, что просто «вот вам Буков дивизиончик, и ракет к ним пучочек».

Но если документально зафиксированы конкретные бортовые номера тех ракет, и номера их агрегатов, и если выяснится, что именно эту ракету украинцы поставили Грузии, а потом в Грузии она числится захваченной Россией в ходе Пятидневной Войны — вот тогда «ой» для России.

Тогда получается, что Россия, передавая свой Бук в услужение этим «дамбасским впопучленцам», намеренно подбирала под него ракеты так, чтобы они были какими-то «левыми», к которым Россия якобы отношения не имеет.

А зачем это? Тут — могут обостриться конспирологические подозрения, что Россия намеренно собиралась сбить гражданский лайнер такой ракетой, чтобы получить нечто вроде casus belli с Украиной, карт-бланш на развёртывание полномасштабной операции. И именно поэтому запасала мало-мальски серьёзное оружие, вроде буковских ракет, как-то связанных с Украиной.

Я лично в это не верю, что России нужен был casus belli для полномасштабной войны с Украиной. Да когда Россия («Московия») думала, что в силах победить — она никогда не нуждалась в какой-то «уважительной причине». Просто нападала (как в этой войне — с оккупацией Крыма было). А когда чувствовала, что тут можно выгрести по сусалам — уползала, имея даже десяток «казус белли». Как было, скажем, после сбитого турками Су-24. Ну, такая вот подлая московитская душонка — то, чему не будет места в мире и не должно быть.

И не будет никакого обсуждения на тему того «А вдруг это не российский Бук сбил Боинг?» Тут абсурдно предполагать что-либо иное.

Но если Россия будет предоставлять доказательства того, что ракета с такими номерами двигателя и сопла принадлежала Украине всю дорогу (а не была передана в Грузию или в Крым, где могла быть захвачена русскими), то вопрос будет один: «Вы украли эти части, чтобы подбросить на месте крушения — или вы украли ракету, чтобы стрельнуть ей по Боингу?»

Ну вот как бы это объяснить? Представьте, что в «Месте встречи» - с самого начала ментам известно, что у убитой Ларисы Груздевой был дружок Фокс, профессиональный бандит. А убита она — из наградного пистолета Баярд своего мужа Груздева (кстати, в фильме там демонстрируется вовсе не Баярд, а Вальтер седьмой модели, если кому интересно), который хранился в квартире Ларисы, а найден был на съёмной комнате, где Груздев жил со своей новой пассией.

При этом Груздев — военный хирург, а Фокс — сертифицированный отморозок. И следствию — с самого начала известно про наличие Фокса, и кто он такой по жизни.

Естественно, главный вопрос будет - «Ну и как ты, Фокс, подбросил тот волын, из которого убил Ларису, чтобы подставить немножко вспыльчивого, но в целом положительного врача-хирурга, который только-то и виноват, что с бабами своими вовремя не разобрался, да пистолетики разбрасывает, где попало?»

Ну, как-то так. Репутация — всё-таки тоже имеет значение.

Украина — это, конечно, бардак был все постсоветские годы, который они только сейчас пытаются как-то привести урезонить.

А Россия — это не только бардак, но и зашкаливающее количество шизоидов с манией выебанного в жопу имперского величия, в том числе и в вооружённых силах, и эти обиженные реально готовы на многое, чтобы повысить самооценку.

Но я всё равно не хочу верить, что и с российской стороны — расчёт Бука мог намеренно выпустить ракету по мирному пассажирскому лайнеру, осознавая характер цели.

Media playback is unsupported on your device

Ракета, которой сбили малайзийский "Боинг"

"Боинг-777", выполнявший рейс MH17, был сбит над Донбассом 17 июля 2014 года из установки "Бук", принадлежавшей курской 53-й бригаде ПВО российских вооруженных сил. К такому выводу пришла следственная группа, в которую входят представители пяти стран. Минобороны России в очередной раз отвергло причастность российских военных к крушению самолета.

Представитель следователей на пресс-конференции рассказал, что точно установку "Бук", из которой был сбит самолет, удалось определить, благодаря ряду ее уникальных особенностей. Они были установлены на основе фото- и видеоматериалов, полученных в том числе из социальных сетей.

"Эти характеристики фактически служат своего рода отпечатками пальцев ракетной установки", - пояснил глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов Вилберт Паулиссен.

"Все машины в конвое, сопровождавшем ракетную систему, принадлежали российским вооруженным силам", - добавил он.

  • Доклад Bellingcat: что известно о крушении MH17 спустя три года

Также стало известно, что список из примерно 100 подозреваемых, который был у следствия, сейчас сократился до "нескольких десятков". Однако представитель следственной группы отказался назвать имена возможных подозреваемых, ссылаясь на интересы следствия.

Правообладатель иллюстрации BELLINGCAT

Во время пресс-конференции следователи обратились к свидетелям - служащим бригады, их родственникам и друзьям - с просьбой предоставить информацию, которая поможет расследованию.

В состав международной следственной группы входят представители Нидерландов, Австралии, Малайзии, Бельгии и Украины.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption На пресс-конференции голландский генпрокурор Фред Вестербеке продемонстрировал обломок ракеты, сбившей самолет

Российские военные заявили в четверг, что не причастны к крушению "Боинга" над Украиной.

"Минобороны России, как в первые часы после трагедии, так и в дальнейшем официально опровергло инсинуацию украинской стороны о якобы причастности российских военнослужащих к катастрофе в небе Украины и доводило соответствующие доказательства голландской следственной группе", - говорится в сообщении минобороны России.

Россия предоставила исчерпывающие доказательства, указывающие на причастность к крушению самолета украинских расчетов ЗРК "Бук", настаивают российские военные. Они призвали международных следователей опираться на факты и свидетельские показания, а не на данные, представленные Службой безопасности Украины и группой Bellingcat.

Хронология обвинений

Ранее о том, что ЗРК "Бук" принадлежал российской 53-й бригаде (а именно войсковой части №32406 заявляла независимая экспертно-журналистская группа Bellingcat.

Еще в феврале 2016 года Bellingcat представила публикацию о гибели лайнера - "MH17: Потенциальные подозреваемые и свидетели из 53-й зенитно-ракетной бригады".

Расследователи утверждали, что смогли определить точный номер самоходной огневой установки зенитно-ракетной системы "Бук". "17 и 18 июля 2014 года на востоке Украины была снята на фото и видео самоходная огневая установка "Бук" под номером 332 российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся в районе города Курск", - говорилось в публикации.

В докладе поименно назывались все те, кто, по мнению Bellingcat, несет ответственность за принятие решения и запуск ракеты в пассажирский самолет: командир бригады, командир 2-го дивизиона, в состав которого могла входить пусковая установка. Командиры батарей и экипажей названы по именам и первым буквам фамилий.

  • MH17: следствие изучит данные Bellingcat о "Дельфине"
  • Bellingcat: новая фотография российской установки, сбившей MH17
  • Bellingcat опубликовал новый доклад о роли "Хмурого" в деле MH17

С 2013 года 53-й бригадой командует полковник Сергей Мучкаев. Он родился в Челябинской области, а в 1997 году закончил Санкт-Петербургское высшее зенитно-ракетное училище.

Свои аккаунты в социальных сетях полковник Мучкаев удалил после публикаций Bellingcat. В паблике войсковой части №32406 в социальной сети "ВКонтакте" можно найти фотографии почетных грамот за подписью Мучкаева, которые публикуют родственники военнослужащих.

Гибель MH17

Крушение "Боинга-777" произошло в небе над восточной Украиной 17 июля 2014 года в 16:20 по местному времени. Самолет следовал рейсом MH17 Malaysia Airlines из Амстердама в Куала-Лумпур. На его борту находились 298 человек, все они погибли. Большинство пассажиров на борту были гражданами Нидерландов.

Ранее международная следственная группа пришла к заключению, что лайнер был сбит ракетой "земля-воздух", пущенной из зенитно-ракетного комплекса "Бук" близ населенного пункта Снежное.

Согласно выводам следственной группы, пусковая установка "Бук", из которой был сбит самолет, была доставлена на Украину из России.

Москва отрицает свою причастность к крушению МН17, выдвигая различные и часто взаимоисключающие версии о вине украинских военных.

В сентябре 2016 года министерство обороны России предоставило свои данные о катастрофе, заявив, что ракета из комплекса "Бук" была запущена не из района Снежного, находившегося под контролем самопровозглашенной Донецкой народной республики.

В октябре 2015 года похожую версию выдвигал производитель установок "Бук" - концерн "Алмаз-Антей". Представители концерна настаивали, что пуск был осуществлен из района населенного пункта Зарощенское, контролировавшегося украинскими войсками.

Вместе с тем Следственный комитет России неоднократно заявлял, что рассматривает в качестве приоритетной версии катастрофы запуск ракеты "земля-воздух" самолетом Су-25 ВВС Украины.

Новые выводы международного следствия

Серийный номер на одном из обломков ракеты, сбившей малайзийский "Боинг"

Самоходная огневая установка “Бук”, с помощью которой был сбит самолет, выполнявший рейс МН17 компании “Малайзийские авиалинии”, состоит на вооружении 53-й зенитной ракетной бригады, дислоцирующейся под Курском. Об этом в четверг на пресс-конференции в нидерландском Бюннике официально заявила Совместная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), которая проводит уголовное расследование гибели пассажирского самолета летом 2014 года над Донбассом.

Международной следственной группе на основании результатов работы судмедэкспертов, собранных свидетельств и фотоматериалов очевидцев, данных с радаров и спутниковой съемки, предоставленных Украиной, Россией и США, ранее удалось собрать неопровержимые доказательства того, с помощью какого оружия был сбит малайзийский "Боинг", откуда это оружие появилось и с какого места производился запуск. Итак, уже не подвергается сомнению, что самолет “Малайзийских авиалиний” был сбит с помощью зенитного ракетного комплекса “Бук” ) с территории в Восточной Украине, которая на тот момент находилась под контролем пророссийских вооруженных формирований. Известно точное место запуска ракеты (поселок Первомайский, находящийся недалеко от города Снежное ), тип боеголовки (зенитная ракета БУК класса 9M38), а также то, что установку “Бук” привезли с территории России, а затем увезли обратно.



Глава JIT Фред Вестербеке выступает на пресс-конференции 24 мая

В четверг к этим данным добавилась информация о Курской 53-й зенитной ракетной бригаде и подробное описание маршрута, по которому шел военный конвой из Курска в Украину. Журналистам также показали обнаруженные в Донецкой области обломки ракеты - сопло двигателя и корпус - с номерами, которые указывают на то, что ракета произведена в России, в Долгопрудном (Московская область).

В ходе пресс-конференции были продемонстрированы различные видеозаписи, сделанные жителями населенных пунктов, которые проезжал военный конвой, направлявшийся из Курска в Донецкую область. Таких записей совместной группой было получено очень много, что неудивительно, если представить себе, сколь впечатляющее зрелище представлял собой конвой из 50 машин, в том числе шести самоходных огневых установок “Бук”, заявил начальник уголовного розыска полиции Нидерландов Вилберт Паулссен. Первые видеозаписи были сделаны еще 23 июня 2014 года, когда конвой выехал из Курска в направлении населенного пункта Никольское. Снимали конвой на видео и в последующие дни - в районе населенных пунктов Старый Оскол, Алексеевка, Незнамово. Все съемки следователи тщательно сверяли с Google Street View(https://www.google.com/streetview/). Последние видеокадры конвоя датированы 25 июня 2014 года.

Ракета произведена в России, в Долгопрудном (Московская область)

Как отметил Вилберт Паулссен, все самоходные установки “Бук” в составе конвоя имели на корпусе трехзначные номера, начинавшиеся с цифры 2. В Курской 53-й зенитной ракетной бригаде насчитывается три батальона, то есть сотни людей. Цифра 2 на корпусе означает принадлежность установки ко второму батальону. Лишь одна самоходная огневая установка “Бук” в составе курского конвоя имела номер, начинающийся с цифры 3. Причем вторая и третья цифры были частично закрашены. По словам Паулссена, это обычная практика в том случае, если установка готовится к участию в военной операции. В результате подробного анализа всех фото и видеоматериалов с изображением конвоя, а также фото и видео с изображением установки “Бук”, сделанных позднее (17 и 18 июля 2014 года), следственной группе удалось установить, что именно эта установка - с номером, начинающимся на цифру 3, то есть относящаяся к третьему батальону 53-й бригады, - была использована для удара по пассажирскому лайнеру “Малайзийских авиалиний”. Прийти к такому выводу помогли семь отличительных признаков, которые неизменно повторяются на всех снимках этой установки на протяжении всего маршрута. Это белые цифры, отметины и полоса на корпусе, а также определенная последовательность колес (то, как чередуются между собой колеса двух видов).


Сравнительный анализ боковых пластин "Буков" под номерами 312, 322 и 332 (из материалов ранее опубликованного расследования группы Bellingcat)

В зале пресс-конференции также были представлены обломки ракеты, найденные в Донецкой области. Это сопло Вентури , газоход ракеты и оболочка, а также корпус ее двигателя. На внешней поверхности корпуса ясно виден номер: 9Д1318869032. По словам представительницы австралийской полиции Дженнифер Хурст, первые пять знаков этого номера и буква “Д" свидетельствуют о том, что ракета была произведена в российском Долгопрудном.

Хурст также обратилась с призывом к возможным свидетелям: не может ли кто-то помочь расшифровать другие, написанные от руки цифры на сопле, не узнает ли кто-то почерк человека, который нанес эти обозначения. На сайте JIT приведены фотографии обломков и список вопросов:

1.Узнаете ли Вы почерк, которым написан номер на сопле Вентури?
2.Есть ли у Вас информация о номерах на нем?
3.Есть ли у Вас информация о номерах на оболочке? Можете ли Вы подтвердить значение этих номеров, или знаете ли Вы кого-нибудь, кто может это сделать?
4.Знаете ли Вы кого-нибудь, кто знает, или знаете ли Вы сами серийный номер ракеты, которой принадлежат эти части?
5.Знаете ли Вы кого-нибудь, кто знает, или знаете ли Вы сами подразделение, которому были доставлены эти части ракеты или сама ракета?

Речь пока не идет о подозреваемых, а лишь о “причастных” к преступлению

Возможно, продолжила Хурст, кто-то сможет по этим отличительным признакам больше рассказать о самой ракете. Разумеется, речь идет о конфиденциальной информации, однако в JIT напомнили о действующей программе защиты свидетелей.

Основной целью пресс-конференции стал призыв о помощи к дополнительным возможным свидетелям, которые по каким-то причинам еще не нашли возможности связаться со следственной группой, в том числе к пророссийским боевикам, которые ищут возможности выйти из зоны конфликта. Речь пока не идет о подозреваемых, а лишь о “причастных” к преступлению. В ходе пресс-конференции всех их называли “свидетелями”.

Глава следственной группы Фред Вестербеке еще прошлой осенью заявлял, что у него на примете сто конкретных лиц, однако конкретных имен на пресс-конференции 24 мая опять не прозвучало. На официальном сайте JIT указано, что следствие в особенности заинтересовано в информации о двух лицах:

Лицо 1: Псевдоним: Орион (позывной) Имя: Андрей Иванович
-Лицо 2: Псевдоним: Дельфин (позывной) Имя: Николай Федорович

Объединенная следственная группа располагает несколькими записями телефонных разговоров, в которых принимают участие эти двое. Записи можно прослушать на сайте .

Отвечая на вопрос, почему причастные к преступлению лица пока не вызывались на допрос, Фред Вестербеке сказал, что в четверг впервые публикуется официальная информация о том, какое именно подразделение (53-я бригада) стоит за запуском ракеты. Он не исключил, что в дальнейшем свидетели будут вызываться на допрос.


Военнослужащие 53-й зенитно-ракетной бригады у установки "Бук"

На данный момент расследование вошло в заключительную фазу, заявил Вестербеке. Целью остается “призвать виновных к ответу”, но для того, чтобы дождаться вынесения окончательного приговора, понадобится еще много терпения. Эти заявления руководителя JIT вызвали у журналистов недоуменные вопросы. Почему расследование длится так долго? Почему совместная следственная группа лишь сегодня публикует данные о 53-й зенитной ракетной бригаде, которые Bellingcat опубликовала еще два года назад (Радио )? По словам Вестербеке, выводы международной следственной группы являются тщательно проверенными результатами уголовного расследования и могут быть использованы в суде. Это не расследование независимых журналистов по открытым источникам. Он добавил, что условия проведения расследования остаются крайне затруднительными. Место преступления до сих пор частично вне доступа следователей, зачастую необходимая недостающая информация носит гриф “секретно” и является военной тайной. Помимо этого, не все стороны активно сотрудничают со следствием. “Я констатирую, что ключевой информации российская сторона нам так и не предоставила”, - заявил Вестербеке в ответ на вопрос об уровне взаимодействия с российскими властями.

БОНУС:

«Есть больше доказательств, но мы пока не будем раскрывать карты».

Следствие: «Бук», сбивший MH17, был доставлен из 53-й зенитной курской бригады


Члены международной следственной группы предъявили журналистам капсулу от ракеты ЗРК, сбившей «Боинг». На ней есть цифры серийного номера. Фото: Павел Каныгин / «Новая газета»

Зенитно-ракетный комплекс «Бук», из которого летом 2014 года был сбит Боинг-777, следовавший рейсом MH17 «Малайзийских авиалиний», был доставлен в Донбасс из 53-й зенитной ракетной бригады, расположенной под Курском. К такому выводу пришла Объединенная следственная группа (JIT), сообщает с пресс-конференции корреспондент «Новой газеты».

Следователи уверены, что машина выехала из Курска 23 июня 2014 года, затем была доставлена в Миллерово (Ростовская область), а оттуда — на восток Украины. Подозреваемыми в причастности к крушению самолета сейчас являются около сотни человек, имена которых следствие не называет.

https://www.youtube.com/watch?v=DagpuXaiUlk

В качестве доказательств на пресс-конференции были представлены множество фото и видео, на которых запечатлено движение именно этого «Бука» по территории России. По ним следственная группа установила, что эта ЗРК имеет ряд уникальных особенностей: следы краски, вмятины на корпусе и цифры серийного номера.

https://www.youtube.com/watch?v=RVyx6eDHUP8

На вопрос корреспондента «Новой газеты» Павла Каныгина о том, есть ли у следствия другие доказательства, например, спутниковые снимки, глава международной следственной группы Фред Вестербеке ответил: «Мы не демонстрируем абсолютно все, что у нас есть, потому что в этом случае мы «раскроем карты» другой стороне. Пока мы не собираемся этого делать».

Следствие уже запросило от российской стороны ответа на вопрос о том, что делал «Бук» из курской бригады в Донбассе летом 2014 года. Также JIT призвала всех возможных очевидцев трагедии обратиться к следствию, пообещав им полную безопасность и анонимность.

Ранее о том, что «Бук», сбивший пассажирский самолет в Донбассе, был приписан к 53-й зенитной ракетной бригаде из Курска сообщали расследователи из организации BellingCat. Также они называли номер ЗРК — 332. Таким образом, международная группа следователей подтвердила выводы гражданских журналистов.



Члены Объединенной следственной группы на пресс-конференции, посвященной расследованию крушения Боинга-777 в Донбассе. Фото: Павел Каныгин/ «Новая газета»

НУ КТО БЫ СОМНЕВАЛСЯ...

В Минобороны раскритиковали подход голландских следователей к делу по MH17



Спасатели работают на месте крушения малайзийского самолета Boeing 777 в районе города Шахтерск Донецкой области.
РИА Новости / Андрей Стенин

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости. Минобороны РФ выразило озабоченность нацеленностью голландского следствия по малазийскому Boeing на обоснование своих выводов за счет только изображений из социальных сетей.

"Вызывает озабоченность нацеленность голландского следствия на обоснование своих выводов за счет использования только изображений из социальных сетей, подвергнутых искусной обработке компьютерными средствами графического редактирования. Причем часть использованных в ходе брифинга изображений, подготовленных украинскими спецслужбами, ранее не раз демонстрировались псевдорасследователями из Bellingcat", — говорится в сообщении.

Малайзийский Boeing 777, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года под Донецком на востоке Украины. На борту находились 298 человек, все они погибли.

Киев обвинил в катастрофе ополченцев, те заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте. В докладе международной следственной группы утверждается, что поразивший Boeing ЗРК "Бук" был якобы доставлен из России, а потом возвращен обратно.

Москва заявила о предвзятости следствия, выводы которого основаны только на данных, полученных от Украины. Эксперименты концерна "Алмаз-Антей", ведущего предприятия по производству систем ПВО, в том числе комплексов "Бук", также подтверждают, что Boeing был сбит с территории, контролировавшейся украинской армией.

НЕ ПРОЛЕЗЕТ, НЕ ПРОЙДЕТ

Предваряя свой, без сомнений, любопытный фактический материал, американский журналист Патрик Ланкастер, заявил, что занимается расследованием гибели трагического рейса МН-17 уже почти четыре года, и «больше чем кто-либо проработал на месте катастрофы «Боинга». Это действительно так. Патрик уже несколько лет живет в Донецке , женился на местной девушке, и недавно стал отцом.

После того, как «Объединенной следственной группой» в Голландии был обнародован вероятный маршрут зенитно-ракетного комплекса «Бук», якобы приехавшего на Донбасс через Луганск , прямо из российской военной части под Курском, Патрик Ланкастер, знающий состояние дорог и мостов на Юго-Востоке Украины усомнился в этом факте. Вес прицепа, на котором перевозили «БУК», тягача и вес самой установки «Бук» с четырьмя ракетами, легко складывался, в итоге, получалось ни много, ни мало - 56,3 тонны. Второстепенными дорогами такой груз сложно перевезти. На большинстве мостов в Донбассе стоит ограничение по весу – 20-25 тонн, в лучшем случае 30 тонн.

После того, как «Объединенной следственной группой» в Голландии был обнародован вероятный маршрут зенитно-ракетного комплекса «Бук», якобы приехавшего на Донбасс через Луганск, прямо из российской военной части под Курском, Патрик Ланкастер, знающий состояние дорог и мостов на Юго-Востоке Украины усомнился в этом факте. Вес прицепа, на котором перевозили «БУК», тягача и вес самой установки «Бук» с четырьмя ракетами, легко складывался, в итоге, получалось ни много, ни мало - 56,3 тонны. Второстепенными дорогами такой груз сложно перевезти. На большинстве мостов в Донбассе стоит ограничение по весу – 20-25 тонн, в лучшем случае 30 тонн.

Журналисты «КП », во время Дебальцевской операции, под Логвиново, видели и отсняли украинский танк Т-72АВ, который пытался вырваться из котла по какой-то региональной трассе, и рухнул в реку вместе с мостом. Причем, мост этот выглядел «надежно» - покрытие из шпал на мощном швеллере, бетонные опоры, но 45 тонн танкового веса он не выдержал.

Украинский танк Т-72АВ пытался вырваться из котла по какой-то региональной трассе, и рухнул в реку вместе с мостом Фото: скриншот с видео Дмитрия Стешина

НИ ПО ВЕСУ, НИ ПО ВЫСОТЕ

Чтобы не уподобляться западным «диванным» расследователям, Патрик взял с собой инженера-мостостроителя Сергея, главного специалиста отдела искусственных сооружений Министерства транспорта ДНР (он комментирует видео не скрывая лица, но свою фамилию по ряду причин не называет) и отправился вместе с ним по предполагаемому маршруту «Бука».

Мы находимся под путепроводом у города Харцизск , возле поста ДАИ. Путепровод имеет ограничение по массе 30 тонн и находится в неудовлетворительном состоянии, потому что текущие ремонты проводились очень давно или не проводились вообще. Мостов, которые могли бы выдержать подобную нагрузку (больше 50 тонн, - ред.) в округе нет. Вообще таких мостов на территории ДНР очень и очень мало.

Следующий пункт в расследовании Патрика и Сергея: плотина-путепровод возле ЗУГРЭС , его «Бук» тоже не смог бы миновать. Сергей сообщает ограничение по массе – 25 тонн. Подобные сооружения строятся с некоторыми допусками, превышающими их предельную нагрузку, но не в два с лишним раза, не на 30 тонн! Следующий путепровод – то же самое ограничение – 25 тонн, и еще один – 24 тонны.

Дальше, в ходе своих полевых исследований, Патрик и Сергей выясняют одну любопытную деталь – высота «Бука» на прицепе – 4,7 метров, а на большинстве мостов, под которыми должен был проезжать трейлер висит знак с ограничением по высоте – 4,5 метра. Теоретически, эту разницу в двадцать сантиметров можно попробовать убрать, стравив давление до минимума в 12 шинах прицепа. Потом накачать обратно, если колеса не разбортируются… А в Перевальске – высота моста 3,8 метра и под ним трейлер не проедет, ну никак.

Бук сбивший Боинг не мог приехать из России.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ ФРОНТА

В конце этого путешествия по маршруту мифического «Бука», инженер резюмирует – «такая поездка потребовала бы сложных технических решений и заняла бы две или три недели». А Патрик Ланкастер замечает, что в отчете JIT («Объединенной следственной группы») совершенно не случайно, вероятный маршрут «Бука» показан абстрактной стрелочкой. Скорее всего, СОУ 9А310 ЗРК «Бук-М1» приехал на позицию совсем с другой стороны линии фронта и госграницы России .

ЗЛОВЕЩИЙ ГОСТЬ ИЗ ДНIПРА

«Бук» №312 приехал на Донбасс из Днепропетровска », - заявляет блоггер с ником Белый Монгол, в реальности Павел Гагалинский. Заявляет, и выкладывает в Сеть аж 34 снимка пресловутого «Бука». Снимки сделаны на так называемом Ясиноватском посту ДАИ за несколько месяцев до трагедии – 17 марта 2014 года.


Павел Гагалинский выложил в Сеть снимки пресловутого «Бука». Снимки сделаны на так называемом Ясиноватском посту ДАИ

Через сутки после референдума в Крыму . А еще через несколько дней, через этот пост проехали журналисты КП, выбравшиеся из Крыма на поезде и взявшие в Луганске машину в прокате. Это главный въездной пост в Донецк, стоящий на новенькой автотрассе идущей в Луганск. Сейчас, правда, через место, на котором снимали «Бук» проходит линия фронта, совсем рядом находится так называемая «Промка» - место ожесточенных сражений последних лет. И от поста ДАИ уже не осталось даже фундамента. Но, в марте 2014 там было относительно тихо. Тогда мы обратили внимание, что рядом с «даишниками» был еще один пост – на нем стояли первые донецкие повстанцы-общественники с георгиевскими ленточками. «Даишники» были не против. Собственно, кто-то из пикетчиков и отснял этот «Бук», а так же, номера трейлера, который перевозил зенитно-ракетный комплекс.

Петр Гагалинский считает, этот «Бук» прибыл из Днепропетровска. Географически, путь абсурден. Не ездят в Днепропетровск через Ясиноватский пост, есть более короткая дорога, всего 250 километров. И, скорее всего, такой длинный маршрут, через Горловку и Бахмут , был выбран как раз из-за веса трейлера и самой установки ЗРК.

То есть, по «Боингу» скорее всего выстрелили именно из этого украинского «Бука».

И получилось так, что две, казалось бы, разные версии – Патрика и Петра, совершенно не связанных между собой людей, вдруг подтвердили друг друга с разницей в сутки. Это вам не стрелочка, нарисованная халтурщиками из JIT на гугл -карте Донбасса.


Петр Гагалинский считает, этот «Бук» прибыл из Днепропетровска

ЧЬЯ ЛОГИКА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЕЙ

Лучше бы западники, вместо того чтобы позориться, выкручиваясь из последних сил, обнародовали данные «черных ящиков» и закрыли эту трагическую тему с рейсом МН17. Кстати, бортовые самописцы были переданы международным экспертам еще в конце июля 2014, и больше их никто не видел и не слышал. И не знает – что там внутри, хотя, как показывает мировая практика – 99% самописцев выживают в катастрофах и без особых проблем выдают всю информацию через сутки, максимум – неделю. Прошло почти четыре года, по слухам, содержимое «черных ящиков» почему-то взялась расшифровывать Великобритания , и занимается этим до сих пор. А пока эти данные самописцев не оглашены, журналистам и блогерам приходится заниматься расследованиями по мостам и случайно сделанным фото. Причем, и сама голландская «Объединенная следственная группа» так же пока строит свои «доказательства» на отрывочных вбросах и отфотошопленных картинках в соцсетях. И не принимает во внимание ни натурные эксперименты российского холдинга Алмаз-Антей, производящего «Буки», ни данные радиолокации неба над Донбассом в момент трагедии, предоставленные российской стороной. Так же почему-то не затребованы у украинской стороны записи переговоров авиадиспетчеров, повернувших «Боинг» с первоначального маршрута на ставший роковым, ни данные с космических спутников США , которые, как говорили сами американцы, видели все передвижения в зоне конфликта в Донбассе. А главное - подозрительно молчат «черные ящики» «Боинга»...

При таком раскладе расследования американского журналиста в Донбассе и блогера из Фейсбука Белый Монгол оказываются намного весомей всей «доказательной базы» голландской «Объединенной следственной группы». Потому что эти расследования хотя бы сделаны на месте трагедии, с железобетонными фактами и логикой, а не виртуально и с очевидной всем заданной политической целью.

Подпишитесь на нас

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Пользуясь методикой Bellingcat, можно с большой долей уверенности утверждать, что данный "Бук", участвовавший в параде на Красной площади в 2013 году, не сбивал малайзийский "Боинг" в июле 2014 года

Международная группа расследований Bellingcat определила точный номер самоходной огневой установки зенитно-ракетной системы "Бук", которая, по мнению Bellingcat, 17 июля 2014 года сбила над Украиной пассажирский "Боинг" Малайзийских авиалиний, совершавший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур.

Новый доклад группы озаглавлен "Бук 3х2": тайна потерянной цифры" и посвящен детальному анализу улик, по которым можно установить, из какой именно установки был произведен выстрел.

"17 и 18 июля 2014 года на востоке Украины была снята на фото и видео самоходная огневая установка "Бук" под номером 332 российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся в районе города Курск. На одном из видео этот "Бук", который мы ранее обозначали как "Бук 3х2", движется в направлении центра района, откуда, по оценке Совета по безопасности Нидерландов, была запущена ракета, сбившая MH17", - делают вывод авторы доклада.

Таким образом, эксперты Bellingcat утверждают, что с помощью открытых источников, главным образом публикаций в социальных сетях, определили не только круг лиц, причастных к катастрофе "Боинга", но и назвали конкретное оружие, состоявшее в тот момент на вооружении российской армии, из которого был произведен выстрел.

Россия последовательно отрицает какую бы то ни было причастность к трагедии МН17, в результате которой погибли 298 человек.

Машина номер 332

Bellingcat считает установленным фактом, что ракета, сбившая "Боинг", была запущена одной из самоходных установок из российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся под Курском - этому были посвящены предыдущие расследования Bellingcat.

Однако на фотографиях "Бука", предположительно сбившего малайзийский лайнер, частично стерт номер, точнее - центральная цифра трехзначного номера, поэтому условно этот "Бук" называется "3х2".

"В ходе анализа открытых источников мы установили, что цифры наносятся на установки в соответствии со структурой части. Можно сказать, что это кодовый номер подразделения. Первая цифра обозначает дивизион, вторая - батарею в дивизионе, а третья - условный номер машины в батарее", - объясняют авторы доклада Bellingcat, делая вывод, что на искомом "Буке" отсутствует цифра, обозначающая номер батареи 3-го дивизиона.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Первая цифра в номере "Бука" обозначает дивизион, вторая - батарею в дивизионе, третья - номер машины в батарее

На снимке "Бука" видны остатки краски от центральной цифры, но невозможно точно утверждать, от какой именно из трех возможных - "1", "2" или "3".

Энтузиасты Bellingcat нашли в социальной сети "ВКонтакте" фотографии всех трех "Буков" этого дивизиона, сделанные с 2009 по 2013 год, и сравнили все различимые на снимках особенности каждой из машин: повреждения корпуса, расположение внешних электропроводов, форма пятен краски, масла и копоти, а также шрифт и расстояние между цифрами номера.

"Ни одна из этих особенностей, взятая в отдельности, не позволяет достаточно убедительно установить соответствие. Однако сочетание всех этих отличительных особенностей представляет собой уникальный набор характеристик и может считаться достаточным для однозначной идентификации", - заключают авторы доклада.

Bellingcat напоминает, что перемещение "Бука" по востоку Украины в течение 17 и 18 июля (то есть в день гибели MH17 и на следующий день) попало на четыре фотографии и три видеозаписи.

"При сравнении семи отличительных черт СОУ "Бук" 53-й зенитно-ракетной бригады под номерами 312, 322 и 332 видно, что только у "Бука 332" имеется совпадение более одной черты с "Буком 3х2". Четыре из наблюдаемых особенностей могут сохраняться в течение длительного времени, одна частично видна на старых изображениях, а две другие на них отсутствуют", - утверждают авторы доклада.

Голландское расследование

13 октября 2015 года Совет по безопасности Нидерландов, расследующий причины и последствия аварий и катастроф, представил заключительный доклад о крушении самолета Malaysia Airlines MH17.

В нем говорилось, что причиной катастрофы стала ракета "Бук", взорвавшаяся слева от кабины пилотов. Однако выводов о том, кто мог выпустить эту ракету, тогда сделано не было.

Эксперты лишь очертили территорию площадью 320 квадратных километров, откуда могла быть запущена ракета. В этом районе находится селение Снежное, из района которого, по версии Bellingcat, был произведен пуск ракеты, сбившей "Боинг".

Вскоре после голландского доклада российский оборонный концерн "Алмаз-Антей" (производитель систем "Бук") собрал пресс-конференцию, на которой представил результаты собственного расследования обстоятельств катастрофы.

По версии концерна, пуск ракеты производился из района южнее села Зарощенское, которое в момент катастрофы находилось под контролем украинских силовиков. На этом основании специалисты "Антея" утверждали, что ракету запустили украинские военные.

Война версий

В феврале 2016 года Bellingcat представил, вероятно, свою самую сенсационную публикацию о гибели лайнера - "MH17: Потенциальные подозреваемые и свидетели из 53-й зенитно-ракетной бригады".

В этом докладе поименно называются все те, кто, по мнению Bellingcat, несет ответственность за принятие решения и запуск ракеты в пассажирский самолет: командир бригады, командир 2-го дивизиона, в состав которого могла входить пусковая установка. Командиры батарей и экипажей названы по именам и первым буквам фамилий.

Список подозреваемых, представленный в виде иерархической схемы с фотографиями, именами и должностями, не ограничивается у Bellingcat чинами бригады.

Верхний ряд занимают четыре фото, на которых изображены верховный главнокомандующий вооруженными силами России, министр обороны и два его первых заместителя.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Голландские следователи пришли к выводу, что малайзийский "Боинг" был сбит ракетой зенитного комплекса "Бук", однако пока не объявили, кто, по их мнению, управлял установкой

В ответ на эту публикацию российская сторона - в лице экспертов "Антея" - подготовила новое, более развернутое описание своей версии, добавив в список потенциально возможных точек запуска ракеты соседнее с Зарощенским село Великая Шишовка.

Вина за запуск ракеты по-прежнему возлагалась, по этой версии, на украинских военных.

Однако Bellingcat считает версию "Антея" в любых ее модификациях несостоятельной.

Bellingcat с большой долей уверенности утверждает, что, даже если согласиться с версией "Алмаз-Антея" о точке запуска ракеты, ее все равно не могли запустить украинские военные.

На основании информации из открытых источников - главным образом фотографий с геотегами в социальных сетях - энтузиасты-расследователи пришли к выводу, что 17 июля, в день гибели "Боинга", в районе Зарощенского не было украинских установок "Бук".

Точно так же была проверена версия о точке запуска возле Великой Шишовки: в результате проверки было признано, что украинских "Буков" там также не было.

Bellingcat признает, что собранные данные не позволяют делать выводы о том, какой стороной вооруженного конфликта контролировалась эта зона.

Однако сопоставление доступных более поздних данных из этого района позволяет экспертам Bellingcat предполагать, что 17 июля 2014 года там уже были, как сказано в докладе, российские военные.