Разряд частицы ли. Разряды частиц по функциям. частицы, имеющие смысловые значения

§1. Общая характеристика частиц

Частица - это служебная часть речи.

Когда-то лингвистическая традиция противопоставляла частицы речи частям речи (маленькие служебные слова - большим словам с самостоятельным значением) и включала все служебные слова. Затем было осмыслено, что предлоги и союзы - отдельные классы слов, каждый со своими функциями. И термин частица начали употреблять по-новому, в более узком значении.

Как и все «маленькие» слова, частицы имеют ряд важных особенностей:

1) не изменяются сами,
2) не являются членами предложения (но некоторые частицы могут входить в их состав).
От прочих несамостоятельных слов их отличает то, что они служат для передачи широкой гаммы дополнительных значений, эмоций, чувств, оценок говорящего. Без частиц, особенно частотно представленных в разговорной речи, русский язык оказался бы менее богатым. Сравним:

Неужели он не позвонил? (удивление) ≠ Он не позвонил? (вопрос)
Как раз об этом я мечтала! (уточнение, подчеркивание, экспрессия) ≠ Об этом я мечтала (сообщение нейтрального характера)
Что за ночь! (восклицание, оценка) ≠ Ночь. (назывное предложение)

Даже из этих примеров видно, что частицы весьма разнообразны. При этом, как и для всех служебных слов, для частиц определяющей является их функция (роль), в соответствии с которой они подразделяются на формообразующие и смысловые.

§2. Формообразующие частицы

Формообразующих частиц совсем немного.
Это частицы: бы, пусть, пускай, да, давай (-те). Они служат для образования форм условного и повелительного наклонений.

Не пошёл бы дождь, мы бы весь день провели на улице.

Частица бы служит показателем условного наклонения глагола. Это компонент глагольной формы. Частица входит в сказуемое вместе с глагольной формой. Значит, формообразующие частицы включатся в состав членов предложений.

Давай съездим за город!

Частица давай - показатель повелительного наклонения. Давай съездим - это побуждение к совместному действию. Здесь это сказуемое определённо-личного предложения.

Значит, формообразующие частицы - это частицы, участвующие в образовании форм условного и повелительного наклонений глагола. В предложении они выступают вместе с глаголом, даже если не стоят рядом, и являются одним членом предложения (отдельно частицы членами предложения быть не могут).

§3. Смысловые частицы. Разряды по значению

Основную массу русских частиц составляют смысловые частицы. Поскольку они могут выражать широкий спектр значений, то важно знать, на какие разряды по значению они делятся.


Разряды по значению:

  1. Отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не
  2. Вопросительные: неужели, разве, ли (ль)
  3. Указательные: это, вон, вот, во (просторечная)
  4. Уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь
  5. Ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то
  6. Восклицательные: что за, ну и, как
  7. Усилительные: же, ведь, даже, уж, всё-таки, ни, ну, ещё, и, да, а
  8. Сомнения: ли, едва ли, вряд ли

Не путай:

1) Частицы и, а, да - омонимичны сочинительным союзам.
И не говори! И не проси! И не жди! (здесь и - усилительная частица)
Да не говори! Да не проси! Да не жди ты его, не приедет он! (да - усилительная частица)
А , будь что будет! (а - усилительная частица)

2) Частица -то омонимична суффиксу -то в неопределённых местоимениях: кто-то, какой-то и т.п.
Он-то знает, что говорит! Мы-то знаем… Иван-то знает... (здесь -то - частица)

3) Частица как омонимична местоимению как .
Как хорошо дышится после грозы!, Как это ужасно!, Как мне плохо! (здесь как - восклицательная частица)
Как пишется слово? (вопросительное местоимение)
Я не знаю, как пишется это слово. (относительное местоимение)

Внимание:

Некоторые частицы могут относиться не к одному, а к разным разрядам, например: ли, ни и др. Сравним:
В доме ни души (= никого, отрицательная) ≠ В комнате не было ни души (усилительная)
Скажи, звонил ли кто-нибудь? (вопросительная) ≠ Зайдёт ли он сегодня? Успеет ли ? (сомнение)

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли считать частицы самостоятельной частью речи?

  2. Изменяемая ли часть речи частицы?

  3. Могут ли частицы входить в состав членов предложения?

  4. Какие частицы могут входить в состав членов предложения?

    • Смысловые
    • Формообразующие
  5. Какие частицы помогают образовать формы повелительного и условного наклонений?

    • Смысловые
    • Формообразующие
  6. Формообразующими или смысловыми являются частицы не и ни ?

    • Смысловыми
    • Формообразующими
  7. Формообразующими или смысловыми являются частицы: бы, пусть, пускай, да, давай - ?

    • Смысловыми
    • Формообразующими

В русском языке делятся на две группы: самостоятельные и служебные.

Знаменательные слова, помимо морфологических признаков, имеют лексическое значение. То есть, конкретное толкование, которое можно узнать из словаря.

У служебных частей речи есть только грамматическое значение. Их функции в языке, как понятно из самого названия этой группы, сводятся только к обслуживанию самостоятельных слов.

Предлоги, например, выражают зависимость одних знаменательных единиц от других в предложении или словосочетании. У союзов две функции в синтаксической конструкции. Они либо связывают два предложения в составе сложного, либо соединяют однородные члены.

  • Выучил бы правило, если б не ленился.
  • Да здравствует король!
  • Давайте за руки возьмёмся.
  • Давай уедем пораньше.
  • Пускай вернётся домой!
  • Пусть всегда будет лето.

Отвечая на вопрос о том, что такое частица, учащиеся обычно вспоминают второй разряд этой части речи. Отрицательные «НЕ» и «НИ», которые изучают на предмет слитного и раздельного написания с разными категориями слов, школьники запоминают легко.

Частица «НЕ» придаёт отрицательный смысл всему высказыванию или отдельным понятиям в предложении:

  • Не переходите дорогу на красный сигнал светофора.
  • Дом у озера не большой, а маленький.

При двойном отрицании с «НЕ» в предложении, напротив, появляется положительное значение:

  • Выслушав лживые обвинения, он не мог не ответить.

Частица «НИ» в паре с «НЕ» лишь усиливает отрицание, но после вопросительных слов перед сказуемым иногда приобретает обобщающий смысл.

  • Он не умел ни читать, ни писать.
  • Куда ни кинешь взор, всюду пышное цветение.

Либо вносят смысловые оттенки, либо выражают отношение человека к сказанному.

Группа таких слов неоднородна. Выделяют несколько подтипов модальных частиц:

  • вопросительные (неужели, разве, ли);
  • указательные (вот, вон, а вот, а вон);
  • выделительные и ограничительные (только, исключительно, лишь, почти).
  • уточняющие (как раз, именно);
  • восклицательные (как, что за);
  • усилительные (даже, ведь, уж, всё-таки, же и проч.);
  • выражение сомнения (вряд ли, едва ли);
  • смягчающие требование (-ка).

Частица «-ка» пишется через дефис со словом, с которым употребляется:

  • Помолчи-ка , дружок.

К ответу на вопрос о том, что такое частица, следует добавить информацию об особенностях различения этой части речи от омонимичных слов. Например, союз «как» и подобная ему восклицательная частица отличаются по функциям в предложении:

Как (воскл. част.) прекрасны летние ночи!

Я увидел, как (союз) волны бьются о скалы.

Резюмируем, что такое частица. У этой часть речи есть только грамматическое значение, она необходима для образования глагольных форм и передачи смысловых оттенков в речевом потоке. Каждый из трёх разрядов частиц выполняет свою уникальную роль в языке.

Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"

Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.

Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.

По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).

Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.

Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.

В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.

Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...

Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:

БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);

ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).

Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).

Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.

И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.

Разряды частиц

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса

Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли

Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций

Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто

Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть!

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события

Вот, вот и, вон, это

Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания

Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет

Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет.

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов

Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и

Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой.

УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова

Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем

Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов

Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы

Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших.

СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения

Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь

Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Будто, будто бы, словно

Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море.

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ

Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо

Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо.

СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Якобы, мол, дескать, -де

Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет!

Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.

3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.

4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.

5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.

6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.

7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.

По функциям выделяются частицы:

  • 1) формообразующие,
  • 2) отрицательные,
  • 3) вопросительные,
  • 4) характеризующие действие по протеканию во времени или по результативности,
  • 5) модальные,
  • 6) частицы -- утверждающие или отрицающие реплики.

К формообразующим частицам относятся: 1) частицы, с помощью которых образуются формы слов; это частица давай(те), образующая форму повелительного наклонения: давай(те) петь; частица бы, образующая форму сослагательного наклонения: читал бы, пошел бы; частицы, с помощью которых образуются синтаксические формы предложений со знач. ирреальности:

  • а) частицы пусть, пускай, да, а также всегда безударная частица чтоб, с помощью которых образуются формы синтаксического побудительного наклонения;
  • б) та же частица бы, с помощью которой образуются формы синтаксических наклонений сослагательного, условного и желательного; в) модификации частицы бы, с помощью которых образуется форма синтаксического желательного наклонения.

К отрицательным частицам относятся частицы не и ни. Частица не вводится в предложение для выражения общего и частного отрицания (Он не приехал сегодня; Он приехал не сегодня; Сегодня приехал не он).

Отрицательное значение частицы не ослабляется в следующих случаях.

  • 1) Частица соединяет две слитно произносимые одинаковые формы одного и того же слова, выражающие: а) неуверенное отрицание; в) безразличие для последующего (плачь не плачь, былого не воротишь; рад не рад, а встречай; метель не, метель -- едем); в первых двух случаях частица оформляет разделительные отношения ("то ли -- то ли").
  • 2) Частица соединяет две одинаковые формы однокоренных глаголов (второй -- всегда префиксальный), и все сочетание имеет значение полноты и длительности действия: возить вам не перевозить, таскать не перетаскать, черпать не исчерпать, радуется не нарадуется, гляжу не нагляжусь, спит не проспится.
  • 3) Частица вместе с глаголом сов. вида с приставкой на-, обозначающим восприятие, отношение, образует сочетание со знач. высокой степени и длительности эмоционального состояния: не налюбуется, не надышится, не надивлюсь на тебя, не нарадуюсь.
  • 4) Частица в сочетании с как (как же, да как, да как же, уж как) в диалоге открывает собой утверждающую реплику-повтор.
  • 5) Частица соединяет инфинитив и личную форму одного и того же глагола, образуя сочетание, целостно выражающее категорическое отрицание.

В инфинитивных предложениях типа Не ночевать же тут, Не бегать же мне за ним, означающих субъективно осознаваемую невозможность, частица не вместе с частицей же образует составную расчленяемую частицу не … же.

Частица ни выражает отрицание или в сaмом строении нераспространенного предложения (Ни души; Ни звука; Ни малейшей надежды; Ни шагу назад!; Ни с места!), или при распространении отрицательного предложения, совмещая значение отрицания со знач. усиления (Мы не слышали ни звука) либо со знач. союзного перечисления (Для тебя нет ни письма, ни посылки, ни телеграммы). В частице ни присутствует элемент значения полноты отсутствия или категоричности отрицания.

К вопросительным частицам относятся частицы а, ли (ль), не... ли, неужели, никак (прост.), ужели (устар.), разве, что за, что, что ли, как. Все эти частицы совмещают значение вопросительности с более или менее ярко выраженной модальной окрашенностью.

Частица ли оформляет как собственно вопрос (Давно ли он ушел?; Приносили ли почту?), так и вопрос с оттенком сомнения (Так ли это?; Верно ли?; Может ли это быть?). Частица не... ли вносит в вопрос оттенок смягченности, некатегоричности, иногда -- неуверенности (Не устал ли ты?; Не ошибся ли он?; Не гроза ли?). Частицы неужели, разве, никак (прост.) всегда вносят в вопросительное предложение оттенок сомнения, неуверенности или удивления. Частицы ли, не... ли, разве, неужели оформляют также риторический вопрос (Не я ли помог тебе?; Могли ли мы предположить измену!; Разве так поступают друзья?; Неужели ты мог поверить!).

Частица что за обычно оформляет вопрос -- требование уточнения, объяснения: Что за человек?; Что это за письмо?

Частицы что, что ли, а, как относятся к разговорной, непринужденной речи. Частица что или открывает собою вопросительное предложение, или следует за вынесенным в начало предложения именем. Частица что ли, вносящая оттенок фамильярности, обычно заключает собою предложение (Заснул что ли?; Опять скандал, что ли?), но может и открывать его. Эта частица очень часто употребляется вместе с частицей что; они обрамляют предложение (Что, заснул, что ли?; Что, опять скандал, что ли?).

Частица а заключает собою вопрос; она вносит значение побуждения к ответу (Пойдем, а?) или выражает переспрос (--Пойди сюда. -- А?).

Вопросительные частицы часто выступают в свободном соединении друг с другом.

К частицам, характеризующим признак (действие или состояние) по его протеканию во времени, по полноте или неполноте осуществления, по результативности или нерезультативности, относятся частицы было, бывало, бывает, чуть (было) не, едва (было) не, как, мало не (прост.), ну (с инфинитивом), только что не, нет-нет (да) и, так и. Во всех этих частицах присутствуют также и модальные значения.

Модальные частицы вносят в предложение разные значения субъективного отношения к сообщаемому. Это отношение может быть ничем не осложнено, или оно может быть соединено со знач. объективного отношения сообщаемого к действительности. Однако субъективное отношение, намек на ту или иную реакцию, оценка в модальных частицах присутствуют всегда. Этот элемент отношения, субъективной реакции в разной степени присутствует и в других частицах -- отрицательных и формообразующих.

Модальная окрашенность характерна для класса частиц в целом.

В самом общем виде модальные частицы со стороны вносимых ими значений объединяются в следующие группы: 1) частицы, вносящие эмоциональные и другие оценки, выражающие непосредственные реакции говорящего; 2) частицы, выражающие волеизъявление; 3) частицы, устанавливающие разнообразные связи и отношения сообщения с его источником, с другими частями сообщения, с другими событиями и фактами. Как уже сказано, разные значения могут совмещаться в одной частице.

1) К первой группе относятся частицы, подчеркивающие (усиливающие, акцентирующие) сообщение или какую-то его часть; выражающие ту или другую оценку, качественную характеристику; согласие или несогласие; предупреждение, угрозу; опасение; предложение, принятие, допущение; сомнение, неуверенность, неопределенность отношения; удивление; уверенность; стремление к смягченности, сглаженности, нерезкости выражения.

Таковы частицы а, ведь, вон, вот, всего, всего-навсего, да, еще, же, и, и есть, или, именно, как есть, ли, лишь, ну, оно, просто, прямо и др., вносящие разные оттенки подчеркивания, ограничения, акцентирующего выделения: Хотел было даром отдать, но теперь вот не получишь же! (Гоголь).

  • 2) Ко второй группе относятся частицы, выражающие волевую направленность, волеизъявление: призыв к согласию, к ожиданию, просьбу дать возможность сделать что-нибудь; решимость. Таковы частицы: дай, дай-ка, давай(те), сём: -- А впрочем, дай-ка я прочту еще раз со вниманием письмо старосты, а потом уж и встану. Захар! (Гончаров).
  • 3) К третьей группе относятся частицы, выражающие завершение или выявление предшествующего состояния; соответствие или несоответствие ожидаемому; связывание с известным, отнесение к известному; предпочтительность чего-нибудь, перед чем-нибудь; независимость, несвязанность с чем-либо; своевременность; единственность и исключительность; противопоставленность; обусловленность или необусловленность; уступительное отграничение; отношение сообщения к его источнику. Таковы частицы: (и) без того, вот и, вот тебе (те) и, всё, да, де, дескать, единственно, еще, знай (знай себе), и так, и то, исключительно, лучше, мол, на что, нет, но, ну и, однако, так и, тебе, только, то-то и др.: И ты зря не думай. Знай себе, посматривай вперед! (Станюк).

Частицы-союзы совмещают разные модальные значения со значениями связующих слов.

Многие частицы по своему значению и по своим синтаксическим функциям не противостоят резко словам других классов -- союзам, вводным словам, междометиям, наречиям, а совмещают в себе качества частицы и слова одного из этих классов. Соответственно внутри класса частиц выделяются частицы, совмещающие в себе признаки частиц с признаками названных слов: частицы-союзы, частицы-наречия, частицы-междометия и частицы-вводные слова.

Частицы-союзы совмещают разные модальные значения со значениями связующих слов.

Многие частицы близки к наречиям. Это частицы, совмещающие значение акцентирования со значениями указательными (вот, вон), количественным (только, всего-навсего, вовсе, совсем, еще), качественно-характеризующим (действительно, совершенно, единственно, просто, просто-напросто, прямо, лучше, больше, более), местоименным (как, так, так и, туда же, всё).

К междометиям близки многие частицы, выражающие экспрессивную оценку, эмоциональное отношение; с другой стороны, в определенных условиях междометия приобретают качества модальных частиц.

Такие частицы, как бывало, бывает, вишь, дескать, гляди, смотри, поди и ряд других, при интонационном их обособлении сближаются с вводными словами.

По значению в лингвистической литературе нет.

Виноградов В. В. выделил 8 разрядов частиц:

  1. Усилительно-ограничительные, или выделительные частицы: только , лишь , хоть .
  2. Присоединительные частицы: тоже , также .
  3. Определительные частицы: именно , подлинно , как раз .
  4. Указательные частицы: вот , вон , это .
  5. Неопределённые частицы: -то , -либо , -нибудь , кое- .
  6. Количественные частицы: почти , ровно , точно .
  7. Отрицательные частицы: не и ни .
  8. Модально-глагольные частицы: бы , да , хоть бы , лишь бы .

Шанский Н. М. и Тихонов А. Н. выделяют четыре разряда частиц по значению: смысловые, модальные, эмоционально-экспрессивные, формообразующие.

Смысловые частицы

Смысловые частицы выражают различные смысловые оттенки значений .

Подразделяются на несколько подгрупп:

1. Указательные частицы. Указывают на предметы и явления внешнего мира: вот , вон , это , оно , во .

  • Вот парадный подъезд.
  • (Н. А. Некрасов)
  • Кто это пришёл?
  • Оно , конечно, говорить легко.

2. Определительно-уточняющие, или определительные частицы. Уточняют отдельные знаменательные слова в предложении: точно , именно , ровно , почти , подлинно , как раз .

  • Мне как раз сюда и надо.
  • Это точно тот дом?

3. Выделительно-ограничительные частицы. С их помощью происходит логическое выделение слов или словосочетаний: только , лишь , только лишь , разве лишь , хотя , хотя бы , хоть бы , всего , исключительно , единственно .

  • Это только начало.
  • Ты хотя бы позвони.

К смысловым частицам, по мнению Шанского Н. М. и Тихонова А. Н., примыкают ещё усилительные частицы, выступающие в функции выделений: даже , (даже и ), же , ведь , уже (уж ), ну , ни , ещё , то , просто , прямо , положительно , определённо , решительно .

  • Всё это просто мелочи, быть может...
  • (Дж. Гордон Байрон)
  • Даже и не думай!

Модальные частицы

Модальные частицы выражают отношение к достоверности высказывания .

Выделяют несколько подгрупп:

1. Утвердительные частицы: да , так , точно , ага , угу , определённо , как же .

  • Мне определённо нравится ход его мыслей.

2. Отрицательные частицы: не , ни , нет , вовсе не , отнюдь не .

  • На небе ни облачка.

3. Вопросительные частицы: ли , разве , неужели , как , что , что ли , а , да .

  • Разве так можно поступать?
  • Неужели всё позади?

4. Сравнительные частицы: будто , как будто , точно , словно , вроде , как бы , будто бы .

  • Она вроде изменилась.
  • Точно ты не знала.

5. Частицы, употребляющиеся для передачи чужой речи: дескать (др.-русск. дѢеть «говорит» + съказати ), мол (молвил), -де , якобы .

  • А коль увижу-де , что казнь ему мала,
  • Повешу тут же всех судей вокруг стола.
  • (И. А. Крылов)
  • Отлучиться разрешите,
  • Дескать , случай дорогой,
  • Мол, поскольку местный житель,
  • До двора - подать рукой.
  • (А. Т. Твардовский)
  • Так-таки и передайте: Аркадий, дескать , Иванович Свидригайлов кланяется.
  • (Ф. М. Достоевский)

Эмоционально-экспрессивные частицы

Эмоционально-экспрессивные частицы усиливают выразительность эмоционального высказывания : что за , ну и , где там , как , вот так , куда , куда там , что там , то-то , вот .

  • Ну что за шейка, что за глазки!
  • (И. А. Крылов)
  • Где тебе тягаться со мною,
  • Со мною, с самим Балдою?
  • (А. С. Пушкин)

Формообразующие частицы

Формообразующие частицы используются для образования ирреальных (частица бы ) и : да , пусть , пускай , да , давайте .

  • Давайте говорить друг другу комплименты.
  • (Б. Окуджава)
  • Я хотел бы жить и умереть в Париже,
  • Если б не было такой земли - Москва.
  • (В. В. Маяковский)

Бабайцева В. В. и Чеснокова Л. Д. включают сюда слова самый , более и менее , которые используются для образования аналитических форм степеней сравнения прилагательных. Кроме того, вслед за Виноградовым В. В. к формообразующим частицам они относят -то , -либо , -нибудь , кое- .