Что такое стенография в русском языке. Толковый переводоведческий словарь Что такое стенография, что означает и как правильно пишется. Стенография в наше время

Определение

Сокращение - это дисциплина, которая, обращаясь к аббревиатурам, символам и знакам, стремится к тому, чтобы письмо могло быть таким же быстрым, как и речь . Системы стенографии используются для транскрипции речей в режиме реального времени .

Важно подчеркнуть, что хотя стенографические системы могут быть изучены довольно быстро, их нелегко применить на практике и приобрести необходимую скорость для расшифровки речи. Вот почему использование стенографии не распространено в повседневной жизни, например, в академической сфере или на большинстве рабочих мест .

История стенографии ведет нас к 4 веку до нашей эры. C., когда греческий философ и историк по имени Ксенофонт воспользовался этим, чтобы сделать биографические транскрипции Сократа. В их этимологии мы находим греческие термины, соответствующие понятиям «скорость» и «письмо». За пределами Греции финикийцы и римляне также использовали эту технику быстрого письма; в Римской империи имеются записи о его использовании со времен Цицерона, в течение всего первого века до нашей эры. C., согласно выводам греческого историка Плутарко.

Эта система развивалась и стала редактироваться для дальнейшего изучения, хотя она оставалась в неведении в течение нескольких столетий , вплоть до современной эпохи. Только в 1588 году английский доктор Тимоти Брайт спас его от забвения и, таким образом, прошел через другие страны европейского континента, такие как Франция, Германия, Италия и Испания, и этот процесс занял более двухсот лет. Изобретение испанской версии стенографии приписывается Франсиско де Паула Марти , криптографом и драматургом Валенсии, в 1802 году, и его система считается многими наиболее эффективной из тех, что были обнаружены до его времени.

В настоящее время несколько систем условного обозначения сосуществуют, поэтому первым шагом обучения является выбор того, который наилучшим образом соответствует времени, доступному для изучения, и скорости, которую мы намерены достичь при написании, в дополнение к учету предпочтительной системы в наша профессия Тремя самыми известными, которые адаптировались с английского на несколько языков, являются Пред-Юбилей Грегга, Юбилей Грегга и Новая Эра Питман , фавориты с 19-го века для обеспечения максимальной скорости .

  • пигмент

    В латыни есть этимологическое происхождение слова «пигмент». В частности, оно происходит от термина «пигмент», который можно перевести как «вещество, дающее цвет» и состоящий из двух четко разделенных частей: -Глагол "pingere", который является синонимом "краска". Суффикс "-mento", который эквивалентен "результату". Пигмент - это вещество, используемое для окрашивания краски, лака, эмали и т. Д. Его действие производится путем изменения цвета отраже

    популярное определение

  • свободное падение

    Прежде чем полностью перейти к разъяснению значения термина «свободное падение», интересно узнать этимологическое происхождение двух слов, которые его формируют: -Caída - это существительное, которое происходит от латыни, в частности, происходит от глагола «cadere», что можно перевести как «падение». -Свободный, с другой стороны, это прилагательное, которое также происходит от латыни. В вашем случае это «Либер», который имеет значение «свободный». Это называется падением к действию и результатом падения или падения. Этот глагол относится

    популярное определение

  • каденция

    Этимология каденции относится к итальянскому слову cadenza . Понятие используется, чтобы назвать ритм или повторение определенных явлений, которые происходят на регулярной основе. Согласно словарю Королевской испанской академии (RAE), частота вращения педалей также является числом случаев, которые повторяются на временную

    популярное определение

  • ядерный синтез

    В широком смысле, слияние - это объединение или интеграция двух или более элементов. С другой стороны, ядерное - это то, что связано с ядром: центральной, существенной или внутренней частью чего-либо. Идея ядерного синтеза появляется в области физики. Так называется реакция, которая происходит, когда два легких атомных ядра объединяются, образуя более тяжел

Практически каждый из нас слышал или встречал в литературе это загадочное слово - «стенография». Что это такое и для чего нужно, знают немногие, и совсем мало людей пытались освоить ее. А это, оказывается, чрезвычайно полезная вещь для человека не только прошлого, некомпьютеризированного века, но и современного.

Стенография - умение записывать информацию очень быстро при помощи специальных символов. Иными словами, это скоростное записывание человеческой речи в момент ее произнесения. Закономерно возникнет недоумение: зачем иметь такой навык? Однако студентам, да и ученикам, он бы пригодился на лекциях, где преподаватель не особо заботится о том, успевает ли слушатель записать все необходимое.

О появлении стенографии

Символы стенографии, которые можно считать первыми или одними из первых, были найдены среди памятников египетской цивилизации. Египтяне изобрели собственную скоропись. С ее помощью записывались священные фараоновы слова. Стенографии (как удобному способу записи) уделили внимание и другие древние цивилизации. Так, греки и римляне, весьма наблюдательные и стремящиеся к совершенству, также активно использовали особые знаки для быстрейшего фиксирования ценных знаний. Именно периоду Древнего Рима и Греции приписывается расцвет стенографии. По историческим данным, древнеримскую стенографию создал Тирон, помощник Цицерона.

Древнеримская стенография, знаки которой насчитывали почти 5000 единиц, была трудной для освоения. Если современная стенография - буквенная, то есть каждый символ означает определенную букву, то древняя система была словной, то есть одним знаком обозначалось какое-либо слово. Поэтому изучать ее было крайне сложно.

Официальным днем рождения стенографического письма считается 5 декабря 63 года до н. э. - время работы Тирона над своей системой знаков.

Благодаря стенографическому методу писания у нас сегодня есть возможность читать произведения Уильяма Шекспира. Конкуренты театра знаменитого и успешного уже тогда драматурга подсылали на его представления стенографов, дабы те записывали дословно драмы прямо во время представления. И, как бы ни протестовал автор драматических произведений, они были записаны, и именно благодаря этому дошли до нас. В то время стенография была еще словной.

А вот буквенная стенография появилась после событий в «Глобусе». Джон Уиллс создал алфавитную систему, в которой каждый символы стенографии привязывался к знаку алфавита. С этого момента началась новая эпоха развития стенографии, значительно более простой и легкой в изучении.

Известный ученый-зоолог написал при помощи стенографирования информации свою книгу «Жизнь животных». Изучая животных в их природной среде, он не имел всех условий для обычного письма. В полевых условиях, в дороге, к примеру, верхом на лошади, он применял язык стенографии для ведения дневника. Когда собралось достаточно информации, Брем отправил дневник жене, и она, расшифровав записи, сдала их для печати. Из этого примера видим, что стенография помогала людям не один раз вести записи в самых экстремальных условиях.

Стенография в России

Во времена появления скорописи в России сколько-нибудь законченной системы стенографирования еще не существовало. В 15-м веке скорописью записывались народные веча в Пскове и Новгороде. В 17-м веке стенография применялась при первых царях Романовых. Петр Первый также часто прибегал к помощи стенографов.

Великие русские литераторы признавали превосходство скоростного письма перед простым. Среди них Ф. Б. Достоевский и Л. Н. Толстой. Полное признание было и со стороны русских ученых Н. Е. Жуковского и Д. И. Менделеева. Труды этих великих мужей были составлены из стенографически записанных лекций.

Во времена лишь единицы знали стенографию. Такие специалисты находились в основном в крупных городах - Москве, Петербурге, Киеве, Минске.

Советский период обозначился тем, что небольшая группа стенографистов работала над записью исторических событий Октября, за что в дальнейшем получила одобрение известных деятелей. В дальнейшем этот способ письма стал более востребованным, поскольку стало ясно, что с его помощью любой письменный труд становится в разы эффективнее. Для науки это было неоценимая помощь.

Виды стенографии

Стенографические системы, существующие в данный момент, подразделяются по нескольким признакам: по особенностям визуального начертания знаков и в зависимости о того, какую единицу речи обозначает один знак системы (слово, морфему, звук). По одному из них системы принадлежат к курсивным или геометральным, морфологическим или фонетическим - по другому признаку.

Курсивные и геометральные системы

В геометральных системах стенографические знаки образуются из геометрических фигур: круга и полукругов, точки и прямой. Курсивные системы представляют собой знаки, образованные из частей букв обычного алфавита, наклоненные вправо и имеющие в своей основе овал. Курсивные знаки принято считать более эстетичными и удобными в начертании.

Знаки в курсивных и геометральных системах относительно разнообразны в начертании: линии то более тонкие, то менее, знаки имеют разную высоту, размер, наклон. Поэтому записи, сделанные с помощью таких систем, приятнее и легче читать.

Морфологические и фонетические системы

Морфологические системы характерны для западных стран, поскольку в их языках установленный порядок слов, соответственно, смыслоразличительные части предложений имеют неизменяемое положение. Предложения русского языка динамичны, поэтому морфологическая система стенографии в нем не обрела популярности. Взамен несоответствующей особенностям языка системе была предложена альтернативная, называемая фоностенографией.

Фоностенография (фонетические системы) представлена стенографической системой Терне-Александровой. Она представляет собой способ быстрой записи речи на разных языках, использующий для этого особые знаки. Знаки системы образуют фразграф - знак, обозначающий целое предложение.

Алфавит Паткановой-Александровой сожержит 40 знаков, которые дают возможность учесть при записи смыслоразличители предложения независимо от языка, на котором излагается речь. В этих двух системах не учитываются условные сокращения. Эта особенность помогает быстрее осваивать фразграфию - одну из систем, которые включает стенография. Знаки фонетических систем в целом представляют более доступный для освоения навык.

Современные тенденции

Стенография, обучение которой не так распространено, как привычному языку, равно как и все языковые системы мира, стремится к упрощению, для того чтобы пользователям было легче ее применять и осваивать. Она стремиться объединить все системы воедино исходя из рациональных соображений. Цель преобразования и развития скорописи - объединение всех систем, чтобы достигнуть лаконичности, содержательности и универсальности.

При исследованиях стенографии сегодня используются научные методы и связи с другими науками, прежде всего, с исследованиями физиологических особенностей речи человека. Если ранее, в прошлые века, создатели стенографических систем действовали на свое усмотрение, то теперь новшества вводятся с учетом особенностей использования человеком языка. Важным является и тот фактор, что при переносе системы скорописи с одного языка на другой, всегда возникает необходимость в ее изменениях. Это сильно осложняет создание универсальной системы.

О знаках стенографии

Мы уже узнали, что такое стенография, что такое разные системы скорописи. Разобрали и их основные отличия. Но знаки стенографии русского языка имеют свои интересные особенности.

Визуально они состоят из частей знакомого нам алфавита. Они легко и красиво соединяются между собой. Даже при быстром письме стенографисту важно помнить, что знаки не должны искажаться.

Они обозначают буквы алфавита, но их написание очень специфическое. Между согласными гласные не пишутся, а ставятся только в конце, в начале слова или отдельно. Согласные соединяются тоже по особым правилам, и в зависимости от этого они могут читаться или не читаться.

Написание стенографических символов

Непривычным образом происходит написание стенографических знаков относительно строки. Есть три уровня написания: в строке, над и под строкой. Уровни сменяются в зависимости от того, как соединяются знаки. Сами соединения всегда короткие, потому что самое важное в скорописи - простота ради скорости записи. К тому же благодаря коротким соединениям запись получается компактной, а это тоже немаловажно.

Теперь, когда есть достаточное количество информации о такой знаковой системе, как стенография, что это такое и как она развивалась на протяжении долгого времени - мы представляем. Также есть представление о том, как ее применяли раньше. Но сейчас эпоха совсем иная, нежели тогда, когда стенография была более распространена. Где же применяется в наши дни система стенографии?

Стенография в наше время

Актуальность стенографирования информации сохраняется и в наше время. Исследования показали, что человеческая речь в пять раз быстрее, чем возможность записывать за ней вручную, а писать человек может всего около 20 слов в минуту при том, что говорит приблизительно 100-120.

Получение навыков быстрого письма сегодня пригодилось бы в работе секретарям-референтам, студентам, старшеклассникам, журналистам, предпочитающим вести записи вручную, - всем людям, которые сталкиваются с необходимостью что-то записывать быстро и точно, например, на лекциях, семинарах, пресс-конференциях и прочих публичных выступлениях. Для студентов стенографирование информации может иметь еще одно, чрезвычайно важное применение - написание шпаргалок. Они получаются компактными и непонятными для окружающих, поэтому, даже будучи найденными, шпаргалки могут быть просто не признанными таковыми.

Преимущества знания стенографии не ограничиваются удобством быстрой фиксации речи. Овладение навыками скорописи сильно экономит время и силы, улучшает качество работы. Кроме того, доказано, что стенографирование развивает мышление, способность четко и содержательно формулировать свои мысли.

Как научиться стенографии

Сегодня нет ничего сложного в том, чтобы овладеть теми полезными навыками, которые дает стенография. Обучение ей может занять всего несколько недель. При возможности можно записаться на специальные курсы. Здесь профессиональные стенографы введут вас в основы стенографии и научат тому, что умеют сами.

Для посещения курса стенографии не нужно никакой особой подготовки. Единственное, что от вас потребуется, - это присутствие, готовность учиться и пишушие принадлежности (тетрадь, ручка или карандаш). При неглубоком изучении стенографии можно научиться записывать 60-70 слов в минуту (вместо 20 слов обычным языком), а если заняться обучением серьезнее, то и 100-120 слов в минуту. Большие результаты будут уже не так актуальны, ведь люди практически не говорят с большей скоростью.

Стенографическая запись кажется непривычной новичку. В начале обучения всегда трудно свыкнуться с новыми принципами письма, однако через некоторое количество часов практики к этому обычно привыкают.

Минусы стенографического письма

При всех положительных моментах стенография не идеальна. При очень быстрой записи всегда есть риск написать знаки так, что разобрать их потом будет крайне трудно.

Более серьезным недостатком скорописи является то, что в ней практически не соблюдаются орфографические правила. Самый простой пример - это написание в приставках «а» вместо «о» в силу того, что соединения с «а» проще. Для составления стенографических конспектов для собственного пользования это не представляет неудобств. Однако к такому принципу написания можно так привыкнуть, что придерживаться его продолжаешь и тогда, когда писать нужно простым языком. Ведь в нем никто орфографии не отменял.

Новое направление

На протяжении веков людям была доступна лишь классическая, используемая вручную стенография. Что это такое, мы уже подробно изучили. Но сейчас есть и новый ее вид. Что такое компьютерная стенография и для чего она создана, если современные технологии имеют множество других способов быстрой записи речи?

Прежде всего, эта система касается области защиты информации. Долгое время после открытия этого направления в нем не было разработано единой терминологии. Создавались разные концепции, и в итоге выделилось главное отличие его от криптографии: если последняя подразумевает шифрование информации, то сокрытие самого факта ее передачи - задача, которую решает стенография. Программы разной сложности разработаны для этих целей. Простая и доступная в плане пользования, и при этом бесплатная, - Fox Secret 1.00. С ее помощью можно скрыть информацию в популярных текстовых форматах, графических и звуковых. В итоге пользователь получает контейнер с сокрытой информацией. Файл, в котором она скрывалась, естественным образом увеличивается в размере. Из контейнера информация извлекается с помощью пароля.

Выводы

Стенография - способ быстрой записи информации, который используется уже много веков. Она развивалась и преображалась до нашего времени, пока не была создана такая система, которая смогла бы удовлетворить потребности многих языков, а также быть компактной и простой в освоении. На этом развитие стенографии, как и любого другого языка, не остановилось, поскольку еще многое нужно сделать для того, чтобы она стала еще более универсальной. Именно к этому стремятся все стенографы наших дней.

Мы разобрались в основных понятиях, которые включает стенография, что это такое и для чего нам она понадобилась бы в жизни, узнали о классификациях стенографических систем, особенностях их знаков и соединений.

Теперь, когда у нас есть представление об этой необычной для нас системе письма, можем взвесить все аргументы в пользу того, чтобы заняться ее освоением. Надеемся, что наша статья была для вас познавательной и полезной.

Что такое "стенография"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

стенография (тахиграфия и много других названий - греч. скоропись) - искусство, с помощью которого можно писать так же скоро, как говорят; для достижения этой цели пишут особыми простейшими знаками, и самые слова и слоги часто подвергаются различным сокращениям, что в результате дает экономию времени почти в 75% сравнительно с обыкновенным письмом и позволяет записывать речи ораторов. Так как выбор значков для С. большею частью произвольный, то из сочетаний различных значков образовалось бесчисленное множество стенографических систем, имеющих каждая свои достоинства и недостатки. Системы эти могут быть подразделены на 2 группы: в одних основами знаков служат геометрические элементы (точка, прямая линия, круг и его части) и все сочетания букв имеют вид геометрических фигур; это так назыв. геометральные системы, наиболее употребляемые в Англии и Франции. Другие системы образуют свои знаки из частей обыкновенных букв и за основание знаков принимают овал и черту, наклоненную вправо, как и в обыкновенном письме; это - графические системы, употребляемые преимущественно в Германии. Последние системы более удобны для письма и более красивы в начертании. Как те, так и другие разнообразят основные знаки различными способами: знаки различаются по своей высоте, по наклону, по занимаемому месту, по утолщению и т. д. Современная С. стремится объединить все системы в одну, в которой по рациональному методу совмещались бы краткость, последовательность и легкость изучения; стараются обосновать С. на более или менее точных статистич. и экспериментально-физиологич. основаниях вместо прежнего произвола каждого изобретателя. Так как С. пользуется для своих целей особенностями словопроизводства в данном языке, то при переносе системы С. с одного языка на другой требуются большие или меньшие изменения системы. Искусство С. существовало уже, как можно заключить по некоторым данным, у древних египтян, где условным знаком записывались речи фараонов; от египтян это искусство перешло к грекам и римлянам, у которых имелись скорописцы. В I в. до Р. Хр. римский грамматик Тирон изобрел особый способ стенографирования, получивший название тиронских значков (notae Tironianae); эти значки были образованы из римских прописных букв сокращением и упрощением их; в соединении друг с другом значки подвергались известным изменениям и слияниям, для некоторых гласных употреблялись символические обозначения; иногда для обозначения целых слов употреблялись буквенные обозначения; некоторые буквы опускались, хотя без определенной системы. У римлян скорописцы (notarii) записывали такими значками публичные речи и протоколы заседаний. Во время империи эта С. изучалась в школах, а впоследствии ею пользовалась и христианская церковь. С падением римской империи пало и это искусство, хотя и продолжало еще существовать до времен Каролингов, затем оно совершенно исчезает. Число знаков было весьма велико: Сенека насчитывал их до 5000, во времена Каролингов их было до 8000. Рукописи, написанные тиронскими значками, сохранились до настоящего времени. В средние века, после исчезновения тиронских значков, упоминается лишь о попытке английского монаха Иог. Тильбери составить новую латинскую С. (в XII в.). В средние века и в начале новых речи записывались обыкновенным алфавитом, но с сокращениями, которые потом дополнялись. В конце XVI в. в Англии вновь появляется искусство С. и получает особенное развитие в конце XVIII в. Из Англии С. распространилась, начиная с XVII в., и на континенте. Наибольшего развития С. достигла в настоящее время в Сев.-Американских Соединенных Штатах, Англии, Франции, Германии, Швейцарии и Австро-Венгрии. Как средство записывать произносимые речи С. употребляется почти во всех парламентах земного шара. Образцовым является стенографическое бюро при прусской палате депутатов, состоящее из 12 стенографов, такого же числа писцов, журналиста и главного редактора. Во время заседаний палаты стенографы работают по двое, и каждая пара чередуется в своих занятиях через каждые 10 минут; по окончании очереди освободившиеся стенографы уходят в особое помещение, где диктуют стенограмму писцам (в случае неясности текста сравниваются обе стенограммы); готовая рукопись передается для прочтения говорившим лицам, затем читается редактором. Определение в стенографы производится по конкурсу. В Англии, где есть наборщики, знакомые со С., стенограммы вовсе не переписываются обыкновенными буквами, а отсылаются прямо в типографию и уже в печатных корректурах исправляются и редактируются. Первое стенографическое общество было учреждено в 1726 г. в Лондоне, но просуществовало недолго, и лишь в 1840 г. появилось там же новое стенографическое общество. Есть несколько стенографических институтов, имеющих целью содействие развитию теории, практики и литературы С.; таковы учрежденный в 1839 г. Konigliches Stenographisches Institut в Дрездене, учрежденный Дюплойе в 1872 г. Institut stenographique des Deux-Mondes в Париже и учрежденный Питманом в 1851 г. Phonetic Institute в Бате (Bath) с отделениями в Лондоне и Нью-Йорке. Первый журнал, посвященный С., появился в Англии в 1842 г. Первый международный стенографический конгресс состоялся в 1887 г., шестой - в 1897 г. В Англии первая попытка установить С., сделанная Брайтом (1588), окончилась неудачей; более удачными были попытки его последователей Виллиса (1602), Бирома (1726) и Тейлора (1786); система последнего была перенесена во многие иностранные языки; на его же системе основывается и Питман, который своей "Фонографией" (1837) далеко превзошел других изобретателей. Первым сторонником графического направления в Англии явился Бордлей в 1787 г., но не имел там успеха. По распространенности С. в обыденной жизни Англия стоит впереди других стран. При парламенте официальных стенографов нет. В настоящее время в Англии имеются 5 центральных и 95 местных стенографических обществ и 174 стенографических школы по системе Питмана. Во Франции система Коссара (1651) не получила распространения; Кулон де Тевено (1778) также не имел успеха. Большое распространение выпало на долю попытки Бертена (1792) применить систему Тейлора, которая и еще поныне употребляется в обработке Прево (1826) и Делонея (1866); в настоящее время наиболе распространена система Дюплойе (1867); всего во Франции 35 обществ, следующих системе Дюплойе, 2 - системы Прево-Делоней, 4 - других систем С. В Соединенных Штатах употребляются те же системы С., как и в Англии; преобладает система Питмана (введенная в 1844 г.), отчасти в первоначальной форме, отчасти в обработках Грегама (1858), Линдсдея (1862), Менсона (1867) и Бернса (1873); С. применяется в больших размерах в правительственных, судебных и частных учреждениях; много дам-стенографисток; всего в Соединенных Штатах 82 стенографических общества, в том числе несколько немецких, и 1 школа по системе Питмана. В Италии еще в 1678 г. Рамсей обработал итальянскую систему С. под назв. "Tacheographia"; за ним следовала попытка Молина (1797); успех имел Аманти (1809), своей обработкой системы Бертена; последняя была также обработана Дельпино (1819) и др.; с 1863 г. получила большое распространение обработка системы Габельсбергера, принадлежащая Ноэ, которая принята правительственными учреждениями и 20 стенографич. обществами с 610 членами. В Германии в 1678 г. появилась "Тахеография" Рамсея; в конце XVIII в. имели довольно большой успех Мозенгейль (1796) и Горстиг (1797) с своими геометральными системами С.; но лишь с появлением графической системы Габельсбергера (1834) немецкая С. стала на твердую почву. Габельсбергер заимствовал свои знаки из частей обыкновенных букв, но связь знаков между собою основывается у него отчасти еще на началах геометральных систем. Штольце (1841) указал на удобства употребления соединительной черты, установил более точные правила и вообще поднял значение С. Число систем С. в Германии довольно велико (Арендса, Фаульмана, Авг. Лемана, Меркеса, Роллера, Фельтена). Шрей (1887) удачно соединил в своей системе преимущества систем Габельсбергера, Штольце, Фаульмана; Браунс (1888) применил в своей системе особенно рациональную экономию. Главное различие между отдельными группами немецких систем С. заключается в способе обозначения гласных: у Габельсбергера гласные или вовсе не выписываются, или сливаются с согласными, или обозначаются поднятием или упущением, утолщением или увеличением согласных (символическое обозначение); лишь изредка они выписываются. Последователи Габельсбергера стремились подвести под известные правила обозначение гласных, чтобы тем упростить словообразование. Система Штольце придерживается исключительно символического обозначения гласных; системы относительной символики придерживаются Фаульман, Меркес, Шрей, Леман. Другие системы придерживаются выписывания гласных и отчасти сливания их с согласными (Арендс, Роллер, Куновский). В последние годы в Германии появилось стремление к объединению различных стенографических школ: в 1897 г. объединили свои системы школы Штольце, Шрея и Фельтена, и к этому соглашению присоединилась и школа Меркеса и Лемана; это - группа систем с символизацией гласных. В 1898 г. объединились системы Арендса, Роллера и Куновского (1898) под названием "национальной стенографии"; это - группа систем, выписывающих гласные. В настоящее время стремятся к объединению обе эти группы, а также системы, стоящие вне групп. Вообще, в Германии С. достигла высокой степени развития. С. по системе Габельсбергера введена в качестве необязательного предмета в среднеучебных заведениях Баварии, Саксонии, Саксен-Веймара и др.; в Бадене и Вюртемберге наряду с системой Габельсбергера преподаются системы Штольце и объединенная система Штольце-Шрея; лишь Пруссия отказывается от введения преподавания С. ввиду существования слишком многих и нетвердо установившихся систем, но в 1897-98 гг. и в прусских военных школах введено необязательное обучение С. по системе Штольце-Шрея. В германском рейхстаге употребляется система Штольце. Всего в 1898 г. в Германии существовало около 2500 стенографических обществ с 82000 членов (системы Габельсбергера 1137 обществ, Штольце-Шрея - 805). В Австро-Венгрии немецкая С. впервые была предложена Данцером (1800) по геометральной системе, но она исчезла с появлением системы Габельсбергера, которая имеет и в настоящее время наибольшее распространение и употребляется в рейхсрате и местных ландтагах; обучение ей введено в средних учебных заведениях; из новых систем распространены системы Фаульмана, Лемана и Шрея. Первая система С. для мадьярского языка была предложена Гати (1820), но без успеха, так же как и система Борзоса (1833); больший успех имели переделка С. Штольце - Фенивесси и Габельсбергера - Марковича (1863): обе эти системы приняты в школах и в парламенте. На чешском языке С. появилась по системе Габельсбергера благодаря трудам Пражского стенографического общества (1863), которое теперь стремится заменить эту систему новой национальной системой. Для польского языка система Габельсбергера переделана Полинским (1861) и Олевинским (1864), для кроатского - Магдичем (1864). Всего в Австро-Венгрии 181 стенографическое общество, в том числе 130 системы Габельсбергера (на различных языках) с 10334 членами. В России первая попытка составления С. принадлежит Генри (1792), но она осталась незамеченной; затем были изданы "Графодромия, или искусство скорописи, соч. Г. Астье, переделанное и примененное к русскому языку бароном Модестом Корфом" (СПб., 1820); "С. или искусство писать так же скоро, как говорят, на русском и французском языках" (М., 1844); "Стенографическая азбука, или руководство к изучению искусства так же скоро писать, как и говорить, по методе, основанной на изображении букв точками или чертежами. Изданная С. П. К." (М., 1848); M. И. Иванов, "О С., или искусстве скорописи в применении ее к русскому языку" (СПб., 1858). Все эти руководства составлены по геометрическим системам и заимствованы у французов. Самая С. не имела особенного успеха. Большее внимание было обращено на С. при введении судебных уставов, когда правительство назначило премию за лучшее руководство по С. в применения к русскому языку; премия не досталась никому, но комиссия при министерстве народного просвещения нашла, что способы П. Ольхина по системе Габельсбергера и И. Паульсона и Я. Мессера - по системе Штольце наиболее практичны. Система Ольхина была издана под заглавием "Руководство к русской С. по началам Габельсбергера" (СПб., 1866; З изд., СПб., 1874), сочинение Паульсона и Мессера - под заглавием "Русская краткопись, или С. по началам Штольце" (СПб., 1864).

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907)

Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4-7 раз.

Виды стенографии

Так как выбор значков для стенографии в основном произвольный, то из сочетаний различных значков образовалось бесчисленное множество стенографических систем, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Системы делятся, с одной стороны, на курсивные и геометральные ; с другой стороны, на морфологические и фонетические . В курсивных системах знаки образуются из элементов букв обыкновенного письма. В геометральных системах основами знаков служат геометрические элементы (точка, прямая линия, круг и его части) и все сочетания букв имеют вид геометрических фигур. В морфологических системах фиксируются морфемы, в фонетических - звуки.

История

Искусство стенографии существовало уже, как можно заключить по некоторым данным, у древних египтян , где условным знаком записывались речи фараонов ; от египтян это искусство перешло к грекам и римлянам , у которых имелись скорописцы. 5 декабря 63 г. до н. э. в Древнем Риме состоялось первое известное в истории применение стенографии. По свидетельству историка древности Плутарха, в этот день на заседании римского сената, где решалась судьба заговорщика Катилины, с обвинением выступил Катон младший. В I веке до н. э. римский грамматик Тирон изобрёл особый способ стенографирования, получивший название тиронских значков (notae Tironianae) ; эти значки были образованы из римских прописных букв сокращением и упрощением их; в соединении друг с другом значки подвергались известным изменениям и слияниям, для некоторых гласных употреблялись символические обозначения; иногда для обозначения целых слов употреблялись буквенные обозначения; некоторые буквы опускались, хотя без определённой системы. У римлян скорописцы (notarii) записывали такими значками публичные речи и протоколы заседаний. Во время империи эта стенография изучалась в школах, а впоследствии ею пользовалась и христианская церковь.

С падением Римской империи пало и это искусство, хотя и продолжало ещё существовать до времён Каролингов , затем оно совершенно исчезает. Число знаков было весьма велико: Сенека насчитывал их до 5000, во времена Каролингов их было до 8000. Рукописи, написанные тиронскими значками, сохранились до настоящего времени.

Применение

Как средство записывать произносимые речи стенография употребляется почти во всех парламентах земного шара. Образцовым (на конец XIX века) являлось стенографическое бюро при прусской палате депутатов, состоявшее из 12 стенографов, такого же числа писцов, журналиста и главного редактора. Во время заседаний палаты стенографы работали по двое, и каждая пара чередовалась в своих занятиях через каждые 10 минут; по окончании очереди освободившиеся стенографы уходили в особое помещение, где диктовали стенограмму писцам (в случае неясности текста сравнивались обе стенограммы); готовая рукопись передавалась для прочтения говорившим лицам, затем читалась редактором. Определение в стенографы производилось по конкурсу. В Англии , где есть наборщики, знакомые со стенографией, стенограммы вовсе не переписываются обыкновенными буквами, а отсылаются прямо в типографию и уже в печатных корректурах исправляются и редактируются.

Распространённость

Первое стенографическое общество было учреждено в 1726 в Лондоне , но просуществовало недолго, и лишь в 1840 появилось там же новое стенографическое общество. Есть несколько стенографических институтов, имеющих целью содействие развитию теории, практики и литературы стенографии; таковы учреждённый в 1839 Königliches Stenographisches Institut в Дрездене , учреждённый Дюплойе в 1872 Institut sténographique des Deux-Mondes в Париже и учреждённый Питманом в 1851 Phonetic Institute в Бате (Bath) с отделениями в Лондоне и Нью-Йорке . Первый журнал, посвящённый стенографии, появился в Англии в 1842. Первый международный стенографический конгресс состоялся в 1887, шестой - в 1897.

Англия

В Англии первая попытка установить стенографию, сделанная Брайтом (1588), окончилась неудачей; более удачными были попытки его последователей Виллиса (1602), Бирома (1726) и Тейлора (1786); система последнего была перенесена во многие иностранные языки; на его же системе основывается и Айзек Питман, который своей «Фонографией» (1837) далеко превзошёл других изобретателей. Первым сторонником графического направления в Англии явился Бордлей в 1787, но не имел там успеха. По распространённости стенографии в обыденной жизни Англия стоит впереди других стран. При парламенте официальных стенографов нет. В начале XX в. в Англии имелось 5 центральных и 95 местных стенографических обществ и 174 стенографических школы по системе Питмана .

Франция

Во Франции система Коссара (1651) не получила распространения; Кулон де Тевено (1778) также не имел успеха. Большое распространение выпало на долю попытки Бертена (1792) применить систему Тейлора, которая и ещё поныне употребляется в обработке Прево (1826) и Делонея (1866); в настоящее время наиболее распространена система Дюплойе (1867); всего во Франции 35 обществ, следующих системе Дюплойе, 2 - системы Прево-Делоней, 4 - других систем стенографии.

Соединённые Штаты Америки

В Соединённых Штатах получила распространение система стенографии Грегга, изобретенная Джоном Робертом Греггом в 1888 году. В отличие от системы Питмана, система Грегга не использует толщину штриха для различия между согласными. Гласные указываются всегда недиакритическими знаками .

Италия

В Италии ещё в 1678 Рамсей обработал итальянскую систему стенографии под назв. «Tacheographia»; за ним следовала попытка Молина (1797); успех имел Аманти (1809) со своей обработкой системы Бертена; последняя была также обработана Дельпино (1819) и др.; с 1863 получила большое распространение обработка системы Габельсбергера, принадлежащая Ноэ, которая принята правительственными учреждениями и 20 стенографическими обществами с 610 членами.

Германия

В Германии в 1678 появилась «Тахеография» Рамсея; в конце XVIII века имели довольно большой успех Мозенгейль (1796) и Горстиг (1797) с своими геометральными системами стенографии; но лишь с появлением графической системы Габельсбергера (1834) немецкая стенография стала на твёрдую почву. Габельсбергер заимствовал свои знаки из частей обыкновенных букв, но связь знаков между собой основывается у него отчасти ещё на началах геометральных систем. Штольце (1841) указал на удобства употребления соединительной черты, установил более точные правила и вообще поднял значение стенографии. Число систем стенографии в Германии довольно велико (Арендса, Фаульмана, Авг. Лемана, Меркеса, Роллера , Фельтена). Шрей (1887) удачно соединил в своей системе преимущества систем Габельсбергера, Штольце, Фаульмана; Браунс (1888) применил в своей системе особенно рациональную экономию. Главное различие между отдельными группами немецких систем стенографии заключается в способе обозначения гласных: у Габельсбергера гласные или вовсе не выписываются, или сливаются с согласными, или обозначаются поднятием или упущением, утолщением или увеличением согласных (символическое обозначение); лишь изредка они выписываются. Последователи Габельсбергера стремились подвести под известные правила обозначение гласных, чтобы тем упростить словообразование. Система Штольце придерживается исключительно символического обозначения гласных; системы относительной символики придерживаются Фаульман, Меркес, Шрей, Леман. Другие системы придерживаются выписывания гласных и отчасти сливания их с согласными (Арендс, Роллер , Куновский). К концу XIX в. в Германии появилось стремление к объединению различных стенографических школ: в 1897 объединили свои системы школы Штольце, Шрея и Фельтена, и к этому соглашению присоединилась и школа Меркеса и Лемана; это - группа систем с символизацией гласных. В 1898 объединились системы Арендса, Роллера и Куновского (1898) под названием «национальной стенографии»; это - группа систем, выписывающих гласные. В настоящее время стремятся к объединению обе эти группы, а также системы, стоящие вне групп. Вообще, в Германии стенография достигла высокой степени развития. Стенография по системе Габельсбергера введена в качестве необязательного предмета в среднеучебных заведениях Баварии, Саксонии, Саксен-Веймара и др.; в Бадене и Вюртемберге наряду с системой Габельсбергера преподаются системы Штольце и объединённая система Штольце-Шрея ; лишь Пруссия отказывается от введения преподавания стенографии ввиду существования слишком многих и нетвердо установившихся систем, но в 1897-1898 и в прусских военных школах введено необязательное обучение стенографии по системе Штольце-Шрея. В германском рейхстаге употребляется система Штольце. Всего в 1898 в Германии существовало около 2500 стенографических обществ с 82000 членов (системы Габельсбергера 1137 обществ, Штольце-Шрея - 805).

Австро-Венгрия

В Австро-Венгрии немецкая стенография впервые была предложена Данцером (1800) по геометральной системе, но она исчезла с появлением системы Габельсбергера, которая имела и к началу XX в. наибольшее распространение и употреблялась в рейхсрате и местных ландтагах; обучение ей было введено в средних учебных заведениях; из новых систем были распространены системы Фаульмана, Лемана и Шрея. Первая система стенографии для мадьярского языка была предложена Гати (1820), но без успеха, так же как и система Борзоса (1833); больший успех имели переделка стенографии Штольце - Фенивесси и Габельсбергера - Марковича (1863): обе эти системы были приняты в школах и в парламенте. На чешском языке стенография появилась по системе Габельсбергера благодаря трудам Пражского стенографического общества (1863), которое впоследствии стремилось заменить эту систему новой национальной системой. Для польского языка система Габельсбергера переделана Полинским (1861) и Олевинским (1864), для хорватского - Магдичем (1864). Всего в Австро-Венгрии было 181 стенографическое общество, в том числе 130 системы Габельсбергера (на различных языках) с 10 334 членами.

Россия

В дореволюционной России стенография использовалась мало, применялись главным образом переработки курсивных немецких систем. Первой оригинальной и применённой на практике стенографической системой для русского языка была система Михаила Иванина , опубликованная в 1858 в его книге «О стенографии, или искусстве скорописи, и применении её к русскому языку». В 1860 впервые в России стенография (по системе Иванина) была использована в Петербургском университете для записи диспута о происхождении Руси между академиком Михаилом Погодиным и профессором Николаем Костомаровым .

После Октябрьской революции 1917 появились новые стенографические системы: М. И. Лапекина (1920), Н. И. Фадеева (1922), Н. Н. Соколова (1924) и др. В 20-е гг. стенография преподавалась по разным системам, что тормозило развитие стенографического образования. На основе теоретического и практического сравнения семи лучших систем, произведённого Наркомпросом РСФСР в 1933, ВЦИК РСФСР принял постановление о введении в РСФСР Государственной единой системы стенографии (ГЕСС), в основу которой положена система Соколова. В дальнейшем эта система подвергалась частичному усовершенствованию, а также были предложены альтернативные стенографические системы, как то: система О. С. Акопяна, система О. Александровой (построенная по нерациональному для русского языка фонетическому принципу), система В. Герасимова и др.

1 апреля 2018 года в России должности «Секретарь-стенографистка», «Стенографистка» и «Заведующая машинописным бюро» исключены из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих приказом министра труда и социальной защиты Максима Топилина .

Государственная единая система стенографии

В системе Н. Н. Соколова основу алфавита содержат простейшие графические элементы. В отличие от обычного письма, имеет смыслоразличительное значение размер знака и его положение на строке. За счёт этого количество графических элементов сведено к минимуму.

Таким образом, графически упрощается весь алфавит.

Гласные выражаются изменением положения знаков согласных.

Используются особые знаки для выражения наиболее часто встречающихся сочетаний согласных, как то: СТ, СН, СТР, ПР и другие - т. н. «слитные знаки».

Используются особые знаки для выражения наиболее часто встречающихся начальных (РАС-, ЗА-, ПЕРЕ- и др.) и конечных сочетаний (-ЕНИЕ, -СТВО и др.), корней (-ЗДРАВ-, -ДЕРЖ- и др.). ЖД - «железная дорога» и прочие аббревиатуры.

Существуют общие правила сокращения слов (например, сокращение началом слова, началом и концом слова, концом слова), есть и уже закрепившиеся конкретные сокращения для наиболее частотных слов (например, РЕЗУЛЬТАТ = РЕЗ, ВРЕМЯ = ВР и др.).

Некоторые часто встречающиеся слова сокращаются особыми знаками (ПРОИЗВОДСТВО, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ).

Часто встречающиеся словосочетания объединяются в т. н. «фразеограммы» и пишутся без отрыва, возможно, с пропуском середины словосочетания.

// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Словарь Ефремовой

Стенография

ж.
Способ быстрой записи устной речи с помощью системы особых условных знаков.

Толковый переводоведческий словарь

Стенография

система, базирующаяся на записи слов, а не мыслей, что неизбежно создает предпосылки для дословного перевода, снижает интеллектуальную активность в момент восприятия, порождает значительные трудности при оформлении перевода.

Словарь Ожегова

СТЕНОГРА ФИЯ, и, ж. Способ скоростной записи особыми знаками, дающий возможность быстро и точно записывать устную речь.

| прил. стенографический, ая, ое.

Словарь Ушакова

Стенография

стеногра фия , стенографии, мн. нет, жен. (от греч. stenos-узкий и grapho-пишу). Способ письма посредством особых знаков и сократительных приемов, дающий возможность быстро записывать устную речь.

Энциклопедический словарь

Стенография

(от греч. stenos - узкий, тесный и...графия), скоростное письмо (превосходит скорость обычного в 4-7 раз), основана на применении специальных систем знаков и сокращений слов и словосочетаний, позволяющее вести синхронную запись устной речи. Стенография была известна в 4 в. до н. э. в Афинах, в 1 в. до н. э. - в Риме. Термин "стенография" введен в 1602 в Англии.

Грамматологический словарь

Стенография

(от греч. στενός «узкий», γράφω «пишу») – применение особых упрощенных знаков для быстрой записи человеческой речи. Стенографические приемы записи слов в Древнем Египте (т.н. демотика) Автором древнеримской стенографии считается Тирон (1 в. до н. э.) одно из изобретений которого – титло – продержалось в кириллице до 18 в. Т.н. «тироновых нот» насчитывалось несколько тысяч.

В нашей стране в 1820 вышла одна из первых книг по стенографии на русском языке «Графодромия, или искусство скорописи» М.А. Корфа. Первая современная система стенографии была введена англичанином Дж. Уиллисом в 1602, который разработал т.н. геометрический принцип стенографии:

Этот принцип подходит для односложных слов и аналитических конструкций, поэтому он распространен в основном в Англии и Франции. Другое направление в стенографии – курсивное предложил немец Габельсбергер в 1834. Последнего принципа придерживается большинство стран Европы, включая и Россию (модификация Соколова), где государственные языки принадлежат флективному строю. Примеры:

Следует разграничить понятие стенография на три составные части:

а. Скорость письма (См. ). Например, «сто» − сто.

б. Сокращение слов (См. ) отбрасыванием начала, конца слова (при помощи точки или титло), его середины (посредством дефиса или титло, либо при помощи особых знаков). Например, «структура» – стр-ра, .ктура, стр., стрктра (консонантный принцип); «бог» – БГ, «параграф» – §, «годы» – гг. (идеографический принцип) «светотень» – с/т.

в. Плотность письма (См. Плотность текста) вызывает позиционное варьирование знаков (одинаковые знаки в разных позициях считаются разными) и вместе с тем стенография приобретает частично слоговой характер: и т.д.

Стенография (особенно «геометрическая» ее разновидность) оказала заметное влияние на создание письменностей для аборигенов Северной Америки (алгонкины, атапаски, эскимосы) и племен Южного Китая (мяо, лису).

Самую раннюю систему стенографии изобрел греческий раб Марк Туллий Тирон в 63 до н.э. для записи речей Цицерона, хотя известно, что еще в 4 в. до н.э. историк Ксенофонт использовал скоропись для записи воспоминаний о Сократе. Сохранился из этой системы один знак (&), часто называемым тироновым знаком, или амперсандом.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Стенография

(тахиграфия и много других названий - греч. скоропись ) - искусство, с помощью которого можно писать так же скоро, как говорят; для достижения этой цели пишут особыми простейшими знаками, и самые слова и слоги часто подвергаются различным сокращениям, что в результате дает экономию времени почти в 75% сравнительно с обыкновенным письмом и позволяет записывать речи ораторов. Так как выбор значков для С. большею частью произвольный, то из сочетаний различных значков образовалось бесчисленное множество стенографических систем, имеющих каждая свои достоинства и недостатки. Системы эти могут быть подразделены на 2 группы: в одних основами знаков служат геометрические элементы (точка, прямая линия, круг и его части) и все сочетания букв имеют вид геометрических фигур; это так назыв. геометральные системы, наиболее употребляемые в Англии и Франции. Другие системы образуют свои знаки из частей обыкновенных букв и за основание знаков принимают овал и черту, наклоненную вправо, как и в обыкновенном письме; это - графические системы, употребляемые преимущественно в Германии. Последние системы более удобны для письма и более красивы в начертании. Как те, так и другие разнообразят основные знаки различными способами: знаки различаются по своей высоте, по наклону, по занимаемому месту, по утолщению и т. д. Современная С. стремится объединить все системы в одну, в которой по рациональному методу совмещались бы краткость, последовательность и легкость изучения; стараются обосновать С. на более или менее точных статистич. и экспериментально-физиологич. основаниях вместо прежнего произвола каждого изобретателя. Так как С. пользуется для своих целей особенностями словопроизводства в данном языке, то при переносе системы С. с одного языка на другой требуются большие или меньшие изменения системы. Искусство С. существовало уже, как можно заключить по некоторым данным, у древних египтян, где условным знаком записывались речи фараонов; от египтян это искусство перешло к грекам и римлянам, у которых имелись скорописцы. В I в. до Р. Х. римский грамматик Тирон изобрел особый способ стенографирования, получивший название тиронских значков (notae Tironianae); эти значки были образованы из римских прописных букв сокращением и упрощением их; в соединении друг с другом значки подвергались известным изменениям и слияниям, для некоторых гласных употреблялись символические обозначения; иногда для обозначения целых слов употреблялись буквенные обозначения; некоторые буквы опускались, хотя без определенной системы. У римлян скорописцы (n o tarii) записывали такими значками публичные речи и протоколы заседаний. Во время империи эта С. изучалась в школах, а впоследствии ею пользовалась и христианская церковь. С падением римской империи пало и это искусство, хотя и продолжало еще существовать до времен Каролингов, затем оно совершенно исчезает. Число знаков было весьма велико: Сенека насчитывал их до 5000, во времена Каролингов их было до 8000. Рукописи, написанные тиронскими значками, сохранились до настоящего времени. В средние века, после исчезновения тиронских значков, упоминается лишь о попытке английского монаха Иог. Тильбери составить новую латинскую С. (в XII в.). В средние века и в начале новых речи записывались обыкновенным алфавитом, но с сокращениями, которые потом дополнялись. В конце XVI в. в Англии вновь появляется искусство С. и получает особенное развитие в конце XVIII в. Из Англии С. распространилась, начиная с XVII в., и на континенте. Наибольшего развития С. достигла в настоящее время в Сев.-Американских Соединенных Штатах, Англии, Франции, Германии, Швейцарии и Австро-Венгрии. Как средство записывать произносимые речи С. употребляется почти во всех парламентах земного шара. Образцовым является стенографическое бюро при прусской палате депутатов, состоящее из 12 стенографов, такого же числа писцов, журналиста и главного редактора. Во время заседаний палаты стенографы работают по двое, и каждая пара чередуется в своих занятиях через каждые 10 минут; по окончании очереди освободившиеся стенографы уходят в особое помещение, где диктуют стенограмму писцам (в случае неясности текста сравниваются обе стенограммы); готовая рукопись передается для прочтения говорившим лицам, затем читается редактором. Определение в стенографы производится по конкурсу. В Англии, где есть наборщики, знакомые со С., стенограммы вовсе не переписываются обыкновенными буквами, а отсылаются прямо в типографию и уже в печатных корректурах исправляются и редактируются. Первое стенографическое общество было учреждено в 1726 г. в Лондоне, но просуществовало недолго, и лишь в 1840 г. появилось там же новое стенографическое общество. Есть несколько стенографических институтов, имеющих целью содействие развитию теории, практики и литературы С .; таковы учрежденный в 1839 г. K ö nigliches Stenographisches Institut в Дрездене, учрежденный Дюплойе в 1872 г. Institut st é nographique des Deux-Mondes в Париже и учрежденный Питманом в 1851 г. Phonetic Institute в Бате (Bath) с отделениями в Лондоне и Нью-Йорке. Первый журнал, посвященный С., появился в Англии в 1842 г. Первый международный стенографический конгресс состоялся в 1887 г., шестой - в 1897 г. В Англии первая попытка установить С., сделанная Брайтом (1588), окончилась неудачей; более удачными были попытки его последователей Виллиса (1602), Бирома (1726) и Тейлора (1786); система последнего была перенесена во многие иностранные языки; на его же системе основывается и Питман, который своей "Фонографией" (1837) далеко превзошел других изобретателей. Первым сторонником графического направления в Англии явился Бордлей в 1787 г., но не имел там успеха. По распространенности С. в обыденной жизни Англия стоит впереди других стран. При парламенте официальных стенографов нет. В настоящее время в Англии имеются 5 центральных и 95 местных стенографических обществ и 174 стенографических школы по системе Питмана. Во Франции система Коссара (1651) не получила распространения; Кулон де Тевено (1778) также не имел успеха. Большое распространение выпало на долю попытки Бертена (1792) применить систему Тейлора, которая и еще поныне употребляется в обработке Прево (1826) и Делонея (1866); в настоящее время наиболе распространена система Дюплойе (1867); всего во Франции 35 обществ, следующих системе Дюплойе, 2 - системы Прево-Делоней, 4 - других систем С. В Соединенных Штатах употребляются те же системы С., как и в Англии; преобладает система Питмана (введенная в 1844 г.), отчасти в первоначальной форме, отчасти в обработках Грегама (1858), Линдсдея (1862), Менсона (1867) и Бернса (1873); С. применяется в больших размерах в правительственных, судебных и частных учреждениях; много дам-стенографисток; всего в Соединенных Штатах 82 стенографических общества, в том числе несколько немецких, и 1 школа по системе Питмана. В Италии еще в 1678 г. Рамсей обработал итальянскую систему С. под назв. "Tacheographia"; за ним следовала попытка Молина (1797); успех имел Аманти (1809), своей обработкой системы Бертена; последняя была также обработана Дельпино (1819) и др.; с 1863 г. получила большое распространение обработка системы Габельсбергера, принадлежащая Ноэ, которая принята правительственными учреждениями и 20 стенографич. обществами с 610 членами. В Германии в 1678 г. появилась "Тахеография" Рамсея; в конце ХVIII в. имели довольно большой успех Мозенгейль (1796) и Горстиг (1797) с своими геометральными системами С.; но лишь с появлением графической системы Габельсбергера (1834) немецкая С. стала на твердую почву. Габельсбергер заимствовал свои знаки из частей обыкновенных букв, но связь знаков между собою основывается у него отчасти еще на началах геометральных систем. Штольце (1841) указал на удобства употребления соединительной черты, установил более точные правила и вообще поднял значение С. Число систем С. в Германии довольно велико (Арендса, Фаульмана, Авг. Лемана, Меркеса, Роллера, Фельтена). Шрей (1887) удачно соединил в своей системе преимущества систем Габельсбергера, Штольце, Фаульмана; Браунс (1888) применил в своей системе особенно рациональную экономию. Главное различие между отдельными группами немецких систем С. заключается в способе обозначения гласных: у Габельсбергера гласные или вовсе не выписываются, или сливаются с согласными, или обозначаются поднятием или упущением, утолщением или увеличением согласных (символическое обозначение); лишь изредка они выписываются. Последователи Габельсбергера стремились подвести под известные правила обозначение гласных, чтобы тем упростить словообразование. Система Штольце придерживается исключительно символического обозначения гласных; системы относительной символики придерживаются Фаульман, Меркес, Шрей, Леман. Другие системы придерживаются выписывания гласных и отчасти сливания их с согласными (Арендс, Роллер, Куновский). В последние годы в Германии появилось стремление к объединению различных стенографических школ: в 1897 г. объединили свои системы школы Штольце, Шрея и Фельтена, и к этому соглашению присоединилась и школа Меркеса и Лемана; это - группа систем с символизацией гласных. В 1898 г. объединились системы Арендса, Роллера и Куновского (1898) под названием "национальной стенографии"; это - группа систем, выписывающих гласные. В настоящее время стремятся к объединению обе эти группы, а также системы, стоящие вне групп. Вообще, в Германии С. достигла высокой степени развития. С. по системе Габельсбергера введена в качестве необязательного предмета в среднеучебных заведениях Баварии, Саксонии, Саксен-Веймара и др.; в Бадене и Вюртемберге наряду с системой Габельсбергера преподаются системы Штольце и объединенная система Штольце-Шрея; лишь Пруссия отказывается от введения преподавания С. ввиду существования слишком многих и нетвердо установившихся систем, но в 1897-98 гг. и в прусских военных школах введено необязательное обучение С. по системе Штольце-Шрея. В германском рейхстаге употребляется система Штольце. Всего в 1898 г. в Германии существовало около 2500 стенографических обществ с 82000 членов (системы Габельсбергера 1137 обществ, Штольце-Шрея - 805). В Австро-Венгрии немецкая С. впервые была предложена Данцером (1800) по геометральной системе, но она исчезла с появлением системы Габельсбергера, которая имеет и в настоящее время наибольшее распространение и употребляется в рейхсрате и местных ландтагах; обучение ей введено в средних учебных заведениях; из новых систем распространены системы Фаульмана, Лемана и Шрея. Первая система С. для мадьярского языка была предложена Гати (1820), но без успеха, так же как и система Борзоса (1833); больший успех имели переделка С. Штольце - Фенивесси и Габельсбергера - Марковича (1863): обе эти системы приняты в школах и в парламенте. На чешском языке С. появилась по системе Габельсбергера благодаря трудам Пражского стенографического общества (1863), которое теперь стремится заменить эту систему новой национальной системой. Для польского языка система Габельсбергера переделана Полинским (1861) и Олевинским (1864), для кроатского - Магдичем (1864). Всего в Австро-Венгрии 181 стенографическое общество, в том числе 130 системы Габельсбергера (на различных языках) с 10334 членами. В России первая попытка составления С. принадлежит Генри (1792), но она осталась незамеченной; затем были изданы "Графодромия, или искусство скорописи, соч. Г. Астье, переделанное и примененное к русскому языку бароном Модестом Корфом" (СПб., 1820); "С. или искусство писать так же скоро, как говорят, на русском и французском языках" (М., 1844); "Стенографическая азбука, или руководство к изучению искусства так же скоро писать, как и говорить, по методе, основанной на изображении букв точками или чертежами. Изданная С. П. К." (М., 1848); M. И. Иванов, "О С., или искусстве скорописи в применении ее к русскому языку" (СПб., 1858). Все эти руководства составлены по геометрическим системам и заимствованы у французов. Самая С. не имела особенного успеха. Большее внимание было обращено на С. при введении судебных уставов, когда правительство назначило премию за лучшее руководство по С. в применения к русскому языку; премия не досталась никому, но комиссия при министерстве народного просвещения нашла, что способы П. Ольхина по системе Габельсбергера и И. Паульсона и Я. Мессера - по системе Штольце наиболее практичны. Система Ольхина была издана под заглавием "Руководство к русской С. по началам Габельсбергера" (СПб., 1866; З изд., СПб., 1874), сочинение Паульсона и Мессера - под заглавием "Русская краткопись, или С. по началам Штольце" (СПб., 1864).

СТЕНОГРАФИЯ I.

СТЕНОГРАФИЯ II.

Сначала деятелность русских стенографов ограничивалась составлением подробных отчетов по уголовным и гражданским процессам; затем начали записывать заседания ученых обществ, акционерных, земских и других собраний; впоследствие к услугам С. стали прибегать редакции газет, писатели, переводчики с иностранных языков и другие деловые люди. Вообще С. не получила прочного развития в России; наибольшее применение имеют системы Габельсбергера и Штольце в вышеуказанных обработках. По системе Габельсбергера в обработке Ольхина С. разделяется на 3 отдела: словоначертание, или буквосочетание, дающее правила соединения простейших знаков - словосокращение, говорящее о сокращенном обозначении известных частей слов, - и словоусечение, дающее правила пропуска или усечения части слов. Словоначертание. При С. слова пишутся вообще с таким же наклонением знаков, как и в обыкновенном письме; одни знаки пишутся средних размеров, другие выдаются вверх или вниз или и вверх, и вниз; первые знаки, имеющие размер обыкновенных букв, называются мерными; кроме того, употребляются знаки полумерные, малые (ниже полумерных) и длинные. Отдельные стенографические знаки в большинстве случаев означают не отдельные буквы, а слоги; гласные, находящиеся в слогах, по возможности символизируются в согласном, которому придается особое положение или форма: так, соединительная черта между согласными, а также выходящая из них или входящая в них горизонтальная или косвенная волосная черта означает существование гласного вообще; при отсутствии точнейшего обозначения, такая черта выражает е ; утолщение нисходящей части знака согласного означает символически гласный а, следующий за согласным и т. д. Если символика невозможна, то гласные означаются слитно, т. е. соединением характеристической части согласного с гласным; если же и это невозможно, то гласные выписываются особенными знаками. Словосокращение. Буквы, вставленные только для благозвучия, не выражаются, если они требуют начертания особенного знака; некоторые приставки выражаются особенными знаками, которые связываются с корнями; сложные приставки пишутся слитно и соединяясь между собою как можно теснее; некоторые прилагательные и существительные употребляются в виде приставок и выражаются сокращенно; в окончаниях (склонений и спряжений) пишется только знак, характеризующий окончание. Числительные выражаются цифровыми знаками по возможности упрощенными; повторение цифры означается подчеркиванием; знаки сотен и тысяч означаются словом сто или тысяча. Словоусечение . При словоусечении исключается или усекается некоторая часть слова; одни усеченные слова употребляются лишь при удобном случае, другие - постоянно; последнего рода усечения представляют собою знаки, которые сами по себе большею частью означают слова; они называются самословами, значками или условными знаками. Самословами выражается целый ряд слов; слова, производные от этих слов, также выражаются самословами с прибавлением нужных букв. Усечение может быть произведено либо в формальной части слова (окончания), либо в материальной части (корне). Наконец, употребляются и знаки условные, как: означение общеизвестных цитат, пословиц первым и последним словом, между которыми ставится черта; знак! (милостивый государь), !!(милостивые государи) и т. д. Ср. S cott de Martinville, "Histoire de la sté nographie" (Пар., 1849); Guenin, "Recherches sur l"histoire etc. de la st é nographie" (П., 1880); Pitman, "A history of shorthand" (3 изд., Лонд. и Бат, 1891); Westby-Gibson, "The bibliography of shorthand" (ib., 1887); Moser, "Allgemeine Geschichte der Stenographie" (т. 1, Лиц., 1889); Faulmann, "Geschichte und Litteratur der Stenographie" (Вена, 1895); Ершов, "Обзор русск. стенографических систем" (СПб., 1880); Zimmermann, "Geschichte der Stenographie" (Вена, 1897); Ziebig, "Nachträ ge zur Geschichte und Litteratur der Geschwindschreibekunst" (Дрезд., 1899); I. Depoin, "Annuaire St é nographique international" (Пар., 1889). Кроме того, целый ряд учебников и руководств различных систем С. на всех языках; на русском, кроме вышеупомянутых: А. Горшенов, "Учебник практической С." (СПб., 1893); В. Кривош, "Самоучитель русской скорописи" (Стенография, Петроград, 1893); И. Паульсон и Я. Мессер, "Практическое руководство к изучению русской С. по началам Штольце" (4 изд., СПб., 189 2) и мн. др. Разработка различных вопросов С. посвящены также многочисленные специальные периодические издания: "Deutsche Stenographenzeitung" (сист. Габельсбергера), "Stenographische Vierteljahrsscrhift" (то же), "Magazin f ü r Stenographie" (сист. Штольце-Шрей), "Archiv f ü r Stenographie" (то же), "Der Nationalstenograph" (национ. сист.), "Pionier" (сист. Роллера), "Меrkesiana" (сист. Меркеса) и др.