Секретные арктические базы третьего рейха. Тайны арктики

Российская экспедиционная команда, в Арктике нашла секретную базу нацистов под названием «Schatzgraber». Не исключено что метеостанция, построенная для контролирования региона, занималась поиском древних артефактов.

Команда исследователей нашла более 500 объектов исторической ценности в руинах нацистской базы на архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Предположительно, метеорологическая база один из комплексов известного института . Вероятно, нацисты рассчитывали использовать базу как перевалочный пункт глубокого исследования Арктики в поисках артефактов древних цивилизаций.

Обнаруженная станция с дотами и бункерами военного назначения как полагают не единственная арктическая площадка, построенная нацистами в исполнение амбициозных планов на мировое господство. Говоря более конкретно о находке, подтверждающей многочисленные слухи о влиянии нацистов в Арктике заметим: находка произошла на острове Александра, отстоящим на 1000 километров от Северного полюса.

Исследователи произвели открытие несколько месяцев назад, предоставив видеоматериалы с места находки, показывающие артефакты и основание развалившейся базы — убедительные доказательства исследовательской деятельности нацистов в регионе.

Официально, назначение данной метеостанции требовалось для поддержки боевых выходов крейсеров и подлодок вдоль трассы Северного морского пути. Для проведения операции под знаковым названием «Страна Чудес», на Земле Александры возвели метеорологическую станцию «Кладоискатель» с оборонительными рубежами.

Арктическая секретная база нацистов «Schatzgraber» (Кладоискатель / Охотник за сокровищами), была построена в 1942 году — спустя год после вторжения сил Третьего рейха на территорию Советского Союза.

Эксперты полагают постройку базы «Schatzgraber» частью гораздо большей миссии, введённой в эксплуатацию ради крупного проекта поисков древних артефактов.

Обнаружено порядка 500 предметов на останках базы: бензиновые канистры, бумажные документы, предметы быта, личные вещи сотрудников, и множество других предметов, извлеченных российскими исследователями. Найденное находится в относительно хорошем состоянии, отчасти благодаря условиями крепких морозов.

Считается, что в 1944 году сотрудники базы были эвакуированы вследствие вспышки болезни, вызванной употреблением мяса полярного медведя. Правда, некоторые признают причину несколько надуманной, подразумевая большую тайну в спешно покинутой станции. Сама же база в 1950 году была демонтирована, в других случаях упоминается о целенаправленном разрушении.

Тем не менее, это одна из самых загадочных деталей, окружающих секретные проекты нацистов, поэтому метеостанцию и назвали «Охотник за сокровищами». С этой базы немецкие учёные вели наблюдения за климатом Арктики, пытались отслеживать перемещения судов, но только ли это?

Что если нацисты искали реальные сокровища? Если да, то почему в Арктике? Что именно нацисты рассчитывали найти в такой негостеприимной области? Станция 211 на Антарктиде, как говорят, была аналогична базе «Schatzgraber» в Арктике.

Многие люди считают, что нацисты построили несколько баз не только в Арктике, но и в . Хорошо известно, что во время Второй мировой войны, нацисты провели ряд странных экспериментов с технологиями неизвестными для остального мира, подчиняясь стремлению править миром.

Исследователи института «Аненербе» искали земли мифических артефактов, потусторонней технологии, в надежде изыскать доступ к верховной власти, позволявшей им победить непобедимое. Арктика и Антарктика, были чрезвычайно важны для планов нацистов, поскольку они ожидали найти «могущество древней технологии» в двух самых негостеприимных регионах Земли.

Многие авторы уверяют: в 1946-47 годах, адмирал Берд, прославленный американский полярник искал секретные базы нацистов. И действительно, операция адмирала «Высокий прыжок» (High Jump) имела в своем распоряжении самый настоящий экспедиционный корпус.

Никогда в истории, Антарктида еще не подвергалась исследованию такими крупными военными силами, способными осуществить вторжение на какое-либо побережье. Но даже несмотря на такие громоздкие силы, операция закончилась полным провалом — исследователи спешно ретировались из ледовой пустыни безрезультатно.

В настоящее время обнаруженные артефакты на базе «Кладоискатель» в Арктике транспортируются в Архангельск для проведения анализа. Специалисты будут пытаться разгадать тайну и истинную цель заброшенной нацистской базы в Арктике.

Существует множество гипотез из , переплетающихся с тайными изысканиями Третьего рейха. В частности, предполагается, что к завершению Второй мировой войны, нацисты совершили мощный инновационный скачок в физике и аэронавтике. Якобы существенную помощь они почерпнули из записей древних цивилизаций.

Согласно интригующей теории, ученые нацистов вышли на технологии, дающие им возможность строить «летающие тарелки» и закладывать серьёзные подземные базы. Нацисты разрабатывали оружие массового поражения на уровне Манхэттенского проекта еще до американцев.
Возможно, это смесь фактов и вымысла в отношении того, что Гитлер и его приспешники достигли, но кто из очевидцев событий тех лет может сказать правду …

8 230

В 1931 году сотрудничество СССР с Германией уже не было столь широким, как ещё два-три года назад, однако ещё весьма активно продолжалось во многих областях науки, техники и промышленного производства. Сотрудничали страны и в военной области. Поэтому советское руководство и представители госбезопасности не усмотрели ничего предосудительного в поступившем от немецкого воздухоплавателя Эккенера приглашении ряду советских учёных принять участие в воздушной арктической экспедиции.

Знаменитый немецкий воздухоплаватель и конструктор дирижаблей, которым прочили тогда огромное будущее, доктор Гуго Эккенер (1868–1954) 25 июня 1931 года прибыл на огромном дирижабле «Граф Цеппелин» в Ленинград. Северная столица России встречала его и ещё сорока двух немецких исследователей с оркестрами и большим воодушевлением. О предстоящей экспедиции много писали в газетах и вещали по радио.

Эккенер предполагал отправиться из Ленинграда над льдами Баренцева моря к Земле Франца-Иосифа, оттуда к Северной Земле, потом пролететь над полуостровом Таймыр и озером Таймыр, взять курс на Новую Землю, а оттуда возвратиться в Берлин. Советское руководство дало разрешение на полёты над территорией СССР. В те годы там лежала абсолютно безлюдная, лишённая не только какой бы то ни было промышленности, но даже практически человеческого жилья, дикая местность. Причём местность труднодоступная даже для авиации и дирижаблей, а судоходство в северных водах всегда являлось делом сложным и опасным. Поэтому в СССР полагали, что никаких секретов там никто узнать не может, а географические карты существуют независимо от полётов «Графа Цеппелина».

Принять участие в научной арктической экспедиции немцы пригласили бывшего начальника полярной экспедиции на ледоколе «Красин», состоявшейся в 1928 году, известного профессора Р. Л. Самойловича, специалиста по аэрологии профессора П. А. Молчанова, инженера Ф. Ф. Ассберга и радиста высшей квалификации Э. Т. Кренкеля. Все они получили «добро» от советских властей на сотрудничество с немцами в изучении Арктики - руководство страны тоже имело немалый интерес в сведениях о труднодоступной северной местности, таящей в своих недрах немало различных богатств.

Перед полётом дирижабль «Граф Цеппелин» довольно основательно модифицировали в Ленинграде, чтобы подготовить его к работе в условиях Арктики. С дирижабля сняли часть оборудования, но зато для возможности его посадки на воду дно гондолы сделали водонепроницаемым и установили дополнительные поплавки, как на гидросамолётах. Кроме того, добавили научную аппаратуру и фотоаппараты для перспективной и вертикальной аэрофотосъёмки и установили дополнительное радионавигационное оборудование, без которого в то время в арктических условиях просто нечего было делать.

Наконец, все работы завершились и «Граф Цеппелин» взял курс через Баренцево море к Земле Франца-Иосифа, где в бухте Тихой прибытия дирижабля уже ожидал ледокол «Малыгин» для обмена почтой - тогда это служило самым надёжным способом связи в бескрайних арктических просторах. Путь от Ленинграда до Земли Франца-Иосифа занял у дирижабля около полутора суток. В бухте Тихая он совершил посадку на воду на очень короткое время. Потом вновь поднялся и продолжил полёт по заранее обусловленному маршруту: на всякий случай советские власти и органы госбезопасности твёрдо настаивали на жёстком соблюдении заранее согласованного и проложенного маршрута.

Позднее профессор Самойлович, говорил и писал, что почти за пять суток полёта на дирижабле «Граф Цеппелин» удалось проделать такую научную работу и добиться таких результатов, на получение которых в обычных условиях потребовалось бы проводить экспедиции на ледоколах в течение нескольких лет.

Внизу, под дирижаблем, лежали покрытые нетающим снегом совершенно неизученные районы Арктики, и члены экспедиции непрерывно вели аэрофотосъёмку побережья, аэрологические и метеорологические наблюдения, делали замеры геомагнитных аномалий, что очень важно для навигации, изучали закономерности перемещения льдов. На карту наносились заброшенные в безлюдных просторах ранее совершенно неизвестные острова. По завершении экспедиции без каких-либо происшествий дирижабль прибыл в Берлин.

Тогда существовало «Международное общество по исследованию Арктики». От имени этой международной организации немцы вскоре опубликовали научный отчёт о воздушной экспедиции, богато иллюстрировав его множеством фотоснимков. В стране социализма результаты исследований совместной с немцами научной экспедиции в Арктику практически не освещались ни в широкой печати, ни в научных публикациях.

Теперь трудно неопровержимо доказать, что затеянная Эккенером экспедиция совершенно не являлась сугубо научной и не была инспирирована немецким Генеральным штабом. Однако с большой долей вероятности можно предположить, что среди прибывших в Ленинград из Берлина сорока с лишним членов экипажа дирижабля «Граф Цеппелин» наверняка находились сугубо военные специалисты и разведчики, крайне заинтересованные в получении сведений об арктических территориях СССР. Это подтверждается тем, что германский Генеральный штаб, военно-морские силы и, в частности, адмирал Карл Дёниц, в 1939 году назначенный командующим подводным флотом Германии, не преминули воспользоваться результатами немецко-советской арктической «научной» экспедиции при разработке планов военных операций на северных коммуникациях.

Здесь необходимо отдать должное советской разведке - пусть не во всех подробностях, однако о разработках Генерального штаба вермахта и военно-морских сил Германии, а также об источниках их сведений стало известно Центру. Помешать немцам уже не оставалось никакой возможности, и за «экспедицию» перед чекистами ответил профессор Самойлович: его репрессировали как шпиона немцев и «врага народа».

Тем временем адмирал Дёниц разработал оригинальную, смелую и подробную доктрину действий подводного флота в северных морях. Надо отметить, что среди высших офицеров военно-морского флота Германии Карл Дёниц являлся единственным убеждённым национал-социалистом, верным фюреру до фанатизма и пользовавшимся его полным доверием: не зря в 1945 году, перед гибелью, Гитлер назначил своим преемником именно гросс-адмирала Карла Дёница.

Ещё адмирал неутомимо наращивал подводный флот. В 1935 году Германия имела только одиннадцать небольших подводных лодок, и сторонники «большого» надводного флота с определённой долей презрения и недоверия относились к субмаринам. Но упрямый Дёниц видел в них великое будущее и, как показало время, оказался полностью прав. Он доложил лично Адольфу Гитлеру о своих доктринах и получил его одобрение и деньги. К началу Второй мировой Германия имела в строю уже пятьдесят семь прекрасно вооружённых субмарин, а за годы войны немцы сумели построить тысячу сто пятьдесят три подводные лодки, потопившие три тысячи судов союзников и двести боевых кораблей.

По настоянию Дёница строились специальные подлодки для войны в условиях Арктики и плавания в северных морях вблизи берега - там есть свои специфические особенности навигации. Вполне естественно, эти лодки нуждались в специальных надёжных базах для дозаправки топливом, отдыха экипажей, ремонта ходовой части и корпуса, а также пополнения боезапаса и обеспечения устойчивой связи с командованием и обмена почтой. В конце концов, даже при значительном - более восьми тысяч миль! - радиусе действия немецких субмарин, они всё равно не могли находиться в плавании бесконечно.

Дёниц выдвинул крайне смелую идею, основанную на результатах «научной» экспедиции Эккенера-Самойловича в Арктику: создать секретные базы для немецких подлодок на пустынных островах в устьях рек советской северной территории. В то время она была практически необитаема и граница государства там фактически не охранялась - от кого охранять огромные, покрытые вечным льдом безлюдные пространства, страшно далёкие от других держав?

Дерзкая идея адмирала стала весьма актуальной, когда в Мурманск пошли конвои союзников, а перед гитлеровцами встала задача во что бы то ни стало перерезать эту артерию, снабжавшую воюющую Россию военной техникой, продовольствием и стратегическими материалами. Конвои подвергались постоянным воздушным атакам, их караулили немецкие рейдеры и… прятавшиеся на секретных арктических базах субмарины, ставившие пытавшихся уничтожить их морских охотников в тупик. Подводные лодки исчезали, и никто не мог тогда понять - куда?

Адмиралы Дёниц и Редер полностью уверились, что секретные базы подлодок не будут обнаружены советской авиацией и моряками, а от разведки противника их должен надёжно прикрыть абвер. Строительство необходимых сооружений, - зарытых в лёд или даже в вечную мерзлоту, - осуществляло ведомство Тодта. В 1942 году Дёниц перенёс свой штаб в Париж и оттуда руководил работами в Арктике. Понятно, что одной суперсекретной базой немецкие подводники обойтись не могли, требовалось несколько таких объектов, которые в случае внезапного обнаружения и уничтожения одного или нескольких из них могли дублировать друг друга. Строители доставлялись на место работ на подводных лодках, как и необходимые для обустройства объектов материалы. А достаточный опыт стройки в снегах и льдах у немцев уже имелся - в период Первой мировой войны немецкие, итальянские и австрийские войска вели войну во льдах в Альпах, строя в ледниках тоннели, бункеры и прорубая длинные ходы-галереи.

Обнаружение таких секретных баз подлодок действительно являлось делом очень сложным - в Третьем рейхе умели надёжно хранить свои сокровенные тайны, а в военный период советские самолёты над отдалёнными районами Арктики практически не летали. Горючее было в дефиците, всё шло для фронта и для победы, да и чего делать самолётам там, где не проходили судоходные трассы и не стояло никакого жилья?

Скорее всего, советские органы госбезопасности получили данные о секретных базах немецких субмарин в Арктике только после победы, при активной работе с военнопленными, которым уже стало нечего скрывать, или они выяснили всё об этом неожиданном ходе адмирала Карла Дёница из захваченных секретных трофейных документов. Однако советские спецслужбы тоже умеют хранить свои тайны, а наличие немецких баз в нашем северном тылу наносило престижу госбезопасности страшный, практически непоправимый удар: ещё бы, проморгать такое у себя под носом! Поэтому официально в существовании секретных баз не сознавалась ни та ни другая сторона.

В начале 60-х годов XX века на одном из островов в устье Лены местные жители якобы обнаружили давно заброшенную немецкую секретную базу. Туда даже собирались направить экспедицию с участием журналистов, однако начался развал Союза ССР и всем стало не до секретных нацистских баз.

На побережье Карского и Баренцева морей, в окрестностях Тикси и на Таймыре находят множество железных бочек, оставшихся ещё со времён американского «ленд-лиза», но среди них нет-нет да и попадаются бочки с белым распластанным орлом, сжимающим в когтях венок со свастикой - маркировка нацистского вермахта. Откуда они там взялись? Неужели море принесло?

Геологи рассказывали, как на побережье Таймыра, в вечной мерзлоте находили бляхи со свастикой от немецких морских поясных ремней, «украшенные» свастикой ложки и прочую утварь из алюминия: он был у немцев очень ходовым металлом. Неужели море тоже занесло всё это в вечную мерзлоту?

Им пришлось спланировать на воду и вызвать спасателей. Однако помощь почему-то не пришла. После короткого допроса экипажа BV-138 был взят на буксир и «Мгла» направилась к острову Моржовец. Но вскоре была получена радиограмма с приказом изменить маршрут и идти к острову Вешняк (находящемуся недалеко от устья реки Поной), где передать «флюгбоут» дежурному эсминцу флота "Жгучему".

Во время этого перехода в Баренцевом море разыгрался сильнейший шторм, и в корпус «флюгбоута» неожиданно стала поступать забортная вода. На подходе к маяку Инцы BV-138 затонул. При попытке спасти тонущий трофей погиб инструктор политотдела Беломорской военной флотилии, который в тот день случайно оказался на борту «Мглы». За выполнение задания по захвату «флюгбоута» командование Беломорской военной флотилии объявило экипажу благодарность.

Далее в этой истории начинаются некоторые странности. Так, например, командующий Северным флотом вице-адмирал Арсений Головко не только никак не отметил вроде бы отличившийся экипаж «Мглы», но даже не стал записывать этот неординарный случай в свой личный дневник. Может быть, он все же детально разобрался в промахах, допущенных разведкой Северного флота и экипажем гидрографа, и решил не привлекать к этому событию внимание более высоких инстанций?

Тем более что, видимо, в спешке североморские разведчики почему-то не заметили такой странный факт, что экипаж самолета лишь спустя несколько часов после приводнения стал настойчиво звать на помощь спасателей. (Если, конечно, это были сигналы для спасителей, а не для кого-то еще, например шифрованный доклад об успешном выполнении специального задания.)

Да и помощь почему-то так и не пришла, что было совершенно нехарактерно для Люфтваффе, так же как и добровольная сдача в плен небольшому, практически невооруженному и явно старому невоенному судну.

Более того, если корпус «флюгбоута» настолько пострадал от пулеметных очередей МРБ, то самолет должен был затонуть значительно раньше. Но почему-то этого не произошло. Кроме того, надо быть совсем дурным пилотом, чтобы, совершая вынужденную посадку в глубоком вражеском тылу, обозначать свое место ракетами. И далее, увидев в воздухе слабенький советский МРБ, не расстрелять его из мощного оружия (две пушки), имевшегося на борту BV-138, так же как и тот старый буксир, который находился непосредственно рядом, и тем более совершенно добровольно сдаваться в плен.

Согласитесь, что все это совершенно непохоже на тех солдат вермахта, с которыми мы воевали во время войны! Если к этому добавить, что в основном самолеты BV-138 входили в состав спецподразделений Люфтваффе, которые использовались для выполнения спецзаданий (например, была даже попытка эвакуировать 1 мая 1945 года из осажденного Берлина на BV-138 некоего руководителя Третьего рейха, возможно даже, первого двойника Адольфа Гитлера), то есть все основания предполагать, что осенью 1944 года в районе Мезени был специально разыгран хорошо поставленный спектакль для того, чтобы отвлечь внимание советского командования от нечто, ради чего было не жалко даже потерять боевой BV-138. Тем более что за двое суток, пока беломорцы искали вражеский гидросамолет, у его летчиков и возможных пассажиров было предостаточно времени для решения всех вопросов с теми, кто, возможно, ждал их где-то в районе Мезени.

Конечно, это только предположения, но согласитесь, уж слишком много здесь неясных вопросов. Ответы на них мог бы дать кто-то из членов экипажа (если летчики еще живы) либо подъем затонувшего гидросамолета и его тщательное обследование, Хотя лучше всего, если бы ответы на эти вопросы (или хотя бы их часть) удалось найти в архивных документах Люфтваффе, в которых, безусловно, имеется соответствующее рейсовое задание на этот полет.

Вполне возможно, что этот необычный для нацистской авиации военный эпизод подтвердит, что тайные немецкие аэродромы в архангельской тундре предназначались для выполнения каких-то задач, имевших особую важность для Третьего рейха!

Наверное, однажды мы все-таки найдем ясный ответ и на этот вопрос. А пока попытаемся рассказать о некоторых, по нашему мнению, особо важных тайнах Третьего рейха.

ОСОБЫЕ ТАЙНЫ АРКТИКИ

О найденных после войны секретных немецких базах, обеспечивавших походы немецких судов и подлодок в нашу Арктику, в прошлые годы иногда упоминалось, но только «одной строкой». Но даже подобная краткость в налги дни дает этой строке право на жизнь, а военным историкам и исследователям - надежду на то, что подробное изучение нацистских тайн в Арктике все-таки будет проведено.

Первым тайным нацистским пунктом, найденным в советской Арктике еще в 1951 году, была база Кригсмарине № 24, Широкому кругу советских читателей о ней рассказали известный советский историк Борис Вайнер и знаменитый ледовый капитан Константин Бадигин. Попробуем рассказать, что сегодня, 56 лет спустя, известно об этой базе, а также о некоторых других таких же тайных объектах в Арктике.

ПОДСКАЛЬНАЯ БАЗА ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК КРИГСМАРИНЕ В РАЙОНАХ СОВЕТСКОЙ АРКТИКИ

О появлении немцев на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) сообщали еще до начала войны - в марте 1941 года летчики нашей полярной авиации, которые заметили над советским островом немецкий самолет типа Dо-215.

Через год, уже летом 1942 года, здесь же работу неизвестной радиостанции и сигналы красными ракетами, подаваемые кому-то, обнаружили полярные летчики полковника Ильи Мазурука. Более того, при тщательном осмотре острова с воздуха они увидели какие-то сооружения, закрытые металлической сеткой. Но почему-то ни руководство ГУ СМП, ни командование и разведка СФ разбираться с необычной находкой не стали. Затем, похоже,

0 них вообще забыли (!} и вновь, совершенно случайно, кое-что на Земле Александры нашли только 12 сентября 1951 года, когда ледокольный пароход «Семен Дежнев» зашел в пролив Кембриджа, разделяющий острова Земля Александры и Земля Георга. На борту судна находилась изыскательская партия Арктикпроекта под руководством Топоркова.

Во время осмотра острова недалеко от края его восточного ледника были случайно обнаружены несколько блиндажей, метеоплощадка и радиомачта. Здесь же были найдены: продовольственная кладовая, жилье, вещевой склад и ремонтная мастерская.

Более тщательный осмотр показал:

В кладовой лежало с десяток деревянных ящиков. Часть из них была заполнена 1-килограммовыми жестяными банками (снаружи окрашенными краской для защиты жести от коррозии), а часть - 50-килограммовыми жестяными коробками. В первых были обнаружены норвежские и датские варенья и мармелад, датские пудинги и печенье, американские сушеные фрукты и изюм. Во вторых - норвежские патока, чай, кофе и шоколад.

Удалось найти даже несколько банок с венгерским яичным порошком и датской консервированной свининой. Здесь же хранились остатки спиртного - несколько нераспечатанных бутылок Hermann Меуег, Berlin.

На вещевом складе находились: связка двухсторонних камуфлированных курток на специальной зимней подкладке, десяток кожаных курток на бараньем меху и таких же кожаных рукавиц, меховые шапки, крытые кожей с назатыльником и наушниками, стояло несколько пар финских башмаков из оленьей шкуры. Кроме того, лежало несколько тюков шерстяного белья и суконных шерстяных брюк, пара кожаных лодок-каяков и столько же нарт, валялось несколько банок краски на олифе и запас спичек в жестяных коробках. Неподалеку было складировано несколько) канистр с бензином, на которых были отчетливо видны этикетки - Benzin, 1940, Wehrmacht.

Более тщательный осмотр показал, что вся территория была надежно защищена - так, по ее периметру было сооружено 6 окопов с пулеметными гнездами, пять блиндажей и 3 дзота, В дзотах были найдены 2 ротных миномета.

А в блиндажах лежали прекрасно сохранившиеся служебные бумаги, какие-то дневники, письма и даже несколько фотографий. В самом вместительном из блиндажей была установлена радио-станция, найдена секретная инструкция по проведению метеонаблюдении и журнал с записями погоды. Последняя запись в этом журнале была датирована 24 мая 1944 года.

Главный жилой бункер имел 7 комнат, из которых 2 явно предназначались для офицерского состава. Кроме общей спальни, рассчитанной примерно на 20 человек, здесь же имелись столовая, кухня и кладовые, У бункера валялись гильзы от использованных парашютных осветительных ракет, которые были изготовлены в 1941 году, в ремонтной мастерской на территории базы все станки и механизмы были хорошо законсервированы. Неподалеку от мастерской лежала небольшая моторная лодка, практически готовая к работе.

Позже удалось уточнить - советские полярники нашли тайную базу № 24 военно-морской, метеорологической и пеленгаторной службы Кригсмарине.

Глава 10

ТАЙНЫ АРКТИКИ

С высокого мыса Флигеля, самой северной точки Земли Франца-Иосифа, австрийский полярник Юлиус Пайер увидел 11 апреля 1875 года голубые горы острова, который он назвал «Землей Петермана, в честь великого географа, моего друга и учителя». На северо-запад от острова Рудольфа Пайер нанес на карту контуры еще одного острова - Земли Короля Оскара. Однако никому после Пайера не удалось обнаружить ни Земли Петермана, ни Земли Короля Оскара. Такая же участь постигла и Землю эскимоса Такупука, которую он видел к северо-западу от побережья Аляски, Землю Бредли и Землю Крекера, обозначавшихся на картах к северу от островов Канадского Арктического архипелага, остров Крестьянка в районе острова Врангеля, Землю Джиллиса «большой остров к северу от Шпицбергена, белеющий вдали, как волшебные замки северной саги». Вероятнее всего, это были миражи, а не реальные острова в океане. Однако сообщения о Земле Андреева и Земле Санникова никак нельзя считать обманом зрения и плодом миража.

В 1763 году для проверки сведений об островах, лежащих к северу от устья Колымы, покрытых множеством медвежьих следов, с крепостью, «заведенной незнаемыми людьми», был направлен сержант Степан Андреев. Он достиг островов, впоследствии названных Медвежьими. Хотя они были необитаемы, повсюду Андреев встречал следы, оставленные людьми: вкопанные в землю юрты, развалившиеся землянки и даже крепость, сделанную «превеликим трудом… токмо строена не русскими людьми, а другими, но какими, о том знать не можно». На самом восточном из Медвежьих островов Андреев и его спутники «всходили и на верх горы и смотрели во все стороны. В полуденную сторону виден голоменит камень, который по рассуждению нашему, тот Колымский камень, а влево, в восточной стороне, едва чуть видеть, синь синеет, или назвать какая чернь: что такое, земля или море, о том в подлиннике обстоятельно донести не умею».

На следующий год Андреев с пятью казаками вновь направился на Медвежьи острова и, взойдя на вершину горы Четырехстолбового острова, увидел в ясный солнечный день ту же «синь», или «чернь», и он и его люди «дались на усмотренное место». На шестые сутки санного пробега по замерзшему морю был замечен «остров весьма немал. Гор и стоячего лесу на нем не видно, низменной, одним концом на восток, а другим - на запад, а в длину так, например, быть имеет верст семьдесят». Андреев со спутниками направились к «западному изголовью» острова, однако, «не доезжая того верст за 20, наехали на свежие следы превосходного числа на оленях и на санях неизвестных народов и, будучи малолюдны, возвратились в Колыму».

По отчету Андреева подполковник Ф. X. Плениснир, решивший выяснить вопрос о большом острове, тянущемся от устья Енисея до устья Колымы, составил карту. Там были показаны Медвежьи острова. Земля Андреева к востоку от них, фантастические очертания «американской матерой со стоячим лесом земли» и земля Китиген (или Тикиген), на которой живут «оленные люди хрохай», как информировал Плениснира чукча Дауркин. Для наведения контактов с «оленными людьми» и описания Земли - Андреева весной 1769 года на собачьих упряжках отправились три прапорщика-геодезиста И. Леонтьев, И. Лысов и А. Пушкарев. Для начала они произвели съемку Медвежьих островов, ибо сержант Андреев «по незнанию наук, какое положение они имеют на карте, изъяснить не мог». От самого восточного из этих островов они двинулись на поиски Земли Андреева… и, проделав около 300 километров по льду на собаках, никакой земли не обнаружили.

Однако геодезисты в своих поисках руководствовались неточной картой Плениснира и искали Землю Андреева в северо-восточном направлении, в то время как искать ее следовало на северо-западе. В 1785 году Гавриил Сарычев, исследуя северо-восточные берега Сибири, записал в судовом журнале, что, когда корабль стоял у Баранова Камня, ледовая обстановка говорила о том, что неподалеку должна быть какая-то суша: «Мнение о существовании матерой земли на севере подтверждает бывший 22 июня юго-западный ветер, который дул с жестокостью двои сутки. Силою его, конечно бы, должно унести лед далеко к северу, если б что тому не препятствовало. Вместо того на другой же день увидели мы все море, покрытое льдом. Капитан Шмелев сказал мне, что он слышал от чукоч о матерой земле, лежащей к северу, не в дальнем расстоянии от Шелагского Носа, что обитаема и что шелагские чукчи зимнею порою в одни сутки переезжают туда по льду на оленях».

Но обнаружить эту обитаемую и «матерую», то есть не сложенную льдами, землю не удалось, так же как и не нашел земли в районе Баранова Камня М. М. Геденштром, исследовавший острова между устьями Лены и Колымы. «Проехав 150 верст, - сообщал Геденштром, - начали попадаться нам земляные глыбы на льдинах. Земля сия совсем другого была рода, как находившаяся в ярах матерого берега Сибири. Она совершенно походила на землю Новой Сибири, хотя отдаленность сего места не позволяет думать, что льдины проходили близ берега Новой Сибири и срыли с оных сии глыбы. 1 мая видели мы стадо гусей, летевших на северо-северо-восток, и белого филина. На севере поднимались облака. Глубина морская, измеряемая мною в щелях, постоянно уменьшалась. Все сие доказывало близость земли. Но вскоре нашли мы непреодолимые препятствия к продолжению пути нашего». Путь Геденштрому преградили торосы и полыньи, и он был вынужден повернуть обратно, хотя уверенность его в реальности земли была так велика, что Геденштром нанес на карту Землю Андреева.

В 1820 году «для описи берегов от устья Колымы к востоку от Шелагского мыса и от оного на севере к открытию обитаемой земли, находящейся, по сказанию чукчей, в недалеком расстоянии», была направлена экспедиция под командованием двух лейтенантов флота - Ф, П. Врангеля и П. Ф. Анжу. Обнаружить Землю Андреева им не удалось - и тем не менее в том же 1823 году, когда закончилась экспедиция, в журнале «Сибирский вестник» вышла публикация, из которой следовало, что эту землю, помимо Андреева, видели и другие люди. «Другие известия доказывают, что сия земля имеет жителей, которые называют ее Тикиген, а сами известны под именем хрохаев и состоят их двух племен. Некоторые из них бородатые и похожи на россиян, другие же чукотской породы. Бывшие при экспедиции Биллингса сотник Кобелев и толмач Дауркин подтвердили описание Андреева, представили даже абрис виденной ими земли».

Но тщетны были поиски Земли Андреева и в прошлом, и в нынешнем веке. Ни ледоколы, ни самолеты, с борта которых велся поиск, ее не обнаружили. Не менее загадочно исчезновение другой земли - Земли Санникова.

В 1805 году, во время летовки на острове Котельном, Санников видел к северу от него высокие горы неведомой земли. В следующем году он заметил с «Высокого мыса» еще одну землю, точнее, «синеву», говорящую о том, что где-то на северо-северо-востоке должна быть суша. Когда в 1810 году Геденштром приехал описывать острова Новосибирского архипелага, Санников сообщил ему, что с северо-западного берега острова Котельный «в примерном расстоянии 70 верст видны высокие каменные горы». Синеву, «совершенно похожую на отдаленную землю», видел и сам Геденштром, стоя на Каменном мысу острова Новая Сибирь. Геденштром отправился к этой земле по льду, но огромная полынья помешала ему, и в зрительную трубу он смог только различить «белый яр, изрытый множеством ручьев». Но на следующий день оказалось, что это не земля, а «гряда высочайших ледяных громад».

На проверку сведений Санникова была направлена экспедиция под началом лейтенанта (впоследствии адмирала) Петра Федоровича Анжу. За два года, с 1821 по 1823, экспедиция Анжу описала северное побережье Сибири между реками Оленек и Индигирка и Новосибирский архипелаг. Сам Анжу прошел зимой на собаках около 10 тысяч километров, а летом на лошадях или с помощью лодок преодолел около четырех тысяч километров. Им был открыт небольшой остров Фигурина и северный берег острова Котельный. Никаких земель в океане к северу от последнего лейтенант Анжу не увидел. Тогда он двинулся по льду на северо-запад, прошел свыше 40 верст, но и ему преградила путь все та же огромная полынья, что мешала Санникову и Геденштрому.

Земли, однако, видно не было. И Анжу решил, что Яков Санников видел лишь «туман, похожий на землю». Зато с северо-западного мыса острова Фаддеевский Анжу, как и Санников, различил синеву, «совершенно подобную видимой отдаленной земле». Четко виднелись и следы оленей, которые ушли по направлению к этой синеве. Но и на сей раз полынья преградила путь исследователям.

В 1881 году, спустя шестьдесят лет после Анису, экипаж американского судна «Жаннетты», дрейфующего во льдах, обнаружил три острова к северо-востоку от Новосибирского архипелага, получивших названия Генриетты, Жаннетты и остров Беннетта.

В 1885 году на Новосибирские острова отправилась научная экспедиция, в которую входил талантливый русский ученый Э. В. Толль.

21 июня 1900 года от 17-й линии Васильевского острова отчаливает судно «Заря», на борту которого находятся 19 человек с запасом продовольствия на три года. «Экспедиция, которую я так долго подготовлял, началась! - записал в тот день Толль в свой дневник. - Началась. Разве это подходящее слово? Когда же было начало? Было ли оно в 1886 году, когда я видел Землю Санникова, или в 1893 году, когда я на Новосибирском острове Котельном, мечтая о Земле Санникова, собирался отдаться своему желанию и достичь этой земли на собачьих упряжках? Было ли начало после первого опубликования моего плана в 1896 году, или когда я с судна «Ермак» подал рапорт великому князю. Константину? Когда же было начало?»

Осенью 1900 года «Заре» пришлось зазимовать у берегов Таймыра. В дневнике Толль не раз досадовал на Анжу, который всего лишь десяток миль прошел по оленным следам, видимо, ведущим от острова Фаддеевского на север (правда, местные жители утверждали, что олени ищут на льду соль, а вовсе не идут к неведомой земле). Лишь в августе 1901 года «Заря» смогла взять курс к Новосибирским островам, но, дойдя почти до 80 градуса северной широты, из-за непроходимых льдов вынуждена была повернуть к югу. «Малые глубины говорили о близости земли, - записывал Толль в дневнике, - но до настоящего времени ее не видно». Туманы же были настолько плотными, что «можно было десять раз пройти мимо Земли Санникова, не заметив ее», ибо «как будто злой полярный волшебник дразнил нас». Экспедиции пришлось вновь зимовать, на этот раз - на острове Котельном. Ранней весной, когда «Заря» еще находилась в ледовом плену, три члена экспедиции направились не остров Новая Сибирь, а оттуда, в, декабре 1902 года, вернулись на материк. Сам же Толль с астрономом Зеебергом и двумя промышленниками пошел по льду от острова Котельный к острову Фаддеевский, оттуда добрался до мыса Высокий на острове Новая Сибирь и наконец остановился на острове Беннета. Осенью, когда море освободится ото льдов. Толля и его спутников должна была снять с этого острова «Заря».

Принявший командование «Зарей» лейтенант Ф. А. Матисен имел четкую инструкцию от Толля: «Что касается указаний относительно Вашей задачи снять меня с партией с острова Беннета, то напомню только известное Вам правило, что всегда следует хранить за собой свободу действия судна в окружающих его льдах, так как потеря свободы движения судна лишает Вас возможности выполнить эту задачу. Предел времени, когда Вы можете отказаться от дальнейших стараний снять меня с острова Беннетта, определяется тем моментом, когда на «Заре» израсходован весь запас топлива до 15 тонн угля». Группа, исследовавшая остров Новая Сибирь, вернулась на материк в декабре 1902 года. А весной следующего, 1903, года начались поиски Толля и его спутников.

Спасатели нашли место зимовки Толля и его спутников. В записке, адресованной президенту Академии наук, Толль говорил о геологии острова Беннета, о его фауне и флоре, о птицах, пролетавших над островом с севера на юг: «Вследствие туманов земли, откуда прилетели эти птицы, так же не было видно, как и во время прошлой навигации Земли Санникова».

Последняя запись гласила:

«Отправляемся сегодня на юг. Провианта имеем на 14–20 дней. Все здоровы. Губа Павла Кеппена.

26. Х/8.XI 1902 Э. Толль»

С тех пор никому не удалось обнаружить следов пропавшей экспедиции… Так же, как и Земли Санникова, поиски которой стоили жизни отважному русскому исследователю и трем членам его отряда.

В марте 1941 года знаменитый летчик-полярник И. И. Черевичный обнаружил на 74 градусе северной широты в Восточно-Сибирском море остров с волнистой поверхностью, отчетливо видными руслами рек, сложенный льдом, а не скалами. В 1945 году летчик А. Титлов и штурман В. Аккуратов, идя на малой высоте над районом океана, который никто до них не посещал, заметили трехвершинную гору - остров… который на самом деле оказался огромным айсбергом, длиной 30 и шириной 25 километров, удивительно похожим на «настоящую» землю.

Вот что рассказывает В. Аккуратов об открытии этого «острова» на страницах журнала «Вокруг света» (N2 6, 1954): «Солнечной мартовской ночью мы возвращались с севера. Примерно за 700 километров до острова Врангеля наше внимание неожиданно привлек контур неизвестной земли. Там, далеко на юге, была уже глубокая ночь. На фоне темной, почти черной южной части горизонта особенно резко выделялся огромный холмистый остров, освещенный лучами полуночного солнца». Сесть на поверхность этого острова самолет из-за глубокого снега не смог. С воздуха были определены координаты острова - 76 градусов северной широты, 165 градусов западной долготы. Был составлен и акт об открытии новой земли, который подписали все члены экипажа и ученые, находившиеся на борту самолета.

«Через два месяца нам поручили подтвердить существование этого острова. Но мы не нашли его в указанном месте. Лишь год спустя его обнаружили уже значительно северо-западнее. Выяснилось, что это был огромный айсберг. Он дрейфовал от берегов Канадского архипелага и прошел мимо острова Врангеля в том месте, где мы его и приняли за остров», - рассказывает Аккуратов. - «Сходство его с настоящим островом было действительно поразительным. На нем отчетливо виднелись замерзшие русла рек, выступающие из-под снега скалы, и только крутые берега его были совершенно ледяные, но и они походили на берега островов Земли Франца-Иосифа». Этот остров-айсберг американские летчики, также наблюдавшие его с воздуха, назвали «Т-1» (от английского слова «таргит» - «мишень»).

Весьма вероятно, что целый ряд «закрытых земель» является именно такими гигантскими островами-айсбергами. Но загадка Земли Санникова и, возможно, Земли Андреева, скорее всего, связана с другим явлением, а вовсе не с дрейфом ледяных островов, совершающих свой круговорот в центральной части

Арктического бассейна, вдали от зоны шельфа. В 1947 году профессор В. Н. Степанов на II Всесоюзном географическом съезде выдвинул гипотезу о том, что Земля Санникова и Земля Андреева - это не плод миража и не острова-айсберги, а вполне реальные земли, которые не удается найти лишь потому, что они… растаяли, так как были сложены ископаемым льдом. Последние открытия в Арктике убедительно говорят в пользу именно такого объяснения загадочных земель. На шельфе арктических морей есть не только настоящие острова, сложенные каменными монолитами материковых пород, и не только ледяные острова-айсберги, а еще одна своеобразная форма островов обломки ледяного покрова, сковывавшего воды Северного Ледовитого океана в эпоху последнего оледенения, «накрытые» грунтом, который принесли сюда суховеи с материка и шельфа, который в ту эпоху также был сушей.

По мере глобального изменения климата, вечные льды Северного и Южного полюсов Земли постепенно тают, и древние ледники каждый год преподносят нам все новые сюрпризы. Некоторые из открытий становятся восхитительными ключами к разгадке тайн человеческого прошлого, возвращают нам утраченные во времени предметы или рассказывают о невероятных аномалиях, объяснить которые не в состоянии даже самые известные в мире ученые.

В последнее время человечество все больше устремляет свой взор в космос, но на Земле тоже еще есть немало неизученных уголков, и одни из таких мест, богатых на чарующие тайны, - это как раз Северный полярный круг и Антарктида. Вечные льды продолжают таять, и этот процесс позволяет совершать невероятные открытия, которые бывают как восхитительными, так и загадочными или даже ужасающими.

Безжалостный север может быть очень грозным и пугающим местом, ведь мы до сих пор так многого о нем не знаем. Ученые и любители конспирологии постоянно спорят и высмеивают друг друга за расхождение во мнениях по поводу большинства загадок Заполярья. Будь то следы инопланетных цивилизаций или необъяснимые природные явления, районы вечного холода продолжают тревожить умы исследователей и теоретиков, бьющихся над разгадкой самых интересных открытий, появляющихся из-подо льда с завидным постоянством.

Возможно, ответы на все наши вопросы мы получим не скоро, и большинство тайн Севера так и останутся неразгаданными, но это не повод закрывать на них глаза. Перед вами подборка из 15 самых невероятных, жутких и удивительных открытий, совершенных в Арктике и Антарктиде за последние годы.

15. Гигантские морские пауки


Фото: Market Business News

Морские пауки, которых в научной среде чаще называют пантоподами, пикногонидами или многоколенчатыми (pantopoda, pycnogonida), обычно обитают в Карибском бассейне и в районе Средиземноморья, но самые крупные особи этого вида были обнаружены даже в некоторых районах Антарктиды и Арктики. Эти удивительные существа – яркий пример полярного гигантизма, явления, объяснить которое ученые пытаются уже очень давно. Никто точно не уверен, почему эти пауки и еще многие другие существа, живущие в самых холодных районах нашей планеты, вырастают такими крупными. Одна из теорий предполагает, что причиной может быть недостаток кислорода в ледяной воде.

В самых морозных морях гигантские морские пауки вырастают до 90 сантиметров в длину. Однако вопреки их внушительным размерам и жуткому внешнему виду, эти создания абсолютно безобидны, и технически они относятся скорее к отдельному классу морских хелицеровых, чем к паукообразным.

14. Длинноносая химера


Фото: Siberian Times

Rhinochimaeridae, известная больше как длинноносая химера, - это один из редчайших видов рыб на Земле, и ловили ее всего 2 раза в истории, причем второй раз она попалась рыбаку в ледяных водах пролива Дейвиса (Davis Strait) в Северной Канаде. Так редко это морское создание попадает в сети по довольно простой причине – удивительная рыба обычно плавает на глубинах от 200 до 1900 метров, а для человека это не самая доступная среда.

Неудивительно, что за ее длинный нос редкую химеру прозвали Пиноккио. Вдобавок ее часто путают с акулой-носорогом из-за схожести их ртов и носов. Именно поэтому длинноносую химеру нередко ошибочно называют акулой-призраком. На самом деле глубоководная химера относится к семейству носатых химерообразных из класса хрящевых . Интересная отличительная черта - перед первым спинным плавником рыбины растет чрезвычайно ядовитый шип, который обычно служит ей защитой от хищников, и этот опасный отросток легко складывается в специальную выемку, когда химере ничего не угрожает.

13. Таяние вечных льдов способно спровоцировать новые вирусные эпидемии


Фото: Gizmodo

Глобальные климатические перемены давно стали причиной усиленного таяния льдов Заполярья. Размеры ледников Северного Ледовитого океана каждое лето уменьшаются все сильнее. В результате из-за необычайно теплой погоды тающие ледники высвобождают микробы, которые до этого находились в состоянии спячки много веков.

В августе 2016 года неожиданная вспышка сибирской язвы стала причиной смерти 12-летнего мальчика и госпитализации 72 односельчан. Причиной эпидемии стало заражение местных грунтовых вод трупными соками оттаявших оленей, умерших когда-то как раз от этой опасной инфекции. Сибиряки пострадали, потому что отравлена была вся питьевая вода в селе.

А вот другой прецедент – в Норвегии были обнаружены тела 6 молодых мужчин, умерших еще в 1918 году от испанского гриппа, и в крови покойников был обнаружен прекрасно сохранившийся вирус. Среди экспертов существует опасение, что замороженные могилы жертв оспы в будущем также станут причиной вспышек смертельного вируса.

12. Этим щенкам целых 12 000 лет


Фото: redorbit.com

В 2001 году исследователи, отправившиеся на северо-восток Якутии в надежде обнаружить там останки древних мамонтов, нашли там прекрасно сохранившиеся останки щенков времен ледникового периода. Пять лет спустя сотрудник Всемирного Музея мамонта при Северо-Восточном Федеральном университете, Сергей Федоров, отправился к месту обнаружения древнего щенка и нашел там не одного, а целых два хорошо сохранившихся тела животных времен ледникового периода.

Заледеневшие щенки теоретически смогут помочь ученым узнать, когда и где именно собаки отделились в отдельный подвид волков и стали первыми ручными зверьми в истории человечества. Изучение находок показало, что щенки умерли в возрасте примерно 3 месяцев, и погибли они, вероятнее всего, угодив под лавину. Ученые собираются использовать останки обнаруженных животных для исследований на тему хронологии одомашнивания этого вида, ведь пока что в научной среде все еще нет единого мнения по поводу сроков и места, где собаки были впервые приручены человеком.

11. Секретная база нацистов в Заполярье


Фото: Siberian Times

В октябре 2016 года русские ученые обнаружили в Арктике секретную нацистскую базу. Объект под названием Schatzbraber или «Кладоискатель» был найден на острове Земля Александры, а построен он был примерно через год после вторжения немецких войск на территорию России.

Судя по всему, база полностью опустела в 1944 году, когда нацистские ученые отравились мясом полярного медведя. Второй раз люди появились здесь уже целых 72 года спустя. Русские полярники обнаружили на базе около 500 различных артефактов, включая ржавые пули и документы времен Второй мировой войны, и все эти предметы долгие годы скрывались в бункерах. База сохранилась в прекрасном состоянии благодаря чрезвычайно низким температурам.

Существуют версии о том, что объект был создан для поисков каких-то древних реликвий и источников силы, в существование которых верил сам Адольф Гитлер. Хотя более скептично настроенные эксперты полагают, что секретная база снабжала нацистов информацией о погодных условиях, что могло давать Германии существенные преимущества в планировании перемещения ее войск, кораблей и подводных лодок. Русские теперь используют этот остров для строительства уже своей собственной военной базы.

10. Древний гигантский вирус


Фото: National Geographic

В 2014 году в вечных льдах Сибири исследователи обнаружили вирус под названием Pithovirus, который покоился в холоде нетронутым практически 30 000 лет, и он оказался поистине гигантским неклеточным инфекционным агентом. Находка признана уникальной, ведь Pithovirus – самый крупный представитель вирусов, известный современной науке.

Вдобавок обнаруженные в Арктике вирионы генетически намного сложнее, чем обычные вирусы. Питовирус содержит 500 генов. Кстати, обнаруженный в 2013 году Pandoravirus, признанный теперь вторым по величине вирусом на планете, насчитывает целых 2500 генов. Для сравнения ВИЧ содержит всего 12 генов. Что еще более жутко, после спячки длиной в 30 тысяч лет гигантский вирион все еще активен и способен поражать клетки амеб.

Многие ученые считают, что заразиться этим доисторическим вирусом сегодня крайне сложно, хотя при оптимальных условиях такая опасность все же не исключена. Например, если вы найдете тело человека, умершего от этой инфекции. Подобный сценарий очень маловероятен, но сама идея того, что в вечных льдах скрываются неизвестные и потенциально опасные микроорганизмы, ждущие своего дня открытия, заставляет некоторых экспертов беспокоиться не на шутку.

9. 100-летние фотографии из Антарктики


Фото: Heritage Trust

В 2013 году специалисты из Новозеландского Фонда Наследия Антарктики (New Zealand Antarctic Heritage Trust) работали над реставрацией старой исследовательской базы и обнаружили там коробку с 22 непроявленными негативами 100-летней давности. Фотографии были сделаны знаменитым исследователем Эрнестом Шеклтоном (Ernest Shackleton) во время экспедиции по морю Росса, и почти целое столетие они ждали, когда же их наконец-то спасут изо льда и проявят. Знаменитая исследовательская группа намеревалась совершить путешествие вокруг всей Антарктиды и сделать заброску припасов для Шеклтона. Однако миссия была сорвана, потому что несколько участников экспедиции, включая и именитого деятеля «героического века антарктических исследований», неожиданно для себя застряли на острове Росса, где чуть было не погибли. Их корабль унесло в море во время сильной непогоды, но группу тогда все же удалось спасти.

Фотограф из Веллингтона (Wellington, город Новой Зеландии) взялся за проявку старых негативов, и результат его трудов прямо перед вами. Очевидно, что старинные снимки немного пострадали от экстремальных погодных условий, но они все равно представляют собой удивительный отголосок времен легендарных полярных исследований и узнать еще больше об экспедиции 100-летней давности.

8. Гравитационная аномалия, обнаруженная в Антарктике под ледовым щитом


Фото: Ohio State University

В декабре 2016 года ученые обнаружили огромный объект, скрытый под вечными льдами Антарктики. Открытие было совершено в районе Земли Уилкса (Wilkes Land), и оно представляет собой аномальную область диаметром около 300 метров, залегающую на глубине примерно 823 метров. Находку так и назвали гравитационной аномалией Земли Уилкса, и обнаружена она была в кратере диаметром 500 километров благодаря наблюдениям со спутников NASA в 2006 году.

Многие исследователи предполагают, что огромная аномалия – это все, что осталось от гигантского доисторического астероида. Вероятно, он был в 2 раза (или по другим источникам в 6 раз) крупнее астероида, из-за которого когда-то вымерли динозавры. Исследователи также считают, что именно это небесное тело и стало причиной глобальной катастрофы, спровоцировавшей пермско-триасовое вымирание 250 миллионов лет тому назад, когда погибло 96% морских обитателей и около 70% сухопутных существ.

Как всегда, сторонники теории заговора придерживаются иного мнения. Многие из них верят, что когда-то этот кратер был либо подземной базой инопланетян, либо тайным убежищем падших ангелов из Библии, либо даже порталом во внутреннюю часть Земли, где существует свой отдельный мир (гипотеза о полой Земле).

7. Загадочная арктическая цивилизация


Фото: Siberian times

В 2015 году в 29 километрах к югу от Северного полярного круга ученые обнаружили следы загадочной цивилизации средневекового периода. Несмотря на то, что находка была совершена в районе Сибири, археологи установили, что этот народ имел отношение к Персии.

Останки были завернуты в меха (предположительно шкуры медведя или росомахи), березовую кору и покрыты предметами из меди. В условиях вечной мерзлоты тела в такой «обертке» буквально мумифицировались, и поэтому прекрасно сохранились до наших дней. Всего на месте средневековой стоянки исследователи обнаружили 34 небольшие могилы и 11 тел.

Изначально считалось, что захоронены там были только мужчины и дети, но в августе 2017 года ученые обнаружили, что среди мумий есть и тело, некогда принадлежавшее женщине. Ученые прозвали ее Полярной Принцессой (Polar Princess). Исследователи считают, что эта девушка принадлежала к высокому сословию, поскольку она пока что единственная представительница прекрасного пола, обнаруженная в ходе этих раскопок. Работа с артефактами до сих пор продолжается, так что не исключено, что впереди нас ждёт еще немало удивительных открытий.

6. Загадка военных кораблей HMS Terror и HMS Erebus


Фото: mirror.co.uk

Бомбардирские корабли HMS Terror и HMS Erebus были переоснащены специально для участия в печально известной пропавшей экспедиции по освоению Арктики под руководством сэра Джона Франклина (John Franklin) 1845-1847 годов. Оба судна под командованием Франклина отправились в путешествие по неизведанным областям крайнего Севера, но в районе канадских территорий они попали в ледовый плен, и никто из 129 членов экипажа, включая самого капитана, никогда больше не вернулся домой.

В 1981-1982 годах были предприняты новые экспедиции, целью которых стало исследование островов Кинг-Уильям и Бичи (King William Island, Beechey Island). Там ученые и обнаружили тела некоторых из членов экспедиции Франклина, прекрасно сохранившиеся до наших дней благодаря процессу естественной мумификации. По заключению судмедэкспертов причиной смерти этих полярников стало отравление некачественными консервами, туберкулез и суровые погодные условия, несовместимые с жизнью. В результате обследования останков эксперты также пришли к выводу, что участники экспедиции Франклина в какой-то момент буквально обезумели от истощения и даже принялись есть друг друга – на их телах были обнаружены подозрительные порезы и засечки, свидетельствующие в пользу каннибализма.

Затем 12 сентября 2014 года экспедиция в районе пролива Виктория (Victoria Strait) обнаружила обломки корабля HMS Erebus, а ровно 2 года спустя (12 сентября 2016 года) членами Фонда исследований Арктики (Arctic Research Foundation) был найден и HMS Terror, причем почти в идеальном состоянии.

5. Неопознанные звуки, издающиеся со дна Северного Ледовитого океана

Фото: Incredible Arctic

В 2016 году неподалеку от эскимосского поселения Иглулик, территория Нунавут (Igloolik, Nunavut), в районе канадской части Заполярья были зарегистрированы странные , доносящиеся прямо со дна, и пугающие даже диких животных, обитающих в этих водах. Команда ученых, отправленная канадскими военными, должна была определить источник звуков, и выяснить, не заплыла ли на государственную территорию иностранная субмарина. Но в итоге все, что они обнаружили, - стая китов и 6 моржей. Убедившись, что подозрительные сигналы не представляют собой никакой опасности, военные свернули операцию и покинули это место.

Происхождение загадочных звуков до сих пор остается неизвестным, но приверженцы теорий о заговорах верят сразу в несколько фантастических версий, включая послания от жителей мифической Атлантиды, сигналы с подводной базы инопланетных существ или даже голоса гигантских глубоководных животных, о которых науке пока что ничего не известно.

4. Кровавый водопад


Фото: National Geographic

Обнаруженный еще в 1911 году австралийским геологом Гриффитом Тейлором (Griffith Taylor), кроваво-красный водопад – это 15-метровый поток, вытекающий из ледника Тейлора (названного в честь своего первооткрывателя), и впадающий в покрытое льдом озеро Вест-Лейк-Бонни (West Lake Bonney). Вода водопада окрашена в ржавый цвет из-за большого содержания в ней оксида железа.

Изучение образцов этого водопада показало наличие в нем 17 различных видов микробов. Существование живых микроорганизмов в экстремальных погодных условиях Сухих долин Мак-Мердо (McMurdo Dry Valleys), где и находится Кровавый водопад, может указывать на то, что жизнь при самых низких температурах может быть обнаружена не только на Земле, но и на других планетах со схожими условиями, включая Марс и океаны Европы (спутника Юпитера).

Ученые до сих пор не совсем понимают, как микроорганизмам Кровавого водопада удается обходиться практически без света, частично без кислорода и других питательных веществ, довольствуясь при этом разве что переработкой железа и серы. Исследователи считают, что изучение этого удивительного природного сможет дать ответы на многие другие научные загадки.

3. Новый вид пчел


Фото: Siberian Times

Ледниковый шмель, известный также как Bombus glacialis, был впервые обнаружен в 1902 году на острове Новая Земля, и ученые полагают, что это единственное существо, пережившее последний ледниковый период. Вдобавок анализы ДНК этого насекомого, проведенные в 2017 году, показали, что ледниковый шмель – это абсолютно отдельный вид насекомого, отличающийся от всех современных шмелей.

Открытие арктического шмеля дает основание полагать, что Новая Земля когда-то была либо частично, либо полностью свободной от ледников, которые сейчас покрывают это место плотным слоем. Ученые также считают, что эти создания обитали и на других арктических островах, хотя никаких доказательств этой версии пока что не обнаружено.

А что если впереди исследователей ждет еще немало интригующих открытий, и вечные льды скрывают от нас еще не один вид неизвестных доселе существ? Ледники продолжают таять, и новые сенсации – наверняка всего лишь вопрос времени.

2. Арктические воронки


Фото: NBC

Загадочные кратеры появляются в Сибири уже давно. Одна из самых больших таких воронок была обнаружена в 1960-х годах, и назвали ее кратером Батагайка. Воронка расширяется каждый год примерно на 15 метров в диаметре. Вдобавок новые кратеры начали появляться и на восточном побережье Ямальского полуострова. Например, утром 28 июня 2017 года местные оленеводы заметили языки пламени и столбы дыма в районе села Сеяха. Там же исследователи и обнаружили 10 новых арктических воронок.

Прогремевший взрыв произошел фактически из-за глобального потепления. Вечные льды в последнее время тают все активнее, и из-за этого из-под земли то тут, то там высвобождаются запечатанные ранее запасы метана, что и провоцирует появление новых провалов.

Но как же без фантастических версий конспирологов? В случае с воронками любители теорий заговоров тоже высказывают довольно интересные предположения. Например, они считают, что воронки – это бывшие базы замороженных НЛО, которые периодически покидают Землю, оставляя за собой загадочные дыры в мерзлых почвах. Еще одна распространенная версия гласит, что арктические кратеры – это врата в потусторонний мир.

1. Обнаружение пропавшего корабля-призрака HMS Thames


Фото: Wikipedia

В августе 2016 года неподалеку от деревни Горошиха к югу от Северного полярного круга был обнаружен покинутый британский пароход HMS Thames, считавшийся потонувшим еще в 1877 году. Корабль был найден двумя исследователями из Российского географического общества в районе Северного морского пути. Этот маршрут был очень популярным среди полярных путешественников начала 19 века, но плавания по нему часто оказывались безуспешными вплоть до начала 20 века.

Судно было построено для исследования залива Обская губа и реки Енисей, и чтобы проложить оптимальный торговый маршрут к берегам России. Экипаж бросил это судно после зимовки на побережье Енисея, поскольку HMS Thames основательно заледенел за время отсутствия экипажа. Паровоз был по возможности разобран и распродан по частям, и после этого его команда во главе с капитаном Джозефом Виггинсом (Joseph Wiggins) вернулась домой в Великобританию. Согласитесь, есть что-то жуткое и печальное в обнаружении останков судна, дрейфовавшего по северным морям на протяжении последних 140 лет…