Формы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании. Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании. Широта проявлений в различных видах деятельности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Педагогический проект

«МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Краткая аннотация проекта

Настоящий проект – это представление опыта работы с одарёнными детьми в МБУ ДО ЦТТ.

В последние годы система дополнительного образования детей из «довеска» к основному обучению превратилась в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности» личности, потому что оно предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

Сформировать систему работы с одаренными обучающимися в учреждении - главная задача данного проекта.

Реализация проекта связана с систематической и целенаправленной работой с одаренными обучающимися и предусматривает внедрение в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.

Выявление, развитие и обучение одаренных детей образует единую систему. А диагностика одаренности служит не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Обоснование необходимости проекта

В последнее время на уровне философии образования всё активнее утверждается представление о необходимости учитывать в образова­тельно-воспитательных системах неповторимость каждого индивида и постепенный отказ от унификации личности в сфере образования. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвей­ере» все более осознаётся и заставляет искать новые образо­вательные модели, отвечающие данной задаче.

Но, в настоящее время в работе с одарёнными детьми сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны - требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество. С другой стороны - у педагогов практически нет образовательных программ для одарённых детей, которые он мог бы использовать в своей работе. Поэтому перед педагогами, осуществляющими инновационную деятельность, встала проблема, как осуществлять учебно-воспитательный процесс с одарёнными детьми.

Для нас, педагогов дополнительного образования, эта проблема стоит очень остро. Нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых детей в учреждениях нашего профиля. Сегодня качество обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов. Наши педагоги выходят на инновационный режим деятельности, разрабатывая элективные курсы и программы для одарённых детей. Такой вид деятельности требует от них специальных теоретических знаний и определенных умений, понимания реальных закономерностей и психологии детского развития, видения целостности учебно-воспитательного процесса и умения его проектировать.

На сегодняшний день нет и однозначного определения понятия одарённости. Почему это так важно для нас - педагогов? Потому что методы и формы работы педагогов с одарёнными детьми будут зависеть от того, что мы понимаем под словом «одарённость». Игнорирование этого положения приводит к однобокости в работе педагога с одарёнными детьми. Принято принимать за основу, то определение, что одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решить одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Признание руководством нашего учреждения того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, побудило нас сформулировать стратегическую цель работы с одарёнными детьми в ЦТТ:

Создание благоприятных условий для развития талантливых, одарённых и способных детей как основы построения стратегии развития каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей.

Цели и задачи проекта

Цель: Создать модель работы с одарёнными детьми в ЦТТ.

Предмет исследования. Работа с одарёнными детьми.

Гипотеза. Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

Задачи:

  1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одаренного ребенка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах его обучения и развития.
  2. Обучение новым педагогическим технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу с педагогическим коллективом.
  3. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.

Методы:

Теоретический : изучение психолого - педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация.

Экспериментальный: анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.

Статистический : обработка полученных данных.

Основное содержание проекта

Конкретные цели обучения одаренных детей в ЦТТ определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. Так, приоритетными целями обучения детей с общей одаренностью становятся:

Развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

Создание условий для развития творческой личности;

Развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).

На первом этапе инновационной деятельности разработать Программу «Одарённые дети» и составить План реализации программы, в котором должны быть определены основные направления деятельности работы с одарёнными детьми.

Создание системы выявления одарённости у обучающихся

Следующим шагом инновационной деятельности – мониторинг одарённости обучающихся. Работа по выявлению одарённых детей в ЦТТ может включить в себя следующие этапы:

Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;

Индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;

Психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, технических моделей и др.

Но многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, изучение мотивационно - потребностной сферы одаренного ребенка, потребует от вас предварительного ответа на следующие вопросы:

  1. С каким видом одаренности у ребёнка мы имеем дело:

- общей одарённостью - она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности);

-специальной - обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

  1. В какой форме проявляется его одаренность:

- явной - проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, как бы «сама по себе», достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения;

- скрытой - проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребёнка ошибочно могут отнести к числу «неперспективных». Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя».

  1. Какие задачи работы с одаренным ребёнком являются для нас приоритетными: развитие наличных способностей, психологическая поддержка и помощь, проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ.

Ответив на эти вопросы и основываясь на педагогическом наблюдении, с помощью тестирования и диагностики мы выделяем область проявления повышенных способностей, обучающихся:

- В практической деятельности : в ремёслах, спортивной и организационной деятельности.

- В познавательной деятельности : интеллектуальная одарённость (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

- В художественной деятельности: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость.

- В коммуникативной деятельности: лидерская одарённость.

Вид одарённости в выше перечисленных областях мы определили по критериям, которые, как нам кажется, наиболее полно отражают способности детей. Практика работы показывает, что наличие у ребёнка даже нескольких признаков должно привлечь к этому ребёнку внимание педагога и, поэтому нам было очень важно - не ошибиться в определении вида одарённости у ребёнка.

Литературные способности:

Рассказывает всегда логически и последовательно;

Имеет большой запас слов, свободно и чётко излагает;

Ради удовольствия изобретает собственные слова;

Любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и истории;

Легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы, фильма;

Много и с удовольствием читает помимо школьной программы;

Любит писать рассказы, стихи, дневники;

Не стесняется демонстрировать свои литературные способности.

Художественные способности:

Проявляет большой интерес к визуальной информации;

Увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать.

В мельчайших деталях запоминает увиденное;

Проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка или

лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;

Демонстрирует опережающую возраст умелость;

Умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом;

Экспериментирует с использованием традиционных и «нехудожественных»

материалов, может создать из них оригинальное произведение;

Любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;

Его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;

Работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Спортивная одарённость:

Энергичен, всё время хочет двигаться, спит меньше обычного;

Проявляет большой интерес к движениям, требующей тонкой моторики;

Обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

Обладает широким диапазоном движений (от медленного - к быстрому, от плавного - к резкому);

Прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;

Отлично управляет телом при маневрировании;

Обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков;

Смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;

Ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками;

Практически никогда всерьёз не устаёт, если занят любимым делом.

Лидерские способности:

Способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо;

Чувствует себя уверенно с детьми своего возраста – так же, как со взрослыми; - чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу перед аудиторией;

Он стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно;

Вполне способен к самовыражению: речь его хорошо развита, его легко понять;

Готов адаптироваться к новым ситуациям, гибок в мышлении и действиях;

Воодушевлён, когда находится среди людей, любит общаться, не любит одиночества;

Стремится быть первым, превосходить окружающих, как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие;

Принимает активное участие в общественной жизни учреждения

Творчская одарённость:

Чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём;

Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем, часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы;

Предпочитает задания, связанные с «игрой» ума, фантазирует, обладает развитым воображением; любит предлагать новые версии и изменять идеи, правила и объекты;

Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим;

Осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, проявляет эмоциональную чувствительность;

Обладает чувством прекрасного, уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений;

Имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет, любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку;

Критикует конструктивно, не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Способности к обучению и научной деятельности:

Имеет обширный словарный запас для своего возраста или уровня образования, речевое развитие характеризуется выразительностью, беглостью, разработанностью;

Использует термины вполне осмысленно;

Обладает большим запасом информации в разных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников);

Может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию; - умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведёт их записи, которые использует по мере надобности;

Способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо;

Задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл;

Хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий или поступков людей;

Задаёт много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;

Легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах;

Тонкий и проницательный наблюдатель, ищет сходства и различия между событиями и предметами;

Много читает, в основном, по собственному выбору, обычно предпочитает книги для взрослых;

Не избегает трудного материала, любит изучать биографии, энциклопедии и атласы, словари ит.д.;

Пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные

Делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым

смыслом ответы и объяснения;

Создаёт свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области

знаний, которая ему интересна;

Обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий

и к обобщениям.

Выделив тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка каждый для себя, решает, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для педагогов приоритетными: обучающие, обучающе - развивающие или же развивающие.

Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения,

развития одаренных детей

В процессе подготовки к реализации программы «Одарённые дети» следует произвести подбор и накопление литературы, методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми. Изучение этой литературы может пройти в рамках работы семинаров, творческих объединений, педагогических советов, а также через самообразование педагогов, принявших решение работать с одарёнными детьми.

Следующим шагом станет разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей.

На этом этапе деятельности возникает ещё одна проблема: обучение в ДДТ ведётся по образовательным программам, реализуемым в срок от одного года до пяти лет. Поэтому перед педагогическим коллективом нашего учреждения встанет задача - создать гибкие программы индивидуального развития обучающихся с различным сроком реализации.

Принципы построения программ для одаренных детей в ЦТТ.

Программа обучения для одаренных детей должна соответствовать их специфическим потребностям и возможностям, а также целям, предъявляемым к обучению этой категории обучающихся. Мы выделяем четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ индивидуального развития обучающихся:

Ускорение . Этот подход позволяет учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он применяется нами с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.

Углубление . Данный подход мы считаем эффективным по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.

Обогащение . Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения - с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обучение планируется таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Обогащенная программа способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации.

Проблематизация . Этот подход предполагает стимулирование личностного развития обучающихся. Специфика обучения в этом случае состоит: в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Но такой раздел мы включаем как компонент в обогащенные программы.

Важно иметь в виду, что два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.

Суммируя всё выше сказанное, можно сказать, что программы индивидуального развития для одаренных детей должны:

Предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбранных

обучающимися;

Обеспечивать самостоятельность в учении;

Развивать методы и навыки исследовательской работы;

Развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;

Поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих

привычные стереотипы и общепринятые взгляды;

Учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных

критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.

Доклад

Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования

Педагог дополнительного образования

МОАУ ДДО ЦДТ

р.п.Красные Баки Нижегородской области

Худякова Ирина Юрьевна

2014 г.

«Человечество движется вперед благодаря избранным»

Альфред Бине (французский психолог)

Статистика: Около 30% отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одаренные дети.

Около 30%отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одаренные и сверходаренные дети.

В школах Великобритании при идентификации одаренных детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одаренных оказывается наиболее высоким…

Развитие и поддержка одаренности в настоящее время является актуальной как для учителей общеобразовательных школ, так и для педагогов дополнительного образования. В системе дополнительного образования решение проблемы одаренности имеет свою специфику и должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и творческого роста детей, выявление у них признаков и развития присущих им видов одаренности. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в формировании среды для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни.

Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Сегодня одаренными называют детей:

  • с высоким уровнем творческих способностей;
  • с интеллектом выше среднего;
  • достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, танцоры);
  • хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Психологи выделяют несколько видов одаренности:

  • академическую (способность к обучению в широком смысле слова),
  • интеллектуальную, творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое),
  • психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства),
  • художественную и лидерскую.

Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему… Обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сразу.

Степень одаренности:

Первая – сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.

Вторая – высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %.

Третья – собственно одаренные (15-25 %).

Остальные дети входят в пределы нормы (70 %).

Типы характеров одаренных детей:

1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, лидер, фантазер;

2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый, пугливый.

Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающиеся от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Уже в раннем возрасте они способны прослеживать причинно-следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Но, наряду с положительными моментами, существуют и проблемы одаренных детей:

  • неприязнь к школе
  • игровые интересы
  • погружение в философские проблемы
  • несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

Каковы же причины уязвимости одаренных детей:

  • стремление к совершенству
  • ощущение неуязвимости
  • нереалистические цели
  • сверхчувствительность
  • потребность во внимании взрослых
  • нетерпимость.

Поэтому нами выбраны такие направления работы с одаренными детьми

Развитие личности одаренных обучающихся,

Развитие их творческой самостоятельности,

Развитие их коммуникативных умений.

Исходя из этого, определены следующие цели работы с одаренными детьми:

Расширение возможностей развития индивидуальных и творческих способностей каждого обучающегося;

Создание условий для развития обучающихся, одаренных в творческом отношении;

Улучшение условий социальной адаптации детей;

Гармонизация отношений в системах «педагог - одаренный обучающийся», «одаренный обучающийся – обучающийся», «одаренный обучающийся – родители».

Эти цели можно достичь через решение педагогических задач:

  • выявлять и развивать возможности одаренных детей в различных областях знаний;
  • выбирать рациональные формы управления деятельностью обучающихся;
  • осуществлять индивидуализацию обучения;
  • реализовывать личностно-ориентированные технологии в практику обучения;
  • формировать системность в знаниях обучающихся в различных областях творчества;
  • повышать квалификацию педагогических работников, осуществляющих работу с одаренными детьми;
  • создавать благоприятную интеллектуальную атмосферу для достижения максимальной самореализации творческих обучающихся.

В нашем учреждении приняты такие критерии одаренности ребенка:

Решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;

В своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;

Речь ребенка отличается повышенной выразительностью;

Показывает стабильные результаты.

Таким образом, одаренным мы считаем ребенка, опережающего своих сверстников в развитии, либо выделяющегося среди других детей специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными и т.д.)

Педагогический коллектив Центра детского творчества для себя определил для использования основные принципы обучения одаренных детей. К ним относятся:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения – в соответствии с ним цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств обучающихся;

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Цели, содержание и процесс должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности обучающихся. Особенно важно при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой уникальной форме;

Принцип учета возрастных возможностей. Предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных обучающихся на разных возрастных этапах.

Для каждой ступени основного образования дополнительное образование способно предложить свой содержательный модуль, исходя из особенностей целеполагания развития личности в условиях определенного возрастного периода.

Рассмотрим на примере нашего учреждения:

На этапе дошкольного образования – осуществлять программы раннего развития;

На этапе начального школьного образования – оказывать помощь в освоении склонностей и способностей ребенка через включение в творческие объединения;

На этапе основного общего образования – осуществлять поддержку процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретения опыта их решения через вовлечение в проектную деятельность, обучение по специальным образовательным программам с углубленным уровнем (программы для одаренных обучающихся);

На этапе среднего полного общего образования – сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение и помощь в получении углубленных знаний в выбранном профиле деятельности. В этот период характер образовательной деятельности предполагает выдвижение на первый план творческих и продуктивных знаний, «погружение» в деятельность и моделирование творческих ситуаций.

Благоприятная окружающая среда и правильное педагогическое руководство способны превратить «природный дар» в выдающийся талант.

Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что с одаренностью детей может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки. Поэтому в учреждении большое внимание уделяется повышению квалификации педагогов – ежегодно планируются и проводятся различные теоретические и практические семинары. Все педагоги проходят курсы повышения квалификации, посещают мастер-классы и творческие мастерские.

Выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей стала системной и неотъемлемой частью педагогического сопровождения обучающихся нашего учреждения. Каждому ребенку в Центре предоставляется возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их усвоения, включение в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Образовательная деятельность каждого детского творческого объединения рассматривается как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей – общих и специальных, личностных качеств и т.д. Это формирует определенные требования к содержанию и методике образовательной и воспитательной работы с детьми.

В обучении одаренных детей приоритетной формой работы является общение ребенка с педагогом, поэтому занятия строятся не в традиционной форме, а в виде работы творческих групп, что дает хорошую возможность каждому ребенку реализовать себя, имея максимум внимания со стороны педагога.

Среди форм и методов работы широкими возможностями выявления и развития одаренных обучающихся обладают различные выставки, конкурсы и т.д. Результативность работы с одаренными обучающимися нашего учреждения:

3 место в районном конкурсе флористов,

1 место в районном конкурсе исследовательских и проектных работ «мы Земля»,

3 место в районном конкурсе «Творчество: традиции и современность»

1 место в районном конкурсе «Новогодний серпантин»,

1 и 2 место в районном фотоконкурсе «Дети. Творчество. Родина»

2 место в районном конкурсе юных техников «Модель своими руками»,

1 место в областном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность»,

Дипломант 3 степени в Международном конкурсе-фестивале «Волга в сердце впадает мое!» и т.д.

  • не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
  • не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
  • научите обучающихся прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные в других областях и при изучении других предметов;
  • приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;
  • используйте трудные ситуации, возникшие в учреждении или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач;
  • помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Важную роль в работе с одаренными детьми играет поддержка и помощь родителей, которые должны помочь ребенку ценить в себе творческую личность, быть терпимее к странным идеям, уважать любопытство. Стараться отвечать на все его вопросы, даже если они за гранью или кажутся дикими. Создать устную безопасную психологическую базу ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями. И поддерживать необходимую для творчества атмосферу.

В заключении скажу словами В.А. Сухомлинского: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».


Дополнительное образование" href="/text/category/dopolnitelmznoe_obrazovanie/" rel="bookmark">дополнительного образования , а так же родителям детей, посещающих учреждение дополнительного образования.

Введение……………………………………………………………….……………...... 4

в системе дополнительного образования детей…………………….…………….. 5

Психолого-педагогический мониторинг одаренности……………………….…… 10

Диагностический инструментарий………………………………………………… 11

ВВЕДЕНИЕ

Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.


Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени .

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Определяя работу с одаренными детьми необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности ().

Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т. е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т. е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Выделяют следующие виды одаренности:

ü творческая одаренность,

ü академическая одаренность,

ü художественная одаренность,

ü музыкальная одаренность,

ü интеллектуальная одаренность,

ü литературная одаренность,

ü психомоторная одаренность,

ü общая одаренность,

ü интеллектуальная одаренность.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:


Индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

Детские научно-практические конференции и семинары.

В настоящее время не существует четких определений одаренности. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. Много здесь основывалось на допущении, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. Целью психометрии была разработка надежных инструментов для измерения степени тех или иных индивидуальных свойств или способностей.

В последние годы рабочим определением одаренности и талантливости стала формула, признающая, что индивид может отличаться функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей интеллектуальной, академической (успехи в учебе), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) или психомоторики.

Методики выявления и оценки способностей ребенка

В связи с теоретическим и практическим расширением понятия «одаренный ребенок» и проблемой распознавания одаренных и талантливых детей возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успеваемости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.

В работе с одаренными и талантливыми детьми можно выделить несколько этапов:

Прежде всего, необходимо отыскать одарённых детей;

Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребенок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно;

Разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одаренных детей: талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету;

На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Наиболее эффективно в работу должны быть включены такие формы как специально организованная интерактивная, проектная и творческая деятельность; тренинги развития творчества; мастер-классы развития творческой одаренности; научно-исследовательская работа ; конкурсы, фестивали, научно-практические конференции; самоуправление.

Выявление одаренных и талантливых детей возможно при использовании таких форм деятельности как анализ особых успехов и достижений ребенка; создание банка данных по талантливым и одаренным детям; диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб.

Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая сферы):

В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная);

В теоретической (познавательной) деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук , интеллектуальных игр и др.);

В художественно-эстетической деятельности (хореографическая , литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная);

В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить);

В духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).

Степень сформированности одаренности:

Актуальная одаренность (психологическая характеристика ребенка с такими наличными показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами);

Потенциальная одаренность (психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности). Потенциальная одаренность требует высокой прогностичности используемых диагностических методов и проявляется при благоприятных условиях.

Формы проявления одаренности:

Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны);

Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения). Выявление детей с таким типом одаренности – длительный процесс с использованием комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды.

Широта проявлений в различных видах деятельности:

Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности). Умственная активность и само-регуляция – ее основополагающие предпосылки. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия – социальная одаренность и т. д.).

Выделяют следующие направления развития одаренности детей, которые применимы и в системе дополнительного образования:

1. Активное отношение к окружающему миру. Одаренные люди любознательны, креативны, информированы, активны. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребенка в полезное русло.

2. Самостоятельность. Одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, но взрослые люди зачастую ограничивают их стремление.

3. Произвольность регулирования своего поведения. Поскольку одаренным детям все легко достается, то волевые усилия бывают минимальными. Проблемы возникают, когда ребенку необходимо заставить себя делать то, что неинтересно, когда необходимо подчиниться требованиям взрослых.

4. Организация индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности – это система своеобразных действий, приемов, методов, которые применяет человек в своей деятельности и поведении.

5. Создание мотивации к развитию и обучению. Потребности и мотивы побуждают человека активности, действию, деятельности, заставляют его ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.

Педагоги системы дополнительного образования должны знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми.

Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым требованиям:

ü разработка гибких, индивидуализированных программ;

ü создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения;

ü стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей;

ü использование различных стратегий обучения и воспитания;

ü уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной самооценки;

ü поощрение творческих особенностей и воображения воспитанников.

Проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

Понимание одаренности только как характеристики интеллекта не совсем верно. Одарен, необычайно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность. Одаренного человека отличает качественное своеобразие психики, которое определяет возможности достижения исключительно высоких (необычных, незаурядных) результатов деятельности по сравнению с другими людьми.

Благодаря особому психическому складу одаренные дети значительно опережают своих сверстников при прочих равных условиях.

Какими же особенностями, характерными чертами они обладают? Чем именно отличаются от сверстников?

Все одаренные дети обладают следующими особенностями развития познавательной сферы:

- Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Оно проявляется в поиске новой информации, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

- Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.

- Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности).

- Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые альтернативные стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Высокий уровень гибкости мышления – явление редкое, поэтому его наличие свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.

- Легкость генерирования идей , или беглость мышления. Большое количество идей характерно для одаренного ребенка как реакция на проблемную ситуацию. Возникающие идеи могут выглядеть совершенно нереальными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подходов. Беглость мышления может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

- Легкость ассоциирования . Проявляется в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными событиями, далекими по содержанию. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем обычные сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями, и эти связи могут быть нетрадиционны и непривычны.

- Высокая степень концентрации внимания . Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям. Ребенок часто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь, причем заниматься им он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней

- Отличная память . Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Одаренные дети часто удивляют окружающих своим умением запоминать. Но следует иметь в виду, что преимущества одаренного ребенка обеспечиваются не столько большим объемом хранящейся в памяти информации, сколько способностью быстро извлекать из памяти нужную информацию.

- Способность к прогнозированию – способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Эта способность в значительной степени зависит от наличия и степени развития таких характеристик одаренного ребенка, как гибкость мышления, легкость генерирования идей, склонность к задачам, имеющим множество решений. Интегральный характер данного свойства позволяет считать его одним из основных при определении одаренности. Способность к прогнозированию обнаруживается не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

- Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Способность к оценке обеспечивает самодостаточность ребенка, уверенность в своих силах, определяя этим его самостоятельность, независимость и другие качества.

9. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. . М.; Воронеж, 2004.

10. Панов ённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.

11. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. . СПб., 2005.

12. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. . М., 2000.

13. Рабочая концепция одаренности / Под ред. . 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.

14. Савенков детской одаренности. М., 2010.

15. Туник творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2002.

16. Туник, креативности Дж. Рензулли / // Школьный психолог. 2004. № 4.

17. Хеллер исследование одаренности / , К. Перлет, В, Сиервальд // Вопросы психологии. 1991. №2.

18. Холодная и методы выявления одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция. М., 2002.

19. , Аверина тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М., 1995.

20. Юркевич диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога / // Школа здоровья. 1997. № 1.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

  • 1) обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
  • 2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
  • 3) очно-заочные школы;
  • 4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
  • 5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
  • 6) детские научно-практические конференции и семинары.

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (плохие бытовые условия, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья) оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природообусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

Опыт наблюдений за семьями особо одаренных детей позволил психологам выделить ряд особых характеристик, имеющих принципиальное значение для развития одаренности. Это факторы как положительного, так и отрицательного свойства. Вначале рассмотрим положительные.

В семьях, где воспитываются одаренные дети, существует высокая ценность образования , при этом часто высокообразованными оказываются и родители, и дедушки с бабушками. Интеллектуальный коэффициент семьи является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие повышенных умственных способностей ребенка.

Главная, обязательная характеристика семьи любого особо одаренного ребенка - повышенное, в сравнении с обычными семьями, внимание к ребенку , когда вся жизнь семьи сосредоточена на ребенке (детоцентризм). Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок - единственный смысл жизни. Еще чаще особо одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший ребенок уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка.

Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится подлинным наставником (ментором) своего ребенка в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов в личности ребенка.

Детоцентризм семьи одаренного ребенка, фанатичное желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении недостаточного развития у ребенка ряда социальных и в особенности бытовых навыков.

Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны, когда родители вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами .

В погоне за высокими достижениями родители одаренного ребенка могут выступать не только в роли его адвоката, но и в роли надсмотрщика, который заставляет каторжника на руднике или раба-гребца на галере трудиться в поте лица против своей воли (вспомним историю отношений великого скрипача Никколо Паганини со своим отцом). Кроме того, сравнивая успехи своего ребенка с подобными успехами других одаренных детей, родители редко бывают объективными и внушают это отношение своему ребенку, тем самым вызывая у него негативные эмоции.

Поэтому работа с родителями одарённых детей представляет собой особое направление в деятельности не только школьного психолога, но и педагогов, работающих с такими детьми.

Паспорт Программы «Одаренные дети»

Наименование программы : «Одаренные дети»

Полное наименование учреждения : Муниципальное Казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Одесская станция юных туристов»

Основание для разработки программы ( нормативно-правовая база):

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Федеральная целевая программа развития образования на 2011- 2014 годы. «Национально образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа».

Конвенция о правах ребенка.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»

Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г.

Устав и локальные акты МКОУ ДОД «одесская СЮТур»».

Цель программы : создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи программы :

1. Создание системы работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одаренных детей.

2. «Конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации школьников на образовательную деятельность, стимулирование познавательного интереса.

3. Учет индивидуальности каждого обучающегося, раскрытие интеллектуального и творческого потенциала.

4.Создание базы данных в рамках Программы

5.Разработка системы диагностики способностей детей.

6. Обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми.

Возрастная и/или социальная группа дете й, на которую нацелен проект : обучающие МКОУ ДОД «Одесская СЮТур»»

Ресурсное обеспечение реализации программы :

— Кадровое. Самообразование, аттестация, обобщение педагогического опыта, регулярное повышение квалификации педагогов на курсах, семинарах, в творческих группах.

— Научно-методическое. Создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте педагогов в работе с одаренными детьми, применение инновационных педагогических технологий.

— Материально-техническое. Приобретение современного учебного и спортивного оборудования.

Сроки реализации Программы : 2012 – 2015 гг.

Предполагаемые результаты:

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
  • Творческая самореализация обучающихся СЮТур.
  • Повышение качества образования и воспитания обучающихся.
  • Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций, соревнований различного уровня.
  • Формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

Пояснительная записка

Если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей.

Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.

· Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

· Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

· Способности — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

· Задатки способностей анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.

· Талант выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

· Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе совсеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА говорится, что в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждом общеобразовательном учреждении. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Именно учреждение дополнительного образования могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями – не только для обучающихся, но и для педагога.

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опята творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.

При организации работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Концепция Программы «Одаренные дети»

Введение

В рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» впервые использован новый подход к модернизации образования, основанный на принципе стимулирования роста качества образования и обновления содержания образования.

Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с Программой развития МКОУ ДОД «Одесская СЮТур» и является основой для работы с одаренными детьми. Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, занимающихся в МКОУ ДОД «Одесская СЮТур».

Программа содержит алгоритм действий педагогов, методической службы Станции, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.

Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в учреждении, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.

Выявление одаренных детей должно начинаться в детских объединениях первого года обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логическое мышление. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности МКОУ ДОД «Одесская СЮТур».

1. Методы и принципы выявления одаренных детей. Критерии и категории одаренности

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

Потребность в новых впечатлениях

Развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета

Познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение предмета

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

Одаренные дети:

· Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

· Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

· Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

— Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

— Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

— Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

— Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

— Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Одаренность может проявляться:

ü как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;

ü как одаренность возрастная, т.е. ранняя одарённость (вундеркинды – дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности); поздняя одарённость;

ü как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Принципы выявления одаренных детей:

комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.

оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

преимущественная опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, естественный эксперимент.

Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации педагога и степени его обучения.

При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов :

различные варианты метода наблюдения за детьми (в образовательных условиях, в деятельности и т.п.);

специальные психодиагностические тренинги;

экспертное оценивание поведения детей педагогами дополнительного, родителями;

проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;

организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;

проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

2. Принципы и подходы организации педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Организационное и функциональное обеспечение программы

Функции директора в аспекте реализации программы:

— общее руководство разработкой и реализацией программы: организация; координация; контроль.

Функции методических объединений:

— определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;

— корректировка составляющих элементов программы;

— обеспечение связи с вышестоящими организациями, учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования;

— анализ и обобщение результатов реализации программы;

— регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Одаренные дети»;

— организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;

— внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми;

— разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.

— разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;

— обобщение и систематизация результатов деятельности отдельных ПДО, умело организующих работу с одаренными детьми;

— определение критериев эффективности реализации программы;

— разработка и обработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;

— координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.

Функциональные обязанности педагогов дополнительного образования:

— организация и проведение занятий с одаренными детьми;

— разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;

— мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;

— организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

— подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим интеллектуальных конкурсам различного уровня;

— организация контроля за знаниями одаренных детей, выполнение программ по работе с одаренными детьми;

— контроль за выполнением индивидуальных образовательных программ по работе с одаренными детьми;

— обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;

— подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми;

— повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы.

Методы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

· применение междисциплинарного подхода;

· углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

· насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

· поощрение результатов, которые содержат новые идеи;

· поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

· поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

· оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

· установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;

· принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;

· установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности ребенка;

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход , утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Система работы педагогов дополнительного образования с одаренными детьми в урочной деятельности

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. На занятиях они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на занятиях является:

§ совершенствование предметных умений и навыков;

§ повышение учебной мотивации одаренных детей;

§ развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;

§ развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;

§ овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
  • проблемный;
  • проективный.

Формы:

  • нетрадиционные занятия;
  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
  • ролевые игры;
  • консультации.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие. Такая система учебной деятельности поможет сформировать у детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

3. Основные мероприятия Программы

1 этап . 2012-2013 учебный год – проектировочный

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
  • Разработка Программы работы с одаренными учащимися.

2 этап . 2013-2014 учебный год – экспериментальный

Цель : апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
  • Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися.
  • Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.
  • Повышение квалификации педагогов.

3 этап. 2014-2015 учебные годы – переход в режим функционирования

Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
  • Обобщение результатов работы школы.

Циклограмма мероприятий по выполнению Программы

Мероприятия

Сроки

Диагностика одаренных детей

ежегодно

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

Октябрь,

май

Организация и проведение школьных олимпиад

ежегодно

Участие в районных, региональных, всероссийских олимпиадах

ежегодно

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

Май

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

постоянно

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

постоянно

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Постоянно

Обобщение опыта работы ПДО, работающих с одаренными детьми

ежегодно

Распространение опыта работы с одаренными детьми

2012-2015

Итоговый Слет туристов и краеведов

Ежегодно (май)

Система работы по развитию одаренности в рамках Программы

Программа предусматривает работу по трем направлениям :

  • работа на уроке;
  • внеурочная деятельность;
  • работа с родителями.

Основные направления реализации программы:

· создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми: внедрение инновационных образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы;

· создание системы диагностики одаренности обучающихся СЮТур;

· методическое обеспечение работы с одаренными детьми: осуществление апробации и внедрения методических разработок в педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми, повышение уровня профессионального мастерства педагогов

· организация разнообразных мероприятий по работе с одаренными детьми: конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций и т.д.;

· осуществление поддержки одаренности.

4. Основные формы работы с одаренными детьми

Основной формой организации учебного процесса в Учреждении дополнительного образования остается. Формы и приемы отдельного занятия отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

Работа с одаренными детьми на занятиях ведется с помощью трех подходов :

· дифференцированный подход

· проблемное обучение

· проектная деятельность

· происходит активизация обучения;

· обучение приобретает творческий, исследовательский характер;

· происходит передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности;

· происходит дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциацию можно проводить по следующим критериям :

· по содержанию задания;

· по форме организации работы на уроке;

· по способу педагогической поддержки;

· по способу восприятия информации.

Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.

Формы работы с одаренными детьми:

  • индивидуальный подход на занятиях, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятия творческие мастерские;
  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • конкурсы;
  • участие в предметных олимпиадах и творческих конкурсах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность и участие в научно-практических конференциях;
  • использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, электронная энциклопедия и др.);
  • создание детских портфолио.

5. Методическое обеспечение системы работы с одаренными

обучающимися

Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»

1. Исполнение государственных принципов образования (Закон РФ «Об образовании»).

2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров.

5. Создание творческого объединения педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми.

6. Ежегодный анализ состояния и результатов работы педагогов с учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

8. Обогащение и распространение опыта педагогов.

9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

6. Показатели эффективности реализации Программы

· Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

· Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.

· Создание банка данных одаренных детей МКУО ДОД «Одесская СЮТур», банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;

· Внедрение в образовательное пространство МКОУ ДОД «Одесская СЮТур» альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;

· Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;

· Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.

· Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
  3. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития детей. Автореферат. 1993.
  4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, — № 9. – 1990.
  5. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
  6. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.
  7. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
  8. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №3, 2009
  9. Методическая работа в школе (компакт-диск): «Учитель», 2010.
  10. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991
  11. Одаренные дети. Система работы в школе (компакт-диск) : «Учитель», 2007.
  12. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С Лейтеса. М., 2000.
  13. Савенков А.И. Одаренные дети в школе и дома. М., 2000.
  14. Савенков А.И. Что такое детская одаренность? // Школьный психолог. 2004. № 32.

Приложение №1

План мероприятий Программы «Одаренные дети» на 2012-2013 уч. год.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Районного уровня

Районный конкурс рисунков «Каникулы – это здорово»

октябрь

Районная краеведческая викторина «Страницы истории родного края»

Ноябрь

Педагог-организатор, методист

Районная олимпиада по краеведению среди школьников

Январь

Педагог-организатор, методист

Районная конференция исследовательских работ «Летопись сибирских деревень»

Январь

Педагог-организатор, методист

Районная краеведческая викторина «Омск. Омская область»

Март

Педагог-организатор, методист

Районный экологический конкурс «Белая береза»

Март

Педагог-организатор, методист

Районный конкурс рисунков и плакатов «Мы помним мир спасенных… »

Май

Педагог-организатор, методист

Регионального уровня

Областная научно-исследовательская конференция «Летопись сибирских деревень»

февраль

Областной экологический фестиваль детско-юношеского творчества «Белая береза»

март

Педагог-организатор, методист, ПДО

Областной детско-юношеский фотоконкурс «Сибирской мотивы»

апрель

Педагог-организатор, методист, ПДО