Беседа ядовитые ягоды. Конспект беседы «Лесные опасности» для детей старшей группе. Симптомы отравления Вороньим глазом

"Осторожно!Ядовитые грибы и ягоды!"

(консультация для родителей).

Проблема острых отравлений у детей - одна из наиболее актуальных, особенно в летний период. Часто встречаются отравления в возрасте от 1до 5 лет. В отличие от взрослых отравления ядовитыми грибами и растениями у детей протекают тяжелее потому что:

· Все системы органов еще незрелые.

· Низкая устойчивость организма к яду.

· Характерно более быстрое проникновение яда в организм.

· Склонность детского организма к токсикозу и эксикозу (обезвоживанию).

· Профилактика отравления ядовитыми растениями и грибами состоит в мерах предосторожности.

Уважаемые родители! Научите своих детей следующему:

Нельзя пробовать на вкус неизвестные ягоды, листья, стебли растений, плоды, семена, грибы, как бы привлекательно они не выглядели.

К незнакомым растениям даже нельзя дотрагиваться, так как можно получить ожег, аллергическую реакцию.

К ядовитым растениям относятся: бузина черная, вороний глаз, дурман, болиголов, багульник, белена черная и многие другие. Чтобы избежать отравления, надо научить детей хорошо знать основные признаки ядовитых и несъедобных грибов и растений и поддерживать правила- никогда ничего незнакомого и опасного не пробовать на вкус, не употреблять в пищу и даже не трогать руками.

В ядовитых растениях содержатся яды, способные вызвать отравления как при вдыхании летучих арома-веществ, выделяемых растениями, так и при попадании сока на кожу.

Самое сильное отравление можно получить при приеме внутрь токсина с ягодами, листьями, корнями.

Действия при отравлении ядовитыми растениями:

При попадании в организм ядовитых растений, а также при подозрении на это необходимо срочно принять меры первой помощи:

· Незамедлительно вызвать врача или скорую медицинскую помощь.

· Если пострадавший в сознании, надо промыть ему желудок: дать выпить 3-4 стакана воды и, пальцем или черенком ложки надавливая на корень языка, вызвать у него рвоту. Промывание желудка следует повторить 2-3 раза.

· При отравлении аконитом и болиголовом желудок промывают бледно-розовым раствором марганцовокислого калия (перманганата калия).

· Так как многие яды хорошо адсорбируются активированным углем, после промывания желудка рекомендуется принять активированный уголь (карболен).

· После оказания первой медицинской помощи рекомендуется как можно быстрее доставить пострадавшего в мед. учреждение. Особая срочность вызвана в тех случаях, когда отравление вызвано растениями, воздействующими на нервную систему и сердце.

· При развитии судорог важно не допустить нарушения дыхания за счет спазма жевательных мышц, поэтому в рот пострадавшего следует вставить черенок ложки, обернутый бинтом или носовым платком.

Памятка по предупреждению отравления грибами

Разве не приятно отправиться в лес по грибы. Однако грибников и любителей этой пищи может подстерегать грозная опасность- отравление ядовитыми грибами, так как не каждый знает, какие из них являются съедобными, а какие ядовитые, тем более большую опасность представляют отравления грибами у детей.

В целях предупреждения отравления никогда не собирайте грибы:

· Вблизи промышленных предприятий, свалок, полей, обработанных химикатами, железнодорожных путей и автодорог, под высоковольтными линиями, в черте города, в том числе и в парках.

· С неприятным запахом, имеющие у основания клубневидное утолщение, с оболочкой, «сумкой» у основания ножки.

· Появившиеся после первых заморозков, которые могут вызвать появление в грибах ядовитых веществ.

· Многие виды ядовитых грибов легко спутать со съедобными, помните об этом!

· Неправильная кулинарная обработка съедобных грибов так же может вызвать отравления. Правильно обрабатывайте грибы.

· Абсолютно надежных методов определения ядовиты грибы или нет, не существует. Единственный выход- точно знать каждый из грибов и не брать те, в которых сомневаетесь.

Что же делать, если все-таки отравления избежать не удалось

Первые симптомы отравления могут появиться в течение 2-3 часов после еды. Признаки отравления: слабость, рвота, диарея, температура, острая боль в животе, головная боль; иногда могут быть: редкий пульс, холодный пот, расстройства зрения, бред, галлюцинации, судороги.

Действия:

· Незамедлительно вызовите скорую помощь, по возможности сохраните остатки грибов, вызвавших отравление.

· Немедленно начните промывание желудка водой с помощью зонда или методом искусственно вызванной рвоты.

· Дайте пострадавшему растолченные таблетки активированного угля, размешав их с водой, из расчета 1 таблетка на 10 кг. веса.

· Тепло укройте пострадавшего, разотрите ему руки, ноги.

· На голову положите холодный компресс.

Главное правило осторожного поведения на прир оде - не трогай того, чего не знаешь. В лесу много ядовитых растений. Поэтому вам следует строго-настрого приказать малышу не прикасаться к незнакомым грибам, без согласования с вами не пробовать на вкус плоды деревьев или кустарников.

Самое лучшее - посмотреть с детьми дома специальную литературу с иллюстрациями съедобных грибов и ягод . В беседе с ребенком обязательно подчеркните, что несъедобные для человека грибы пригодны для других обитателей леса. Поэтому в лесу лучше воздержаться от соблазна пнуть их ногой, выражая свое презрение и недовольство, что они попались на пути.

Желаем Вам и Вашему малышу яркого и радостного лета. Ну и конечно же здоровья!

Составитель: воспитатель 1ой категории Котенко Е.Ю.

Цель: предоставить коллегам один из вариантов проведения инструктажа о ядовитых растениях перед выходом на природу.

1. Дать представление о наиболее вероятных по встречаемости ядовитых растениях средней полосы России.

2. Правила поведения в природной среде.

3. Рассмотреть оказание первой помощи в случае отравления ядовитыми растениями.

Все люди, кто чаще, кто реже, планируют провести отдых на природе, особенно в тёплое время года. Это могут быть прогулки в лесу или в парке, поездки за грибами или ягодами, туристические походы, экскурсии, другие путешествия. Редко встретишь человека, равнодушного к цветам, красивым травам, растущим в лесу или в парке. Несмотря на повышенный интерес к дикорастущим пищевым и лекарственным растениям, большинство людей совершенно незнакомо с растительным миром. Употребление же неизвестных или неправильно определённых растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжёлым, даже смертельным. Чаще всего страдают дети, не знающие о существовании ядовитых растений, не умеющие их определить или не понимающие последствий неосторожного обращения с ними. Взрослые не только не всегда могут предостеречь ребёнка, но и сами бывают недостаточно осторожны с растениями. Особенно это относится к горожанам.

Поэтому периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе. Осторожность не помешает, если мы отправляемся на дачу, в парк или на прогулку в своём дворе или на бульвар где много зелени.

Методические указания

Некоторые из растений небезопасны для человека. Одни ядовиты, другие могут вызвать серьёзные ожоги. Острые отравления вызываются плодами, корнями, стеблями и цветками растений. Ядовитые растения составляют приблизительно 2% от общего числа известных видов, в нашей стране их около 400 видов. К ядовитым растениям относятся некоторые лекарственные, пищевые и декоративные растения.

Самое лучшее средство защиты от ядовитых растений – не трогать ни одного цветка, ни одного кустарника, если они тебе не знакомы.

Существует много растений, по виду и даже по вкусу похожих на пищевые, например, на редьку, петрушку, хрен. Особенно привлекательны яркие плоды лесных и некоторых декоративных растений, встречающихся в городе. Жертвами отравлений такими плодами часто становятся дети. Для ребёнка смертельно даже то количество ядовитого вещества, которое у взрослого человека вызывает лишь лёгкое недомогание. Есть растения (например, вех, он же цикута), которые вызывают тяжёлые отравления даже в том случае, если взять кусочек такого растения в рот и немедленно выплюнуть. Среди семейства зонтичных (к которому относится вех) много ядовитых растений. Некоторые растения, например борщевик, вызывают сильное раздражение кожи. Растение крупное, до 3 м высотой. Во время жары на солнцепёке люди иногда прячутся от солнца в тени этого растения. У этих людей появляются ожоги, в тяжёлых случаях смертельные. Из растений семейства зонтичных дети любят делать дудочки, это смертельно опасно, если растение ядовитое.

Можно отравиться и летучими веществами, выделяемыми ароматическими растениями (багульник). Большие букеты лилий, черёмухи, люпина, и других сильно пахнущих растений в плохо проветриваемом помещении вызывают слабость, головную боль, головокружение, иногда потерю сознания.

БЕЛЕНА ЧЁРНАЯ

Картина отравления: психоз с галлюцинациями, сильная жажда, поднимается температура, расширение зрачков, светобоязнь.

Значение: лекарственное.

ДУРМАН ВОНЮЧИЙ

Ядовитые органы: всё растение и семена.

Картина отравления: сухость во рту, расстройство глотания, ориентации, потеря памяти, кровавый понос, зрачки расширены.

Значение: лекарственное.

ЛАНДЫШ МАЙСКИЙ

Ядовитые органы: всё растение и плоды.

Картина отравления: тошнота, рвота, остановка сердца.

Значение: лекарственное, декоративное.

КУПЕНА ЛЕКАРСТВЕННАЯ

Ядовитые органы: все части растения.

Картина отравления: тошнота, рвота, нарушение деятельности сердца, раздражение кожи

Значение: декоративное.

ВОРОНИЙ ГЛАЗ

Ядовитые органы: ядовито всё растение.

Картина отравления: головная боль, головокружение, расширенные зрачки, тошнота, рвота, боли в животе, понос.

Значение: дикорастущее.

Ядовитые органы: трава и незрелые плоды паслёнов.

Картина отравления: боли в животе, тошнота, рвота, угнетение двигательной и психической активности.

Значение: паслён чёрный – пищевое, паслён сладко-горький – декоративное.

БОРЩЕВИК СОСНОВСКОГО

Картина отравления: воспаление кожи сходное с ожогом, озноб, головокружение, головная боль, повышение температуры.

Значение: кормовое.

ВЕХ ЯДОВИТЫЙ (ЦИКУТА)

Ядовитые органы: всё растение, особенно корневище.

Картина отравления: головная боль, тошнота, рвота, боли в животе, чувство холода во всём теле, нарушение равновесия, понижение кожной чувствительности, выделение густой слюны, смерть от остановки дыхания.

Значение: медонос, в народной медицине.

БОЛИГОЛОВ ПЯТНИСТЫЙ

Ядовитые органы: всё растение

ВОЛЧЬЕ ЛЫКО

Ядовитые органы: всё растение.

Картина отравления: тошнота, слюнотечение, головокружение, нарушение глотания, речи, побледнение кожи.

Значение: сорняк, в народной медицине.

БАГУЛЬНИК БОЛОТНЫЙ

Ядовитые органы: надземная часть.

Картина отравления: слабость, сонливость, тошнота, рвота, усиленное потоотделение, нарушение дыхания, удушье.

Значение: лекарственное, инсектицидное, дубильное.

Ядовитые органы: кора, корни, листья, плоды.

Картина отравления: рвота, понос, кишечное кровотечение.

Значение: декоративное.

Ядовитые органы: листья и плоды.

Картина отравления: рвота, понос, нарушение кровообращения, при сильном отравлении – смерть.

Значение: декоративное.

Ядовитые органы: ягоды.

Картина отравления: боли в поджелудочной области, рвота, понос.

Значение: декоративное.

Ядовитые органы: листья, цветки, незрелые плоды,

Картина отравления: головокружение, головная боль, слабость, першение в горле, боли в животе, тошнота, рвота.

Значение: пищевое, в народной медицине, медонос..

Ядовитые органы: одно из ядовитейших растений, ядовиты сок, плоды.

Картина отравления: рвота, понос, сильное воспаление кишечника, при прикосновении на коже могут появиться пузыри.

Значение: дикорастущее.

АКОНИТЫ (БОРЦЫ)

Ядовитые органы: всё растение.

Картина отравления: жжение во рту, слюнотечение, тошнота, рвота, понос, одышка, общая слабость, озноб, потеря сознания, паралич сердца или остановка дыхания. Яд всасывается даже через неповреждённую кожу.

Значение: дикорастущее.

ЧЕМЕРИЦА ЛОБЕЛЯ

Значение: лекарственное.

ХОХЛАТКА ПОЛАЯ

Ядовитые органы: всё растение, наиболее корни.

Картина отравления: першение в горле, царапанье в носу, глазах. Глотание затруднено. Тошнота, рвота, понос, сильная жажда.

Значение: лекарственное.

Ядовитые органы: трава, ягоды, позеленевшие на свету или перезимовавшие клубни.

Картина отравления: раздражение слизистой пищеварительного тракта, угнетение деятельности ЦНС.

Значение: пищевое, кормовое, техническое.

Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями

При подозрении на случайное употребление с пищей ядовитого растения надо немедленно, не дожидаясь появления признаков отравления, начать оказывать пострадавшему первую помощь. Её эффективность зависит от быстроты удаления яда из организма. Даже если была самопроизвольная рвота, пострадавшему рекомендуется выпить четыре-пять стаканов тёплой воды, детям – из расчёта по полстакана на каждый год жизни. При этом обычно возникает рвота. Если этого не произошло, нужно надавить на корень языка чайной ложкой или пальцем (если человек находится в бессознательном состоянии, рвоту вызывать нельзя).

Затем необходимо принять вещества, препятствующие всасыванию яда в кровь: несколько таблеток активированного угля или его заменители – крахмальный клейстер, два – три яичных белка, размешанных в стакане воды, молоко или чёрные сухари. Так как эти средства действуют непродолжительно, то через 15 – 20 минут после их приёма нужно снова вызвать рвоту. Вместо воды хорошо использовать светло-розовый однопроцентный раствор перманганата калия (марганцовка). При отравлении ароматическими растениями больного рекомендуется вынести на открытое продуваемое место, в случае ослабления дыхания дать вдохнуть нашатырный спирт, затем уложить в постель, согреть, напоить крепким чаем.

После контакта с растениями, вызывающими ожоги, поражённые участки кожи надо обмыть водой с мылом, образовавшиеся пузыри протереть одеколоном или спиртом, наложить чистую повязку.

После оказания первой помощи обязательно обратиться к врачу.

Описание перспективных результатов

Интерес к природе проявляют люди всех возрастов. Материал предназначается, прежде всего, учителям, родителям, всем любителям природы. Учащиеся, усвоившие знания о ядовитых растениях, смогут оградить и себя, и младших сестрёнок и братишек от неприятностей в природе.

Список используемой литературы

1. Аверкиев Д. С., Аверкиев В. Д. Определитель растений Горьковской области. - 2-е изд., испр. и доп.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во. 1985. - 320 с.

2. Губанов И.А. и др. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР; Пособие для учителей/ И.А. Губанов, В.С. Новиков, В.Н. Тихомиров.- М.: Просвещение, 1981.- 287 с.

3. Детская энциклопедия. Помоги себе и другим или безопасность в чрезвычайных ситуациях. Подписной индекс 34182 в каталоге “Пресса России”.

4. Новиков В.С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1985. - 239 с.

5. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл. Учеб. для общ.-обр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Петров С.В., Вихорева Т.С., 1-е изд. – М.: Издательство АСТ, 1998. – 160 с.: ил.

Дети отправляются в гости к Старичку-Лесовичку,который учит внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые,соблюдать осторожность.На лесной полянке ребята показали игру-драматизацию "Осторожно-ядовито!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра – беседа « Съедобные и ядовитые растения »

Цель : учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; закрепить умение различать грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

Ход игры.

Старичок – Лесовичок: Здравствуйте ребятишки! Пришёл я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? Ну, тогда берите корзинки – и в путь, поедем на автобусе.

Мы с вами приехали на станцию Загадкино. Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.

Растут в лесу сестрички – рыжие….(лисички).

Я в красной шапочке расту под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту, зовусь я ….(подосиновик).

Серенькие шапочки, рябенькие ножки,

Под берёзкой растут….(подберёзовики).

Из – под ёлок на пригорок

Вышел мальчик ростом с пальчик.

Он на тучки поглядел, сразу кепочку надел,

Новую, нарядную, цветом шоколадную. (белый гриб)

Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами, а то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?

Ножка белая, прямая, шапка красная, большая,

А на шапке, как веснушки, беленькие конопушки.

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый….(мухомор).

В лесу есть грибы, что не надо искать,

Много растёт их на каждой полянке,

Но эти грибы нельзя трогать и брать –

Яд в них опасный. Это - ….(поганки).

Съедобные грибы мы соберём, а ядовитые оставим в лесу. Но запомните, ребята: грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в моём лесу нужны. А кто в лесу питается грибами? Правильно, то белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами лоси лечатся.

Игра «Собери грибы в корзинку»

Старичок – Лесовичок. Ребята, скажите, можно ли есть грибы сырыми? Как можно приготовить грибы, чтобы их можно было есть (ответы детей). Сбор грибов – занятие увлекательное, но таящее большой риск. Много людей каждый год попадает в больницы из – за отравления грибами, иногда бывают даже смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте ещё раз хорошо запомним ядовитые грибы. (рассматривают картинки).

Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в огороде, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в огороде, даже если они съедобные, опасны, потому что содержат много вредных веществ. Поэтому, встретив грибы в огороде, растопчите его или покажите взрослым. Учите младших братьев и сестёр этим правилам. В моём лесу растут не только грибы, но и ягоды. Какие вы знаете лесные ягоды? В ягодах много витаминов и других полезных веществ. Врачи уверены: чем больше человек ест ягод, тем меньше он болеет.

Но будьте осторожны – в лесу есть и ядовитые ягоды. Какие вы знаете? (Называют и показывают ядовитые ягоды).

Игра «Четвёртый лишний»

Если случилось, что ты вдруг съел незнакомую ягоду, скорее скажи об этом взрослым. При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать «скорую помощь». Но будем надеяться, что с нами этого не случится, потому что вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды, и они никогда не попадут в вашу корзинку.

А сейчас присаживайтесь на полянку и посмотрим спектакль, который называется «Осторожно, ядовито!»

Зайка: Куда это вы торопитесь, зверята?

Лисёнок: На полянку, где растут заячьи уши!

Зайка: Ка-а-к? Разве могут в лесу расти мои уши?

Лисёнок: Лес – это сказка, в нём можно встретить что угодно.

Зайка поскакал за зверями.

Лисёнок: Стойте, друзья! Вот и заячьи уши!

Зайка: Ха-ха-ха! Разве это уши? Это самый настоящий лесной ландыш!

Медвежонок: Но его ещё называют заячьими ушами. Посмотри, у каждого растения по два длинных листа, как твои уши. Белые цветки похожи на фонарики.

Старичок –Лесовичок : Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту самую полянку. Но вместо цветков на стебельках у ландыша висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.

Лисёнок: Зачем ты их трогаешь? Брось! Ягоды ландыша ядовиты, ими можно отравиться.

Медвежонок: Пусть лучше опадут, из них вырастут новые ландыши.

Старичок – Лесовичок : Ребята, давайте заглянем в Красную книгу и найдём среди растений ландыш. Почему оно занесено в эту книгу?

Дети: Это растение исчезает и его надо охранять.

Старичок – Лесовичок : А как мы можем охранять ландыш?

Дети: Не рвать букеты, любоваться ими в лесу.

Старичок – Лесовичок: Ребята, вы узнали, что в лесу даже самые красивые растения и ягоды могут быть ядовитыми. Надо об этом помнить. Послушайте, о чём дальше говорили звери на полянке.

Лисёнок: Зайка, а ты видел, как интересно растёт вороний глаз?

Ворона: Ка-ар-р! Лисёнок, ты думаешь, что мои глаза растут? Они у меня уже несколько лет одинаковые!

Лисёнок : Нет ваш глаз не растёт, тётушка Ворона, а растение такое -вороний глаз. Пойдёмте покажу. (Герои направляются в глубь леса. Лисёнок показывает на растение)

Ворона: Кар! Это растение и правда похоже на мои чёрные глаза!

Медвежонок: Растение красивое, но очень ядовитое. Ни стебли, ни листья, ни ягоды есть нельзя.

Старичок – Лесовичок : Ребята, вам понравилось в лесу отдыхать? Я вам дам баночку варенья из лесных ягод. Приедете в детский сад и попробуете. Но пора и домой возвращаться. Занимайте свои места поедем обратно.

Учитель-дефектолог Тихонова Н.А.


Конспект занятия.

«Съедобные ягоды и ядовитые растения»

Цель. Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть.

Материал. Цветные карандаши (фломастеры)

НОД

Рассказать детям про съедобные и ядовитые растения, растущие в лесу, на поляне, на лугу. Полезные растения - это земляника, малина, черника, брусника. Эти ягоды съедобные и вкусные, их можно собирать и есть. Из них варят варенье и компоты.

Беседа

Спросите детей, кто из них собирал лесную землянику, малину, чернику, бруснику. Где растут эти растения, как они выглядят: высокий ли стебель, какой формы листики, какого цвета ягоды? Покажите детям соответствующие цветные изображения и обсудите, по каким признакам можно отличить каждое из растений (высота растения, цвет и форма ягод).

Спросите детей, какие ядовитые растения они знают. Можно ли пробовать? К каким последствиям это может привести?

Это надо запомнить

Педагог показывает детям изображения ядовитых растений и называет их: это - вороний глаз, волчье лыко, ландыш.

Вороний глаз - очень запоминающееся растение, его можно узнать, даже если никогда ранее его не видел. На его высоком стебле прикреплены близко друг к другу четыре широких листика, а из середины выступает один цветок, превращающийся затем в черную ягоду, очень похожую на черный блестящий глаз вороны. Это растение потому так и называется «вороний глаз». У него ядовиты и ягода, и стебель, и листья, и корневище.

Волчье лыко - кустарник, который цветет мелкими душистыми розово-красными цветками, прикрепленными прямо к коре. Поэтому его еще называют «лесная сирень». Позже на месте цветков появляются ярко-красные ягоды. Это опасное растение. В его ягодах содержатся сильные яды. Даже несколько ягод могут оказаться смертельными для человека.

Ландыш - очень красивый всем известный лесной цветок. Однако не все знают, что его ягоды - красно-оранжевые горошины - очень ядовиты.

Дети должны запомнить, что лучшее средство защиты от ядовитых растений - не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.

У некоторых детей есть привычка - покусывать и жевать любую травинку. Это очень вредная привычка, и дети должны запомнить, что стебли, листья и цветы многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью.

. Предложите детям раскрасить съедобные и ядовитые ягоды, ориентируясь на красочный образец. Поинтересуйтесь, почему одни ягоды нарисованы на черной странице, а другие - на зеленой и почему. Попросите еще раз назвать эти растения и указать, какие из них вредные, ядовитые, а какие полезные, съедобные.

Игра

Организуйте с детьми игру в «Съедобные - несъедобные ягоды». Варьируйте игры. Для этого можно использовать мячик, можно при назывании водящим (которым может быть и педагог) полезной ягоды поднимать вверх руку или хлопать в ладоши. Главное - чтобы дети хорошо запомнили названия съедобных и ядовитых ягод.

Ура! Каникулы!

Разгар лета. Прогулки на свежем воздухе! Воздух, солнце, природа! Самое время побеседовать с детьми об опасности, подстерегающей их на природе: в лесу, в парке, на лугу. Речь пойдет о ядовитых растениях. То, что очевидно для нас, взрослых, не всегда известно нашим детям. Замечательно, если в детском саду или в школе им рассказывали о том, что растения бывают опасными, ядовитыми. А если нет?

*Поговорите о растениях, которые могут быть опасными для детей при неправильном обращении с ними.

*Познакомьте детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, научите узнавать их, различать и называть.

*Расскажитедетям про съедобные и ядовитые растения, растущие в лесу, на поляне, на лугу. Полезные растения - это земляника, малина, черника, брусника. Эти ягоды съедобные и вкусные, их можно собирать и есть. Из них варят варенье и компоты.

*Вспомните, как вместе собирали лесную землянику, малину, чернику, бруснику. Попросите рассказать, где растут эти растения, как они выглядят: высокий ли стебель, какой формы листики, какого цвета ягоды? Покажите соответствующие цветные изображения и обсудите, по каким признакам можно отличить каждое из растений (высота растения, цвет и форма).

*Покажите изображения ядовитых растений и назовите их: это - вороний глаз, волчье лыко, ландыш, белена, бузина, борщевик.

*Вороний глаз - очень запоминающееся растение, его можно узнать, даже если никогда ранее его не видел. На его высоком стебле прикреплены близко друг к другу четыре широких листика, а из середины выступает один цветок, превращающийся затем в черную ягоду, очень похожую на черный блестящий глаз вороны. Это растение потому так и называется «вороний глаз». Все части растения ядовиты, но отравление чаще всего возникает от плодов (ягод), которые дети принимают за чернику, голубику.

*Волчье лыко - кустарник, который цветет мелкими душистыми розово-красными цветками, прикрепленными прямо к коре. Поэтому его еще называют «лесная сирень».


Позже на месте цветков появляются ярко- красные ягоды. Это опасное растение. В его ягодах содержатся сильные яды. Даже несколько ягод могут оказаться смертельными для человека.

*Ландыш - очень красивый, всем известный лесной цветок. Однако не все знают, что его ягоды - красно-оранжевые горошины - очень ядовиты.



Дети должны запомнить, что лучшее средство защиты от ядовитых растений - не трогать незнакомые цветы и кустарники. У некоторых детей есть привычка - покусывать и жевать любую травинку. Это очень вредная привычка, и дети должны запомнить, что стебли, листья и цветы многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью. Опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.

* Одно из таких растений – борщевик. Встречается на пустырях, около дорог, на лугах и лесных опушках. Удивительно красивое растение. Белые, зеленовато-желтые небольшие цветочки собраны во множество зонтиков. Крупные ярко-зеленые листья куполом обрамляют зонтики, состоящие из белых и желто-зеленых мелких цветочков. Борщевик особенно ядовит во время цветения и в начале созревания плодов. Отравление и ожоги возникают при соприкосновении со стеблями, листьями, при попадании сока растения на кожу.


*Бузина черная . Кустарник или небольшое деревце. Цветки белые, собраны в щитковидные соцветия, плоды черно-фиолетового цвета, ягоды, мякоть плода темно-красная с морщинистыми косточками. Кустарник встречается как дикорастущий и как декоративный. Отравление вызывают съеденные ягоды.


*Белена черная. Это растение очень ядовито, особенно во время цветения. Дети часто принимают плоды за маковое семя, а мясистый стеблевой корень – за корни овощных растений.


Мы назвали лишь некоторые растения, опасные для человека. Во время беседы важно рассказать детям, что эти растения могут быть полезными как для животных и птиц, так и для человека при изготовлении лекарственных препаратов.

Акцентируйте внимание детей на обязательных правилах поведения:

1. Увидев красивое незнакомое растение, не спешите срывать его, расспросите о нем взрослого.

2. Ни в коем случае не пробуйте незнакомые ягоды!

3. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку!

4. Придя с прогулки, обязательно вымойте руки с мылом!

Поиграйте в игру «Собери букет»: из заранее приготовленных картинок предложите выбрать ядовитое растение и назвать его, а из остальных составить букет.

Можно предложить детям нарисовать съедобные и ядовитые ягоды, ориентируясь на красочный образец. Попросите еще раз назвать эти растения и указать, какие из них вредные, ядовитые, а какие полезные, съедобные.

Игра «Съедобные - несъедобные ягоды» поможет закрепить полученные знания. Предлагаем несколько вариантов игры: можно использовать мячик, можно, при назывании водящим (которым может быть и педагог) полезной ягоды, поднимать вверх руку или хлопать в ладоши.

Главное - чтобы дети хорошо запомнили названия и внешний вид съедобных и ядовитых ягод и растений, тогда прогулки на природе принесут заряд бодрости и позитивные эмоции.

Литература: Авдеева Н. Н., Князева Н. JI., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. - 144 с.