Природное и рукотворное презентация. Урок «Природа и рукотворный мир. И от озера до пруда –

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №80 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района города Казани

Конспект урока по окружающему миру
во 2 классе

Природа и рукотворный мир

подготовила

учитель начальных классов

Гайнуллина Альбина Шавкатовна

Казань 2016

Природа и рукотворный мир

(конспект урока по окружающему миру во 2 классе)

Гайнуллина Альбина Шавкатовна ,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная

татарско-русская школа №80 с углубленным

изучением отдельных предметов»

Вахитовского района города Казани

Цель: уточнить представления учащихся о характерных особенностях природы и рукотворного мира.

Задачи

Образовательные: систематизировать представление учащихся об окружающем мире; развивать умения сравнивать объекты природы и предметы рукотворного мира и называть отличительные черты каждого из них, выделять главные признаки, формировать выводы;

Развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности учащихся; развивать коммуникативные навыки в ходе коллективной и групповой работы с одноклассниками; развивать наблюдательность, умение критически оценивать свою работу и себя – способность к рефлексии;

Воспитательные: формировать у учащихся бережное отношение к природе и объектам, созданным другими людьми; воспитывать учебную активность, аккуратность, усидчивость, прилежание, любознательность и пытливость в процессе учения.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Ход урока:

1)Организация класса

Учитель: Наш с вами урок я хочу начать со стихотворения В.Кривошеева «Доброе утро».

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!

Игра-приветствие “Здравствуйте!”

Учитель: Настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Предлагаю провести игру- приветствие: повернитесь лицом к своему соседу и приготовьте ладошки. Касаясь поочерёдно одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с большого, проговариваем приветствие.

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

– желаю (соприкасаются большими пальцами);
– успеха (указательными);
– большого (средними);
– во всём (безымянными);
– и везде (мизинцами);
– Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью руки).

Действия повторяются учащимися второй раз, но после “встречи” мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза “Удачи тебе на уроке”

2) Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?

На экране картины деревни и города

Учащиеся: На доске две картины

Учитель: Что изображено на них?

Учащиеся: На одной изображен город, на другой деревня.

Учитель: Как вы думаете, почему я взяла именно эти картины?

Учащиеся: На прошлом уроке мы проходили эти темы

Учитель: Мы проверим, как вы хорошо ориентируетесь в этой теме, на столе у вас 2 листочка – это тесты. Почему их 2 и они разных цветов?

Учащиеся: Потому что на них 2 вида заданий: одно сложное, другое простое

Учитель: Выберите себе подходящее задание и в течении двух минут выполните

Дети выполняют тест, выбрав подходящий для себя уровень сложности Приложение 1.

3) Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Учитель: Молодцы, теперь соберем эти работы и обратим внимание на доску.

На доске предметы: Конь, лист, река, телевизор, стол, стул, морковь, и т.д.

Учитель: Эти предметы нам нужно разделить на группы

(Если дети говорят, что предметы, которые видят в деревне и в городе, обратить внимание, что теперь и телевизор и стол тоже есть в деревнях)

Учащиеся: К певой группе относится природа, а ко второй то, что сделал человек своими руками.

Учитель: То, что сделал человек, по-другому называют – рукотворный мир

Учитель: Кто назовет тему нашего урока?

Учащиеся: Тема нашего урока «Природа и рукотворный мир»

Учитель: В нашем учебнике на с.14 над красной линией прочитайте задачи нашего урока. Скажите своими словами чему вы научитесь к концу урока

Дети читают про себя и делают выводы.

Учащиеся:

    Узнаем, что такое природа

    Научимся различать объекты природы и рукотворного мира

    Подумаем, каким должно быть наше отношение к окружающему миру

4) Открытие нового знания

Учитель: Назовите в классе предметы, которые нас окружают

Учащиеся: Парта, доска, цветок, люди.

Учитель: Что из этого относится к рукотворному миру?

Учащиеся: Парта, доска

Учитель: Как объяснить, что такое рукотворный мир?

Учащиеся: Рукотворный мир – это то, что нас окружает, создано руками человека

Учитель: Что в классе относится к природе?

Учащиеся: Воздух, цветы, люди

Учитель: Как вы понимаете слово природа?

Учащиеся: Природа - это то, что нас окружает, не созданное человеком

Учитель: Проверим свои предположения. Прочитаем в учебнике на с.15 о том, что такое природа и рукотворный мир.

Учащиеся читают учебник на с.15

5) Первичное закрепление.

Учитель: А вы сможете определить, что сделано руками человека, а что нет? Поиграем в игру «Четвертый лишний». Перед вами картинки, на которых изображено четыре предмета, нужно назвать лишний и объяснить почему.

Дети определяют, какой предмет в группе лишний и обосновывают свой ответ

Учитель: Молодцы, ребята. Теперь попробуем с вами выполнить работу в рабочей тетради.

Работа парами

Учитель: Открываем с.14 рабочей тетради «Окружающий мир». Читаем задание №1.

Учащиеся: Задание №1.Зеленым карандашом подчеркнуть объекты природы, а красным – объекты рукотворного мира.

Учитель: 1 вариант готовит зеленый карандаш, 2 вариант – красный. Отмечают свою группу, затем меняемся тетрадями.

Учащиеся выполняют работу, затем следует проверка.

6) Физминутка

Учитель: Хорошо поработали, можно и отдохнуть.

Учитель включает физминутку «Танец друзей». Учащиеся выполняют движения, которые видят на экране

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Учитель: Пока мы танцевали, к нам на страничку прилетел попугай. Почитаем в задании №3 в рабочей тетради.

Учащиеся: Задание 3. Нужно заполнить таблицу

Что или кто?

Относится к природе

Создано человеком

Учащиеся заполняют таблицу, затем сверяют ответы по таблице, которую видят на экране:

Что или кто?

Относится к природе

Создано человеком

Лампочка

Погремушка, посуда

Озеро, лед

Зеркало, стекло

Корабль, лодка

Самолет, вертолет

8) Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Групповая работа

Учитель: Молодцы! Справились с заданием. Теперь поработаем в группе. Перед вами 2 листа зеленый лист, и красный лист. А так же в конверте фотографии объектов природы и рукотворного мира. Вы должны наклеить их по группам, затем выдвигаете одного человека, который должен защитить ваши работу.

Учащиеся выполняют работу, затем выходит представитель группы и оглашает решение.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы активно работаете. Какие красивые рисунки наклеили. Согласитесь, окружающий нас мир красив. От кого зависит, будет он таким и дальше или нет?

Учащиеся: Красота природы зависит от нас.

Учитель: Расскажите, используя картинки, как вы будете беречь красоту нашего мира?

Учащиеся дают свои ответы.

9) Рефлексия деятельности (итог урока).

Учитель: Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие задачи мы хотели выполнить на нашем уроке.

Учащиеся: Хотели узнать, что такое природа

Учитель: Так, что такое природа?

Учащиеся: Природа – это то, что окружает нас и не сделано руками человека.

Учащиеся: Хотели научиться различать объекты природы и рукотворного мира

Учитель: Научились? Приведите примеры природы, рукотворного мира

Учащиеся приводят примеры

Учащиеся: хотели подумать, каким должно быть наше отношение к окружающему миру

Учитель: Каким должно быть отношение к нашему миру?

Учащиеся: Мы должны беречь нашу природу, все, что окружает нас.

Учитель: Приготовьте красный карандаш, зеленый и синий. Подумайте, как вы сами считаете вы все задачи урока выполнили. Оцените свою работу на уроке. Если да, то поднимите красный карандаш, если не все, то зеленый, а если ни одну задачу вы не выполнили и вам нужна дополнительная помощь учителя, то желтый.

ТЕМА: ПРИРОДА И РУКОТВОРНЫЙ МИР

(экскурсия)

Цели: 1. учить находить взаимосвязи живой и неживой природы; 2.формировать представление об отношении людей к окружающему миру.3 воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Какие книги о природе вы читали? Что вам больше всего по­нравилось, что заинтересовало вас? Что нового узнали?

П. Экскурсия.

Посмотрите вокруг: какое великолепие красок нас окружает! -Перечислите всё, что относится к природе. (Дерево, куст,

трава, ворона, камень, солнце.)

    Вы много назвали предметов. Природа - это всё, что не сде­лано руками человека. Всё, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Какие? (Живая и неживая природа.)

    Назовите предметы неживой природы. (Ветер, дождь, солнце.)

    Подставьте щёчки к солнышку. Что вы чувствуете? (Немного тепла.)

    А как светило солнце летом? (Оно светило ярко, поэтому бы­ ло жарко.)

    Посмотрите на небо. Что вы там видите?

Без крыльев летят, Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

    Часто ли вы видели облака, плывущие по летнему небу? (Редко.)

Какие облака вы видите осенью? (Серые.)

Отгадайте загадку.

Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, Других он подгоняет. (Ветер.)

Ветер стал дуть сильнее, сгибает деревья.

Какие изменения с приходом осени происходят в неживой природе? (Солнце светит и греет слабее, по небу плывут серые облака, усиливается ветер, часто идёт дождь, становится про­хладнее.)

Посмотрите на небо. Что вы видите? (Облака, солнце.)

А почему вы не видите звёзды? (Солнце яркое, поэтому звёзд не видно.)

    Что придёт на смену солнцу? (Луна или месяц.)

    Что происходит в природе с наступлением ночи?

Ш. Работа по учебнику (с. 14-15).

    Можно ли отнести к природе то, что сделано руками челове­ка? (Нет.)

    Что такое природа? (Природа Щ это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.)

На какие две группы делят природу? (На живую и неживую.) На доске записаны две группы предметов.

Назовите представителей двух групп, а также как можно больше признаков, которыми они отличаются.

Живая природа Неживая природа Рукотворный мир

Растения, животные, Воздух, песок, камни, Города, храмы, па-
бабочки, насекомые, вода, солнце, земля и мятники и т. д.
и т. д. т. д.

Представители живой природы питаются, растут, приносят потомство, умирают. А представители неживой природы не обла­дают этими признаками. К какой группе относится человек? (Часть живой природы. Он относится к миру животных.)

IV. Работа по тетради (с. 5, задания 1,2).

Как вы думаете, влияет ли неживая природа на живую? (Жи­вым организмам необходимы кислород для дыхания, а также сол­ печное тепло, вода для питания растений, являющихся пищей для живы* организмов.)

Прочитайте первый абзац на с. 16.

Рассмотрите рисунки и расскажите, каким может быть отно­шение человека к себе, к другим людям, к природе, к рукотворному миру.

    Ответьте на вопросы на с. 17. IV. Итог урока.

    Как связаны неживая и живая природа?

Домашнее задание: учебник, с. 14-17; рабочая тетрадь, с. 6, задания 3,4.

Мир, который нас окружает, прекрасен и неповторим. Есть такая песня: "Как прекрасен этот мир, посмотри!". Было бы очень хорошо сохранить всю эту неповторимую красоту. Хочется, чтобы люди будущих поколений любовались красотами природы так же, как и мы.

Природа и рукотворный мир

Если осмотреться вокруг, можно увидеть много интересного. Зеленый лес, голубые облака, собака за забором - все это можно отнести к природе. Естественная природа существовала давно и еще долго будет существовать. Человек тоже относится к природе. Рукотворным миром называют все то, что создано людьми. Человечество воздействует на природу, создавая различные предметы рукотворного мира: машины, приборы, дома, заводы.

Появление рукотворного мира

Естественный мир был создан давным-давно. Человек, поселившийся здесь, в силу своей любознательности, жажды творчества и желания усовершенствовать свой мир начал создавать свои рукотворные произведения. Сначала простую палку он превратил в орудие. Заострив ее конец, он получил оружие. С тех пор так и пошло - человек совершенствовал старые и создавал новые предметы, все больше погружаясь в мир вещей - рукотворный мир.

И чем больше он создавал новых предметов рукотворного мира, тем дальше отдалялся от естественной природы. Примерами рукотворного мира могут служить:

  • построенные асфальтированные дороги, с помощью которых появляется возможность быстро и удобно перемещаться. Они заменили человеку зеленые тропинки;
  • стены домов, которые укрыли от холодов, ветров и дождей, но они же отгородили людей от природы;
  • изобретенная одежда сделала жизнь человека комфортной, но изолировала человека от влияния природных явлений;
  • обувь обеспечила удобство при ходьбе, но она отделила человека от земли;
  • при обработке натуральных продуктов огнем человек получил множество вкусных и разнообразных блюд, но применение жареных и соленых блюд пагубно сказалось на работе пищеварительной системы.

Как взаимодействуют природный мир и рукотворный мир

Природа и рукотворный мир находятся в постоянном взаимодействии. У природного мира есть замечательное качество: он может развиваться и восстанавливаться, а рукотворный мир может только разрушать. Естественная природа сможет прожить без вмешательства человека, а человек без природы никогда не проживет.

Понимая это, человек постоянно вел борьбу с природой. Итог этой борьбы плачевный: уничтожены тысячи животных и растений, появился очень важный документ - Красная книга, где перечислены очень редкие экземпляры флоры и фауны, встретиться с которыми людям практически невозможно

Рукотворный мир все больше и больше вытесняет природу. Современные люди так далеки от природы, что контактируют с ней очень редко, а дети о зайцах и колокольчиках узнают из телевизоров.

Человечество постоянно производит мусор, загрязняя все на планете: поверхность земли, океанские просторы и воздушное пространство. Дошло до того, что появилась проблема засорения космоса!

Результат взаимодействия природы и рукотворного мира

Все чаще появляются тревожные сообщения о том, что люди, которые будут жить в следующем тысячелетии, не смогут увидеть, как цветут цветы, и не услышат, как журчит прозрачный ручей.

Им не суждено будет узнать, что их предки в угоду научно-техническому процессу, не задумываясь о будущем, истребляли леса, загрязняли реки, накапливали радиоактивные отходы. Сейчас собралось так много экологических проблем, что стоит вопрос выживания человеческого социума. И эту проблему необходимо решать не только россиянам.

Важно помнить, что баланс в дикой природе идеален. И ей не надо помогать, она может обеспечить себя самостоятельно. А вмешательство в природу очень часто приносит неожиданные результаты. Когда в Австралии начали сажать колючие изгороди, не предполагали, что эти "колючки" окажутся такими живучими и заполонят все свободные поверхности.

Люди постоянно пытались "усовершенствовать" природу: осушали болота, поворачивали реки вспять, строили плотины. По прошествии многих лет стало понятно, что природные ресурсы использовались безграмотно, их надо беречь и уважительно относиться к природе.

Чтобы добиться результатов в решении экологической проблемы, необходимо начать прививать младшему поколению бережное и грамотное отношение к окружающему миру, чтобы они жили в согласии с законами природы.

Где мы живём?

ГБОУ гимназия 45 имени Л.И. Мильграма

Город Москва



окружающий мир

природа

рукотворный мир






Природа – это то, что нас окружает, но НЕ создано

человеком.

Солнце, воздух, вода, растения, животные – это всё объекты природы.


Рукотворный мир – это то, что нас окружает создано людьми . Разнообразные вещи, транспорт, здания – это объекты рукотворного мира.


Всё – от старой сосны у забора

До большого тёмного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,

И котёнок Васька небось?

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь

И в пруду отражения крыш,

Рвать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису…

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда.


Подумайте и расскажите, каким должно быть

отношение человека к себе, к другим людям,

к природе, к рукотворному миру.


Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полёте…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву

на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб её лихая

участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра,

Касатку в небесах,

В таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши

души сохраним,

Тогда мы на земле

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа

В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Из каких царств состоит мир природы?

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.