Загадки природы, не имеющие научного объяснения. Что нужно знать о желаниях и мыслях Что мы не знаем природе

«Что мы знаем о природе»

Над сопками солнце встаёт величаво,

Умывшись крутой океанской волной.

Здесь нового дня и исток, и начало.

К нам первым рассветы стучатся в окно

(Кухтина А)

Что же такое экология? Для некоторых это – огромное скопление животных и птиц, а для других – деревья и травы. Но мы можем назвать экологию одним словом – это вся наша природа. А природа многогранна и огромна.

2017 год в России объявлен Годом экологии и особо охраняемых территорий. В связи с этим в рамках воспитательной работы с воспитанниками в каникулярное время запланированы различные мероприятия: тематические викторины, конкурсы. Целью этой работы является ознакомление детей с экологическими проблемами родного края и планеты в целом, а также их практическое участие в акциях по охране и защите окружающей среды окрестностей села. В ходе занятий используются фотографии, презентации, видео, фрагменты мультфильмов, практические задания. В форме презентации «Экологический эрудит» дети пополняют знания не только о жизни животных, но и мире растений, в живой природе. Дети познакомились разными видами деревьев, грибами, животными, растительным миром. На территории детского дома расположен «сад», который выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. На территории «сада», растут деревья, кустарники, точки, которые служат объектами интереснейших наблюдений во время прогулки. Здесь дети знакомятся с представителями местной флоры. Воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Экологические знания дети получают также во время ухода за комнатными растениями и животными. Есть огород, где каждая группа имеет свои грядки. Дети не только получают практические навыки, с удовольствием заботятся об живой природе, но и получают положительные эмоции. Так постепенно в процессе работы, воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развивать детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней, например, уборка мусора, охране деревьев на участке, помощи зимующим птицам. Результатом экологического воспитания для воспитанников является экологическая культура личности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» .

Игра-викторина: «Что мы знаем о природе».

Цели:

1.Закрепить знания детей о природе.

2.Способствовать формированию у детей разумного поведения в лесу.

3.Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход игры

Здравствуйте ребята! Вы готовы принять участие в игре «Что мы знаем о природе».

Знаете ли вы ребята, что наша Родина – это страна лесов. Они составляют 1/3 часть всех лесных богатств на планете.

Конкурс нашей викторины под названием «Лес – наше богатство».

Каждой команде задаются вопросы. Если участники команды затрудняются с ответом или их ответ неполный, право ответа переходит к соперникам или они могут вносить свои добавления.

Какова польза леса?

Деревья выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес ещё называют «лёгкими земли».

Используют как строительный материал (брёвна, доски), для строительства железных дорог (шпалы).

Для изготовления бумаги (целлюлозы).

Крепёжный лес (для крепления шахт, забоев).

Из отходов древесины получают древесный уголь, дёготь, из бересты плетут корзины.

С деревьев и кустарников можно собирать плоды (яблоки, груши, кедровые орехи, ягоды).

Назовите правила поведения в лесу.

Не ломать ветви деревьев и кустарников.

Не повреждать кору деревьев.

Не рвать без надобности цветов, не мять траву.

Срезать грибы ножом, чтобы не повредить грибницу, не сбивать ядовитые грибы, они нужны животным как лекарство.

Не обрывать паутину и не убивать пауков, не ловить других насекомых.

Не разорять гнёзда птиц и муравейники.

Не ловить животных и их детёнышей, не уносить их домой.

Не шуметь в лесу, чтобы не испугать птиц и животных.

Разводить костёр только на специальных площадках, из сухих веток. Уходя гасить.

Не оставлять после себя мусор (уносить с собой или закапывать).

Растёт ли дерево зимой ? (Нет, оно замирает).

Как дерево помогает ориентироваться в лесу? (Мхи и лишайники покрывают северную сторону деревьев. Смола больше выступает на южной стороне хвойного дерева).

Как определить возраст дерева ? (По годичным кольцам).

У кого ещё можно определить возраст по годичным кольцам ? (У рыб на каждой чешуйке есть кольца).

Молодцы!

Следующий конкурс покажет нам, что вы знаете о диких животных.

Каждая команда называет по одному животному и его детёнышу. Выигрывает та команда, которая назовёт больше животных; но повторяться нельзя.

Молодцы, вы много знаете животных и их детёнышей, а вот сможете ли вы изобразить животное, чтобы соперники смогли узнать его? Для этого вам потребуются актёрские умения. (Каждая команда под музыку изображает по 2 каких- либо животных. Соперники отгадывают. Оценка ставится и за артистизм и за правильный ответ).

Конкурс «Угадай кто это?»

А теперь по два вопроса каждой команде.

1.Почему весной не охотятся на диких зверей? (1. Звери линяют, теряют густой и тёплый подшерсток, без него мех обесценивается. 2. У животных появляются детёныши.)

2. Куда зайцу удобнее бежать в гору или с горы? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные. В гору бежать удобнее, а с горы он катится кувырком через голову.)

3. Какого зверя зовут «шатуном»? (Медведя, которого выгнали из берлоги и он вся зиму шатается по лесу.)

4. Какая птица выводит птенцов в любое время года? (Клёст, так как они кормят своих птенцов семенами из еловых и сосновых шишек, поэтому корма им хватает и зимой и летом.)

Следующий конкурс называется «Четвёртый лишний».

Вам надо не только назвать лишнее слово, но и объяснить, почему вы так считаете.

Снегирь, гусь, скворец, аист.

Подберёзовик, подосиновик, рыжик, мухомор.

Берёза, елка, осина, клён.

Лиса, заяц, медведь, лось.

И последний конкурс нашей викторины называется «Собери картинку».

Детям даётся два одинаковых набора с разрезными картинками под названием «Половодье».

Стихотворение Евгения Евтушенко.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.

Занятие «Что мы знаем о природе?»

Цель:

    Закрепить, обобщить, систематизировать и уточнить знания детей о природе родного края, образе жизни животных, птицах, растениях; совершенствовать экологические знания

    Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, умение логически мыслить, правильно формируя выводы.

    Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.

    Воспитывать чуткое отношение к природе родного края, потребность любить и беречь ее. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.

Предшествующая работа:

1. Беседы: лес - растения и животные леса, река и ее обитатели, болото - обитатели и растительный мир болота.

2. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадывание загадок.

3. Чтение художественной литературы:….,рассматривание иллюстраций, картинок, чтение журналов.

Материалы: Иллюстрированный материал (дикие животные леса, зимующие и перелетные птицы, картина зимнего леса, знаки «Чего нельзя делать в лесу», картина «Цепочка взаимосвязи животных»); игра «Лото. Кто – где живет», эмблемы для команд.

Оборудование : ноутбук, медиапроектор, муз. центр, спокойная музыка с пением птиц.

Ход занятия.

Ведущий-воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Приветствие команд:

1 команда

2 команда

Ведущий: Соревноваться будут две команды. Команда «Осинки», команда «Березки». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.

Давайте выберем жюри. (Выбирается жюри из 2 человек).

Готовы мы сегодня поиграть,

Все вместе о природе рассуждать

Молодцы, ребята, в добрый час!

Пусть удача встретит вас!

1 конкурс «Разминка».

1 Команде

1) У какого животного есть иголки? (ёж).

2) Кто в лесу зимою спит? (медведь, еж, барсук). Почему их нельзя будить?

3) В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)

4) От чего птицы страдают больше: от холода или голода? (От голода.) Как помочь птицам зимой?

5) Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)

2 Команде

1) Какая ягода бывает красной, белой, черной? (Смородина.)

2) Ласточка остаётся зимовать или нет?

3) Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

4) Назовите признаки начала осени в живой природе.

5) Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

1 конкурс «Кто больше?».

Цепочка названий диких животных: выигрывает тот, кто назовет большее количество (медведь, заяц, волк, лиса, соболь, барсук, рысь, белка, лось, норка, бурундук, куница и др.)

2 конкурс «Найди спрятавшегося зверя».

Дети должны обнаружить в рисунке зверей, птиц, рыб, насекомых и обвести их.

Желтый конверт (для болельщиков)

1. У какого дерева ствол белый? (Береза.)

2. Для чего птице хвост? (Держаться на деревьях, управлять полетом.)

3. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? Можно ли из-за этого плохо относиться к этой птице? (Кукушка.)

4. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц.)

3 конкурс «Угадайте по описанию».

«Осинки».

“Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”.

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.

“У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

«Березки».

“Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). Ответ: лиса.
«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу. Зимой впадает в спячку».

Подсказка: очень любит мед и малину. Ответ: медведь.

4 конкурс «Чьи следы» - задание командам

Ведущий: - Ребята, а как красив зимний лес! Посмотрите на эту картину, все деревья покрыты снегом, на снегу видны чьи-то следы.

Вопросы болельщикам

Воспитатель: Внимание, отгадайте загадку:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик - в роднике,

А широкий – в море. (река)

1. Назовите самую большую реку нашего края. (Дон)

2. Какая рыба водится в реке Дон? (, щука, окунь, плотва, судак, лещ, карась)

3. Почему налима называют «донной рыбой»? (налим держится вблизи дна)

4. Назовите рыбу – хищницу, обитающую в реке Дон. Как ее еще называют? (щука, «речной волк», «санитар реки».

Воспитатель:

- Ребята, какое значение имеет река для человека?

Ответы детей:

Река дает нам рыбу

На реке мы отдыхаем, купаемся

По реке ходят пассажирские и грузовые теплоходы

По реке сплавляют лес

Вода нужна фабрикам и заводам

Река – это дом, еда для рыб, животных, птиц и растений

Воспитатель:

- Чем мы можем помочь реке и ее обитателям?

Ответы детей:

Чтобы вода не загрязнялась, нужно строить очистные сооружения

Необходимо сохранять лесные массивы по берегам рек, чтобы таежные реки были полноводными.

Опасны для реки моющие средства (много фосфатов)

Пока растут водоросли, особой беды для реки нет (как только они начинают разлагаться, сокращается количество кислорода, страдают рыбы.

В зимнее время делать на реке лунки. Для насыщения воды кислородом.

Воспитатель:

Река – это ценный дар природы, необходимый для жизни.

5 конкурс «Лес» Вопросы командам:

В лес гулять мы пошли,

В брод ручей перешли,

Небывалой высоты

У ручья растут цветы.

Посмотри по сторонам

Что же лес подарит нам?

Наклонись, сорви малинку

И клади ее в корзинку.

Крепкий беленький грибок

Мы положим в кузовок.

Внимание, на экран!

1. Что такое лес?

Ответы детей:

Лес – это родной дом растениям и животным

Лес – это зеленый наряд нашей Земли

Там где лес, всегда чистый воздух

Лес- это наш друг, задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай

Лес- это кладовая природы, щедро отдающая свои плоды: грибы, ягоды, орехи, травы

Лес – это богатство и краса, береги наши леса!

Воспитатель:

Лес – это все равно, что многоэтажный дом, в котором живет много разных обитателей, деревьев, кустарников, ягод, трав и цветов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, и все нужны друг другу.

Ребята, а как вы понимаете эту пословицу: «Возле леса жить – голодному не быть»

2. Какие деревья растут в нашем крае? (Хвойные: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта; лиственные: береза, осина, тополь, рябина, черемуха)

3. Какое дерево называют «Символом России», «Русской красавицей»? (береза)

4. Ягодами какого дерева зимой питаются птицы, его ягоды обладают лечебными свойствами? (рябина)

5. Листья какого дерева «и без ветра трепещут»? (осина)

6. Какое дерево называют поющим? Почему? (ель)

7. Кору какого дерева никогда не обгладывают зайцы? Почему? (черемухи, она ядовита)

8. Чей дом может занять лиса? (барсука, он прекрасный строитель, чистюля и не любит когда сорят возле его жилья)

9. Почему волки воют? (передают послания о добыче, сообщают, что лесная территория уже занята их стаей)

10. Кто становится вожаком волчьей стаи? Почему в народе говорят «Волка ноги кормят»? (самый сильный, умный и опытный волк; волки не делают запасов на зиму, серому приходится пробежать много километров, чтобы найти добычу)

11. Что делают белки, если корма в лесу не хватает? (они переселяются на новые места, ищут леса, где много корма)

6. «Как вести себя в лесу?» по знакам «Чего нельзя делать в лесу?».

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним и назовем правила «Друзей природы»

Ответы детей:

Не ломать деревья

Не сбивать грибы, даже несъедобные

Не обрывать паутину и не убивать пауков

Не разорять птичьи гнезда

Не разорять муравейники

Не оставлять после себя мусор

Не разжигать костров.

Воспитатель:

Правильно, ребята, если вы пришли в лес, будьте внимательны, смотрите под ноги, не шумите, не беспокойте лесных обитателей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

Чтобы лес приносил пользу, нужно беречь и охранять его!

М. М. Пришвин сказал «Охранять природу – значит охранять Родину!»

Воспитатель: А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в игру "Доброе животное". Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад. И еще раз тук - шаг вперед, тук - шаг назад».

Подведение итогов. Заключение.

Ведущий. Как хочется, чтобы сегодняшний праздник оставил в вашей душе, ребята и взрослые, хотя бы маленький след. След Любви. След Заботы. След Ответственности за всё живое на Земле.

Что значишь ты без трав и птиц?

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы - твой конец.

Воспитатель-Юршина М.А.

4 конкурс «Чьи следы»


Консультация для

родителей

«Что мы знаем о

природе»

Земля, вода, лес – наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье.

Вспомним слова М. Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи – горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, исчезают навсегда животные и растения. Поэтому всем надо знать:

  1. Какие правила поведения нужно соблюдать в природе, чтобы не причинять ей вреда?
  2. Что записано в документах об охране природы?
  3. Какое участие в работе по охране природы принимает каждый из вас?

Поговорим о маленьких ранах природы.

  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб.

Не будет ли природе хуже, если вы, собирая орехи сломаете несколько веток, или сорвете три – четыре цветка, или поймаете одну-единственную бабочку?

Да, природе будет хуже!

  • Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесете вы, другую такую – ваше товарищи, третью, четвертую, пятую кто-то еще – что же станет с природой? А ведь природе сейчас очень трудно залечить даже самые маленькие раны.

Большая беда грозит природе от ран больших.

С давних пор люди на Земле занимаются хозяйством: строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо для жизни. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, приходится уничтожать леса: вырубают деревья ради древесины, которой людям требуется очень много. Вот почему на земле остается все меньше лесов.

Зато все больше загрязняется воздух, вода. Вы знаете, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озера – сточные воды с различными вредными веществами.

Из-за того что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Впрочем, им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют ради меха или мяса, а иногда и просто так, ради развлечения.

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. По вине людей навсегда исчезли морские коровы, странствующие голуби, но и немало других зверей и птиц, насекомых, растений.

Что нужно знать об охране природы?

Сейчас люди мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по охране природы. Ведется такая работа и в нашей стране.

Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух и воду.

На месте вырубленных лесов люди сажают новые.

Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

Создаются заповедники – участки, где вся природа неприкосновенна.

Конечно, люди и сейчас продолжают использовать природу. Но делать это нужно так, чтобы не причинять природе вреда.

К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу.

Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспитание.

Целью экологического воспитания является - формирование у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

До тех: пор, пока человек не изменит свое отношение к окружающему миру с минуса на плюс, никаких конструктивных практических действий от него ждать нельзя, а значит и накопленные концептуальные знания не впрок.

Смена замысла жизнеустройства в стране и на планете земля
начинается со смены личного отношения к окружающему миру, в противном случае мы будет постоянно на деле воспроизводить то, с чем пытаемся на словах бороться. Только позитивное отношение ко всему, что нас окружает, раскроет глаза и побудит к действию, опираясь на знание.

Поэтому, начиная с раннего детства, чтобы сформировать позитивное (положительное) отношение к природе необходимо показать детям ее уникальность, красоту, универсальность: природа - среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и только затем - объект человеческого потребления. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому что она самоценна.

На вопрос как сформировать у детей гуманное отношение к природе В.Сухомлинский считал: «Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти в жизнь другого живого существа изнутри»

Именно чувства сострадания, сопереживания определяют действительное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто нуждается, защитить тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (животные, растения и т.д.). Считают, что только активная позиция способствует овладению умениями и навыками по уходу за домашними животными, комнатными растениями, зимующими птицами и т.п. А умение сострадать, сопереживать постепенно вырабатывает эмоциональный запрет на действия причиняющие страдание и боль всему живому. По нашему мнению очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны, поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней!