Беседы по экологическому воспитанию. Экологическая беседа на тему "поможем природе". Ход образовательной деятельности

Рекомендации . Эту беседу можно начать с разговора о том, какую конкретную помощь могут оказать школьники природе. К этому времени у детей должен быть накоплен опыт общения с природой, сформированы определенные природоведческие и природоохранные знания. Теперь важно вовлекать младших школьников в разнообразную деятельность по охране природы. В беседе может принять участие представитель Комитета по экологии и родители.

Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе»; сочинения и стихи школьников по теме; фотостенд, посвященный деятельности детей в природе; выставка кормушек, скворечников; плакаты на тему охраны природы; поделки из природного материала; памятки «Что должен уметь юный друг природы».

Ход беседы

Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)

Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».

А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)

Один из школьников читает стихотворение:

Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
(Н.Кутов )

Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.

Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М.Миршакар )

Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.

У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка- в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
(П.Воронько )

Ранней весной можно увидеть такую картину.

Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
(Ф.Сологуб )

Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.

Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.

Какой-то мальчишка поранил березку,
Изрезал ножом на березке бересту.
Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
(В.Суслов )

Запомните!

Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.

Как вы понимаете пословицу: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади?»

Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?

Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
(Е.Благинина )

Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях - растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений детей, особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости, сострадания, долга, ответственности.)

Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.

1-й ученик.

Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.

2-й ученик.

Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.

Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)

Найдутся дела у школьников и летом.

А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?
Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:

Сорную траву - из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.

Какие вы знаете сорные растения?

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник )

Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник )

Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива )

Крапива - коварная трава.

Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых - всех кусает,
Никого не пропускает!

Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.

Ожидаешь урожая -
Не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь -
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь!
(Т.Белозеров)

Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)

Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.

Знаете ли вы, что…

Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.

Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)

Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)

Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.

О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)

«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.

Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.

В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.

Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.

Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» - настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.

Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.

В ветвях старого дуба- хранителя родничка - появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.

Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».

Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.

Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.

А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)

Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «радостные минуты».

«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!

В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!

На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.

Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»

Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.

Сегодня мы услышим рассказ о том, какую помощь оказали школьники природе в нашем городе. (С краткой информацией, основанной на конкретных примерах, выступает представитель Комитета по экологии. Беседу можно сопровождать показом диафильма «Что должен знать и уметь юный защитник природы».)

В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М.Андронова:

Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем завлечь.
Охранять зорко нашу природу -
Это Родину, значит, беречь.

Список использованной литературы

  1. Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – Урал: ГАРК, 1998.
  2. Хафизова Л.Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. – 1988. – №8.
  3. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. – 1989. – №3.
  4. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –Ярославль: Академия развития, 1997.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Тема. Беседа как метод экологического воспитания дете й

1. Особенности использования бесед в старшей группе детского сада

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду

Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходит в несколько этапов: беседа, наблюдение, занятие, опыт. Количество этапов можно регулировать в зависимости от поставленной задачи при ознакомлении детей с тем или иным объектом живой и неживой природы.

Среди словесных методов в первую очередь необходимо отметить беседу с детьми. В педагогической литературе беседа определяется как целенаправленный, организованный разговор с детьми. Будучи одним из методов обучения, она применяется для активизации умственной деятельности детей, поскольку в процессе ее создается возможность для использования полученных ими ранее знаний.

2. Теоретическая часть

2.1 Значение и место бесед в экологическом воспитании детей

Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи.

Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Е. И. Радина, Э.П. Короткова и др. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить, помогает детям постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.

В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием.

Беседа будет педагогический ценной, если, опираясь на имеющиеся знания и опыт детей, она сумеет захватить их, пробудит активную работу мысли, возбудит интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и поможет выработать у ребенка определенное отношение к обсуждаемым явлениям.В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребенка это крайне важно.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастным особенностями, запасом знаний, приобретённых в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.

Также необходимо заботиться о накоплении у детей представлений, которые позволяли бы делать сравнения, сопоставления, раскрывать существующие связи, обобщать. Последующие беседы должны быть несколько сложнее ранее проведённых.

Важным является вопрос о месте беседы среди других методов работы. Её роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки), если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения.

2.2 Виды бесед, их характеристика

Классификации бесед.

Е.А.Флёрина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед.

Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.

Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.

Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей. Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи.

М.М.Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е.А.Флёриной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа.

С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера и этические.

Остановимся на характеристике и особенностях проведения этих бесед. Водная беседа, или беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Роль вводной беседы ограниченна. Цель её - выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности.

Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринуждённой обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остаётся неразрешённым.

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель её - стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Содержание беседы определяется процессом наблюдения.

Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила. Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.

Иногда в заключение беседы целесообразно ставить перед детьми четкие задачи для последующих наблюдений, задания, связанные с трудовой деятельностью (повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок). Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и так далее.

Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Её содержание разнообразно. Наблюдая за явлениями природы, воспитатель находит такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие в их разрешении.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и так далее.

Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со средней группы. Она требует большой предварительной работы по накоплению конкретныхпредставлений, их расширению, углублению. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей на основе выделения существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами и явлениями природы. При этом обобщение и систематизация знаний в зависимости от возрастных возможностей детей, от запаса имеющихся у них представлений могут осуществляться как на основе частных связей, так и на основе общих закономерностей, показывающих детям связь живых организмов с окружающей средой.

Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми.

Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе. Иллюстративно-наглядного материала не следует подбирать много. Цель его использования - оживить впечатления детей, помочь им припомнить известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа. Выделение существенных признаков, связей между явлениями затрудняется обилием наглядного материала. Для осознания связей требуется особый вид наглядного материала - различные модели, в которых существенное в явлениях представлено в обобщённом виде: это календари погоды, схематические изображения явлений природы.

Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о природе. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на сопоставление фактов, явлений, выделение их особенностей, общих признаков, связей и отношений.

2. 3 Особенности обобщающи х бесед, их структура, тематика

Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы - систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.

В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приемов - уточнить мысль ребенка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность ее проведения, использование стихов, загадок, наглядного материала, участие и активность всех детей группы.

Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания.

Если беседа познавательного характера, дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ).

У детей 5 - 7 лет можно сформировать обобщенные представления разного содержания. Например, о птицах вообще, о зимующих, о декоративных, о домашних птицах. Формирование обобщенных представлений происходит в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает также формулировка выводов (заключений) - собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению.

Итак, формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания. Чтобы алгоритм достиг цели (т. е. чтобы дети усвоили обобщенное знание, а в дальнейшем самостоятельно использовали его), необходимо обучение дошкольников процедуре его применения. Именно поэтому очень важна вторая часть занятия, которая посвящается анализу новых ситуаций: дети оценивают аналогичные явления с позиций сформированного обобщенного представления (детально по каждому признаку) и делают вывод: относятся они к категории данного обобщения или нет. И в этом случае логика построения беседы имеет решающее значение.

3. Методика проведения беседы

Методика проведения беседы обусловливается особенностями ее как диалогической (устной, разговорной) формы речи. Большое значение в беседе имеет и внешняя эмоциональная выразительность речи - жесты, мимика говорящих. Участники беседы, как и участники диалога, никогда не должны быть пассивными слушателями. Они должны не только внимательно слушать говорящего, но и уметь поставить вопрос, дополнить, если нужно, поправить говорящего, подать уместную реплику, рассуждать, отстаивать свое мнение, убеждать собеседника. Таким образом, беседа требует активности всех ее участников, их умения вести разговор.

Проводя беседу, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы она проходила живо, естественно, при большой активности всех детей. Правильно построить и провести беседу педагогу поможет знание особенностей диалогической речи детей 5-7 лет.

Прежде всего, это некоторый разрыв между ее содержанием и формой: дети имеют определенные представления, но затрудняются самостоятельно ответить на вопрос, сформулировать суждение.

Анализ речи детей во время бесед показывает, что в основном они употребляют простые предложения, причем простых нераспространенных предложений почти в два раза больше, чем простых распространенных.

А иногда наблюдается и обратное явление - использовали детьми неуместно больших и часто неграмотных предложений. Например, отвечая, они повторяют глагол, употребленный в вопросе, тогда как для ответа он совершенно не нужен: «Что бывает осенью?» - «Осенью бывает цветы вянут». По всей вероятности такие фразы оказываются результатом формального требования воспитателя дать полный ответ («Какое сейчас время года?» - «Осень». - «Дай полный ответ». - «Сейчас время года осень

Из-за неразвитости активного словаря дети 5-7 лет довольно часто используют некоторые глаголы не осмысленно и неумело, например глаголы, обозначающие действие людей, употребляют для обозначения действия животных («Заяц надевает шерсть белую», «Птицы договариваются, когда им лететь на юг»). Нередко наблюдается и своеобразное расширение ими значения слова. Например, слово, называющее логовище одного животного, употребляется по отношению к другому: «Медведь в берлоге»; «Лиса в берлоге»; «Крот в берлоге». Это особенно характерно для детей 5-6 лет.

Беседуя с детьми, воспитатель должен очень внимательно следить за их речью; своими вопросами, подсказками он должен подводить их к правильному ответу и выбору наиболее точной его формы (типа предложения, слов), наилучшим образом соответствующей передаваемому содержанию. беседа экологический воспитание речь

Выслушав товарища, ребенок старшей группы должен уметь в случае необходимости дополнить или исправить его ответ. Воспитатель же должен подвести детей к элементарному анализу речи с точки зрения ее содержания (правильность, полнота) и формы (последовательность, образность

Методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему:

Не давать детям удаляться от главной темы.

Неуклонно вести к конечным выводам.

Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.

Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логичен и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.

Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.

Побуждать детей к вопросам.

Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.

Вызывать соревнование в желании высказаться ясно и изысканно...».

Но специфика темы определяет и своеобразие проведения беседы, ее тип, подготовительную работу, использование иллюстративного материала и т. д. Каковы же особенности проведения беседы о природе? Можно выделить несколько типов бесед о природе:

беседы в сочетании с непосредственным восприятием (в ходе наблюдений, экскурсий, прогулок);

беседы в сочетании с самостоятельной работой детей (во время труда в природе, опытов, самостоятельных наблюдений);

беседы на основе уже имеющихся знаний (обобщающие, при рассматривании картин и т. д.).

Многие педагоги справедливо отмечают, что успех беседы во многом зависит от содержания и последовательности вопросов, продуманных заранее, от того, насколько педагог предвидит ответы детей и как он регулирует их активность.

В беседах о природе воспитатель использует в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте можно использовать альтернативные вопросы, требующие выбора ответа из двух или нескольких возможных.

Для развития связной речи детей особенно ценны вопросы, способствующие раскрытию причин явлений, установлению связей между ними, установлению закономерностей в сезонных изменениях природы, поскольку, отвечая, дети стараются возможно полнее охарактеризовать явление, назвать словом установленную связь, обозначить в своей речи последовательность развития.

Дети 5-6 лет, имея знания, часто не могут сформулировать их, найти подходящие слова. Поэтому во время первых бесед по новому для детей материалу целесообразно предлагать им повторять речевой образец педагога. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают односложно: «Холодно» или «Потому что холодно» и т. п.

Предлагая ребятам повторить составленную им фразу, воспитатель тем самым закрепляет в их памяти и сознании речевую конструкцию, которую следует употреблять в подобных случаях для передачи связи явлений: «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно»; «Вода от холода замерзает, и река покрывается льдом»; «В начале зимы морозы небольшие, поэтому лед на реке тонкий»; «Чем сильнее морозы, тем толще лед». Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления. На последующих этапах, когда дети научатся строить свой ответ по образцу педагога, необходимость использования этого образца постепенно отпадет. Типы вопросов, задаваемых детям, во многом определяются типом беседы.

При проведении беседы во время наблюдения, экскурсии вопросы должны быть поставлены так, чтобы помочь ребятам всесторонне рассмотреть предмет или осмыслить явление, установить их элементарные связи. Слово педагога в данном случае способствует правильному восприятию ребенком наблюдаемого явления. Во время таких бесед нужно давать больше объяснений, предлагать образцы речевого выражения связей или зависимостей предметов и явлений; совершенно необходимо чередование речи педагога и высказываний детей.

Если на первых экскурсиях можно удовлетвориться их краткими ответами, то на последующих нужно добиваться ответов развернутых, причем требовать самостоятельности детей при оформлении мысли. Нужно одобрять такие, например, высказывания: «Холодно, поэтому снег кругом лежит»; «Если бы было тепло, снег растаял».

Точное определение наблюдаемого явления и его причины является основой процесса осмысления и содействует развитию логического мышления и речи детей. Так, опираясь, на полученные ответы, которые были результатом наблюдений сезонных изменений природы, педагог подводит ребят к пониманию того, какое время года наступает, к более полной его характеристике.

В процессе бесед, проводимых во время наблюдений, труда в природе, различных опытов, воспитатель уточняет и словарь детей. При систематической работе воспитателя уже пятилетние начинают употреблять слова и обороты, наиболее точно характеризующие предмет или явление: солнышко пригревает, снег оседает, трава пробивается, почки набухают и т. д.

Таким образом, налицо взаимовлияние словарной работы и развития диалогической речи. С одной стороны, словарная работа выступает условием успешного развития диалогической речи, с другой - в процессе диалогической речи (во время бесед) происходит обогащение словаря, дети учатся находить наиболее точные слова для передачи своих мыслей.

Наибольшую трудность для воспитателя представляют обобщающие беседы. Успех проведения обобщающей беседы во многом зависит от:

чувственного опыта детей;

составленного заранее плана беседы, который должен представлять собой не формальный перечень, а систему вопросов, уточняющих и обобщающих знания детей;

правильного подбора наглядного и иллюстративного материала;

разнообразия предъявляемых детям умственных задач.

Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, необходимо начинать беседу рассказом из собственных наблюдений воспитателя, а в процессе ее использовать загадки, речевые логические задачи. В старшей группе воспитатель усложняет речевые логические задачи:

«Шли ребята из детского сада домой, обходили лужи, чтобы ноги не замочить, а утром пошли в детский сад, лед под ногами хрустит. Воды нет. Что случилось? Куда вода делась?»

Часть беседы можно посвятить пословицам и поговоркам о данном времени года, предмете или явлении природы. В беседе может быть использована также небольшая дидактическая игра. Она поможет воспитателю уточнить знания детей, проверить их умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Значительное место в беседах о природе занимает рассматривание картин и чтение художественных произведений. Художественная литература и изобразительное искусство имеют огромное значение для уточнения, расширения знаний детей, развития умения выражать свои мысли, рассказывать тем более потому, что не каждое явление природы может быть ребенком воспринято непосредственно.

Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний.

4 . Методика проведения бесед в старшей группе

ТЕМА: «КАК ЛЮДИ ПОМОГАЮТ ЛЕСНЫМ ОБИТАТЕЛЯМ» (беседа о труде лесника).

Задачи: создать условия для формирования представлений детей о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о леснике и его природоохранительной деятельности - зимней подкормке животных; воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки (работа с природоохранительными знаками).

· Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций.

· Беседы.

Чтение познавательной литературы.

Ход занятия 1. Рассматривание картины «Лес».

Беседа с детьми:

Кто живет в лесу? (Растения, звери, птицы, насекомые.)

Дети называют и находят на картинке названные объекты.

· Отгадывание загадок.

Воспитатель загадывает загадку:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого встретить довелось,

Знайте - это… (лось).

Выставляется картинка с изображением лося. Рассматривают, описывают (большой, есть рога, копыта). Лоси питаются травой, ветками можжевельника.

Есть ли враги у лося? (Волк).

Как лось защищается? (Убегает или защищается передними ногами (копытами).

· Физкультминутка «Животные в лесу»:

ходьба с высоким подниманием колен (большие сугробы);

ходьба след в след (узкая тропинка);

прыжки вверх с «доставанием веток»;

метание снежков.

· Беседа.

Воспитатель. Кто помогает животным и птицам перенести тяготы зимы?

Читает стихотворение:

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг - лесничий.

Лесники ставят кормушки с сеном, солью, развешивают кормушки для птиц.

Воспитатель. В лесу человек - гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Предлагает детям придумать запрещающие (с красным ободком) и природоохранительные знаки (с зеленым ободком) для поведения человека в лесу и нарисовать их. Дети выставляют знаки и отгадывают, какой знак придумал каждый ребенок.

Продуктивная деятельность ребенка является одним из важнейших компонентов развития личности ребенка. Сделать самому, сделать для другого - важный и нужный мотив деятельности ребенка.

Стремление проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, развивает в душе ребенка доброту, умение сочувствовать, переживать, учит его помогать.

Мы приглашали пап детей, чтобы они помоги нам сделать кормушки для птиц.

Дети не только строили кормушки, клеили их, вырезали, но и заготовили корм для птиц. Дети на занятиях хорошо выучили, какие лакомства любимые у синиц, воробьев. Всю зиму птицы на нашем участке были сыты, благодаря нашим детям.

Вывод

Теоретическое исследование особенностей экологического образований детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие заключения:

Цель экологического образования - формирование нравственно ценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

Экологическое образование и воспитание детей позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.

Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства, когда закладываются первые основы миропонимания и нравственно ценностного опыта взаимодействия с предметно - природной средой.

Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической образованности возможно в результате применения методики с учетом всех возрастных групп.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье, т.е. носит комплексный характер.

Познавательный материал лишь тогда оставляет глубокий след, когда он дается систематически, когда впечатления как бы наслаиваются одни на другие и не отрываются от жизни. Тем самым беседа, играющая роль уточнения и углубления, систематизации понятий, может быть успешной лишь тогда, когда она опирается на другие ранее примененные методы знакомства детей с окружающим. А также на их субъективный опыт, т.е. когда у них уже есть некоторые знания, требующие упорядочения.

Беседы имеют важное место в процессе накопления детьми знаний - во время экскурсий и наблюдений. Как показала практика, до наблюдений детям очень трудно высказывать свои суждения и такие беседы сводятся преимущественно к даче воспитателем объяснений. Во время наблюдений дошкольники поглощены новыми впечатлениями и высказываются лаконично. Большей частью это возгласы удивления, восторга или вопросы, адресуемые педагогу. Сам воспитатель своими вопросами и замечаниями руководит процессом наблюдения. Наиболее успешно беседы протекают непосредственно после того, как дети во время экскурсий, наблюдений или после прочтения педагогом рассказов получили новые впечатления.

Итак, беседа органически связана с повседневной жизнью ребенка в детском саду и семье, не может превратиться в отработанную тему. Материал, данный в ней, должен оставить глубокий след в сознании ребенка. Чтобы это произошло, необходимо предложить ребенку активную позицию, когда он не только наблюдающий и слушающий, иногда отвечающий, но и действующий, активно общающийся, но это другая форма речевой работы с детьми - ситуации общения.

Список литературы

1.Алексеева М.М, Яшина В.И.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 1997.

2.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.

3.Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет. / под ред. Т.Н.Доронтовой, Л.Г.Голубевой, Н.А.Городовой и др. - 3-е изд.; - М.: Просвещение, 2004.

4.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.

5.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2000.

6.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика Синтез, 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и методика проведения экскурсий в средней группе детского сада, их значение в экологическом развитии детей и место в образовательно-воспитательной работе. Основные природные элементы участка детского сада и требования к подбору растений.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    Особенности обучения детей родному языку. Методика развития речи, ее функции и связь с другими науками. Язык как система знаков и средство воспитания. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. План занятия на тему "Деление слов на слоги".

    контрольная работа , добавлен 10.07.2011

    Особенности психического и физического развития детей старшей группы детского сада. Значение двигательной активности для роста и развития ребенка. Организация и структура проведения прогулки детей в ДОУ, использование упражнений динамического характера.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2016

    Воспитательное и оздоровительное значение проведения прогулки детей на свежем воздухе в группе детского сада, особенности физкультурных занятий на прогулке. Методика проведения, подбор и чередование физических упражнений и игр с детьми старшей группы.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2011

    Обзор психолого-педагогических особенностей экологического образования. Изучение состава наблюдения как метода экологического воспитания. Анализ методики использования наблюдения в экологическом образовании старших дошкольник в условиях детского сада.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2014

    Значение художественной литературы в воспитании детей. Исследование основных задач детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром. Особенности развития образной речи дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2016

    Специфика развития связной речи у дошкольников. Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников. Описание опыта работы и методического сопровождения по формированию связной речи детей старшей и средней групп ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 08.09.2011

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Характеристика общего недоразвития речи (ОНР). Уровни речевого развития ОНР, его этиология. Развитие связной речи в онтогенезе. Исследование уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста. Коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Теоретические основы проблемы обучения детей дошкольного возраста представлениям о количестве и счетной деятельности. Методические приемы обучения счету детей. Диагностическое обследование детей старшей группы на выявление предматематических знаний.

Беседа по экологии



Сценарий беседы

«Берегите родную природу!»

Любовь, бережное отношение к природе, ко всему живому нужно воспитывать у детей с самого раннего детства. Этим должны заниматься и родители, и педагоги. Учитель может провести с ребятами беседу ”Природа в поэзии и музыке” подготовить с ними литературно-музыкальную композицию ”Берегите родную природу! ”

Предлагаем вниманию читателейразработку такой композиции. Пусть ребята заранее развесят на стенах зала плакаты с высказываниями выдающихся людей о природе:

· “Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля”. (К.Г.Паустовский)

· “Человек не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын ее” (И.С.Тургенев)

· “Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”. (Л.Н.Толстой)

· “Человек, который понимает природу, - благороднее, чище”. (Л.М.Леонов)

· “Человек должен устраивать землю так же заботливо, какон привык устраивать свое жилье, свой дом”. (А.М.Горький)

· “Человек должен украшать землю”. (М.А.Шолохов)

Школьники могут оформить стенды “Поэты о русской природе”, “Художник о русской природе”, привести конкурс на лучший рисунок о природе, подготовить выставку своих рисунков, поделок, выполненных из природного материала.

В назначенное время школьники собираются в зале. На сцену выходит ведущий и несколько ребят.

Ведущий: Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает - леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

У писателя К.Г.Паустовского есть такие слова: ”И если мне хочется иногда житьдо ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарованиеи всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране”.

Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу.

Красота простой и безыскусственной русской природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэта, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря ей.

Звучит песня “Наш край” (сл. А.Пришельца, муз. Д.Кабелевского);

То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой,

Крайродной, навек любимый,

Где еще найдешь такой?

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт

Все бегут, бегут дороги

И зовут они вперед.

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд-

Край родной, навек любимый,

Весь цветет, как вешний сад!

Ученик: А сколько тайн хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок!

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть раньше вы нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Например, он берет крапинку мягкой черной земли,

Затем он берет дождя дождинку,

И воздуха голубой лоскуток,

И лучик, солнышком пролитый.

Все смешает потом (но где!?)

(Где пробирок, и колб, и спиртовок ряды?)

И вот из одной и той же черной земли

Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!

В.А.Солоухин

Ребята, не рвите зря охапками цветы. Пусть они цветут те недолгие мгновения, которые отпущены им природой, радуют нас.

Ученица читает стихотворение:

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой вручающий простор.

Н.А.Некрасов

Ученик:

Подарила сполна тебе Родина-мать

Все, что может она только сыну отдать.

Подарила рассвет и отцовский порог.

И на тысячи лет дали звездных дорог.

Цветы калины в полях, чистота родника

Отстояла в боях, пронесла сквозь века,

Подарила тебе полевые цветы,

Бесконечный сияющий мир.

Звучит песня “С чего начинается Родина? ” (сл. М.Матусовского, муз. А.Пахмутовой).

Ведущий. Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас рачительного, бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответ за нашу природу перед потомками. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительноведут себя по отношениюк ней. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды.

Певец природы писатель М.М.Пришвин обратился к школьникам с такими словами: “Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищамижизни. И охранять природу -значит, охранять Родину. В нашей стране ведется борьба за озеленение двора, где много сажают деревьев и цветов, за озеленение улиц.

Природа хороша по-своему во все времена года. Но особенными, волшебными краскамиукрашает мир растений художницаОсень.

Ученые разныхнациональностей с тревогойзамечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее, некоторые реки загрязняются, а это ведет кгибели в них всего живого. На Земле уже исчезли многие виды животных и растений. Поэтому ученые составили Красные книги.В них перечисленыте виды растенийи животных, которые оказались на грани исчезновения. Ученые активно участвовали в подготовки законово природе. Эти законы должны знать не только взрослые, но и ребята, особенно те, кто еще не понял, что, вредя природе, они вредят и себе, и людям, и родной стране.”

Ученица: Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что ее богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда-то онимогут иссякнуть.

Ваша оценка: None

Рекомендации . Эту беседу можно начать с разговора о том, какую конкретную помощь могут оказать школьники природе. К этому времени у детей должен быть накоплен опыт общения с природой, сформированы определенные природоведческие и природоохранные знания. Теперь важно вовлекать младших школьников в разнообразную деятельность по охране природы. В беседе может принять участие представитель Комитета по экологии и родители.

Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе»; сочинения и стихи школьников по теме; фотостенд, посвященный деятельности детей в природе; выставка кормушек, скворечников; плакаты на тему охраны природы; поделки из природного материала; памятки «Что должен уметь юный друг природы».

Ход беседы

Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)

Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».

А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)

Один из школьников читает стихотворение:

Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
(Н.Кутов )

Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.

Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М.Миршакар )

Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.

У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка- в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
(П.Воронько )

Ранней весной можно увидеть такую картину.

Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
(Ф.Сологуб )

Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.

Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.

Какой-то мальчишка поранил березку,
Изрезал ножом на березке бересту.
Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
(В.Суслов )

Запомните!

Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.

Как вы понимаете пословицу: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади?»

Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?

Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
(Е.Благинина )

Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях - растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений детей, особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости, сострадания, долга, ответственности.)

Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.

1-й ученик.

Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.

2-й ученик.

Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.

Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)

Найдутся дела у школьников и летом.

А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?
Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:

Сорную траву - из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.

Какие вы знаете сорные растения?

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник )

Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник )

Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива )

Крапива - коварная трава.

Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых - всех кусает,
Никого не пропускает!

Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.

Ожидаешь урожая -
Не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь -
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь!
(Т.Белозеров)

Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)

Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.

Знаете ли вы, что…

Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.

Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)

Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)

Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.

О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)

«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.

Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.

В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.

Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.

Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» - настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.

Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.

В ветвях старого дуба- хранителя родничка - появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.

Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».

Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.

Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.

А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)

Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «радостные минуты».

«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!

В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!

На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.

Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»

Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.

Сегодня мы услышим рассказ о том, какую помощь оказали школьники природе в нашем городе. (С краткой информацией, основанной на конкретных примерах, выступает представитель Комитета по экологии. Беседу можно сопровождать показом диафильма «Что должен знать и уметь юный защитник природы».)

В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М.Андронова:

Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем завлечь.
Охранять зорко нашу природу -
Это Родину, значит, беречь.

Список использованной литературы

  1. Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – Урал: ГАРК, 1998.
  2. Хафизова Л.Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. – 1988. – №8.
  3. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. – 1989. – №3.
  4. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –Ярославль: Академия развития, 1997.

Анна Маслова
Тематика бесед и консультаций по экологическому воспитанию для родителей

"Тематика бесед и консультаций по экологическому воспитанию для родителей. "

1. "Не причиняя вреда природе".

Цель: обговорить правила поведения в природе.

2. "Пусть цветут травы".

Цель: поговорить и познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь; познакомить с ядовитыми растениями.

3. "Поклонись ягодке".

Цель: поговорить о ягодах, прорастающих в крае, указать на ядовитые, меры предосторожности.

4. "Крылатые доктора".

Цель: познакомить с птицами, за которыми можно наблюдать, как помогать им зимой, чем кормить.

5. "Сокровища леса".

Цель: рассказать детям о роли леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь леса человеку и человека - лесу.

6. "Ядовитые грибы".

Цель: познакомить детей с ядовитыми грибами, с мерами предосторожности.

В самом начале учебного года целесообразно провести беседу о том, что родители знают об экологическом образовании и воспитании в целом, и как ребенок знакомится с экологией в пределах семьи. А также предлагается анкетирование для родителей:

1. "Книги в семье".

2. "Экологическое воспитание в семье".

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

1. Азбука поведения в природе.

2. Прогулки на природу.

3. Войди в природу другом!.

4. Очей очарованье!

5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).

6. В лес по грибы.

7. Поможем крылатым докторам (о птицах).

8. Наши друзья - насекомые.

9. Защити друзей леса!

10. Пожар - это беда леса!

11. Сбережем нашу елочку.

12. Цветы - земной красоты начало.

13. Первоцвет - вестники весны.

14. Давайте беречь воду!.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников «Человек и природа» "Дети и природа" Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное.

Информационный материал для бесед с детьми раннего возраста и консультаций для родителей «Октябрь» ОКТЯБРЬ Октябрь - грязник, ни колеса ни полоза не любит. Октябрь - месяц отлета, пролета и прилета птиц. Октябрьский гром - зима бесснежная.

Информационный материал для бесед с детьми раннего возраста и консультаций для родителей «Осенние месяцы» Информационный материал для бесед с детьми раннего возраста и консультаций для родителей Дорогие взрослые, мы должны научить малышей смотреть.

Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Не причиняй вреда природе!» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ НЕ причиняй вреда природе! С чего же начать ознакомление малыша с.

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников «Не причиняй вреда природе» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ НЕ причиняй вреда природе! С чего же начать ознакомление малыша с природой?.

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию «Запомните правила» Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию Запомните правила! Охрана растений. Находясь в природе, нельзя срывать растения.

«Что значишь ты, без трав и птиц, И без любви к пчеле жужжащей, Без журавлей над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Когда.