Определение международного экономического права • и его предмет. Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система Международное экономическое право понятие предмет место
Международное экономическое право - отрасль современного международного права, представляющая совокупность принципов и норм, которые регулируют отношения между субъектами международного права. Международное экономическое право закрепляет и стабилизирует уже сложившиеся экономические отношения, содействует изменению или перестройке устаревших, неравноправных отношений. При осуществлении международных экономических отношений государства реализуют свои суверенные права. Нормы международного экономического права содействуют беспрепятственному их осуществлению, равноправному сотрудничеству государств без какой-либо дискриминации. Подобный смысл в понимании содержания международного экономического права вытекает из анализа положений Декларации об установлении нового международного экономического порядка и Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., хотя по сути своей указанные документы и носят декларативный характер.
Нормы международного экономического права как отрасли международного права регулируют межгосударственные отношения публичного порядка. Но сами государства в международные экономические отношения вступают редко. Основная масса экономических отношений осуществляется с участием иных субъектов - хозяйствующих субъектов различных государств, которые субъектами международного публичного права не являются, но при этом учитывают при осуществлении своего сотрудничества нормы международного экономического права. Кроме того, государства, принимая свои внутригосударственные акты, регламентирующие внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности, учитывают действующие нормы международного экономического права. Так, Российская Федерация, осуществляя подготовку к вступлению во Всемирную торговую организацию, по многим вопросам внешнеэкономической деятельности привела свое законодательство в соответствие с требованиями ВТО. Это нашло свое отражение в формулировке правил Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г., Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» 2003 г., Таможенного кодекса Российской Федерации, принятого в 2003 г., четвертой части Гражданского кодекса РФ, в ряде других актов. При осуществлении внешнеэкономического сотрудничества хозяйствующими субъектами России необходимо учитывать и нормы регионального характера,
входящие в международное экономическое право. Для российских субъектов среди таких норм первостепенное значение имеют правила, принятые в рамках этих организаций, как Европейский союз и СНГ. Поэтому при разработке новейшего российского законодательства в области хозяйствования эти правила были учтены. В частности, это можно видеть в формулировках Федерального закона «О защите конкуренции» 2006 г., в новой редакции Федерального закона «О лизинге» и др. При этом следует иметь в виду, что если по каким-либо вопросам российское законодательство и нормы международных договоров экономической направленности не совпадают, то с учетом п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации приоритет будут иметь нормы международных договоров. Так, например, согласно нормам российского налогового законодательства иностранные инвесторы имеют национальный правовой режим при осуществлении ими инвестиционной деятельности на территории РФ. В то же время Россия является участником довольно большого числа многосторонних и двусторонних договоров в области инвестиций, а также договоров по налогообложению. Если этими договорами предусмотрен не национальный режим по налогообложению, а преференциальный или режим наибольшего благоприятствования, применению будут подлежать нормы международного договора.
Исходя из сказанного, следует подчеркнуть, что нормы международного экономического права могут выступать непосредственно в регулировании международных экономических отношений, а также они оказывают существенное влияние на развитие внутригосударственного законодательства.
Международное экономическое право направлено не только на регулирование сотрудничества субъектов по экономическим вопросам. Его задачей является содействие в установлении и развитии устойчивого экономического правопорядка, обеспечение международной экономической безопасности. В принятой в 1974 г. Декларации об установлении нового международного экономического порядка государства заявили о своей решимости немедленно приложить усилия для установления нового международного экономического порядка. Его установление должно быть основано на справедливости, суверенном равенстве, взаимозависимости, общности интересов и сотрудничестве всех государств. Принятие Декларации имело значение прежде всего для развивающихся стран. Представляется, что и на современном этапе многие положения Декларации сохраняют актуальность, поскольку еще сохраняется разрыв между развитыми странами и слаборазвитыми, отличается уровень жизни в разных странах, что в какой-то мере можно объяснить несоблюдением в полной мере сформулированных в Декларации принципов, остается по- прежнему не решенной проблема контроля за деятельностью ТНК. Их несоблюдение не обеспечивает в полной мере и международную экономическую безопасность как составляющую всеобъемлющей системы международной безопасности.
Еще по теме Понятие международного экономического права, его место в системе права:
- 2. Понятие налогового права и его место в системе российского права
- § 2. Понятие бюджетного права: предмет, место в системе финансового права
- § 1. Содержание международного сотрудничества в правоохранительной сфере, место и роль международного права в его регулировании
Введение………………………………………………………2
Глава 1. Понятие, субъекты, источники и принципы
международного экономического права …………………3
Понятие международного экономического права………..3
Субъекты международного экономического права………4
Цели международного экономического права……………7
Принципы международного экономического права……...7
Глава 2.Международные экономические организации ..10
Виды международных экономических организаций……..10
Универсальные экономические организации……………..10
Региональные экономические организации……………….14
Заключение……………………………………………………16
Литература…………………………………………………….17
ВВЕДЕНИЕ
Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто так или иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые напрямую не занимаются международными отношениями, периодически сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами международного права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании хозяйственный преступлений международных корпораций, фирм, занимающихся внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям, ведущим борьбу с терроризмом и международной преступностью, и к нотариусам, удостоверяющим юридические действия, касающиеся иностранных граждан, находящихся на территории Украины, и т. д.
Окончание второго тысячелетия современной эры в истории человечества совпадает с началом нового этапа развития международного права. Рассуждения о пользе международного права или сомнения в его необходимости сменяются всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объективной реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей.
Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1989 году резолюцию 44/23 "Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций". В ней отмечается вклад ООН в содействие "более широкому принятию и уважению принципов международного права" и в поощрение "прогрессивного развития международного права и его кодификации". Признается, что на данном этапе необходимо укреплять главенство права в международных отношениях, для чего требуется содействовать его преподаванию, изучению, распространению и более широкому признанию.
Предложенная ниже тема - "международное экономическое право" - интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы экономического сотрудничества между народами, имеющими различные обычаи, традиции, религии, государственное устройство и т. п.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА.
Понятие международного экономического права Как отрасль международного права международное экономическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений.
Предметом международного экономического права являются международные экономические отношения между государствами и иными субъектами международного права. К ним относятся отношения в сфере внешней торговли, научно-технического сотрудничества, производственной и технологической кооперации, транспорта, судоходства, обмена услугами, финансов, кредитов, тарифов и налогового обложения, регулирования цен на сырьевые ресурсы и товары, охраны промышленной собственности и авторских прав, туризма, оказания различных видов экономических содействий и помощи.
Специфика норм международного экономического права состоит в том, что они как бы проникают в другие отрасли общего международного права: воздушное право, космическое право, право охраны окружающей среды, право интеграции, международного сотрудничества в области интеллектуальной собственности, международного туризма и др.
Специальные принципы, нормы и институты международного экономического права применяются в процессе регулирования различных международных отношений экономического характера, их действия распространяются на все правоотношения такого рода.
Крупная международная значимость международных экономических отношений не требует особых доказательств, поскольку сотрудничество государств с целью повышения экономического развития является одним из основных принципов международного права.
Объем нормативно-правового материала в сфере международных экономических отношений весьма обширен. Он включает двух- и многосторонних договоры и соглашения о товарообороте и платежах, о научно-техническом и экономическом сотрудничестве, о международных экономических, кредитных и валютно-финансовых организациях. Правотворческая деятельность этих организаций приводит к принятию решений, норм, имеющих юридически обязательный характер для стран участниц.
Таким образом, и отдельные государства, и все международное сообщество заинтересованы в выделении международного экономического права как самостоятельной отрасли. Это подтверждается не только приведенными выше фактами, но и постоянным совершенствованием правового регулирования международных экономических отношений, нормотворческой деятельностью международных экономических органов и организаций.
Различные сферы экономического сотрудничества имеют свое специфическое предметное содержание, порождающее необходимость специального правового регулирования, в результате чего в отрасли международного экономического права сформировались такие подотрасли, как:
Международное торговое право;
Международное финансовое право;
Международное инвестиционное право;
Международное таможенное право;
Международное транспортное право;
Международное техническое право.
Каждая подотрасль представляет собой комплекс международно-правовых норм, регулирующих межгосударственное сотрудничество в конкретной сфере экономических отношений.
Сегодня международное экономическое право переживает период активного развития. Особенно велика его регулирующая роль в рамках интеграционных объединений государств, развивающихся на региональном уровне (Европейский Союз, СНГ, Северо-американская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.).
Субъекты международного экономического права Среди субъектов международного экономического права центральное место занимает государство, ибо его суверенитет распространяется и на экономическую сферу. Осуществление суверенных прав государств в экономической сфере возможно лишь при активном использовании международных экономических связей в интересах своего национального (народного) хозяйства в рамках международного экономического права.
Государство может вступать в хозяйственные отношения международного характера с физическими и юридическими лицами, принадлежащими другим государствам (создавать совместные предприятия, заключать концессионные соглашения и т.д.). Такие отношения являются частноправовыми и регламентируются национальным и международным частным правом.
Рост значения и усложнение международных экономических отношений делают необходимым усиление управления ими совместными усилиями государств через международные организации, что ведет к росту числа международных организаций и их роли в развитии экономического межгосударственного сотрудничества. В результате международные организации являются важными субъектами международного экономического права.
Источники международного экономического права Основным источником международного экономического права являются двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие различные аспекты экономических отношений. Они столь же многообразны, как и межэкономические связи.
Международный экономический договор представляет собой соглашение между субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в области международных экономических отношений. Международные экономические договоры заключаются главным образом на двусторонней основе.
По объектам регулирования такие договоры можно подразделить на несколько групп.
1. Важнейшей формой экономического сотрудничества являются торговые договоры, которые содержат международно-правовые принципы и условия торговых и иных экономических отношений между государствами. Они устанавливают:
Правовой режим, который стороны предоставляют друг другу в отношении налогового и таможенного обложения (например, исключение двойного налогообложения юри дических лиц, ведущих торговлю в государствах подписавших договор);
Регулирование ввоза и вывоза товаров, торгового мореплавания, транспорта, транзита;
Деятельность юридических и физических лиц одной страны на территории другой страны,
Другие вопросы экономических взаимоотношений между договаривающимися государствами
2. Торговые {контингентные) соглашения (соглашения о товарообороте) регулируют товарный оборот между отдельными странами. Они заключаются, как правило, на краткосрочный период (6-12 месяцев), но в последнее время получают все большее распространение долгосрочные, обычно на пять лет, соглашения. При заключении соглашений о товарообороте контрагенты принимают на себя определенные обязательства. Они заключаются в том, что правительства и надлежащие органы сторон должны всячески содействовать взаимной торговле, обеспечивать выдачу разрешений на экспорт и импорт товаров в пределах согласованных контингентов.
3. Соглашения о платежах устанавливают общие принципы регулирования платежей между договаривающимися сторонами.
4. Международные товарные соглашения заключаются в целях стабилизации международного рынка сырьевых товаров, путем регулируемого определения экспортно-импортных квот и установления максимального и минимального предела цен на эти товары (обычно сельскохозяйственные и минеральные).
Страны-экспортеры принимают обязательства не предлагать на экспорт данного товара сверх установленных квот. В свою очередь, страны-импортеры обязуются закупить у стран-экспортеров определенное количество данного товара.
Например, действуют товарные соглашения по пшенице, кофе, сахару, натуральному каучуку, оливковому маслу, олову, тропической древесине и др.
Поскольку абсолютно точно регулировать объем и количество того или иного товара невозможно, в товарных соглашениях предусмотрена международная система контролируемых запасов. Запасы подразделяются на национальные (хранящиеся в странах-экспортерах), «квазимеждународные» (хранящиеся в странах-экспортерах, но распределяемые в соответствии с международными нормами) и международные, хранящиеся на складах международных организаций.
5. Соглашения об экономическом и научно-техническом сотруд
ничестве, об оказании технической помощи
представляют собой
международные правовые акты, одновременно регулирующие отношения между государствами в разных областях, например в промышленной и научно-технической.
Подобные соглашения могут иметь разные наименования: соглашения о сотрудничестве в области экономики и промышленности, соглашения об экономическом, политическом и промышленном сотрудничестве и т.п.
Соглашения о научно-техническом сотрудничестве включают совместную разработку научных и технических проблем, совместную разработку технологических процессов с возможным последующим внедрением в национальное хозяйство.
6. Одной из новых форм международных экономических до
говоров являются долгосрочные программы развития экономиче
ского, промышленного и научно-технического сотрудничества.
Договоры о промышленном сотрудничестве основываются йа долгосрочной основе и представляют собой экономические взаимоотношения и деятельность организаций договаривающихся сторон. Кроме операций купли-продажи они охватывают ряд дополнительных или взаимовыгодных операций - в производстве, разработке и передачи технологий, маркетинге. Промышленное сотрудничество многообразно и может предусматривать:
Лицензионные соглашения с оплатой произведенной по лицензии продукции;
Совместное производство и специализацию:
Соглашения о субподряде и аренде;
Соглашения о создании совместных предприятий и компании;
Компенсационные сделки, предусматривающие создание промышленных предприятий на основе совместного кредитования и последующих расчетах за кредиты готовой продукцией.
Движение капиталов через государственные границы регулируется соглашениями о кредитах, займах и расчетах.
7. Кредитные соглашения
- это международные договоры, по
которым одно государство (кредитор) предоставляет другому го
сударству (должнику) определенную сумму денег или товаров, а
другие дают обязательство в определенный срок погасить сумму
долга на предусмотренных в договоре условиях.
Соглашения о поставках товаров в кредит имеют свои особенности:
Кредит предоставляется на определенную сумму;
Поставка товаров одной стороны (кредитора) по сроку предшествуют поставкам товара другой стороны (заемщика);
За пользование кредитом правительство-заемщик выплачивает правительству-кредитору определенный процент от
суммы кредита.
8. Соглашения о международных расчетах - международные соглашения о порядке осуществления расчетов за товары, предоставление услуг и прочие торговые и неторговые операции.
В международной практике встречаются следующие виды соглашений:
- «платежные», по которым государства дают согласие на то, чтобы расчеты между ними осуществлялись в свободно или ограничено конвертируемой валюте;
- «клиринговые», предусматривающие взаимный зачет долгов и требований по внешнеторговым и другим операциям без перевода валюты;
- «платежно-клиринговые» (смешанного типа), по которым кредитор имеет право потребовать от другой стороны оплаты задолженности по клирингу золотом или свободно конвертируемой валютой в части, превышающий установленный соглашением лимит.
Кроме перечисленных видов международных экономических договоров в практике международного экономического взаимодействия известны и другие их специальные разновидности, регулирующие экономические отношения, например, в области транспорта, туризма, охраны интеллектуальной собственности, о международном регулировании производства, о безвозмездной экономической помощи, связи, сельском хозяйстве и др.
Среди источников международного экономического права постоянно возрастает роль многосторонних экономических договоров. Среди таких договоров в первую очередь следует назвать:
■ Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г.;
■ договоры о создании экономических организаций (например, Бреттон-Вудские соглашения о создании МВФ и МБРР);
■ международные товарные соглашения, направленные на унификацию норм, регулирующих частноправовые отношения в экономической сфере (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров» 1980 г.).
Однако в настоящее время нет универсального договора, создающего общую правовую базу экономического сотрудничества. Общие положения и принципы экономического сотруд-
ничества сформулированы лишь в решениях и резолюциях международных организаций, в том числе:
1) Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие общему развитию, принятые Первой конференцией ЮНКТАД в 1964 г.
2) Декларация об установлении нового экономического порядка, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 1 мая 1974 г.;
3) Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая резолюцией ГА ООН 12 декабря 1974 г.;
4) Резолюция ГА ООН «О международной экономической безопасности» 1985 г.
Как резолюции международных организаций они не имеют обязательной юридической силы и не являются источниками международного права, но именно они определяют его содержание. Их юридическая обязательность вытекает из международной практики, имевшей место и до принятия данных актов. Следовательно, основополагающие нормы международного экономического права существуют в форме международно-правового обычая.
Особенностью международного экономического права и его источников является значительная роль так называемого «международного мягкого права», т.е. таких норм, которые используют выражения типа «принять меры», «содействовать», «стремиться к осуществлению» и т.д. Они не содержат четких прав и обязанностей государств, но тем не менее являются юридически обязательными.
15.1. Истоки, понятие и система
международного экономического права
Международное экономическое право (далее - МЭП) в качестве особой правовой системы образовалось недавно - во второй половине XX в. Однако сами по себе регулируемые МЭП межгосударственные торговые и экономические отношения столь же древни, как, к сожалению, и войны между государствами, причем причинами войн очень часто были именно экономические, торговые интересы.
Зачатки международно-правового регулирования экономических и, прежде всего, торговых взаимоотношений государств относятся к глубокой древности. Изначально в международные договоры, а это были в первую очередь мирные или союзные договоры, включались обыкновенно и условия обеспечения торговли. При этом издревле и до наших дней внешнеторговая, а затем и внешнеэкономическая политика государств, находящая свое правовое выражение в международных договорах, слагается из двух концептуальных подходов, противостоящих друг другу и в то же время диалектически почти всегда сосуществующих в политике любого государства, а именно из протекционизма и либерализма .
Главный резон протекционизма - защита собственной экономики от иностранной конкуренции. Протекционизм свойствен отнюдь не только экономически слабым, стремящимся защитить свою экономику государствам. Протекционизм используется, когда выгодно, и самыми развитыми государствами, например, для ограждения от иностранной конкуренции собственного сельского хозяйства (США, Европейский союз и др.). Высшим выражением протекционизма является автаркия - политика самоизоляции и максимального самообеспечения государства продуктами собственного производства, ныне - аномалия.
Давно уже стали, однако, понятны преимущества свободной торговли. Одним из первых, кто четко выразил это понимание, был теолог Иоанн Златоуст (IV в., Византия), который, образно формулируя основы, по сути, либералистской торгово-политической концепции, как нельзя более актуальной в наше время, писал о том, что самим Богом предоставлена нам легкость взаимных торговых сношений, чтобы мы могли взирать на мир как на единое жилище, а также чтобы каждый, сообщая другому свои произведения, мог беспрепятственно получать в изобилии имеющееся у другого.
"Отец" науки международного права Гуго Гроций (XVII в.), облекая либерализационные идеи в правовую форму, указывал, что "никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом". Именно этот принцип jus commercii - право свободы торговли, понимаемой в широком смысле, - становится, по сути, основополагающим в науке международного экономического права.
Однако и до настоящего времени баланс протекционистских и либерализационных, иначе - фритредерских слагаемых во внешнеэкономической политике продолжает оставаться результатом борьбы и сотрудничества в сфере международных экономических отношений, а международно-правовое воплощение этих результатов и есть, по существу, международное экономическое право. В XVIII - XIX вв. вектор равновесия политики протекционизма и либерализма склонялся в пользу последнего. С начала же XX в. и до его середины с утверждением государственно-национальной идеи и со становлением торгово-экономической многополярности мира на авансцену выходят национализм (в разных формах) и протекционизм. А с окончанием Второй мировой войны и до наших дней в условиях преобладающей мощи США на мировом рынке концепция фритрейда фактически безраздельно доминирует.
При этом исключительно важно, что торгово-экономические факторы либерализма или протекционизма всегда взаимодействуют с общецивилизационного и геополитического значения процессами национализма, регионализма (объединение государств обычно по географическому положению) и, наконец, глобализма. Политика и практика либерализма, т.е. свободы движения товаров, услуг и людей (согласно принципу laisserfaire laisserpasser - свобода делать, свобода провозить), естественно, прямо корреспондируют с глобализацией, понимаемой как планетарно ориентированная многообразная экспансия отдельных индивидов, коллективов, государств в сферах торговли, финансовых потоков, промышленности, коммуникаций, информатики, науки, техники, культуры, религии, преступности и т.д. с конвергенционным эффектом. Феномен глобализации далеко не нов, прослеживаем в истории от Римской империи (Pax Romana) и до наших дней. Но в территориальном, временном аспектах, по предметному охвату, а также по воздействию на отдельные страны, регионы и человеческие сообщества развитие глобализации шло крайне неравномерно, перемежаясь с периодами фрагментации.
Современная глобализация имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, реальные глобализационные достижения сосредоточены почти исключительно в сфере торгово-экономического экспансионизма . До подлинной, всесторонней глобализации (включая политические, социальные, культурные, конфессионные, миграционные, цивилизационные и другие составляющие) еще весьма далеко.
Во-вторых, хотя глобализация - явление, объективно обусловливаемое развитием промышленности, коммуникационной революцией, активизацией трансграничных перетоков капитала и т.д., явление это управляемое , в различных сферах либо стимулируемое, либо подавляемое. Международно-правовые инструменты (международные договоры, организации и т.п.) служат важнейшими рычагами управления глобализацией. Не случайно поэтому формирование и становление особой отрасли права - МЭП наглядно совпало во времени с крутым подъемом развития торгово-финансовой глобализации.
В-третьих, хотя к концу XX в. в футурологических прогнозах глобализация превратилась чуть ли не в фетиш, перспективы развития глобализации неоднозначны , о чем сигнализирует и современный глобализационный спад, связанный с кризисным спадом деловой активности в мире. Не снимается с повестки дня продолжающаяся конкуренция глобальной и региональной (и даже узконационалистической) тенденций развития. Практика показывает, что такие интеграционно-ориентированные системы, как Евросоюз, НАФТА и даже ВТО, с трудом открывают двери для стран-абитуриентов и тем самым вряд ли служат интересам подлинной глобализации.
Как одна из важнейших глобализационных задач декларировалась постепенная ликвидация разрыва и противостояния между "богатым Севером" и "бедным Югом". Однако этот разрыв, измеряемый темпами экономического роста и соотношением цен (terms of trade) на сырьевые товары "Юга" и промышленные товары "Севера", отнюдь не сокращается. Именно это неравное положение по отношению к преимуществам либерализации представляется важной подспудной основой незатухающих антиглобалистских выступлений в наше время, не случайно обращаемых прежде всего против отдельных международных учреждений глобализационной ориентации.
Международно-правовые формы экономического сотрудничества. До середины XX в. преобладающей международно-правовой формой были двусторонние договоры, а с окончанием Второй мировой войны и образованием ООН, в Уставе которой в качестве одной из целей создания Организации указывается осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического характера (ст. 1), происходит массированный переход к многосторонним формам сотрудничества. Создаются многочисленные международные экономические организации, появляются многие новые виды договоров. В это же время возникают экономические интеграционные международные объединения, в том числе и доныне здравствующие Европейские сообщества, и прекративший свое существование Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В 1947 г. был заключен первый в истории многосторонний торговый договор - Генеральное соглашение о тарифах и торговле, на базе которого в 1994 г. институализировалась Всемирная торговая организация (ВТО).
Львиная доля всех заключаемых международных договоров и существующих международных организаций приходится в наше время на экономические взаимоотношения государств. Поэтому не будет преувеличением сказать, что количественно нормативный корпус современного международного права на добрую половину является международным экономическим правом. С 50-х годов XX в. внешнеэкономическая политика и ее правовое воплощение в международно-правовых актах приобретают стратегическое значение и становятся на практике во многом доминирующей работой для дипломатов. Именно на этом фоне и на этой материально-правовой базе к 1970-м годам международное экономическое право (как и его наука) прочно утверждается как самостоятельная отрасль международного публичного права.
Предмет МЭП - международные экономические многосторонние и двусторонние отношения. Под международными отношениями в МЭП понимаются отношения между государствами, а также другими субъектами международного публичного права, а к экономическим относятся прежде всего торговые, коммерческие отношения в широком смысле слова, включая отношения производственные, научно-технические, валютно-финансовые, в области транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и т.п. Критерием разграничения сфер применения МЭП и других отраслей международного публичного права служит наличие коммерческого элемента. Те нормы международных актов, которые касаются, например, морских или воздушных перевозок грузов и пассажиров и которые трактуют торгово-экономические, коммерческие отношения, оправданно относить к международному экономическому праву.
Определение МЭП: это отрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных экономических отношений.
Это определение МЭП соответствует его современному классическому пониманию как в отечественной (М.М. Богуславский, Г.Е. Бувайлик, Г.М. Вельяминов, Е.Т. Усенко, В.М. Шумилов и др.), так и в зарубежной доктрине (Я. Броунли, П. Верлорен ван Темаат, Г. Шварценбергер и др.). Но в настоящее время в западной литературе между тем широко распространена концепция, согласно которой источником норм МЭП является как международное право, так и внутригосударственное, а МЭП распространяет свое действие на всех субъектов права, участвующих в коммерческих отношениях, выходящих за пределы одного государства (В. Фикентшер - ФРГ, Е. Питерсман - Великобритания, П. Рейтер - Франция и др.). Эта вторая концепция смыкается и с выдвигаемыми на Западе теориями транснационального права (Ф. Джессен - США), используемыми и для того, чтобы уравнять в качестве субъектов международного права государства и так называемые транснациональные корпорации - ТНК (В. Фридман и др.).
В правовой литературе развивающихся стран получила распространение концепция "международного права развития", которая делает акцент на особом регулировании прав так называемых развивающихся и наиболее экономически бедных стран.
Существует также концепция так называемого lex mercatoria - "купеческого права", под которым понимается в теории либо весь массив национального и международного регулирования внешнеэкономических операций, либо автономный, обособленный от национальных правовых систем комплекс норм, регламентирующих международные торговые сделки, и определяемый как "транснациональное" (К. Шмитхоф), "вненациональное" (Ф. Фушар) право. К источникам lex mercatoria его сторонники относят международные конвенции и типовые законы, разрабатываемые на международном уровне, международные торговые обычаи, общие принципы права, рекомендательные решения международных организаций, арбитражные решения, даже условия контрактов и т.п. Сторонникам этой теории не удается, однако, представить lex mercatoria в виде упорядоченной и обшепризнаваемой системы правовых норм, и нет оснований рассматривать конгломерат разнородных форм, условно помещаемых в lex mercatoria, в качестве составной части МЭП - отрасли международного публичного права.
Системно МЭП представляет собой отрасль особенной части международного публичного права в ряду таких же отраслей, как, в частности, морское право, космическое, экологическое, гуманитарное и т.д. Научная система МЭП складывается из его общей части (генезис, понятие, субъекты, источники, принципы) и из особенной части, состоящей из трех основных разделов: первый - институционные, иначе - организационно-правовые формы универсального и регионального регулирования международных экономических отношений; второй - международное торговое право (торговля товарами, торговля услугами, валютно-финансовые операции) и третий - международное имущественное право (межгосударственные имущественные отношения, международное право интеллектуальной собственности, международное инвестиционное право, международное налоговое право и др.). Кроме того, особо выделяется (Г.М. Вельяминов) международное экономическое процессуальное право (урегулирование межгосударственных экономических споров, международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров).
Соотношение МЭП и международного частного права (МЧП). Проблема осложнена тем, что существуют различные научные теории, касающиеся понятия и состава МЧП. Не вдаваясь в анализ этих теорий, отметим, что важнейшим отличием МЭП является, во-первых, то, что его субъекты - это только субъекты международного публичного права, а субъекты МЧП - это прежде всего субъекты национальных систем права. Во-вторых, МЭП как отрасль международного публичного права применяется к регулированию международных публично-правовых отношений, а международные частноправовые отношения, в том числе с участием в некоторых случаях государств и иных субъектов международного публичного права, регулируются тем или иным частным, национальным применимым правом, в том числе включающим в себя в ряде случаев опосредованно нормы тех или иных международных договоров и конвенций, т.е. нормы, рецепированные/трансформированные в национальные правовые системы (Е.Т. Усенко, Д.Б. Левин, С.Ю. Марочкин, Г.М. Вельяминов).
15.2. Субъекты, источники и принципы МЭП
Субъекты МЭП те же, что и вообще в международном праве, а именно государства и некоторые подобные им образования, а также правосубъектные межгосударственные организации.
Но государства обладают также гражданско-правовой правосубъектностью и вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической коммерческой деятельности в так называемых диагональных (Е.Т. Усенко) отношениях, т.е. в гражданско-правовых отношениях с иностранными физическими или юридическими лицами. В таких случаях в западной доктрине иногда говорят о так называемом "торгующем государстве", которое, вступая в диагональные отношения, якобы ipso facto теряет присущие ему иммунитеты, в том числе от иностранной юрисдикции, судебно-исполнительных мер и от предварительного обеспечения исковых требований. Такого рода доктринальные мнения об утрате "торгующим государством" автоматически всех своих иммунитетов не разделяются полностью отечественной наукой, не воспринимаются и в практике иностранных судов.
Международные организации. Их правоспособность, а также международные привилегии и иммунитеты строго функциональны и обычно определяются их учредительными документами. Соответственно, субъектами МЭП реально могут быть лишь те международные организации, которые наделены функциональной правоспособностью, позволяющей им вступать в международные экономические правоотношения с другими субъектами МЭП.
Не обладают международной правосубъектностью, в том числе и в рамках МЭП, выделяемые в науке так называемые международные параорганизации (Г.М. Вельяминов), т.е. международные формирования, близкие ("пара"), подобные действительным организациям, но принципиально отличающиеся от них тем, что юридически не наделяются правосубъектностью, обычно функционируют хотя и с определенным составом членов, но без полноценных учредительных актов, не имеют формализованной организационной структуры, не обладают правом принятия юридически квалифицированных, обязывающих государства-члены решений. В современном мире количество параорганизаций, однако, все увеличивается и практическое значение их решений может быть весьма велико. Примерами могут служить так называемая "Большая восьмерка", ГАТТ (1948 - 1993 гг.), Парижский клуб государств-кредиторов, межправительственные комиссии, образуемые часто на базе долгосрочных торгово-экономических и тому подобных, обычно двусторонних, соглашений.
Глобальное значение, в том числе в сфере международных экономических отношений, имеет деятельность упомянутой "Большой восьмерки". Встречи на высшем уровне с 1975 г. проходили первоначально представителей семи ведущих государств западного мира (Великобритания, Италия, Канада, США, ФРГ, Франция, Япония), а с 1997 г. - с участием и России. Решения, принимаемые в ходе встреч, имеют кардинальное, хотя формально и не облигаторное значение, в том числе по вопросам оказания экономической, финансовой помощи другим странам, по проблемам погашения долгов странами-должниками и т.п.
Интеграционные объединения государств. Интеграцию можно определить как процесс, обеспечиваемый международно-правовыми средствами и направленный на постепенное образование межгосударственного экономического, а возможно, и политического единого, целостного (integro) пространства, базирующегося на общем рынке обращения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В наибольшей мере этот процесс осуществляется в рамках Евросоюза. Формы и правоспособность интеграционных объединений могут быть различными. К примеру, Евросоюз не правосубъектен, а составляющие его Европейское сообщество и Евратом - правосубъектны.
Преференциальные системы разного типа, такие как зоны (ассоциации) свободной торговли, иные таможенно-тарифные преференциальные системы, обычно правосубъектностью не наделяются. Не правосубъектны и международные экономические конференции.
В западной доктрине распространено мнение (в русле упомянутого выше lex mercatoria ) о придании так называемым транснациональным корпорациям (ТНК), с учетом их огромной экономической мощи, международно-правового статуса. Такой подход, однако, принципиально неприемлем формально-юридически и нереален практически.
Источники МЭП принципиально те же, что вообще в международном публичном праве.
Характерным для МЭП является обилие специфических рекомендательных норм , имеющих своим источником прежде всего решения международных организаций и конференций. Эти нормы юридически не императивны. Но юридическое значение их в том, что они не просто "рекомендуют", но и признают правомерность, в частности, таких действий (бездействия), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 г. приняла известные Женевские принципы международных торговых отношений и торговой политики, в которых, в частности, содержалась необязывающая, но исключительно важная рекомендация о предоставлении промышленно развитыми странами развивающимся странам преференциальных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа) в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации, причем без распространения этих льгот на развитые страны. При этом развитая страна сама вольна определять товары, размеры скидок, как и вообще само их предоставление. Предположим, развитая страна "A" в одностороннем порядке предоставляет согласно указанной рекомендации определенную скидку с ввозной пошлины на апельсины, импортируемые из развивающихся стран. Но между страной "A" и другой развитой страной - "B" действует режим наибольшего благоприятствования, в силу которого и страна "B" имеет полное право воспользоваться этой скидкой. Однако в соответствии с указанной выше рекомендательной нормой скидка, предоставленная развивающимся странам, правомерно не распространяется на развитые страны, в том числе и на страну "B". Кроме того, применение рекомендательных норм хотя и факультативно, но может быть увязано с определенными обязательными условиями: так, в приведенном выше примере льготы не могут быть избирательно предоставлены лишь некоторым развивающимся странам, но должны распространяться на все и на каждую развивающуюся страну.
В формальном смысле в МЭП, как и вообще в международном праве, основным источником служат многосторонние и двусторонние договоры . В современном глобализирующемся мире центр тяжести постепенно смещается в сторону именно многостороннего экономического сотрудничества.
Примерами многосторонних, широкого охвата, международных экономических договоров являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле - с 1948 г., а с 1994 г. - целый комплекс многосторонних соглашений, входящих в систему Всемирной торговой организации (ВТО); иные многосторонние конвенции об условиях торговли, а также уставы, другие учредительные акты международных экономических организаций.
Наиболее известным примером конвенционного документа учредительного характера служит Устав ООН, в котором две главы - IX "Международное экономическое и социальное сотрудничество" и X "Экономический и социальный совет" посвящены преимущественно международным экономическим отношениям.
Особо следует выделить международные конвенции по частному праву , иногда называемые в научной литературе конвенциями международного частного права , которые имеют целью унификацию национального частноправового регулирования, но по своей правовой природе остаются международными договорами в области МЭП, в их числе, например, Венская конвенция 1980 г. о международной купле-продаже товаров. Множество и других международных договоров, особенно в гуманитарной и социальной сфере, также нацелены на регулирование прав и обязанностей отдельных частных лиц. При этом, как отмечено выше, нормы и международных конвенций по частному праву, и иных международных договоров могут действовать для частных лиц отдельных государств, для внутригосударственных органов и для их должностных лиц лишь опосредованно, в порядке рецепции (трансформации).
Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения широкого плана, следует отметить и рамочные договоры общеполитического значения, в том числе договоры о дружбе (добрососедстве), сотрудничестве и взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются и обязательства, связанные с расширением экономического сотрудничества, с содействием заключению коммерческих сделок и т.п.
Существенны для формирования норм МЭП специфические виды международных экономических договоров отраслевого характера. Это, особенно в прошлом, двусторонние торговые договоры (о торговле и мореплавании), соглашения о товарообороте и платежах, кредитные и клиринговые соглашения. Это также соглашения об избежании двойного налогообложения, двусторонние инвестиционные договоры (bilateral investment treaties - BIT"ы) , соглашения об общих условиях поставок товаров, соглашения по таможенным, транспортным и транзитным вопросам, об охране интеллектуальной собственности и т.п.
Различное правовое значение могут иметь также многие решения (рекомендации, постановления) международных организаций , принимаемые ими по существу сотрудничества в рамках уставной компетенции и от своего имени.
Большое число рекомендаций по вопросам экономического сотрудничества принимается органами ООН. Решения их имеют большое морально-политическое значение, ибо распространяются практически на все мировое сообщество государств, но они (кроме резолюций Совета Безопасности ООН) не обладают императивностью. Надо отметить здесь такие значимые документы, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом международном экономическом порядке и Программа действий по установлению Нового международного экономического порядка (НМЭП). В этих документах (с рекомендательной силой) провозглашались недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического сотрудничества. Выполняя в целом положительную роль, декларируя справедливые, недискриминационные экономические отношения, документы НМЭП содержали, однако, и несостоятельные установки, такие, например, как о солидарной ответственности всех развитых государств за последствия колониализма, о перераспределении мирового общественного продукта в пользу развивающихся стран путем прямых финансовых бюджетных отчислений и т.п.
Особой формой нормотворчества являются так называемые кодексы, правила поведения (codes of conduct, sets of rules, guidelines) , принимаемые в виде резолюций и в рамках ООН. Например, Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1980 г., проект Кодекса поведения для транснациональных корпораций, разработанный в ЮНКТАД. Такие международные акты обладают не более чем рекомендательной правовой силой, но, разумеется, могут толковаться и как имеющие нормообразующее значение, исходя из принципа consensus facit jus - согласие творит право.
Постановления органов многих международных экономических организаций, в том числе отдельных специализированных учреждений ООН, ВТО, а также региональных экономических учреждений, прежде всего Европейского союза, могут по уставной договоренности стран-участниц иметь и имеют не только рекомендательную, но и императивную правовую силу.
Решения межгосударственных экономических конференций , особенно оформленные в виде заключительных актов, рассматриваются в теории как могущие обладать в зависимости от договоренностей государств-участников рекомендательной или императивной правовой силой (Л. Оппенгейм) и даже понимаются в качестве решений одной из форм многостороннего договора (Я. Броунли). Среди документов международных конференций, имеющих существенное значение для формирования МЭП, особо важными являются, в частности, содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 г. Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию; Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 г. в Хельсинки.
Международный обычай , аналогично обычному праву в национальных правовых системах, в настоящее время и в международном публичном праве все более уступает место писаному, прежде всего договорному, праву. Это тем более свойственно такой сравнительно молодой отрасли, как международное экономическое право. В доставшемся ему из прошлого обычно-правовом наследии классик международного права Г. Шварценбергер (Великобритания) усматривает лишь два принципа МЭП, основывающихся на обычае: это свобода морей во время войны и мира и минимальный стандарт режима иностранцев, если не реализуется принцип национального режима. Трудно добавить к этому какие-либо иные примеры.
Общие принципы права , упоминаемые, в частности, в ст. 38 Статута Международного суда ООН, используются широко и при применении, и при толковании норм МЭП, например lex specialis derogat generali (специальный закон ограничивает действие закона общего характера), и др.
Судебные прецеденты и доктрина в МЭП, как и вообще в международном праве, играют вспомогательную роль.
Коль скоро МЭП - отрасль международного публичного права, в нем, безусловно, применимы и соответствующие общепризнанные основные принципы международного права , его jus cogens .
Под правовым принципом понимается, с очевидностью, в юридическом смысле, во-первых, выраженная в "формуле" самого принципа общая установка, цель. Но сама по себе эта формула мало к чему может реально обязывать (например, даже понятие суверенитета неоднозначно). Во-вторых, - и это главное, - кроме "формулы" принцип содержит целый комплекс особо согласованных, конкретных правовых норм, в которых и содержатся реальные права и обязанности, обеспечивающие выполнение соответствующими субъектами права заявленных в "формуле" целей. Во многом понимание и толкование отдельных принципов может раскрываться также в международном обычае, в некоторых универсального или регионального значения правовых актах, а также субсидиарно в судебных решениях и в авторитетной доктрине (ст. 38 Статута Международного суда).
Естественно, не все из общепризнанных принципов международного права в одинаковой мере применимы в МЭП. Особое значение имеют:
- суверенное равенство , понимаемое прежде всего как равенство юридическое (иначе - равноправие), что не означает отрицания существующего в жизни неравенства фактического и стремления к его преодолению. И сам государственный суверенитет современная правовая наука и практика давно в отличие от прошлых веков не понимают как ничем не ограничиваемое, неделимое и неотчуждаемое, неделегируемое в своих отдельных элементах абсолютное право;
- неприменение силы в международных экономических отношениях включает и неприменение всякого рода неправомерного экономического принуждения и давления (экономический бойкот, эмбарго, дискриминационные меры в торговле и т.п.) одних государств в отношении других государств;
1) деятельность международных организаций в сфере экономики (учредительные документы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Устав Международного бюро по контейнерам, Соглашение о создании ВТО 1994 г., Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического Союза 1994 г. и др.);
2) финансово-кредитные отношения:
а) торгово-экономическое сотрудничество (Соглашение между правительствами России и Аргентины о торговле и экономическом сотрудничестве (1993 г.), Соглашение между правительствами России и Бахрейна о торговле, экономическом сотрудничестве (1999 г.) и др.);
б) международные расчеты и кредиты (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Никарагуа об урегулировании задолженности Республики Никарагуа перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам (2004 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кубы о предоставлении Правительству Республики Куба государственного кредита (2009 г.) и др.);
3) вопросы валютного регулирования и контроля (Соглашение между Правительством РФ и Северным инвестиционным банком о финансовом сотрудничестве (1997 г.), Соглашение между правительствами стран СНГ о единых принципах осуществления валютного контроля таможенными службами государств - участников СНГ (1995 г.));
4) налоговые отношения (Соглашение между СССР и Швейцарией по налоговым вопросам (1986 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Греции о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства и другими связанными с ними экономическими преступлениями (2000 г.) и др.);
5) таможенные отношения (Таможенная конвенция о карнете А. Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А. Т.А.) (Брюссель, 6 декабря 1966 г.), Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МД11) (Женева, 14 ноября 1975 г.) и др.);
6) научно-техническое сотрудничество (Соглашение между правительствами России и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации (1994 г.), Соглашение между Правительством РФ и Европейским Сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий (2000 г.) и др.);
7) инвестиции (Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 1985 г.), Договор СССР и ФРГ о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений (1989 г.) и др.);
8) международные перевозки (Соглашение о международном пассажирском сообщении (1951 г.), Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (Женева, 10 октября 1989 г.);
9) международная торговля товарами, услугами, правами на объекты интеллектуальной собственности (Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 14 нюня 1974 г.), Соглашение о мерах по регулированию доступа на рынки государств - участников таможенного союза товаров и услуг из третьих стран (2000 г.) и др.).
Субъекты МЭП – государства, междунар орг-ции (прежде всего, экономические: МВФ, МБРР).
Система МЭП – подотрасли: международное торговое, финансовое, инвестиционное право.
Принципы: 1) суверенитет государства над естественными ресурсами (Резолюция ГА ООН от 14 декабря 1962 г.), 2) принципы научно-технического сотрудничества (конфиденциальности, запрещения передачи технологии без согласия иных стран-участниц разработки, совместности использования результатов н-т сотрудничества; 3) принципы экономического сотрудничества (взаимности, национального режима, режима наибольшего благоприятствования, недискриминации).
Наиболее важными источниками являются:
1) Женевские принципы, принятые на первой конференции ЮНКТАД в Женеве в 1964 г. («Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию»)
2) Декларация об установлении нового международного экономического порядка. Принята резолюцией 3201 (S-VI) Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 года.
Хартия экономических прав и обязанностей государств. Принята резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 года.
3) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» (1984 г.)
4) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О международной экономической безопасности» (1985 г.)
Источниками международного экономического права являются:
1. акты, регулирующие деятельность международных организаций в сфере экономики (Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1994 г. и др.);
2. соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам (Соглашение между правительством Российской Федерации и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации 1994 г., Соглашение между СССР и Швейцарской Конфедерацией по налоговым вопросам 1986 г., Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о Таможенном союзе 1995 г. и др.);
3. соглашения о научно-техническом сотрудничестве, в том числе соглашения о строительстве промышленных объектов (Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между Российской Федерацией и Египтом 1994 г.);
4. торговые соглашения (Протокол между правительством Российской Федерации и Кубы о товарообороте и платежах на 1995 г. и т. д.);
5. соглашения о международных расчетах и кредитах (Соглашение между правительством России и Белоруссии о неторговых платежах 1995 г.);
6. соглашения о международной купле-продаже товаров и другие договоры по отдельным вопросам гражданско-правового характера (Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже 1986 г.). Определенное значение для международного экономического права имеют решения международных судебных органов - Суда ЕС, Экономического суда СНГ.
84. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО
Международное экономическое право – отрасль международного права, принципы и нормы которого регулируют экономические отношения, возникающие между государствами и иными субъектами международного права.
Предметом международного экономического права являются международные экономические двусторонние и многосторонние отношения между государствами и другими субъектами международного права. К экономическим отношениям можно отнести торговые отношения, а также коммерческие отношения в сферах производственной, валютно-финансовой, связи, транспорта, энергетики и т. д.
Международное экономическое право регулирует отношения первого уровня – межгосударственные экономические отношения. Государства устанавливают правовые основы для осуществления международных экономических связей.
Субъектами международного экономического права являются те же субъекты, что и вообще в международном праве. Государства непосредственно участвуют во внешнеэкономической гражданско-правовой и коммерческой деятельности.
Источниками международного экономического права являются:
1) акты, регулирующие деятельность международных организаций в сфере экономики (Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1994 г. и др.);
2) соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам (Соглашение между правительством Российской Федерации и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации 1994 г., Соглашение между СССР и Швейцарской Конфедерацией по налоговым вопросам 1986 г., Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о Таможенном союзе 1995 г. и др.);
3) соглашения о научно-техническом сотрудничестве, в том числе соглашения о строительстве промышленных объектов (Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между Российской Федерацией и Египтом 1994 г.);
4) торговые соглашения (Протокол между правительством Российской Федерации и Кубы о товарообороте и платежах на 1995 г. и т. д.);
5) соглашения о международных расчетах и кредитах (Соглашение между правительством России и Белоруссии о неторговых платежах 1995 г.);
6) соглашения о международной купле-продаже товаров и другие договоры по отдельным вопросам гражданско-правового характера (Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже 1986 г.).
К международным экономическим отношениям, возникающим между ее участниками, можно применить общепризнанные принципы международного права:
1) взаимной выгоды, который предполагает, что экономические отношения между участниками не должны быть кабальными и тем более принудительными;
2) наибольшего благоприятствования, обозначающий юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру наиболее благоприятные условия, которые могут быть введены для любой третьей стороны;
3) недискриминации, обозначающий право государства на предоставление ему со стороны государства-партнера общих условий, которые не хуже предоставляемых этим государством всем прочим государствам.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис АлександровичТема 17. Международное экономическое право Вторая мировая война привела к разрушениям экономики во всех странах Европы. Для облегчения реализации плана Маршалла, предложенного США для восстановления послевоенной Европы, 16 европейских стран в 1948 г. создали Организацию
Из книги Международное право автора Глебов Игорь НиколаевичXXI МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО Борьба с преступностью – внутреннее дело суверенных государств. На это неоднократно указывала Генеральная Ассамблея ООН. Она многократно подтверждала право каждого государства формулировать и осуществлять свою национальную политику
Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е60. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО Гуманитарная область международного сотрудничества содержит в себе широкий круг вопросов. В нее входит сотрудничество по вопросам науки, культуры, обмена информацией, контактов между людьми. В центре гуманитарного сотрудничества
Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен84. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО Международное экономическое право – отрасль международного права, принципы и нормы которого регулируют экономические отношения, возникающие между государствами и иными субъектами международного права.Предметом международного
Из книги Положение лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров в Российской Федерации автора Кочетков (Петров) Игорь86. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО Международное транспортное право – совокупность международных принципов и норм, регламентирующих вопросы перевозки грузов и пассажиров по территории двух или нескольких государств.Международные перевозки морским, воздушным,
Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич87. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО Международное таможенное право – отрасль международного права, регулирующая таможенные отношения, возникающие между государствами, а также их объем и качество международно-правового регулирования.Существуют следующие основные
Из книги Правоведение. Ответы на экзаменационные билеты автора Белоусов Михаил Сергеевич Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна Из книги Понятие права автора Харт Герберт Из книги автора Из книги автора Из книги автора2.1. Международное право 2.1.1. Международно-правовые стандарты равноправия и недискриминации применительно к сексуальной ориентации и гендерной идентичности В настоящее время Российская Федерация не участвует ни в одном международном договоре, который бы прямо
Из книги автора32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой
Из книги автора1. Понятие, предмет и метод правоведения Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности. Правоведение предназначено для студентов, обучающихся
Из книги автораПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Согласно своим учредительным документам интеграционные объединения признают общепризнанные нормы и принципы международного права и обязуются им следовать. Однако реальное участие этих образований в международных делах и