Краткий обзор развития туризма в ссср и российской федерации. Молодежный туризм Туризм. Развитие инфраструктуры туристической индустрии

За весь комплекс обслуживания иностранных туристов, включая встречу и проводы, экскурсии и посещение театров и музеев, регистрацию паспорта, отвечало специальное бюро обслуживания Интуриста. Страсть к централизации любой деятельности сказывалась и на этой организации, поэтому в деятельности Интуриста брали верх то политические, то коммерческие соображения, что порождало специфические проблемы.

Конечно, даже самый высокий уровень услуг, которые мог обеспечить Интурист, не дотягивал до мировых стандартов. Частично сервисные неудобства искупались интересом иностранцев к экзотике первого в мире социалистического государства. Но дело было не только в недостатках материальной базы и выучке персонала. В деятельности Интуриста с самого начала боролись две установки. С одной стороны, это были коммерческие интересы страны, которая нуждалась в притоке иностранной валюты, и это заставляло следовать рыночным требованиям и конъюнктуре. С другой стороны, контакты с зарубежными гражданами привлекали повышенное политическое внимание и контроль силовых ведомств. Хотелось показать иностранцам, как хорошо и счастливо живут советские люди, но при этом любые контакты с "простыми советскими людьми" запрещались или жестко контролировались. От иностранных туристов зависел имидж страны, но им предоставлялась строго дозированная информация.

Особенно заметны стали эти противоречивые установки в преддверии Второй мировой войны и в первые послевоенные годы. В довоенное время целью приезда в СССР могла быть либо деловая командировка, либо чистый туризм, поэтому за прибывающими иностранцами тщательно следили, чтобы они ни в коем случае не отклонялись от программы пребывания, утвержденного маршрута, избегали контакта с советскими гражданами. Решения по правилам приема и обслуживания туристов принимались на уровне политического руководства, а не экономическими службами. Известны решения ЦК ВКП(б), осуждавшие практику получения чаевых, призывавшие усилить привлечение туристов из богатых стран. Государственные структуры утверждали план по туризму, словно это было какое-то производство.

Политическая подоплека иностранного туризма усугублялась плотным надзором со стороны политических силовых структур – ГПУ, затем НКВД и МГБ. Ограничивалась информация об СССР, запрещалось отклонение от предписанного маршрута, экскурсоводам приходилось утверждать текст, которым сопровождались экскурсии. Во время экскурсий интуристам разрешалось фотографировать все, кроме фабрик, заводов, мостов, железнодорожных сооружений и переездов, аэродромов, пристаней, развалин, нищих, т.е. всего того, что считалось "стратегическими объектами" или "очернением советской страны". На границе при выезде они должны были предъявить фото- и киноматериалы в проявленном виде. Более того, если после посещения СССР появлялись книги, интервью, фильмы туриста, "порочащие советскую действительность", разворачивалась кампания по его дискредитации. Руководство Интуриста постоянно указывало на пропагандистскую составляющую в туристской деятельности среди иностранцев. Уделялось большое внимание рекламным материалам, презентации СССР как главной державы будущего мира (рис. 15.1). Своеобразие рекламных материалов Интуриста заключалось в том, что они продвигали не уровень сервиса в СССР или богатые возможности для рекреационного, лечебного или культурного туризма, главный продукт – социализм, советский образ жизни как основной экзотический объект туристского интереса. Это было своего рода рыночное "уникальное торговое предложение" – единственная в мире страна социализма.

Рис. 15.1.

Пропагандистские задачи и постоянный политический контроль ограничивали коммерческие возможности Интуриста. Мешала также практика принятия зарубежных делегаций, порой весьма многочисленных, "за казенный счет", хотя при этом использовалась инфраструктура Интуриста. В 1938 г. въезд иностранцев в СССР составил около 6 млн человек, из них только 2,5 млн были "настоящими" туристами (Воронкова, с. 203).

Тем не менее заслугой довоенного Интуриста было установление контактов с иностранными фирмами-перевозчиками, гостиницами, ресторанами. С 1934 г. Интурист начал работать с такими мировыми компаниями как American Express, Thomas Cook & Son, Бюро путешествий МЕР в Германии, Общество международных спальных вагонов "Вагон-Ли" во Франции. С международными партнерами приходилось разговаривать на языке рынка, добиваться выгодных контрактов. Пришлось осваивать и приемы туристской рекламы. Главным рекламным вестником для иностранных туристов, прибывающих в СССР, стал богато иллюстрированный глянцевый журнал SovietTravel с тиражом 10 тыс. экземпляров. Он распространялся через заграничные структуры Интуриста и полностью соответствовал международным рекламным принципам в туризме. В 1939–1940-е гг. состоялось несколько больших международных выставок, которые устраивал Интурист для продвижения имиджа СССР: в Нью-Йорке, Кенигсберге, Лейпциге, Варне и Пловдиве.

Важным показателем развития иностранного туризма в СССР являлось увеличение количества маршрутов, предлагавшихся Интуристом зарубежным гостям. Если в 1931 г. их было 12, то в 1936 г. число маршрутов достигло 26 (Советское Зазеркалье, с. 29). Маршруты предполагали посещение Москвы, Ленинграда, Киева, а также других крупных городов, в том числе в Крыму и на Кавказе. В интуристовские маршруты включались разработанные в прежние годы экскурсии на Ай-Петри в Крыму, по Военно-Грузинской дороге на Кавказе, по старым русским городам вокруг Москвы. Уникальными были и несколько эксклюзивных одноразовых проектов. В 1931 г. состоялась научно-туристическая экспедиция на ледоколе "Малыгин" к Новой Земле; в 1934 г. американский пароход "Виктория" с американскими туристами совершил морскую прогулку вблизи мыса Дежнева, где состоялась встреча с представителями советской стороны на пароходе "Урицкий" и т.п. (Советское Зазеркалье, с. 31). С 1933 г. ежегодно проводился театральный фестиваль, который также был ориентирован на интуристов. В 1935 г. Интурист впервые стал обслуживать транзитные паломнические и религиозные туры из Китая в Европу. В 1936 г. групповые поездки в СССР составляли более 36% всех прибывающих в страну (Советское Зазеркалье, с. 50).

В 1939 г. Интурист отмечал десятилетие своей работы. В числе наиболее ценных достижений называлась работа но презентации социалистического режима и советского образа жизни. Юбилейные документы отдавали предпочтение пропагандистской стороне деятельности Интуриста, оставляя в тени собственно развитие туризма как способа организации досуга и экономические цели работы с иностранными туристами.

Благодаря Интуристу в СССР сохранились некоторые традиции школы экскурсионного дела. Интурист самостоятельно готовил для себя кадры гидов-переводчиков. В отличие от западной практики советские гиды не ограничивались только сопровождением групп и переводом, от них требовалось знание того, что включалось в экскурсии для интуристов, умение отвечать на вопросы, которые касались жизни советской страны, культуры, политики, истории. Советские сопровождающие должны были улаживать проблемы, связанные с паспортными и режимными правилами посещения различных городов и регионов. Подготовка гидов-переводчиков велась на разного рода курсах, которые длились от двух-трех месяцев экскурсионной практики до восьми-девятимесячного обучения иностранным языкам. Несмотря на старания Интуриста, коммерческие правила сервиса прививались плохо, поскольку советские гиды не считали себя обслуживающим персоналом и строили отношения с интуристами в зависимости от состава группы и собственных представлений о своей задаче. Стандарты сервиса для гидов-переводчиков в СССР не действовали, поскольку от них требовалась прежде всего "активная политическая позиция". Репрессивные "чистки" конца 1930-х гг. не обошли стороной и Интурист, где также выявлялись "шпионы", "враги народа", а контакты с иностранцами вызывали повышенное внимание со стороны органов госбезопасности.

В 1939–1940-х гг. заезды иностранных групп с целью туризма в СССР практически прекратились. Работа Интуриста все более сводилась к организации деловых поездок и организации транзита туристов – до 80–90% в структуре всей деятельности организации (Советское Зазеркалье, с. 75). С началом Великой Отечественной войны деятельность Интуриста была свернута до минимума. Сохранилась только управляющая структура и небольшая часть кадров. Интурист обеспечивал обслуживание дипломатов, которые работали в СССР и немногочисленные деловые визиты в военное время.

Интурист также занимался выездным туризмом, хотя эта сторона деятельности по социально-политическим причинам не получила массового развития. В 1938 г. из СССР выехало 4,3 млн советских граждан по линии различных ведомств, по только около 1 млн являлись организованными туристами (Воронкова , с. 203).

После Октябрьской революции туризм стал достоянием миллионов трудящихся.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции открыла трудящимся нашей страны доступ к богатствам материальной и духовной культуры, способствовала развитию интереса к изучению отечественной истории, родной природы, памятников многонациональной культуры.

В. И. Ленин считал природу не только кладовой материальных ценностей, но и источником здоровья, отдыха и эстетического наслаждения, средством воспитания советских людей. После Октябрьской революции для широкого развития туризма была открыта вся территория нашей страны.

Одним из первых шагов деятельности Наркомпроса была организация массовой работы с детьми в летний период. В циркулярном распоряжении Наркомпроса подчеркивалось, что летняя работа прямо вытекает из «Положения о единой трудовой школе», указывалось, что в летнее время должны быть организованы занятия с детьми под открытым небом, летние трудовые колонии, летние площадки, экскурсии.

В 1919 г. в Москве было создано Центральное бюро школьных экскурсий для помощи учащимся, приезжающим в столицу, которое в 30-х годах было преобразовано в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию РСФСР. Стремление ребят посетить Петроград и Москву в этот период было исключительно велико. Преодолевая голод, множество препятствий, разруху на транспорте, учащиеся ехали в столицу революции. В Наркомпросе им выдавали необходимые продукты, обеспечивали места на экскурсионной базе. Сельские ребята со своими учителями с утра до вечера ходили по московским улицам, посещали музеи, осматривали памятники культуры, ездили на заводы. Знакомили школьников с достопримечательностями Москвы профессора И. М. Корф, И. А. Гейнике и другие специалисты экскурсионного дела.

В 20-е годы в СССР начинает развиваться иностранный туризм. В нашу страну едут рабочие делегации из разных стран мира, прогрессивные писатели и деятели культуры, представители промышленности и торговли. Это помогает рассеять распространяемую за рубежом ложь о нашей стране.

Московский комсомол начинает борьбу за массовое развитие туризма. В 1928 г. «Комсомольская правда» и МГК ВЛКСМ организовали первый массовый выезд на Волховстрой и первый поход по местам боевой славы.

В эти годы происходят изменения и в детском туризме. 23 сентября 1927 г. Наркомпрос издает постановление «Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков», содержащее глубокую оценку положительного значения экскурсионной работы. В 1930 г. состоялась Всесоюзная конференция по вопросам туристско-экскурсионной работы со школьниками.

В целях развития и укрепления туристского движения в 1930 г. было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ).

3 апреля 1932 г. в Москве, в Колонном зале Дома союзов, открылся первый Всесоюзный съезд ОПТЭ. На съезд прибыло 290 делегатов. Съезд работал четыре дня. Он определил задачи своей организации, задачи советского туризма - его связь с социалистическим строительством. Туризм рос и развивался на основе повышения культурного, политического уровня трудящихся, улучшения материально-бытовых условий. Туризм в СССР наглядно знакомил широкие трудящиеся массы с ходом социалистического строительства, природой, историей и культурой нашей страны, содействовал формированию военно-прикладных навыков, организации здорового, разумного отдыха в сочетании с массовой общественно-политической работой.

Одной из задач, выдвинутых всесоюзной туристской организацией, был поиск сырья для нужд пятилетки. Тысячи молодых энтузиастов пошли по стране. Туристы искали апатиты в ледяных просторах Севера, серу в пустыне Каракумы, медь в Казахстане, перламутр в Карелии и Архангельской области, нефть на Сахалине.

Туристская экспедиция под руководством молодого ученого Вадима Бахиевича открыла в Средней Азии ценное сырье для каучуковой промышленности - коксагыз. Туристы Боткинского завода открыли на Каме залежи медной руды.

Много внимания уделялось подготовке воинов Красной Армии. На Втором всеармейском агитпропсовещании в июле 1930 г. говорилось, что туризм является мощным орудием повышения боевой общеполитической и культурной подготовки красноармейцев и начсостава РККА. В походах туристы-воины получали физическую закалку, осваивали навыки ориентирования на местности, походного быта. В программе походов были военно-полевые игры и состязания. В этот период организуются и походы по местам боевой славы гражданской войны: по местам разгрома Юденича и героического перехода Таманской дивизии.

В 30-е годы много внимания уделяется альпинизму. Советские альпинисты поднимаются на Памир - штурмуют Хан-Тенгри и пик Коммунизма. В марте 1933 г. семь человек впервые перешли зимой через перевалы Местийский и Бечо. Участником этого перехода был известный турист и альпинист Александр Малеинов. С 1936 г. непосредственное руководство работой в области массового туризма и альпинизма осуществлял ВЦСПС, который организовал туристско-экскурсионные управления со своими туристско-экскурсионными базами, имуществом и строительством.

В ноябре 1938 г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР отметил неудовлетворительное развитие самодеятельного туризма и предложил создать секции туризма при комитетах и ДСО. Была создана Всесоюзная секция туризма. Секция разработала нормативы значка «Турист СССР».

Осенью 1939 г. на Боровской курган, у места впадения Пахры в Москву-реку, пешком, на байдарках, велосипедах, мотоциклах собралось на слет, посвященный десятилетию советского туризма, более тысячи человек. Наиболее заслуженные туристы здесь получили свою первую почетную награду - значок путешественника «Турист СССР». Среди них были известные сегодня в туристском мире: А. Н. Киселева, Н. Н. Аделунг, О. А. Архангельская, Н. М. Губанов и др., всего тридцать человек, До войны значок «Турист СССР» был номерным и вручался вместе с грамотой Всесоюзного комитета физкультуры и спорта. Получить такой значок было не просто. Надо было совершить два сложных путешествия, активно участвовать в общественной работе и сдать экзамены по технике туризма (основы знаний по топографии, ботанике, геологии и географии). В 1940 г. в туризме были введены инструкторские звания.

В 1940 г. был объявлен массовый поход, а в начале 1941 г. Всероссийская экспедиция пионеров и школьников по маршрутам боевой славы гражданской войны.

Проведенные организационные и агитационные мероприятия по совершенствованию управлением плановым и самодеятельным туризмом способствовали массовому развитию всех форм туристско-экскурсионной работы.

Война прервала мирный труд советских людей, мирную жизнь советского народа. Сотни тысяч туристов встали на защиту Родины. Полученные навыки и умения, физическая и волевая закалка помогали в боевой обстановке.

Шахтерский городок Тырныауз, расположенный в Баксанском ущелье на Кавказе, оказался отрезанным гитлеровцами от страны. В городе остались неэвакуированными 1,5 тыс. женщин, стариков и детей. На помощь населению пришли опытные туристы и альпинисты. Через единственный свободный путь - перевал Бечо, расположенный на высоте 3375 м, через ледник Юсеньги, мимо ледовых трещин, по «бараньим лбам» провели они советских людей, пользуясь порой вместо альпинистских веревок электрическими проводами, а вместо ледорубов и крючьев - шахтерскими инструментами. Весь переход был совершен без единого несчастного случая.

Окончилась Великая Отечественная война. Советский народ приступил к восстановлению народного хозяйства. Уже в апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов принял решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионных управлений. В течение 1945 г. были созданы ТЭУ в Москве, Ленинграде, Крыму, на Северном Кавказе, в Краснодарском крае, в Грузии. Начало восстанавливаться туристское хозяйство, возобновила свою работу Всесоюзная секция туризма, которая начала разработку спортивных нормативов по туризму. В 1949 г. эти нормативы были утверждены Всесоюзным комитетом по делам физической культуры и спорта и включены в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Этим решением самодеятельный туризм был признан как вид спорта.

Появились первые туристы - мастера спорта: велосипедист А. Власов, байдарочник Е. Ромашов, М. Немыцкий, А. Кост, Г. Ильичева. Для выполнения нормативов на звание мастера спорта по туризму согласно Единой всесоюзной спортивной классификации в то время необходимо было совершить двенадцать дальних путешествий общей протяженностью около 3000 км через четыре географических района; при этом турист должен был владеть не менее чем тремя видами туризма.

В первые послевоенные годы бурно развивается международный туризм. В 1947 г. в Париже был основан Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), объединивший правительственные или признанные правительствами туристские организации большинства стран мира. В настоящее время в состав союза входят туристские организации более чем 100 стран мира. СССР - член МСОТО с 1956 г.

Широкое развитие в послевоенные годы получает детский туризм. Учитель, еще не снявший военную шинель, ведет своих учеников по местам сражений Великой Отечественной войны, приобщает воспитанников к славе и подвигу народа. Помогая колхозам и совхозам в уборке урожая, школьники в свободное время совершают экскурсии и походы по родному краю. В первые послевоенные годы возникали туристские школьные лагеря.

В середине 50-х годов становятся традиционными Всесоюзные туристско-краеведческие экспедиции пионеров и школьников. В 1955 г. в Москве проходила Всесоюзная конференция по детскому туризму.

В 1957 г. в связи с VI Международным молодежным фестивалем на озере Селигер состоялся I Международный слет туристов. На нем были посланцы 24 стран мира.

В июне 1958 г. было создано бюро международного туризма СССР «Спутник». Оно организует обмен молодежными, студенческими и школьными туристскими \группами с зарубежными молодежными туристскими организациями на льготных взаимных условиях. 20 июля 1962 г. Президиум ВЦСПС своим постановлением «О дальнейшем развитии туризма» преобразовал ТЭУ в советы по туризму.

Выдающимся событием в туристском движении 60-х годов было начало Всесоюзного похода дорогой славы отцов, организованного Центральным Комитетом комсомола.

Первый Всесоюзный слет участников похода, комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа открылся 19 сентября 1965 г. в крепости-герое Бресте. На слет собрались юноши и девушки, многие из которых не слышали выстрелов войны. У священных руин Брестской цитадели из уст ее защитников они узнали об обороне крепости и сердцем прикоснулись к подвигам народа.

Около трех миллионов человек приняли участие во Всесоюзном походе. Молодые патриоты сооружали памятники павшим героям, приводили в порядок места захоронений, устанавливали имена тех, кто захоронен в братских могилах, воссоздавали летопись боевых дел воинских соединений, биографии героев войны, помогали в поиске пропавших без вести.

Туристские отряды доставили на слет богатый материал о ратных подвигах советского народа. Школьники Липецка на заработанные деньги установили памятник на братской могиле советских солдат. Комсомольцы Челябинска совершили 1700-километровую экспедицию по боевому пути Челябинской танковой бригады.

Второй Всесоюзный слет участников похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа проходил в 1966 г. Его финал состоялся в городе-герое Москве. В дальнейшем стало традицией посвящать Всесоюзные походы по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа историческим событиям, большим юбилейным датам.

В 1967 г. Всесоюзный слет был посвящен 50-летию Великого Октября. Торжественный финал этого похода проходил в Ленинграде.

Финал IV этапа Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи дорогой отцов состоялся в Киеве в 1968 г. Этот этап был посвящен 50-летию комсомола.

V этап Всесоюзного похода (1969-1970 гг.) проходил в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина) Его финал состоялся в Ульяновске.

50-летие образования СССР ознаменовал VI 3Tari Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи; финал его проводился в Москве в 1973 г. Вот несколько итоговых цифр VI этапа, ярко иллюстрирующих размах этого патриотического движения: за три года при активном участии комсомольцев и молодежи, пионеров и школьников создано более шестидесяти тысяч музеев и уголков революционной, боевой и трудовой славы советского народа; установлено около семнадцати тысяч памятников, обелисков и других мемориальных знаков; благодаря настойчивым поискам красных следопытов восстановлены имена сорока четырех тысяч погибших воинов.

Генеральный секретарь Центрального Комитета КПСС Л. И. Брежнев, отмечая огромное воспитательное значение этого патриотического движения советской молодежи, говорил: «Очень хорошо, что советская молодежь наших дней по инициативе комсомола создала такие новые традиции, как походы по местам революционной, боевой и трудовой славы... Мы, люди старшего возраста, имеем возможность по собственному опыту сравнить прошлое и настоящее. Молодежь лишена такой возможности. О контрастах между прошлым и настоящим она знает только из книг и кинокартин, с трудом представляет себе ту нищету и бедность, свидетелями которых были мы. Поэтому важно воспитывать нашу молодежь так, чтобы она глубоко поняла и прочувствовала все, что довелось видеть и пережить нам, старшим,- тяжкую жизнь трудящихся при царизме, нелегкие, но полные энтузиазма годы первых пятилеток, бедствия и беззаветный героизм военных лет. Обо всем этом молодежь должна знать от ветеранов, от героев труда и героев войны» *.

Решающее значение в деле развития туризма и экскурсий в нашей стране в последние годы сыграло постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему Развитию туризма и экскурсий в стране». В постановлении говорится: «ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС отмечают, что за последние годы широкое развитие в стране получили туризм и экскурсии. Они становятся не только формой отдыха, но и важным средством повышения культурного уровня и идейно-политического воспитания населения». В июне 1970 г. создается Центральная детская экскурсионно-туристская станция Министерства просвещения СССР, играющая большую роль в деле развития школьного туризма.

11 января 1971 г. было опубликовано Положение о Всесоюзном походе комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, принятое как совместное постановление Секретариата ВЦСПС, Бюро ЦК ВЛКСМ, коллегии Министерства культуры СССР, президиума ЦК ДОСААФ СССР, президиума Советского комитета ветеранов войны. В положении говорится, что Всесоюзный поход комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа - это массовое патриотическое движение, направленное на воспитание у юношей и девушек идейной убежденности, преданности Коммунистической партии Советского Союза, повышения их общественной и трудовой активности, готовности к защите Родины и завоеваний социализма.

Формами проведения Всесоюзного похода могут быть не только походы и путешествия, но и краеведческая работа, не связанная с активными формами туризма, а также патриотическая общественно полезная деятельность (шефство над инвалидами войны, ветеранами революции и труда, семьями погибших воинов; сооружение памятников и мемориальных знаков и шефство над местами захоронения воинов; природоохранительная деятельность и т. д.).

В 70-х годах продолжается традиция проведения всесоюзных туристско-краеведческих экспедиций пионеров и школьников. В 1972 г. газета «Пионерская правда» и Центральная детская экскурсионно-туристская станция Министерства просвещения СССР объявили положение о Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина - СССР», посвященной 50-летию образования СССР и 50-летию присвоения комсомолу и пионерии имени В. И. Ленина.

Экспедиция являлась составной частью Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи дорогой славы отцов. В экспедиции участвовали пионеры и школьники с IV по X (XI) класс. Финиш первого этапа экспедиции состоялся в декабре 1974 г. Важнейшие мероприятия этой экспедиции - Всесоюзные туристские соревнования пионеров и школьников, слет геологов, смотр школьный музеев, ежегодный заочный конкурс на лучшее туристское путешествие и др.

Первый Всесоюзный слет-соревнование пионеров и школьников, посвященный 50-летию образования СССР, проводился с 1972 по 1973 г. в пять этапов от походов- и слетов общеобразовательных школ, районных, городских, областных, краевых и республиканских слетов-соревнований до финала - Всесоюзного слета, проведенного в районе города Сколе Львовской области Украинской ССР. В финале слета-соревнования приняли участие 36 команд союзных республик, городов Москвы и Ленинграда, команды МПС - всего более 500 учащихся. Победителем этих соревнований стал коллектив Украинской ССР.

В августе 1976 г. в Белоруссии, в районе города Полоцка, проходил финал Всесоюзных туристских соревнований пионеров и школьников. Победителем этих соревнований стал коллектив Белорусской ССР.

Бурное развитие самодеятельного туризма в нашей стране, количественный рост технически сложных путешествий обязывают повысить организационный уровень, обобщить передовой туристский опыт и изложить его в ряде документов, регламентирующих порядок оформления маршрутной документации, проверку туристских групп перед выходом на маршрут и т. д.

С 1 марта 1972 г. Комитетом по делам физкультуры и спорта при Совете Министров СССР введен новый Всесоюзный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Новый комплекс ГТО, включающий среди других нормативов туризм и ориентирование на местности, является программной основой физического воспитания. Он призван сыграть важную роль в подготовке всесторонне развитых, физически крепких, активных строителей коммунистического общества, стойких защитников Родины. Введение во Всесоюзный комплекс ГТО нормативов по туризму и ориентированию на местности - это признание за ними больших возможностей в оздоровлении и физическом развитии человека.

Неотъемлемой частью любых туристских мероприятий советских туристов стала общественно полезная деятельность. Даже чисто спортивные туристские путешествия включают в себя краеведческие задачи, задачи составления технического отчета о данном маршруте для последующих туристских групп. Большую общественно полезную работу ведут все туристские отряды, идущие по местам революционной, боевой и трудовой, славы советского народа. В последние годы значительно усилилось участие туристов в охране природы, причем приняло самую активную форму - воспроизводства природных ресурсов. По традиции многие туристские клубы и секции успешно развивают и такие формы общественно полезной деятельности, как организация научных исследований по заданиям государственных и общественных организаций.

В целях дальнейшего развития самодеятельного туризма, повышения мастерства и выявления сильнейших: туристских групп, коллективов физкультуры и клубов. 29 июня 1971 г. президиум ЦС по туризму и экскурсиям утвердил Положение о всесоюзных соревнованиях на лучшее туристское путешествие. Журнал «Турист» в. соответствии с Положением учредил переходящий приз «Первопроходцам года». В январе 1977 г. приказом министра просвещения СССР утверждено положение о республиканских, краевых, областных и окружных станциях юных туристов. Весной 1977 г. создана Федерация туризма СССР.

Таким образом, в последние десятилетия туризм в; нашей стране стал подлинно народным.

* Брежнев Л. И. В едином строю - к новым победам. - Брежнев Л. И. О коммунистическом воспитании трудящихся. Речи и статьи. М., 1974, с. 502-503.

В царской России туризм как общественное явление не получил должного развития, хотя в это время уже были научно обоснованные рекомендации известных ученых-педагогов Е. А. Покровского и П. Ф. Лесгафта по использованию походов как важного средства воспитания людей. Накануне Октябрьской революции здесь существовали лишь немногочисленные клубы и секции, объединявшиеся Российским обществом туристов и культивировавшие в основном водный, велосипедный и горный туризм. Членство общества было привилегией имущего населения. При посредстве общества издавались малым тиражом путеводители с описанием наиболее популярных маршрутов по Крыму и Северному Кавказу, по некоторым рекам и озерам. Появились первые профессиональные инструкторы по туризму, а также специально оборудованные базы для обслуживания туристов.

Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало развитию туризма нового типа. Именно в советский период туризм приобрел значимость массового социального явления, стал успешно содействовать решению многих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач. Практика использования туризма все более отвечала насущным потребностям развития социалистического государства - подготовке молодежи к труду и защите Родины.

Уже в первые мирные годы Советской власти кроме непродолжительных по времени массовых оздоровительных туристских походов начинают практиковаться достаточно сложные групповые многодневные походы, воспитывающие у участников чувство патриотизма, стремление к познанию истории и природных богатств родного края, общению с людьми, его населяющими, представителями различных наций и народностей. Во время таких походов решались важные для того времени государственные задачи: разъяснение политики партии, пропаганда советского образа жизни и опыта строительства социалистического общества. В условиях, когда средства массовой информации трудящихся были развиты слабо, а уровень грамотности населения невысок, это было особенно необходимо. Живое слово, наглядный пример участников походов эффективно действовали на советских людей. В 1923 г. был впервые совершен агитационный лыжный поход комсомольцев по маршруту Архангельск - Москва, а в 1924 г. подобных походов было проведено 12.

Поиск в 20-х годах более действенных средств, форм и методов физического воспитания широких масс населения сопровождался борьбой между новым и старым. Возникали различные толкования роли физической культуры. Существовало, например, так называемое гигиеническое направление, ограничивавшее выбор средств физического воспитания. Сторонники его необоснованно завышали роль несложных туристских мероприятий, организуемых на природе с минимальными финансовыми затратами. Предпочтение несложных туристских походов и экскурсий в ущерб другим средствам отрицательно сказывалось на общем процессе воспитания подрастающего поколения. Были, конечно, и другие причины такого подхода к развитию массовой физической культуры: слабость материальной базы, недостаток в инструкторских кадрах, финансовых средствах и т. п.


В последующие годы происходит упорядочение туристских мероприятий в организационном и методическом плане. Главенствующей в их содержании становится агитационно-пропагандистская работа с тружениками села, широко освещаемая в периодической печати. Как правило, эти мероприятия посвящаются знаменательным событиям в жизни Советского государства. С середины 20-х годов повсеместно в стране культивируются дальние пробеги, походы, звездные эстафеты.

В 20-х годах массовая туристская работа приобретает важное общественно-политическое значение. И в первую очередь это связано с известными постановлениями ЦК ВКП(б) "О задачах партии в области физической культуры" (от 13 июля 1925 г.) и "О физкультурном движении" (от 23 сентября 1929 г.). Перед физкультурными организациями ставится задача внедрения в практику физкультурного движения таких форм и методов, которые бы способствовали повышению общественной активности трудящихся масс.

И уже в проведенном в 1928 г. многодневном лыжном походе с элементами эстафеты по маршруту Тюмень - Москва протяженностью 2250 км участвует около 300 лучших физкультурников Пермской и Северной железных дорог. Из многих походов, совершенных в 1930 г., следует отметить поход из Астрахани в Москву 250 рабочих-металлистов - передовиков производства, организовавших беседы, лекции, концерты, просмотры фильмов в 89 населенных пунктах. Всесоюзный звездный поход-эстафета, состоявшийся в 1933 г. и посвященный 15-летию комсомола, охватил свыше 30 тысяч физкультурников - представителей всех союзных республик. Аналогичным по значению был и Всесоюзный многодневный звездный водный поход-эстафета 1934 г., в котором участвовали десятки тысяч человек. Осуществляются и массовые туристские походы регионального масштаба, различные по характеру передвижения участников. Например, зимой 1934/35 г. во всех союзных республиках были проведены массовые звездные походы, посвященные VII съезду Советов, в которых приняло участие свыше 11,5 тысячи человек. Общая протяженность маршрутов похода составила 51 000 км.

В 30-е годы многие туристские группы успешно привлекаются к изыскательским работам в труднодоступных районах страны. Для этого была даже организована специальная учеба, программа которой предусматривала изучение основ геологии, минералогии, методики поиска полезных ископаемых. Туристы принимают также участие в создании первых в стране заповедников и заказников.

Наряду с массовыми агитационно-пропагандистскими и народнохозяйственными походами организуются и сложные походы спортивного характера, например велопробег по маршруту Хабаровск - Москва (1934 г.) или скоростной переход из Ашхабада в Москву группы туркменских всадников (1935 г.) А с 1935 по 1939 г. советские физкультурники совершили 10 дальних походов на расстояние до 9000 км.

Новые формы и методы повышения активности трудящихся масс средствами туризма сыграли свою положительную роль. Постепенно утверждаются неизвестные ранее традиции в развитии туризма. Туристы не только выступают пропагандистами советского образа жизни, своеобразными просветителями. Массовый энтузиазм, героика строительства социалистического общества, нашедшие свое выражение в ударном труде и успехах советского народа на всех участках мирного созидания в годы первых пятилеток, в свою очередь, мобилизующе действуют на туристов. Туризм также вносит определенный вклад в развитие советского физкультурного движения: путь к занятиям физической культурой и спортом в большинстве случаев начинается с участия в массовых туристских мероприятиях.

В 1929 г. на основе Российского общества туристов создается массовое добровольное общество пролетарского туризма РСФСР. Возглавил новое общество соратник В. И. Ленина Н. В. Крыленко, внесший на этом посту значительный вклад в развитие туризма. С 1930 г. общество становится всесоюзным. При Центральном совете общества пролетарского туризма и экскурсий (ЦС ОПТЭ) был образован научно-методический совет.

С учреждением ОПТЭ начинается новый этап развития туризма. Закладываются научно обоснованные организационно-управленческие и методические основы совершенствования массовой туристской работы в стране. В 1930 г. издательство "Физкультура и туризм" начинает выпуск массовой серии "Библиотека пролетарского туризма". Среди первых книг серии, вышедших в 1931 г.: "Производственные путешествия и экскурсии как метод общественно-политического воспитания", "Об участии туристов в подготовке и проведении уборочной кампании". В 1931-1933 гг. выходят также сборник "Туризм и оборона СССР", книги "Турист - военный разведчик", "Турист - военный топограф", "Турист- снайпер" и др. Как видим, туризм неразрывно связывался с общественно полезным трудом, важными общественно-политическими мероприятиями, военно-прикладной физической подготовкой населения.

Постепенно улучшается и методическая обеспеченность туризма. Особую роль в этом сыграла книга "Путешествие в горы", где подчеркивалась спортивная значимость туризма, давалось подробное описание методики выбора маршрута и подготовки похода, режима в пути, подгонки снаряжения, объяснялись способы ориентирования в горах, а также основы техники высокогорного туризма. Значительную роль в развитии туризма играли в тот период журналы "Турист-активист" и "На суше и на море".

Начиная с 1931 г. на местах создаются районные отделения ОПТЭ, а также первичные ячейки ОПТЭ при коллективах физкультуры. Тем самым закладываются единые в масштабах страны организационные основы развития туризма. В своей работе ЦС ОПТЭ и его подразделения тесно взаимодействуют с профсоюзными, комсомольскими и физкультурными организациями. Все это способствовало увеличению численности занимающихся туризмом. Сеть туристских маршрутов значительно расширилась, охватив обширные территории страны.

Вместе с тем проблема вовлечения широких масс населения в занятия туризмом оставалась еще далеко не решенной. Потребовались мероприятия по реорганизации туризма. Поскольку к середине 30-х годов в его развитии выделились два относительно самостоятельных направления (туристско-экскурсионная работа и самодеятельный туризм), их подчинили в 1936 г. двум разным органам. Первое направление перешло в ведение ВЦСПС, где было создано Центральное туристско-экскурсионное управление, а второе - в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта.

Таким образом, в 30-е годы произошли значительные изменения в организационной структуре развития Туризма, способствовавшие увеличению его массовости.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что к началу 40-х годов в советском физкультурном движении произошло окончательное становление и утверждение туризма как массового, доступного средства физического воспитания людей. Его развитие вполне соответствовало государственным требованиям того времени.

Великая Отечественная война явилась суровой проверкой духовных, морально-волевых и физических качеств советских людей. Воспитанию этих качеств в немалой степени способствовал в предвоенные годы и туризм. Введенное в период войны всеобщее военное обучение (Всевобуч) использовало в своем активе туристские упражнения как важное средство военно-прикладной физической подготовки.

В первые послевоенные годы, когда встала задача по восстановлению подорванного войной здоровья народа, туристские мероприятия осуществлялись в большей степени в оздоровительных целях. Возрастала роль туризма в проведении общественно-политических мероприятий. Организовывались массовые звездные походы, посвященные выборам в Верховный Совет СССР. Участники походов оказывали помощь местным партийным и советским органам в проведении кампаний государственных займов. Увлечение туристов, объединенных в туристские секции и клубы, сложными походами, организуемыми в экстремальных условиях, потребовало упорядочения системы подготовки к ним на основе единых программно-нормативных требований. Для этого в 1949 г. туризм был впервые введен в Единую всесоюзную спортивную классификацию (на современной классификационной основе, как уже упоминалось, он вновь включен в нее в 1965 г.).

В начале 60-х годов в целях усиления роли туризма в воспитании людей, укреплении их здоровья принимаются меры, направленные на совершенствование массовой туристской работы. Происходит реорганизация управления развитием туризма в стране. Центральное туристско-экскурсионное управление, при ВЦСПС преобразуется в Центральный совет по туризму со значительным расширением его полномочий (с 1969 г. этот орган именуется Центральным советом по туризму и экскурсиям). Центральный совет по туризму становится относительно самостоятельным органом с более конкретным кругом функциональных обязанностей, что позволяет более целенаправленно и своевременно решать многие сложные вопросы развития туризма.

Особо знаменательными событиями в развитии туризма как массового явления в 60-е годы следует назвать организацию по инициативе ЦК ВЛКСМ Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа, проведение первых всесоюзных слетов победителей похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа (с 1965 г.), а также организацию первых всесоюзных конкурсов на лучшие туристские путешествия (с 1967 г.). Впоследствии все они утвердились в качестве традиционных форм массовой туристской работы.

В эти же годы значительно активизируется детский туризм. Регулярными становятся всесоюзные экспедиции пионеров и школьников, имеющие важное воспитательное значение. С 1972 г. всесоюзные туристско-краеведческие экспедиции пионеров и школьников организуются под девизом "Моя Родина - СССР". В их задачу кроме изучения достопримечательностей родного края входит целенаправленная поисково-исследовательская работа, во многом способствующая усилению патриотического воспитания молодого поколения страны.

В 1972 г. туризм включен во Всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне СССР".

Начало 80-х годов для туристских организаций знаменательно работой по реализации постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС "О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране". В постановлении ставится задача так усовершенствовать массовую туристскую работу, чтобы полнее использовать возможность туризма в целях улучшения идейно-политического, трудового и нравственного воспитания трудящихся и учащейся молодежи, укрепления здоровья и рационального использования свободного времени населения нашей страны.

В результате принятых мер по реализации постановления усиливается массовая туристская работа во всех трудовых коллективах и учебных заведениях, создаются новые туристские клубы и секции, развертываются группы по месту жительства населения и в местах массового отдыха. В короткие сроки был налажен выпуск более качественного туристского инвентаря и снаряжения, расширилась сеть туристских баз, повысилась их экономическая эффективность, улучшилось качество подготовки туристских кадров. В стране значительно увеличилось число маршрутов для походов выходного дня и многодневных походов в рамках требований значка "Турист СССР".

Все это позволило привлечь к организованным занятиям туризмом новых любителей походов и путешествий. К середине 80-х годов более 8 миллионов человек занимается самодеятельным туризмом и свыше 20 миллионов ежегодно участвует в походах выходного дня и многодневных категорийных походах. Туризм приобрел подлинно массовый характер. Особую роль в последние годы он стал играть в приобщении широких масс населения к здоровому образу жизни. В поле зрения туризма на современном этапе его развития - дальнейшее решение задач военно-патриотического, нравственного и экологического воспитания молодежи.

Итак, развитие туризма в СССР как общественно-социального явления было постоянно подчинено интересам страны. Туризм способствовал выполнению важных общественно-политических функций на всех этапах развития Советского государства. Совершенствование форм и методов туристской работы было тесно связано с развитием физкультурного движения. Помимо формирования жизненно необходимых для человека умений и навыков, повышения его двигательной деятельности туристские мероприятия содействовали повышению общественной активности людей, воспитанию их в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма.

Советская власть уделяла совё пристальное внимание туристско- экскурсионной деятельности, понимая, что это- одна из возможностей влияния на массы. Уже в 1918 года создавались курсы для учителей, в целях повышения квалификации, используя при этом вид обучения, как экскурсии.

Главным различием «буржуазного» и советского туризма являлось то, что заграничные буржуа стремились не за яркими впечатлениями, а за экзотикой и авантюрой, в условиях богатейшего комфорта совершают путешествия по разным концам света. В то время, как советский туризм, составлял часть культурной работы, и являлся глубоко политическим явлением.

В 1919 году создаются экскурсионные секции для организации экскурсионного дела в школах. Первые шесть секций были расположены в окрестностях Петрограда, были разработаны специальные маршруты. Для детей, пребывающих на экскурсии, предлагалось бесплатное питание (и это в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции!). Школьников, которые прибывали для многодневных походов, устраивали на ночлег. Им для проезда по железной дороге выдавались специальные льготные проездные билеты. Постепенно началась дифференциация в направлениях работы со школьниками. Кроме Центральной станции 1920го года, возникло ещё 3 опорных центра:в Петергофе, Павловске и Царском селе. Гуманитарные станции проводили экскурсии в музеях и усадьбах, это позволяло ознакомить школьников с лестным ландшафтом и т.д.

В 1920 году создаётся Экскурсионное бюро при Наркомате просвещения РСФСР, где разрабатывают планы предстоящих походов и экскурсий.

С 1921 года начинают проводиться конференции по проблемам экскурсоводческого дела, и носили они общероссийский характер. И теперь, экскурсии должны были носить не только общеобразовательный характер, но и идеологический, так что стала разрабатываться историко-революционная тематика, а также уточнялись списки предприятий народного хозяйства.



С середины 20х годов на страницах «Комсомольской правды» стали появляться статьи, призывающие молодежь заняться туризмом. В декабре 1926 года была организована первая массовая экскурсия, в ней приняло участие 300 человек, и целью было ознакомление молодежи со строительством Волховской гидроэлектростанции.

Таким образом, все вышеперечисленные мероприятия привели к созданию Бюро туризма в 1927 году, главной задачей которого являлось развитие массового туризма среди молодежи.

В 1930-е годы стало очевидно, что мир стоит на пороге новой войны. СССР угрожала война на 2 фронта: против фашистской германии на западе и Японии на востоке. Красной нитью через многие публикации, касающиеся вопросов туризма, начинает проходить мысль о том, что «успешно воевать можно лишь тогда, когда помимо прочих условий бойцам достаточно хорошо известен район операции». Туристская подготовка многих держав позволяла успешно бороться с противниками в горах и других местностях, так как была хорошая подготовка. И туризм, « являясь по преимуществу массовым движением рабоче-крестьянской молодежи, т.е, как раз основной массы будущих защитников советского союза, в самой свободной и интересной форме даёт широчайшие возможности для изучения границ». Конечно, «массовый» туризм в приграничных районах осуществлялся, опираясь на довольно жесткие правила во избежание разведывательной деятельности под видом туризма.

Наряду с внутренним туризмом в СССР очень рано начинает развиваться и иностранный туризм. Так же как и при развитии внутреннего туризма, здесь приоритетными были пропагандистские вопросы, пытавшиеся раскрыть перед западным обывателем облик новой Росси. Так же считали, что знакомство с Советской Россией « неизбежно ускорит крах капитализма во всём мире». В самом начале, обязанности по обслуживанию иностранных туристов были возложены на «Совторгфлот», но эта организация больше занималась иностранной валютой, должной организации так и не было.

В 1929 году возрос поток иностранных туристов, и создаётся Всесоюзное акционерное общество «Интурист», которое со временем становится монополистом в области организации иностранного туризма в СССР. «Интурист» создаёт свои представительства как заграницей, так и в ряде российских городов, заключает договоры с зарубежными железнодорожными и пароходными компаниями. Туристам предлагались экскурсии не только по Москве, но и другим крупным городам России. Естественный спад начинается с 1938 года, как следствие мирового кризиса, и ощущался дух предстоящей войны. В иностранном туризме в связи со Второй мировой войной, а потом и Холодной войной, наступает длительный перерыв, и заканчивается только в 50ых годах.

Но выезжали ли совграждане заграницу в довоенный период? Основной формой выезда за рубеж были, конечно же, заграничные командировки. За рубежом побывали такие люди как, Цветаева, Маяковский, Есенин, Горький и т.д.

Организованный, или, как его стали называть, плановый зарубежный туризм, возник в СССР в 1930 году, когда первая группа из 257 передовиков производства из разных городов Союза отправилась в морской круиз с заходом в Гамбург, Неаполь и Стамбул. Туристам читали лекции о международном положении, проводились политинформации, но также давался страноведческий журнал по всем странам и берегам, вдоль которых происходило путешествие.

Внутренний туризм стал возрождаться лишь в конце 40ых годов, и в послевоенный период получили широкое распространение такие виды туризма как, плановый, самостоятельный, детский, семейный и спортивный.

С 1957 года начинается история советского морского туризма. Интурист арендовал 2 судна- «Победу»и «Грузию», на которых осуществлялись морские путешествия вокруг Европы из Одессы в Ленинград. В 1960ом году теплоход «Адмирал Нахимов» стал курсировать вдоль Крымско-Кавказского побережья. Позже, морской туризм стал развиваться и на Балтике.

В 1964 году создаётся Управление по иностранному туризму и Совет по иностранному туризму, которые должны были координировать работу различных организаций для дальнейшего развития иностранного туризма в нашей стране. В середине 1960х годов создаётся специальная система подготовки кадров для гостиниц и ресторанов, гидов и переводчиков. Основными туристическими центрами были: Ленинград, Сочи, Ялта, Иркутск и др.

С 1964 года «Интурист» стал принимать туристов с целью оздоровительного отдыха в таких местах как Пятигорск, Кисловодск, Сочи, Ессентуки.

Неизменно большой интерес вызывала поездка на «Транссибирском экспрессе» из Москвы до Владивостока через весь СССР. Быстро завоевал всеобщий интерес и экзотический круиз по Каракумскому каналу. Также многим туристам предлагали поход по прибалтийской тайге.

Главными туристскими регионами были Центральный, куда кроме Московской входили Тульская, Рязанская, Калужская, Калининская, Смоленская, Ярославская и Владимирская области. Т северо-западный, включающий в себя Ленинград, Новгород и Псков. Более половины всех маршрутов были проложены в таких курортных местах, как Черноморское побережье Кавказа, Крым, Северный Кавказ, Закавказье.

С 1970х годов наступает этап нормативно-планового развития туризма. Основными задачами являлись: массовое развитие туризма среди трудящихся масс и молодежи, способствующего повышению культурного уровня и укреплению здоровья, высокопроизводительному труду, воспитанию у советских людей любви к социалистической родине и т.д. В то же время планирование в туризме стало приобретать тотальный характер, разрабатывались и утверждались планы на 5, а иногда и 10 лет вперёд. Всё также активно продолжалась пропаганда туризма среди молодёжи, в 70х.годах была разработана программа всесоюзных походов и экскурсий школьников и студентов.

В связи с деформацией рыночных отношений в СССР увеличился спрос на оздоровительные услуги, и в связи с этим появляются новые форма обслуживания, например курсовое лечение в санаториях. По этим путёвкам отдыхающие получали лечебные и оздоровительные услуги в санаториях, с питанием и проживанием в частном секторе.

В 1970-1980г.г. наблюдается расширение географии туризма. Наряду с морскими и речными круизами, когда совершались путешествия по Северному морскому пути, начиная от Мурманска и заканчивая Петропавловском-Камчатским, по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов, наблюдается разработка самостоятельных маршрутов от Хибин до Камчатки. Туристские путешествия становятся одной из самых популярных форм отдыха среди советских граждан.

Также стал развиваться социальный туризм, когда рабочие покупали путёвки через свои профсоюзы всего за 30% от их стоимости, иногда и больше.

Уже с 1960ого года появляется первый организованный автомобильный туризм, но реальное развитие он получает только в 80х годах. В 1985 году существовало 5 всесоюзных маршрутов для автотуристов: по Военно-Грузинской дороге, от Москвы до Алушты, от Ростова-на-Дону до Дербента, Новгород-Пярну, от Смоленска до Кара- Бугаза.

СССР приняло участие во всемирной конференции по туризму, состоявшейся в Филиппинах в 1980 году. Руководство советского союза от лица Л.И.Брежнева отметило, что туризм должен способствовать удовлетворению возросших потребностей людей в познании мира, во взаимном ознакомлении с культурой, традициями и образом жизни народов. Также туризм становился важным фактором укрепления взаимного доверия и тем самым вносил значительный вклад в поддержание мира во всём мире.

Железнодорожные путешествия планового характера появились впервые в 1960х, постепенно маршруты с использованием железнодорожного транспорта стали неотъемлемой частью многих маршрутов того времени.

Относительная дешевизна авиабилетов была одной из составляющих того бума, который переживал в 80х годах авиатуризм. Причём услугами авиации пользовались не только для доставки туристов к местам отдыха и обратно, но разрабатывались и самостоятельные авиапутешествия.

В 1960-1980 годы туризм уже не носил того принудительного идеологического характера, как это было в довоенные годы. Различными туристическими организациями были разработаны тысячи всевозможных маршрутов разных видов, продолжительности по времени, сложности и комфортности. Но, в силу того что туризм носил ярко выраженный социальный характер, спрос на туристские услуги превышал предложение. И многие туристско-экскурсионные бюро не могли обеспечить путёвки всем желающим.

Начавшаяся во второй половине 1980х перестройка и последующий распад СССР привели к распаду единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза.

Туристско-экскурсионной деятельности Советская власть буквально с первых месяцев своего существования начинает уделять самое пристальное внимание, понимая, что это - одна из возможностей влияния на массы.

В научной литературе принято выделять несколько этапов развития туризма в СССР.

Первый (1917 - 1936гг.) - характеризуется созданием социально экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной революции создаются первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся, удовлетворить их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины.

С 1921 г. начинают проводиться конференции по проблемам экскурсоводческого дела. Конференции с самого начала носили не локальный, а общероссийский характер. На них действовали две секции по естественно-научным и гуманитарным вопросам. Это было не случайно, так как экскурсии и походы должны были нести кроме общепознавательной и образовательной также и идеологическую нагрузку. Разрабатывалась историко-революционная тематика согласно ленинскому Декрету 1918 г. о монументальной пропаганде, а также уточнялись списки предприятий народного хозяйства, где можно было убедиться в «превосходстве социалистических методов хозяйствования». В Москве были созданы Центральный музейно-экскурсионный институт и экскурсионный отдел в Институте методов внешкольной работы, а в Петрограде соответственно Научно-исследовательский экскурсионный институт. Сотрудники этих учреждений занимались обобщением опыта работы в туристской сфере, читали различные циклы лекций и подготавливали конференции и съезды как по теоретическим, так и по практическим вопросам, связанным с туризмом.

С середины 1920-х гг. на страницах «Комсомольской правды» стали появляться статьи, настойчиво призывающие молодежь заняться туризмом. В декабре 1926 г. Московским комитетом комсомола совместно с «Комсомольской правдой» и МГСПС была организована первая массовая экскурсия, в ней приняло участие около 300 человек. Это было рекламно пропагандистское мероприятие в рамках ГОЭЛРО.

В 1930-е гг. стало очевидно, что мир стоит на пороге новой войны. Туризм стал внедряться и в армию. «Путешествие группы командиров 51-й дивизии на дунайских каяках из Смоленска в Одессу, по Днепру и Черному морю; шлюпочный поход командиров смоленского гарнизона от Смоленска до Киева; велосипедный пробег начсостава киевского гарнизона по маршруту Киев - Житомир; пробег командиров Приволжского военного округа по маршруту Казань - Свияжск - Чебоксары; 700-километровый поход на лодках начсостава Северокавказского военного округа по Дону и т.д.» Эти факты свидетельствуют о понимании значения туризма армейским командованием в деле воспитания и развития таких качеств, необходимых бойцу, как умение ориентироваться на местности, закалка характера, смелость, выносливость, взаимовыручка.

В области международного туризма ставится задача: предоставлять друзьям СССР и представителям прогрессивного движения за рубежом возможность ознакомиться с ходом социалистического строительства в СССР, а также расширить объём поездок советских трудящихся за рубеж.

Второй этап развития туризма (1936 - 1969гг) характеризуется внедрением новых организационных форм управления. В 1939г. была создана добровольная альпинистская организация военно-спортивной направленности. Из членов этой организации в годы Великой Отечественной войны формировались специальные отряды. Туризм приносил ощутимую помощь стране 1 .

Брижаков М.Б. Введение в туризм. - М; СПб., 2001

«Советским туристом» было разработано около 30 маршрутов, которые охватывали фактически всю территорию Советского Союза. Были даже разработаны маршруты по Памиру. Учитывая, что средняя продолжительность отпуска у большинства рабочих и служащих составляла порядка двух недель, соответственно и подавляющее большинство туров было такой же продолжительности.

Разница в деятельности ОПТ и Совтура заключалась в том, что ОПТ занимался организацией самодеятельных походов, а Совтур обслуживал группы отдыхающих по заранее определенным маршрутам, носящим в основном общеобразовательный и краеведческий характер.

Наряду с внутренним туризмом в СССР очень рано начинает развиваться и иностранный туризм. Так же как и при развитии внутреннего туризма, здесь приоритетными были пропагандистские вопросы.

В апреле 1936 г. Президиум ЦИК СССР счёл нецелесообразны дальнейшее развитие туризма в рамках добровольного общества и постановил его ликвидировать. Всё имущество ОПТЭ (общества пролетарского туризма и экскурсий) передавалось ВЦСПС, где создавалось туристско-экскурсионное управление (ТЭУ) ВЦСПС, на которое возлагалось руководство туристскими маршрутами всесоюзного значения, а также вся деятельность в области туризма и экскурсий. В функции территориальных ТЭУ, работавших на хозрасчётном принципе по плановым заданиям ВЦСПС, входили пропаганда туризма, консультации населения, культурно- массовое и хозяйственное обслуживание в пути, разработка маршрутов, а также строительство Домов туристов, горных хижин, лагерей, производство инвентаря. В ноябре 1937 г. был утверждён Устав туристско-экскурсионного управления ВЦСПС.

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Великая Отечественная война и восстановительный период отодвинули туристские проблемы на второй план. Внутренний туризм стал возрождаться лишь в конце 1940-х гг.

В послевоенные годы получил широкое распространение как плановый, так и самодеятельный, спортивный, детский и семейный туризм.

Был восстановлен также и туризм в Вооруженных Силах СССР. Согласно приказу министра обороны, возглавлять это направление в туризме было возложено на начальника Тыла ВС, а непосредственное руководство -- на Управление по туризму и экскурсиям Министерства обороны. Специально был создан Всеармейский совет по туризму для привлечения к этой работе широких слоев армейской и флотской общественности. Туризм, как плановый, так и самодеятельный, вскоре становится одним из наиболее любимых и массовых видов отдыха.

К середине 1980-х гг. было 24 турбазы, входивших в подчинение военных ведомств и Министерства обороны. Только с 1980 по 1985 г. на них отдохнуло около 1,2 млн. военнослужащих и членов их семей. Наибольшей популярностью в советское время пользовалась турбаза «Терскол», принимавшая туристов круглый год. Летом отсюда совершались походы и экскурсии по Приэльб-русью, а зимой приезжали горнолыжники. Уникальность ее, однако, заключалось в другом. Только здесь были разработаны маршруты различных категорий: от наипростейшего, дающего право на значок «Турист СССР», до I категории сложности.

Были разработаны десятки маршрутов автобусных путешествий по СССР. Пользовались популярностью и речные путешествия по Волге и Волго-Балту, а в июле ежегодно проводился 15-дневный тур по Енисею от Красноярска до заполярного Диксона. Проявлялась забота и о семьях молодых офицеров.

В три раза увеличилось в середине 1980-х гг. количество турбаз, где можно было отдыхать с детьми от пятилетнего возраста 1 .

Самодеятельный туризм также не был обойден вниманием. С 1970-х гг. стали проводиться ежегодные всеармейские соревнования на лучшее туристское путешествие, а с 1976 г. - Всеармейские слеты туристов. Это были грандиозные мероприятия.

Традиционно важным направлением туристско-экскурсионной работы был школьный туризм. Еще до начала Великой Отечественной войны в 1941 г. было объявлено о начале туристической краеведческой всероссийской экспедиции «Моя Родина - СССР». К идее возобновления этой экспедиции вернулись лишь в середине 1950-х гг. В 1956 г. «Пионерская, правда» и Центральная детская экскурсионно-туристическая станция опубликовали ос-новные положения этой Экспедиции. Работа развернулась по семи направлениям: «Ленин и теперь живее всех живых», «К тайнам природы», «Искусство принадлежит народу», «В буднях великих строек» и др.

С 1957 г. начинается история советского морского туризма. Интурист арендовал два судна - «Победу» и «Грузию», на которых и осуществлялись морские путешествия вокруг Европы из Одессы в Ленинград. Теплоход «Петр Первый» проводил черноморские круизы для туристов из соцстран. А в 1960 г. печально известный теплоход «Адмирал Нахимов» стал курсировать вдоль Крымско-Кавказского побережья. В начале 1960-х гг. морской туризм стал развиваться на Балтике, а судно «Григорий Орджоникидзе» устраивало 20-дневные туры вдоль Дальневосточного побережья.

На создание отвечающих европейским стандартам требований для приема иностранных туристов ушло десять послевоенных лет. Необходимо было построить сеть гостиниц и ресторанов, накопить опыт перевозок большого количества иностранцев авиационным и железнодорожным

1 [Соколова М.В. История туризма: Учебное пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 с. 294] транспортом, развернуть рекламу и, наконец, наладить производство сувенирной продукции.

«Интурист» занимался организацией не только групповых туров, но и индивидуальных морских и речных круизов, поездок иностранцев на курорты СССР, а советских граждан - на зарубежные курорты. Устраивались и эксклюзивные туры, например для охоты.

С 1964 г. «Интурист» стал принимать туристов для лечения на наиболее известных курортах страны. В их число вошли санатории, известные минеральными источниками, например, Мацеста в Сочи, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, лечебные грязи Цхалтубо и др.

В 1960-х гг. в СССР насчитывалось пять направлений туризма, которые существовали в значительной степени параллельно друг другу:

­ профтуризм (Центральный Совет по туризму и экскурсиям ЦСТиЭ при ВЦСПС);

­ интуризм (Государственный комитет по иностранному туризму при Совете Министров СССР);

­ молодежный туризм («Спутник» при ЦК ВЛКСМ);

­ военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Мин-обороны СССР);

­ школьный туризм (ЦДТЭС Министерства просвещения СССР).

В 1960-е гг. туристско-экскурсионными организациями профсоюзов было разработано свыше 13000 маршрутов - линейных, кольцевых, радиальных. В целях обеспечения разработки и выпуска различных видов рекламы, организации в прессе, по радио, телевидению и в кино пропаганды и рекламы мероприятий, проводимых туристско-экскурсионными организациями, решено было создать рекламно-информационное бюро «Турист». Оно было открыто в 1971 г. и действовало на хозрасчетных условиях.

Главными туристскими регионами были Центральный, куда кроме Московской входили Тульская, Рязанская, Калужская, Калининская, Смоленская, Ярославская и Владимирская области; и Северо-западный, включавший Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области. Одно только Московское бюро экскурсий в 1960-е гг. реализовало 4 млн. туристских путевок. Туристскими «мекками» в этот период становятся маршруты: «По пушкинским местам», «По древнерусским городам и Ленинграду» и др. Хотя количество маршрутов в Центральном и Северо-западном регионах было меньше, чем, скажем, в Закавказье или Крыму, но в них прини-мало участие гораздо большее количество туристов из-за развито-сти инфраструктуры. Кроме того, здесь были сосредоточены крупные туристские комплексы, которые были в состоянии обслужить большое количество путешественников. Многие маршруты по Центральному и Северо-западному регионам носили общесоюзный характер, что также влияло на массовость, хотя это не значит, что здесь не существовало местных маршрутов.

Более половины всех плановых всесоюзных маршрутов было проложено в таких курортных местах, как Черноморское побережье Кавказа, Крым, Северный Кавказ, Закавказье. Этот регион лидировал по «концентрации» кемпингов, туристских баз и гостиниц, которых здесь было более 50 % от их общего количества по стране 1 .

К маршрутам с активными способами передвижения относились 55 всесоюзных маршрутов. Это были конные, велосипедные, водные (лодочные, байдарочные и на надувных плотах), пешеходные. Турист, принявший участие в одном из них, имел право на получение удостоверения и значка «Турист СССР». Девять маршрутов, причисленные к первой категории сложности, среди которых можно назвать такие, как «По горному Крыму»,

«По Днестровскому каньону на плотах», «По Телецкому озеру и алтайской Соколова М.В. История туризма: Учебное пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 с. 294] тайге» и др. - могли принести туристу присвоение третьего разряда по туризму, правда, если у него уже имелось «звание» «Турист СССР». Туризм в 1960-е гг. стал настолько популярен, что почти во всех вузах СССР создаются туристские секции, а в некоторых университетах даже были организованы Клубы туристов.

В 1970 - 1980-е гг. наблюдается расширение географии туризма. Наряду с элитными морскими и речными круизами - такими, как, например, «Арктический круиз», когда совершалось путешествие по Северному морскому пути, начиная от Мурманска и заканчивая Петропавловском-Камчатским, по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов - Охотскому и Японскому; или путешествия на комфортабельных теплоходах по Лене, Енисею, Амуру - наблюдается разработка самодеятельных маршрутов от Хибин до Камчатки. Туристские путешествия становятся одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

Путешествия на речных судах проходили по всем крупным рекам Советского Союза. Более 40 Советов по туризму разного уровня арендовали суда и организовывали путешествия для «своих» туристов. И хотя путешествия водным транспортом традиционно имел небольшой удельный вес - около 5 % от общего объема транспортных путешествий, - тем не менее, в СССР к началу 1990-х гг. функционировало около 500 речных и морских маршрутов, которые обслуживали 200 судов 1

Железнодорожные путешествия планового характера появились впервые в 1960-е гг. Постепенно маршруты с использованием железнодорожного транспорта стали неотъемлемой частью множества маршрутов самого разного уровня. Начинают формироваться «поезда здоровья» и специальные туристско-экскурсионные поезда. Маршруты составлялись таким образом, чтобы железнодорожные переезды между туристскими центрами приходились в основном на ночное время. В 1986 г. туристско-экскурсионных поездов. Особенной популярностью у жителей Дальнего Востока, Урала и Сибири пользовались кольцевые маршруты, охватывавшие главные города европейской части Союза, а также Средней Азии.

Относительная дешевизна авиабилетов была одной из составляющих того бума, который переживал в 1980-е гг. авиатуризм. Причем услугами авиации бюро путешествий и экскурсий крупных городов (по статистике их было более 160) пользовалось не только для доставки туристов к местам отдыха и обратно, но разрабатывались и самостоятельные авиапутешествия, например маршрут Москва - Архангельск - Соловки - Архангельск - Москва и десятки других.

Любимыми для многих горожан становятся походы «выходного дня». Только в 1980-е гг. в них приняло участие более 20 млн. человек 1 .

В 1960 - 1980-е гг. туризм уже не носил того принудительно идеологизированного характера, как в довоенные годы. Материальная база его возросла многократно. Различными туристскими организациями были разработаны тысячи всевозможных маршрутов разных видов, продолжительности по времени, сложности и комфортности. Туризм прочно вошел в быт советского человека, став его неотъемлемой частью. Но, в силу того, что туризм носил ярко выраженный социальный характер, спрос на туристские услуги значительно опережал предложение. И многочисленные туристско-экскурсионные бюро не могли обеспечить путевками всех желающих.

Особенности переходного периода:

1. переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские

предприятия становятся собственностью разных владельцев);

  • 2. формирование туристского рынка на основе новых законов;
  • 3. использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых
  • 1 [Шаповал Г.Ф. История туризма. - Минск, 1999] экономических и правовых отношениях;
  • 4. изменение характера спроса в связи с появлением новых видов

туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.

  • 5. невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
  • 6. возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
  • 7. рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.