Гиперактивный ребёнок. Гиперактивный ребенок: укрощение строптивого

Долго думала, с чего бы начать свое повествование. Со скучного описания симптомов и причин этого набившего оскомину невропатологам всего мира расстройства или истории исследований СДВГ, а может быть, о доводах «за» или «против», диагноз ли это вообще или способ оправдать несносное поведение своего ребенка в глазах окружающих? Но пришла к выводу, что если вы обратили внимание на заголовок, значит вы здесь не просто так и немного в курсе. А значит, будем вкратце и по делу.

СДВГ - это Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности, расстройство поведения, сопровождающееся трудностями с концентрацией внимания, плохой управляемостью и импульсивностью. Если вы сейчас читаете эти строки и киваете головой: «да это ж про моего!», не спешите делать выводы. Данный диагноз ставится на основе ряда длительных исследований и наблюдений специалистов за вашим ребенком, и такие проявления, как гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность, в вашем случае скорее норма, чем то, что «а вот месяц назад у нас такое было». Прежде чем понять, почему мой ребенок ведет себя как пришелец с планеты Мелмак, я выпила тонну экстракта валерианы, обила пороги десятков именитых врачей, выслушала сотни ежедневных претензий от воспитателей детского сада, педагогов младших классов, и, наконец, сделала для себя некоторые выводы.

Итак, у моего ребенка СДВГ. Он не способен усидеть на месте дольше трех минут, концентрировать внимание дольше одной минуты, и, кажется, что в одном месте у него аккумулятор, который сам себя подзаряжает. Если у вас не стальные нервы, закаленные многолетним опытом (как у меня), то нахождение с таким ребенком в замкнутом помещении это настоящая мука, а быть каким-либо образом причастным к его учебе равносильно прохождению девяти кругов ада. Придя со школы, он забывает, что надо раздеться и берет, к примеру, пластилин, через некоторое время вспоминает что-то и расстегивает брюки. Видит кота, бежит к нему, брюки волочатся по полу, вот они уже на полу, а впереди новое развлечение, трансформированное из маминого «помой руки»: включить кран в ванной и долго-долго мочить и мять мыло, пока из него не получится смешарик. По пути из ванной в зал: кот, пить, открыть холодильник, закрыть холодильник, поправить колесо на машинке, вспомнить о чупа-чупсе, открыть холодильник, закрыть холодильник, побежать в зал, запнуться о брюки, упасть на кота, увидеть под телевизором деталь от конструктора, вытащить весь конструктор и начать собирать что-нибудь вотпрямосейчас, что может быть важнее? Если после всего его удается накормить, и без дерганья глазом, усадить за уроки, начинается самое интересное. Все правила, касающиеся оформления работы в тетради не для такого ребенка. «Пять клеточек от левого края, одна от верхнего, везде ставим точки, на поля не заходим» – не, не слышали. Несмотря на регулярность вдалбливания в неокрепшие школьные головы этих простых правил, этот ребенок будет писать так, как Бог на душу положил, ну или как звезды встали. У детей с дефицитом внимания часто такие сопровождающие нарушения, как дисграфия – расстройство письма и аграфия – полная неспособность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта (встречается значительно реже). Мой ребенок часто делает неспецифические ошибки, как то: пропуск букв (Классная рбота), несоблюдение пробелов (стоялакрасиваячашка), зеркально отображает буквы, забывает некоторые их элементы. И ведь это не потому, что он не знает, как пишутся эти давно знакомые ему буквы и слова, а потому, что его внимание и концентрация рассеиваются одновременно на множество задач: подрыгать ножкой, боковым зрением увидеть разноцветную ручку, написать слово, почесать за ухом, услышать окружающие звуки. А несозревшая кора головного мозга не справляется с таким потоком информации.

Чтобы совместное выполнение домашних заданий не сделало из вас задерганную, вечно орущую мамашу, бабушки и дедушки не приходили в ужас от просьбы взять ребенка на выходные, а у вашего чада не пропало желание учиться, вот вам несколько правил, которыми любезно поделилась со мной детский психолог.

1. Если вы не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней. Примите своего ребенка таким, какой он есть. Поменьше необоснованных запретов, но если вы запрещаете что-то, то запрет должен действовать всегда, вне зависимости от обстоятельств.

2. Если ребенок не слушается, повторяйте просьбу до тех пор, пока он ее не выполнит, одними и теми же словами, одним и тем же ровным тоном. Не помогло? Встаньте или сядьте так, чтобы смотреть ребенку прямо в глаза, обнимите его за плечи и повторите просьбу. Это работает почти всегда. В случае провинности не ругайте, отреагируйте неожиданно, пошутите, сфотографируйте его, шутливо передразните его действия. Всегда выслушивайте ребенка.

3. Вы думаете, что уделяете ребенку все внимание? Так вот, ребенку с СДВГ внимания нужно ровно в два раза больше. Это как телефонный звонок, на который вы ответите, что бы вы ни делали в данный момент. Ввиду своей активности и импульсивности такие дети очень увлекающиеся. Если ребенок просит, помогайте ему в любых начинаниях, будь то рисунок, поделка или домашнее задание. Предпочитайте регулярный отдых на природе походам в торгово-развлекательные центры или в места с большим скоплением народа. Не выясняйте отношений в присутствии ребенка.

4. Вашего гиперактивного малыша легче организовать, если у него есть строгий режим дня: подъем, водные процедуры, приемы пищи, выполнение домашних заданий и отход ко сну в одно и то же время. Организуйте место для занятий в комнате, где нет отвлекающих факторов типа телевизора, компьютера, магнитофона, игрушек и т.д. Контролируйте выполнение домашних заданий, мягко, но уверенно пресекая попытки отвлекаться.

5. Придумайте поощрения за сделанное задание и наказание за плохое поведение. Некоторые заводят дневник самоконтроля. Мы обозначали в отдельной тетрадке хорошие поступки за день веселыми смайликами, а плохие – грустными. В конце дня ребенок наглядно видит, какое поведение преобладало, беседуйте с ним на эту тему, совместно ищите выход из сложившейся ситуации.

6. Забудьте об агрессии и телесном наказании. Если поведение ребенка вышло из-под контроля, отправьте его одного спокойно сидеть в комнате, лишите любимого лакомства или удовольствия на определенный срок. Помогает также «железная хватка» - простое крепкое удерживание ребенка в своих объятиях или счет до трех. Пример: «Считаю до трех, если ты не перестанешь прыгать на диване, то о походе в парк можешь забыть! Рааааз.. Дваааа.. » и т.д. Будьте последовательны и всегда выполняйте то, что сказали, будь то поощрение или наказание.

7. Дети с СДВГ очень зависимы от похвалы и поощрений. Делайте это так часто, как то позволяет ситуация. Нежелательное поведение следует игнорировать, если оно потенциально не опасно для него самого или не причиняет неудобств окружающим.

8. Составьте ряд собственных обязанностей ребенка соответственно его возрасту и способностям, расширяйте их со временем. Самое трудное для него - это начать выполнение задания, помогите ему с этим. Забудьте об указаниях вроде: «помой посуду, накорми кота, а потом сложи игрушки». У ребенка нарушено внимание, и задания должны быть односложными и контролироваться в процессе выполнения. Заведите семейные традиции, что также хорошо дисциплинирует.

9. Поймите, что его плохое поведение неумышленно, не вините ребенка в этом. СДВГ – это диагноз, и гораздо эффективнее будет вовремя обратиться к специалистам, которые окажут психологическую, медицинскую и педагогическую помощь. Подходящий возраст для коррекции – с 5 до 10 лет, однако не ждите, что симптомы пройдут сами собой за пару месяцев или лет. Признаки гиперактивности исчезнут к концу созревания коры головного мозга, а импульсивность и вспыльчивость порой сохраняются всю жизнь.

10. Снять ненужный мышечный тонус и нервное напряжение поможет и правильно подобранная физическая активность. В нашем случае это были детская йога и плавание, которые ощутимо успокаивали физически и психически, улучшили показатели успеваемости.

Я думаю, что любящие родители, желающие изменить атмосферу в семье и несколько облегчить состояние ребенка (ведь от его диагноза страдаете не только вы, а в первую очередь он, да-да) способны на все вышеперечисленное, стоит лишь запастись терпением.

Но что делать с учителями и детским коллективом, спросите вы, и будете правы. Потому что на этот счет также имеются прекрасные рекомендации. Если вы, как и я, испытываете те же проблемы с поведением, ежедневно выслушиваете жалобы о невнимательности и неусидчивости вашего ребенка и (важно!) вашему сыну или дочери психоневролог подтвердил диагноз СДВГ, то большая просьба: распечатайте следующие строки и попросите педагога с ними ознакомиться. Осталось только надеяться, что именно вашему ребенку попался понимающий и думающий наставник, готовый пойти навстречу!

1. Измените окружение:

Идеальное место для такого ребенка – перед учителем, первая парта первого или второго ряда.

Индивидуальный подход (насколько это возможно в условиях наших школ);

Не отказывайте ребенку в помощи, если она ему требуется.

Если это необходимо, разрешайте такому ребенку вставать среди урока и двигаться, направляйте его энергию в нужное русло: сходить по поручению, раздать тетради, вытереть доску. Поощряйте его активное участие в разного рода внешкольных мероприятиях.

2. Создание положительной мотивации на успех:

Ученик с гиперактивностью такой же, как все остальные, избегайте изменений в требованиях к нему;

Старайтесь создать непринужденную, игровую форму проведения занятий.

Поручайте задания в соответствии со способностями ребенка;

Большие задания разделяйте на части, контролируя их на каждом этапе;

Дайте ребенку проявить свои сильные стороны, стать лучшим в какой-нибудь области в своем классе;

Игнорируйте плохие поступки и поощряйте хорошие; хвалите его за успехи в обучении.

Проявляйте доброжелательность, не принижайте способностей ребенка и не сравнивайте его с другими. Помните, что любого ребенка можно легко подавить и сломить, но также с любым ребенком можно и договориться!

3. Регулирование ожиданий:

К сожалению, положительных результатов не стоит ждать быстро, все зависит от лечения и коррекции, а также спокойного, внимательного, доброжелательного отношения к ребенку со стороны взрослых. Гиперактивный ребенок – это психически здоровый человек с хорошими умственными способностями, который может и должен обучаться в общеобразовательной школе. Но для преодоления существующих проблем с поведением необходим ваш индивидуальный подход, как учителя. Будьте терпеливы к нему, основывайтесь на понимании и сочувствии, а не на авторитарных указаниях и принуждениях. Окрики, нотации и замечания только ухудшат ситуацию и нейрофизиологическое состояние ребенка. Помните, что вы, как педагог, в равной с родителями степени ответственны за вверенного вам ребенка, и эффективный педагогический подход сработает не хуже, если не лучше, медикаментозного лечения.

Знаете, год назад самый высокооплачиваемый репетитор-психолог нашего города после часа наедине с моим ребенком сказала, что он необучаемый. Я вышла от нее в слезах, не зная, что делать дальше и не понимая, за что мне это. Сейчас мой мальчик учится во втором классе, он на хорошем счету у учителя, лучший по пересказам и хорош в математике, английском и творческих предметах. Классная руководительница, (спустя год!) наконец, поняла ситуацию и стала относиться к нему иначе, поощряя за малейшие успехи, и у него появилась тяга учиться! Да, безумно трудно воспитывать ребенка с синдромом гиперактивности. Это постоянная борьба, которая всегда держит в тонусе. Но ведь именно ваш уникальный малыш достался ИМЕННО вам. А значит, вы - те люди, которые должны подготовить его к взрослой жизни. Проявите максимум терпения и выдержки! От всей души желаю удачи вам и здоровья вашим детям!

Все чаще приходится слышать о гиперактивных детях.

Итак, миф первый. Гиперактивный – значит, не совсем нормальный.

Помню, в моем детстве термина «гиперактивность» вообще не существовало. Но в каждой детсадовской группе, в каждом школьном классе были дети (чаще всего мальчики), которых называли хулиганами. Они не могли смирно посидеть на месте несколько минут, постоянно озорничали, обижали других ребят, плохо учились… Воспитатели и учителя от них стонали. Моего одноклассника Сережу в младших классах учительница просто лупила (тогда это считалось нормой), а в средних математичка сажала его за отдельную парту у самой доски, чтобы был на виду. Когда Сережа ушел из школы после восьмого класса, все облегченно вздохнули. Впоследствии он окончил высшее военное училище, а сейчас живет за границей и занимается бизнесом. У него сеть ресторанов. Как вы думаете, может ненормальный психопат сделать такую карьеру? А ведь гиперактивность была налицо…

Миф второй. Все гиперактивные дети страдают синдромом дефицита внимания.

Что такое синдром дефицита внимания? Речь идет о детях, которым по какой-то причине не хватает внимания со стороны других людей – родителей, педагогов или сверстников. Некоторые психологи уверены, что все это сплошь детишки, заброшенные родителями, вот они и пытаются привлечь к себе внимание, чтобы восполнить этот самый дефицит.

Но на деле это лишь одна из причин гиперактивности. Ведь и среди взрослых есть сверхэнергичные индивиды, которым необходимо постоянно заниматься какой-то деятельностью, куда-то мчаться… Обычно жизнь у них бьет ключом: они обожают путешествовать, посещают с десяток различных кружков, секций и клубов, то и дело учатся на каких-нибудь курсах. Но если взрослые обычно контролируют себя, то дети этого еще не умеют. Избыток энергии они могут тратить на шалости и хулиганские поступки, причем им может просто не приходить в голову, что они поступают плохо.

При этом такие дети могут быть совсем не злыми. У нас в доме с некоторых пор снимает квартиру семья с двумя детьми. С мальчиком все более-менее в порядке, а от десятилетней девочки по имени Яна все соседи буквально стонут. То она придумывает бегать по двору, размахивая палками, то метать в ближайшие деревья металлические стержни-стрелы, то жечь костер… Яна не дает покоя соседским котам: родители не разрешают детям заводить животных на съемной квартире, так девчушка повадилась каждые два часа звонить в дверь соседям напротив, чтобы они выдали ей кота для прогулки. Весь подъезд забросан кошачьим кормом: Яна кормит и соседских кошек, и приблудных, с улицы, отчего под лестницей уже развелись привлеченные дармовой едой крысы… Получается, что девочка делает хорошее дело – заботится о животных. Но в то же время людям она доставляет массу неудобств.

Миф третий. Гиперактивным детям трудно сосредотачиваться на каком-нибудь деле.

Это отчасти правда, и именно поэтому у них нередко возникают проблемы с учебой. Но при верном подходе ситуацию можно скорректировать. Так, недавно исследователи из Университета Флориды выяснили: чтобы справляться с заданиями, такие дети должны просто больше двигаться. В эксперименте участвовали 52 мальчика в возрасте от 8 до 12 лет, 29 из которых имели синдром дефицита внимания и гиперактивности. Им был предложен ряд задач, связанных с обучением и логикой. Пока они решали задачи, за ними велось постоянное наблюдение – как со стороны ученых, так и с помощью видеокамер. Оказалось, что наилучшие результаты показали те участники, которые во время выполнения заданий совершали какие-либо движения.

По мнению психологов, двигательная активность помогает детям с синдромом СДВГ удерживать полученную информацию в памяти и обрабатывать ее. Как правило, на занятиях детей заставляют сидеть неподвижно. Возможно, следует ввести в процесс обучения двигательные элементы, считают специалисты, и материал будет лучше усваиваться. Среди гиперактивных детей встречается немало способных и даже талантливых. Бывают и такие, которым просто неинтересно заниматься тем, чем занимаются остальные, потому что их интеллектуальный уровень гораздо выше. Прежде чем сделать выводы о «необучаемости», следует проверить их IQ.

Миф четвертый. Гиперактивные дети неуправляемы.

Они такими только кажутся на первый взгляд. Да, если вы будете требовать, чтобы такой ребенок сидел тихо, он вряд ли послушается, или его хватит всего на несколько минут. Гиперактивному ребенку следует дать возможность выплеснуть свою энергию. Предлагайте ему подвижные игры, какую-то деятельность, которая требует приложения большого количества энергии – и не исключено, что он покажет даже лучшие результаты, чем его «нормальные» сверстники.

В последние время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушивать взрослого и выполнять его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залазят куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не даёт им покоя - он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того, чтобы добиться послушания, приходиться повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, перебивают преподавателя, не понимают, чего от них хочет воспитатель или учитель, не могут выполнить задание до конца.
Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и бывает, что попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Но уже и в раннем детстве такие дети отличаются от своих сверстников. Некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

Наиболее сложный период в жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

В течение нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом проводились биохимические исследования работы мозга таких детей. В результате исследований было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга, то есть в тех областях, которые ответственны за контроль поведения.

Таким образом, не следует обвинять ребёнка в отсутствии желания или волевых усилий - он просто «может, но не хочет!». Необходимо понять, что проблемы, связанные с его обучением и воспитанием, являются результатом изменённой биохимической активности мозговых структур - ребенок «хочет, старается, но не может!».

В отечественной медицине детям с недостаточной зрелостью отдельных зон головного мозга ставят диагноз «минимально мозговая дисфункция» (ММД) и связывают её с определенными «вредностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и родов.

Дети с ММД оказываются менее стрессоустойчивыми, у них снижена умственная работоспособность, наблюдается моторная неловкость, повышенная утомляемость, излишняя чувствительность; у мальчиков может наблюдаться гиперактивность, агрессивность, упрямство.

Наблюдения ученых показали, что ММД чаще сопровождается снижением внимания и умственной работоспособности и только для некоторых детей характерна гиперактивность.

Однако гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. В последние годы специалисты в таких случаях ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью»(СДВГ).

С проблемой детской гиперактивности я столкнулась, будучи в США. Мой возлюбленный–эмигрант познакомил меня со своими детьми от развода с американкой. Все дети были в памперсах (3 ,6 и 8 лет), а мадшая постоянно сосала соску. Дети не могли есть за столом: клали в рот кусок и потом бегали по комнате, валялись на полу.

Дети не откликались на свои имена. Игры их тоже были какие–то бессмысленные: гонки по дому, толчки друг друга до слез. Большую часть времени дети смотрели телевизор и дрались перед ним.

Мальчик возраста 8 лет 6 месяцев был на табетках от “дефицита внимания и гиперактивности”. Когда он был на таблетках, он удалялся один в комнату, тихо читал книгу, не шалил. Когда таблетку забывали дать, он вел себя также, как сестры – как маленькое животное. Таблетки вызывали у него боли в желудке, плохой аппетит, головокружение, ночные галлюцинации: он слышал крики и видел монстров. Он не мог спать без света. Регулярно с 5 лет мать его водила на психотерапию.

Как сказал их отец, дети воспитывались няньками, так как семья была богатая, и мать занималась собой. За следующие три месяца во время визитов детей к отцу я научила их ходить в туалет. А затем посоветовала снять мальчика с таблеток, так как по моим наблюдениям, он был абсолюто здоров. Все его болезни, указанные в медицинской карте, типа недержания мочи, кала, гиперактивности, были прямыми следствиями воспитания.

Отец воспользовался своим родительским правом и запретил дальнейшее лечение сына.

Ровно через месяц пришла повестка в суд: мать судилась за то, чтобы вновь поместить сына в психиарическое лечение. И, как и следовало ожидать, защита ребенка была взвалена на меня. Адвокаты взялись только ходить на заседания, так как сказали, что против психиатров ни один судья не пойдет. А психиатры отца не слушали – им нужен пациент, а не здоровый ребенок.

Но тут сработало мое хорошее русское образование. Во первых, я подняла все государственные документы с данными детской смертности от психотропных лекарств. Все есть на Интернете. Все эти лекарства входят не более не менее в кокаиновую группу и подсаживают ребенка на наркотики.

Во вторых, я разыскала всю медицинскую историю ребенка, и расшифровала все записи. А затем показала, что все тесты, которые ребенок получал у психиатров, были им пройдены на ура, но врачи обращали внимание не на них, а на жалобы матери.

Каждая школьная запись и оценка была мной проанализирована. Все оказания свидетелей я сняла и оформила. В результате, через год борьбы, вопреки сложившейся практике, судья вынесла вердикт против матери и против психиатров.

В настоящее время ребенок полностью здоров и обучен правилам поведения.

“Гиперактивность” и “дефицит внимания” детей на самом деле лишь пассивность и дефицит внимания родителей к детям. Телевизор и элекронные игры дают детям импульсы к действию в то время как они остаются сидеть на диване, накапливается нерастраченная физическая энергия. Ребенок выплескивает ее после.

Отсутствие дисциплины консервирует дикость в детях: они визжат в супермаркетах, гоняются без остановки и т.д. А отсутствие родителя в их заботах и делах, делает детей незаполненными, пустыми.

Не бойтесь воспитывать детей! Не травите их Риталином, Концертой и прочим мусором. Вымышленые болезни – оправдание родительской безответственности. Поколение американцев, выросшее на таблетках, похоже на зомби. Их мозговые контакты были разрушены таблетками еще в нежном возрасте. Опустошенные, не послушные себе самим, дети скатываются в депрессию. А потом пытаются поднять настроение наркотиком, к которым уже приучены с детства в виде регуляторов настроения. Не поддавайтесь на эту заразу, россияне, не убивайте своих детей!

Цитата:

Из личного опыта…….

Все знают, что такое гипер тонус мышц, и гипер возбудимость? Так вот есть один наипростейший способ лечения этих состояний у детей (можно и у взрослых). Просто у таких деток наблюдается страшнейший дефицит тактильных ласковых ощущений и дефицит спокойного любящего и поддерживающего общения. Рецепт прост, как два плюс два! Почаще обнимайте и гладьте детей. Побольше вступайте с ребенком в общение, играйте с ним в разнообразные игры, особенно в те игры, где необходим тактильный контакт. И вы удивитесь, как скоро ваш гипер активный малыш расслабиться, как начнут пропадать перекрученные в узлы и канаты мышцы, как постепенно восстановиться психика, сон, вообще просто не узнаете своего ребенка, т.к. вам он (ребенок), вместо огорчений и трудностей будет приносить радость, и свои улыбки, вместо слез или рыка.

Ps: Все гениальное – просто!

Почему дети непоседливы: и что мы можем с этим сделать

Совершенно незнакомый человек изливает мне душу по телефону. Она жалуется на то, что её шестилетний сын совершенно не может сидеть спокойно, когда находится в классе. Школа хочет протестировать его на СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Это так знакомо, подумала я про себя. Как практикующий педиатр я заметила одну распространённую проблему в наши дни.

Мама жалуется на то, что её сын приходит домой каждый день с желтым стикером-улыбкой (система оценок в некоторых школах США, Канады и др. – примечание переводчика) Остальные дети приходят домой с зелеными стикерами за хорошее поведение. Каждый день этому ребёнку напоминают, что его поведение неприемлемо просто по той причине, что он не может сидеть спокойно длительные периоды времени.

Мама начинает плакать. “Он начинает говорить такие вещи, как “Я ненавижу себя”, “Я ни для чего негоден”. Самооценка этого мальчика резко падает потому что ему необходимо двигаться гораздо чаще.

За последние десять лет всё больше и больше детей отмечены имеющими проблемы с вниманием и возможным СДВГ. Местный учитель начальной школы говорит мне, что как минимум восемь из двадцати двух учеников имеют сложности с концентрацией внимания на позитивных аспектах дня. В то же время от детей ожидают того, что они смогут сидеть более длительные промежутки времени. Кстати, даже дети в детском саду должны сидеть по тридцать минут во время приветственного кружка в некоторых школах.

Проблема в том, что в наши дни дети постоянно в вертикальном положении. И это довольно-таки редко: увидеть ребёнка, катящегося вниз с горы, карабкающегося на деревья, крутящегося вокруг себя просто так для веселья. Карусели и качалки – вещи, оставшиеся в прошлом.

Каникулы и перемены стали короче в связи с увеличившимися учебными требованиями, дети редко играют на улице из-за родительских страхов, ответственности и лихорадочных графиков современного общества. Давайте посмотрим правде в глаза: дети не двигаются достаточно для них и это действительно становится проблемой.

Совсем недавно я наблюдала за пятым классом по просьбе учителя. Я тихонько вошла и села на последней парте. Учительница читала детям книгу и это продолжалось до конца занятия. Я никогда не видела ничего подобного. Дети раскачивались на своих стульях до экстремально опасного угла наклона, некоторые раскачивали тело в стороны туда-сюда, некоторые жевали кончики своих карандашей, и один ребёнок стучал бутылкой с водой себе по лбу в определённом ритме.

Это не был класс для особенных детей, типичный класс в популярной школе с арт-уклоном. Сначала я подумала, что, наверное, дети непоседливы из-за того, что это был уже конец дня и они попросту устали. Даже если это, возможно, было частью проблемы, существовала, конечно, еще одна, более глубокая, причина.

Мы быстро выяснили после некоторых тестов, что большая часть детей в классе имеют сложности с координацией движений. Кстати, мы протестировали ещё несколько классов из ранних 80-х, где только один из двенадцати детей имел нормальную координацию движений. Только один! О, Господи, подумала я. Этим детям необходимо двигаться!

Как ни парадоксально, многие дети вокруг имеют недоразвитый вестибулярный аппарат из-за ограниченности в движениях. Для того, чтобы его развить детям необходимо двигать своё тело в разных направлениях, иногда часами. Это примерно так же, как с занятиями спортом, они должны делать это гораздо чаще, чем раз в неделю, чтобы получить результат. К тому же ходить на футбол один или два раза в неделю совершенно недостаточно для развития сильной сенсорной системы.

Дети приходят в класс с телами, подготовленными для обучения меньше, чем когда-либо раньше. С сенсорной системой, которая работает не так, как должна, они ещё и обязаны сидеть спокойно, и концентрировать внимание. Естественным образом дети становятся непоседливыми, поскольку их тела так жадно нуждаются в движении и им недостаточно просто “включить мозг работать”. Что происходит, когда дети начинают вертеться и крутиться? Мы просим их сесть спокойно и концентрировать внимание. Вследствие этого их мозг начинает “засыпать”.

Непоседливость – это реальная проблема. Это сильный индикатор того, что дети не получили достаточно движений в течение дня. Давайте подведём итог. Каникулы и перемены должны быть увеличены, и дети должны играть на улице, как только вернутся из школы. Двадцать минут на движение в день недостаточно! Им нужны часы игр на улице для того, чтобы выстроить здоровую сенсорную систему и поддержать высокий уровень внимания и способности к обучению в классе.

Для того, чтобы дети могли учиться им необходимо уметь концентрировать внимание. Для того, чтобы они могли концентрировать внимание нам нужно позволять им двигаться.

Анджела Хэнском