Профилактическая деятельность педагога. Особенности профилактической деятельности социального педагога. Педагогические подходы к работе с одарёнными детьми

Профилактика – это комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении. Таким образом, под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Основой профилактических мер является деятельность, направленная:

  • – на создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
  • – осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;
  • – обеспечение в случае необходимости мер социальноправовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав и т.п.).

Выделяют несколько уровней профилактической деятельности :

  • а) государственный уровень – решение социально- экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба но более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Обычно это различные законодательные инициативы (например, введение на государственном и региональном уровнях должности уполномоченного по правам ребенка);
  • б) муниципальный уровень – меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека (например, открытие в населенном пункте сети досуговых учреждений для молодежи или рабочих мест для сезонного трудоустройства подростков и т.п.);
  • в) индивидуальный уровень – воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц (например, осуществление индивидуальной работы по сопровождению ребенка социальным педагогом).

В целом ряде международных документов, посвященных вопросам нормализации социально-психологического развития детей, говорится об уровнях профилактики в несколько ином значении, более близком к отечественному аналогу "вид". Так, например, в Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятых в 1990 г. в Эр-Рияде, предусмотрено несколько уровней осуществления мер по профилактике преступности несовершеннолетних:

  • первый уровень профилактики, т.е. общие меры по обеспечению социальной справедливости и равенства возможностей, что, в свою очередь, содействует устранению таких глубинных причин преступности, как нищета и другие формы маргинализации несовершеннолетних;
  • второй уровень профилактики, т.е. меры по оказанию помощи детям, относящимся к группам повышенного риска, например, тем, чьи родители сами испытывают особые трудности или же пренебрегают родительскими обязанностями;
  • третий уровень профилактики, включающий меры, позволяющие избежать ненужного контакта с формальной системой правосудия, а также меры по предупреждению повторных правонарушений.

Различают следующие виды профилактической деятельности : первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика – это комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Она включает следующие основные направления : совершенствование социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; формирование условий, способствующих ресоциализации и реабилитации; воспитание социально позитивно ориентированной личности; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и т.д.

В качестве примера может быть приведена деятельность учреждений сферы здравоохранения (больницы, роддома, женские консультации и т.п.) по своевременной (в том числе и дородовой) диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования и т.п. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика – это комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускают уроки, систематически конфликтуют со сверстниками, имеют проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики выступают недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социальнопсихологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

Вторичная профилактика включает в себя следующие основные направления : определение факторов риска и выделение так называемых групп "профилактического учета" по различным формам девиантного поведения; раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями; психологическую и медицинскую коррекцию выявленных заболеваний, осложненных нарушениями поведения. В качестве примера можно привести такую меру уголовного наказания несовершеннолетних, как отсрочка исполнения приговора, т.е. использование воспитательнопрофилактического эффекта угрозы применения наказания в соответствие с Уголовным кодексом РФ в случае, если поведение подростка в определенный период (чаще всего 1–3 года) не будет отвечать принятым в обществе нормам.

Третичная профилактика – это комплекс мер социально- психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение возобновления девиантного поведения человеком, его прекратившим (например, возобновление употребления наркотиков наркозависимым, прошедшим курс реабилитации и находящимся в состоянии устойчивой ремиссии, и др.). Это наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности.

Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройство, психологическое консультирование и т.д.

Социально-педагогическая профилактика может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах.

Кроме указанных видов принято различать:

  • а) общую профилактику , которая предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении) либо на предупреждение гой или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом семи лет, т.е. начала обучения); помимо этого деятельность общего плана (информационную, пропогандистскую и т.д.), направленную на борьбу с причинами девиации, дезадаптации и десоциализации личности на общесоциальном и социально- психологическом уровнях (в масштабах всего государства, отдельных регионов, социальных групп);
  • б) специальную профилактику , т.е. систему мер, направленных на решение определенной задачи (профилактика девиантного поведения, подросткового суицида и т.п.), а также деятельность, специально предназначенную для устранения конкретных причин и условий, способствующих нарушению нормального протекания процессов социализации личности.

Методическая разработка

«Профилактическая работа с учащимися, состоящими на учете»

Из опыта работы социального педагога.

Выполнила: Софонова Т.С.

Социальный педагог,

МБОУ СШ №7 г. Павлово

    Пояснительная записка ………………………………………………………….. 3

    Задачи направления ………………………………………………………………. 5

    Воспитательные технологии, формы и методы организации деятельности с учащимися, состоящими на профилактическом учете ………………………….6

    План основных мероприятий ……………………………………………………10

    Ожидаемые результаты реализации направления ……………………...............14

    Разработка мероприятия …....................................................................................15

    Список литературы ……………………………………………………................ 16

    Приложение ……………………………………………………………………….1 7

1. Пояснительная записка

Дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

Последние годы государственная образовательная политика провозглашает воспитание как важнейшую составляющую духовной жизни общества.

С 2010 года в школе реализуется программа воспитания «Личность – достойная человека», которая была разработана на основе анализа работы школы по программе воспитания «Синяя птица» и основных положений национального проекта «Наша новая школа».

Актуальность программы определяется важностью развития так необходимых в современном мире духовно-нравственных качеств школьника . Решая задачи по формированию заданных качеств, воспитание направлено на усвоение учащимися общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов, что уже изначально предполагает предупреждение отклонений в поведении.

Развитие духовно-нравственных качеств осуществляется в программе через разделы: Нравственность, Культура, Семья, Здоровье, Гражданственность и Экология.

В разделе Нравственность большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися, так как школа заинтересована в том, чтобы из ее стен вышли не просто молодые люди с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, хорошо ориентированные в условиях социальной реальности, законопослушные. И важнейшей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике отклонений в поведении учащихся. А, как известно лучшая профилактика отклонений в поведении - целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитательное воздействие.

С учащимися школы проводится как общая, так и специальная профилактика (профилактика, которая применяется в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых). В своей разработке мне подробнее хотелось бы рассмотреть специальную профилактику, т. е. профилактическую работу с учащимися, состоящими на всех видах учета.

2. Задачи направления деятельности с учащимися,

состоящими на профилактическом учете:

    Ф ормирование законопослушного поведения несовершеннолетних

    Воспитание чувства уважения к нормам коллективной жизни

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

    Привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности

3. Воспитательные технологии, формы и методы организации деятельности с учащимися, состоящими на профилактическом учете.

Воспитательная технология - это совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющих достигать поставленные воспитательные цели.

В науке и практике широкое распространение получила следующая технология работы с подростками, с отклонениями в поведении – технология социально-педагогической профилактики. Это одна из разновидностей социально-педагогической технологии.

Социально-педагогическая технология - совокупность методов, воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации, в новых социальных условиях и в социально-ориентированных видах деятельности.

Любая социально-педагогическая технология имеет цель, задачи и соответствующее им содержание. Именно целевая установка определяет назначение технологии (технология педагогической коррекции, педагогической реабилитации, профилактики и пр .).

Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.

Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог направляет свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Воздействует на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними. Способствует изменению позиции ребенка по отношению к социуму.

В технологии социально-педагогическ ой профилактики следует выделить основные подходы:

и нформационный подход , где основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм;

с оциально-профилактический подход - выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления (сущностью этого подхода является система правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся для устранения или минимизации причин отклонений в поведении) ;

м едико-биологический подход - предупреждени е возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне (очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, в этом случае он должен быть обследован психиатром);

с оциально-педагогический - восстановлени е или коррекци я качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

В зависимости от типа социально-педагогической технологии деятельность социального педагога включает в себя определенные формы и методы работы.

Ф ормы работы можно подразделить индивидуальные и групповые . Ф ормы воспитательно - профилактической работы можно подразделить на :

познавательные , позволяющие овладеть различными знаниями, способствующими формированию убежденности в правильности той или иной позиции ; практические - призваны сформировать правильное отношение к нормам морали и права, а через них к другим социальным ценностям.

Методы - это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации и реабилитации ребенка.

В деятельности по профилактике отклонений в поведении учащихся социальный педагог применяет следующие методы:

Методы исследования (диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики) - метод наблюдения, анкетирования, тестирование, анализ (аналитические отчеты, справки и прочая документация).

Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение несовершеннолетнего с целью выработки у него заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание.

Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает развитие общечеловеческих морально-этических качеств.

Метод побуждения – применяется с целью нацелить подростка на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями.

Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности несовершеннолетнего .

Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение.

Также социальным педагогом используются м етоды социально-психологической помощи: к онсультирование, тренинги, с оциальный патронаж .

С оциально - педагогическая профилактик а, проводимая в нашей школе, рассчитан а как на взрослых – родителей и учителей, так и на подростков.

Для педагогов это прежде всего социально-психологические тренинги, обучающие занятия , позволяющие преодолеть консервативность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке подростков, установки на доминантность, затруднения в общении.

Для родителей - индивидуальные консультации, лекции с привлечением специалистов медицинских учреждений и сотрудников учреждений системы профилактики, социальный патронаж (посещение на дому с целью контроля за ребенком).

Для подростков, наряду с групповыми занятиями , эффективно использование индивидуальных занятий по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, различных нарушений во взаимоотношениях со взрослы ми и сверстниками.

С учащимися, кроме индивидуальных бесед, я использую следующие формы и методы работы:

1. Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, отслеживание влияния социума (источников положительного и отрицательного влияния на несовершеннолетнего).

Применяются методы исследования: метод наблюдения, анкетирование, тестирование, анализ.

2. Профилактическая работа: определение путей и выработка мер по предупреждению и своевременному выявлению, «сдерживанию» отклонений в поведении, состоянии подростка. Осуществляется контроль за посещением занятий, поведением, успеваемостью, занятостью в свободное от учебы время (применяется метод наблюдения, контроля).

3. Просветительская работа: консультации, беседы, лекции с привлечением специалистов учреждений системы профилактики. На этом этапе используется метод воспитания, убеждения, поощрения, порицания.

4. Воспитательная работа: вовлечение учащихся в различные виды социально-значимой деятельности, привлечения к занятиям в кружках и секциях.

4. План основных мероприятий

п/п

Поставленная цель

Формы работы

Сверка учащихся, состоящих на учете в учреждениях системы профилактики;

Изучение личностных особенностей учащихся, выявление причин дезадаптации, изучение семейных взаимоотношений, социального окружения

Составление банка данных

1.Составление психолого-педагогических характеристик 2.Оформление личных дел учащихся

Планирование работы с учащимися

Социально-медико-психолого-педагогическое сопровождение

1.Индивидуальные и групповые беседы с учащимися;

2.Занятия по адаптации, коррекции поведения

Контроль за посещением занятий, успеваемостью, соблюдением правил поведения в школе

Принятие мер по профилактике правонарушений

1.Ведение журнала учета пропусков занятий, работа с классными журналами;

2.Рассмотрение персональных дел на заседаниях Совета по профилактике

Профилактика совершения обучающимися правонарушений (просветительская работа)

Формирование законопослушного поведения

Организация циклов бесед с инспекторами ОДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики

Профилактика вредных привычек

Формирование ответственного отношения к здоровому образу жизни

1.Организация циклов лекций и бесед с врачами детской поликлиники, врачами-наркологами, специалистами центра «Здравомыслие»;

2. Проведение и анализ анкет по наркоситуации

Вовлечение учащихся в различные виды социально-значимой деятельности

Развитие творческих способностей учащихся

1.Организация занятости в кружках и секциях, контроль за их посещением;

2. Привлечение к участию в классных и общешкольных мероприятиях

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

Ответственный

Сентябрь

Составление общих списков,

состоящих на учете

Социальный педагог

Кл. руководители

Педагог-психолог

Согласно плану работы

Предупреждение правонарушений

Социальный педагог

Кл. руководители

Педагог-психолог

Школьный

фельдшер

Инспектор ОДН

В течение учебного года

Предупреждение правонарушений

Социальный педагог

Кл. руководители

Педагог-психолог

Зам. директора по ВР

Инспектор ОДН

В течение учебного года

Формирование законопослушного поведения учащихся,

формирование чувства ответственности за свои действия

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

В течение учебного года согласно совместному плану с Павловской наркологией

Привитие навыков самоконтроля, умения сделать правильный выбор

Социальный педагог

Педагог-психолог

Зам. директора по ВР

В течение учебного года

Организация досуга учащихся через дополнительное образование

Социальный педагог

Кл. руководители

Зам. директора по ВР

Организация каникулярного времени, в том числе летнего отдыха (трудоустройства) обучающихся

1.Организация занятости учащихся в каникулярное время;

2.Привитие навыков трудовой деятельности

1.И нформирование родителей о формах летнего отдыха;

2.П редоставление путевок в школьный лагерь;

3.Т рудоустройство через ЦЗН, занятость в трудовой бригаде

Работа с родителями учащихся;

с учителями-предметниками

Согласованность действий по проведению профилактической работы с учащимися

1.Индивидуальные беседы с родителями и учителями по вопросам взаимоотношений с детьми;

2. Обучающие занятия с целью выработки единого подхода к воспитанию подростков

Анализ работы

Сравнительный анализ по годам

Списочный учет и корректировка

Организация занятости учащихся как профилактика правонарушений

Социальный педагог

Кл. руководители

Зам. директора по ВР

В течение учебного года согласно плану работы

Создание условий для взаимопонимания; разработка методов разрешения конфликтных ситуаций

Социальный педагог

Педагог-психолог

Зам. директора по ВР

Аналитические отчеты, справки;

Задачи по дальнейшей работе с учащимися

Социальный педагог

5. Ожидаемый результат:

    Повышение активности участия учащихся в жизнедеятельности школы

    Увеличение количества участников в мероприятиях и конкурсах

    Уменьшение числа учащихся, состоящих на всех видах учета

    Повышение уровня воспитанности школьников

7. Литература

1. Баранова Л.Д. Социальный педагог в школе. - Волгоград: Учитель, 2008. - 187 с.

2. Галагузова М.А. и др. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2002. - 192 с.

3. Галагузова М.А. и др. Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию «социальный педагог», основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности). Учебное пособие для высших учебных заведений - М., Гуманит. издание ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

4. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. - Волгоград: Учитель, 2007. - 231 с.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005г. с. 480

Разделы: Школьная психологическая служба

Роль семьи в профилактике социально- отклоняющегося поведения у детей.

Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем несемейного и внутрисемейного характера.
Прежде всего, и это, во-первых, требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.
В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей включает изучение следующих разделов:

  • основы взаимоотношения в семье;
  • внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности их
    предупреждения и пути преодоления;
  • основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;
  • основы семейного воспитания на различных этапах возрастного
    развития ребенка, подростка (данное направление решается чаще всего через
    школу либо центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.;

Во- вторых, не мало важное значение имеет создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
Обстановка в семье - это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в этой обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.
Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка (драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которое в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.
В-третьих, предупреждение ошибок в семейномвоспитании.
Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересовано относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным из них можно отнести:

  • антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания. Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А.С.Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, педантства, резонерства, подкупа;
  • утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальное взаимоотношение между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не всем родителям. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно наиболее важно;
  • типичные ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания:
    попустительски - снисходительный тон; позиция круговой обороны: «наш ребенок всегда прав»;
  • демонстративность - активное утверждение «достоинств чада» в его присутствии; педантичная подозрительность;
  • жестко-авторитарный стиль; постоянное увещевание; равнодушие; воспитание по типу «кумир семьи», непоследовательность, несогласованность воспитателей и др.

В-четвертых, формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.
Речь идет о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущение в этом отношении приводит к невосполнимым последствиям в воспитании человека.
В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
Волевые качества - это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «я». Отсутствие волевых качеств превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально-негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.
В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.
Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения в воспитании учитывать следующее:

  • не применять физическое наказание детей младше 3 лет, так как это
    влияет на проявление их активности;
  • воздерживаться от наказания детей и особенно подростков в
    присутствии сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует
    психику;
  • наказать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям и может приводить к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение родителей от детей;
  • наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, устраивать своего рода
    экзекуции как какую-то работу.

Следует помнить, что на воспитании ребенка отрицательно сказывается также, постоянная угроза родителей наказанием, считая, что этого достаточно. Ребенок в этом случае привыкает к угрозам и не реагирует на них.
Применяя наказание, важно ни в коем случае не допускать унижения достоинства ребенка. Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок не совершил действий и поступков, за которые бы следовало его наказать. К. Венцель, известный отечественный педагог конца прошлого - начала нынешнего века, рекомендовал не применять наказаний, в случае нарушения норм поведения со стороны ребенка, ставить его в такие условия, когда бы он сам убеждался в пагубности своих действий.
В-седьмых, недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.
В современных условиях значительная часть проступков со стороны подростков и юношества совершается в состоянии алкогольного опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разрушению организма, его деградация, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой - их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркомана к уголовно наказуемым действиям.
В процессе воспитания с раннего детства постепенно и убедительно ребенку разъясняют сначала в семье, а потом и в школе пагубность алкоголя и наркотических средств. Однако наиболее действенным средством воспитания выступает личный пример родителей, старших братьев и сестер, старших товарищей.
В-восьмых, побуждение ребенка к самовоспитанию и обучению его методике работы над собой.
Авторы предлагают цикл занятий с учащимися различных возрастных групп, направленных на профилактику школьной и социальной дезадаптации, формирование навыка здорового образа жизни. Занятия включают психологические игры, беседы, тренинги, описание необходимого методического оснащения См. Приложение № 2).

Список литературы:

1. Антонян Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних. - М., 1982.
2. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. - Киев, 1986.
3. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.,1978.
4. Левин Б.М., Наркомания и наркотики. - М.,1991.
5. Педагогическая профилактика наркомании в школе. (Под ред. Макеевой А.Г.)-М.,1999.
6. Проблемы предупреждения правонарушений учащихся общеобразовательных школ. Сборник научных трудов - М.,1990.
7. Педагогическая профилактика наркомании в школе. (Под ред. Макеевой А.Г.) - М.,Сентябрь, 1999.
8. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие – Я, 2001.
9. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. (Под ред. Керимова Д.А.) – М., Юрид. Литература,1989.
10. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних (Под ред. Пирожкова В.Ф.) – М.,1980.

Задачи профилактической деятельности

социального педагога.

1. Формирование мотивации на эффективное социаль­но-психологическое и физическое развитие. Форми­рование у подростка позитивного отношения к окружа­ющему миру, желания вести здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями зло­употребления психоактивными веществами.

3. Развитие протективных факторов здорового и соци­ально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения. Подросток, эффективно использующий поведен­ческие стратегии, имеющий социально-поддерживающее окружение, успешно использующий копинг-ресусы, ока­зывается более защищенным перед лицом стрессовых факторов. В этом случае уменьшается вероятность упот­ребления им наркотиков.

4. Формирование знаний и навыков в области противо­действия употреблению наркотиков у детей и родителей. Информирование подростка о действии и послед­ствиях злоупотребления психоактивными веществами в сочетании с развитием стратегий и навыков адаптив­ных форм поведения помогают сформировать у него образ жизни, способствующий здоровью.

5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения. Подобная работа проводится с группой риска и членами их семей. Для того чтобы эти люди захотели изменить свое поведение, необхо­димо сформировать у них желание, мотивацию на из­менение. Решать эту задачу помогают краткосрочные и длительные профилактические мотивационные про­граммы.

6. Изменение дезадаптивных форм поведения на адап­тивные. Это - работа с лицами, употребляющими наркотики. Прежде чем стать «выздоравливающим наркоманом», подросток проходит длинный, тернистый путь от осознания своих подлинных чувств, преодоле­ния психологических защит, осмысления деструктивности своего поведения до желания изменения деза­даптивных форм поведения наиболее адаптивными. Он должен понять, что употребление наркотиков мешает ему нормально жить, разрушает и уничтожает его. Для этого необходимо осознать свои реальные чувства, преодолеть те психологические защиты, которые лич­ность выстраивает для ухода от решения проблем, осоз­нать свои поведенческие проявления и захотеть изме­нить их на более адекватные формы поведения.

7. Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. Любой подросток дол­жен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому, если у него нет естественных социально поддерживающих сетей, не­обходимо искусственно создать структуры, которые могут оказывать поддержку. Следует расширять обу­чение сверстников и взрослых, формировать у них навыки социально-поддерживающего и стресс-преодолевающего поведения.

8. Поощрение стремления подростков к прекращению употребления психоактивных веществ и минимиза­ция вреда от такого употребления. Это - работа с теми, кто уже употребляет наркотики. В данном слу­чае усилия направляются на формирование у челове­ка желания уменьшить и прекратить их употребление.

9. Формирование мотивации на изменение поведения у труднодоступных к контакту подростков и взрос­лых, употребляющих наркотики и другие психоактив­ные вещества. Для решения этой задачи применяют­ся технологии так называемой «уличной» работы.

Первичная, вторичная и третичная формы профилак­тики тесно связаны между собой, и разделить их очень сложно.


Основные стратегии профилактической работы.

Для построения профилактических программ важно – на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли воздействие на саму личность или на окружающую среду и в какой форме это происходит . С учетом этих факторов, определены следующие стратегии профилктической работы.

1. Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных учреж­дениях. Создание так называемой сети социально-поддерживающих учреждений.

2. Профилактика, основанная на работе в школе, со­здание сети «здоровых классов», «здоровых школ», включение профилак­тических занятий в учебные программы всех школ.

3. Профилактика, основанная на работе с семьей.

4. Профилактика в организованных общественных группах молодежи и на рабочих местах.

5. Профилактика с помощью средств массовой инфор­мации.

6. Профилактика, направленная на группу риска в неорганизованных коллективах - на территориях, улицах, с безнадзорными, беспризорными детьми.

7. Систематическая подготовка специалистов в обла­сти профилактики.

8. Массовая мотивационная профилактическая актив­ность.

Принципы построения профилактических программ.

Необходимо учитывать следующие социальные категории, требующие профилактического вмешательства:


  • отношения в семье,

  • отношения со сверстниками,

  • школьная среда
Отношения в семье. Профилактические программы могут усиливать защитные факторы среди детей путем обучения родителей тому, как лучше строить семейные взаимоотношения, поддерживать дисциплину, твердо и уверенно устанавливать определенные правила поведения и другим методам воспитания в семье . Исследования также показали, что родителям следует играть более активную роль в жизни детей, которая в том числе предполагает беседы о наркотиках, отслеживание поступков детей, понимание их проблем и личных забот. Также следует знать всех друзей, с которыми общаются дети.

Отношения со сверстниками. Профилактические программы должны быть сфокусированы на взаимоотношениях отдельного ребенка с его сверстниками. Улучшение социально-значимых способностей оказывает благоприятное воздействие на развитие социального поведения, коммуникабельности, позитивных отношений со сверстниками и устойчивой способности отказывать в ответ на предложение употреблять наркотики.

Школьная среда. Профилактические программы также должны фокусироваться на повышении общего качества обучения и усилении связи учащихся со школой, прививая им чувство своей индивидуальности, стремление к достижениям и снижая притягательность преждевременного прекращения обучения. Большинство школьных программ включают в себя поддержку позитивных отношений со сверстниками (см. выше) и обязательный образовательный компонент, необходимый для коррекции их ошибочных представлений о том, что все учащиеся употребляют наркотики. Исследования также показали, что понимание учащимися негативных (физических, психологических и социальных) последствий употребления психоактивных веществ и общего неодобрения наркотиков со стороны своих друзей и семей, способствует удержанию подростков от начала употребления.

Предоставление детям знаний о неблагоприятном воздействии наркотиков, особенно об их прямом негативном влиянии на личную жизнь, является важным элементом любой профилактической программы. Помимо этого, помогая детям достигнуть успехов в обучении и поведении в школе, мы тем самым помогаем им сформировать сильные социально-позитивные связи со сверстниками, школой и обществом.

Превентивные программы подразделяют на две категории.


  • личностно-центрированные - воздействие на определенные характеристики личности (личностные ресурсы);

  • средо-центрированные - воздействие на социальную среду, родителей, учителей, сверстников, терапевтические сообщества.
Наиболее эффективно одновременное воздействие и среду и на личность.

В зависимости от времени воздействия профилактические программы делятся на три категории:

Постоянно действующие программы - это модель профилактики, действующая постоянно в каком-то определенном месте, например, на базе определенных школ, где проводятся регулярные профилактические занятия с де: ми, подростками, учителями, осуществляется подготовке субспециалистов (лидеров-сверстников, лидеров-учителей, психологов, лидеров-родителей), которые будут продолжать постоянную профилактическую работу.

Систематически действующие программы предполагают проведение регулярных профилактических мероприятий, рассчитанных на определенный промежуток времени (несколько месяцев, несколько раз в год и т.д.).

Периодически действующие программы - это не систематическая профилактическая деятельность, заключающаяся в проведении мероприятий, заставляющих задуматься о здоровом образе жизни. Они могут оказаться для некоторых людей поворотным пунктом к началу новой жизни. К такой работе, наряду с профессионалами, целесообразно привлекать «выздоравливающих зависимых» людей, имеющих в прошлом опыт употребления психоактивных веществ, поскольку они способны собственным примером убедить людей в преимуществе здорового образа жизни. Обязательным является предварительное обучение этих людей.

Профилактические программы подразделяются по направлениям работы на когнитивные, аффективные, аф­фективно-интерперсональные, поведенческие, альтернатив­ные, средовые, общественные, ориентированные на семью и др.

Программы когнитивного обучения получили боль­шую популярность в ряде стран Европы и Соединенных Штатах Америки. Они рассчитаны, прежде всего, на под­ростков в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет, и отличаются повышенной эффективностью. Основная цель этих программ заключается в том, чтобы учить детей брать на себя ответственность за собственное поведение, осоз­навать свои действия.

Программы аффективного обучения и их модифи­кации. Это программы первичной и вторичной профи­лактики. Получили распространение во Франции, в Гер­мании, Англии и Голландии. В их основе лежит представление о кризисе идентичности, происходящем в подростковом возрасте. В связи с гормональным дис­балансом и происходящими в организме изменениями, подросток находится в состоянии дополнительного стрес­са и должен адаптироваться к жизни в новых услови­ях. У него изменяется система эмоционального регули­рования. Он становится очень ранимым, болезненно воспринимает окружающую действительность. Цель данных программ - учить детей и подростков регули­ровать эмоции, осознавать и контролировать их, перево­дить из одной эмоциональной модальности в другую, не прибегая к формам саморазрушающего поведения.

Программы аффективного и интерперсонального обучения являются попыткой предупредить у подрост­ков злоупотребление алкоголем и наркотиками путем развития Я-концепции, осознания своих чувств, ощущений, отношений с другими людьми, обучения навыкам приня­тия решений и коммуникативной компетентности.

Программы поведенческого обучения или поведен­ческой модификации основываются на тренинге поведенческих навыков с целью повышения у подрост­ков устойчивости к употреблению табака, алкоголя, нар­котиков, к включению в антисоциальные компании. В основе этих программ лежит теория социального науче­ния А. Бандуры и концепция поведения риска Р. Джессора. Человек, обученный определенным поведенческим навыкам, чувствует себя компетентным, эффективным, у него повышается самоуважение. Эти программы учат детей осознанно и даже неосознанно отказываться от употребления наркотиков, не принимать неизвестных препаратов, не входить в контакт с незнакомыми людьми.

Программы формирования социальных альтернатив базируются на идее о том, что позитивная деятельность, альтернативная алкоголизации, наркотизации и т.п. спо­собствует переориентации подростков. Эти программы распространены в Бельгии, во Франции, в России и пред­ставляют собой создание социальной действительности, альтернативной наркотической. Сюда могут быть отне­сены всевозможные формы занятости молодежи: риско­ванные виды спорта, путешествия с элементами научно-исследовательской деятельности и др. Программы обладают высокой эффективностью.

Общественные программы подразумевают воздействие через средства массовой информации - радио, телевиде­ние, газеты, журналы, плакаты, открытки, лекции, конфе­ренции, встречи, книги, фильмы, видеоролики. Цель этих программ - увеличение объема информации о послед­ствиях употребления алкоголя, наркотиков.

Программы, ориентированные на школу, включаются в национальную политику образования, и проводятся в форме школьных уроков, посвященных обучению здо­ровому поведению, предупреждению ВИЧ-инфекций, ранней беременности, курения, употребления наркотиков и алкоголя.

Программы улучшения взаимодействия между учи­телями и школьникам включают тренинг учителей с це­лью создания социально-поддерживающего климата в школе, работу с самооценкой и Я-концепцией учителя, тренинги личностного контроля и социальных навыков.

Программы, ориентированные на семью , приобрета­ют все большее значение в профилактике психосоциаль­ных расстройств у подростков. Выделяют три типа та­ких программ: тренинг родителей; тренинг социальных навыков у детей; тренинг семейных навыков. К программам такого рода относят и работу по созданию семейных групп самопомощи.

Программы создания групп социальной поддержки. Если у ребенка отсутствует социальная среда, способная поддерживать его, такую среду необходимо создавать искусственно: формировать группы само- и взаимопомо­щи (среди родителей, сверстников, учителей).

Мультикомпонентные программы учитывают индиви­дуальные и средовые аспекты профилактики (школьные, семейные, общественные и т.д.). Мультикопонентный подход является наиболее перспективным, поскольку уста­новлено, что эффективность программы прямо пропорци­ональна количеству включенных в нее компонентов : чем больше компонентов входит в программу, тем она более надежна и универсальна.

Социально-профилактической и реабилитационной функций

Тема 6. Реализация социальным педагогом

Вопросы для обсуждения

1. Сущность социально-профилактической функции социального педагога. Виды профилактики и их характеристика.

2. Сущность понятий «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «трудные дети». Сущность понятий «трудновоспитуемость», «труднообучаемость», «социальная запущенность», «педагогическая запущенность». Система профилактической работы социального педагога с детьми отклоняющегося поведения.

3. Сущность реабилитационной функции социального педагога. Виды реабилитации и их характеристика.

Практические задания

1. Проанализируйте различные определения понятий «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение» и другие.

2. Охарактеризуйте основные направления социально-профилакти-ческой деятельности социального педагога.

3. Проанализируйте виды реабилитации, которые используются социальным педагогом в своей профессиональной деятельности.

Литература для самостоятельной работы студентов

1. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. − М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.

2. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.

3. Словарь по социальной педагогике / сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

4. Шептенко П. А. Методика и технология работы социального педагога / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

5. Шептенко П. А. Социально-педагогическая поддержка школьников в работе социального педагога / П. А. Шептенко, Е. Н. Дронова. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. – 120 с.

Материалы к теме

Под профилактикой понимается комплекс мер социально-психоло-гического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность человека. Профилактика представляет собой научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных отклонений у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей .

В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяются несколько подходов.

1. Информационный подход основан на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, и, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации, кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.



2. Социально-профилактический подход к профилактике в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, социально-педагогическими учреждениями, социальным педагогом для устранения или минимизации причин, возникающих в поведении подростков трудностей.

3. Сущность медико-биологического подхода состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера, принимаемыми по отношению к лицам, страдающим различными психологическими аномалиями, то есть патологией на биологическом уровне.

4. Социально-педагогический подход к профилактике заключается в восстановлении или коррекции качеств личности трудного подростка, особенно его нравственных и волевых качеств личности .

Под психопрофилактикой понимается область психологии, основной задачей которой является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психичес-ких и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматических реакций.

Социально-педагогическая профилактика это особый вид деятельности социального педагога, направленный на предупреждение в жизнедеятельности школьников различных препятствий посредством устранения или нейтрализации причин, вызывающих у них различного рода социальные отклонения .

По мнению Л. В. Мардахаева под социально-педагогической профилактикой (социально-педагогической защитой детства) понимается система мер, направленная на обеспечение охраны детства .

Под профилактикой в социальной педагогике понимается, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: 1) предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска; 2) сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; 3) содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

В работе социального педагога образовательного учреждения представлены два вида профилактики :

1) первичная – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения;

2) вторичная – комплекс медицинских, социально-психологичес-ких, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической помощи и поддержки подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Профилактическая направленность воспитательной работы социального педагога в школе поддерживается деятельностью кружковых объединений, школьного совета профилактики, психолого-педагогической службы, межведомственным сотрудничеством, развитием в учебном заведении системы дополнительного образования, созданием клубов неформального общения, подготовкой и проведением воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел, социально-педагогических акций, индивидуальной работой с неблагополучными семьями.

Кроме того, принято различать общую и специальную профилактику .

1. Общая профилактика рассматривается как совокупность мер, направленных на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий, направленных на содействие семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей у школьников, занятости социально ценной деятельностью во внеучебное время.

Она предполагает осуществление предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка, либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в первый класс на базе детского сада как профилактика отклонений в поведении, связанных с проблемами в обучении и кризисом семи лет).

2. Специальная профилактика включает коррекционно-реабилита-ционные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту их от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Эта система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида и др.

В работе социального педагога можно выделить несколько направлений профилактической деятельности:

1. Профилактика девиантного поведения детей и подростков – использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в поведении. Это совокупность государственных, общественных, социально-медицин-ских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

2. Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

3. Социально-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ рассматривается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т.д.).