Скачать презентацию по теме имя числительное. Имя числительное. древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. первыми именами стали числительные. и если в крестьянской. Простые и составные числительные

Задачи1) Вспомнить и повторить
материал по теме «Имя
числительное»;
2) Провести викторину про
числа;
3) Создать презентацию,
объединив весь материал.

Имя числительное – это?

Имя числительное – это
самостоятельная часть речи,
которая обозначает число,
количество предметов, порядок
их при счёте и отвечает на
вопросы сколько? Который?
(какой?).

Разряды числительных по значению

Имя числительное
Целые
(пять, семь)
Количественные
числительные
Порядковые
Числительные
(первый, десятый)
Дробные
(две третьих, ноль
целых три десятых)
Собирательные
(двое, семеро,
оба, обе)

Количественные числительные

Количественные числительные
обозначают количество предметов
или отвлечённое число и отвечают на
вопрос сколько?
Начальная форма – Именительный
падеж.
Количественное числительное может
быть любым членом предложения.
Сочетание количественного
числительного (в И.п. и В.п.) с
существительным (в Р.п.) является
одним членом предложения.

Целые числительные

Обозначают целые числа.
Все целые числительные изменяются по
падежам, но не имеют рода, кроме один
и два, и числа, кроме один.
Если один употребляется с
существительными, которые могут иметь
форму множественного и единственного
числа, то оно перестаёт быть
числительным и приобретает значение
частицы только.

Дробные числительные

Дробные числительные называют не
целые числа.
Все они, кроме полтора и полтораста,
составные. Состоят из количественного
(числитель дроби) и порядкового
(знаменатель дроби) числительных. В
состав дробных числительных могут
входить существительные могут входить
существительные ноль и целое. Это
смешанные числительные.
В предложении сочетание дробных
числительных с существительными
является одним членом предложения.

Собирательные числительные

Пятеро котят
Обозначают определённое
количество предметов, как одно
целое.
Все собирательные числительные,
кроме оба (обе) образуются от
количественных числительных с
помощью суффиксов –ер-, -ой-.
Собирательные числительные
употребляются с:
1) существительными,
обозначающими людей мужского
пола;
2) существительными,
обозначающими детей;
3) с существительными,
обозначающими детёнышей
животных;
4) существительными,
обозначающими парные предметы;
5) с местоимениями нас, вас, их.
В предложении сочетание
собирательного числительного с
существительными является одним
членом предложения.

Порядковые числительные

Называют номер предметов при их счёте.
Порядковые числительные, кроме первый и
второй, образуются от количественных.
Они, как и прилагательные, изменяются по
родам, числам и падежам.
В предложении порядковые числительные
обычно являются определениями.

Имя числительное
Простое
Сложное
Составное

Разряды числительных по строению

Простое числительное – это
слово с одним корнем.
Сложное числительное – это
слово с несколькими корнями.
Составное числительное
состоит из нескольких слов,
каждое из которых может быть
как простым, так и сложным.

Орфограммы

Слова одиннадцать, миллион,
миллиард пишутся с удвоенной
согласной.
Числительные от 5 до 20 и 30 пишутся с
ь на конце.
Числительные от 50 до 80 и от 500 до
900 пишутся с ь в середине слова.
Если порядковое числительное есть в
составе названий праздников или
знаменательных дат, то оно пишется с
прописной буквы. Если числительное
написано цифрой, то с прописной буквы
пишется следующее за ним слово.
Девятое мая, 9 Мая.

Склонение количественных числительных

Падеж 2 - 4
5–20,
30
40, 90, 50-80
100
200-400
500-900
И.п.
два
пять
сорок
пятьдесят
двести
пятьсот
Р.п.
двух
пяти
сорок
а
пятидесяти
двухсот
пятисот
Д.п.
двум
пяти
сорок
а
пятидесяти
двумстам
пятистам
В.п.
два
пять
сорок
пятьдесят
двести
пятьсот
Т.п.
двумя пятью сорок
а
пятьюдесятью двумястами пятьюстами
П.п.
двух
пятидесяти
пяти
сорок
а
двухстах
пятистах

Склонение числительных

Склонение порядковых числительных.
У составных порядковых числительных
склоняется только последнее слово. Окончание
формируется по тому же принципу, что у
относительных прилагательных.
Склонение собирательных числительных.
Собирательные числительные склоняются по
тому же принципу, что прилагательные
множественного числа.
Склонение дробных числительных.
Изменяются по падежам обе части в
соответствии со склонением количественных и
порядковых числительных. Вторая часть
склоняется как порядковое числительное во
множественном числе. При обозначении
количества существительное при дробном
числительном употребляется в родительном
падеже.

пара. Один в поле не воин. Без
четырех углов изба не рубится.
Семеро одного не ждут. За семью
морями. Одна нога тут, другая -
там. Одна голова на плечах. Один
пашет, а семеро руками машут.
Конь о четырех ногах, да и то
спотыкается.

Северо-Казахстанская область

район имени Габита Мусрепова

КГУ «Чистопольская средняя школа»

Урок русского языка

в 6 классе

Тема: «Имя числительное как часть речи»

Учитель: Стрекозина Татьяна Алексеевна

Тема урока: Имя числительное как часть речи.

Цель: Ознакомление учащихся с историей происхождения, общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного.

Задачи: 1) формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением; 2) развивать умение производить синтаксический разбор предложения; развивать речь учащихся; 3) способствовать развитию познавательного интереса к предмету; воспитывать уважительное отношение к богатству образного русского языка.

Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Оборудование: слайдовая презентация, рисунки учащихся, ракетки для этапа рефлексии, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

I .Оргмомент, повторение изученного: Здравствуйте, ребята! В течение нескольких уроков мы с вами изучали тему «Имя прилагательное как самостоятельная часть речи». И прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте немного повторим. 3 ученика будут работать по карточкам, а пока они работают, проведём нашу традиционную орфографическую разминку «Немой диктант»:

1) Сколько букв Н: две или одна?

Овсяное печенье, картинная галерея, ветреная погода, оловянный солдатик, лебединая песня, соломенная крыша, деревянный брус, карманные часы, нефтяная скважина, ремесленное училище.

2) Слитно или раздельно? (Не с прилагательными)

Нелепый вопрос, неглубокий овраг, не широкая, а узкая река, ненастная погода, далеко не удачный ответ, неинтересный фильм, вовсе не единственное решение, не высокий, а низкий кустарник, нежданный гость.

Карточки для индивидуальной работы:

1.Спишите, вставляя Н или НН:

Глиня…ый кувшин, ржа…ой хлеб, соловьи…ая трель, маши…ое масло, стекля…ая ваза, листве…ый лес, традицио…ые блюда, ветре…ая погода, лу…ая ночь.

2. Спишите, раскрывая скобки:

(Не)широкая река, (не)брежный почерк, вовсе (не)интересный фильм, (не)чаянная встреча; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)трудная задача.

II . Переход к изучению новой темы, сообщение темы и целей урока.

Синтаксическая пятиминутка: На землю выпал первый пушистый снежок и укрыл её мягким одеялом. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., осложнено однор. сказуемыми).

Слово учителя: Итак, ребята, в предложении, которое вы разбирали, вам встретилась новая для вас часть речи – имя числительное (первый ).

Слайды №1и 2.

Вы учитесь уже в шестом классе, и все эти годы практически на всех уроках: математике, географии, истории и даже физкультуре вы постоянно сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. Даже на уроках русского языка, когда вы записываете число, номер упражнения, когда я прошу вас найти в учебнике какой-то параграф или какое-то упражнение, вы, сами того не подозревая, регулярно обращаетесь к числительным. И в своей повседневной жизни вы тоже не можете обойтись без этой замечательной, незаменимой части речи. Давайте на минуту представим, что было бы с нами, если бы вдруг исчезли числительные.

(Ответы учеников).

Итак, в стране Морфологии, изображённой на карте (слайд №3) есть ещё одна, пока ещё не изученная вами часть речи – имя числительное. А откуда взялась эта часть речи, когда она появилась в русском языке? Об этом вам расскажут ребята, которые нашли интересные факты из истории числительных.

III . Сообщение 4 подготовленных учеников «Из истории возникновения числительных»

(слайды №4,5,6)

1 ученик: Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далёкий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зёрнами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далёкий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять и т.д. В древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное.

2 ученик: Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные. Выделение числительного как части речи начинается с 14 века, в 17 веке такая часть речи уже, бесспорно, есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с 18 века числительное окончательно оформляется как часть речи. В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть, семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча. Все остальные слова образовались из комбинации приведённых выше слов. Большое количество обозначалось с помощью слов тьма, легионъ, ворон, колода, леодръ.

3 ученик: Числительные – очень интересная категория слов. Что же это такое? Этот интересный вопрос заставляет нас обратиться к истории языка. Например, все мы знаем, что, начиная с одиннадцати и кончая двадцатью и тридцатью, числительные имеют необычное сочетание - ДЦАТЬ - , которое в других числительных не встречается. Числительные второго десятка создавались на основе уже имеющихся первых десяти, что как нельзя лучше говорит о действии закона экономии. Наши предки считали: один на десяте, т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние трёх слов в одно и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать.

4 ученик: А вот история слова миллион ещё интереснее. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова «мили», означающего «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ИЩ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову ТЫСЯЧИЩА.

IV . Изучение нового материала.

1) Чтение эпиграфа:

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

П.Чесноков.

2) Исследовательская работа: слайд №9. Задание : письменно ответьте на вопросы, поставьте вопросы к числительным. Что они обозначают?

Вывод: слайд №10

3) Чтение теоретического материала в учебнике – параграф 49(стр.215)

Слайд№11

V . Закрепление изученного.

1) Числительные каких разрядов употребили поэты в своих стихотворениях?

(слайд №12) – 1 группа (+)

2 группа – упражнение №704 «Кто ищет – тот найдёт!»

2) Слайд № 13 : Выпишите в 3 столбика числительные, которые обозначают:

Число

Количество предметов

Порядок предметов при счёте

3) Слайд №14 : Числительные в названиях книг. А можете ли вы добавить свои примеры? Можно привести в качестве примеров и названия фильмов. Конкурс «Кто больше?»

(Возможные варианты ответов:

«Пятый элемент», «Седьмое путешествие Синдбада», «Два капитана», «Четыре танкиста и собака», «Белоснежка и семь гномов», «Три богатыря», «Пираты двадцатого века», «Двенадцать стульев», «Две судьбы» и т.д.)

4) Определение синтаксической роли числительных: слайд №15

5) Слайды №16, 17, 18 : Пять или пятёрка. Какая разница? Задание: определите части речи.

6) Решите ребус: слайд № 19 .

7) Употребление числительных в пословицах, поговорках, загадках, фразеологизмах:

Слайд №20 «Найдите продолжение пословицы», упр. №706 «В гостях у загадок»: выписать словосочетания с числительными, определить разряд числительных.

Выставка рисунков учащихся, проиллюстрировавших пословицы, поговорки, фразеологизмы.

VI . Обобщение: стр.218 в учебнике

*Что я узнал (а)?

*Чему я научился (лась)?

VII . Рефлексия: Выразите своё отношение к сегодняшнему уроку с помощью ракеток:

*Урок понравился, было интересно;

* Урок не понравился, тему не понял.

VIII .Домашнее задание: параграф 49, 1группа (+) - № 705; 2 группа (-) - № 708.

IX . Подведение итогов урока, выставление оценок.

ЦЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ: 1. Повторить изученное об имени числительном правописание и склонение в устной и письменной речи; 2. Обратить внимание на роль числительных в речи; 3. Закрепить навыки употребления числительных в речи; 4. Обогащать свой словарный запас. его

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ: 1. Понятие о числительном, грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. 2. Простые, сложные и составные числительные. 3. Количественные числительные. 4. Склонение количественных числительных. 5. Синтаксические особенности количественных числительных. 6. Собирательные числительные. 7. Порядковые числительные. 8. Дробные числительные. 9. Образование от наречий слов других частей речи. Правописание этих слов. 10. Некоторые особенности употребления числительных. 11. Морфологический разбор имени числительного. Склонение числительных. Правописание числительных – в каждом билете.

1. ПОНЯТИЕ О ЧИСЛИТЕЛЬНОМ. Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? , который? (какой?) Например: Насте десять лет (сколько лет Насте?). Оля перешла во второй класс (в какой (который) класс перешла Оля?). Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счёте. По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда: 1) количественные числительные (пять, двадцать семь, пятьдесят); 2) порядковые числительные (восьмой, двести тридцать четвёртый). Морфологические признаки числительных. Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два). Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. Начальная форма количественных числительных – форма им. п. : первый, пятый, сотый. Синтаксические признаки числительных. Количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного (в им. и вин. п.) с существительным (в род. п.) является одним членом предложения: Пять туристов остановились в мотеле. Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями: Третий дом справа, реже – сказуемыми: Даша – первая, Лена – вторая.

2. ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными. Простое числительное – это слово с одним корнем: два, пять, второй, пятый и др. Сложное числительное – слово с несколькими корнями: восемнадцать, шестьдесят, семьсот, трёхсоттысячный. Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок пять, сто шестьдесят три; сорок пятый, сто шестьдесят третий. Правило 1: Слова одиннадцать, миллион, миллиард пишутся с удвоенной согласной. Правило 2: Числительные от пяти до двадцати и тридцать пишутся с Ь на конце (так же как существительные 3 -го склонения кость, тень): пять, пятнадцать, двадцать. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать Ь не пишется. Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 пишутся с Ь в середине слова в им. и вин. п. : пятьдесят, семьсот.

3. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. Количественные числительные обозначают количество предметов (три карандаша, семь человек) или отвлечённое число (два, тридцать четыре) и отвечают на вопрос СКОЛЬКО? Количественные числительные изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один). Числительное один в форме мн. ч. может употребляться с существительными, имеющими только форму мн. ч. : одни очки, одни ножницы, одни сани, а также с существительными, обозначающими одну пару предметов: одни носки, одни туфли, одни перчатки. Если слово одни употребляется с другими существительными, то оно перестаёт обозначать число, перестаёт быть числительным, а приобретает значение частицы только: В пенале лежат одни карандаши (только карандаши). Дома остались одни дети (только дети). В устной речи числительное один, как правило, опускается: Маша купила килограмм лука и два килограмма моркови.

4. СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. Числительное один согласуется с существительным в роде и падеже и склоняется как прилагательное: один день, одного дня, одному дню, один день, одним днём, об одном дне. Числительные два (две), три, четыре имеют особые формы: два, три, четыре; двух, трёх, четырёх; двум, трём, четырём; два (двух), три (трёх), четыре (четырёх); двумя, тремя, четырьмя; о двух, о трёх, о четырёх. Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительное степь 3 -го склонения. Числительные сорок, девяносто, сто при склонении образуют две формы: в им. и вин. п. – сорок, девяносто, а в остальных падежах – сорока, девяноста, ста. При склонении сложных количественных числительных 50 – 80, 200 – 900 изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они как одно слово. Это означает, что сложные числительные имеют два окончания: двумстам. При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово: сто двадцать четыре, ста двадцати четырёх, ста двадцати четырём, ста двадцатью четырьмя, о ста двадцати четырёх.

Падеж 50 – 80 И пятьдесят двести четыреста пятьсот Р пятидесяти двухсот четырёхсот пятисот Д пятидесяти двумстам В пятьдесят Т П 200 - 400 500 - 900 четырёмстам пятистам двести четыреста пятьсот пятьюдесятью двумястами четырьмястами пятьюстами (о) пятидесяти (о) двухстах (о) четырёхстах (о) пятистах

5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. Количественные числительные могут употребляться без существительных. В этом случае они обозначают отвлечённые числа: Три и семь – десять. Трижды три – девять. Часто количественные числительные обозначают число каких-то предметов, в этом случае они сочетаются с существительными. 1. Если числительные стоят в им. п. (или в сходном с ним вин. п.) то существительные зависят от числительных: числительное управляет существительным. При числительных два, три, четыре (а также при числительных, оканчивающихся на 2, 3, 4, 33, 44 и др.) существительные ставятся в род. п. ед. ч. При всех остальных числительных (от пяти и выше) существительные имеют форму род. п. мн. ч. : два брата, пять братьев. 2. Если числительное стоит в любом падеже, кроме им. п. (или сходного с ним вин. п.), то числительное зависит от существительного и согласуется с ним. Вопрос задаётся от существительного к числительному.

6. СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. К количественным числительным близки числительные, которые обозначают определённое количество предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, оба (обе). Эти числительные называются собирательными. Собирательные числительные, кроме слова оба (обе), образуются от количественных числительных с помощью суффиксов –ер-, -ой-: пять – пятеро, семь – семеро, два дво, три – тро. Собирательные числительные употребляются с существительными: 1) обозначающими людей мужского пола: пятеро мужчин, трое друзей; 2) обозначающими детёнышей: пятеро котят; имеющими только форму мн. ч. или обозначающими парные предметы: трое ножниц, двое перчаток (две пары перчаток). Собирательные числительные склоняются как имена прилагательные во мн. ч. : И. пятеро; Р. пятерых; Д. пятерым; В. Пятерых (или пятеро); Т. пятерыми; П. (о) пятерых В предложении сочетание собирательного числительного с существительным является одним членом предложения: Пятеро учеников убирали класс.

7. ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. Порядковые числительные называют порядковый номер предметов при их счёте: первый том, второй том, … тринадцатый том. Порядковые числительные, кроме слов первый и второй, образуются от количественных: три – третий, пять – пятый, сто – сотый. Порядковые числительные похожи на прилагательные: они, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются порядковые числительные как прилагательные (ср. : И. четвёртый – новый, Р. Четвёртого – нового, Д. четвёртому – новому, В. как И. или как Р. , Т. четвёртым – новым, П. (о) четвёртом – новом). В предложении порядковые числительные, так же, как и прилагательные, обычно являются определениями. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово. И. тысяча девятьсот девяносто восьмой; Р. тысяча девятьсот девяносто восьмого; Д. тысяча девятьсот девяносто восьмому и т. д. Правило: если порядковое числительное есть в составе названий праздников или знаменательных дат, то оно пишется с прописной буквы: Девятое мая. Если числительное написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово: 9 Мая.

8. ДРОБНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. Дробные числительные называют не целые числа. Этим они отличаются от других числительных. Дробные числительные, кроме слов полтора и полтораста, составные. Они состоят из количественного (числитель дроби) и порядкового (знаменатель дроби) числительных: две третьих, восемь десятых. В состав дробных числительных могут входить существительные ноль целых три десятых, пять целых две сотых. Это СМЕШАННЫЕ числительные. В предложении сочетание дробных числительных с существительными является одним членом предложения: Прошло полтора месяца. Дробные числительные полтора (полторы) и полтораста при склонении имеют две формы: И. , В. полтора ящика, полторы корзины; полтораста рублей; Р. , Д. , Т. , П. полутора ящиков, корзин; полутораста рублей.

Некоторые особенности употребления числительных: 1. В сочетаниях числительных с существительными имеет значение порядок слов. Для сравнения: В классе – тридцать человек (точное количество). В классе – человек тридцать (приблизительное количество). 2. Можно сказать два ученика и двое учеников (оба варианта равноправны). Но нужно говорить две ученицы (двое учениц – неправильно). 3. В современной устной речи наблюдается стремление упростить склонение составных числительных. Вместо двумстам восьмидесяти трём человекам часто говорят «двести восемьдесят трём человекам» . Такое употребление противоречит литературной норме.

Класс: 6

Презентации к уроку





Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.





Назад Вперёд

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Цель: формирование представления о понятии числа, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, знакомство с разрядами имен числительных.

Задачи:

  • образовательная: дать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи, сформировать представление об отличительных признаках числительного;
  • развивающая: расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные;
  • воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории.

I) Организационный момент.

II) Проверка домашнего задания.

III) Работа по теме урока.

1) Актуализация знаний.

Прочитайте следующее предложение (предложение записано на доске):

Десятого сентября пятеро школьников посадили во дворе девять лип, двенадцать берез и двадцать два куста жимолости.

Спишите предложение в тетрадь, начертите его схему и над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.

Попробуйте найти в предложении числительные.

На какие вопросы отвечают слова “десятого”, “пятеро”, “девять”, “двенадцать” и “двадцать два”?

Что обозначают эти слова?

Для чего они нужны в предложении?

2) Презентация 1 “Великая страна числительных”.

Что же это за великая лингвистическая страна, где живут числительные? Об этом нам расскажет презентация.

1 слайд. В этой стране живет очень много граждан, и каждый из них имеет свой дом.

2 слайд. Называется эта страна “Числяндия”, о чем свидетельствует буква “ч” на гербе государства.

3 слайд. Управляет всем королева числительных, которую зовут Нуллия. Именно она ввела закон, по которому числительным может называться тот, кто свое имя может записать не только буквами, но и цифрами.

4 слайд. Столицей Числяндии является Числоград – большой современный город, в котором царят закон и порядок, как, впрочем, и во всей Числяндии.

Вспомните закон, который помогает отличать числительные от других частей речи.

А всегда ли числительные были отдельной страной?

3) Сообщение из истории имени числительного.

Числительные в русском языке появились как отдельная часть речи позже других частей речи. Первоначально древнерусский язык обходился совсем без числительных, да и цифры нужны не были – для обозначения цифры или числа использовались буквы алфавита, выделяемые на письме двумя точками по бокам и особым знаком “тильда”. Однако вскоре происходит появление нескольких групп слов, которые позже назовут числительными:

группа от 1 до 4 – это были слова, которые походили на прилагательные и изменялись по родам, числам и падежам;

группа от 5 до 10 была представлена существительными женского рода, изменяющимися по числам и падежам;

100 – это было особое слово, которое изменялось как существительное;

группа от 11 до 19 имела сложный состав, произошедший от сочетания слов “один на десять”, “два на десять” и т.д.;

группа 20, 30 – 80 образовалась также из словосочетаний “два десять”, “три десять” и т.д.;

40 – особое слово, которое использовали сначала для названия мешка с данью, в который умещалось ровно сорок беличьих шкурок.

И только к 15-16-му в.в. числительные формируются как особая самостоятельная часть речи.

4) Проверка первичного восприятия материала.

Запишите слова, которые вам будут продиктованы, и укажите над ними части речи.

Удвоить, шестерка, четверг, восьмидесятый, четырехкратный, семиместный, четырежды, шестизначный, пятидневный, двойка, впятером, девятый, тринадцать, сороконожка, один, единица, уединиться, двое, вдвоем, два, тридцать два, трехлетний, утроить, пятак, пятеро.

5) Работа с учебником. Фронтальная беседа.

Прочитайте правило в учебнике об именах числительных.

Что вы узнали из правила о числительном?

Дайте определение имени числительному как части речи.

На какие два разряда делятся числительные?

Как отличить порядковые числительные от количественных?

Приведите примеры числительных, указывая их разряд.

В стране числительных царит порядок, и каждый гражданин знает свои обязанности и права, поэтому количественные числительные обозначают количество предметов, а порядковые называют порядок при счете.

Но количественные числительные оказались очень дисциплинированными и разделили между собой обязанности более четко, поэтому среди них выделяется три группы по значению.

6) Презентация 2 “Имя числительное”.

1 слайд. А какие это группы и в чем состоят их обязанности, мы узнаем из презентации “Имя числительное”.

2 слайд. Количественные числительные делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.

3 слайд. Целые обозначают целые числа, а дробные – дробные числа. Приведите свои примеры целых и дробных числительных.

4 слайд. Собирательные числительные обозначают группу предметов как единое целое, как бы “собирают” предметы.

5 слайд. А вот и уже знакомые вам порядковые числительные. Их мы используем, чтобы указать порядок предмета при счете.

Что нового вы узнали о числительном из презентации?

Приведите примеры собирательных числительных.

IV) Закрепление изученного материала.

1) Составление словосочетаний с использованием числительных.

Составьте и запишите с указанными словами словосочетания “существительное + числительное”, отметьте главное слово и укажите разряд числительного.

Трое, пятидесятый, сто, четверо, одиннадцать, сорок восьмой, три четвертых.

2) Определение синтаксической роли числительного в предложении.

Запишите предложения и выделите числительные как члены предложения.

Сорок делится на четыре. Семью семь – сорок девять. Вышел пятый номер газеты.

Шестеро щенят бегали по двору. Две третьих учеников учатся хорошо. Это было в семнадцатом году.

Каким членами предложения может быть числительное?

3) Самостоятельная работа.

Выполните задание на карточках.

1 карточка. Спишите предложения, найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.

Мама купила десять яиц. Мальчик съел неполный десяток яиц. Вошел восемнадцатилетний юноша. В восемнадцать лет жизнь только начинается.

Среди номеров не было семерки. Семеро друзей отправились в поход.

2 карточка.

Учитель поставил ученику двойку за ответ. В два часа дня состоится концерт.

Москва – город с двенадцатимиллионным населением. Двенадцатый номер журнала всех заинтересовал. Мы сложили лист бумаги втрое. Три пятых листа было исписано.

3 карточка. Спишите предложения, найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.

Пятерка гребцов одержала победу в соревнованиях. Пятеро спортсменов получили медали. Сорокаметровый трамплин был построен к олимпиаде. Сорок километров - дистанция марафонцев. Двадцать третьему спортсмену предстояло пробежать марафон. Двадцатитрехлетний чемпион установил рекорд мира.

V) Подведение итогов.

С кокой частью речи вы сегодня познакомились?

Что вы узнали о числительном как о части речи?

Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры.

Как отличить числительное от других частей речи?

VI) Домашнее задание.

Написать текст на тему “Олимпийские игры” (не менее 5 предложений), используя в каждом предложении числительные.